Openedu.ru

Город — это не только скопление зданий, дорог и людей. Это живой организм, где всё взаимосвязано. Система, которая постоянно меняется. При этом один город — удобное и красивое место, где хочется жить, а другой — депрессивное пространство, откуда тянет сбежать. Над вопросами, почему мегаполисы развиваются по-разному и как сделать так, чтобы городская среда отвечала запросам жителей, работают урбанисты.

Разобрались для вас в профессии урбаниста: что такое урбанистика, чем занимаются урбанисты, где на них учиться и кем потом работать.

  • Что такое урбанистика и чем занимаются урбанисты
  • Какие специальности есть в урбанистике
  • Чем полезна урбанистика
  • Где работают урбанисты
  • Чем занимается урбанист
  • Зачем урбанисты делают пространственный анализ
  • Как стать урбанистом: где учиться и куда идти работать

Openedu.ru

Инкубатор Школы дизайна НИУ ВШЭ: Москва, Измайловское ш. , д. 44, стр

Openedu.ru

Openedu.ru

Openedu.ru

Openedu.ru

Openedu.ru

Openedu.ru

Openedu.ru

Openedu.ru

Openedu.ru

Openedu.ru

Openedu.ru

Openedu.ru

Что такое урбанистика и чем занимаются урбанисты

Урбанистика — это сфера деятельности, сфокусированная на городском развитии и планировании. Урбанистика изучает, каким должен быть город, чтобы он соответствовал потребностям жителей.

Урбанисты — это специалисты, которые работают над планированием комфортной для горожан среды. Они не проектируют здания и города как архитектор и градостроитель, а изучают, как люди взаимодействуют с городской средой и как сделать лучше жизнь людей в уже существующем городе.

Основная цель урбанистики — создать комфортный город, где людям было бы обеспечено хорошее качество жизни.

Openedu.ru

Урбанистика включает в себя несколько областей знаний:

  • экономика,
  • архитектура,
  • градостроительство,
  • социология,
  • экология,
  • география,
  • право,
  • муниципальное управление.

Чтобы создавать удачные решения по развитию города, урбанисту нужны знания на пересечении архитектуры и общественных наук, а также прикладные навыки. С таким разнообразным багажом урбанист может комплексно смотреть на город и его развитие.

«Цель – создание принципиально новой городской среды»

Интервью с руководителем департамента строительства Москвы Рафиком Загрутдиновым

Openedu.ru

Максим Стулов / Ведомости

Несмотря на кризис и логистические сложности, на московских стройках кипит работа. «Ведомости. Город» поговорил с руководителем департамента строительства Москвы Рафиком Загрутдиновым о строительстве новых жилых домов, школ, детсадов и больниц нового поколения, а также о результатах программы реновации.

– Насколько строительная отрасль зависима от импорта и сказываются ли санкции на программе реновации?

– Строительная отрасль по сравнению с другими наименее зависима от импорта. Например, импортное программное обеспечение, которое используется в строительстве на этапе проектирования, можно заменить на очень достойное отечественное. Часть оборудования будем завозить из дружественных стран, у нас уже готовы варианты решений. На 2022 г. мы полностью укомплектованы оборудованием и не выходим за рамки сроков. И по реновации идем четко в графике. С момента старта программы уже построено 2,5 млн кв. м недвижимости, из ветхих домов переселено более 58 000 жителей, в том числе с начала этого года – более 17 000 человек. Система налажена.

– Какие планы по программе реновации в этом году?

– В планах ввести в эксплуатацию 1,2 млн кв. м, это порядка 20 000 квартир. Наши новые дома энергоэффективные, поэтому их эксплуатация жителям обходится дешевле. Этого удалось добиться благодаря новым строительным материалам: в квартирах установлены двухкамерные стеклопакеты, энергоэффективные стеновые материалы (например, утепленные панели, энергосберегающая краска и др. – «Ведомости. Город»), индивидуальные приборы учета воды и тепла, просторные кухни с большими светлыми окнами и др. С точки зрения уюта, комфорта и эксплуатации у жителей улучшаются условия.

Входы в здания, полы, лифтовые холлы на первых этажах сделаны в один уровень с землей – сразу попадаешь в просторный подъезд. Здесь есть место для консьержа, помещение для детских колясок и велосипедов. Лифты оборудованы тревожными кнопками, системами видеонаблюдения. На первых этажах – коммерческие объекты, торговые помещения.

Программа реновации – это не только строительство домов, но и создание принципиально новой городской среды: детских площадок, общественных пространств, школ, детских садов, поликлиник, спортивных объектов, парков, новых дорог.

Openedu.ru

– Кстати, в прошлом году детский омбудсмен по столице Ольга Ярославская говорила, что нехватка детских садов – острая тема для ряда столичных районов. Как обстоят дела сейчас?

– До 2011 г. были очереди в детские сады, работали двухсменные школы, потому что не хватало мест. Сегодня в целом по Москве уже нет того дефицита, как несколько лет назад. Начиная с 2011 г. в городе построено свыше 450 детских садов и школ. Сейчас строится больше 30 объектов образования. В этом году планируем построить 10 детских садов, три школы и пять учебных корпусов. Это современные объекты с точки зрения архитектурно-планировочных решений.

Например, в детских садах предусмотрена возможность вариативного использования части помещений при помощи раздвижных трансформируемых перегородок. Сколько ребенок спит? Буквально несколько часов, а помещение с кроватками простаивает. А сейчас есть трансформируемая перегородка, кроватки убираются, больше площади детишкам для игр.

Openedu.ru

Городское развитие и управлениеПодать заявление онлайн

При поступлении вы можете предоставить результаты экзаменов по одному из перечисленных ниже предметов на ваш выборобществознание
42информатика и ИКТ
40английский язык
22

Будущая профессия

  • специалист по созданию инфраструктуры умного города (Smart City)
  • координатор программ развития сообществ
  • руководитель по развитию городской среды
  • сити-менеджер (городской управляющий)
  • урбанист
  • принимать стратегические и операционные решения в различных функциональных областях развития города в условиях цифровизации и внедрения концепции умного города
  • участвовать в разработке программ развития города в условиях цифровизации и внедрения концепции умного города
  • готовить аналитические материалы для управления развитием города в условиях цифровизации и внедрения концепции умного города и оценки его эффективности
  • участвовать в разработке стратегий развития города в условиях цифровизации и внедрения концепции умного города

Openedu.ru

Профессиональные модули

  • Управление бизнес-процессами
  • Интернет-маркетинг и продвижение
  • Product-manager
  • Управление проектами Умного города

Наши партнеры

– Что ждет сферу московского здравоохранения в этом году?

– Вы ранее говорили, что изменится инфраструктура инфекционной больницы № 1 на Волоколамском шоссе. Что там планируется?

– Медицинское учреждение станет одним из крупнейших инфекционных стационаров в стране. В клинике оборудуют 546 одноместных мельцеровских боксов (комплекс помещений для проведения лечебно-диагностических мероприятий инфекционным больным. – «Ведомости. Город») с индивидуальным душем и туалетом, многофункциональными кроватями с электроприводом, кнопками вызова медперсонала, вентиляцией и телевизорами. Три корпуса общей площадью более 100 000 кв. м объединят подземными и надземными переходами, чтобы пациенты и врачи могли перемещаться по больнице, не выходя на улицу и не пересекаясь друг с другом. Это важно, потому что здесь будут находиться люди с разными инфекциями.

Кроме того, в этом и следующем году будет достроено пять скоропомощных стационарных комплексов на базе городских больниц.

Openedu.ru

Пресс-служба мэра и правительства города

Бессветофорные дороги

– Еще одна важная для москвичей тема, на которую хотелось бы поговорить, – это дороги. Сколько километров дорог сейчас строится в столице?

– По программе 2022–2024 гг. планируется построить 190 км улично-дорожной сети, в этом году ввести 74,9 км дорог, 20 искусственных сооружений (тоннели, эстакады, мосты и путепроводы) и 12 подземных и надземных пешеходных переходов.

Сейчас главный акцент сделан на развитие хордовых магистралей – Северо-Восточной и Юго-Восточной хорд и Южной рокады. Протяженность участков Северо-Восточной хорды в строительстве составляет 40 км, Юго-Восточной – 28 км, Южной рокады – около 30 км.

– Как принималось решение об объединении Северо-Восточной и Юго-Восточной хорд в Московский скоростной диаметр (МСД)?

– Мэр поставил нам задачу обеспечить в городе максимальную протяженность бессветофорного движения и интегрировать с Московской агломерацией (Москва и прилегающие к ней города) и федеральными трассами. Это важно для сокращения времени в пути. Так появилась идея об их объединении. Диаметр улучшит транспортное обслуживание для 48 районов, в которых проживает более 5 млн человек.

Openedu.ru

Вид на строительство участка Северо-Восточной хорды

Участок МСД на юго-востоке столицы соединит между собой такие крупные магистрали, как ш. Энтузиастов, ТТК, Рязанский и Волгоградский проспект, ул. Подольских Курсантов, Липецкую, Дорожную, Симферопольское и Варшавское шоссе и магистраль Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе. Также улучшит транспортную связь четырех округов Москвы – ВАО, ЮВАО, ЮАО и ЮЗАО.

– На каком этапе находится строительство МСД?

– Строительство завершим к концу 2023 г. На данный момент объект готов на 62%. Строительство разделили на два участка. На северном – от Бусиновской развязки до трассы М12 Москва – Нижний Новгород – Казань (Северо-Восточная хорда) – уже построили 98,6 км дорог. На южном – от ш. Энтузиастов до автомобильной дороги Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе (Юго-Восточная хорда) – работы выполнены на 45%.

Контроль и управление качеством городской среды

Заказать ✍️ написание работы

ПОНЯТИЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

1 Город как экосистема;

2 Контроль и управление качеством городской среды;

Основные состояния устойчивого развития

качества городской среды;

4 Зонирование городской территории;

Факторы благополучия (неблагополучия) городской среды.

Экологической системойназывают любое сообщество живых организмов и среду их обитания, объединенных в единое функциональное целое, возникающее на основе взаимозависимости и причинно-следственных связей, существующих между отдельными экологическими компонентами.

В городах живут люди, животные, птицы, насекомые, существует автотрофная растительность. Все это между собой связано. Следовательно, город (городскую агломерацию, систему расселения) можно считать, безусловно, экосистемой.

Город, особенно промышленный, является экосистемой гетеротрофной, т. экосистемой, не вырабатывающей самостоятельно, а получающей энергию, пищу, воду и другие вещества с площадей, находящихся за его пределами.

Существование города поддерживается колоссальным притоком энергии, при этом возникает и огромный отток ее в виде теплопродукции, промышленных и бытовых отходов. Однако потребности 1 города в энергии примерно в 70 раз превышают потребности такой же площади устричной банки и составляют около 4000 ккал/сут, а в год – около 1,5 млн ккал.

Большинство городов имеет «зеленый пояс», т. автотрофный (преобразующий энергию Солнца) компонент: газоны, кустарники, деревья, пруды, озера и др. Городские леса и парки представляют в основном лишь эстетическую и рекреационную ценность, смягчают колебания температуры, уменьшают загрязнения и шумовое воздействие, являются местом обитания птиц и мелких животных. Но труд и горючее, затрачиваемые на их содержание, увеличивают расходы на жизнь города. Ежегодные энергетические дотации для газона (труд, бензин, удобрения и т. ) оцениваются приблизительно в 530 ккал/м. Без огромных поступлений извне пищи, горючего, электричества и воды люди погибли бы или покинули город.

Гектар города потребляет в тысячи раз больше энергии, чем такая же площадь сельской местности. Образующиеся в результате функционирования города тепло, пыль и другие вещества, загрязняющие воздух, заметно изменяют климат городов. В городах теплее, меньше солнечных дней, больше облачности, тумана,чем в прилегающей сельской местности. Строительство городов стало основной причиной эрозии почвы.

Город практически не производит пишу, только перерабатывает ее, не очищает воздух, почти не возвращает в круговорот воду и органические вещества и находится в симбиотических (а иногда в паразитических) отношениях с окружающей местностью. Он производит и вывозит товары и услуги, деньги и культурные ценности, обогащая этим сельское окружение, также получая взамен услуги и пищу.

Контроль и управление качеством городской среды являются важнейшим инструментом обеспечения постоянного анализа состояния городской среды в целях своевременного принятия решений по сохранению высокого качества среды жизни или по её восстановлению. Задачами органов эколого-экономического контроля являются:

наблюдение за состоянием среды и её изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности;

проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;

проверка соблюдения природоохранного законодательства и нормативов качества природной среды, а в итоге – качества среды жизни города.

Экономический контроль может быть государственным, производственным и общественным.

Важнейшей частью контроля является мониторинг – система наблюдений за изменением состояния окружающей среды, вызванного антропогенными воздействиями.

В целях получения и анализа полной и достоверной информации экологические измерения необходимо выполнять синхронно. Для этого применяются аэрокосмическая и аэрокосмовизуальная съёмка в целях обзорно – регионального анализа и регионально-комплексных работ.

Для создания высококачественной экологической инфраструктуры, сохраняющей городскую среду жизни, для экологизации городов могут быть использованы следующие данные мониторинга:

распределение земель по видам хозяйственного использования;

характер антропогенной деградации ландшафтов;

выделение устойчивых природных сообществ и комплексов;

распределение различных видов растительности по территории;

состояние гидрографической сети, выделение пойм и долин рек;

степень увлажненности территорий поверхностными водами, влияние города на снежный покров, таяние снегов, наводнение;

рекреационный потенциал территорий;

инсоляция и ориентация склонов;

динамика и тенденции урбанизации территории;

потенциальные резервы развития зон различного назначения;

степень загрязнения среды (в том числе влияние городов на тепловое и промышленное загрязнения);

потенциальные направления развития планировочной структуры территории и изменений в среде.

Система управления качеством городской среды жизни предусматривает:

получение постоянной информации о характере и концентрации загрязнений в окружающей среде, состоянии биосферы, литосферы, гидросферы, атмосферы, пользовании наиболее важными элементами окружающей среды (например, водой), функционировании очистных сооружений;

накопление указанной выше информации в банке данных;

периодическое направление полученных данных местной администрации, руководителям организаций и предприятий;

быстрое информирование упомянутых организаций в случае превышения допустимых загрязнений;

проведение природоохранных мероприятий юридического, экономического, технического или организационного характера.

Составной частью органов современного контроля являются геоинформационные или геоэкоинформационные системы (ГИС).

ГИС служат для разработки градостроительных кадастров различного уровня, территориальных схем охраны природы, зонирования территорий и проектов планировки зон, развития схемы транспорта, проектирования туристического комплекса и др.

Темы контрольных работ по дисциплине «Современные принципы формирования экологической среды городских поселений»

Городская среда обитания человека, общая характеристика, критерии качества

Экологическая характеристика городов.

Природная и антропогенная субсистемы городов, пофакторная оценка состояния городских субсистем и их подсистем.

Ареалы проживания в городах. Понятие об экополисе и мегаполисе.

Влияние урбанизации на экологический природно-ресурсный потенциал естественных экосистем жизненный и экономический базис функционирования города. Формирование мезоклимата города.

Рассеяние загрязнителей в различных средах (атмосферном воздухе, водной среде, почве и донных отложениях) по механизмам молекулярной и турбулентной диффузии

Правовое законодательство и нормативная база регулирования городской среды

Законодательство о деятельности в экологической сфере. Классификация и обзор основных направлений экологической законодательной деятельности и документов.

Мероприятия по охране и регулированию качества

Классификация источников и видов загрязнения атмосферного воздуха. Загрязнение от автотранспорта.

Загрязнение воздуха в помещениях.

Принципы санитарно-гигиенического нормирования атмосферных загрязнений.

Последствия загрязнения атмосферы для человека, флоры и фауны, а также материальных объектов городской среды.

Мероприятия по охране атмосферного воздуха.

Мероприятия по охране и регулированию качестваводной среды

Роль поверхностных и подземных вод в формировании качества городской среды. Источники загрязнения городской водной среды.

Хозяйственно-питьевые, коммунально-бытовые и др. виды водоснабжения. Последствия загрязнения водной среды.

Принципы санитарно-гигиенического нормирования водной среды. Понятие о поясах санитарной защиты, прибрежных полосах и водоохранных зонах.

Правила охраны поверхностных и подземных источников водоснабжения. Основные принципы очистки сточных вод от загрязнений.

Охрана грунтов почв и растительного покрова

Геологические условия территории как фактор устойчивого развития городской среды.

Рельеф территории как основа проектирования инженерной подготовки и благоустройства города.

Важнейшие специфические свойства почв. Причины деградации почв. Роль растительности и почв в инфраструктуре города и городском хозяйстве.

Рекультивация техногенно-загрязненных и нарушенных городских территорий

Оценка урбанизированных территорий по степени загрязнения (ПДК, суммарный показатель загрязнения ZC, оценка санитарного состояния почв). Методы санации техногенно-загрязненных территорий и восстановления их качеств до уровня, соответствующего целям их дальнейшего хозяйственного использования. Средства и методы экологической рекультивации техногенно-загрязненных территорий.

Система управления городскими отходами

Проблема твердых бытовых отходов (ТБО).

Понятие “кризиса отходов” и пути его решения.

Сбор, транспортировка, переработка и захоронение отходов в системе городского хозяйства.

Система санитарной очистки города. Принципы комплексного управления отходами. Методы переработки и утилизации отходов.

Рекультивация полигонов ТБО, как комплекс природоохранных и инженерно-технических мероприятий.

Защита городской среды от шума и вибрации.

Виды физических загрязнений (шум и вибрация, электромагнитное излучение, радиация). Шумовое загрязнение. Интенсивность шума. Аспекты вредности шума. Воздействие шума на организм человека. Основные источники шумового загрязнения. Нормирование шумовых воздействий. Основные методы защиты городской среды от шума. Вибрация и защита от нее. Электромагнитные и ионизирующие излучения. Мероприятия по защите от них.

Защита городской среды от электромагнитных и ионизирующих излучений

Виды физических загрязнений , электромагнитное излучение, радиация)

Стратегия регулирования качества городской среды обитания и окружающей среды.

Контроль качества окружающей среды – важнейшая задача современного города.

Информационные, предупредительные (административно-правовые) и принудительные (экономические) методы управления качеством окружающей среды.

Градостроительное планирование среды обитания с учетомприродно-техногенных факторов

Учет экологических факторов на разных стадиях градостроительного планирования.

Учет характеристик и взаимодействия природных и техногенных факторов и условий в проектах районной планировки и генплана города, детальной планировки жилого района и застройки кварталов.

Основные критерии и условия совместимости масштаба и характера городской деятельности с экологическим потенциалом района расселения. Примеры практического решения задачи для конкретных ситуаций.

Методика комплексной оценки качества среды обитания.

Обобщающий анализ градостроительных, планировочных и инженерно-технических средств и методов формирования благоприятной среды обитания.

Какие специальности есть в урбанистике

Внутри урбанистики есть несколько основных специализаций.

Городское планирование. Здесь фокус на планировании и градостроительстве. А также на экономике (например, анализ смет) и управлении городскими проектами. Студенты этой специальности изучают демографию, историю архитектуры, социологию, математическую статистику и анализ городских данных.

Дизайн среды (или дизайн архитектурной среды). Специализация связана с проектированием городской среды и пространств (скверы, улицы, парки). Она ближе к архитектуре и подходит тем, кто хочет заниматься эстетической стороной города.

Городские исследования (urban studies). Изучение широкого спектра проблем города, причём не обязательно привязанных к определённой территории.

Чем полезна урбанистика

Общественный транспорт, парковки, деревья, освещение, лавочки — всё это сказывается на том, насколько комфортно и безопасно ощущает себя в городе человек. Урбанистика в современном понимании появилась в XX веке, когда стали очевидны проблемы больших городов: плохая экология, нехватка доступного жилья, преступность, много бедных, высокая автомобилизация.

В 1961 году Джейн Джейкобс написала книгу «Смерть и жизнь больших американских городов». Там она критикует политику застройки Нью-Йорка в 1950-х годах, которая не учитывала потребности обычных людей и показывает взаимовлияние разных сторон городской жизни. Книга стала настоящим must read для урбанистов.

Openedu.ru

Среда влияет на наше поведение и мышление. В правильной среде люди чувствуют себя комфортно и безопасно, создают новые идеи и развивают экономику города. Чем выше удовлетворённость горожан, тем выше качество жизни и сплочённее городские сообщества.

Openedu.ru

При разумном планировании растёт привлекательность города для инвестиций, развивается малый и средний бизнес.

По прогнозам ООН, к 2030 году две трети населения мира будет жить в городах и производить 80% мирового ВВП. Так что проблемы жизни в больших городах будут актуальны ещё очень долго и миру будут нужны специалисты-урбанисты, чтобы их решать.

Openedu.ru

Современные урбанисты выступают за пешеходную доступность школ и магазинов, смешанную застройку, качественную архитектуру и планировку, удобные пешеходные улицы и развитый транспорт. Они против разделения города на «спальные», «офисные» районы и гетто. Они также считают, что города не должны расширяться без ограничений, удаляя людей друг от друга и вынуждая их пользоваться автомобилями. Ещё они всегда ратуют за сохранение уникального исторического облика города.

Где работают урбанисты

В России профессия «урбанист» ещё зарождается. Вакансий с точным соответствием слову «урбанист» пока просто нет. Но это не значит, что урбанистам негде работать. Люди с таким широким набором знаний могут работать в девелоперских компаниях, архитектурных бюро, консалтинге и в муниципалитетах на разных должностях.

Есть и урбанисты-самоучки, иногда они блогеры, своеобразные «адвокаты города», неравнодушные люди, которые выступают посредниками между жителями города и чиновниками. Они влияют на ситуацию в городе, привлекая к ней внимание общественности.

Чем занимается урбанист

Поскольку профессия новая, в нашей стране у неё пока нет чёткого стандарта обязанностей. Иногда это не штатные сотрудники, а энтузиасты, стоящие в самом начале пути позитивных изменений в городе. Вот примерные вещи, которыми может заниматься урбанист:

  • исследовать городскую среду;
  • выявлять проблемы в городе;
  • коммуницировать с заинтересованными сторонами — жители, бизнес, представители власти;
  • находить решения спорных вопросов;
  • участвовать в планировании городской среды.

Последняя задача — довольно новое явление. В некоторых городах (например, в Казани) стали привлекать жителей и урбанистов на стадии разработки плана каких-то изменений в городе.

Зачем урбанисты делают пространственный анализ

Чтобы сделать город лучше, его изучают и анализируют разными методами. Один из методов — пространственный анализ. Во время него изучают пространственные данные.

Пространственные данные — это информация об объектах или событиях, которая имеет привязку к географическим координатам.

Допустим, у вас есть список всех бесплатных общественных туалетов в городе с адресами — это пространственные данные. Фото из соцсети с геотегом или данные из Яндекс. Карт тоже могут быть частью пространственных данных. Эту информацию анализируют, чтобы получить картину того, как живет и развивается город в привязке к его территории.

Например, специалист по пространственному анализу готовит карту жилого района с данными о школах. На карте мы видим, сколько школ, как они расположены, и видим жителям каких микрорайонов школы доступны территориально, а в каких местах людей много, а школ в шаговой доступности остро не хватает. Такие данные помогут городским властям определить, где строить новые школы.

Анализируют данные в специальных программах — ГИС (геоинформационная система). Примеры таких программ: ArcGIS, MapInfo, QGIS. Источников данных много и все они разной полноты и доступности.

Openedu.ru

Кстати, Сбер и ВШЭ включили профессию геоаналитик (специалист, который собирает, анализирует и интерпретирует пространственные данные) в свой проект «Атлас профессий будущего». Авторы проекта считают профессию геоаналитика востребованной и перспективной, а к 2024 году спрос на геоаналитиков возрастёт на 29% по сравнению с уровнем 2014 года.

Openedu.ru

14 мин.

Где учиться и куда идти работать

В России можно получить высшее образование по урбанистике в нескольких местах.

Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ (Москва). Здесь есть одна программа бакалавриата «Городское планирование» и три программы в магистратуре: «Управление пространственным развитием городов», «Транспортное планирование» и «Прототипирование городов будущего».

Московская высшая школа социальных и экономических наук (Шанинка, Москва). Тут есть программа профессиональной переподготовки, которая называется Urban Studies.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Москва). Программа бакалавриата «Управление городским территориальным развитием» и магистратура «Управление проектами территориального развития».

Университет ИТМО (Санкт-Петербург). Три программы магистратуры: «Городское планирование и городской дизайн», «Урбанистика» и «Цифровые технологии умного города».

Государственный университет управления (Москва). Программа бакалавриата «Урбанистика и управление городом» и магистратура «Управление развитием города».

Конечно, с получением диплома обучение урбаниста не заканчивается. Время от времени нужно будет осваивать новые программы и глубже вникать в нюансы профессии. Ниже приводим точеные курсы, которые помогут будущему или уже практикующему урбанисту повысить свою квалификацию.

59 940 ₽

2 497 ₽/мес

22 460 ₽

1 872 ₽/мес

45 000 ₽

3 750 ₽/мес

40 170 ₽

3 347 ₽/мес

27 290 ₽

4 548 ₽/мес

145 925 ₽

4 054 ₽/мес

После обучения можно работать в органах местного самоуправления, в разных аналитических и исследовательских организациях, консалтинговых фирмах, девелоперских компаниях и некоммерческих организациях, которые занимаются вопросами развития городской территории.

Openedu.ru

10 мин.

Урбанистика в России — новое и очень интересное направление. У человека с такой профессией есть удивительная возможность менять жизнь людей к лучшему. Если чувствуете в себе интерес к развитию городов и готовы разобраться в нескольких дисциплинах — дерзайте.

Кто такие городские менеджеры и как управленческая наука может изменить качество жизни людей

Егор Старшов окончил бакалавриат по направлению международные отношения Санкт-Петербургского университета, после чего интерес к транспорту, возникший еще в детстве, привел его в магистратуру Высшей школы менеджмента СПбГУ на программу «Менеджмент и развитие городских агломераций» (ныне — «Управление умным городом»). Сейчас Егор учится в аспирантуре, занимается исследованиями в области пассажирских перевозок для проекта «ВШМ — городу» и пишет диссертацию по международному бизнесу. В интервью аспирант рассказывает о своем карьерном пути, жизни молодого исследователя и транспортной реформе.

Openedu.ru

Почему современный молодой человек выбирает науку, а не работу в крупной известной корпорации?

Я был удивлён, когда среди однокурсников почти никто не захотел продолжить учёбу в аспирантуре. Многие устали от учёбы и нашли подходящую работу, а вот я всё никак не мог найти подходящую работу. За время бакалавриата и магистратуры я проходил практику в городском консалтинге, а также выполнял проекты для государственных предприятий, но меня не устраивали либо зарплата, либо отношения с коллегами, либо то, что работа не соответствовала специальности, и поэтому была не такой интересной. Представители администрации говорили: «О, как классно, у тебя хорошее образование, не хочешь у нас работать?» А какие у вас условия работы? С 8 до 16 железно, и зарплата невысокая. Надо понимать, что на первых порах на госслужбе доход будет не очень большим. А в науке я могу сам выбирать направление деятельности, степень занятости и в итоге внести гораздо больший вклад развитие города. И, конечно, быть ученым престижно. Я имею в виду и старый тренд, что научные сотрудники — это люди, у которых есть статус, и новый, связанный с интеграцией науки в корпоративную среду.

С детства все мечтали быть космонавтами или докторами, а кем ты хотел стать?

Смешно вспоминать — хотел стать кондуктором. Сейчас я понимаю, что это не очень эффективная работа и согласен с городскими властями, которые отказываются от кондукторов. В детстве мне нравилось смотреть на городские виды из окон гремящих трамваев или гудящих троллейбусов. Странно думать о том, что это могло оказать влияние на мой дальнейший жизненный путь, потому что в школе я изучал языки и историю, и потом поступил на международные отношения. Зато в магистратуре я смог посвятить себя развитию общественного транспорта. Сейчас в аспирантуре направление работы связывает меня с бакалавриатом: я пишу про международный бизнес, но параллельно провожу исследования по теме общественного транспорта и помогают развивать проект «ВШМ СПбГУ — городу». Мы занимаемся изучением проблем городской среды, и у нас есть чем помочь администрации.

Почему все-таки ты сменил вектор и не стал дальше заниматься международными отношениями?

Международные отношения скорее больше относятся к прошлому, к XX веку, а менеджмент — это то, что будет дальше, через 10 и 20 лет, здесь больше перспектив. Когда ты приходишь в ВШМ СПбГУ, то сразу же погружаешься в среду, где знакомишься с трендами. Мир двигают предпринимательство и технологии.

Какие тренды в развитии городской среды ты видишь?

Долгое время физической среде обитания человека уделялось мало внимания. Урбанистика получила развитие только в прошлом веке. Сейчас все понимают: если мы хотим повышать качество жизни, нужно обращать внимание на то, что нас окружает — пространство может быть опасным, угнетать или, наоборот, поддерживать. Это мощный тренд, который существует в развитых странах и постепенно приходит в развивающиеся. В России уже лет 10 популяризируется изучение и развитие городской среды. Сергей Собянин в 2011 году, став мэром Москвы, сразу начал вкладывать большие средства в тротуарную плитку, скамеечки, во все, что связано с облагораживанием города.

Так или иначе благоустройством городской среды власти занимались всегда, в чем отличие современного урбанистического подхода?

К сожалению, до сих пор основной мерой успеха в этой сфере считаются числа: «закуплено 132 вагона», «отремонтировано 100 тысяч квадратных метров дорожного покрытия», «облагорожено 15 детских площадок». А на самом деле мерой успеха городских решений должен быть долгосрочный эффект, который выражается в трудноизмеримых показателях, таких как удобство и счастье жителей. Зачем нужны 15 площадок, если детям на них скучно уже с девятилетнего возраста? Зачем нужны новые вагоны, если они стоят на каждом светофоре и едут со средней скоростью 10 км/ч? Зачем нужны 100 тысяч квадратных метров покрытия, если на эти же деньги можно было бы оборудовать безопасные наземные переходы и спасти десятки людей?

Так что на самом деле нужно, чтобы росло качество жизни в городах?

Научный подход с хорошим философско-экономическим базированием всего, что делается, способен повысить качество жизни в наших городах. Иногда кажется, что даже идеи научного менеджмента Тейлора (конец XIX века) до сих пор не нашли своего применения в сфере городского хозяйства. Самые базовые теории менеджмента, не говоря уже о более продвинутых, способны «отправить в космос» качество городского управления. Научный подход позволяет не просто сделать путешествие человека от дома до работы короче, но и удобнее, безопаснее: так, чтобы человеку не нужно было пересекать опасные нерегулируемые перекрестки ,  чтобы на всем пути его окружала благоприятная среда, росли цветочки и деревья, а транспорт, на котором он поедет, не приходилось долго ждать.

Такая идеальная картина возможна в реальности?

Развитие городской среды — это всегда повышение качества жизни людей, которые в ней живут. Вопрос: как это сделать, чтобы учесть интересы различных групп населения и найти компромисс, который более или менее всех устроит? Когда мы принимаем решение, мы оперируем компромиссами — нам нужно найти наибольшее благо при наименьшем вреде. Как раз в магистратуре мы занимались тем, что не только изучали количество, но и пытались просчитать эффект, который будут оказывать на людей те или иные меры. Вот, например, вопрос о платной парковке в центре города. Почему она необходима? Потому что слишком много машин. Недостаточно определить, какой сделать цену парковки, чтобы этих машин было меньше на определенное количество. Важно ещё понять, что сделать дополнительно, чтобы люди остались довольны. Ввести, новый маршрут общественного транспорта? Изменить ценовую политику в метро? И кстати, сейчас при реализация транспортной реформы в Петербурге ввели пересадочный тариф — это означает, что в нашем городе стремятся использовать комплексный подход к решению транспортных проблем.

Ты положительно оцениваешь транспортную реформу?

Транспортная реформа — яркий пример компромиссов. Долгое время преимущество при развитии транспортной системы отдавалось автомобильному движению. Югославско-американский эксперт Вукан Вучик подсчитал, что владельцы машин из своего кармана напрямую оплачивают лишь 40% совокупных затрат общества: на ремонт и строительство дорог, на работу дорожной полиции идут налоги не только автомобилистов, но вообще всего населения. Мне кажется совершенно справедливым, чтобы автомобилисты понимали те расходы, которые общество несет ради их комфорта. Я уже не говорю о ДТП. Вы знаете, что за последние 10 лет в России от дорожных аварий погибло 220 тысяч человек? Это больше, чем население Пскова. Я также думаю, что если мы постараемся учесть косвенный вред здоровью от загрязнения воздуха и стресса, то мы рискуем просто прийти в ужас. Я не предлагаю прямо сейчас всем отказаться от автомобиля, но думаю, что важно понимать, какова реальная цена поездки на нём. Так мы поймём, зачем власти в разных странах вставляют «палки в колёса» с целью пересадить людей на общественный транспорт, велосипед или самокат. Платные парковки — это попытка приблизиться к социальной справедливости и улучшить жизнь в нашем городе хотя бы в этой сфере. Два столпа реформы: сделать использование автомобиля менее удобным, а общественный транспорт — более удобным. И вместе они не как лебедь, рак и щука, а направлены именно в одну сторону и действительно способны изменить поведение людей.

Кроме того, я считаю, что власти пошли правильным путем, когда все идет поступательно, и у горожан есть время привыкнуть, а у ответственных лиц — оценить эффективность вводимых мер и решить возникающие проблемы. Никогда невозможно предсказать с точностью все проблемы, предугадать, что будет удобно, а что нет. Впоследствии, я надеюсь, мы придем к единой комплексной транспортной системе, которая бы учитывала и потоки людей из Ленинградской области.

Ты выступал на конференции EMC с докладом про общественный транспорт перед представителями государственных организаций. Какие у тебя впечатления?

У меня сложилось впечатление, что городской менеджмент пока не находит достаточного признания среди представителей власти. Кто такие архитекторы, инженеры, экономисты, юристы, строители — все понимают. Но кто такие урбанисты и городские менеджеры — до сих пор вызывает вопросы. Тем не менее, представители администрации высказали заинтересованность нашими исследованиями транспортных предпочтений петербуржцев. Мне кажется, что у Бизнес-школы в лице проекта «ВШМ СПбГУ — городу» есть хороший потенциал стать одним из ведущих аналитических центров городского развития в Санкт-Петербурге. Каким транспортом люди хотят пользоваться? Насколько трамвай привлекательнее автобуса? Кто заинтересован в создании перехватывающих парковок? Допустим, власти решают, вводить платную парковку или нет, а мы можем показать им, что, например, молодежь думает по этому поводу. Молодёжь может быть готова отказаться от использования автомобиля, но 30 рублей в час для них слишком дорого, и есть смысл подумать о скидках для студентов. Это не просто цифры, а основа для более продуманных управленческих решений.

Отличается ли система транспорта Петербурга от других мегаполисов мира? Какой опыт стоит перенять?

Я на своём опыте изучал общественный транспорт Вены, Зальцбурга и Берлина во время семестра по обмену в Австрии. В Вене очень удобная трамвайная инфраструктура. В Зальцбурге длинные троллейбусы гоняют по узким улочкам со скоростью метро. В Берлине действуют линии скоростного трамвая, которые метро заменяют. Нет двух одинаковых городов, и поэтому любое решение должно соотноситься с уникальностью места. Допустим, у нас в Петербурге я не представляю, чтобы метро было как в Токио или Лондоне, где огромное количество станций. В Лондоне другие почвы, другая социальная среда и экономический строй. Мне не понятно, почему в нашем городе люди так мечтают о метро: зачем тратить по 5 минут на спуск и подъём на эскалаторе и ещё проходить контроль. Проложить в Санкт-Петербурге один километр подземных путей стоит порядка 6 млрд рублей, за эти же деньги можно построить 21 км выделенной трамвайной линии. Это было бы выгоднее, даже с учетом того, что скоростной трамвай перевозит в 3,5 раза меньше пассажиров! В Петербурге, да и в целом в России метро — это такой скорее политический вопрос. Если население города перевалило за миллион человек, то всё, ждём из Москвы денег на строительство собственного метрополитена. Важно давать людям понять, что не только метро может быть быстрым и удобным. Мы можем, например, развивать скоростное трамвайное движение и городские электрички.

Почему все-таки метрополитен Санкт-Петербурга так сильно отстает в развитии от Москвы?

Самый главный фактор — это деньги. Бюджет столицы в несколько раз больше, чем бюджет Петербурга, и там гораздо больше средств выделяется на развитие городской инфраструктуры. Второй момент: строительство метро в Москве гораздо дешевле — там другие почвы. Кроме того, Москва была очень сильно перестроена в сталинское время. Её центр изменился практически до неузнаваемости. В Петербурге осталось много улиц, которые сохранили свой дореволюционный антураж, и у нас любые изменения в городской среде связаны с проблемой сохранения исторического наследия. Вот, например, почему очень долго не открывалась станция метро Адмиралтейская? Потому что, чтобы построить выход, пришлось снести историческое здание — на его месте построили аналогичное, но даже для этого потребовалось решать много проблем со статусом исторического наследия и собственниками недвижимости.

А что касается остальной транспортной системы, Москва далеко ушла вперед?

Московские власти смогли полностью обновить подвижной состав трамваев и автобусов, и они уничтожили троллейбусы как вид, заменив их на электробусы. Петербург пошёл по другому пути: мы будем автобусы заменять электробусами и, на мой скромный взгляд, это правильно с точки зрения заботы об экологии. В Москве, когда купили 300 новых трамваев и пустили на маршруты, стали загораться электроподстанции — ошибки у них тоже есть несмотря на огромные вложения.

Как ты смотришь на развитие государственно-частного партнерства в транспортной сфере?

С одной стороны, положительно; с другой, несостыковки и проблемы неизбежны. В нашем городе уже есть частная трамвайная система: «Чижик» сам по себе работает очень эффективно и считается крутейшей трамвайной системой в России. Там новые пути, отличные вагоны белорусско-швейцарского производства, трамвай действительно ходит по расписанию, а когда подъезжает к перекрёстку — включается зелёный свет. Но проблемы возникли для тех людей, которые из того района, где работает «Чижик», хотели бы уехать на трамвае в другой. Государственные трамваи не могут ездить по частным рельсам, нужно договариваться, а это сложно: разные системы переключения стрелок, старые разваленные вагоны и колеса могут повредить новые пути, нужно согласовать расписание и так далее. Тем не менее использование частного капитала позволяет решить какую-то назревшую проблему — для 1000 человек становится лучше, для 100 — хуже, но, наверное, в целом пользы больше. Вот это как раз к вопросу о компромиссах, которые неизбежны.

ВШМ СПбГУ сильно изменила твою профессиональную карьеру?

Прежде всего ВШМ СПбГУ даёт представление о том, что такое качественная научная работа. Для этого есть все условия, начиная от набора курсов и заканчивая библиотекой. У нас не просто потрясающая инфраструктура, но и чудесные преподаватели, которые совершенно искренне заинтересованы помочь студенту. Любой сможет обратиться за консультацией к любому преподавателю и, по мере возможности, даже самый занятой профессор пойдёт на контакт. Менеджмент как дисциплина неразрывно связан с нашей жизнью, то есть решает реальные задачи. ВШМ СПбГУ — и, в частности, Центр карьер — дает возможность студентам быть в контакте с экспертами–практиками и тренироваться на реальных кейсах, это важно.

Какие перспективы в дальнейшем видишь для себя?

Сейчас хотелось бы продолжить обучение в аспирантуре — это очень непросто. Я вспоминаю слова Екатерины Владимировны Соколовой (прим. ред. академический директор магистерской программы «Управление умным городом»), которая сказала, что обучение в ВШМ СПбГУ — это путь воина. Тогда обучение в аспирантуре ВШМ СПбГУ — это путь Терминатора, потому что мы пишем огромное количество эссе и разных работ. Потом я мечтаю стать преподавателем и учёным с международным именем (каковых много в ВШМ СПбГУ), и за счёт преподавания способствовать тому, чтобы жизнь в мире, в России и в родном Петербурге двигалась в лучшую сторону. Ещё во время учебы в бакалавриате мне говорили: Егор, ты можешь простым языком объяснить сложные вещи? Постепенно я сам стал понимать, что это очень важно: из научной сферы переходить в научно-популярную, потому что зачем нужна наука, если она варится в своём собственном котле? В аспирантуре, где требуется писать множество научных или околонаучных текстов, я почувствовал исследовательский азарт. В бакалавриате я ненавидел всё, что касалось, каких-то научных статей, а в итоге сейчас стремлюсь заниматься этим все больше и больше. Хотелось бы быть задействованным в каких-то практических проектах, но в целом я вижу себя преподавателем и исследователем.

Если в двух словах, на что похожа жизнь аспиранта?

Для меня нет границ между личным, учебным и рабочим временем, то есть всё размыто и трудиться приходится не восемь часов в сутки, а шестнадцать. Аспирантура — это стиль жизни. Наверное, то же самое касается и преподавателей. Я не раз замечал, как они говорили, что отпуск — это время, когда можно спокойно поработать. Это призвание!  Говорить о количестве пар нет смысла, их может быть две по три раза в неделю или по четыре все пять дней, но в любом случае огромное количество сил необходимо тратить на поиск, обработку и синтез информации — еще не было недели, чтобы я не писал какой-либо научный текст.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.