Для большинства людей важно жить в комфортном и безопасном городе с хорошими общественными пространствами. Но как это оценить? С 2019 года в РФ замеряется индекс качества городской среды. Это современный инструмент на основе 36 показателей. Позволяет оценить сегодняшнее состояние городской среды, создать ориентиры для изменений и увидеть динамику развития.
Кто и с какой целью измеряет качество городской среды
Инструмент ИКГС (индекс качества городской среды) создан и обновляется Минстроем (Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ). А разработан он финансовым институтом ДОМ.РФ и КБ «Стрелка». Количество участвующих городов изначально – 1114, все они разделены в группы по количеству жителей и климатическим условиям. Данные обновляются ежегодно.
Цель оценки – за 11 лет повысить среднее значение ИКГС в полтора раза. Еще – увеличить долю городов с благоприятной городской средой до 80%. Промежуточная цель – к 2024 году увеличить показатель на 30%, а количество городов с неблагоприятной городской средой сократить в два раза.
Что позволяет получить индекс качества городской среды Минстроя:
Интересно! В мире существует более 200 различных индексов по оценке городов. Среди них индекс глобализации, привлекательности для бизнеса, по качеству воздуха, безопасности и многие другие.
Существует даже международный индекс счастья, который замеряет уровень благосостояния граждан и состояние окружающей среды. В качестве замеров оценивается уровень ВВП, удовлетворенность жизнью, продолжительность жизни, уровень коррупции, стабильность занятости и другие. Лидирует несколько лет – Финляндия.
1. Утвердить прилагаемую методику формирования индекса качества городской среды (далее – методика).
2. Минстрою России ежегодно, до 1 ноября, обеспечить формирование индекса качества городской среды, определяемого в соответствии с методикой.
3. Федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим сбор и хранение информации, предусмотренной методикой, представлять ежегодно, до 1 августа, в Минстрой России соответствующую информацию для формирования индекса качества городской среды.
4. Минэкономразвития России и Росстату совместно с Минстроем России обеспечить внесение изменений в формы федерального статистического наблюдения, необходимые для формирования индекса качества городской среды.
УТВЕРЖДЕНАраспоряжением ПравительстваРоссийской Федерацииот 23 марта 2019 г. № 510-р
Методикаформирования индекса качества городской среды
1. Настоящая методика разработана в целях реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года” и национального проекта “Жилье и городская среда” (далее – национальный проект), в том числе выявления конкурентных преимуществ городов и ограничений, препятствующих их развитию, актуальных проблем, перспективных направлений развития городов, и предназначена для определения уровня качества городской среды городов путем расчета и присвоения им индекса качества городской среды (далее – индекс городов), а также для определения уровня качества городской среды городов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, путем расчета интегрированного индекса, основанного на индексах городов, присвоенных городам, находящимся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (далее – индекс субъекта Российской Федерации).
Значения индексов субъектов Российской Федерации учитываются при определении размера субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, реализуемых в рамках национального проекта.
2. Понятия, используемые в настоящей методике, означают следующее:
“город” – населенный пункт, имеющий статус города;
“территория города” – территория, расположенная в границах города, установленных в соответствии с генеральным планом городского поселения и (или) городского округа.
3. Городская среда характеризуется совокупностью природных, архитектурно-планировочных, экологических и других факторов, формирующих среду жизнедеятельности города на определенной территории и определяющих комфортность проживания на этой территории.
4. Индекс города представляет собой цифровое значение (в баллах) состояния городской среды, полученное в результате комплексной оценки количественных и поддающихся измерению индикаторов, характеризующих уровень комфорта проживания на соответствующей территории (далее – индикаторы).
5. На основе совокупности значений индикаторов определяются следующие уровни качества городской среды:
а) благоприятная городская среда – состояние городской среды, при котором количество набранных баллов составляет более 50 процентов максимально возможного количества баллов индекса города;
б) неблагоприятная городская среда – состояние городской среды, при котором количество набранных баллов составляет менее 50 процентов максимально возможного количества баллов индекса города.
6. Целями формирования индекса города и индекса субъекта Российской Федерации являются:
а) определение текущего состояния городской среды, в том числе конкурентных преимуществ города и ограничений, препятствующих его развитию, актуальных проблем и перспективных направлений развития;
б) формирование системы мониторинга процессов в сфере развития городской среды с использованием набора индикаторов, направленной на обеспечение обоснованности принимаемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти решений в сфере развития городской среды, в том числе на поддержку и вовлечение в принятие этих решений граждан;
в) подготовка ежегодного перечня субъектов Российской Федерации на основе итоговых значений индексов субъектов Российской Федерации;
г) обеспечение возможности сопоставления условий жизни населения в различных городах и субъектах Российской Федерации;
д) повышение открытости для граждан и общественности результатов работы органов власти в сфере развития городской среды и создание основы для оценки эффективности их работы в этой сфере, в том числе в рамках реализации национального проекта;
е) стимулирование граждан и представителей бизнеса к их вовлечению в реализацию мероприятий по благоустройству городов.
7. Индекс города и индекс субъекта Российской Федерации формируются исходя из следующих основных подходов:
а) значения индикаторов рассчитываются ежегодно на основе данных за предшествующий период по состоянию на 1 января года расчета значений индикаторов;
б) информация, используемая для расчета индикаторов, является актуальной, постоянно обновляемой, достоверной и верифицируемой;
в) свободный доступ к информации об индексах городов и индексах субъектов Российской Федерации имеет неопределенный круг лиц;
г) оценка индикаторов осуществляется на основе комплексного анализа, позволяющего получить наиболее полное представление о всех наиболее значимых составляющих городской среды;
д) используются только рассчитываемые индикаторы, исключающие субъективный характер оценки и обеспечивающие их достоверность и объективность.
8. Для расчета индикаторов используются данные, содержащиеся в следующих государственных информационных системах, а также в открытых источниках:
а) государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства;
б) официальная статистическая информация;
в) информация из открытых источников (поисково-информационные картографические службы, позволяющие осуществлять поиск отдельных объектов или компаний в соответствии с их геолокационной привязкой, а также социальные сети, данные дистанционного зондирования земли и информационный портал “Реформа ЖКХ”);
9. Информация, необходимая для формирования индексов городов и индексов субъектов Российской Федерации, по запросу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие сбор и хранение такой информации (далее – государственный орган), предоставляется в виде ответа на запрос, в котором содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация либо в котором содержится мотивированный отказ в предоставлении запрашиваемых данных.
10. Если запрашиваемые данные относятся к информации ограниченного доступа, в ответе на запрос указываются вид, наименование, номер и дата принятия акта, в соответствии с которым доступ к этой информации ограничен. Если часть запрашиваемых данных относится к данным ограниченного доступа, а остальные данные являются общедоступными, государственный орган предоставляет запрашиваемые данные, за исключением информации ограниченного доступа.
11. Получение информации осуществляется также с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Описание структуры индекса города и индекса субъекта Российской Федерации, порядок их присвоения
12. Расчет индекса города осуществляется на основании значений индикаторов, предусмотренных перечнем индикаторов для расчета индекса городов согласно приложению № 1.
13. Индекс города определяется на основании суммы значений всех индикаторов.
14. Индикаторы оцениваются по шкале от 1 до 10 баллов, где 1 балл означает минимальное значение, 10 баллов – максимальное значение. Минимальные и максимальные абсолютные значения определяются после сбора данных для каждой из размерной и климатической группы. Шаг для каждого балла определяется разницей между максимумом и минимумом, разделенной на 10 равных отрезков шкалы.
Пороговое значение вычисляемого балла (x) определяется по формуле:
x = ((Max – Min) : 10) + Min + (N ? (Max – Min) : 10),
n – порядковый номер балла;
Max – максимальное значение в массиве данных;
Min – минимальное значение в массиве данных.
15. Для устранения статистических выбросов:
максимальное значение в массиве данных (Max) определяется по формуле:
Max = Q + 1,5 ? (Q – Q),
Q – значение нижнего квартиля по выбранным абсолютным значениям;
Q – значение верхнего квартиля по выбранным абсолютным значениям;
минимальное значение в массиве данных (Min) определяется по формуле:
Min = Q- 3 ? (Q – Q).
Результаты этих формул используются как максимальные и минимальные значения для расчета баллов по группе. Любые абсолютные значения, лежащие выше значения Max, автоматически признаются максимальной оценкой по индикатору (10 баллов), а любые абсолютные значения, находящиеся ниже значения Min, автоматически признаются минимальной оценкой по индикатору (1 балл).
Нулевое значение (0 баллов) по индикатору выставляется в случаях, если отсутствуют данные либо если рассматриваемый в индикаторе объект (явление или процесс) в соответствующем городе не обнаружен.
При расчете индекса города в 2019 году определяются максимальные и минимальные абсолютные значения в массиве данных (в каждой из климатических и размерных групп) и для каждого балла определяется фиксированное абсолютное значение.
16. Города разделены на 10 климатических и размерных групп для корректного составления шкал оценки индекса города и их корректного сравнения. При отнесении города к соответствующей группе учитываются 2 показателя – географическое расположение города (неизменный фактор) и численность населения города (обновляется ежегодно по данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января года, предшествующего году проведения оценки).
Климатические группы определяются по следующим параметрам:
города, расположенные на территории условно комфортного климата;
города, расположенные на территории дискомфортного климата.
Климатические группы определяются на основе климатических показателей, оказывающих влияние на человека в городской среде, а также на городскую флору.
Размерные группы для городов, расположенных на территории условно комфортного климата, определяются по следующим параметрам:
крупнейшие города с численностью населения от 1 млн. человек;
крупные города с численностью населения от 250 тыс. до 1 млн. человек;
большие города с численностью населения от 100 тыс. до 250 тыс. человек;
средние города с численностью населения от 50 тыс. до 100 тыс. человек;
малые города с численностью населения от 25 тыс. до 50 тыс. человек;
малые города с численностью населения от 5 тыс. до 25 тыс. человек;
малые города с численностью населения до 5 тыс. человек.
Для городов, расположенных на территориях условно дискомфортного климата, размерные группы определяются по следующим параметрам:
крупные и большие города с численностью населения от 100 тыс. до 1 млн. человек;
средние и малые города с численностью населения от 25 тыс. до 100 тыс. человек;
малые города с численностью населения до 25 тыс. человек.
17. Для индикаторов, предусмотренных позициями 11, 13 – 18, и 34 приложения № 1 к настоящей методике, абсолютные значения распределяются в климатических и размерных группах для учета влияния климатических особенностей на городскую среду.
18. Для индикаторов, предусмотренных позициями 1 – 10, 12, 19 – 33, 35 и 36 приложения № 1 к настоящей методике, абсолютные значения распределяются только в размерных группах ввиду отсутствия влияния климатических особенностей на значения показателей, оцениваемых указанными индикаторами.
19. По результатам оценки города формируется лист оценки города по форме согласно приложению № 2, отражающий конкретные цифровые показатели, присвоенные городу по соответствующим индикаторам.
20. На основании составляемых листов оценки города по форме, приведенной в приложении № 2 к настоящей методике, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации формирует лист оценки субъекта Российской Федерации по форме согласно приложению № 3.
Расчет индекса субъекта Российской Федерации производится путем определения средневзвешенного значения индексов субъекта Российской Федерации относительно климатических и размерных групп.
21. На основании итоговых значений индексов городов и индексов субъектов Российской Федерации Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации формируются перечни городов и перечни субъектов Российской Федерации, которые рассматриваются проектным комитетом по национальному проекту и публикуются на официальном сайте Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Приложение № 1к методике формированияиндекса качества городской среды
Переченьиндикаторов для расчета индекса качества городской среды
Приложение № 2к методике формирования индекса качества городской среды
Лист оценки города
Наименование субъекта Российской Федерации _______________________
Наименование города ____________________________________________
Приложение № 3к методике формирования индекса качества городской среды
Лист оценки субъекта Российской Федерации
Наименование субъекта Российской Федерации ________________________
Минстрой ежегодно (до 1 ноября) формирует индекс качества городской среды, который влияет на размер субсидирования регионов. Утверждена методика расчета данного показателя. При оценке состояния городской среды, в частности, учитываются:
Во исполнение пункта 33 раздела 5 паспорта приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 21 ноября 2016 г. № 10 (в редакции протоколов от 18 апреля 2017 г. № 5, от 30 августа 2017 г. № 9), в целях подготовки ежегодного рейтинга субъектов Российской Федерации по качеству городской среды приказываю:
1. Утвердить Методику определения индекса качества городской среды муниципальных образований Российской Федерации (далее – Методика) согласно приложению к настоящему приказу.
2. Департаменту городской среды в срок до 1 декабря 2017 г. обеспечить подготовку и принятие приказа о межведомственной комиссии по подготовке индекса качества городской среды (далее – Межведомственная комиссия).
3. Определить Департамент городской среды ответственным за подготовку в соответствии с Методикой индекса качества городской среды муниципальных образований Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и представление на рассмотрение Межведомственной комиссии сводного отчета, содержащего сведения об индексах муниципальных образований Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также иные материалы, необходимые для принятия решения об индексах применительно к муниципальному образованию, субъекту Российской Федерации.
4. Установить, что:
а) в отношении населенных пунктов, имеющих статус города, значения индикаторов, предусмотренных пунктами 1-30 таблицы № 1 приложения к Методике, определяются на основе данных, представляемых некоммерческой организацией «Фонд единого института развития в жилищной сфере»;
б) индекс качества городской среды в 2017 – 2018 годах определяется для муниципальных образований, в которые входят населенные пункты с численностью свыше 1 000 человек.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В. Чибиса
УТВЕРЖДЕНАприказом Министерства строительстваи жилищно-коммунального хозяйстваРоссийской Федерацииот «31» октября 2017 г. № 1494/пр
Методика определения индекса качества городской среды муниципальных образований Российской Федерации
1.1. Настоящая методика предназначена для определения уровня качества городской среды муниципальных образований, в том числе муниципальных образований, в состав которых входят населенные пункты, имеющие статус города (далее – муниципальное образование), путем расчета и присвоения им индекса качества городской среды муниципального образования, а также для определения уровня качества городской среды на территории субъекта Российской Федерации путем расчета интегрированного индекса, основанного на индексах качества городской среды, присвоенных муниципальным образованиям, находящимся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
1.2. Городская среда характеризуется совокупностью природных, архитектурно-планировочных, экологических и других факторов, формирующих среду обитания на определенной территории и определяющих комфортность проживания на этой территории. В настоящем документе понятие «городская среда» используется применительно к городам, городским округам, городским поселениям, а также к сельским поселениям.
1.З. Индекс качества городской среды муниципального образования (далее – Индекс) представляет собой цифровое значение состояния городской среды населенных пунктов, входящих в муниципальное образование, полученное в результате комплексной оценки количественных и поддающихся измерению показателей, характеризующих уровень комфорта проживания на соответствующей территории (далее – индикаторы).
1.4. Целями формирования Индекса являются:
а) определение текущего состояния городской среды, в том числе выявление конкурентных преимуществ муниципальных образований и ограничений, препятствующих его развитию, актуальных проблем, перспективных направлений развития;
б) формирование системы мониторинга процессов в сфере развития городской среды с использованием набора объективных индикаторов, направленной на обеспечение обоснованности принимаемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти решений в сфере развития городской среды, в том числе поддержку и вовлечение в принятие этих решений граждан;
в) подготовка ежегодного рейтинга субъектов Российской Федерации по качеству городской среды, сформированного в соответствии с уровнем качества городской среды в муниципальных образованиях, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
г) обеспечение возможности сопоставления условий жизни населения в различных муниципальных образованиях и в различных субъектах Российской Федерации;
д) повышение открытости для граждан и общественности результатов работы органов власти в сфере развития городской среды и создание основы для оценки эффективности их работы в этой сфере, в том числе в рамках реализации приоритетного проекта;
е) стимулирование граждан, представителей бизнеса к их вовлечению в реализацию мероприятий по благоустройству муниципальных образований.
1.5. Индекс формируется исходя из следующих основных подходов:
а) информация, используемая для расчета Индекса, является актуальной, постоянно обновляемой, достоверной и верифицируемой, содержащейся в том числе в государственных информационных системах;
б) свободный доступ к информации об Индексе, в том числе к информации, на основании которой он был сформирован, неопределенного круга лиц;
в) осуществление оценки на основе комплексного анализа, позволяющего получить наиболее полное представление о всех наиболее значимых составляющих городской среды муниципального образования;
г) использование только рассчитываемых индикаторов, исключающее субъективный характер оценки и обеспечивающее их достоверность и объективность.
1.6. Для расчета индикаторов используются данные, содержащиеся в следующих государственных информационных системах, а также в открытых источниках:
а) государственная информационная система ЖКХ (ГИС ЖКХ);
б) официальная статистическая информация (http://www.gks.ru);
в) информация из открытых источников (Yandex, Google, 2GIS, Вконтакте, OpenStreetMap, данные дистанционного зондирования земли Copernicus Open Access Hub, ГЛОНАСС, GPS, Реформа ЖКХ).
Описание структуры Индекса и порядок его присвоения
2.1. Индекс оценивает городскую среду в целом, во всей ее полноте, поэтому при его подсчете используется информация, относящаяся к различным аспектам функционирования муниципального образования.
2.2. Расчет Индекса осуществляется на основании значений индикаторов, указанных в таблице № 1 приложения к настоящей Методике.
2.3. Общим требованием к индикаторам является возможность их определения или расчета с использованием массивов информации, содержащихся в государственных информационных системах, открытых источниках. Информация необходимая для формирования каждого индикатора должна быть равно доступной для всех территорий населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования.
2.4. Индикаторы, предусмотренные пунктами 1-30 № 1 таблицы приложения к настоящей Методике, применяются при расчете Индекса по следующим направлениям:
а) индикаторы, определяющие общий уровень угрозы для жизни и здоровья пребывающих в пространстве муниципального образования людей в связи с разного рода рисками, вызванными несовершенством его инфраструктуры или наличием социальных проблем;
б) индикаторы, позволяющие оценить уровень бытового, повседневного комфорта и удобства, которые муниципальное образование обеспечивает для жителей и гостей;
в) индикаторы, определяющие, в какой мере использование территории муниципального образования соответствует принципу сохранения и улучшения окружающей среды, а также измеряющие состояние экологии на момент оценки;
г) индикаторы, отвечающие за оценку своеобразия и узнаваемости территорий, а также определяющие вариативность пространственных решений и функциональное разнообразие городской среды;
д) индикаторы, измеряющие параметры, которые описывают муниципальное образование с точки зрения возможностей, которые оно предоставляет жителям. Показатели позволяют определить, используется ли устаревшая модель производства среды или новую модель, в которой одна из базовых ценностей развития города.
2.5. В отношении муниципальных образований, включающих в себя населенные пункты, имеющие статус города, Индекс определяется на основании значений Индикаторов, предусмотренных пунктами 1 – 30 таблицы № 1 приложения к настоящей Методике, рассчитанных в отношении населенных пунктов, имеющих статус города, а также Индикаторов, предусмотренных пунктами 31-41 таблицы № 1 приложения, рассчитанных в отношении муниципальных образований в целом, по следующей формуле:
2.6. В отношении муниципальных образований, не имеющих в составе населенных пунктов со статусом город, Индекс определяется на основании значений Индикаторов, предусмотренных пунктами 1, 2, 7, 12, 16, 28 таблицы № 1 приложения к настоящей Методике, по следующей формуле:
2.7. Индикаторы, предусмотренные пунктами 1-30 таблицы № 1 приложения к настоящей Методике, в отношении населенных пунктов, имеющих статус города, рассчитываются применительно к следующим территориям города:
а) индикаторы, предусмотренные пунктами 1-5 таблицы № 1 приложения к настоящей Методике, оценивают состояние среды жилья и прилегающих пространств (жилые дома и придомовые территории);
б) индикаторы, предусмотренные пунктами 6 – 10 таблицы № 1 приложения к настоящей Методике, оценивают состояние среды уличной инфраструктуры, а именно городские улицы разного типа, включая территории между фасадами зданий, за исключением дорожного полотна. Уличная инфраструктура оценивается отдельно и вне зависимости от расположения в том или ином пространстве города;
в) индикаторы, предусмотренные пунктами 11-15 таблицы № 1 приложения к настоящей Методике, оценивают состояние среды озелененных и прибрежных пространств, а именно территории города, покрытые растительностью, включая парки, скверы, леса, а также территории, прилегающие к городским водоемам;
г) индикаторы, предусмотренные пунктами 16-20 таблицы № 1 приложения к настоящей Методике, оценивают состояние среды общественно-деловой инфраструктуры и прилегающих пространств, а именно, территории, примыкающие к административным, деловым, торговым объектам, а также места общественного питания, объекты сервиса и услуг;
д) индикаторы, предусмотренные пунктами 21-25 таблицы № 1 приложения к настоящей Методике, оценивают состояние среды социально-досуговой инфраструктуры и прилегающих пространств, а именно территории, примыкающие к воспитательно-образовательным (ясли, школы, вузы), медицинским и здравоохранительным учреждениям (больницы, оздоровительные лагеря, профилактории), к объектам спорта и рекреации (базы отдыха, стадионы, спортивные площадки и комплексы), к учреждениям культуры (кинотеатры, музеи, выставочные площадки), а также к объектам религиозного назначения;
е) индикаторы, предусмотренные пунктами 26 – 30 таблицы № 1 приложения к настоящей Методике, оценивают состояние среды общегородского пространства, включающего всю территорию в административных границах населенного пункта. Введение этого пространства необходимо для оценки общегородских характеристик качества среды, не относящихся напрямую ни к одному из типов пространств.
2.8. Индикаторы, предусмотренные пунктами 31-40 № 1 таблицы приложения к настоящей Методике представляют собой:
а) индикаторы, позволяющие оценить степень участия граждан и организаций в реализации приоритетного проекта, качество взаимодействия органов власти и населения в области благоустройства;
б) индикаторы, позволяющие оценить эффективность исполнения субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями обязательств, взятых в рамках соглашений на предоставление субсидий на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, заключенных с Минстроем России.
2.9. Индикатор, предусмотренный пунктом 41 таблицы № 1 приложения к настоящей Методике, применяется при расчете Индекса в отношении муниципальных образований с численностью населения свыше 1000 человек, являющихся получателями в 2017 году субсидии на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды.
2.10. По результатам оценки каждого муниципального образования с использованием автоматизированной системы формируется лист оценки по форме согласно таблице № 2 приложения к настоящей Методике, отражающий конкретные цифровые показатели, присвоенные муниципальному образованию по соответствующим индикаторам (далее – лист оценки населенного пункта).
2.11. На основании листов оценок муниципальных образований, сформированных в соответствии с пунктом 2.10 настоящей Методики, с использованием автоматизированной системы формируется Индекс по конкретному субъекту Российской Федерации и соответствующий лист оценки субъекта Российской Федерации по форме согласно таблице № 3 приложения к настоящей Методике.
2.12. Результаты ранжирования муниципальных образований и субъектов Российской Федерации рассматриваются на Экспертном совете Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по вопросам городской среды, и после этого публикуются на сайте Минстроя России. Подготовка материалов для рассмотрения на указанном совете осуществляется Департаментом городской среды Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Приложениек Методике определения индексакачества городской среды муниципальных образований Российской Федерации,утвержденной приказом Министерствастроительства и жилищно-коммунальногохозяйства Российской Федерацииот «31» октября 2017 г. № 1494/пр
Перечень индикаторов для расчета индекса качества городской среды и порядок их расчета на 2017 год
Наименование субъекта Российской Федерации _____________________________________________________________
Наименование муниципального образования ________________________________________________________________
Разработана Методика определения индекса качества городской среды муниципальных образований.
Индекс представляет собой цифровое значение состояния городской среды населенных пунктов, входящих в муниципальное образование, полученное в результате комплексной оценки количественных и поддающихся измерению показателей, характеризующих уровень комфорта проживания на соответствующей территории.
Учитываются индикаторы, определяющие общий уровень угрозы для жизни и здоровья пребывающих в пространстве муниципального образования людей в связи с разного рода рисками, вызванными несовершенством его инфраструктуры или наличием социальных проблем; отвечающие за оценку своеобразия и узнаваемости территорий; измеряющие параметры, которые описывают муниципальное образование с точки зрения возможностей, и др.
Установлено, что в отношении населенных пунктов, имеющих статус города, значения индикаторов определяются на основе данных, предоставляемых Фондом единого института развития в жилищной сфере.
Индекс качества городской среды в 2017-2018 гг. рассчитывается для муниципальных образований, в которые входят населенные пункты с численностью свыше 1 000 человек.
Рейтинг городов на 2022 год
Итоговый рейтинг качества городской среды за 2021 год показал, что в 115 городах показатели улучшились. Это значит, качество жизни в этих населенных пунктах стало комфортнее. Если смотреть на динамику по регионам страны, то большего прогресса показал ЦФО. В этом федеральном округе количество городов с благоприятными условиями жизни увеличилось по сравнению с 2018 годом на 59%. На втором месте – ПФО с ростом 44%.
Разделение городов для составления рейтингов
Для объективности сравнительных расчетов все города-участники были разделены на группы:
На сайте индекс-городов.рф представлен в наглядном виде индекс городов РФ. Визуализация представляет собой интерактивную карту страны с городами-участниками и климатическими зонами. Можно приблизить карту и увидеть количество баллов у каждого оцениваемого субъекта. Кроме того, цветные метки города показывают, признан ли субъект благоприятным или неблагоприятным по качеству городской среды.
Рейтинг крупнейших городов
40% населения России живет в городах с численностью свыше одного миллиона человек. И это только по официальным данным. При выборе города для проживания качество городской среды – это основополагающий фактор для многих. Рейтинг по убыванию ИКГС миллионников:
Рейтинг средних городов
Под средними по размеру городами понимаются населенные пункты с количеством жителей от 50 до 100 тысяч человек. Лидирующие позиции в рейтинге завоевали близкие к Москве города. В топ-10 вошло шесть населенных пунктов Московской области. Топ-10:
Рейтинг малых городов (5-25 тысяч жителей)
Под оценку в данной категории попал 501 город. В таких субъектах страны также оценивались 36 индикаторов, но шкала значений немного отличается. Например, нормы освещенности и озеленения в малых городах отличаются от норм в мегаполисах. Рейтинг по итогам 2021 года:
Изучить индекс городской среды полезно и по своему месту жительства, и по городу, где планируется приобретение жилья. Оценка не только по количественным показателям (размер, население, количество сданных квадратных метров жилья), но и по качественным создает развернутое впечатление о городе. ИКГС помогает сравнивать текущие и ожидаемые показатели городов разных климатических зон и расположения.
Методика формирования индекса качества городской среды
Чтобы составить индекс городов по качеству городской среды, объекты разделили на 10 групп по размерам и климатическим зонам. 36 индикаторов разделены на 6 типов:
Предусмотрено 6 показателей, по которым оценивается каждый тип индикаторов:
Полное описание, кто и как оценивает качество городской среды, содержит Методика формирования ИКГС. Она утверждена распоряжением правительства РФ №510-р.
Интересно! Исследуемый индекс городского развития – не единственный измеряемый инструмент оценки российских городов. Существует еще индекс «IQ городов». Это рейтинг цифровизации городов и городской инфраструктуры. Он был разработан Минстроем, одновременно с ИКГС.
«IQ городов» – это оценка инноваций, интеллектуальных систем безопасности, инвестклимат, внедрения новых технологий. Четыре года подряд ожидаемо лидирующую позицию в рейтинге занимает Москва. В топ-3 по разным категориям вошли Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Тюмень, Рязань, Сургут, Ханты-Мансийск, Реутов, Королев.
Индикаторы по значению могут быть от 1 до 10. Таким образом, максимальное количество баллов, которое может набрать город, составляет 360 баллов. Пока городов с максимальным количеством баллов по итогам рейтингов не было. Субъекты, набравшие от 180 баллов, считаются городами с благоприятной городской средой.
Результаты за 2021 год показали, что доля городов с благоприятной средой составляет 44%. По сравнению с прошлым периодом рост составил 10%, что опережает плановые показатели. Среднее значение по всем 1117 городам составило 184 балла. Для сравнения – в 2018-2019 годах средним показателем было 163 балла. В начале 2023 года будет подсчитан индекс качества городской среды 2022 года.