Социально-экологические проблемы крупных городов и пути их решения

Факты свидетельствуют о том, что со времени промышленной революции количество загрязнителей в атмосфере росло день ото дня, что привело к серьезному ущербу для Земли и увеличению количества твердых отходов. Опасные отходы, токсичные химические вещества, взвешенные частицы ежедневно поражают как людей, так и животных. Многие из токсинов, химических и пластиковых отходов попали в экологическую пищевую цепочку.

Загрязняющие вещества являются основными элементами загрязнения, которые обычно представляют собой отходы различных типов. Экологи считают, что оно может нарушить экосистему и устойчивость окружающей среды. С модернизацией и ростом городов, увеличением числа фабрик, промышленных предприятий, увеличением использования транспортных средств и т. загрязнение достигло наивысшей точки.

За последние десятилетия были выявлены различные источники вредных веществ, которые изменили состав воды, воздуха и почвы в окружающей среде. Вещества, вызывающие загрязнение, известны как загрязнители.

Загрязняющим веществом может быть:

  • Химическое вещество (токсичный металл, радионуклиды, фосфорорганические соединения, газы);
  • Геохимическое вещество (пыль, отложения);
  • Биологический организм или продукт;
  • Физическое вещество (тепло, излучение, звуковая волна), которое намеренно или случайно выбрасывается человеком в окружающую среду с фактическими или потенциальными неблагоприятными, вредными, неприятными эффектами.

Такие нежелательные эффекты могут быть прямыми (затрагивающие человека) или косвенными, опосредованными через ресурсные организмы или изменение климата. В зависимости от природы загрязняющих веществ, а также последующего загрязнения компонентов окружающей среды, определяется, на какие виды делятся загрязнения – воздуха, воды, почвы, земли. Также различаются шумовое, радиоактивное и тепловое загрязнение.

Среди того, какие виды загрязнения наиболее опасны, в первую очередь отмечаются воздух и вода. Если они теряют прежние свойства, возникает серьезная угроза окружающей среде, людям, растениям, животным и всем живым организмам.

Загрязнение воздуха

Социально-экологические проблемы крупных городов и пути их решения

В некоторых городах дышать воздухом опасно из-за высокой концентрации в нем вредных частиц, когда ядовитые газы и химические вещества взвешиваются в воздухе. В него попадают грязь, сажа, выхлопные газы и аэрозоли. Эти загрязнители могут подниматься в атмосферу и заражать облака, создавая кислотные дожди. Другой вариант — они могут просто болтаться, как смог, и затруднять дыхание людям.

Загрязнение воды

Социально-экологические проблемы крупных городов и пути их решения

Людям нужна вода, чтобы выжить. Это факт. Однако мусор и химикаты сбрасываются в океан и озера. Это называется загрязнением воды. Это не только влияет на рыбу и других морских обитателей, когда вредные вещества попадают в воду. Они оказывают разрушительное воздействие и на круговорот воды.

Естественные причины загрязнения воды включают цветение водорослей и вулканическую деятельность. Однако антропогенная деятельность вызывает загрязнение воды мусором и сточными водами с заводов.

Загрязнение земли

Социально-экологические проблемы крупных городов и пути их решения

Загрязнение земли – еще один из трех основных типов загрязнения, влияющих на человеческое население. Происходит, когда почва загрязняется сбрасываемыми удобрениями или химическими веществами. Вредные вещества проникают в грунтовые воды или попадают в озера и ручьи.

Радиоактивное загрязнение

Мысли о радиоактивном загрязнении приводят к Три-Майл-Айленд (1979, США), Чернобылю или Фукусиме. Три эти атомные электростанции использовали расщепление радиоактивных материалов, урана и плутония, для производства электроэнергии, и вышли из строя.

Их отказ привел к утечке токсичных химикатов и радиации в окружающую среду, что является радиоактивным загрязнением. Другие источники – ядерные испытания, добыча полезных ископаемых, повышенный естественный фон, научные, медицинские устройства и аппаратура.

Шумовое загрязнение

Социально-экологические проблемы крупных городов и пути их решения

Использование наушников против громкого шума означает, что человек испытывает шумовое загрязнение. Оно вызывается громкими звуками, которые могут повредить человеческие уши.

Типы шумового загрязнения могут включать взрывы, работу реактивных двигателей и даже концерты (если находиться рядом с динамиками). Шумовое загрязнение опасно, потому что может вызвать потерю слуха. Также к нему относится и повседневный автомобильный шум с улицы.

Световое загрязнение

Социально-экологические проблемы крупных городов и пути их решения

В большом городе с большим количеством огней невозможно увидеть звезды и галактики. Использование электрического света для освещения неба является причиной светового загрязнения.

Хотя огни отлично помогают нам видеть ночью, слишком много источников света вызывают это явление, блокирующее ночное небо. Оно также может быть вредным для животных. Например, огни больших городов могут сбить с толку перелетных птиц.

Тепловое загрязнение

Хотя большинство типов загрязнения просты, тепловое загрязнение сложнее. Часто атомные электростанции и фабрики используют воду для охлаждения в технологических процессах. Но если они вернут нагретую воду обратно в окружающую среду, это нанесет ущерб рыбе и дикой природе, потому что в ней меньше кислорода.

Это называется тепловое загрязнение. Оно может быть вызвано и естественными силами, такими как эрозия почвы, придающая воде больше солнечного света.

Что свидетельствует о всестороннем экологическом загрязнении?

Социально-экологические проблемы крупных городов и пути их решения

Перечислены основные и наиболее угрожающие всему живому на планете виды экологических загрязнений. Загрязнение окружающей среды является глобальной проблемой, присущей как развитым, так и развивающимся странам. Это привлекает внимание людей своими серьезными долгосрочными последствиями.

О снижении качества окружающей среды в результате загрязнения свидетельствует:

  • Потеря растительности, биологического разнообразия;
  • Чрезмерное количество вредных химикатов в окружающей атмосфере и продовольственном зерне;
  • Растущие риски экологических катастроф и угроз для систем жизнеобеспечения.

Загрязнение рассматривается с разных сторон разными людьми и организациями. Оно обычно считается результатом городской промышленной и технологической революции и хищной, быстрой эксплуатации природных ресурсов, увеличения скорости обмена веществ и энергии, а также постоянно растущих промышленных отходов, городских сточных вод и товары народного потребления.

Общее понятие комфортной городской среды

С понятием комфортной городской среды связаны многие аспекты городской жизни и развития человеческого капитала. Кроме того, здесь имеет место быть упомянутым понятие устойчивого развития, которое имеет отношение к современному городу. Изучение данного материала поможет овладеть способами определения и комментирования основных критериев и факторов формирования комфортной городской среды. Данная статья поможет освоить параметры обоснования ключевых факторов, которые могут обеспечить привлекательность общественных городских пространств для удовлетворения различных потребностей человека.

Освоение принципов городского развития современного города позволит понять навыки оценки критериев уровня комфортности городской среды, а также навыки оценки экономических, социальных и экологических критериев устойчивого городского развития и навыки критического анализа стратегий развития городов и регионов в отношении положений, которые сконцентрированы на становлении комфортной городской среды и соблюдении принципов устойчивого развития.

Формирование комфортной городской среды

У функционально градостроительной деятельности всего две цели, они заключаются в следующем:

  • Эффективное использование городских земель.
  • Обеспечение городов объектами инфраструктуры.

Достигнув эти цели можно обеспечить более высокий уровень качества жизни населения, для которого ключевой показатель – комфортная городская среда. Данная цель целиком сконцентрирована на удовлетворении потребностей человека, иначе говоря, её суть заключается в экономической составляющей.

Среди авторов научных источников, которые посвящены теме комфортной городской среды, бытует следующее мнение: “Общественные пространства города зачастую рассматриваются как отражение социального статуса сообществ. Кроме этого, надо отметить, что сами по себе они могут снижать социальную напряжённость и оказывают серьёзное воздействие на качество жизни людей.

В ХХ в. комфорт и градостроительное проектирование тесно переплетаются между собой, а для исследователей появляется новое направление по причине того, что проектирование, ориентированное на комфорт, определяет качество жизни”.

Комфорт в традиционном представлении являет собой набор удобств, уют, некое состояние человека, которое позволяет ему испытывать состояние удовлетворения. В экономической позиции комфорт представляет собой состояние равновесия, в котором потребности и ресурсы, имеющиеся в распоряжении человека, находятся в полном балансе.

Множество исследователей погружалось в вопрос изучения понятия комфорта и приходили к выводу, что комфорт имеет всеобъемлющий характер и многогранный вид. Более того, признавая разнообразие типов комфорта и бесконечность разновидностей состояния человека, при котором человек находится в ощущении комфорта, можно сделать вывод о том, что комфорт – это состояние индивидуальное.

Экономист. Преподаватель экономической теории

Урок 4. Городское пространство

За предыдущие три урока мы с вами разобрались, какие бывают города, как могут быть организованы застройка, расположение домов, улиц и дорог, каковы варианты транспортного сообщения внутри города и как должна выглядеть транспортная инфраструктура.

Таким образом, мы уже имеем базовое представление об основных элементах городского пространства. И уже поняли, что понятие городского пространства намного шире, чем жилые дома, рабочие места и транспортные коммуникации. В этом уроке мы более полно разберем, что же такое городского пространство.

Цель урока: разобраться, что представляет собой городское пространство, как происходит формирование комфортной городской среды, что такое «умный город» и какие составляющие для этого необходимы. Изучив урок, вы поймете, из чего складывается городское пространство и что нужно, чтобы городская среда стала комфортной.

  • Что такое городское пространство?
  • Городская среда и социология города
  • «Умный город»
  • Проверочный тест

Итак, перейдем к уроку, и для начала разберемся, что входит в понятие «городское пространство».

Городская среда и социология города

Итак, мы разобрались, что такое городское пространство. Тогда что же такое городская среда? В какой-то степени понятия «городское пространство» и «городская среда» пересекаются, но в то же время не являются тождественными. В самом общем виде, городская среда – это комплекс условий, созданных человеком и природой и предопределяющих уровень и качество жизни в городе.

Город за полярным кругом всегда не слишком комфортен примерно 7-8 месяцев в году из-за погоды, даже если там прекрасные здания и налаженная система городского транспорта. И даже если там, как в городе Рьюкан (Норвегия), установят большие зеркала, которые будут направлять лучики солнечного света («солнечных зайчиков») на центральную площадь погруженного в полярную ночь города:

А где-нибудь на Средиземном море чувствуешь себя комфортно почти всегда. Тем более что для самых жарких часов есть сиеста и кондиционер. Ученые различают несколько основных факторов формирования городской среды:

  • Антропогенные (созданные человеком).
  • Биотические (созданные живой природой).
  • Абиотические (созданные неживой природой).

Социально-экологические проблемы крупных городов и пути их решения

В России такое понятие, как «городская среда обитания (проживания)» было разработано и введено в научный оборот «Российским союзом инженеров» и Министерством регионального развития и Федеральным агентством по строительству и ЖКХ. Это понятие ныне используется как базовое для оценки возможностей городской среды удовлетворить потребности горожан и оценки качества этой самой среды.

  • Доступность хорошего жилья.
  • Стоимость услуг ЖКХ относительно дохода.
  • Аварийность жилого фонда.
  • Качество водо- и энергоснабжения.
  • Пригодность улиц для прогулок.
  • Популярность пешеходной инфраструктуры.
  • Число камер видеонаблюдения.
  • Число уличных фонарей.
  • Уровень преступности.
  • Популярность ночной жизни.
  • Использование умных фонарей.
  • Использование технологии распознавания лиц.
  • Количество крупных фестивалей.
  • Разнообразие развлечений внутри города.

Конкретно в Москве реализуется собственная программа по созданию комфортной среды. Парки, дворы и скверы обновляются, а при возведении новых жилых комплексов принципы комфортной среды, в том числе для инвалидов, закладываются на уровне проекта. Как, например, в одном из ЖК, расположенных в бывшей промзоне:

Социально-экологические проблемы крупных городов и пути их решения

В Европе традиции формирования комфортной городской среды намного более давние. Считается даже, что одним из величайших вкладов Европы в мир был ее особый способ понимания и восприятия городского общественного пространства и комфортной среды.

На протяжении тысячелетий Старый континент создавал города в человеческом масштабе, долгоживущие, но всегда динамичные, стремящиеся к культурному разнообразию и гражданскому сознанию своих жителей. Город – это физическая форма, наполненная нематериальными ценностями и мощным социальным, экономическим и историческим значением.

Учитывая проблемы, с которыми в настоящее время сталкивается все более урбанизированный мир, защита европейской модели города актуальна более чем когда-либо. Когда разрастание городов увеличивается с беспрецедентной скоростью, когда изменение климата в значительной степени является продуктом городской мобильности, а социальное расслоение в городах нарастает, общественное пространство обретает особую значимость.

  • Тротуары и дорожки в парках не должны раскаляться под воздействием жары, поэтому их делают из натурального камня, бетона, а в специально обустроенных зонах даже из дерева.
  • Деревья могут и должны защищать от солнца, ветра и дождя, поэтому высадка деревьев должна быть тщательно спланирована так, чтобы они «смыкались» кронами над пешеходными зонами.
  • Корни зеленых насаждений нужно защищать гравием либо оградой от стекающих с дорог и тротуаров химикатов, которыми дороги и тротуары обрабатывают зимой.
  • Массовые активности не должны нарушать покой жителей соседних домов. Для чего нужно предусматривать шумоизоляцию, в том числе с помощью зеленых насаждений.
  • Пространство должно быть универсальным и удобным для офисных служащих, родителей с детьми, студентов, пенсионеров, туристов, инвалидов. На улицах и в парках должны быть пандусы, а на городских пляжах – деревянные настилы для движения инвалидных колясок.
  • Для туристов и приезжих должны быть установлены указатели минимум на двух языках, государственном и английском, для удобства ориентирования.
  • Уличные фонари должны быть исправны и работать в течение темного времени суток.
  • Пространство должно быть приспособлено для различных активностей до самого позднего вечера, что автоматически уменьшает преступность и концентрацию асоциальных личностей в общественных местах (бомжей, алкоголиков).
  • Пространство должно быть удобно для работников, которые производят ремонт, уборку и поддерживают инфраструктуру в надлежащем состоянии. Поэтому нужно использовать материалы, которые легко отмываются от загрязнений.
  • В хорошем городе общественные пространства не похожи одно на другое.
  • При реконструкции нужно искать способы, как сохранить лучшее, что было у того или иного пространства, и как интегрировать традиции и современные технологии.

Разумеется, в рамках одного пространства реализовать сразу все вышеприведенные характеристики невозможно, да и незачем. По-настоящему комфортный город может предложить самые разные по виду и оформлению места общественного назначения. Тем не менее есть универсальные моменты. Например, использование экологичных материалов, которые не нагреваются слишком сильно под солнцем и легко отмываются от загрязнений.

Принципы комфортной среды:

  • Доступность.
  • Многофункциональность.
  • Безопасность.
  • Понятность и разборчивость.
  • Устойчивость (отсутствие ущерба экологии).
  • Идентичность.
  • Гибкость.
  • Адаптивность.
  • Интерактивность.

Под адаптивностью следует понимать способность быстро реагировать на меняющиеся потребности горожан, а гибкость – это способность возвращаться в исходное состояние после проведения какой-либо разовой активности (ярмарка, народное гуляние, концерт и прочее).

Интерактивность подразумевает вовлеченность горожан в общественную жизнь города. Другими словами, для них должны быть интересные события, у них должна быть возможность свободно туда попасть.

Разумеется, реализовать эту концепцию в уже состоявшихся городах с большой историей можно разве что в пределах отдельных районов. Однако существуют и города, построенные в полном соответствии с концепцией нового урбанизма «с нуля». Это, к примеру, Селебрейшн и Сисайд во Флориде (США):

Социально-экологические проблемы крупных городов и пути их решения

В России примером нового урбанизма «с нуля» могут служить Город набережных, Опалиха-2 и Опалиха-3 в Подмосковье и Горки город в Сочи:

Социально-экологические проблемы крупных городов и пути их решения

О чем еще стоит упомянуть, говоря о комфортной среде и социологии города? Это, конечно же, широко известная «теория разбитых окон». Суть в том, что, если социум терпимо относится к мелким правонарушениям и ничего не делает, чтобы быстро застеклить разбитое хулиганами окно, очень скоро в домах и общественных зданиях не останется целых стекол. А правонарушители, видя безнаказанность, как бы «получат добро» на более серьезные преступления, из-за чего городская среда станет совсем некомфортной.

Авторами теории разбитых окон являются американские социологи Джеймс Уилсон и Джордж Келлинг, впервые представившие ее в 1982 году. А в 1994 году эту теорию взял за основу своей деятельности мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани, начав беспощадную борьбу с мелкими нарушениями и незамедлительно устраняя последствия этих нарушений в виде разбитых окон и прочего. Нью-Йорк действительно стал комфортным и безопасным городом, хотя многие и сомневаются, что решающую роль сыграло именно применение этой теории, а не весь комплекс мер по благоустройству и борьбе с преступностью.

Однако, конечно, только полиция или только власть не сможет поддерживать порядок, если горожане будут равнодушны к тому, что их окружает. А чтобы вовлечь граждан в жизнь города, нужны удобное городское пространство, комфортная городская среда, которую захочется беречь всем и каждому, и научный учет потребностей горожан в рамках социологии города. Как видим, все процессы взаимосвязаны и взаимозависимы.

Но будем оптимистами, потому что сегодня все больше городов, где власть заботится об удобстве горожан, а «умный город» уже стал реальностью. Что это такое? Давайте посмотрим!

«Умный город»

Сегодня практически каждому знакомо словосочетание «умный дом». Это возможность управлять всей техникой и коммуникациями в доме дистанционно, установив специальное приложение на смартфон. Так, вы можете со смартфона отключить от электропитания розетку в комнате, если вдруг засомневались, что точно выключили утюг. Вы можете за час до прихода домой включить зимой отопление на полную мощность, чтобы вас встретило тепло домашнего уюта, но не в ущерб семейному бюджету, потому что система регулировки позволяет в свое отсутствие установить обогрев помещений на минимальную температуру в 14℃.

Как это все применимо в масштабах города? «Умный город» или smart city –
это тоже продукт интеграции информационных технологий и Интернета вещей. Первыми «ласточками» прогресса стали системы видеонаблюдения и распознания лиц, которые позволяют оперативно выявлять правонарушения, совершенные в городе.

Далее появилась автоматизация возможности обращения граждан через единый колл-центр, информирование о ходе ремонтных работ на объектах в режиме онлайн, функция обратной связи на официальных порталах городов, множество специальных приложений, позволяющих коммунальным службам контролировать и регулировать степень освещенности улиц города и многое другое.

Сегодня во многих больших городах не проблема в режиме онлайн выбрать подходящий по расположению детский садик для ребенка, узнать, к какой школе «приписан» ваш адрес и куда вести ребенка в первый класс. Для полноты понимания можно пояснить концепцию «умного города» примером Интернета вещей.

Конечно, пока сложно говорить о том, как скоро можно будет управлять через единое мобильное приложение всей инфраструктурой города по образу и подобию того, как можно управлять «умным домом». Однако множество интерактивных проектов в рамках идеи «умного города» тоже имеют свои плюсы, поскольку позволяют гражданам, заинтересованным в решении какой-то одной проблемы, сориентироваться быстрее, чем если бы пришлось разбираться со сложной структурой приложения, охватывающего все сферы жизни города.

И, разумеется, все это имеет смысл, когда реализованы принципы формирования комфортной городской среды, создание комфортных общественных пространств, когда социология города учитывает потребности горожан.

В интерактивном режиме контролируется заполняемость мусорных баков. Жителей стимулируют к раздельному выбрасыванию пластикового мусора собственной «валютой», точнее, «монетками», которыми можно реально рассчитаться в некоторых кафе. Из этого мусора потом по 3D-технологиям изготавливают скамейки и другие предметы городского экстерьера.

Социально-экологические проблемы крупных городов и пути их решения

Топ-7 «умных городов» будущого:

  • Чэнду Великий город (Китай) – 80-тысячный город разместится всего на 1,3 квадратных километров, будет полностью пешеходным и снабжаться возобновляемыми источниками энергии.
  • Масдар-Сити (ОАЭ) – тоже на основе возобновляемых источников энергии, от пыльных пустынных бурь будут защищать специальные стены, а от зноя специальные «зонты»-накопители солнечной энергии.
  • Плавучий город-государство (Французская Полинезия) – проект свободной экономической зоны, не привязанной к территории и имеющей свою криптовалюту.
  • Умка (Россия) – город-электростанция в Северном Ледовитом океане с полностью самообеспечивающей инфраструктурой.
  • Хазарские острова (Азербайджан) – система из 41 острова в Каспийском море, где, помимо обычной инфраструктуры, будут трасса для «Формулы-1», аэропорт и бульвар на 150 километров.
  • Аэквория (Бразилия) – город, полностью сделанный на 3D-принтере. Строения посреди океана планируется стилизовать под медуз.
  • Океанская Спираль (Япония) – подводный город, безопасный во время цунами и землетрясений.

Разумеется, управлять всем этим великолепием будут при помощи цифровых технологий. Больше о концепции «умного города» можно узнать из интервью урбаниста Алексея Новикова:

Главные признаки «умного города»:

  • Человекоцентричность.
  • Управляемость по современным технологиям.
  • Доступность и открытость для людей и идей.
  • Прозрачность для желающих узнать нюансы городских решений.
  • Гарантия защиты персональных данных.
  • Основа на интегрированных службах и инфраструктуре.
  • Проактивность в обучении и развитии горожан.

Тест на усвоение материала урока

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

В следующем уроке речь пойдет о городском дизайне.

Прямая речьРазвитие исторических городов. Проблемы идентификации городской среды

Автор колонки – кандидат архитектуры Фёдор Перов, заведующий кафедрой архитектурного проектирования

Мы, жители Санкт-Петербурга, живём в историческом городе и хотим сохранить его для себя и для будущих поколений. При этом наша жизнь и потребности постоянно меняются, и это отражается на городской среде, в которой мы живём. Город должен развиваться, меняться, значит, возникает много противоречий между задачей сохранения городской среды и её модернизацией.

Санкт-Петербург – уникальный город, и он всем нравится, большинству людей. Он нравится самим горожанам, он нравится тем, кто сюда приезжает, и мы понимаем, что это какой-то идеальный для нас город. Но почему он для нас идеальный, и что значит «идеал»? Почему исторические города кажутся такими совершенными? Мало кто задумывается, что современный город радикально отличается от того, что было здесь сто или двести лет назад.

Если взять, к примеру, Санкт-Петербург XVIII века и переселить туда людей нашего времени, то большинство из них там жить просто бы не смогли. Слишком разные условия жизни и качество городской среды. Современные исторические города – это города, которые прошли определённую историческую эволюцию, их планировочная структура и архитектура зданий подверглись селекции. В них много что происходило. Строили, меняли, разрушали, добавляли, а что-то оставалось. Ясно, что эта селекция была неслучайной. Жизнь есть жизнь, и она оставляет только то, что является принципиально важным для города, характерным для него, и именно оно требует охраны.

Происходящие в городе перемены всегда воспринимались горожанами настороженно, а иногда враждебно.

Нужно понять, что городская среда, в которой мы живём, в любом случае становится для нас привычной, пусть даже это будут какие-то новостройки. Для любого человека удобно, когда он находится в знакомой среде, легко в ней ориентируется, а если в эту среду вносят изменения, это всегда выводит человека из равновесия, он сразу начинает настораживаться и не очень чётко понимать, хорошо или плохо что-то менять.

Возможно, это происходит на биологическом уровне. Если вносятся какие-то изменения в городскую среду, то сразу психологически возникает чувство нестабильности, неудобства.

Поэтому люди принимают любую модернизацию как вынужденный процесс. Как при ремонте квартиры – вы сомневаетесь в принятом решении, начинаете вносить только те изменения, которые вам необходимы, никогда не начинаете что-то реконструировать или менять просто так, а только когда назрели новые потребности, которые требуют изменений. Это разумно: всё, что хорошо и удобно – оставить, а менять то, что уже непригодно. Поэтому исторические города прошли селекцию, в них что-то менялось по необходимости. Объективные причины заставляли это делать. И в конце концов мы получили то, что всем нравится. А что, собственно, всем нравится?

✔ Этот вопрос упирается в понятие «идентификационные признаки городской среды». И в то, что это за признаки, зачем эти признаки вообще нужны.

Понятие идентификации городской среды – понятие значительно более широкое, чем просто человек и город. Любой человек всегда идентифицирует себя с какой-то культурой. Он идентифицирует себя с местом рождения и проживания. Он идентифицирует себя с каким-то народом. Он идентифицирует себя со своей семьёй, и так далее, и так далее. Без собственной идентификации люди жить не могут.

Вот произошёл развал Советского Союза, образовались новые государства – чем они занялись? Они начали срочно создавать новую идентификацию. Потому что страна как общность, как народ без идентификационных признаков жить не может. Это справедливо на любом уровне. И человек, живущий в том или ином городе, стремится сохранять исторический центр города, потому что тот уже прошёл селекцию, обладает характерными особенностями, обеспечивает идентификационные связи «человек – город». Человек чувствует свою принадлежность к среде конкретного родного города.

Таким образом, архитектура является той вехой, которая позволяет людям сохранять свою личную, групповую или национальную идентификацию. Это понятие идентификации важно для человека, но сильно влияет на то, что происходит в городе.

Проблемы идентификации часто бывают очень острыми. В Петербурге происходило много реконструктивных мероприятий, вызвавших споры, например, башня «Газпрома», которую хотели построить на Охте, или проект новой сцены Мариинского театра. Сами проекты были новыми и неплохо сделанными. Но эти новые здания меняли идентификационные характеристики конкретных мест города, что вызывало общественный резонанс.

Консерватизм людей по отношению к изменениям городской среды носит двоякий характер. С одной стороны, хорошо, когда люди консервативны, то есть не позволяют легко менять городскую среду. Если вносятся какие-то изменения, то консерватизм людей тормозит этот процесс, требуется селекция и выбор решений, которые эту среду улучшат, а не ухудшат.

Поэтому на любом этапе развития города любые разрушения и изменения всегда встречали отрицательную реакцию определённой группы людей, которые делали этот процесс более сложным.

Относительно внесения изменений в сложившуюся городскую среду люди делятся на несколько групп, которые по-разному относятся к процессам изменения города.

Первая группа – это взрослые жители, прожившие в городе много лет. Самая консервативная часть. Они привыкли к городской среде и, в общем-то, не любят, когда что-то меняется.

Вторая группа – молодёжь. Они прожили в городе меньше времени, у них идентификационные оценки качества среды не укоренились, соответственно, молодёжь более свободно относится к изменениям. Для молодежи важно получить новые объекты идентификации, отражающие её время и мировоззрение. В противном случае город может стать архаичным, отстать от динамики времени.

Особая категория – бизнесмены: это люди рационально мыслящие, для них эстетика может играть второстепенную роль. Их больше заботит эффективность использования недвижимости, девелоперские проекты и т.

Есть ещё туристы, для которых историческая среда является той целью, ради которой они приезжают, поэтому любые изменения в исторической части города, меняющие качество городской среды, наносят вред развитию туризма. В то же время удовлетворение потребностей туристов может превратить части исторического города в театральные декорации (как, например, реконструкция Летнего сада).

Поэтому принятие решений о внесении изменений в среду исторического города – вопрос комплексный и должен учитывать все обстоятельства, интересы всех групп, но вопрос осмысления идентификации города является основным, приоритетным.

Идентификационные характеристики городу абсолютно нужны, потому что это наша прямая потребность: людям необходима самоидентификация в том обществе, в той среде, где они живут, и архитектура служит ключевым инструментом этой идентификации. С другой стороны, город будет меняться, и нам никуда от этого не деться, потому что меняется жизнь, и, соответственно, будут меняться какие-то элементы этой идентификации, появляться новые городские символы. Они будут естественными для новых поколений горожан. Но этот процесс должен быть постепенным, учитывать интересы всех вышеупомянутых групп. При реконструкциях необходимо минимизировать противоречия с сохранением исторического облика города, а в тех случаях, когда нарушения исторической среды оправданны, целью изменений должно быть то, без чего обойтись уже невозможно. Селекция оптимальных решений развития города должна продолжаться.

Природные факторы

На особенности городской среды непосредственное влияние оказывают как зональные, так и азональные природные факторы.

Наиболее заметным из них является климат. Хотя он испытывает некоторое антропогенное воздействие, причем именно в городах оно наиболее значимо, тем не менее, в общем балансе климатообразующих факторов города пока преобладают природные.

Существенную роль играют также особенности подстилающей поверхности – рельеф, геологическое строение (особенно если они могут выступать факторами риска различных природных катастроф), наличие или отсутствие в городской черте водоемов, особенности их гидрологического режима и т.

Биота города, оказывающая существенный вклад в формирование городской среды, обычно в основном складывается из видов, обитающих в окрестностях города, видовое многообразие специфических городских элементов флоры и фауны сравнительно невелико (хотя численность может быть большой, вплоть до их доминирования в экосистеме).

Антропогенные факторы

Основным из антропогенных факторов является постоянное присутствие самого человека. Оно само по себе служит неким фильтром, допускающим в город только те организмы, для которых характерен высокий уровень антропотолерантности.

Поскольку люди постоянно питаются, существует интенсивный и стабильный приток пищи в города, а также процесс ее хранения, перераспределения, утери и т. , что служит источником существования для группы синантропных организмов. Жители города-миллионера потребляют в течение года около 1 млн. тонн пищевых продуктов (учитывая и образование отходов при их обработке).

Кроме того, существует и факт целенаправленного воздействия человека на флору и фауну городов – покровительство одним видам и борьба против других.

Все это сказывается как на структуре городских экосистем, так и на формировании городской среды в целом.

С человеком непосредственно связаны отходы его жизнедеятельности, которые порождают в современных городах такое явление, как канализационную систему, включающую значительные территории для очистки и переработки отходов, в том числе биологической. Такие территории обладают уникальной для природных экосистем биотой и оказывают существенное воздействие на экологическую среду всего города.

Техногенные факторы

Хотя они и являются составной частью антропогенной группы факторов, однако техносфера в настоящее время представляет собой совершенно особую среду, враждебную как для биоты в целом, так и для самого человека, создавшего ее.

В городах техносферное влияние особенно ощутимо, поскольку именно здесь сосредоточена практически вся промышленность (кроме горнодобывающей и некоторых других отраслей). Поэтому город испытывает наиболее существенное воздействие разнообразных промышленных отходов.

Города также являются транспортными центрами, где транспортные средства оказываются в приоритете перед самим человеком. Они являются источником постоянной опасности, фактором травмирования и гибели значительного числа людей, порождают у выживших постоянное нервное напряжение, состояние повышенной агрессивности, являются источником шума и вибраций. Общеизвестна роль транспорта как поставщика различных опасных для здоровья и жизни веществ.

Поскольку вся современная экономика связана с усилением техногенеза, снижение концентрации техногенных объектов будет служить ее исчезновению в привычном для нас виде. Поэтому массовое сознание подвергается целенаправленной переориентации с техносферных опасностей на биосферные (паника по поводу птичьего гриппа, клещей и т. ), панацеей от которых объявляются еще большие технизация и преобразование городской среды.

Стресс в большом городе. Что влияет на психологический дискомфорт жителей мегаполиса

Испытывают стресс чаще те жители города, которые включились в «его игру»

Социально-экологические проблемы крупных городов и пути их решения

Евгений Разумный / Ведомости

Жизнь в мегаполисах полна и насыщенна, но одновременно шумна и интенсивна. Высокий темп может стимулировать стресс и тревоги, особенно у тех, кто в силу своих индивидуальных особенностей предпочитает более спокойную жизнь.

Транспорт, шум, свет

В большом городе перемещение между местами, которые посещает человек, чаще всего оказывается источником эмоциональных переживаний. Руководитель Центра городской антропологии КБ «Стрелка» Михаил Алексеевский выяснил, какие факторы вызывают у жителей российских городов наиболее сильные отрицательные эмоции. Главная проблема – транспортная. Особенно остро ее воспринимают автомобилисты. В городах, где часто возникают пробки или есть сложности с парковками, каждая поездка может оказаться нервной: водителю постоянно приходится принимать решения, как и куда проехать. «Пассажирам общественного транспорта немного проще, в дороге они могут попытаться расслабиться – что-то читать или смотреть социальные сети», – говорит Алексеевский.

Однако, по мнению преподавателя когнитивных наук МГИМО, основателя стартапа по разработке программ психотерапии iCognito Ольги Троицкой, в общественном транспорте горожане испытывают не меньший стресс. Двухчасовое перемещение на работу утомительно само по себе, отнимает время отдыха и восстановления. Основным фактором стресса в мегаполисе Троицкая называет плотность населения на квадратный метр и отдаленность жилых районов от мест работы. ‎Чем больше людей пользуется общественными пространствами, инфраструктурой и транспортом, тем выше уровень дискомфорта.

Вызвать стресс может и так называемое шумовое загрязнение. Data-аналитик КБ «Стрелка» Анастасия Долгорукова предлагает рассматривать его как угрозу для физического и ментального здоровья жителей мегаполисов. Европейская комиссия определила шумовое загрязнение окружающей среды одной из главных городских экологических проблем. По данным исследования ВОЗ, продолжительное и регулярное воздействие шума может приводить даже к летальным исходам. С таким мнением согласны исследователи из Высшей школы урбанистики им. Высоковского. Они считают, что общий список «пороков большого города» остается стабильным: шум, загрязнение, большие скопления людей. В отдельных местах к списку добавляются недостаточная обустроенность и некомфортность городской среды.

В звуковой среде Москвы сами горожане наиболее часто отмечают шум машин, в особенности крупного спецтранспорта. Сенсорные исследования городских пространств Высшей школы урбанистики выявили, что внимание жителей мегаполиса акцентируется еще и на неприятных запахах в окрестностях коммунальных предприятий, автомагистралей и строительных объектов.

Среди серьезных факторов стресса стоит отметить длительное электрическое освещение, которое нарушает естественные циркадные ритмы сна. Световые рецепторы в глазах реагируют на уровень освещения, запуская определенные гормональные реакции в организме. Наступление сумерек и темноты заставляет человеческий организм вырабатывать гормон мелатонин, способствующий засыпанию. При длительном искусственном освещении замедляется выработка мелатонина, что препятствует переходу в качественный сон.

Социально-экологические проблемы крупных городов и пути их решения

Максим Стулов / Ведомости

Разные типы городских сред

Центр городской антропологии КБ «Стрелка» исследовал, как влияет на стресс образ жизни в разных типах городских сред: историческая застройка, советские микрорайоны, постсоветские жилые комплексы, коттеджная застройка, ИЖС. Ожидалось, что самыми довольными будут жители коттеджей. Однако и у них немало стрессовых ситуаций: регулярные проблемы с инженерными коммуникациями, нехватка бытовой и социальной инфраструктуры, транспортные проблемы.

Лучше себя чувствуют жители исторических кварталов в центре города, где востребованные места находятся в шаговой доступности. Но они испытывали проблемы с экологией, аварийным состоянием зданий и коммуникаций и другие сложности. Периодически впадают в стресс обитатели новостроек в жилых комплексах, где распространены проблемы с транспортной доступностью и инфраструктурой. Да и сам тип плотной многоэтажной застройки может провоцировать депрессию и суициды, о чем говорит психолог Пол Кидуэлл в книге «Психология города. Как быть счастливым в мегаполисе».

Психолог-консультант Любовь Репина ссылается на американские, британские и датские исследования, которые показывают, что сам по себе факт жизни в городе оказывает неоднозначное влияние на психическое здоровье. Повышается риск развития психоза, шизофрении, депрессивных и тревожных расстройств, различных зависимостей, а также ощущение несчастья из-за более заметного социального неравенства. При этом во всем мире в сельских районах, как правило, выше уровень деменции, особенно болезни Альцгеймера, и примерно в 2 раза выше уровень самоубийств по сравнению с городами. Тут стоит отметить, что горожане имеют тенденцию следить за своим психическим и физическим здоровьем. Поэтому более высокие показатели психических заболеваний, зарегистрированные в городах, могут частично отражать более качественную отчетность медицинских учреждений.

«Уровень городского стресса зависит от повседневных сценариев деятельности человека», – добавляет Алексеевский. В большом городе жизнь пенсионера-домоседа в целом более спокойная, чем жизнь многодетной матери. «Чем интенсивнее жизнь горожанина, тем вероятнее развитие стрессовых и тревожных расстройств», – уточняет Троицкая. Горожане часто решают много задач одновременно, не успевая передохнуть между делами. Такая «многоканальность» чрезвычайно энергозатратна для организма.

Мозг не успевает обработать информацию, стереть краткосрочные ненужные воспоминания и перевести нужную информацию в долгосрочную память. Возникает эффект перегруженного сознания, когда в голове непрерывно сменяют друг друга обрывки мыслей, сознание мечется от одной задачи к другой и человек не может отключиться от процесса мышления, даже когда идет спать.

Как считает директор программы MРS Московской школы управления «Сколково» Екатерина Вебер, стресс испытывают те горожане, которые включились «в его игру». Их психика всегда будет в состоянии натянутой тетивы, которая вот-вот лопнет. Это и есть перманентный стресс жителя большого города, который проявляется в нарушении сна и аппетита, постоянных скачках настроения и эпизодических приступах апатии и немощности. Читается во фразах «ничего меня не радует», «я хочу большего» (чего именно, обычно не уточняется). В дальнейшем стресс дает о себе знать уже в виде хронических заболеваний.

Экологические проблемы больших городов

Загрязнение городской среды и ее компонентов является совокупным результатом чрезмерной нагрузки на окружающую среду и способности к самоочистке. Экологические проблемы в городских районах растут, особенно в городах развивающихся стран. Наибольшую озабоченность вызывают качество воздуха, шум и большое скопление людей.

В то же время в городах экономически развитых стран уменьшаются экологические проблемы, связанные с промышленным производством, жильем и базовой инфраструктурой. Однако усиливаются проблемы потребления (увеличение количества отходов) и увеличивающегося транспорта.

Города потребляют все больше природных ресурсов, увеличиваются отходы и выбросы. Все это оказывает влияние на региональную и планетарную среду. Отходы, загрязнение воздуха и воды являются основными экологическими проблемами в большинстве городов.

Шум также является особой формой загрязнения, от которой страдает городское население. Урбанизация оказывает многочисленные воздействия на водные ресурсы. Повышение концентрации людей в одном месте может изменить гидрологию, качество воды и доступность водных сред обитания. При этом нужно различать:

  • Ухудшение качества грунтовых и речных вод в городах – в основном связано с водопотреблением населения и промышленности.
  • Загрязнение водных ресурсов – вызывается промышленной деятельностью, удалением отходов. Поэтому в городах преобладает загрязнение воды городскими и промышленными сточными водами.

Город отличается большими затратами энергии, воды, продуктов питания и разнообразного сырья. В результате образуется большое количество товаров, а также отходов, что означает огромную потерю природных ресурсов в виде сырья и энергии.

Последствия экологических проблем городов

Социально-экологические проблемы крупных городов и пути их решения

Недостаточно знать проблемы урбанизации, необходимо понимать их последствия и степень социальной готовности к их решению. Последствия и эффекты роста в городах как за рубежом, так и в России, зависят от многих других факторов и действуют во всех сегментах человеческой деятельности и окружающей среды. Их можно разделить на несколько групп:

  • Экологические проблемы городов России, связанные с производством и потреблением:увеличение потребления энергии, что приводит к сокращению невозобновляемых ресурсов;проблемы инфраструктуры, не связанные с распространением урбанизации;высокий расход питьевой воды, что влияет на понижение уровня грунтовых вод;чрезмерное использование пространства;
  • увеличение потребления энергии, что приводит к сокращению невозобновляемых ресурсов;
  • проблемы инфраструктуры, не связанные с распространением урбанизации;
  • высокий расход питьевой воды, что влияет на понижение уровня грунтовых вод;
  • чрезмерное использование пространства;
  • Проблемы загрязнения от основных производителей и проблемы с выбросами из-за диспергированных агентов:загрязнение воды, воздуха, почвы промышленностью и сельским хозяйством;проблемы свалки отходов, особенно радиоактивных;проблема концентрации населения (загрязнение воздуха, грунтовые воды);плотная сеть дорог и увеличение трафика (загрязнение воздуха, шум);
  • загрязнение воды, воздуха, почвы промышленностью и сельским хозяйством;
  • проблемы свалки отходов, особенно радиоактивных;
  • проблема концентрации населения (загрязнение воздуха, грунтовые воды);
  • плотная сеть дорог и увеличение трафика (загрязнение воздуха, шум);
  • Социальные и экологические проблемы и последствия урбанизации (различия между группами населения, стрессовые нагрузки, несчастные случаи, болезни, преступность);
  • Экономическая составляющая последствий урбанизации (аварии, стоимость строительства инфраструктуры, повреждение дорожной сети в результате взаимодействия большого количества факторов, которые сами по себе не окажут негативного воздействия на окружающую среду).

Основными причинами загрязнения атмосферного воздуха города являются процессы, связанные со сжиганием ископаемого топлива (производство и потребление энергии для отопления зданий, производственная деятельность, транспорт).

Экологические проблемы крупных городов и изменения экосистем

Социально-экологические проблемы крупных городов и пути их решения

На городские экосистемы воздействуют очень высокое потребление энергии и большое количество твердых отходов, которые накапливаются в определенных местах. Таким образом, они представляют собой фактор деградации ландшафта и отрицательно влияют на качество водных ресурсов и городского воздуха.

В большинстве городов человек преобразовал природу:

  • растительность заменили бетоном, асфальтом и другими поверхностями;
  • преобразовали или похоронили русла рек;
  • создали городской климат;
  • построили огромные искусственные сети передачи энергии, воды и различных ресурсов.

Растущие города меняют гидрологические взаимоотношения и тем самым влияют на размер и частоту наводнений. Знание городской гидрологии и геоморфологии является не только ключом к хорошему городскому планированию, но и должно быть доступно каждому жителю.

Изменения климата

Социально-экологические проблемы крупных городов и пути их решения

Города практически не влияют на глобальный баланс излучения. Но внутри крупных населенных пунктов создается особый климат. За счет поглощения и последующего повторного излучения тепла от застроенных территорий, выбросов искусственного тепла в результате сгорания топлива, достигается эффект городского теплового острова.

В городах ночью теплее, чем в окружающей сельской местности, даже днем, особенно в высоких широтах. В Токио генерируемое людьми тепло повышает температуру городской поверхности примерно на 1,5°C летом и на 2,5°C зимой. А в результате городского землепользования температура повышается примерно на 1°C в обе половины года.

Влияние на водные ресурсы

Социально-экологические проблемы крупных городов и пути их решения

Даже гидрологический цикл находится под сильным влиянием человека, который использует воду для различных целей и возвращает ее загрязненной в круговорот воды. Эти изменения в городских районах настолько глубоки, что можно говорить о городской гидрологии:

  • Застроенные зоны создают искусственные непроницаемые поверхности, которые уменьшают запасы поверхностной воды;
  • Инфильтрация исчезает;
  • Поверхностный поток, проницаемость и эрозия увеличиваются;
  • Испарение уменьшается.

Деятельность человека отражается на качестве водных ресурсов. Основной проблемой являются городские сточные воды и остатки пестицидов и биоцидов, которые проходят через поверхностные и подземные воды. Ресурсам пресной воды в городских районах также угрожают отходы транспорта, туризма.

Проблемы с почвой

Социально-экологические проблемы крупных городов и пути их решения

Человеческая деятельность, увеличение и рост городов негативно сказывается на почву. Это отражается в увеличивающейся химизации и механизации промышленности в городах. Также наблюдается сильное отравление почвы через загрязненный воздух и осадки.

Учет всех этих факторов, а также поиск эффективных способов и методов их разрешения в приоритете у жителей городов и их правительства. Экологические проблемы городов и пути их решения – именно та задача, которая должна быть решена в ближайшее десятилетие.

Чему вы научитесь на курсе

— Узнаете, что такое волонтерство в области создания комфортной городской среды.

— Познакомитесь с крупнейшими добровольческими организациями в области создания комфортной городской среды.

— Узнаете, какие направления выделяются в области создания комфортной городской среды, и сможете выбрать подходящее именно вам.

— Узнаете о видах волонтерства в области создания комфортной городской среды.

— Разберетесь, как можно включиться в проекты в области создания комфортной городской среды в качестве волонтера.

Программа курса проработана

— Специалистами Ассоциации волонтерских центров — крупнейшей организации, развивающей добровольчество в России.

— Специалистами ФГБУ «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» (Роспатриотцентр).

— Специалистами проекта по созданию в обществе вектора позитивного будущего “Фабрика позитивных изменений”

Эксперты

Социально-экологические проблемы крупных городов и пути их решения

Основатель Центра современной культуры «Рельсы» и урбанистического сообщества «МЫ ТУТ»

Социально-экологические проблемы крупных городов и пути их решения

Директор “Фабрики позитивных изменений”

Социально-экологические проблемы крупных городов и пути их решения

Руководитель Центра проектирования Фабрики позитивных изменений

Россия и заграница

Экономическое неравенство в городах России сопоставимо со средним значением по ОЭСР – 0,37 в России и 0,35 в ОЭСР, показало исследование. Жилье в российских городах почти в два раза новее, чем в среднем по городам стран ОЭСР – 59% домов построено после 1980 г. против 30% в ОЭСР. При этом на одного горожанина в России приходится в среднем 0,9 комнаты, в то время как в ОЭСР этот показатель почти вдвое выше, показало исследование. Лидируют по обеспеченности жильем Вологда (1,33 комнаты на человека), Красногорск (1,26) и Владикавказ (1,25).

У 59% горожан есть высшее образование, что заметно выше, чем в ОЭСР (46%). Около 12% жителей городов в России регулярно перерабатывают – трудятся более 50 часов в неделю. Это сопоставимо со средним значением по городам стран ОЭСР – 11%. Аномально высокий уровень зафиксирован в Симферополе – регулярно перерабатывают 22,2% жителей. Работающий полный день горожанин отдыхает и спит в среднем 13,1 часа – на два часа меньше, чем в странах ОЭСР.

Менее половины (46%) российских горожан считают свое здоровье хорошим или очень хорошим, что ниже, чем в зарубежных городах. В среднем горожане в России живут 73 года. 82% горожан обеспечены качественной питьевой водой, согласно стандартам, но только 58% удовлетворены ее качеством.

Среднее количество убийств в городах России на 25% ниже, чем в городах стран ОЭСР. Наиболее безопасные города в этом отношении – Грозный, Махачкала и Нальчик. Улицы хорошо освещены лишь в трети российских городов. Половина респондентов заявили, что не чувствуют себя в безопасности на улице в темное время суток.

Разрыв в занятости мужчин и женщин в России составляет 9%, что сопоставимо с ОЭСР (8,9%). Наибольший гендерный разрыв в Северной Осетии (15,5%), Крыму (15,3%) и Дагестане (15,2%). Зарплата женщин в городах России в среднем на 30% ниже, чем у мужчин. Самая большая разница в оплате труда у мужчин и женщин в городах Хабаровского края, Сахалинской области и Камчатского края – от 40 000 до 55 000 руб.

Наиболее высокий средний размер оплаты труда отмечается в северных городах – Магадане, Сургуте и Новом Уренгое – порядка $20 000–25 000 в год, что сопоставимо с восточноевропейскими странами (Чехия, Словакия, Польша). Меньше всего средняя зарплата в Нальчике – $4500 в год. По показателю баланса работы и отдыха лидируют Сочи, Ростов-на-дону, Симферополь, Петрозаводск, Ханты-Мансийск.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *