На сайте Российского научного фонда (РНФ) опубликованы списки победителей конкурсов Президентской программы исследовательских проектов 2023 года на получение грантов по мероприятиям
«Проведение инициативных исследований молодыми учеными»
«Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых»,
конкурса продления проектов научных групп под руководством молодых ученых, поддержанных в 2020 году.
По результатам конкурсов РНФ поддержал
431 инициативный проект молодых ученых грантами размером до 2 млн рублей ежегодно,
254 проекта молодежных научных групп с финансированием до 6 млн рублей ежегодно,
продлил финансирование 109 аналогичных проектов, поддержанных в 2020 году.
Конкурс инициативных проектов направлен на поддержку молодых исследователей в возрасте до 33 лет, защитивших кандидатские диссертации, независимо от должности и гражданства. Согласно правилам конкурса, желающим переехать для реализации своего проекта в другой регион, сумма гранта увеличивалась с 1,5 до 2 млн рублей.
Конкурс молодежных научных групп связан с поддержкой нового поколения научных лидеров. Фонд выделяет гранты для молодых кандидатов и докторов наук в возрасте до 35 лет. Размер одного гранта – от 3 до 6 млн рублей ежегодно, его продолжительность – 3 года с возможностью продления на конкурсной основе еще на 2 года. Реализация проекта должна быть направлена, в том числе на развитие научной карьеры молодых ученых, расширение горизонтов планирования их научной работы, формирование исследовательских команд, которые в будущем смогут стать основой новых научных отделов, лабораторий.
Список победителей (инициативные проекты)
Список победителей (научные группы)
Список победителей (научные группы, продление)
20 мая прошел финал Московского городского конкурса «Искусственный интеллект в решении социальных вопросов», организованный Центром педагогического мастерства совместно с МГИМО. В своих работах школьники размышляли, как нейронные сети могут помочь в работе гуманитариям. Они представили исследовательские работы по истории, праву, политологии, экономике, социальным наукам и филологии.
Московский городской конкурс проектов проводится ежегодно для учеников 7–11 классов, интересующихся исследованиями и проектированием в социально-гуманитарной сфере. В этом году организаторы получили
заявки от 515 команд, общее число участников которых – 975 человек. В рамках дистанционного этапа участники проводили исследование и рассказывали о пользе искусственного интеллекта.
В финал вышли 123 участника, которые презентовали разработанные модели перед экспертами в МГИМО. Среди них, например, был проект «Умная деревня», позволяющий вовремя собрать урожай, и исследование о применении искусственного интеллекта в исторической географии. В итоге победителями конкурса стали 17 команд.
О том, почему для конкурса в этом году была выбрана именно эта тема, рассказал один из организаторов Артём Тихонов: «Искусственный интеллект сейчас находится уже на такой стадии развития, что может замещать труд людей, в том числе в гуманитарных областях. Хотя, наверное, какое-то время назад никто не мог и подумать, что нейросети смогут хорошо писать и редактировать тексты, рисовать изображения. Эти технологии сейчас используются и для исследований, работы с архивами. Поэтому когда мы продумывали направления нашей конференции, мы как раз думали, в каких ещё сферах можно применить искусственный интеллект в прикладных целях. Нам показалось интересным, чтобы дети это изучили, погрузились в тему, представили идеи в своих проектах».
Владислава Филиппова, ученица школы №1282, поделилась впечатлениями о конкурсе: «Изучать искусственный интеллект и применять его в работе важно, потому что наш мир развивается очень быстро. Я представляла проект в сфере видеомонтажа и уверена, что новые технологии сделают работу в медиасфере намного интереснее, ведь рутинные задачи будут занимать меньше времени. Московский городской конкурс стал площадкой для выражения моих идей о профессии будущего».
О развитии искусственного интеллекта говорили и на другом недавнем проекте Центра педагогического мастерства — онлайн-курсе и выездной смене «КодИИм». Со 2 по 8 мая участники посещали занятия по математике и программированию, создавали Telegram-ботов и обучали модели. В конце смены все команды представили свои проекты на защите.
Также проекты по искусственному интеллекту школьники могли представить на региональном треке проекта «Большие вызовы», который также традиционно проходит в рамках Московского городского конкурса проектов.