Суд не смог решить, отправлять ли в СИЗО бывшего замдиректора структуры мэрии, задержанного за взятки от киосочников

Призрак дефицита. Где будут возводить новостройки в Петербурге и каким будет новое жилье

В прошлом году объем выведенного в продажу нового жилья в петербургской агломерации в полтора раза превысил показатели 2020 года. По идее, это должно ликвидировать возникший ранее дефицит и сгладить цены. Спрос остыл после изменения условий льготной ипотеки, и покупателя сегодня интересует жилье подоступнее.

Основные новинки, судя по всему, будут расположены не в городе, а в заКАДье и области — и почти все они массового сегмента. Но участники рынка считают, что дефицит все еще возможен, так что надо строить больше.

Чего-то не хватает?

В прошлом году девелоперы активно выводили на рынок новые проекты, в том числе в наиболее бюджетных локациях — в пригородах, за КАД. По данным Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость» (Setl Group), в 2021 году на рынок новостроек Петербурга и пригородов было выведено 4,9 млн кв. м жилья, что в 1,5 раза (на 48%) превышает показатели 2020 года.

С одной стороны, это довольно много, но мнения игроков рынка по поводу дефицита разнятся — многие считают, что угроза все-таки есть.

— С одной стороны, дефицит возникает из-за высокого спроса, — говорит Анна Боченкова, руководитель пресс-службы СК «Дальпитерстрой». — Но, поскольку ставки по ипотеке выросли и тенденции к снижению не ожидается, вряд ли в этом году можно ожидать такого же повышенного спроса, как в 2020–2021 годах. С другой стороны, из-за ужесточения в последние годы условий вывода на рынок новых проектов может начаться снижение объема предложения. Эти два фактора должны выровнять рынок и сбалансировать спрос и предложение. Хотя, конечно, возможны «качели».

— Избежать дефицита, на мой взгляд, уже не получится никаким образом, — говорит Андрей Паньков, заместитель генерального директора по производственным вопросам Объединения «Строительный трест». — Планируемый ввод объектов в год вдвое меньше потребности рынка, хотя, с другой стороны, это позволяет выравнивать ситуацию с городской инфраструктурой.

Ольга Ульянова, директор по маркетингу компании «Полис Групп», тоже считает, что вряд ли можно в текущем году говорить об устранении дефицита на рынке новостроек. Чтобы рынок постепенно начал набирать необходимые объемы, застройщики должны вывести в продажу не менее 5 млн кв. м нового жилья

— Единственный способ борьбы с дефицитом — это выводить новые проекты, новые очереди, — добавил Николай Гражданкин, начальник отдела продаж «Отделстрой». — В прошлом году вывели достаточно новых ЖК, в этом году тоже ожидается много «премьер». В прошлом году мы открыли продажи во второй очереди ЖК «Новый Лесснер». Несмотря на то что это совпало с периодом изменений условий по ипотеке с господдержкой, спрос на квартиры оказался очень высоким.

Дмитрий Ефремов, начальник управления продуктового менеджмента и маркетинговых исследований «Главстрой Санкт-Петербург», считает, что увеличение нового предложения в 1,5 раза по сравнению с 2020 годом позволяет не ожидать дефицита в 2022 году, раз застройщики продолжают активными темпами выводить проекты на рынок.

Единственный фактор, который может повлиять на дефицит, — это вывод на рынок новых проектов, солидарен заместитель генерального директора СК «ЛенРусСтрой» Максим Жабин. Второй фактор, не очевидный, но существенный — это цена. По его мнению, цены будут расти и станут «отсекающим фактором». Рост цен и стоимости ипотеки компенсируют запущенные объекты, их высокая стадия готовности и выведение на рынок новых и масштабных проектов, цена которых на старте будет ниже.

— Дефицит жилья при существующих объемах запуска не будет закрыт в ближайшие 15–20 лет, потому что потребности в новом жилье велики, а объём выхода новых проектов низок, гораздо ниже, чем в Европе и США, — добавил он.

Новые точки роста

Большинство новых проектов сейчас в черте города — это редевелопмент бывших промышленных предприятий, пояснил Николай Гражданкин. Среди ближайших пригородов активно застраиваются Новосаратовка, Бугры, Мурино.

— Основные точки роста — пригородные территории и промышленные зоны города, а также земли области, — добавил Дмитрий Ефремов. — В 2021 году активность девелоперов пригородной зоны была несколько выше, чем городских застройщиков, этот тренд сохранится. Особенно активно развивается Всеволожский район. В 2021 году его доля в объеме нового предложения составила 26%, что в три раза превышает долю каждого из популярных городских районов. Далее следуют Красносельский, Красногвардейский, Пушкинский, Приморский и Василеостровский районы.

— Конечно, 90% жилья, которое ожидается к выводу на рынке, — это сегмент масс-маркета, — говорит Ольга Ульянова. — Новые проекты помогут сдержать ценовой рост на уровне инфляции 10–12% в год. Уже ясны площадки, где должно пополниться предложение: Ломоносовский район, в частности Новоселье, Шушары и территории вдоль Пулковского и Московского шоссе, территория Новосаратовки, территория выше Парнаса, Парголово. Также разрабатываются территории на востоке — Ржевка.

По мнению руководителя Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость» (Setl Group) Ольги Трошевой, ставка будет сделана за заКАДовые территории, активно будут выводить объекты в Новоселье, Горелово, Бугры — Мурино, Новосаратовка, Пулковское — Волхонское, Ново-Сергиево.

— В Ленобласти размораживают ранее «замороженные» территории, — пояснил Максим Жабин. — Мы видим историю с развитием Новосаратовки, активное вовлечение девелоперов в освоение Новоселья, Анинского поселения, новых территорий в поселке Бугры. Это все область, а что касается города — много интересных точечных застроек на месте ветхого и аварийного жилья, идет реновация серого пояса.

— Мне кажется очевидным, что так называемый «серый пояс» — вполне логичный вектор развития, — добавил Андрей Паньков. — Многие предприятия, переоснащенные компактным технологическим оборудованием, владеют активами гораздо большими, чем им необходимо для решения задач.

А Анна Боченкова считает, что широкое освоение «серого пояса» вряд ли начнется в ближайшее время. По ее мнению, в плане массового строительства жилья активнее всего продолжится застройка южного направления. Так, у «Дальпитерстроя» основной пул земель расположен в двух локациях в черте города: большая часть на юге — в Шушарах и Ленсоветовском и меньшая на севере — в Парголово.

Пополнение будет соответствовать спросу, считает Ольга Трошева. С учетом активности на земельном рынке можно ждать пополнения предложения ЖК и стартов масштабных проектов.

Так, «Дальпитерстрой» планирует запускать большинство новых проектов в 2023–2024 годах. Из жилья это «Николаевский» и новые очереди «Александровского квартала», а также новые детские сады, школы и т. В планах компании в этом году — начать строительство жилого многоквартирного дома в Парголово. К вводу в эксплуатацию готовятся два многоквартирных дома в ЖК «Алексеевский квартал» (комплекс возводится в рамках программы «Комфортная среда»), дом во Всеволожске, торговый центр в Шушарах, многофункциональный центр с подземным паркингом в Таврическом переулке. В конце года планируется сдать две школы — в Шушарах и Парголово, каждая на 1925 учеников.

В этом году «Строительный трест» открыл продажи недвижимости в 14-м лоте и машино-мест в многоэтажных паркингах в жилом квартале NEWПИТЕР. В ближайшее время выйдет на рынок 15-й лот этого проекта. Кроме того, в этом году компания планирует вывести на рынок два новых жилых проекта общей площадью более 300 тыс.

— Мы завершим полностью в этом году наш проект на 12 тысяч жителей — КОТ «Новое Горелово» — и уже вывели в этом году на рынок наш проект 12 тысяч квадратных метров жилья для среднего класса — ЖК «ЛесART», который мы завершим к 2025 году, — добавил Максим Жабин. — У нас есть еще проекты разной степени готовности, которые мы будем выводить в оборот в 2023–2025 годах. У нас в портфеле сейчас земельных участков примерно на 500 тысяч квадратных метров жилья, но мы рассматриваем покупку новых перспективных участков.

Сложности с землей

Так как ресурсы готовой под жилую застройку городской земли исчерпаны, основная сложность вывода нового предложения сегодня связана с подготовкой земли под строительство, отметил Андрей Паньков. Это увеличивает сроки реализации проектов и отодвигает горизонт их планирования.

— Главными сложностями станут неопределенная политическая и экономическая ситуация, рост цен на строительные материалы, рост ключевой ставки, а также увеличение ставок ипотечного кредитования, — считает Дмитрий Ефремов.

Анна Боченкова отметила традиционные бюрократические проволочки при получении разрешения на строительство (в том числе получение положительного заключения экспертизы в СГСНЭ), при согласовании архитектурно-градостроительного облика и т.

— Основная сложность в том, что дефицит действительно присутствует и девелоперы стараются как можно быстрее выпустить и построить новые проекты, иногда, к сожалению, в ущерб качеству, — добавил Максим Жабин. — С позиции «работаю здесь и сейчас» много проектов перепроектируют и изменяют уже в процессе реализации. У нас есть стратегия — важно знать, что собираешься делать, но гораздо важнее знать, чего ты делать не будешь.

Вторая сложность в Петербурге, которую отметил эксперт, — подготовка градостроительной документации. Участники рынка надеются, что в 2022 году все же начнется подготовка нового генерального плана и многие проекты получат новую жизнь и шансы на продолжение. Генплан важен еще и потому, что дает понимание, какие территории будут вовлечены в процесс развития.

Что будет с ценой?

Борьба с дефицитом никак не отразится на стоимости квадратного метра, считает Николай Гражданкин. В новых ЖК уже учтена новая экономика проекта, заложены все риски постоянного роста цен на отделочные и стройматериалы, обслуживание эскроу-счетов, кадровый дефицит, ужесточение норм проектирования и прочее.

— По классике, цена должна снизиться, — продолжила Анна Боченкова. — Однако здесь играют роль и другие факторы — очень тревожная экономическая и политическая ситуация в мире, нестабильность валют. На этом фоне многие предпочитают сохранять сбережения не во вкладах и не в тумбочках, а в недвижимости. Поэтому, на мой взгляд, цена либо останется прежней, либо будет расти.

Максим Жабин считает, что цены снижаться не будут. Доступность покупки жилья будет все ниже и ниже, а значит, будет развиваться рынок арендного жилья и апартаментов.

— Постепенно поколение «альфа», сменяющее поколение Z, будет интересоваться арендой, а не покупкой жилья, медленно мигрируя за новыми интересными рабочими местами и локациями в разных регионах и странах. Мы — молодая страна, во многих странах этот процесс уже сформирован. Но совершенно очевидно, что доступность покупки жилья в собственность будет снижаться.

На пути к комфорту

Девелоперы ввиду высокой конкуренции на рынке новостроек продолжат развивать свой продукт в части продуктовых опций: кладовые, улучшенное качество отделки, частичная или полная меблировка, система «умный дом», добавил Дмитрий Ефремов. С точки зрения спроса можно ожидать увеличения доли студий и однокомнатных квартир — они более доступны по цене.

— Многие застройщики уже уловили переориентацию спроса на так называемую «жилую среду» вместо привычных «метров», — считает Андрей Паньков. — Поэтому заметно качественное изменение подходов к проектированию — особое внимание тому, как будут люди жить, а не только тому, что у них будет в квартирах.

— Новые проекты мы запускаем в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», — говорит Анна Боченкова. — Это пониженная этажность домов, замкнутые дворы без автомобилей, наличие в шаговой доступности всех необходимых объектов инфраструктуры — школ, детсадов, поликлиник, магазинов, аптек и т. Причем «социалку» мы начинаем строить не вдогонку, а заранее либо синхронно с жилым кварталом.

Читайте также:  Набор декоративно-развивающих панелей «Городская среда» (ГС-000 Умничка) для детского сада купить в спб

— Я не вижу никаких глобальных переосмыслений в подходах к проектам у девелоперов в массе, — возражает Максим Жабин. — Отдельные компании идут по этому пути, но настоящее переосмысление понятия комфортной среды произойдёт в горизонте 3–5 лет. Те же девелоперы, что осознали тренды, только начали работать над такими проектами, так что они выйдут на рынок через 5–7 лет.

Анна Романова, «Фонтанка. ру»

Эмоциональное отношение к месту проживания

Особенности территориального развития России привели к дифференциации социальной инфраструктуры и рынка труда в различных городах. Между российскими населенными пунктами наметился серьезный социальный разрыв, обусловленный прежде всего разными темпами их развития или упадка. Современная городская среда представляет сложную, далеко не всегда гармоничную смесь различных типов застройки. Многочисленные формы часто не разграничены между собой, а эклектично смешаны в рамках одного города.

В разных типах населенных пунктов сложились различные культурные группы, уклады жизни. Довольно высокая мобильность населения, потоки мигрантов — депопуляция одних территорий и рост других — привели к размыванию гомогенной городской среды, появлению в ней различных культурных анклавов.

Вместе с тем субъективное отношение населения к своему населенному пункту варьируется у россиян от позитивного до спокойного, нейтрального. (рис.

Суд не смог решить, отправлять ли в СИЗО бывшего замдиректора структуры мэрии, задержанного за взятки от киосочников

Ожидаемо высока поддержка места своего проживания среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга (76%). В целом же доля позитивных ответов сокращается со снижением количества жителей в населенном пункте. Наиболее слабым звеном в этом отношении оказываются города с населением до 100 тысяч человек и сёла — вероятно, сказываются более низкие экономические и социальные возможности, другой уровень культурного разнообразия, нацеленность значительного количества жителей на переезд в более крупные центры.

Современная городская среда кажется большинству опрошенных вполне комфортной, но и здесь выделяются показатели столиц. С одной стороны, положительное отношение к столичному уровню комфорта является позитивным результатом, с другой — такая ситуация содержит в себе и риск: Москва и Петербург продолжают притягивать большое количество внутренних мигрантов, что существенно увеличивает антропогенную нагрузку на эти мегаполисы.

Суд не смог решить, отправлять ли в СИЗО бывшего замдиректора структуры мэрии, задержанного за взятки от киосочников

Важно и то, что доля респондентов, считающих свой населенный пункт некомфортным для жизни, заметно выше доли тех, кто признается в негативном к нему отношении (24% vs 5% соответственно). Эмоциональная привязанность к месту своей жизни оказывается сильнее рациональной оценки его недостатков. Характерно, что дискомфорт среды чаще отмечают жители двух типов населенных пунктов: городов-миллионников без учета столиц (27%), где бюджета недостаточно для равномерного развития территории, и малых городов (27%).

Развитие или стагнация?

Несмотря на серьезное замедление темпов экономического роста и рецессию этого года, явное большинство респондентов отмечает позитивную динамику в развитии городов за последние годы (72%) (рис. Причем эта тенденция фиксируется в отношении населенных пунктов всех типов, и столицы не являются рекордсменами (возможно, за счет наблюдаемой в них активной критики со стороны отдельных городских сообществ, например, по вопросам массовой застройки).

Суд не смог решить, отправлять ли в СИЗО бывшего замдиректора структуры мэрии, задержанного за взятки от киосочников

Позитивные оценки в отношении изменений, происходящих во внешнем облике населенных пунктов, нарастают от младших возрастных групп к старшим (рис. 4), хотя, как будет показано далее, представители более возрастных когорт критичнее относятся к текущим городским проблемам.

Суд не смог решить, отправлять ли в СИЗО бывшего замдиректора структуры мэрии, задержанного за взятки от киосочников

Большинство жителей лояльны существующей практике строительства (60%) и в особенности молодежь 18-24 лет (67%) (рис. При этом достаточно весома доля тех, кто не замечал в населенном пункте проживания вообще никакого строительства (22%). Даже в Москве и Петербурге доля таких респондентов составила 5% — вероятно, в эту группу могли попасть жители отдельных локальных районов в пригородах или Новой Москве.

Суд не смог решить, отправлять ли в СИЗО бывшего замдиректора структуры мэрии, задержанного за взятки от киосочников

Если говорить о дальнейшем развитии территорий, то, как показало проведенное исследование, среди россиян высок запрос на индивидуальное строительство и загородный образ жизни (47%) (рис. Однако в этом вопросе прослеживаются явные поколенческие разрывы: молодежь 18-24 лет в большей мере ориентирована на высотное строительство (55%), затем позиция по данному вопросу начинает чередоваться от группы к группе. Так, например, среди молодых людей в возрасте от 25 до 34 лет доминируют сторонники малоэтажной застройки, а среди тех, кому от 35 до 44 лет, уже больше лояльных высотному строительству. При этом среди представителей старших поколений в приоритете вновь оказывается частная малоэтажная застройка. Такая тенденция может объясняться различиями в фазах жизненного цикла, в которых находятся представители указанных возрастных групп.

Суд не смог решить, отправлять ли в СИЗО бывшего замдиректора структуры мэрии, задержанного за взятки от киосочников

Уезжать или оставаться?

Пандемия коронавируса спровоцировала активную дискуссию относительно уязвимости городской среды в период массовых потрясений. Популярным стал тезис о готовности значительной части населения покинуть крупные города, переехать в более экологичные и менее скученные населенные пункты, используя возможности удаленной работы.

Как показало исследование, заметная часть опрошенных обдумывали в период карантина возможность переезда (10%), а среди более мобильной части населения — молодежи — этот показатель по отношению к среднему возрастает в полтора раза (15%) (рис. 7); то же происходит и среди жителей столиц и городов-миллионников (15%).

Однако говорить об устойчивости этого тренда пока нет оснований: импульсивное желание сменить обстановку или место жительства будет сталкиваться с барьерами, связанными с комфортом, социальной инфраструктурой и рынком труда: общая привлекательность крупных центров пока выигрывает конкуренцию с малыми городами.

Суд не смог решить, отправлять ли в СИЗО бывшего замдиректора структуры мэрии, задержанного за взятки от киосочников

Что не так там, где мы живем?

Общая симпатия к местам своей жизни не отменяет их критики. Экономические факторы, дефицит социальных сервисов, а также состояние городской и транспортной инфраструктуры ожидаемо относятся к основному числу раздражителей. Концентрация рабочих мест внутри нескольких мегаполисов приводит к неравенству населенных пунктов с точки зрения возможностей трудоустройства и уровня жизни в них. При этом в топ-5 негативных факторов также входит плохая экологическая ситуация — на нее указывают 28% опрошенных (рис.

Суд не смог решить, отправлять ли в СИЗО бывшего замдиректора структуры мэрии, задержанного за взятки от киосочников

Проблемы с рынком труда увеличиваются по мере сокращения размера населенного пункта (17% жителей Москвы и Санкт-Петербурга отмечают недостаток возможностей по поиску подходящей работы, в то время как среди жителей села таких 51%); обратная ситуация наблюдается в отношении экологии (рис. В этой связи можно предположить, что малые города, органично встроенные в систему крупных агломераций, могут стать полноценной альтернативой жизни в мегаполисе.

Суд не смог решить, отправлять ли в СИЗО бывшего замдиректора структуры мэрии, задержанного за взятки от киосочников

Оценка уровня комфорта по конкретным параметрам

Если говорить об оценке конкретных параметров инфраструктуры в месте проживания, то наиболее скептичное мнение россияне высказывают в отношении важных социальных объектов, связанных со здоровьем и детским воспитанием (38%) (рис. 10). Благоустройство дворов пока что нередко принимает «фасадный» характер — их состоянием не удовлетворены 36% опрошенных. Явно выражен запрос на места рекреации, экологической разгрузки, спортивной активности. В ряде случаев негативные оценки состояния тех или иных инфраструктурных объектов сдерживаются их отсутствием в населенном пункте — респонденту просто нечего оценивать. Наиболее яркий пример — беговые и велосипедные дорожки, отсутствие которых в месте своего проживания отмечают 42% россиян. При этом все обозначенные проблемы не распределены равномерно, они скапливаются в населенных пунктах определенных типов.

Суд не смог решить, отправлять ли в СИЗО бывшего замдиректора структуры мэрии, задержанного за взятки от киосочников

Критичность по отношению к состоянию различных объектов инфраструктуры нарастает с возрастом респондентов, что, вероятно, связано с накоплением социальных и личных проблем, снижением мобильности. На разных жизненных этапах респонденты начинают чаще обращаться в медицинские учреждения, решают проблемы образования для своих детей, в меньшей степени рассматривают переезд как стратегию повышения качества собственной жизни. Старшая группа населения становится более чувствительной к инфраструктурным дефицитам, особенного с учетом того, что после отъезда детей пожилым людям приходится нередко самим решать широкий спектр проблем.

Суд не смог решить, отправлять ли в СИЗО бывшего замдиректора структуры мэрии, задержанного за взятки от киосочников

А что с безопасностью?

В значительной степени отношение к месту своего проживания проявляется через ощущение личной безопасности. Сегодня каждый десятый из числа опрошенных не чувствует себя защищенным даже в собственной квартире — существенный показатель, учитывая, что это пространство является наиболее контролируемым для человека.

Осознание риска возрастает по мере расширения границ до масштабов своего района или всего населенного пункта (исключением является центр города, который воспринимается как более защищенный) (рис. 12). В менее знакомых районах своего населенного пункта ощущают себя в ситуации риска уже четверть респондентов (25%).

Суд не смог решить, отправлять ли в СИЗО бывшего замдиректора структуры мэрии, задержанного за взятки от киосочников

Наиболее сложна в этом отношении обстановка в городах-миллионниках: именно их население чаще, чем средний респондент, не ощущает себя в безопасности. Структура городских районов носит в них более сложный характер, среда менее гомогенна, возможны районы повышенного риска.

Суд не смог решить, отправлять ли в СИЗО бывшего замдиректора структуры мэрии, задержанного за взятки от киосочников

Гражданский активизм в контексте благоустройства городской среды / населенного пункта

И наконец, принципиальным является вопрос, насколько сами люди готовы становиться участниками процесса по развитию своего города. Согласно проведенному исследованию, значительная часть жителей страны в последние 2-3 года принимала какое-либо участие в подобной деятельности. Наиболее низкий уровень участия в жизни своего населенного пункта зафиксирован в Москве и Санкт-Петербурге — здесь 46% опрошенных не участвовали в благоустройстве собственного города.

Суд не смог решить, отправлять ли в СИЗО бывшего замдиректора структуры мэрии, задержанного за взятки от киосочников

Основными агентами изменений жизненной среды являются респонденты в возрасте от 45 до 59 лет — они чаще участвуют в субботниках (51%) и общественных обсуждениях (17%), а также пишут письма и отзывы о качестве работ по благоустройству (14%). В последнем с ними солидарны 35-44-летние граждане (15%). Наиболее молодая часть общества (18-24 года) менее склонна к проявлению активности в части благоустройства своих населенных пунктов (55% не принимала в ней участия).

«Исследование еще раз подтвердило (то, о чем мы в наших выступлениях и исследованиях говорим постоянно): главная проблема городов – это проблема экономического развития. Вопрос развития рынка труда (за счет поддержки малого и среднего бизнеса, формирования возможностей для самореализации, создание качественных рабочих мест) является первоочередной задачей городского развития. Основной характеристикой конкурентоспособности города становится то, насколько он способен обеспечить капитализацию человеческого ресурса (траектории профессиональной деятельности, уровень оплаты труда, возможности для смены деятельности и реализации своего проекта и т. Характерно, что наиболее распространенная, согласно исследованию, проблема «поиска достойной работы» сегодня актуальна не только для небольших городов, но и даже для миллионников

Наталья Трунова, кандидат экономических наук, вице-президент ЦСР

В целом, важно отметить, что развитие городской среды в последнее годы приобрело особую актуальность и стало заметным явлением повседневной жизни. Жители подтверждают, что многие населенные пункты поменяли свой облик, улучшили инфраструктурные возможности. Вместе с тем, само это развитие носит неравномерный характер — как следствие неравномерности потенциалов регионов в целом. В значительной мере успешные показатели обеспечивают лидеры процесса, и одновременно формируется пласт городов с низким темпом изменений или признаками деградации. Помимо выравнивания социальных показателей актуальной задачей является определение дальнейших путей освоения городских пространств. Прежние типы массовой застройки как наследие индустриальной эпохи теряют эстетическую и ценностную актуальность. Возникает запрос на новые решения, развитие других типов жилья, экологизацию среды. Развитие дискуссии по этим вопросам может стать полезным направлением общественной жизни.

Что и как считали

Индекс формируется на основе оценки шести типов городских пространств в соответствии с шестью критериям качества городской среды. Каждый тип пространства оценивается по шести критериям. В итоге складывается матрица оценки из 36 индикаторов — критериев индекса.

Читайте также:  Вы точно человек?

Пространства, которые оцениваются в городе, — это жилье, озеленение, общественно-деловая инфраструктура, улично-дорожная сеть и общегородские пространства. Критериями оценки стали безопасность, комфортность; экологичность и здоровье; идентичность и разнообразие; современность среды, эффективность управления. Среди 36 критериев индекса — разнообразие жилой застройки, количество погибших в ДТП, пешеходная доступность, количество центров притяжения горожан.

По словам главы Минстроя Владимира Якушева, информация по 19 показателям взята из открытых источников: это сведения поисково-информационных картографических служб, данные географической информационной системы, космические снимки территорий, информация портала «Реформа ЖКХ» и ГИС ЖКХ, а также социальные сети. По еще 17 показателям информация собрана от субъектов, органов статистики и федеральных органов исполнительной власти.

Максимально возможное количество баллов, которые город мог получить в индексе, — 360, но такой результат оказался недостижимым. Больше всего баллов — 276 — получила Москва. Если город получает больше 180 баллов, то среда в нем считается благоприятной. Среднее значение показателя по стране составляет 163 балла.

В индексе города разделены по численности населения и по климату — всего определено десять групп. По размеру выделено семь категорий — от крупнейших (от 1 млн человек) до совсем малых (до 5 тыс. человек), по климату две — города в «условно комфортном климате» и города в «дискомфортном климате». В каждой из категорий населенные пункты ранжированы по баллам, которые получали согласно 36 индикаторам.

Примеры благоприятных и неблагоприятных городов индекса:

  • В списке 15 городов с населением более 1 млн человек благоприятными признаны шесть. Больше всего баллов в этой группе набрали Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург, а самым неблагоприятным миллионником оказался Омск.
  • Из крупных городов с комфортным климатом на первых строчках индекса Сочи, Грозный и Тула, на последних — Улан-Удэ, Архангельск и Чита.
  • В крупных городах в дискомфортных климатических зонах благоприятную среду удалось сформировать в трех — Норильске, Мурманске и Северодвинске, отстают в этой группе Петропавловск-Камчатский, Якутск и Нефтеюганск.

К 2024 году планируется повысить среднее значение индекса городской среды на 30% и в два раза сократить число городов с неблагоприятной городской средой. Такие цели обозначены в указе, который президент Владимир Путин подписал в 2018 году. На создание комфортной городской среды планируется потратить более 300 млрд руб.

Удержать каждого

В последние несколько лет предприятие «Дробмаш» активно развивается: разработана линейка уникальных для отечественного машиностроения дробильно-сортировочных установок; реализованы новые проекты: производство продукции для атомной промышленности и изготовление оборудования для горячего изостатического прессования; создан технопарк, оснащенный токарными и фрезеровочными станками и обрабатывающими центрами с различными возможностями, шестиосевой измерительной системой, промышленным роботом-манипулятором, круглошлифовальными и токарно-винторезными станками, координатно-измерительной машиной, машиной термической резки, а также окрасочно-сушильной камерой.

Поэтому сейчас мы испытываем реальный дефицит в станочниках-универсалах, слесарях-сборщиках, сварщиках, электриках. Это традиционные специальности и профессии, которым раньше обучали во всех учебных заведениях начальной профессиональной подготовки, среднего профессионального и высшего образования. Сейчас же подобные знания можно приобрести на курсах дополнительного образования. Но, опять же, некого учить и большинство молодых людей не стремятся работать на заводах. За инженерами-конструкторами и технологами в вузы страны тоже выстраивается очередь из работодателей.

Чтобы заинтересовать молодежь, и предприятие, и город должны стать единой комфортной средой. Очень важно повысить привлекательность рабочих профессий технической направленности для всех отраслей промышленности, в том числе машиностроительной, снизить отток молодежи из города за счет акцентных программ формирования комфортной городской среды именно для монопрофильных городов.

Для привлечения молодежи на производство на постоянной основе «Дробмаш» работает со школьниками, студентами колледжей и вузов, рассказываем им о созданных высокотехнологичных рабочих местах, о работающих социальных программах. Стараемся удержать каждого сотрудника на предприятии, и хотя у нас в течение последних нескольких лет процент текучести невысокий, в нашей команде важен каждый.

Высокая зарплата и регулярные выплаты

Какую работу мы проводим в данном направлении? Во-первых, мы стараемся удерживать конкурентный показатель средней заработной платы на уровне города и региона. По итогам первых четырех месяцев 2022 года средний уровень заработной платы составил 43,8 тыс. руб. , это даже немного выше среднего уровня зарплат по Нижегородской области. По профессиям, которые являются особо дефицитными как для предприятия, так и для рынка в целом, средняя заработная плата варьируется от 45 тыс. до 80 тыс. руб. Во-вторых, это мотивация и поощрение ключевых сотрудников. За профессионализм, участие в проектной работе, повышение квалификации устанавливаются персональные надбавки.

Дополнительно на предприятии существуют следующие социальные гарантии и компенсации: организована бесплатная доставка работников из близлежащих городов и предусмотрена компенсация стоимости проезда к месту работы из других населенных пунктов. Организован буфет, доставка обедов и компенсация стоимости одного обеда в размере 55 руб. Также предусмотрены дополнительные оплачиваемые дни отдыха для родителей первоклашек — это 1 сентября, для молодоженов — два дня на время бракосочетания, на другие знаковые семейные события.

Ежегодно отмечается профессиональный праздник — День машиностроителя. За высокие показатели, многолетний труд и вклад в развитие отрасли работники предприятия чествуются наградами местного самоуправления, правительства Нижегородской области и Министерства промышленности и предпринимательства РФ. Лучшие сотрудники представлены к размещению на заводскую Доску почета. Кроме этого, все награжденные специалисты поощряются денежной премией.

Сотрудники, проработавшие на предприятии более 10 лет, в свои юбилейные даты поощряются единовременной материальной помощью.

Для детей сотрудников ежегодно во время летних каникул организовываются путевки в детские оздоровительные центры. 90% стоимости путевки берет на себя предприятие.

Образование и развитие

В целях более быстрой адаптации в должности и коллективе новые сотрудники закрепляются за опытными наставниками. Их знакомят не только с функционалом, но и с историей в заводском музее: от выпуска первой дробилки до современных агрегатов и комплексов.

Новые проекты и производства требуют от сотрудников новых компетенций и знаний. Развитию компетенций, повышению квалификации и возможности дальнейшего профессионального и карьерного роста сотрудников мы уделяем особое значение. В 2021 году под проект «Программа 500» группа операторов станков с программным управлением и инженер-технолог прошли обучение навыкам программирования в новой среде. В 2022 году под проект изготовления продукции для атомной промышленности повысили свою квалификацию, освоив новый вид сварки TIG, две группы сварщиков. И мы продолжаем двигаться в этом направлении. Сейчас тесно сотрудничаем с Национальной школой сварки Russian Welders Team (РВТ), где можно подготовить сварщика любого уровня.

С сотрудниками, которые стремятся получить высшее образование по профильному направлению, мы заключаем трехсторонний договор о сотрудничестве и софинансировании на время всего периода обучения.

Ежегодно на предприятии проходят учебную и производственную практику учащиеся колледжей и вузов. Некоторые ребята по окончании практики остаются поработать во время каникул.

С сентября 2022 года «Дробмаш» станет площадкой дуального образования для учащихся Кулебакского металлургического колледжа. Будем готовить кадры под свои запросы, а учащиеся лучше узнают профессию и будущее рабочее место.

Мы также сотрудничаем с вузами и учебными заведениями Выксы, Мурома, Нижнего Новгорода. Приглашаем молодых специалистов и выпускников учебных заведений приехать к нам. Для них предусмотрена выплата подъемных на время испытательного срока, организация бесплатного проживания, опытные наставники помогут быстрее освоиться на рабочем месте.

Возможности для жителей из других регионов

Дефицит рабочих кадров в своем городе и области толкает работодателя на поиск и привлечение персонала из других регионов и даже стран, а именно стран содружества.

В сложившихся условиях мы готовы предложить работу на постоянной основе беженцам из ДНР и ЛНР, после того как они приобретут статус «временного убежища». Не все из жителей ДНР и ЛНР, прибывшие в Нижегородскую область, обладают необходимыми для нас профессиями или компетенциями. Поэтому мы готовы обучать людей как на рабочем месте, закрепив за квалифицированным наставником, так и по программам дополнительного профессионального образования через ресурсные обучающие центры.

Все это требует от работодателя определенных затрат. И самой большой статьей расходов является обеспечение привлеченных кандидатов жильем. Сейчас для приглашенных специалистов из других регионов мы помогаем подобрать и арендовать жилье, а также частично компенсируем затраты на оплату аренды. В дальнейшем планируется приобретение модульного жилья, где смогут жить как одинокие работники, так и те, кто захочет приехать с семьей.

Мы не стоим на месте. Развиваемся сами и расширяем компетенции работников, стараемся создавать условия, при которых работник выбирает нас!

Мало места

За последние пять лет в России усилился дефицит паркингов в новостройках. По данным системы мониторинга и анализа новостроек bnMap. pro, в Казани в 2017 году на 1 тыс. м новостроек приходилось в среднем 2,49 машино-мест, сейчас — 1,95, в Краснодарском крае было 0,67, а стало 0,58, в Самарской области показатель сократился с 0,86 до 0,68, а в Ленинградской области — с 3,1 до 2,7.

В Москве коэффициент обеспеченности машино-местами одной квартиры в домах комфорт-класса снизился с 0,7 в 2016 году до 0,5 в 2021-м, бизнес-класса — с 1,2 до 0,9, премиум-класса — с 2,1 до 1,6, сообщили «Известиям» аналитики Capital Group.

— Высокий спрос на квартиры благодаря льготной ипотеке в последние полтора года, резко возросшие цены и себестоимость строительства — всё это оттягивает спрос от машино-мест на жилье, делает строительство паркингов всё менее рентабельным и всё менее интересным для застройщиков, — объяснила тенденцию председатель совета директоров компании «Бест-Новострой» Ирина Доброхотова.

Согласно нормативам градостроительного проектирования, на одну квартиру должно приходиться одно машино-место в стандартном жилье, отметил руководитель аналитического центра «Циан» Алексей Попов. Однако сейчас показатель в городах-миллионниках действительно снизился в среднем до 0,7–0,8, сказал он.

— В реальности эти цифры не всегда соблюдаются. Причина простая: следование нормативам приведет к избытку пустующих парковок, поэтому застройщики закладывают в проекты столько мест, сколько смогут продать, — пояснил управляющий партнер компании «ВекторСтройФинанс» Андрей Колочинский.

Цена машино-места в подземном паркинге в новостройках массового сегмента Москвы составляет 1–3 млн рублей, в высокобюджетных проектах — 7–17 млн, сказал он. По данным «Авито Недвижимости», средняя стоимость парковочного места на подземной стоянке во II квартале 2021 года составила 750 тыс. рублей по России и 1,5 млн рублей в Москве.

Такие расценки обусловлены высокой себестоимостью возведения подземных парковок, а также дороговизной земельных участков, отметил Андрей Колочинский. На фоне растущих цен на квартиры покупательная способность граждан падает, и вместо паркинга люди выбирают дополнительные квадраты жилой площади, сказал руководитель центра новостроек федеральной компании «Этажи» Сергей Зайцев.

В итоге автомобили ставят на газон, тротуар, места для стоянки пожарной спецтехники и так далее, добавил Андрей Колочинский.

— Особенно заметен дефицит в спальных районах Москвы и городах-спутниках (Балашиха, Реутов, Красногорск). Каждый свободный участок двора, в том числе газоны, сразу занимается автомобилями, что негативно влияет как на качество среды, так и на комфортность проживания, — сказала партнер компании «Метриум» Мария Литинецкая.

Перспективы будущего

Покупатели премиального и элитного жилья в Москве приобретают меньше машиномест в новостройках, поскольку сегодня чаще пользуются такси и каршерингом, отметили в Capital Group.

Читайте также:  Видеоэкология — наука о красоте и визуальной среде znamus.ru

Но дефицит парковочных мест приводит к резкому ухудшению качества городской среды в местах новой массовой застройки, сказал генеральный директор ГК «Ферро-Строй» Григорий Ваулин. Изменяется концепция закрытого двора без машин, так как автомобилисты со временем нарушают внутренние правила парковки. Это чревато ухудшением социальной ситуации, конфликтами между соседями. Ухудшается, безусловно, и трафик, отметил он.

Помимо высокой стоимости паркингов, машино-мест в новостройках становится меньше и из-за длительных сроков реализации таких проектов, указал руководитель направления разработки продукта ГК «А101» Павел Брызгалов. Пик спроса на машино-места приходится не на раннюю стадию строительства дома, как в случае с квартирами, а примерно через два-три года после его заселения. Покупатели склонны решать свои жизненные задачи поэтапно: сначала купить квартиру, сделать ремонт и переехать, и только после приходят в офисы продаж за машино-местами, пояснил он.

Можно проектировать и строить коммерческие парковочные места впрок, расценивая это как инвестиции в городскую среду, чтобы в нужный момент ответить на формирующийся спрос, уверен Павел Брызгалов.

— Радикальным и однозначным решением проблемы нехватки парковочных мест представляется опыт Токио, где жители не имеют права купить машину до тех пор, пока не приобретут для нее парковочное место, — сказал он.

По мнению Григория Ваулина, для решения проблемы необходимо переходить на менее затратные технологии строительства парковочных мест. В частности, более экономичный и эффективный вариант — наземные паркинги из металлоконструкций, пояснил он.

«Известия» направили запрос в Минстрой.

В разных типах населенных пунктов сложились различные культурные группы, уклады жизни. Довольно высокая мобильность населения, потоки мигрантов — депопуляция одних территорий и рост других — привели к размыванию гомогенной городской среды, появлению в ней различных культурных анклавов. Вместе с тем субъективное отношение населения к своему населенному пункту варьируется у россиян от позитивного до спокойного, нейтрального. (рис. Ожидаемо высока поддержка места своего проживания среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга (76%). В целом же доля позитивных ответов сокращается со снижением количества жителей в населенном пункте. Наиболее слабым звеном в этом отношении оказываются города с населением до 100 тысяч человек и сёла — вероятно, сказываются более низкие экономические и социальные возможности, другой уровень культурного разнообразия, нацеленность значительного количества жителей на переезд в более крупные центры. Современная городская среда кажется большинству опрошенных вполне комфортной, но и здесь выделяются показатели столиц. С одной стороны, положительное отношение к столичному уровню комфорта является позитивным результатом, с другой — такая ситуация содержит в себе и риск: Москва и Петербург продолжают притягивать большое количество внутренних мигрантов, что существенно увеличивает антропогенную нагрузку на эти мегаполисы. Важно и то, что доля респондентов, считающих свой населенный пункт некомфортным для жизни, заметно выше доли тех, кто признается в негативном к нему отношении (24% vs 5% соответственно). Эмоциональная привязанность к месту своей жизни оказывается сильнее рациональной оценки его недостатков. Характерно, что дискомфорт среды чаще отмечают жители двух типов населенных пунктов: городов-миллионников без учета столиц (27%), где бюджета недостаточно для равномерного развития территории, и малых городов (27%).

Несмотря на серьезное замедление темпов экономического роста и рецессию этого года, явное большинство респондентов отмечает позитивную динамику в развитии городов за последние годы (72%) (рис. Причем эта тенденция фиксируется в отношении населенных пунктов всех типов, и столицы не являются рекордсменами (возможно, за счет наблюдаемой в них активной критики со стороны отдельных городских сообществ, например, по вопросам массовой застройки). Позитивные оценки в отношении изменений, происходящих во внешнем облике населенных пунктов, нарастают от младших возрастных групп к старшим (рис. 4), хотя, как будет показано далее, представители более возрастных когорт критичнее относятся к текущим городским проблемам. Большинство жителей лояльны существующей практике строительства (60%) и в особенности молодежь 18-24 лет (67%) (рис. При этом достаточно весома доля тех, кто не замечал в населенном пункте проживания вообще никакого строительства (22%). Даже в Москве и Петербурге доля таких респондентов составила 5% — вероятно, в эту группу могли попасть жители отдельных локальных районов в пригородах или Новой Москве. Если говорить о дальнейшем развитии территорий, то, как показало проведенное исследование, среди россиян высок запрос на индивидуальное строительство и загородный образ жизни (47%) (рис. Однако в этом вопросе прослеживаются явные поколенческие разрывы: молодежь 18-24 лет в большей мере ориентирована на высотное строительство (55%), затем позиция по данному вопросу начинает чередоваться от группы к группе. Так, например, среди молодых людей в возрасте от 25 до 34 лет доминируют сторонники малоэтажной застройки, а среди тех, кому от 35 до 44 лет, уже больше лояльных высотному строительству. При этом среди представителей старших поколений в приоритете вновь оказывается частная малоэтажная застройка. Такая тенденция может объясняться различиями в фазах жизненного цикла, в которых находятся представители указанных возрастных групп.

Пандемия коронавируса спровоцировала активную дискуссию относительно уязвимости городской среды в период массовых потрясений. Популярным стал тезис о готовности значительной части населения покинуть крупные города, переехать в более экологичные и менее скученные населенные пункты, используя возможности удаленной работы. Как показало исследование, заметная часть опрошенных обдумывали в период карантина возможность переезда (10%), а среди более мобильной части населения — молодежи — этот показатель по отношению к среднему возрастает в полтора раза (15%) (рис. 7); то же происходит и среди жителей столиц и городов-миллионников (15%). Однако говорить об устойчивости этого тренда пока нет оснований: импульсивное желание сменить обстановку или место жительства будет сталкиваться с барьерами, связанными с комфортом, социальной инфраструктурой и рынком труда: общая привлекательность крупных центров пока выигрывает конкуренцию с малыми городами.

Общая симпатия к местам своей жизни не отменяет их критики. Экономические факторы, дефицит социальных сервисов, а также состояние городской и транспортной инфраструктуры ожидаемо относятся к основному числу раздражителей. Концентрация рабочих мест внутри нескольких мегаполисов приводит к неравенству населенных пунктов с точки зрения возможностей трудоустройства и уровня жизни в них. При этом в топ-5 негативных факторов также входит плохая экологическая ситуация — на нее указывают 28% опрошенных (рис. Проблемы с рынком труда увеличиваются по мере сокращения размера населенного пункта (17% жителей Москвы и Санкт-Петербурга отмечают недостаток возможностей по поиску подходящей работы, в то время как среди жителей села таких 51%); обратная ситуация наблюдается в отношении экологии (рис. В этой связи можно предположить, что малые города, органично встроенные в систему крупных агломераций, могут стать полноценной альтернативой жизни в мегаполисе.

Если говорить об оценке конкретных параметров инфраструктуры в месте проживания, то наиболее скептичное мнение россияне высказывают в отношении важных социальных объектов, связанных со здоровьем и детским воспитанием (38%) (рис. 10). Благоустройство дворов пока что нередко принимает «фасадный» характер — их состоянием не удовлетворены 36% опрошенных. Явно выражен запрос на места рекреации, экологической разгрузки, спортивной активности. В ряде случаев негативные оценки состояния тех или иных инфраструктурных объектов сдерживаются их отсутствием в населенном пункте — респонденту просто нечего оценивать. Наиболее яркий пример — беговые и велосипедные дорожки, отсутствие которых в месте своего проживания отмечают 42% россиян. При этом все обозначенные проблемы не распределены равномерно, они скапливаются в населенных пунктах определенных типов. Критичность по отношению к состоянию различных объектов инфраструктуры нарастает с возрастом респондентов, что, вероятно, связано с накоплением социальных и личных проблем, снижением мобильности. На разных жизненных этапах респонденты начинают чаще обращаться в медицинские учреждения, решают проблемы образования для своих детей, в меньшей степени рассматривают переезд как стратегию повышения качества собственной жизни. Старшая группа населения становится более чувствительной к инфраструктурным дефицитам, особенного с учетом того, что после отъезда детей пожилым людям приходится нередко самим решать широкий спектр проблем.

В значительной степени отношение к месту своего проживания проявляется через ощущение личной безопасности. Сегодня каждый десятый из числа опрошенных не чувствует себя защищенным даже в собственной квартире — существенный показатель, учитывая, что это пространство является наиболее контролируемым для человека. Осознание риска возрастает по мере расширения границ до масштабов своего района или всего населенного пункта (исключением является центр города, который воспринимается как более защищенный) (рис. 12). В менее знакомых районах своего населенного пункта ощущают себя в ситуации риска уже четверть респондентов (25%). Наиболее сложна в этом отношении обстановка в городах-миллионниках: именно их население чаще, чем средний респондент, не ощущает себя в безопасности. Структура городских районов носит в них более сложный характер, среда менее гомогенна, возможны районы повышенного риска.

И наконец, принципиальным является вопрос, насколько сами люди готовы становиться участниками процесса по развитию своего города. Согласно проведенному исследованию, значительная часть жителей страны в последние 2-3 года принимала какое-либо участие в подобной деятельности. Наиболее низкий уровень участия в жизни своего населенного пункта зафиксирован в Москве и Санкт-Петербурге — здесь 46% опрошенных не участвовали в благоустройстве собственного города. Основными агентами изменений жизненной среды являются респонденты в возрасте от 45 до 59 лет — они чаще участвуют в субботниках (51%) и общественных обсуждениях (17%), а также пишут письма и отзывы о качестве работ по благоустройству (14%). В последнем с ними солидарны 35-44-летние граждане (15%). Наиболее молодая часть общества (18-24 года) менее склонна к проявлению активности в части благоустройства своих населенных пунктов (55% не принимала в ней участия).

Наталья Трунова, кандидат экономических наук, вице-президент ЦСР

В целом, важно отметить, что развитие городской среды в последнее годы приобрело особую актуальность и стало заметным явлением повседневной жизни. Жители подтверждают, что многие населенные пункты поменяли свой облик, улучшили инфраструктурные возможности. Вместе с тем, само это развитие носит неравномерный характер — как следствие неравномерности потенциалов регионов в целом. В значительной мере успешные показатели обеспечивают лидеры процесса, и одновременно формируется пласт городов с низким темпом изменений или признаками деградации. Помимо выравнивания социальных показателей актуальной задачей является определение дальнейших путей освоения городских пространств. Прежние типы массовой застройки как наследие индустриальной эпохи теряют эстетическую и ценностную актуальность. Возникает запрос на новые решения, развитие других типов жилья, экологизацию среды. Развитие дискуссии по этим вопросам может стать полезным направлением общественной жизни.

Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 6 октября 2020 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1600 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки, смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Массив исследования для скачивания содержит вопросы данного тематического блока и социально-демографические переменные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *