28.03.2023Итоги публичных слушаний по проекту решения Саратовской городской Думы «О внесении изменений в Устав муниципального образования «Город Саратов»
Сегодня состоялись публичные слушания по внесению изменений в основополагающий документ муниципального образования «Город Саратов» – Устав.
В слушаниях приняли участие более 40 саратовцев, в том числе председатель Саратовской городской Думы Сергей Овсянников, председатели постоянных комиссий Думы Елена Злобнова, Вячеслав Тарасов и Игорь Фомин, представители правительства Саратовской области, областной Думы, надзорных органов, общественных организаций, средств массовой информации.
Председателем слушаний была избрана заместитель председателя Саратовской городской Думы, председатель постоянной комиссии по местному самоуправлению, вопросам социальной сферы, законности, защите прав населения Елена Злобнова.
В своем докладе она проинформировала собравшихся о сути предлагаемых изменений основного документа муниципалитета. По ее словам, значительные изменения, которые претерпело действующее законодательство, потребовали его приведения в соответствие с принятыми нормативно-правовыми актами.
Так, в соответствии с изменениями регионального законодательства предлагается дополнить Устав муниципального образования «Город Саратов» обязанностью главы муниципального образования «Город Саратов», глав администраций районов муниципального образования «Город Саратов», начальника департамента Гагаринского административного района муниципального образования «Город Саратов» по информированию населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Напомним, в соответствии с Законом Саратовской области от 20 декабря 2022 года № 169-ЗСО вышеуказанные лица не реже одного раза в полгода отчитываются в ходе встреч с населением соответствующей территории.
Кроме того, Устав муниципального образования «Город Саратов» предлагается привести в соответствие с федеральным законодательством, а именно уточнить формулировку части 5 статьи 63 Устава в части порядка опубликования зарегистрированного Устава муниципального образования «Город Саратов» и решения о внесении изменений в Устав муниципального образования «Город Саратов».
Далее перед собравшимися выступил председатель Саратовской городской Думы Сергей Овсянников. Он отметил: «На первый взгляд кому-то может показаться, что вносимые изменения в Устав города являются несущественными, не носят глобального характера. На самом деле это не так. Мы четко исполняем одну из норм главного документа нашей страны – Конституции РФ, где четко определено, что носителем власти является народ. Именно для того, чтобы властные полномочия наших граждан могли быть реализованы, и вносятся сегодняшние изменения. Жители должны иметь постоянный контакт с органами власти и возможность знать о работе главы города, глав администраций районов.
Мы закрепляем за представителями исполнительной власти обязанность отчитываться перед населением каждые полгода. На встречах с саратовцами они будут рассказывать о том, как происходит формирование бюджета города, как он расходуется, какие планы и первоочередные задачи решаются на муниципальном уровне. И это правильно.
Кроме того, особо отмечу, что какие бы сегодня современные коммуникации власти с населением ни использовались, в том числе посредством социальных сетей и сети Интернет в целом, ни одна из них не заменит живого общения руководителей с жителями».
В итоге предложений и замечаний по обсуждаемому проекту решения не поступило. Участники публичных слушаний поддержали его единогласно.
По результатам слушаний принят итоговый документ. Далее проект решения «О внесении изменений в Устав муниципального образования «Город Саратов» будет рассмотрен на заседании постоянной комиссии по местному самоуправлению, вопросам социальной сферы, законности, защите прав населения, а затем на заседании Саратовской городской Думы. В случае принятия Думой документ будет направлен в регистрирующий орган Министерства юстиции РФ, затем после опубликования вступит в силу.
ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ
Председатель Саратовской городской Думы
Составы постоянных комиссий
Структура Думы
График заседаний Думы
График приема граждан
План мероприятий на неделю
Планы работы
Документы
Справочник депутатов
Информация
Муниципальный заказ
Обращения граждан
Официальное опубликование
3 марта 2023 года № 9
О проведении общественных
В соответствии со статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Положением об общественных обсуждениях в муниципальном образовании «Город Саратов», утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2018 № 37-289
1. Провести общественные обсуждения по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков или объектов капитального строительства (приложение № 1).
2. Организатором общественных обсуждений проектов решений определить комиссию по вопросам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» в составе, утвержденном постановлением главы администрации города Саратова от 27 ноября 2008 года № 1417.
3. Организатору общественных обсуждений провести необходимые мероприятия по проведению общественных обсуждений (приложение № 2).
4. Комитету по общественным отношениям и туризму администрации муниципального образования «Город Саратов» опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, и разместить на официальном сайте администрации муниципального образования «Город Саратов».
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации муниципального образования «Город Саратов», председателя комитета по строительству и инженерной защите.
Глава муниципального образования
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЯХ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «ГОРОД САРАТОВ»
(в ред. решений Саратовской городской Думы
от 28 мая 2009 года № 40-455, 6 февраля 2014 года № 32-363, 30 июля 2015 года № 48-546,
27 октября 2016 года № 6-30, 12 мая 2017 года № 16-141, 19 июля 2018 года № 37-289, 24 декабря 2019 года № 60-476, 23 июля 2021 года № 91-743, 29 июля 2022 года № 21-243)
I. Общие положения
1.1. Публичные слушания – это одна из форм реализации населением муниципального образования «Город Саратов» своего конституционного права на местное самоуправление.
1.2. Публичные слушания являются прямой формой волеизъявления жителей муниципального образования «Город Саратов» и представляют собой обсуждение проектов правовых актов органов местного самоуправления с участием жителей муниципального образования «Город Саратов».
1.3. Публичные слушания проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и законодательством Саратовской области.
1.4. Не допускается принятие муниципального правового акта, проект которого выносится на публичные слушания, до получения результатов публичных слушаний.
1.5. Решения публичных слушаний носят для органов местного самоуправления рекомендательный характер.
II. Вопросы, выносимые на публичные слушания
2.1. На публичные слушания выносятся в обязательном порядке:
1) проект Устава муниципального образования «Город Саратов», а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Город Саратов», кроме случаев, когда в Устав муниципального образования «Город Саратов» вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава (Основного Закона) Саратовской области или законов Саратовской области в целях приведения Устава муниципального образования «Город Саратов» в соответствие с этими нормативными правовыми актами;
2) проект бюджета муниципального образования «Город Саратов» и отчет о его исполнении;
3) – 4) исключены.
4.1) проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Город Саратов»;
5) вопросы о преобразовании муниципального образования «Город Саратов», за исключением случаев, если, в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения города, выраженного путем голосования.
III. Инициаторы проведения публичных слушаний
3.1. В соответствии с действующим законодательством публичные слушания могут проводиться:
– по инициативе группы жителей муниципального образования «Город Саратов» в количестве не менее 50 человек;
– по инициативе главы муниципального образования;
– по инициативе Саратовской городской Думы.
3.2. Органом, ответственным за подготовку и проведение публичных слушаний, является Оргкомитет, который формируется и действует в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Положением.
Абзацы 2, 3 исключены.
3.3. В случае если публичные слушания проводятся по инициативе населения муниципального образования «Город Саратов» или Саратовской городской Думы, решение об их проведении принимает Саратовская городская Дума.
3.4. Членами инициативной группы могут быть граждане, обладающие правом участвовать в публичных слушаниях.
3.5. Члены инициативной группы от имени населения муниципального образования «Город Саратов» подают в Саратовскую городскую Думу заявление с инициативой проведения публичных слушаний. В заявлении должны быть указаны:
– тема публичных слушаний (вопросы, проект муниципального правового акта, выносимые на публичные слушания);
– цели проведения публичных слушаний;
– предполагаемая дата и место проведения публичных слушаний;
– список кандидатур для включения в состав Оргкомитета.
3.6. Заявление подписывается всеми инициаторами публичных слушаний. К заявлению прикладывается список инициативной группы (приложение 1), а также протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы.
3.7. Саратовская городская Дума рассматривает поступившее заявление на ближайшем заседании, на котором вправе с обоснованием необходимости проведения публичных слушаний выступить уполномоченное инициативной группой лицо.
3.8. По результатам рассмотрения заявления Саратовская городская Дума принимает решение о проведении публичных слушаний либо об отклонении заявления. В решении о проведении публичных слушаний указываются тема публичных слушаний (вопросы, проект муниципального правового акта, выносимые на публичные слушания), предполагаемая дата и место проведения публичных слушаний, состав и председатель Оргкомитета публичных слушаний.
Решение об отклонении заявления должно быть обоснованным.
3.9. В случае если публичные слушания проводятся по инициативе главы муниципального образования, соответствующее решение об их проведении принимает глава муниципального образования.
IV. Оргкомитет по подготовке и проведению публичных слушаний
4.1. Саратовская городская Дума или глава муниципального образования, принявшие решение о проведении публичных слушаний, формируют Оргкомитет публичных слушаний (далее – Оргкомитет).
В состав Оргкомитета могут входить представители инициативных групп, депутаты Саратовской городской Думы, должностные лица администрации муниципального образования «Город Саратов».
4.2. Оргкомитет проводит подготовительные мероприятия по проведению публичных слушаний в соответствии с настоящим Положением и действующим законодательством Российской Федерации, оформляет протокол проведения публичных слушаний и итоговый документ публичных слушаний.
4.3. Оргкомитет в процессе подготовки к публичным слушаниям:
– составляет план работы по подготовке и проведению публичных слушаний, определяет ответственных за выполнение отдельных этапов подготовки и плана в целом;
– определяет вопросы, выносимые на публичные слушания, и включает их в протокол публичных слушаний;
– организует опубликование в газете «Саратовская панорама», а также размещение (опубликование) на официальном сайте администрации муниципального образования «Город Саратов» (электронный адрес в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: www.saratovmer.ru) или официальном сайте Саратовской городской Думы (электронный адрес в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: www.saratovduma.ru) объявления о проведении публичных слушаний;
– организует опубликование в газете «Саратовская панорама», а также размещение (опубликование) на официальном сайте администрации муниципального образования «Город Саратов» (электронный адрес в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: www.saratovmer.ru) или официальном сайте Саратовской городской Думы (электронный адрес в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: www.saratovduma.ru) проекта муниципального правового акта, вопросов, выносимых на публичные слушания. В целях заблаговременного ознакомления жителей города проект муниципального правового акта, вопросы, выносимые на публичные слушания, должны быть опубликованы в газете «Саратовская панорама», а также размещены (опубликованы) на официальном сайте администрации муниципального образования «Город Саратов» (электронный адрес в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: www.saratovmer.ru) или официальном сайте Саратовской городской Думы (электронный адрес в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: www.saratovduma.ru) не менее чем за 30 календарных дней до даты проведения публичных слушаний. Сроки опубликования по вопросам, указанным в подпункте 2 пункта 2.1 настоящего Положения, составляют не менее 15 календарных дней до даты проведения публичных слушаний;
– организует опубликование в газете «Саратовская панорама», а также размещение (опубликование) на официальном сайте администрации муниципального образования «Город Саратов» (электронный адрес в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: www.saratovmer.ru) или официальном сайте Саратовской городской Думы (электронный адрес в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: www.saratovduma.ru) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта, вопросов, выносимых на публичные слушания, и порядка участия граждан в их обсуждении.
Проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Город Саратов» одновременно с опубликованием в газете «Саратовская панорама» и размещением (опубликованием) на официальном сайте администрации муниципального образования «Город Саратов» (электронный адрес в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: www.saratovmer.ru) размещается на общедоступном информационном ресурсе стратегического планирования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
– проводит анализ материалов, представленных участниками публичных слушаний;
– составляет список лиц, участвующих в публичных слушаниях, включая состав приглашенных лиц;
– назначает секретаря публичных слушаний для составления протокола;
– определяет докладчиков (содокладчиков);
– устанавливает порядок выступлений на публичных слушаниях;
– организует подготовку итогового документа с мотивированным обоснованием принятых решений по образцу согласно приложению 2 к настоящему Положению.
4.4. В ходе подготовки проведения публичных слушаний Оргкомитет вправе:
– проверять соответствие выносимых на публичные слушания вопросов настоящему Положению и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Саратовской области, муниципальным актам;
– приглашать для участия в публичных слушаниях должностных лиц органов местного самоуправления муниципального образования «Город Саратов»;
– информировать средства массовой информации о ходе подготовки проведения публичных слушаний;
– запрашивать и получать у должностных лиц органов местного самоуправления необходимые сведения, документы и материалы;
– привлекать к своей деятельности граждан и специалистов.
4.5. Объявление о проведении публичных слушаний с указанием места, времени и даты их проведения, контактной информацией Оргкомитета, проект муниципального правового акта, вопросы, выносимые на публичные слушания, порядок учета предложений по проекту муниципального правового акта, вопросам, выносимым на публичные слушания, и порядок участия граждан в их обсуждении подлежат опубликованию в газете «Саратовская панорама», а также размещению (опубликованию) на официальном сайте администрации муниципального образования «Город Саратов» (электронный адрес в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: www.saratovmer.ru) или официальном сайте Саратовской городской Думы (электронный адрес в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: www.saratovduma.ru) не менее чем за 30 календарных дней до даты проведения публичных слушаний. Объявление о проведении публичных слушаний по проекту стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Город Саратов» также размещается на общедоступном информационном ресурсе стратегического планирования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Для заблаговременного оповещения жителей муниципального образования «Город Саратов» о времени и месте проведения публичных слушаний может быть использована федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – Единый портал), порядок использования которой для целей настоящего пункта устанавливается Правительством Российской Федерации.
Сроки опубликования в газете «Саратовская панорама» и размещения (опубликования) на официальном сайте администрации муниципального образования «Город Саратов» (электронный адрес в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: www.saratovmer.ru) объявления о проведении публичных слушаний по проекту бюджета муниципального образования «Город Саратов» на очередной финансовый год и на плановый период, отчету об исполнении бюджета муниципального образования «Город Саратов», а также проекта бюджета муниципального образования «Город Саратов» на очередной финансовый год и на плановый период, отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Город Саратов» составляют не менее 15 календарных дней до даты проведения публичных слушаний.
4.6. Объявление, кроме того, может даваться в форме:
– объявлений по местному радио или телевидению;
– вывешивания объявлений в местах, определяемых Оргкомитетом.
4.7. Полномочия Оргкомитета прекращаются после передачи в соответствии с настоящим Положением итогового документа публичных слушаний Саратовской городской Думе или главе муниципального образования, принявшим решение о проведении публичных слушаний.
V. Участники публичных слушаний
5.1. Правом на участие и выступление в публичных слушаниях обладают граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования «Город Саратов» и достигшие на момент проведения публичных слушаний 18-летнего возраста, которые внесли в Оргкомитет в письменной форме или посредством официального сайта органа местного самоуправления, принявшего решение о проведении публичных слушаний (официальный сайт администрации муниципального образования «Город Саратов» (электронный адрес в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: www.saratovmer.ru) или официальный сайт Саратовской городской Думы (электронный адрес в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: www.saratovduma.ru), а также общедоступного информационного ресурса стратегического планирования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по вопросу, указанному в подпункте 4.1 пункта 2.1 настоящего Положения, свои предложения по теме публичных слушаний не позднее чем за 3 дня до даты проведения публичных слушаний.
Для обеспечения возможности представления жителями муниципального образования «Город Саратов» своих замечаний и предложений по вынесенному на обсуждение проекту муниципального правового акта, а также для участия жителей муниципального образования «Город Саратов» в публичных слушаниях может быть использован Единый портал, порядок использования которого для целей настоящего пункта устанавливается Правительством Российской Федерации.
5.2. Во время проведения публичных слушаний участникам с правом выступления предоставляется слово для аргументации своих предложений, внесенных в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 настоящего Положения.
5.3. Кроме того, участниками публичных слушаний с правом обсуждения могут быть все заинтересованные жители муниципального образования «Город Саратов», зарегистрированные в качестве участников публичных слушаний, но не внесшие в порядке пункта 5.1 своих предложений по обсуждаемому вопросу.
5.4. Участники публичных слушаний, указанные в п. 5.3 настоящего Положения, имеют право участвовать в обсуждении вопроса, вынесенного на публичные слушания, в том числе задавать уточняющие вопросы по позиции и (или) аргументам выступающего участника публичных слушаний, высказывать свое мнение.
5.5. Все участники публичных слушаний имеют право:
1) участвовать в обсуждении и принятии решений;
3) направлять требования и другие обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные, международные и иные органы и организации.
VI. Проведение публичных слушаний
6.1. Перед началом проведения публичных слушаний Оргкомитет организует регистрацию его участников с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, адреса места жительства.
6.2. Регистрацию участников и открытие публичных слушаний осуществляют уполномоченные Оргкомитетом по подготовке и проведению публичных слушаний лица.
6.3. Публичные слушания включают в себя следующие основные процедуры:
– объявление цели слушаний;
– выступление председателя публичных слушаний;
– вопросы присутствующих и ответы на них;
– выступления присутствующих;
– принятие итогового документа.
6.4. Председатель публичных слушаний открывает слушания, оглашает тему публичных слушаний, перечень вопросов, выносимых на публичные слушания, основания и причины их проведения, предложения Оргкомитета по порядку проведения публичных слушаний, представляет секретаря публичных слушаний.
6.5. Время выступления определяется председателем публичных слушаний, исходя из количества выступающих и времени, отведенного для проведения публичных слушаний, но не более 10 минут на одно выступление.
6.6. На публичных слушаниях ведется протокол, в котором указываются дата и место их проведения, количество присутствующих, фамилия, имя, отчество председателя и секретаря публичных слушаний, содержание выступлений, результаты голосования и принятые решения, а также иные необходимые сведения. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается председателем и секретарем публичных слушаний. К протоколу прикладывается список граждан, принявших участие в публичных слушаниях.
6.7. Для организации обсуждений председательствующий объявляет вопрос, по которому проводится обсуждение, и предоставляет слово участникам публичных слушаний с правом выступления для аргументации своих предложений по проекту муниципального правового акта в порядке поступления их предложений.
6.8. По окончании выступления участника публичных слушаний (или при истечении предоставленного времени), председательствующий дает возможность участникам публичных слушаний с правом обсуждения задать уточняющие вопросы по позиции и (или) аргументам выступающего участника публичных слушаний, внести свои предложения и предоставляет дополнительное время для ответов на вопросы.
VI.1. Особенности проведения публичных слушаний по проекту
Генерального плана муниципального образования «Город
Саратов», проекту о внесении изменений в Генеральный план
муниципального образования «Город Саратов», проекту Правил
землепользования и застройки, проекту о внесении изменений в
Правила землепользования и застройки, проектам планировки
территорий, проектам межевания территорий, по вопросам
получения разрешений на условно разрешенные виды
использования земельных участков и объектов капитального
строительства, на отклонение от предельных параметров
разрешенного строительства, реконструкции объектов
VII. Результаты публичных слушаний
7.1. В процессе проведения публичных слушаний принимаются предложения по обсуждаемым вопросам, оформленные в протоколе проведения публичных слушаний.
7.2. Принятые на публичных слушаниях предложения включаются в итоговый документ публичных слушаний, составленный по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению.
Абзац исключен. –
7.3. Итоговый документ принимается простым большинством голосов от числа зарегистрированных участников публичных слушаний и подписывается председателем и секретарем публичных слушаний.
7.4. Итоговый документ публичных слушаний представляется Саратовской городской Думе или главе муниципального образования, принявшим решение о проведении публичных слушаний.
7.5. Саратовская городская Дума или глава муниципального образования, принявшие решение о проведении публичных слушаний, обеспечивают опубликование итогового документа публичных слушаний в течение 10 дней со дня проведения публичных слушаний.
Итоговый документ публичных слушаний опубликовывается в газете «Саратовская панорама», а также размещается (опубликовывается) на официальном сайте администрации муниципального образования «Город Саратов» (электронный адрес в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: www.saratovmer.ru) или официальном сайте Саратовской городской Думы (электронный адрес в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: www.saratovduma.ru).
Для опубликования (обнародования) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений, может быть использован Единый портал, порядок использования которого для целей настоящего пункта устанавливается Правительством Российской Федерации.
7.6. Решения публичных слушаний для органов местного самоуправления носят рекомендательный характер. Рекомендации, содержащиеся в решениях, рассматриваются органами местного самоуправления при принятии муниципальных правовых актов.
7.7. Должностные лица органов местного самоуправления муниципального образования «Город Саратов» несут ответственность за неисполнение настоящего решения в порядке, установленном действующим законодательством.
Приложение 1
к Положению
о публичных слушаниях в муниципальном образовании
«Город Саратов»
Приложение 2
к Положению
о публичных слушаниях в муниципальном образовании
«Город Саратов»
Публичные слушания назначены решением Саратовской городской Думы
(постановлением главы муниципального образования) от ________ № _________
Тема публичных слушаний:
Дата проведения публичных слушаний «___»____________ ______ г.
Председатель И.О. Фамилия
Секретарь И.О. Фамилия
5 мая 2023 года № 20
В соответствии со статьей 16 Устава муниципального образования «Город Саратов», Положением об общественных обсуждениях в муниципальном образовании «Город Саратов», утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2018 № 37-289
1. Провести общественные обсуждения по проектам:
– проект межевания территории, ограниченной ул. Октябрьской, ул. Московской, ул. Соляной, ул. им. Мичурина И.В. и ул. Первомайской в Волжском районе города Саратова
– проект изменений в проект межевания территории, ограниченной ул. Дегтярной, Интернациональным проездом, проездами без названия, западной границей территории городского парка культуры и отдыха им. Горького А.М. и 7-м Дегтярным проездом в Октябрьском районе города Саратова, утвержденный постановлением главы муниципального образования «Город Саратов» от 7 октября 2019 года № 63.
2. Организатором общественных обсуждений проекта определить комиссию по вопросам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» в составе, утвержденном постановлением главы администрации города Саратова от 27 ноября 2008 года № 1417.
3. Организатору общественных обсуждений провести необходимые мероприятия по проведению общественных обсуждений (приложение).
«Город Саратов» Л.М. Мокроусова
Муниципальные чиновники могут вздохнуть с облегчением и благословить новое решение регионального руководства: в Саратовской области отменены все публичные слушания по вопросам землепользования, застройки, изменений в генпланы, планировки и межевания территорий.
Теперь никто не помешает той же мэрии Саратова утверждать те планы, которые ей интересны, не интересуясь мнением жителей вообще. На вполне законных основаниях.
Соответствующее постановление подписал и.о. вице-губернатора Игорь Пивоваров 17 мая. Возможность не учитывать мнение жителей в градостроительных вопросах чиновникам на местах дает федеральный закон №58-ФЗ: правительство РФ позволило ограничить все общественные обсуждения и тому подобные процедуры одним месяцем, но развязало регионам руки в плане полного отказа от этих процедур. Постановление Игоря Пивоварова имеет ограниченные сроки действия — только до конца 2022 года. Но за этот срок чиновники могут утвердить что угодно, и застройку старого аэропорта , и снос частного сектора у Славянской площади , и продолжение набережной.
В Саратове от публичных слушаний отказались уже несколько лет как, заменив эту процедуру на общественные обсуждения. Но возможность для граждан хоть как-то обозначить свое мнение и просить о внесении корректив в какие-либо проекты оставалась, хотя прислушивались к ним не всегда, отдельные вопросы удавалось разрешить. Теперь даже этот, практически призрачный, общественный контроль исчезает и мэрия может вообще ни с кем не советоваться, принимая решения и утверждая новые проекты.
Ярким примером того, как неудобен для руководства города диалог с общественностью и жителями, на любых условиях, можно считать реконструкцию Набережной Космонавтов. Об отсутствии дендроплана, явных огрехах в проекте, от которого застройщик в ходе работ еще и сам отступает, говорили не один месяц . Мэрия предпочитала до последнего не слышать граждан. Результатом стали проблемы с лестничными сходами, поползший грунт и дополнительные затраты на реконструкцию. Не считая изрядной порции критики из федерального центра.
Но даже после слов спикера Госдумы Вячеслава Володина : «Деньги вбухали, а сейчас развалилось там все. Позорище», мало что поменялось. Мэр Михаил Исаев показательно объявил выговор председателю комитета по благоустройству и транспорту Александру Гусеву , обещал нажать на подрядчика, чтобы исправлял недочеты за свой счет, этим дело и ограничилось.
Теперь же каждое решение мэрии что-либо застроить или благоустроить будет для саратовцев сюрпризом. Все, что осталось у горожан, это рейтинговое голосование за обустройство общественных территорий. Но, как показала многолетняя практика, во-первых, победа все равно достается именно той локации, на которую город получил деньги, во-вторых, эскизы в 3D и их реализация на практики — это совершенно разные вещи.
А впереди у города и многочисленные парки, включая берега пруда Семхоз , где сначала собирались просто проложить дорожки да поставить лавочки, а теперь намечают и кафе, и административное здание, и парковку, и застройка старого аэропорта, а в перспективе еще и Парк Победы с Глебучевым оврагом и Зеленым островом, участники конкурса на лучшую концепцию благоустройства. Одним словом, есть от чего глазам разбежаться.
— Существовавший ранее механизм публичных слушаний, это призрачная демократия, — считает саратовский юрист и общественник, глава компании «Юрком» Николай Скворцов . — На самом деле думаю, что 90% выносившихся на них решений принималось, заинтересованная сторона туда собирала своих «бойцов». Если это было интересно администрации, она собирала учителей, чиновников.
Те вопросы, решения по которым гражданам удавалось добиться в свою пользу, закрывались не на публичных слушаниях, отмечает эксперт. Вынудить муниципалитет учесть мнение жителей удавалось лишь благодаря общественному резонансу.
— Такой механизм остается и его никто не отменяет, — подчеркивает Николай Скворцов. — Просто нужно отслеживать те проекты, что будут приниматься. Публичные слушания помогали обратить внимание на проблему и поднять резонанс через соцсети и СМИ. А сейчас, если принятое решение очень неадекватно, придется поднимать резонанс пост-фактум. Его сложнее будет отменить, но все равно мизерная вероятность этого существует.
Таким образом, все, что остается саратовцам, это следить за тем, какие постановления публикуют мэрия и областное правительство. Разумеется, если эти документы будут в открытом доступе, что тоже происходит не всегда.
Таким образом, Саратовская область стала первым регионом в Поволжье, который пошел на отмену публичных слушаний. И вторым субъектом после Москвы, решившимся на такой шаг. Столица от своих слушаний отказалась двумя месяцами ранее, постановление об отказе от этих процедур на протяжении 2022 года Сергей Собянин подписал 22 марта.