Современные проблемы благоустройства городской среды. Основные задачи благоустройства города

Компоненты и функциональные области проектов “Умный город”

Как пояснил весной 2018 года вице-президент по стратегическим инициативам «Ростелекома» Глазков Борис , к сквозным технологиям, влияющим на развитие «Умных городов» относятся те технологии, которые одновременно охватывают несколько трендов или отраслей, в данном конкретном случае с точки зрения управления городами. Следовательно, от них зависит появление и развитие кросс-функциональных и межотраслевых решений. Именно от соприкосновения и взаимообогащения разных областей знаний появляются новые эффективные технологии и прикладные решения, определяющие перспективы развития «Умных городов». Грамотное использование сквозных технологий в конечном итоге будет стимулировать повышение качества жизни, комфортности городской среды, управления различными отраслями городского хозяйства при сокращении потребления ресурсов.

«За каждой сквозной технологией со сложным названием стоят конкретные решения для повышения качества жизни. Например, геоинформационные технологии и сверхточная навигация вместе с 5G являются основой для появления беспилотного общественного транспорта. Цифровые технологии поддержки принятия решений и обработки неструктурированных данных, машинное обучение необходимы для создания умных систем управления дорожно-транспортной инфраструктурой, включающей прогнозирование трафика, умные светофоры и даже контроль усталости водителей автобусов. Именно поэтому сквозные технологии должны быть в фокусе внимания при разработке и реализации концепций «Умных городов», – отметил Борис Глазков.

По оценкам ООН, к 2050 году 67% населения Земли будут проживать в городах. Уже сейчас некоторые мегаполисы мира перенаселены. Муниципалитеты не всегда справляются с уборкой мусора, поставка коммунальных ресурсов и электроэнергии от района к району неоднородна и т. Чтобы предоставлять населению качественные городские услуги, администрации все чаще внедряют различные информационные системы.

Современные проблемы благоустройства городской среды. Основные задачи благоустройства города

Современные проблемы благоустройства городской среды. Основные задачи благоустройства города

Этот термин, наряду с термином «умный город», предлагают использовать аналитики PwC. Однако и тут существует проблема: нет единого стандарта или эталона, по которому можно было бы однозначно определить, насколько город хорошо или плохо управляется данными. Эксперты объясняют это тем, что технологический ландшафт мегаполисов постоянно меняется, разнородной информации, которая становится базой для реализации концепции DDC, становится все больше.

Современные проблемы благоустройства городской среды. Основные задачи благоустройства города

Большие данные для государства

Смотрите статью Большие данные (Big Data).

Стандарты ISO 37120

При государственной поддержке модернизации инфраструктуры компании получают возможность инвестировать в коммерчески выгодные проекты. Проекты в рамках концепции умного города могут стать примером эффективной реализации государственно-частного партнерства. В 2014-2015 гг. разработаны ISO-стандарты, в которых отмечено, что существует три уровня проектов: инфраструктурный уровень, уровень объектов и уровень городских услуг.

В стандартах определен перечень целевых показателей, измерение и контроль которых позволяет городам оценивать их развитие. ISO 37120:2014 «Устойчивое развитие сообщества. Показатели городских услуг и качества жизни» регламентирует 46 обязательных и 56 вспомогательных показателей по 17 направлениям.

Современные проблемы благоустройства городской среды. Основные задачи благоустройства города

Современные проблемы благоустройства городской среды. Основные задачи благоустройства города

Современные проблемы благоустройства городской среды. Основные задачи благоустройства города

Стандарт ISO 37151:2015 «Интеллектуальные инфраструктуры коммунального хозяйства. Принципы и требования к системе рабочих показателей» содержит методику оценки производительности коммунальной инфраструктуры умных городов по 14 категориям основных потребностей сообщества (с точки зрения жителей, руководителей и окружающей среды).

Сбор данных от городов и их анализ осуществляет международная организация Всемирного совета по городским данным World Council on City Data (WCCD), выполняющая функции сертификации городов по соответствию ISO-стандартам.

Использование стандартов помогает количественно измерить состояние различных направлений в городах и определить проблемные области. Используя принятие решений, основанное на данных, города улучшают ключевые показатели и укрепляют позиции в международном реестре WCCD.

Метрики ISO-стандартов отражают работу на разных направлениях: повышение качества услуг, эффективности инфраструктуры и отдельных объектов. Это предполагает оптимизацию систем энергоснабжения, водоснабжения, общественного транспорта, освещения и т. , что требует комплексного использования аналитики.

Китай. Пекин

К декабрю 2019 года в Китае появилось около 250 млн автомобилей, однако количество парковочных мест далеко не соответствует реальным потребностям городских жителей. В среднем на каждую машину в Китае приходится менее 0,8 парковочных мест, причем дефицит особенно остро ощущается в городах первого и второго уровня. Поэтому Китай решает проблемы парковки с помощью искусственного интеллекта и других технологий. Подробнее здесь.

Киргизия. Бишкек

Sitronics Group 24 июня 2022 года сообщила о подписании меморандума о сотрудничестве с мэрией города Ош Кыргызской Республики. Сторонами обсуждались вопросы реализации в городе Ош проекта «Умный город». Подробнее здесь.

Камеры видеонаблюдения установят по всему Кыргызстану

Закон «О наружном видеонаблюдении» действует на территориях Бишкека и Оша с 2015 года. МВД Кыргызстана предложило другой вариант редакции, который обяжет установить камеры по всей стране. Об этом стало известно 27 ноября 2020 года.

Согласно обновлениям, юридические и физические лица должны будут оснастить видеооборудованием прилегающие территории зданий, которые находятся в их собственности или в аренде. Исключением станут здания и другие объекты, находящиеся в государственной собственности. Списки объектов подготовят местные власти.

Правительство Киргизии и Huawei договорились о реализации проекта «Умный город»

В начале 2018 года Правительство Киргизии и китайская корпорация Huawei подписали соглашение о реализации проекта «Умный город». Об этом пишет «Интерфакс». Соответствующие системы установят в городах Бишкек и Ош, а также на трех автомобильных трассах на территории страны.

Помимо прочего соглашение предполагает установку систем обзорного наблюдения «Антитеррор» и комплексов автоматической фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения. Реализация проекта займет примерно полтора года. В частности, системы фиксации нарушений ПДД установят на 70 перекрестках.

Инвестиции Huawei составят 60 млн долл. Возместить корпорации затраты планируется примерно за пять лет в том числе за счет оплаты штрафов. «Предварительный анализ показал, что мы отобьем раньше этого срока, но мы перестраховались», — отметил премьер-министр Киргизии Сапар Исаков (цитата по ИА «Кабар»).

Узбекистан. Ташкент

  • ИТ-рынок Узбекистана
  • Сотовая связь (рынок Узбекистана)

Совместная разработка Visiology и «Геоинтеллект» помогла реализовать концепцию Smart City в Ташкенте

1 февраля 2022 года Центр пространственных исследований и компания Visiology сообщили о запуске комплексной геоаналитической платформы «ГРАФИТ» в Департаменте Цифрового Развития Ташкента. Подробнее здесь.

2021

8 июля 2021 года стало известно о том, что в Кыргызстане завершилась первая стадия внедрения АПК «Безопасный город». Проект снизил количество нарушений правил дорожного движения и аварий на дорогах. На июль 2021 года запустилась реализация второй фазы. Подробнее здесь.

«Швабе» примет участие в проекте создания «умного города» в административном центре Ташкентской области

5 апреля 2021 года Холдинг «Швабе» Госкорпорации Ростех сообщил об участии в проекте создания «умного города» в административном центре Ташкентской области – городе Нурафшан. Подробнее здесь.

2017

Дальнейшим развитие программного комплекса займется Центр информационной безопасности и содействия в обеспечении общественного порядка. Также будет создана должность замминистра по развитию ИКТ, ответственного за реализацию проектов «Безопасный город».

Первый этап проекта будет реализован в 2017–2019 годах. За это время планируется создать системы видеоаналитики, установить видеонаблюдение и автоматизировать прием сообщений о происшествиях в Ташкенте. В 2019–2021 годах «Безопасный город» будет внедрен во всех областных центрах, а в 2021–2023 годах – охватит всю страну.

Комплекс будет интегрирован с информационными системами госорганов, системами видеонаблюдения, датчиков аналитики, центрами обработки данных. Будет создана Единая диспетчерская служба для МВД, МЧС, скорой помощи, пожарной безопасности, которая будет принимать звонки по номеру 112 и сигналы SOS-кнопок, и решать, кого вызвать на место происшествия. Установка SOS-кнопок продолжится до 1 сентября 2019 года в Ташкенте, и до 2021 – во всех областях. Все происшествия, зафиксированные датчиками и видеокамерами, будут отражаться в ситуационном центре. Затем на интерактивной карте в онлайн-режиме можно будет анализировать состояние безопасности в столице.

До конца этого года в Ташкенте будет внедрена аналитическая система видеонаблюдения в общественном транспорте, а в 2018–2019 годах будут созданы парковки с онлайн-оплатой и системой распознавания номеров автомобилей.

IBM партнер правительства Узбекистана по внедрению «умных городов»

Помощь по развертыванию программы «умных городов» в Узбекистане окажет республике компания IBM Восточная Европа/Азия. Об этом сообщается летом 2017 года на официальном сайте Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Узбекистана.

Во время переговоров по налаживанию сотрудничества стороны определили в качестве основных направлений взаимодействия такие, как развитие технологии «умных городов», подготовка высококвалифицированных ИТ-специалистов, разработка программных продуктов, «облачные» технологии и поддержка и финансирование стартапов. Ожидается, что в скором времени будет подписано соответствующее соглашение между IBM Восточная Европа/Азия и Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций республики.

Столицу Узбекистана превратят в «безопасный город»

В обращении к главе МВД президент подчеркнул: «Вы создадите одну систему, которая будет выполнять концепцию “Ташкент — безопасный город”. Один заместитель министра и его команда будут заниматься исключительно этим делом. В Ташкенте с 1 сентября 2017 года по 2019 год будет проводиться эксперимент. В Пекине создали такую отличную систему, они близки к нашему менталитету».

По словам главы государства, апробация центра управления будет проходить в течение двух лет, а затем систему планируется внедрить во всех городах страны. Ташкентский университет информационных технологий и Университет Инха в столице Узбекистана будут готовить специалистов соответствующей квалификации для работы в этой структуре.

Азербайджан. Баку

Так, уже запущенный в столице Азербайджана проект «Общественный Wi-Fi» послужил началом для внедрения «Умного города». Роль, которую преследует компания Huawei, заключается в том, чтобы помочь Минсвязи республики в становлении проекта. «В последующие этапы будут реализованы такие компоненты как «Умный транспорт», «Умный порт», «Умная торговля» и т. , по каждому из которых имеются конкретные решения, которые будут внедряться поэтапно», – сказал Марко Ху.

Грузия. Батуми

Батуми станет одним из первых «умных городов» в мире, в котором с помощью системы мониторинга климатического состояния можно будет планировать архитектурное развитие города, прогнозировать риск природных катаклизмов, улучшать туристическую инфраструктуру города, информировать водителей об изменении дорожной обстановки из-за погодных условий, а также развивать агропромышленный сектор.

Семь синоптических автоматических центров управления уже установлены в Батуми и его окрестностях. Именно они будут аккумулировать весь спектр погодных данных и формировать различные прогнозы, а также через специально разработанную систему предупреждений для служб и районных администраций информировать о приближающейся метеорологической опасности.

Власти города осуществляют этот проект совместно с некоммерческой организацией Your Forest.

Сингапур. Smart Nation

В октябре 2017 года Игорь Шувалов заместитель премьер-министра отметил, что опыт Сингапура важен для России прежде всего в области создания безопасной и комфортной городской среды, повышения качества городских услуг и жизни горожан. Российские города активно перенимают стандарты по образованию и здравоохранению, принятые в уникальном городе-государстве.

«Так случилось, что начиная с 1998 года я регулярно посещаю Сингапур и не могу не отметить, что сегодня взаимодействие России и Сингапура вышло на новый уровень. Мы достигаем взаимного обогащения. При этом есть сферы, в частности, налоговая, в которых Россия выходит на ведущие позиции, устанавливая высокие стандарты», – отметил первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.

В 2014 году правительство Сингапура начало реализацию проекта Smart Nation, объединяющего чиновников, предпринимателей и ученых. Проект должен стимулировать внедрение инноваций в правительственный сектор, улучшать качество государственных услуг и налаживать связь с гражданами. Один из авторов проекта «Умная нация», генеральный директор GovTech – правительственного технологического агентства Сингапура – Жаклин По в ходе панельной дискуссии рассказала, как программа Smart Nation позволяет «умным» идеям служить нации.

По словам госпожи По, «Умная нация» предполагает, что все – экономика, правительство и общество – должно стать цифровым. В электронную форму переводятся все документы и платежи. На единой платформе оказываются услуги в области здравоохранения, образования и других сферах. «Сегодня мы вступаем в четвертую промышленную революцию, движущей силой которой является искусственный интеллект», – отметила Жаклин По.

Британия. Лондон

  • В Лондоне пожарная служба использует социально-демографические данные для оценки и профилактики пожарных рисков. Такие показатели жителей как возраст, образование, доход, тип занятости, тип жилья и другие позволяют построить предиктивную модель, повышающую качество оценок риска пожара по районам города.
  • Инициатива Smart London провозглашена администрацией города в 2013 году. Благодаря ей развиваются многие сектора городского хозяйства, а особенно – транспортная отрасль. Управление транспорта столицы Великобритании, получая разнородные данные, составляет оптимальные маршруты для городского транспорта и своевременно оповещает население об изменении в маршрутах движения, о дорожных работах и чрезвычайных ситуациях. Аналитики PwC отмечают, что лондонцам доступно несколько десятков мобильных сервисов для пассажиров.
  • На 1 кв. км. Лондона приходится свыше 300 камер наружного видеонаблюдения. Статистическая аналитическая система (САС) помогает в предугадывании пожароопасной обстановки. Статический анализ, который лежит в основе САС, помогает обнаруживать наиболее незащищенные от огня здания и неблагополучные семьи. Демографические, геологические, исторические и другие данные (рассматривается 60 критериев) используются при моделировании каждого района. Это существенно сократило случаи возгораний жилых построек.
  • Управление транспорта Лондона (Transport for London – TfL) на основе этих данных планирует городские маршруты и информирует горожан о проведении ремонтных работ и других внештатных ситуациях. Открытые данные о транспортной ситуации позволили многим независимым разработчикам прийти на этот рынок. В Лондоне действует с десяток приложений и онлайн-сервисов для пассажиров. Они помогают ориентироваться в непростой схеме уличного транспорта, удобно планировать поездки и просто не опоздать на свой поезд.
  • В Лондоне также внедрена система предсказания пожаров, схожая с нью-йоркской. Здесь она называется «Статистическая аналитическая система» – SAS. Она позволяет выявлять при помощи статистического анализа наиболее пожароопасные дома. Моделирование каждого района города проводится с учетом порядка 60 критериев, включая демографические, геологические и исторические данные. Это позволило значительно сократить количество пожаров. Так что жители Лондона могут не бояться повторения инцидента 1666 года.

США. Нью-Йорк

  • Единую систему анализа данных, используемую особым департаментом администрации правительства Нью-Йорка (MODA), аналитики PwC ставят в пример другим мегаполисам, управляемым данными. Комплекс датчиков, инсталлированный по городу, обнаруживает и определяет вибрации от выстрелов оружия. Полиция тотчас же получает информацию о районе стрельбы и отправляется на место происшествия.
  • Система предугадывания пожаров в североамериканском мегаполисе использует анализ Big Data. Для прогнозирования задействуются как свежие, так и исторические данные, например, то, насколько часто и в какое время года в каждом рассматриваемом квадрате случаются пожары. Система позволила на 70% увеличить эффективность проверок объектов на предмет соблюдения противопожарных норм.
  • Ежедневно в этом североамериканском мегаполисе собирается 10,5 тыс. тонн бытовых и 13 тыс. тонн промышленных отходов. Чтобы справится с таким объемом, задействована BigBelly – система, управляющая эффективной утилизацией отходов. Она определяет, на каких улицах больше всего скапливается мусора и успевают ли коммунальные службы его убирать. Это позволяет сэкономить человеческие и материальные ресурсы.
  • В «Большом Яблоке» хорошо развиты и медицинские технологии. Власти Нью-Йорка вместе с компанией IBM внедрили проект Watson Health. Он позволяет собирать и обрабатывать данные о состоянии здоровья горожан с разных носимых устройств – фитнес-браслетов, умных часов, сенсоров. Анализ этих данных позволяет врачам более точно диагностировать болезни и, соответственно, лучше их лечить.

Канада. Торонто

Компания Sidewalk Labs — «дочка» американского IT-гиганта Alphabet, специализирующаяся на инновационном развитии городов, — отказалась от строительства в Торонто «умного» района Quayside. Об этом говорится в сообщении мая 2020 года ее генерального директора Даниэля Доктороффа.

Причиной отмены проекта стала «беспрецедентная неопределенность, охватившая мировую экономику и рынок недвижимости Торонто». Так, по данным Toronto Regional Real Estate Board, в апреле продажи жилья в крупнейшем городе Канады по сравнению с тем же месяцем 2019 года упали на 67%.

Несмотря на принятое решение, Sidewalk Labs продолжит исследования по улучшению городской среды, заверил Докторофф. «Уверен, что идеи, над которыми мы работали последние два с половиной года, внесут заметный вклад в решение ключевых проблем современных городов, особенно тех, которые связаны с доступностью жилья и устойчивым развитием», — отметил топ-менеджер компании.

  • Проект Quayside был анонсирован в 2017 году и изначально предполагал застройку 77 га на берегу озера Онтарио.
  • В ноябре 2019 года власти Торонто сократили его площадь до 5 га. Сообщалось, что причиной корректировки стало недовольство местных жителей, обеспокоенных планами компании по сбору и использованию персональных данных.

Решение властей Торонто в 15 раз сократить площадь «умного города» Alphabet

Как стало известно 7 ноября 2019 года, муниципальные чиновники, отвечающие за развитие прибрежных территорий Торонто, приняли решение значительно сократить площадь «умного города» Sidewalk Labs. Изначально «дочка» американского ИТ-гиганта Alphabet планировала освоить около 77 га на берегу озера Онтарио, однако получила разрешение лишь на 5 га, пишет The New York Times. Подробнее здесь.

Alphabet выиграл конкурс на «инновационное благоустройство» территории у озера Онтарио

Холдинг Alphabet Inc, которому принадлежит поисковая система Google, выиграл в 2017 году конкурс на «инновационное благоустройство» территории на берегу озера Онтарио в канадском Торонто. Об этом пишет ТАСС Информационное агентство России со ссылкой на Financial Times. Проект обойдется компании в 1 млрд долл. Еще 1,25 млрд выделят власти Торонто.

Пилотный проект «инновационного обустройства» будет реализован на участке в 5 га с перспективой расширения до 323 га (3,2 кв. км). Здесь, в частности, появится беспилотный общественный транспорт, адаптивные светофоры, роботы-курьеры и энергоэффективные, но доступные по стоимости модульные дома.

«Это тестовая площадка для новых технологий, которая поможет нам строить более чистые, умные, экологичные города», — прокомментировал создание «умного района» в Торонто премьер-министр Канады Джастин Трюдо. «Для нас это не просто случайный проект. Это результат почти десятилетия размышлений о том, как технологии могут изменить человеческие жизни», — отметил в свою очередь председатель совета директоров Alphabet Эрик Шмидт

Точные сроки реализации проекта пока неизвестны. Их определят на начальном этапе планирования и тестирования технологий. Затраты на эти цели составят 50 млн долл.

Подробнее смотрите Alphabet: Строительство высокотехнологичного района

Австралия. Сидней

  • В столице Австралии для определения степени загруженности автомобильных трасс используется система SCATS. Она вычисляет плотность загрузки дорог с помощью вмонтированных в полотно датчиков и сенсоров. Информация поступает в специальные ЦОД, которые, анализируя данные системы, самостоятельно управляют светофорами. В результате протяженность пробок сократилась на 40%, время в пути – на 20%, объем сжигаемого топлива – на 12%, а объем выхлопных газов – на 7%. В Австралии к системе SCATS подключено большинство перекрестков – около 11 тысяч. По данным властей штата Новый Южный Уэльс, использование адаптивной системы регулирования позволило сократить опоздание машин на 20%, пробки – на 40%, а количество сжигаемого в Сиднее топлива упало на 12%. Соответственно, на 7% сократился объем выхлопных газов.
  • Онлайн-сервисы позволяют австралийцам узнавать о состоянии воздуха благодаря интеграции данных систем мониторинга атмосферы с мобильными сервисами. Этот проект пилотный и запущен лишь в одном районе Сиднея. За предоставление информации отвечают четырнадцать датчиков, которые передают данные круглосуточно. Системе под силу определить химический состав и содержание вредных частиц в воздухе.
  • Мониторинг состояния городской атмосферы – еще один конек Сиднея. Национальный центр ИКТ Австралии (NICTA) и Департамент защиты окружающей среды штата Новый Южный Уэльс (NSW EPA) запустили пилотный проект по измерению загрязненности воздуха в области Хантер-Вэлли (Hunter Valley). Здесь установили 14 датчиков, которые собирают данные о состоянии воздуха в круглосуточном режиме. Они могут определять содержание озона, двуокиси азота, угарного газа, диоксида серы и твердых частиц, а также измерять показатель прозрачности воздуха. На основании этих данных специальный алгоритм вычисляет индекс качества воздуха (AQI – air quality index). По этому индексу можно прогнозировать уровень загрязнения атмосферы в разных частях штата. Информация эта открыта, так что о состоянии воздуха в городе жители Сиднея могут узнать так же, как о прогнозе погоды – с компьютеров или смартфонов.

Испания

Мадрид входит в пятерку наиболее густо населенных муниципалитетов Европы. Для справки, город производит порядка 1 млн тонн бытовых отходов в год, а его жители потребляют около 15 млн кубометров воды за 12 месяцев. Кроме того, город занимается управлением множественными имущественными активами, например, собственным парком из 1,7 млн транспортных единиц, более чем 250 тыс. осветительных приборов, а также следит за состоянием 287 тыс. деревьев.

В июле 2014 г. стало известно о том, что Мадрид будет использовать технологии IBM Smarter Cities для улучшения работы сервисов, предоставляемых гражданам городской администрацией, а также работы инструментов коммуникации и взаимодействия с жителями. Подразделение IBM, INSA, утверждает, что данный проект является крупнейшим в области создания сервисной экосистемы в Испании, главная его цель состоит “в улучшении городской жизни для всего трехмиллионного населения Мадрида”.

Стоимость проекта – 14,7 млн евро, основу внедряемых решений составят технологии для анализа и управления большими данными. С их помощью городская администрация будет управлять работой с каждым сервис-провайдером и соответствующим образом оплачивать ее в зависимости от уровня услуг. Речь идет о подрядчиках администрации, которые следят за состоянием улиц, освещением, ирригацией, зелеными насаждениями, осуществляют уборку территории и вывоз, а также переработку мусора.

В городе реализуется более 80 «умных» инициатив от прикладного портала до схем поощрения краткосрочного пользования свободными городскими землями. В Барселоне информация со всех городских датчиков, а их насчитывается более 600, собирается специальной интегрированной платформой Sentilo.

Эти данные – открытые, а на их основе городские власти планируют застройку городской черты, прокладку автотрасс и инженерных коммуникаций.

Система сбора мусора в этом мегаполисе также отличается интеллектом. Ультразвуковые сенсоры, вмонтированные в мусорные контейнеры, оповестят коммунальные службы, что пора приступать к вывозу отходов. Система самостоятельно рассчитывает график передвижения коммунального спецтранспорта, чтобы сэкономить топливо, человеческие ресурсы и своевременно вывозить отходы.

За последнее время благодаря усовершенствованию систем видеонаблюдения улучшилась безопасность жителей города. По официальным данным, в городе отмечен спад криминальной активности, при этом доля краж, на которые в 2014 г. приходилось более половины всех преступлений, за год упала на 30,2%.

Барселона

  • Столица Каталонии активно внедряет решения, основанные на данных. Это единственный город, где создана и действует общая платформа для сбора показаний со всех датчиков. Интегрированная система Sentilo (в переводе с языка эсперанто – «сенсор») объединяет приборы наблюдения водоснабжения, света, энергетики, дорожной обстановки, уровня шума и т.д. – всего около 550 датчиков, которые собирают информацию об обстановке в городе. Все данные открытые. Так что они не только помогают властям планировать городскую застройку, прокладку новых дорог и инженерных коммуникаций, но и являются хорошей основной для разработок независимых коммерческих компаний.
  • В Барселоне внедрена передовая система умного сбора мусора. Контейнеры оборудованы ультразвуковыми сенсорами, которые подают сигнал, когда контейнер полон. Мусороуборочные машины приходят по графику, составленному с помощью этой системы, что позволяет значительно экономить топливо и рабочее время.
  • Барселона занимает второе место после Нью-Йорка по уровню развития городской сети Wi-Fi. В городе установлено 590 точек доступа, в том числе 220 – в городских парках. К концу этого года точками доступа оснастят городской транспорт. В итоге в городе будет уже более 1500 точек доступа, что выведен Барселону в безусловные лидеры рейтинга.
  • В целом эксперты PwC отмечают высокий уровень готовности Барселоны к внедрению систем умного города. Для этого здесь есть и система сбора данных, и мощные центры их обработки, но главное – хорошо развитые центры компетенции: университеты и исследовательские институты.

Бразилия. Рио-де-Жанейро

Показателен опыт внедрения решений Smarter Cities в Рио-де-Жанейро. Решение о необходимости организации в городе Rio Operations Center возникло после очередного схода селя с холма, на котором располагались часть городских районов. В связи с сильными ливнями сели сходили довольно часто, но один из них оказался особенно разрушительным, погибло много людей, оказались уничтожены дома. По договоренности с IBM городская администрация приняла решение организовать центр, в который стекалась бы информация о погоде, состоянии почв, ситуации на дорогах и т. – всего в центр поставлялись данные более 30-ти ведомств и, соответственно, появилась возможность обеспечить обратную связь, связав между собой все эти ведомства.

Теперь при получении информации о приближающемся сильном ливне городские службы точно знают, на какой участок нужно послать максимальное количество спасателей, где нужно быстро организовать эвакуацию людей, какие пути лучше использовать и т.

Катар. Доха

2 марта 2017 года компания Orange Business Services сообщила о многомиллионном контракте, который она заключила с компанией MEEZA на создание «умных сервисов» и приложений для района Мшейреб (Msheireb) в Дохе. В районе Мшейреб реализуется проект «умного города». Предполагается, что в результате реконструкции района там будет работать более 500 тыс. датчиков, подключенных и управляемых набором приложений. Подробнее о проекте смотрите – Meeza начала проект создания «умного города».

Саудовская Аравия

Основная статья: The Line (город будущего в Саудовской Аравии)

В середине января 2021 года Саудовская Аравия приступила к реализации амбициозного плана и начала строительство «линейного города» с нулевым выбросом углерода протяженностью 170 км. Строительство футуристического мегаполиса без автомобилей и дорог должно обойтись стране в $500 млрд.

Неом (NEOM) – супергород

Основная статья: Неом (NEOM)

Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) станет одним из соинвесторов строительства «мегаполиса будущего» Neom в Саудовской Аравии. Об этом заявил гендиректор фонда Кирилл Дмитриев, пишет ТАСС Информационное агентство России. «РФПИ вместе с партнерами готовы инвестировать в этот проект несколько миллиардов долларов», — пояснил Дмитриев.

Конкретные объекты вложений фонд видит в солнечной энергетике, здравоохранении, возведении портовой инфраструктуры и в сфере искусственного интеллекта. Отдельно Дмитриев выделил высокоскоростной транспорт, в частности, проект Hyperloop. Напомним сопредседателем совета директоров ведущей инновационной компании по строительству таких трасс Hyperloop One стал российский миллиардер Зиявудин Магомедов. Также фонд намерен привлекать к реализации проекта ведущие отечественные компании, работающие в сфере высоких технологий, добавил Дмитриев. О каких именно компаниях идет речь, пока не ясно.

Современные проблемы благоустройства городской среды. Основные задачи благоустройства города

Новый город Neom предлагается построить на участке земли площадью 25 тысяч квадратных километров (площадь, скажем, Нью-Йорка — 1200 квадратных километров) на берегу Красного моря у границ Саудовской Аравии, Иордании и Египта. В описании проекта говорится, что город расположится на территории всех трех стран, хотя пока ни Каир, ни Амман эти планы не комментировали.

Город будет получать электричество за счет солнечных батарей и других возобновляемых источников энергии. Ученые нового города разработают новые способы хранения природных ресурсов и энергии — как на основе существующих технологий, так и с помощью тех, о которых мир пока не слышал.

В Neom будет полностью экологичный транспорт, а сам город станет связующим звеном между Африкой и Азией. Город будет обеспечивать себя едой за счет новых технологий, а также ферм с использованием морской воды. Научные лаборатории Neom сфокусируются на разработке биотехнологий и инновационных способов производства. Предполагается, что город привлечет таланты из всех сфер, включая искусство.

В презентации отмечают, что участок земли, предполагаемый под строительство города, удачен с точки зрения климата, поскольку средняя температура тут на 10 градусов ниже, чем на остальной территории стран Персидского залива. Прохладный ветер с Красного моря делает климат приятным, это «идеалистическая и мирная пустыня».

Предполагается, что Neom будет своего рода государством в государстве, или даже независимым образованием с собственными законами и налоговыми правилами и «электронным правительством»; основной целью проекта названо создание «идеалистического общества».

Как это все будет реализовываться, нет ни малейшего представления. Neom прямо сейчас — это список обещаний, оформленных в красивые слайды, без пояснений, как эти обещания выполнить. Не очень ясна ситуация и с инвесторами; пока об участии в проекте заявил Российский фонд прямых инвестиций — но на каких условиях, не сообщается.

ОАЭ. Абу-Даби

11 декабря 2018 года компания Software AG объявила об завершении широкомасштабного проекта «Умный город», который выполнялся совместно с партнером — компанией Technology Strategies Middle East (TSME). Местом реализации проекта стал город Абу-Даби — столица Объединенных Арабских Эмиратов, а в качестве базовой IoT-платформы была выбрана платформа Cumulocity IoT. Подробнее здесь.

Нидерланды

Современные проблемы благоустройства городской среды. Основные задачи благоустройства города

Современные проблемы благоустройства городской среды. Основные задачи благоустройства города

Помимо светодиодных ламп, на дороге используется специальная разметка, которая выполнена с помощью флуоресцентной краски. Это позволяет ей «заряжаться» от дневного света и светиться на протяжении всей ночи. На обочинах разработчики нарисовали специальные снежинки, которые начинают светиться при низкой температуре, что позволяет проинформировать водителей о гололеде.

Современные проблемы благоустройства городской среды. Основные задачи благоустройства города

Израиль. Тель-Авив

В Тель-Авиве решили в 2016 году построить дорогу, которая будет способна заряжать электромобили прямо по ходу движения. Как известно, самым большим недостатком таких авто является постоянная необходимость в подзарядке. По задумке израильских ученых, энергия будет вырабатываться с помощью специального дорожного полотна. Для этого при прокладке дорог предполагается использовать специальную машину, которая будет рыть небольшие траншеи глубиной около 8 см для индукционных катушек. Далее траншея будет заливаться асфальтом, поле чего установленные в ней катушки начнут взаимодействовать с проезжающими автомобилями, передавая им электроэнергию. Предполагается, что излучение от катушек не будет превышать 25 см — этого будет достаточно, чтобы «достать» до автомобиля, и, в то же время, мало, чтобы навредить здоровью водителя.

Современные проблемы благоустройства городской среды. Основные задачи благоустройства города

Компания Electroad уже провела комплексное тестирование решения в своих лабораториях. На первом этапе «энергетическую» полосу планируется создать для общественного транспорта. Далее будут модифицированы другие участки дорог. По убеждению специалистов Electroad, разработанная технология имеет ряд преимуществ, чтобы стать основой для построения дорожно-транспортной инфраструктуры ближайшего будущего. Так, вес батареи электрического автобуса может составлять до 5 тонн, а стоимость — несколько сот тысяч долларов. При этом дальность поездки такого автобуса все равно будет ограничена емкостью батареи. Решение Electroad позволяет сделать электрические автобусы легче и повысить максимальную дальность поездок.

Япония

Основная статья: Суйта_(умный_город)

Super Smart Society 5

По данным на 2017 год, в Японии реализуется масштабная долгосрочная стратегия реформирования общества Super Smart Society, или Society 5. 0 («Общество 5. 0»), разработанная правительством страны в ответ на актуальные вызовы ее развитию, например, старение населения.

«Общество 5. 0» предполагает активное использование передовых технологических достижений, в том числе индустриального интернета вещей, роботизации и искусственного интеллекта, в повседневной жизни человека, производстве, здравоохранении и других областях.

По состоянию на октябрь 2017 года, одним из важнейших инструментов построения комфортного и безопасного общества в рамках реализации стратегии «Общество 5. 0» в Японии является разработка и внедрение инновационных технологий в сфере автономного вождения.

  • Microsoft CityNext
  • IBM Smarter Cities (Разумные города)
  • Cisco Kinetic
  • Москва Умный город (Smart city) Информационные технологии в Москве
  • Интернет вещей, IoT, M2M (рынок России)
  • Статья:Интернет вещей, IoT, M2M (мировой рынок)
  • Статья:Интернет вещей Internet of Things (IoT)
  • IIoT – Industrial Internet of Things (Промышленный интернет вещей)
  • Интернет вещей: успеть нельзя остаться
  • RFID
  • Smart Grid (Умные Сети)
  • Стандарт NB-IoT Low-Power and Wide-Area, LPWAN (Энергоэффективная сеть дальнего радиуса действия)
  • АСУ ТП

Социум

Город формирует социальные институты, посредством которых организуется его социальное пространство. Среди базовых социальных институтов города следует выделить городскую власть, городское сообщество, городскую культуру, транспорт, медиасферу, городские традиции, городское хозяйство, социальное партнёрство в городской среде, городские инновации

Современные проблемы благоустройства городской среды. Основные задачи благоустройства города

Население города

Важнейшим требованием к долгосрочной стратегии развития города является состояние, развитие общества и процессы внутреннего и внешнего передвижения. Анализ населения складывается из численности, половому и возрастному соотношению, трудоспособности, социальному статусу, внутригородской и межгородской миграции

Современные проблемы благоустройства городской среды. Основные задачи благоустройства города

Социальные объекты

В анализ социальных объектов входит размещение дошкольных учреждений, школ начального, основного и среднего образования, профессионально-технических учебных заведении, вузов, амбулаторий, поликлиник и физкультурно-оздоровительных учреждений, учреждения культуры и учреждения отвечающие за охрану общественного порядка

Современные проблемы благоустройства городской среды. Основные задачи благоустройства города

Система общественных пространств

Общественные пространства — это городские территории, на которых жители города формируют и воспроизводят деятельность, имеющую культурное, социальное и даже политическое значение. Пространства могут складываться на основе рекреационных пространств, торгово-развлекательных объектов и общественных площадей

Современные проблемы благоустройства городской среды. Основные задачи благоустройства города

Транспортный каркас

Транспортная система города представляет собой совокупность линейных, узловых и сопутствующих им объектов социального и технического назначения, обеспечивающих надежное функционирование пешеходных связей, пассажирского и грузового транспорта. Рассматривается обеспеченность остановок, трафик и количество маршрутов, а также типы транспорта

Современные проблемы благоустройства городской среды. Основные задачи благоустройства города

Экономика

Экономика города и характер социально-экономических отношений показывают возможные источники финансирования,  окупаемость инвестиций и стоимость эксплуатации территории.

Бюджет города

Городской бюджет выступает важной составляющей, которая отвечает за жизнеобеспечение населения и социальную стабильность.

Анализируется структура доходов и расходов бюджета, возможные варианты поиска дополнительных поступлений (федеральных, региональных, частных) в бюджет города.

Крупный бизнес

Крупный бизнес является одним из главных факторов, обеспечивающий социально-экономическую стабильность в городе (занятость населения, бюджет города). Крупный бизнес по источнику капитала бывает: федерального масштаба, регионального масштаба и транснациональные компании.

Анализ крупного бизнеса проводится по: территориальному расположению, типу производства и производственному объему.

Малый и средний бизнес

Малый и средний бизнес широко внедряется в экономику города и обеспечивает занятостью четверти населения города. Он формирует социальный класс со средним доходом, на котором базируется экономическая стабильность города.

Категории малого и среднего бизнеса: строительство, торговля, сфера обслуживания, транспорт и связь, операции с недвижимым имуществом и др. услуги.

Инфраструктура

Оценка фактического состояния существующей городской инфраструктуры на территории проектирования (инженерная, природно-водный каркас, улично-дорожная). От оценки инфраструктуры зависит будущая стоимость строительство и целесообразность тех или иных архитектурных решений

Современные проблемы благоустройства городской среды. Основные задачи благоустройства города

Улично-дорожная сеть

Транспортная система города представляет собой  совокупность дорог разного назначения  (магистральные улицы, улицы и дороги районного  и местного значения, проезды), которая несет  информацию о развитости дорожной сети, нагрузки  транспортного потока, присутствие дополнительного транспорта.

Современные проблемы благоустройства городской среды. Основные задачи благоустройства города

Инженерные сети

Инженерные сети состоят из электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, газопроводы и т. Анализ инженерных сетей покажет возможности и недостатки при рассмотрении выбранной территории. возможное удорожание или удешевление стоимости проекта

Современные проблемы благоустройства городской среды. Основные задачи благоустройства города

Природно-экологический каркас

Природно-экологический каркас города обеспечивает устойчивость и взаимосвязанность природных элементов в агрессивной урбанизированной среде. Каркас образуется из парков, лесопарков, скверов, аллей,бульваров, озер и водохранилищ с прибрежными территориями, дворовых территорий

Современные проблемы благоустройства городской среды. Основные задачи благоустройства города

Социальное вовлечение

Для лучшего погружения в жизнь города вовлекаем горожан и активных сообществ города в проектирование через фокус-групповые интервью, сессии и голосование

Современные проблемы благоустройства городской среды. Основные задачи благоустройства города

Социокультурное исследование населения

Цель исследования сформировать портрет  горожанина, выявить ценности и проблемы города, определить партнеров и активных  жителей города, выявить группы пользователей

Современные проблемы благоустройства городской среды. Основные задачи благоустройства города

Соучаствующее проектирование

Формы соучаствующего проектирования: встречи с различными сообществами (офлайн), онлайн анкетирование, обсуждения в социальных сетях и мессенджерах, проектные семинары

Современные проблемы благоустройства городской среды. Основные задачи благоустройства города

Программы развития территории

Чтобы территория проектирования продолжала функционировать после благоустройства, создаются программы развития территории (разработка событийных программ)

Современные проблемы благоустройства городской среды. Основные задачи благоустройства города

Ментальная карта территории

Ментальная карта это метод картографирования в  анализе территории. Она позволяет представить образ города, района, квартала, в соответствие представлениям людей

Современные проблемы благоустройства городской среды. Основные задачи благоустройства города

Подробнее о проекте

Цель программы: повышение качества жизни горожан и улучшение качества городской среды, создание условий для обеспечения личной безопасности и защиты имущества жителей.

Результат: нормативное функционирование установок уличного освещения, развитие, модернизация и реконструкция существующей системы уличного освещения, повышение энергетической эффективности в системе уличного освещения, улучшение архитектурно-художественной световой среды Санкт‑Петербурга в вечернее и ночное время.

Дата обновления: 13 апреля 2022

Целевые показатели

Модернизация жилищно-коммунального хозяйства, комфортная городская среда, привлечение инвестиций в развитие городов – вот важные направления работы Правительства Российской Федерации и Минстроя России в частности. В соответствии с паспортами национальных проектов у проектов Минстроя заявлены конкретные целевые показатели, достижение которых запланировано на 2024 г

  • повышение индекса качества городской среды на 30%;
  • повышение индекса IQ городов (цифровой трансформации городского хозяйства) на 30%;
  • доля граждан, вовлеченных в процесс управления, должна составить не менее 30%.

Дорожная карта реализации концепции “Умный город”

Ведомственный проект Минстроя России по цифровизации городского хозяйства “Умный город” создан как основной инструмент поддержки развития умных городов в России. Он представляет собой постоянно действующую экспертно-методическую площадку для работы с субъектами РФ, муниципалитетами и иными заинтересованными лицами, в том числе на международном уровне.

Ключевые направления ведомственного проекта “Умный город” – это:

  • Контроль реализации мероприятий (стандарт “Умный город”, индекс IQ городов, фиксация базового уровня, оценка динамики изменений, поиск точек роста).
  • Поддержка участников проекта (проведение конкурсов, методологические основы, акселерационные программы, развитие ГЧП).
  • Создание единого информационного поля (портала “Умный город”, привлечение всех заинтересованных участников, функционирование в субъектах РФ центров компетенций).
  • Синхронизация мероприятий (национальные проекты, региональные и муниципальные программы, налаживание взаимодействия между ведомствами).
  • Образовательные мероприятия (повышение квалификации, работа с образовательными площадками, проведение форумов и обмен опытом).
  • Совершенствование законодательства (анализ достаточности и качества правового регулирования, разработка и принятие нормативных правовых актов, создание условий для привлечения инвестиций).

Стандарт развития умных городов

Стандарт умного города представляет собой набор базовых и дополнительных мероприятий, которые предстоит выполнять всем городам – участникам ведомственного проекта цифровизации городского хозяйства “Умный город” в срок до 2024 г. Мероприятия стандарта реализовываются в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, имеющих статус города с численностью свыше 100 тыс. человек, административных центрах регионов России и пилотных городах проекта “Умный город”.

Срок внедрения мероприятий, предусмотренных стандартом, за исключением внедрения цифровой платформы вовлечения граждан в решение вопросов городского развития, определяется в паспорте регионального проекта и государственной программе субъекта Российской Федерации на основании проведенного анализа ключевых проблем городского хозяйства, решение которых возможно путем реализации указанных мероприятий.

Стандарт “Умного города”

Индекс оценки и цифровой трансформации IQ городов

Для оценки эффективности мероприятий, реализуемых в рамках проекта и всего проекта целиком, совместно с МГУ был разработан интегральный индекс оценки хода и эффективности цифровой трансформации городского хозяйства – IQ городов.

Основной показатель эффективности цифровизации городского хозяйства – динамика изменения IQ. Города сравнивают себя с похожими городами: почему при более или менее одинаковом старте кому-то удается достичь больших результатов, а кому-то нет. Это возможность для анализа, поиска и внедрения уже доказавших эффективность решений. Индекс IQ городов также может указать на эффективность работы местных властей – обратить внимание глав субъектов на еще не проработанные направления и найти точки роста.

В марте 2020 г. Минстрой России представил первый индекс IQ городов за 2018 г. , который отразил результаты цифровизации городского хозяйства 191 города (города свыше 100 тыс. , административные центры, города-пилоты по желанию).

В декабре 2020 г. Минстрой России озвучил данные второго индекса IQ городов за 2019 г. , при этом количество участников расчета увеличилось до 203 городов.

Среднее значение индекса уже превысило 40 баллов из 120 возможных при положительной динамике более чем в 18% (из 30%, необходимых к 2024 г. Это соответствует первой фазе реализации проекта “Умный город” – структурирование, появление центров компетенций, начало выполнения дорожных карт региональных и муниципальных проектов.

Лучшая муниципальная практика

В 2020 г. была введена номинация “Модернизация городского хозяйства посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений (“Умный город”)”.

В числе требований, которые предъявляются к конкурсным проектам, – соответствие одному из направлений Базовых и дополнительных требований к умным городам, утвержденных Минстроем России. Поданная на конкурс практика должна:

  • соотноситься с национальными проектами и стратегией развития муниципального образования;
  • способствовать решению конкретных острых проблем горожан;
  • быть масштабируемой, иметь высокую технологическую готовность решения;
  • интегрироваться с другими информационно-коммуникационными системами.

Было подано 59 заявок с описанием практик по цифровизации городского хозяйства, 42 города разыгрывали призовой фонд в 150 млн рублей, семь сельских поселений – призовой фонд в 50 млн рублей.

По итогам заседания федеральной конкурсной комиссии в 2020 г. по номинации были определены шесть победителей:

Первое место – городской округ город-курорт Железноводск Ставропольского края. За пять месяцев здесь была запущена система умного города с 35 модулями, единый ситуационный центр главы города, сервисы для туристов. Началась масштабная цифровизация городской инфраструктуры, которая позволит сократить потребление энергоресурсов. Муниципалитет получил дотацию в размере 75 млн рублей.

Второе место – городской округ город Саров Нижегородской области.

Третье место – Гусевский городской округ Калининградской области.

Первое место – Кременкульское сельское поселение Сосновского муниципального района Челябинской области. Запущена модернизация системы освещения с использованием механизма энергосервисного контракта. В будущем это позволит экономить до 84% на оплате электроэнергии. Призовой фонд составил 25 млн рублей.

Второе место – муниципальное образование Центральное Веневского района Тульской области.

Третье место – Верхнерусский сельсовет Шпаковского муниципального района Ставропольского края.

Онлайн-платформа для голосования за благоустройство

Минстрой России и АНО “Диалог Регионы” заключили соглашение о сотрудничестве для проведения голосования по отбору общественных территорий, подлежащих благоустройству в рамках реализации муниципальных программ. В результате была создана единая федеральная платформа для онлайн-голосования граждан по выбору общественных территорий, планируемых для благоустройства в 2022 г. , — za. gorodsreda. Проект находится на стыке двух программ — “Умного города” и федерального проекта “Формирование комфортной городской среды” нацпроекта “Жилье и городская среда”. За пять недель голосования в отборе территорий приняли участие 9,7 млн россиян. Они определили, какие территории будут благоустраиваться и какие дизайн-проекты реализовываться именно в их городе. Платформа показала свою эффективность, помогла принять участие в жизни городов большому числу граждан, поэтому будет использоваться и развиваться и в дальнейшем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.