Постановление 1037-ПП «О Концепции единой светоцветовой среды города Москвы»

Раздел 2. Состояние светоцветовой среды города

Анализ
законодательной и нормативной базы проектирования наружного освещения в Москве
и зарубежных городах.

Действующая
нормативная и правовая база проектирования наружного освещения рассматривается
с точки зрения возможностей комплексного решения задач формирования безопасной,
комфортной и эстетичной светоцветовой среды всеми средствами освещения территорий
и объектов.

Утилитарное наружное
освещение.

В настоящее время
основными нормативными документами в области утилитарного наружного освещения
(УНО) городов являются общефедеральные Строительные нормы и правила СНиП 23-05-95
и Московские городские строительные нормы МГСН
2. 06-99. В данных документах нормируются в первую очередь те показатели
(средняя яркость дорожных покрытий, неравномерность распределения яркости
дорожных покрытий, показатель ослепленности), которые должны обеспечивать
хорошую видимость проезжей части, своевременное обнаружение препятствий и
пространственную ориентацию. Для пешеходных зон нормируется средняя
горизонтальная освещенность, обеспечивающая хорошую видимость маркировки,
разметки, и полуцилиндрическая освещенность, уровень которой наиболее адекватно
коррелирует с восприятием лица человека. Все нормируемые параметры УНО дифференцированы
в зависимости от категории улиц, интенсивности движения.

За время, прошедшее с
момента разработки этих документов в городе Москве значительно возросло
количество автомашин, увеличились скорости их движения, появились
разноуровневые развязки, в связи с чем были разработаны и подготовлены к
утверждению новые нормы утилитарного наружного освещения в виде отдельного
самостоятельного документа. Новые нормы близки по своей структуре и содержанию
к нормативным документам Европейского сообщества и Международной Комиссии по
освещению (МКО), в них успешно решены вопросы энергосбережения.

Архитектурное и
ландшафтное освещение.

Проектирование
архитектурного и ландшафтного освещения осуществляется согласно СНиП 23-05-95
«Естественное и искусственное освещение» с изменениями 2003 г. , МГСН
2. 06-99 «Естественное, искусственное и совмещенное освещение», «Руководству
по проектированию архитектурного освещения. », утвержденному распоряжением
Мэра Москвы от 30. 1996 г. № 337/1-РМ, распоряжению Мэра Москвы от 01. 1995
г. № 581-РМ «Об архитектурном освещении объектов в г. Москве», МГСН
1. 02-02 «Нормы и правила проектирования комплексного благоустройства на
территории города Москвы» с изменениями, внесенными постановлением
Правительства Москвы от 11. 2006 г. № 497-ПП «О внесении изменений в МГСН
1. 02-02 «Нормы и правила проектирования комплексного благоустройства на
территории города Москвы».

В качестве основного
количественного параметра определена яркость освещаемого объекта при различных
приемах освещения.

МГСН
2. 06-99 регламентируют соотношение максимальной яркости фасада к
минимальной при равномерном и неравномерном заливающем освещении фасада,
определяют яркость фасада доминирующего объекта при проектировании световых
архитектурных ансамблей.

В целях полноценного
объемного восприятия монументов, памятников, малых архитектурных форм, имеющих
многосторонний обзор, предусматривается их освещение с двух-трех сторон с
выраженным основным направлением светового потока.

В качестве
целесообразных источников света предлагаются газоразрядные лампы, спектральный
состав которых выбирается с учетом колористических особенностей освещаемого
объекта. Показана необходимость ограничения прямой блескости – экранировка
светового отверстия осветительных приборов.

За рубежом публикации
МКО (Международная комиссия по освещению) CIE 94-1993 Guide for foodlight, CIE 136-2000
Guide to the lighting of urban areas представляют собой руководство по
архитектурному и ландшафтному освещению. В них, в частности, показано, что при
освещении парков, ландшафтных зон не стоит вопрос о воспроизведении дневного
облика объекта. Учитываются особенности объектов: угловые размеры и форма
определяют светораспределение осветительного прибора; колористика объекта
определяет выбор спектрального состава источника света. Указано на
необходимость исключения прямой блескости. Многоплановые объекты должны иметь
разную яркость, причем увеличивающуюся при удалении. Приведены значения
горизонтальной и полуцилиндрической освещенности для парковых аллей, дорожек
скверов и территорий около зданий.

В одной из публикаций
МКО – «Руководство по ограничению раздражающего влияния света в наружных
осветительных установках» (CIE 150:2003) разбирается вопрос неблагоприятного
влияния света (дискомфорт) на отдельные объекты окружения – насекомых,
растения, животных, на население, находящееся вне зоны использования наружного
освещения (например, жителей домов), на непосредственных пользователей такого
освещения (велосипедистов, пешеходов), на астрономические наблюдения.

Для исключения
указанного неблагоприятного светового воздействия, в указанной публикации
ограничиваются светотехнические параметры осветительных установок наружного
освещения: освещенность, сила света светильника, пороговое приращение,
коэффициент излучения светильника в верхнюю полусферу, яркости фасадов и
знаков. Все параметры дифференцированы в зависимости от типа территории (зон
окружающей среды). В различных национальных стандартах ряда Европейских стран
(Италия, Испания и др. ) эти рекомендации уже нашли законодательное воплощение.

В современных условиях
нельзя оставлять без внимания вопросы комплексного нормирования светоцветовой
среды города. Исследования, проведенные Советом по дизайну Великобритании,
показали, что утомляемость человека даже от пассивного (не для водителя!)
восприятия «визуального хаоса» для среднего города составляет около 25% общей
утомляемости вдень.

Работы, выполненные в
ООО «ВНИСИ» выявили значительное снижение работоспособности зрительного
аппарата водителей при внезапном появлении в поле зрения ярко освещенных
фасадов зданий и памятников.

Вопросы светового
загрязнения законодательно решаются в Германии. Жители домов, в чьи окна
попадает свет от уличных светильников, имеют право подавать жалобы. Риск
возникновения светового загрязнения должен устраняться еще на стадии
планирования осветительной установки.

Хотя федеральные законы
Германии и практика их исполнения не содержат конкретных параметров таких
загрязнений, Светотехническим обществом (UTG) предложены методы мониторинга и
оценки степени светового загрязнения, а также его максимально допустимые
уровни.

Немалую лепту в «агрессивные
зрительные поля» современных городов часто вносит обособленное проектирование и
бесконтрольное использование архитектурного и рекламного освещения. Появление
новой науки – видеоэкологии, позволяет взглянуть на светотехнические проблемы с
новой, ранее не учитываемой стороны.

Назрела необходимость
совершенствования московских норм проектирования архитектурного и ландшафтного
освещения с учетом требований видеоэкологии, результатов отечественных и
зарубежных исследований.

К законодательной и
нормативной базе участия световой, освещаемой рекламы в формировании единой
светоцветовой среды относятся: Федеральный закон от 13. 2006 г. № 38-Ф3 «О
рекламе», постановление Правительства Москвы от 21. 2006 г. №
908-ПП «О порядке установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и
информации в городе Москве и регламенте подготовки документов Комитетом
рекламы, информации и оформления города Москвы заявителям в режиме «одного
окна».

Кроме того,
подготовлен и готовится к выпуску проект специального технического регламента
«О безопасности рекламных конструкций и их территориального размещения»,
который содержит: светотехнические типы рекламных конструкций (лазерные
установки, электронные табло (видеоэкраны), электронные светодиодные табло
(бегущая строка), газосветные статические и динамические рекламные конструкции,
световые коробы с внутренним подсветом, тумбы (пилларсы), объемные рекламные
конструкции с внутренним подсветом, рекламные конструкции с внешним освещением
рекламного поля, световые элементы, составляющие рекламную композицию,
стробоскопические элементы рекламных конструкций); варианты внешнего освещения
(светильники располагаются сверху, снизу, сбоку); основные ограничения к
вариантам внешнего освещения (недопустимо попадание прямых лучей на водителей
транспортных средств, недопустимо попадание прямых лучей в окна жилых
помещений).

В законодательной базе
совмещены термины витрина – витраж, но нет четкого определения понятий
«витрины» и «оформление витрины», нет связи оформления витрины с оформлением
всего здания в целом, нет требований к оформлению витрин в зависимости от места
расположения объекта. Отсутствуют требования, какой должна быть подсветка
витрин в связи с архитектурным освещением здания.

Национальные стандарты,
регламентирующие эксплуатацию дорожных знаков, устанавливают группы,
изображения, размеры дорожных знаков, предназначенных для установки на улицах и
дорогах, правила установки, технические требования к знакам и применяемым для
их изготовления материалам, методам испытаний. Стандарты также устанавливают
требования к световозвращающим материалам для знаков.

Праздничное световое
оформление.

Праздничное световое
оформление формирует особую светоцветовую среду с целью подъема эмоционального
настроения жителей и гостей города.

Нормативное правовое
регулирование праздничной иллюминации и оформления города представлено
постановлением Правительства Москвы от 11. 2007 г. № 801-ПП «Об оформлении
Москвы в праздничные, памятные дни, дни проведения торжественных и иных
мероприятий».

Данное постановление
регулирует порядок монтажа и демонтажа праздничного оформления города и
утверждает перечень государственных праздников, к которым в обязательном
порядке осуществляется праздничное оформление города и подключение иллюминации. Оно не касается концептуальной или художественно-декоративной части праздничной
иллюминации и оформления, которые разрабатываются для каждого типа праздника, и
принимается Координационным советом при Правительстве Москвы по праздничному и
тематическому оформлению города.

Праздничная
иллюминация и оформление связаны с эпизодичностью включения световых приборов
по программе проведения государственных, городских и местных праздничных
мероприятий.

В практике Москвы и
других городов световая иллюминация и праздничное оформление разрабатываются с
учетом новейших современных технологий и материалов, включают в себя только
авторские художественные разработки и концепции с учетом социальных,
экологических и эстетических потребностей, а так же технико-экономических
возможностей.

Праздничное оформление
города создается элементами средового дизайна с использованием различных систем
и приемов освещения. Элементы праздничного светового оформления разрабатываются
для каждого типа пространств и часто индивидуально для каждого праздника
(табл.

Иллюминационное
освещение стационарно размещается в архитектурном пространстве. Праздничное
оформление может иметь временное или постоянное размещение (табл.

Элементы средового дизайна, используемые
в оформлении города


Тип оформления
Места размещения
Средства освещения
Характер установки

1. Объемно- пространственные конструкции (h-
3-30 м)
площади, развязки, места
культурно-массовых мероприятий
прожектор, лампы, стробы
временный

постоянный

2. Флагштоки
вдоль трасс, скверы, площади

временный

постоянный

3. Перетяжки
улицы
светодиод дюралайт, стробоскопические
лампы
временный

4. Тематические конструкции (елки, арки)
площади, скверы, бульвары, трассы
прожекторы, электрогирлянды с лампами
накаливания, светодиоды, стробоскопические лампы
временный

5. Тематические панно
фасады домов, флагштоки
электрогирлянды

6. Оформление зеленого массива
деревья, кустарники вдоль трасс, скверы,
площади
электрогирлянды типа клин-лайт, световые
сетки pleay-лайт
временный

Средства и приемы праздничного
иллюминационного и иного светового оформления города


Места применения
Приемы освещения
Средства освещения
Характер размещения

1
2
3
4
5

1. Фасад здания
световая графика
электрогирлянды с лампами накаливания,
люминесцентные лампы, светодиодные лампы, стробоскопические лампы
постоянный

брендмауер-панно
Электрогирлянды с лампами накаливания,
светодиоды, стробоскопические лампы, светодиодные кластеры, прожектора,
клип-лайт, дюралайт
постоянный

временный

световая фреска
светодинамические и проекционные аппараты
временный

2. Опора освещения
панель-кронштейн
клип-лайт, дюралайт светодиоды,
стробоскопические лампы
постоянный

световая графика
электрогирлянды с лампами накаливания,
светодиоды, стробоскопические лампы
постоянный

3. Мостовые сооружения, опора освещения
световая графика
электрогирлянды с лампами накаливания,
светодиоды, стробоскопические лампы
постоянный

цветодинамика
светодинамические аппараты
постоянный

4. Улица – над проезжей или пешеходной частью
звездное небо
электрогирлянды с лампами накаливания,
светодиодные лампы, стробоскопические лампы
постоянный

Вышеуказанное
постановление учитывает эти и новейшие средства и приемы светового праздничного
оформления города, однако этого документа недостаточно для развития и
регулирования праздничного оформления Москвы, особенно в части праздничной
иллюминации, с учетом постоянного совершенствования применяемых
светотехнических установок и технологий, развития энергомощностей.

Обобщение опыта
создания светоцветового облика в Москве и других городах.

Историческая справка.

История наружного освещения уходит в далекие
времена.

Долгое время для
освещения главных сооружений и центра ряда городов использовались растительное
масло, керосин, а затем и газ.

Настоящий переворот в
проблему освещения внесло изобретение электричества и электрической лампы.

Массовые, эффектные,
праздничные электрические зрелища организовывались и в России с конца XIX века. Шедевром осветительного искусства стала иллюминация Москвы в дни коронации
Николая II в 1896 г. Электрическими гирляндами были прорисованы контуры башен,
соборов и стен Кремля, Большой театр, Московская городская Дума, Красные ворота
и другие сооружения.

В 1912 г. были
установлены одобренные городской Управой нормы освещенности для разных районов
Москвы. Все улицы и проезды были разделены на 5 классов в зависимости от
характера уличного освещения и общего благоустройства.

Начиная с 30-х годов прошлого
века эффективные разрядные источники электрического света вытесняют лампы
накаливания из систем освещения городских пространств. В Москве с 1975 г. в
уличных светильниках стали широко использоваться натриевые лампы высокого
давления, ставшие в последующие годы доминирующими в системах функционального
освещения улиц и площадей. Излучая желтый свет, они создают характерную
гомогенную окраску вечерней среды города и даже ночного неба.

Сегодня в установках
наружного освещения, к которым предъявляются повышенные требования по
цветопередаче (стадионы, выставки, пешеходные зоны), все чаще используются
металогалогенные лампы. В ближайшей перспективе – создание уличных
осветительных систем на основе нового поколения источников света –
полупроводниковых светодиодов.

Архитектурное
освещение самых высоких объектов Москвы – Кремлевских башен, «сталинских
высоток» появилось в 50-х годах прошлого века.

Первая осветительная
установка (ОУ) архитектурного освещения для высотных зданий была создана для
гостиницы «Украина». Это здание залито желтым светом осветительных приборов с
натриевыми лампами. Последовательно проводилось освещение всех семи высотных
зданий. Более интересным и величественным стало здание МГУ.

Помимо высотных зданий
были освещены Шуховская и Останкинская (1968 г. ) телебашни, причем последняя
имеет повседневный и праздничный режимы работы осветительных установок. Немаловажную роль в создании декоративно-художественного образа Останкинской
башни сыграло применение источников света различного спектрального состава – от
желтого до голубоватого, разработка специального светового прибора на основе
зенитного прожектора.

Светоцветовая среда
Москвы последние почти 15 лет во многом определялась реализацией мероприятий,
предусмотренных распоряжением Премьера Правительства Москвы от 15. 1993 г. №
653-РП «Об улучшении светового оформления города», постановлениями
Правительства Москвы от 02. 1994 г. № 644 «Об утверждении генеральной схемы
светоцветового оформления города и мероприятиях по ее реализации», от 26. 1996
г. № 940 «О комплексном благоустройстве Москвы: колористика, архитектурное
освещение, ландшафтная архитектура», а также рядом распоряжений Мэра Москвы по
указанным вопросам.

Директивным
документом, на который ориентировался выбор объектов рабочего проектирования по
городской программе архитектурного освещения, было распоряжение Мэра Москвы от
19. 1999 г. № 750-РМ «О мерах по совершенствованию архитектурного
художественного освещения г. Москвы на период до 2005 г.

К настоящему времени
городом реализовано и эксплуатируется около 800 исторических и современных
объектов архитектурного освещения.

Параллельно
развивается инвестиционный сектор архитектурного освещения, начало которому
положило распоряжение Мэра Москвы от 01. 1995 г. № 581-РМ «Об архитектурном
освещении объектов в г. Москве». По имеющимся оценкам, количество реализованных
крупных инвестиционных проектов архитектурного освещения в Москве составляет не
менее 20.

Тенденции формирования
светового облика исторических территорий и объектов.

В Москве формирование
светоцветовой среды как важной художественно-градостроительной задачи было
впервые определено упомянутым постановлением Правительства Москвы от 02. 1994
г. № 664 и реализовывалось по утвержденной им генеральной схеме светоцветового
оформления центральной части города и вылетных магистралей.

На территории
исторического центра города определилась тенденция формирования световых
ансамблей, доминант и акцентов объектов исторического наследия: Кремль, Собор
Василия Блаженного, Новодевичий, Спасо-Андронников, Симонов и другие монастыри,
комплекс храмов Замоскворечья, старинные здания Московского университета,
воссозданные здания Манежа и Храма Христа Спасителя, церкви Троицы на
Воробьевых горах, Богоявления в Елохове, памятник архитектуры в Третьяковском
проезде, Католический собор на Большой Никитской ул. , Белорусский, Ярославский,
Казанский и другие вокзалы, многие другие объекты.

В архитектурном
освещении объектов в исторической части Москвы используется, в основном, белый
заливающий свет. При этом в утилитарном наружном освещении используется желтый
свет натриевых ламп.

Следует отметить, что
в ряде зарубежных столиц наметилась тенденция к преобладанию белого цвета света
в освещении их центральных частей. Законодательно закреплено применение белого
цвета света при освещении исторического центра Парижа.

В Москве в последние
годы больше внимания стало уделяться вопросу гармоничного применения всех
средств освещения, включая световую рекламу, на центральных площадях и улицах.

Опыт формирования светового
силуэта города.

В последние годы на
базе новых высотных комплексов в Москве сформировалось более 30 выразительных
свето­вых композиций.

Выразительность
световых образов объектов общественного назначения обеспечивается сочетанием
приемов светоцветового внутреннего и наружного архитектурного освещения,
подчеркивающими их архитектурно-планировочную структуру и дизайн. Например,
офисное здание на наб. Тараса Шевченко у моста «Багратион».

В новых жилых высотных
домах средствами цветного освещения стали чаще выделяться завершающие
(венчающие) части зданий, широкие простенки, пояса и другие архитектурные
элементы зданий: жилые комплексы и дома: «Воробьевы горы», на Давыдковской ул. ,
на Можайском шоссе, в Карамышевском пр. , на проспекте 60-летия Октября, ул. Трофимова и др.

За рубежом при
проектировании и реализации высотных комплексов общественно-делового и
развлекательного назначения, а также различных высотных сооружений, успешно
применяются светоцветовые композиции с меняющимся (динамичным) рисунком, яркостью
и цветовой гаммой.

Подобный опыт
накапливается и в Москве (комплекс «Воробьевы горы», гостиница «Белград» и
др. Получила распространение практика временного декоративного освещения
строящихся комплексов, включая подсветку стрел подъемных кранов. Такие решения
успешно приме­нены при строительстве ММДЦ «Москва-Сити», 2-й очереди
Российского культурного центра «Красные холмы», комплекса «Хорошевская горка»,
2-й и 3-й очередей комплекса «Алые паруса», а также объектов фирмы «Кроет»,
которая до сдачи объекта в эксплуатацию применяет внутреннее цветное освещение.

В панораме вечернего
города все более активно участвует светоцветовая композиция строящегося
комплекса ММДЦ «Москва-Сити». В его архитектурном освещении применены и
начинают функционировать с учетом колористических решений фасадов осветительные
приборы и устройства широкого диапазона мощностей излучения и
светораспределения, с источниками света различного спектра. Такие достижения
совместной работы архитекторов, дизайнеров и светотехников заслуживают
распространения на высотных новостройках города.

Световое оформление
набережных.

В Москве световому
оформлению набережных уделяется все большее внимание в связи с их особой ролью
в развитии туристско-рекреационных функций.

Комплексное световое
оформление Раушской набережной, являющейся важным градоформирующим звеном,
выразилось в гармоничном сочетании приемов архитектурного, утилитарного и
художественно-декоративного освещения, что позволило создать единый световой
ансамбль, и художественно выразительную панораму со стороны Москворецкой
набережной и прилегающих мостов – Москворецкого и Большого Устьинского. Гранитная набережная с ее береговой линией подчеркнуты орнаментальной
светоцветовой горизонталью, отделяющей освещенные фасады от темных вод Москвы-реки. Впервые в отечественной практике в таком объеме были использованы осветительные
устройства со светодиодами. Особенный интерес представляет производственный
корпус Мосэнерго с трубами, преобразившийся с помощью света в многопалубный
5-ти трубный корабль.

Единый светоцветовой
ансамбль Софийской набережной сформировался на противоположном от Кремля берегу
Москвы-реки. За счет удачного сочетания приемов архитектурного освещения в этом
ансамбле, его световых доминантах и акцентах проявились архитектурные особенности
объектов исторического наследия разных веков.

Определенный интерес
для широкого применения в московских условиях представляют используемые за
рубежом такие приемы освещения набережных как: ландшафтное освещение в
сочетании с ландшафтной организацией и благоустройством набережных (города
Прага, Париж, Страсбург, Бостон); стилизация светильников с учетом исторической
застройки (Стокгольм, Бостон, Флоренция); выделение средствами световой
информации и рекламы, совмещенной с ними городской мебели пешеходных зон с
активными туристскими и рекреационными нагрузками (города Париж, Стокгольм).

Опыт формирования
световой среды общественных пространств (площадей, пешеходных улиц,
рекреационных и спортивных зон).

Рядом с площадью
Киевского вокзала сформировалось привлекательное место для отдыха и прогулок –
новая площадь Европы. Центром ансамбля является фонтан и скульптурная
композиция «Похищение Европы». В темное время суток свет дает возможность
«обыграть» архитектурные особенности скульптурной композиции и окружающего
ландшафта, обеспечить светоцветовые декоративные спецэффекты. Площадь плавно
переходит в современный пешеходный мост.

В 2001 г. главный
пролет Краснолужского моста, памятника архитектуры начала XX века, перемещен
вверх по течению реки Москвы в район Киевского вокзала и преобразован в
пешеходный мост Богдана Хмельницкого. В основу проектных решений положен
принцип единства архитектурной и световой композиций. Особенностью новых
пешеходных мостов является единство наружного и внутреннего освещения. Нарядная
осветительная установка архитектурного освещения моста, безусловно, является
основным украшением прилегающих набережных.

Архитектурное
освещение здания Московской Государственной филармонии и Большого концертного
зала им. Чайковского, расположенное на углу главной улицы Москвы –
Тверской и одной из центральных площадей – Триумфальной, основано на
использовании локального и заливающего приемов освещения. Светом выделен
внутренний объем портика, а его колонны удачно смотрятся на контражуре. Спектральный состав источников света выбирался с учетом особенностей
близлежащих действующих осветительных установок. Со стороны Тверской применен
холодно-белый свет, а со стороны площади – тепло-белый.

В честь 100-летия
основания МХАТ был выполнен комплекс работ по архитектурному освещению зданий
по Камергерскому переулку. Обновленные фасады выделены светом осветительных
приборов заливающего и локального света, причем здание МХАТ имеет наибольшую
яркость. Система торшеров и настенных светильников придает
декоративно-торжественный образ пешеходной зоне переулка.

Музейный комплекс на
Поклонной горе, посвященный Победе над фашизмом, занимает значительную
территорию и включает ряд зданий, монументов и памятников. Главный монумент на
Центральной площади освещается мощными прожекторами заливающего света
различного светораспределения. Для воспроизведения цветовой гаммы элементов
памятника применены источники света различного спектрального состава. Для
заливающего и локального освещения православного храма, для подсветки икон на
его фасаде выбраны лампы с высоким качеством цветопередачи. Архитектурное
освещение протяженного невысокого здания Музея Победы проводилось с учетом
других центральных объектов и эффектно выделяется в панораме комплекса. Перечисленные
и другие объекты, образуя фон, торжественно смотрятся с ансамблем подсвеченных
фонтанов.

В Москве на базе
крупных планировочных образований спортивного назначения сформированы световые
ареалы спортивных комплексов «Лужники», «Динамо», «Локомотив», «Торпедо»,
«Олимпийский» и «Крылатское». Это позволило выделить их оригинальный световой
образ и подчеркнуть функциональное и композиционное значение в структуре
города.

Большая спортивная
арена в Лужниках – крупнейший спортивный комплекс столицы. В процессе
реконструкции возведено кольцевое светопрозрачное покрытие над трибунами. Архитектурное освещение комплекса имеет несколько режимов освещения: дежурное,
ежедневное и празднично-спортивное. Осветительные приборы установлены на трех
ярусах фасада и внутри под светопрозрачным куполом. Поярусное освещение
тепло-белым светом подчеркнуло кольцеобразность фасада и выделило нижнюю
обходную галерею. Являясь частью главной панорамы Москвы, предъявляемой всем
гостям столицы со смотровой площадки МГУ, освещенная арена, несомненно,
является ее доминантой.

Световые композиции
отдельных объектов особой исторической, общественной, архитектурной и
композиционной значимости.

Исторический музей, в
силу своего месторасположения – одним фасадом на Красной площади, а другим на
Манежной – является важным градообразующим объектом центральной части Москвы. Его архитектурное освещение, с учетом прилегающих зданий и их осветительных
установок, основано на заливающем и локальном освещении кирпичных стен желтым и
тепло-белым светом, а серебристой кровли и шатров холодно-белым светом. В своем
новом световом обличий здание Исторического музея органично вписалось в
вечерние силуэты центральных площадей, дополнительно украсив их.

Новодевичий монастырь
– жемчужина русского зодчества, свидетель важнейших исторических событий
страны. Цель архитектурного освещения столь выдающегося памятника – передать
целостность его величия, подчеркнуть его градоформирующую значимость,
культурно-историческую ценность. Действуют осветительные установки «внешние»,
т. работающие на город, и «внутриансамблевые». Применение разнообразных
приемов освещения, осветительных приборов с различным светораспределением и
источников света различного спектрального состава, позволило сформировать
неповторимый световой комплекс, являющийся украшением Москвы в темное время
суток.

Останкинская башня,
благодаря значительной высоте и своеобразному силуэту, является
градостроительной доминантой, воспринимаемой с больших расстояний. Осветительная установка архитектурного освещения, создающая новый выразительный
образ башни в темное время суток, имеет ежедневный и праздничный режимы
освещения. В будние дни на фоне темного неба воспринимается набор холодно-белых
световых колец с желтым акцентом зоны ресторана и венчающей антенны. В
праздники – башня залита светом прожекторов по всей высоте и подобна
фантастической свече.

Разнообразие
светильников (Москва и зарубежье).

В последние годы, в
результате реконструкции освещения, Москва стала намного ярче, появилось много
разнообразных по дизайну и светотехнике светильников.

Город имеет свои
исторические традиции освещения, начиная с керосиновых и газовых фонарей. Над
созданием светильников для освещения памятника А. Пушкину и территории около
Большого театра трудились известные архитекторы и скульпторы (A. Опекушин,
1880 г. ; Альберт Кавос, 1865 г. Но старинные опоры с характерными
кронштейнами, можно увидеть только в музее «Огни Москвы».

Для освещения
уникальных архитектурных объектов осветительные приборы покупаются у зарубежных
производителей.

Можно заметить, что
для исторических зон сохраняется стилизация дизайна светильников, неповторимая
и присущая только данной территории.

В Нью-Йорке на
Манхеттене остаются опоры с кронштейнами, разработанные еще в 30-е годы.

В некоторых городах
для особо популярных пешеходных зон разрабатываются новые нетрадиционные
стилевые решения для осветительных установок, независимые от их исторического
местонахождения, а в некоторых случаях испытываются новые технологические
решения, например, светильники отраженного света и световой столбик в
Эдинбурге.

Для современных же
территорий застройки принято разрабатывать единую концепцию благоустройства
вместе с освещением. В качестве интересного примера можно привести оригинальный
дизайн опор утилитарного освещения в международном аэропорту в городе
Миннеаполисе, штат Миннесота, США. Форма кронштейна дублирует конструктивный
изгиб навесов над автобусными остановками, которые, в свою очередь похожи на
форму кровли терминала. В современном же деловом центре Миннеаполиса (Downtown)
установлены простые, но характерные для всего района одинаковые опоры. В
Эдинбурге на территории морского порта также установлены оригинальные
светильники, не имеющие аналогов в других районах города.

В Москве уже не первый
год разрабатывается и реализуется программа праздничного оформления города. Пока она только захватила основные зоны массовых гуляний, улицы и площади
центра города, вылетные трассы. Но уже в них читается попытка выделить своим
стилем, придать некий образ и характер каждому направлению.

Для каждого проспекта
разработана своя концепция, свой образ оформления. К примеру, широкий Ленинский
проспект встречает нас колоссальным фейерверком на весь фасад здания на
Калужской площади и эта тема оформления прослеживается вдоль всего проспекта. Оформление промышленных магистралей с маловыразительной и, как правило,
крупногабаритной архитектурой отличается большими объемами и большей
декоративностью. Например, в оформлении Волгоградского проспекта применена экологическая
тема. Световые опоры на мосту оформлены гирляндами, напоминающими кусты, фасад
административного здания трансформировался в ветвистое дерево, в целом
создается впечатление бесконечного светящегося леса, поглощающего все
пространство магистрали и украшающего скучный пейзаж. Официально-представительскому характеру Кутузовского проспекта соответствуют
строгие световые решения, удачно использованы цвета государственной символики:
белый, синий, красный.

Учет
архитектурно-градостроительных решений каждой трассы, улицы, площади,
использование современных материалов и новейших технологий в области света,
позволит вести нескончаемую игру с пространством, скрывать или наоборот
подчеркивать, резко менять облик, создавая различные образы, а главное праздничное
настроение и не повторяться.

Оформление развивается
в пространстве города по своим законам и со своей философией праздника. Основная задача – вызывать радость и будоражить чувства. Пример – световые
гирлянды на фасаде не просто создают узор. Прием умышленно «ломает» архитектуру
придавая новый образ привычному объему. Другой пример – оформление фасадов
зданий Нового Арбата. Но совсем по-другому смотрятся электрогирлянды,
подчеркивающие архитектурные особенности улицы, площади и придающие им
сказочный вид.

В праздничном
освещении используется целый набор выразительных средств: это и яркие
абстрактные световые панель-кронштейны на опорах городского освещения,
крупномасштабные световые панно и перетяжки с различными праздничными сюжетами,
объемно пространственные конструкции, флагштоки с подсветкой драпировок,
световые гирлянды на мостах и улицах. Используется вся возможная палитра
световых материалов для достижения необходимого эффекта. Это и дюралайт,
клип-лайт, и прожектора, стробоскопы, светодиоды и обычные лампы. Все
заложенные эффекты должны органично вписываться в единую композицию и создавать
необыкновенно-иллюзорное пространство.

В Москве удачно
внедрена технология производства светодинамических перетяжек через улицы города
и крупномасштабные панно. Именно в этих изделиях впервые была использована
динамика, основанная на смене цвета и изображений, включая элементы
мультипликации. Ее преимущества очевидны: яркая выразительность и красочность,
динамичность, легкость в монтаже и эксплуатации. Многочисленные гирлянды, панно
и свет лампочек не контрастируют между собой, а создают единый ансамбль.

Постоянный поиск в
средствах выражения идей привел к образованию целой серии элементов средового
дизайна, используемых в оформлении города, с учетом зарубежного опыта. Это
временно устанавливаемые объемно-пространственные конструкции, драпированные
тканным или виниловым материалом и внешне подсвеченные прожекторами. Форма и
стиль их разнообразны, в зависимости от тематики городского мероприятия или
праздника. К тематическим конструкциям относятся и искусственные ели,
устанавливаемые ежегодно на определенных местах. К средствам оформления
традиционно относятся флагштоки, как стационарные, так и легко возводимые на
период праздника. Места установки элементов оформления определены программой
оформления города, но на современном этапе нуждаются в корректировке и
развитии.

В программу оформления
города входит также комплексное оформление площадей и мест массовых гуляний. Сегодня идея комплексного оформления этих территорий может быть расширена,
внедряя интерактивные средства оформления – мультимедийные шоу. С
использованием эффектов светодинамики, проекции, лазерных и пиротехнических
эффектов и светомузыкальных фонтанов. Этот прием оформления нуждается в
отдельной программной разработке и творческом осмыслении для конкретного места
использования.

Анализ проблемных
ситуаций формирования единой светоцветовой среды Москвы.

Наряду с выше
изложенными достижениями в области светового облика Москвы, результаты
выборочных обследований территорий и объектов различного назначения
свидетельствуют о ряде факторов, сдерживающих создание выразительной,
гармоничной, комфортной и безопасной светоцветовой среды.

Недостаточное выявление
средствами освещения специфики исторической и современной
функционально-планировочной и архитектурно-пространственной организации
территории.

В историческом ядре
города требуется развитие архитектурного и ландшафтного освещения:

– на территории туристической
рекреационной зоны «Золотое кольцо Москвы»;

– вдоль основных улиц,
на площадях в пределах Садового кольца;

– вдоль бульваров;

– вдоль Садового
кольца.

Значительное
количество объектов, нуждающихся в архитектурном и ландшафтном освещении, расположено
в функционально нагруженных и композиционно значимых элементах общественных
пространств, прибрежных территорий, автомагистралей общегородского значения, но
не участвует в формировании их светоцветовой среды.

Архитектурное
освещение коснулось далеко не всех объектов особой исторической, архитектурной,
общественной и композиционной значимости.

Более половины
существующих высотных зданий и комплексов, за исключением центральной части
города, не имеют архитектурного освещения и, следовательно, не участвуют в
формировании светоцветовой среды города.

Около 60% объектов
особой значимости также нуждаются в архитектурном освещении.

Не менее 300 таких же
по значимости объектов не участвуют в светоцветовых композициях вдоль
радиальных (вылетных) и кольцевых автомагистралей и у въездов в город.

Около 100 объектов
особой значимости, расположенных на набережных Москвы-реки (вне центра) и
общегородских водоемов, не имеет архитектурного освещения.

Наблюдаются
недостатки в применении средств и приемов освещения.

Проведенные
специалистами натурные исследования утилитарного, архитектурного освещения и
рекламы с целью оценки их существующего состояния и выявления типовых ошибок,
позволяют сделать следующие выводы.

Утилитарное освещение.

В утилитарном наружном
освещении отмечены следующие недостатки:

1) Значительное
превышение яркости дорожного покрытая по сравнению с нормируемой. Например, на
Есенинском бульваре проектная яркость превышает значения, регламентируемые МГСН
2. 06-99 в 2 раза, а измеренная мобильной лабораторией – в 3 раза.

2) Неравномерность
распределения яркости дорожного покрытия часто превышает нормируемые значения.

3) Светильники
утилитарного освещения, некорректно выбранные или неправильно установленные,
слепят водителей и пешеходов.

4) В ряде случаев
обилие желтого света от светильников наружного освещения с натриевыми лампами
НЛВД мешает архитектурно-художественному оформлению зданий и сооружений
(например, освещение Триумфальной арки на Кутузовском проспекте). В частности,
для усиления художественного впечатления может потребоваться переход
утилитарных осветительных установок на источники белого цвета (МГЛ,
светодиоды).

5) Неудовлетворительны
с точки зрения развития архитектурно-художественного освещения столицы
номенклатура и дизайн светильников утилитарного освещения.

Типовые ошибки в
архитектурном освещении можно условно разделить на концептуальные, проектные,
эксплуатационные.

К концептуальным
ошибкам относятся:

1) Отсутствие
концептуальной градостроительной проработки.

2) Необоснованное
«выхватывание» из городской среды отдельных объектов освещения, приводящее к
искажению всей световой среды.

3) Превышение яркости
освещенных фасадов зданий, не имеющих исторической или художественной ценности,
по сравнению с яркостью фасадов культовых зданий.

4) Использование
стереотипного освещения: способы и средства освещения не менялись в течение
последних 5 лет.

5) Недостаточен
ассортимент декоративных опор и венчающих светильников.

6) Недостаточно
учитывается тот факт, что утилитарное освещение является приоритетным,
первоосновой всех других видов освещения и от его сочетания с другими видами
зависит общее состояние световой среды города.

7) Во многих случаях
неправильно определено взаимное соотношение светотехнических параметров
архитектурного и утилитарного освещения, из-за чего нарушается сама идея
архитектурного освещения.

8) Недостаточно
применение в архитектурном освещении такого перспективного источника как
светодиоды.

9) Недостаточно
применение динамичного освещения и установок с использованием лазерной техники.

К проектным ошибкам
относятся:

10) Излишняя яркость
зданий или их фрагментов;

11) Ослепленность и
дискомфорт наблюдателей вследствие неправильной ориентации выходных отверстий
прожекторов;

12) Образование
нежелательных теней и «кусочного» освещения зданий;

13) Значительное
количество установок с лампами НЛВД в садово-парковых зонах искажает
цветопередачу лиц пешеходов.

14) Заливающее
освещение Московского Кремля со стороны ГУМа создает чрезмерную блескость при
попадании в глаза прямого потока прожекторов, что затрудняет восприятие
исторических объектов Красной площади. Иллюминационное освещение зданий ГУМа с
гирляндами неэффективных ламп накаливания смотрится на Красной площади как
призрак ушедшего века.

К эксплуатационным
ошибкам относятся:

15)
Неудовлетворительная эксплуатация установок разных видов наружного освещения,
что приводит к резкому изменению вечернего облика города (например,
Комсомольская площадь со зданиями трех вокзалов).

16) Изменение
цветности ламп (красно-сине-зеленое) в процессе эксплуатации при использовании
МГЛ с кварцевой горелкой для архитектурного освещения зданий (например,
освещение здания Манежа).

17) При отсутствии
контроля за работающими установками в результате перегорания ламп теряются
целые фрагменты объекта.

1) Рекламные
установки, в особенности, имеющие большие размеры, завышенные яркости и
установленные вблизи проезжей части или непосредственно на архитектурно
освещенных объектах, зачастую затрудняют восприятие композиции застройки,
архитектурного облика зданий и дорожной обстановки.

2) Наибольший
эстетический ущерб светоцветовой среде вечерне-ночного города наносит
крупноразмерная световая информация, размещаемая на крышах зданий, которые по
своей архитектуре и градостроительным соображениям не могут быть включены в
светопанорамы и должны оставаться в тени.

3) Существует проблема
с формированием световых ансамблей: применяемое рекламное, витринное и
архитектурное освещение не должно разбивать объект на несколько составляющих. Оно должно формировать из одного здания или ансамбля зданий единое целое
пропорциональное и гармоничное. Объект не должен распадаться на разрозненные
фрагменты, все части должны выглядеть расположенными соразмерно, иначе говоря,
должна быть соблюдена архитектоника здания.

4) Имеются случаи,
когда здания освещались объект за объектом, без единого концептуального
решения, поэтому световой ансамбль сложился стихийно и не обладает необходимой
целостностью: масса штучно освещенных объектов не превращается в единое,
гармонично пропорционированное (в световых величинах) целое, а остается суммой
разрозненных светоформ.

6) Отмечены резкие
колебания освещенности и яркости, источниками которых являются светодиодные
экраны в моменты демонстрации видеороликов со значительным содержанием ярко
белого фона. Возможны помехи для участников дорожного движения и излишней
засветки исторических фасадов зданий.

7) Затрудняет
визуальное восприятие монотонное заливающее витринное освещение. Информационные
носители были бы более выразительны при комбинированном (заливающем и
локальном) освещении с использованием разнояркого и разноспектрального света на
витринах и вывесках разных фасадов и их деталях.

8) При проектировании
витринного и рекламного освещения не всегда учитывается, какого рода здание
освещается – жилое или общественное.

Поэтому при освещении
жилых домов, выходящих на центральные улицы и магистрали или в спальных районах
с типовой безликой застройкой, акцент желательно делать на подсветке торговых
комплексов, ресторанов, магазинов.

9) Будучи мощным
выразительным средством рекламы и светового дизайна, наружное освещение
развлекательных заведений или торговых центров имеет очевидную коммерческую
направленность. В такой ситуации важно соблюсти разумную достаточность и
подходить к оценке возможностей декоративного света с позиции эстетически
оправданной функции. Это особенно актуально там, где доминирует историческая
застройка.

10) В жилой среде
наиболее перспективными являются системы освещения, встроенного в малые формы. Более того, вся «городская мебель» должна решаться со встроенным освещением,
равно как и нижние этажи жилых и общественных зданий – это рационально и
эффективно во всех отношениях.

11) Функционально-световая
информация для пешеходов и водителей явно недостаточна и неупорядочена на всем
протяжении транспортных магистралей, а также в туристско-рекреационных зонах.

12) Как правило,
установки архитектурного освещения работают во временных интервалах. Обычно
разграничивают праздничное и будничное освещение. Ночной режим также может
состоять из нескольких фаз. Например, в час ночи основной массив световых
приборов может гаснуть, оставляя включенными только отдельные элементы.

13) Отсутствует светокомпозиционная
система распределения света, доминирует периферийное утилитарное наружное
освещение с однообразно желтой, некачественной цветностью освещения,
определяющей условия цветовой адаптации глаз пешеходов, водителей и пассажиров
автотранспорта. Световые ансамблевые решения неразвиты.

Стихийное
образование светоцветовых панорам.

1) Некоторые
светоцветовые панорамы, сложившиеся без проектной проработки нуждаются в
совершенствовании. При этом ранее примененные технические и дизайнерские
решения архитектурного освещения устарели и не обеспечивают должного
зрительского эффекта, например, ценная панорама, обозреваемая со смотровой
площадки Воробьевых гор на спорткомплекс «Лужники» и историческую застройку,
включая Кремль.

2) Не все особо ценные
московские виды и панорамы, которые архитектурная общественность города
предлагает взять под защиту, получили должную проектную проработку:

– вид с Софийской
набережной на Кремль;

– вид с Большого
Каменного моста на Кремль и Боровицкую площадь;

– вид от Покровского
Собора в сторону Исторического музея;

– вид с Никольской
башни в сторону Покровского Собора;

– вид с Москворецкого
моста в сторону Кремля;

– вид на Театральную
площадь от ГАБТ в сторону Китай-города;

– вид в сторону
Яузского бульвара от площади Яузских ворот;

– вид с Театральной
площади на Большой театр.

4) На Театральном
проезде выделяются своей яркостью, особенно яркостью проездной арки, здания
исторического Третьяковского проезда. Справа от него темный фасад гостиницы
«Метрополь», слева пятнистый фасад «Наутилуса». На Лубянской площади видны
темные фасады зданий ФСО, осветительные установки которых явно устарели, что
сказывается на достаточно темном виде большей части площади.

5) В перспективах
Тверской улицы – нечетной стороны за зданием Правительства Москвы и четной
стороны за Пушкинской площадью, наблюдается светоцветовой хаос витрин, рекламы
и архитектурно освещения. Подобная неблагоприятная картина наблюдается в
панораме улицы Новый Арбат.

Стилевые и
технические недостатки осветительных установок.

1) Стиль и дизайн
элементов осветительных установок не всегда учитывают характер
архитектурно-пространственной организации зон города: стиль «ретро» – в
исторических частях города; «арт-дизайн» и «хайтек» – в современной застройке;
материал для изготовления современных осветительных установок – литой чугун.

2) Применение
современных энергосберегающих технологий светотехнического оборудования, систем
управления и электропитания установок наружного освещения отстает от зарубежного
уровня.

3) На территориях зоны
многофункционального и специализированного использования (общественно-деловые,
культурно-информационные, торговые, гостиничные, научно-технические, учебные,
лечебно-оздоровительные, спортивно-рекреационные и природно-рекреационные,
жилые) затраты на потребляемую электроэнергию для их освещения оказываются
весьма высокими. Это в значительной мере объясняется наличием устаревших
осветительных установок, которые работают в течение 20, 25 или 30 лет. Выходом
в данной ситуации является модернизация освещения путем частичного или полного
обновления используемого оборудования.

Вопросы развития
светового праздничного оформления.

1) Отсутствует общий
регламент работы осветительного оборудования в целом по городу, который бы
регулировал режим их работы по рабочим, выходным и праздничным дням и
переключение в зависимости от дня и времени суток, временные интервалы для
динамических и других специальных эффектов.

2) Развитие и
регулирование праздничного оформления Москвы, особенно в части праздничной
иллюминации тормозится:

– отсутствием
современного зонирования территорий города по условиям совершенствования и
развития праздничного оформления;

– отсутствием
индивидуальных проработок каждой зоны с точки зрения возрождения исторических образов;

– отсутствием
проработок специального оформления памятных мест и объектов туристической
индустрии, рекреационных зон отдыха;

– недостаточное
использование интерактивных средств оформления мест массовых гуляний,
высокотехнологичных приемов оформления и мультимедийных и водных шоу программ
при проведении общегородских мероприятий.

1) Включить в проект
закона города Москвы «О художественном оформлении города Москвы», разработка
которого предусмотрена распоряжением Мэра Москвы от 28. 2007 г. № 383-РМ «О
плане первоочередных законопроектных работ органов исполнительной власти города
Москвы на 2008 год», положения, определяющие статус формирования единой
светоцветовой среды, как одной из составляющих художественного оформления города
Москвы, вопросы регулирования взаимоувязанного применения всех средств
освещения, включая рекламу, в целях обеспечения эстетичной, комфортной и
безопасной городской среды в вечерне-ночное время.

2) Разработать
требования, регламентирующие взаимоувязанное применение утилитарного,
архитектурного и ландшафтного освещения, световых и освещаемых рекламных
конструкций, витринного освещения, между собой, с архитектурой зданий,
окружающими и близлежащими объектами.

3) Осуществить переход
от раздельного проектирования средств освещения к взаимоувязанному
проектированию светоцветовых пространств путем гармоничного применения средств
и приемов освещения на конкретных территориях и объектах с учетом состояния и
проектирования их застройки, ландшафта и комплексного благоустройства.

4) Шире применять в
практике совершенствования и развития единой световой среды Москвы традиционные
и новаторские подходы к созданию выразительного светоцветового облика города,
его территорий и объектов различного назначения и значимости.

5) Использовать методы
мониторинга, оценки степени светового загрязнения, и определения его
максимально допустимых уровней, предложенных Международной комиссией по
освещению (МКО).

6) Усовершенствовать
методическую базу комплексного праздничного оформления и иллюминации с учетом
условий их развития в городе.

7) Разработать
регламент работы и переключения осветительного оборудования по будням, выходным
и праздничным дням в зависимости от времени суток, использования динамических и
других специальных эффектов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.