Тренды в благоустройстве общественных пространств и городской среды 2022-2023 — PARK-SIB на vc.ru

Герман

В статье рассматривается проблема «разрушения» целостности городской среды трассами скоростных дорог и полосами отвода магистральных инженерных сетей. Анализируется содержание «ролевых противоречий» функциональных видов использования городских коммуникационных пространств.

Выделяются линейные и узловые элементы магистрального планировочного каркаса, которые могут использоваться для формирования специальных многофункциональных градостроительных комплексов, обеспечивающих социальную и пространственную целостность городской среды. Дается классификация и структурные модели архитектурно-планировочных решений таких объектов. Обосновывается экономическая, социальная и градостроительная эффективность «вторичного» градостроительного использования пространственных ресурсов элементов магистрально-коммуникационного каркаса урбанизированных территорий.

Введение

В современных городах около 20 % территорий занимают полосы отвода транспортных и инженерных сообщений. По мере создания новых кварталов растут площади, занимаемые улично-дорожной сетью.

Значение этих коммуникаций для функционирования города растет пропорционально научно-техническому прогрессу и увеличению интенсивности сообщающихся потоков. Если инженерные сети играют исключительно обеспечивающую роль, то транспортные связевые структуры одновременно имеют потенциал и образуют социально насыщенные общественные пространства в виде пешеходных зон элементов улично-дорожного каркаса.

Рост интенсивности социальных коммуникаций, определяющих градостроительное развитие, сопровождается ростом транспортных потоков, которые постепенно становятся преградами для пешеходных и других движений людей в городском пространстве и приводят к разрывам целостной городской структуры. Налицо противоречивая роль городской транспортной системы.

Многофункциональные комплексы на базе транспортно-коммуникационных систем городов

Уличное пространство имеет полифункциональную «ролевую» структуру. Участники улично-дорожной сети становятся действующими лицами в разных «ролях». Водитель автомобиля, покинув свой транспорт, превращается в пешехода. Пешеход становится пассажиром, ступив в общественный транспорт. Пространство городской организационно– планировочной сетки объективно является пространством высокой социальной активности и притягивает зоны временных остановок и стоянок общественного и личного транспорта. Размещения объектов административного, социального и коммерческого назначения, специализированного сервиса и инженерно-технического обслуживания. Именно поэтому коммуникационное пространство должно быть комфортным для всех категорий горожан (Таблица 1).

Поиск приемов градостроительного преодоления противоречий в системе социальных, инженерных и транспортных сообщений становится важной и актуальной задачей. Ее решение даст как социальный, так и экономический эффекты, а также может обеспечить инженерно-техническую комфортность организации транспортных потоков.

Очевидно, чтобы удовлетворить потребности каждой категории горожан в одной плоскости необходимо задействовать громадные площади, которых, зачастую, не имеется в наличии. Важной проблемой становится также содержание этой территории в нужном качестве.

Оптимизация использования пространств транспортных коридоров должна стать основной целью подготовки документов по планировке территорий линейных объектов. Раскрыть градостроительный потенциал улично-дорожной сети, возможно при развитии эксплуатируемого пространства по вертикали, путем увеличения количества уровней.

Таблица 1. Сравнительный анализ требований «Идеального» пространства коммуникационного коридора

Требования
ХарактеристикаПешеходИндивидуальное транспортное средствоОбщественный транспорт
ДоступностьВозможность использования пешеходного пространства всеми социальными группами населения (МГН). Безбарьерная средаОбеспечение доступа к прилегающим территориям застройки. Максимально возможный близкий подъезд к фасадам зданийОбеспечение доступа к остановочным пунктам и пересадки на другие маршруты (в том числе для МГН)
КомфортностьСвободные и кратчайшие траектории движения и пересечения коммуникационного пространства. Удобное расположение пешеходных переходов. Элементы благоустройства и дизайна городской среды. Широкие тротуары. Озеленение пешеходных зон. Отсутствие визуального и шумового загрязненияБессветофорный путь. Отсутствие пешеходных, велосипедных и транспортных пересечений в одном уровнеВыделенная полоса движения. Соблюдение расписания и скоростей движения. Сбалансированная логистика во избежание перегрузки маршрутных путей
Особенности обслуживанияНаличие многофункциональных общественно-деловых площадей и торгово-развлекательной сети обслуживающих организацийНаличие станций технического обслуживания, заправочных станций. Наличие парковочных местНаличие конечных станций и оборотных колец, депо, путевого и кассового хозяйства. Отдельного энергообеспечения

Тренды в благоустройстве общественных пространств и городской среды 2022-2023 — PARK-SIB на vc.ru

Реализация проекта подобного масштаба сопровождается массой подготовительных действий. Даже спустя век проект 2-ой Авеню не реализован.

Организация транспортных связей, в виде Многоуровневой дорожной инфраструктуры для разных видов транспорта приводит к экономии земельных ресурсов. Примером могут стать такие транспортные переходы как: Лейк-Стрит Бридж и Уэллс Стрит-Бридж в Чикаго. Они объединяют нижний уровень для автомобильного транспорта и пешеходных потоков, оставляя верхний – для прохождения железнодорожных путей.

Рис. Схема дорожного движения идеи Джона А. Харриса

Новой перспективой вторичного использования улично-дорожной сети должен стать экологический аспект. Необходимо создание новой системы очищения от источников шумового и воздушного загрязнения, которыми являются автомобили и другие виды транспорта, работающие на двигателях внутреннего сгорания. Современные инновационные технологии, в отличие от начала XX века, позволяют расширить горизонт возможностей по улучшению экологической составляющей окружающей среды (Рис.

Рис. Система защиты окружающей среды от вредных воздействий транспорта

Градостроительная целостность городской среды в этих узлах может быть достигнута путем вертикального разделения уровней пешеходных общественных пространств и собственно транспортных сообщений, с помощью наслоения различных функциональных пространств. Примером таких решений в современных городах могут стать сооружения, включающие дорожно-транспортную инфраструктуру:

  • Транспортно-пересадочные узлы (ТПУ) обеспечивают межвидовое взаимодействие общественного пассажирского транспорта и создают условия максимально комфортных и быстрых пересадок. ТПУ, помимо своей основной функции транспортно-коммуникационного узла, создают пространство для социального общения, привлекательное для торговых и развлекательных учреждений.
  • Тоннельные и мостовые мультифункциональные переходы в условиях высокоплотной исторической и современной застройки, при необходимости устройства транспортных сообщений в парковых зонах, через водные пространства и в иных градостроительных ситуациях, также позволяют сохранить целостность городского пространства.
  • Создание городской территории фактически неразделенной улично-дорожной сетью может стать объединяющей силой для всех участников городской жизни. Ярким примером Многофункционального квартала является проектируемый «Green Dunes», площадью 1,000,000 м2 (Пекин, Китай), архитектора Мауро Резницки. Комплекс представляет собой несколько высотных доминант, объединенных нижними этажами между собой в единый квартал, пробивающий барьеры между двумя основными дорогами, станцией и вокзалом. Каждая башня несет в себе одну функцию: либо офисы, либо модные клубы, а также отель, развлечения или жильё. Первые этажи отведены под розничную торговлю. Эксплуатируемая кровля «палубы» объекта создает рекреационную «Зеленую зону». Проектируемый комплекс трансформирует территорию в 16,5 га в полифункциональный многоуровневый пешеходный городской парк.

Недостатком приведенных примеров является то, что они имеют локальный, точечный тип, в то время как разделяющий фактор улично-дорожной сети существует вдоль всей коммуникационной инфраструктуры и имеет линейный характер. В данной ситуации есть возможность рассмотрения создания «линейного многофункционального комплекса на базе транспортно-коммуникационных систем», отражающего протяженные характеристики улично-дорожной сети, в то же время, без образования преград для пешеходного движения.

Активизация скрытого территориального потенциала резервов полифункциональной вертикалью урбанистики позволит развить новый вектор для градостроительной стратегии эффективного использования пространственных ресурсов.

Улично-дорожная сеть в настоящее время имеет явный дисбаланс в сторону удовлетворения нужд и потребностей дорожного транспорта. Необходимо создать условия для комфортного пребывания всех категорий горожан, наполнив пространство многообразием социальных и технических функций, что позволяет объединить территории, разделенные транспортными сообщениями.

Высокая стоимость таких многоярусных переходов может быть объективно снижена путем совмещения чисто транспортной функции с другими социально важными и экономически эффективными функциями, в том числе торговлей, обслуживанием, административно-офисными помещениями, жильем, производственными, образовательными, культурными, спортивно-оздоровительными объектами, зелеными насаждениями, рекреационными пространствами, парковками и иными элементами городской среды, а также с местами для хранения индивидуального транспорта и остановок общественного транспорта (Рис.

Данная система может объединять также и разные виды сетей и включать линейно-узловые комплексы на пересечениях транспортных магистралей и линейные элементы в местах пешеходных переходов (Рис.

Рис. Линейный многофункциональный комплекс. Схема. Разрез

Рис. Схема организации транспортно-коммуникационной системы

Такая функциональная интеграция городской среды может быть достигнута при изменении устоявшегося в градостроительстве принципа плоскостного функционального зонирования и его замене на вертикальную организацию совместного функционального использования строительного городского пространства. Необходимо развитие инструментов пространственного и пространственно-временного кадастра объектов недвижимости, а также переход от плоскостного функционального зонирования к построению 3-х мерных и даже 4-х мерных моделей градостроительных комплексов на всем пространстве населенных пунктов.

Заключение

С таким многофункциональным комплексным подходом к организации планировки и застройки возможно решение транспортных, социально-культурных, административных и бытовых и финансовых проблем. Анализ и выявление направление вектора стратегий развития, а также вложения инвестиций, является основным вопросом градостроительной политики.

Развитие «линейных» и линейно-узловых многофункциональных комплексов на базе транспортно-коммуникационных систем:

  • привлечет финансовые активы для улучшения качества городской среды;
  • вскроет «новый пласт» пространства для создания объектов социальной инфраструктуры;
  • сделает доступными «выключенные» сегодня для пешеходного движения территории;
  • создаст дополнительные площади для хранения автомобилей в жилых районах без ущерба для свободного передвижения пешеходов внутри кварталов;
  • ослабит «моноролевую» ориентированность улично-дорожного пространства;
  • обеспечит постепенное преобразование спальных районов в полноценные социальные центры с полным набором функций;
  • повысит привлекательность градостроительной деятельности для малого и среднего бизнеса;
  • увеличит пространство для трудовой деятельности, социокультурных, рекреационных, административно-бытовых связей;
  • преобразует городской район в самодостаточную градостроительную единицу, что, в свою очередь, сократит необходимость в перемещении на индивидуальном или общественном транспорте.

Будущее стоит за новым взглядом и новыми технологиями в проектировании урбанизированных общественных территорий. В организации планировки необходимо поставить цель – интеграцию городской среды. Освоение улично-дорожного пространства – это новый вектор развития градостроительной стратегии, который поможет преодолеть назревающие социальные и транспортно-коммуникационные конфликты.

При рациональном подходе к выбору архитектурных формы и образа с применением инновационных технологий и материалов, с созданием функционально-планировочной структуры на базе транспортно-коммуникационной сети, и выработав определенную энергоэффективную систему можно достичь высокого качества и целостности городской среды, обеспечить компактность и эффективность застройки.

Литература

  • Dr. John A. Harriss. (Eds.) Six-Story Speed highways of Tomorrow // Modern Mechanix and Inventions. – 1930. – Vol.3. – S. 85.
  • Uthai Vincent Wilcox. (Eds.) The three-deck City is coming // Modern Mechanix and Inventions. – 1931. – Vol.7. – S. 60-61.
  • (Eds.) 2 – Level Streets to speed traffic // Modern Mechanix and Inventions. – 1931. – Vol.10. – S. 99.
  • Попов, А. В. Многоуровневые транспортно-пешеходные магистрали с системой метрополицентров в структуре крупного города / А.В. Попов, С.У. Зиганшин // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. – 2009 . – №1. – С. 22-25.
  • Цайдлер, Э. Многофункциональная архитектура. – М.: Стройиздат, 1988. – 264 с.
  • Юницкий, А.Э. Линейный город SkyWay в Абу-Даби / Коммерческое предложение. – Минск, 13 мая 2015 г. – 58 с.
  • Колесников, С.А. Градо-экологический прогноз развития высокоурбанизированных многофункциональных узлов городской структуры крупнейших российских городов // Вестник МГСУ. – 2015. – №1. – С. 7. – 15.
  • «Зеленые» стандарты в строительстве // Центр экологической сертификации – «Зеленые стандарты»

Пространство для людей

В советское время благоустройство сводилось к демонстрации мощи государства. Большие площади, монументальная архитектура, гранит и мрамор, человек и его интересы терялись. С развитием городов публичные пространства становятся более компактными и функциональными. При создании проекта благоустройства территории первое, о чем стоит подумать: кто и зачем сюда будет приходить. Запросы жителей могут быть разными: от комфортного места для работы под открытым небом до площадки для общения, занятий спортом и др. Именно функциональные площадки, отвечающие запросам жителей, сейчас актуальны.

Трибуна и сцена в сквере “Мужеству посвящается” (г. Киселевск) – пример уютного и удобного пространства для проведения небольших камерных мероприятий. Подрядчик – PARK-SIB.

Дерево и металл вместо гранита и мрамора

Не стоит строить “на века”, жизнь и интересы людей меняются постоянно, городская среда должна к ним адаптироваться. На смену масштабным, дорогостоящим проектам приходят рациональные, продуманные и вариативные. Возможность переставить или оперативно заменить малые архитектурные формы, постоянно изменять пространство и по-новому его организовывать, еще один важный тренд, который стоит учитывать.

Парковые диваны на “Московской площади” (г. Кемерово) – удобное и функциональное решение. Подрядчик – PARK-SIB

Безопасность

Любая креативная идея должна быть безопасной. И как бы здорово не выглядели самодельные МАФы, стоит отдавать предпочтение элементам заводского производства, закладывать в смету профессиональный монтаж. Внимательно отнестись к выбору материалов для благоустройства.

Трибуны в парковой зоне ДК “Салаир” стилизованы под легкие конструкции, напоминающие деревянные ящики, выполнены производителем малых архитектурных форм PARK-SIB.

Акцент на спорте

Если при благоустройстве парка предусмотрена спортивная или спортивно-игровая зона – это положительно скажется на общей привлекательности проекта. Наличие спортивных объектов влияет на индекс качества городской среды.

Компактные площадки для воркаута добавят функциональности публичному пространству. Подрядчик – PARK-SIB.

Многофункциональность

Задача современного городского пространства – стать центром притяжения для разных групп населения, чем больше функциональных зон, тем интереснее проект. Пикники, прогулки, спорт, коворкинги, площадки для проведения мероприятий становятся нормой для современного российского города.

Лежаки, шезлонги, перголы для парка помогут правильно зонировать пространство парковой зоны. На фото парк ДК “Салаир”. Подрядчик – PARK-SIB

Аутентичность

Акцент на идентичности территории всегда делает проект привлекательным и имиджевым. Важно, чтобы общественные пространства соответствовали архитектурному стилю, плавно вписывались в городскую среду и отражали самобытность территории. Банальные однотипные элементы благоустройства – антитренд. Продуманная концепция и оригинальная идея подчеркнут уникальность территории и города.

Перголы, скамейки, уличные фонари и урны в сквере “Шахтер” пос. Бабанаково идеально вписались в ландшафт. Подрядчик – PARK-SIB.

Доступность и инклюзивность

Один из главных критериев комфортной городской среды – это доступность публичных пространств для маломобильных групп населения. Каждая локация должна быть продумана с точки зрения обеспечения без барьерной среды, малые архитектурные формы – удобны для всех.

Парковые диваны с высокой широкой спинкой – удобное место для отдыха пожилых людей и детей. Изготовитель – PARK-SIB.

Открытое обсуждение проекта с жителями

Мнение будущих посетителей объекта – основа для формирования концепции и определения функционала городского пространства. Фокус-группы, опросы, голосования помогут считать общественный запрос и улучшить проект благоустройства городского пространства.

Такие парковые беседки для небольшой компании или семьи подойдут для отдыха или деловой встречи. Парк “Приморский” пгт. Инской. Изготовитель – PARK-SIB

МАФы от отечественного производителя

Атрибуты городского ландшафта отечественного производства – еще одна тенденция современного благоустройства. Производители работают с типовыми и индивидуальными проектами. Занимаются не только изготовлением, но и установкой, могут реализовать проект «под ключ». Как правило, это быстро, удобно с точки зрения документооборота и взаимодействия.

PARK-SIB (г. Кемерово) – производитель малых архитектурных форм для парков и скверов различной сложности. Компания занимается изготовлением и монтажом типовых и индивидуальных проектов, выполняет работы по изготовлению и поставке изделий по всей России.

Развитие качественных публичных пространств – лучший способ раскрытия городского потенциала. Следуйте трендам и создавайте свои уникальные проекты.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Многофункциональные пространства крупных общественных комплексов»

Вопросы формирования и жизни общественного пространства занимают одно из центральных мест в архитектурных научных дискуссиях последнего времени. Как отмечает А. Иконников: «Трансформации в макромасштабе категорий культуры предопределяют новую постановку проблем пространственной организации общества и формирования его среды, изменяют иерархию ценностей» /1. 25/. Стремительное развитие информационных технологий ведет к тому, что образ жизни, виды деятельности, культурные потребности горожанина меняются настолько быстро, что архитектура не успевает адаптироваться к таким изменениям.

Это отражается на постоянной диверсификации общественных пространств в городе, их непрерывном изменении и усложнении внутренней организации. Одним из самых сложных и динамичных элементов этой системы являются многофункциональные пространства крупных общественных комплексов — «интерьеры-посредники» — граничные пространства, выходящие за рамки традиционной типологии, в которых доминируют процессы коммуникации. Это пассажи, атриумы, «форумы», открытые вестибюли, торговые моллы, комплексные переходы, элементы транспортных комплексов и т. пространства, для которых характерны: многофункциональность; в транзит как один из основных функциональных процессов; синтез коммуникационных и коммуникативных функций; открытость для различных социально-демографических слоев и культурных сообществ; сочетание качеств интерьерной (закрытой) и открытой среды; уникальный визуальный образ, помогающий человеку найти, мысленно выделить и зафиксировать объект в структуре городского пространства; информационная насыщенность; посредническая» роль, помогающая человеку адаптироваться в урбанизированной среде.

Интерьеры подобного рода получают все более широкое распространение в мировой практике благодаря комфорту, комплексности обслуживания, сочетанию в себе различных функций, высокой социально-экономической эффективности и общей благоприятной среде для различных видов деятельности. Все более широкое распространение получают интегрированные комплексы с включением многофункциональных пассажей, атриумов, «форумов», переходов и подобного рода свободно доступных горожанам общественных пространств как связующих элементов с центральной коммуникативной нагрузкой, повышенными требованиями к эмоционально-эстетическим качествам интерьерной среды, исследованиям транспортно-пешеходных условий коммуникации, ее информационного и технологического обеспечения. Одновременно, интерьерные общественные пространства, наряду с открытыми, формируют особую среду города, воспринимаемую горожанами как «свое» пространство, идентифицируемую с городом, «образом города» (по определению К. Линча /1. 37, с. 15/), формирующую восприятие и отношение горожанина к городу/3. 48, с. 188/.

Устройство пассажей, проходных атриумов и вестибюлей в крупных многофункциональных комплексах, торгово-пешеходных мостов, комплексов переходов и станций метрополитена, подземных улиц, пешеходных пространств под зданиями и т. ведёт к тому, что «интерьер» перестаёт быть принадлежностью здания — локальным объектом; он интегрируется в городскую среду, становясь частью общей коммуникационной системы и формируя дополнительные «узлы» и «связи» в городской застройке. Происходит расширение понятия общественного интерьера и, вместе с тем, «интерьеризация» городского общественного пространства.

Такие пространства можно рассматривать как важные связующие элементы крупных торговых комплексов или сети торгово-бытового обслуживания. Не менее важным представляется и другой аспект коммуникации в медиативных интерьерах. Линч, например, изучая взаимосвязи между поведением горожанина и характеристиками городского пространства, обосновывает необходимость создания в городе «пространств неиспользованных возможностей», которые могли бы послужить определенным резервом адаптации человека к жестко запрограммированному архитектором типу городского окружения /1. 37/. Анализ функционально-пространственной структуры и информационного потенциала многофункциональных «транзитных» интерьеров позволяет отнести их именно к такого рода пространствам.

Коммуникационная функция пространства должна рассматриваться не только как пешеходно-транзитная, но, в не меньшей степени, и как информационная, как пространство общения и обмена новостями, информацией, настроением, опытом, культурой.

Одной из основных черт городского центра является его оживленность, людность, высокая посещаемость, что обусловлено главным функциональным содержанием центра — быть средоточием активности и обмена /1. 18, с. 24/. В современных крупных городах это получило обратную сторону — драматичное ощущение хаоса, информационной и физической перегруженности и, одновременно, парадоксальной нехватки информации, необходимой для ориентации в динамичной среде. Трансформируемость, гибкость по отношению к непредвиденным изменениям, необходимая для «выживаемости» и эффективного длительного функционирования общественных коммуникационных пространств, делает их менее структурированными и однозначными, что приводит к проблеме информационной энтропии и уменьшения степени удобства пользования этими объектами. Изменения физического, мировоззренческого и социального окружения делают необходимой адаптацию к ним человека, а такая адаптация возможна только при наличии относительно устойчивых во времени элементов окружения, которые играют роль своеобразных точек отсчета /1. 18, с. 28/. И такими точками отсчета являются «кодовые» элементы среды и поведенческие, ориентационные стереотипы человека. Точкой соприкосновения информационно-коммуникативной составляющей общественного пространства и архитектуры являются декоративные и визуально-графические приемы и символы, являющиеся коллективным языком и популярным наследием /3. 46/. В этой связи общественный интерьер не может рассматриваться изолированно от культурно-мировоззренческого контекста и традиции.

Таким образом, многофункциональные пространства крупных общественных комплексов — это пространственные системы с доминирующей информационно-коммуникационной, социальной ролью, приобретающей определяющее значение в постиндустриальном городе. Именно эта роль требует от проектировщиков создания уникальных, неповторимых, узнаваемых образов среды, индивидуальности подходов наряду с учетом общих требований, предъявляемых к коммуникационным интерьерам. Далеко не всегда индивидуальности образа можно достичь архитектурными средствами. Зачастую подземные переходы, элементы транспортных комплексов и другие «проходные» пространства имеют типовую индустриализированную отделку. В массе это вызывает у горожанина ощущение монотонности, однообразия, хаоса, а зачастую и подсознательное ощущение опасности, особенно под землей. В этом случае благоприятный образ среды формируется полностью за счет специального оборудования интерьера: информационных систем, свето-колористического решения, элементов благоустройства, природных форм, произведений искусства и других элементов «наполнения» среды.

Коммуникационное общественное пространство — очень динамичная открытая средовая система, которая во многих своих аспектах почти не поддается планированию, испытывает на себе давление индустриализации, потребительства, подтачивается чуждыми культурными веяниями. Она включает в себя не только архитектурное пространство и монументально-декоративное искусство, но и рекламу, временные павильоны, систему вещей и инструментов, окружающих человека повседневно. Именно из этого «вещного ядра», по мнению А. Бранци, одного из лидеров «Нового Дизайна» и теоретика средового дизайна, возникает новая взаимосвязь между человеком и созданным им окружением /1. 8, с. 19/.

Актуальность исследования. Проблемы архитектурной организации общественного пространства и, в частности, среды многофункциональных коммуникационных интерьеров — так называемых «публичных пространств» крупных общественных комплексов — постоянно привлекают к себе внимание исследователей и проектировщиков.

Непрерывные изменения технологий образа жизни горожан и форм проявления городской культуры, которые служат социально-экономическими предпосылками трансформации общественного пространства, требуют реализации новых архитектурно-дизайнерских идей и концепций. Например, востребованы горожанами функции сопутствующей торговли и обслуживания в «транзитных» пространствах. Наряду с этим, все большую актуальность приобретает эмоциональное и «событийное» насыщение «будничной» среды, проявляющееся как в стихийных выступлениях уличных музыкантов в переходах метро, так и в специально организуемых фестивалях, временных выставках и других культурных акциях в пассажах, форумах и т.

Непрерывное изменение и усложнение внутренней организации коммуникационных интерьерных пространств, появление все новых вариантов их предметно-пространственных решений говорит о необходимости изучения и переосмысления принципов проектирования этих «универсальных» объектов с позиций современного гипердинамичного информационного этапа развития общества. Обобщение опыта строительства последних лет выявляет потребность разработки гибкой стратегии и приемов формирования и функционирования коммуникационных интерьеров как элемента организации образа жизни в общественном пространстве.

Состояние вопроса: В литературе, особенно западной, вопросам организации «публичных пространств» уделяется большое внимание и спектр литературных источников необозримо широк. Однако все эти источники отражают два основных направления. Первое — это теоретические исследования: общественные пространства в структуре города /К. Линч, А. Иконников, А. Бунин, А. Гутнов, В. Глазычев, И. Лежава, М. Шубенков, Г. Голубев/; средовой подход к их проектированию /Г. Минервин, А. Гутнов, В. А Нефедов, М. Коськов/; социальные аспекты /Ю. Шаронов, Р. Кальтенбрюннер, К. Линч, К. Александер/ и проблемы архитектуры общественных зданий /А. Урбах, А. Гельфонд, И. Рожин, В. Адамович/; определенные типы общественных зданий, комплексов и их интерьеров /Е. Новикова, Б. Мейтленд, Р. Саксон, Д. Беннет, В. Хорошилов/; многофункциональные комплексы /А. Гельфонд, А. Гаврилина, Н. Максименко, Л. Бачман/; «динамичные», сценарные и коммуникационные принципы архитектуры как таковой /Н. Сапрыкина, В.

Шимко, М. Шубенков, Е. Микулина, А. Бранци, Дж. Хилднер, Я. Ритчи, К. Гриффин/; эмоционально-психологические и региональные особенности восприятия среды /Г. Забельшанский, А. Раппапорт, Ш. Аскаров/.

Второе — подборки конкретных проектов в узких рамках образовательного, транспортного, торгового, развлекательного, офисного и других типов /К. Ричарде, Ф. Сервер, Дж. Мейерсон, Д. Беннет/ и в обзорах деятельности архитектурных персоналий или фирм /Р. Кулхас, У. Олсоп, Б. Тчуми/. При этом основное внимание уделяется архитектуре и объемно-планировочной структуре зданий и комплексов, а также отдельных интерьеров, общей стилистике и деталям, типологии конструктивных элементов.

За рамками внимания исследователей оказалась динамика связей предметно-пространственной организации средовых процессов и специфика композиционно-художественных и функционально-пространственных требований, предъявляемых к коммуникационным интерьерным пространствам как средоточию городской активности. Недостаточно и систематизированных разработок в сфере специального оборудования и комплексного оснащения таких пространств.

Вместе с тем, мировая и отечественная практика свидетельствует о становлении нового подхода к проектированию «публичных» интерьеров общественных зданий и комплексов городского значения с позиций доминирования социокультурной функции в процессе формирования структуры и образа интерьера. А поскольку такого рода функции чрезвычайно динамичны и связаны с информационной и коммуникационной насыщенностью среды, то это предопределяет специфику и строения, и эксплуатации «пространств-посредников». Именно уникальность, специфичность современной стадии развития многофункциональных интерьеров крупных общественных комплексов требует особого внимания и делает их особым объектом архитектурного изучения.

Данный подход принят за основу в настоящем исследовании.

Цель исследования: выявить специфику, факторы и закономерности формирования среды многофункциональных пространств общественных комплексов современного города с преобладающими медиативными и коммуникационными функциями; предложить подход к их проектированию.

Задачи исследования: анализ и обобщение опыта проектирования и строительства многофункциональных интерьерных пространств крупных общественных зданий и комплексов; выявление и описание медиативно-коммуникационного интерьерного пространства как специфической формы архитектурной среды; выявление тенденций и закономерностей их формирования и перспективного развития на базе оценки изменения технологии и образа жизни горожанина; выявление роли специального оборудования в формировании средовых интерьерных комплексов; а разработка концепции и принципов проектирования медиативно-коммуникационного интерьерного пространства.

Общественные многофункциональные интерьерные пространства городского значения с преобладанием информативной (медиативной) и транзитной функций, в связи с чем вводится понятие медиативно-коммуникационного интерьерного пространства (далее МКИП), рассматриваемого вне рамок типологического подхода к архитектурной среде. Эти средовые системы, будучи особой формой организации общественного пространства города, требуют комплексной профессиональной оценки, а их нерегламентированная жесткой типологией и фиксированным набором функций среда — новых принципов эффективной организации.

Предмет исследования: вопросы эволюции, структуры и организации наиболее динамичного сегмента комплексных общественных интерьеров: многофункциональных интерьерных пространств с преобладающей коммуникационной функцией, имеющих общегородское значение. При этом рассматриваются: принципы планировки, оборудования (предметного наполнения) и пространственной организации, динамика и особенности функционирования, основные элементы среды и их комбинаторика.

Границы исследования: для рассмотрения отобраны: характерные примеры современных МКИП разного ранга, типа, функционального состава, региона (для сопоставления взяты примеры из практики стран Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона), отобранные по критериям: а) значимость (близкая к общегородской); б) многофункциональность и динамичность эксплуатации; в) коммуникационно-информационная ориентированность; г) «интерьерность»; крупные общественные центры в крупных городах.

Содержание исследования: основные элементы, особенности структуры, планировки, оборудования (предметного наполнения) и пространственной организации медиативных интерьерных систем, принципы и особенности функционирования.

Методы исследования: обзор литературы: анализ данных Интернета и литературных источников по соответствующей проблематике; натурные обследования и фотофиксация исторических и современных медиативно-коммуникационных пространств (в Москве, Санкт-Петербурге, Берлине, Лейпциге, Милане, Флоренции, Венеции, Сеуле, Токио, Иокогаме, Киото, Ниигате); сравнительный анализ факторов влияния, особенностей и принципов формирования; сценарное моделирование ситуации.

Научная новизна работы: в работе впервые проводится комплексное рассмотрение граничных интерьерных пространств особого типа, играющих важную социокультурную роль в жизни крупного современного города; предлагается вариант систематизации, сравнения и осмысления параллельно отечественного, европейского и дальневосточного (корейского и японского) опыта пространственного формирования «универсальных» общественных пространств, а также истоков и традиций «пространственного кодирования» такой среды; исследование строится с точки зрения процессуальности эксплуатации — динамики деятельности, осуществляемой в интерьере; на примере МКИП предлагается и раскрывается новый принцип архитектурно-дизайнерского проектирования — стратегия сценарного моделирования средовых систем.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования разработанной стратегии сценарного моделирования в проектной практике и в учебном процессе архитектурно-дизайнерских специальностей направления «Архитектура».

Апробация работы прошла в форме докладов и выступлений автора на нескольких, в т. международных, научных конференциях и семинарах. Разработки и результаты исследования использованы в материалах учебного спецкурса «Специальное оборудование интерьеров», читаемого студентам пятого курса на кафедре «Дизайн архитектурной среды» в Московском архитектурном институте (Государственной академии).

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:

Лазарева М. Новые образы общественных интерьеров. Статья в журнале «Архитектура и строительство России». – 2007, №3. – С. 2-12 (0,84 пл

Лазарева М. Стратегия «матрицы возможностей» для формирования многофункционального общественного интерьера. Статья в журнале «Архитекгон: известия вузов». – Екатеринбург: Изд-во УралГАХА, 2006-№16-archvuz. ru/magazine/Numbers/200604 (0,27 п

Лазарева М. Коммуникационный интерьер в общественном пространстве: материалы шестой международной научной конференции

ИАС ТОГУ «Новые идеи нового века 2006». – Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2006. 225-234 (0,61 п

Лазарева М. Социальная роль интерьерных общественных пространств в современном городе : материалы пятой международной научной конференции ИАС ХГТУ «Новые идеи нового века». – Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2005. – С. 154-162 (0,63 п

Лазарева М. Интерьер: пространство, мир вещей, текст. : материалы научной конференции МАрхИ, тезисы докладов «Архитектурная наука и образование». – М. : Изд-во Архитектура-С, 2004. – С. 104 (0,06 п

Лазарева М. , Ерошенко Н. , Горстиова Е. Приспособление исторических зданий под малое театральное пространство : Интерьерная среда : материалы Третьей международной научной конференции ИАС ХГТУ «Новые идеи нового века». — Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2003. 115-117 (0,15 п

Lazareva M. , Shimko V. Interior Space, World of Things, Text: The Forth

International Scientific Conference Proceedings of the IACE KSUT «The New Ideas of the New Century». – Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2004. – С. 82-86 (0,13 пл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.