Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр “Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований”

Типология городской среды

При разработке и выделении типов городской среды исходили из следующих критериев:

Наличии и обилие укрытий, и степень их защищенности. Это один из важнейших факторов в структурированности популяций бездомных собак. Несмотря на то, что бездомные собаки могут широко перемещаться по территории, именно наличие центров социальной активности, или так называемых дневок, является необходимым условием для создания участка обитания группой или индивидом бездомной собаки. Участком обитания называется та часть среды (площадь) на которой встречается группа или индивид. Это не просто площадь, но именно обжитый и освоенный участок, который данная особь воспринимает как собственный. Именно знание и хорошее знакомство с участком обитания обеспечивает выживание и успешное размножение на нем животных. Центральное и главное место на участке обитания занимает центр социальной активности или дневка, всегда располагаемая в сравнительно укромном и защищенном месте. На дневках проходит основное время пребывания собак на участке. Именно дневка привязывает конкретную особь или группу к определенному месту. Поэтому потенциальная защищенность и количество укромных и мало доступных для людей мест является очень важным параметром среды. Из всех типов среды, наиболее хорошими защитными условиями отличается промзона, прежде всего дробная промзона и железнодорожные станции.

Обилие кормовой базы, распределение кормовых ресурсов в пространстве. Второй важнейший фактор внешней среды, определяющей плотность и численность популяции бездомных собак. Для разных экологических типов бездомных собак этот фактор может варьировать в одном и том же типе городской среды, так как источник пищи доступный для одного экологического типа бездомных собак не доступен для собак другого экологического типа. Так собаки-попрошайки в основном добывают корм у сердобольных людей, применяя специальное поведение, которым не владеют собаки других экологических типов. Им важен показатель количества проходящих потенциальных доноров. Они, как правило, держатся в местах большого скопления людей. С другой стороны собаки-собиратели сами разыскивают выброшенный ранее корм, в основном в виде пищевых отходов людей. Для них принципиально важно количество проживающих на данной территории людей и доступность корма (степень доступности помоек, наличие или отсутствие мусоропроводов в доме, скорость вывоза мусора). Поэтому чем выше этажность домов, тем потенциально богаче кормовая база собак-собирателей.

Тип и плотность застройки городского района. Важен как фактор в некоторой степени определяющий и защищенность, и потенциальную кормовую базу. Кроме того, тип застройки в некотором смысле определяет среднестатистический преобладающий психологический тип горожанина, от которого в большой степени зависит выживаемость бездомных животных. Именно это параметр как интегральный и являлся основным параметром при анализе карт и космических снимков.

Обилие и тип зеленых насаждений. Важно как фактор защищенности и само по себе. Хотя бездомные собаки очень устойчивы к отсутствию зеленых насаждений, и могут жить в местах практически их лишенных, тем не менее, наличие островов дикой, мало окультуренной растительности – положительный фактор среды для бездомных собак. Вместе с тем сплошные зеленые насаждения, типа городских лесов и крупных лесопарков не благоприятствует поддержанию высокой численности бездомных собак, прежде всего из-за бедной кормовой базы. Эти типы среды прежде всего осваивают собаки наибольшей степени одичания (см. ниже).

В ходе работы нами была принята следующая типология городской среды, имеющая некоторые изменения и доработки в сравнении с использованной в учетах 1996-1997 гг. (Поярков и др. 1999; 2000; Верещагин и др. 1999; Верещагин, Поярков 2001): I. Зеленые насаждения 1. Городские леса. Открытая лесная зона. (Измайлово, Битцевский Национальный парк «Лосиный остров» и другие подобные им участки) 2. Лесопарки и парки Отличается от городских лесов большей освоенностью людьми и наличием хозяйственных объектов. Жилая застройка 3. Старый город (Центр города). В пределах Садового кольца. Преобладание офисной застройки. Сталинско-хрущевская застройка. Жилая застройка с невысокой этажностью. Следует отметить сложную планировку дворов, что, увеличивает защищенность бездомных собак. Новый город Застройка 70-90 гг. и вновь возводимые постройки – в основном так называемые спальные районы. III. Учебные заведения, больницы, спортивные сооружения 6. Учебно – больничный комплекс. IV Промзона 7. Промзона дробная Дробная промзона – скопление небольших по площади, отгороженных друг от друга складов, баз, гаражей, небольших предприятий, каждое из которых чаще всего имеет своих собак. Промзона цельная Территории крупных промышленных предприятий, таких как ЗИЛ, АЗЛК заводы СЕРП И МОЛОТ, Железобетонные комбинаты и др. Площадь этих предприятий более 0. 20 км2 для каждого. 9 Территория железных дорог

Тип среды близкий к промзоне, и часто являющийся необходимым элементом многих промзон. Озелененность наименьшая, количество укрытий большое, кормовая база средняя или богатая. Эти типы среды являются основными в городе. К ним отнесена основная часть территории города (833 км кв). Кроме того, на территории города нами выделены такие типы среды как воды, занимающие довольно большие площади и имеющие нулевые плотности населения бездомных собак, и городские деревни. Площадь последнего типа среды очень мала ( 5,9 км кв) и в нем не было ни одной учетной площадки. Однако в этом типе среды можно ожидать высоких показателей популяционной плотности бездомных собак. На основании экспертной оценки присваиваем этому типу среды значения плотности популяции собак такие же, как в дробной промзоне. Это наивысшие показатели во всем городе.

Исходя из примерной идентичности в пределах каждого типа кормовой базы, наличия укрытий, безопасности (вероятности уничтожения) и отношения людей к собакам, можно утверждать, что плотность собак, в пределах допустимой ошибки, постоянна для каждого типа среды, что подтверждается учетами 1998 г.

Была составлена база данных, фиксирующая основные параметры конкретной собаки, группы в которой она встречена, тип отношений к человеку и др. При составлении базы данных была использована стандартная база данных Access 2003, позволяющая введение большого количества числовых и текстовых параметров и совместимая с электронной таблицей Excel. По сути дела, данная база данных позволяет фиксировать и обрабатывать все параметры, используемые в учетной карточке. Кроме базы данных использовалась специально разработанная программа «Экстраполяция», созданная д. Челинцевым, одним из лучших специалистов в области учета животных и автора наиболее полной последней монографии по этой теме. Согласно данным Н. Челинцева расчет производился по следующему алгоритму:

Урок 4. Городское пространство

За предыдущие три урока мы с вами разобрались, какие бывают города, как могут быть организованы застройка, расположение домов, улиц и дорог, каковы варианты транспортного сообщения внутри города и как должна выглядеть транспортная инфраструктура.

Таким образом, мы уже имеем базовое представление об основных элементах городского пространства. И уже поняли, что понятие городского пространства намного шире, чем жилые дома, рабочие места и транспортные коммуникации. В этом уроке мы более полно разберем, что же такое городского пространство.

Цель урока: разобраться, что представляет собой городское пространство, как происходит формирование комфортной городской среды, что такое «умный город» и какие составляющие для этого необходимы. Изучив урок, вы поймете, из чего складывается городское пространство и что нужно, чтобы городская среда стала комфортной.

  • Что такое городское пространство?
  • Городская среда и социология города
  • «Умный город»
  • Проверочный тест

Итак, перейдем к уроку, и для начала разберемся, что входит в понятие «городское пространство».

Городская среда и социология города

Итак, мы разобрались, что такое городское пространство. Тогда что же такое городская среда? В какой-то степени понятия «городское пространство» и «городская среда» пересекаются, но в то же время не являются тождественными. В самом общем виде, городская среда – это комплекс условий, созданных человеком и природой и предопределяющих уровень и качество жизни в городе.

Город за полярным кругом всегда не слишком комфортен примерно 7-8 месяцев в году из-за погоды, даже если там прекрасные здания и налаженная система городского транспорта. И даже если там, как в городе Рьюкан (Норвегия), установят большие зеркала, которые будут направлять лучики солнечного света («солнечных зайчиков») на центральную площадь погруженного в полярную ночь города:

А где-нибудь на Средиземном море чувствуешь себя комфортно почти всегда. Тем более что для самых жарких часов есть сиеста и кондиционер. Ученые различают несколько основных факторов формирования городской среды:

  • Антропогенные (созданные человеком).
  • Биотические (созданные живой природой).
  • Абиотические (созданные неживой природой).

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

В России такое понятие, как «городская среда обитания (проживания)» было разработано и введено в научный оборот «Российским союзом инженеров» и Министерством регионального развития и Федеральным агентством по строительству и ЖКХ. Это понятие ныне используется как базовое для оценки возможностей городской среды удовлетворить потребности горожан и оценки качества этой самой среды.

  • Доступность хорошего жилья.
  • Стоимость услуг ЖКХ относительно дохода.
  • Аварийность жилого фонда.
  • Качество водо- и энергоснабжения.
  • Пригодность улиц для прогулок.
  • Популярность пешеходной инфраструктуры.
  • Число камер видеонаблюдения.
  • Число уличных фонарей.
  • Уровень преступности.
  • Популярность ночной жизни.
  • Использование умных фонарей.
  • Использование технологии распознавания лиц.
  • Количество крупных фестивалей.
  • Разнообразие развлечений внутри города.

Конкретно в Москве реализуется собственная программа по созданию комфортной среды. Парки, дворы и скверы обновляются, а при возведении новых жилых комплексов принципы комфортной среды, в том числе для инвалидов, закладываются на уровне проекта. Как, например, в одном из ЖК, расположенных в бывшей промзоне:

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

В Европе традиции формирования комфортной городской среды намного более давние. Считается даже, что одним из величайших вкладов Европы в мир был ее особый способ понимания и восприятия городского общественного пространства и комфортной среды.

На протяжении тысячелетий Старый континент создавал города в человеческом масштабе, долгоживущие, но всегда динамичные, стремящиеся к культурному разнообразию и гражданскому сознанию своих жителей. Город – это физическая форма, наполненная нематериальными ценностями и мощным социальным, экономическим и историческим значением.

Учитывая проблемы, с которыми в настоящее время сталкивается все более урбанизированный мир, защита европейской модели города актуальна более чем когда-либо. Когда разрастание городов увеличивается с беспрецедентной скоростью, когда изменение климата в значительной степени является продуктом городской мобильности, а социальное расслоение в городах нарастает, общественное пространство обретает особую значимость.

  • Тротуары и дорожки в парках не должны раскаляться под воздействием жары, поэтому их делают из натурального камня, бетона, а в специально обустроенных зонах даже из дерева.
  • Деревья могут и должны защищать от солнца, ветра и дождя, поэтому высадка деревьев должна быть тщательно спланирована так, чтобы они «смыкались» кронами над пешеходными зонами.
  • Корни зеленых насаждений нужно защищать гравием либо оградой от стекающих с дорог и тротуаров химикатов, которыми дороги и тротуары обрабатывают зимой.
  • Массовые активности не должны нарушать покой жителей соседних домов. Для чего нужно предусматривать шумоизоляцию, в том числе с помощью зеленых насаждений.
  • Пространство должно быть универсальным и удобным для офисных служащих, родителей с детьми, студентов, пенсионеров, туристов, инвалидов. На улицах и в парках должны быть пандусы, а на городских пляжах – деревянные настилы для движения инвалидных колясок.
  • Для туристов и приезжих должны быть установлены указатели минимум на двух языках, государственном и английском, для удобства ориентирования.
  • Уличные фонари должны быть исправны и работать в течение темного времени суток.
  • Пространство должно быть приспособлено для различных активностей до самого позднего вечера, что автоматически уменьшает преступность и концентрацию асоциальных личностей в общественных местах (бомжей, алкоголиков).
  • Пространство должно быть удобно для работников, которые производят ремонт, уборку и поддерживают инфраструктуру в надлежащем состоянии. Поэтому нужно использовать материалы, которые легко отмываются от загрязнений.
  • В хорошем городе общественные пространства не похожи одно на другое.
  • При реконструкции нужно искать способы, как сохранить лучшее, что было у того или иного пространства, и как интегрировать традиции и современные технологии.
Читайте также:  Официальный портал правительства Московской области

Разумеется, в рамках одного пространства реализовать сразу все вышеприведенные характеристики невозможно, да и незачем. По-настоящему комфортный город может предложить самые разные по виду и оформлению места общественного назначения. Тем не менее есть универсальные моменты. Например, использование экологичных материалов, которые не нагреваются слишком сильно под солнцем и легко отмываются от загрязнений.

Принципы комфортной среды:

  • Доступность.
  • Многофункциональность.
  • Безопасность.
  • Понятность и разборчивость.
  • Устойчивость (отсутствие ущерба экологии).
  • Идентичность.
  • Гибкость.
  • Адаптивность.
  • Интерактивность.

Под адаптивностью следует понимать способность быстро реагировать на меняющиеся потребности горожан, а гибкость – это способность возвращаться в исходное состояние после проведения какой-либо разовой активности (ярмарка, народное гуляние, концерт и прочее).

Интерактивность подразумевает вовлеченность горожан в общественную жизнь города. Другими словами, для них должны быть интересные события, у них должна быть возможность свободно туда попасть.

Разумеется, реализовать эту концепцию в уже состоявшихся городах с большой историей можно разве что в пределах отдельных районов. Однако существуют и города, построенные в полном соответствии с концепцией нового урбанизма «с нуля». Это, к примеру, Селебрейшн и Сисайд во Флориде (США):

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

В России примером нового урбанизма «с нуля» могут служить Город набережных, Опалиха-2 и Опалиха-3 в Подмосковье и Горки город в Сочи:

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

О чем еще стоит упомянуть, говоря о комфортной среде и социологии города? Это, конечно же, широко известная «теория разбитых окон». Суть в том, что, если социум терпимо относится к мелким правонарушениям и ничего не делает, чтобы быстро застеклить разбитое хулиганами окно, очень скоро в домах и общественных зданиях не останется целых стекол. А правонарушители, видя безнаказанность, как бы «получат добро» на более серьезные преступления, из-за чего городская среда станет совсем некомфортной.

Авторами теории разбитых окон являются американские социологи Джеймс Уилсон и Джордж Келлинг, впервые представившие ее в 1982 году. А в 1994 году эту теорию взял за основу своей деятельности мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани, начав беспощадную борьбу с мелкими нарушениями и незамедлительно устраняя последствия этих нарушений в виде разбитых окон и прочего. Нью-Йорк действительно стал комфортным и безопасным городом, хотя многие и сомневаются, что решающую роль сыграло именно применение этой теории, а не весь комплекс мер по благоустройству и борьбе с преступностью.

Однако, конечно, только полиция или только власть не сможет поддерживать порядок, если горожане будут равнодушны к тому, что их окружает. А чтобы вовлечь граждан в жизнь города, нужны удобное городское пространство, комфортная городская среда, которую захочется беречь всем и каждому, и научный учет потребностей горожан в рамках социологии города. Как видим, все процессы взаимосвязаны и взаимозависимы.

Но будем оптимистами, потому что сегодня все больше городов, где власть заботится об удобстве горожан, а «умный город» уже стал реальностью. Что это такое? Давайте посмотрим!

«Умный город»

Сегодня практически каждому знакомо словосочетание «умный дом». Это возможность управлять всей техникой и коммуникациями в доме дистанционно, установив специальное приложение на смартфон. Так, вы можете со смартфона отключить от электропитания розетку в комнате, если вдруг засомневались, что точно выключили утюг. Вы можете за час до прихода домой включить зимой отопление на полную мощность, чтобы вас встретило тепло домашнего уюта, но не в ущерб семейному бюджету, потому что система регулировки позволяет в свое отсутствие установить обогрев помещений на минимальную температуру в 14℃.

Как это все применимо в масштабах города? «Умный город» или smart city –
это тоже продукт интеграции информационных технологий и Интернета вещей. Первыми «ласточками» прогресса стали системы видеонаблюдения и распознания лиц, которые позволяют оперативно выявлять правонарушения, совершенные в городе.

Далее появилась автоматизация возможности обращения граждан через единый колл-центр, информирование о ходе ремонтных работ на объектах в режиме онлайн, функция обратной связи на официальных порталах городов, множество специальных приложений, позволяющих коммунальным службам контролировать и регулировать степень освещенности улиц города и многое другое.

Сегодня во многих больших городах не проблема в режиме онлайн выбрать подходящий по расположению детский садик для ребенка, узнать, к какой школе «приписан» ваш адрес и куда вести ребенка в первый класс. Для полноты понимания можно пояснить концепцию «умного города» примером Интернета вещей.

Конечно, пока сложно говорить о том, как скоро можно будет управлять через единое мобильное приложение всей инфраструктурой города по образу и подобию того, как можно управлять «умным домом». Однако множество интерактивных проектов в рамках идеи «умного города» тоже имеют свои плюсы, поскольку позволяют гражданам, заинтересованным в решении какой-то одной проблемы, сориентироваться быстрее, чем если бы пришлось разбираться со сложной структурой приложения, охватывающего все сферы жизни города.

И, разумеется, все это имеет смысл, когда реализованы принципы формирования комфортной городской среды, создание комфортных общественных пространств, когда социология города учитывает потребности горожан.

В интерактивном режиме контролируется заполняемость мусорных баков. Жителей стимулируют к раздельному выбрасыванию пластикового мусора собственной «валютой», точнее, «монетками», которыми можно реально рассчитаться в некоторых кафе. Из этого мусора потом по 3D-технологиям изготавливают скамейки и другие предметы городского экстерьера.

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Топ-7 «умных городов» будущого:

  • Чэнду Великий город (Китай) – 80-тысячный город разместится всего на 1,3 квадратных километров, будет полностью пешеходным и снабжаться возобновляемыми источниками энергии.
  • Масдар-Сити (ОАЭ) – тоже на основе возобновляемых источников энергии, от пыльных пустынных бурь будут защищать специальные стены, а от зноя специальные «зонты»-накопители солнечной энергии.
  • Плавучий город-государство (Французская Полинезия) – проект свободной экономической зоны, не привязанной к территории и имеющей свою криптовалюту.
  • Умка (Россия) – город-электростанция в Северном Ледовитом океане с полностью самообеспечивающей инфраструктурой.
  • Хазарские острова (Азербайджан) – система из 41 острова в Каспийском море, где, помимо обычной инфраструктуры, будут трасса для «Формулы-1», аэропорт и бульвар на 150 километров.
  • Аэквория (Бразилия) – город, полностью сделанный на 3D-принтере. Строения посреди океана планируется стилизовать под медуз.
  • Океанская Спираль (Япония) – подводный город, безопасный во время цунами и землетрясений.

Разумеется, управлять всем этим великолепием будут при помощи цифровых технологий. Больше о концепции «умного города» можно узнать из интервью урбаниста Алексея Новикова:

Главные признаки «умного города»:

  • Человекоцентричность.
  • Управляемость по современным технологиям.
  • Доступность и открытость для людей и идей.
  • Прозрачность для желающих узнать нюансы городских решений.
  • Гарантия защиты персональных данных.
  • Основа на интегрированных службах и инфраструктуре.
  • Проактивность в обучении и развитии горожан.

Тест на усвоение материала урока

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

В следующем уроке речь пойдет о городском дизайне.

Сопоставление понятий «открытое пространство» и «городская среда»

Фактическое пространство
б. Городское пространство

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Архитектурное пространство
г. Городская среда

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Открытые пространства города;
Архитектурное пространство;
Архитектурная среда
Городская среда;
Городской интерьер

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Открытые пространства города

Незастроенные территории;
Водно-зеленые системы;
Главные проспекты;
Набережные;
П ешеходные зоны;
Площади;
Бульвары и т. С оставляют систему открытых пространств, несущих оздоровительные и коммуникационно -рекреационные функции и активно влияющие на художественно-эстетическую выразительность городских ансамблей.

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Архитектурное пространство

Подчеркивает эстетический смысл явления – оно возникает, когда из общего реального пространства с помощью архитектурных форм выделена и преобразована в особое «художественно-осмысленное пространство» его определенная часть, выступающая в качестве архитектурной формы.

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Архитектурная среда

Включает все уровни, отличается ощущением «погруженности в пространство», совокупность облика и пространства зданий и сооружений, предназначенных для определенных функций и наделенных необходимой и достаточной для потребителя информативностью, в том числе с помощью  архитектурной   пластики.

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

О бщая   среда  жизнедеятельности, где локальные  среды : жилая, трудовой деятельности и общественная взаимодействуют и связываются друг с другом сетью улиц, магистралей, площадей, иных видов коммуникаций.

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Городской интерьер

Подчеркивает локальность объекта, его местный характер. Это целостно воспринимаемый конкретный фрагмент архитектурно освоенного городского пространства, в котором часть реальных ограждений заменены условными (небосвод, панорама).

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Проектирование городских пространств акцентирует работу с пространственными, а не объемными решениями. Восприятие особенностей городского интерьера зависит от внимания зрителя. Рядом с объектом воспринимается внешний вид, фасад, независимо от окружения. Изменив положение в пространстве, здание становится частью бассейна восприятия, окружающая среда становится интерьером.

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Специфическая задача архитектурного творчества – обеспечить цельность эмоционального-художественного ряда впечатлений, соединенных открытым городским пространством.

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Городской интерьер :
Отдельное пространство;
Совокупность впечатлений от всех открытых пространств города.

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Функционально-пространственные разновидности городской среды

Пространственная первооснова городского и нтерьера возникает как функциональное поле следующих видов жизнедеятельности:
Транспортно-коммуникативной (грузопотоки, транспортные развязки, улицы и т. );
Функциональной жизнедеятельностью архитектурных объектов, что задает горизонтальные габариты пространств.

Читайте также:  23 городская среда краснодар голосование

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Многоцелевые объемно-пространственные образования

Укрупненные городские
градостроительные объекты, общегородские коммуникации сформированные общественными пространствами, застройкой. Площади, улицы, скверы,
бульвары, взаимосвязь
п лощадей и уличных
п ространств.

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Утилитарная функция пространства, в частности улиц, согласно нормам задаёт самые общие его характеристики – размеры, укрупненные пропорции, оставляя на усмотрение проектировщиков параметры архитектурной и художественной формы (ритм, силуэт, характер заполнения пространств).

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Функциональная классификация площадей

Главные
Приобъектные
Транспортные и предмостные
Вокзальные
Многофункциональных транспортных узлов
Предзаводские
Рыночные

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Главные площади – д ля пешеходных подходов к зданиям органов власти, общественных организаций и для проведения народных празднеств. Приобъектные площади (у театров, памятников, кинотеатров, музеев, торговых центров, стадионов, парков, рынков и др. ) – д ля подъезда пассажирского транспорта и подхода посетителей к общественным зданиям и сооружениям; для размещения остановочных пунктов транспорта и площадок для стоянки автомобилей.

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Транспортные и предмостные – д ля распределения транспортных потоков по примыкающим улицам и дорогам, для размещения пересечений и примыканий улиц и дорог как в одном, так и в разных уровнях. Вокзальные площади – д ля подъезда к зданиям и сооружениям внешнего транспорта, для развязки движения транспорта и пешеходов в одном и разных уровнях, для размещения остановочных пунктов транспорта и площадок для стоянки автомобилей.

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Площади многофункциональных транспортных узлов – д ля размещения общественных зданий и сооружений пригородного и городского транспорта, подъездов и подходов к ним и для устройства пересадки пассажиров с одних видов транспорта на другие. Предзаводские площади – д ля подходов к проходным предприятий, для развязки движения и размещения остановочных пунктов транспорта и площадок для стоянки автомобилей. Рыночные площади – д ля организации движения, размещения остановочных пунктов транспорта и площадок для стоянки автомобилей.

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Площадь Израиля. Копенгаген,Дания. Реконструкция по проекту арх. группы СОВЕ, 2014г. Финалист конкурса ARCHDAILY в номинации «Общественная архитектура» 2018г

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Городская среда как система взаимосвязанных открытых пространств

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Основные аспекты воздействия архитектуры на человека (зрителя):
Физическая форма(пространство, линии, объемы и др. );
Художественная форма (организация пространства, масштаб, пропорции, ритм);
Художественный (архитектурный)образ (выражение чувства или идеи).

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

В зависимости от роли различных форм городской среды ( открытых пространств)в жизни города, тем крупнее его материально-физическая база, составленная из набора элементарных планировочных единиц. Увеличение масштаба объекта повышает его функциональную насыщенность, усложняет композицию, насыщает элементами синтеза искусств. Монофункциональные пространства составляют (объединяются) в более крупные системы городской среды.

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Главная особенность формирования открытого городского пространства:
создание среды различной социальной активности,
объединение отдельных функциональных зон и площадок,
специализированное по назначению оборудование и характерные по обработке поверхности. Разнообразие структурных элементов, степень сложности комбинаций, уровень организации планировочной структуры является основным признаком классификации городского интерьера.

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Виды городского интерьера

Характеризуются уровнем сложности объемно-планировочной организации, отвечающим их градостроительной значимости. Городские пространства:
М естного значения;
Районного значения;
Общегородского значения.

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Городские пространства местного значения:
Исходный элемент всех пространственных построений;
Монофункциональны ;
Включают 1-2 специализированные площадки;
Размеры – 0,5-1 га. Перекрестки, входные группы, жилые дворы и др. элементы городской среды, акцентирующие частные фрагменты городского пространства;
Индивидуальный характер архитектурно-художественной ценности.

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Городские пространства районного значения:
Формируются из 3-5 ячеек местного значения;
Многоцелевые площади крупных общественных зданий или комплексов;
Транспортная и пешеходная нагрузка
Размеры – 3-4 га. Имеют в составе доминантные объекты (здания, памятники, сооружения). Монотемность пространства.

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Городские пространства общегородского значения:
Высший ряд в иерархии городских интерьеров;
Сложное зонирование, многообразие функций;
Состоит из 5-7 пространств местного значения;
Большие габариты пространства сложной формы;
Полицентричность, многотемность пространства. Категории городского интерьера объединяют в один признак основные свойства:
Роль в городской среде (функциональные, образные);
Степень сложности планировочной структуры.

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Геометрические разновидности открытых пространств

Виды городских пространств помимо его значимости, величины, отличаются формой и геометрическим принципом объединения. Характеристики пространств:
Локальные образования;
Линейные системы;
Система расчлененных взаимосвязанных пространств.

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Локальные образования – площади, перекрестки, дворы. Объединение локальных образований формируют многообразие форм городской среды. Линейные системы – улицы, пешеходные трассы, набережные, водные артерии. Состоят из внутриквартальных проездов и жилых улиц, улиц районного значения, пешеходных улиц, пешеходно -транспортных узлов, городских магистралей.

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Формообразующим фактором линейных пространств является не столько мощность движения, сколько социально-культурный потенциал объектов системы. Напряженность пешеходного потока генерируется архитектурной привлекательностью зоны, чем определяет ее.

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Система расчлененных взаимосвязанных пространств:
специализированные территории, системы городских площадей разделенных застройкой, парками и т. ;
с оздаются из локальных и линейных элементов, что определяет специфику восприятия.

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2021 г. № 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований"

Как ведется благоустройство?

Программа «Формирование комфортной городской среды» нацпроекта «Жилье и городская среда» существует с 2019 года и за это время в крае благоустроены 2092 двора и 274 общественных пространства, которые выбрали сами горожане. В этом году к ним добавится еще 34 общественных пространства. В составе нацпроекта есть всероссийский конкурс, на котором проекты благоустройства из Красноярского края побеждали неоднократно — только в прошлом году их было пять, в Назарово, Заозерном, Канске, Бородино и Кодинске.

Между тем, в конце декабря прошлого года губернатор Красноярского края Александр Усс во время рабочей поездки по востоку региона обозначил именно Канск, как приоритетный для благоустройства — наряду с Ачинском, Шушенским, Норильском и Минусинском город будет пилотной площадкой для новых комплексных проектов.

«Канск — это восточная столица края. И здесь давно назрели изменения к лучшему. Именно поэтому в этом году мы выделили серьёзные суммы на приведение Канска в порядок. Это делается не за один год и не только при помощи краевого и городского финансирования. В эту работу должны включаться и предприниматели, и жители города. Мы продолжим эту линию и в будущем», — заявил губернатор.

Он также поручил главам муниципалитетов максимально привлекать жителей к теме благоустройства общественных пространств — как это и произошло с канским экопарком «Сосновый бор».

Как изменился парк?

В понедельник, 7 февраля, Канск посетил министр строительства Красноярского края Михаил Рабушко. Он положительно оценил реализацию проекта благоустройства и отметил, что люди начинают ответственнее относиться к общественным пространствам, которые они помогли благоустроить.

«Мы успешно реализуем программу формирования комфортной городской среды, потому что выполняем работу вместе с жителями. Люди сами выбирают территории для благоустройства. Каждый раз, контролируя ход работ в территориях, мы встречаемся с жителями и замечаем их живой отклик — они хотят сами ухаживать за клумбами, благоустраивать дворы. Этой весной жителям снова предстоит выбрать скверы, парки, набережные и другие любимые места, которые будут благоустраивать в следующем году»«, — рассказал министр.

По итогу парк может похвастаться следующим:

  • обустроенные дорожки, тротуары и площадки;
  • лыжероллерная трасса из асфальтобетона;
  • современная система видеонаблюдения;
  • система освещения;
  • навес с качелями;
  • экологичная парковая мебель из дерева и уличный гамак;
  • трибуны в детской зоне;
  • тренажеры для воркаута;
  • площадка для стритбола — разновидности баскетбола с одним кольцом и командами по три человека.

«В нашей роще произошли глобальные изменения, после которых жители стали ходить сюда намного чаще. Приезжают даже из других районов с детьми и семьями. Кто отдыхает, кто на лыжах катается. Сосновый бор ожил, люди сюда стали стремиться. Больше всего мне понравилось, что появилось освещение и лавочки, чтобы пожилые люди могли отдыхать во время прогулки», — поделилась своими впечатлениями жительница Канска Людмила Геннадьевна, гулявшая в парке.

Со временем всё больше жителей Канска включается в благоустройство города. Например, в 2021 году из 90 тысяч жителей в голосовании за объекты благоустройства участвовали порядка 25 тысяч человек, то есть чуть ли не треть всего населения. Выбрали в итоге три территории: центральную аллею в микрорайоне Солнечном, а также скверы «Гидролизный» и «Землянка». Проекты благоустройства по ним уже есть, общая сумма работ — 35, 8 млн рублей.

Между тем, благоустройство территорий региона продолжается. Уже выбраны лучшие практики по благоустройству из Красноярского края: в Дивногорске, Дудинке, Ужуре, Сосновоборске и Железногорске. На пять проектов выделено 340 млн рублей, уже разработана проектно-сметная документация. До конца февраля закончатся торги по выбору подрядчиков — и начнутся строительные работы.

По всей видимости, именно площадь была первым открытием человека в использовании городского пространства. Она состоит из группы домов вокруг открытого пространства. Эта конфигурация позволила усилить контроль за внутренними пространствами, а также обеспечить возможность сопротивления внешней агрессии за счет минимизации поверхностей, соединяющих данное место с внешним пространством и таящих угрозу атаки. Такой своеобразный внутренний дворик быстро получил символическую ценность и был выбран в качестве модели для бесчисленного количества святых мест (Агора, Форум, монастырь, внутренний двор мечети). С изобретением домов, выстроенных вокруг центрального внутреннего дворика или атриума, этот пространственный паттерн стал моделью будущего. Комнаты располагались вокруг дворика в центре как отдельные дома вокруг площади.

Улица

Улица — продукт расширения поселений после застройки свободного места вокруг центральной площади. Она задает границы распределения земли и предоставляет доступ к отдельным земельным участкам. Улица имеет более выраженный функциональный характер, чем площадь. В силу своего размера площадь является более привлекательным местом для того, чтобы проводить свободное время, в отличие от улицы, на которой человек оказывается захвачен суматохой трафика. Уличные архитектурные декорации воспринимаются только в движении. Уличные разметки, которые мы получили в наследство от прошлых лет, задумывались для других функциональных задач. Планировались все они, исходя из масштаба человека, лошади и повозки. Улицы не подходят для потоков моторизованного транспорта, но в то же время остаются подходящими для циркуляции людей и деятельности. Они редко работают как изолированные пространства (например, в случае деревень, построенных вдоль одной улицы). В большей степени они предполагают восприятие их в качестве частей сети. Наши исторические города позволили нам понять бесконечность возможных пространственных отношений, производимых такой комплексной разметкой.

Типичные функции городских пространств

Городская жизнь протекает в публичной и частной сферах. Поведенческие паттерны людей одинаковы в обеих. Из-за этого способ организации публичного пространства в каждый из периодов истории оказывал мощное влияние на дизайн частных домов.

Можно было бы даже вообразить некий социальный обычай, в котором равно проявлены индивидуальное и коллективное. Пусть это будет городская активность на открытом воздухе, действия людей вне знакомой территории своего дома, в публичном пространстве, в пути на работу, при покупках и продаже товаров, при отдыхе, досуге, в спортивных мероприятиях, при доставке грузов и т. Сегодня улицей именуют асфальт, поверхность для движения машин, но асфальт не имеет отношения к оригинальному значению термина. Естественно, транспортировка людей и товаров — одна из основных функций города, но на обычных скоростях движения ей не нужны аксессуары.

Но когда мы переходим к движению жителей или общественного транспорта с умеренной скоростью, условия меняются. Сегодня не редкость — загруженный бульвар, где дорога запружена безвкусными машинами, а пешеходная часть забита уличными кафе (несмотря на загрязненный выхлопами авто воздух). Стоит взглянуть на планировочные проекты рубежа веков, как можно заметить, что в городах-космополитах (Париже, Риме или Берлине) воздух загрязнялся испарениями конского навоза, канализационной вони и мусорных отходов. Старая проблема городской гигиены, актуальная со времен первых городских поселений, но с одним отличием: люди травятся чаще угарным газом, чем конским навозом. С медицинской точки зрения мы больше не можем позволить себе подобную бульварную романтику. Пока автомобили в их нынешнем виде продолжают оккупировать улицы, они исключают другие способы использования этих локаций. Давайте же обратимся к краткому описанию основных функций пространства площадей и улиц.

Читайте также:  Госуслуги — личный кабинет

Эта пространственная модель прекрасно подходит для жилищных нужд. В частной сфере она подобна внутреннему дворику или атриуму. Это — старейшие типы городских зданий. Несмотря на неоспоримые преимущества, сегодня они потеряли свое былое значение. Они легко поддаются некорректной идеологической интерпретации, и люди боятся, что такой дизайн внесет нарочитый конформизм в их коллективный образ жизни или его философию.

Понятно, что к этому привело определенное недовольство соседством. В то же время в ближайшем будущем концепция соседства и соответствующие типы зданий, скорее всего, будут внедряться снова — в связи с тем, что после исчезновения больших семей совместное проживание стало популярным среди небольшого количества молодых людей.

В публичной сфере площадь ждала та же участь. Рынки, парадные площадки, церемониальные площади, площади перед церквями и ратушами и другие, оставшиеся от Средних веков, утратили свои изначальные функции и в большинстве мест сохраняются только посредством консервации.

Потеря символизма в архитектуре описана в книге Зигфрида Гидиона «Пространство, время, архитектура». Этот труд подтолкнул мысль Ле Корбюзье в 1930-е и Йорна Утзона в 1960-е, и в нем выражалась надежда, что утрата символизма архитектурой может компенсироваться мощным импульсом художественного выражения. Именно этого автор ожидал и от новых строительных технологий. Я уже отмечал важность поэтического содержания и эстетических качеств пространств и зданий. Я не хотел бы обращаться к проблематике символизма со всеми ее этическими и религиозными обертонами. Также я хотел бы предупредить об опасности необоснованной путаницы в эстетических и символических категориях. Позвольте прояснить: когда я утверждаю, что Лувру вместо музея пошло бы стать жилым домом, замком или офисной постройкой, я говорю о пространстве или типе здания, а не о внешней детализации исторических и социополитических факторов, которые привели к такому структурному решению. Эстетическая ценность разных типов пространства независима ни от краткосрочных функциональных нужд, ни от символических интерпретаций, которые могут разниться из века в век.

Вот еще один пример, который позволит прояснить этот аргумент. Многоэтажные дома с атриумами, существующие со Средних веков по сей день, были моделью для замков и дворцов в периоды Возрождения и барокко. Берлинские многоквартирные дома XIX века — это тоже дома с атриумами, хотя они ничем не напоминают дворцы. Каждый, кто знаком с архитектурой Палладио, должен сделать верное заключение из этих фактов. Свободное использование материалов не играет решающей роли в нашем случае. Если бы играло — Палладио давно уже был бы предан забвению. Так, я могу даже в XX веке построить здание с внутренним двориком без всякого стремления имитировать дворцовую архитектуру XVI века и не выступлю в роли социального класса, который ее произвел. Нет никаких причин не использовать в качестве модели для современной жилой застройки типы зданий, использованные ушедшими в прошлое династиями для дизайна их резиденций и демонстрации благосостояния (здесь необходимо добавить, что моя критика взгляда на эти архитектурные формы относится в основном к немецкой культурной сцене — в Германии доминирует ужасно зыбкое представление об истории). Ранние христиане не боялись адаптировать типы римских юридических и коммерческих построек (таких, как базилики) в качестве прототипов для своих религиозных строений. Ле Корбюзье заимствовал свои «зубцы» из архитектуры барочных замков.

Не найдется ни одной современной публичной площади, которая сравнилась бы с такими городскими площадями, как Гран-Плас в Брюсселе, площадь Станислава в Нанси, Пьяцца-дель-Кампо в Сиене, Вандомская площадь и площадь Вогезов в Париже, Пласа-Майор в Мадриде, Королевская площадь в Барселоне и т. Этот тип пространства ждет, когда его откроют заново. Это может произойти, только если, во‑первых, наделить площадь значимыми функциями, а во‑вторых — спланировать площадь в правильном месте, грамотно связав ее с общегородским планом.

Какие функции подходят площадям? Конечно же, коммерческая деятельность, например — рыночная торговля, но в первую очередь —  деятельность культурная. Размещение общественных административных офисов, домов культуры и быта, молодежных центров, библиотек, театров и концертных залов, кафе, баров и т. В случае центральных площадей, если это возможно, стоит обеспечивать круглосуточную функциональную нагрузку. Ни в коем случае нельзя исключать использование в жилищных целях.

В жилых районах улицы служат зонами прогулок, движения и отдыха жителей в публичном пространстве. Расстояния, на которые дома должны отступать от улицы (как, например, указанные в действующих сегодня нормативах в Германии), настолько завышенные, что создать приятную пространственную ситуацию становится возможным только посредством различных ухищрений. В большинстве случаев для создания парков используются широкие пространства, которые должны прилегать к запасным выходам из общественных организаций. Уличное пространство будет функциональным, только если оно — часть системы, в основе которой лежит доступность для пешеходов. Эту систему легко разрушить следующими ошибками при планировании.

  • Если в некоторые дома или отдельные квартиры нельзя попасть прямо с улицы, а только с черного входа. В этом случае улица лишается жизнедеятельности. В результате внешнее и внутреннее городские пространства постоянно соревнуются. Характер пространства соотносится с уровнем публичной активности в обеих этих сферах.
  • Если гаражи и парковки устроены таким образом, что поток людей между машиной и домом не включен в уличное пространство.
  • Если игровые площадки расположены в изолированных зонах, чтобы сохранить интимность жилого пространства. Похожее невротичное отношение к соседям можно заметить в квартирах — если шум машин извне допустим, внутри детям не разрешено вести себя шумно.
  • Если в публичные пространства под открытым небом не разрешены инвестиции (на устройство аллей с деревьями, мостовых, малых архитектурных форм), потому что основной акцент приходится на внешний вид пространства.
  • Если не принимаются в расчет эстетические качества прилегающих зданий, фасады негармоничны, участки улицы бессистемно разграничены или масштаб границ не сбалансирован. Эти факторы играют формообразующую роль в поддержании функциональной связности улицы и площади. Необходимость согласовывать решения с городской «поэтикой пространства» должна быть так же очевидна, как и необходимость соблюдения технических нормативов. Это основа городской жизни, если быть объективным.

Можете ли вы представить себе, что люди больше не занимаются музыкой, живописью, фотографией, танцами? Каждый ответит на это решительным отказом. Роль архитектуры, как правило, принижается. Ее видят как что-то осязаемое, полезное, практическое. Сегодня функцию архитектуры все чаще сводят к созданию уюта внутри домов и построению статусных символов на улицах. Остальное воспринимается в качестве глазури на торте, без которой можно с легкостью обойтись. Я настаиваю, что историческая эпоха, в которую архитектура утрачивает свое подлинное значение, переживает культурный кризис в обществе. Состояние современной музыки — типичный тому пример.

Проблемы, связанные с улицами в жилых кварталах, о которых идет речь в этой статье, легко считываются и у торговых улиц. Разделение пешеходов и транспорта должно привести к изоляции пешеходных зон. Необходимо искать решения, позволяющие удерживать шум автомобилей и выхлопные газы вдалеке от пешеходов, не разделяя при этом сферы транспорта и движения людей полностью. На практике это означает появление многофункциональной зоны, создать которую можно с помощью технологий. Проблема устройства подобного пространства останется даже после исправления технических недостатков и дизайнерских провалов в разработке отдельных машин (шум, выхлопы и т. Количество машин и их скорость остаются источником беспокойства. Сегодня вряд ли можно надеяться на быструю корректировку какоголибо из этих факторов. С другой стороны, очевидны катастрофические последствия этих проблем и те шаги, которые нужны будут для их решения.

Не думаю, что правы те, кто думает, что процесс бесконечного обновления автопарка и перепроизводства транспортных средств захламит пригороды огромными свалками устаревших машин. Нужно отдавать себе отчет в том, что сегодняшняя стоимость машины и комплектующих доказывает, что не стоит ожидать фундаментальных перемен в долгосрочной перспективе. Мы видим серьезный конфликт интересов между инвестициями в машины и в жизнь людей, последствия этого противоречия выливаются в цену реставрации городского пространства (если общество вообще заинтересовано в проблеме ценности городской жизни).

Вернемся к торговым улицам. Они должны планироваться иначе, чем улицы жилых кварталов. Они должны быть относительно узкими. Прохожий должен иметь возможность рассмотреть товары в витринах магазинов на другой стороне улицы, не пересекая ее. Это именно то, чего хотят и покупатели, и продавцы. Другой тип пространственной конфигурации торговой улицы воплощен в жизнь в старом городском центре Берна, где прохожие могут рассматривать товары в витринах магазинов, будучи защищенными от погодных условий аркадами. Этот тип коммерческой улицы до сих пор сохраняет свой шарм и функциональную эффективность. Пешеход почти не замечает дороги, которая расположена на нижнем уровне. Такое уличное пространство — хороший пример для нас.

Вышесказанное справедливо по отношению к аркадам и проходам с застекленными крышами XIX века. Отчего-то сегодня они вышли из моды. С точки зрения систем проветривания помещать улицу в закрытый переход — нерационально. С другой стороны, современные автономные системы кондиционирования в коммерческих и офисных зданиях способствуют возвращению такой формы в моду. Защита от внешних факторов в наших широтах — это финансово обоснованное решение для торговых улиц. Сегодня почти не осталось улиц с аркадами, которые римляне заимствовали у греков (колоннады окружали греческую Агору), но руины можно встретить в Пальмире, Перге, Апамейе, Эфесе, Лептис-Магне, Тимгаде и т.

Появление торговых улиц — выдающееся событие в истории городского планирования. Процветание римского правления привело к созданию универсальных и схематичных планов модификации колонизированных греческих городов. Главным было появление магистралей внутри однородной сети улиц — этого добивались за счет внедрения выдающихся архитектурных форм с важными функциональными характеристиками. Архитектурное убранство магистралей явным образом связано с торговой деятельностью и исполнено символизма, отличного от сооружений типа Агоры или Форума с их политическим или религиозным целепользованием.

Идею торговых улиц пытался воскресить Вейнбреннер, предложивший схему усовершенствования Кайзерштрассе в Карлсруэ. Кенигсбау в Штуттгарте, над проектом которой работал Лейнс, выглядит частью улицы с аркадами в Эфесе. Римляне проявили поразительную работу воображения в совершенствовании этого типа уличного пространства. Так, изменения направлений магистральных улиц, обусловленные существующей конфигурацией города, маркировались воротами по образцу четырех частей света. По такому же принципу проектировались галереи Святого Юбера в Брюсселе. Этот прием позволяет разграничивать уличное пространство, уходить от бесконечности системы улиц в границы той или иной зоны. Необходимо отметить, что в редких случаях улицы могут расширяться до площадей без архитектурных изменений.

Приемы, которые использовали планировщики римских и греческих городов для пространственных отношений, были преданы забвению после исчезновения Римской империи с карты Европы. Отдельные типы зданий (форум или базилика) сохранились в неизменном виде в Средние века, в монастырях например. Форум перестал использоваться в качестве публичного пространства. Совсем иначе дело обстоит в Северной Африке или на Ближнем Востоке, а также на территории Испании, где эти древние типы городского пространства сохранились почти без изменений вплоть до рубежа веков и возводились они традиционными методами.

Типология городского пространства

Чтобы описать типологию городского пространства, пространственные формы и их составляющие можно разделить на три основных группы, исходя из геометрической формы вида сверху: производные квадрата, круга или треугольника.

Без сомнения, масштаб тоже относится к геометрическим характеристикам городского пространства. В этой типологии масштаб упоминается только мельком — значение пропорций внешнего пространства я собираюсь более подробно рассмотреть в другой статье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *