Первый тоннель длиной более 1700 метров построен на будущей Рублёво-Архангельской линии метро. Он соединяет строящиеся станции «Народное Ополчение» и «Звенигородская». Генеральный проектировщик и подрядчик строительства большинства новых линий и станций столичной подземки — Группа компаний «Мосинжпроект», которая уже больше десяти лет активно участвует в Программе развития столичного метро. О реализованных проектах компании и планах на будущее — в материале «Известий».
Тенденции в развитии городского транспорта, наметившиеся в Москве в 2010-х, в следующие десятилетия приведут в принципиальным изменениям жизни столичного мегаполиса. Впрочем, избавления от пробок, тотального перехода на беспилотники и полной электрификации ожидать не приходится, считает директор проектного центра Росийского университета транспорта Артур Карлов
Первое двадцатилетие 2000-х в транспортной отрасли завершается на повышенных оборотах: вездесущая цифровизация ломает бизнес-модели и даже грозит оставить без работы многих транспортников, от водителей до юристов. Абсолютным лидером по внедрению «прорывных» технологий на транспорте стала городская мобильность: мы научились строить пешие и автомобильные маршруты в смартфонах, стали массово пользоваться каршерингом, кататься на электросамокатах, а на улицы Москвы выехали электробусы. И это не говоря уже об изменениях «под капотом» — внедрении интеллектуальной транспортной системы в городе, переходе на единую платежную систему общественного транспорта и многих других достижениях, скрытых от глаз.
В глобальном исследовании компании McKinsey транспортная система Москвы уже получила самые высокие оценки. Не так давно правительство Москвы заказало у этой консалтинговой компании новую городскую программу развития транспортного комплекса на 2019-2023 гг., куда войдет и прогноз долгосрочных приоритетов развития московского транспорта до 2040 года. Итоговый документ консультанты подготовят в середине 2020-го года, но почему бы не прикинуть заранее собственную версию топ-технологий, которые будут в фокусе экспертов по городской мобильности до 2040 года.
Настоящим я в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» даю согласие Обществу с ограниченной ответственностью «СОПФ Инфраструктурные облигации» (ИНН 9704044804, ОГРН 1217700023177, адрес места нахождения: 125009, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 10, пом. XI, ком. 156) (далее – Оператор), на обработку, а именно сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение моих персональных данных в следующем составе:
- фамилия, имя, отчество;
- номер телефона;
- адрес электронной почты;
- наименование заявителя (юридического лица), который будет осуществлять реализацию проекта в рамках механизма инфраструктурных облигаций;
- наименование проекта, который планируется к финансированию с помощью механизма инфраструктурных облигаций;
- местонахождение проекта;
- общий бюджет инфраструктуры;
- описание планируемой инфраструктуры,
с использованием средств автоматизации в целях определения возможности финансирования проекта с использованием механизма инфраструктурных облигаций.
Настоящим согласием я подтверждаю, что Оператор вправе давать поручения на обработку моих персональных данных АО «ДОМ.РФ» (ИНН 7729355614, ОГРН 1027700262270, адрес места нахождения: г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 10) в целях, указанных в настоящем согласии.
Настоящее согласие действует в течение 2 (двух) лет с момента его предоставления.
Я уведомлен(-а), что могу отозвать настоящее согласие путем подачи письменного уведомления, которое может быть направлено в адрес Оператора посредством почтовой связи либо вручено лично под расписку представителю Оператора.
Электронная коммерция — логистические консолидационные центры
Правительства по всему миру для развития промышленности давно применяют концепцию индустриальных парков: власти строят инфраструктуру и готовые технологические помещения, а бизнес на базе этих площадок разворачивает производство, согласовывая его профиль с властями. При этом власти решают одновременно две задачи: территориального планирования и развития экономики. В новую транспортную эпоху властям по всему миру неизбежно приходится решать схожие задачи — но уже в секторе городской логистики.
Для повышения доступности товаров и услуг, а также снижения потока грузового магистрального и курьерского транспорта властям и бизнесу может быть выгодно создавать сеть консолидационных логистических центров для организации услуги по доставке в пределах «последней мили». Рынок электронной торговли в России растет взрывными темпами, но все еще далек от насыщения. В США же происходит настоящий «апокалипсис ритейла» (закрытие торговых центров при росте объема продаж через электронные каналы). В России за продвинутого покупателя также разворачивается борьба.
Строительство консолидационных центров особенно актуально для новых, строящихся районов, а также районов со сложной транспортной доступностью. Потенциально такая инициатива со стороны правительства может снизить износ дорожной сети и улучшить экологическую обстановку в районах жилой застройки за счет использования для «последней мили» более легких транспортных средств на электрической тяге (трициклов, мотоприцепов). По статистике в новых строящихся микрорайонах жилье чаще всего покупают молодые семьи, являющиеся той самой продвинутой аудиторией онлайн-сервисов, готовой осваивать новые форматы ритейла — от постаматов до магазинов click&collect с зонами примерочных.
Наибольшую выгоду от строительства консолидационных центров потенциально могут извлечь продуктовые ритейлеры: сегмент доставки продуктов растет двузначными цифрами. Свои проекты в Москве запустили Яндекс (Яндекс.Лавка — сеть складов с доставкой за 15 минут в разных районах), X5, Ozon, Delivery Club и другие. При этом для X5 накопленные и будущие логистические компетенции настолько существенны, что компания планирует генерировать за их счет 20% общей прибыли к 2029 году и уже запустила собственного логистического оператора 5Post. Одним из первых его сторонних клиентов стал AliExpress, который теперь использует логистическую и розничную сети X5 для доставки товаров и последующей выдачи на кассах супермаркетов и в постаматах.
За океаном доставка продуктов становится серьезным рычагом в борьбе онлайн-ритейлеров. Совсем недавно Amazon сделал доставку бесплатной, продукты привозят за 1-2 часа. Россия неизбежно будет двигаться в фарватере этих трендов, а потому политика властей должна не догонять транспортные инновации, а способствовать их генерации.
По всем направлениям
Еще одно из направлений деятельности Группы компаний «Мосинжпроект» — дорожное строительство. Компания существует с 1958 года, и ее специалисты за это время приняли участие в создании более 6000 километров дорог и более 100 мостов и эстакад.
Сейчас в работе дороги в Коммунарке и на территории ЗИЛа, участки Южной рокады и Московского скоростного диаметра. И это не просто дороги, а еще и множество искусственных сооружений — мостов, путепроводов, эстакад, подземных переходов.
— Москва с 2012 года приросла новыми территориями. Одна из амбициозных задач — обеспечить их интеграцию в действующую городскую среду «старой» Москвы. Интеграция не по карте, как многие думают, а полностью в активную мобильную жизнь, которая всегда отличала нашу столицу от многих городов, — подчеркивает Юрий Кравцов.
Решить эти задачи поможет еще одна новая радиальная линия метро длиной около 40 километров, создаваемая с участием ГК «Мосинжпроект». Она свяжет территорию Новой Москвы с «большой Москвой», дойдет до наукограда Троицк, пройдя через Южный, Юго-Западный, Троицкий и Новомосковский округа столицы. Сейчас ведется активное строительство станций на участке от станции «ЗИЛ» до Коммунарки. От «Новаторской» до «Бачуринской» проходка тоннелей уже завершена, на центральном участке, где строятся станции «ЗИЛ», «Крымская», «Академическая» и «Вавиловская», тоннелепроходческие комплексы ведут строительство четырех тоннелей.
— Это ТПМК «Людмила», прокладывающая левый тоннель перегона между «Вавиловской» и «Новаторской», соединяющие тоннелями «Вавиловскую» с «Академической» тоннелепроходческие щиты «Марина» и «Ольга». В сентябре к ним присоединился еще один комплекс, которому предстоит проложить тоннель между станциями «ЗИЛ» и «Крымская», — отмечает и.о. заместителя генерального директора по операционной деятельности АО «Мосинжпроект» Валерий Кивлюк.
Московское метро объединяет не только территории Москвы. Так, Солнцевская ветка придет в аэропорт Внуково, который первым в России получит собственную станцию метро. В сентябре завершилось строительство тоннелей метро до аэропорта. На перегоне между «Пыхтино» и «Внуково» нового участка желтой ветки метро появится метромост длиной 460 метров, который станет вторым по протяженности после Лужнецкого.
— Группа компаний «Мосинжпроект» принимает активное участие в развитии столицы, выступая генеральным проектировщиком и генподрядчиком по строительству транспортных объектов. Благодаря их работе в Москве появляются новые дороги и линии метро, новые уникальные проекты городского, федерального и даже мирового уровня, — говорит Юлиана Княжевская.
Руководитель Департамента развития новых территорий города Москвы Владимир Жидкин подчеркивает, что роль участия холдинга в формировании транспортного каркаса Новой Москвы невозможно переоценить.
— Высокие темпы строительства московской подземки невозможно поддерживать без опыта и знаний инжинирингового холдинга «Мосинжпроект». Новые станции метро еще не раз удивят своими дизайнерскими и техническими решениями как специалистов, так и жителей и гостей столицы. Развитие подземки — один из драйверов развития округов. Первыми эффект от ввода почувствовали жители — станции позволяют экономить до одного часа в день. На сегодня их общий «охват» — несколько тысяч квартир, — отметил Владимир Жидкин.
Из Москвы в регионы
Удерживать лидирующие позиции на рынке «Мосинжпроекту», по словам заместителя генерального директора по инжинирингу Михаила Надота, помогает активное внедрение в работу современных технологий — в частности информационного моделирования. Этот опыт компании востребован не только в столице, но и в регионах при строительстве сложных объектов. В частности, с применением ТИМ проектирование общественного пространства в Магнитогорске «Притяжение» ведет головная проектная организация Группы компаний Институт «Мосинжпроект».
— Для нашей компании большая честь участвовать в создании такого масштабного проекта. В работе сейчас объекты второй очереди проектирования, в их числе — комплекс «59 меридиан», в котором разместят океанариум и оранжерею, парк «Живая сталь» и музейно-образовательный комплекс «Вселенная металла», — говорит генеральный директор ООО «Институт “Мосинжпроект”» Рустам Черкесов.
В рамках первого этапа строительства уже открыты созданные по проекту Института фудмолл, информационный центр, большая детская площадка с роллер-парком, благоустроен парк.
Директор ООО «Территория Притяжения» Руслан Новицкий рассказывает, что, когда в 2020 году была полностью разработана концепция парковой территории и выстроена философия проекта, встал вопрос поиска партнера — проектной организации, которая сможет воплотить эту концепцию, разработав проектную, рабочую и сметную документацию.
— В результате сложной тендерной процедуры был определен наш партнер по проектированию, им стал Институт «Мосинжпроект». Уже с уверенностью можно сказать — это был правильный шаг, — подчеркивает Новицкий. — Коллеги проявили себя большими профессионалами. Они активно включились в работу, которая всегда выполняется четко по графику, а качество проектной документации вызывает восхищение. И самое главное — это высокая компетентность, тот азарт, потенциал, качество и ответственность, которые проявляют в работе коллеги из Группы компаний «Мосинжпроект», все это является гарантом успешного сотрудничества между нашими организациями.
Региональное сотрудничество холдинга развивается. Сейчас обсуждаются ряд проектов в Ленинградской, Мурманской и Волгоградской областях, в двух последних речь идет о комплексном развитии территорий с созданием новых городских общественных пространств.
— Всем современным городам сегодня необходимо создание многофункциональных общественных пространств — это важнейший фактор повышения комфорта для жителей. К примеру, интерес наших контрагентов вызывает опыт Группы компаний по созданию столичного парка «Зарядье», объединившего в себе самые передовые разработки в области строительства, ландшафтного дизайна, социально-культурной инфраструктуры и биоразнообразия, — говорит заместитель генерального директора по стратегии и развитию бизнеса Антон Жиганов.
Холдинг, по его словам, готов делиться знаниями и опытом и предлагать регионам свои возможности для осуществления масштабных планов.
Персонификация транспортных услуг и платежных инструментов — ключ к MaaS
Сквозная авторизация во всех транспортных сценариях столицы по одному инструменту позволит создать более сложную платежную систему на основе «больших данных» с персональными предложениями для каждого пользователя — не просто скидками на вид транспорта, а на целые часто используемые маршруты, с оплатой за расстояние и/или время, независимо от вида транспорта, будь то троллейбус или электросамокат. Возможно, такой подход также будет способствовать отказу от личного транспорта.
Спектр коммерческих вариантов применения таких данных весьма разнообразен, от банальных персональных предложений торговых точек до снижения стоимости страховки для личного автомобиля за счет обмена данными о ваших поездках с каршеринговыми компаниями. Кстати, недавно запущенный проект Национальной технологической инициативы «Автодата» по агреграции и обработки данных от личных автомобилей является прямым потенциальным партнером для единого «паспорта городской мобильности» — ведь границы между личным и общественным транспортом будут стираться все больше.
Копилка рекордов
Среди знаковых проектов, созданных Группой компаний «Мосинжпроект» в столице, помимо парка «Зарядье» — Дворец гимнастики Ирины Винер-Усмановой в Лужниках, реконструкция крупнейшего в России стадиона — Большой спортивной арены «Лужники». Во время пандемии, когда городу остро не хватало больничных коек, компания участвовала в строительстве созданной с «нуля» за 37 дней инфекционной больницы в Вороновском.
— ГК «Мосинжпроект» — безусловный лидер строительного инжиниринга на российском рынке, — подчеркивает Владимир Жидкин, — Это динамично развивающаяся компания, обладающая уникальным опытом и знаниями, высочайшей квалификацией коллектива и передовыми техническими решениями.
Если возвращаться к теме метро, то и тут у «Мосинжпроекта» есть рекорд. В марте 2020 судьей Guinness World Records было зафиксировано самое большое число тоннелепроходческих комплексов — 23 щита, работающих одновременно на одном проекте — Программе развития московского метро.
Космические перспективы
У компании в работе еще два крупных градостроительных проекта — высвобождаемая территория Центра имени М. В. Хруничева и административно-деловой центр «Коммунарка». По словам заместителя генерального директора по реализации крупных градостроительных проектов АО «Мосинжпроект» Андрея Антипова, специалисты холдинга обладают необходимыми компетенциями по созданию с нуля многофункциональных районов с развитой инфраструктурой, их взаимной интеграции с действующей городской средой, в частности увязкой с транспортной сетью.
В рамках проекта по развитию территории Центра имени Хруничева планируется строительство жилых, общественно-деловых зданий и научно-производственного кластера, ключевым объектом которого станет Национальный космический центр — один из крупнейших отраслевых центров в мире. Высотная часть комплекса представляет собой 47-этажую башню, уже половина ее готова в монолите. В низкоэтажной части комплекса начат монтаж фасадных конструкций.
— Все здания Национального космического центра будут оформлены в единой концепции с использованием стеклянных модулей. Благодаря подобному архитектурному решению будет подчеркнута геометрия всего комплекса зданий — они обретут облик сплошных стеклянных плоскостей, — отметил генеральный директор «МИПСТРОЙ 1» (ведущее строительное подразделение Группы компаний «Мосинжпроект») Константин Маслаков.
Амбициозные планы реализуются и в АДЦ «Коммунарка». Здесь в рамках проекта развития территории площадью 469 гектаров планируется возвести 7,2 млн кв. метров жилых, социальных и культурных объектов.
Городская среда
Фонд ДОМ.РФ — некоммерческая организация единого института развития
в жилищной сфере, учрежден 1 сентября 2016 года на основании директив
Правительства Российской Федерации, c целью реализации программ, направленных
на формирование благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества.
Проекты фонда
Типовые проекты повторного применения
Допускается использование в некоммерческих целях: воспроизведение произведения, публичный показ произведения, практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного
проекта на срок действия исключительных прав на территории Российской Федерации
Скопировать код для вставки
Согласие на обработку персональных данных
Я подтверждаю, что Оператор вправе давать поручения на обработку моих персональных данных ООО «ДОМ.РФ Центр сопровождения» (ИНН 3666240353, ОГРН 1193668037870, Воронежская обл., г. Воронеж, просп. Революции, д. 38, пом. 10), АО «Банк ДОМ.РФ» (ИНН 7725038124, ОГРН 1037739527077, г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 10) в целях, указанных в настоящем согласии.
В случае отказа от обработки персональных данных метрическими программами я проинформирован(а) о необходимости прекратить использование Сайта или отключить файлы «cookies» в настройках браузера.
Настоящее согласие действует в течение 1 года с момента его предоставления.
Я уведомлен(а), что могу отозвать настоящее согласие путем подачи письменного заявления в адрес Оператора посредством почтовой связи.
Параметры кредита для расчета ставки:
при первоначальном взносе 30%, срок — 15 лет.
Обязательное страхование недвижимости, личное — по желанию (при отсутствии ставка повышается).
Доход подтверждается справкой 2-НДФЛ.
161 Федеральный закон
Федеральный закон от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» регулирует отношения между Единым институтом развития в жилищной сфере, органами государственной власти и местного управления и физическими и юридическими лицами.
Закон направлен на формирование рынка доступного жилья, развитие жилищного строительства, объектов инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры, инфраструктурной связи. Содействует развитию производства строительных материалов, конструкций для жилищного строительства, а также созданию парков, технопарков, бизнес-инкубаторов для создания безопасной и благоприятной среды для жизнедеятельности людей.
161-ФЗ устанавливает для ДОМ.РФ полномочия агента Российской Федерации по вовлечению в оборот и распоряжению земельными участками и объектами недвижимого имущества, которые находятся в федеральной собственности и не используются.
Получить расчет на e-mail
Проверьте почту, которую указали
На сайте используются файлы cookie
Оставаясь на сайте, вы выражаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с политикой АО «ДОМ.РФ»
Электромобильность
К сожалению, с электромобильностью — казалось бы, экологичной и «правильной» — не все так просто и однозначно. С одной стороны, Москве выгодно переводить все виды общественного транспорта, включая каршеринг, на электротягу, и город активно содействует внедрению новой технологии. С другой стороны — отсутствие инфраструктуры и внятной политики государства на федеральном уровне по поддержке электромобильности существенно тормозит эволюцию транспортных средств.
Во всем мире развитием инфраструктуры зарядных станций занимаются на коммерческой основе энергетические компании и частные инвесторы. Наиболее частой формой являются концессии, организуемые при содействии государства. В Москве и остальной части России свой вклад в развитие инфраструктуры зарядных станций вносят государственные «Россети», однако их усилий очевидным образом недостаточно. В рамках реализации «программы 30/30» корпорация планирует до 2024 г. создать сеть из порядка 770 электрозарядных станций в 30 крупных городах и на 30 магистралях — в масштабах страны это не так существенно.
Увы, но до тех пор, пока для государства развитие автомобильного сообщения на основе газомоторного топлива будет носить более приоритетный характер, чем развитие инфраструктуры для электромобилей, не следует ожидать масштабных прорывов в сфере электромобильности. Однако до 2040 года прогресс может шагнуть и еще дальше — кто знает, вдруг и на каршеринге с водородным двигателем удастся покататься.
Беспилотные пассажирские перевозки
О беспилотных автомобилях сегодня не говорит только ленивый, но мало кто задумывается о том, что личные беспилотные автомобили в городской среде — вовсе не благо, а существенная угроза для городской инфраструктуры. Причина простая: благодаря беспилотным технологиям потенциальный пробег транспортных средств по дорогам общего пользования увеличивается. Представьте: вы приехали на работу на своей беспилотной, скажем, «Ладе», и отправили ее искать парковку в автоматическом режиме по району. В середине рабочего дня вам нужно забрать ребенка из школы, вы отправляете автомобиль за ним дистанционно, а ближе к вечеру автомобиль еще и заезжает забрать бабушку из поликлиники, прежде чем забрать вас с работы. Конечно, это упрощение, но в таком сценарии использования вы повышаете нагрузку на дорожную сеть, создавая еще больше пробок.
При этом неизбежная будущая реалия российской столицы — повышение давления властей на владельцев личных автомобилей (будь они даже беспилотными) и стимулирование их к пересадке на общественный транспорт. По данным ЦОДД, за последние 8 лет количество личных автомобилей в Москве выросло на треть, с 5,7 млн до 7,7 млн. С такими темпами роста без дальнейших непопулярных мер по ограничению использования личных авто не обойтись. В свою очередь город должен будет предлагать взамен серьезные изменения в системе общественного транспорта.
В списке перспективных разработок — роботизированное автономное такси и пулинговые сервисы на его основе. Тем не менее, с точки зрения нагрузки на дорожную сеть такое такси мало чем отличается от обычного по описанным выше причинам. По этим же причинам использование технологий роботакси скорее актуально для городов с меньшей загрузкой дорожной сети и слабо- или умеренно-развитой системой общественного транспорта — и именно поэтому оно уже успешно работает сегодня в США.
Другое дело — запуск системы скоростного автобусного сообщения (Bus Rapid Transit, BRT) на основе беспилотных транспортных средств повышенной вместимости — Bus Autonomous Rapid Transit, BART.
BRT-системы чаще всего используются в развивающихся странах как альтернатива легкорельсовому транспорту (тому же трамваю). Упрощенно говоря, они представляют собой движение автобусов по физически отделенной полосе (чаще всего — в центре улицы) с островками-остановками, оснащенными турникетами.
Именно физически отделенная полоса — потенциальное окно возможностей для беспилотного транспорта, открывающее дорогу беспилотным автобусам/электробусам. Эксперименты с беспилотными системами BART уже ведутся по всеми миру по причине их дешевизны в сравнении с легкорельсовым транспортом. Использование беспилотного транспорта на выделенной полосе повышает безопасность перевозки за счет более предсказуемых сценариев поведения транспортного средства, взаимодействующего с «умной» инфраструктурой полосы (датчики, метки). В Японии эти разработки спонсирует SoftBank — знаменитая венчурная инвестгруппа, имеющая самые серьезные амбиции в области транспорта, в т.ч. беспилотного, выходящие далеко за пределы вложений в Uber.
Подземные дороги в будущее
Первый тоннель новой радиальной линии метро возводили в плотно застроенном московском районе Хорошёво-Мнёвники. На первом участке Рублёво-Архангельской линии разместятся шесть станций — «Звенигородская», «Народное Ополчение», «Бульвар Карбышева», «Серебряный Бор», «Строгино» и «Липовая Роща». В перспективе линия соединит «Москва-Сити» с Рублёво-Архангельским, где столичные власти планируют возвести новый общественно-деловой район.
Мэр Москвы Сергей Собянин, посетивший площадку строительства станции Рублёво-Архангельской линии метро, высоко оценил работу метростроителей.
— В этом году мы заканчиваем все основные работы на Большой кольцевой линии метро. Это означает, что появляется возможность строительства новых радиальных направлений метро, которые будут присоединяться к Большой кольцевой линии. Это в первую очередь такие линии, как Рублёво-Архангельская, Бирюлёвская и Троицкая ветки метро. Троицкая линия метро находится в активной стадии строительства, Бирюлёвская — в стадии проектирования, на Рублёво-Архангельской приступили к активной фазе работ: прошли первый тоннель от Звенигородки до «Народного Ополчения». Рублёво-Архангельская ветка метро очень важная, ею будут пользоваться около 700 тысяч человек, — заявил Сергей Собянин.
По словам генерального директора АО «Мосинжпроект» Юрия Кравцова, на стройплощадке будущей станции «Звенигородская», где финишировала проходка первого тоннеля, завершается подготовка к активной фазе строительства: ведутся работы по сооружению ограждающих конструкций основного котлована.
— А на станции «Народное Ополчение», откуда ранее стартовали тоннелепроходческие комплексы, строители приступили уже к монолитным работам, — добавил Юрий Кравцов.
На этой станции Рублёво-Архангельской линии запланирована пересадка на одноименную станцию Большой кольцевой линии метро. Семидесятикилометровая БКЛ — главный проект российского метростроения. Сейчас на ней уже открыты для пассажиров 22 станции, на завершающей стадии работы над оставшимися девятью.
Запуск всех станций Большого кольца не только сделает передвижение по городу более удобным, но и повысит транспортную доступность перспективных районов столицы.
Например, две станции БКЛ — «Терехово» и «Мнёвники» — открывшиеся на территории Мнёвниковской поймы в 2021 году. Здесь на 350 гектарах в будущем появятся жилая и административно-деловая застройка, социальная инфраструктура, будет создан спортивно-рекреационный кластер. Проектом предусмотрено более 120 гектаров зеленых территорий, включающих парки, набережные, площадки для отдыха. Развитием территории Мнёвниковской поймы в качестве оператора крупного градостроительного проекта также занимается Группа компаний «Мосинжпроект».
— Транспортный каркас столицы расширяется стремительными темпами, сейчас город строит метро быстрее всего в своей истории. За последние годы протяженность метрополитена выросла в 1,5 раза, и сейчас это разветвленная сеть с 250 станциями, каждая из которых пользуется неизменной популярностью у москвичей. Развитие метрополитена идет параллельно с появлением новых дорог и развязок, и вместе этот процесс постепенно, но постоянно улучшает ситуацию на московских дорогах, — рассказала «Известиям» председатель комитета по архитектуре и градостроительству Москвы Юлиана Княжевская.
Среди знаковых станций метро, построенных при участии «Мосинжпроекта», председатель Москомархитектуры особо отметила станцию «Мнёвники» БКЛ, проект которой был выбран по результатам открытого архитектурного конкурса, и специалисты компании смогли в полной мере воплотить его в жизнь
— По результатам общегородского народного голосования участок Большой кольцевой линии (БКЛ) метро с десятью станциями (от «Терехово» до «Каховской») был признан «Лучшим реализованным проектом строительства объектов метрополитена и железнодорожного транспорта». А многофункциональный комплекс электродепо «Сокол» был отмечен специальным призом за «За вклад в развитие современной транспортной системы города». Поэтому наши оценки не субъективны, а подкрепляются голосами простых москвичей, — отметила Княжевская.
Стандарт комплексного развития территорий
Стандарт был разработан Минстроем России и ДОМ.РФ вместе с КБ Стрелка
по поручению Председателя Правительства РФ. Руководство ляжет в основу
усовершенствования нормативно-правовой базы в области градорегулирования
и архитектурного проектирования.
Стандарт комплексного развития территорий — методическое руководство
по развитию застроенных территорий и освоению новых. Рекомендации
по формированию облика города и сохранению его исторической застройки при
экономически выгодном использовании в современной жизни.
Документ станет инструментом повышения качества среды и перехода российских городов
к современным моделям развития. Поможет градостроителям повысить качество
и эффективность процессов благоустройства, восстановления и застройки
территорий и ляжет в основу усовершенствования нормативно-правовой базы
в области градорегулирования и архитектурного проектирования.
Цель документа — разработка и внедрение новых подходов к созданию
городской среды, отвечающей современным социальным и экономическим условиям,
интересам жителей, бизнеса и городских властей.
В разработку Стандарта были вовлечены более двухсот экспертов из 14 стран,
из российских и международных исследовательских университетов, технологических
и инжиниринговых компаний, проектных бюро и архитектурных студий.
Зачем нужны изменения?
Сейчас большинство новостроек в России воспроизводят панельные микрорайоны
советского образца. Застройщики используют устаревшие градостроительные подходы
и систему нормативно-правового регулирования, которая не отвечает современным
запросам горожани не учитывает изменений в социальной, политической,
экономической, культурной и информационной сферах.
Согласно Указу Президента Российской Федерации
«О национальных целях развития Российской Федерации на период
до 2030 года» — к 2030 году необходимо обеспечить ежегодный ввод 120 млн кв.м
жилья. От того, каким будет это жилье, зависит облик российских городов
в будущем.
Направления применения Стандарта:
- Освоение свободных территорий под жилищное строительство
- Развитие территорий жилой и многофункциональной застройки
- Благоустройство открытых общественных пространств
Создание районов с развитым стрит-ритейлом, совмещающих жилые, офисные
и сервисные функции
Безопасность и здоровье
Уменьшение трафика, высокое качество воздуха и возможность проводить
досуг в общественных пространствах круглый год
Компактная и плотная застройка
Учитывает человеческий масштаб в зданиях средней этажности
и открытых пространствах
Разнообразие маршрутов и баланс всех видов перемещений, эффективность
общественного транспорта
Гибкость и автономность
Вариативность использования зданий и земельных участков за счет
конструктивных планировочных решений
Разнообразные планировки и типы жилой среды, качественные места общего
пользования как стимул для жильцов совместно управлять домом
и территорией
Целевые модели городской среды
Готовый набор решений
Стандарт состоит из 6 книг и 4 каталогов, которые образуют комплексную базу
инструментов по формированию и преобразованию территорий жилой
и многофункциональной застройки.
Книга 1. Свод принципов комплексного развития городских территорий
Определяет ключевые направления и меры по формированию качественной жилой
и многофункциональной застройки в городах России. В книге —
основные приоритеты и принципы Стандарта, а также целевые модели городской
среды.
Свод принципов комплексного развития городских территорий pdf, 37 МБ
Книга 2. Стандарт развития застроенных территорий
Определяет направления по развитию территорий сложившейся жилой
и многофункциональной застройки.
Каталог 1. Элементы и узлы открытых пространств
Содержит конструктивные и функциональные составляющие открытых городских
пространств, определяющие их вид и характер использования.
Элементы и узлы открытых пространств pdf, 26.5 МБ
Каталог 2. Принципиальные архитектурно-планировочные решения (жилые дома)
Содержит типы жилых домов, описание составных элементов многоквартирного дома
и помещений квартиры. Для каждого элемента и помещения приведены
решения, которые позволят сделать дома и квартиры наиболее комфортными для
жизни.
Принципиальные архитектурно-планировочные решения (жилые дома) pdf, 18 МБ
Каталог 3. Принципиальные архитектурно-планировочные решения (благоустройство)
Содержит рекомендации по благоустройству открытых городских пространств:
из предлагаемого перечня типовых решений предлагается выбрать те, которые
наиболее соответствуют функциональному назначению пространства и оптимально
подходятдля применения в конкретных ситуациях.
Принципиальные архитектурно-планировочные решения (благоустройство) pdf, 70 МБ
Каталог 4. Принципиальные архитектурно-планировочные решения (застройка
кварталов)
Содержит варианты взаимного расположения в квартале различных типов жилых
домов и нежилых зданий разного функционального назначения, предприятий
торговли и услуг, детских садов и школ, автостоянок и озеленения.
Принципиальные архитектурно-планировочные решения (застройка
кварталов) pdf, 70 МБ
Ключевые элементы городской среды, которые затрагивает Стандарт
2,8 м — минимальная высота потолка
9 этажей — максимальная высота рядовой застройки,
3,5–5,2 м — высота первого этажа
Дворы в жилой застройке
0,6 га — ориентировочный размер двора
Парковка автомобилей в жилом квартале
Более 50% от расчетного количества машиномест расположены вдоль улиц
Школы в жилом районе
Занимают отдельный квартал
Улицы в жилом районе
15 км/км2 — плотность улично-дорожной сети. Пешеходные
переходы рядом — не дальше 100 м.
Общественные пространства в жилом районе
Площадки для игр, спорта и отдыха для группы жилых домов расположены
в общественных скверах, которые находятся в 5 мин ходьбы
от каждого жилого дома
5 га — максимальный размер квартала. Доля объектов торговли,
услуг, досуга — 20–30% от общей площади застройки