В топ-10 самых комфортных для жизни крупных городов России вошли Краснодар и Сочи

Где комфортно жить в Москве

Удобство в понимании современных жителей мегаполиса — это безопасность и забота о здоровье, развитая инфраструктура и ежедневная экономия времени, близость к центру и тишина. А ещё, разумеется, красота и стиль. Как устроены самые комфортные города мира и что у них переняла Москва — разобрались в вопросе вместе с урбанистами (и выбрали лучшие места для жизни в российской столице).

В топ-10 самых комфортных для жизни крупных городов России вошли Краснодар и Сочи

Ещё больше полезной информации о жизни в современном городе мы собрали здесь. Что такое городской комфорт?«Там больше возможностей», «Можно работать за достойные деньги», «Дети получат хорошее образование» — так отвечают люди, когда их спрашивают о том, почему они решили переехать из небольшого города в мегаполис. Эти ответы можно объединить в один: в мегаполисе жить удобнее. Комфортная городская среда складывается из пяти факторов:

  • финансовой стабильности;
  • благоприятного состояния окружающей среды;
  • доступности образования;
  • доступности здравоохранения;
  • развитой инфраструктуры.

Очень важную роль в таких рейтингах играет качество природных ресурсов в городе — площадь озеленения, качество воздуха и воды, степень загрязнённости грунта. урбанист и энвайронментальный психологСостояние окружающей среды — один из двух ключевых факторов (второй — финансовая стабильность), за которые города получают максимальное количество баллов. В 2018 и 2019 годах первое место в рейтингах заняла Вена — и оба раза качество воздуха здесь оценивалось на максимальные 25 баллов. В первую десятку также вошли Сидней, Мельбурн, Токио, Торонто и другие города. Москва только на 68‑м месте, однако урбанисты считают, что такая невысокая позиция может быть связана с непрозрачностью данных: международным консалтинговым агентствам не всегда удаётся изучить актуальную статистику, измеряющую городской комфорт в российской столице. Есть и хорошие новости: аналитики включили Москву в список населённых пунктов, чьи показатели комфортности существенно увеличились за прошедшие пять лет. Психология большого городаО том, что жители крупных городов не знают своих соседей, не первое десятилетие говорят учёные и урбанисты. Оказывается, невозможность почувствовать себя «своим» в собственном районе приводит к развитию эмоционального дискомфорта и росту чувства тревоги. Этот факт проявляется лакмусовой бумажкой во всех важных общественных процессах и в поп‑культуре: об одиночестве жителей мегаполиса пели серьёзные музыканты и рассуждали героини сериала «Секс в большом городе». Но как завести друзей взрослому человеку, главный ресурс которого — время? Не станешь же подходить к незнакомцам на улице, чтобы просто поболтать. Урбанист и психолог Александр Акишин считает, что с решением этой задачи может помочь мультифункциональность современного жилья. Как в жилом комплексе Nagatino i‑Land, где первые этажи домов занимают кафе, отделения банков, медицинские центры и другие полезные сервисы, а школы и детские сады находятся в шаговой доступности. «Мультифункциональность очень важна для социализации, — говорит Акишин. — Она даёт возможность сформировать комьюнити, а ещё позволяет человеку не тратить время на то, что называется „еду в город“ — в центр, где сосредоточены важные услуги и сервисы. Всё это позволяет повысить качество жизни». Видимая и невидимая архитектура: две важные составляющие комфортаОдно из самых значимых условий комфорта для современного человека такое: должно быть тихо. Почему именно современного? Да потому что до промышленной революции в Западной Европе в XVIII–XIX веках городские улицы были относительно бесшумными: не грохотали заводы, а позже — автомобили и поезда. Измерять уровень шума и работать с ним стали уже в XX веке. Сейчас воздействие факторов окружающей среды на человека изучает энвайронментальная психология и уже известно, что шум провоцирует стресс. Шум — даже если он негромкий, а амбиентный, то есть «белый», — фактически постоянно загружает нашу нервную систему, вынуждая нас анализировать «входящий» звук. Это влияет на качества сна, способность отдыхать, концентрироваться на работе — и в конечном итоге негативно отражается на жизни людей. А город вынужден нести затраты на здравоохранение: люди чаще обращаются к врачам, берут больничный. По санитарным нормам, приемлемый уровень шума в жилом помещении равен 40–45 дБ днём и не более 35 дБ ночью. Конечно, добиться полного звукового комфорта в течение 24 часов вряд ли получится, но снизить уровень стресса можно: например, сократив время, которое тратится на дорогу до работы и любимых активностей. Жилой комплекс Nagatino i‑Land находится всего в 10 километрах от центра Москвы, на «зелёном острове», который занимает 15 гектаров между парками Коломенское, Тюфелева роща и Нагатинская пойма. А значит — тратить время на то, чтобы добраться до места, где можно побегать или покататься на велосипеде, не надо. Также для жителей комплекса предусмотрена подземная парковка, что позволяет применить удобную европейскую концепцию «двора без машин» — как в Вене или Токио. И ещё — красота вокруг. Даже тем людям, которые не относят себя к визуалам, важна возможность видеть красоту: будь то планировка собственной квартиры, архитектура двора или вид на реку из окна. «Это позволяет человеку сформировать чувство привязанности к пространству, заботы о нём, — говорит Александр Акишин. — И улучшить качество повседневной жизни». Посмотреть на жилой островСпециализированный застройщик «Нагатино‑1». Проектная декларация — на сайте nagatino‑iland.

Как рассчитывался индекс

При разработке методики оценки качества городской среды составители индекса руководствовались международным опытом, обращались к многочисленным исследования в области оценки городских территорий и попытках приведения систем к единой структуре.

При отборе индикаторов учитывались действующие общепризнанные международные документы в вопросах формирования комфортной городской среды, в том числе новая программа развития городов ООН-Хабитат 2030 (UN Habitat agenda 2030), Resilient City Policies, сформулированные специалистами ОЭСР.

Представленный в ноябре индекс качества городской среды — это мониторинг, в который были включены 36 индикаторов. «Каждый из них оценивался по десятибалльной шкале, — говорит глава Минстроя РФ Владимир Якушев. — Значения суммировались и составили итоговый индекс качества городской среды. Таким образом, города могли набрать максимум 360 баллов. Соответственно, в городах, набравших более 180 баллов, городская среда считается благоприятной».

О масштабности проделанной работы рассказывает заместитель генерального директора ДОМ. РФ, генеральный директор Фонда ДОМ. РФ Денис Филиппов: «При разработке методики оценки качества городской среды учитывался международный опыт мониторинга состояния городов. В частности, было проанализировано более 150 различных рейтингов, индексов и других систем оценки, рассмотренных в контексте актуальных проблем российских городов. Было выделено более 200 показателей, которые могут быть применимы в нашей стране и проанализированы на предмет возможности сбора данных. В работе с данными нам есть к чему стремиться, и следует перенимать опыт стран-членов ОЭСР, которые на регулярной основе выпускают статистический сборник, где представляется самая полная информация о странах и городах».

Матрица из 36 индикаторов сложилась из анализа шести разных типов городских пространств: жилья, уличной, общественно-деловой и социально-досуговой инфраструктуры, озелененных и водных пространств, а также общегородского пространства. Каждый из них оценивается по шести критериям: безопасность, комфорт, экологичность, идентичность и разнообразие, современность и актуальность среды, эффективность управления.

Для корректного составления шкал оценки индекса и их корректного сравнения все российские города разделены на десять климатических и размерных групп. Полученные значения индикаторов сравниваются только для городов, находящихся в одной группе. В каждой группе появляется свой лидер, показывающий лучшие значения для схожих с ним городов.

При отнесении города к соответствующей группе учитываются два показателя – географическое расположение города (неизменный фактор) и численность населения города (обновляется ежегодно по данным Росстата на 1 января года, предшествующего году проведения оценки).

По словам министра строительства и ЖКХ, к 2024 году количество городов с благоприятной средой должно стать не менее 676. А среднее значение самого индекса – составлять не менее 212 баллов. «Это та задача, которую мы должны совместно с регионами решить в ближайшие пять лет», — добавляет Владимир Якушев.

Зачем улучшать городскую среду в мире

Еще 200 лет назад население Земли составляло около 1 млрд человек. Сегодня эта цифра в семь раз больше. Вместе с ростом экономики, промышленности и науки росли и развивались города. К настоящему моменту в мире более половины всего населения планеты проживает в городах, и, по прогнозам экспертов, к концу века доля будет более 90%.

Резкий рост населения привел к необходимости расширения городов и способствовал появлению новых. Климатические условия, миграции, хаотичная застройка – все эти факторы привели к неоднородной картине пространств и необходимости их упорядочивать. В мировой практике неоднократно предпринимались попытки систематизировать городскую среду, прийти к ее осмыслению, чтобы найти оптимальные векторы для развития. И если на рубеже XIX-XX веков создавались теории развития городских пространств, основанные на существующем опыте, собственных наработках архитекторов и городских властей и порой футуристическом подходе, то технологическая база дала возможность использовать принципиально новую систему, базирующуюся на огромном массиве информации, статистике, больших данных и математических расчетах.

В 1977 году на конференции в канадском Ванкувере Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о создании Комиссии по населенным пунктам. Ее главной задачей стало содействие развитию международного сотрудничества в области населенных пунктов, жилищно-гражданского строительства и строительных материалов. В октябре 1978 года образовался Секретариат и исполнительный орган Комиссии ООН по населенным пунктам (Центр ООН по населенным пунктам — Хабитат). В 1996 году появилась так называемая «Повестка дня Хабитат», которая обозначила всемирный план действий по устойчивому развитию.

Эксперты предупреждали, что при отсутствии надлежащего планирования рост городов может привести к усилению социально-экономического неравенства, а также крайне негативно повлиять на окружающую среду, а мегаполисы являются локомотивом экономического роста и поэтому могут сыграть лидирующую роль в достижении Целей устойчивого развития. В связи с этим в ООН призвали государства разрабатывать и внедрять современные и эффективные подходы к развитию городов.

Зачем это надо России

В нашей стране ситуация с неоднородной городской средой стала следствием массовой индустриальной застройки ХХ века. И даже сегодня новые районы, которые составляют 28% жилого фонда страны, до сих пор строятся по советским нормам и воспроизводят с незначительными изменениями советский типовой микрорайон, хотя потребности жителей страны уже давно и значительно изменились.

Назрел вопрос о комплексном подходе в решении проблем на территории всей страны, результатом которого стал проект «Жилье и городская среда», где одним из пунктов значится повышение качества последней на 30%. Но чтобы понять исходную точку, необходимо было определиться с системой координат, которая позволяла бы показать реальную ситуацию состояния среды во всех 1,117 городах России. Поэтому в 2017 году Минстрой России, ДОМ. РФ и КБ «Стрелка» приступили к реализации проекта по составлению индекса качества городской среды и презентовали пилотный проект. В первоначальной версии было 90 городов, на примере которых авторы индекса апробировали механизмы масштабного мониторинга.

Идеи для города

Датский урбанист Ян Гейл, известный своей исследовательской работой во многих городах мира, сформулировал ряд универсальных идей, используя которые можно добиться высоких результатов в области развития городской среды и повышения комфорта жизни в городе.

Потребность в пространстве

Один из индикаторов качества городской среды по Гейлу – желание людей проводить время на улице и в общественных пространствах. Если среда некомфортная – все сводится к обязательным действиям (путь от дома до работы/школы/магазина). Но хорошая окружающая обстановка стимулирует людей к активности и способствует улучшению коммуникации.

Стимул к взаимодействию

Побочным продуктом индустриализации стала монотонность городов, их однотипность, что привело к низкой частоте контактов между людьми. В городе человек или один, или в толпе, но не «вместе с другими» – а это один из важнейших факторов, которые стимулируют социальное взаимодействие, творческую активность и многое другое. Это важнейший показатель «живого» города, который необходимо поддерживать на высоком уровне.

Комплексные решения

Гейл отмечает: если предложить человеку выбрать между прогулкой на пустынной или на оживленной улице, большинство людей в большинстве ситуаций выберет оживленную улицу. Если выбор будет между сидением на частном заднем дворе или во дворе с видом на улицу, то люди будут чаще выбирать двор с видом на улицу. При этом если для жизни вне зданий создать благоприятные условия путем грамотного проектирования городов и жилых районов, то может отпасть необходимость в дорогостоящих и часто неестественных попытках сделать здания интереснее и богаче, используя сильные архитектурные эффекты. В долгосрочной перспективе жизнь среди зданий намного важнее и интереснее, чем разбросанные в шахматном порядке строения из цветного бетона.

Пешеход важнее автомобиля

Сильная урбанизация городского пространства и большое количество высотных зданий имеют свои последствия. В таких городах каждый видит здания и автомобили и почти не видит людей, потому что пешеходное движение практически невозможно, а условия для пребывания в общественных местах около зданий крайне плохи. При наличии больших, но безличных пространств между зданиями существует не так много вариантов внешних видов деятельности. В таких условиях большинство жителей предпочитает проводить время дома перед телевизором. Но на первом месте должен быть пешеход – в таком случае развиваются пешие маршруты и общественные пространства, так как именно они становятся наиболее востребованными.

Удовольствие от жизни в городе

Обычные ситуации и места, в которых живут повседневной жизнью, должны стать центром внимания и усилий. Возможность легко перемещаться или находиться в городах и жилых районах, возможность получать удовольствие от мест, зданий и городской жизни, возможность встречаться и собираться с другими людьми – фундамент для хороших городов и проектов сейчас, как и в прошлом. Важность этих требований не может быть переоценена. Их цель – стремление к лучшей и более полезной структуре ежедневной деятельности.

Адаптация решений

Развитие городов неотделимо от тенденций развития общества. Дважды, начиная со Средневековья, радикально менялись основы городского проектирования. Первое произошло во время Ренессанса. Специальная группа профессиональных проектировщиков принимала работу по строительству городов и развивала теории и идеи о том, какими города должны быть. Город больше не был просто инструментом, он стал произведением искусства, задуманным и выполненным как единое целое. Пространственные эффекты, здания и художники, которые сформировали их, взяли верх.

Второй важный шаг в развитии основ проектирования произошел примерно в 1930 г. – это функционализм. В течение этого периода физическо-функциональные аспекты городов и зданий были развиты как измерение проектирования, независимо от эстетики и в дополнение к ней.

Каждый из подходов имел как плюсы, так и минусы. С тех пор поменялись составы семей, внутригородская логистика и многое другое, и эти изменения необходимо учитывать. Сегодня важно соблюдать баланс и помнить о том, что города должны объединять людей, способствовать их развитию и комфорту.

Урок 4. Городское пространство

За предыдущие три урока мы с вами разобрались, какие бывают города, как могут быть организованы застройка, расположение домов, улиц и дорог, каковы варианты транспортного сообщения внутри города и как должна выглядеть транспортная инфраструктура.

Таким образом, мы уже имеем базовое представление об основных элементах городского пространства. И уже поняли, что понятие городского пространства намного шире, чем жилые дома, рабочие места и транспортные коммуникации. В этом уроке мы более полно разберем, что же такое городского пространство.

Цель урока: разобраться, что представляет собой городское пространство, как происходит формирование комфортной городской среды, что такое «умный город» и какие составляющие для этого необходимы. Изучив урок, вы поймете, из чего складывается городское пространство и что нужно, чтобы городская среда стала комфортной.

  • Что такое городское пространство?
  • Городская среда и социология города
  • «Умный город»
  • Проверочный тест

Итак, перейдем к уроку, и для начала разберемся, что входит в понятие «городское пространство».

Городская среда и социология города

Итак, мы разобрались, что такое городское пространство. Тогда что же такое городская среда? В какой-то степени понятия «городское пространство» и «городская среда» пересекаются, но в то же время не являются тождественными. В самом общем виде, городская среда – это комплекс условий, созданных человеком и природой и предопределяющих уровень и качество жизни в городе.

Город за полярным кругом всегда не слишком комфортен примерно 7-8 месяцев в году из-за погоды, даже если там прекрасные здания и налаженная система городского транспорта. И даже если там, как в городе Рьюкан (Норвегия), установят большие зеркала, которые будут направлять лучики солнечного света («солнечных зайчиков») на центральную площадь погруженного в полярную ночь города:

А где-нибудь на Средиземном море чувствуешь себя комфортно почти всегда. Тем более что для самых жарких часов есть сиеста и кондиционер. Ученые различают несколько основных факторов формирования городской среды:

  • Антропогенные (созданные человеком).
  • Биотические (созданные живой природой).
  • Абиотические (созданные неживой природой).

В топ-10 самых комфортных для жизни крупных городов России вошли Краснодар и Сочи

В России такое понятие, как «городская среда обитания (проживания)» было разработано и введено в научный оборот «Российским союзом инженеров» и Министерством регионального развития и Федеральным агентством по строительству и ЖКХ. Это понятие ныне используется как базовое для оценки возможностей городской среды удовлетворить потребности горожан и оценки качества этой самой среды.

  • Доступность хорошего жилья.
  • Стоимость услуг ЖКХ относительно дохода.
  • Аварийность жилого фонда.
  • Качество водо- и энергоснабжения.
  • Пригодность улиц для прогулок.
  • Популярность пешеходной инфраструктуры.
  • Число камер видеонаблюдения.
  • Число уличных фонарей.
  • Уровень преступности.
  • Популярность ночной жизни.
  • Использование умных фонарей.
  • Использование технологии распознавания лиц.
  • Количество крупных фестивалей.
  • Разнообразие развлечений внутри города.

Конкретно в Москве реализуется собственная программа по созданию комфортной среды. Парки, дворы и скверы обновляются, а при возведении новых жилых комплексов принципы комфортной среды, в том числе для инвалидов, закладываются на уровне проекта. Как, например, в одном из ЖК, расположенных в бывшей промзоне:

В топ-10 самых комфортных для жизни крупных городов России вошли Краснодар и Сочи

В Европе традиции формирования комфортной городской среды намного более давние. Считается даже, что одним из величайших вкладов Европы в мир был ее особый способ понимания и восприятия городского общественного пространства и комфортной среды.

На протяжении тысячелетий Старый континент создавал города в человеческом масштабе, долгоживущие, но всегда динамичные, стремящиеся к культурному разнообразию и гражданскому сознанию своих жителей. Город – это физическая форма, наполненная нематериальными ценностями и мощным социальным, экономическим и историческим значением.

Учитывая проблемы, с которыми в настоящее время сталкивается все более урбанизированный мир, защита европейской модели города актуальна более чем когда-либо. Когда разрастание городов увеличивается с беспрецедентной скоростью, когда изменение климата в значительной степени является продуктом городской мобильности, а социальное расслоение в городах нарастает, общественное пространство обретает особую значимость.

  • Тротуары и дорожки в парках не должны раскаляться под воздействием жары, поэтому их делают из натурального камня, бетона, а в специально обустроенных зонах даже из дерева.
  • Деревья могут и должны защищать от солнца, ветра и дождя, поэтому высадка деревьев должна быть тщательно спланирована так, чтобы они «смыкались» кронами над пешеходными зонами.
  • Корни зеленых насаждений нужно защищать гравием либо оградой от стекающих с дорог и тротуаров химикатов, которыми дороги и тротуары обрабатывают зимой.
  • Массовые активности не должны нарушать покой жителей соседних домов. Для чего нужно предусматривать шумоизоляцию, в том числе с помощью зеленых насаждений.
  • Пространство должно быть универсальным и удобным для офисных служащих, родителей с детьми, студентов, пенсионеров, туристов, инвалидов. На улицах и в парках должны быть пандусы, а на городских пляжах – деревянные настилы для движения инвалидных колясок.
  • Для туристов и приезжих должны быть установлены указатели минимум на двух языках, государственном и английском, для удобства ориентирования.
  • Уличные фонари должны быть исправны и работать в течение темного времени суток.
  • Пространство должно быть приспособлено для различных активностей до самого позднего вечера, что автоматически уменьшает преступность и концентрацию асоциальных личностей в общественных местах (бомжей, алкоголиков).
  • Пространство должно быть удобно для работников, которые производят ремонт, уборку и поддерживают инфраструктуру в надлежащем состоянии. Поэтому нужно использовать материалы, которые легко отмываются от загрязнений.
  • В хорошем городе общественные пространства не похожи одно на другое.
  • При реконструкции нужно искать способы, как сохранить лучшее, что было у того или иного пространства, и как интегрировать традиции и современные технологии.

Разумеется, в рамках одного пространства реализовать сразу все вышеприведенные характеристики невозможно, да и незачем. По-настоящему комфортный город может предложить самые разные по виду и оформлению места общественного назначения. Тем не менее есть универсальные моменты. Например, использование экологичных материалов, которые не нагреваются слишком сильно под солнцем и легко отмываются от загрязнений.

Принципы комфортной среды:

  • Доступность.
  • Многофункциональность.
  • Безопасность.
  • Понятность и разборчивость.
  • Устойчивость (отсутствие ущерба экологии).
  • Идентичность.
  • Гибкость.
  • Адаптивность.
  • Интерактивность.

Под адаптивностью следует понимать способность быстро реагировать на меняющиеся потребности горожан, а гибкость – это способность возвращаться в исходное состояние после проведения какой-либо разовой активности (ярмарка, народное гуляние, концерт и прочее).

Интерактивность подразумевает вовлеченность горожан в общественную жизнь города. Другими словами, для них должны быть интересные события, у них должна быть возможность свободно туда попасть.

Разумеется, реализовать эту концепцию в уже состоявшихся городах с большой историей можно разве что в пределах отдельных районов. Однако существуют и города, построенные в полном соответствии с концепцией нового урбанизма «с нуля». Это, к примеру, Селебрейшн и Сисайд во Флориде (США):

В топ-10 самых комфортных для жизни крупных городов России вошли Краснодар и Сочи

В России примером нового урбанизма «с нуля» могут служить Город набережных, Опалиха-2 и Опалиха-3 в Подмосковье и Горки город в Сочи:

В топ-10 самых комфортных для жизни крупных городов России вошли Краснодар и Сочи

О чем еще стоит упомянуть, говоря о комфортной среде и социологии города? Это, конечно же, широко известная «теория разбитых окон». Суть в том, что, если социум терпимо относится к мелким правонарушениям и ничего не делает, чтобы быстро застеклить разбитое хулиганами окно, очень скоро в домах и общественных зданиях не останется целых стекол. А правонарушители, видя безнаказанность, как бы «получат добро» на более серьезные преступления, из-за чего городская среда станет совсем некомфортной.

Авторами теории разбитых окон являются американские социологи Джеймс Уилсон и Джордж Келлинг, впервые представившие ее в 1982 году. А в 1994 году эту теорию взял за основу своей деятельности мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани, начав беспощадную борьбу с мелкими нарушениями и незамедлительно устраняя последствия этих нарушений в виде разбитых окон и прочего. Нью-Йорк действительно стал комфортным и безопасным городом, хотя многие и сомневаются, что решающую роль сыграло именно применение этой теории, а не весь комплекс мер по благоустройству и борьбе с преступностью.

Однако, конечно, только полиция или только власть не сможет поддерживать порядок, если горожане будут равнодушны к тому, что их окружает. А чтобы вовлечь граждан в жизнь города, нужны удобное городское пространство, комфортная городская среда, которую захочется беречь всем и каждому, и научный учет потребностей горожан в рамках социологии города. Как видим, все процессы взаимосвязаны и взаимозависимы.

Но будем оптимистами, потому что сегодня все больше городов, где власть заботится об удобстве горожан, а «умный город» уже стал реальностью. Что это такое? Давайте посмотрим!

«Умный город»

Сегодня практически каждому знакомо словосочетание «умный дом». Это возможность управлять всей техникой и коммуникациями в доме дистанционно, установив специальное приложение на смартфон. Так, вы можете со смартфона отключить от электропитания розетку в комнате, если вдруг засомневались, что точно выключили утюг. Вы можете за час до прихода домой включить зимой отопление на полную мощность, чтобы вас встретило тепло домашнего уюта, но не в ущерб семейному бюджету, потому что система регулировки позволяет в свое отсутствие установить обогрев помещений на минимальную температуру в 14℃.

Как это все применимо в масштабах города? «Умный город» или smart city –
это тоже продукт интеграции информационных технологий и Интернета вещей. Первыми «ласточками» прогресса стали системы видеонаблюдения и распознания лиц, которые позволяют оперативно выявлять правонарушения, совершенные в городе.

Далее появилась автоматизация возможности обращения граждан через единый колл-центр, информирование о ходе ремонтных работ на объектах в режиме онлайн, функция обратной связи на официальных порталах городов, множество специальных приложений, позволяющих коммунальным службам контролировать и регулировать степень освещенности улиц города и многое другое.

Сегодня во многих больших городах не проблема в режиме онлайн выбрать подходящий по расположению детский садик для ребенка, узнать, к какой школе «приписан» ваш адрес и куда вести ребенка в первый класс. Для полноты понимания можно пояснить концепцию «умного города» примером Интернета вещей.

Конечно, пока сложно говорить о том, как скоро можно будет управлять через единое мобильное приложение всей инфраструктурой города по образу и подобию того, как можно управлять «умным домом». Однако множество интерактивных проектов в рамках идеи «умного города» тоже имеют свои плюсы, поскольку позволяют гражданам, заинтересованным в решении какой-то одной проблемы, сориентироваться быстрее, чем если бы пришлось разбираться со сложной структурой приложения, охватывающего все сферы жизни города.

И, разумеется, все это имеет смысл, когда реализованы принципы формирования комфортной городской среды, создание комфортных общественных пространств, когда социология города учитывает потребности горожан.

В интерактивном режиме контролируется заполняемость мусорных баков. Жителей стимулируют к раздельному выбрасыванию пластикового мусора собственной «валютой», точнее, «монетками», которыми можно реально рассчитаться в некоторых кафе. Из этого мусора потом по 3D-технологиям изготавливают скамейки и другие предметы городского экстерьера.

В топ-10 самых комфортных для жизни крупных городов России вошли Краснодар и Сочи

Топ-7 «умных городов» будущого:

  • Чэнду Великий город (Китай) – 80-тысячный город разместится всего на 1,3 квадратных километров, будет полностью пешеходным и снабжаться возобновляемыми источниками энергии.
  • Масдар-Сити (ОАЭ) – тоже на основе возобновляемых источников энергии, от пыльных пустынных бурь будут защищать специальные стены, а от зноя специальные «зонты»-накопители солнечной энергии.
  • Плавучий город-государство (Французская Полинезия) – проект свободной экономической зоны, не привязанной к территории и имеющей свою криптовалюту.
  • Умка (Россия) – город-электростанция в Северном Ледовитом океане с полностью самообеспечивающей инфраструктурой.
  • Хазарские острова (Азербайджан) – система из 41 острова в Каспийском море, где, помимо обычной инфраструктуры, будут трасса для «Формулы-1», аэропорт и бульвар на 150 километров.
  • Аэквория (Бразилия) – город, полностью сделанный на 3D-принтере. Строения посреди океана планируется стилизовать под медуз.
  • Океанская Спираль (Япония) – подводный город, безопасный во время цунами и землетрясений.

Разумеется, управлять всем этим великолепием будут при помощи цифровых технологий. Больше о концепции «умного города» можно узнать из интервью урбаниста Алексея Новикова:

Главные признаки «умного города»:

  • Человекоцентричность.
  • Управляемость по современным технологиям.
  • Доступность и открытость для людей и идей.
  • Прозрачность для желающих узнать нюансы городских решений.
  • Гарантия защиты персональных данных.
  • Основа на интегрированных службах и инфраструктуре.
  • Проактивность в обучении и развитии горожан.

Тест на усвоение материала урока

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

В следующем уроке речь пойдет о городском дизайне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *