Разница между граффити и фресками и словарь уличного искусства

The world of street art is not as simple as it may seem at first glance. There are multiple styles of outdoor, public art, and street art that can be made and interpreted in various ways. People often get confused between two common types of outdoor art, murals, and graffiti.

Разница между граффити и фресками и словарь уличного искусства

People observe art and appreciate it in their way; however, they are not always aware of the different terms used to describe a particular piece or style of art. Many assume murals and graffiti are indistinguishable, but in reality, they are two unique art forms, each with a rich history and culture.

Разница между граффити и фресками и словарь уличного искусства

Мурал как отдельный вид искусства появился около века назад в Мексике — во время революционных событий 1920-х годов. Художники буквально последовали призыву авангардистов ломать существующие правила классической живописи и выйти из мастерских, чтобы нести в массы новое революционное искусство. Власти Мексики одобрили новаторскую монументальную живопись, министр просвещения даже заказал молодым художникам несколько росписей общественных зданий.

Как правило, муралы художники создают на собственные средства или в рамках финансируемых городских проектов. В современном мире муралы как арт-объекты часто появляются на фестивалях современного искусства. Например, во время фестиваля в Выксе Эрик Булатов создал мурал, в котором объединил две свои известные работы — «Стой — Иди» и «Амбар в Нормандии».

От граффити мурал отличается размерами. Он занимает огромное пространство, обычно всю стену здания. Также в отличие от граффити мурал всегда несет художественную и эстетическую ценность, воплощает художественную идею и смысл.

Отличается он и от классической монументальной живописи. Московский художник Дмитрий Аске пишет:

Мурал и граффити – искусство улиц? Что приходит на замену серым стенам

Разница между граффити и фресками и словарь уличного искусства

Рисование граффити и муралов – давно уже не занятие для вандалов. Сегодня стрит-арту (от англ. street art – уличное искусство) посвящают фестивали и престижные конкурсы, а художник может получить легальное разрешение на украшение стен своими работами.

Некоторые муралы посвящены известным историческим личностям и деятелям культуры. Чем не способ увековечить память? «АиФ» узнал, в каких городах Беларуси можно найти портреты прямо на фасадах домов.

Разница между граффити и фресками и словарь уличного искусства

В столице

Минск, безусловно, – рекордсмен по количеству граффити. Большую роль в этом сыграл арт-фестиваль Vulica Brasil, который проходит в столице с 2014 года. Среди работ на улице Октябрьской можно найти, например, портрет известного деятельного минчанина – графа Чапского. Именно при нем завершилась стройка театра, который теперь носит титул Национального академического имени Янки Купалы.

А в июне этого года на фасаде жилого дома на улице Кузьмы Чорного, 31 появился портрет этого белорусского писателя. Художники выполнили работу к большой дате – 24 июня Кузьме Чорному исполнилось бы 120 лет. Исполнителем портрета стала команда Zadelo.

Разница между граффити и фресками и словарь уличного искусства

Идею работы предложил один из жильцов дома. По словам куратора проекта, портрет Кузьмы Чорного будет стартом для других подобных муралов, которые появятся в регионах. Также художники команды ранее изобразили Франциска Скорину на улице Юбилейной, 27 в Новогрудке.

ДИАЛОГ С ОБЩЕСТВОМ

Составить конкуренцию Минску по количеству муралов может Витебск. В городе повсюду встречаются изображения известных личностей. Нашлось место и для портретов земляков: Марка Шагала можно увидеть на улице Суворова, 36, а Василя Быкова – во дворе дома №7 на Московском проспекте. Авторы большинства настенных портретов в Витебске – художники из команды Youfeelmyskill. Почему они выбрали этот вид искусства? Команда поясняет: «Превратить серую стену в арт-объект могут многие. А вот начать диалог с обществом, донести свои идеи через работы на центральных улицах городов рискнёт далеко не каждый. Это другой уровень, это социальный стрит-арт».

На малой родине Владимира Короткевича, автора романов «Хрыстос прызямлiўся ў Гароднi», «Каласы пад сярпом тваiм», – в Рогачёве – тоже не обошлись без портрета писателя. Муралы создала студия TAKTAK в рамках фестиваля «Must Act» в Рогачёве.

Читайте также:  Тренды в благоустройстве общественных пространств и городской среды 2022-2023 — PARK-SIB на vc.ru

Разница между граффити и фресками и словарь уличного искусства

Новое преображение

В скором времени преобразится и Кобрин. Заместитель председателя Кобринского райисполкома Валентин ТРУБЧИК сообщил, что на центральных улицах города фасады многоэтажных домов украсят портреты двух десятков известных исторических персонажей и деятелей культуры. В городе появятся графические портреты Франциска Скорины, Тадеуша Костюшко, Адама Мицкевича, Боны Сфорца, Элизы Ожешко, Наполеона Орды, Василя Быкова, Алеся Адамовича и Рыгора Бородулина.

ЖЭС-арт

Разница между граффити и фресками и словарь уличного искусства

СЛОВАРЬ «АиФ»

Граффити – это изображения или надписи, нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях.

Мурал – это огромное изображение, которое нанесено на стену здания. Чтобы создать мурал, художнику может не хватить одного только навыка работы в стиле граффити. Нужно уметь проектировать большие произведения, иметь подходящее снаряжение.

Разница между граффити и фресками и словарь уличного искусства

Почему мы это делаем

Уличное искусство как феномен вышло за рамки замкнутого комьюнити и было опознано как самостоятельная практика современного искусства, значит, требует искусствоведческого осмысления.

Для чего мы это делаем

Весной 2017 года Институт исследования стрит-арта провел цикл встреч, посвященных спорным вопросам сообщества. Каждая из этих дискуссий сопровождалась непростым диалогом о трактовке базовых терминов, с помощью которых мы определяем уличное искусство. Так возникло общее понимание, что нам необходимо договориться о значении основных явлений уличного искусства. Иначе это сделают за нас.

Чего мы хотим

Мы провели большую предварительную работу — опросили как художников, работающих на улице, так и искусствоведов. На основе этих данных и был сформирован круг вопросов для симпозиума. На финальной сессии мы собрали экспертов, прекрасно понимая, что они представляют лишь часть сообщества и «за бортом» осталось множество специалистов, каждый из которых имеет собственное аргументированное мнение. Однако наша задача не состоит в символическом «захвате власти», потому что нет и не может быть никакого «финального решения». Скорее это попытка определить характерные черты явления и обозначить спорные точки. Результат дискуссии предлагает некоторые важные позиции, которые были нащупаны в процессе диалога. В критическом споре с этими позициями любой участник может предложить собственную версию насыщения термина, подтвердив ее аргументами.

Разница между граффити и фресками и словарь уличного искусства

Само понятие graffiti возникло в исторической науке еще до осознания уличного искусства как самостоятельного культурного феномена. Оно относится к любым текстовым или графическим изображениям — от наскальной живописи до надписей, сделанных римлянами и викингами. В исторической науке разделяют понятия graffiti, то есть изображения, сделанные в технике процарапывания поверхности (от итальянского глагола graffiare — «царапать»), и dipinti — надписи, нанесенные краской. Эти примеры нередко называют протограффити. Стилистически между ними действительно можно выстроить визуальные параллели с сегодняшним уличным искусством, но надо четко понимать, что «граффити» в современном значении слова — это продукт урбанистической культуры (Urban Culture), осознание феномена которой произошло только в 1960-е годы.

Мы ведем отсчет нового прочтения термина «граффити» от явления, возникшего в Америке в 1960-е, а именно от теггинга (tagging) и рисования с помощью аэрозольного баллончика с краской (spraying). В таком случае правильно произносить слово «граффити» следует с ударением на второй слог — «граффИти». В бытовой речевой практике используются оба варианта, однако мы предлагаем избрать именно этот как «профессиональный» по аналогии со словом «кОмпас» (общеупотребительное) и «компАс» (профессиональное).

Граффити на сегодняшний день — это глобальная молодежная субкультура, а также способ коммуникации внутри сообщества, цель которой — тиражирование своего имени или названия команды, маркирование урбанистического пространства и утверждение своего присутствия.

Художник или граффити-райтер (от англ. write — «писать») не ограничен в выборе инструментов. Он может использовать весь имеющийся в его распоряжении или еще неизвестный технический материал (краска, аэрозольный баллончик, маркер и другое).

Понятие «граффити» в английском языке передается целым спектром определений (nick name style writing, spray art, graffiti art), что демонстрирует расширение значений термина путем концентрации внимания на отдельных его ипостасях.

Читайте также:  Тендеры по благоустройству владимирской области

На сегодняшний день нет никакой жесткой установки в отношении использования языка, на котором делаются граффити: в российском пространстве художник волен использовать как латиницу, так и кириллицу. Или любой другой язык, который ему нравится.

В современной практике также существует термин post graffiti, который рассматривает базовое понятие через призму эстетики 1960-1970-х — в ее развитии и понимании в современности. При этом если классический граффити-теггинг обращен к внутренней субкультуре, то post graffiti — это система знаков, открытая широкому зрителю.

Разница между граффити и фресками и словарь уличного искусства

Уличное искусство / Стрит-арт

Эксперты сошлись на том, что понятия «уличное искусство» и «стрит-арт» дублируют друг друга, но все же существуют разночтения.

«Стрит-арт» как широко распространенное в прессе понятие включает в себя все виды активности на улице, производимые «художником». Из-за такого формального использования для многих специалистов этот термин был дискредитирован, и теперь они стараются его не употреблять.

Понятие «уличное искусство» шире и включает в себя любые формы уличной активности — в том числе политический активизм, коммерческую рекламу и народный ЖЭК-арт. Таким образом, оно соединяет все возникающие дополнительные элементы, связанные с основным значением.

С точки зрения художника, «уличное искусство» — это художественная практика, включающая в себя различные формы творческой активности в городском и общественном пространстве (граффити, стрит-арт, городские интервенции и прочее). Основные ее черты: нелегальность производства, яркий социально-критический посыл и партизанинг (популяризация идеи свободного высказывания или действия, направленного на переосмысление и перестройку городской среды и общества в целом), а также низовые гражданские инициативы с максимально широким спектром используемых изобразительных и медийных средств.

Эксперты отметили, что в западных источниках также используется термин Urban Art, но в России он практически не употребляется — разве что как название различных городских фестивалей, связанных с уличным искусством.

Также в рамках дискуссии эксперты обсудили термин «паблик-арт», который обычно употребляется в значении «искусство в общественном пространстве». Однако выяснилось, что для многих это понятие слишком тесно связано с местом и периодом его рождения — Америкой времен Великой депрессии, где искусство регулировалось муниципальными органами власти. Важно отметить, что в России большинство попыток сотрудничества художников с государством потерпели фиаско. Возможно, поэтому у экспертов возникло негативное отношение к этому термину.

Разница между граффити и фресками и словарь уличного искусства

Мурал / Монументальная живопись

Термин «мурал» нередко используется в России для обозначения крупных настенных росписей. Однако корнями он уходит в мексиканскую монументальную живопись 1920–1960-х. Поэтому экспертам показалось принципиально важным разделить понятия, касающиеся монументальных росписей и настенных изображений, сделанных в других техниках в городском пространстве.

Например, мозаики, рельефы и сграффито, созданные в советское время, все же следует отнести к монументальному искусству. Оно поддерживалось, сохранялось и реставрировалось за государственный счет наравне с городской скульптурой. Родовая черта таких изображений — стремление к долгосрочному существованию. Коренным отличием современных росписей является относительная краткосрочность их жизни, хотя некоторые живут довольно долго и даже реставрируются.

В результате эксперты пришли к выводу, что в сегодняшнем контексте некорректно использовать понятия «мурал» и «монументальная живопись», если мы говорим о больших плоскостных работах, созданных современными художниками на фасадах или брандмауэрах домов. Возможно, для таких произведений наиболее подходящим будет определение «настенная роспись». Она может быть создана как нелегально, так и при поддержке различных институций. Главное, что такая роспись всегда претендует на взаимодействие с архитектурной плоскостью здания. Так как настенные росписи существуют уже довольно давно, для их обозначения также используется понятие «неомурализм».

Разница между граффити и фресками и словарь уличного искусства

Уличная волна / Урбан контемпорари

Термин «уличная волна» вызвал наибольшее количество споров. Под вопросом была сама возможность его включения в список базовых терминов, так как некоторые услышали о таком явлении в первый раз.

Читайте также:  И Сбер представили индекс развития городов и регионов ESG

Под «уличной волной» подразумеваются художники, которые либо совмещают работу на улице с выставками в художественных галереях, либо окончательно переместились в институциональное пространство, но продолжают использовать наработки и эстетику уличного искусства (граффити, постграффити, настенные росписи и т. д.). Сам факт такой миграции до сих пор многими воспринимается неоднозначно. Однако нельзя отрицать, что эта практика распространена как в России, так и за рубежом. Эксперты отметили, что популярность этого термина связана с маркетинговой стратегией, позволяющей успешно коммерциализировать искусство художников «уличной волны». Кроме того, понятие имеет непосредственное отношение к самопозиционированию авторов этого круга.

Термин Urban contemporary, по мнению участников дискуссии, в российском публичном пространстве практически не используется.

Игорь Поносов, художник, основатель и редактор онлайн-проекта «Партизанинг», автор книги «Искусство и Город» (Москва)
Дмитрий Аске, художник, основатель и редактор сайта Vltramarine.ru (Москва)
Сабина Чагина, куратор, основатель биеннале уличного искусства «Артмоссфера» (Москва)
Константин Богданов, филолог, фольклорист, историк культуры, ведущий научный сотрудник Института русской литературы РАН (Санкт-Петербург)
Станислав Скворцов, художник, редактор петербургского граффити-журнала PetroGraff (Санкт-Петербург)
Константин Ставров, художник, куратор (Санкт-Петербург)
Антон Польский, художник, преподаватель урбанистики в РГГУ, редактор онлайн-проекта «Партизанинг» (Москва)
Альбина Мотор, продюсер и куратор программ искусства в городской среде, сооснователь Института исследования стрит-арта (Санкт-Петербург)
Михаил Астахов, историк, куратор, сооснователь Института исследования стрит-арта (Санкт-Петербург)

Дмитрий Пиликин, куратор, историк искусства (Санкт-Петербург)
Мария Удовыдченко, куратор научно-исследовательских программ Института исследования стрит-арта (Санкт-Петербург)

Материал подготовлен Институтом исследования и развития стрит-арта.

Graffiti is a creation of art that portrays people’s emotions, artistic expression, or politics in backdrops, characters, or creative words. Graffiti is a common type of street art that is mainly done on public walls on city streets – typically without any prior permission. Graffiti is commonly done as an act of rebellion, marking territory, making a statement, or raising awareness.

Graffiti is much older than many people realize. Modern graffiti as we know it now grew in popularity in the 1970s in urban America. However, the term “graffiti” originally referenced ancient inscriptions. You can still find ancient words or figure drawings on the walls of famous ancient sepulchers, public buildings, and ruins such as the Catacombs of Rome or at the ruins of Pompeii.

Graffiti, particularly the tagging style of graffiti, involves the usage of letters. The use of the word “graffiti” has evolved over the centuries to refer to both text or graphics applied to surfaces.

Разница между граффити и фресками и словарь уличного искусства

Sometimes, these can be simple; they are made creatively using the bubble letter format or other additional stylization. There are several sub-genres of graffiti, such as a “throw up” a type of tagging where one color is used to fill the letter, while other colors produce backgrounds and characters. A persistent color scheme can help to enhance the letters that are drawn.

These bubble tag letters are usually designed and painted with spray cans, markers, paint rollers, and fire extinguishers. If you go for figurative or intricate Graffiti, you can combine it with images and icons.

Разница между граффити и фресками и словарь уличного искусства

For a long time, the term Graffiti has been synonymous with vandalism. As Graffiti grew in popularity it has become more broadly accepted and appreciated. Many graffiti artists like Alec Monopoly are now household names. However, there are still many layers of graffiti culture, and some graffiti styles and artworks are more widely appreciated and understood than others.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *