Благоустройство – одна из важнейших составляющих градостроительства, которая представляет собой разработку и реализацию комплексных мероприятий, направленных на улучшение функционального, санитарного экологического и эстетического состояния общественных пространств с целью повышения качества уровня жизни местных жителей и привлекательности города для туристов и мигрантов, что как следствие увеличивает темпы его экономического развития и способствует росту конкурентоспособности.
Что включает в себя благоустройство города, основные задачи
К основным мероприятиям по благоустройству городских территорий относят:
Как упоминалось выше, главной целью благоустройства является создание максимально комфортных условий для жизни граждан. Для достижения этой цели выполняют следующие задачи:
● сбор, вывоз и утилизация отходов на регулярной основе;
● озеленение города в соответствии с законодательством;
● санитарная очистка и уборка городских территорий;
● содержание рекреационных объектов, их реконструкция и при необходимости изменения ландшафтного дизайна;
● установка различных МАФов;
● проектирование и организация внутридворового и уличного освещения;
● поддержание придомовых территорий и городских улиц в должном порядке в рамках нормативов с учетом требований к организации пешеходных зон;
● обеспечение защиты городских территорий от подземных вод, паводков и т. п.;
● содержание мест погребения.
Законом определяются правила благоустройства в Москве. Оно предусматривает проведение комплекса мероприятий по созданию, содержанию и облагораживанию объектов благоустройства, а также работ, направленных на обеспечение и повышение безопасности и комфортности условий проживания граждан в городе, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния городской территории.
К объектам благоустройства отнесены: территория города с расположенными на ней элементами объектов благоустройства; внешние поверхности зданий, строений, сооружений; объекты, не являющиеся объектами капитального строительства; информационные конструкции; произведения монументально-декоративного искусства; сезонные (летние) кафе.
Содержанием и облагораживанием территорий занимаются собственники (правообладатели) земельных участков. Содержание и облагораживание территорий, находящихся в собственности города, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена, как правило, осуществляется за счет средств городского бюджета. Если такие участки находятся в чьем-либо пользовании – благоустройство осуществляется за счет пользователей.
Приводится порядок обеспечения сохранности внешнего архитектурно-художественного облика города, обеспечения доступности территорий общего пользования, сохранности подземных коммуникаций и сооружений, а также правила проведения земельных работ.
Установлено, что нормативные акты Москвы, регулирующие отношения в области благоустройства, должны быть приведены в соответствие с принятым Законом до 1 июля 2015 г. До этого момента они действуют в части, не противоречащей Закону.
Закон г. Москвы от 30 апреля 2014 г. N 18 “О благоустройстве в городе Москве”
Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования
Текст Закона опубликован на официальном сайте Московской городской Думы http://www.duma.mos.ru/, 19.05.2014, на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 19.05.2014, в “Вестнике Мэра и Правительства Москвы”, май 2014 г., N 29 (том 2) (дата выхода номера в свет 27.05.2014), в газете “Тверская, 13” от 5 июня 2014 г. N 67-68
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон г. Москвы от 2 ноября 2022 г. N 29
Изменения вступают в силу с 20 ноября 2022 г.
Закон г. Москвы от 26 октября 2022 г. N 26
Изменения вступают в силу с 1 ноября 2022 г.
Закон г. Москвы от 8 июня 2022 г. N 17
Изменения вступают в силу с 27 июня 2022 г.
Закон г. Москвы от 17 мая 2018 г. N 10
Изменения вступают в силу с 2 июля 2018 г.
Закон г. Москвы от 16 декабря 2015 г. N 73
Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона
Закон г. Москвы от 8 июля 2015 г. N 45
Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:
1) – комплекс осуществляемых в соответствии с установленными нормами, требованиями и правилами мероприятий (работ) по созданию, содержанию и облагораживанию объектов благоустройства, а также иных предусмотренных настоящим Законом мероприятий (работ), направленных на обеспечение и повышение безопасности и комфортности условий проживания граждан в городе Москве, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории города Москвы;
2) содержание объекта благоустройства – обеспечение чистоты, поддержание в надлежащем техническом, физическом, санитарном и эстетическом состоянии объектов благоустройства, а также их отдельных элементов;
3) облагораживание объекта благоустройства – осуществление (производство) работ по проектированию, формированию и (или) размещению объектов или элементов объектов благоустройства, а также их функциональному (утилитарному) освещению и иных работ, направленных на создание новых или повышение качественного состояния существующих элементов объектов благоустройства;
4) элементы объектов благоустройства – конструктивные и функциональные составляющие объектов благоустройства, определяющие их внешний вид, обеспечивающие визуальное восприятие объектов благоустройства, а также использование (эксплуатацию) объектов благоустройства в соответствии с их функциональным назначением;
5) – прилегающая к одному или нескольким многоквартирным домам территория города Москвы, находящаяся в преимущественном пользовании проживающих в них лиц и включающая в том числе территорию, на которой расположены зеленые насаждения, подъезды и подходы к указанным многоквартирным домам. Дворовая территория может включать досуговую, физкультурно-оздоровительную и хозяйственно-бытовую зоны, в том числе парковочные места и контейнерные площадки;
6) объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, – объекты благоустройства, виды, параметры и характеристики которых устанавливаются Правительством Москвы и для размещения которых не требуется получение разрешения на строительство;
7) паспорт благоустройства территории – документ установленной формы, содержащий инвентаризационные данные о территории и расположенных на ней элементах, проектные решения, выполняемые в рамках содержания территории и в случаях, установленных настоящим Законом, облагораживания территории, а также перечень выполняемых работ;
8) паспорт объекта дорожного хозяйства – документ установленной формы, содержащий инвентаризационные данные о территории улично-дорожной сети города Москвы и расположенных на ней элементах, проектные решения, выполняемые в рамках содержания территории и в случаях, установленных настоящим Законом, облагораживания территории, а также перечень выполняемых работ;
9) проект благоустройства территории – документация, разрабатываемая (утверждаемая) в случаях и порядке, установленных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы, содержащая материалы в текстовой и графической форме и определяющая проектные решения по облагораживанию территории, а также перечень работ по облагораживанию территории;
10) – объект благоустройства, выполняющий функцию информирования населения города Москвы и соответствующий требованиям правил размещения и содержания информационных конструкций в городе Москве, утвержденных Правительством Москвы;
11) – информационная конструкция, размещаемая на фасадах, крышах или иных внешних поверхностях зданий, строений, сооружений, внешних поверхностях нестационарных торговых объектов в месте фактического нахождения или осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, содержащая сведения о профиле деятельности организации, индивидуального предпринимателя и (или) виде реализуемых ими товаров, оказываемых услуг и (или) их наименованиях (фирменное наименование, коммерческое обозначение, изображение товарного знака, знака обслуживания) в целях извещения неопределенного круга лиц о фактическом местоположении (месте осуществления деятельности) данной организации, индивидуального предпринимателя либо сведения, размещаемые в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I “О защите прав потребителей”;
12) – юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые являются собственниками (правообладателями) вывесок, сведения о которых в объеме, предусмотренном пунктом 11 настоящей статьи, содержатся в данных вывесках и в месте фактического нахождения (осуществления деятельности) которых данные вывески размещены;
13) собственники (правообладатели) объектов благоустройства – физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, обладающие объектом благоустройства на праве собственности, ином вещном праве, а в случаях, установленных Правительством Москвы, – на обязательственном праве;
14) – работы по разрытию, выемке, перемещению, укладке, уплотнению грунта и (или) иное вмешательство в грунт на уровне ниже верхнего слоя грунта.
Современные проблемы благоустройства
С ростом городов и развитием промышленности благоустройство городской среды становится все более значимым заданием, требующим особого внимания и взвешенных решений органов управления, включая тщательное планирование организации работ с учетом территориальных ресурсов. Основными проблемами, препятствующими развитию сферы благоустройства, являются недостаточное финансирование и нескоординированные действия органов местного самоуправления.
Сознательность граждан, их желание и возможности помогать уполномоченным органам также влияют на уровень благоустройства городской среды. Низкая вовлеченность населения часто становится причиной медленных темпов благоустройства города.
Кто отвечает за благоустройство городских территорий
Организация и проведение мероприятий по благоустройству города входит в компетенцию органов местной власти. В каждом административном субъекте действуют индивидуальные программы благоустройства городской среды, при составлении которых учитываются особенности города и первоочередные задачи, необходимые для повышения уровня жизни местного населения.
Правила благоустройства городских парков
Благоустройство любого парка начинается с плана. Учитывая тот факт, что городские парки предназначены для отдыха, развлечений и досуга граждан, необходимо предусмотреть функциональные зоны для всех видов упомянутой деятельности, а также создать безбарьерную среду для комфортного передвижения людей с ограниченными возможностями.
К основным функциональным зонам в парке относят:
● зону тихого отдыха и прогулок;
● физкультурно-оздоровительную;
● детскую;
● зону массовых мероприятий, аттракционов и развлечений;
● хозяйственную.
Самыми большими зонами по занимаемой площади являются первые две из вышеперечисленных. Этот список может быть дополнен в зависимости от профиля парка. Степень озеленения каждой функциональной зоны определяется индивидуально с учетом её назначения и расположения на участке.
При определении функциональных зон и концепции ландшафтного дизайна будущего парка проектировщики основываются на следующих параметрах:
Особенности благоустройство набережных
Основная задача благоустройства набережных – это приведение в порядок прибрежных природных территорий, раскрытие их экологического, рекреационного и видового потенциала. При благоустройстве набережную делят на несколько функциональных зон: променад, парковую прогулочную, спортивную и детскую. Проектировщики обязательно уделяют особое внимание безбарьерной среде, создавая дополнительные места для отдыха и увеличивая площадь пешеходных дорожек и тротуаров, количество пандусов и скамеек, а также устанавливая дополнительное освещение по всей территории.
Особенности благоустройства сельских территорий
Благоустройство сельской среды направлено на улучшение жизни в небольших поселениях. Как правило, реализация мероприятий по благоустройству сельских территорий осуществляется за счет субсидий из федерального бюджета, а также благодаря участию частных предпринимателей, общественных организаций и неравнодушных граждан. Перечень мероприятий по благоустройству сельской местности включает те же виды деятельности, что и в случае городской среды. Особое внимание уделяется сохранению природных ландшафтов и реконструкции историко-культурных памятников.
Благоустройство жилых комплексов и дворовых территорий
Благоустройство территории жилого комплекса является обязанностью строительной компании. Правильная организация подчеркивает достоинства ЖК и позволяет создать максимально комфортные условия для его жителей. Мероприятия по благоустройству придворовой территории включают:
● функциональное зонирование: разделение территории на зоны для отдыха, спорта, детских игр, выгула собак и т д.;
● озеленение придворовой территории;
● строительство тротуаров, велосипедных и пешеходных дорожек;
● создание безбарьерной зоны;
● организация освещения, включая архитектурную подсветку;
● установка МАФов: урн, лавочек и скамеек, велопарковок, фонтанов, скульптур и т.д.
В последние годы в сфере благоустройства жилых дворов преобладают эко-тренды. Застройщики используют натуральные материалы, переносят паркинги под землю, увеличивают площадь велодорожек и количество велопарковок, а также устанавливают специальные контейнеры для сортировки мусора.