О проекте. г. Санкт-Петербург

Реализация проектов, направленных на развитие качественной городской среды, остается одним из векторов, согласно которому формируются градостроительные концепции крупных европейских городов. Москва и Петербург пытаются нагнать их, ориентируясь на перспективный туристический поток. И если в столице с каждым годом становится все больше общественных пространств, транспортных решений и других элементов комфортной городской среды, то второй по величине российский город пока отстает.

Результаты рейтингового голосования. 2023 год

Центр компетенций по развитию городской среды и умному городу ( АНО «Центр компетенций Ленинградской области» ) — некоммерческая организация при Правительстве Ленинградской области, созданная с целью повышения качества городской среды. Мы помогаем внедрять новые подходы к развитию городской среды, разрабатываем и воплощаем в жизнь проекты благоустройства, содействуем реализации проекта «Умные города Ленинградской области».

При поддержке Правительства Ленинградской области

Узнайте, как развивать города вместе с Центром компетенций.

Приглашаем к сотрудничеству производителей товаров и услуг для благоустройства и цифровизации городского хозяйства.

Кроме помощи муниципальным образованиям Центр компетенций в рамках своей деятельности предоставляет также коммерческие услуги.

Проектная сессия в поселке Дружная Горка

Культурно-досуговый центр (п. Дружная Горка, ул. Введенского, 20)

Проектная сессия в поселке Высокоключевой

в библиотеке (п. Высокоключевой, Большой проспект, 35А)

Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и
городская среда» концептуально является продолжением приоритетного проекта «Формирование
комфортной городской среды», который реализовывался в период 2017–2018 годов. Наработанный за
два года опыт лег в основу федерального проекта, который стартовал в 2019 году.

Основная задача проекта — дать новый импульс развитию муниципалитетов на всей территории нашей
страны.

Мероприятия по реализации федерального проекта позволят улучшить качество городской среды к 2030
году в полтора раза. В рамках федерального проекта благоустраиваются общественные территории, парки,
набережные, а также реализуются проекты Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной
городской среды.

Качественное благоустройство возможно только при участии граждан, поэтому еще одна задача проекта —
сделать так, чтобы у каждого жителя страны старше 14 лет была возможность влиять на развитие
городской среды. Эта платформа призвана сделать процесс участия в благоустройстве максимально
простым и доступным.

Петербуржцы выбрали концепции благоустройства трех общественных пространств

О проекте. г. Санкт-Петербург

Губернатор Александр Беглов и секретарь Генсовета партии «Единая Россия» Андрей Турчак обсудили развитие в Петербурге комфортной городской среды.

Сегодня при поддержке партии «Единая Россия» был дан старт всероссийскому голосованию по выбору приоритетных объектов городской среды для благоустройства в 2023 году.

«Конкурс открывает новые возможности для планирования программ благоустройства в соответствии с пожеланиями горожан. Важно мнение каждого жителя. Чем активнее будут голосовать горожане, тем больше будет в Петербурге благоустроенных парков и скверов, «зеленых зон» и общественных пространств», – сказал губернатор.

Александр Беглов отметил, что создание общественных пространств, благоустройство дворов и придомовых территорий – одно из важнейших направлений работы городского правительства.

Петербург принимает участие в федеральном проекте «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда».

По итогам 2021 года Петербург вновь вошел в число лидеров рейтинга городов России с наиболее благоприятной средой. Среди городов-миллионников северная столица заняла второе место.

В 2021 году в рамках регионального проекта «Формирование комфортной городской среды» было создано 43 общественных пространства. Среди них – сквер «Осенний марафон», площадь перед Российской национальной библиотекой, прогулочная зона на набережной реки Охты, территория вокруг Суздальских озер. Завершен второй этап благоустройства сквера у центра реабилитации инвалидов имени Альбрехта, где создана безбарьерная среда.

Губернатор сообщил, что в 2022 году планируется благоустроить более 30 общественных территорий. Он подчеркнул, что все общественные пространства, детские и спортивные площадки во дворах проектируются и строятся по принципу зонирования, с учетом потребностей людей разного возраста и разных возможностей здоровья.

Также Александр Беглов и Андрей Турчак обсудили предстоящий капитальный ремонт здания школы № 425 в Кронштадте, который начнется по завершении учебного года. Деньги на ремонт школы выделены в рамках федеральной программы капитального ремонта школ.

Основными целями нацпроекта «Жилье и городская среда», реализуемого в Петербурге, являются улучшение жилищных условий петербуржцев и создание для них комфортной среды проживания. Так, до 2024 года в городе ежегодно будет сдаваться около 3 млн «квадратов» жилой недвижимости — оптимальный объем, по мнению Смольного. Кроме того, планируется расселить жителей из аварийных домов, а также благоустроить множество общественных пространств, учитывая мнение горожан.

Национальный проект «Жилье и городская среда» до недавнего времени был представлен четырьмя федеральными проектами: «Жилье», «Ипотека», «Формирование комфортной городской среды» и «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». С 2021 года нацпроект дополнен пятым федеральным проектом — «Чистая вода». Ключевыми целями нацпроекта являются улучшение жилищных условий населения и повышение комфортности городской среды. При этом в Санкт-Петербурге реализуются три региональных проекта: «Жилье» (ответственный за реализацию — комитет по строительству), «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» (ответственный за реализацию — жилищный комитет), а также «Формирование комфортной городской среды» (ответственный за реализацию — комитет по благоустройству). Как сообщили в комитете по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга, в соответствии с бюджетом города на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов общий объем финансирования нацпроекта в городе на период с 2021 по 2023 год запланирован в объеме 11 млрд рублей. При этом в 2021 году объем финансирования составляет 3,3 млрд рублей за счет средств бюджета города. По региональному проекту «Жилье» 724,9 млн рублей выделено на строительство многоквартирного дома со встроенно-пристроенными помещениями на Нижне-Каменской улице со сроком ввода в эксплуатацию в 2021 году, а также двух многоквартирных домов со встроенно-пристроенными помещениями на Глухарской улице со сроком ввода в эксплуатацию в 2023 году. В рамках регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» предусмотрено 161,6 млн рублей, а на «Формирование комфортной городской среды» — 2,42 млрд рублей.

Улучшение жилищных условий петербуржцев и создание комфортной городской среды — основные цели региональных программ, реализуемых в соответствии с национальным проектом «Жилье и городская среда». В срок до 2024 года в городе ежегодно планируется вводить около 3 млн кв. м жилья — оптимальный объем, чтобы избежать серьезной нагрузки на инфраструктуру, благоустроить сотни дворовых территорий и общественных пространств, а также расселить жителей из аварийных домов.

Национальный проект «Жилье и городская среда», призванный помочь жителям России улучшить жилищные условия, сделать строительную отрасль современной, а города — красивыми и комфортными, избавив их от аварийных домов, должен быть реализован до конца 2024 года, на что из государственного бюджета предусмотрено выделить более 1 трлн рублей. Он был разработан Минстроем России в соответствии с указом президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и включает в себя четыре федеральных проекта: «Жилье», «Формирование комфортной городской среды», «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» и «Ипотека».

Однако в связи с изменением экономической ситуации в середине лета на заседании президиума Совета по стратегическому развитию и национальным проектам под председательством президента РФ Владимира Путина его участники договорились о продлении целей развития до 2030 года, а также о внесении изменений в нацпроекты в течение трех месяцев в соответствии с новыми целями и их синхронизации с антикризисным планом. Так, в соответствии с указом главы государства основной целевой показатель нацпроекта «Жилье и городская среда», а именно ежегодный ввод в эксплуатацию 120 млн кв. м жилья и улучшение жилищных условий 5 млн семей, должен быть достигнут не к 2024-му, а к 2030 году.

В Петербурге в соответствии с целями нацпроекта определены его региональные составляющие. Так, целью регионального проекта «Жилье» является увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 3,7 млн кв. м в год. В рамках проекта «Формирование комфортной городской среды» предполагается добиться кардинального повышения комфортности городской среды к 2024 году, увеличения индекса качества городской среды на 30%, создания механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, а также увеличения доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды до 30%. В соответствии с проектом «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» до конца 2024 года должно быть расселено не менее 4,777 тыс. м аварийного жилищного фонда с переселением не менее 239 тыс. человек.

Пешеходный маршрут. Как набережные становятся точкой притяжения горожан

Недавно открытые общественные пространства, особенно набережные, вызывают большой интерес — можно привести в пример площадки на Карповке или на Южной дороге, где в хорошую погоду яблоку негде упасть. Но таких мест еще недостаточно, поэтому необходимо создавать новые: разного формата в разных частях города, и не только в центре.

О том, какой должна быть городская среда и каких форм благоустройства не хватает сейчас, чтобы в ней было комфортно находиться, говорили эксперты на круглом столе «Фонтанки». Отправной точкой обсуждения стал студенческий конкурс проектов новой набережной в Приморском районе.

Санкт-Петербург — активный участник проекта «Комфортная городская среда», рассказала заместитель председателя Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга Лариса Канунникова.

— Мы не получаем федеральные субсидии в рамках этого проекта и можем рассчитывать только на средства, заложенные в городском бюджете, — отметила она.

При этом на сегодняшний день, по критериям Минстроя, Петербург занимает второе место в стране по качеству городской среды после Москвы. Оценивается не только благоустройство, но и в комплексе — транспорт, инженерное обеспечение, ремонт фасадов и т.

В рамках программы появляются новые объекты: недавно в Василеостровском районе открылись кинологическая площадка, Новосмоленская набережная, сквер «Осенний марафон». Среди больших парков можно отметить Фермский сад в Пушкине, парк «Зима-Лето» в Металлострое, Заневский парк, который откроется в этом году в Красногвардейском районе.

Как рассказала Лариса Канунникова, в создании комфортной городской среды активно участвует и бизнес. Наиболее яркий пример, пожалуй, «Новая Голландия» — но и в строительстве современных кварталов место таким пространствам есть. Например, на территории промышленной зоны Охта-Оккервиль уже открыто два участка набережной Охты, скоро завершится первый этап у Оккервиля. В рамках соучаствующего проектирования к финансированию этого проекта подключилась частная компания.

Еще одно важное направление — создание площадок для маломобильных групп населения. Например, недавно была открыта вторая часть Бестужевского сада, созданного архитекторами вместе с врачами-методистами Федерального центра реабилитации инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы. Там нет типового оборудования — все создано специально для этой площадки.

Ольга Семенова, директор проектов девелоперской группы PLG

Архитектурный критик, член Совета по сохранению культурного наследия Петербурга Мария Элькина

Генеральный директор Фонда молодежных инициатив Сергей Салкуцан

Архитектурный критик, главный редактор и издатель журнала «Проект Балтия» Владимир Фролов

Всего в Петербурге, по словам Ларисы Канунниковой, на 2021 год запланировано открытие 243 объектов в рамках программы «Комфортная городская среда».

Архитектурный критик, главный редактор и издатель журнала «Проект Балтия» Владимир Фролов уверен, что город должен развиваться.

— Одна из характерных проблем Петербурга — с озеленением — возникла еще в XIX веке, — рассказывает он. — Если в XVIII веке он был очень зеленым, то в силу бурного капиталистического роста в XIX веке шла активная застройка. Она преобразовала город — создала, в том числе, дворы-колодцы. А от озеленения предыдущего столетия остались лишь элементы в виде Летнего сада, небольших скверов перед усадьбами.

Сегодня, по его словам, решать эту проблему еще сложнее, т. в городе много автомобилей, а им нужно место для парковки и для проезда. И тут как раз должна помочь платная парковка, которая позволит ограничить объемы автотранспорта в центре.

— Качество городской среды — понятие комплексное: в него входит и благоустройство, и архитектура зданий, и то, насколько насыщена эта среда необходимыми функциями, — считает Ольга Семенова, директор проектов девелоперской группы PLG. — Например, в советских кварталах часто ощущается недостаток качественного ретейла. Можно долго гулять, а зайти — некуда. Поэтому люди и приезжают в центр города, на Невский, где есть все — и красивые улицы, и парки-сады рядом, и рестораны с магазинами. Поэтому должен быть микс функциональности и красоты.

Генеральный директор Фонда молодежных инициатив Сергей Салкуцан обозначил два важных тренда в формировании городской среды. Во-первых, создание новой культурной географии, новых маршрутов, которые были бы интересны для жителей, уже привыкших к парадному великолепию Петербурга. Второй тренд — соучаствующее проектирование, когда в создании среды участвуют и горожане, и бизнес.

Архитектурный критик, член Совета по сохранению культурного наследия Петербурга Мария Элькина отметила, что невозможно оценить качество городской среды в целом: Петербург большой, разный — и качество городской среды в отдельных частях тоже разное.

— В центре его можно оценить как очень хорошее. Несмотря на меньший объем вкладываемых средств, он более комфортен для прогулок, чем та же Москва, где в последнее время было много что сделано, — комментирует Мария Элькина. — Но и центр, очевидно, нуждается в улучшениях, и они должны быть более комплексными.

Например, платная парковка способствует разгрузке центра от автомобилей. Но к этому необходимо также продумать озеленение, хотя среда тут очень плотная и найти место достаточно сложно. В центре много мест, куда можно зайти посидеть, но при этом не хватает скамеек. Аналогичные проблемы с автомобилями и озеленением есть не только в центре — в том же Купчино часть бульваров превратились в проспекты, свободные пространства — в парковки. Плюс на периферии меньше мест, куда можно пойти, — сейчас эта проблема частично решается за счет городской программы. «Мне приятно видеть, что программа формирования комфортной городской среды у нас складывается из уникальных проектов, а не репродуцирования стандартных решений», — дополнила Мария Элькина. Отдельно стоит отметить районы новостроек: в большинстве из них до сих пор преобладают жилые дома, и пойти в пешеходной доступности просто некуда. «Нужно плавно менять структуру этих районов, связывать их между собой и планировать застройку так, чтобы они стали частью города, а не островами, из которых невозможно выбраться», — отметила она.

Также она подчеркнула, что невозможно рассматривать благоустройство само по себе — это как добавить сахара в невкусный напиток. Например, в Казани, которая получает многочисленные премии за свои общественные пространства, есть большая проблема с состоянием зданий, считает Мария Элькина, поэтому и нужен комплексный подход.

Чего-то не хватает

В благоустройстве города требуется больше элементов, которые помогают человеку чувствовать себя комфортно в пространстве, уверены эксперты.

— Можно повышать уровень дизайна в городе: таких элементов, как арт-объекты или паблик-арт, должно быть больше, это тоже формирует городскую среду, — прокомментировал Владимир Фролов.

Он отметил также, что город состоит из разных типов пространства: есть советский Петербург, постсоветский, исторический. И не все районы были благоустроены раньше. Например, город недостаточно уделяет внимания развитию берегов Невы в сторону Ладожского озера — они гораздо менее осмыслены с градостроительной точки зрения, например, по сравнению с Морским фасадом. «Так как среда там местами более девственна, то идеи освоения могут быть более экспериментальными, с сохранением основ петербургской школы, петербургского стиля», — дополнил Фролов.

По мнению Марии Элькиной, городу в благоустройстве, в первую очередь, не хватает связности.

— Надо, чтобы велодорожки в спальных районах соединялись между собой в сплошные маршруты, а не заканчивались внезапно, — пояснила она. — Также нужна система общественных пространств разного размера. Районы должны резервировать территорию под большие парки на окраинах — город растет, и зеленые зоны надо оберегать. Нужны районные пространства, такие как набережная Карповки. Это не «Новая Голландия», куда стекается вся светская публика в выходные, а именно место для повседневного времяпрепровождения. Было бы здорово, чтобы появились пространства еще меньшего масштаба — особенно в центре, где не так много места. Небольшой уголок: 5 деревьев, скамейка, стол, но чтобы они встречались достаточно часто. Надо, чтобы появилось понимание: нам нужны не только гигантские точки притяжения. Пример Карповки показал, что это очень востребовано, и надо двигаться дальше.

— У нас не хватает психологического комфорта при движении пешком по городу, — дополнила Лариса Канунникова. — Эта программа разрабатывается, мы создаем маршруты не только вдоль Смоленки, Карповки, но и на береговых линиях. Хотя город находится у воды, мы не видим на берегу комфортной городской среды в той форме, в которой в которой бы нам хотелось — разноплановой, разномасштабной и в разной стилистике. Выход города к воде — это тренд, который должен развиваться. Мы видим успех набережной на Южной дороге на Крестовском острове. И мы продолжаем эту линию от 3-го Елагина моста до Парка 300-летия, включая и участок набережной напротив запланированной гостиницы.

Дизайн для молодых

Возможность поучаствовать в создании новой городской среды появилась и у будущих архитекторов, студентов и выпускников творческих вузов Петербурга — в рамках конкурса St. Petersburg Young Design.

— Наш Фонд молодежных инициатив создан недавно, и мы поддерживаем различные экспериментальные проекты в городе, которые могут выявить новых лидеров в том или ином направлении, — рассказал Сергей Салкуцан. — Сначала был конкурс только для студентов Академии им. Штиглица. В этом же году мы с Академией охватили около 1000 студентов из 16 творческих вузов города. Конкурс показывает дизайн в разных областях его применения. Важно то, что соревнование идет не в отрыве от индустрии: партнеры очень сильно вовлечены в него, они не только ставят задачу, но и работают со студентами, помогая довести его до логического конца.

В сфере дизайна городской среды конкурс проводится по двум номинациям: благоустройству дворов новой сцены Александринского театра и набережной Финского залива в Приморском районе напротив будущей гостиницы компании PLG.

— Мы планировали реализовать проект недалеко от Яхтенного моста. Когда узнали, что город собирается соединить его с 3-м Елагиным мостом пешеходной набережной, то захотели принять участие в этом проекте, так как не хотим закрывать набережную у гостиницы от горожан и туристов, — объяснила Ольга Семенова. — И мы решили дать студентам возможность пофантазировать на эту тему, для чего и учредили номинацию. Мы целенаправленно выдали студентам «взрослое» техническое задание, именно такое, какое выдаем своим подрядчикам. Иначе, на наш взгляд, невозможно узнать, как работает рынок, что и в какой форме требуют заказчики, каковы их ожидания, какие этапы проходит проект. Каждый участник получил от нас обратную связь — это важный этап в процессе обучения и становления студентов как специалистов.

Она рассказала, что в формировании технического задания принимала участие компания «Нескучный сад», которая занимается разработкой проекта городской набережной в целом, и она же помогала в оценке работ и выборе финалистов. Всего сейчас определено 6 проектов, которые прошли во второй, финальный этап.

Проект Анастасии Киселёвой. Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Штиглица. Кафедра средового дизайна, выпускница

Проект Наталии Мурашовой. Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Штиглица. Средовой дизайн, 3 курс

Проект Елены Стрелковой. Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна. Институт дизайна пространственной среды, 3 курс

Проект команды «Ауринко». Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Штиглица. Кафедра интерьера и оборудования, 4 курс

Проект команды Layout. Владислав Старостин, НИУ ВШЭ, дизайн среды, 2 курс. Анастасия Соколова. Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина, 3 курс

Проект команды «Среда», Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина, факультет архитектуры. Анна Диканчукова, выпускник 2019 г. , Екатерина Парфёнова, выпускник 2021 г. , Варвара Петращук, выпускник 2021 г. , Анастасия Фёдорова, выпускник 2021 г.

Эксперты оценили, что работы, выдвинутые на конкурс, выполнены на достойном уровне. Кроме того, для студентов, особенно для тех, кто учится на 2–3 курсе бакалавриата, это достаточно смело — вынести на обсуждение свой проект.

— Сам факт проведения конкурса для молодых архитекторов — это хорошая важная инициатива, — отметил Владимир Фролов. — В промышленном дизайне у компаний довольно много подобных проектов, но в средовом дизайне это первый пример коллаборации с инвесторами.

Участники круглого стола высказали ряд предложений, которые можно будет учесть на втором этапе разработки проектов.

— Ключевое для объектов — это насыщенность функционалом, — подчеркнула Мария Элькина, — в какой-то момент между набережными неизбежно начнется конкуренция, поэтому придется бороться за привлекательность.

Ольга Семенова, в свою очередь, отметила, что студенты работали над проектом, исходя из того, что первый этаж гостиницы вдоль набережной будет отдан под кафе и рестораны — это будет гастроулица, а на территории возможно проводить гастрономические фестивали, праздники и мастер-классы. Поэтому на втором этапе студентам предложат подумать над коммерческой функцией непосредственно на берегу.

Мария Элькина полагает, что для проектирования таких набережных нельзя брать только один отрезок берега: необходимо рассматривать город вокруг, чтобы представлять картину в комплексе. Еще один важный момент — более глубокое осмысление темы воды.

— Только на первый взгляд роль воды на набережной очевидна. Необходимо каждый раз задумываться: зачем мы спускаемся к воде, как она будет использоваться, что делать зимой, когда у воды холодно, — пояснила Мария Элькина. — Вообще в ходе работы над проектами надо задавать больше фундаментальных вопросов — начиная от того, кто сюда придет и что здесь будет делать.

— Нельзя рассматривать набережную вне контекста городских территорий, — также подчеркнула Лариса Канунникова. — Сейчас создается проект этой набережной от «Лахта центра» через парк 300-летия, в сторону 3-го Елагина моста, а также через пешеходный Яхтенный мост по Крестовскому острову до Южной дороги.

Из всего проекта уже создана набережная у «Лахта центра» и у метро «Зенит», а также на Южной дороге.

При этом Лариса Канунникова уверена: люди идут к воде, на набережные, чтобы прежде всего приобщиться к природе с ее закатами, водой, ландшафтами. Поэтому она рекомендовала авторам проектов больше внимания уделить природной составляющей, взаимосвязи объектов с природой, чтобы она не превратилась просто в транзитный участок, где никто не задерживается. Но при этом не стоит чрезмерно насыщать функциями этот участок в порыве задержать здесь людей — нужно, чтобы зоны соединялись между собой, а люди не мешали друг другу. Она привела в пример территорию на Южной дороге, где тихая зона лежаков отделена и от детской, и от спортивной площадки.

Лишним не будет

Если говорить о том, что могло бы дополнить наш город, то все однозначно говорят: новые набережные.

Так, Сергей Салкуцан говорит, что не хватает набережных и маленьких пространств в периферийных районах — как правило, они ограничиваются детскими площадками.

— Идея создать набережную, которая бы все связала, самый большой пешеходный маршрут — это очень классно для жителей города, в котором практически все набережные отданы автомобилям, — комментирует Ольга Семенова. — На наш взгляд, этот проект — один из значимых в сфере общественных пространств. Еще есть, что проработать, но мы уверены, что людям понравится идея и поесть, и развлечься, и погулять по берегу, не уезжая куда-то далеко. Если посмотреть на парк 300-летия, то 10% гуляют в самом парке и 90% — идут на набережную, так что у людей велика потребность доступа к в воде во время прогулок.

Владимир Фролов уточнил, что набережным, в том числе и в Приморском районе, можно придать индивидуальность за счет использования арт-объектов: как раз объекты искусства необязательно размещать в центре, а вот на периферии они будут притягивать людей. Помимо этого он отметил, что городу не хватает зелени. Причем, во всех районах.

Мария Элькина в числе первоочередных мер отметила, что надо делать город более чистым и ухоженным. Например, в свете грядущей зимы хотелось бы, чтобы на улицах не было соли — она создает много грязи. Кроме того, власти в прошлом году разрешили ставить зимние террасы, но этому мешает как раз снежно-соляная «каша» на улицах. Если город будет более чистым, то можно будет лучше воспринимать природу в городе:

— Хотелось бы больше естественности, чтобы была чистая вода в Неве, чтобы мы видели и зелень, и воду, — подчеркнула она.

Лариса Канунникова, в свою очередь, пригласила жителей активно участвовать в создании общественных пространств, чтобы комфортная среда была во всех районах города.

— Мы устали от типовых решений, типового благоустройства — новые пространства в Петербурге имеют успех именно потому, что они индивидуальны. И тут вопрос не только комфорта, но и функционала. Поэтому я вижу задачу нового поколения в том, чтобы более креативно подходить к решению таких задач и привносить в проекты новое мышление, — резюмировала она.

Мария Мокейчева, «Фонтанка. ру»

Соблюсти баланс

В комитете по строительству отмечают, что у города есть стратегия развития до 2035 года, а также прогноз социально-экономического развития, в соответствии с которыми к 2024 году в Петербурге достаточно будет вводить 2,5–2,6 млн кв. м жилья ежегодно, при этом небольшое снижение темпов строительства является допустимым. «Чтобы не перегреть рынок и поддерживать баланс спроса и предложения, достаточно строить около 3 млн кв. м ежегодно. Это оптимальная цифра»,— считают в Смольном, добавляя, что соответствующая программа реализуется в полном объеме. Так, в 2018 году в городе было введено 3,2 млн кв. м жилья, в 2019-м — 3,4 млн кв. м, в 2020-м предполагается ввести 3,7 млн кв. м и столько же — в 2021 году.

«Известно, что перед всей страной стоит задача наращивать объемы строительства. Общая задача — достичь цифры 120 млн кв. м в год. Исходя из этого федеральный центр требует возводить в городе к 2024 году 5,3 млн кв. Для нас это слишком много, учитывая накопленный дефицит социальной и транспортной инфраструктуры»,— заявляют в профильном комитете. В ведомстве отмечают, что Петербург пока единственный субъект федерации, который не подписал соглашение с Минстроем по реализации нацпроекта «Жилье». «Президент России 21 июля подписал указ № 474 “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года”, который корректирует сроки реализации нацпроектов до 2030 года. Минстрою было поручено провести анализ актуальности заявленных показателей ввода жилья и пересчитать их совместно с субъектами РФ. Мы работаем с федеральными ведомствами, обосновывая и отстаивая свои цифры»,— говорят в Смольном.

Чиновники уверены, что угрозы невыполнения намеченных показателей из-за пандемии нет. «Несмотря на строгие ограничительные меры, связанные с COVID-19, нам удалось исполнить практически все планы, а кое-где даже перевыполнить их. Так, с начала года в Петербурге построено и введено уже более 900 тыс. м жилья. Стройки Петербурга стойко перенесли кризис: на сегодняшний день нет объектов жилого назначения, возведение которых бы остановилось»,— добавляют в комитете по строительству. Что касается планов по исполнению программы в 2021 году, то, по словам чиновников, они будут актуализированы и подписаны в четвертом квартале текущего года.

«Очевидно, что текущее соотношение спроса и предложения на рынке, даже после того, как спрос просел в коронавирусный период, не демонстрирует какого-то дефицита жилья, особенно в массовом сегменте. Для того чтобы строить и продавать больше, чем сегодня, пока предпосылок нет. Даже с учетом всех государственных мер поддержки, субсидированной ипотеки»,— считает Эдуард Тиктинский, владелец одной из петербургских девелоперских компаний.

С ним солидарен и Федор Туркин, председатель совета директоров одного из строительных холдингов, отмечая, что, несмотря на сокращение вывода на рынок новых объектов, пока имеющегося предложения хватает для удовлетворения спроса. «Однако в перспективе при сохранении небольшого объема нового предложения может возникнуть дефицит»,— говорит он. По мнению Дмитрия Коновалова, управляющего партнера еще одной строительной компании, с изменением формата финансирования проектов их количество сократилось, однако предложение удовлетворяет спрос и говорить о дефиците нового жилья пока рано.

Золотая середина

Объем ввода жилья в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» был предметом длительного спора между Минстроем РФ и городскими властями. Так, в Смольном утверждали, что объем в 5,5 млн кв. м жилья, на котором настаивало профильное ведомство, будет катастрофичным для рынка, в первую очередь из-за той нагрузки, которая ляжет на инженерную и транспортную инфраструктуру, которую потребовалось бы наращивать в геометрической прогрессии. Строительному блоку городского правительства в прошлом году удалось отстоять цифру примерно в 3 млн «квадратов», что является, по мнению Смольного, «золотой серединой». Участники рынка также заявляли, что этот объем является оптимальным для текущей рыночной ситуации, при которой в Петербурге нельзя говорить об ощутимом недостатке или, наоборот, переизбытке предложения.

Так, в соответствии с соглашением о реализации регионального проекта «Жилье» на территории Петербурга в период с 2020 по 2030 год предстоит построить около 31,7 млн кв. м жилья, в том числе в 2020–2024 годах — более 15 млн «квадратов». На 2021 год плановый показатель по вводу жилья в Петербурге соответствует 3,2 млн кв. Как отметил председатель комитета по строительству Петербурга Игорь Креславский, проведенный анализ выданных разрешений на строительство со сроками реализации в 2021 году показал, что имеющийся потенциал строящихся объектов позволяет рассчитывать, что плановое задание по вводу жилья в этом году будет выполнено. На середину августа в городе сдано 1,9 млн кв. м жилой недвижимости (почти 60% от плана). Вместе с тем в 2020 году в городе было сдано 3,37 млн «квадратов» жилья, что составляло 104,9% от запланированного объема. При этом в 2022 году в городе по плану должно быть сдано 3,4 млн кв. м жилья, в 2023-м — 2,77 млн кв. м, а в 2024-м — 2,65 млн кв.

В рамках реализации регионального проекта в Смольном также говорят о том, что уже обеспечена возможность прохождения административных процедур в государственной информационной системе «Единая система строительного комплекса Санкт-Петербурга»: были изменены административные регламенты процедур в сферах строительства в части предоставления их в электронной форме. Кроме того, разработаны и утверждены документы территориального планирования и градостроительного зонирования Петербурга, а в текущем году представлен на рассмотрение правительства города проект изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга. Из других шагов — реализация мероприятий по обеспечению строительства жилья для государственных нужд, проведение регулярной актуализации каталога продукции российского производства, контроль за использованием и сохранностью земельных участков, находящихся в государственной собственности Петербурга, реализация «дорожной карты» по внедрению целевой модели «Получение разрешения на строительство и территориальное планирование» в части сокращения сроков предоставления услуги по получению разрешения на строительство. Среди прочих мер — подготовка заявки Петербурга на участие в мероприятиях по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов РФ, осуществляемых в рамках федерального проекта «Жилье», а также реализация проектов по развитию территорий, расположенных в границах населенных пунктов, предусматривающих строительство жилья.

Достойные условия жизни

Расселение аварийного жилищного фонда является одной из ключевых задач правительства Российской Федерации, причем не только в части улучшения жилищных условий, но и в обеспеченности сохранения жизни и здоровья людей. В рамках регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» к 31 декабря 2024 года в Петербурге должно быть расселено не менее 4,777 тыс. м аварийного жилищного фонда с переселением не менее 239 человек.

В прошлом году была проведена оценка рыночной стоимости 78 квартир, расположенных в двух аварийных многоквартирных домах, для определения сумм возмещения гражданам за изымаемые у них жилые помещения. Было проведено переселение 112 человек (54 семьи) и расселение жилых помещений общей площадью 2303,6 кв. м, в основном за счет выплаты возмещения гражданам за изымаемые у них жилые помещения, в том числе завершено расселение одного аварийного дома. Кроме того, был подготовлен проект постановления правительства «Об изъятии для государственных нужд Санкт-Петербурга земельного участка в Василеостровском районе Петербурга и жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном на нем», благодаря чему удалось инициировать процедуру изъятия для государственных нужд жилых помещений, находящихся в аварийном доме. В текущем году будет проведена оценка рыночной стоимости 13 квартир для определения сумм возмещения гражданам за изымаемые у них жилые помещения, а также намечено переселение оставшихся 94 человек (37 семей) и расселение жилых помещений общей площадью 1777,6 кв.

Комфорт превыше всего

Согласно паспорту регионального проекта «Формирование комфортной городской среды», до 2024 года в Санкт-Петербурге планируется благоустроить более 80 общественных пространств, сообщили в комитете по благоустройству. «В Петербурге непрерывно ведется работа по созданию новых общественных пространств. Более того, город переходит от локального проектирования к комплексным ландшафтно-градостроительным решениям. Созданы ландшафтно-градостроительные стратегии благоустройства территорий каждого района, предполагающие комплексный подход, который заключается в синхронизации действий исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, внутригородских муниципальных образований, а также бизнеса, с учетом мнений жителей города»,— говорят в Смольном.

Учитывая существующий подход, в 2021 году благоустраиваются общественные пространства в различных районах города, наиболее значимыми из которых являются сквер «Осенний марафон» в Василеостровском районе; территория, прилегающая к Среднему и Нижнему Суздальским озерам, в Выборгском районе; парк «Зима-лето» (улица Богайчука, за домом 24) в Колпинском районе, Заневский парк в Красногвардейском районе. Так, в Красногвардейском районе уже завершен второй этап благоустройства Бестужевского сада, который является продолжением «Сада возможностей» под открытым небом. «Благоустройство выполнено при взаимодействии с методистами, врачами и социальными работниками ФГБУ “Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Альбрехта”»,— уточняют в комитете.

Согласно целям нацпроекта, уже к 2024 году в процесс благоустройства городов должно быть вовлечено не менее 30% активного населения. Одной из программ, реализуемых в Петербурге, направленных на привлечение граждан к формированию комфортной среды, является проект «Твой бюджет». Как сообщили в комитете финансов Петербурга, за последние пять лет номинальный бюджет «Твоего бюджета» составил 370 млн рублей, в том числе в 2016 году — 20 млн, в 2017-м — 50 млн, в 2018-м — 90 млн, в 2019-м — 90 млн; в 2020-м — 120 млн. «Иногда реализация проектов затягивалась, и проекты претерпевали существенные изменения. Фактически в период 2017–2020 годов на реализацию проектов было потрачено из бюджета города 786,5 млн рублей»,— уточнили в Смольном.

Всего в течение 2020 года было реализовано 16 объектов. Благодаря проекту «Твой бюджет» под Коломяжским путепроводом появилась первая в городе официальная площадка для занятия экстремальными видами спорта. На реализацию проекта было выделено 32,3 млн рублей. В Невском районе были завершены работы по обустройству «Тропы здоровья» и двух площадок для выгула собак. В Василеостровском районе создано многофункциональное общественное пространство для молодежи. При этом инициативы жителей Василеостровского и Центрального районов послужили основой для подготовки концепции единой системы городской навигации, реализованной в 2020 году. Во Фрунзенском районе на базе городской поликлиники создан районный центр по борьбе с инсультом. Комната эрготерапии и кабинет физической реабилитации для постинсультных больных открылись летом 2020 года. 12,5 млн рублей было направлено на создание инклюзивной детской площадки во Фрунзенском районе. Еще одна инклюзивная площадка была установлена в Московском районе, в Пулковском парке. Кроме того, около станций метро в Московском районе установлены семь перехватывающих велопарковок. Все с навесами и удобными дугами для крепления велосипедов.

Заявленный бюджет проекта «Твой бюджет — 2021» 120 млн рублей: 90 млн распределили члены бюджетных комиссий в районах — участниках проекта, 30 млн будет распределено между победителями общегородского онлайн-голосования. «Общая стоимость всех отобранных проектов, включая те, что были отобраны в цикле 2021 года, а также в проекте “Твой бюджет в школах” и “Твой город” уже превышает 1,1 млрд рублей»,— говорят чиновники. В Смольном также уточняют, что в дальнейшем планируется ежегодно выделять на «Твой бюджет» 120 млн рублей; на «Твой бюджет в школах» — не менее 60 млн рублей в год; на «Твой город» — не менее 100 млн рублей.

Среди инициатив, которые будут реализованы в 2021 году, — открытие креативного пространства «Библиотека — центр свободного общения и досуга» на базе детско-юношеской библиотеки № 11 Приморского района, в  Красносельском районе завершаются работы по реализации проекта «ЭКОстановки»,  а также проектов, направленных на улучшение образовательных учреждений — «Ремонт и оборудование актового зала в ГБОУ СОШ № 7», «Ремонт детского ГБДОУ д/с № 15». 31 августа 2021 года состоялось открытие полосы препятствий на территории ГБОУ СОШ № 493. Также будут реализованы «экологические» проекты в Пушкинском районе: «Гуманное регулирование численности безнадзорных кошек при помощи их кастрации» и «Экологическая акция “Делаем будущее”» (срок завершения — октябрь 2021).

В городском правительстве уверяют, что последствия пандемии на реализации существующих планов не отразятся. «Существующий подход к благоустройству в городе позволяет достигать поставленных целей регионального проекта, а риски недостижения показателей регионального проекта из-за последствий пандемии коронавирусной инфекции отсутствуют»,— отметили в комитете по благоустройству.

Общее направление

Москва стремительно развивает городскую среду и по сравнению с европейскими столицами даже перегоняет их, а Петербург пока отстает от столичных темпов как в вопросах благоустройства городской среды, так и в развитии коммунального хозяйства, транспортной и социальной инфраструктуры, говорит архитектор и основатель проектного объединения Ольга Смоленская.

«Учитывая, что Петербург является одним из ключевых туристических городов России, привлекающим огромное количество как зарубежных, так и российских туристов, количество новых благоустроенных территорий крайне мало. Объективно не хватает велодорожек, пешеходных прогулочных зон, благоустроенных парковых и культурных пространств. Но стоит отметить, что в последние годы эта ситуация понемногу начинает меняться»,— говорит она.

В качестве примеров создания новых рекреационных пространств она приводит остров Новая Голландия в Адмиралтейском районе и общественное пространство «Севкабель Порт» на Васильевском острове. «Тем не менее, на мой взгляд, для культурной столицы подобных современных пространств, объединяющих искусство, дизайн, архитектуру, деловую и социальную активность, должно быть значительно больше — как минимум три десятка»,— подчеркивает госпожа Смоленская.

Москва и Петербург показывают практически одинаковые значения индекса качества городской среды с хорошим приростом за год, что говорит об изменении городских пространств в лучшую сторону, отмечает руководитель подразделения «Градостроительство» фонда крупнейшего российского финансового института развития в жилищной сфере Ксения Титова. Петербург стабильно лидирует в части качества озелененных пространств, хотя по другим направлениям уступает столице.

«Уровень развития городской среды — многосоставное понятие, которое не ограничивается обустройством общественных пространств и велодорожек. На наш взгляд, основной проблемой формирования комфортной среды городов сегодня является отсутствие комплексного подхода. Под комплексным подходом мы понимаем глубокую проработку градостроительного контекста, анализ и взаимоувязку позиций всех заинтересованных сторон, формирование видения будущего территории и основных направлений ее развития. Фактически речь идет о предпроектной концептуальной стадии разработки проектов городского развития — как стратегических, так и локальных. В первом случае — это мастер-план территории, во втором — дизайн-проект благоустройства»,— говорит госпожа Титова.

Показательное благоустройство

Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга участвует в реализации регионального проекта «Формирование комфортной городской среды», являющегося частью одноименного федерального проекта, входящего в состав нацпроекта «Жилье и городская среда», для которого установлены семь показателей. Первый показатель определяет значение индекса качества городской среды. По итогам 2019 года он составил 243 балла, что является вторым результатом среди крупнейших городов после столицы. Второй показатель касается прироста индекса качества городской среды по отношению к предыдущему году. Так, его прирост на 2019 год составил 2% (пять баллов). «Показатель выполнен»,— говорят в комитете. Третий показатель — количество городов с благоприятной городской средой, при котором набранное количество баллов индекса качества городской среды составляет более 50% от максимально возможного (360). По итогам 2019 года Санкт-Петербург признан городом с благоприятной средой: им было получено 243 балла. Четвертый показатель — доля городов с благоприятной средой от общего количества городов, который в прошлом году достиг в Петербурге 100%. Пятый показатель затрагивает реализованные мероприятия по благоустройству, предусмотренные государственными или муниципальными программами формирования современной городской среды, в частности, количество обустроенных общественных пространств. Плановое значение показателя на 2019 год, согласно паспорту регионального проекта,— семь общественных пространств, при этом фактически в 2019 году было выполнено благоустройство 30 общественных пространств. «Значение целевого показателя превышает планируемое более чем в четыре раза»,— отмечают в комитете по благоустройству, добавляя, что плановое значение показателя на 2020 год составляет 12 общественных пространств.

Шестым показателем является количество благоустроенных дворовых территорий. Плановое значение показателя на 2019 год составляет 203 дворовых территории, фактически были выполнены работы по благоустройству 500 дворовых территорий. «Значение целевого показателя превышает планируемое более чем в два раза. Плановое значение показателя на 2020 год составляет 208 дворовых территорий»,— объясняют в Смольном. И, наконец, седьмой показатель — это доля граждан, принявших участие в решении вопросов развития городской среды от общего количества граждан в возрасте от 14 лет. «В 2019 году число граждан в возрасте старше 14 лет, принявших участие в решении соответствующих вопросов, составило около 430 тыс. человек (9%). Показатель выполнен»,— сообщили в городской администрации.

Вместе с тем, учитывая ситуацию, вызванную новой коронавирусной инфекцией, объем финансирования регионального проекта на 2020 год из бюджета Петербурга сокращен на 70% и составляет 1,03 млрд рублей.

«В связи с этим в настоящее время в паспорт вносятся необходимые изменения для актуализации его финансовой части»,— отмечают в комитете по благоустройству. Пока что объем финансирования регионального проекта на 2020 год составляет 2,07 млрд рублей, из которых из бюджета Санкт-Петербурга будет направлено 1,03 млрд, из бюджета внутригородских муниципальных образований — 1,04 млрд. При этом Петербург не является получателем субсидий из федерального бюджета на поддержку государственных программ субъектов РФ и муниципальных программ формирования современной городской среды, добавляют в ведомстве.

На сегодняшний день удалось достигнуть взаимодействия исполнительных органов государственной власти Петербурга и жителей при реализации регионального проекта, что позволило комплексно подойти к благоустройству территорий города, говорят в комитете по благоустройству, уточняя, что риски недостижения показателей регионального проекта отсутствуют. Что касается планов на следующий год, то объем финансирования регионального проекта из бюджета Санкт-Петербурга в 2021 год составит 1,5 млрд рублей. «Его участниками запланировано благоустройство 225 объектов, в том числе 12 общественных пространств и 213 дворовых территорий»,— уточняют в Смольном.

Разумная инициатива

Развитием городской среды должны заниматься власти с помощью специализированных научных институтов, считает петербургский парламентарий Павел Иткин. «Сегодня городская среда — это область на стыке урбанистки, IT, логистики, экологии и защиты культурного наследия. Чиновники, бизнес и местные жители могут вносить предложения и проекты, но идеи должны дорабатываться командами многопрофильных специалистов. Только научный подход к развитию городской среды улучшит ситуацию»,— считает он.

По словам депутата, задачи властей — взять на себя координацию информации между жителями, чиновниками и профильными специалистами, готовить соответствующую законодательную базу и обеспечить финансовую сторону вопроса. При этом во власти должны быть кадры, способные собрать профильную команду ученых, оценить результат работы, принять окончательное решение.

«Второе, что тормозит развитие города,— это человеческий фактор. Не все новшества городской среды приживаются одинаково успешно. Яркий пример — это велодорожки, которые используются для парковок авто, для прогулок с колясками. Городская среда должна подстраиваться под нужды жителей Петербурга, а не под лекала европейских городов или Москвы»,— уверен господин Иткин.

Ксения Титова считает, что важно, не от кого исходит инициатива в развитии городской среды, а насколько ответственно она рассматривается другими участниками процесса, так как современные практики проектирования городских пространств всегда содержат множественные мероприятия по вовлечению в процесс всех заинтересованных сторон — жителей, местный бизнес, экспертное сообщество и органы власти.

«Мы видим много примеров появления по-настоящему талантливых и актуальных проектов благодаря проведению международных конкурсов. На их площадке как опытные, так и молодые бюро имеют возможность проявить себя в решении сложных городских задач, повысить свои компетенции за счет работы в консорциумах. Масштабный открытый конкурс — это инструмент привлечения тысяч специалистов и получения большого количества идей. Сразу решаются две задачи: проект получает возможность выбрать лучшие концепции, а профессиональное сообщество — приобрести сильные команды урбанистов»,— говорит госпожа Титова.

Инициатива по развитию городской среды должна исходить прежде всего от городских властей и ими же контролироваться, уверена Ольга Смоленская: любая сторонняя инициатива, от кого бы она ни исходила, будет проигнорирована, если в этом не заинтересован город.

«В 2016 году был примечательный случай, когда городские власти организовали архитектурный конкурс на проект благоустройства территории Большой Морской улицы. Тема получила широкий резонанс, участвовало множество архитектурных бюро, была организована выставка со смотром работ конкурсантов. В декабре был подведен итог и выбран финалист, которому было предложено доработать проект до конца месяца. В результате все закончилось тишиной, и проект так и не был реализован к чемпионату мира по футболу 2018 года, как это изначально планировалось»,— напоминает архитектор.

Транспортные связи

Для развития в Петербурге общественного транспорта как одного из элементов качественной городской среды следует исходить из того, что такой транспорт должен быть комфортнее личного, говорит Ксения Титова: если на автобусе будет быстрее и не менее комфортно, чем на авто, доехать до центра, больше людей согласится пересесть на общественный транспорт. Остановки общественного транспорта должны располагаться в зоне пешей доступности от основных потоков пользователей территории. Эффективная альтернатива общественному транспорту — городская микромобильность, которая включает велосипеды, самокаты, соловилы, скейтборды и другие средства передвижения.

«Чем больше у человека альтернативных способов добраться из точки А в точку Б, тем выше вероятность, что он откажется от личного транспорта в пользу других вариантов. Развитие территорий должно базироваться на анализе потенциальной транспортно-пешеходной активности. Этот показатель отражает востребованность определенного сегмента улично-дорожной сети и, соответственно, возможную эффективность от развития прилегающих к нему пространств»,— отмечает госпожа Титова.

Транспортная система Петербурга требует серьезного комплексного развития, начиная от расширения транспортной сети как наземного, так и подземного транспорта и заканчивая вопросами доступного и удобного информирования населения о работе всех видов транспорта, подчеркивает Ольга Смоленская: электронные табло, различные приложения с расписанием маршрутов и отслеживанием движения транспорта.

Роман Курзенер, генеральный директор компании, специализирующейся на решении задач в сфере развития и управления градостроительными проектами, указывает, что одной из главных задач в части развития общественного транспорта Петербурга является формирование удобных транспортно-пересадочных узлов разных масштабов: от пунктов международных и междугородних пересадок до локальной смены вида внутригородского транспорта. При этом все системы общественного транспорта (автобусы, трамваи, троллейбусы), а также железнодорожный транспорт необходимо связать в единую сеть, добавляет он.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.