24 мая 2023, 10:35
24 мая 2023, 11:35
24 мая 2023, 12:35
24 мая 2023, 13:35
24 мая 2023, 14:35
24 мая 2023, 15:35
24 мая 2023, 16:35
24 мая 2023, 17:35
24 мая 2023, 18:35
24 мая 2023, 19:35
24 мая 2023, 20:35
У краснодарцев осталась неделя, чтобы выбрать территорию для благоустройства
Выбрать одну из территорий, которая претендует на благоустройство по нацпроекту в 2024 году, горожане могут на интернет-платформе 23.gorodsreda.ru. Рейтинговое голосование продлится до 31 мая.
Территорию, набравшую наибольшее количество голосов, в следующем году благоустроят по региональному проекту “Формирование комфортной городской среды” национального проекта “Жилье и городская среда”.
В голосовании участвуют несколько общественных территорий:
сквер имени Гатова на улице имени Стасова;
сквер памяти Героев-танкистов в поселке Колосистом;
бульвар имени Россинского в поселке Краснодарском;
сквер имени Самойленко на улице Постовой напротив Городского Сада;
сквер имени Чепеги в Юбилейном микрорайоне.
На данный момент в голосовании уже приняли участие свыше 79,3 тысяч горожан. С большим отрывом по-прежнему лидирует сквер имени Гатова — за него проголосовали больше 35 тысяч краснодарцев. В тройке лидеров — скверы памяти Героев-танкистов и имени Чепеги, сообщает пресс-служба администрации г. Краснодара.
Ранее в новостях Краснодарского края: Каждый житель Армавира может внести свой вклад в благоустройство и развитие города.
Разработка Генплана Краснодара вступила в заключительную стадию. Авторы главного градостроительного документа, рассказали о якорных проектах, основных кластерах и решении самых крупных проблем
Работа над новым Генпланом Краснодара вступила в заключительную фазу. В настоящее время документ проходит согласование в федеральных и региональных органах исполнительной власти. Параллельно идет подготовка к проведению общественных слушаний, сообщает пресс-служба администрации кубанской столицы.
На сегодняшний день для исполнения Генплана в соответствие с ним необходимо привести правила землепользования и застройки, проекты планировки территории, а также сформировать общественный контроль за реализацией этих документов, отметили в мэрии.
Разработкой проекта Генплана Краснодара на 2021-2040гг. занимается ООО «Научно-исследовательский институт перспективного градостроительства».
Новый современный Генплан должен помочь устранить многочисленные ошибки, допущенные ранее в развитии города. Кроме того, документ определит перспективы дальнейшего развития Краснодарской агломерации, а также точки экономического и социального роста.
Действующий Генплан Краснодара был разработан в 2004-2007гг. и окончательно вступил в силу в 2012 году.
После анализа ситуации в городе разработчики главного градостроительного документа выявили основные проблемы кубанской столицы. Среди них нехватка объектов социальной инфраструктуры, перегруженность улично-дорожной сети, значительный износ инженерной инфраструктуры, недостаточное озеленение города и его неравномерное распределение.
Для развития Краснодара до 2040 года выбрана агломерационная модель, предусматривающая создание ядра агломерации в границах краевого центра с учетом развития близлежащих районов.
Согласно данным разработчиков, численность населения Краснодара на 1 января 2019 года составляла 1,446 млн человек. По расчетам экспертов, к 2040 году с сохранением современных тенденций миграционного прироста, она увеличится до 3,2 млн человек.
Однако при сдерживающем развитии эту цифру можно удержать в рамках 2,1 — 2,2 млн человек. Население, превышающее данную численность населения, предлагается расселить в агломерации: Горячем Ключе, Северском, Динском и Красноармейском районах. Новый генплан Краснодара подразумевает развитие и модернизацию в том числе и этих территорий.
Авторы Генплана выделили «якорные проекты», наиболее значимые для агломерации. Среди них строительство автодорог Дальнего западного, Южного и Восточного обхода города, создание рекреационных парков в Горячем Ключе, Динском и Северском районах, строительство 11 индустриальных парков, строительство конно-спортивного комплекса, дворца борьбы, центров волейбола и парусного спорта, социальных объектов, создание акватерриториального рекреационного комплекса вдоль реки Кубань и Краснодарского водохранилища.
В частности, в рамках развития агломерации планируется создать индустриальные парки Новотитаровский, Пластуновский, Динской, Северский, Красноармейский. Еще шесть будет организовано в Краснодаре.
Кроме этого в проекте Генплана предусмотрено создание рекреационных парков в Горячем Ключе, Динском и Северском районах.
Транспортные кольца и развитие трамвайной сети
В основе городской улично-дорожной сети будут два условных «транспортных кольца» — внешнее и внутреннее. Также будут созданы четыре транспортных коридора, которые соединят восточные и западные районы города.
Город предлагается условно разделить на три зоны транспортного обслуживания. В центре приоритет для движения отдадут пешеходам, велосипедистам и общественному транспорту. В зоне плотной застройки будет развиваться ускоренный транспорт высокой провозной способности — городская электричка, трамвай, скоростные автобусы. А в периферийных зонах основным видом общественного транспорта должна стать пригородная и городская электричка.
Основным транспортом в городе планируется сделать трамвай — протяженность контактной сети увеличится в три раза.
Вспомогательными видами транспорта станут автобусы и троллейбусы, сеть которых вырастет в 2,5 раза. Авторы Генплана также предлагают в десять раз увеличить протяженность велосипедных дорожек.
Генпланом также предусмотрена реализация в Краснодаре крупных транспортных проектов международного и общероссийского значения. Это расширение аэропортового комплекса, строительство высокоскоростной магистрали Москва — Краснодар — Адлер, а также создание автомагистралей Дальнего западного, Южного и Восточного обходов города.
Децентрализация и комплексная застройка
В рамках нового Генплана в границах Краснодара планируется проводить среднеэтажную и многоэтажную застройку, в сельских зонах — малоэтажную.
Упор делается на комплексное освоение территорий, так как именно точечная застройка и создала многие проблемы, она усложнила архитектурное и инфраструктурное структурирование городских территорий, отмечают в мэрии.
Также проектом предусмотрено создание создание новых общественно-деловых и производственных зон — прежде всего, в пригороде, например в хуторе Копанском, поселке Дорожном, станице Старокорсунской.
Для решения нехватки социальных объектов Генплан предлагает создавать кластеры социально-значимых объектов — целые кварталы детских садов, школ, поликлиник, объектов культуры и спорта на неэффективно используемых территориях.
Рост озеленения и единый каркас
Авторы Генплана предлагают сформировать на территории всей агломерации единый природно-экологического каркаса — системы природных и искусственно созданных озелененных территорий и водных объектов. Планируется, что в результате всех мероприятий удасться увеличить общую площадь зеленых насаждений в десять раз — появится еще 440 новых рекреационных территорий.
В структуру зеленого фонда войдут озелененные территории общегородского значения, парки, расположенные в пешей доступности для каждого жилого района, разветвленная система зеленых «связок» — бульваров, которая обеспечит пространственную непрерывность природного каркаса, земли лесного фонда, зоны особо охраняемых природных территорий, озеленение вдоль улиц и дорог, кварталов, территорий школ, детских садов, больниц и других объектов, сады, виноградники и другие сельхозугодия.
Также на территории Краснодара планируют создание акватерриториального рекреационного комплекса вдоль реки Кубань и Краснодарского водохранилища — он станет драйвером развития различных видов водного спорта, туризма и отдыха.
Департамент архитектуры и строительства Краснодара представил концепцию благоустройства территории, прилегающей к Карасунским водоемам. Документ опубликован на сайте мэрии.
Концепция представляет собой ситуационный план-схему, эскизные предложения для 16-ти озер. По словам главного архитектора Краснодара Артема Саламатина, в рамках единой концепции благоустройства Карасунских водоемов были обозначены пешеходные и велосипедные дорожки, а также объекты, которые возможно разместить на прилегающих территориях (игровое, спортивное оборудование, площадки для выгула собак, зоны тихого отдыха).
«Концепция подготовлена, чтобы жители смогли ознакомиться с объемом и примерными границами благоустройства, внести свои предложения и замечания — как в части границ, так и по вопросам функционального зонирования. В дальнейшем благоустройство береговых линий каждого водоема детально обсудят с местными жителями для дальнейшей разработки проекта и его реализации. Технические характеристики элементов благоустройства будут известны по итогам подготовки проектно-сметной документации», — сказал Саламатин.
Администрация объявила о начале общественных обсуждений по поводу плана. Они завершатся 25 августа, после чего специалисты сформируют итоговую концепцию.
Согласно план-схеме, на территории Краснодара находится 16 Карасунских озер. Два Покровских (у стадиона «Кубань», разделены улицей Дмитриевская Дамба), три озера Калининской балки (расположены между улицами Селезнева и Ставропольской, одно — за зданием КубГУ, два — у администрации Карасунского округа, разделены улицей Старокубанской). Остальные Пашковские озера (по сути, русло реки, разбитое на озера дамбами). Все водоемы в концепции указаны под номерами.
Пруды в Краснодаре появились в результате дамбирования реки Карасун, которая начинала течение в районе ст.Старокорсунской. В конце XIX века казаки, жившие в городе, для удобства сообщения создали дамбы, образовав таким образом указанные озера.
«Линейный парк на то и линейный, что концепция должна объединять велопешеходной инфраструктурой всю сеть озер, как нить в ожерелье. Но в предлагаемой концепции «объединений» я не нашел — все также каждый Карасун сам по себе. Это плохо. Да, есть места, где связи между озерами проще реализовать (КМР, ПМР), а есть где переход из одного озера к другому проблематичен (от ТЭЦ к Старокубанской и от КубГУ к Покровским озерам). Но поэтому речь и не идет исключительно про «благоустройство территории». Речь идет о комплексе мероприятий, в том числе между Карасунами», — написал в своем Telegram Валькович.
Второй момент, который отметили краснодарские урбанисты — это трансформация территории в традиционный функциональный городской ландшафт.
По словам директора центра по развитию городской среды «Помоги городу» Елены Шуваловой, начать работу над концепцией следует с того, чтобы создать минимальную пешеходную связь между озерами и их благоустройство. В него входят экотропы, велодорожки, освещение, урны и туалеты. Карасунские озера могли бы восполнить дефицит зеленых зон в мегаполисе.
«По подсчетам экологов, сейчас на одного жителя Краснодара приходится всего 1,2 кв. метра парков, скверов. То есть зеленых зон в городе катастрофически не хватает, в шаговой доступности их не хватает еще больше. Наши четыре крупные парка при массовой иммиграции, при больших пробках становятся не очень доступными. Людям нужна рядом с домом зеленая прогулочная зона, где они могут заниматься спортом, гулять с детьми, просто отдыхать», — говорит Шувалова.
Валькович считает, в концепции следует уделить внимание максимальному приближению к природному ландшафту.
«У нас же, к сожалению, сейчас популярно делать бетонные набережные, создавать огромные площади мощения, делать много площадок с активностями — амфитеатры, площадки для спорта, детей. И, соответственно, от зеленых зон ничего не остается. Здесь хотят сохранить уже существующие деревья и кустарники, но этого недостаточно. Их нужно не просто сохранить, а значительно преумножить», — прокомментировал Валькович.
По оценкам эксперта, Краснодару очень не хватает спокойных мест. К тому же они дешевле обходятся для бюджета.
Также, Карасуны, по мнению Елены Шуваловой, могли бы решить проблему с зонами купания, которых в Краснодаре сейчас нет.
«Есть озера достаточно чистые, которые можно минимальными средствами привести к тому, чтобы там можно было купаться. Кроме этого, можно создавать модные сейчас сухие пляжи. Создать у озера зону с шезлонгами, лежаками и душем. Люди смогут лежать загорать, если жарко — охладиться в душе или специальных фонтанах-арках. Такие небольшие территории у озер смогли бы значительно улучшить жизнь горожан и снять стресс, в котором мы находимся летом, когда очень жарко», — комментирует Шувалова.
От «абрикосов под ногами» до линейного парка
Создание концепции благоустройства Карасунских озер ведется уже много лет. Об одном из вариантов начали говорить в 2015 году. Обсуждалась идея сделать водоемы пригодными для купания, а вокруг предполагалось создать обширную рекреационную зону.
ООО «Южная строительная коммуникационная компания» предложило проект «Карасуны+». Согласно ему, в рамках точечной застройки должна была быть облагорожена приозерная территория. Однако проект не получил развития. Компания реализовала 3 строительных проекта в Краснодаре и Анапе и вскоре разорилась, все проекты были заморожены в том числе строительство ЖК «Чистые пруды» по улице Селезнева, 104/2 и прав долгосрочной аренды на два земельных участка.
Проект «Абрикосы под ногами» появился в 2020 году. Ее предложили власти Краснодара. Главная ее идея была в создании линейной пешеходно-парковой зоны вокруг цепи прудов с объединяющей тематикой: садовая культура, ярмарки, праздники урожая и т. д. Также разработчики предложили и особую систему зонирования парковой территории.
В 2020 году Карасунские озера получили статус прудов и перешли из федеральной собственности в муниципальную. В этом же году власти Краснодара начали работы по созданию рекреационной зоны вдоль Карасунов.
Тогда советник мэра города по водно-зеленой инфраструктуре, член Экспертного совета по формированию комфортной среды при Минстрое РФ Александр Водяник говорил о создании водных садов. На одном из Карасунских прудов в качестве эксперимента предлагалось высадить лотосы. В этом случае растения будут и «работать», и нести декоративную функцию.
Что касается береговой линии, весь каскад прудов, вытянутых вдоль города планировалось объединить в линейный парк.
«На протяжении длительного времени мы находились в споре о статусе Карасунских озер. Такая позиция была для муниципалитета принципиальной. Если это озера, то относятся к федеральному имуществу, и мы ничего не могли делать: ни чистить, ни благоустраивать, ни содержать территорию вокруг. Не могли заниматься гидротехническими сооружениями. Проведена еще одна дополнительная экспертиза. Этим гидротехническим сооружениям присвоен статус «пруды». И это лишь начало. Впереди — огромная кропотливая работа», — говорил тогда мэр Краснодара Евгений Первышов.
В течение четырех лет администрация возвращала в муниципальную собственность все необходимые земельные участки. В 2021 году мэрия Краснодара завершила работу по постановке Карасунских прудов на кадастровый учет.
Представить концепцию благоустройства Карасунских прудов мэрия планировала в июне 2022 года.
ООО «Научно-исследовательский институт перспективного градостроительства» показало промежуточные итоги работы по разработке проекта Генплана Краснодара на 2021-2040гг. Об этом сообщает пресс-служба администрации города.
«Мы получили первые предварительные результаты разработки Генплана Краснодара. Теперь важно обсудить эти решения, услышать различные точки зрения, узнать мнение экспертов и общественности. А затем с их учетом скорректировать концепцию, которую в дальнейшем представить губернатору Кубани. Определить направление развития Краснодара и перспективы его роста», — заявил глава Краснодара Евгений Первышов.
Напомним, проект Генплана Краснодара учитывает анализ существующей градостроительной ситуации, земельно-имущественные отношения, схему состояния и охрану объектов культурного наследия, зоны с особыми условиями использований территории, оценку эффективности использования застроенных территорий и производственных зон, анализ и потребность объектов социальной инфраструктуры, схему состояния озелененных территорий.
Кроме того, основные направления концепции Генерального плана Краснодара содержат предложения по развитию транспортной инфраструктуры, модели развития города, предложения по созданию природно-экологического каркаса.
Строительство и развитие агломерации
Согласно данным разработчиков, численность населения Краснодара на 1 января 2019 года составляет 1,446 млн человек. По расчетам экспертов, к 2040 году с сохранением современных тенденций миграционного прироста, она увеличится до 3,2 млн человек. Однако при сдерживающем развитии эту цифру можно удержать в рамках 2,1 — 2,2 млн человек. Население, превышающее данную численность населения, предлагается расселить в агломерации, говорится в пояснительной записке к Генплану Краснодара.
Авторы Генплана представили три концепции развития Краснодара. Первая — компактная, она предусматривает развитие города преимущественно вверх, полностью исключая индивидуальный и малоэтажный жилищный фонд. Согласно этому варианту концепции, в 2040 году объем нового строительства в городе составит 7500 га, а размер жилищного фонда достигнет 100 млн кв.м.
Второй вариант — агломерационный. Он предусматривает создание ядра, расположенного в нынешних границах города, а также развитие непосредственно агломерации. Согласно прогнозам экспертов, численность населения в агломерации (за пределами ядра) к 2040 году составит 1 млн человек. Объем нового строительства здесь достигнет 17 тыс. га, из этого объема 20% будет приходиться на частный сектор, еще 80% — на малоэтажные дома. В общей сложности предполагается построить к 2040 году 37 млн кв.м (ввод жилья в год — 1,8 млн кв.м).
Что касается ядра агломерации, то здесь «НИИ перспективного градостроительства» предлагает три варианта развития. В зависимости от каждого из них, площадь новых территорий составит 8,1 — 8,7 млн кв.м. Объем жилищного фонда с учетом выбытия ветхого, аварийного, морально устаревшего жилья к 2040 году достигнет 69,7 — 71,8 млн кв.м. Площадь новой застройки достигнет 35,3 — 41 млн. кв.м. Таким образом, темпы ввода жилья составят 1,7 — 2 млн кв.м. в год.
По мнению экспертов, эти темпы застройки позволят достичь прогнозной жилищной обеспеченности в размере 35 кв.м на человека, что близко к проектным показателям жилищной обеспеченности крупнейших городов России и развитых европейских стран.
Еще один вариант — полицентрическая лучевая модель, которая предусматривает равномерное, линейное развитие от центра к окраинам. В основе этой модели заложено создание двух поясов агломерации, а также ее опорных центров и подцентров.
В проекте Генплана также представлены предложения по развитию транспортной инфраструктуры. В частности, проектом предусмотрено строительство нового аэровокзального комплекса в районе хутора Ленина. Также предлагается создание целой сети вертолетных площадок, которые будут использоваться медицинскими учреждениями.
Также эксперты предлагают развитие водного транспорта в черте города, в т.ч. создание нового речного порта в районе Краснодарского водохранилища, организацию паромной переправы через реку Кубань в нескольких точках, а также причалы и места стоянки маломерных судов.
Кроме того, авторы Генпланы предложили меры по организации железнодорожного сообщения. Согласно эскизам, в западной части агломерации предусмотрено строительство скоростной и высокоскоростной ж/д магистрали — последняя в перспективе должна соединить Ростов-на-Дону, Краснодар и Сочи. При этом, в проекте сохраняется действующая железнодорожная ветка. С ее помощью планируется развивать пригородное ж/д сообщение в разных направлениях.
Территорию города эксперты также предлагают разделить на зоны транспортных стратегий. В частности, на территории Центрального планировочного района должен обеспечиваться приоритет развития инфраструктуры немоторизованных передвижений и инфраструктуры общественного пассажирского транспорта. Количество индивидуального транспорта здесь будет ограничено.
В Зоне плотной застройки приоритетом является развитие трамвая и городской электрички. Его планируется развивать на территориях, не обеспеченных магистральными маршрутами общественного транспорта на связях с центральным планировочным районом. Связь районов между собой в границах зоны должна обеспечиваться за счет предоставления приоритета общественному транспорту на существующих широтных магистралях, говорится в проекте.
В Периферийной зоне основным видом внеуличного скоростного транспорта должна стать пригородная и городская железная дорога. Транспортное обслуживание территорий напрямую связано с созданием системы транспортно-пересадочных узлов. Индивидуальный транспорт должен качественно работать на широтных связях, не обслуживаемых общественным транспортом.
Социальная и инженерная инфраструктура
Согласно проекту Генплана, к 2040 году должны появиться 500 новых детских садов общей численностью 166,2 тыс. мест. Кроме того, предполагается построить 120 школ, в которых будут учиться 207,9 тыс. учеников. Также в течение следующих 20 лет планируется построить 40 поликлиник (на 18,8 тыс. посещений в смену), 15 больниц (20,4 тыс. коек) и 16 станций скорой помощи (на 131 автомобиль).
Помимо этого в городе должны появиться 62 библиотеки (на 5,8 млн единиц хранения) и 11 учреждений клубного типа (на 3874 места).
Также в Генплане заложено 530 га плоскостных спортивных сооружений, 42 спортивных зала (78 тыс. кв.м) и 45 бассейнов (42,8 тыс. кв.м зеркала воды).
Для достижения нормативной потребности по обеспечению объектами инженерной инфраструктуры авторы Генплана предлагают построить еще одну новую ТЭЦ, 20 котельных, две подстанции на 220 кВ, 11 подстанций на 110 кВ, одну газораспределительную станцию. Также нужно будет провести реконструкцию 11 действующих котельных и 32 подстанций.
Также в Генплане предусмотрено строительство 13 очистных сооружений дождевой канализации на существующих выпусках в реку Кубань и 21 очистное сооружение на территории сельских населенных пунктов.
Кроме того, в Генплане представлены предложения по созданию природно-экологического каркаса Краснодара, которые включают 10 направлений в зависимости от территории: среди них — спортивный и спортивно-приключенческий кластер, эколого-просветительский, спортивно-познавательный и развлекательный, аграрно-познавательный и многофункциональный.
Как идет подготовка нового Генплана Краснодара
Как сообщал РБК Краснодар, в августе 2018 года департамент архитектуры и градостроительства администрации Краснодара объявил тендер на разработку проекта внесения изменений в генеральный план муниципального образования города. Начальная максимальная цена контракта составляла 140 млн рублей. Деньги на разработку главного градостоительного документа муниципалитет получил из краевого бюджета — Кубань выделила субсидии в размере 130 млн рублей.
Средства направят на условиях софинансирования в течение трех лет. В 2018 году Краснодар получил 63,79 млн руб., в 2019 году — 43,89 млн руб., в 2020 году — 22,5 млн рублей.
В ноябре 2018 года стало известно, что к подготовительному этапу разработки главного градостроительного документа кубанской столицы приступит ООО «НИИ Перспективного Градостроительства».
Генеральный план разрабатывается в несколько этапов. На первом проводился сбор информации и исходных данных, которые специалисты НИИ затем изучат и проанализируют.
Параллельно со сбором информации проводится топографическая съемка (топографо-геодезические работы). На основе полученных данных разработчики создадут цифровой топографический план территории Краснодара в масштабе 1:2000, который ляжет в основу Генерального плана.
После того, как проект нового Генплана будет полностью разработан, его направят на согласование в федеральные, краевые и городские структуры, в т.ч. в 26 министерств и ведомств Российской Федерации.
Затем предстоит обязательная процедура публичных слушаний в Краснодаре, в ходе которых предлагаемый проект Генплана будет представлен горожанам. Предварительно его разместят на официальном интернет-портале администрации города и городской Думы Краснодара. Все желающие смогут ознакомиться с проектом документа и высказать свои предложения по корректировкам и дополнениям. После прохождения публичных слушаний Генплан будет отправлен на утверждение.
В конце 2015 года администрация Краснодара уже объявляла о начале масштабной переработки Генерального плана на открытой основе — с привлечением экспертов и горожан. Разработкой проекта занялось ОАО ОАО ТЖГП «Краснодаргражданпроект» — эта же организация занималась разработкой первого Генплана кубанской столицы.
В ходе общественных слушаний, прошедших в ноябре-декабре 2016 года, и специалисты, и представители общественности подвергли критике проект корректировки Генплана. В частности, в нем отмечалось фактическое расхождение зонирования с уже существующей застройкой и сокращение зеленых территорий.
В результате новый мэр Краснодара Евгений Первышов принял решение отправить документ на доработку в муниципальное предприятие «Горкадастрпроект». Также провал разработки изменений привел к ряду кадровых перестановок в администрации кубанской столицы.
Правила землепользования и застройки города Краснодар
Проект внесения изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар подготовлен на основании муниципального контракта, заключенного между департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар и ООО «НИИ ПГ» в ноябре 2020 года.
Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) — второй по значимости градостроительный документ после генерального плана, который был подготовлен специалистами НИИ ПГ в прошлом году.
Правила землепользования и застройки регламентированы Градостроительным кодексом РФ и включают в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
2) карту градостроительного зонирования;
3) градостроительные регламенты.
Правила землепользования и застройки разработаны в целях:
1) создания условий для устойчивого развития территории города Краснодар, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
2) создания условий для планировки территории города;
3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Работа была проведена в три этапа:
I этап — разработка проекта в составе: карта градостроительного зонирования; градостроительные регламенты; порядок применения правил и внесения в них изменений; сведения о границах территориальных зон. Согласование проекта с Заказчиком. Исправление по замечаниям Заказчика. Подготовка проекта для проведения общественных обсуждений;
II этап — принятие участия в проведении общественных обсуждений. Внесение в проект изменений с учетом рекомендаций комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар;
III этап — направление сведений о графическом описании местоположения границ территориальных зон для внесения в Единый государственный реестр недвижимости.
С 10 марта по 13 апреля 2021 года проходили общественные обсуждения изменений в ПЗЗ. Жители столицы Кубани, а также населённых пунктов приняли активное участие в обсуждениях. Свои предложения и замечания жители оставляли через Портал общественных обсуждений, либо в специальных журналах во время работы выездных экспозиций, которые прошли в 35 пунктах:
— Департаменте архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар,
— зданиях Администрации внутригородских округов,
— 29 сельских населенных пунктах (ст. Елизаветинская, пос. Белозёрный, пос. Колосистый, хутор Восточный, хутор Черников, хутор Новый, хутор Копанской, пос. Краснолит, пос. отд. № 3 СКЗНИИСиВ, пос. отд. № 3 ОПХ КНИИСХ, пос. Берёзовый, пос. отд. № 2 СКЗНИИСиВ, пос. Краснодарский, пос. Плодородный, пос. Российский, пос. Индустриальный, пос. Победитель, пос. Лазурный, пос. Дружелюбный, хутор Октябрьский, пос. Знаменский, пос. Пригородный, пос. Лорис, пос. Зеленопольский, пос. отделения № 4 совхоза «Пашковский», хутор Ленина, ст. Старокорсунская, пос. Разъезд, пос. Дорожный).
На выездных экспозициях работали специалисты департамента архитектуры и градостроительства, главы администраций округов совместно с сотрудниками НИИ ПГ, которые консультировали жителей по их вопросам и помогали формулировать предложения и замечания.
В итоге поступило около 700 уникальных предложений. В основном поступившие предложения касались вида разрешенного использования земельных участков — жители просили добавить вид разрешенного использования того или иного земельного участка, перевести участок в другую территориальную зону.
Все поступившие предложения были рассмотрены на заседании комиссии по землепользованию и застройке, которая работала в период с 20 апреля по 13 мая. Заключение о результатах общественных обсуждений было опубликовано на официальном интернет-портале администрации и городской Думы Краснодара.
Проект изменений в правила был принят депутатами городской Думы на очередном 17 заседании 22 июля 2021 года.
В работе заседания принял участие глава Краснодара Евгений Первышов.
— Хочу сказать слова благодарности депутатам за принятие новых Правил землепользования и застройки. Это важный градостроительный документ, который дополняет Генеральный план, принятый в прошлом году, это закрепление нашей градостроительной конституции. Сегодняшнее решение позволит приступить к реализации Генерального плана с разработкой проектов планировок незастроенных территорий города с правильными градостроительными решениями согласно действующим нормативам, — сказал Евгений Первышов.
— Этот проект изменений в Правила землепользования и застройки разработан в рамках реализации Генерального плана города. Он прошел публичные обсуждения, жители города вносили замечания и предложения, которые затем рассмотрела комиссия по землепользованию и застройке. Проект был официально опубликован на сайте администрации и городской Думы, — сказала директор департамента архитектуры и градостроительства Надежда Панаётова.
Главный архитектор Краснодара Наталья Машталир объяснила, чем новый документ полезен городу. Теперь правила, по которым выдают разрешения на строительство, соответствуют градостроительной политике города.
— ПЗЗ теперь соответствует генеральному плану, а значит, теперь Правила, в соответствии с которыми и выдаются градпланы и разрешения на строительство, соответствуют градостроительной политике города. Во-вторых, в Правилах наконец-таки появились объемно-пространственные регламенты (ОПР) — то, о чем мечтает вся прогрессивная архитектурно-градостроительная общественность. Да, мы утвердили ПЗЗ с ОПР, и кажется, первые в России. Что дают нам ОПР? Возможность регулировать не только функцию, но и внешний вид зданий: их габариты (пространственный конверт), высоту первых этажей и многое другое. Именно с помощью подобных регламентов в Европе регулируется внешний вид застройки. Спасибо НИИ ПГ, что согласились пойти с нами по этому «пути красоты».
Краснодар получил серьезный градостроительный документ, который определяет перспективу развития кубанской столицы во всех сферах и областях на ближайшие 20 лет.
Авторский коллектив: С. Д. Митягин, П. П. Спирин, А. И. Бочарова, И. Е. Гришечкина, Д. А. Парфенов, О. А. Друзина, С. В. Полякова, Е. В. Исакова, С. А. Богатынин, Д. В. Хосроева, Е. Г. Красикова, Ю. Р. Кожеко, Е. О. Ануфриева, А. С. Самарина, Н. А. Глушкова, Е. О. Холуянова.
Документация по планировке территории и архитектурно-градостроительная концепция развития территории в северо-восточной части Краснодара
– Сегодня северо-восточная часть Краснодара – самый перспективный район и главный резерв для развития города. Мы приняли новый Генплан, правила землепользования и застройки, которые в первую очередь отвечают интересам жителей. Здесь будут проживать почти 330 тысяч человек, введут более 7 млн кв. метров жилья. При строительстве необходимо строго соблюдать все действующие нормативы. Мы должны создать качественную и удобную городскую среду, учитывая прошлые градостроительные ошибки при освоении новых территорий, – отмечает губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев.
Основными задачами концепции являются
- формировании нового городского общественного центра города;
- размещение нового жилого района в комплексном инфраструктурном наполнении системами социального обеспечения, транспортной и инженерной инфраструктур;
- создание условий для поступательного градостроительного освоения территории;
- создание новых мест приложения труда, обеспечивающих наиболее комфортные условия для проживания и жизнедеятельности населения;
- создание благоприятных инвестиционных условий для реализации пилотных проектов на расчетный срок с первоочередным освоением территории;
- определение архитектурного кода района.
Краснодар — активно развивающийся город, экономический, деловой, образовательный, научный, культурный центр юга России, главный узел Южного полюса роста, и один из наиболее привлекательных городов для проживания и ведения бизнеса. Это не только обеспечивает ему стабильный рост, но и накладывает серьёзную ответственность в отношении гармоничного и устойчивого развития территории и обеспечения достойного уровня жизни населения.
Одним из важных положений для создания современной и комфортной урбанизированной среды является диверсификация точек экономического роста и развитие планировочного района «Новознаменский», как альтернативного сложившемуся историческому центру, – территории притяжения человеческого капитала и инвестиций, что поможет формированию полицентрической модели роста и даст наилучший экономический эффект. Это новый общегородской центр.
В административно-территориальном устройстве муниципального образования территория расположена в границах Карасунского внутригородского округа. Западная часть находится в границах города Краснодар, восточная часть в пос. Пригородный Пашковского сельского округа.
Территория на севере ограниченная – границей города, на востоке – восточной границей пос. Пригородный, на юге – северной границей пос. Знаменский, на западе – железнодорожными путями общего пользования. По территории участка проходит федеральная автомобильная дорога М-4 Дон.
Удалённость территории от центра города составляет 25 км. В 3 км к югу от участка располагается Международный аэропорт Краснодар (Пашковский) имени Екатерины II.
В районе создание новых опорных точек роста – драйверов – является ключевым фактором для сбалансированного развития территории, позволяющим успешно реализовывать проекты регионального и федерального значения и следовать целям, обозначенным в стратегиях развития Краснодара и Краснодарского края. Драйверы помогут обеспечить комплексное развитие территории, соответствующее актуальным экономическим потребностям. Драйверы развития Краснодара, органично вплетаясь в сложившуюся городскую ткань, в то же время выделяясь своим инновационным наполнением, способным в позитивном ключе стимулировать развитие не только Краснодара, но и всего Краснодарского края, будут играть роль положительного примера для других высокоурбанизированных территорий России. Подход на основе кластерного типа развития поможет сформировать взаимную конкуренцию между компаниями, обеспечивающую успешное развитие опорных точек роста.
Формированию крупнейшего медицинского комплекса Краснодара и края в целом будет способствовать создание современного медицинского кластера, объединяющего медицинскую, образовательную и научную сферы деятельности.
На основе предложений генерального плана города Краснодар Концепцией в границах территории проектирования предусмотрено размещение 5 учреждений профессионального образования, в том числе многопрофильного университетского кампуса и 4 учреждений профессионального образования.
Современный кампус – это не только аудитории, это полноценная инфраструктура для жизни и работы.
На территории кластера могут быть с успехом реализованы практически любые отрасли инновационных и IT технологий. Так, инновации в сфере робототехники будут востребованы и на классических индустриальных предприятиях, и в сфере АПК, где для контроля за состоянием посевов и другого мониторинга все чаще используются беспилотные летательные аппараты. Учитывая наличие по соседству современного медицинского кластера, будет обеспечен спрос на биотехнологические и MedTech разработки, которые смогут решить проблему ранней диагностики заболеваний, совершать удаленное наблюдение за пациентами, принимать решения касаемо медицинской помощи на основе больших данных. Кроме того, на сегодняшний день сфера MedTech является одной из наиболее привлекательных инвестиционных отраслей.
Современный технологический кластер является неотъемлемой частью любого мегаполиса. Организация такого кластера в планировочном районе «Новознаменский» можно назвать стратегическим проектом, поскольку его деятельность отразится на других драйверах роста, позволяя с помощью синергии драйверов произвести наиболее успешный продукт и довести его до практической реализации.
В планировочном районе «Новознаменский» предполагается размещение нескольких культурных площадок разной направленности, складывающихся в культурный кластер.
Сегодня в ВРП крупных городов всё большую часть занимают креативные отрасли экономики. Обогащая городское пространства, они благоприятно влияют на жизненную среду, вовлекая все большее количество людей в создание культурного продукта. Развитие креативных индустрий, создающих условия для самореализации и развития талантов, повышает конкурентоспособность региона в отношении привлечения креативной молодежи, способствует развитию малого бизнеса.
Так, музей искусств, где будет представлена живопись, скульптура и другие объекты классического и современного искусства будет соседствовать с арт-кварталом, представляющим собой наиболее актуальный сегодня формат креативного пространства. Концентрируя в себе галереи, лектории, рестораны, кафе и концертные площадки, он станет центром креативных индустрий регионального масштаба.
Административный центр планируется к размещению в центральной части Западного жилого района. Предполагается, что сюда будет перемещена часть административных объектов как местного, так и регионального масштабов, что поспособствует организации полицентричного развития агломерации. Здесь же планируется создание судебного квартала, который позволит обеспечить качественно новый уровень оказания юридических услуг и государственной работы.
В рамках обеспечения жителей спортивной инфраструктурой планируется строительство большого количества физкультурно-оздоровительных комплексов. Предполагается открытие специализированной базы регби, становящейся плацдармом для популяризации этого вида спорта, проведения российских и международных матчей. Площадка сможет претендовать на статус основного штаба Федерации регби России на юге России.
Открытие центра плавания с бассейном олимпийского стандарта, вышками для прыжков и ваннами для учебного плавания предполагает вовлечение жителей в занятия водными видами спорта.
На территории нового района предусмотрено также размещение конно-спортивного комплекса.
Развлекательная инфраструктура сегодня формирует важный сектор экономики, привнося в бюджет значительный доход, формируют новые места притяжения, позитивным образом влияя на развитие городской среды и её привлекательность для жителей и бизнеса.
Огромный развлекательный кластер, расположенный на севере района, сможет стать точкой притяжения регионального масштаба, привлекая не только местных жителей, но и становясь потенциальным центром туристического интереса.
Планировочную организацию территории будет определять транспортный каркас, образуемый магистральной городской дорогой «Транспортный коридор «ул. Володарского – ул. Тихорецкая – автомобильная дорога М4 «Дон», федеральной трассой М-4 «Дон» и магистральными улицами общегородского значения и районными магистральными улицами. Транспортный каркас – сетевая структура прямоугольной конфигурации, разграничивает территорию планировочного района на крупные, относительно автономные и целостные территориально-планировочные единицы. Для связи с городом необходимы 11 въездов и выездов, должна быть задействована городская электричка, трамвай и построены 6 пересадочных узлов.
На территории нового района предусмотрено размещение социальных объектов: 117 дошкольных образовательных организаций, 38 школ, 45 объектов дополнительного образования, 1 ВУЗ,13 поликлиник; 4 учреждения культуры клубного типа; 6 библиотек; 1 театр; 4 музея.
Тщательно отработано развитие инженерной инфраструктуры для нового района: в качестве источника водоснабжения будет использован проектируемый водозабор «Новознаменский», в состав которого войдут около 45 скважин. Предусмотрен головной канализационный коллектор для организации водоотведения и размещение очистных сооружений в северной части (после очистки стоки будут сбрасываться в реку Кочеты) и размещение закрытых самотечных и напорных сетей дождевой канализации.
Авторский коллектив: Спирин П. П., Гришечкина И. Е., Батаев М. М., Греховодов В. А., Бобров В. В., Алексеева О. Ю., Друзина О. А., Красикова Е. Г., Морозов Д. В., Сергеев А. А., Журавский Е. М., Баранов А. С., Павленко Е.С.
Проекту присужден ЗОЛОТОЙ ДИПЛОМ в номинации “Градостроительство” в открытом смотр-конкурсе на лучшее архитектурное произведение 2020-2022 гг. XX Международного фестиваля “Дни архитектуры”.
Генеральный план города Краснодар
Основными задачами генерального плана являются выбор оптимальной стратегии достижения поставленных целей на основании анализа различных вариантов и сценариев развития рассматриваемой территории, разработка предложения по корректировке действующего функционального зонирования территории города Краснодар, разработка предложения по корректировке границ населенных пунктов и размещению объектов местного значения.
При разработке генерального плана муниципального образования город Краснодар выполнен анализ существующей градостроительной, социально-экономической и демографической ситуации, выявлены проблемы, задачи и потенциал территориального развития города Краснодар, проведен анализ ранее разработанной градостроительной документации и документов стратегического, социально-экономического развития федеральных, региональных и муниципальных программ в части развития муниципального образования город Краснодар.
Функциональное использование территории г. Краснодара связано с изменениями геополитического положения города. Постепенное расширение выполняемых им функций, его административного и экономического статуса нашли отражение в современном функциональном использовании территорий. Урбанизированный каркас муниципального образования город Краснодар предопределен как природными факторами, так и историческими этапами развития, которые сформировали его современный облик. Краснодар, как и большинство городов, возникших на крупных реках, начал развиваться вдоль реки Кубань. На формирование планировочной структуры повлияло прохождение через город железнодорожной магистрали, которые предопределили разобщенность города и разделили его на несколько районов. Развивается меридиональная ось север — юг вдоль железнодорожной ветки Ростов — Новороссийск. В настоящее время муниципальное образование город Краснодар имеет многоступенчатую планировочную структуру. В нее входит планировочная система самого города Краснодар и периферийного пояса, который состоит из пяти сельских округов.
Во внесении изменений в генеральный план выделены оси развития ближнего пояса с поселениями-спутниками, участвующими в территориальном распределении экономических функций и населения. Таким образом обеспечивается полицентрическая модель агломерационного развития Краснодара на основе сложившейся системы сельских и городских поселений в ближнем поясе окружения города.
Развитие планировочной структуры муниципального образования город Краснодар определяется особенностями пространственной среды города на основе трех базовых компонентов структурной организации городского пространства:
- природно-экологический каркас,
- историко-культурный каркас,
- урбанизированный каркас.
Градостроительное развитие города направлено на качественное изменение сложившейся городской территории, а не на увеличение ее количественных параметров. В процессе подготовки генерального плана были использованы информационные технологии для вовлечения общественности муниципального образования в подготовке и обсуждении материалов концепции генерального плана Краснодара.
Во внесении изменений в генеральный план даны предложения по развитию пространственно–планировочной организации территории, совершенствованию инженерной инфраструктуры, оздоровлению окружающей среды, изменению функционального использования части территорий, что в комплексе обеспечивает повышение стандарта проживания, качества жизни и, как следствие, повышение стоимости земельных участков. Планируется преобразование неэффективно используемых промышленных и коммунально-складских территории, а также небольшой части жилых кварталов первых массовых серий, учитывая трудности осуществления мероприятий по реконструкции территории.
Важным компонентом генерального плана стал экологический каркас города, сформированный на основе сохранившихся естественных озелененных территорий, искусственных полезащитных полос и водоохранных зон, предлагаемых садово-парковых объектов в планировочных районах.
Генеральный план города Краснодар признан лучшим градостроительным проектом — присужден золотой диплом Российской Академии Архитектуры и Строительных Наук (РААСН).
Авторский коллектив: П. П. Спирин, С. Д. Митягин, И. Б. Евплова, И. Е. Гришечкина, Ю. Е. Чудинов, О. А. Друзина, Е. Г. Красикова, Д. В. Краснова, А. И. Бочарова, С. В. Полякова, Е. Ю. Аболешева, Е. В. Исакова, И. В. Калужских, С. А. Ковтун, Е. О. Холуянова, Е. А. Козлова, А. И. Бойко, Д. В. Морозов, Д. С. Кирсанов, Д. А. Васильева, Е. М. Журавский, Е. А. Соколов
Научный консультант: Ю. В. Рысин
вернуться к проектам