14 февраля 2020 года Анатолий Курманов представлен Правительству Ульяновской области как будущий министр цифровой трансформации и проектного управления региона. Соответствующее распоряжение будет на следующей неделе.
Одной из приоритетных задач на новом посту для Анатолия Курманова станет масштабирование опыта Подмосковья по развитию цифровизации и проектного управления, в соответствии с поручением Президента по итогам Совета по местному самоуправлению, который прошел 30 января 2020 года в Доме правительства Московской области.
Продолжение истории после рекламы
Итогом работы первого года должно стать развертывание и запуск в Ульяновской области Центра управления регионом (на основе практики такого центра, работающего в Подмосковье). Соответствующее соглашение о передаче опыта губернатор Ульяновской области Сергей Морозов и губернатор Московской области Андрей Воробьев подписали в октябре 2019 года.
Курировать новое министерство цифровой трансформации и проектного управления будет заместитель председателя Правительства Ульяновской области Светлана Колесова, государственная карьера которой начиналась ещё в Тюменской области под руководством Сергея Собянина.
Комментируя свое назначение, Анатолий Курманов заявил журналу RUБЕЖ:
Ульяновская область – один из первых регионов, где запущен в работу системный процесс цифровой трансформации, и в этом огромная и личная заслуга губернатора Сергея Морозова, опытного и уважаемого руководителя, одного из старожилов в корпусе руководителей субъектов Российской Федерации.
Как отмечают эксперты, создание в Ульяновской области нового министерства, где цифровизация увязана с проектным управлением, стало логичным этапом федеральной политики по усилению региональных компетенций в рамках цифрового развития и цифровой трансформации.
Ее тезисы озвучил Максут Шадаев – новый министр цифрового развития в правительстве РФ, до этого возглавлявший министерство государственного управления Московской области, откуда и перешел в Ульяновскую область Анатолий Курманов, занимавший там пост советника министра и принимавший участие в запуске подмосковного ЦУРа, а также координировавший проект «Умные города Подмосковья».
Также в послужном списке нового министра Ульяновского Правительства значится АО «НПК «Дедал» – предприятие Госкорпорации «Росатом», бывший руководитель которой Сергей Кириенко с 2019 года занимает пост первого замруководителя Администрации президента РФ, оставаясь председателем Наблюдательного совета Госкорпорации, который заявил, что Администрация президента и правительство будут оказывать помощь главам регионов, которые активно развивают цифровую экономику.
Учитывая, что Ульяновская область – первый субъект федерации, подписавший подобное соглашение, а назначение Курманова произошло буквально в течении двух недель после визита Владимира Путина в подмосковный ЦУР, очевидно, что в случае удачного опыта подобные кадровые усиления могут произойти и в других российских регионах.
Курманов Анатолий Анатольевич hодился в 1972 года в городе Москва, образование высшее. Начал трудовую деятельность в 1989 году в редакции газеты «Комсомольская правда» (курьер, секретарь отдела);
1992–1994 – Центр развития деловых связей РФ (исполнительный директор);
1994–2000 – Российский Фонд за международное развитие и сотрудничество (управляющий делами, первый заместитель председателя, председатель);
2001–2002 – ООО «Первая транспортная компания» (директор по транспорту);
2003–2010 – филиалы ГУП «Мосгортранс» – Служба по обслуживанию линейных сооружений, Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод «СВАРЗ», Служба энергохозяйства (заместитель, первый заместитель директора);
2011-2012 – проект «Мобильный офис Сбербанка» (координатор со стороны генерального подрядчика);
2013 – 2015 – ООО «Геолайф Эшелон» (генеральный директор);
2015 – 2016 – Группа компаний «Геолайф» (президент);
2016-н/в, ведущий специалист, и.о. заместителя генерального директора, советник (с марта 2109 года по внешнему совмещению) АО «НПК «Дедал» (дивизион Безопасность Госкорпорации «Росатом»).
В соответствии с решением инвестиционного комитета Госкорпорации «Росатом» на Курманова А.А. возложены были обязанности Заказчика по объекту «Строительство производственной площадки АО «НПК «Дедал» в Особой экономической зоне «Дубна». По распределению обязанностей в АО «НПК «Дедал» отвечает за взаимодействие с федеральными, региональными и муниципальными органами власти.
На общественных началах является советником главы г.о. Дубна Московской области. Принимал активное участие в подготовке к выборам Президента РФ, Губернатора Московской области. В Министерстве государственного управления, информационных технологий и связи Московской области работает с марта 2019 года.
Координатор Межведомственной рабочей группы, ответственный секретарь Проектного комитета Проекта «Умные города Подмосковья». Аналитик Мингосуправления, ответственный по блоку «Связь и телевидение».
По распределению обязанностей также отвечает за оформление НПА связанных с межрегиональным сотрудничеством по тематике Национальной программы «Цифровая экономика» и Ведомственного проекта Минстроя России «Умный город».
В 2019 году прошел обучение по программе повышения квалификации «Цифровая экономика и цифровые технологии для государственных служащих» в ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». Принимал активное участие в подготовке Совета по развитию местного самоуправления и визита Президента РФ в Центр управления регионом Московской области.
С 2005 г. действительный член Российской Академии бизнеса и предпринимательства.
2008-2010 г.г. член Рабочей группы Общественной палаты Российской Федерации по подготовке Национальной программы «Формирование системы духовно-нравственных ценностей новой России».
С января 2020 вице-секретарь Общественного движения «Клуб руководителей муниципальной сферы».
Кавалер знака Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков «За Заслуги», ведомственной юбилейной медали ГУП «Мосгортранс» «110 лет Службе Энергохозяйства», награжден грамотами и благодарственными письмами Министерства Внутренних Дел РФ, Московской Городской Думы, органов исполнительной власти города Москвы, Почетным золотым знаком «Муниципальные руководители России. Труд и Честь» Клуба руководителей муниципальной сферы.
Женат, воспитывает сына.
Работу Центра компетенций «Умный город», лучшие практики, подтвердившие свою эффективность и программу IV Международного форума развития городов «Умный город – Умная страна», который пройдет 26-28 июля в Уфе обсудят на специальной стратегической сессии XIV Международного IT-форума с участием стран БРИКС и ШОС.
В стратегической сессии примут участие:
- Анатолий Курманов, заместитель руководителя Рабочей группы Минстроя России по реализации проекта цифровизации городского хозяйства «Умный город», председатель Экспертного совета Центра компетенций «Умный город»;
- Ярослав Раков; заместитель Председателя Правительства Тульской области;
- Юрий Гамзатов, министр цифрового развития Республики Дагестан;
- Светлана Давлетова, заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан;
- Нина Сыманюк, директор центра онлайн-обучения Института экономики и управления Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина;
- представители компаний-разработчиков решений для умных городов, которые подтвердили свою социально-экономическую эффективность.
IT-форум состоится 6-7 июня 2023 года на площадке Конгрессно-выставочного центра Югра-Экспо.
Гостей мероприятия ждет:
3 тысячи гостей из 45 стран и всех регионов Российской Федерации. Это – представители дипломатического корпуса, федеральных министерств и региональных органов власти стран БРИКС, ШОС, СНГ, Африки, Латинской Америки и России.
Насыщенная деловая программа, включающая свыше 50 отраслевых мероприятий.
Обсуждение вопросов цифровой трансформации отраслей экономики, импортонезависимости, кибербезопасности, а также развитие искусственного интеллекта и кадрового потенциала.
Пул ключевых экспертов в области цифровой трансформации региональных и федеральных органов власти. Кроме того, в работе Форума традиционно примут участие представители IT-компаний, общественных и научных организаций, ведущие эксперты IT-отрасли.
Выставочное пространство для ознакомления с передовыми IT-решениями и прототипами.
Насыщенная культурная программа, которая познакомит гостей с уникальной культурой коренных народов Севера.
Международный IT-форум с участием стран БРИКС и ШОС – одно из крупнейших событий в сфере цифровизации государственного управления ежегодно проходит при поддержке ЮНЕСКО, МИД России, Минцифры России других федеральных ведомств. В 2022 году форум посетило более 5000 делегатов из 50 стран мира и 80 регионов России.
Анатолий Курманов
«Диалог», проект «Умные города Подмосковья»Директор проектов, экс-руководитель
Образование
«РЭУ им. Плеханова» – программа «Цифровая экономика и цифровые технологии для государственных и муниципальных служащих». Ленинградский государственный областной университет имени А.С. Пушкина, квалификация – менеджер организации.
Профессиональный опыт
С 2020 по настоящее время – директор проектов «Диалог». С 2019 – 2020 гг. – советник министра государственного управления, информационных технологий и связи Московской области, ответственный секретарь проектного комитета «Умные города Подмосковья». С 2016 – 2019 гг. – советник, и.о. заместителя генерального директора предприятия Госкорпорации «Росатом» «НПК «Дедал», советник Главы городского округа Дубна Московской области. С 2013 – 2016 гг. – генеральный директор, Президент «Геолайф». С 2003 – 2013 гг. – заместитель, первый заместитель директора филиалов «Мосгортанс» Служба по обслуживанию линейных сооружений, Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод «СВАРЗ», Служба энергохозяйства. С 1993 – 2000 гг. – управляющий делами, Первый заместитель председателя, Председатель, «Российский фонд за международное и развитие». С 1988 – 1992 гг. – внештатный корреспондент еженедельника «Собеседник», курьер, секретарь отдела, ответственный секретарь КНС редакции газеты «Комсомольская Правда».
Справка о компании
Автономная некоммерческая организация по развитию цифровых проектов в сфере общественных связей и коммуникаций «Диалог» — создана в ноябре 2019 года единственным учредителем в лице Департамента информационных технологий города Москвы. С марта 2020 года в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам Совета по местному самоуправлению отвечает за создание и организацию функционирования в субъектах Российской Федерации центров управления регионов.
Председатель Экспертного совета АНО «Центр компетенций «Умный город»
Анатолий Курманов родился в 1972 году в Москве. Начинал трудовую деятельность в редакции газеты «Комсомольская правда» С 1992 по 2000 годы работал руководящих позициях в Российском фонде за международное сотрудничество и развитие.
В 2000 году перешел на работу в транспортную отрасль. С 2003 по 2010 год занимал руководящие должности в филиалах ГУП «Мосгортранс» Служба по обслуживанию линейных сооружений, Сокольнический вагоноремонтный завод «СВАРЗ», Служба энергохозяйства.
С 2014 года был консультантом Рабочей группы по внедрению технологий ГЛОНАСС при Межведомственной рабочей группе по развитию и применению системы ГЛОНАСС Военно-промышленной комиссии Российской Федерации.
В 2016 году Анатолий Курманов перешел на работу в АО «НПК «Дедал», предприятие ядерного оружейного комплекса Госкорпорации «Росатом». В 2018 году назначен советником Главы городского округа Дубна Московской области. на пост Министра цифрового развития и связи Саратовской области. С 2019 года – советник Министра государственного управления, информационных технологий и связи Московской области, ответственный секретарь проектного комитета «Умные города Подмосковья».
В 2020 году работал директором проектов АНО «Диалог», советником Генерального директора АНО «Диалог Регионы» принимал участие в реализации поручения Президента Российской Федерации по созданию Центров управления регионов в субъектах Российской Федерации.
С 2021 года в структуре Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций администратор проекта по внедрению Платформы обратной связи, координатор проектов в новых субъектах Российской Федерации.
С 2019 года член, а 2021 заместитель руководителя Рабочей группы Минстроя России по реализации проекта «Умный город».
Награжден почетным знаком «За заслуги» Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, нагрудным знаком «За развитие Тамбовской области», ведомственным нагрудным знаком Управления Республики Северная Осетия-Алания по информационным технологиям и связи “За цифровизацию Алании”, благодарственными письмами Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, благодарственным письмом Губернатора Саратовской области, Почетными грамотами, грамотами и благодарственными письмами органов государственной власти Московской, Белгородской, Челябинской, Калужской и Саратовской областей, города Севастополь.
Анатолий Курманов будет назначен министром цифровой трансформации и проектного управления Ульяновской области
Также в послужном списке нового министра Ульяновского Правительства значится АО «НПК «Дедал» – предприятие Госкорпорации «Росатом», бывший руководитель которой Сергей Кириенко с 2019 года занимает пост первого замруководителя Администрации президента РФ, оставаясь председателем Наблюдательного совета Госкорпорации, который заявил, что Администрация президента и правительство будут оказывать помощь главам регионов, которые активно развивают цифровую экономику.
Курманов Анатолий Анатольевич родился в 1972 года в городе Москва, образование высшее. Начал трудовую деятельность в 1989 году в редакции газеты «Комсомольская правда» (курьер, секретарь отдела);
Анатолий Курманов«Умные города» ПодмосковьяОт пилотов – к общей платформе
В список пилотных территорий федерального проекта по развитию «Умных городов» подмосковная Дубна вошла одной из первых. Во многом – благодаря уже наработанной практике внедрения интеллектуальных решений в сфере городского управления. Анатолий Курманов, Советник генерального директора предприятия Госкорпорации «Росатом» АО «НПК «Дедал» и Советник главы администрации Дубны рассказал журналу RUБЕЖ, как устроен алгоритм эффективного привлечения инвесторов к проектам развития территорий в формате Smart City, и чем опыт «атомного» наукограда может быть полезен как пример для других муниципалитетов России.
Беседовал: Михаил Динеев
RUБЕЖ: В чем, на Ваш взгляд, особенность концепции «Умный город», предложенной Минстроем в рамках цифровой экономики?
Анатолий Курманов: Проект рассчитан на абсолютно разные территории, с разной готовностью к внедрению цифровых технологий. Федеральный координатор – Министерство строительства и ЖКХ – четко зафиксировал пять ключевых принципов умного города. Первый принцип – это ориентация на человека.
Далее следует технологичная инфраструктура, повышение качества управления городскими ресурсами, комфортная и безопасная среда. И акцент на экономической эффективности. Но это не условия создания умного города. Все-таки,мы о чем говорим? Мы говорим про разработку и утверждение единых требований для цифровой городской платформы, синхронизации муниципальных, региональных и федеральных требований. А также создание единой интеллектуальной системы управления умного города, собственно создание цифровых сервисов.
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства России 31 октября утвержден ведомственный проект цифровизации городского хозяйства «Умный город».
Коллеги из Минстроя совместно с экспертами разработали Методические рекомендации по подготовке пакета региональных программ цифрового развития субъектов Российской Федерации.
Нужно отметить очень высокое качество этих документов и вообще в целом работу команды под руководством заместителя министра Андрея Чибиса.
RU: На «Росатом»возложено право осуществить внедрение цифровых технологий в инфраструктуру нескольких пилотных городов. На основе каких компетенций?
АК: «Росатом» – это огромная международная корпорация. Отраслевым интегратором проекта выступает специально созданная компания «Русатом – Инфраструктурные решения».У «Дедала» (АО «НПК «Дедал» – специализированное предприятие направления «Системы безопасности» Госкорпорации «Росатом» – прим. редакции), который является интегратором «Умного города» в Дубне, есть какие-то нишевые решения, например, для безопасности, в том числе на транспорте.
Главное решение, которое мы для себя приняли как госкорпорация – использовать свою единую платформу.
Развитие и апробация платформы проходит на базе города Саров в Нижегородской области. Это своего рода база, на которую накладываются любые решения. А решения эти применяются в совершенно разных городах, это и ЗАТО(закрытые административно-территориальные образования), и города-спутники атомных электростанций, и города присутствия предприятий Госкорпорации. Поэтому с точки зрения методологии – для всех показатели примерно одинаковы, должны быть по результативности.
«Умный город» должен быть неким конструктором, как Lego. Главное, о чем нужно договориться, – о едином обязательном формате передачи данных. Потому что одну ошибку государство уже совершило, когда шла работа над программой «Открытые данные». Эксперты неоднократно говорили, что открытые данные обязательно должны быть геопривязаны, но сделано это не было. В результате государство потратило несколько лет, собрав огромное количество открытых машиночитаемых данных, которые, между прочим, могли бы уже сейчас стать основой для «Умного города». Могли бы, но не стали. Выглядит красиво, а использовать нельзя.
RU: По какому пути пойдет реализация пилотного проекта «Умный город» в Дубне?
АК: В 2019 два документа будут определять фарватер реализации – Региональная программа «Умные города Подмосковья» и Дорожная карта пилотного проекта в Дубне.
К сожалению, опыт Москвы, которая уже входит в ТОП-лист международной элиты интеллектуальной урбанизации, не применим к большинству малых и средних городов. Условия для развития у всех очень разные.
А в городах, подобных Дубне, с населением по 50, 100, 200 тысяч проживает почти половина городского населения России.
Благодаря Объединенному институту ядерных исследований (ОИЯИ), Дубна – известный международный научный центр. Город с положительным приростом населения, в котором исторически есть и серьезная промышленность – предприятия машиностроения и ракетостроения. Здесь работает собственный университет. В город происходит приток квалифицированных кадров за счет того, что в Дубне создана и функционирует лучшая в России особая экономическая зона технико-внедренческого типа. Уже создано несколько тысяч рабочих мест и эта положительная динамика сохраняется. Соответственно и администрация муниципалитета и предприятия заинтересованы, чтобы выпускники нашего ВУЗа, новые специалисты никуда не уезжали, оставались здесь. А для этого нужно создать комфортную среду.
RU: Какие преимущества дает статус пилотного города?
АК: Такому муниципалитету оказывается максимальная помощь, как при формировании, так и при реализации проекта. Центр компетенций Минстроя осуществляет индивидуальное сопровождение. Есть возможность реализации проекта в так называемом «режиме песочницы» с нормативными послаблениями и ускоренными согласованиями.
Поставщики решений предлагают участникам пилота специальные условия.
RU: Какой опыт накопил дубнинский «Умный город» по итогам 2018 года?
АК: Реализация пилотного проекта «Умный город» в Дубне в 2018 году велась по нескольким направлениям: содержание объектов дорожного хозяйства и общедомового имущества, благоустройство общедомовых территорий и территорий общего пользования, функционирование диспетчерских служб, мониторинг дорожного покрытия, вывоз мусора и т. д. Одним из условий прохождения пилота именно в Дубне было – поставщик реализует свои решения за свой счет. Мы предоставляем ему пилотную площадку. «Первое маршрутное телевидение» создало, на примере пилотного проекта (МФЦ, Администрация города, ДК «Октябрь», дворец с порта «Волна», 24 транспортных средства пассажирского транспорта) единую систему оповещения граждан о чрезвычайных ситуациях и информирования ЕДДС (единой дежурной диспетчерской службы – ред.).
RU: Какие решения от компании «Дедал» использованы в «Умном городе» Дубны?
АК: «Дедал» внедрил систему контроля за выполнением муниципального заказа с едиными требованиями к отчетам за выполнением таких работ в электронном виде с интеграцией с региональными информационными системами, в первую очередь,«Доброделом» и сейчас разрабатывает прототип ситуационного общегородского центра.
Также специалисты «Дедала» на примере пилотного участка попробовали автоматизировать сбор и обработку данных о состоянии улично-дорожной сети с использованием Интеллектуального комплекса сканирования автодорог «Беркут», разработанного специалистами Госкорпорации «Росатом».
Совместно с коллегами из «Русатом – Инфраструктурные решения» запустили в опытную эксплуатацию единый портал «Умная Дубна» – www.dubna-smart.city.
В целях привлечения к формированию городской среды будущего для студентов и молодых специалистов провели на базе Государственного университета «Дубна» workshop «Лаборатория Урбантех». Сейчас на стыке решений между безопасным и умным городом разворачиваем очень интересное решение, поставщиком которого является Консорциум «Интегра-С».
Во время проведения выставки «Интерполитех» мы подписали соглашение о создании Инновационно-промышленного кластера «Безопасность». Кластер объединит усилия по созданию и продвижению, в том числев рамках проекта «Умный город»,продукции дубненских предприятий АО «НПК «Дедал» (Госкорпорация «Росатом»), Научно-исследовательского института «Атолл» (Концерн «МорИнформСитстемы «Агат»), «Аспект», «Первое маршрутное телевидение, «Окто инжиниринг», «Зорг».
RU: «Дедал» как-то просчитывал перспективы внедрения своих решений в «Умных городах» с точки зрения окупаемости? Как в целом можно измерить экономические эффекты от развития проектов Smart City?
АК: Пока, к сожалению, невозможно сделать такую аналитику в виде привычных и понятных графиков и финансово-экономических моделей. В то же время «Умный город» – проект, который абсолютно очевидно скрывает в себе новый рынок. Если раньше мы в основном, только говорили о применениях компетенций предприятий ОПК в сфере ЖКХ, реально реализованные проекты были скорее исключением, то посмотрите, что происходит сейчас – вместе с ПАО «Ростелеком» основными исполнителями программы выступают Госкорпорации «Росатом» и «Ростех».
RU: Если не деньгами, то чем можно измерить эффективность внедрения smart-решений в городах? И откуда брать финансирование?
АК: Давайте посмотрим на задачи каждого такого проекта. Повышение конкурентоспособности города, формирование эффективной системы управления городским хозяйством, создание безопасных и комфортных условий для жизни горожан. То есть, фактически речь идет о повышении эффективности использования существующих средств и предпосылках для появления дополнительных доходов муниципального бюджета.
При формировании и реализации программы «Умный город», например, в Дубне мы используем все возможности для получения консолидированного эффекта.
Это и федеральные программы, например – средства от конкурса малых и средних городов
России и губернаторские областные программы «Безопасный регион», «Светлый город», «Наше Подмосковье» и наши местные инициативы, в том числе – проекты, предложенные молодежью на Лаборатории «Урбантех». Из областного бюджета профинансирована замена в Дубне всех остановочных павильонов, также коллеги готовы решить вопрос с подачей на них интернет-канала и видеонаблюдения. «Первое маршрутное телевидение» готово оснастить павильоны информационными мониторами, а местный интернет-провайдер «ТМПК» высказал заинтересованность в организации на остановочных пунктах зон публичного Wi-Fi. Муниципалитету теперь осталось решить вопрос с подачей электропитания. Как результат – решение задачи с умными остановками. Дополнительно мы получаем усиление группировки видеокамер для обеспечения общественной безопасности.
С учетом камер, установленных по программе «Безопасной регион», и интеграции школьных камер, установленных в рамках обеспечения проведения ЕГЭ, мы имеем принципиально иной уровень решения этой задачи. Уверены, что к общей системе с удовольствием подключатся и частные предприниматели, в том числе предприятия потребительского рынка.
RU: Чем интересен проект «Умный город» для «НПК «Дедал» за пределами Дубны?
АК: АО «НПК «Дедал» действует в рамках общего центра компетенции Госкорпорации «Росатом» по направлению «умных городов». Именно поэтому «Дедал» как часть корпорации работает в Дубне. Совершенно логично: «Дедал» родом из Дубны, имеет к городу непосредственное отношение. Кроме того, «Дедал» изготавливает средства охраны и средства для обеспечения безопасности – их можно применять в организации умного города и безопасного города.
«Дедал» создает очень сложные решения для оборонно-промышленного комплекса (ОПК), в том числе, с использованием нейросетей. У нас есть задача к 2025 году довести долю гражданской продукции до 50%.
Любой регион поддерживает своих товаропроизводителей всегда. В Московской области для этого существует «Реестр инновационной продукции Московской области». Продукция, находящаяся в данном списке, имеет преференции при закупках для нужд Подмосковья.
RU: Какова возможная перспектива использования опыта Дубны в развитии «Умных городов» как федеральной программы? Как можно сформулировать идеологию концепции?
АК: Не буду скрывать, для нас в приоритете – решения, которые реализуются компаниями из Подмосковья, тем более этих коллег мы хорошо знаем по рынку. Мы для себя обозначили некоторые критерии, без которых не рассматриваем возможность участия того или иного партнера в совместном с нами проекте.
Так, мы рассматриваем только решения, уже реализованные, и которые дали конкретный результат. Например, если мы говорим про энергоэффективность, то это должна быть динамика показателей, то есть то, что можно увидеть наглядно измерить и посчитать. Второе – это совершенно очевидно – в «Умном городе» есть составные элементы, которые, я условно, конечно, называю доходные и расходные. Решения, где есть прямая экономическая эффективность или она возможна, должны быть реализованы на инвестиционной основе.
RU: В чем, на Ваш взгляд, различаются подходы к инвестированию в «Умный город» в мегаполисах уровня Москвы и городах меньшего масштаба, таких, как Дубна?
АК: В первую очередь, разница в размерах городского бюджета и возможностях привлечения инвесторов. Малые и средние города, как Дубна, живут в основном в режиме не просто небольшого, а зачастую и дефицитного бюджета.
Проект дорожной карты по реализации программы «Умный город» на 2019 год предполагает минимум 30 млн. рублей. Для Дубны это немалая сумма. Скорее всего, внедрение умных технологий в городское коммунальное хозяйство будет происходить на основе сервисных моделей. Возможно, это будет форма государственно-частного партнерства, либо концессионного соглашения.
Есть и вопросы организационно-правового характера. Например – организация парковочного пространства. Реализовать схему с эвакуаторами и платными парковками в Дубне просто нереально. Инвесторов для организации парковочного пространства можно было бы привлечь, дав им возможность сбора штрафов.
В Москве для этого препятствий нет, так как город является одновременно субъектом федерации. У нас полномочия по администрированию штрафов находятся в ведении области. Если передать полномочия по организации сбора штрафов за нарушение в городском округе в муниципалитет, то Дубна смогла бы самостоятельное решить ряд вопросов по организации не только парковочного пространства, но и внедрению отдельных элементов городской интеллектуальной транспортной системы.
RU: Есть мнение, что пилотным городам будут предоставляться какие-то финансовые преференции?
АК: Пилотный город – к нашему сожалению, это не город, куда сейчас вдруг потекут деньги рекой. Это заблуждение. В основном приходится вкладывать собственные ресурсы, особенно на первых этапах.
В то же время, Минстроем практически разработана и вскоре будет внедрена система определения уровня интеллекта муниципалитетов, этакого индекса IQ для городов. От него будет напрямую зависеть размер федеральных субвенций, которые предполагается распределять на конкурсной основе. Естественно, что тот, кто начал реализацию проекта, как пилотная территория, будет здесь иметь некоторое преимущество.
Отдельно надо отметить, что города Московской области находятся в очень благоприятной ситуации для тиражирования решений, которые будут внедрены в Дубне как пилотном городе. Московская область является одним из федеральных лидеров по цифровизации. Губернатор Подмосковья Андрей Воробьев держит этот вопрос под постоянным личным контролем. Созданные и функционирующие областные информационные системы более, чем на 50% уже покрывают потребность муниципалитетов по основным позициям, которые установлены Минстроем, как базовый рекомендованный набор элементов (систем) «умного» города – жилищно-коммунальное хозяйство, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, мониторинг и охрана окружающей среды, улицы и общественные пространства (в том числе, уличное освещение, поддержание доступности среды – уборка, ремонт, модернизация, общественная безопасность, транспорт, улично-дорожная сеть и перевозки, городское управление, иное (социальная сфера).
Для нас, как АО «НПК «Дедал» это еще одна дополнительная возможность развития. Мы накопили большой опыт в плане создания продукции для обеспечения безопасности совершенно разных объектов в совершенно разных отраслях. В данной сфере нас можно считать экспертами. Накопленный опыт мы можем использовать и при реализации проекта «Умный город».