Общественники обратили внимание властей на недоступную среду, созданную в Улан-Удэ при благоустройстве улиц

Урок 2. Геометрия города

В первом уроке мы уже в самом общем плане познакомились с тем, как эволюционировали способы и виды застройки населенных пунктов от эпохи к эпохе. Теперь пришло время разобраться в этой теме более предметно, потому что от типа застройки во многом зависит то, насколько удобен город для жизни, работы, отдыха.

Как метко заметил американский историк и урбанист Уэйд Грэхем, «города – это один сплошной контекст, и они состоят не просто из зданий, а из сочетаний формы, пространства и отношений между ними». Более того, в его понимании архитектурные формы должны приводить к задуманному результату, формировать нужную среду, стимулировать то или иное поведение граждан и предотвращать нежелательные поведенческие проявления.

Цель урока: изучить основные урбанистические идеи прошлого, которые предопределили облик современных городов, а также основные виды застройки, которые практикуются в городах сегодня.

Изучив материал урока, вы научитесь воспринимать геометрию городов как продолжение исторического контекста идей оптимального устройства города.

  • История урбанистических идей
  • Основные виды застройки в современных городах
  • Проверочный тест

Итак, приступим, и начнем с исторического экскурса.

История урбанистических идей

Люди издревле стремились максимально благоустроить свою среду обитания, насколько им позволяли ресурсы и окружающие условия. С развитием цивилизации лучшие умы начали задаваться вопросом: а как должны выглядеть идеальные условия проживания человека? И как организовать застройку территории, чтобы было удобно всем?

Ввиду того, что все люди разные, и их вкусы заметно различаются даже в пределах одной социальной группы, живущей в одно время примерно в одинаковых условиях, модели «идеального города» от разных авторов тоже изрядно отличаются. Тем не менее основные концепции городской застройки, так или иначе, нашли свое воплощение в современном мире.

Бертрам Гудхью и романтический город

Американский архитектор Бертрам Гросвенор Гудхью (1869-1924) прославился своими работами в готическом стиле и мотивами испанского колониального возрождения в оформлении зданий. Бертрам Гудхью искренне полагал, что архитектурные решения из прошлого создают ощущение идиллии, добродетели и защищенности от потрясений сегодняшнего мира.

Именно этим он объяснял стремление богачей всех времен инвестировать заработанное в покупку старинной недвижимости, в частности, замков. Так заработанные не всегда честным путем средства обретают налет благородства.

Уникальность идей Гудхью заключается в том, что, опираясь на архитектурные формы прошлого, он создал планы для огромных пространств городов будущего. Как полагает автор книги Уэйд Грэхем, это удалось потому, что Гудхью отвергал формы и пространства модного на тот момент модернизма. Размах его идей особенно хорошо иллюстрируют его проекты. В частности, спроектированное им в 1906 году в Калифорнии неподалеку от Санта-Барбары поместье Эль-Фурейдис:

Общественники обратили внимание властей на недоступную среду, созданную в Улан-Удэ при благоустройстве улиц

Обращает на себя внимание и тот факт, что спустя более, чем столетие, поместье выглядит на удивление современным. А те, кто любит путешествовать, наверняка опознают в этом проекте нечто похожее на постройки средиземноморских и египетских курортов. К слову, Гудхью занимался и отельным строительством тоже. В частности, ему принадлежит проект отеля «Беверли-Хиллс» в Калифорнии:

Общественники обратили внимание властей на недоступную среду, созданную в Улан-Удэ при благоустройстве улиц

Как идеи Гудхью сказались на будущем городского строительства? В последующие годы калифорнийские города строились, будто воплощая в жизнь иллюзию, что город – это не город со всеми его недостатками. Дома располагались на значительном удалении друг от друга и чем-то напоминали замки, такие же одинокие и неприступные.

Можно ли считать проекты Бертрама Гудхью воплощением города-мечты? Разве что для интровертов, потому что за такую уединенность приходится платить социальной изоляцией, да и далеко не все интроверты в силу своих доходов могут позволить себе подобное жилище.

К тому же это увеличивает нагрузку на бюджет государства, которому приходится при такой превалирующей застройке вкладывать огромные средства в строительство дорог и прочей инфраструктуры. Нормы удаленности жилых домов от объектов инфраструктуры в большинстве стран разрабатываются на региональном уровне с учетом местных обстоятельств и уже сложившейся застройки.

Однако власть в любом случае обязана заботиться о комфорте граждан и делать все, чтобы школы, больницы, магазины, общественный транспорт были максимально доступными, и давать дорогу идеям, которые работают на удобство граждан. А идеи, как построить «город мечты», появляются регулярно.

Дэниел Бернэм и упорядоченный город

Американский строитель и архитектор Дэниел Хадсон Бернэм (1846-1912) был поклонником стиля бозар, итальянского ренессанса и французского барокко в архитектуре, как бы противопоставляя эти стили увлечению мотивами Средневековья, которые были достаточно распространены среди его современников.

Он разработал генеральные планы Чикаго, Манилы, Багио и центральной части Вашингтона, а также проекты нескольких высотных зданий, за что получил репутацию «отца небоскребов». Одной из его самых известных работ является проект здания «Флэтайрон-билдинг» на Манхэттене:

Общественники обратили внимание властей на недоступную среду, созданную в Улан-Удэ при благоустройстве улиц

Отметим, что успех идеи предопределялся не только формальным количеством этажей в высоту. Дэниел Бернэм, по сути, «вернул в архитектуру планировку и величие имперских городов», что нашло отклик в сердцах американцев и подпитывало чувство национальной гордости граждан США.

Впоследствии высотное строительство стало превалирующей формой застройки больших городов на всех континентах. Впрочем, тренд увеличения этажности заметен невооруженным глазом даже в городах средних масштабов. Если в 70-80-е годы прошлого века своими размерами впечатляли на тот момент еще редкие 9-этажки, сегодня они практически «теряются» среди новых домов от 16 этажей и выше.

Еще одной находкой Бернэма стало использование металлических балок в строительстве высотных зданий. С началом развития железнодорожного строительства рельсы производились в больших количествах, и Бернэму пришла в голову мысль использовать их в качестве усилителей прочности архитектурных конструкций.

Использование металлических балок при возведении зданий тоже стало трендом. Они позволяют делать стены тоньше без ущерба для прочности, и такие «дома-пластины» смотрятся весьма эффектно.

Ле Корбюзье + Роберт Мозес = рациональный город

Технические решения, предложенные Бернэмом, нашли свое воплощение в проектах архитекторов будущих десятилетий. В частности, французского архитектора Ле Корбюзье (1887-1965) и американского градостроителя Роберта Мозеса (1888-1981).

В уроке №1 мы уже упоминали об идеях Ле Корбюзье и о том, что он смог их реализовать в полной мере в Индии. По заказу правительства Индии он разработал генеральный план города Чандигарх и проекты нескольких зданий в Чандигархе и Ахмадабаде. Еще несколько проектов Ле Корбюзье реализовал в Европе. Например, спроектировал жилой комплекс в Берлине:

Общественники обратили внимание властей на недоступную среду, созданную в Улан-Удэ при благоустройстве улиц

Визуально это и многие другие здания, спроектированные Ле Корбюзье, очень похожи на «дома-пластины». Впрочем, как и работы его заокеанского коллеги Роберта Мозеса, которые во многом предопределили современный облик Нью-Йорка. Причем эта «пластинчатость» просматривается и в других объектах его авторства, не только в жилых и общественных зданиях. Весьма показательна в этом плане работа Мозеса времен «Великой депрессии», а именно бассейн «Астория» в Нью-Йорке:

Общественники обратили внимание властей на недоступную среду, созданную в Улан-Удэ при благоустройстве улиц

Что еще общего между работами этих двух архитекторов? Как минимум, то, что все их идеи можно выразить в двух словах как «рациональный город». Рационально использовались площадь застройки и строительные материалы, дороги располагались поближе к зданиям, чтобы к ним было удобно подъехать. Впоследствии эти идеи были широко позаимствованы многими другими архитекторами.

Заметим, кстати, что в проектах «рационального города» наиболее четко наблюдается преемственность градостроительных идей времен Античности, когда Гипподам Милетский предложил квартальную застройку и прямые улицы, пересекающиеся под углом 90 градусов.

Фрэнк Ллойд Райт и антигород

Американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт (1867-1959) более всего известен как основоположник «органического стиля». Основной идеей «органического стиля» является гармония строений с окружающей природой, интеграция в окружающий ландшафт.

Кроме того, Фрэнк Ллойд Райт проектировал дома так, чтобы инсоляция помещений была максимальной, а солнечный свет проникал в самые глухие углы комнат. Идеальный город он представлял себе как застройку из стоящих на большом удалении друг от друга домов. Наиболее ярким примером реализации такой идеи можно считать спроектированный Фрэнком Райтом «Дом над водопадом» в Пенсильвании. Фрэнк Ллойд Райт критиковал скученность, которую провоцировала многоэтажная застройка, и прямо заявлял, что «народ скапливается в гигантских убогих городах, а чудовищный промышленный капитализм лишает их человеческого достоинства».

Поэтому он считал необходимым вернуть людей в более «естественное состояние», чему может способствовать «город широких горизонтов» (Broadacre City). Свою идею «города широких горизонтов» он воплотил в макете размером 3,6 х 3,7 метров, подготовленном к открытию выставки промышленного дизайна.

Как мы уже знаем, нечто подобное предлагал Бертрам Гудхью. Основной недостаток проектов подобного рода (включая удаленность строений друг от друга) заключается в больших издержках на строительство дорог и изрядной зависимости населения от наличия личного автомобиля.

Тем не менее формула «один дом = одна семья» традиционно пользуется успехом у определенной части населения в любую эпоху. Фрэнк Райт выступал за умеренность и, можно так сказать, «малость» во всем: небольшие строения на одну семью, небольшие фабрики, школы на небольшое количество учеников, самодостаточность каждого такого города-поселения в плане обеспечения всем необходимым, и продуктами питания тоже.

В этом смысле город Фрэнка Райта можно считать «антигородом», потому что город – это, прежде всего, поселение с преобладанием несельскохозяйственных функций. А любые продукты питания, будь то молоко, хлеб, мясо, овощи, это результат работы аграрного комплекса, который, по версии Райта, нужно интегрировать в городской пейзаж. Насколько такие «антигорода» могли бы вписаться в концепцию экономического роста США, да и любой другой страны мира – вопрос открытый.

Тем не менее многие идеи Фрэнка Райта были новы, прогрессивны и перспективны. В частности, проекты зданий с максимальной инсоляции помещений значительно опережали время. На сегодняшний день максимальное использование энергии солнечного света для освещения и подогрева воды стало устойчивым трендом во многих странах, где природно-климатические условия позволяют аккумулировать достаточное количество солнечной энергии.

К слову, в каком-то смысле реализацией идеи Фрэнка Райта можно считать город-сад Брондбю (Дания). Круглые садовые участки разделены на 16 домохозяйств, но выезд для всех общий:

Общественники обратили внимание властей на недоступную среду, созданную в Улан-Удэ при благоустройстве улиц

Там горожане имеют возможность и выращивать любые сельскохозяйственные культуры, и иметь иллюзию уединенности, и да: без автомобиля в таком городе будет сложно.

Читайте также:  Пресс-центр

Джейн Джейкобс + Андрес Дуани = самоорганизующийся город

Мы начали наш обзор урбанистических идей и концепций с того, что все люди разные, и их вкусы заметно различаются даже в пределах одной социальной группы, живущей в одно время примерно в одинаковых условиях. Поэтому идеи создать универсальную для всех модель «идеального города» в изрядной степени обречены на провал.

Значит ли это, что пора оставить попытки построить «город мечты», в котором будет хорошо всем? Вовсе нет, и компромиссным вариантом может стать так называемый «самоорганизующийся город». В частности, эту идею выдвигала журналистка, активистка и теоретик городского строительства Джейн Джейкобс (1916-2006), яростно и часто успешно оппонировавшая идеям «рационального города» Роберта Мозеса.

Если в двух словах, предлагалось не решать вместо людей, что для них будет лучше, а проектировать города так, чтобы у города был потенциал для развития в том или ином направлении в зависимости от обстоятельств и потребностей горожан.

Важным аспектом в понимании Джейн Джейкобс было обеспечение безопасности городских улиц и города в целом. Этого можно было добиться, как весьма разумно считала Джейн Джейкобс, чередуя жилые постройки с магазинами, мастерскими, офисами, бакалейными лавками, барами и ночными клубами.

В этом случае улицы будут оживленными круглосуточно, улицами будут пользоваться постоянно для похода на работу, по магазинам и прочим делам. Живущие на улице люди будут знакомы между собой, а значит, будут как бы «присматривать за улицей», играющими там детьми, своими и чужими, вовремя останавливать хулиганов, покусившихся на общественный порядок.

Таким образом, высокая плотность городского населения в понимании Джейн Джейкобс – это плюс, а не минус. При этом она настаивала, что высокая плотность и скученность – это разные вещи, и не нужно их путать. Проще говоря, при высокой плотности разнородного в социальном плане населения проще обеспечить оживленность и безопасность улиц, в то время как скученность социально однородных обнищавших слоев населения несет угрозу комфорту и безопасности пребывания на улицах.

Это не джентрификация в чистом виде, когда какую-либо часть города искусственно облагораживают с целью привлечь туда более обеспеченных горожан. Это, скорее, подход, при котором городская инфраструктура никогда не придет в упадок и всегда будет иметь потенциал для развития.

Так, эти идеи во многом поддержал и развил американский архитектор Андрес Дуани, стоявший у истоков нового урбанизма и выступивший основателем «Конгресса за новый урбанизм». Он прямо заявлял, что «архитектура бессмысленна в отсутствие хорошего городского дизайна». Таким образом, интересы людей и комфортная городская среда объявлены главной ценностью, ради которой, собственно, и нужны концепции градостроительства.

Виктор Грюн + Джон Джерде = торговый город

Может ли город быть комфортным без торговли? По сути, вся наша жизнь являет собой непрерывную цепочку покупок и продаж товаров и услуг. Как сделать процесс покупки и продажи комфортным? Наилучшим образом с этим справляются торговые центры, где концентрируются магазины самой разной специализации.

В торговых центрах можно найти буквально все: от продуктовых и обувных магазинов до магазинов спортивного снаряжения и бытовой техники. За один такой заход в торговый центр можно купить все необходимое: от сосисок и носков до зимнего пальто, а заодно выбрать новый телевизор и заказать его доставку на дом.

Автор книги «Dream Cities: 7 урбанистических идей, которые сформировали мир» считает, что самый первый торговый центр в современном понимании появился в 1954 году в Мичигане (США). Автором проекта стал американский архитектор австрийского происхождения Виктор Грюн (1903-1980), а торговый центр получил название Northland Center:

Общественники обратили внимание властей на недоступную среду, созданную в Улан-Удэ при благоустройстве улиц

В последующие годы Грюн и его соратники спроектировали более полусотни торговых центров в разных штатах. Впрочем, первенство в плане открытия торговых центров вполне может оспорить Санкт-Петербург, потому что питерский «Пассаж» открыт в 1848 году.

Если же понимать торговый центр как группу архитектурно объединенных предприятий розничной торговли, расположенных на специально спланированном участке с парковкой, то и в этом случае можно найти более ранние примеры возникновения таких центров. Например, Ye Market Place, открытый в Лос-Анджелесе в 1924 году.

Дело, скорее, в том, что именно с проекта Виктора Грюна началась эпоха массового строительства торговых центров как неотъемлемого элемента городской среды.

Еще одной знаковой фигурой в развитии торговых центров стал американский архитектор Джон Джерде (1940-2015). Он получил известность как новатор в дизайне и строительстве торговых центров и обустройстве смежных пространств. Джон Джерде отошел от ранее придуманных стандартов в строительстве объектов такого типа. Наиболее ярким примером его работ можно считать торговый центр Horton Plaza в Сан-Диего:

Общественники обратили внимание властей на недоступную среду, созданную в Улан-Удэ при благоустройстве улиц

Необычным было уже то, что главный проход через торговый центр был ориентирован по диагонали к кварталам улиц. Дизайн самого здания отличался несовпадением уровней, длинными пандусами с односторонним движением, использованием многообразия ярких красок в оформлении различных частей торгового центра.

Все, кто внимательно изучил материал урока №1, уже обратили внимание, что сверху Horton Plaza очень похож на район Эшампле в Барселоне, который спроектировал испанский архитектор Идельфонс Серда (1815-1876). Район Эшампле в Барселоне по диагонали пересекает длинный ровный проход, и очень похожий проход сделан в масштабах торгового центра в Сан-Диего:

Общественники обратили внимание властей на недоступную среду, созданную в Улан-Удэ при благоустройстве улиц

Торговый центр Horton Plaza был соединен с близлежащим кинотеатром и отелем и, по сути, это был уже самый настоящий многофункциональный «торговый город». Сегодня решения такого рода перестали быть экзотикой и вызовом устоявшимся шаблонам торгового строительства.

Кэндзо Тангэ, Норман Фостер и техноэкологичный город

Что значит техноэкологичный город? Если в двух словах, это когда достижения технического прогресса работают в интересах сохранения экологии. Самым ярким примером идеи техноэкологичного города можно считать проект создания геодезического купола над Манхеттеном, разработанный изобретателем Ричардом Бакминстером Фуллером (1895-1983) и американским архитектором японского происхождения Седзи Садао (1927-2019).

Прозрачный геодезический купол должен был простираться на 3 километра в пределах от Ист-Ривер до Гудзона и от 21-й до 64-й улицы. Такой купол, по мнению авторов, защитил бы Манхеттен от дождя, снега, холода и жары, позволил бы сэкономить на отоплении зданий и уборке снега зимой, и на кондиционировании помещений летом.

В качестве примера реализованных идей техноэкологичного города можно привести проекты японского архитектора Кэндзо Тангэ (1913-2005), работавшего над восстановлением городов Японии после Второй мировой войны. Помимо решения собственно вопросов восстановления городов, инфраструктуры и обеспечения жильем оставшихся без крова людей, новые проекты разрабатывались с учетом повышенной сейсмической опасности региона. Разумеется, без мощной технологической составляющей это было бы невозможно.

На становление Кэндзо Тангэ как профессионала во многом повлияли идеи Ле Корбюзье. Это хорошо заметно на примере многих работ Тангэ. В частности, спроектированного им Мемориального парка мира в Хиросиме:

Общественники обратили внимание властей на недоступную среду, созданную в Улан-Удэ при благоустройстве улиц

Еще одним апологетом идеи техноэкологичного города является британский архитектор Норман Роберт Фостер. Ярый фанат стиля хай-тек и энергосберегающих технологий, он буквально пронизывает каждый свой проект инновациями. Например, при строительстве башни «Херст» была использована диагональная сетка сложнейшей конструкции. Эстетическую составляющую реализации таких инноваций можно обсуждать долго, однако, как говорится, «на вкус и цвет товарищей нет»:

Общественники обратили внимание властей на недоступную среду, созданную в Улан-Удэ при благоустройстве улиц

Итак, мы рассмотрели 7 урбанистических идей, которые сформировали мир. Каким образом они его сформировали и что мы получили в итоге на сегодняшний день? Ответить на этот вопрос может любой из нас, просто посмотрев по сторонам. А чтобы вы могли оценить увиденное не просто в качестве зрителя, но и в качестве начинающего эксперта, предлагаем вам краткий обзор по основным видам застройки, применяемым в современных городах.

Тест на усвоение материала урока

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

В следующем уроке мы разберемся в развитии транспортной инфраструктуры.

Урок 4. Городское пространство

За предыдущие три урока мы с вами разобрались, какие бывают города, как могут быть организованы застройка, расположение домов, улиц и дорог, каковы варианты транспортного сообщения внутри города и как должна выглядеть транспортная инфраструктура.

Таким образом, мы уже имеем базовое представление об основных элементах городского пространства. И уже поняли, что понятие городского пространства намного шире, чем жилые дома, рабочие места и транспортные коммуникации. В этом уроке мы более полно разберем, что же такое городского пространство.

Цель урока: разобраться, что представляет собой городское пространство, как происходит формирование комфортной городской среды, что такое «умный город» и какие составляющие для этого необходимы. Изучив урок, вы поймете, из чего складывается городское пространство и что нужно, чтобы городская среда стала комфортной.

  • Что такое городское пространство?
  • Городская среда и социология города
  • «Умный город»
  • Проверочный тест

Итак, перейдем к уроку, и для начала разберемся, что входит в понятие «городское пространство».

Городская среда и социология города

Итак, мы разобрались, что такое городское пространство. Тогда что же такое городская среда? В какой-то степени понятия «городское пространство» и «городская среда» пересекаются, но в то же время не являются тождественными. В самом общем виде, городская среда – это комплекс условий, созданных человеком и природой и предопределяющих уровень и качество жизни в городе.

Город за полярным кругом всегда не слишком комфортен примерно 7-8 месяцев в году из-за погоды, даже если там прекрасные здания и налаженная система городского транспорта. И даже если там, как в городе Рьюкан (Норвегия), установят большие зеркала, которые будут направлять лучики солнечного света («солнечных зайчиков») на центральную площадь погруженного в полярную ночь города:

А где-нибудь на Средиземном море чувствуешь себя комфортно почти всегда. Тем более что для самых жарких часов есть сиеста и кондиционер. Ученые различают несколько основных факторов формирования городской среды:

  • Антропогенные (созданные человеком).
  • Биотические (созданные живой природой).
  • Абиотические (созданные неживой природой).
Читайте также:  Новогоднее оформление и украшение города в Санкт-Петербурге зданий Айра

Общественники обратили внимание властей на недоступную среду, созданную в Улан-Удэ при благоустройстве улиц

В России такое понятие, как «городская среда обитания (проживания)» было разработано и введено в научный оборот «Российским союзом инженеров» и Министерством регионального развития и Федеральным агентством по строительству и ЖКХ. Это понятие ныне используется как базовое для оценки возможностей городской среды удовлетворить потребности горожан и оценки качества этой самой среды.

  • Доступность хорошего жилья.
  • Стоимость услуг ЖКХ относительно дохода.
  • Аварийность жилого фонда.
  • Качество водо- и энергоснабжения.
  • Пригодность улиц для прогулок.
  • Популярность пешеходной инфраструктуры.
  • Число камер видеонаблюдения.
  • Число уличных фонарей.
  • Уровень преступности.
  • Популярность ночной жизни.
  • Использование умных фонарей.
  • Использование технологии распознавания лиц.
  • Количество крупных фестивалей.
  • Разнообразие развлечений внутри города.

Конкретно в Москве реализуется собственная программа по созданию комфортной среды. Парки, дворы и скверы обновляются, а при возведении новых жилых комплексов принципы комфортной среды, в том числе для инвалидов, закладываются на уровне проекта. Как, например, в одном из ЖК, расположенных в бывшей промзоне:

Общественники обратили внимание властей на недоступную среду, созданную в Улан-Удэ при благоустройстве улиц

В Европе традиции формирования комфортной городской среды намного более давние. Считается даже, что одним из величайших вкладов Европы в мир был ее особый способ понимания и восприятия городского общественного пространства и комфортной среды.

На протяжении тысячелетий Старый континент создавал города в человеческом масштабе, долгоживущие, но всегда динамичные, стремящиеся к культурному разнообразию и гражданскому сознанию своих жителей. Город – это физическая форма, наполненная нематериальными ценностями и мощным социальным, экономическим и историческим значением.

Учитывая проблемы, с которыми в настоящее время сталкивается все более урбанизированный мир, защита европейской модели города актуальна более чем когда-либо. Когда разрастание городов увеличивается с беспрецедентной скоростью, когда изменение климата в значительной степени является продуктом городской мобильности, а социальное расслоение в городах нарастает, общественное пространство обретает особую значимость.

  • Тротуары и дорожки в парках не должны раскаляться под воздействием жары, поэтому их делают из натурального камня, бетона, а в специально обустроенных зонах даже из дерева.
  • Деревья могут и должны защищать от солнца, ветра и дождя, поэтому высадка деревьев должна быть тщательно спланирована так, чтобы они «смыкались» кронами над пешеходными зонами.
  • Корни зеленых насаждений нужно защищать гравием либо оградой от стекающих с дорог и тротуаров химикатов, которыми дороги и тротуары обрабатывают зимой.
  • Массовые активности не должны нарушать покой жителей соседних домов. Для чего нужно предусматривать шумоизоляцию, в том числе с помощью зеленых насаждений.
  • Пространство должно быть универсальным и удобным для офисных служащих, родителей с детьми, студентов, пенсионеров, туристов, инвалидов. На улицах и в парках должны быть пандусы, а на городских пляжах – деревянные настилы для движения инвалидных колясок.
  • Для туристов и приезжих должны быть установлены указатели минимум на двух языках, государственном и английском, для удобства ориентирования.
  • Уличные фонари должны быть исправны и работать в течение темного времени суток.
  • Пространство должно быть приспособлено для различных активностей до самого позднего вечера, что автоматически уменьшает преступность и концентрацию асоциальных личностей в общественных местах (бомжей, алкоголиков).
  • Пространство должно быть удобно для работников, которые производят ремонт, уборку и поддерживают инфраструктуру в надлежащем состоянии. Поэтому нужно использовать материалы, которые легко отмываются от загрязнений.
  • В хорошем городе общественные пространства не похожи одно на другое.
  • При реконструкции нужно искать способы, как сохранить лучшее, что было у того или иного пространства, и как интегрировать традиции и современные технологии.

Разумеется, в рамках одного пространства реализовать сразу все вышеприведенные характеристики невозможно, да и незачем. По-настоящему комфортный город может предложить самые разные по виду и оформлению места общественного назначения. Тем не менее есть универсальные моменты. Например, использование экологичных материалов, которые не нагреваются слишком сильно под солнцем и легко отмываются от загрязнений.

Принципы комфортной среды:

  • Доступность.
  • Многофункциональность.
  • Безопасность.
  • Понятность и разборчивость.
  • Устойчивость (отсутствие ущерба экологии).
  • Идентичность.
  • Гибкость.
  • Адаптивность.
  • Интерактивность.

Под адаптивностью следует понимать способность быстро реагировать на меняющиеся потребности горожан, а гибкость – это способность возвращаться в исходное состояние после проведения какой-либо разовой активности (ярмарка, народное гуляние, концерт и прочее).

Интерактивность подразумевает вовлеченность горожан в общественную жизнь города. Другими словами, для них должны быть интересные события, у них должна быть возможность свободно туда попасть.

Разумеется, реализовать эту концепцию в уже состоявшихся городах с большой историей можно разве что в пределах отдельных районов. Однако существуют и города, построенные в полном соответствии с концепцией нового урбанизма «с нуля». Это, к примеру, Селебрейшн и Сисайд во Флориде (США):

Общественники обратили внимание властей на недоступную среду, созданную в Улан-Удэ при благоустройстве улиц

В России примером нового урбанизма «с нуля» могут служить Город набережных, Опалиха-2 и Опалиха-3 в Подмосковье и Горки город в Сочи:

Общественники обратили внимание властей на недоступную среду, созданную в Улан-Удэ при благоустройстве улиц

О чем еще стоит упомянуть, говоря о комфортной среде и социологии города? Это, конечно же, широко известная «теория разбитых окон». Суть в том, что, если социум терпимо относится к мелким правонарушениям и ничего не делает, чтобы быстро застеклить разбитое хулиганами окно, очень скоро в домах и общественных зданиях не останется целых стекол. А правонарушители, видя безнаказанность, как бы «получат добро» на более серьезные преступления, из-за чего городская среда станет совсем некомфортной.

Авторами теории разбитых окон являются американские социологи Джеймс Уилсон и Джордж Келлинг, впервые представившие ее в 1982 году. А в 1994 году эту теорию взял за основу своей деятельности мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани, начав беспощадную борьбу с мелкими нарушениями и незамедлительно устраняя последствия этих нарушений в виде разбитых окон и прочего. Нью-Йорк действительно стал комфортным и безопасным городом, хотя многие и сомневаются, что решающую роль сыграло именно применение этой теории, а не весь комплекс мер по благоустройству и борьбе с преступностью.

Однако, конечно, только полиция или только власть не сможет поддерживать порядок, если горожане будут равнодушны к тому, что их окружает. А чтобы вовлечь граждан в жизнь города, нужны удобное городское пространство, комфортная городская среда, которую захочется беречь всем и каждому, и научный учет потребностей горожан в рамках социологии города. Как видим, все процессы взаимосвязаны и взаимозависимы.

Но будем оптимистами, потому что сегодня все больше городов, где власть заботится об удобстве горожан, а «умный город» уже стал реальностью. Что это такое? Давайте посмотрим!

«Умный город»

Сегодня практически каждому знакомо словосочетание «умный дом». Это возможность управлять всей техникой и коммуникациями в доме дистанционно, установив специальное приложение на смартфон. Так, вы можете со смартфона отключить от электропитания розетку в комнате, если вдруг засомневались, что точно выключили утюг. Вы можете за час до прихода домой включить зимой отопление на полную мощность, чтобы вас встретило тепло домашнего уюта, но не в ущерб семейному бюджету, потому что система регулировки позволяет в свое отсутствие установить обогрев помещений на минимальную температуру в 14℃.

Как это все применимо в масштабах города? «Умный город» или smart city –
это тоже продукт интеграции информационных технологий и Интернета вещей. Первыми «ласточками» прогресса стали системы видеонаблюдения и распознания лиц, которые позволяют оперативно выявлять правонарушения, совершенные в городе.

Далее появилась автоматизация возможности обращения граждан через единый колл-центр, информирование о ходе ремонтных работ на объектах в режиме онлайн, функция обратной связи на официальных порталах городов, множество специальных приложений, позволяющих коммунальным службам контролировать и регулировать степень освещенности улиц города и многое другое.

Сегодня во многих больших городах не проблема в режиме онлайн выбрать подходящий по расположению детский садик для ребенка, узнать, к какой школе «приписан» ваш адрес и куда вести ребенка в первый класс. Для полноты понимания можно пояснить концепцию «умного города» примером Интернета вещей.

Конечно, пока сложно говорить о том, как скоро можно будет управлять через единое мобильное приложение всей инфраструктурой города по образу и подобию того, как можно управлять «умным домом». Однако множество интерактивных проектов в рамках идеи «умного города» тоже имеют свои плюсы, поскольку позволяют гражданам, заинтересованным в решении какой-то одной проблемы, сориентироваться быстрее, чем если бы пришлось разбираться со сложной структурой приложения, охватывающего все сферы жизни города.

И, разумеется, все это имеет смысл, когда реализованы принципы формирования комфортной городской среды, создание комфортных общественных пространств, когда социология города учитывает потребности горожан.

В интерактивном режиме контролируется заполняемость мусорных баков. Жителей стимулируют к раздельному выбрасыванию пластикового мусора собственной «валютой», точнее, «монетками», которыми можно реально рассчитаться в некоторых кафе. Из этого мусора потом по 3D-технологиям изготавливают скамейки и другие предметы городского экстерьера.

Общественники обратили внимание властей на недоступную среду, созданную в Улан-Удэ при благоустройстве улиц

Топ-7 «умных городов» будущого:

  • Чэнду Великий город (Китай) – 80-тысячный город разместится всего на 1,3 квадратных километров, будет полностью пешеходным и снабжаться возобновляемыми источниками энергии.
  • Масдар-Сити (ОАЭ) – тоже на основе возобновляемых источников энергии, от пыльных пустынных бурь будут защищать специальные стены, а от зноя специальные «зонты»-накопители солнечной энергии.
  • Плавучий город-государство (Французская Полинезия) – проект свободной экономической зоны, не привязанной к территории и имеющей свою криптовалюту.
  • Умка (Россия) – город-электростанция в Северном Ледовитом океане с полностью самообеспечивающей инфраструктурой.
  • Хазарские острова (Азербайджан) – система из 41 острова в Каспийском море, где, помимо обычной инфраструктуры, будут трасса для «Формулы-1», аэропорт и бульвар на 150 километров.
  • Аэквория (Бразилия) – город, полностью сделанный на 3D-принтере. Строения посреди океана планируется стилизовать под медуз.
  • Океанская Спираль (Япония) – подводный город, безопасный во время цунами и землетрясений.

Разумеется, управлять всем этим великолепием будут при помощи цифровых технологий. Больше о концепции «умного города» можно узнать из интервью урбаниста Алексея Новикова:

Главные признаки «умного города»:

  • Человекоцентричность.
  • Управляемость по современным технологиям.
  • Доступность и открытость для людей и идей.
  • Прозрачность для желающих узнать нюансы городских решений.
  • Гарантия защиты персональных данных.
  • Основа на интегрированных службах и инфраструктуре.
  • Проактивность в обучении и развитии горожан.
Читайте также:  Административно-территориальное деление Ямало-Ненецкого автономного округа

В следующем уроке речь пойдет о городском дизайне.

Урок 5. Городской дизайн

За предыдущие четыре урока вы узнали достаточно много о застройке городов и планировании городского пространства, транспортных коммуникациях и городской среде, разобрались, что такое «умный город» и новый урбанизм.

И уже наверняка поняли, что все это должно быть как-то оформлено, чтобы подчеркнуть функциональное значение и обеспечить комфорт использования. Вот это самое оформление как раз и есть городской дизайн. В сегодняшнем уроке мы разберем, что входит в это понятие.

Цель урока: разобраться, что такое городской дизайн, понять, из чего он складывается и каковы его основные элементы. Пройдя данный урок, вы получите представление о том, как решаются задачи городского дизайна, наружной рекламы, освещения и озеленения в разных городах и странах, и, возможно, найдете способ позаимствовать что-либо для своего города, в котором вы живете.

  • Что такое «городской дизайн»?
  • Городское освещение
  • Фасады зданий и колористика городов
  • Озеленение города
  • Проверочный тест

Итак, перейдем к уроку, и для начала разберемся, что входит в понятие «городской дизайн».

Городское освещение

Чтобы оценить всю красоту городского пространства, его нужно увидеть. А чтобы точно увидеть и внимательно рассмотреть дома, здания, мосты, торговые центры, парки, скверы и прочее, это все должно быть хорошо освещено.

При разработке правил и стандартов учитывается все вплоть до яркости неба и угла солнца над горизонтом, отражающей способности дорожного полотна, а также контрастности объекта и загруженности той или иной зоны. Так, для освещения магистральных дорог общегородского значения применяются классы освещения от А1 до А4, для дорог районного значения – классы Б1 и Б2, для улиц местного значения – классы В1-В3.

Пешеходные зоны, площадки перед входом в торговые центры и другие объекты массового посещения, аллеи, парки, скверы, внутриквартальные проезды распределены по классам от П1 до П6 в зависимости от расположения и загруженности объекта.

Регламентирующие документы содержат множество формул, по которым производится расчет с учетом всех параметров, влияющих на освещенность. Основная суть в том, что объекты должны быть достаточно хорошо различимы в любое время суток.

Для Российской Федерации, где заметная часть территории находится за полярным кругом, да и в средней полосе зимой в 16 часов уже абсолютно темно, наружное освещение городов является актуальной темой. При этом важно соблюсти баланс.

Так, на улицах не должно быть темно, однако при этом освещение не должно быть настолько избыточным, чтобы «слепить» людей и машины на улицах, «бить» в окна вторых этажей так, чтобы не спасали даже плотные шторы, и, в принципе, доставлять какой-либо дискомфорт жителям и гостям города.

Будучи элементом городского дизайна, уличное освещение должно отвечать определенным эстетическим и функциональным требованиям, таким как высота опор, мощность излучения, способ подвода электроэнергии, тип лампы, форма и цвет светового прибора.

Кроме того, светильники должны иметь определенный класс защиты от влаги, пыли, мелких твердых частиц. Для улиц нужен класс защиты не ниже IP44, для осветительных приборов, находящихся возле фонтанов и прочих водоемов, – не ниже IP54. А в городах с очень влажным и дождливым климатом используются световые приборы с классом защиты IP65.

А вот в Объединенных Арабских Эмиратах на уличном освещении не экономят совсем. Там можно увидеть потрясающее разнообразие используемых световых приборов и подсветок домов, зданий, отелей, мечетей. Наилучший способ оценить все это великолепие – увидеть ночной Дубай из иллюминатора самолета:

Общественники обратили внимание властей на недоступную среду, созданную в Улан-Удэ при благоустройстве улиц

В России «видовое разнообразие» уличного освещения тоже достаточно велико, хотя до такой роскоши пока не дотягивает даже в столице. Под каждый вид предусмотрены свои разновидности световых приборов.

Виды уличного освещения:

  • Ландшафтное – сады, парки, скверы, придомовые территории.
  • Фасадное – подсветка входа и наиболее значимых элементов декора на фасаде.
  • Архитектурное – для светового оформления памятников, скульптур и скульптурных групп, объектов исторического значения.
  • Дорожное и тротуарное – освещение проезжей части, остановок транспорта, пешеходной зоны, стоянок, парковок.
  • Специальное – освещение охраняемых объектов по периметру, подсветка запасных и аварийных выходов, пунктов пропуска на объект.

Для каждого вида уличного освещения применяют определенные разновидности светильников. Например, стандартные торшерные, настенные, подвесные, встраиваемые в асфальтное покрытие, в виде невысоких столбиков и т. При определенной доле креатива наружное освещение может стать элементом рекламы бренда, как это сделали в McDonald’s:

Общественники обратили внимание властей на недоступную среду, созданную в Улан-Удэ при благоустройстве улиц

и в агентстве Law & Order:

Общественники обратили внимание властей на недоступную среду, созданную в Улан-Удэ при благоустройстве улиц

Уличная реклама

  • Щиты.
  • Стенды.
  • Электронные табло.
  • Перетяжки.
  • Строительные сетки.
  • Проекционное оборудование.
  • Стены и крыши зданий.
  • Остановки общественного транспорта.
  • Воздушные шары.
  • Аэростаты.

Общественники обратили внимание властей на недоступную среду, созданную в Улан-Удэ при благоустройстве улиц

Разумеется, рекламная индустрия не стоит на месте, и в мире можно найти намного более сложные рекламные конструкции, которые было бы сложно «вписать» в приведенный выше перечень. Например, огромная 3D-кошка, ставшая достопримечательностью Токио:

Сама по себе кошка ничего не рекламирует, однако рекламодатели активно пользуются самим фактом «захвата» внимания и размещают свою рекламу на этом же билборде, чередуя изображение кошки и показ рекламы.

Рекламодатели могут превратить уличную рекламу в самое настоящее шоу с участием зрителей, как это сделали производители питьевой воды в Марселе (Франция). Там световое шоу с мужским стриптизом транслируется на стену одного из исторических зданий, а электроэнергию для световой проекции вырабатывают сами зрители с помощью велотренажеров, из которых сделали велогенераторы электроэнергии:

По окончании сеанса мужского стриптиза восторженным зрительницам сообщают, что они сожгли 2 тысячи калорий, просто крутя педали велогенератора во время светового шоу.

Общественники обратили внимание властей на недоступную среду, созданную в Улан-Удэ при благоустройстве улиц

Впрочем, оригинальную наружную рекламу можно создать и с меньшими затратами, по-новому переосмыслив традиционные рекламоносители, как это сделали производители краски натуральных оттенков:

Общественники обратили внимание властей на недоступную среду, созданную в Улан-Удэ при благоустройстве улиц

и клейкой ленты:

Общественники обратили внимание властей на недоступную среду, созданную в Улан-Удэ при благоустройстве улиц

Можно еще и сэкономить на материалах, вырезав из рекламного щита «лишнее» по примеру производителей краски для волос:

Общественники обратили внимание властей на недоступную среду, созданную в Улан-Удэ при благоустройстве улиц

и автомобильной сигнализации:

Общественники обратили внимание властей на недоступную среду, созданную в Улан-Удэ при благоустройстве улиц

Можно пойти и другим путем, слегка дополнив традиционную рекламную конструкцию буквально одним элементом, как это сделали дилеры лекарства от диареи:

Общественники обратили внимание властей на недоступную среду, созданную в Улан-Удэ при благоустройстве улиц

и строительного инструмента:

Общественники обратили внимание властей на недоступную среду, созданную в Улан-Удэ при благоустройстве улиц

а также стирального порошка:

Общественники обратили внимание властей на недоступную среду, созданную в Улан-Удэ при благоустройстве улиц

А еще можно превратить в рекламу обычный жилой дом, раскрасив балконы разными цветами, как это сделала IKEA:

Общественники обратили внимание властей на недоступную среду, созданную в Улан-Удэ при благоустройстве улиц

Как вариант, можно сделать рекламу в виде граффити там, где это не нарушает эстетику городского пространства:

Общественники обратили внимание властей на недоступную среду, созданную в Улан-Удэ при благоустройстве улиц

Заметим, что цветовое оформление зданий и сооружений тоже является элементом городского дизайна. И поговорим об этом подробнее.

Фасады зданий и колористика городов

Чтобы дома и прочие строения органично «вписались» в городское пространство, они должны сочетаться по цвету и стилю. В Российской Федерации балансодержатели зданий должны иметь так называемый «колористический паспорт здания» или «Паспорт колористического решения».

Наличие колористического паспорта подтверждает, что наружный цвет фасада соответствует нормативным документам, утвержденным местной властью. Ввиду того, что российские города весьма разнообразны по возрасту, специализации, оформлению и расположению, единые рекомендации для всех городов от Сочи до Воркуты разработать попросту невозможно. Поэтому колористика городов – это прерогатива местной власти.

Практика регламентации цвета фасада в странах постсоветского пространства зародилась в 90-е годы прошлого столетия после развала СССР. В Советском Союзе жители наблюдали «50 оттенков серого российских городов», а всевозможные СНиПы и СанПиНы регламентировали лишь внутреннее окрашивание помещений в зданиях общественного назначения.

Так, можно встретить рекомендацию по окраске стен и потолка в школьных спортзалах такой краской, которая не будет сохранять следы от попадания мяча. Что же касается наружного цветового оформления, в те годы ограничивались нанесением штукатурки, которая, в зависимости от марки, качества и способа разведения, могла приобретать какой-либо оттенок серого.

Исключение составляли разве что школы и детские сады, где в штукатурку добавляли краситель, обычно тот, который был на складе. Уточним, что в СССР были плановая экономика и централизованное снабжение бюджетных учреждений всем необходимым из числа доступного. Для зданий детских садиков концентрация красителя была выше, а цвет ярче, школьные строения выполнялись в более сдержанной цветовой гамме.

В целом, мировая практика регулирования цветового оформления фасадов берет начало в 17-18 веках, когда города начали активно расширяться и разрастаться. Тогда на повестку дня встал вопрос, как обеспечить разнообразие и при этом гармонизировать разнообразное цветовое оформление жилых домов, лавок, магазинок, пабов, мастерских и прочих построек.

В основном, регламентирующие документы ориентировались на уже сложившиеся традиции. Так, в жарких южных странах часто окрашивали дома в белый, синий или голубой цвет. Эти цвета лучше отражают солнечные лучи, поэтому такое здание меньше нагревается. Кроме того, белила отпугивают насекомых и являются профилактикой того, что в доме заведутся москиты, скорпионы и прочая нечисть.

В странах Средиземноморья есть целые города, где дома окрашены в синий, белый или бело-голубой цвет. Это, например, Бодрум в Турции:

Общественники обратили внимание властей на недоступную среду, созданную в Улан-Удэ при благоустройстве улиц

«бело-голубой город» Сиди-бу-Саид в Тунисе:

Общественники обратили внимание властей на недоступную среду, созданную в Улан-Удэ при благоустройстве улиц

а еще Хускар в Испании:

Общественники обратили внимание властей на недоступную среду, созданную в Улан-Удэ при благоустройстве улиц

и Санторини в Греции:

Общественники обратили внимание властей на недоступную среду, созданную в Улан-Удэ при благоустройстве улиц

Хотя, можно встретить и другие объяснения подобных цветовых решений. Например, будто бы в Шавене в Мрокко стали красить дома в небесно-синий цвет для того, чтобы быть «ближе к небу», а следовательно, и ближе к Богу:

Общественники обратили внимание властей на недоступную среду, созданную в Улан-Удэ при благоустройстве улиц

В северных странах с большим количеством пасмурных дней в году традиционно отдавали предпочтения ярким цветам фасадов. Примером могут служить яркие дома Хельсинки:

Общественники обратили внимание властей на недоступную среду, созданную в Улан-Удэ при благоустройстве улиц

Общественники обратили внимание властей на недоступную среду, созданную в Улан-Удэ при благоустройстве улиц

Общественники обратили внимание властей на недоступную среду, созданную в Улан-Удэ при благоустройстве улиц

или кирпично-желтые улицы Эдинбурга:

Общественники обратили внимание властей на недоступную среду, созданную в Улан-Удэ при благоустройстве улиц

А вот что поможет защитить памятники архитектуры и город в целом от вредного воздействия окружающей среды, так это зеленые насаждения.

К ним относятся жилые, общественные и промышленные здания, улицы, магистрали, площади, подземные переходы, стадионы, телебашни и другие сооружения. Антропогенные объекты делятся на градостроительные, производственные и объекты городских инфраструктур: транспортной, инженерной и социальной

Формирование комфортной городской среды — это обо всём, что окружает нас. Дворы и подъезды, лифты, водопровод, газ и электричество. Чистая вода и водоёмы, зелёные парки и безопасные детские площадки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *