План-конспект урока (экология, 8 класс) на тему

Разработки уроков (конспекты уроков)Основное общее образованиевне линии УМК/Серии

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik. ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Овладение обучающимися знаниями о чрезвычайных и опасных ситуациях в городской среде. Формирование у них устойчивых навыков безопасного поведения в таких ситуациях.

  • 1. Научить школьников предвидеть опасности в современном городе, определять их источники и зоны распространения.
  • 2. Обучить их правилам безопасного поведения в этих зонах.

Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту

«Экология Москвы и устойчивое развитие»   10 класс

План- конспект урока

Тема: Качество городской среды

Цель: Сформировать понятие «качество городской среды»

·         образовательные: -сформировать понятие «качество городской среды»; – сравнить качество городской и сельской среды.

·         развивающие: – продолжать формирование умений анализировать, систематизировать и делать выводы.

·         воспитательные: – воспитывать гражданина, понимающего зависимость человека от природы, знающего закономерности их взаимоотношений.

Тип урока: урок-игра

Оборудование: раздаточный материал (план города и села листы бумаги А4, маркеры, ручки

Этап урокаВремяДеятельность учителяДеятельность учащихсяI. Орг. момент10. 30-10. 33 (3 мин)Здоровается, проверяет готовность к уроку, настраивает учащихся на работу. Здороваются, настраиваются на работу, садятсяII. Сообщение темы и задач урока 10. 33-10. 38(3 мин)Сегодня урок наш необычен. Сообщает тему урока. Давайте запишем определение «качество городской среды» – степень соответствия среды жизни человека его потребностям, которые характеризуются продолжительностью жизни, мерой здоровья и уровнем заболеваемости людей, стандартизованных для данной группы населения. Окружающей человека средой являются природные условия, условия на рабочем месте и жилищные условия. Важным индикатором состояния и качества городской среды является состояние компонентов природы. ЗаписываютIII. Объяснение и закрепление нового материала10. 38-11. 05(29 мин)Учащиеся делятся на группы, получают план старой деревни и задание разработать план устойчивого развития деревни (местную повестку 21) с учетом изменившихся за последние годы потребностей жителей на основе критериев устойчивого развития, вырабатываемых группами. По выполнении задания группам раздается план новой деревни и предлагается определить, учтены ли при ее планировании потребности жителей и критерии устойчивого развития, ответить на вопросы: 1. В какой из деревень вам хотелось бы жить и почему?2. Какие ресурсы потребляют жители первой и второй деревень?3. Какая деревня соответствует критериям устойчивого развития?Объединившись в малые группы, участники вырабатывают критерии устойчивого развития деревни с учетом трех аспектов окружающей среды. Группы по очереди представляют результаты, составляется общий список критериев устойчивого развития деревни. Далее участники в тех же группах разрабатывают собственные планы деревни, соответствующие критериям устойчивого развития с учетом интересов различных социальных групп населения деревни. Результаты представляются каждой малой группой и обсуждаются всей аудиторией. Выполняют заданиеIV. Обобщение полученных знаний и подведение итогов11. 05-11. 13(8 мин) Подведение итогов: учащиеся по группам излагают свои выводы по проблеме: качество среды ухудшается, но жизнь людей становится комфортнее и легче. Что выберете вы, почему?Отвечают V. Домашнее задание11. 13-11. 15(2 мин)Домашнее задание записано на доске. Доклады на тему «Человек и его здоровье» (два докладчика по желанию)Записывают домашнее задание

Новые слова урока

  • Качество среды
  • Компостирование
  • Рециклинг
  • Загрязнение среды

Вопросы и задания

В каждом крупном городе необходимы рекреационные зоны. С 1983 г. в Москве насчитывается 26 спортивно-оздоровительных парков разной площади — от 3 га до 1500 га (Измайлово). В Москве 89 стадионов, 56 плавательных бассейнов, более 200 футбольных полей, около 2000 спортивных залов. Спортом в них могут заниматься одновременно 410 тыс. человек, из них в залах — 40 тыс. , в плавательных бассейнах — 6 тыс. Люди имеют возможность отдохнуть в выходные дни в городе или в его окрестностях.

Участники игры разбиваются на команды по 3-4 человека. Каждой команде дается 10 минут на составление рисунков и рассказа о том городе будущего, в котором они хотели бы жить.

По сигналу ведущего начинается выступление команд. Очередность выступления устанавливается по жребию. На выступление одной команды дается 3-5 минут. В выступлении обязательно учитывается воздействие предлагаемого проекта на человека и окружающую среду.

После этого жюри, составленное из членов команд или приглашенных гостей подводит итоги и объявляет победителя. При подведении итогов игры оценивается не только оригинальность разработанного проекта, но и его экологичность.

Цель: сформировать понятие “качество
городской среды”

  • сравнить качество городской и сельской среды.
  • продолжать формирование умений анализировать,
    систематизировать и делать выводы.
  • воспитывать гражданина, понимающего
    зависимость человека от природы, знающего
    закономерности их взаимоотношений.
  • активизировать самостоятельную и творческую
    работу учащихся.
  • Словесные – рассказ, объяснение, описание,
    беседа.
  • Наглядные – демонстрация изобразительных
    средств наглядности (фотографии, таблицы, схемы,
    рисунки).
  • Практические – сравнение и анализ иллюстраций
    городской и сельской среды, работа с текстом.

Оборудование: раздаточный материал:
фотографии города и деревни (план новой и старой
деревни) листы бумаги А4, маркеры, ручки.

На доске записана тема “Качество городской
среды”

Новые слова урока:

Вступительное слово учителя: даётся
определение термина “качество городской среды”

Это степень соответствия среды жизни человека
его потребностям, которые характеризуются
продолжительностью жизни, мерой здоровья и
уровнем заболеваемости людей, стандартизованных
для данной группы населения. Окружающей человека
средой являются природные условия, условия на
рабочем месте и жилищные условия. Важным
индикатором состояния и качества городской
среды является состояние компонентов природы.

Учитель приглашает сделать сообщения
специально подготовленным учащимся (не более 3-х
минут). Остальным учащимся предлагается
подготовить устные ответы на вопросы, записанные
на доске. Темы сообщений:

Факторы влияния среды на здоровье жителей
Москвы

Хозяйственно – питьевое водоснабжение

Зоны отдыха с купальными водоёмами

Обсуждение факторов влияния среды на здоровье
жителей города.

Фронтальная беседа по вопросам:

Что влияет на качество питьевой воды и
водоснабжения в городе?

Какие средства применяются для улучшения
качества воды в городе?

Как влияет неудовлетворительное состояние
воздушного бассейна города на здоровье
населения?

Какой из перечисленных факторов городской
среды оказывает наибольшее влияние на здоровье
горожан7

Какие меры необходимо принять для улучшения и
сохранения окружающей среды?

Закрепление изученного материала. Работа в
группах.

Задание: разработать план устойчивого
развития деревни (местную повестку 21) с учетом
изменившихся за последние годы потребностей
жителей на основе критериев устойчивого
развития.

По выполнении задания группам раздается план
новой деревни Приложение 2. и предлагается
определить, учтены ли при ее планировании
потребности жителей и критерии устойчивого
развития.

В какой из деревень вам хотелось бы жить и
почему?

Какие ресурсы потребляют жители первой и
второй деревень?

Какая деревня соответствует критериям
устойчивого развития?

Объединившись в малые группы, участники
разрабатывают собственные планы деревни,
соответствующие критериям устойчивого развития
с учетом интересов различных социальных групп
населения деревни. Результаты представляются
каждой малой группой и обсуждаются всей
аудиторией.

Подведение итогов: учащиеся по группам
излагают свои выводы по проблеме: качество среды
ухудшается, но жизнь людей становится комфортнее
и легче. Какую из деревень выберете вы, почему?

Прочитайте & 30

По рисунку 16 (качество водоёмов в Москве),
сделайте анализ состояние водоёмов в своём
округе

В каждом крупном городе необходимы
рекреационные зоны. С 1983 г. в Москве
насчитывается 26 спортивно-оздоровительных
парков разной площади – от 3 га до 1500 га
(Измайлово). В Москве 89 стадионов, 56 плавательных
бассейнов, более 200 футбольных полей, около 2000
спортивных залов. Спортом в них могут заниматься
одновременно 410 тыс. человек, из них в залах – 40
тыс. , в плавательных бассейнах – 6 тыс. Люди имеют
возможность отдохнуть в выходные дни в городе
или в его окрестностях.

Участники игры разбиваются на команды по 3-4
человека. Каждой команде дается 10 минут на
составление рисунков и рассказа о том городе
будущего, в котором они хотели бы жить.

По сигналу ведущего начинается выступление
команд. Очередность выступления устанавливается
по жребию. На выступление одной команды дается 3-5
минут. В выступлении обязательно учитывается
воздействие предлагаемого проекта на человека и
окружающую среду.

После этого жюри, составленное из членов
команд, или приглашенных гостей подводит итоги и
объявляет победителя.

При подведении итогов игры оценивается не
только оригинальность разработанного проекта,
но и его экологичность.

Экопортрет большого города (урбанизированные территории)

Открытый урок учителя экологии МОУ «СОШ №89»

Потаповой  Натальи Владимировны.

высшая категория.

Экопортрет большого города.

Цель: Познакомить учащихся с экологическими проблемами,

вызываемых урбанизацией; выяснить причины и последствий экологических проблем, а также пути решения некоторых из них.

Задачи: Образовательная – осмысление и выделение учащимися

экологических проблем города, причины их возникновения.

Развивающая: развитие навыков самостоятельного поиска

информации, логическое мышление.

Воспитательная: поведение и культура в городской среде.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы: рассказ (беседа), использование иллюстраций;

самостоятельная работа с тетрадью, картой; использование презентаций.

Пособие карта: 1) функциональная зонирование территории г. Саратова. 2) районирование территории г. Саратова по условию проветриваемости 3) снимок г. Саратова из космоса; презентации по теме:

объяснение, цели и задачи;

Сейчас почти у каждого из вас есть компьютеры, вы

играете в виртуальные игры. И сегодня у нас будет виртуальное занятие, на котором вы превратитесь в виртуальных художников, ведь сегодня вы должны будете нарисовать экологический портрет города. Эпиграфом к уроку нам послужат слова К. Бальмонта: «мучительно, тесно в громадах домов живут некрасивые, бледные люди

Ребята, а что такое город? (это среда, в которой проживает человек хорошо, а теперь скажите ребята – на данный момент большинство людей где проживают в сёлах или в городах; да, конечно более половины населения земного шара проживает в городах. Как же можно связать термин «урбанизация» с городами; (это процесс, связанный с ростом городов и городского населения) итак, мы с вами обитаем в городской или иначе урбанизированной среде, а все города строятся на определённых

ландшафтах. Давайте вспомним – что же такое ландшафт (это обширная территория с входящим в неё компонентами: горными породами, рельефом, водой, воздухом, климатом, растительным и животным миром, почвой, человеком и техновеществом).

Да, и эти компоненты можно объединить в 4 группы – абиотические, биотические, биокосный и Социально-экономические. Теперь, пожалуйста, вспомните какие компоненты ландшафта входят в каждую из перечисленных групп? (Работа с тетрадью).

Абиотические                                             Биотические

горные породы                                                  Растительность

рельеф                                                                 животные

вода                                                                     микроорганизмы

Биокосные                                                           Социально-экономические

Почва                                                                          человек

Теперь назовите мне, какие бывают ландшафты (степи, леса, горы, лесостепи). Правильно. Итак, мы с вами проживаем в городе, Саратове. А на каком же ландшафте находится наш город? Чтобы ответить на этот вопрос,

откройте учебник ст. Найдите карту России и на ней наш город. А теперь переверните страничку и посмотрите карту Саратовской области. Вы видите, что территория Саратовской области включает три ландшафтные зоны,

какие? (лесостепную, степную и полупустынную). А Саратов располагается. В какой? (да, степной зоне).

А теперь, ребята, посмотрите на таблицу «компоненты ландшафта» и скажите – какие из перечисленных компонентов можно выделить в городе? (Все). А как город влияет на эти компоненты? (Он их изменяет).

Итак, сделаем первый вывод, что город – изменяет компоненты природного ландшафта.

Да, структура городского ландшафта отличается от структуры природного: появляется больше техногенных компонентов: улицы, площади, скверы, дома, предприятия. Есть это всё в Саратове?(Есть). По своим функциям территория Саратова, в том числе и другого города; делится на селитебные, промышленные транспортные, садово-парковые, складские, агро – и аквальные зоны. Работа с тетрадью, ребята записывают задания в таблицу. Давайте теперь определим, что будет относится к этим зонам. Откройте карту «функциональное зонирование территории города Саратова».

Промышленная зона – все промышленные предприятия. Садово-парковая зона (сады, поля, теплицы, дачные массивы). Складская зона (гаражи, склады, хранилища).

Транспортная зона (автодороги, железные дороги, вокзалы,

автозаправочные станции, автомойки, водный транспорт)

Аэрозоны – сельскохозяйственные земли.

Аквальные зоны (реки, пруды, озёра).

Селитебные зоны (жилые дома).

Ребята теперь мы с вами знаем, что в гopoдe есть и промышленность и

различные дома, здания, хорошо развито транспортное обслуживание.

Теперь вам предлагаются отрывки стихов современных поэтов горожан Мы дети города! Улицы наши полянки, Вместо цветов на полянках растут гаражи, Вместо зелённых лугов – только автостоянки. Ты посмотри, как живёшь, посмотри. Плотным кольцом нас окружают бетонные башни,

Тысячи окон! И дым из трубы заводской.

Мы дети города, город стал нашей – судьбой.

(сообщение ученика «Уменьшение площади зелённых насаждений»)

Заводы у нас мощные – слава наша и сила.

Но воды у них сточные – всему живому могила.

Отходам свои могильники заводам искать не надо.

Сливают в водохранилище нитраты, смолу и яды.

(сообщение ученика «Загрязнение окружающей среды»)

По дороге мимо школы машины мчат, не удержать,

Выхлопные газы всюду воздухом нельзя дышать.

Мусора много – весь не уберут

Ведь есть еще в городе нашем дворы,

Где он дождется лучшей поры.

Это стихотворение есть на ваших листочках. Задание- подчеркнуть красным то, что вы считаете отрицательным изменением, а зелёным

положительное явление в городе. (затем ответ)

Что город делает с природой? (ответы ребят)

Да, город захватывает у природы территорию. Можно ли город назвать

захватчиком? У ученого Одума есть такие слова: «Город – паразит у

Итак наш 2 вывод – город – захватчик природы.

Итак, ребята, мы сейчас с вами выяснили, что в городской среде

наиболее заметны отрицательные изменения природы человеком. А это порождает многочисленные и разнообразные экологические проблемы. Мы жители большого города, его проблемы не могут оставить нас равнодушными, т. сказываются на каждом из нас.

Ведь мы должны знать, какую воду мы  пьём, что едим, где лучше жить, где можно купаться, отдыхать. Учёные выделяют три типа экологических проблем города, запишите их в тетрадь.

1) ПРИРОДНО -2) Техногенно -3) Социально -Экологическиеэкологическиеэкологическиеа) плохаяа) большоеа) ухудшениепроветриваемостьколичествоздоровьяб) сокращениевредныхнаселениябиоразнообразияпредприятийб) повышениев) уменьшениеб) загрязнениетравматизма. площади земельныхв) непродуманнаянасажденийпланировкаг) изменениег) истощениерельефаприродныхресурсов

Итак, ребята, какой же вывод можно сделать? (что город очень сильно загрязнен)

А ведь город не пустой, в городе живут люди! Посмотрите сколько

проблем. Всё это приведёт к тому, что ухудшается здоровье населения, Посмотрите сценку:

Пациент: Доктор! Я это.

Врач: что с вами, голубчик? На что жалуетесь?

Пациент: Доктор! Что-то у меня руки трясутся, да голова кружится

ещё доктор, глаза из орбит так и вываливаются

Врач: Да, это случай тяжелый.

Пациент: Доктор! А ещё я стал раздражительный, от всего я устаю. Врач! Молодой человек! Вы меня не удивили! Сейчас очень много

подростков страдают различными заболеваниями и очень много заболеваний связано с загрязнением окружающей среды.

Пациент: Как это?

Врач: Вот например выделяемые в атмосферу загрязнители – оксиды,

углероды, сернистый газ, сажа, свинец ведут к хронической интоксикации

Организма. За последние 30 лет наблюдается увеличение заболеваемости людей.

Пациент: Так надо же заботиться об охране природы ! Спасибо Вам,

доктор! Я теперь всем буду советовать изучать экологию нашего города!

Доклад (Ухудшение здоровья населения)

Какой вывод вы теперь сделаете? Да, что загрязнение вызывает у

городского жителя различные заболевания.

Вспомните цитату Бальмонта, которую я вам говорила в начале урока:

«мучительно тесно в громадах домов живут и красивые, бледные люди».

Вывод №3: Мы с вами написали экопортрет города. Какой он? ( ответ).

Он вам понравился?

Ребята, а теперь я хочу, чтобы вы ответили на такой вопрос: кто бы из вас хотел бы совсем уехать из города и жить в деревне! А почему бы остались? Город – это культура, искусство, музеи, кинотеатры и театры.

Что же делать? Какой же выход из создавшейся ситуации вы можете предложить? Ведь человек не уйдёт из города. Что же нужно сделать, чтобы человек мог выжить? (безотходное производство, альтернативные источники

энергии, установка фильтров, штрафы, изучать экологию, убирать мусор). Молодцы! Обычно выделяют 5 направлений решения экологических

проблем. (запись в тетрадь)

Технологическое (альтернативные источники энергии,

безотходное производство, фильтры)

Юридическое (экологическое право)

Архитектурно-планировочное (застройка с учётом экоархитектуры)

Воспитательное (быть экологически грамотным)

Подведение итогов.

Домашнее задание: параграф 2. 5, сделать проект «Город будущего». Для закрепления пройденного материала – тест: см. презентацию.

Чумаченко Н. Введение в ландшафтную экологию. Учебное пособие. Киц «Саратовтелефильм- Добродея», 2006 г.

Литвинова Л. , Жиренко О. Нравственно-экологическое воспитание школьников: основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. – М. : 5 за знания, 2005г.

ГОРОДСКАЯ СРЕДА. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1, преподаватель экологии Коновалова Ольга Игоревна

Жилище – сложная система природной и искусственно созданной среды, где сочетаются воздействия физической, химической и биологической природы. К факторам физической природы относятся микроклимат, освещённость , электромагнитные излучения, шум, вибрация техногенного происхождения. Химические факторы включают экзогенные загрязнители атмосферного воздуха и загрязнители эндогенного происхождения, к которым относятся антропотоксины , продукты сгорания бытового газа, полимерные загрязнители, аэрозоли синтетических моющих средств и препаратов бытовой химии, табачный и кухонный дым. К биологическим факторам относится бактерии, вирусы, пылевые клещи, плесневые грибы.

Шум и вибрация в городских условиях В производственных условиях разнообразные машины, аппараты и инструменты, являются источниками шума, вибрации. Шум и вибрация — это механические колебания, распространяющиеся в газообразной и твердой средах. Шум и вибрация различаются между собой частотой колебаний.

Механические колебания, распространяющиеся через плотные среды с частотой колебаний до 16 гц. (герц — единица измерения частоты равная 1 колебанию в секунду), воспринимаются человеком как сотрясение, которое принято называть вибрацией. Колебательные движения, передаваемые через воздух с частотой от 20 до 16000 гц , воспринимаются органом слуха как звук. Колебательные движения свыше 16000 гц , относятся к ультразвуку и органами чувств человека не воспринимаются. Ультразвук способен распространяться во всех средах: жидкой, газообразной (воздух) и твердой. Шум представляет собой беспорядочное неритмичное смешение звуков различной силы и частоты. За единицу измерения силы звука принят бел. Орган слуха способен различать 0,1 б. , поэтому на практике для измерения звуков и шумов применяется децибел ( дб.

Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека При воздействии шума на организм может происходить ряд функциональных изменений со стороны различных внутренних органов и систем: Повышается давление крови, учащается или замедляется ритм сердечных сокращений, могут возникать различные заболевания нервной системы (неврастения, неврозы, расстройство чувствительности). Интенсивный шум отрицательно действует на весь организм человека. Ослабляется внимание, снижается производительность труда. Вибрация как и шум вредно воздействует на организм и в первую очередь вызывает заболевание периферической нервной системы так называемую виброболезнь.

В целях предотвращения заболевания от воздействия шума и вибрации санитарным законодательством установлены предельно допустимые уровни шума и вибрации. Меры борьбы с шумом и вибрацией: замена шумных процессов бесшумными или менее шумными; улучшение качества изготовления и монтажа оборудования; укрытие источников шума и вибрации; вывод работающих из сферы воздействия шума и вибрации; применение индивидуальных защитных средств.

В городах большой проблемой в последнее время стало повышенное электромагнитное поле промышленных частот (50 Гц). Такое поле создается электрокабелями , трансформаторными подстанциями, различным промышленным оборудованием, компьютерами и оргтехникой, бытовыми приборами. Если же находиться в электромагнитном поле изо дня в день по нескольку часов, то оно может вызвать поражение сердца, сосудов, желез внутренней секреции и нервной системы и стать причиной серьезных заболеваний. Провода , лежащие беспорядочно или свернутые колечком, создают большое электромагнитное поле. В качестве профилактической меры: выключайте из розеток все электроприборы, находящиеся рядом со спальным местом, даже ночник на прикроватном столике, невзирая на то, что он вроде бы выключен, не заряжайте мобильный телефон у изголовья. не включайте одновременно слишком много техники н е закрепляйте провода по периметру комнаты, и особенно за кроватью или диваном, где вы проводите много времени. Кабели от интернета и телефона – исключение. Это очень маломощные кабели, и их бояться не стоит.

Еще один враг домашнего комфорта – модная и «удобная» синтетика. Обилие синтетических материалов нарушает нормальный воздухообмен в квартире. Микроклимат складывается из нескольких параметров: влажность, температура и движение воздуха. Если использовать только синтетические материалы, свежий воздух не проникает в комнату и влажность увеличивается, а если какой-то материал (например, гипсокартон ) поглощает влагу, воздух, наоборот, становится слишком сухим. Популярные сегодня стеклопакеты для окон препятствуют естественному воздухообмену. Через щели обычных деревянных окон и дверей свежий воздух, так или иначе, проникает и происходит нормальная вентиляция. Для отделки потолка вместо потолочной плитки лучше использовать побелку известью, которая обладает замечательным качеством – при несколько повышенной влажности воздуха известь «забирает» излишнюю влагу, при высокой сухости воздуха при центральном отоплении – «отдаёт» воду.

По оценкам некоторых специалистов, есть квартиры, где концентрация загрязняющих веществ в 100 раз выше, чем на улице. Влияние вредных экологических факторов в наших квартирах не только нужно, но и можно снижать! Традиционным и эффективным способом снижения уровня загрязнения воздуха в наших квартирах остаётся периодическое проветривание. Для хорошей экологии в квартире : Надо чаще проветривать квартиру, « пылесосить» ковры, делать влажную уборку, уменьшая количество пыли, на частичках которой задерживаются вредные вещества. Необходимо стремиться сократить число источников загрязнения, в том числе, по, возможности, максимально отказаться от асбестосодержащих материалов, древесностружечных плит. Не злоупотреблять лакокрасочными покрытиями: соблюдать правила эксплуатации газовых и печных отопительных приборов. Хранить предметы бытовой химии в нежилых помещениях (на лоджиях и т. ), если это сделать невозможно, то хранить только герметично закрытыми. Время пользования такими приборами, как фены для сушки волос, электробритвы, микроволновые печи, электрические утюги и т. , нужно сократить до минимума. Не садиться близко к экрану телевизора или персонального компьютера. Убрать электрический будильник или телефонный автоответчик от изголовья постели. Дешёвый и эстетичный способ уменьшить влияние вредных факторов – завести комнатные цветы. Они поглощают углекислоту и некоторые вредные вещества, выделяют кислород, оказывают бактерицидное действие, увлажняют воздух.

Вопросы для самооценки экологического поведения дома 1. Как часто Вы проветриваете квартиру? Редко – 1 балла Часто – 2 балла 2. Как часто Вы делаете влажную уборку? 1 раз в неделю – 1 балл 2 раза в неделю – 2 балла Чаще – 3 балла 3. Используете ли Вы моющие средства для посуды? Да – 1 балл Иногда – 2 балла Нет – 3 балла 4. Подключаете ли Вы в одну э/розетку сразу несколько э/приборов? Да – 0 баллов Нет – 2 балла 5. Сколько в Вашем доме комнатных растений? Нет совсем – 0 баллов 1-2 растения – 1 балл Более 5-ти – 3 балла

Оцените свои результаты : 3-4 балла – В вашем доме неблагоприятная экологическая обстановка, нужно принимать срочные меры. 5-9 баллов – экологическая обстановка относительно неблагоприятная, нужно уделить внимание своему дому. 10-13 баллов – Ваше жилище экологически благоприятно !

Качество среды в жилище зависит от тех строительных материалов из которых построен дом, а также элементов отделки и материалов интерьера. Материалы, обустраивающие квартиру и их влияние на человека Название материала Степень вредного воздействия на организм человека Дерево Экологически чистый материал Железная арматура Экологически чистый материал Стекло Экологически чистый материал Краска масляная Токсическое воздействие тяжелых металлов и органических растворителей Древесностружечные плиты (ДСП) Формальдегид, обладающий мутагенными свойствами Монтажная пена Воздействие токсических веществ Пластик Содержат тяжелые металлы, вызывающие необратимые изменения в организме человека Линолеум Хлорвинил и пластификаторы могут вызвать отравления Бетон Источник радиации Поливинилхлорид (ПВХ) Может вызвать отравления Обои с моющим покрытием Источник стирола, вызывающего головную боль, тошноту, спазмы и потерю сознания Асбест (содержится в навесных потолках) и бетон Асбестовая пыль может привести к тяжелому поражению легких

Элемент дома, материал, наличие, количество Вредные факторы Методы устранения этих факторов Отделка помещения потолок пол стены Интерьер мебель растения бытовые приборы компьютерная техника Практическая работа № 2 «Описание жилища человека как искусственной экосистемы» Цель: описать жилище человека, изучить экологичность наиболее популярных строительных и отделочных материалов, вопросы грамотного и взвешенного их выбора, необходимости размещать в помещениях цветов, аквариумов, и т. Ход работы Сделайте вывод об экологической безопасности изученного жилища или помещения для проживания или работы. Какие меры нужно предпринять, чтобы улучшить ситуацию.

Городская квартира и требования к ее экологической безопасности.

Шум и вибрация в городских условиях.

Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека.

Экологические вопросы строительства в городе.

Экологические требования к организации строительства в городе.

Экологическая безопасность материалов, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений

Жилище – сложная система природной и искусственно созданной среды, где сочетаются воздействия физической, химической и биологической природы. К факторам физической природы относятся микроклимат, инсоляция и освещённость, электромагнитные излучения, шум, вибрация техногенного происхождения.

Химические факторы включают экзогенные загрязнители атмосферного воздуха и загрязнители эндогенного происхождения, к которым относятся антропотоксины, продукты сгорания бытового газа, полимерные загрязнители, аэрозоли синтетических моющих средств и препаратов бытовой химии, табачный и кухонный дым.

К биологическим факторам относится бактериальное загрязнение, которое определяется как пылебактериальная взвесь.

Колебательные движения, передаваемые через воздух с частотой от 20 до 16000 гц, воспринимаются органом слуха как звук.

Колебательные движения свыше 16000 гц, относятся к ультразвуку и органами чувств человека не воспринимаются. Ультразвук способен распространяться во всех средах: жидкой, газообразной (воздух) и твердой.

Чувствительность уха к звуковым колебаниям зависит от силы, и интенсивности звука и частоты колебаний.

Орган слуха способен различать 0,1 б. , поэтому на практике для измерения звуков и шумов применяется децибел (дб. Сила звука и частота воспринимаются органами слуха как громкость, поэтому при равном уровне силы звука в децибелах звуки различных частот воспринимаются как звуки, имеющие громкость.

В связи с этим при сравнении уровня громкости звука, необходимо помимо характеристики силы звука в децибелах указывать и частоту колебаний в секунду, Чувствительность слухового аппарата к звукам разных частот не одинакова. Она в 10 миллионов раз больше к высоким частотам, чем к низким.

В производственных условиях, как правило, возникают шумы, которые имеют в своем составе различные частоты.

Условно весь спектр шума принято делить на низкочастотные шумы частотой до 300 герц, среднечастотные от 350 до 800 герц и высокочастотные — выше 800 герц.

Для измерения характеристики шума и вибрации на производстве существуют специальные приборы — шумомеры, анализаторы частоты шума и вибрографы.

До последнего времени было принято считать, что шум отрицательно действует только на органы слуха. В настоящее время установлено, что люди, работающие в условиях шума, более быстро утомляются, жалуются на головные боли. При воздействии шума на организм может происходить ряд функциональных изменений со стороны различных внутренних органов и систем:

– замена шумных процессов бесшумными или менее шумными;

– улучшение качества изготовления и монтажа оборудования;

– укрытие источников шума и вибрации;

– вывод работающих из сферы воздействия шума и вибрации;

– применение индивидуальных защитных средств.

Современная жизнь создает немало факторов, негативно влияющих на окружающий мир и человека, создающие экологические проблемы строительства. Максимально защитить от них свой дом и создать в нем здоровую атмосферу можно только учтя при строительстве и эксплуатации вопросы охраны природы. В природе все взаимосвязано, и невозможно создать рай в отдельно стоящем доме при угнетенном состоянии природы. Поэтому каждый, кто стремится к здоровой жизни, должен не только заботиться о своем доме, но и не должен загрязнять окружающую среду. Экологические подходы к строительству и охране природы частично представлены в нормах и законах, но все же многие из них и в нашей стране, и за рубежом рассчитаны на добровольное применение сознательными гражданами ориентиры.

В развитых странах, которые всерьез заботятся об экологии, разработаны принципы экологического строительства (англ. Green construction или Green Buildings зеленое строительство). Они изложены в системах экологической сертификации зданий, из которых наибольшее распространение в мире получи ли LEED (The Leadership in Energy & Environmental Design Руководство в энергетическом и экологическом проектировании, США) и BREEAM (BRE Environmental Assessment Method Метод оценки экологической эффективности зданий, Великобритания).

Экологическая сертификация построек полностью добровольна. Но она не только престижна, но и полезна для владельцев зданий: с одной стороны, помогает создавать дома со сниженным уровнем потребления материальных ресурсов, а с другой, повышает долговечность зданий и комфорт внутренней среды. Важно также, что зеленое строительство инструмент разумной экономии: сохраняет средства не только при эксплуатации, но и при возведении строений.

Принципы строительство экологических домов включают в себя: в эффективное использование энергии, воды и других ресурсов; сокращение количества отходов и уменьшение других воздействий на среду; в использование по возможности местных натуральных материалов. Для экономии ресурсов рекомендуется повышать энергоэффективность здания, нагревать воду с помощью солнечных коллекторов, использовать энергию ветра, минимизировать энергопотребление и собирать дождевую воду для бытовых нужд. Также рекомендуется применять сертифицированные строительные материалы с низким экологическим воздействием на протяжении всего жизненного цикла здания (включая его утилизацию), использовать материалы повторно.

Обозначены и требования к внутренней среде экодома: в достаточное количество дневного света; « комфортный температурный режим; е высокое качество внутреннего воздуха, обеспеченное естественной вентиляцией; в отсутствие шума; в обеспечение хорошего вида из окна для отдыха глаз. Требования к экологичному дому согласуются с санитарно-гигиеническими нормами (системой СанПиН санитарных правил и нормативов). На них можно ориентироваться при строительстве экологичного дома, соблюдая при этом правила охраны природы (которые тоже прописаны в законодательстве) и учитывая по возможности более высокие экологические стандарты и широту подхода к вопросам экологии, принятые в развитых странах.

Экологическая безопасность зданий, сооружений и обслуживающих их систем климатизации в последнее время вызывает широкий интерес у специалистов. В настоящее время эта тема приобрела особую актуальность в силу объективной необходимости и реакции общественности на рост числа примеров изменения климата и окружающей среды в результате деятельности человека.

Необходимость проектировать здания, сооружения и обслуживающие системы климатизации с учетом их экологичности возникла именно как следствие такого положения, и Киотский протокол, подписанный всеми крупными промышленными государствами (за исключением США), явился определяющим фактором в практическом применении данной концепции.

Характеристики экологической безопасности

Применительно к области строительства зданий и сооружений, оборудованных системами климатизации, экологически безопасной считается такая взаимосвязь здания и инженерных систем, которая на протяжении всего срока службы обеспечивает эффективную эксплуатацию объекта при соблюдении следующих условий:

– минимальные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, в частности, веществ, способствующих созданию парникового эффекта, глобальному потеплению, выпадению кислотных дождей;

– минимальные объемы потребляемой энергии из невозобновляемых источников, сокращение энергопотребления и энергосбережение;

– минимальные объемы твердых и жидких отходов, в том числе от ликвидации самого здания (сооружения) и утилизации частей инженерного оборудования по истечении срока службы и выработке ресурса;

– минимальное влияние на экосистемы окружающей среды по месту нахождения объекта;

– наилучшее качество микроклимата в помещениях здания, санитарно-эпидемиологическая безопасность помещений, оптимальный тепловлажностный режим, высокое качество воздуха, качественные акустика, освещение.

Поиск по сайту:

mydocx. ru – 2015-2022 year. 008 sec

Методическое пособие разработки уроков 10-11класс

Тип урока- комбинированный

Методы: личностно-ориентированного подхода, частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный

Цель: формирование у человека системы практико-ориентированных знаний и умений и на их основе развития природосообразного поведения в окружающем мире.

Образовательные: освоение содержания экологического образования, смысл которого заключается в понимании естественных законов природы и их соотнесение с «искусственными законами» развития социума.

Развивающие: развитие ключевых компетентностей учащихся на примере содержания экологического образования;развитие исследовательских умений учащихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.

Воспитательные:. формирование экологически грамотного поведения человека в окружающей среде, перевод знаний человека об окружающей среде в стиль его жизни (уклад жизни, образ жизни).

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

Познавательные: осмысление учащимися ценностей феномена жизни, ценности каждой формы существования жизни; ценности существования человека, его здоровья, социо-космической значимости ;

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

– установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

– формирование ключевых компетентностей на содержании экологического образования;

-создание таких педагогических условий, которые обеспечат право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое соответствует его психологическому статусу, склонностям, потребностям, интересам, возможностям.

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география – будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение

Развития таких ключевых понятий как «качество человека» (ценности, мировоззрение, сознание, мышление), «качество жизни» (уровень жизни, стиль жизни, уклад жизни), «качество окружающей среды» (состояние атмосферы, гидросферы, литосферы (педосферы), животного и растительного мира, вида Homo sapiens sapiens, культуры, образования).

Некоторые особенности функционирования городских экосистем

Во многих промышленно развитых странах в городах ныне проживает 45-50% общей численности их населения. В мире на­считывается более 160 городов-миллионеров. Первыми городами- миллионерами в странах Азии, Африки и Латинской Америки были Калькутта (1890 г. ), Буэнос-Айрес (1910 г. ) и Рио-де- Жанейро (1910 г. В 1950 г. таких городов стало уже 71 (из них в экономически развитых странах 48), в 1960 г. соответственно 110 (64), в 1970 г. – 157 (85), в 1975 г. – 181 (91), а к 2000 г. , по прогнозам, из 440 городов-миллионеров на развивающиеся стра­ны придется примерно 280. Процесс роста городов, городского населения, повышения роли городов, широкого распространения городского образа жизни называется урбанизацией. Урбанизация подавляет естественную природную среду как с количественной («захват» городами и агломерациями новых территорий), так и с качественной (ухудшение состояния окру­жающей среды) стороны.

План-конспект урока (экология, 8 класс) на тему

Сегодня более трети всего мирового населения живет в горо­дах. Начало процесса урбанизации исторически можно отнести к тому времени, когда 3500 лет. назад первые в мире города появи­лись на берегах Тигра, Евфрата и позднее Нила. Они возникли в связи с тем, что людям необходимо было заниматься торговлей и защищаться от врагов. Поэтому в течение долгого времени города- представляли собой военные укрепления, расположенные в целях обороны в стратегических пунктах, или для удобства торговли и связей на берегах рек и морей. Промышленная революция яви­лась, несомненно, основным ускорителем процесса урбанизации.

План-конспект урока (экология, 8 класс) на тему

Урбанизация – один из наиболее ярких феноменов современ­ности. Ее экологическую сущность можно раскрыть на следую­щем примере: урбанизированные территории занимают немногим более 1% площади земной суши, но концентрируют свыше 45% всего населения Земли, производят 80% внутреннего валового продукта (ВВП), но при этом дают 80% всех выбросов в атмо­сферу и гидросферу.

В настоящее время 5 млрд. человек населения Земли оказы­вают на природу такое же по масштабам воздействие, какое мог­ли бы оказать 50 млрд. людей каменного века, хотя расход пищи на одного человека остался примерно прежним.

Стремительные темпы урбанизации составляют одну из ха­рактерных особенностей современной эпохи.

Уровни урбанизации в отдельных регионах различаются весьма существенно. Например, по данным 1990 г. , уровень урбанизации в СССР составил 66%, в зарубежной Европе – 73%, в зарубеж­ной Азии – 34%, в Африке – 34%, в Северной Америке – 75%, в Латинской Америке – 72%, в Австралии и Океании – 71%, т. в среднем по миру – 45%. В России в 1992 г. уровень урбанизации составил 74%.

Уровень урбанизации в разных странах

План-конспект урока (экология, 8 класс) на тему

Динамика мирового процесса урбанизации

Динамика мирового процесса урбанизации (по В. Максаковскому)

План-конспект урока (экология, 8 класс) на тему

Город представляет собой особый мир, особую среду обита­ния человека – городскую среду. Городская среда – сложное об­разование, продукт взаимодействия природы и человеческой дея­тельности. Изучением городской среды, ее основных компонен­тов и факторов, влияющих на них, истории формирования зани­мается новая научная область знания – урбоэкология, или эколо­гия города.

Расширяясь, города сливаются друг с другом, образуя агломе­рации. В результате чрезмерного разрастания городских агломе­раций появились гиперурбанизированные районы, которые из­вестны в литературе как мегаполисы. Мегаполис большого Нью-Йорка объединяет 16 млн. человек.

Взаимосвязь всех компонентов и явлений городской среды позволяет говорить о ней как об урбосистеме. Урбоэкосистемы приурочены к определенному конкретному месту в географиче­ском пространстве. В жизни урбосистемы велика роль временно­го фактора. Урбосистемы – это системы открытые, вероятност­ные, управляемые. Важной особенностью урбосистем является их антропоцентризм

Известный эколог Н. Реймерс писал:

«Необходимо повернуться лицом к человеку и спасать землю от собственного усердия не по разуму. Сменилась сама цель раз­вития. Еще недавно казалось, что достаточно человека прокор­мить и сделать богатым. Сейчас же выяснилось, что для того, чтобы жить долго и не болеть, этого мало. Нужна еще благопри­ятная среда жизни. Обращение к человеку привело к новой форме антропоцентризма, экологическому антропоцентризму. Общество стало поворачиваться лицом к себе, к своему пере­устройству, а не к преобразованию природы».

Урбанизация, с одной стороны, улучшает условия жизни насе­ления, с другой – приводит к вытеснению природных, естествен­ных систем искусственными, загрязнению окружающей среды (в частности, рек и водоемов), повышению химической, физической и 4 психической нагрузки на живые организмы. Крупный город изменяет почти все компоненты природной среды – атмосферу, растительность, почву, подземные воды, грунт и даже климат, а также электрическое, магнитное и другие физические поля Земли.

­ Перепады температур, относительной влажности, солнечной радиации между городом и его окрестностями иногда соизмеримы с передвижением в естественных условиях на 20° по широте, причем изменение одних природных условий неизменно вызывает изменение других. Влияние города на недра распространяется на глубины от 0,5 до 4 и даже 8 тыс. Значительно меняются ус- ловия питания подземных вод и их химический состав.

По данным исследований, проведенных в Англии и США, большие города получают на 15% меньше солнечной радиации (и на 30% меньше ультрафиолетовых лучей в зимнее время), на 10% больше осадков, на 10% больше облачных дней, на 30% больше тумана летом и на 100% зимой.

Съемки из космоса дают сведения о физических полях, возникающих вокруг больших городов, в частности, отражательных (альбедо) и тепловых (температура, свет). Данные о пространственных и временных воздействиях крупных городов на окружающий ландшафт могут и должны быть использованы для городского планирования.

Высокая контактность людей, характерная для городской среды, с одной стороны, выступает положительным фактором, так как способствует развитию определенной нервной устойчиво­сти молодого поколения, более значительной психической трени­рованности, поддержанию профессионального и творческого то­нуса; с другой стороны, при обработке большого объема инфор­мации нервная система не в состоянии функционировать на прежнем уровне адаптации. Как показывают исследования неко­торых ученых, это состояние вызывает формирование нового ди­намического стереотипа, что в некоторых случаях может приво­дить к срыву, выражающемуся в неврозах и невротических со­стояниях.

План-конспект урока (экология, 8 класс) на тему

Несмотря на постоянно ускоряющийся темп жизни, у го­рожан, как это ни парадоксально, отмечается гиподинамия, способствующая развитию заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Назовите основные тенденции процесса урбанизации

Постройте график зависимости доли городского населе­ния в мире от времени 3. Сделайте прогноз уровня урбанизации в 1998 году.

Как изменяются факторы окружающей среды в услови­ях крупного города?

Дайте характеристику городской среды как урбосистемы.

Город как экосистема

Результаты городской сессии мастерской «Городская среда»

Восстановление экосистемы города

Алексеев С. В Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов.

Словарь геоэкологических понятий

Основные понятия экологии человека

Сайт YouTube: https://www. youtube. com /

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *