Участие граждан в формировании комфортной городской среды

Бюджет: 1 076 962 500 руб.

Паспорт проекта утверждён: 28.09.2018

Цели проекта

  1. Обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, в том числе создание возможностей для преобретения (стротельства) ими жилья с использованием ипотечного кредита, ставка по которому должна быть менее 8 процентов
  2. Увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. квадратных метров в год
  3. Кардинальное повышение комфортности городской среды, повышение индекса качества городской среды на 30 процентов, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза
  4. Создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды
  5. Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда

Задачи проекта

  1. Совершенствование механизмов финансирования жилищного строительства, в том числе посредством развития рынка ипотечных центров и поэтапного перехода от привлечения денежных средств для долевого строительства многовартирных домов и иных объектов недвижимости к другим формам финансирования жилищного строительства, обеспечиающим защиту прав граждан и снижение рисков для них
  2. Модернизация строительной отрасли и повышение качества индустриального жилищного строительства, в том числе посредством установленнх ограничений на использование устаревших технологий и стимулирования внедрения передовых технологий в проектировании и строительстве, совершенствование механизмов государственной поддержки строительства стандартного жилья
  3. Снижение административной нагрузки на застройщиков, совершенствование нормативно-правовой базы и порядка регулирования в сфере жилищного строительства
  4. Обеспечение эффективного использования земель в целях массового жилищного строительства при условии сохранения и развития зеленого фонда и территорий, на которых располагаются природны объекты, имеющие экологическое, историко-культурное, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение
  5. Реализация мероприятий, осуществляемых федеральными органами власти и исполнительной власти субъектов РФ, по оказанию гражданам поддержки в улучшении желищных условий, включая обеспечение жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, и молодых семей
  6. Развитие среднего профессионального образования в области строительства и городского хозяйства, а также реализация программ по повышению квалификации специалистов в области архитектуры
  7. Создание механизмов развития комфортной городской среды, комплексного развития городов и других населенных пунктов с учетом их качества городской среды
  8. Создание механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, обеспечивающих соблюдение их жилищных прав, установленных законодательством РФ

Ответственные за реализацию проекта

  • Куратор национального проекта:  заместитель председателя Правительства РФ
  • Руководитель национального проекта: министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ

Нацпроект «Жилье и городская среда» формировался с учетом пожеланий регионов и их градостроительной спефицики. Свои рекомендации в в документ направили 37 российских регионов. Многие из этих пожеланий и замечаний предполагают изменение действующей нормативной базы в сфере жилищного строительства. В частности, при реализации четырех основных направлений нацпроекта (благоустроенная городская среда, комфортное жилье, доступная ипотека, скорейшее расселение аварийного жилищного фонда) предлагается учитывать климатические особенности каждого региона, а также его транспортную доступность, экономическую специализацию, архитектурные традиции и местный ландшафт. 

Показатели национального проекта

В результате реализации национального проекта к 2024 году планируется:

  • Увеличение доступности ипотечных кредитов и снижение ставки по ним до 8%
  • Ежегодное введение в строй 120 миллионов квадратных метров жилья

Национальный проект предполагает в течение шести лет ежегодный ввод в эксплуатацию более 1,5 миллионов квартир и триста тысяч  индивидуальных домов. 

  • Повышение индекса качества городской среды на 30 процентов и сокращение количества городов с неблагоприятной средой в два раза
  • Создание действенного механизма расселения граждан из аварийного жилья

Тридцать миллионов российских семей должны переселиться из аварийного в комфортное жилье в течение шести лет реализации национального проекта «Жилье и городская среда». На эти цели будет направлено около одного триллиона рублей. 90% средств поступят из федерального бюджета, остальные – из регионов и деньги из внебюджетных источников. Ежегодно планируется расселять не менее пяти миллионов единиц аварийного жилфонда.  

Финансовое обеспечение реализации национального проекта

Федеральный бюджет, млн. рублей

  • 2018 год – 51484
  • 2019 год – 105280
  • 2020 год – 110230
  • 2021 год – 118340
  • 2022 год – 181650
  • 2023 год – 185570
  • 2024 год – 189980
  • Всего – 891050 

Все источники финансирования, млн. рублей

  • 2018 год – 71084
  • 2019 год – 129354,5
  • 2020 год – 135888,3
  • 2021 год – 142923
  • 2022 год – 217014,8
  • 2023 год – 222795,8
  • 2024 год – 2289958
  • Всего – 1076962,5

Дополнительное финансирование получат

  • Камчатский край
  • Республика Северная Осетия-Алания
  • Архангельская область
  • Волгоградская область
  • Владимирская область
  • Республика Адыгея
  • Смоленская область
  • Самарская область
  • Новгородская область
  • Республика Алтай
  • Республика Бурятия

Общий объем финансирования составит

  • 2019 год – 6 млрд рублей
  • 2020 год – 4,3 млрд рублей
  • 2021 год – 3,6 млрд рублей

Видео о национальном проекте

Реализация национального проекта «Жилье и городская среда» стала главной темой заседания президиума Госсовета

ВЭФ-2018. «Национальные проекты: что будет сделано на Дальнем Востоке? Жилье и городская среда»

Путин провел встречу с общественностью по вопросам реализации нацпроекта «Жилье и городская среда»

Федеральные проекты нацпроекта «Жилье и городская среда»

  1. Федеральный проект «Ипотека»: нацелен на создание возможностей для приобретения жилья с использованием ипотечного кредита. Предусмотрены мероприятия по переводу рынка ипотеки в электронный формат, а также формирование ликвидного рынка ипотечных ценных бумаг.
  2. Федеральный проект «Жилье» направлен на увеличение объема ввода жилья, в том числе путем введения безрисковых для граждан инструментов инвестирования в жилищное строительство, эффективному вовлечению земель, поддержке строительства инфраструктуры в проектах жилищного строительства, а также модернизации строительной отрасли и оптимизации административных процедур.
  3. Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды»: предполагает реализацию комплексных проектов развития городской среды для создания достойных условий жизни граждан и конкурентоспособных городов. Проекты будут отбираться на конкурсной основе. Важнейшими критериями их оценки станет влияние на социально-экономическое развитие конкретного города, региона и страны в целом. Принципиальным условием остается максимальное вовлечение граждан в решение вопросов городского развития, в том числе с широким использованием цифровых технологий. Отдельное внимание будет уделено проектам развития городской среды в малых городах и исторических поселениях – ежегодно на конкурсной основе будут отбирать по 80 лучших проектов, реализация которых поможет сохранить самобытность и культуру нашей страны.
  4. Федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда»: предполагает создание постоянно действующего механизма расселения аварийного фонда с точными параметрами признания дома аварийным на базе успешно реализованных программ переселения граждан из аварийного жилья 2013-2017 годов. Планируется сформировать расширенный набор инструментов для реализации программ: выкуп жилья, мена, субсидии на приобретение, развитие застроенных территорий, наёмные дома.

Народный контроль нацпроекта «Жилье и городская среда»

Для контроля за реализацей федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» Общественная палата России создала «горячую линию» 

Обратиться можно по телефону: +7 (800) 737-77-66 или оставить сообщение на сайте Общественной палаты России. 

Сделать наши города и дворы благоустроенными, безопасными, комфортными для жизни – вот одна из главных задач, обозначенных президентом РФ на ближайшие шесть лет. Участие граждан в обсуждении проектов формирования комфортной городской среды является важнейшим условием. Для того, чтобы собрать информацию, касающуюся реализации проекта «Формирование комфортной городской среды» в муниципалитетах Российской Федерации, Общественная палата РФ совместно с региональными общественными палатами открыла «горячую линию».

За время действия федеральной программы не менее 60% российский муниципалитетов с населением свыше 1000 человек должны преобразиться, стать благоприятными для жизни. Речь идет о массовом благоустройстве общественных пространств и дворов.

Для решения этой задачи из федерального бюджета ежегодно будет выделяться около 270 миллиардов рублей, дополнительные средства также вложат региональные и местные бюджеты, бизнес. Очень важно, чтобы эти средства были потрачены эффективно и на реализацию тех проектов, которые действительно поддерживают жители.

В Общественной палате России реализацию национального проекта «Жилье и городская среда» курируют комиссия по территориальному развитию и местному самоуправлению и исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль». 

  • Власти городов не учитывают мнение граждан при формировании генеральных планов, проектов землепользования и застройки, реализации проектов по благоустройству;
  • Бюджетные деньги тратятся на бессмысленные и ненужные проекты;
  • Качество работ по благоустройству оставляет желать лучшего,

кураторы предлагают обращаться на «горячую линию» Общественной палаты.

Другие национальные проекты

  • Национальный проект «Цифровая экономика»
  • Национальный проект «Экология»
  • Национальный проект «Международная кооперация и экспорт»
  • Национальный проект «Культура»
  • Национальный проект «Наука»
  • Национальный проект «Образование»
  • Национальный проект «Демография»
  • Национальный проект «Малый бизнес и поддержка предпринимательской инициативы»
  • Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости»
  • Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»
  • Национальный проект «Здравоохранение»

Стандарт разработан на основе Целевой модели по организации общественного участия, а также вовлечения бизнеса и граждан в реализацию проектов благоустройства городской среды с целью уточнения и расширения положений данного документа.

Стандарт вовлечения граждан в решение вопросов развития городской среды (далее — Стандарт) призван систематизировать практики и форматы вовлечения граждан в решение вопросов развития городской среды, повысить эффективность взаимодействия, а также степень ответственного участия всех сторон.

В соответствии со Стандартом рекомендуется обеспечивать вовлечение граждан как при работе с общественными пространствами общегородского значения (городские набережные, центральные парки, городские ООПТ, центральные площади, улицы, бульвары и иные территории), так и при разработке и реализации проектов общественных пространств в жилых зонах (локальные скверы, дворовые территории, межквартальные территории и т.д.). Кроме того, возможно применение Стандарта для развития пространств, находящихся в частной собственности при согласии собственников.

Читайте также:  Рекомендации правительства рф

Вовлечение граждан не требуется при осуществлении планового ремонта и замене инженерной и иной инфраструктуры общественных пространств, в случае если производимые работы не изменяют общий облик, архитектурные и функциональные решения пространства. В ситуациях, когда проводимые работы предполагают существенное
изменение функционального, архитектурного и/или пространственного решений, рекомендуется применение данного Стандарта.

Вовлечение граждан в решение вопросов развития городской среды — одна из форм гражданского участия, подразумевающая процесс определения целей, функций, технико-экономических показателей и иных факторов проекта развития городской среды совместно со всеми заинтересованными сторонами и потенциальными пользователями проекта, а также обеспечение участия граждан в реализации программы развития проекта. Граждане Российской Федерации вправе участвовать в разработке и реализации проектов развития городской среды как лично, так и в составе
коммерческих, некоммерческих организаций и иных объединений.

Развитие городской среды — комплекс мер, реализуемых федеральными, региональными и муниципальными органами власти для создания, корректировки и реализации документов стратегического и территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки и межевания территории, архитектурно-строительного проектирования с целью формирования комфортной городской среды в муниципальных образованиях Российской Федерации.

Этапы жизненного цикла проекта развития общественных пространств — перечень последовательно реализуемых мероприятий развития общественного пространства — от инициирования проекта до обеспечения его долгосрочного функционирования. Жизненный цикл проекта развития общественного пространства включает в себя следующие этапы: инициация проекта, разработка и согласование концепции общественного пространства, разработка и согласование ПСД, реализация и приемка СМР, функционирование территории.

Стандарт представляет собой систематизацию и обобщение лучших практик по вовлечению граждан в проекты развития городской среды и основывается на двух важнейших положениях:

– Вовлечение граждан должно быть ответственным и продуктивным процессом, который осуществляется на всех этапах жизненного цикла развития проекта;
– Вовлечение граждан должно быть структурированным, управляемым процессом, ориентированным на достижение заранее поставленных целей городского развития.

Добиться лучших результатов вовлечения граждан в решение вопросов развития городской среды можно путем последовательного применения рекомендаций Стандарта на всех этапах реализации деятельности по развитию городской среды. Рекомендовано применение Стандарта в полном объеме в соответствии с этапами, уровнями и форматами вовлечения. Пользователь Стандарта не ограничен в применении иных
форматов вовлечения, если они позволяют достичь заявленной цели. 

Для жителей города вовлечение в развитие городской среды будет означать:

– Появление современных, актуальных городских пространств и объектов, соответствующих их интересам и потребностям;
– Улучшение качества городской среды и качества жизни;
– Возможность активно влиять на вопросы, касающиеся непосредственно самих жителей и осуществлять контроль за развитием территории, на которой они живут;
– Формирование активного и сплоченного сообщества местных жителей, заинтересованного в развитии города.

 Для бюджетных организаций, институтов культуры, религиозных учреждений, НКО и СМИ, вовлечение в развитие городской средыбудет означать:

– Возможность реализации уставной деятельности организации в контексте развития города и эксплуатации городских территории;
– Решение социальных проблем;
– Получение дополнительного физического пространства для осуществления уставной деятельности;
– Реализация иных национальных муниципальных и региональных проектов и программ;
– Укрепление лояльности и авторитета среди жителей и привлечение новых участников;
– Привлечение дополнительного финансирования;
– Расширение целевой аудитории.

Для предпринимательского и бизнес-сообществ вовлечение в развитие городской среды будет означать:

– Повышение эффективности коммерческой деятельности (для бизнесов, расположенных в непосредственной близости от территории реализации проекта);
– Повышение капитализации территории реализуемого проекта путем повышения качества проектных решений и удовлетворения потребностей местного населения;
– Формирование позитивного имиджа бизнеса внутри города;
– Формирование позитивного имиджа города и его туристический и инвестиционной привлекательности;
– Реализацию корпоративной социальной ответственности (КСО);
– Повышение эффективности проектных решений путём получения от жителей полной и актуальной информации о территории проекта.

Для представителей органов власти вовлечение жителей будет означать:

– Выполнение целевого показателя «Увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, до 30%» национального проекта «Жильё и городская среда»;
– Повышение уровня лояльности и социального оптимизма горожан;
– Предотвращение и разрешение градостроительных, социальных и экономических конфликтов;
– Формирование лояльных и конструктивных отношений с городскими элитами;
– Повышение инвестиционной привлекательности города;
– Синхронизацию программы «Формирование комфортной городской среды» с иными национальными проектами, региональными и муниципальными программами;
– Привлечение дополнительного финансирования на реализацию проекта;
– Повышение качества комфортной городской среды в муниципальном образовании;
– Формирование лояльного городского сообщества

Рамочно проект развития общественного пространства включает в себя следующие этапы:

. Инициирование проекта развития общественного пространства: выбор и согласование территории, определение целей, задач и необходимых функций общественного пространства ʙ анализ социального, экономического и пространственного контекстов территории;

– информирование и привлечение граждан к развитию общественных пространств;
– выбор общественного пространства;
– определение приоритетов развития общественного пространства;
– согласование целей и задач развития общественного пространства и целей и задач заинтересованных сторон;
– определение источников финансирования;
– формирование ТЗ на концепцию проекта.

Разработка и согласование концепции развития общественного пространства ʙ предпроектное социокультурное исследование;

– формирование концепции проекта, в том числе с использованием методов соучаствующего проектирования;
– проведение изысканий (при необходимости);
– согласование концепции проекта и визуального облика архитектурных решений;
– запуск процесса программирования территории: разработка плана функционального зонирования и размещения сервисов на территории, разработка сценариев использования территории и ее событийного наполнения, выбор и вовлечение операторов развития территории;
– разработка и согласование ТЗ на ПСД.

Разработка и утверждение проектно-сметной документации (ПСД) ʙ проведение изысканий;

– разработка ПСД;
– экспертиза ПСД на предмет соответствии концепции проекта;
– согласование ПСД;
– разработка и согласование ТЗ на СМР.

Выполнение строительно-монтажных работ (СМР) и приемка объекта

– осуществление СМР;
– общественный контроль СМР;
– авторский надзор за СМР;
– волонтерское трудовое участие в СМР;
– завершение СМР;
– формирование комиссии по приёмке территории с участием представителей общественности и заинтересованных юридических лиц;
– выбор или создание балансодержателя, приёмка и передача на баланс;
– выбор или создание эксплуатирующей организации (управляющей компании).

Функционирование общественного пространства ʙ повседневное функционирование и обслуживание территории;

– проведение событий и мероприятий;
– изменение сценариев использования в случае необходимости;
– ремонтные работы;
– обновление программы развития общественной территории;
– интеграция территории в систему использования общественных пространств населенного пункта и существующую событийную программу;
– смена операторов территории;
– постпроектный анализ социальных, экономических и культурных эффектов.

Распределение ролей и ответственностей при создании проекта развития общественных пространств

– Инициатор— инициирует проект развития общественного пространства;
– Модератор— лидер процесса общественного участия, организует коммуникацию между участниками процесса и привлекает заинтересованные стороны;
– Заказчик— отвечает за распределение ресурса на разработку и реализацию проекта развития общественной территории и несет юридическую ответственность за соблюдение процедур и результаты работы;
– Опосредованный заказчик— носитель сформулированного запроса на функции общественной территории, но не наделенный ресурсом;
– Пользователь— конечный потребитель общественной территории;
– Оператор— группа лиц или организация, которая обеспечивает событийное наполнение территории принимает участие в управлении территорией;
– Исполнитель (–и)— архитекторы, проектировщики, строители и иные специалисты, реализующие весь необходимый объем работ по развитию общественного пространства.

Стандарт выделяет четыре уровня вовлечения граждан в решение вопросов развития городской среды.

Информирование — предоставление гражданам и организациям информации о планируемой инициативе, последствиях ее реализации, ключевых технико-экономических и иных показателях проекта,
существующих и возможностях граждан принять участие в подготовке, утверждении и реализации инициативы. Допустим только в редких случаях повторной работы с готовыми проектами.

Консультирование— выяснение мнений, пожеланий, позиций граждан, представителей определенных сообществ или организаций, по существующим гипотезам, альтернативным решениям, предложениям в рамках реализации проекта. Этот уровень является обязательным при решении любых вопросов развития городской среды.

Соучастие — совместная с гражданами или организациями работа над разработкой и реализацией инициативы/проекта, успешным результатом которой является согласованный и устраивающий все стороны проект/концепция.

Партнерство — совместная с гражданами работа над разработкой и реализацией проекта, при которой гражданам или организациям передается часть функций или полномочий разработчика или инициатора проекта.

Форматы информирования и коммуникации

Информирование посредством печатных СМИ

Использование печатных СМИ, таких как периодические муниципальные газеты, рекомендуется обязательно использовать для населенных пунктов с населением менее 10 тыс.человек, в случае низкой обеспеченности жителей Интернетом (менее 50% семей имеют доступ к глобальной сети дома). Информацию о планируемой разработке проекта и мероприятиях по вовлечению следует помещать на первую полосу, крупным заметным шрифтом. При составлении текста следует избегать профессиональных терминов и формулировок, которые могут быть не понятны неспециалистам. Информация должна быть исчерпывающей, но при этом лаконичной, рекомендуемый объем: 1200–1500 знаков.

Информирование на сайте администрации

Информирование в социальных сетях

Информирование жителей посредством социальных сетей является одним из наиболее эффективных способов информирования жителей. При этом следует учитывать, что некоторые категории населения не являются активными пользователями социальных сетей, поэтому для них следует применять иные способы информирования. При размещении информации в социальных сетях следует использовать официальные страницы администрации муниципалитета, а также популярные у жителей группы и публичные страницы.

Читайте также:  Мастер-план освещения и его роль в формировании световой среды города

Размещение информационных баннеров, вывесок, объявлений, стендов

Информирование посредством распространения печатных материалов эффективно и охватывает все категории населения, включая жителей, которые не пользуются социальными сетями и не посещают сайт администрации муниципалитета. Размещать печатные материалы следует на специально отведенных для этого информационных стендах и рекламных конструкциях, а также использовать почтовую рассылку. Информация должна быть заметной, разборчивой и считываться на расстоянии. Рекомендуется дополнять информацию ссылками/QR-кодами на страницы в соцсетях и на сайты, на которых жители смогут подробнее узнать о планируемой разработке документа, форматах вовлечения, датах и адресах проведения мероприятий.

Иные типы информирования

В случае необходимости разработчиком проекта могут быть применены иные формы информирования жителей, включая использование телевидения, телефонных звонков и др. методов, позволяющих обеспечить необходимый охват целевой аудитории.

Рекомендации по реализации этапа в дистанционном формате

Если разработчик планирует использовать только дистанционные форматы, то следует предусмотреть использование каналов распространения информации, направленных в первую очередь на пользователей сети Интернет. К примеру, посредством создания сайта проекта, с помощью размещения информации в социальных сетях на страницах администрации и в популярных у жителей города интернет-сообществах, на официальном сайте администрации, на сайтах муниципальных и региональных газет и журналов.

Рекомендации по дистанционным форматам консультирования:

Проведение онлайн-голосований и опросов предоставляет возможность жителям выбрать из нескольких вариантов наиболее предпочтительный и может касаться выбора территории реализации проекта, выбора стратегии разработки проекта, определение основной концепции будущей территории и др. На онлайн-голосование рекомендуется выносить значимые стратегические вопросы, в которых важен учет мнения жителей.

В иных случаях рекомендуется проводить онлайн-опрос. Онлайн-опрос позволяет разработчику выделить основные заинтересованные категории населения, собрать социологические данные различного характера, в зависимости от цели и поставленных вопросов.

Глубинные интервью посредством онлайн-сервисов видеокоммуникации или телефонных звонков. Позволяет разработчику получить от жителей и экспертов более комплексную и полную информацию, нежели
чем посредством проведения опросов.

Краудсорсинг — использование специализированных цифровых платформ, на которых жители путем коллективной работы могут сформулировать идеи, выработать единое консолидированное мнение о проекте, предложить набор решений или пожеланий к проекту.

Формирование онлайн-сообщества проекта из заинтересованных жителей или волонтеров, которые могут участвовать в опросе населения, мониторинге СМИ и социальных сетей, заниматься продвижением
проекта в социальных сетях. Координация работы сообщества осуществляется на специально созданной странице в социальных сетях или мессенджерах.

Чат-боты — цифровой инструмент, который реализован в формате виртуального собеседника, по факту представляющего из себя разветвленный алгоритм вопросов и ответов, который выясняет потребности или
информирует пользователей о проекте, с помощью текста или голоса.

Онлайн-обсуждения. В случае осуществления участия граждан в утверждении документа в дистанционном формате рекомендуется проведение общественных обсуждений с обязательной экспозицией проекта посредством онлайн-платформ. Общественные обсуждения проводятся на официальном портале администрации в сети Интернет
на странице «Общественные обсуждения», либо на официальном сайте проекта путем размещения проекта и информационных материалов к нему и проведения экспозиции проекта. Также возможно размещение проекта на страницах в социальных сетях (с обязательным указанием официального сайта).

Поведение сессий по совместному с жителями и заинтересованными участниками проектированию в формате соучаствующего проектирования. Для организации соучаствующего проектирования рекомендуется руководствоваться Целевой моделью по организации общественного участия, а также вовлечения бизнеса и граждан в реализацию проектов благоустройства городской среды Минстроя России.
Тестирование гипотез и проектных решений с помощью реализации проектов быстрых изменений в формате практических мастерских.

Проведение экспертных сессий — для получения экспертной оценки разработанного проекта, проекта в стадии разработки, либо экспертную оценку ситуации, проблемы, профессиональную поддержку и практический опыт в различных сферах городского развития.

Рекомендации по реализации этапа в дистанционном формате:

Совместная разработка проекта в дистанционном формате возможна с помощью организации онлайн-обсуждений жителей и разработчиков на цифровых платформах видеоконференций. Следует разделить
такие конференции тематически на три этапа, по аналогии с очным соучаствующим проектированием. При организации онлайн-мероприятий, необходимо заранее опубликовать на сайте проекта и в социальных сетях всю необходимую сопроводительную информацию (карты, схемы, дизайн-проекты и проекты документов), работа над которыми запланирована. Также в случае необходимости следует заранее предупредить участников о регламенте работы, предоставить рекомендации по установке и настройке используемого программного обеспечения. Для повышения компетентности и подготовленности жителей к работе над проектом, рекомендуется организовать онлайн-трансляцию экспертных вебинаров и видеолекций от архитекторов, проектировщиков, краеведов и иных профильных специалистов, вовлеченных в разработку проекта, а также виртуальную прогулку по территории.

Для повышения прозрачности и открытости мероприятий по разработке проекта, рекомендуется организовать онлайн-трансляцию обсуждений, экспертных совещаний и видеоконференций.

На этапе разработки проекта также возможно проведение дистанционных видеоинтервью и фокус-групп с наиболее активными участниками и лидерами городских сообществ. Эффективным дистанционным форматом могут стать онлайн-конкурсы (рисунков, проектов, сочинений, концепций отдельных элементов или объектов), направленные на вовлечение таких категорий жителей, как школьники, студенты, представители творческих профессий.

Создание механизмов софинансирования проектов (инициативное бюджетирование, запуск грантового фонда, закрытые и открытые паевые инвестиционные фонды, проведение кампаний по краудфандингу— аккумулированию денежных средств жителей для достижения определенной цели);

Создание механизмов и инструментов для реализации возможности управления и обслуживания территории, в том числе государственно-частное партнерство— концессия (особо актуально для парков, протяженных набережных и т.д.);

Авторский надзор за реализацией концепции при подготовке документа и/или строительстве объекта со стороны авторов концепции; надзор и участие в реализации проекта со стороны жителей и пользователейтерритории.

Рекомендации по применению дистанционных инструментов вовлечения

Любой процесс разработки проекта, предусматривающий вовлечение жителей, заказчик проекта должен начинать с составления поэтапного плана действий. Планирование процесса, определение ключевых факторов, показателей, этапов и сроков позволят эффективно распределить имеющиеся ресурсы, синхронизировать планируемые мероприятия с иными реализуемыми программами и проектами для повышения качества мероприятий по вовлечению и качества результатов реализации проекта.

Участие граждан в формировании комфортной городской среды

Какие цели по улучшению городской среды стоят перед государством?

Городская среда — общественные пространства, которыми пользуется граждане. К ним относятся площади, улицы, проезды, набережные, скверы, парки и другие территории общего пользования. Цель нацпроекта «Жилье и городская среда» — к 2030 году улучшить благоустройство таких территорий в 1,5 раза и увеличить долю городов с благоприятной городской средой до 80%.

Сегодня правительство России совместно с регионами ведет активную работу в этом направлении, благодаря чему удалось благоустроить уже свыше 19,8 тыс. общественных пространств и порядка 29,5 тыс. дворовых территорий.

Цели проекта «Жилье и городская среда» до 2030 года

Так, для оценки текущего состояния и динамики изменений благоустройства общественных территорий был сформирован особый показатель — индекс качества городской среды. Он основывается на 36 индикаторах, включающих уровень благоустройства общественных пространств, доступность инфраструктуры в населенных пунктах и многое другое. Такой показатель позволяет объективно оценивать качество проводимой работы и при необходимости оперативно вносить изменения в планы по благоустройству.

Узнать рейтинг благоустройства своего города можно на сайте индекс-городов.рф.


Как граждане могут участвовать в улучшении городской среды?

При создании планов по благоустройству российских городов принимается во внимание инициатива и запросы жителей. Для граждан созданы следующие инструменты участия в национальном проекте:

  • Голосование по выбору территории и проекта для благоустройства;
  • Общественные обсуждения и разработка предложений для конкурса по благоустройству общественных пространств малых городов и исторических поселений.

Как обираются проекты?


Что представляет собой голосование за выбор территории и проекта благоустройства?

Ежегодно в апреле-мае в России проводится онлайн-голосование по выбору объектов для благоустройства, которое позволяет каждому человеку выбрать приоритетный вектор и внести вклад в развитие своего региона. Организаторами на федеральном уровне выступают Минстрой России, а также Минцифры России.

Как принять участие в голосовании за выбор территории и проекта благоустройства?

В ходе голосования граждане выбирают объекты благоустройства (общественные пространства, скверы, набережные, улицы и парки, дворовые территории) и конкретные дизайн-проекты для пространств, которые были отобраны в регионе ранее.


Как принять участие в голосовании за выбор территории и проекта благоустройства?

Принять участие в голосовании может каждый россиянин старше 14 лет. При этом не обязательно голосовать за регион, в котором проживает гражданин — выбрать можно любой субъект России.

Кто может принять участие в голосовании?

В дни проведения голосования принять участие в нем возможно одним из следующих способов:

  • На сайте za.gorodsreda.ru. Для онлайн-голосования необходима учетная запись на портале «Госуслуги»;

  • Через волонтера. В период всероссийского голосования волонтеры работают в МФЦ, торговых центрах, учреждениях культуры и других общественных местах. Для голосования через волонтера необходим только мобильный телефон.

Узнать о результатах голосования можно по завершении мероприятия и после подведения итогов на сайте онлайн-голосования в разделе «Результаты».


Что такое конкурс на благоустройство малых городов и исторических поселений?

Конкурс по благоустройству общественных пространств проводится для малых городов и населенных пунктов, имеющих историческое значение. Муниципальные образования готовят проекты, проводят общественные обсуждения и направляются на оценку федеральных экспертов.

Какие города участвуют в конкурсе

По завершению конкурса муниципалитеты-победители получают государственное финансирование на реализацию своих проектов.


Как проводятся общественные обсуждения?

Одно из главных требований конкурса — участие жителей малых городов и исторических поселений в выборе проектов и территорий для их реализации. Поэтому орган местного самоуправления после принятия решения об участии в конкурсе обязан провести общественное обсуждение?Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 2018 года N 237.

Читайте также:  Доступная среда свердловской области официальный сайт

Как проводятся общественные обсуждения?

Шаг 1. Назначение общественных обсуждений

Информация о начале и датах проведения общественных обсуждений публикуется на официальном сайте муниципального образования, а также в средствах массовой информации (СМИ);

Шаг 2. Формирование общественной комиссии

Для организации общественного обсуждения проектов и подведения его итогов орган местного самоуправления создает общественную комиссию из представителей муниципалитета, политических партий, общественных организаций и иных лиц;

Шаг 3. Общественные обсуждения

В ходе мероприятия жителям предстоит выбрать территорию, на которой будет реализовываться проект благоустройства. Продолжительность приема предложений не может быть менее 10 календарных дней (в некоторых случаях не менее 3 календарных дней);

Шаг 4. Подведение итогов

По завершении обсуждений общественная комиссия подводит итоги, которые оформляются протоколом. Документ публикуется в течение 2 рабочих дней в СМИ и на официальном сайте соответствующего муниципального образования.


Где можно ознакомиться с итогами конкурса?

Условия, проекты участников, итоги и другая информация о Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды — публикуются на сайте konkurs.gorodsreda.ru.

Участие граждан в формировании комфортной городской среды

Что такое национальный проект «Жилье и городская среда»?

Главная цель национального проекта «Жилье и городская среда» – создание комфортных условий для жизни граждан и обеспечение российских семей возможностями для покупки и строительства собственного жилья.

Цели проекта Жилье и городская среда

Данная задача решается через комплексное развитие ипотечного кредитования, наращивание объемов жилищного строительства и реализацию целого ряда жилищных программ как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Ход реализации проекта курирует Минстрой России.


Из чего состоит проект «Жилье и городская среда»?

Структура национального проекта «Жилье и городская среда» включает несколько федеральных проектов-инициатив:

  • Жилье
  • Формирование комфортной городской среды
  • Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда (Благоустройство)
  • Ипотека
  • Чистая вода

Читайте актуальные новости о проекте «Жилье и городская среда»


Что включает в себя инициатива «Жилье»?

Проект «Жилье» направлен на развитие и улучшение качества жилищного строительства во всех регионах России, уменьшение рисков, связанных с инвестированием в строительство жилья, упрощение процедур согласования для застройщиков, более эффективное использование государственных земель, а также реализацию государственных программ в жилищной сфере. Например, одной из таких мер поддержки является программа «Молодая семья», которая предусматривает субсидию на приобретение или строительство жилья.

Цели проекта «Жилье» на 2024 год

Также в рамках проекта «Жилье» реализуется федеральная программа «Стимул», которая направлена на дополнительную поддержку строительства социально-значимых объектов в новых микрорайонах (например, школ, детских садов, больниц, объектов инфраструктуры). С ее помощью в 2021 году построены 189 объектов инфраструктуры в 55 регионах и еще 203 объекта будут построены в 2022 году.


Что включается в себя инициатива «Формирование комфортной городской среды»?

Проект «Формирование комфортной городской среды» нацелен на создание комфортной городской среды и уменьшение количества городов с неблагоприятными условиями. Для оценки динамики изменений Минстроем России был разработан специальный индекс, который оценивает качество городской среды на основе 36 индикаторов.

Узнать рейтинг своего города можно на портале индекс-городов.рф.

Цели проекта «Формирование комфортной городской среды» на 2024 год

Начиная с 2019 года благоустроено уже больше 47 тыс. территорий (больше 19,8 тыс. общественных территорий и около 29,5 тыс. дворовых территорий).


Что включает в себя инициатива «Расселение аварийных домов»?

Основная задача проекта «Расселение аварийных домов» заключается в переселении граждан из непригодных для проживания домов. За время реализации инициативы планируется обеспечить новым жильем более полумиллиона человек за счет государства.

За первый квартал 2022 года в рамках программы расселения аварийного жилья новые квартиры получили уже больше 70 тыс. человек.

Цели проекта «Расселение аварийных домов» на 2024 год

Подробнее о способах переселения из аварийного дома можно узнать в статье «Как переселиться из аварийного дома?».


Что включает в себя инициатива «Ипотека»?

Инициатива «Ипотека» направлена на повышение доступности ипотечных кредитов и покупки собственного жилья, а также на развитие рынка ипотечного кредитования.

Цели проекта «Ипотека» на 2024 год

Средняя ставка по кредиту к 2030 году должна снизиться до 6% годовых, однако уже сейчас с помощью льготных программ можно оформить ипотечный кредит по ставке гораздо ниже рыночных условий. Например, любой гражданин может воспользоваться программой Льготной ипотеки по ставке до 7% на покупку квартиры в новостройке или строительство собственного дома. Одно из главных условий – наличие первоначального взноса не меньше 15% от стоимости жилья.


Что представляет собой инициатива «Чистая вода»?

Инициатива «Чистая вода» ранее была частью национального проекта «Экология», но с 2021 года стала частью нацпроекта «Жилье и городская среда» как одного из важнейших проявлений комфортного проживания граждан. Ключевая задача данной инициативы – увеличить долю населения, которому доступно центральное водоснабжение и качественная питьевая вода.

Цели проекта «Чистая вода» на 2024 год

Всего в рамках проекта планируется улучшить качество жизни больше 5 млн россиян и модернизировать более 2,2 тыс. объектов.


Где можно подробнее узнать о результатах национального проекта «Жилье и городская среда»?

Результаты и статистика исполнения всех проектных мероприятий размещены на сайте Стройкомплекса России.

Подробнее обо всех нацпроектах можно узнать на странице нацональныепроекты.рф


Что будет с национальными проектами после 2024 года?

Государство постоянно совершенствует систему управления национальными проектами, поэтому на период до 2030 года уже разработан комплекс мер по достижению 5 главных национальных целей?Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года”:

  • Сохранение населения, здоровье и благополучие людей;
  • Возможности для самореализации и развития талантов;
  • Комфортная и безопасная среда для жизни;
  • Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;
  • Цифровая трансформация.

В рамках каждого направления установлены целевые показатели. Например, для достижения цели «комфортная и безопасная среда для жизни» планируется улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв. м. в год, улучшение качества городской среды в полтора раза и другие мероприятия в сфере ЖКХ и экологии. Основные показатели по данному направлению за последний год можно увидеть на портале «Стройкомплекс России».

Жилищное строительство в 2021 году

Участие граждан в формировании комфортной городской среды

Что такое благоустройство придомовой территории?

Благоустройство придомовой территории включает в себя большое количество разных работ, в том числе озеленение, установку детских площадок, мероприятия по ландшафтному дизайну, освещение, а также в целом работы по поддержанию территории в чистом и ухоженном виде.

До ввода дома в эксплуатацию создание комфортной среды вокруг дома является задачей застройщика. Но после того, как дом построен, дальнейшее развитие придомовой территории становится ответственностью местных властей и собственников.

Как правило, владельцы помещений перепоручают эту деятельность управляющим компаниям и ТСЖ, которые занимаются благоустройством за счет коммунальных платежей. Но зачастую этих средств оказывается достаточно только для проведения мелких работ, например, окрашивания лавочек или поручней. В подобной ситуации благоустройство финансируется по остаточному принципу.

Кто занимается благоустройством придомовой территории?


Что входит в благоустройство придомовой территории?

Элементы благоустройства могут быть разными, исчерпывающего списка нет. Главная цель – сделать территорию чистой, опрятной и современной. Среди основных элементов благоустройства:

  • Освещение;
  • Обустройство детских площадок;
  • Элементы озеленения;
  • Парковка;
  • Установка контейнеров для мусора;
  • Другие виды работ.

Какие программы благоустройства придомовой территории существуют?

В большинстве случаев вопрос благоустройства придомовой территории находится в компетенции местных органов власти. В каждом субъекте есть свои программы по развитию городской среды.

Например, в Москве действует проект «Активный гражданин», с помощью которого каждый житель столицы может принять участие в создании проекта благоустройства. Аналогичный проект реализуется в Республике Саха (Якутия), а также в Республике Татарстан.

Кроме того, на федеральном уровне до 2021 году осуществлялась программа «Формирование комфортной городской среды». В рамках данной программы выделялось финансирование субъектам на цели благоустройства. Некоторые программы субъектов до сих пор реализуются за счет этой программы.

Программа "Формирование комфортной среды"


Какие дома включаются в программу благоустройства?

Вопрос решается индивидуально в каждом субъекте. Будет ли включен конкретный дом в программу благоустройства на следующий год зависит от года постройки, внешнего вида, аварийности и других факторов. Так, обычно не включают в программу дома, которые:

  • Признаны аварийными и подлежат сносу;
  • Рядом планируется замена инженерных коммуникаций;
  • Рядом находится новостройка;
  • Работы, которые запланировали жители, уже были реализованы в рамках бюджетных средств.

Как включить дом в местную программу и инициировать благоустройство?

Включить дом в программу может сама администрация города. Также заявку на включение дома в программу может подать любой житель, для этого нужно сделать следующее:

Процедура включения дома в местную программу

Шаг 1. Проверить на сайте администрации, включен ли дом в программу. Если да, то можно выяснить сроки реализации.

Шаг 2. Если дом не включен в программу, тогда любой житель дома может подать заявку на включение. Для этого нужно собрать инициативную группу и подписи соседей, что они согласны на благоустройство придомовой территории. Именно жители решают, как именно будет осуществляться благоустройство. Они рисуют план и определяют перечень желаемых работ.

Шаг 3. Организовать общее собрание собственников и провести голосование. Две трети жителей должны изъявить согласие. По итогу собрания формируется перечень документов, а именно:

  • заявление о включении в программу;

Шаг 4. Подать заявку в местную администрацию и ждать решения о включении дома в план благоустройства на следующий год. Списки включенных объектов можно найти на сайте администрации.

Шаг 5. Благоустройство будет произведено в соответствии с подготовленным дизайн-проектом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *