В Томской области вырос индекс качества городской среды

15 ноября в 20. 00 завершилось голосование по отбору общественных территорий Рославльского городского поселения Рославльского района Смоленской области, подлежащих благоустройству в первоочередном порядке в 2022 году, в рамках реализации муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории Рославльского городского поселения Рославльского района Смоленской области»

– время проведения с 8-00 часов 13 ноября 2020 года до 20-00 часов 15 ноября 2020 года;
– форма голосования: интернет- голосование. – место проведения: Интернет голосование – на официальном сайте муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Минстрой России оценил качество городской среды для 1117 российских городов по итогам 2021 года. В Томской области индекс за год в среднем вырос на 8 процентов.

Индекс качества городской среды рассчитывается ежегодно Министерством строительства и ЖКХ РФ. При составлении индекса оценивается жилье, общественно-деловая и социально-досуговая инфраструктура и прилегающие к ним пространства, зеленые территории, набережные, уличная инфраструктура и общегородское пространство. Критерии оценки — безопасность, комфорт, экологичность, идентичность и разнообразие, современность среды и эффективность органов власти.

Максимальное количество баллов, которое может набрать город, — 360. При этом городская среда считается благоприятной, если индекс качества более 180 баллов. Для корректного сравнения города распределены по размерно-климатическим группам.

По итогам 2021 года средний балл в Томской области — 181, это на 8 % больше, чем в 2020-м (174).

Городами с благоприятной средой в регионе признаны Северск (201 балл, в 2020 году — 194) и Стрежевой (190 баллов, в 2020 году — 183). Томск сохранил позиции 2020 года со 180 баллами. Город Асино набрал 171 балл (152 в 2020-м), Колпашево — 165 (152), Кедровый — 180 (177).

За 2021 год доля российских городов с благоприятной средой выросла на 10 процентных пунктов — до 44 %. К 2024 году по проекту «Формирование комфортной городской среды» этот показатель должен достигнуть 60 %, к 2030 году — 80 %. Добавим, с 15 апреля по 30 мая Томская область присоединится к всероссийскому голосованию по благоустройству на 2023 год. Участие в нем примут жители всех 20 муниципалитетов, голосование пройдет на платформе za. gorodsreda

«Умный» город или автономные поселения, модульные капсулы или дома-коммуны? О том, какие инновационные технологии будут определять жизнь людей в ближайшие годы, рассказывает городской стратег Анастасия Железнова

В 2050 году около 75% населения земли будут жить в гигаполисах — эта цифра не раз звучала в докладах ООН, выступлениях городских исследователей и футурологов до начала пандемии. Один из самых масштабных примеров — Золотой треугольник Янцзы, в который входят Шанхай, Нанкин, Ханчжоу и еще несколько десятков китайских городов, население которых в общей сложности составляет более 100 млн человек. Менее крупные, но знаковые — агломерации Токио (больше 37 млн человек), Лондона (почти 14,2 млн человек), Москвы (свыше 20 млн человек), Мехико (20,9 млн человек) и Сеула (21,7 млн человек).

С началом мирового локдауна и закрытием городской инфраструктуры немалая часть людей стремится из городов уехать, потому что загородная жизнь безопаснее, дает больше свободы и не обременена цифровой слежкой. Один из самых известных философов современности Нассим Талеб предсказывает «новый локализм» и массовую миграцию в сельскую местность, потому что обеспеченным горожанам не нужно будет ездить на работу, все можно сделать онлайн. Но, несмотря на стремительную цифровизацию всех процессов (от образования и работы до досуга и отношений), рост зон доставки и простоту удаленных процессов, есть несколько факторов, которые создают преимущества жизни в городе, но уже не в таком, каким мы привыкли его видеть.

Главные изменения, которые нас ждут, — массовый поворот к модели 3P (Planet, People, Profit), вектор на создание компактного и здорового, а не только умного города и гибкость всех процессов.

Минстрой опубликовал результаты Индекса качества городской среды (ИКГС) за 2020 год. Общее количество городов с благоприятной городской средой достигло 375 из 1 116 исследуемых (33,6%), что на 18 городов больше, чем предусмотрено плановыми показателями нацпроекта «Жилье и городская среда».

В Томской области вырос индекс качества городской среды

Таким образом, среднее значение ИКГС по РФ за 2020 год составило 177 баллов (+4 к 2019 году) при плановом значении 176 баллов, уточнили в пресс-службе главного строительного ведомства страны.

Как ранее неоднократно информировал портал ЕРЗ. РФ, ИКГС был разработан Минстроем России совместно с ДОМ. РФ и КБ «Стрелка» в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда».

В Томской области вырос индекс качества городской среды

Индекс нацелен на периодический мониторинг разных типов окружающей среды в российских городах (от квартиры до общественно-деловых пространств) и принятие необходимых управленческих решений на основе итоговых данных таких типовых исследований.

В Томской области вырос индекс качества городской среды

Фото предоставлено компанией Брусника

ИКГС рассчитывается по 36 индикаторам, каждый из которых оценивается по шкале от 1 до 10 баллов. Их значения суммируются и составляют итоговый индекс. Если итоговая оценка превысит 180 баллов, городская среда считается благоприятной.

Для корректного сравнения все города распределены на 10 групп по размеру и климатическим условиям.

В Томской области вырос индекс качества городской среды

Напомним, что по итогам:

• 2018 года число российских городов с благоприятной средой составило 262 из 1 114 (23,5%), а среднее значение ИКГС — 163 балла;

• в 2019 году — соответственно 299 городов из 1 115 (26,8%) и 169 баллов.

Рост ИКГС до 177 баллов по итогам 2020 года свидетельствует об ускорении положительной динамики состояния городской среды.

К 2024 году в соответствии с плановыми показателями нацпроекта Индекс должен достигнуть отметки в 212 баллов.

В Томской области вырос индекс качества городской среды

«Повышение значения Индекса — это показатель системной работы региональных и городских команд по развитию комфортной среды своих городов», — отметил курирующий строительство вице-премьер Марат Хуснуллин (на фото).

Он напомнил, что сегодня перед Правительством стоит поставленная Президентом России важная цель по улучшению комфортности городской среды в 1,5 раза к 2030 году.

«Мы должны обеспечить не только количество, но и качество застройки», — подчеркнул Хуснуллин, пояснив, что ИКГС в этом смысле поможет эффективно контролировать ситуацию в отрасли.

В Томской области вырос индекс качества городской среды

Замминистра строительства и ЖКХ Максим Егоров (на фото) выразил надежду, что в последующие годы ИКГС продолжит расти, в том числе благодаря запуску общероссийской платформы по голосованию за благоустройство, которая, по его словам, «значительно упрощает участие граждан в решении вопросов формирования комфортной городской среды».

В Томской области вырос индекс качества городской среды

Заместитель генерального директора госкорпорации ДОМ. РФ, директор Фонда ДОМ. РФ Денис Филиппов (на фото) заметил, что уже реализованные проекты благоустройства, в том числе разработанные при участии ДОМ. РФ, существенно улучшили систему мониторинга окружающей среды во многих городах России.

«Это позитивные тренды, которые стоит в дальнейшем поддерживать», — подчеркнул Филиппов.

Другие публикации по теме:

Минстрой и ДОМ. РФ разработали руководство по повышению Индекса качества городской среды

Доля российских городов с благоприятной для жизни средой достигла почти 27%

Размер субсидий регионам будет зависеть от показателей индекса качества городской среды

Утверждена методика определения индекса качества городской среды, разработанная Минстроем

Индекс качества городской среды разработают до марта 2019 года

В Минстрое разработали систему критериев для финансирования городов

ДОМ. РФ и другие институты консолидируют усилия по развитию городов

В 2022 году при реализации регионального проекта «Формирование комфортной городской среды Санкт‑Петербург продолжит учитывать фактор  доступности при создании общественных пространств и объектов для маломобильных групп горожан. В частности, в этом году планируется третий этап благоустройства Бестужевского сада, преображение набережной реки Оккервиль и Муринской дороги (Новоохтинский парк).

В рамках проекта «Формирование комфортной городской среды» в нашем городе  уже не первый год общественные пространства создаются таким образом, чтобы в них могли комфортно отдыхать все горожане, в том числе люди с ограниченными возможностями здоровья, родители с маленькими детьми, пожилые петербуржцы. Чтобы спроектировать и построить современные качественные и удобные для маломобильных горожан объекты, ведется комплексная работа по взаимодействию со специалистами различных учреждений и научных центров.

В 2019 году преобразилась территория школы-интерната № 1 имени К. Грота на пр. Шаумяна. На ее территории под открытым небом появился «Сад ощущений». Объект был включен в Федеральный реестр лучших практик (проектов) по благоустройству, реализованных в субъектах Российской Федерации, а также стал победителем X Российской национальной премии по ландшафтной архитектуре. В том же году была благоустроена территории школы № 4 в Василеостровском районе Санкт‑Петербурга – специального образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В 2020 году выполнен первый этап благоустройства Бестужевского сада, который находится рядом с Федеральным научным центром реабилитации инвалидов им. Альбрехта. При взаимодействии архитекторов и специалистов научного центра здесь построена уникальная городская инклюзивная площадка, не имеющая пока аналогов в России. Проект был также признан лучшим в номинации «Лучший реализованный объект ландшафтной архитектуры социального назначения» по итогам XI Российской национальной премии по ландшафтной архитектуре – 2020. В 2021 году был реализован второй этап благоустройства Бестужевского сада – также с учетом доступности для маломобильных групп граждан.

Кроме того, в прошлом году преобразилась территория Центра социальной реабилитации инвалидов и детей инвалидов Красногвардейского района на Заневском проспекте. Этот центр посещают дети-инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата. При реабилитации таких детей особое место занимает адаптивный спорт. Поэтому при благоустройстве были созданы условия для занятий физической культурой, которые помогают человеку с ограниченными возможностями успешно интегрироваться в общество.

Разработка плана оборудования территории Центра выполнялась при взаимодействии с методистами, врачами и социальными работниками, чтобы максимально эффективно и комфортно расположить все элементы благоустройства. В частности, здесь появилась универсальная площадка для подвижных игр с мячом и площадки с тренажерами.

В данном проекте реализовался весь накопленный опыт благоустройства социальных учреждений, а за счет плотного сотрудничества с методистами и врачами уникальное пространство теперь позволяет детям-инвалидам не только пройти курс реабилитации, но и повысить свои навыки в спорте, а главное – с комфортом учиться каждый день чему-то новому.

Примером доступности для маломобильных горожан также может служить обновленная территория вдоль рек Охты и Оккервиль. В 2021 году здесь были оборудованы площадки различного назначения, созданы велодорожки, установлены малые архитектурные формы и детское игровое оборудование; посажены деревья, кустарники и многолетние цветы; восстановлен и устроен газон, организованы видовые площадки.

Потребности особенных детей также учтены в «Зима-лето» парке в Металлострое: на игровых площадках установлено оборудование, которое подходит и малышам с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В прошлом году «Зима-лето» парк превратился в единое досуговое пространство для горожан всех категорий с площадками различного назначения, зоной отдыха, пешеходными коммуникациями и зелёными насаждениями.

В 2021 году благоустроена территория, прилегающая к Федоровскому городку в Пушкинском районе Санкт‑Петербурга. При создании объекта учтены необходимые критерии беспрепятственного передвижения маломобильных групп населения.

В рамках регионального проекта «Формирование комфортной городской среды» в Санкт‑Петербурге за последние три года появилось более 100 общественных пространств. В прошлом году в городе созданы 43 городские локации. Например, в Василеостровском районе открылись сквер «Осенний марафон», обновленная Новосмоленская набережная и кинологическая площадка. В Петроградском районе преобразился сквер у «Ленполиграфмаша», скейтпарк под мостом Бетанкура стал одним из крупнейших на Северо-Западе комплексом для экстремальных видов спорта. Новый облик получили Фермский парк в Пушкине и сквер на Шуваловском проспекте вдоль реки Глухарки.

На 2022 год запланировано благоустройство также более 40 объектов. Наиболее значимыми из них станут вторая очередь парка Героев-Пожарных, парк Авиаторов, сад Смольного собора, Любашинский сад и набережная реки Смоленки.

Региональный проект «Формирование комфортной городской среды» является частью национального проекта «Жилье и городская среда», утвержденного президентом России Владимиром Путиным. Региональный проект «Формирование комфортной городской среды» реализуется при активной поддержке губернатора Санкт‑Петербурга Александра Беглова.

Поиск компромисса между высокой плотностью и расползанием инфраструктуры

Уровень дохода определяет уровень архитектуры, это правило капиталистического мира. Хороший дом в пригороде могут позволить себе только обеспеченные люди — коммуникации и энергия по-прежнему дороги. 2020 год будет охарактеризован рецессией, локальными экономическими кризисами и падением доходов. Необходимость экономить, возможно, подтолкнет развитие альтернативных источников энергии и способов ее экономить, но не отразится на стоимости жилья (ни городского, ни загородного) — она по-прежнему будет высокой для большей части населения планеты. Жилье останется самым большим и надежным классом инвестиций.

Доступность и разнообразие инфраструктуры и возможность социализации — это второй и не менее важный критерий в пользу города.

В Томской области вырос индекс качества городской среды

Карантины в разных странах показали, что даже в мире победившей доставки, виртуальных экскурсий по главным музеям планеты и онлайн-свиданий люди все еще ценят город за его среду, возможность случайных пересечений и плотность культурной и социальной жизни.

Сейчас самый экологичный вариант расселения — компактный и плотный город, где соблюдена высокая транспортная связность, оптимальная высота застройки и есть необходимая горожанину инфраструктура. Эта модель позволяет избегать поляризации и социального разрыва, которые являются частью порочного круга бедности.

Будущий город — это операционная среда

Города будут развиваться как стартапы с сильными горизонтальными связями, а не вертикальной властью. Каждое изменение в городской среде должно быть построено, как цикл обратной связи в цифровых продуктах, — сначала появляется гипотеза (или запрос горожан), на основании этого строится минимально рабочий продукт (чаще виртуальная модель, а не физический прототип), по его результатам производится оценка показателей и только потом имплементируются изменения в необходимом масштабе.

В Томской области вырос индекс качества городской среды

Тестируй перед тем, как инвестировать — новая заповедь мэров городов. Проектировать эффекты (на здоровье, среду, бизнес), а не просто здания или городские пространства и проверять их соответствие первоначальным KPI помогут цифровые двойники. Уже сейчас у таких городов, как Сингапур, Бостон, Стокгольм и Роттердам, есть виртуальные модели, которые позволяют имитировать процессы и изменения, снижать количество градостроительных ошибок и предвидеть результаты нововведений, а значит экономить ресурсы, время, деньги. Примеры того, как строятся пешеходные потоки, цепи поставок, автомобильное и железнодорожное движение и управление неопределенностью, можно найти в Anylogic — открытой библиотеке российского софта для имитационного моделирования.

В Томской области вырос индекс качества городской среды

Экологичный и экономичный город случится быстрее, чем экодеревня

Главное, чему научатся в ближайшее время горожане, — это базовая экономия и оптимизация. Возможность повторного использования дождевой воды, строительных материалов, тепла, энергии и пластика станет массовым трендом. Как и создание экосистем внутри дома, квартала и города с тем, чтобы снизить потребление ресурсов из внешней среды и свои расходы. Такие кварталы уже существуют во Франции, Швеции, Голландии, Дании и Германии. Коронавирус не отменит шеринговую экономику, а наоборот, ускорит формирование локальных сообществ.

В Томской области вырос индекс качества городской среды

Переход к циркулярной экономике заставит нас пересмотреть все виды отходов, в частности строительные. Теперь перед началом проектирования архитекторы будут обязаны оценивать не только то, из чего строить, но и как демонтировать и перерабатывать здания. Возможно, произойдет отказ от остекленных небоскребов как от неэкологичных зданий. Главные претензии экспертов по устойчивому развитию — короткий срок службы стекла (всего около 40 лет), высокие расходы на кондиционирование (и, следовательно, большой углеродный след) и отсутствие на данный момент возможности переработки такого стекла. Плюс производство цемента и стали — высокоэнергоемкие процессы, сопровождающиеся тоннами выбросов CO₂.

Есть шанс, что кросс-ламинированная древесина (CLT) — высокоэластичная форма инженерной древесины — может стать для нашего столетия тем материалом, которым бетон, сталь и пластик были для ХХ века. В Скандинавии уже есть опыт строительства деревянных башен. По проекту CF Møller Architects в шведском городе Вестерос возвели 8,5-этажный дом Kajstaden. Общий расчет сокращения выбросов CO₂ при использовании дерева, а не бетона составит за годы существования дома 550 тонн.

В Норвегии бюро Voll Arkitekter спроектировало 85,4-метровую башню Mjøstårnet — самую высокую на данный момент деревянную постройку в мире. Само здание и даже шахты лифтов сделаны из кросс-ламинированной древесины.

Городское здоровье и изменение климата как главные критерии качества изменений

Все больше мегаполисов уходят от понятия «комфортная городская среда», теперь главный ориентир — здоровье в городе (urban health). Этот вектор стал актуальным еще до пандемии, сегодняшний кризис его только усилил. Градостроительные меры, направленные на борьбу с изменением климата, здоровье и благополучие горожан, уже работают в Сингапуре, Лондоне и Нью-Йорке. Так, в азиатском городе-государстве удалось снизить температуру на улицах на 2 °C за счет озеленения автобусных остановок и вертикальных садов. В городах Европы, США и Азии широко применяются сельскохозяйственные технологии — аквапоника, зеленые крыши и общественные огороды, чтобы закрывать потребности не только в чистом воздухе, но и в продовольствии.

В Томской области вырос индекс качества городской среды

Ментальное здоровье наравне с физическим будет критерием для работы с городской средой — как человеком воспринимается то, что его окружает, и как влияет на его эмоциональное состояние высокий уровень шума, света и информационный поток.

Аргументацией для городских изменений в мире страховой медицины будут не цифры высаженных деревьев и площадь уложенной плитки, а суммы, сэкономленные системой здравоохранения. То, какой эффект приносит набережная или парк в деньгах (не заболевшие астмой дети, активные и со здоровым сердцем взрослые, миллениалы без тревожных расстройств), важнее субъективного «красиво» или «нужно». Пока же убытки экономик от депрессий ежегодно оценивают в £100 млрд в Британии, более $200 млрд в Штатах. Всего, по данным ВОЗ, в мире от психических расстройств страдают около 7% людей.

Трансформируемая архитектура, гибкость сценария жизни и мобильность нового уровня

Мобильность останется базовым правом горожан, но относиться к своему времени мы начнем по-другому. Город 15-минутной доступности — вероятное будущее, которое можно описать словосочетанием «цифровая деревня». Из пространства, организованного вокруг работы, мегаполисы начнут превращаться в пространства для сервисной экономики и реализации разных сценариев жизни, а не маятниковых миграций к рабочему месту и обратно.

В Томской области вырос индекс качества городской среды

Кризисы будут случаться постоянно, поэтому запрос на трансформацию архитектуры, который мы уже наблюдаем в период пандемии (стадионы и аэропорты становятся госпиталями, квартиры совмещают в себе место для жизни, офис и детский сад), будет новой нормой. Запрос на проектирование зданий «с открытым кодом», которые при необходимости могут быть адаптированы под разные задачи, растет в последние несколько лет.

Проблема нехватки массового жилья и затратности его производства будет решена за счет сокращения разрыва между диджитал-дизайном и физическим производством.

  • Во-первых, низкий порог входа в архитектуру за счет доступного программного обеспечения позволит жителям самим решать, как должен выглядеть их дом. Пример такой самоорганизации — берлинский коливинг R50 (Ritterstrasse 50), построенный без участия девелоперов.
  • Во-вторых, софт и материалы для 3D-печати зданий уже позволяют создавать полноценные постройки для жизни в короткие сроки, с учетом ресурсных ограничений и для разных климатических зон.

Как известно, инновации начинают работать тогда, когда достаточное число людей готовы ими пользоваться на регулярной основе. За время карантинов прошел массовый процесс повышения диджитал-грамотности и переоценки приоритетов, поэтому новые городские стратегии не заставят себя долго ждать.

Создание гуманной городской среды выгодно для девелоперов

В рамках форума PROEstate интервью корреспонденту “РБК-Недвижимости” дала Карима Нигматулина, и. директора ГУП “НИ и ПИ Генплана Москвы”. По словам московского эксперта, инвестиции в создание комфортной и гуманной городской среды сторицей окупятся из-за капитализации новых девелоперских проектов.

В Томской области вырос индекс качества городской среды

– Главный вывод, который можно сделать, – инвесторы на рынке недвижимости наконец-то начинают ориентироваться на интересы конечного потребителя, на человека, который будет жить в построенных ими квартирах и в городе в целом. До недавних пор большинство девелоперов строили свои объекты исключительно с прицелом на спрос, который во многом генерировался инвестиционным фактором и в первую очередь выражался объемом застройки, а не качеством городской среды. Как известно, на рынке было очень много инвестиционных квартир, и задача стояла построить максимум квадратных метров, выгодных для вложений. Сейчас парадигма меняется.

– Какую роль при этом играет фактор комфорта?

– Комфортность города, как сказал один из участников дискуссии, – это как обувь, которая нигде не натирает. Все элементы комплексно увязаны друг с другом, нет гипертрофированных акцентов и перекосов, правильно определен функционал тех или иных городских территорий и отдельных зданий, минимизированы разрывы в городской ткани. Сейчас бывает так, что объект имеет хорошие видовые аспекты, но нет безопасности. Может быть хорошая экология, но при этом очень неудачные планировки квартир. И задача градостроителей – грамотно сбалансировать все критерии городской среды. Если такого баланса удается достичь, то комфортность приобретает совершенно иное значение. Она начинает работать на экономику проектов. Такие элементы, как развитая социальная инфраструктура, хорошая транспортная доступность, зеленые зоны, рекреационные пространства, продуманная планировка кварталов и квартир, в правильных пропорциях и сочетании существенно увеличивают добавочную стоимость недвижимости.

Хорошим примером в данном случае может служить развитие территорий, прилегающих к Москве-реке. По указанию столичного мэра Сергея Собянина, градостроительный комплекс Москвы проводит международный конкурс на разработку соответствующей концепции. При его подготовке наш институт провел анализ и пришел к выводу, что правильно спланированная территория набережных, оптимизация характера застройки соседних участков могут повысить капитализацию расположенных на них жилых объектов в среднем на 10%, а иногда даже достигать 20%. Таким образом, создание гуманной среды становится для девелопера наиболее эффективным и прибыльным вариантом.

– Как это донести до бизнеса, до большего числа землепользователей?

– Есть Генплан Москвы, есть программы комплексного развития городских территорий. Несмотря на то, что в разных местах будут локализованы разнообразные решения, все присутствующие на круглом столе эксперты согласились, что каждый индивидуальный случай должен быть привязан к общей концепции развития города в целом. В этом случае можно будет говорить о создании синергетического эффекта, который поможет еще эффективнее использовать имеющиеся площадки. В рамках той же программы развития прибрежных территорий Москвы-реки, например, будут рассмотрены первоочередные локальные мероприятия и проекты, а также представлено комплексное видение на долгосрочную перспективу. В одних случаях инвесторов станут привлекать под конкретный функционал территорий, закрепленный в граддокументах. В других, когда на участках уже есть землепользователи, желающие активно реализовывать проекты, с ними будет вестись работа, дабы они делали то, что укладывается в общее видение. Это позволит сбалансировать все интересы, которые присутствуют в городе.

Карима Нигматулина
НИиПИ генплана Москвы

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

Урок 4. Городское пространство

За предыдущие три урока мы с вами разобрались, какие бывают города, как могут быть организованы застройка, расположение домов, улиц и дорог, каковы варианты транспортного сообщения внутри города и как должна выглядеть транспортная инфраструктура.

Таким образом, мы уже имеем базовое представление об основных элементах городского пространства. И уже поняли, что понятие городского пространства намного шире, чем жилые дома, рабочие места и транспортные коммуникации. В этом уроке мы более полно разберем, что же такое городского пространство.

Цель урока: разобраться, что представляет собой городское пространство, как происходит формирование комфортной городской среды, что такое «умный город» и какие составляющие для этого необходимы. Изучив урок, вы поймете, из чего складывается городское пространство и что нужно, чтобы городская среда стала комфортной.

  • Что такое городское пространство?
  • Городская среда и социология города
  • «Умный город»
  • Проверочный тест

Итак, перейдем к уроку, и для начала разберемся, что входит в понятие «городское пространство».

Городская среда и социология города

Итак, мы разобрались, что такое городское пространство. Тогда что же такое городская среда? В какой-то степени понятия «городское пространство» и «городская среда» пересекаются, но в то же время не являются тождественными. В самом общем виде, городская среда – это комплекс условий, созданных человеком и природой и предопределяющих уровень и качество жизни в городе.

Город за полярным кругом всегда не слишком комфортен примерно 7-8 месяцев в году из-за погоды, даже если там прекрасные здания и налаженная система городского транспорта. И даже если там, как в городе Рьюкан (Норвегия), установят большие зеркала, которые будут направлять лучики солнечного света («солнечных зайчиков») на центральную площадь погруженного в полярную ночь города:

А где-нибудь на Средиземном море чувствуешь себя комфортно почти всегда. Тем более что для самых жарких часов есть сиеста и кондиционер. Ученые различают несколько основных факторов формирования городской среды:

  • Антропогенные (созданные человеком).
  • Биотические (созданные живой природой).
  • Абиотические (созданные неживой природой).

В Томской области вырос индекс качества городской среды

В России такое понятие, как «городская среда обитания (проживания)» было разработано и введено в научный оборот «Российским союзом инженеров» и Министерством регионального развития и Федеральным агентством по строительству и ЖКХ. Это понятие ныне используется как базовое для оценки возможностей городской среды удовлетворить потребности горожан и оценки качества этой самой среды.

  • Доступность хорошего жилья.
  • Стоимость услуг ЖКХ относительно дохода.
  • Аварийность жилого фонда.
  • Качество водо- и энергоснабжения.
  • Пригодность улиц для прогулок.
  • Популярность пешеходной инфраструктуры.
  • Число камер видеонаблюдения.
  • Число уличных фонарей.
  • Уровень преступности.
  • Популярность ночной жизни.
  • Использование умных фонарей.
  • Использование технологии распознавания лиц.
  • Количество крупных фестивалей.
  • Разнообразие развлечений внутри города.

Конкретно в Москве реализуется собственная программа по созданию комфортной среды. Парки, дворы и скверы обновляются, а при возведении новых жилых комплексов принципы комфортной среды, в том числе для инвалидов, закладываются на уровне проекта. Как, например, в одном из ЖК, расположенных в бывшей промзоне:

В Томской области вырос индекс качества городской среды

В Европе традиции формирования комфортной городской среды намного более давние. Считается даже, что одним из величайших вкладов Европы в мир был ее особый способ понимания и восприятия городского общественного пространства и комфортной среды.

На протяжении тысячелетий Старый континент создавал города в человеческом масштабе, долгоживущие, но всегда динамичные, стремящиеся к культурному разнообразию и гражданскому сознанию своих жителей. Город – это физическая форма, наполненная нематериальными ценностями и мощным социальным, экономическим и историческим значением.

Учитывая проблемы, с которыми в настоящее время сталкивается все более урбанизированный мир, защита европейской модели города актуальна более чем когда-либо. Когда разрастание городов увеличивается с беспрецедентной скоростью, когда изменение климата в значительной степени является продуктом городской мобильности, а социальное расслоение в городах нарастает, общественное пространство обретает особую значимость.

  • Тротуары и дорожки в парках не должны раскаляться под воздействием жары, поэтому их делают из натурального камня, бетона, а в специально обустроенных зонах даже из дерева.
  • Деревья могут и должны защищать от солнца, ветра и дождя, поэтому высадка деревьев должна быть тщательно спланирована так, чтобы они «смыкались» кронами над пешеходными зонами.
  • Корни зеленых насаждений нужно защищать гравием либо оградой от стекающих с дорог и тротуаров химикатов, которыми дороги и тротуары обрабатывают зимой.
  • Массовые активности не должны нарушать покой жителей соседних домов. Для чего нужно предусматривать шумоизоляцию, в том числе с помощью зеленых насаждений.
  • Пространство должно быть универсальным и удобным для офисных служащих, родителей с детьми, студентов, пенсионеров, туристов, инвалидов. На улицах и в парках должны быть пандусы, а на городских пляжах – деревянные настилы для движения инвалидных колясок.
  • Для туристов и приезжих должны быть установлены указатели минимум на двух языках, государственном и английском, для удобства ориентирования.
  • Уличные фонари должны быть исправны и работать в течение темного времени суток.
  • Пространство должно быть приспособлено для различных активностей до самого позднего вечера, что автоматически уменьшает преступность и концентрацию асоциальных личностей в общественных местах (бомжей, алкоголиков).
  • Пространство должно быть удобно для работников, которые производят ремонт, уборку и поддерживают инфраструктуру в надлежащем состоянии. Поэтому нужно использовать материалы, которые легко отмываются от загрязнений.
  • В хорошем городе общественные пространства не похожи одно на другое.
  • При реконструкции нужно искать способы, как сохранить лучшее, что было у того или иного пространства, и как интегрировать традиции и современные технологии.

Разумеется, в рамках одного пространства реализовать сразу все вышеприведенные характеристики невозможно, да и незачем. По-настоящему комфортный город может предложить самые разные по виду и оформлению места общественного назначения. Тем не менее есть универсальные моменты. Например, использование экологичных материалов, которые не нагреваются слишком сильно под солнцем и легко отмываются от загрязнений.

Принципы комфортной среды:

  • Доступность.
  • Многофункциональность.
  • Безопасность.
  • Понятность и разборчивость.
  • Устойчивость (отсутствие ущерба экологии).
  • Идентичность.
  • Гибкость.
  • Адаптивность.
  • Интерактивность.

Под адаптивностью следует понимать способность быстро реагировать на меняющиеся потребности горожан, а гибкость – это способность возвращаться в исходное состояние после проведения какой-либо разовой активности (ярмарка, народное гуляние, концерт и прочее).

Интерактивность подразумевает вовлеченность горожан в общественную жизнь города. Другими словами, для них должны быть интересные события, у них должна быть возможность свободно туда попасть.

Разумеется, реализовать эту концепцию в уже состоявшихся городах с большой историей можно разве что в пределах отдельных районов. Однако существуют и города, построенные в полном соответствии с концепцией нового урбанизма «с нуля». Это, к примеру, Селебрейшн и Сисайд во Флориде (США):

В Томской области вырос индекс качества городской среды

В России примером нового урбанизма «с нуля» могут служить Город набережных, Опалиха-2 и Опалиха-3 в Подмосковье и Горки город в Сочи:

В Томской области вырос индекс качества городской среды

О чем еще стоит упомянуть, говоря о комфортной среде и социологии города? Это, конечно же, широко известная «теория разбитых окон». Суть в том, что, если социум терпимо относится к мелким правонарушениям и ничего не делает, чтобы быстро застеклить разбитое хулиганами окно, очень скоро в домах и общественных зданиях не останется целых стекол. А правонарушители, видя безнаказанность, как бы «получат добро» на более серьезные преступления, из-за чего городская среда станет совсем некомфортной.

Авторами теории разбитых окон являются американские социологи Джеймс Уилсон и Джордж Келлинг, впервые представившие ее в 1982 году. А в 1994 году эту теорию взял за основу своей деятельности мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани, начав беспощадную борьбу с мелкими нарушениями и незамедлительно устраняя последствия этих нарушений в виде разбитых окон и прочего. Нью-Йорк действительно стал комфортным и безопасным городом, хотя многие и сомневаются, что решающую роль сыграло именно применение этой теории, а не весь комплекс мер по благоустройству и борьбе с преступностью.

Однако, конечно, только полиция или только власть не сможет поддерживать порядок, если горожане будут равнодушны к тому, что их окружает. А чтобы вовлечь граждан в жизнь города, нужны удобное городское пространство, комфортная городская среда, которую захочется беречь всем и каждому, и научный учет потребностей горожан в рамках социологии города. Как видим, все процессы взаимосвязаны и взаимозависимы.

Но будем оптимистами, потому что сегодня все больше городов, где власть заботится об удобстве горожан, а «умный город» уже стал реальностью. Что это такое? Давайте посмотрим!

«Умный город»

Сегодня практически каждому знакомо словосочетание «умный дом». Это возможность управлять всей техникой и коммуникациями в доме дистанционно, установив специальное приложение на смартфон. Так, вы можете со смартфона отключить от электропитания розетку в комнате, если вдруг засомневались, что точно выключили утюг. Вы можете за час до прихода домой включить зимой отопление на полную мощность, чтобы вас встретило тепло домашнего уюта, но не в ущерб семейному бюджету, потому что система регулировки позволяет в свое отсутствие установить обогрев помещений на минимальную температуру в 14℃.

Как это все применимо в масштабах города? «Умный город» или smart city –
это тоже продукт интеграции информационных технологий и Интернета вещей. Первыми «ласточками» прогресса стали системы видеонаблюдения и распознания лиц, которые позволяют оперативно выявлять правонарушения, совершенные в городе.

Далее появилась автоматизация возможности обращения граждан через единый колл-центр, информирование о ходе ремонтных работ на объектах в режиме онлайн, функция обратной связи на официальных порталах городов, множество специальных приложений, позволяющих коммунальным службам контролировать и регулировать степень освещенности улиц города и многое другое.

Сегодня во многих больших городах не проблема в режиме онлайн выбрать подходящий по расположению детский садик для ребенка, узнать, к какой школе «приписан» ваш адрес и куда вести ребенка в первый класс. Для полноты понимания можно пояснить концепцию «умного города» примером Интернета вещей.

Конечно, пока сложно говорить о том, как скоро можно будет управлять через единое мобильное приложение всей инфраструктурой города по образу и подобию того, как можно управлять «умным домом». Однако множество интерактивных проектов в рамках идеи «умного города» тоже имеют свои плюсы, поскольку позволяют гражданам, заинтересованным в решении какой-то одной проблемы, сориентироваться быстрее, чем если бы пришлось разбираться со сложной структурой приложения, охватывающего все сферы жизни города.

И, разумеется, все это имеет смысл, когда реализованы принципы формирования комфортной городской среды, создание комфортных общественных пространств, когда социология города учитывает потребности горожан.

В интерактивном режиме контролируется заполняемость мусорных баков. Жителей стимулируют к раздельному выбрасыванию пластикового мусора собственной «валютой», точнее, «монетками», которыми можно реально рассчитаться в некоторых кафе. Из этого мусора потом по 3D-технологиям изготавливают скамейки и другие предметы городского экстерьера.

В Томской области вырос индекс качества городской среды

Топ-7 «умных городов» будущого:

  • Чэнду Великий город (Китай) – 80-тысячный город разместится всего на 1,3 квадратных километров, будет полностью пешеходным и снабжаться возобновляемыми источниками энергии.
  • Масдар-Сити (ОАЭ) – тоже на основе возобновляемых источников энергии, от пыльных пустынных бурь будут защищать специальные стены, а от зноя специальные «зонты»-накопители солнечной энергии.
  • Плавучий город-государство (Французская Полинезия) – проект свободной экономической зоны, не привязанной к территории и имеющей свою криптовалюту.
  • Умка (Россия) – город-электростанция в Северном Ледовитом океане с полностью самообеспечивающей инфраструктурой.
  • Хазарские острова (Азербайджан) – система из 41 острова в Каспийском море, где, помимо обычной инфраструктуры, будут трасса для «Формулы-1», аэропорт и бульвар на 150 километров.
  • Аэквория (Бразилия) – город, полностью сделанный на 3D-принтере. Строения посреди океана планируется стилизовать под медуз.
  • Океанская Спираль (Япония) – подводный город, безопасный во время цунами и землетрясений.

Разумеется, управлять всем этим великолепием будут при помощи цифровых технологий. Больше о концепции «умного города» можно узнать из интервью урбаниста Алексея Новикова:

Главные признаки «умного города»:

  • Человекоцентричность.
  • Управляемость по современным технологиям.
  • Доступность и открытость для людей и идей.
  • Прозрачность для желающих узнать нюансы городских решений.
  • Гарантия защиты персональных данных.
  • Основа на интегрированных службах и инфраструктуре.
  • Проактивность в обучении и развитии горожан.

Тест на усвоение материала урока

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

В следующем уроке речь пойдет о городском дизайне.

Общее понятие комфортной городской среды

С понятием комфортной городской среды связаны многие аспекты городской жизни и развития человеческого капитала. Кроме того, здесь имеет место быть упомянутым понятие устойчивого развития, которое имеет отношение к современному городу. Изучение данного материала поможет овладеть способами определения и комментирования основных критериев и факторов формирования комфортной городской среды. Данная статья поможет освоить параметры обоснования ключевых факторов, которые могут обеспечить привлекательность общественных городских пространств для удовлетворения различных потребностей человека.

Освоение принципов городского развития современного города позволит понять навыки оценки критериев уровня комфортности городской среды, а также навыки оценки экономических, социальных и экологических критериев устойчивого городского развития и навыки критического анализа стратегий развития городов и регионов в отношении положений, которые сконцентрированы на становлении комфортной городской среды и соблюдении принципов устойчивого развития.

Формирование комфортной городской среды

У функционально градостроительной деятельности всего две цели, они заключаются в следующем:

  • Эффективное использование городских земель.
  • Обеспечение городов объектами инфраструктуры.

Достигнув эти цели можно обеспечить более высокий уровень качества жизни населения, для которого ключевой показатель – комфортная городская среда. Данная цель целиком сконцентрирована на удовлетворении потребностей человека, иначе говоря, её суть заключается в экономической составляющей.

Среди авторов научных источников, которые посвящены теме комфортной городской среды, бытует следующее мнение: “Общественные пространства города зачастую рассматриваются как отражение социального статуса сообществ. Кроме этого, надо отметить, что сами по себе они могут снижать социальную напряжённость и оказывают серьёзное воздействие на качество жизни людей.

В ХХ в. комфорт и градостроительное проектирование тесно переплетаются между собой, а для исследователей появляется новое направление по причине того, что проектирование, ориентированное на комфорт, определяет качество жизни”.

Комфорт в традиционном представлении являет собой набор удобств, уют, некое состояние человека, которое позволяет ему испытывать состояние удовлетворения. В экономической позиции комфорт представляет собой состояние равновесия, в котором потребности и ресурсы, имеющиеся в распоряжении человека, находятся в полном балансе.

Множество исследователей погружалось в вопрос изучения понятия комфорта и приходили к выводу, что комфорт имеет всеобъемлющий характер и многогранный вид. Более того, признавая разнообразие типов комфорта и бесконечность разновидностей состояния человека, при котором человек находится в ощущении комфорта, можно сделать вывод о том, что комфорт – это состояние индивидуальное.

Экономист. Преподаватель экономической теории

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *