UME Lab и ВШУ запускают лекторий о восприятии городского пространства

Конкуренция за кадры

Для городов характерен эффект китайского ресторана: надо ходить туда, где едят сами китайцы. Люди поедут в город работать или в качестве туристов, если там будет комфортно. Города для бизнеса — это конкурентный фактор в борьбе за кадры. Чем устойчивее город, тем выше у компании шансы решить проблему дефицита персонала.

В крупных промышленных центрах огромная конкуренция за кадры. Специалист по металлургии может работать на предприятиях «Металлинвеста», «Северстали»,  на «Евразе» или в «Магнитке» (Магнитогорский металлургический комбинат. — Forbes), специалист из нефтехимии — в «Сибуре», «Роснефти», «Газпром нефти». Выбор есть. В конце концов можно поехать добывать золото на Чукотку, а можно — за рубеж, если ты крутой специалист.

А «Сибур», например, построил огромный нефтехимический комплекс в Тобольске, где специалистов не было изначально. И люди не хотели ехать. Хотя с экологией в Тобольске все отлично — тайга. Определяющим фактором становится близость к Москве или хотя бы скорый поезд до столицы. Теперь компания построила в Тобольске аэропорт, это уже как-то решает проблему.

Бизнес и территории

Компании реализуют разные подходы к территории, исходя из накопленной традиции. Металлурги и угольщики заинтересованы в том, чтобы люди врастали в город. Это поколенческие профессии. До 70% жителей могут работать на градообразующем предприятии. Зачастую основные требования по развитию среды горожане предъявляют именно к предприятию, а местную власть рассматривают как вторичную. Местная власть — это тот же выходец с завода. Так было еще с советских времен. Компании берут на себя широкую социальную ответственность: поддерживают среднее образование, школы, борьбу с преступностью и так далее.

Нефтяники или газовщики другие. Для них традиционная история — вахтовый метод. Свидетельство тому — гигантский трафик из нефтяных городов в крупные центры. Из Ханты-Мансийского округа местные запросто едут в Москву за покупками или просто «потусить». Вторую квартиру они покупают в Москве, в Петербурге или Краснодарском крае.

Сегодня корпорации не готовы финансово поддерживать промышленные города, исходя из концепции пожизненного проживания там людей. Да это и не нужно — более оптимальна постоянная сменяемость населения. Например, Норильск — это город вокруг комбината. Предприятие большое, достаточно высокие для региона зарплаты. Многое создано «Норникелем» в части сервисной экономики, но люди все равно не могут там жить из-за природных условий и оторванности от основной части страны. Важно понимать, что людям, помимо денег, нужна социокультурная среда, они хотят тактильного ощущения жизни. Когда негде потратить заработанные деньги, возникает ощущение, что жизнь все время откладывается «на потом».

Совершенно другая модель у Тобольска. Этот город среди моих любимых в России, у него богатая история. Тобольск обязательно станет крупным туристическим центром. Пришедшему в город «Сибуру» повезло — Тобольск не нужно придумывать заново, конструировать смыслы. Его история начинается от Ермака, староверов, Петра I, православия в смеси с язычеством. Поэтому город тесно связан с компанией, но не растворен в ней.

Нужно отойти от понятия моногорода, которое фактически подчиняет смысл существования территории производству. Это просто города. Не территория, огражденная колючей проволокой, с предсказуемо непритязательным населением. Люди живут там, рожают детей, водят их в школу. Так дайте им сервисы нормального уровня, большую открытость, пространственные связи, и они останутся в городе, возможно, даже приедут новые кадры.

Бизнес как стратег

Во времена Советского Союза я жил в Нижнем Новгороде в «17-м квартале» — это дома, которые строил машиностроительный завод. Они были лучше остальных, не типовые, потому что застройщик имел на это право. Компании вообще не склонны к примитивным решениям, у них есть стратегический взгляд, они живут планами на пять-семь лет. Если городское пространство станет элементом стратегического бизнес-планирования, то изменится и характер инвестиций. Компании уровня «Газпром нефти» или «Лукойла» приводят с собой в города креативные, экономически развитые кадры. Такие люди могут потом сделать что-то для города, открыть там свой бизнес, например.

Для развития города обязательно нужен миф, который отражает миссию территории. Мифы чаще появляются вокруг крупных центров. Москва — это столица смыслов, в ней формируется актуальная повестка. Санкт-Петербург — культурная столица России. Но в малых городах градообразующее предприятие тоже может становиться источником мифа. Поэтому так важна тема промышленного туризма — показывать обществу, что ты производишь, как устроен твой бизнес. Важно осознать эту миссию и начать инвестировать в нее.

Устойчивая Москва

Казалось бы, большие города с высокой плотностью населения не могут быть экологически устойчивыми поселениями. Но, на самом деле, высокая плотность дает больше возможностей для эффективного использования ресурсов. Компактная застройка с максимальным числом доступных сервисов позволяет уменьшить использование личных автомобилей и способствует новым видам мобильности: общественному транспорту, каршерингу, электрокарам и самокатам, в итоге позволяя уменьшить вредные выбросы.

Москва является лидером среди российских регионов по внедрению практик устойчивого развития. Здесь одновременно возможна и сервисная экономика, и компактные технологичные производства, и Московский нефтеперерабатывающий завод. При этом в Москве активное и влиятельное городское сообщество, способное организоваться для решения экологических проблем, с тем же НПЗ в Капотне, например. Этот фактор вынуждены учитывать предприятия при формировании своей экологической политики.

Новый лайфстайл

Конечно, в других центрах мы может столкнуться с возражением: «Но мы же не в Москве, у нас нет таких ресурсов». Тогда я привожу пример Татарстана, где в некоторых городах выкладывают улицы не плиткой, а обычным речным камнем, — он все равно намного аккуратнее смотрятся. Изменение подходов к развитию территорий далеко не всегда зависит от ресурсов. Нужно понимание, что мы формируем пространство жизни для современного человека, которое существенно многообразней траектории «дом-работа-магазин–дом». Оно помогает пересматривать смысл существующей инфраструктуры в пользу реального запроса жителей. Например, советский формат домов культуры трансформируется сегодня в комьюнити-центры — здесь ты можешь научиться печь хлеб или пасхальный кулич, играть на рояле, найти близких по увлечениям людей.

И, конечно, если бизнес хочет развивать город — надо вкладываться в культуру. Это очень благодарное направление, особенно в провинции. Я помню реакцию людей на концерты оркестра Владимира Спивакова, которые «Металлинвест» организовал в городах, где расположены его основные предприятия. Два-три концерта в день, полные залы, семьи с детьми. В таких городах население на культурные и общественные инициативы откликается быстрее, чем в пресыщенной Москве.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Центры притяжения

Московская область, состоящая по большей части из малых городов, по итогам последних лет занимает третье место по индексу качества городской среды после Москвы и Санкт-Петербурга. В 2022 году, по словам министра благоустройства Московской области Михаила Хайкина, в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» благоустроят более 60 общественных территорий. Речь идет об общественных пространствах — существующих набережных и парках, скверах, аллеях и площадях, пешеходных зонах. Кроме того, будут созданы новые центры притяжения горожан. (Подробнее о планах по благоустройству на 2022 год — на с

Отдельная задача — обеспечить жителей региона рекреационной зоной в пешей доступности от дома. Новое направление запускается с нынешнего года, в котором планируется благоустроить 19 таких объектов, рассказал Михаил Хайкин.

«С этого года мы запускаем новое направление в нашей работе — благоустройство небольших зеленых территорий, скверов в шаговой доступности. Скверы ежедневно используются жителями близлежащих домов и служат удобной рекреационной зоной», — говорит Михаил Хайкин. Среди попавших в первую очередь городов — Белоозерский, Клин, Кубинка, Котельники, Сергиев Посад. В целях безопасности в скверах оборудуют современное уличное освещение, установят камеры видеонаблюдения.

Так, новый сквер будет создан в городе Белоозерский Воскресенского округа. «Уже в этом году у жителей Белоозерского появится новая зона отдыха на месте пустыря на улице Молодежная. Работы здесь будут проведены с минимальным вмешательством в пространство березовой рощи и сохранением природности места. Новый сквер, уверен, станет любимым местом отдыха жителей разных поколений», — говорит министр благоустройства Московской области. Территория сквера визуально делится на две части — березовая роща и поле. В лесной части появятся беседки, элементы детской игровой площадки, выполненные в экостиле, удобные скамьи. В активной секции обустроят workout-зону, появятся модульный амфитеатр, игровое поле, площадка с настольным теннисом и навесом, для проведения мероприятий оборудуют сцену с местами для зрителей. Внизу с юго-восточной стороны расположится зона для выгула собак. Также в сквере выполнят обустройство новой тропиночной сети на основе существующих грунтовых троп, а еще появится новая дорожка по периметру рощи с зоной для бега. Со стороны Российской улицы будут организованы два основных входа в сквер. На всей территории нового общественного пространства установят парковые светильники, камеры видеонаблюдения, а также проведут озеленение.

Еще один приоритет — уличное освещение, на территории региона с 2017 года реализуется проект «Светлый город». За это время энергоэффективное наружное освещение установили более чем на 3,4 тыс. объектах — 2379 улицах, 86 скверах, 807 дворовых территориях, кроме того, было создано 169 объектов архитектурно-художественной подсветки.

Парковые зоны

Особый акцент в благоустройстве подмосковных городов сделан на создании парковых зон. Это обязательный элемент современной городской среды. Еще восемь лет назад в Подмосковье было 25 парков культуры и отдыха, сегодня их 183. По данным министерства благоустройства региона, с 2017 года их общая площадь увеличилась вдвое — с 1800 до 3700 га, а посещаемость повысилась более чем в три раза — с 7 млн до 24 млн человек. Так, в этом году в 14 парках культуры и отдыха появятся функциональные зоны. В восьми из них создадут центры отдыха с детьми с большими игровыми комплексами на 3 тыс. м, теневыми навесами и площадками для мастер-классов. В других шести парках появятся экстрим-центры. В них будут скейт-парки, памп-треки, теневые навесы, площадки для мастер-классов и стритбол.

«Губернатор ставит перед нами задачу, чтобы в каждом городе появился красивый благоустроенный парк. Но важно не только благоустроить парк, но и насытить сервисами, чтобы жителям было интересно и хотелось возвращаться в него вновь и вновь», — говорит Михаил Хайкин. Подмосковные парки насыщены не только сервисами, но и предлагают различные событийные программы для посетителей разных возрастов и интересов.

С 2021 года в области запущена новая программа «Парки в лесу». За пять лет в регионе планируют сделать более комфортными и безопасными 50 лесных территорий. Среди первых девяти: «Липовая роща», Парк им. Лазутиной, парк «Виражи», Парк Малевича в Одинцово, Кузьминский лесопарк в Котельниках, Городской лес в Домодедово, парк «Можайская ривьера», Видновский лесопарк в Ленинском округе, Пестовский парк в Балашихе.

Был учтен и рост интереса жителей к занятиям спортом. Во многих парках можно покататься на велосипедах, лыжах, доступен прокат спортивного инвентаря, появляются специальные оборудованные спортивные площадки. Так, в лесной части Пестовского парка построили лыжероллерную трассу. Новая многофункциональная хоккейная площадка появилась в Кузьминском лесопарке в Котельниках.

За два ближайших года (2022–2023) благоустроят 19 лесных участков в парках.

Детские площадки и дворовые территории

Большая часть жилого фонда страны строилась в те времена, когда у людей практически не было личного транспорта и проблем с его парковкой, детские игровые площадки не входили в число приоритетов городских властей и граждан. Обычно жители обходились деревянной песочницей и металлической каруселью. «Сейчас люди при выборе жилья имеют требования и к качеству городской среды, и к месту проживания, — говорит директор Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО Сергей Митягин. — Сегодня повышаются запросы к обустройству дворовой территории, организации дворов без машин, созданию больших качественных игровых детских площадок. Важно, чтобы это было такое смешанное пространство».

Благоустройство дворов — это приоритетный вопрос, решением которого правительство региона по поручению губернатора занимается с 2015 года. За это время в Подмосковье было благоустроено 8870 дворов — более 60%. В рамках программы обновляются детские игровые площадки, наружное освещение, контейнерные площадки, информационные стенды, асфальтовое покрытие, скамейки и урны, проводится озеленение.

Уже сегодня детские площадки в Подмосковье — это большие комплексы площадью 300–450 кв. м с безопасными резиновыми покрытиями. Помимо игровых элементов здесь устанавливаются скамьи, урны, информационные стенды. По словам Михаила Хайкина, в 2022 году в регионе планируется установить 229 таких площадок в 56 городских округах. Места для новых площадок были определены органами местного самоуправления на основании решений муниципальных общественных комиссий по результатам интернет-голосования самих горожан. Голосование проходило на портале «Добродел» с 30 августа по 9 сентября 2021 года. Всего по программе губернатора с 2013 по 2021 год установлено более 1,2 тыс. современных игровых площадок.

Также необходимо обеспечить дворовые территории светом. «Важна организация дорожного освещения, которое равномерно заливает светом весь двор, где нет темных углов. Это воспринимается людьми как более безопасное пространство», — говорит Сергей Митягин.

Федеральные программы

Помимо региональных затрат на благоустройство существуют и другие источники финансирования. В частности, гранты Всероссийского конкурса Минстроя РФ для лучших проектов по созданию комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Одно из основных условий отбора победителей — сохранение объектов природного и культурно-исторического наследия, включая средовую застройку и уникальность ландшафтов.

В Подмосковье всего 53 малых города и 22 исторических поселения: два федерального (Зарайск и Коломна) и 20 областного значения. С момента проведения первого конкурса его победителями уже стали 27 проектов Подмосковья, полностью завершены 18.

В рамках этого проекта в этом году планируется благоустроить набережную реки Нара в Серпухове, создав первый в городе благоустроенный рекреационный маршрут. В Верее переходят ко второй очереди благоустройства города: сделают спуск по улице Кузнецкая Гора и набережной реки Протва. А также будет благоустроена набережная Оки в Кашире. «Наша основная задача — вернуть реку людям. Новая набережная, я уверен, станет точкой притяжения для всех жителей города», — отметил Михаил Хайкин. Преобразится и берег Стахановского озера в Электрогорске. По словам министра, этот проект глубоко проникся историей города и «транслирует артефакты, паттерны и смыслы на всех уровнях архитектурных решений». А доминантой территории станет смотровая вышка в виде труб ГРЭС.

Голосование пройдет с 15 апреля по 30 мая. На него будет вынесено 269 территорий в 56 городских округах. Набравшая наибольшее количество голосов территория в каждом муниципалитете будет включена в план по благоустройству на следующий год.

Национальный проект «Жильё и городская среда»

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 февраля 2019 года; проверки требуют 43 правки.

РеализацияПравить

Руководитель нацпроекта «Жильё и городская среда» до 2020 года, экс-министр строительства и ЖКХ РФ В. Якушев

Руководитель нацпроекта «Жильё и городская среда» c 2020 года, министр строительства и ЖКХ РФ И. Файзуллин

Подписка

  • Ежедневная
  • Еженедельная

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

ГОРОДСКАЯ СРЕДА И ЖКХ

Формирование комфортной городской среды — это обо всём, что окружает нас. Дворы и подъезды, лифты, водопровод, газ и электричество. Чистая вода и водоёмы, зелёные парки и безопасные детские площадки. Красивые и удобные пространства: набережные, скверы, дворы. IT-инфраструктура, дистанционные услуги. Всё это меняется для нас!

UME Lab и ВШУ запускают лекторий о восприятии городского пространства

Нацпроект «Цифровая экономика»

Проект направлен на повышение конкурентоспособности российских городов, формирование эффективной системы управления городским хозяйством, создание безопасных и комфортных условий для жизни горожан.

Основная цель — сделать города более комфортными для жителей, повысить индекс качества городской среды. Вдвое сократить количество городов с неблагоприятной средой. Вовлечь граждан в процесс благоустройства городов, чтобы доля активного населения составляла не менее 30%.

Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда

Этот федеральный проект отвечает за создание и применение механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда по всей стране.

Нацпроект «Жильё и городская среда»

Ключевая задача — повышение качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения и водоподготовки с использованием перспективных технологий, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса.

Цель федерального проекта — сокращение сброса неочищенных сточных вод, расчистка участков и экологическая реабилитация водных объектов в 16 регионах, входящих в бассейн реки Волга, включая Москву и Московскую область. Всего до 2024 года будут построены или модернизированы 229 объектов очистных сооружений централизованных систем водоотведения.

Развитие городов

Уровень комфорта от проживания в городе зависит не только от наличия парков и скверов. Удобным в городе должно быть всё — от дворов и набережных до системы управления городским хозяйством. Вот инструменты и программы, которые работают на рост и развитие городов России.

Мы используем файлы Cookie, чтобы пользоваться сайтом было удобно

Индекс качества городской среды

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 декабря 2021 года; проверки требуют 4 правки.

Система оценкиПравить

Центр городской экономики КБ «Стрелка» проанализировал наиболее достоверные документы: отчеты об исполнении бюджетов 79 региональных столиц в период с 2013 по 2015 год. В исследованных городах живет 27% населения России, но денег в них сосредоточено очень мало, лишь 3% консолидированного бюджета РФ. В среднем только 14% консолидированного бюджета региона приходится на региональный центр.

Результаты исследования показали, что в среднем половину бюджета региональных столиц составляют безвозмездные поступления — деньги, перечисляемые городу из других бюджетов в виде дотаций, субвенций или субсидий, которые не нужно потом возвращать. Но большая часть таких денег имеет строго регламентированное назначение.

Доля безвозмездных поступлений в бюджете определяет самостоятельность города: чем выше этот процент, тем меньше средств остается городу, чтобы свободно ими распоряжаться и тратить их по собственному усмотрению, а не на цели, указанные федеральным центром.

Сильная зависимость от безвозмездных поступлений — проблема российских городов, так как объем этих поступлений непредсказуем, а тратить их по своему усмотрению город не может.

Города, лидирующие по доле безвозмездных поступлений, фактически финансируются из региональных бюджетов. Чаще всего к ним относятся центры регионов со слабым уровнем социально-экономического развития (Махачкала, Кызыл), а также города с высокой стоимостью жизни, например Южно-Сахалинск. Оптимальным является планомерное уменьшение зависимости от регионального и федерального бюджета. В таком случае можно говорить о развитии экономической самостоятельности города. Самыми самостоятельными городами среди миллионников оказались Пермь, где доля безвозмездных поступлений в бюджет составляет 36%, и Владивосток с 27% безвозмездных поступлений.

Статьи расходов

В среднем половина городского бюджета тратится на образование — эти расходы обычно компенсируются дотационными деньгами. Траты на городскую среду (ЖКХ, транспорт и дорожное хозяйство) составляют 29% всех расходов бюджета. Расходы на ЖКХ состоят преимущественно из расходов на жилищное хозяйство (в среднем 35%), коммунальное хозяйство (29%) и благоустройство (36%). Объем расходов на ЖКХ зависит от приоритетов городской политики, ну и от наличия средств в бюджете. Среди лидеров по затратам на ЖКХ есть как сверхбогатый Южно-Сахалинск, так и Магас, зарабатывающий на душу населения в два раза меньше. Челябинск, например, тратит аномально мало на ЖКХ по сравнению с другими городами: средний город-миллионник тратит на ЖКХ 14% своего дохода (146 000 рублей), а Челябинск всего 1,6% (17 000 рублей).

Поэтому эффект от дотационных денег, выделяемых на формирование комфортной городской среды, будет неоднородным для разных городов — для тех городов, которые совсем мало тратят на благоустройство, большая субсидия окажет «взрывной» эффект, когда в городе, в котором ничего не происходило годами, вдруг появится обновленная площадь или набережная. С другой стороны, в городах, которые тратят на благоустройство внушительные суммы, федеральная субсидия может оказаться «каплей в море» и не вызовет такого резонанса.

Важно понимать, что единоразовая субсидия, неважно, какого размера она будет, не может решить проблему развития городской среды. Деньги хорошо направлять в уже существующий план развития города, потому что процесс формирования комфортной городской среды — процесс небыстрый, в нем важна системность, плановость и наличие долгосрочной стратегии. В этом плане показателен пример Москвы, когда у города существует четкий план: например, в этом году мы делаем 30 улиц, в следующем — 40, а через год — 50. Москва — удачный пример, в том числе и потому, что все делалось массово.

Нельзя благоустроить одну улицу в городе и рассчитывать, что вы уже сформировали городскую среду. Это подтверждают и заграничные примеры. Например, Барселона и Лондон имели долгосрочные планы по развитию города, и поэтому они решили проводить у себя Олимпийские игры, а не наоборот — когда на город свалились большие деньги и он решил их освоить.

Городам уже сейчас важно понять, что городскую среду нужно развивать постоянно и системно, а мгновенные победы в долгосрочной перспективе не могут исправить ситуацию.

Человеческий капитал

Сколько своих денег останется городу на благоустройство, зависит от внутренней экономической политики муниципалитета и понимания взаимосвязи между комфортной городской средой и экономическим процветанием города. Почти половину дохода город получает от своих жителей̆ и недвижимости (40%). С ростом населения падает роль безвозмездных поступлений, а все остальные доходы увеличиваются — бюджет города становится более независимым. При этом необходимо понимать, что муниципалитет мало контролирует доходы от НДФЛ, — он не может влиять на налоговую базу (размер заработных плат) и ставку налога.

Нормативы отчислений в местный бюджет устанавливаются на федеральном (обязательные 15%) и региональном уровне (единые и/или дополнительные нормативы отчислений, в сумме на местный уровень уходит не менее 15% всех доходов субъекта от НДФЛ). От операций с недвижимым имуществом региональные центры получают в среднем 10% от своего дохода, контролировать и прогнозировать такой доход проще, чем НДФЛ: в отличие от людей, недвижимое имущество не перемещается, его сложно скрыть.

Комфортная городская среда позволяет не только удержать человеческий капитал в городе, но и влияет на доходы от операций с имуществом: чем выше качество среды, тем дороже стоят объекты: и недвижимость, и земля. Ни площадь, ни население города не оказывают значимого влияния на доходы от операций с имуществом в расчете на 1 га площади города. В 38 раз отличаются доходы от операций с имуществом с 1 га в Твери и Горно-Алтайске, при этом Тверь больше Горно-Алтайска всего на 6000 га. Затраты на ЖКХ — это вложение в будущее города, из-за этого повышается стоимость недвижимости, и соответственно собирается больше налога на имущество физических лиц и поступает больше дохода от операций с имуществом. Со временем они будут возвращаться в городскую казну в виде дополнительных доходов от городского имущества.

Местное самоуправление и развитие экономики

Говоря о развитии городской экономики, следует упомянуть и тот факт, что исторически местные власти создавались, в первую очередь, для представительства людей, предоставления госуслуг, установления норм и стандартов, а также соблюдения их выполнения. Экономическое развитие территорий для них — относительно новая задача, требующая качественно других подходов по причине отличающихся рисков, стейкхолдеров, временных потребностей, географических особенностей, а также иного процесса принятия решений.

Чтобы эффективнее справляться с этой ситуацией, власти создают новые сущности — агентства. Эти институты подчиняются госструктурам, но способны использовать корпоративные практики для решения новых экономических задач, таких как переформатирование имеющихся пространств, повышение производительности, интернационализация территории или формирование каких-то визионерских концепций, направленных на развитие.

Как сочетать управление экономикой города с предпринимательством и технологическим развитием?

В сегодняшнем мире все активнее внедряются практики Индустрии 4. 0, выстраиваемые вокруг искусственного интеллекта, облачных технологий, Интернета вещей и так далее. Этот процесс не обходит стороной и вопросы развития территорий. Технологии встраиваются в существующую городскую экономику через цифровизацию строительства, ЖКХ, транспортной и логистической инфраструктуры. Но вместе с технологизацией привычных городских сфер появляются и качественно новые явления, как, например, концепции инновационной, шеринговой и циркулярной экономик, умного туризма, реурбанизации производств.

Технологии помогают развивать экономику и путем стимулирования кластеризации отдельных, но схожих между собою сфер, что часто происходит в условиях именно городов. Например, в 80-х стартовала кластеризация финансов (банкинг, страхование и так далее), а в 90-х тот же процесс произошел в креативных индустриях (от дизайна до фуд-бизнеса). В 2010-х города стали свидетелями кластеризации урбанистических проектов и экономики впечатлений, а прямо сейчас этот процесс происходит и в вопросах циркулярной экономики.

Новые концепции, порожденные развитием технологий, могут реализоваться при сочетании ряда параметров. Например, инновационная экономика формируется на территориях, где существуют организации, занимающиеся научно-технической деятельностью (например, университеты), где сформирован бизнес-климат, удобный для развития, есть критическая масса предпринимателей, а начинания по внедрению прорывных решений поддерживаются местными властями.

Примером развития города, в значительной мере включающим в себя и опору на технологии, и новые формы экономики, можно назвать канадский Галифакс, когда-то бывший важным промышленным центром, но в 90-е столкнувшийся с рядом проблем.

Чтобы преодолеть сложности, местные власти юридически объединили разрозненные местные муниципалитеты и создали отдельную структуру, призванную заниматься вопросами развития территории. Она должна была выявить точки роста, куда можно было бы привлечь бизнес и запустить ГЧП-проекты. В частности, было решено сфокусироваться на сегментах инноваций и экономики впечатлений.

Следующим этапом стала разработка экономической стратегии города, включающая в себя планы по управлению земельными ресурсами для более эффективного редевелопмента, развитие центра города и объектов в нем, а также обновление транспортной инфраструктуры, позволяющей лучше контактировать с внешним миром (порт, аэропорт, логистические мощности).

Третьей фазой стала спайка прежде разрозненных муниципалитетов воедино через унифицированную транспортную систему, создание единого местного бренда Галифакса, который начали продвигать на общестрановом и международном уровнях, а также работа не только на привлечение людей, но и на их удержание, например, через поддержку университетов.

Как работать с экономикой города в постковидные времена?

Пандемия коронавируса сильно повлияла на все сферы жизни, не обойдя стороной и управление городами. Кризис стал шоком для всех, но разные города и страны находятся на разных этапах выхода из него. Где-то еще разгар пандемии, а следовательно, и ограничений, где-то постепенно начинается восстановление экономики, а где-то все функционирует так, будто ничего и не было. При этом не всегда эти стадии зависят только от эпидемиологической обстановки.

Коронавирус ускорил развитие одних аспектов экономики (e-commerce) и заморозил другие (туристический бизнес). Очень важным последствием пандемии стал отъезд части населения из мегаполисов в города поменьше, что привело к изменению в требованиях к инфраструктуре как в малых городах, так и в крупных. Вместе с тем многое из вошедшего в нашу жизнь за последний год продолжит оказывать влияние и в будущем, но многое вернется к прежнему состоянию по мере ослабления карантинных мер и оживления экономики.

Устойчивые города и восстановление экономики

Города способны обеспечивать рост, способствуют развитию конкуренции, внедряют новые экономические концепции, развивают инклюзивность, обеспечивают спрос и предложение товаров и услуг и предстают точками аккумулирования капитала, технологий и трудовых ресурсов. Это позволяет говорить, что именно они могут стать опорой восстановления для разных стран, при том восстановления с фокусом на инновационные индустрии.

Примером города, де-факто вышедшего из пандемии, может служить Шанхай, где, по оценкам Кларка, практически все работники вернулись в офисы, растут объемы сдаваемых в аренду коммерческих и офисных площадей.

К мерам местных властей, приблизивших подобное развитие дел, можно отнести привлечение иностранных инвестиций и компаний, изменение условий работы зон свободной торговли, создание новой инфраструктуры, работа по изменению графиков работы предприятий и офисов, перепрофилирование городских офисных и торговых площадей, организация duty free магазинов для внутренних туристов, а также масштабные медицинские меры (тестирование, отслеживание контактов зараженных людей и так далее).

Примером города, еще не снявшего коронавирусные ограничения в экономике, является Мехико, где восстановление доковидных показателей по разным оценкам ожидается примерно в 2022 году, но уже есть позитивная динамика. Чтобы улучшить работу городской экономики на фоне кризиса, местные власти также принимают свои меры. В частности они подготовили стратегию по восстановлению экономической жизни, включающую создание рабочих мест, программы по строительству жилья и ГЧП-проекты в промышленности. Важным фактором была поддержка предпринимательства через прямую финансовую помощь и создание электронных площадок, позволяющих МСБ реализовывать свои товары и услуги.

Городская среда (синонимы — окружающая среда города, урбанизированная среда ) — это часть географической оболочки (глобальной среды обитания человека и всех других живых организмов), ограниченная территорией, занятой городом, его пригородами и связанными с ними инженерными и транспортными сооружениями

Индекс города рассчитывается как сумма баллов по всем 36 индикаторам, оцениваемым по шкале от 0 до 10. Совокупный индекс города измеряется по шкале от 0 до 360 баллов. В зависимости от итогового балла определяется качество городской среды. Таким образом, города могут набрать максимум 360 баллов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.