Стартовало всероссийское онлайн-голосование по благоустройству городской среды

Факторы формирования городской среды – это все условия, процессы и объекты, способствующие приобретению городом его специфических особенностей. Среди этих факторов можно назвать природные, антропогенные, и техногенные, как важную составную часть антропогенных. Нередко переходы между ними оказываются условными.

О роли государства в развитии городской среды в России, противоречивости и неоднозначности современной градостроительной политики, с какой целью разрабатывается федеральный стандарт благоустройства и зачем он нужен, рассказал для сайта политических комментариев «Политком. RU» сотрудник ВШУ Городничев Антон.

Стартовало всероссийское онлайн-голосование по благоустройству городской среды

Волна массового жилищного строительства в крупных городах России, последовавшая за восстановлением экономики в начале 2000-х, актуализирует вопрос управленческого подхода в данной сфере. Итоги прошедшего в мае заседания Госсовета по вопросам совершенствования градостроительной отрасли с участием президента и поручения разработать т. федеральный стандарт благоустройства позволяют сделать определенные выводы о перспективах отечественного градостроения.

Стартовало всероссийское онлайн-голосование по благоустройству городской среды

Стартовало всероссийское онлайн-голосование по благоустройству городской среды

Стартовало всероссийское онлайн-голосование по благоустройству городской среды

Волжский вошел в число 378 российских городов – участников Всероссийской программы «Пять шагов для городов», которая инициирована госкорпорацией развития «ВЭБ. РФ» и консалтинговой компанией «КБ «Стрелка».

Программа направлена на качественные изменения городской среды с помощью быстрых и позитивных преобразований при вовлечении в этот процесс самих горожан.

Как сообщили журналистам «Волжской правды» в пресс-службе администрации города, внедряться преобразования будут в пять этапов-шагов по улучшению городской среды, в каждом из которых предлагается реализовать несколько проектов.

Первый шаг – «Город рядом» — благоустройство подъездов, дворовых территорий, создание карманных парков, площадок для выгула собак и т.

Второй шаг – «Сохрани планету» — организация экологических проектов по раздельному сбору мусора, открытию экологических троп, высадке деревьев и т.

Третий шаг – «Вдохни жизнь» — расширение возможностей использования городских пространств, например, части промышленных зон или обустройство пустырей во дворах

Четвертый шаг – «Добавь энергии» — создание условий для активного образа жизни и занятий спортом.

Пятый, заключительный шаг – «Собери своих» — организация мероприятий в городе, в том числе и на территориях, которые были обновлены во время предыдущих шагов.

В рамках реализации первого шага «Город рядом» первое совместное с жителями собрание провела фокус-группа управления экономики администрации Волжского, ответственного за реализацию одного из направлений – проекта «Витрины продуктовых магазинов». Он предполагает преобразование привычных магазинов на формат «у дома», создание современных, просторных магазинов с зонами для проведения досуга.

Проект поддержала одна из торговых сетей, специалисты которой разработали новый концепт магазина «у дома» с уютным дизайном, фреш-зоной, кафе. Как было озвучено в ходе презентации проекта, обновленный магазин планируется открыть в конце октября в поселке Краснооктябрьский.

Всероссийское онлайн-голосование по выбору приоритетных объектов для благоустройства проходит на сайте za. gorodsreda. ru с 15 апреля по 30 мая 2022 года. На голосование вынесено около 5 тыс. объектов по всей стране.

Жители российских городов могут выбрать как объекты благоустройства (общественные пространства, скверы, набережные, улицы и парки, дворовые территории), так и конкретные дизайн-проекты для пространств, которые были выбраны в регионе ранее. Проголосовать может каждый россиянин старше 14 лет.

«Стартующее сегодня голосование уже второе, оно было проведено в прошлом году, и вызвало большой интерес жителей страны –  почти 10 млн человек стали его участниками. Это говорит о том, что успешно запущен механизм прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, что является одной из ключевых целей нацпроекта «Жилье и городская среда», – сообщил заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин. «Обеспечивая прямой инструмент влияния россиян на преобразование городской среды в своих муниципалитетах, реализация этого проекта доказывает, что сами горожане обретают новый статус в своей повседневной жизнедеятельности. Всероссийское голосование является также масштабной социальной акцией, возможность принять участие в которой имеет каждый россиянин», – добавил он.

  • на странице za.gorodsreda.ru с использованием платформы обратной связи «Госуслуги. Решаем вместе»
  • на виджетах общественного голосования «Госуслуги. Решаем вместе» на сайте вашего муниципалитета
  • через приложение волонтёров, которые будут сопровождать голосование в общественных местах всех муниципалитетов-участников

«Общероссийская платформа создана для того, чтобы максимально упростить участие граждан в жизни города. Именно жители должны решать, какие территории должны быть благоустроены в первую очередь. В прошлом году голосование проводилось в первый раз, и мы сразу увидели большой интерес жителей и их желание участвовать в развитии среды вокруг них. В этом году мы ожидаем ещё больший интерес к голосованию со стороны жителей нашей страны, – подчеркнул министр строительства и ЖКХ России Ирек Файзуллин. – Из отобранных в прошлом году проектов 2 372 территории будут реализованы уже в этом году. Проекты-победители этого года будут включены в план на следующий год».

Платформа обратной связи «Госуслуги. Решаем вместе», на которой представлен сервис всероссийского онлайн-голосования, доступна для всех пользователей портала Госуслуг, а это более 95 миллионов граждан, отметил замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Андрей Черненко.

«Данная платформа, запущенная Минцифры России, предназначена для взаимодействия граждан с органами власти по широкому спектру вопросов, позволяет участвовать в опросах, голосованиях и общественных обсуждениях в целях быстрого решения актуальных проблем. К этому сервису обращаются более 20 тысяч граждан ежедневно. Так же, благодаря оповещению пользователей портала Госуслуг мы рассчитываем привлечь максимальное количество граждан к участию в выборе объектов благоустройства своего района, а платформа обратной связи обеспечит открытое и прозрачное голосование, с учетом полной безопасности и защищенности данных», — отметил Андрей Черненко.

Госкорпорация ВЭБ. РФ разработала масштабную программу, направленную на качественные изменения городской среды, «Пять шагов для городов». Она нацелена на позитивные и быстрые преобразования в городах, которые почувствует на себе каждая семья. Участниками проекта могут стать все города страны. Заявки принимаются до 30 апреля 2022 года.

«В 2016 году мы запустили программу по пяти шагам благоустройства в пилотной группе городов. Теперь мы идем дальше и приглашаем к участию в программе все города страны, а опираться в подходах к модернизации будем на активные группы молодежи и сообщества в городах. В мире активно обсуждается тренд на создание современного города в пределах 15 минут. Но важно, конечно, смотреть на то, как город выглядит в течение 1 минуты, когда мы выходим из своей квартиры. Часто лестничная клетка, наш подъезд требуют вовлечения в то, чтобы превратить это в общее, комфортное пространство. И вот здесь начинается город. Мы хотим, чтобы среди городов началось позитивное соревнование за то, кто быстрее создаст вокруг себя вот такую совершенно новую среду. Мы планируем на базе Московской школы управления в Сколково запустить новый образовательный проект. Он будет касаться уже не только сотрудников региональной администрации, но мы также хотим, чтобы он опирался на знания и опыт молодых энтузиастов, кто в этих городах живет. Запустим этот проект в ближайшие месяцы», – прокомментировал председатель правления ВЭБ. РФ Игорь Шувалов.

«Минстрой России всегда поддерживает реализацию программ, направленных на качественное преобразование городов, повышение их комфортности и безопасности. Мероприятия программы ВЭБ. РФ помогут получить реальные результаты по благоустройству, заметные для жителей. При этом Программа может быть синхронизирована и с федеральным проектом «Формирование комфортной городской среды». Синхронизация принесет значительный эффект развития городов и поможет повысить индекс качества городской среды», – сказал Министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин.

«Один из главных приоритетов нашего государства – благополучие наших граждан. И речь идёт не только о здоровой и комфортной, но и насыщенной позитивными впечатлениями жизни. Во время обучения управленческих команд 100 крупнейших городов мы неоднократно получали запрос на дальнейшее взаимодействие. Города не хотят расставаться, они «заряжены» на дальнейшее взаимодействие и реализацию проектов по улучшению качества жизни горожан. Именно поэтому мы решили запустить новый масштабный проект по благоустройству. Все инициативы, которые включает в себя программа, понятны и близки жителям, направлены на то, чтобы получить быстрый и видимый результат. Мы ожидаем, что все города вовлекутся в реализацию проектов, которые могут реально повысить качество жизни населения», – прокомментировала главный управляющий партнер по городскому развитию ВЭБ. РФ Ирина Макиева.

Базируясь на выводах проделанной работы, было выявлено, что главные запросы молодежи сконцентрированы на проблемах не просто комфортной городской среды и экологии, а на конкретных бытовых повседневных вещах.

Таким образом, «Пять шагов для городов» включает в себя:

Шаг 1. «Город рядом» – создание комфортной среды и функциональное разнообразие рядом с домом. (Например, обновление подъездов жилых домов, чистые витрины магазинов, «карманные парки», остановочные павильоны, площадки для выгула собак).

Шаг 2. «Сохрани планету» – повышение устойчивости к процессам, связанным с изменением климата. (Например, пункты раздельного сбора отходов, установка фандоматов в школах, очистка берегов рек и водоемов, создание эко-троп).

Шаг 3. «Вдохни жизнь» – расширение возможностей использования городских пространств. (Например, обустройство пустырей во дворе, тактический урбанизм –сад на парковке, уличные библиотеки, создание районных молодежных центров)

Шаг 4. «Добавь энергии» – создание условий для формирования здорового образа жизни. (Например, организация фермерских рынков, инклюзивные площадки, велосипедная инфраструктура, сервисные станции в парках, инклюзивные спортивные площадки);

Шаг 5. «Собери своих» – город, открывающий возможности для творчества и наполненный яркими событиями. (Например, городские экскурсии, квесты, привлечение молодежи к городским мероприятиям, фестивалям, соревнованиям).

Напомним, что раннее подобная программа был реализована во всех моногородах страны. В рамках «5 шагов благоустройства» в моногородах появилось порядка 1200 проектов – 50 из них попали в сборник ТОП-лучших.

В 2022 году на Среднем Урал будет благоустроено в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» 44 общественные территории. На данный момент почти в каждом городе региона появилась точка притяжения граждан. В Екатеринбурге одна из них – ЦПКиО имени Маяковского. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев проинспектировал преобразования в парке. Он отметил, что место заполнено людьми, появились новые аттракционы, развивается инфраструктура, фудкорты. По его словам, подобные преобразования должны быть во всех населенных пунктах региона.

«Парк заполнен людьми в будни»

28 июля губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев проверил, как по его поручению благоустраивается Центральный парк культуры и отдыха имени Владимира Маяковского в Екатеринбурге.

В 2021 году глава региона дал несколько поручений по изменению инфраструктуры ЦПКиО. В том числе необходимо было модернизировать летнюю эстраду. Глава региона прогулялся по парку, прокатился на колесе обозрений, попробовал продукцию фудкортов.

«Сегодня я успел прогуляться по парку Маяковского, и мне рассказали о планирующихся изменениях и о уже реализованных идеях, – сказал Евгений Куйвашев. – Поразительно, насколько изменился парк всего за два года. Появился новый фудкорт, новые аттракционы, поменяли колесо обозрения, развивается инфраструктура. Изменения касаются и поведения отдыхающих: парк заполнен людьми и в будни, люди стали гулять по лесу, проводить здесь больше времени».

В ЦПКиО развивают новые инициативы. Летом в парке сделали кинотеатр под открытым небом, строят летнюю эстраду, заменили старые аттракционы на новые, сделали вечера для пенсионеров и общественные грядки.

«Покатался на колесе обозрения. В парк бочки с квасом вернули. Попробовал – вкус как в детстве. Пообщался с горожанами, столько многодетных семей – сердце радуется. Со всеми сфотографировался», – написал глав региона в телеграм-канале.

Губернатор отметил, что подобные преобразования, как в ЦПКиО, подобные парки должны появиться не только в Екатеринбурге, но и в других городах, селах и деревнях региона.

Тренды по благоустройству в Свердловской области задает Екатеринбург. В столице Урала реализуются проекты по эскизам известных дизайн-бюро. Евгений Куйвашев лично курирует проекты благоустройства. Глава региона во время поездок обязательно посещает реконструируемые парки, набережные, площади.

Свердловчане выбирают объекты благоустройства

В Свердловской области в последнее время появились точки притяжения, места, где горожане любят отдохнуть, провести время с семьей. За последние пять лет по всему региону благоустроено 343 общественных пространства: 294 – в рамках нацпроекта, 49 – за счет муниципальных бюджетов и внебюджетных источников. Это 114 парков, 59 скверов, 56 площадей, 33 набережные, 23 аллеи, 14 бульваров и другие объекты. В 2022 году только в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» ведется комплексное благоустройство 44 общественных территорий.

С 2022 года по инициативе Евгения Куйвашева участвовать в программе формирования комфортной городской среды в Свердловской области впервые смогли не только города, но и сельские территории. Региональный и местные бюджеты возьмут на себя финансирование благоустройства мест отдыха для жителей сел, деревень и рабочих поселков. На благоустройство общественных территорий в этих населенных пунктах предусмотрено 120 млн рублей. В текущем году деньги получат восемь сел и поселков: Бисерть, Висим, Сосьва, Верхние Серги, село Первомайское Дружининского городского поселения, поселок Уфимский Ачитского района, село Криулино Красноуфимского городского округа, село Покровское Каменского района.

Для местных жителей благоустроенные территории являются точками притяжения: местами для прогулок с детьми, местами для знакомств, свиданий, праздников.

Во время рабочей поездки в северные муниципалитеты Евгений Куйвашев поручил главам муниципалитетов активно участвовать в федеральных программах по благоустройству, формировать и подавать заявки на Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды. За четыре года в конкурсе победили проекты из 12 муниципалитетов области. В прошлом году сразу пяти свердловских городов – Верхняя Тура, Лесной, Полевской, Невьянск и Краснотурьинск. Общая сумма работ в этих территориях составит 350 млн рублей.

В выборе объектов для благоустройства участвуют сами жители. За первое полугодие 2022 года в различных формах голосования приняли участие более 900 тысяч человек. Свердловская область вошла в число лидеров по количеству проголосовавших за проекты по муниципальным программам.

Основные проблемы градоустройства и пространственного развития городов в России

Положение строительной, жилищной или градостроительной отраслей мало изменилось за последние годы. Рынок зарождающейся урбанистики зависит как от экономики, так и качества государственных институтов, а большинство изменений происходит рутинно и эволюционным путем через адаптацию импортированных современных технологий участниками рынка и государственными органами. Эти изменения рассматриваются как данность и часть обычной деятельности: застройщики и архитектурные бюро ориентируются на спрос и предложение покупателей своей продукции, ведомства модернизируют системы управления и принятия решений, совмещая их с «рентоориентированным поведением». Накопленные проблемы российского градоустройства как связанного комплекса строительной, жилищной и градостроительной отраслей требуют институциональных реформ на федеральном уровне.

Основная проблема развития градоустройства в России – это неполноценный статус правовых основ градостроительной деятельности. Градостроительный кодекс рассматривается как инструмент упорядочения законодательства в строительстве, хотя первоначальная идеология градостроительного кодекса в другом – в подчинении строительного комплекса интересам развития территорий. Внесение поправок в кодекс в последние годы говорит о превалировании строительного комплекса над градостроительством/градоустройством. Значение институтов территориального планирования нивелировано, передача полномочий местных властей в части градостроительства на региональный уровень только усугубляет ситуацию.

Также стоит отметить непонимание роли института генерального плана (в стенограмме Совета – «генеральный план застройки»), схемы территориального планирования и правил землепользования и застройки (ПЗЗ). Они рассматриваются как инструменты повышения эффективности деятельности строительного комплекса. На федеральном уровне почему-то считают, что не менее 50% административных барьеров лежит в плоскости утверждения генеральных планов городов и правил землепользования и застройки. Неэффективность последних признается, а в будущем ожидается, что будет проводиться политика по повышению их статуса и эффективности. Также и в части территориального планирования федеральный центр видит необходимость синхронизации документов территориального планирования и схем тепло- и водоснабжения, водоотведения муниципальных образований и в разработке связанных с ними инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций. Данные меры направлены на облегчение планирования нового строительства как на застроенных территориях, так и на свободных землях.

Новым и актуальным направлением для российского градостроительства стали недавние поправки в Градостроительный кодекс, касающиеся разработки документации по планировке территорий и редевелопменту неэффективно используемых промышленных зон. Данные изменения касаются в первую очередь Москвы с ее огромными браунфилдами, расположенными между спальной периферией и третьим транспортным кольцом. Но эти поправки также позволяют реконструировать промышленные территории других городов России, тем самым они смогут ограничить неэффективное расползание городских окраин. Другим направлением является стимулирование развития индивидуальной малоэтажной застройки, которое, наоборот, способствует расползанию и неэффективному использованию земель. В целом, жилищная политика будет характеризоваться повышением роли государства: через развитие ипотечного кредитования, рынка арендного жилья и рынка апартаментов с помощью Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК).

До 2014 года вопросы территориального планирования относились к полномочиям Министерства регионального развития, но после ликвидации ведомства его полномочия были разделены между Минэкономразвития и созданным в 2013 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Социальное и экономическое планирование муниципальных образований было отнесено к министерству Алексея Улюкаева, а регулирование градостроительного зонирования – министерству Михаила Меня, тем самым вопросы взаимосвязи и документов планирования и самого процесса планирования и реализации мероприятий развития были разнесены, что должно отрицательно сказываться на качестве управления территориями.

Основной интерес Минстроя – это мягкая реорганизация строительной отрасли через разработку стандартов, нормативов, внедрения реестров и т. , то есть упорядочивание существующих институтов. Цель, если за нее принять реорганизацию, достигается с помощью инструмента государственного регулирования и контроля. Институты, которые должны структурировать строительную отрасль, создавать ограничения и определять правила для застройщиков, формируются бюрократическим путем. Предполагается, что такой подход позволит «навести порядок», однако эффективность федерального вмешательства в вопросы регионального и в первую очередь местного значения не очевидна.

Общественные пространства и парки2019

Общественные пространства и парки2018

Общественные пространства и парки2017

Большинство граждан России живут в городах, поэтому состояние городской среды является одним из приоритетов работы Партии. На создание комфортных условий жизни в городах направлен проект “Городская среда”. Цель проекта – повышение качества городской среды, которое напрямую влияет на самочувствие и работоспособность горожан. Федеральный проект «Городская среда» направлен на благоустройство как общих придомовых территорий, так и мест массового отдыха. Проект уделяет особое внимание участию жителей в процессе обсуждения благоустройства, организуя общественные обсуждения и рейтинговые голосования за конкретные объекты. Также важным направлением проекта является общественный мониторинг хода работ и состояния благоустроенных объектов, помощь в ведении претензионной работы с подрядчиками. Перед стартом проекта Партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» инициировала сбор обращений граждан, желающих, чтобы их дворы и общественные территории были благоустроены. Партия добилась выделения денежных средств от государства для обустройства дворов и общественных территорий в городах России. В каждом регионе страны сформирован общественный совет и назначен Координатор проекта. Среди основных работ по благоустройству дворов – ремонт проездов, обновление освещения, установка урн и скамеек. В качестве дополнительных работ возможна установка детских и спортивных площадок, создание парковочных мест, установка малых архитектурных форм, озеленение. Благоустройство общественных территорий осуществляется по индивидуальным проектам, и в зависимости от них, может включать в себя как ремонт уже существующих элементов, так и кардинальное изменение общественного пространства. Проект создан не только для партийного контроля выполнения благоустройства городских дворовых территорий и общественных парков отдыха, но и повышение вовлеченности граждан в содействии организации разнообразной, комфортной и безопасной современной городской среды. · Обеспечение участия населения в процессах формирования планов комплексного благоустройства дворовых территорий и парковых зон, общественного обсуждения их реализации. · Организация общественного и партийного контроля за ходом реализации проекта, разработкой и реализацией планов комплексного благоустройства. · Содействие расширению возможностей участия общественных объединений и некоммерческих организаций в процессах формирования планов комплексного благоустройства дворовых территорий и парковых зон.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской ФедерацииПервый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйствуПредседатель общественного совета

Минниханов
Рустам
НургалиевичПрезидент Республики ТатарстанОбщественный совет

Подробнее о проекте

Реализация мероприятий регионального проекта позволяет улучшить качество городской среды путем создание современных общественных территорий (парки, скверы, бульвары, набережные, пляжи и др. ) с обязательным участием граждан. Региональный проект «Формирование комфортной городской среды (город федерального значения Санкт‑Петербург)» обеспечивает достижение целей, показателей и результатов соответствующего федерального проекта, входящего в состав национального проекта «Жильё и городская среда».

  • Повышение комфортности городской среды, в том числе общественных пространств
  • Создание механизмов развития комфортной городской среды, комплексного развития городов и других населенных пунктов с учетом индекса качества городской среды

Целевые показатели проекта (на 17. 2022)

В рамках регионального проекта ««Формирование комфортной городской среды (город федерального значения Санкт‑Петербург)» в 2021 году были реализованы следующие мероприятия:

Паспортом регионального проекта установлены 7 показателей.

«Индекс качества городской среды (балл)». Плановое значение показателя по Санкт‑Петербургу на 2021 год, установленное паспортом федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», составляет 256 баллов. В соответствии с Методикой формирования индекса качества городской среды, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23. 2019 № 510-р, индекс формируется Минстроем России ежегодно до 1 апреля года следующего за отчетным.

«Прирост среднего индекса качества городской среды по отношению к 2019 году (%)». Плановое значение показателя по Санкт‑Петербургу на 2021 год, установленное паспортом федерального проекта, составляет 5 %. В соответствии с Методикой формирования индекса качества городской среды, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23. 2019 № 510-р, индекс формируется Минстроем России ежегодно до 1 апреля года следующего за отчетным.

«Количество городов с благоприятной городской средой (ед. Плановое значение показателя по Санкт‑Петербургу на 2021 год составляет 1. В соответствии с Методикой формирования индекса качества городской среды, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23. 2019 № 510-р, индекс формируется Минстроем России ежегодно до 1 апреля года следующего за отчетным.

«Доля городов с благоприятной средой от общего количества городов (индекс качества городской среды – выше 50%) (%)». Плановое значение показателя по Санкт‑Петербургу на 2021 год составляет 100 %. В соответствии с Методикой формирования индекса качества городской среды, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23. 2019 № 510-р, индекс формируется Минстроем России ежегодно до 1 апреля года следующего за отчетным.

«Количество благоустроенных общественных территорий (ед. Плановое значение показателя на 2021 год составляет 11 общественных пространств. Фактически в 2021 году было выполнено благоустройство 43 общественных пространства. Значение целевого показателя превышает планируемое более чем в 3 раза.

Наиболее значимыми объектами, благоустроенными в 2021 году являются: пос. Металлострой, территория за д. 24 по ул. Богайчука (Зима-лето парк); Фермский сад на пересечении Дворцовой ул. и Фермской дор. ; набережная реки Карповки (3 очередь); сквер «Осенний марафон»и сквер б/н на Новосмоленской наб. в Василеостровском районе; территория Среднего и Нижнего Суздальских озер в Выборгском районе; сквер б/н на Шуваловском пр. от Мебельной ул. до Богатырского пр. ; территория перед Российской национальной библиотекой по адресу: Московский пр. , д. 165 корп. 2 и др.

В рамках Российской национальной премии по ландшафтной архитектуре в 2021 году, имеющей статус высшей российской профессиональной награды национального значения в области ландшафтной архитектуры, садово-паркового искусства, ландшафтного строительства, благоустройства и озеленения, в номинации «Лучший реализованный проект реставрации и приспособления объекта культурного наследия, воссоздания памятника садово-паркового искусства» награжден золотым дипломом (1 место) Сад б/н на пересечении Дворцовой ул. и Фермской дор. ; в номинации «Лучший реализованный объект общественного пространства» почетным серебряным дипломом (2 место) отмечены преобразования сквера б/н на Шуваловском пр. от Мебельной ул. до Богатырского пр.

Все мероприятия по благоустройству объектов, проводимые в рамках регионального проекта включают в себя работы по созданию доступных объектов для маломобильных групп населения. Указанное направление уже несколько лет реализуется в Санкт‑Петербурге. Так в 2019 году были выполнены работы по благоустройству территорий школы-интерната № 1 имени К. Грота (пр. Шаумяна, д. 44, лит. А) и школы № 4 в Василеостровском районе Санкт‑Петербурга. В 2020 году выполнен 1 этап благоустройства Бестужевского сада. В саду при взаимодействии архитекторов и специалистов научного центра реабилитации инвалидов им. Альбрехта создана уникальная городская инклюзивная площадка, построен «Сад возможностей» под открытым небом. Благоустройство указанной территории было продолжено в 2021 году.

«Доля объема закупок оборудования, имеющего российское происхождение, в том числе оборудования,закупаемого при выполнении работ, в общем объеме оборудования, закупленного в рамках реализации мероприятий государственных (муниципальных) программ современной городской среды (%)».

Плановое значение показателя на 2021 год, установленное паспортом федерального проекта, составляет 90%. Значение целевого показателя достигнуто и составляет 90%.

«Доля граждан, принявших участие в решении вопросов развития городской среды от общего количества граждан в возрасте от 14 лет, проживающих в муниципальных образованиях, на территории которых реализуются проекты по созданию комфортной городской среды (%)».

Плановое значение показателя по Санкт‑Петербургу на 2021 год, установленное паспортом федерального проекта, составляет (15%).

В Санкт‑Петербурге в решении вопросов развития городской среды приняло участие 687 801 человек, что составило 15% от общего количества граждан в возрасте от 14 лет.

В 2022 году запланировано следующее мероприятие:

В 2022 году планируется благоустроить более 40 общественных пространств, наиболее значимыми из которых являются: парк Героев-Пожарных (2-я очередь); парк Авиаторов; сад Смольного собора; Любашинский сад; наб. реки Смоленки на участке от Наличного моста в сторону кладбища по ул. Одоевского. Кроме того, продолжится благоустройство территорий, прилегающих к Верхнему Суздальскому озеру и Среднему Суздальскому озеру в Выборгском районе Санкт‑Петербурга. В рамках проекта «Твой бюджет» планируется благоустройство территорий, прилегающих к берегам реки Оккервиль от Уткина моста до Заневского моста (2 этап).

Дата обновления: 3 марта 2022

Инструменты на перспективу

Для того, чтобы набережные Петербурга заработали как связная сеть общественных пространств, необходимо объединить усилия всех заинтересованных сторон, считают эксперты. «Не хватает совместной работы участников процесса. Здесь и власть, и жители, и бизнес сообщество — девелоперы, владельцы предприятий обслуживания и так далее. Проще всего сказать, что объединяющим звеном должен быть город, но это не всегда так. Например, в Севкабеле таким звеном оказался застройщик», — сказал Никита Явейн.

Яна Голубева предложила создать специализированную административную структуру, например, агентство по развитию при городской администрации. На его плечи легло бы решение вопросов по благоустройству береговых территорий, которые сегодня занимают очень много времени. На это Борис Пиотровский возразил, что работа по развитию общественных пространств уже идет в профильных комитетах, где созданы специальные рабочие группы.

Еще один важный момент в преобразовании набережных, по словам Голубевой — единый дизайн-код, который помог бы обеспечить необходимую связность.

Стартовало всероссийское онлайн-голосование по благоустройству городской среды

Участники дискуссии также предложили обратить внимание на относительно простые инструменты. Например, временные торговые конструкции по принципу сезонной ярмарки на тех набережных, где сейчас просто прогулочные бульвары. По словам Никиты Явейна, преимущество таких конструкций в том, что если они не понравятся жителям — всегда можно их убрать и продолжить эксперименты.

Еще один сильный инструмент — свет. Только за счет грамотного освещения, по словам Натальи Быстрянцевой, можно скрыть «неудачные» элементы набережных и подчеркнуть «удачные», направить потоки людей, создать новые маршруты, что повлечет экономическое развитие территорий.

Стартовало всероссийское онлайн-голосование по благоустройству городской среды

При этом, как подчеркнула Елена Бодрова, не следует забывать о таких глобальных вещах, как Генеральный план города, чтобы те набережные, которым только предстоит появиться, не оказались целиком отданы под очередные транспортные артерии.

«Нам очень не хватает связного планирования, осознания связной работы над территориями. Невозможно на одном клочке создать счастье, а справа и слева оставить старые гаражи. Отрадно, что в городе есть понимание этой ценности, и, например, в проекте Новой культурной географии пространства у воды имеют приоритет. Проекты осуществляются, и есть планы, результат которых мы сможем увидеть в достаточно близком будущем», — подвел итог дискуссии Роман Герасимов.

ВЭБ. РФ запускает всероссийскую программу по благоустройству городов

Госкорпорация ВЭБ. РФ разработала масштабную программу, направленную на качественные изменения городской среды, — «Пять шагов для городов». Она нацелена на позитивные и быстрые преобразования в городах, которые почувствует на себе каждая семья. Участниками проекта могут стать все города страны. Заявки принимаются до 30 апреля 2022 года.

«В 2016 году мы запустили программу по пяти шагам благоустройства в пилотной группе городов. Теперь мы идем дальше и приглашаем к участию в программе все города страны, а опираться в подходах к модернизации будем на активные группы молодежи и сообщества в городах. В мире активно обсуждается тренд на создание современного города в пределах 15 минут. Но важно, конечно, смотреть на то, как город выглядит в течение 1 минуты, когда мы выходим из своей квартиры. Часто лестничная клетка, наш подъезд требуют вовлечения в то, чтобы превратить это в общее комфортное пространство. И вот здесь начинается город. Мы хотим, чтобы среди городов началось позитивное соревнование за то, кто быстрее создаст вокруг себя такую совершенно новую среду. Мы планируем на базе Московской школы управления в Сколково запустить новый образовательный проект. Он будет касаться уже не только сотрудников региональной администрации — мы также хотим, чтобы он опирался на знания и опыт молодых энтузиастов, которые в этих городах живут. Запустим этот проект в ближайшие месяцы», — прокомментировал председатель правления ВЭБ. РФ Игорь Шувалов.

«Минстрой России всегда поддерживает реализацию программ, направленных на качественное преобразование городов, повышение их комфортности и безопасности. Мероприятия программы ВЭБ. РФ помогут получить реальные результаты по благоустройству, заметные для жителей. При этом программа может быть синхронизирована и с федеральным проектом «Формирование комфортной городской среды». Синхронизация принесет значительный эффект развития городов и поможет повысить индекс качества городской среды», — сказал министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин.

«Один из главных приоритетов нашего государства — благополучие граждан. И речь идет не только о здоровой и комфортной, но и насыщенной позитивными впечатлениями жизни. Во время обучения управленческих команд 100 крупнейших городов мы неоднократно получали запрос на дальнейшее взаимодействие. Города не хотят расставаться, они заряжены на дальнейшее взаимодействие и реализацию проектов по улучшению качества жизни горожан. Именно поэтому мы решили запустить новый масштабный проект по благоустройству. Все инициативы, которые включает в себя программа, понятны и близки жителям, направлены на то, чтобы получить быстрый и видимый результат. Мы ожидаем, что все города вовлекутся в реализацию проектов, которые могут реально повысить качество жизни населения», — прокомментировала главный управляющий партнер по городскому развитию ВЭБ. РФ Ирина Макиева.

На базе выводов о проделанной работе было выявлено, что главные запросы молодежи сконцентрированы не просто на проблемах комфортной городской среды и экологии, а на конкретных бытовых повседневных вещах.

Таким образом, «Пять шагов для городов» включают в себя:

Шаг 1 «Город рядом» — создание комфортной среды и функциональное разнообразие рядом с домом. Например, обновление подъездов жилых домов, чистые витрины магазинов, «карманные» парки, остановочные павильоны, площадки для выгула собак.

Шаг 2 «Сохрани планету» — повышение устойчивости к процессам, связанным с изменением климата. Например, пункты раздельного сбора отходов, установка фандоматов в школах, очистка берегов рек и водоемов, создание экотроп.

Шаг 3 «Вдохни жизнь» — расширение возможностей использования городских пространств. Например, обустройство пустырей во дворе, тактический урбанизм – сад на парковке, уличные библиотеки, создание районных молодежных центров.

Шаг 4 «Добавь энергии» — создание условий для формирования здорового образа жизни. Например, организация фермерских рынков, велосипедная инфраструктура, сервисные станции в парках, инклюзивные спортивные площадки.

Шаг 5 «Собери своих» — город, открывающий возможности для творчества и наполненный яркими событиями. Например, городские экскурсии, квесты, привлечение молодежи к городским мероприятиям, фестивалям, соревнованиям.

Напомним, что ранее подобная программа был реализована во всех моногородах страны. В рамках «5 шагов благоустройства» в моногородах появилось около 1200 проектов – 50 из них попали в сборник топ лучших.

Комфортная городская среда

В проекте Минстроя «ЖКХ и комфортная городская среда» можно выделить два аспекта. Первый – касающийся благоустройства и внешнего облика городов. И второй – затрагивающий принципы планировки и застройки городских кварталов. Предполагается, что идеи, заложенные в проекте, станут обязательными для исполнения местными властями. На первом этапе планируется разработать подробные стандарты, а потом на их основе внести соответствующие изменения в законодательство. Логично было бы поступить наоборот – в законодательстве рамочно определить новые требования к городской среде, благоустройству и планировке, а на этой основе разработать стандарты, в противном случае часть стандартов будет разработана впустую.

Новый подход к благоустройству, по замыслу Минстроя, будет включать в себя дизайн-код городов различного типа, методические рекомендации по реализации мероприятий благоустройства, отдельные рекомендации для каждого региона страны. По мнению премьер-министра Д. Медведева, необходимо привлекать жителей муниципальных образований к обсуждению проектов благоустройства, однако эффективность вовлечения горожан в процесс принятия решений в условиях профанации проведения публичных слушаний и отмены выборов глав муниципальных образований в некоторых регионах под вопросом. К примеру, в Московской области более не избираются главы городских округов и муниципальных районов. В той же Московской области полномочия по разработке местных нормативов по благоустройству переданы на региональный уровень. Несогласованность государственной политики проявляется в том, что еще упраздненным Министерством регионального развития были разработаны методические рекомендации по благоустройству для муниципалитетов, на основе которых должны были быть разработаны уже местные нормативы. Таким образом, наличие федерального стандарта не гарантирует его исполнение, особенно в условиях экономического кризиса. В Московской области за разработку колористических паспортов и выбор типов ограждений вокруг газонов уже отвечают региональные ведомства.

В то же время можно приветствовать идею включить в стандарты требования по созданию и развитию доступной среды для инвалидов и маломобильных групп. Это именно то направление, которое должно курироваться на федеральном уровне.

Еще одно и важное изменение, которое привнесет федеральный стандарт – это разработка новых требований к планировке кварталов, как уже существующих (здесь ожидается преобразование застроенных территорий), так и планируемых. Преобразование застроенных территорий включает два варианта. Первый – «обычное» благоустройство по новым стандартам – условные косметические изменения, которые включают в себя требования к вывескам, рекламе, дворам, детским площадкам и т. Второй – комплексное развитие территорий, которое предполагает реконструкцию застроенных территорий, то есть внесение новых планировочных решений в сложившуюся застройку. Нужно понимать, что новые планировочные решения включают в себя снос капитальных сооружений, хотя такие изменения могут болезненно восприниматься горожанами, они необходимы, так как способны ограничить неэффективное использование земель и разрастание. Это миф, что в России много земель и потому их необходимо застраивать – издержки на строительство и содержание растянутых коммунальных и инженерных коммуникаций будут включаться в стоимость нового жилья и в расходные статьи скудных муниципальных бюджетов.

Еще одним невнятным пунктом стандартов является неопределенность относительно того, какие изменения коснутся градостроительного зонирования и проектов планировок. Стоит напомнить, что с помощью зонирования в городах формируются зоны, для которых устанавливаются регламенты использования и функционирования земельных участков и соответственно зданий, расположенных внутри этих зон. Роль зонирования (в российской практике – правил землепользования и застройки) в развитии городов ключевая, правовой статус зонирования выше, чем у генерального плана, хотя о последнем говорят намного больше и чаще.

К примеру, генеральным планом города установлено, что на какой-то городской территории планируется жилищное строительство – новый микрорайон. В генеральном плане определяются границы нового микрорайона, сетка дорог, параметры будущей застройки (ИЖС или многоэтажное строительство, плотность застройки), примерное расположение социальных объектов и т. На следующем этапе в правилах землепользования и застройки устанавливается правовой режим использования земельных участков, которые, может быть, на данный момент еще и не сформированы. Всё будущее строительство с этого момента должно подчиняться установленному зонированию. На заключительном этапе, если принято решение о развитии территории, разрабатывается проект планировки с проектом межевания, в которых формируются земельные участки, определяются красные линии, разграничивающие территории общего пользования – те же дороги, детально указываются регламенты использования уже конкретных земельных участков, определяются места для объектов социального значения. Нормативы по расположению, пространственной конфигурации, количеству объектов социального значения устанавливается местными нормативами градостроительного проектирования. Проект планировки должен соответствовать данным нормативам.

Адаптивный город

Можно выделить ключевые проблемы российского градостроительства, которые новый стандарт или не в состоянии решить, или не должен решать. Во-первых, качество городской среды, если ее (для простоты понимания) свести к обеспеченности социальными объектами или транспортной доступности, является ответственностью местных властей – это они должны планировать развитие города и осознавать свои возможности по реализации своих полномочий. В противном случае, если нет ресурсов на выполнение своих социальных обязательств, городским администрациям не нужно выдавать разрешение на строительство новых кварталов, Качественная городская среда – это реализация горожанами своего права на город, то есть достижение цели создания такой среды – политическое явление и зависит от развития гражданского самоуправления. Одними административными мерами поставленной цели достичь нельзя.

Во-вторых, сообщается, что в стандарт будут включены рекомендации по площади и планировке квартир, что является признаком возрастающего государственного регулирования жилищного строительства. Хотя в данный момент конкретное содержание стандартов и требований к планировке территорий неизвестны, скорее всего, кардинальных изменений по сравнению в текущей ситуацией не будет – советский подход к планированию и застройке, воспроизводившийся несколько десятилетий, пересматриваться и отменяться не будет. Необходим рамочный подход, который определял бы основные требования к застройке и планировке, давал свободу застройщикам и девелоперам при планировании территорий – формат проектов должен ориентироваться на рыночные механизмы спроса со стороны покупателей жилья или собственников, если речь об уже застроенных территориях. Современная государственная градостроительная политика должна быть ориентирована на развитие гибких инструментов и механизмов планирования и управления.

Последствием развития информационных технологий становится накопление больших объемов данных и создание сервисов по аккумулированию этих данных: порталы открытых данных постепенное улучшение качества сбора статистических сведений, появление специализированных отраслевых сайтов и информационных систем. Их роль будет постоянно повышаться. В перспективе данные электронных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (в Москве уже функционирует, в Московской области создана единая система для региона вместо разрозненных муниципальных) позволят качественно изменить систему планирования.

Таким образом, основой государственной политики в области градоустройства должен стать подход «адаптивного города», который рассматривает город как производителя услуг для горожан. При таком подходе управление городом не может быть зажато бюрократическими ограничениями, иначе город не сможет адекватно и быстро реагировать на вызовы, возникающие перед ним. Если город – это «сервис», то, как любой сервис, он оценивается с помощью специализированной системы показателей на основе реакции потребителей, которая включает в себя, естественно, и право на самоуправление. Нужно смотреть на городскую среду как на товар, имеющий рыночную цену, а не как на элемент патерналистской системы распределения благ, в очередной раз воспроизводимой в России.

Подписка

  • Ежедневная
  • Еженедельная

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

Природные факторы

На особенности городской среды непосредственное влияние оказывают как зональные, так и азональные природные факторы.

Наиболее заметным из них является климат. Хотя он испытывает некоторое антропогенное воздействие, причем именно в городах оно наиболее значимо, тем не менее, в общем балансе климатообразующих факторов города пока преобладают природные.

Существенную роль играют также особенности подстилающей поверхности – рельеф, геологическое строение (особенно если они могут выступать факторами риска различных природных катастроф), наличие или отсутствие в городской черте водоемов, особенности их гидрологического режима и т.

Биота города, оказывающая существенный вклад в формирование городской среды, обычно в основном складывается из видов, обитающих в окрестностях города, видовое многообразие специфических городских элементов флоры и фауны сравнительно невелико (хотя численность может быть большой, вплоть до их доминирования в экосистеме).

Антропогенные факторы

Основным из антропогенных факторов является постоянное присутствие самого человека. Оно само по себе служит неким фильтром, допускающим в город только те организмы, для которых характерен высокий уровень антропотолерантности.

Поскольку люди постоянно питаются, существует интенсивный и стабильный приток пищи в города, а также процесс ее хранения, перераспределения, утери и т. , что служит источником существования для группы синантропных организмов. Жители города-миллионера потребляют в течение года около 1 млн. тонн пищевых продуктов (учитывая и образование отходов при их обработке).

Кроме того, существует и факт целенаправленного воздействия человека на флору и фауну городов – покровительство одним видам и борьба против других.

Все это сказывается как на структуре городских экосистем, так и на формировании городской среды в целом.

С человеком непосредственно связаны отходы его жизнедеятельности, которые порождают в современных городах такое явление, как канализационную систему, включающую значительные территории для очистки и переработки отходов, в том числе биологической. Такие территории обладают уникальной для природных экосистем биотой и оказывают существенное воздействие на экологическую среду всего города.

Техногенные факторы

Хотя они и являются составной частью антропогенной группы факторов, однако техносфера в настоящее время представляет собой совершенно особую среду, враждебную как для биоты в целом, так и для самого человека, создавшего ее.

В городах техносферное влияние особенно ощутимо, поскольку именно здесь сосредоточена практически вся промышленность (кроме горнодобывающей и некоторых других отраслей). Поэтому город испытывает наиболее существенное воздействие разнообразных промышленных отходов.

Города также являются транспортными центрами, где транспортные средства оказываются в приоритете перед самим человеком. Они являются источником постоянной опасности, фактором травмирования и гибели значительного числа людей, порождают у выживших постоянное нервное напряжение, состояние повышенной агрессивности, являются источником шума и вибраций. Общеизвестна роль транспорта как поставщика различных опасных для здоровья и жизни веществ.

Поскольку вся современная экономика связана с усилением техногенеза, снижение концентрации техногенных объектов будет служить ее исчезновению в привычном для нас виде. Поэтому массовое сознание подвергается целенаправленной переориентации с техносферных опасностей на биосферные (паника по поводу птичьего гриппа, клещей и т. ), панацеей от которых объявляются еще большие технизация и преобразование городской среды.

Основные выводы

Проблема развития территорий, в том числе городов, на федеральном уровне подменяется регулированием строительной сферы, в подчинении интересам которой находится градостроительство. Город, городская среда и качество жизни при таком подходе не являются приоритетными направлениями для государственной политики. Федеральная политика характеризуется противоречивостью, но в данный момент можно сказать, в каком направлении будет двигаться отрасль (отрасль в широком значении – строительный комплекс и градостроительство) и как федеральный центр видит свое место в градостроительной сфере. Основной тренд – это усиление государственного регулирования при сохранении советского подхода в градостроительстве с небольшими косметическими корректировками.

Предлагаемый стандарт не использует современные тренды в урбанистике и воспроизводит старые методы организации городской среды. В ближайшие годы потенциал изменений будет постепенно накапливаться, так что ожидаемо, что государственная политика изменится, приспособившись к требованиям и логике рынка и мировых урбанистических тенденций. Можно предположить, что стандарт улучшит городскую среду, однако в перспективе придется разрабатывать еще один стандарт для адаптации технологических решений, реализация которых была упущена на предыдущем этапе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.