Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» (ФКГС)
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
Паспорт федерального проекта «Формирование комфортной городской среды»
Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2021 г. № 542 «Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2019 г. № 915»
Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 2018 г. № 237 «Об утверждении Правил предоставления средств государственной поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для поощрения муниципальных образований — победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды»
Постановление Правительства РФ от 18 августа 2016 г. № 815 «О Всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика»
Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2017 г. № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10 июля 2020 г. № 376/пр «О внесении изменений в методику оценки конкурсных заявок муниципальных образований, представляемых для участия в номинации «Градостроительная политика, обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности населения и развитие жилищно-коммунального хозяйства» Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика», утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 апреля 2017 г. № 690/пр
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерства спорта Российской Федерации от 28 июня 2021 г. № 414/пр/473 «О внесении изменений в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерства спорта Российской Федерации от 29 декабря 2019 г. № 897/1128 «Об утверждении методических рекомендаций по благоустройству общественных и дворовых территорий средствами спортивной и детской игровой инфраструктуры»
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр «Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований»
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. № 913/пр «Об утверждении методических рекомендаций по вовлечению граждан, их объединений и иных лиц в решение вопросов развития городской среды»
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02 ноября 2021 г. № 804/пр «Об утверждении методических рекомендаций по созданию условий для привлечения молодежи (молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет) и добровольцев (волонтеров) к участию в реализации мероприятий федерального проекта «Формирование комфортной городской среды»
Доля объема закупок оборудования, имеющего российское происхождение
Правильность заполнения отчетной информации
Формирование отчетности. Электронно-цифровая подпись
Правильность заполнения отчетной информации, сбор данных, МВК
Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды – заполнение ежеквартальных и годового отчетов
Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды – заполнение еженедельного отчета
О Всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика» номинация градостроительная политика, обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности населения
Правильность заполнения отчетной информации – отчет «О выявленных недостатках и текущем содержании территорий, благоустроенных в рамках реализации ФП «ФКГС»
Мониторинг соответствия детского игрового оборудования, приобретенного и установленного на территории субъектов Российской Федерации – заполнение шаблона
Правильность заполнения отчетной информации,сбор данных о мероприятиях по вовлечению граждан
О представлении субъектами Российской Федерации презентационных материалов завершенных объектов благоустройства в рамках ФП «ФКГС»
Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды – подача заявок
Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды – о конкурсе и типовых ошибках
О выездном мониторинге за выполнением работ по реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» на территории Российской Федерации – заполнение чек-л
Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды – заполнение отчетной информации посредством личного кабинета субъекта Российской Федерации
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF
Проведенный анализ подходов к управлению проектами благоустройства с целью формирования комфортной городской среды позволил сделать ряд важных выводов:
1) проекты, направленные на создание комфортной городской среды должны охватывать все населенные пункты (не только крупные города и мегаполисы, но и малые города), при этом малые города, очевидно, будут вовлечены в федеральные программы, поскольку у них, как правило, нет возможности для благоустройства территорий за счет собственных бюджетов, при этом возможны и другие источники средств на благоустройство (в том числе меценатская или спонсорская помощь);
2) при разработке концепций проектов благоустройства необходимо учитывать интересы различных групп населения;
3) проекты создания комфортной городской среды, особенно в крупных городах, где идет строительство с той или иной интенсивностью, не должны опираться только на федеральные средства в рамках соответствующих программ (прежде всего имеется ввиду программа «Формирование комфортной городской среды»); застройщики (как жилых зданий, так и коммерческих объектов) в проектах по застройке территорий должны планировать и обосновывать благоустройство дворовых и прочих прилегающих к возводимым объектам территорий; также одним из действенных механизмов привлечения средств может стать волонтерское движение по благоустройству территорий, меценатская и спонсорская помощь, и средства региональных и местных бюджетов; одним словом, создание комфортной городской среды – это не только мероприятия в рамках соответствующих госпрограмм, но и целенаправленная комплексная работа вне рамок этих программ;
4) проекты благоустройства должны охватывать все территории (зоны) городов, включая исторические центры, селитебные территории, окраины, территории многоэтажной, малоэтажной и индивидуальной застройки;
5) органы государственной власти и особенно муниципальных образований должны стать главной направляющей и организующей силой в реализации проектов благоустройства: на них возложены задачи по формированию нормативно-правовой базы, стратегии, разработки стандартов благоустройства, контроль за освоением выделенных средств в рамках программ по благоустройству, контроля за ходом проведения работ и т.д.
В соответствии с представленными выводами и опираясь на установленные правила и порядок проведения работ по благоустройству территорий в рамках проектов по формированию комфортной городской среды составим общую схему управления проектами благоустройства с целью формирования комфортной городской среды (рис. 1).
Проекты благоустройства с целью формирования комфортной городской среды
Проекты благоустройства, реализуемые в рамках государственной программы «Формирование комфортной городской среды» в регионах
Проекты благоустройства, реализуемые вне рамок государственной программы «Формирование комфортной городской среды» в регионах
Территории со сложившейся застройкой
Территории с вновь построенными и введенными в эксплуатацию объектами
Общественные территории, в том числе места массового отдыха населения
Органы региональной и муниципальной власти
Архитекторы и проектировщики, специализированные организации по проектированию благоустройства территорий
Предприятия и организации всех форм собственности
Средства федерального и регионального бюджетов
Средства муниципального бюджета
Средства предприятий и организаций и проч.
Все группы и категории населения
Рис. 1 Общая схема управления проектами благоустройства с целью формирования комфортной городской среды (разработано автором)
Все проекты благоустройства, осуществляемые с целью создания комфортной городской среды, делятся на соответствующие проекты в рамках государственной программы «Формирование комфортной городской среды» в регионах и проекты, реализуемые вне данной программы. Это подчеркивает то, что проекты благоустройства территорий должны осуществляться не только по государственной программе (как по мнению многих и реализуется создание комфортной городской среды), но и в рамках других многих направлений деятельности с участием разных субъектов. Вне рамок государственной программы «Формирование комфортной городской среды» проекты благоустройства также осуществляются на уровне муниципальных программ благоустройства территорий городов, а также частные проекты благоустройства (за счет средств инвесторов, различных организаций и граждан).
Анализ подходов к управлению проектами благоустройства с целью формирования комфортной городской среды показал, что все объекты благоустройства с целью создания комфортной городской среды делятся на территории со сложившейся застройкой и территории с вновь построенными и введенными в эксплуатацию объектами. Если первая группа объектов (территорий) – это прерогатива государственной программы по формированию комфортной городской среды, а также деятельности муниципалитетов в области благоустройства территорий, предприятий – в отношении прилегающих к их офисам и прочим объектам территорий, управляющих компаний – в отношении подведомственных им дворовых территорий, то для второй группы территорий – это решение задачи создания комфортной среды территорий застройщиками. Здесь фактор территории выходит на первый план, следовательно, более тщательное внимание застройщика к общественным прилегающим зонам застройки – это другой подход, отличающийся от просто продажи квартир. Строительство микрорайона для жизни с учетом современных предпочтений населения к уровню благоустройства, а не просто квадратных метров жилья – это, на наш взгляд, задача застройщиков на современном этапе, формирование предпосылок для улучшения качества жизни населения. Покупая новое жилье в районе комплексного освоения территории, жительстремится к покупке и соответствующего качества окружающей среды (качества жизни), поскольку приобретение жилья в районе с продуманной комфортной системой благоустройства существенно отличается от точечных проектов с минимальным количеством элементов благоустройства (только для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию).
В условиях нового времени качество жизни формируется возможностью проведения полезного и разнообразного досуга на своей территории, без необходимости выезжать за пределы микрорайона в город. Помимо инфраструктуры (социальные, торговые и деловые объекты), качество жизни формируется общественными пространствами – дворами, парковыми зонами, бульварами.
Аналогичные задачи и при строительстве других, нежилых объектов – коммерческих зданий и объектов социальной инфраструктуры.
Кроме этих полномочий по общественному участию – общественному обсуждению проектов комплексного благоустройства, эти субъекты, как уже было указано, осуществляют ряд конкретных мероприятий по благоустройству территорий: в обязанности управляющих компаний входят вопросы организации благоустройства дворовых территорий, для предпринимателей – благоустройство прилегающих в занимаемых ими зданий территорий (укладка тротуарной плитки, облагораживание территорий цветниками, другими декоративными элементами).
Формы и уровни участия для разных субъектов в целом происходит в виде инициировании создания проекта благоустройства, участия в обсуждении проектов комплексного благоустройства городской среды, участия в проектировании и всех последующих действиях, связанных с реализацией проекта, заканчивая оценкой качества и эффективности реализованного проекта.
Общественное участие может быть также реализовано в том, что заинтересованные стороны могут принимать участие в реализации проектов и осуществлять работы, не требующие специальных допусков, лицензий или высокопрофессиональных навыков (например, при развитии дворовых территорий, создании детских игровых и обучающих пространств и т.п.).
Застройщики осуществляют свои работы по комплексному освоению территорий, как уже было сказано, на предоставленных для строительства участках и прилегающих к ним территорий.
Это подчеркивает важность работы в сфере благоустройства и создания комфортной для жизни среды жизни людей по всем направлениям работы и из всех источников финансирования.
1. Рекомендации по организации общественного участия в реализации проектов комплексного благоустройства городской среды. Минстрой РФ. – Режим доступа: http://zhel-ilimskoe.irkobl.ru/ monogorod/ komfortnaya-sreda/prezentatsiya-rekomendatsii-po-organizatsii-obshchestvennogo-uchastiya-v-realizatsii-proektov-kompleksnogo-blagoustroystva-sredy%20(1).pdf
Сайт компании КБ Стрелка. Режим доступа: https://strelka-kb.com/
Библиографическое описание
Соловьёва, Ж. К. Качественный подход к пониманию комфортной и современной городской среды / Ж. К. Соловьёва, Н. К. Джафаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 17 (464). — С. 445-447. — URL: https://moluch.ru/archive/464/102149/ (дата обращения: 25.05.2023).
В статье представлены
подходы
к современному пониманию терминов «комфортная
городская среда
» и «современная городская среда», включая научную и нормативно-правовую точки зрения. Показано, почему целесообразно проводить единую политику в области современной комфортной городской среды на федеральном, региональном и муниципальном уровне.
Ключевые слова:
современная городская среда, комфортная городская среда, городская среда, федеральный проект, Ставропольский край, Пятигорск.
Сопоставим цели федерального проекта, государственной программы субъекта и программы муниципального образования.
Основная задача федерального проекта — дать новый импульс развитию муниципалитетов на всей территории нашей страны. Мероприятия, проводимые по его реализации, позволяют улучшить качество городской среды к 2030 году в полтора раза. В рамках федерального проекта благоустраиваются общественные территории, парки, набережные. Существенной частью проекта является проведение Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды.
Проект направлен на поэтапное благоустройство дворовых территорий и мест массового отдыха в центрах субъектов Российской Федерации (далее — РФ) и муниципалитетах на основании обращений и инициатив жителей, обеспечение общественного контроля на каждом этапе реализации программ благоустройства.
При сопоставлении вышеперечисленных правовых актов видим дисбаланс в понятийном аппарате. Название федерального проекта — «Формирование комфортной городской среды», а на региональном и муниципальном уровнях — «Формирование современной городской среды», при этом в некоторых субъектах и муниципальных образованиях программа включает создание и комфортной, и современной городской среды одновременно.
В качестве примера на уровне субъекта, рассмотрим цели государственной программы Ставропольского края, а на муниципальном уровне — программу города-курорта Пятигорск:
— повышение качества и комфорта современной городской среды на территории Ставропольского края;
Однако возникают следующие вопросы:
- Характеризуют ли цели региональной программы современную среду?
- Чем обосновано деление городской среды на комфортную и современную?
- Можно ли объединить указанные понятия?
Подведя итог рассуждениям, на первый наш поставленный вопрос можно ответить, что цели вовсе не направлены на создание современной городской среды. Главенствующим здесь все ещё остаётся комфорт. Следуя данной логике ответ на второй вопрос — деление на комфортную городскую среду и современную ничем не обоснованно.
Таким образом, необходимо в государственных и муниципальных программах формирование комфортной городской среды и формирование современной городской среды выделить в два самостоятельных направления и по каждому разработать отдельные проекты, на реализацию которых предусмотреть раздельное финансирование. Такое разделение потребует отличных друг от друга подходов по развитию городской среды со стороны как федеральных органов исполнительной власти, так и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Включение данных проектов в одну программу позволит объединить данные направления и развивать их в совокупности. К примеру, если название федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» преобразовать в «Формирование современной и комфортной городской среды», то в одном проекте будут реализованы одновременно две программы и при этом статьи расходов будут предусмотрены раздельно.
Таким образом, такое объединение послужит достижению высоких и эффективных результатов в области создания как комфортной, так и современной городской среды, что в свою очередь отразится на повышение качества жизни граждан посредством благоустройства населённых пунктов, соответствующие современным вызовам времени.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020), ст. 7, Глава 1.
- Паспорт национального проекта «Жилье и городская среда».
- Паспорт приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды».
- Постановление Правительства Ставропольского края от 23.08.2017 года N 332-П «Об утверждении государственной программы Ставропольского края «Формирование современной городской среды»».
- Постановление администрации города Пятигорска от 08.12.2017 № 5518 «Об утверждении муниципальной программы города-курорта Пятигорска «Формирование современной городской среды» на 2018–2024 годы».
- Постановление Правительства Московской области от 11.10.2022 № 1091/35 «Об утверждение государственной программы «Формирование современной комфортной городской среды» на 2023–2027 годы».
- Постановление Администрации городского округа Красногорск Московской области от 14.10.2022 года N 2259/10 «Об утверждении муниципальной программы городского округа Красногорск Московской области «Формирование современной комфортной городской среды»» на 2023–2027 годы.
- О. В Любова. Формирование современной городской среды, имитация или реальность // Вестник Евразийской науки, 2019 № 2, https://esj.today/PDF/32ECVN219.pdf. (Электронный ресурс) дата обращения 20.03.2023.
- Д. Н. Ганченко, Ю. А. Тарзанова Комфортная городская среда: инновация или трансформация термина // Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами. 2019. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komfortnaya-gorodskaya-sreda-innovatsiya-ili-transformatsiya-termina (дата обращения: 20.03.2023).
- Приказ Минстроя России от 18.03.2019 N 162/пр «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды».
- Карпова Надежда Викторовна Основы формирования природохозяйственных систем в городских условиях // ИВД. 2011. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-formirovaniya-prirodohozyaystvennyh-sistem-v-gorodskih-usloviyah (дата обращения: 21.03.2023).
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003.
- Словарь русского языка: в 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.
Основные термины (генерируются автоматически): современная городская среда, комфортная городская среда, федеральный проект, городская среда, Российская Федерация, Ставропольский край, Формирование, муниципальный уровень, программа, государственная программа.
Степанова, Е. М. Необходимость формирования комфортной городской среды и факторы, препятствующие этому процессу в России / Е. М. Степанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 542-545. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64825/ (дата обращения: 25.05.2023).
В настоящее время особое значение для развития города приобретает формирование комфортной городской среды. Необходимость модернизации и благоустройства городского пространства обусловлена множеством причин. Сегодня комфортная городская среда предопределяет темп развития региона. Однако, существует ряд факторов, которые встают на пути формирования комфортного пространства в регионах России. В статье представлены причины, стимулирующие к формированию комфортной городской среды и факторы, препятствующие этому процессу в регионах России.
Ключевые слова: социология города, комфортная городская среда, городское пространство, урбанизация, благоустройство, общественное пространство.
Решение проблемы формирования комфортной городской среды было и остается важнейшей и наиболее приоритетной целью развития общества. Особенно актуальной эта проблема стала с ростом урбанизации. Еще не так давно оптимизация городского пространства заключалась в ослаблении их всестороннего роста, то сегодня приоритет отдается решению проблем социального и экономического характера. Исходя из этого, возрастает необходимость в исследованиях городского пространства. Особенно интересным направлением для изучения является комфортность городской среды, это обусловлено тем, что природные, экономические и социальные особенности города целесообразно изучать на масштабном примере.
Настоящие реалии экономического развития и условия рынка подразумевают конкурентные отношения во всех сферах экономики и общества. Конкуренция возникает и между городами. Сегодня можно наблюдать борьбу городов за инвестиции и туристов, однако, как отмечают эксперты, в ближайшее время объектом соперничества станут жители города. В высокоразвитом городе концентрируются профессиональные кадры, внебюджетные инвестиции, поставщики, ресурсы, информация, развивается туризм, все это положительно сказывается на экономике.
Состояние города и степень его развития зависят от жителей. Творческие, образованные, профессиональные, высококвалифицированные, талантливые люди стремятся жить в благоустроенном пространстве, поэтому важнейшим критерием привлекательности и престижности города является комфортная городская среда. Разработка программ улучшения комфорта городского пространства и их реализация дают возможность выработать наиболее подходящие потребностям населения городской ландшафт и среду, что соответствует главным тенденциям, согласно которым проводится поиск направлений оптимизации среды и хозяйственной деятельности.
Вышеперечисленные факторы препятствуют формированию комфортной городской среды в регионах России и оказывают значительное влияние на ее состояние.
Правительство РФ разработало комплексные меры, нацеленные на осуществление проекта:
- Обязательным условием является коммуникация с гражданами. Привлечение населения к обсуждению, воплощению и контролю выполнения программ;
- Пересмотр существующих и принятие новых стандартов улучшения городских территорий;
- Создание системы оценки качества городского пространства;
- Подготовка и обучение кадров по направлению «формирование комфортной городской среды» во всех регионах РФ;
Помимо приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» в РФ существует проект «Индекс качества городской среды». Проводится конкурс «Лучшая муниципальная практика» (с 2017 года), «Всероссийский конкурс по отбору лучших проектов в сфере создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях» (прошел в 2018 году), а также реализованы программы по комплексной реконструкции и благоустройству ряда крупных городов, таких как Екатеринбург, Йошкар-Ола.
Таким образом, в настоящее время тема комфортной городской среды приобретает все большую актуальность под влиянием процессов урбанизации и глобализации. Комфортное городское пространство привлекает туристов, инвестиции, высококвалифицированные кадры. Существует мнение, что качество городской среды отражает качество жизни.
Однако, во многих городах РФ возникают трудности с организацией комфортного городского пространства. Причинами этих трудностей можно считать ограниченность региональных бюджетов, отсутствие диалога между населением и властью, исторические и культурные особенности. Для выхода из сложившейся ситуации в РФ создан приоритетный федеральный проект «Формирование комфортной городской среды», направленный на обеспечение комплексного развития современной городской инфраструктуры на основе коммуникаций с горожанами, совершенствовании норм и стандартов, подготовки квалифицированных кадров, оценки качества и распространении успешного опыта.
- Ганченко Д. Н. Комфортная городская среда: инновация или трансформация термина / Д. Н. Ганченко Ю. А. Тарзанова // Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами. — 2019. — С. 81–84.
- Алешина Е. И. Анализ особенностей использования урбанизированной территории Рязани в целях оптимизации характеристик комфортности среды. Дис. канд. геогр. наук. / Алешина Елена Ивановна. — Рязань, 1999. — 155 с.
- Разомасова Е. А. Комфорт как условие аттрактивности городской среды / Е. А. Разомасова // Идеи и идеалы. — 2018. — № 2 (36). — С. 16–27.
- Лагодина Е. В. Комфортная городская средп глазами простого горожанина / Е. В. Лагодина // Северо-кавказский психологический вестник. — 2013. — № 2. — С. 9–12.
- Петрина О. А. Комфортная городская среда: тенденции и проблемы организации / О. А. Петрина, Стадолин М. Е. //Вестник университета. — 2018. — № 6. — С. 34–38.
- Солдатова Е. С., Созданиекомфортной городской среды — основа будущих городов / Е. С. Солдатова // Форум молодых ученых. — 2018. — № 5. — С. 279–283.
- Гюлджян А. Г. Формирование доступной и комфортной городской среды как условие социальной адаптации людей с ограниченными возможностями передвижения // Молодой ученый. — 2019. — № 33. — С. 128–131. — URL https://moluch.ru/archive/271/62014/ (дата обращения: 23.10.2019).
- Ежегодное послание президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию от 01.12.2016 г. // Российская газета. − Столичный выпуск № 7 142 (274).
- Романенко И. И. Комфортная городская среда и ее влияние на социально-экономическое развитие региона / И. И. Романенко, М. И. Романенко //Инженерный вестник Дона. — 2018. № 3. — URL https://cyberleninka.ru/article/n/komfortnaya-gorodskaya-sreda-i-ee-vliyanie-na-sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie-regiona/viewer (дата обращения: 23.10.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): комфортная городская среда, городское пространство, городская среда, исторический центр, регион России, РФ, Формирование, комфортное городское пространство, неэффективное использование, общественное пространство.
Названы лучшие муниципальные практики в сфере формирования комфортной городской среды и цифровизации городского хозяйства
Участники заседания Комитета Общероссийского Конгресса муниципальных образований (ОКМО) по вопросам жилищно-коммунального хозяйства обсудили итоги Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика». Мероприятие прошло в режиме онлайн, в нем приняли участие представители ОКМО, Проектной дирекции Минстроя России и представители муниципальных образований, чьи практики были выдвинуты на конкурс.
По словам руководителя управления проекта «Формирование комфортной городской среды» ФАУ «Проектная дирекция Минстроя России» Джемала Сурманидзе, один из основных критериев отбора заявок на конкурс – наличие новых практик и решений по модернизации городов.
«Некоторые муниципальные образования присылают на конкурс отличные проекты благоустройства, например, площадей или скверов. Но в число победителей попадают только те заявки, из которых мы можем извлечь какие-то уроки и смыслы. Например, практика Солецкого муниципального округа Нижегородской области, где люди самостоятельно собрались, договорились, нашли деньги предпринимателей, подключили молодежь и волонтеров и реализовали свой проект. В нашем понимании именно это является хорошей практикой, и это должно вознаграждаться», – отметил Джемал Сурманидзе.
В рамках заседания представили победителей конкурса в номинации «Умный город». В категории «Городские округа и городские поселения» ими стали проекты из Белгорода, Курчатова (Курская обл.), Сургута (ХМАО), Железноводска (Ставропольский край), Волгодонска (Ростовская обл.). В категории «Сельские поселения» – проекты из поселений Сингапай (ХМАО), Крым-Сарайское (Республика Татарстан), Сугайсинское (Республика Чувашия), Подгорное-Покровское (Оренбургская область), Нововеличковское (Краснодарский край).
«Наибольшую ценность в категории «Умный город» для нас представляют практики, которые содержат комплексные решения и решают наиболее актуальную для города задачу. Это как раз относится к нашим победителям в I категории: их решения реализованы в масштабе и формируют цифровую инфраструктуру города, которая быстро показывает свою эффективность», – рассказала заместитель директора ФАУ «Проектная дирекция Минстроя России» Дарья Долгих.
Всего на конкурс в номинации «Умный город» было подано более 100 заявок из 41 субъекта России. В качестве основных критериев в оценке проектов применялись соответствие одному из направлений «Базовых и дополнительных требований к Умным городам», возможность тиражирования решений, использование в них инновационных технологий, синхронизация мероприятий федеральных и нацпроектов и муниципальных программ, участие в практиках горожан, а также степень влияния реализации практики на рост IQ городов.
В заседании также приняли участие представители муниципалитетов: руководитель ГБУ ПК «Центр информационного развития Пермского края» Евгений Катаев, руководитель Муниципального Центра управления регионом в городе Реутов Владислав Цветков, глава администрации города Волгодонска Сергей Макаров. Они подробно рассказали о практиках, применяемых в своих муниципалитетах в рамках цифровизации городского хозяйства.
Так, в Пермском крае реализуется проект «Умный регион». При Министерстве информационного развития и связи Пермского края создан координационный центр по управления данным проектом, который отвечает за взаимодействие с Минстроем России и другими регионами для обмена опытом. В Пермском крае ведется мониторинг всех муниципалитетов по реализации дорожных карт по проекту «Умный город», регулируется их вовлеченность и проводятся внутренние комиссии по участию муниципалитетов в проекте.
«Считаем, что данная практика повышает эффективность внедрения технических решений, так как пилоты делятся своим опытом внедрения практик, отражают их слабые и сильные стороны. В дальнейшем, при их внедрении в другие муниципалитеты, этот опыт учитывается», – рассказал Евгений Катаев.
В Волгодонске был реализован проект цифровизации городского хозяйства «Умный город». В его рамках в городе был создан программно-аппаратный комплекс управления ресурсами и сервисами для жителей, гостей и администрации города.
«В него входят 26 модулей, затрагивающие все сферы жизни города – безопасность, транспорт, ЖКХ и городское управление, инфраструктура, социально-культурная сфера, бизнес. На наш взгляд, один из важнейших модулей проекта – «Городские проблемы». Это модуль обратной связи, через который жители могут в режиме реального времени сообщать о каких-либо проблемах», – рассказал Сергей Макаров.
В Реутове благодаря созданию Центра управления регионом удалось оцифровать работу городских служб и отслеживать обращения горожан в социальных сетях и мессенджерах, сервисе «Добродел» и других каналах обратной связи.
«Все обращения горожан аккумулируются в одном информационном центре и анализируются, после чего передаются ответственным за каждый участок исполнителям. Тоже касается и коммунальных служб: если, например, происходит какая-то авария, информация сразу распространяется по каналам связи с жителями», – рассказал Владислав Цветков.
Всероссийский конкурс «Лучшая муниципальная практика» проводится с 2017 года и направлен на поддержку муниципалитетов, которые предлагают эффективные решения в важнейших сферах жизни российских городов. Муниципальные образования, представившие на конкурс лучшие заявки, получат денежные гранты, а их проекты будут опубликованы в сборнике лучших практик, который будет выпущен по итогам конкурса. За все время проведения конкурса в нем приняли участие более 3,7 тысяч муниципальных образований.