Пресс-центр

Глобальные тренды в мире и в России

Специалисты, изучающие развитие человечества: антропологи, футурологи, различные аналитики, выделили глобальные тренды, которые прослеживаются в мире:

· Урбанизация – непрерывный рост городов, приток в них населения со всей страны, сосредоточение культурной, научной, экономической деятельности, влияние на облик и развитие общества. С каждым годом темпы урбанизации нарастают.

· Инновации – появление и внедрение в производство технических разработок, обеспечивающих рост производительности и качества выпускаемой продукции. Темп появления очередных технических прорывов также непрерывно нарастает.

· Изменение выбора потребителей – в зависимости от выхода на рынок тех или иных продуктов и услуг, предпочтение постоянно меняется.

· Экологичность – увеличение строгости требований к производствам для снижения влияния на природу, а также стремление потребителей выбирать экологически чистые продукты и товары.

· Ограниченность природных ресурсов, которая наметилась из-за роста потребления, неравномерности их содержания на планете. Выражается в обострении конкуренции, поиске альтернативных решений, росте цен и ценности.

· Глобализация бизнеса – возникновение все большего числа крупных корпораций, рассматривающих как рынок сбыта весь мир, предлагающих повсюду одну и ту же продукцию.

· Рост численности и плотности населения в развивающихся странах.

· Повышение среднего возраста в развитых странах за счет улучшения системы и качества здравоохранения, снижение смертности.

Все эти тренды буквально подводят к созданию мега-проекта под названием «Умный город», который сможет не только обеспечить слаженную работу систем обслуживания огромных мегаполисов, но еще и сделает жизнь жителей комфортной и безопасной. Необходимые для этого технологии, программные и технические продукты, в том числе Huawei, уже созданы.

Направления развития умного города и решения

Прежде всего умный город ориентируется на человека. Должны снизиться затраты сил, времени, денег и нервов на решение любых задач, сопровождающих городскую жизнь: транспортное движение, приобретение товаров и услуг, получение медицинской помощи, образования, организации отдыха, взаимодействия с администрацией, в том числе для оформления различных документов.

После того как будут решены бытовые вопросы, жизнь людей в городах станет удобной, безопасной и комфортной, неминуемо вырастет их желание и возможности для реализации себя в бизнесе или другой работе. Применение цифровых технологий и организационных решений облегчит начало и ведение любой деятельности.

Пресс-центр

Реализация концепции умного города принесет:

· Повышение уровня жизни и благополучия горожан.

· Обеспечение безопасной, экологичной, чистой, удобной среды обитания.

· Создание условий, благоприятствующих развитию науки и бизнеса.

· Объединение жителей для управления и повышения эффективности жизнеобеспечения города.

· Формирование сплоченного общества.

· Продление активной жизни старшего поколения.

Немаловажным условием существования умного города становится вовлеченность граждан в его управление. Легкость получения обратной связи, учета голосов, донесения информации с применением современных средств коммуникации позволяет оперативно реагировать на общественное мнение. Более того, горожане получают доступ к реальным актуальным данным, отражающим разные аспекты жизни города.

Принятие решений во многом становится прерогативой искусственного интеллекта. В результате исключаются не только ошибки, вносимые человеческим фактором, но и коррупционные составляющие, предвзятость и субъективность взглядов на различные вопросы.

Одним из приоритетных направлений внедрения концепции должно стать соблюдение требований экологической безопасности, создание благоприятной здоровой обстановки, разработки программ вывоза, сортировки и утилизации отходов.

Городская среда

Совокупность аспектов, влияющих на комфортность обитания горожанина: природных, архитектурных, социальных, культурных, экологических и других, формирует городскую среду. Чтобы создать комфортную среду, в концепции умного города должны быть учтены все ее факторы.

Существующая планировка и застройка часто не соответствуют требованиям комфортной жизни и передвижения по городам: отсутствие зеленых зон, магистралей, парковок. Градостроительству предстоит решить существующие проблемы, параллельно ведя застройку, отвечающую современным требованиям.

Предстоит решить не только технические задачи по внедрению программ и регламентов, но и изменить законодательную базу, которая должна облегчить работу застройщиков. Современные строительные BIM-технологии позволяют обеспечить проектирование отдельных зданий и целых кварталов с учетом всех существующих и появляющихся требований.

Управление ЖКХ также должно перейти на онлайн-учет потребления воды и энергии, прозрачной системы распределения ресурсов. Предоставление услуг населению должно быть не только эффективным и своевременным, но еще и соответствовать требованиям экологичности и защиты окружающей природы.

Цифровая мобильность

Возможности быстро и удобно передвигаться по городу сейчас лишены многие жители мегаполисов: многокилометровые пробки, в которых можно застрять ни на один час парализуют движение, особенно в старых районах. В цифровом городе таких проблем не возникает за счет правильно рассчитанной планировки, систем управления движением и возможности решать большинство задач без личного присутствия.

Пресс-центр

В умном городе функционирует развитая сеть общественного транспорта, пользоваться которым удобнее и выгоднее, чем личным, а также каршеринга, позволяющего снизить число личных автомобилей. Преимущественно используется электрический и другой экологически чистый транспорт, в перспективе – беспилотники.

Системы навигации и мониторинга помогают прокладывать оптимальные маршруты с учетом текущей ситуации на дорогах. Оплата услуг происходит автоматически. Логистические сервисы связаны в единую сеть и функционируют максимально эффективно, обеспечивая мобильность горожан и туристов.

Городская экономика

Для развития экономики каждого города необходимо уделять внимание внедрению инноваций, финансовому планированию, обеспечению возможности функционирования промышленных и производственных предприятий.

Внедрение инноваций подразумевает сама концепция умного города. Управление и контроль финансов, как каждого жителя, так и общественных – задача для предприятий банковского сектора, которая успешно решается введением онлайн оплат, мобильных приложений, единых платежных сервисов.

Промышленные и производственные предприятия необходимы не только для выработки продуктов народного потребления, но и для создания рабочих мест. Современные тенденции к автоматизации и роботизации производств ведут к новой промышленной революции, но пока отстают от банковского сектора.

Также немаловажным фактором экономики города является развитие торговли товарами и услугами, предприятий общественного питания, развлечений и отдыха.

Безопасность и экология

Как уже говорилось, первоначально концепция умных городов возникла из желания сделать мегаполисы более экологичной, здоровой и безопасной средой обитания для людей.

Обеспечение безопасности, предотвращения и раскрытия преступлений ложится на централизованные системы видеонаблюдения, сигнализации, оповещения. Работа служб охраны порядка существенно облегчается. Также работа служб пожарной охраны становится легче и эффективнее за счет массового внедрения датчиков задымления и возгорания, систем оповещения о пожаре и пожаротушения.

Мониторинг экологической обстановки также обеспечивается системой контроля. В умных городах организован раздельный сбор мусора, его эффективная и безопасная утилизация. Массово используется экологически чистый транспорт, работающие предприятия не производят вредные выбросы. При застройке планируется достаточное количество зеленых зон и насаждений.

Цифровое правительство

С помощью программных решений и инновационных технологий достигается прозрачность распределения бюджета города, контроль принимаемых законов и решений правительства, обеспечивается возможность оперативно доносить мнение граждан по любому вопросу до администрации. Вообще цифровая среда предполагает активную общественную позицию каждого жителя с возможностью влиять на развитие и жизнь города, а также деятельность правительства. Выборы, дебаты, референдумы, голосования, проводятся не только честно и открыто, но еще и легко и оперативно организовываются при возникновении такой необходимости.

Граждане должны оперативно получать государственные услуги, предусмотренные законодательством. Сюда входит получение необходимых справок, медицинской помощи, управление налоговыми и страховыми отчислениями, получение льгот и пособий, а также ведение бизнеса и сдача отчетности.

Пандемия коронавируса заставила оценить эффективность идеи с новой, непредвиденной стороны. Темп цифровизации и внедрения дистанционного взаимодействия между жителями и муниципальными службами, обслуживающими и сервисными компаниями, многократно увеличился повсеместно.

Перспективы, эффективность и жизнеспособность концепции умного города стала очевидной. Жители большинства городов могут комфортно жить и работать, не выходя из дома. Пусть внедрение цифровых технологий в городах началось не так, как планировалось или хотелось, но оно движется полным ходом.

От модернизации к инфраструктуре

Центральную позицию в развитии городов сегодня занимает экологический аспект. Эпоха резкой модернизации городов, которая совпала с быстрым развитием индустриального производства, позволила сделать города технологически развитыми и мобильными, однако негативно сказалась на окружающей среде — и урбанисты по всему миру стараются изменить положение дел. Однако с учетом скоростного роста мегаполисов по всему миру сокращение производства не является готовым решением — поэтому ответы на проблему стоит искать в технологических инновациях.

Прогрессивные города стремятся достичь нулевого уровня вредных выбросов в атмосферу: эта задача сформулирована во многих программах развития, а крупные агломерации объединяются в сети — например, С40 — для решения экологических проблем. Экологический гуманизм, который определяет городскую повсетку, основывается на высокой культуре потребления, бережном отношении к природным ресурсам и направленности на долгосрочную перспективу. Раздельный сбор мусора и отказ от пластика в ретейле являются базовым условием почти любого крупного города Европы и Америки, а их власти организуют производство на зеленой энергетике, вводят тарифы на загрязнение окружающей среды, и принимают инновационные решения в сфере транспорта.

Отказ от двигателей внутреннего сгорания составляет часть программ городского развития не только на уровне отдельных мегаполисов, но и целых стран.

На сегодняшний день уже 17 государств объявили о планах по окончательному снижению выбросов от транспортных средств или поэтапном отказе от машин с двигателем внутреннего сгорания к 2050 году. Так, Норвегия планирует полностью прекратить производство автомобилей с ДВС уже с 2025 года, а некоторые другие европейские государства (среди которых Швеция, Нидерланды и Ирландия) — пятью годами позднее. При этом в Китае, где о критически низком уровне чистого воздуха в городах заговорили еще в начале 21 века, уже на законодательном уровне запрещена постройка новых заводов для серийных машин с двигателем.

Читайте также:  Кировская область 43 регион и какой федеральный округ (область) России

Россия перенимает положительный опыт европейских стран в сокращении экологического ущерба: так, после 2021 года Москва полностью откажется от закупки дизельных автобусов. На смену транспортным средствам с двигателем внутреннего сгорания придут электробусы — к 2030 году планируется перевести практически весь общественный наземный транспорт на электрическую основу. По словам Сергея Собянина, переход на электротранспорт также существенно снизит количество вредных выбросов в Москву-реку — экологическое состояние проходящего через центр города водоема напрямую зависит от состояния транспортной инфраструктуры. Именно электротранспорт должен стать драйвером инновационных технологий — несмотря на то, что основное количество выбросов углекислого газа и тяжелых металлов приходится на личные средства передвижения, от общественного транспорта зависит построение передовой инфраструктуры.

Электротранспорт действительно является наиболее очевидной заменой для привычных нам автомобилей. Первый в мире автомобиль, построенный в 1841 году, работал именно на аккумуляторах, а на ранних этапах модернизации будущее автотранспорта связывали именно с электрической тягой. Главной проблемой массового производства электротранспорта тогда стала техническая сложность, связанная с обслуживанием: процесс зарядки батарей и обслуживания машин представлял собой куда более серьезную сложность, чем сборка автомобиля.

В некоторых аспектах эта проблема эксплуатации электромобилей актуальна и сегодня — электротранспорт требует развитой городской инфраструктуры для использования. Одномоментный переход на электротранспорт невозможен даже в наиболее преуспевающих городах мира, поскольку создание подобной инфраструктуры очень затратно, а частичный переход проблематичен, потому что по-прежнему предлагает пользователям выбор между традицией и инновацией. Однако эффективное развитие инфраструктуры для общественного транспорта — в частности, зарядных станций электробусов — способно заложить фундамент для полного перехода к электротранспорту. Принятые программы отказа от двигателей внутреннего сгорания требуют решительных действий — и в этом есть чему поучиться у европейских стран.

Пандемия коронавируса вновь поставила перед жителями и властями городов вопрос о соотношении личного и общественного транспорта.

В целях безопасности многие горожане отказались от использования наземного транспорта и метро, но оказались ограниченными в использовании собственных машин. В Лондоне на время пандемии частично закрылся въезд автомобилей в центральные районы города, чтобы избежать аномального трафика, а в странах с похожей политикой в отношении личного транспорта количество выбросов в атмосферу сократилось на 30 процентов. Однако любопытно, что эта статистика относится в первую очередь к городам, которые наиболее сильно страдали от уровня выбросов в атмосферу — тогда как аналогичные показатели в скандинавских странах почти не изменились.

Почему так произошло? В странах, где показатели остались на допандемийном уровне, уже запущен процесс плавного перехода на электротранспорт, который начинается с изменения общественного транспорта. Например, в марте 2020 года в Мадриде была запущена первая полностью электрифицированная линия наземки, которая проходит сквозь центр города, а по всему пути следования электробусов расставлены станции для его быстрой подзарядки. Власти города надеются, что в ближайшие пять лет город полностью переведет все наземные маршруты на электрическую основу, а созданная для общественного транспорта инфраструктура значительно упростит процесс перехода на личные электромобили.

Хосе Луис Мартинес-Алмейда

«Устойчивое развитие городской мобильности — основная задача современных мегаполисов. Пандемия коронавируса актуализировала ранее существовавший запрос горожан на безопасный, комфортный и экологичный городской транспорт, и сейчас существует необходимость в его скоростном развитии. Но также важно думать о жителях и инфраструктуре как о едином городском целом. Электробус не только упрощает жизнь горожан уже сегодня, но и позволяет городам достичь нулевого уровня вредных выбросов в атмосферу в ближайшем будущем — поэтому стоит сделать ставку на его развитие».

В Москве на сегодняшний день существуют 33 зарядные станции для электробусов, расположенные на конечных остановках маршрутов их следования. В ближайшие два года их количество увеличится в четыре раза, а к электробусным зарядкам также будут добавляться по 200 зарядных станций для личного транспорта каждый год. Устройства расположатся во всех частях города: таким образом формируется разветвленная сеть, которая должна стать фундаментом для формирования развитой электротранспортной инфраструктуры. Предпосылки к этому существуют: электромобили становятся доступнее из‑за снижения стоимости аккумуляторов, поэтому их число в городе стремительно увеличивается. Таким образом, последовательное расширение зарядной сети вскоре позволит перемещаться из одного конца Москвы в другой не только пассажирам общественного транспорта, но и всем пользователям автомобилей с электродвигателем.

В разнообразии маршрутов электробуса скрыто еще одно важное преимущество такого типа транспорта: существенное снижение уровня шума. Электротранспорт позволяет сократить уровень фонового шума в городе почти на 30 процентов, что одинаково важно как для центральных районов, в которых сосредоточены ключевые достопримечательности, так и для отдаленных кварталов, жители которых хотят отдохнуть от оживленной городской повседневности. Кроме того, электротранспорт не требует внешних решений проблемы шумового фона — что делает внешний вид города куда лучше в сравнении с оснащенными шумовыми экранами автомагистралями.

От комфорта к оптимизации

Создание инфраструктуры для электротранспорта открывает пути решения многих других городских проблем. Одним из важных аспектов больших городов является безопасность на дорогах — и если технологическое оснащение мегаполисов позволяет успешно выявлять нарушения правил дорожного движения, то предотвращение чрезвычайных ситуаций не всегда работает системно.

Крупные города мира обеспокоены количеством дорожных происшествий в местах с высоким трафиком и принимают различные программы по минимизации ущерба для горожан. Так, власти Нью-Йорка запустили инициативу «Ноль смертей», в рамках которой снизили лимит скорости на многих улицах города и провели ряд инфраструктурных преобразований. Результатом пятилетней работы программы стало то, что в 2018 году смертность на дорогах снизилась до показателей столетней давности, а во время пандемии коронавируса в городе достигла исторического минимума.

Это доказывает, что проблемы безопасности, как правило, лежат в плоскости городской среды, и городские власти пытаются найти ключ к их решению: долгосрочные стратегии по сокращению количества ДТП, широкие улицы и магистрали проектируются предиктивно — с учетом возможных происшествий, а светофоры и перекрестки оснащаются умными системами контроля. Но решение для городской безопасности также находится непосредственно в области транспорта — и в этом аспекте будущее за электромобилями.

управляющий директор КБ Стрелка

«Несмотря на то, что города составляют менее 2% поверхности Земли, они несут ответственность более чем за 70% выбросов парниковых газов. Большую часть из них составляют выбросы от транспортных средств. Администрации городов осознают проблему и находят решение в ограничении использования транспорта на ископаемом топливе, а также развитии электрического транспорта. Лондон, Париж, Амстердам, Мадрид, Гамбург, Рим, Брюссель и многие другие европейские города реализуют такие планы. На сегодняшний день более 20 европейских городов с общим населением свыше 60 миллионов человек взяли на себя обязательство либо исключить, либо серьезно сократить использование автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к 2030 году. Одновременно городами применяются меры, стимулирующие развитие электротранспорта.

В первую очередь, электрификация касается городского общественного транспорта, одним из наиболее распространенных видов которого является трамвай. Такие проекты реализуются во Франции, Дании, Германии, Словакии, Бельгии, Испании, Австралии, Великобритании и многих других странах. Преимущество трамваев перед другими видами общественного транспорта обеспечивается за счет экологичности (так как используется электричество с нулевым уровнем выбросов в атмосферу); вместимости (провозная способность трамваев нового поколения может составлять более 200 чел. ); долговечности (жизненный цикл трамваев составляет до 35 лет); высокой безопасности и скорости движения (благодаря обособлению путей и приоритетному проезду перекрестков); удобства для пользователей и инклюзивности (современные трамваи имеют низкий уровень пола и адаптированы для проезда маломобильных пассажиров), наименьших инвестиционных затрат (по сравнению с метрополитеном) и наименьших затрат на перевозку одного пассажира (по сравнению с автобусами). Схожими преимуществами обладает и электробус, внедрение которого наряду с современными автобусами класса Евро-5 в Москве обеспечило сокращение вредных выбросов в атмосферу более чем на 20%.

Городами реализуются и другие стимулирующие развитие электротранспорта меры: наиболее ярким примером является Великобритания. Правительство Великобритании взяло на себя обязательство обеспечить 25% собственного автопарка транспортом с нулевыми выбросами к 2022 году; мэрия Лондона совместно с промышленными предприятиями запустила экспериментальную программу развития грузового электротранспорта (специально спроектированные транспортные средства доставляют на 30% больше посылок каждую неделю и потребляют на 75% меньше энергии, чем дизельные аналоги) и развивает сеть зарядных станций для электротранспорта (на сегодняшний день она имеет наибольшие показатели в стране: почти 50 зарядных станций на 100 000 жителей)».

Важное отличие электробуса от других видов наземного транспорта — в уровне вибраций в салоне: электродвигатель обеспечивает более плавное движение, а колебания распределяются по салону транспортного средства равномерно. Этот аспект не только помогает сделать движение более комфортным для пассажиров, но и способствует безопасности: при торможениях или поворотах низкий уровень вибраций помогает избежать резких колебаний.

Однако низкий уровень вибраций — наименее заметное отличие электробуса от прочих видов наземного транспорта в перспективе будущего. По прогнозам экспертов, к 2040 году 14 процентов от всех машин на дорогах составят автономные транспортные средства, которые будут развиваться на базе электротранспорта. Автопроизводители, IT-корпорации и экологические инициативы уже соперничают на рынке умных технологий широкого применения для электрифицированного транспорта, которые могли бы обеспечить повсеместную безопасность в использовании.

Электродвигатель как инновация решает не только экологические задачи, но и переводит пользовательский опыт на новый уровень.

Даже базовые функции электромобилей — наподобие быстрого старта на светофоре и оптимизации движения — предоставляют комфорт в использовании, недостижимый на классических транспортных средствах. Тем не менее, этот комфорт — лишь первый шаг к интеграции в электротранспорт различных технологий, которые смогут сделать процесс вождения автономным и адаптировать электромобиль к оптимальному движению даже в загруженной городской среде.

Переход к автономному транспорту не только упростит жизнь водителям и пассажирам, но и создаст равные условия для использования городской среды всеми категориями жителей. Принцип инклюзивности — в основе которого лежит представление о том, что в социальной жизни могут участвовать все люди без исключения вне зависимости от различий по каким бы то ни было признакам — сегодня также является краеугольным камнем городского развития, и технологии способны вывести его на новый уровень. В первую очередь это относится к горожанам с ограниченными возможностями, которые в наибольшей степени зависимы от окружающей среды: в 2016 году свободно пользоваться городской инфраструктурой имели возможность чуть более половины жителей крупных городов.

Основное направление городской среды, от которого зависит доступность города — это транспорт: согласно недавним исследованиям, 72 процента маломобильных россиян не покидают дом в первую очередь из‑за сложностей в перемещении на большие расстояния. Разница в развитии районных инфраструктур по-прежнему ощутима, а культурная и социальная жизнь концентрируется в центральных районах — поэтому транспортная доступность во многом определяет образ города для людей с ограниченными возможностями.

Общественный электротранспорт позволяет упростить процесс передвижения по городу как функционально, так и практически.

Читайте также:  Добродел тульская область официальный сайт

Московские электробусы спроектированы с учетом доступности для всех пассажиров: низкие полы без перепадов высоты и широкие входные пространства позволяют людям с ограниченными возможностями использовать общественный транспорт без затруднений. Особенности электродвигателя также позволяют электробусам передвигаться куда более плавно, чем другим видам общественного транспорта, а низкий уровень шума делает пребывание в транспорте более комфортным.

Развитие электробуса закладывает фундамент для переориентации всей транспортной инфраструктуры на электрическую основу, а быстрая популяризация электротранспорта ускоряет разработки в области автономных средств передвижения. Поскольку прогрессивное развитие города немыслимо без разговора об инклюзии, а стратегии городского развития отдают особый приоритет запросам тем, кто в настоящий момент не способен полноценно пользоваться инфраструктурой города, развитие автономного транспорта способно сделать городское передвижение доступным для всех.

Город в классическом понимании — это многосоставная горизонтальная структура, объединяющая жителей вокруг единого центра, поэтому города всегда стремились к максимальной открытости и равенству возможностей. Гуманная городская среда складывается из совокупности различных компонентов, также объединенных общей линией — экологичным, безопасным и доступным транспортом.

Только самое интересное — у нас в

Новая городская мобильность

Весной произошли крупные сдвиги в транспортной инфраструктуре: горожане массово пересели на велосипеды и самокаты, а городские власти задумались о расширении пешеходных зон. Однако в долгосрочной перспективе остается открытым вопрос о совместном использовании транспорта, как индивидуального, так и общественного. Возможным ответом на этот вопрос станет технологическое совершенствование транспортных систем — в частности, переход к новым формам автомобилей.

Точкой пересечения личного и общественного транспорта в этом аспекте становится электрификация: возможность быстрой зарядки электротранспорта позволяет более эффективно выстроить движение на городских улицах. Так, электробус — наиболее мобильный городской транспорт: его маршрут не зависит от инфраструктуры (в отличие от троллейбусов или трамваев, которые, несмотря на свою историческую ценность, зачастую бесполезны при развитии новых маршрутных сетей), а компактность и низкий уровень шума позволяют с одинаковым успехом передвигаться как по узким центральным улицам, так и по спальным районам.

В долгосрочной перспективе электробус выгоднее, чем прочий наземный транспорт: электрические двигатели имеют более долгий срок службы и не требуют постоянного сервиса. Причина популярности электробуса в Китае, на долю которого изначально приходилось 99 процентов всего публичного электротранспорта, отчасти заключается в этом: для крупных городов важен баланс между эффективностью транспортных решений и их экономической составляющей. Однако электробусы выходят и на мировой рынок, причем успешно: в 2019 году количество электробусов в европейских странах увеличилось в три раза по сравнению с предыдущим годом, а к 2025 году доля публичного электротранспорта в мире может составить 40 процентов.

Электробус — один из наиболее инклюзивных видов транспорта: низкие полы без перепадов высоты делают его доступным для всех возрастов, а широкие входные пространства позволяют людям с ограниченными возможностями использовать общественный транспорт без затруднений. Не стоит забывать и о внешнем виде улиц: отсутствие контактных проводов очищает городскую среду от визуального загрязнения.

Кроме того, электрифицированный транспорт куда экологичнее традиционных форм: электробусы и электрокары помогают достичь городам нулевого уровня выбросов. Мировая экология во время пандемии оказалась в центре социальной повестки даже сильнее, чем в последние несколько лет: воздух некоторых крупных агломераций очистился почти на 60 процентов из‑за сокращения трафика, а городские департаменты занялись разработкой долгосрочных стратегий по поддержанию достигнутого уровня. С экологической точки зрения электротранспорт — оптимальное решение для городской мобильности: использование в центральных частях города существенно снижает загрязнение воздуха без потерь для регулярности рейсов.

Сеть электробусов в Москве запустилась в 2018 году по инициативе Сергея Собянина, сегодня они курсируют на 29 маршрутах. Московские электробусы заряжаются на экспресс-станциях, расположенных на конечных остановках, а полный заряд батареи занимает менее пятнадцати минут. Электробусы, окрашенные в характерный синий цвет, и зарядные станции в Москву поставляют КамАЗ и ГАЗ, в ближайшем будущем в столице запустится полноценное производство: в год собираются выпускать не менее 500 автомобилей.

Управляющий директор КБ «Стрелка»

«По данным Всемирной организации здравоохранения, 9 из 10 жителей планеты дышат загрязненным воздухом, а уровень смертности, вызванной плохим качеством воздуха, ежегодно составляет свыше 7 миллионов человек. Один из основных источников загрязнения воздуха в городах — выбросы выхлопных газов транспортными средствами. В Европе четверть общего объема выбросов парниковых газов приходится на транспорт, 8 процентов из которых — на городские автобусы.

В связи с этим развитие современных, экологичных видов транспорта сегодня является одним из ключевых приоритетов в сфере городского развития во всем мире. Например, Лондон поставил цель к 2025 году перевести 80 процентов поездок на нулевой выброс: это значит, что основная масса перемещений будет осуществляться пешком, на велосипеде или на электрическом общественном транспорте. Париж к этому времени планирует полностью перейти на подвижной состав на электрической тяге или на природном газе.

В этом направлении движется и Москва, где с 2010 года внедрение электробусов и закупка современных автобусов класса Евро-5 обеспечили сокращение вредных выбросов в атмосферу более чем на 20 процентов. С 2021 года столица планирует полностью отказаться от закупок дизельных автобусов в пользу электробусов.

Сегодня все больше электробусов выходят на маршруты региональных столиц: Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Волгограда, Тюмени. В будущем переход на электрическую тягу планируется и в других городах России: такие решения уже сегодня закладываются в документы стратегического планирования».

Власти крупных городов мира признают успешным опыт планомерного внедрения электробуса в городскую инфраструктуру. Так, в марте 2020 года в Мадриде запустилась первая полностью электрифицированная линия городского наземного транспорта. В рамках программы «Мадрид 360», направленной на экологизацию испанской столицы, администрация города планирует заменить все дизельные автобусов на центральных маршрутах на электробусы. Переходят на электротранспорт и города Соединенных Штатов: Лос-Анджелес объявил о достижении нулевого уровня выбросов к 2028 году, который будет достигнут путем перехода к новым видам городской мобильности. «Экологическая революция в сфере общественного транспорта не идея из области фантастики: перемены начинаются уже сейчас, а электробусы на городских дорогах — это шаг к устойчивому будущему», — заявил мэр города Эрик Гарсетти.

Глава Porsche в России

«Выход любой новой технологии — всегда загадка. 120 лет назад вряд ли кто‑то думал, что автомобили будут настолько распространены, как сейчас. Но кто‑то должен быть первым, чтобы показать, что это работает. В случае с электромобильностью Porsche является настоящим пионером подобной технологии. Нам предстоит изменить сознание клиентов, переориентировать их на совершенно новую технологию. И поэтому нам нужно познакомить их с процессом зарядки и другими важными особенностями автомобиля. Необходимо рассказать, как работает электромобиль, чего не надо бояться, чтобы у всех были необходимые знания и о технологии, и о машине.

Развитие электромобильности обеспечило создание новых рабочих мест: в рамках производства модели Taycan в штат Porsche было принято 2000 новых сотрудников, и компания также запустила масштабную программу повышения квалификации. Производство полностью электрического спорткара на головном заводе компании в Цуффенхаузене осуществляется с нулевым уровнем выбросов CO2. С начала 2020 года компания полностью перевела производственную площадку на экологически чистую энергию: новые здания отличаются высоким уровнем энергоэффективности, а электричество вырабатывается из возобновляемых источников. Компания производит тепло на собственных теплоэлектростанциях, работающих на биогазе — топливе, производимом из побочных продуктов и отходов».

Переориентироваться предстоит не только создателям транспорта, но и индустрии в целом — и предпосылки к этому формируются на наших глазах. Так, на последней конференции WWDC Apple представила обновленную версию мобильных карт, которая позиционируется как основной конкурент Google Maps и выходит на мировой рынок: помимо США, приложение доступно в Великобритании и Канаде. Одной из ключевых инноваций Apple Maps стало то, что теперь карты позволяют построить отдельный маршрут для пассажиров электротранспорта — если в предыдущих версиях карт можно было лишь найти расположенные по пути следования станции зарядки, то сейчас маршрут строится наиболее удобным образом с учетом транспортной специфики. Таким образом разработчики карт полноценно признают за электротранспортом статус автономной инфраструктуры, которая так же важна для городов, как и привычные способы передвижения, от метро до велосипеда.

Бесконтактная оплата и ее возможности

Три года назад в новых вагонах московского метрополитена появились разъемы для зарядки электронных устройств: технология быстро стала популярной, и впоследствии ее начали использовать и в других транспортных средствах — например, в электробусах. Однако социальная дистанция и другие меры безопасности делают ее использование проблематичным: пассажиры стараются свести к минимуму контакты друг с другом и не прикасаться к общедоступным поверхностям. Тем не менее запрос на функциональность остается одним из главных критериев современного транспорта, а следовательно, технологиям придется адаптироваться к новой реальности. В таких условиях популярность набирают беспроводные зарядные устройства: если раньше их использование было персональным предпочтением пользователя, то сегодня выбор бесконтактного устройства — это еще и вопрос социальной ответственности. Логично предположить, что уже в скором времени многие производители перейдут на этот тип устройств, а используемая технология приобретет городской масштаб.

При этом постепенный переход к бесконтактной среде — явление предсказуемое: беспроводные технологии стали популярной технологической инновацией еще до пандемии, а существенный процент пользователей смартфонов по всему миру готов был отказаться от использования любых проводных аксессуаров. Однако если эта технология лишь набирает обороты, то многие другие бесконтактные способы взаимодействия уже стали неотъемлемой частью городской жизни, а возросшая потребность в использовании способна вывести их развитие на новый уровень.

Наиболее важным способом бесконтактного взаимодействия в городской среде стала безналичная оплата: Apple Pay появилась всего шесть лет назад, но сегодня без неё сложно представить использование многих привычных нам сервисов.

«Мы делаем жизнь пользователей и их пользовательский опыт лучше. Ни одна из мобильных систем оплаты, созданных до появления Apple Pay, не думала о пользователе — они лишь хотели создать успешную бизнес-модель. Мы спросили себя: чего действительно хотят пользователи? Им не нужна еще одна вещь, которую можно забыть дома или потерять. Им также не нужна пластиковая карта — никто не хочет рисковать. Но мы знаем, что пользователи любят карты — и мы сохранили этот аспект. Данные не хранятся на наших сервисах: мы не хотим знать, что и где они покупают или как проводят выходные. Мы просто сохраняем то хорошее, что существует в классической пластиковой карте, и избавляемся от плохого».

Пандемия лишь подчеркнула необходимость интеграции бесконтактных способов оплаты в повседневную жизнь — нам остается лишь задуматься о возможных применениях этой технологии. В области транспорта первый шаг в этом направлении уже сделан: во многих городах мира, от Москвы до Токио, оплатить проезд можно непосредственно в процессе, однако пока это лишь одна из опций. В ближайшем будущем эта технология может стать необходимостью: это позволит не только упростить процесс оплаты, но и систематизировать городские передвижения.

Менеджер по продукту ИД «Комитет»

Читайте также:  Участие в благоустройстве и озеленении

«У всего этого безобразия, происходившего в последние несколько месяцев, к счастью, можно найти приятные побочные эффекты. Многие городские сервисы за несколько недель пересмотрели свои продуктовые приоритеты, достали из бэклогов задачи, до которых раньше не доходили руки, и местами упростили жизнь пользователей. Например, сервисы доставки еды запустили онлайн-чаевые для курьеров, рестораны, которые раньше по каким‑либо причинам не доставляли еду, попробовали новые бизнес-модели, а те интернет-магазины, которые не работали с онлайн-оплатой, в итоге как‑то смогли её быстро подключить. Бесконтактная оплата стала обязательным требованием при покупке в интернете, и это, скорее всего, останется с нами навсегда.

Последнее утверждение можно применить и к офлайн-магазинам, которые теперь смотрят на наличные и банковские карты с опасением из‑за нового принципа: чем меньше физических контактов с поверхностями, тем лучше. Еще, конечно, предстоит отказаться от рудимента в виде бумажных чеков — платежные системы вполне уже могут присылать чеки на почту или прямо в банковское приложение.

Следующий этап — бесшовная интеграция оплаты в окружающую городскую среду. Вижу городской самокат или велосипед, подношу к нему смартфон и на экране автоматически появляется мини-версия приложения, с помощью которой я за пару кликов начинаю аренду — без необходимости скачивать какое‑то приложение, регистрироваться в нем, оформлять подписку и так далее. Аналогично упростится оплата парковок, перевод чаевых в ресторанах и так далее. Все процессы, которые сейчас требуют сложных взаимодействий с разными приложениями, упростятся до нескольких тапов на экране».

Бесконтактные способы взаимодействия со средой используются не только в финансовых транзакциях: необходимость упрощенного контакта формируется во всех сферах повседневной жизни. Логичным ответом на это требование становится адаптация базовых предметов быта к бесконтактному использованию. К примеру, технология Car Play (к слову, созданная в одно время с бесконтактной оплатой) прошла эволюцию от мультимедийного плеера для автомобиля до устройства дистанционного управления — представленная 22 июня версия позволяет использовать смартфон в качестве виртуального ключа. Логика развития этой технологии повторяет историю Apple Pay: объединить физические предметы быта в единый цифровой инструмент, риски забыть или потерять который сводятся к минимуму.

Большие и маленькие данные

Бесконтактная доставка стала, вероятно, главным ноу-хау самоизоляции: забрать заказ из‑за порога квартиры кажется куда более безопасным, чем прямой контакт с другим человеком, а курьеры избавляются от необходимости дожидаться клиента. Но возможно, что такой тип взаимодействия — лишь начало развития бесконтактной среды. В будущем нас могут ждать полностью автоматизированные сервисы доставки, и к этому есть предпосылки: в формате эксперимента компания Domino’s доставляла пиццу на дроне в Новой Зеландии еще в 2016 году, а для посылок небольшого размера эту технологию переняли и гиганты вроде Amazon и Walmart. У инновации есть множество существенных ограничений — например, чрезвычайно высокая стоимость и ограничения в весе груза, — но запрос на бесконтактную доставку, актуальность которого выходит далеко за рамки вопросов безопасности, способен вдохновить корпорации на поиск оптимальных решений.

Другой важный вопрос, который перед жителями городов поставила пандемия, заключается в безопасном использовании общественных пространств: даже в режиме самоизоляции горожане посещали продуктовые магазины. Постоянная дезинфекция помещений, повсеместно расставленные антисептические средства и обязательное использование перчаток стали скорее вынужденными ответами на проблему, чем продуманным решением. Но вопрос о том, как свести социальные взаимодействия большого количества людей в едином пространстве к минимуму, служит предпосылкой к более масштабному: как оптимизировать пространство и ускорить сервис? Здесь на помощь также могут прийти технологии: так, в некоторых магазинах уже используются системы, которые позволяют покупателю отсканировать и оплатить товар без контакта с кассиром — совмещенный со сканером терминал оплаты встроен в тележку для покупок.

Пандемия также привлекла широкое внимание к использованию геолокации — и этот тренд сохранится и в следующие несколько лет. Массивы больших данных о локации жителей, к примеру, могут облегчить передвижение по городу: с помощью искусственного интеллекта горожане смогут узнавать о загруженности отдельных мест в городе или о ситуации с транспортом. Как и в случае с беспроводными технологиями, использование подобных систем скорее вопрос социальной необходимости, нежели комфорта или роскоши.

Руководитель направления «Искусственный интеллект для городов» и civic-tech-продуктов КБ «Стрелка»

Пандемия не только повлияла на развитие коммерческих онлайн-сервисов в городах, но затронула и другую, пока не столь заметную сторону жизни горожанина — связанную с вовлечением в проекты городского развития. С развитием цифровых инструментов вовлечения городским жителям стало проще принимать участие в жизни города. Градостроительный кодекс не запрещает, а поощряет проведение общественных обсуждений онлайн. Для связи горожан и администраций создаются специальные коммуникационные сервисы. Многие полевые исследования городского пространства перешли в онлайн. Этот тренд свидетельствует о развитии инструментов демократии в эпоху цифровизации городских процессов.

Пандемия, как и все кризисы, подтолкнула технологии вперед. Города сегодня стремятся стать устойчивее к природным и антропогенным катаклизмам — эта отрасль в развитии городской среды называется Urban Resilience. Она связана с развитием города на основе городских данных и работы с сообществами. Горожане постоянно вовлечены в процессы принятия решений за счет коммуникационных сервисов. Это обеспечивает городу устойчивость к возникающим природным и антропогенным кризисам.

В сфере анализа больших данных и искусственного интеллекта были разработаны прогностические модели наблюдения за потоками людей. Пример — алгоритм, рассчитывающий физическую дистанцию между людьми на основе технологии компьютерного зрения. Появились проекты, симулирующие распространение инфекций в пространстве, и архитектурные и градостроительные предложения по тому, как это распространение предотвратить или замедлить. В Нью-Йорке разработали проект, учитывающий ширину пешеходной части улиц и потенциальную пешеходную нагрузку. Новая норма проектирования общественных пространств в городе основана на анализе разных моделей перемещения людей.

Использование геолокации на пользу городской жизни способно преобразить не только глобальные процессы урбанизации, но и локальные индустрии. Показательным примером является ресторанный бизнес: после пандемии мы, вероятно, попробуем совместить привычное посещение любимых мест с базовыми стандартами безопасности, и в этом нам может помочь искусственный интеллект. Будущее ресторанной индустрии — за умными системами: виртуальные коммуникации смогут оптимизировать время пребывания в помещениях, а алгоритмы больших данных — оптимизировать процесс приготовления блюд и адаптировать его под каждого пользователя.

От вызовов настоящего к реальности будущего

Город — даже в классическом понимании термина — всегда был перекрестным пунктом экономического развития и технологических инноваций. Сегодня 55 процентов населения планеты живут в городах, а к 2050 году их число составит 68 процентов; и даже несмотря на прозрачность границы между глобальным и локальным, именно городская повестка определяет вектор развития инноваций. Пандемия стала глобальным экспериментом городского масштаба, который позволяет расставить приоритеты в развитии: как известно, из кризисных ситуаций рождаются новые вызовы. Поэтому технологии, запрос на которые родился в условиях коллапса, можно рассматривать соответствующе: как конфигурацию будущего, в котором мы можем оказаться уже в скором времени. И даже если бесконтактная среда кажется технологической утопией будущего, к ней стоит присмотреться: то, что кажется фантастикой сегодня, станет нашим будущим уже завтра.

Часто задаваемые вопросы

Кто является организатором голосования по отбору общественных территорий?

Организаторами голосования по отбору общественных территорий на портале проекта на федеральном уровне являются Министерство строительства и ЖКХ Российской Федерации и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Когда будет проходить голосование в 2022 году?

Голосование на федеральном уровне будет проводиться с 15 апреля по 30 мая.

Кто может принять участие в голосовании?

Принять участие в голосовании смогут граждане Российской Федерации, достигшие 14 полных лет.

Что необходимо, чтобы принять участие в голосовании?

Чтобы принять участие в голосовании, вам потребуется учетная запись на Госуслугах, а также согласие на обработку персональных данных. Если у вас нет учетной записи на Госуслугах, вы можете проголосовать через волонтера (для этого вам потребуется мобильный телефон) или пройти регистрацию на Госуслугах (для этого нажмите на кнопку “Личный кабинет” и выберете вариант “Регистрация”)

Я не зарегистрирован на Госуслугах, я смогу проголосовать?

Если у вас нет учетной записи на Госуслугах, вы можете подать голос через волонтера. Для этого вам потребуется мобильный телефон.

Существуют ли альтернативные способы голосования?

Как я могу проголосовать за территорию/дизайн-проект?

Чтобы отдать голос, выполните следующие шаги:
1. Зарегистрируйтесь и/или авторизуйтесь на портале по инструкции выше;
2. Убедитесь в правильности выбранного региона (верхний левый угол экрана), при необходимости поменяйте на ваш регион;
3. Нажмите на кнопку “Голосование” (правый верхний угол экрана) и на открывшейся странице выберите муниципальное образование или район;
4. Из предложенного списка выберите понравившуюся территорию или дизайн-проект;
5. Подтвердите свой выбор.

Обратите внимание, что после подтверждения голоса сменить муниципальное образование или район для голосования уже не получится.

За какое количество территорий/дизайн-проектов я могу проголосовать?

В 2022 году в голосованиях за благоустройство городской среды предлагаются два типа голосований:
1. Голосования за территории для благоустройства. В голосованиях этого типа вы можете проголосовать за одну территорию. Причем если территория предполагает также и выбор дизайн-проектов, то вам необходимо выбрать и один дизайн-проект;
2. Голосования по дизайн-проектам. В данном типе голосования предлагается проголосовать за дизайн-проект в каждой из предложенных территорий.

У меня возник вопрос по голосованию, кому и как я могу его задать?

Где и когда я смогу узнать о результатах голосования?

После завершения активной фазы голосования вы сможете узнать о результатах голосования на сайте: za. gorodsreda. ru в разделе “Результаты”. Результаты станут доступны сразу после подведения итогов голосования.

Могу ли я выбрать для голосования муниципалитет, в котором не проживаю?

Да, вы можете выбрать единожды регион и муниципалитет для голосования на портале Проекта из выпадающих списков в процессе голосования. Волонтеры предоставляют выбор территорий любого муниципалитета региона.

Можно ли проголосовать «против»?

Голос “против” не предусмотрен.

Cookie или cookies («куки») — небольшой фрагмент данных, который создается сайтами и хранится в браузере пользователя. Благодаря cookies сайты могут запоминать пользователя и его настройки, делая работу в интернете удобнее и проще. Сегодня cookies используются повсеместно.

Базовые рекомендации в случае возникновения ошибок при работе портала

Не приходят уведомления на почту

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *