Openedu.ru

Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) — комплексные наблюдения за состоянием и показателями окружающей среды, естественных экосистем, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды.

Экологический мониторинг — процесс наблюдения за состоянием окружающей среды, включает в себя наблюдения и сбор данных сбор за уровнем и состоянием вод, веществ в воздухе, состоянием почв.

Цели и задачи экологического отслеживания

Цель экологического наблюдения: оперативный отслеживание антропогенных и не антропогенных изменений состояния окружающей среды.

Задачи экологического наблюдения:

  • Наблюдение за состоянием окружающей среды;
  • Формирование информационных данных о текущем состоянии внешней среды и степени ее загрязненности;
  • Осуществление широкомасштабных наблюдений за факторами антропогенного воздействия;
  • Составление прогноза тенденций изменения состояния природной среды;
  • Определение источников влияния антропогенного характера и организация наблюдения за ними;
  • Прогнозирование и контроль природных катастроф и техногенных аварий.

Экологический мониторинг – комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды.

В настоящее время существует широкий спектр параметров окружающей среды, которые возможно контролировать: запылённость атмосферы, содержание различных типов вредных примесей в воздухе, уровень светового и шумового загрязнения, вибрации различных типов, радиационный фон, тепловое загрязнение от промышленных объектов или мощных систем кондиционирования.

Система КУЛОН предоставляет возможность наблюдения в реальном времени за экологической обстановкой, составления отчётов с выдачей рекомендаций (как предприятиям, так и различным службам, в том числе МЧС, при необходимости).

При увеличении количества устройств экологического мониторинга и контролируемой ими области, появится возможность привязки экологической обстановки к карте контролируемой области.

Начиная с прошлого века, более чем ощутимыми стали те последствия деятельности людей, которые привели к существенным изменениям в экологии земного шара. Для оптимизации сложившихся отношений, особенно в плане происходящих изменений, напрямую связанных с хозяйственной деятельностью человека, была вполне успешно разработана и внедрена повсеместно многоцелевая система для сбора и обработки информации, собранной в результате проведенных на протяжении длительного периода времени наблюдений. Это экологический мониторинг городов, а также иных населенных пунктов. Причем наряду с проведением наблюдений, огромное значение имеет оценка и составление прогноза дальнейшего состояния окружающей природы. Основные цели экологического мониторинга городов:предупредить появление и дальнейшее развитие критических ситуаций, представляющих определенную опасность для жизни и здоровья человека, благополучному существованию иных живых существ, а также их сообществ. Кому поручить исполнение?

Openedu.ru

Сложно спорить с тем утверждением, что постоянное расширение деятельности людей, особенно в условиях крупных городов и промышленных центров, не может не причинить определенного вреда окружающей природе. Именно с целью постоянного контроля, проведения оценочных работ и составления последующего прогноза относительно возможного развития событий и, был разработан экологический мониторинг городской среды. Виды мониторингаВ полном соответствии с территориальным признаком, следует выделить следующие виды экологического мониторинга городской среды, а также всего окружающего мира:

  • Глобальный, благодаря ему становится возможным провести слежение за процессами, происходящими во всем мире, а не только в отдельно взятом регионе.
  • Региональный, предполагает отслеживание процессов и тех явлений, которые происходят в пределах определенного региона. Основным становится соблюдение следующего условия – происходящие изменения должны иметь явные отличия от базовых факторов, принятых за эталон или основу. Уровень регионального слежения предполагает проведение экологического мониторинга городской среды, наряду с крупными природно-территориальными комплексами. К ним относятся бассейны рек, лесные и агроэкосистемы.
  • Локальный – при этом проводится слежение за всеми естественными явлениями в природе, в свете антропогенного воздействия на ограниченных территориях.

Кто проводит исследования?

Openedu.ru

Мониторинг и охрана городской среды ― это важная процедура, позволяющая в полной мере проследить за состоянием городских земель и по возможности предотвратить негативное воздействие на них. Этой деятельностью долгие годы занимаются эксперты АНО «Центр экологических экспертиз», поэтому они знают, как эффективно исследовать объекты. Задачи исследованияПроцесс мониторинга очень важен, в первую очередь, для того, чтобы правильно составить проектирование мероприятий по грамотному использованию земель. И для этой ответственной работы при мониторинге и охране городской среды эксперты ставят перед собой конкретные задачи:

  • Регулярное исследование земель с целью выявления тех или иных преобразований.
  • Анализ и определение негативных последствий для конкретных земель.
  • Применение и анализ информации по контролю мероприятием по охране земли.
  • Помощь для кадастровой оценки конкретной земли.

Процесс мониторинга городской средыМониторинг и охрана городской среды ― это сложный процесс, предполагающий изучение различных объектов. В частности, эксперты в ходе своей деятельности изучают как сельскохозяйственные, так и несельскохозяйственные объекты. Также изучаются не только надземные, так и подземные участки, чтобы составить полное впечатление о деятельности городской среды. Немаловажную роль играет определение уровня воздействия техногенного и человеческих факторов на различные объекты данной среды. Для достижения эффективного результата наши профессионалы прибегают к различным методам исследования в зависимости от поставленных задач, а также от специфики исследуемого объекта.

Openedu.ru

Так, мониторинг и охрана городской среды осуществляется специалистами нашего центра одним из следующих методов:

  • Метод дистанционного исследования.
  • Съемки с помощью наземного наблюдения.
  • Сбор и анализ информации, которая была получена вследствие проверки и изучения конкретного объекта.

Компания «Цифровой экомониторинг», резидент Фонда «Сколково», подготовила на базе одноименной платформы демонстрационные сервисы для мониторинга городов – Москвы, Челябинска, Перми, Рязани. Каждый сервис оснащается набором специальных панелей инструментов – дашбордов, правилами оповещений и рассылок. Пользователи из городов и предприятий наиболее часто работают работают более чем с 10 дашбордами, на каждом из которых выведены наиболее значимые для них информационные графические элементы – виджеты.

Платформа уже поддерживает 18 типов виджетов, включая карты ГИС. На сегодняшний день платформа  «Цифровой экомониторинг» проработана с более 100 различных организациями в 10 регионах России. Так например, на одном из проектов газоанализаторы позволяют измерять каждую секунду показатели по более чем 30 различным веществам. Журнал истории уже содержит базу данных с объемом выборки более 1 года. Постоянно наращивается число сервисов, ориентированных на использование в рамках городской среды.

«Наша платформа «Цифровой экомониторинг» в 2022 году запускает масштабную программу пилотов по развёртыванию систем непрерывного экологического мониторинга на промышленных предприятиях, в том числе на тех из них, которые расположены внутри городов или границах городских территорий. Платформа имеет многоуровневую комплексную функциональность, и может быть эффективно использована как для самих предприятий, для населённых пунктов, в которых они располагаются. С увеличением широты спроса мы наращиваем число цифровых и интеллектуальных сервисов, ориентированных на использование для мониторинга воздействия со стороны предприятий в рамках ведения городского хозяйства», — заявил Владислав Кудрявцев, сооснователь компании «Цифровой экомониторинг».

«Цифровой экомониторинг» — это ИТ-решение, специализированное на непрерывном онлайн-контроле загрязнения окружающей среды, качества воздуха и воды в режиме непрерывного мониторинга, которое делает эту систему универсальной как для контроля уровня загрязняющих веществ, так и для оценки углеродного следа по влиянию предприятий и государств на окружающую среду. Модульная архитектура этой цифровой платформы позволяет легко её разворачивать под любые задачи и интегрировать в общегосударственную систему экологического контроля. Она производит сбор, обработку и хранение полученных данных с возможностью автоматического или ручного представления результатов в виде таблиц, диаграмм, графиков, а встроенные инструменты анализа дают возможность прогнозировать динамику загрязнения. Таким образом, интеллектуальная платформа «Цифровой экомониторинг» может быть использована как инструмент управления промышленными активами и городской среды в соответствии с принципами ESG-трансформации – управления бизнес и общественными процессами, основанном на экологических и социальных ценностях.

Справка: Компания «Цифровой экомониторинг» digital-eco. ru, +7 499 7030757, — разработчик комплексных систем экомониторинга, резидент инновационного центра Сколково. Платформа «Цифровой экомониторинг» реализуется при поддержке Фонда содействия инновациям.

Для создания высококачественной экологической инфраструктуры, сохраняющей среду жизни, для экологизации городов и других населённых пунктов представляют интерес следующие данные мониторинга:

1) распределение земель по видам хозяйственного использования;

2) характер природных нарушений и антропогенная деградация ландшафта;

3) выделение устойчивых природных сообществ и комплексов;

4) распределение различных видов растительности по территории;

5) состояние гидрографической сети, выделение пойм и долин рек;

6) степень увлажнённости территорий поверхностными водами, влияние города на снежный покров, таяние снегов, наводнения;

7) оценка рекреационного потенциала территорий;

8) инсолируемость и ориентация склонов;

9) расчленённость рельефа;

10) динамика и тенденция урбанизации территории;

11) потенциальные резервы территориального развития зон различного функционального назначения;

12) степень загрязнения среды (в том числе влияние городов на тепловое и промышленное загрязнение);

13) градостроительное районирование, в том числе собственно городские структуры, их границы, транспорт, землепользование;

14) природное районирование;

15) потенциальные направления развития планировочной структуры территории и изменений в среде.

В качестве показателей загрязнения и нарушения природной среды следует использовать содержание в средах пестицидов, тяжёлых металлов, фенола, нефтепродуктов, детергентов, пыли, оксида углерода, диоксида азота, радионуклидов и других веществ и соединений, оказывающих неблагоприятное воздействие на живые организмы. Кроме того, важны показатели, непосредственно характеризующие состояние живых организмов: уровень заболеваемости населения, состояние видов растительного и животного мира. К группе показателей нарушения среды относятся также характеристики нарушенности ландшафтной среды в целом: снижение функций биоты, эродированность почв, сели, паводки, засухи, подъём уровня грунтовых вод выше некоторых критических отметок и др. Каждая группа показателей выполняет определённые информационные функции и не может быть заменена другими. Следует также разграничить информацию, относящуюся к функционированию геосистем и характеризующую нарушения природной среды и геосистем в частности.

С позиции субъектов ситуации могут нормальными, опасными, кризисными и катастрофическими. Их оценка будет неверна, если исходить лишь из значений ПДК и ПДВ. Последние приобретают реальный смысл только в конкретных условиях, ибо действие загрязняющих веществ в большей мере зависит от характера их сочетаний (эффект ансамбля), погоды, местоположения, времени суток, характера деятельности человека и др. Оценки ПДК и ПДВ должны детализироваться применительно к функциональному назначению региона (охраняемые, рекреационных, сельскохозяйственные, промышленные, селитебные и др.

Система управления качеством среды жизни заключается: в получении постоянной информации о характере и концентрации загрязнений в окружающей среде, о состоянии биосферы, литосферы, гидросферы, атмосферы, о рациональном пользовании наиболее важными элементами окружающей среды, о функционировании очистных сооружений, в накоплении этой информации в банке данных; в периодическом направлении полученных данных местной администрации, руководителям организаций и предприятий; в быстром информировании указанных организаций в случае превышения допустимых загрязнений; в принятии природоохранных мероприятий юридического, экономического, технического или организационного характера.

Современная система экологического мониторинга с использованием космических компьютерных технологий ГИС даёт возможность получить множество важнейших данных о состоянии среды жизни и экологической инфраструктуры, сохраняющей среду жизни, о территориях с низким качеством среды, о необходимости вмешательства с целью улучшения и поддержания среды жизни человека.

В 2022 году в национальном проекте «Экология» появится новый федеральный проект «Комплексная система мониторинга качества окружающей среды». Об этом сообщила заместитель председателя Правительства Виктория Абрамченко.

Система экомониторинга должна обеспечить сбор информации о состоянии окружающей среды по всей стране. К 2030 году система свяжет данные, в том числе находящиеся в иных информационных системах, о воде, почве, воздухе, недрах, выбросах и поглощении парниковых газов, а также источниках негативного воздействия на окружающую среду и объектах накопленного экологического вреда.

«Экологические чрезвычайные происшествия, техногенные аварии и ликвидация последствий природных катаклизмов наглядно показывают, что государство должно обладать единой экологической информацией в режиме реального времени. Существующие системы носят разрозненный характер. А без единого достоверного ресурса невозможно принятие оперативных управленческих решений по реагированию на экологические происшествия, и предотвращение экологических катастроф. Таким ресурсом станет комплексная информационная система мониторинга состояния окружающей среды. Она объединит и консолидирует в себе данные из государственных информационных ресурсов, а также наборы открытых данных для формирования наиболее объективной картины», — сказала Виктория Абрамченко.

Использование всех источников информации, позволит получить объективную картину состояния и загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов и земель на территории всей страны.

Федеральный проект направлен на обеспечение достижения национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года «комфортная и безопасная среда для жизни», утвержденной Указом Президента России.

Ответственным за реализацию проекта определена ППК «Российский экологический оператор».

Сбор, хранение, обработка, анализ, предоставление и распространение информации о состоянии окружающей среды на территории РФ будет осуществляться путем интеграции имеющихся и планируемых к развитию и созданию информационных ресурсов министерств и ведомств, субъектов РФ, других участников государственного экологического мониторинга.

В 2022 году предстоит сформировать нормативную основу информационной системы, а также запустить пилотный сервис, включающий функционал для мониторинга выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в крупных промышленных центрах и обеспечивающий апробацию наилучших технологических решений по передаче данных о состоянии воздуха в онлайн-режиме с последующим расширением отработанных принципов и технологий на иные города-участники федерального проекта «Чистый воздух».

До 2024 года будет создана единая информационная система и ее интеграция с другими системами госорганов. Также на данном этапе будет обеспечен доступ для граждан и юридических лиц.

В результате к 2030 году после объединения, а также развития сети сбора данных, ее актуализации и увеличения числа точек контроля будет создана комплексная система мониторинга состояния окружающей среды на территории Российской Федерации.

«Система экомониторинга включает в себя сразу несколько баз — нормативно-правовую, информационную, организационную и программно-технологическую. Последняя из перечисленных позволит собирать и анализировать информацию о состоянии окружающей среды на территории России. Для реализации комплексной системы совместно с органами власти РЭО разработал паспорт федерального проекта „Комплексная система мониторинга качества окружающей среды“. Уже начата реализация соответствующего паспорта федерального проекта, сама система будет создана на основе имеющихся и планируемых к созданию информационных ресурсов», — сообщил генеральный директор ППК РЭО Денис Буцаев.

Экологический мониторинг – информационная система наблюдений, оценки и прогноза изменений в состоянии окружающей среды, созданная с целью выделения антропогенной составляющей этих изменений на фоне природных процессов.

Основные цели экологического мониторинга состоят в обеспечении системы управления природоохранной деятельности и экологической безопасности своевременной и достоверной информацией, позволяющей:

• оценить показатели состояния и функциональной целостности экосистем и среды обитания человека;

• создать предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб.

Основными задачами экологического мониторинга являются:

• наблюдение за источниками антропогенного воздействия;

• наблюдение за факторами антропогенного воздействия;

• наблюдение за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия;

• оценка фактического состояния природной среды;

• прогноз изменения состояния природной среды под влиянием факторов антропогенного воздействия и оценка прогнозирующего состояния природной среды.

Экологические мониторинги окружающей среды могут разрабатываться на уровне промышленного объекта, города, района, области, края, республики в составе федерации.

При разработке проекта экологического мониторинга необходима следующая информация:

• источники поступления загрязняющих веществ в окружающую природную среду – выбросы загрязняющих веществ в атмосферу промышленными, энергетическими, транспортными и другими объектами; сбросы сточных вод в водные объекты; поверхностные смывы загрязняющих и биогенных веществ в поверхностные воды суши и моря; внесение на земную поверхность и (или) в почвенный слой загрязняющих и биогенных веществ вместе с удобрениями и ядохимикатами при сельскохозяйственной деятельности; места захоронения и складирования промышленных и коммунальных отходов; техногенные аварии, приводящие к выбросу в атмосферу опасных веществ и (или) разливу жидких загрязняющих и опасных веществ и т

• переносы загрязняющих веществ – процессы атмосферного переноса; процессы переноса и миграции в водной среде;

• процессы ландшафтно-геохимического перераспределения загрязняющих веществ – миграция загрязняющих веществ по почвенному профилю до уровня грунтовых вод; миграция загрязняющих веществ по ландшафтно-геохимическому сопряжению с учетом геохимических барьеров и биохимических круговоротов; биохимический круговорот и т

• данные о состоянии антропогенных источников эмиссии – мощность источника эмиссии и месторасположение его, гидродинамические условия поступления эмиссии в окружающую среду.

Глобальная система мониторинга окружающей среды – это сеть наблюдений за источниками воздействия и за состоянием биосферы охватывает уже весь земной шар. Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС) была создана совместными усилиями мирового сообщества (основные положения и цели программы были сформулированы в 1974 году на Первом межправительственном совещании по мониторингу). Первоочередной задачей была признана организация мониторинга загрязнения окружающей природной среды и вызывающих его факторов воздействия.

Система мониторинга реализуется на нескольких уровнях, которым соответствуют специально разработанные программы:

• импактном (изучение сильных воздействий локальном масштабе – И);

• региональном (проявление проблем миграции и трансформации загрязняющих веществ, совместного воздействия различных факторов, характерных для экономики региона – Р);

• фоновом (на базе биосферных заповедников, где исключена всякая хозяйственная деятельность – Ф).

При выборе загрязняющих веществ для наблюдений определяют их приоритетность в зависимости от среды наблюдения (прил.

В зоне влияния источников эмиссии организуется систематическое наблюдение за следующими объектами и параметрами окружающей природной среды.

Атмосфера: химический и радионуклидный состав газовой и аэрозольной фазы воздушной сферы; твердые и жидкие осадки (снег, дождь) и их химический и радионуклидный состав; тепловое и влажностное загрязнение атмосферы.

Гидросфера: химический и радионуклидный состав среды поверхностных вод (реки, озера, водохранилища и т. ), грунтовых вод, взвесей и данных отложений в природных водостоках и водоемах; тепловое загрязнение поверхностных и грунтовых вод.

Почва: химический и радионуклидный состав деятельного слоя почвы.

Биота: химическое и радиоактивное загрязнение сельскохозяйственных угодий, растительного покрова, почвенных зооценозов, наземных сообществ, домашних и диких животных, птиц, насекомых, водных растений, планктона, рыб.

Урбанизированная среда: химический и радиационный фон воздушной среды населенных пунктов; химический и радионуклидный состав продуктов питания, питьевой воды и т.

Население: характерные демографические параметры (численность и плотность населения, рождаемость и смертность, возрастной состав, заболеваемость, уровень врожденных уродств и аномалий); социально-экономические факторы.

Системы мониторинга природных сред и экосистем включают в себя средства наблюдения: экологического качества воздушной среды, экологического состояния поверхностных вод и водных экосистем, экологического состояния геологической среды и наземных экосистем.

Наблюдение в рамках этого вида мониторинга проводятся без учета конкретных источников эмиссии и не связаны с зонами их влияния. Основной принцип организации – природно – экосистемный.

Целями наблюдений, проводимых в рамках мониторинга природных сред и экосистем, являются:

• оценка состояния и функциональной целостности среды обитания и экосистем;

• выявление изменений природных условий в результате антропогенной деятельности на территории;

• исследование изменений экологического климата (многолетнего экологического состояния) территорий.

На территории Российской Федерации функционирует ряд систем мониторинга загрязнения природной среды и состояния природных ресурсов.

Целью изучения дисциплины «Экологический мониторинг городской среды» является овладение системой знаний об экологическом мониторинге городской среды, направленной на оценку и контроль состояния окружающей среды для обеспечения ее качества; освоение теории экологического мониторинга; овладение методологией и методами проведения экологического мониторинга, способностью разрабатывать стратегию экологического мониторинга городов, приобретать практические навыки и компетенции в сфере экологии. Задачи дисциплины:
1) формирование способности обосновывать и выбирать информативные показатели контролируемых свойств исследуемых природных сред (воды, воздуха, почв, растений), критерии оценки их состояния в условиях городской среды;
2) формирование способности обосновывать и выбирать методы анализа и оценки экологического состояния нарушенных природных сред;
3) формирование способности анализировать полученные данные при проведении экологического мониторинга городской среды;
4) формирование способности понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию при анализе экологического состояния контролируемых природных сред в условиях города, прогнозировать изменение их экологического состояния.

Форма обучения заочная (дистанционная). Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видео-лекций и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов. Важным элементом изучения дисциплины является участие в обязательном задание – творческой работе.

Курс является общеобразовательным, и рассчитан на широкую аудиторию слушателей.

Тема 1. Введение. Научные и правовые основы экологического мониторинга городов. Определение экологического мониторинга и его задачи. Естественные и антропогенные изменения окружающей среды, методы их изучения. Научные и правовые основы экологического мониторинга. Основные направления деятельности мониторинга. Классификация мониторинга. Уровни мониторинга. Государственный экологический мониторинг. Фоновый экологический мониторинг

Тема 2. Нормирование антропогенного воздействия и качества окружающей среды. Основные понятия системы нормирования качества окружающей средыи антропогенного воздействия. Виды нормирования (санитарно-гигиеническое, экологическое, на основе приемлемого риска). Классы опасности загрязняющих веществ. Токсичность веществ. Нормирование качества воды, воздуха, почв, продуктов питания. Нормирование источников воздействия. Научно-технические нормативы. Наилучшие доступные технологии.

Тема 3. Экологический мониторинг атмосферного воздуха в городской среде. Мониторинг атмосферного воздуха. Оценка качества атмосферного воздуха. Нормативы качества воздуха и показатели загрязнения. Задачи системы мониторинга атмосферного воздуха. Стационарные, маршрутные и передвижные посты наблюдений. Автоматический мониторинг стационарных источников выбросов. Мониторинг снежного покрова.

Тема 4. Экологический мониторинг водных объектов в городской среде. Экологический мониторинг водных объектов. Цели государственного мониторинга водных объектов. Виды мониторинга (режимный, оперативный, фоновый, специальный). Пространственные уровни мониторинга (локальный, территориальный, бассейновый, федеральный). Основные принципы организации и проведения режимных наблюдений. Категории пунктов наблюдений и виды выполняемых программ. Фоновые наблюдения. Система оперативного мониторинга. Дистанционные и контактные наблюдения. Специальные виды наблюдений.

Тема 5. Экологический мониторинг почв в городской среде. Экологический мониторинг почв. Мониторинг загрязнения и агрохимический мониторинг. Специфические задачи почвенного экологического мониторинга. Показатели состояния почв. Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почв населенных мест и почв сельскохозяйственного назначения. Оценка уровня химического загрязнения почв. Организация контроля качества почв.

Тема 6. Экологический мониторинг биотических компонентов городской среды. Экологические и экосистемные функции растительности. Задачи мониторинга растительного покрова. Основные параметры оценки состояния растительности. Методы выявления химического загрязнения растительности. Экологический мониторинг состава и жизнедеятельности разных экологических и систематических групп растений и животных в целях выявления антропогенного загрязнения природной среды. Методы выявления химического загрязнения компонентов экосистемы по растительному покрову. Использование биоиндикаторов при контроле загрязнения воздуха и качества поверхностных вод. Мониторинг объектов озеленения в городах. Методы прогноза изменения городских экосистем по состоянию биотических компонентов.

Тема 7. Мониторинг, регулирование и управление отходами. Классификации отходов. Влияние отходов различных производственных отраслей на экологическую обстановку в промышленных центрах РФ. Отходы ТКО – состав, мониторинг полигонов (отходящих газов, фильтрата, почв). Мониторинг мест накопления отходов. Управление отходами производства и потребления. Расширенная ответственность производителей.

Тема 8. Производственный экологический мониторинг и производственный экологический контроль. Производственный экологический контроль. Производственный экологический мониторинг. Цели и задачи производственного экологического мониторинга. Структура производственного мониторинга. Первичный учет и отчетность предприятий. Взаимодействие государственного и производственного экологического мониторинга.

Тема 9. Оценка риска здоровью населения по результатам экологического мониторинга. Управление экологическими рисками. Определение понятия, цель процедуры управления. Общая схема процесса управления экологическим риском. Оптимизация экологического риска. Расчет риска угрозы здоровью людей, обусловленного загрязняющими веществами: понятие о дополнительном риске; расчет риска при воздействии пороговых и беспороговых поллютантов; особенности расчета риска для эффектов немедленного токсического проявления и риска при хронической интоксикации.

Тема 10. Мероприятия по снижению влияния негативных факторов городской среды на здоровье населения. Российские и международные стандарты зеленого строительства. Концепция “зеленый” офис и “зеленые” рабочие места. Методы внедрения стандартов “зеленого” офиса на территории городов. Зеленые закупки. Здоровьесберегающие технологии. Экологический менеджмент. Экологическая безопасность. Экологическое просвещение.

Иметь опыт деятельности: планирования экологического мониторинга городской среды; подготовки экологической документации и отчетности по данным экологического мониторинга и результатам производственного экологического контроля.

Экомониторинг

Группа компаний ИНК ежегодно проводит экологический мониторинг на территориях своего присутствия. Это позволяет накопить, систематизировать и проанализировать информацию о состоянии окружающей среды. Проведение экомониторинга подразумевает наблюдение за всеми составляющими окружающей среды: почвенными и водными ресурсами, воздушной средой, ресурсами биологического происхождения и минерально-сырьевыми.

Регулярный экологический мониторинг осуществляется специализированными организациями, обладающими необходимым опытом и ресурсами для обеспечения полноты и достоверности сведений данных о состоянии окружающей среды. Кроме того, в ООО «ИНК» создан специальный отдел производственного экологического контроля, который осуществляет регулярный мониторинг состояния производственных площадок с целью проверки соблюдения норм и правил в области охраны окружающей среды.

Openedu.ru

В 2020 году проводился мониторинг состояния окружающей среды (в том числе оценка биоразнообразия) на 22 участках недр, расположенных на территории Иркутской области и Республики Саха (Якутия). По результатам мониторинга на трех участках недр скорректированы ранее разработанные программы, в том числе по охране растительного и животного мира.

Резюме об итогах проведения мониторинга окружающей среды, а также фоновых изысканий территории присутствия ООО «ИНК» и дочерних обществ (резюме за 2020 год), публикуется в открытых источниках. В целом анализ свидетельствует о том, что общее состояние на этих территориях остаётся относительно стабильным и соответствует состоянию и уровню фоновых показателей.

Группа компаний расширяет возможности для проведения экологического мониторинга на производственных объектах. Так, проектом строящегося Иркутского завода полимеров предусмотрена автоматическая система мониторинга качества атмосферного воздуха, причем не только вблизи производства. Рассматривается возможность установки датчиков в городе Усть-Куте — система позволит фиксировать загрязнения круглосуточно.

Для чего нужно экологическое наблюдение

Экологическое наблюдение позволяет выявить изменения, происходящие в ходе естественных процессов, так и изменения, происходящие под непосредственным человеческим воздействием.

Проведение экологического мониторинга подразумевает организацию наблюдения за всеми составляющими окружающей среды: почвенными и водными ресурсами, воздушной средой, ресурсами биологического происхождения и минерально-сырьевыми.

Openedu.ru

Преимущества использования данных ДЗЗ в экологическом мониторинге

Космический зондирование с использованием космических снимков позволяет:

  • оперативно выявлять очаги и характер изменений окружающей среды.
  • покрывать обширные, в том числе труднодоступные, территории в один момент времени;
  • практически непрерывно, отслеживать изменения и динамику экологических процессов;

Космический зондирование с использованием БПЛА позволяет:

  • оперативно выявлять очаги и характер изменений окружающей среды на небольших участках земной поверхности. (Целесообразно использовать при локальном экологическом мониторинге – мониторинг воздействия конкретного антропогенного источника.)
  • исследовать территории за минуты вместо несколько месяцев, как при традиционных методах.

Цены на оказание услуги

Мероприятия Бесплатно / стоимость за единицу измерения Консультация бесплатно Побор снимков, предварительный анализ бесплатно Заказ снимков От 300 до 600 долларов США за каждый снимок (количество снимков зависит от площади территории) Работа технических специалистов От 70 000 рублей (рассчитывается индивидуально) Составление отчета От 50 000 рублей (рассчитывается индивидуально) ИТОГО СТОИМОСТЬ От 120 000 рублей (рассчитывается индивидуально) *

*Цена зависит от площади и вида экологического наблюдения, рассчитывается индивидуально для каждого заказчика.

Стоимость выполнения рассчитывается в индивидуальном порядке с учетом конкретного ТЗ.

После получения описания задачи, мы рассчитываем стоимость и отправляем вам коммерческое предложение.

Срок выполнения

Согласование вопросов и применяемых снимков: от 1 до 15* Заключение договора: от 1 до 3 Получение снимков: от 1 до 5** Обработка снимков: от 10 до 35 Глубокий автоматизированный анализ данных ДЗЗ для подготовки аналитических картографических материалов: от 1 до 20 Анализ собранной информации и оценка экологической обстановки: от 1 до 5 Составление отчета: от 2 до 15 ИТОГО СРОК: от 20*

* рабочих дней ** с даты получения 100% аванса, при заказе новой съемки сроки увеличиваются

Сроки выполнения от 20 дней зависят от площади и вида экологического отслеживания, рассчитывается индивидуально для каждого заказчика.

Как разместить заказ

  • ШАГ №1: Оставьте заявку на сайте с указанием:местоположение объекта исследования (координаты, кадастровый номер и т п);какой вид экологического мониторинга необходим;даты, на которые нужно провести анализ.
  • местоположение объекта исследования (координаты, кадастровый номер и т п);
  • какой вид экологического мониторинга необходим;
  • даты, на которые нужно провести анализ.
  • ШАГ №2: Согласование технического задания и стоимости:Работа технических специалистов от РУБ 70 000;снимки оплачиваются отдельно (один снимок сверхвысокого разрешения от 300–600 USD).
  • Работа технических специалистов от РУБ 70 000;
  • снимки оплачиваются отдельно (один снимок сверхвысокого разрешения от 300–600 USD).
  • ШАГ №3: заключаем договор и приступаем к выполнению:Срок от 20 рабочих дней с даты получения 100% аванса – оплата только по безналичному расчету.
  • Срок от 20 рабочих дней с даты получения 100% аванса – оплата только по безналичному расчету.

Сотрудничаем с физическими и юридическими лицами, Индивидуальными предпринимателями, органами государственной и муниципальной власти, иностранными заказчиками и пр.

Этап № 2 (исполнение договора)

Порядок исполнения договора

  • Получение 100% аванса;
  • Заказ материалов космической съемки;
  • Входной контроль материалов ДЗЗ;
  • Выполнение обработки материалов ДЗЗ, получение ЦМР (ЦММ) (при необходимости);
  • Ортотрансформирование снимков и создание бесшовной ортомозаики;
  • Выполнение цветокоррекции и коррекция облачного покрова полученной ортомозаики;
  • Глубокий автоматизированный анализ данных ДЗЗ для подготовки аналитических картографических материалов;
  • Анализ собранной информации и оценка экологической обстановки;
  • Создание аналитических картографических материалов.

РЕЗУЛЬТАТ: отчет об экологическом состоянии территории

Требования к исходной информации

  • Точные географические координаты объекта в нужной системе координат (специалисты ООО «ГЕО ИННОТЕР» доуточнят координаты, переданные в любой удобной форме Заказчиком).
  • Снимки, по критериям времени съемки, пространственному разрешению и наличию нужных спектральных каналов, исходной геопривязке по RPC.

Если нет возможности предоставить указанные сведения, предоставить информацию для каких целей планируется использование материалов ДЗЗ, а специалисты ООО «ГЕО «ИННОТЕР» проанализируют требования и предложат оптимальный вариант решения проблемы.

Выполненные проекты

Openedu.ru

Статью проверил эксперт

Зазуляк Евгений Леонидович

Инженер, опыт работы 28 лет, Образование – Московский топографический политехнический техникум, Санкт-Петербургское высшее военно-топографическое командное училище имени генерала армии А. Антонова, Военно-инженерный университет имени В. Куйбышева.

Часто задаваемые вопросы

  • местоположение объекта интереса (координаты, название района, области, shp-файл и т п);
  • требования к периоду съемки (период, за который могут быть использованы архивные данные или требуется выполнение новой съемки);
  • Проводился ли на этой территории экологический мониторинг;

100% предоплата по счёту за материалы ДЗЗ после подписания договора, остальная оплата после выполнения.

Мониторинг является многоуровневой системой. В хорологическом аспекте обычно выделяют системы (или подсистемы) детального, локального, регионального, национального и глобального уровней

Локальные системы могут объединяться в более крупные — системы регионального мониторинга, охватывающие территории регионов в пределах края или области, или в пределах нескольких из них. Подобные системы регионального мониторинга, интегрируя данные сетей наблюдений, различающихся по подходам, параметрам, территориям отслеживания и периодичности, позволяют адекватно формировать комплексные оценки состояния территорий и давать прогнозы их развития.

Системы регионального мониторинга могут объединяться в пределах одного государства в единую национальную (или государственную сеть мониторинга, образуя, таким образом, национальный уровень) системы мониторинга. Примером такой системы являлась «Единая государственная система экологического мониторинга Российской Федерации» (ЕГСЭМ) и её территориальные подсистемы, успешно создаваемые в 90-е годы XX века для адекватного решения задач управления территориями. Однако вслед за Министерством экологии в 2002 году ЕГСЭМ была также упразднена и в настоящее время в России имеются лишь ведомственно-разрозненные сети наблюдений, что не позволяет адекватно решать стратегические задачи управления территориями с учётом экологического императива.

Глобальный мониторинг — это система слежения за состоянием и прогнозирование возможных изменений общемировых процессов и явлений, включая антропогенные воздействия на биосферу Земли в целом. Пока создание такой системы в полном объёме, действующей под эгидой ООН, является задачей будущего, так как многие государства не имеют ещё собственных национальных систем.

Глобальная система мониторинга окружающей среды и ресурсов призвана решать общечеловеческие экологические проблемы в рамках всей Земли, такие как глобальное потепление климата, проблема сохранения озонового слоя, прогноз землетрясений, сохранение лесов, глобальное опустынивание и эрозия почв, наводнения, запасы пищевых и энергетических ресурсов и др. Примером такой подсистемы экологического мониторинга является глобальная наблюдательная сеть сейсмомониторинга Земли, действующая в рамках Международной программы контроля за очагами землетрясений.

На региональном уровне подход к мониторингу основан на том, что загрязняющие вещества, попадая в окружающую среду, рассеиваются, включаются в круговорот веществ в биосфере. Вследствие этого происходят изменения в основных составляющих биосферы: абиотической составляющей и биотической составляющей.

Локальный мониторинг включает изучение пространства одного источника при воздействии совокупности предприятий промышленной зоны, муниципального образования (города, района).

Экологический контроль — это деятельность государственных органов, предприятий и граждан по соблюдению экологических норм и правил. Различают государственный, производственный и общественный экологический контроль.

Система экологического мониторинга должна накапливать, систематизировать и анализировать информацию:

  • о состоянии окружающей среды;
  • о причинах наблюдаемых и вероятных изменений состояния (т.е. об источниках и факторах воздействия);
  • о допустимости изменений и нагрузок на среду в целом;
  • о существующих резервах биосферы.

Таким образом, в систему экологического мониторинга входят наблюдения за состоянием элементов биосферы и наблюдения за источниками и факторами антропогенного воздействия. В соответствии с приведенными определениями и возложенными на систему функциями, мониторинг включает три основных направления деятельности:

  • наблюдения за факторами воздействия и состоянием среды;
  • оценку фактического состояния среды;
  • прогноз состояния окружающей природной среды и оценку прогнозируемого состояния.

Информация о состоянии окружающей среды, полученная в системе экологического мониторинга, используется системой управления для предотвращения или устранения негативной экологической ситуации, для оценки неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды, а также для разработки прогнозов социально-экономического развития, разработки программ в области экологического развития и охраны окружающей среды.

Одним из важных компонентов системы регионального экологического мониторинга является мониторинг состояния почвенного горизонта на предмет загрязнения пестицидами и тяжёлыми металлами. Значимость данного вида наблюдений объясняется тем, что почвы в значительной мере участвуют в жизнедеятельности растений, животных и человека. Взаимодействие почв с хозяйственной деятельностью человека, выражающееся через различные виды строительного и сельскохозяйственного производства, автотранспорт приводит к накоплению токсичных химических веществ. Мониторинговые исследования почв необходимы для определения изменений, которые происходят с почвами с целью выявления и предупреждения негативных процессов, приводящих к их химической и механической деградации

По природным компонентам выделяется геологический, атмосферный, гидрологический, геофизический, почвенный, лесной, биологический, геоботанический, зоологический. Мониторинг атмосферного воздуха – система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нём природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения. Аналогично можно определить и другие компонентные мониторинги.

Подсистемы экологического мониторинга различаются по объектам наблюдения. Поскольку компонентами окружающей среды являются воздух, вода, минерально-сырьевые и энергетические ресурсы, биоресурсы, почвы и др. , то выделяют соответствующие им подсистемы мониторинга. Однако подсистемы мониторинга не имеют единой системы показателей, единого районирования территорий, единства в периодичности отслеживая и др. , что делает невозможным принятие адекватных мер при управлении развитием и экологическим состоянием территорий. Поэтому при принятии решений важно ориентироваться не только на данные «частных систем» мониторинга (гидрометеослужбы, мониторинга ресурсов, социально-гигиенического, биоты и др. ), а создавать на их основе комплексные системы экологического мониторинга.

выбросы загрязняющих веществ в атмосферу промышленными, энергетическими, транспортными и другими приводящие к выбросу в атмосферу опасных веществ и разливу жидких загрязняющих и опасных веществ и т.

мониторинг воздействия факторов среды обитания на состояние здоровья населения.

Основными объектами исследования являются малые (местные) реки и озера. Особое внимание при отборе проб требуется обратить на то, что отбор воды должен проводится на 15 – 30 см ниже зеркала воды. Это связано с тем, что поверхностная пленка представляет собой граничную среду между воздухом и водой и концентрации большинства загрязняющих веществ (ЗВ) в ней в 10-100 и более раз выше, чем в самой толще воды. О загрязнении непроточных водоемов можно судить по донным отложениям. При отборе проб важно учитывать сезон, в который происходит отбор.

Согласно Закону, экологическая экспертиза основывается на принципе презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности. Это означает, что обязанностью заказчика ( хозяина намечаемой деятельности) является прогноз воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и обоснование допустимости этого воздействия. Заказчик также обязан предусмотреть необходимые меры по защите окружающей среды и именно на нем лежит бремя доказательства экологической безопасности намечаемой деятельности. Зарубежный опыт свидетельствует о высокой экономической эффективности экологической экспертизы. Агентство по охране среды США осуществило выборочный анализ заключений о воздействии на среду. В половине исследованных случаев отмечено снижение общей стоимости проектов за счет осуществления конструктивных природоохранных мероприятий. По данным Международного банка реконструкции и развития, возможное повышение стоимости проектов, связанное с проведением оценки воздействия на среду и последующим учетом в рабочих проектах экологических ограничений, окупается в среднем за 5-7 лет. По оценкам западных специалистов, включение экологических факторов в процесс принятия решений еще на стадии проектирования оказывается в 3-4 раза дешевле последующей до установки очистного оборудования. Сегодня сеть наблюдений за источниками воздействия и за состоянием биосферы охватывает уже весь земной шар. Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС) была создана совместными усилиями мирового сообщества (основные положения и цели программы были сформулированы в 1974 году на Первом межправительственном совещании по мониторингу). Первоочередной задачей была признана организация мониторинга загрязнения окружающей природной среды и вызывающих его факторов воздействия.

охватывает разработку и использование средств, систем и методов наблюдений, оценки и выработки рекомендаций и управляющего воздействия в природно-техногенной сфере, прогнозы её эволюции, энерго-экологические и технологические характеристики производственной сферы, медико-биологические и санитарно-гигиенические условия существования человека и биоты. Комплексность экологических проблем, их многоаспектность, теснейшая связь с ключевыми отраслями экономики, обороны и обеспечением защиты здоровья и благополучия населения требует единого системного подхода к решению проблемы. Мониторинг в целом создан, чтобы предотвратить различные экологические проблемы, а также разрушение экосистем.

Термин «мониторинг» впервые появился в рекомендациях специальной комиссии СКОПЕ (научный комитет по проблемам окружающей среды) при ЮНЕСКО в 1971 г. , а затем вопросы проведения экологического мониторинга рассматривались на проходившей в 1972 г. в Стокгольме конференции Организации объединённых наций по проблемам окружающей среды.

Гарантии

Основным нормативно правовым документам, определяющими задачи и порядок осуществления экологического мониторинга являются:

  • Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 30.12.2021) “Об охране окружающей среды”.
  • Постановление Правительства РФ от 09.08.2013 N 681 (ред. от 30.11.2018) “О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)” (вместе с “Положением о государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)”)

Для каждого вида экологического мониторинга существует нормативно правовой документ (Например для мониторинга состояния недр: Положение о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации (утв. приказом МПР России от 21. 2001 № 433);

Гарантируем 100% качество оказания услуг. Сотрудничая со специалистами ГЕО Иннотер, вы исключаете риски и убытки!

Наличие квалифицированных кадров с большим опытом со специализированным программным обеспечением позволяет гарантированно обеспечить своевременное и качественное выполнение!

Преимущества сотрудничества с «ГЕО ИННОТЕР»

Openedu.ru

многолетний опыт работы;

Openedu.ru

прямые дистрибуторские соглашения с операторами космической съемки;

Openedu.ru

опыт выполнения проектов любой сложности как по материалам аэрофотосъемки, так и космической съемки;

Openedu.ru

наличие современного Программного обеспечения для обработки материалов ДЗЗ;

Openedu.ru

серьезные серверные мощности по обработке материалов ДЗЗ;

Openedu.ru

наличие в компании штата высокопрофессиональных специалистов в области картографии и фотограмметрии.

Результат оказания услуги

ГЕО ИННОТЕР передает отчет об экологическом состоянии территории, презентационные материалы, специальные карты динамики и прогноза протекания природных процессов, геопривязанный Tiff (Geo TIFF), векторные слои выявленных объектов в формате Mid/Mif.

Все результаты передаются на электронных носителях или посредством сети Интернет через FTP сервера, а текстовые материалы также дублируются в распечатанном виде.

Также на основе исследования специалистами ГЕО ИННОТЕР возможно выполнение судебной экспертизы об экологическом состоянии территории.

Этап № 1 (ДО заключения договора)

  • Согласование данных ДЗЗ имеющихся в архивах операторов;
  • Согласование, при необходимости, космического аппарата с которого будет выполняться новая съемка, период и параметры новой съемки;
  • Согласование необходимых требований экологического наблюдения;
  • Итоговое определение трудозатрат и затрат на материалы, согласование сроков поставки и стоимости
  • Согласование Технического задания на весь объем.

РЕЗУЛЬТАТ: заключенный договор

Этап № 0 (ДО заключения договора)

  • Определение объекта наблюдения;
  • Определение дат и параметров интересуемой съемки (период съемки, вид съемки);
  • Проверка наличия архивных материалов ДЗЗ на территорию интереса;
  • Проверка подобранных архивных снимков на соответствие требованиям заказчика;
  • Выполнение запроса оператору (операторам) на выполнение новой съемки (при необходимости).

РЕЗУЛЬТАТ: возможность (ДА/НЕТ) оказания услуги экологического мониторинга

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.