Набережная реки Охты на карте
Набережная реки Охты возведена по обоим берегам реки, от Челябинского до Малоохтинского мостов в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга.
Непрерывное укрепление берега на Охте есть только в нижнем течении на правом берегу от моста Шаумяна до Свердловской набережной, которая высокой стенкой заходит на берег Охты.
Берега укреплены, в основном, низкой банкетной стенкой на свайном основании с зелёным откосом. Выше по течению укрепление берегов имеется только в примыкании к вновь построенным мостам.
История набережной
До середины ХХ века берега Охты крепились деревом.
После окончания Великой Отечественной войны кварталы, расположенные вдоль Большеохтинского и Среднеохтинского проспектов, реконструируются и озеленяются. В связи с этим приводятся в порядок и берега Охты.
В 1968 году при строительстве набережной от моста Шаумяна вниз по течению до Магнитогорской улицы возникла необходимость в высокой стенке набережной с отметкой карнизного камня до +6 метров. Транспортная магистраль на уровне отметок набережной прошла вблизи берега, минуя пониженную территорию производственного объединения «Знамя труда» им. Лепсе, где в 1970-х годах развернулись работы по благоустройству заводской застройки. Одновременно со строительством набережной была построена подпорная стенка с металлической оградой, ограждавшая территорию завода.
В 1977 году сооружается мост по Центрально-Дуговой магистрали с прилегающими стенками набережной.
В 1981 году низкая стенка набережной по левому берегу продлевается вниз по течению (на длине в 450 м). На правом же берегу, на территории экспериментального завода «Ленинградоргстрой», в 1982 году строится высокая стенка набережной, проект которой был разработан в содружестве коллективов «Ленгипроречтранса», «Ленинградоргстроя» и «Ленмосттреста». Целью этого проекта являлась разработка новой конструкции набережной в виде высокой вертикальной заанкерованной стенки (на вертикальных сваях) из сборных мелких железобетонных блоков с фактурной лицевой поверхностью в виде неглубоких борозд. Это позволяло отказаться от гранитной облицовки стенки набережной.
В 1986-1987 годах на территории Базы «Ленмосттреста» существующая низкая стенка набережной перестраивается в высокую (длиной 282 м), по внешнему виду аналогичную высокой стенке на противоположном берегу. Отличие состояло в том, что классический анкер был заменён на дополнительный ряд анкерных наклонных свай, которые были омоноличены со свайным основанием существующей низкой стенки.
В 1984 году берега Невы около Большеохтинского моста и устья реки Охты были коренным образом реконструированы. У Большеохтинского моста соорудили высокую каменную набережную с путепроводом, обеспечивающим транспорту возможность движения в двух уровнях. Одновременно был открыт Малоохтинский мост, перекрывающий устье реки Охты. На левом берегу Охты построили подпорные стенки и участок стенки набережной и спуск, примыкающие к левобережной опоре Малоохтинского моста с верховой стороны.
В 1992 году был построен Армашевский мост через Охту с небольшими участками прилегающих набережных на обоих берегах.
Дополнительная информация
Река Охта – самый крупный приток Невы в черте города. Протекает на северо-востоке Санкт-Петербурга и во Всеволожском районе Ленинградской области, общая длина реки — 96 км.
Берега Охты между её притоками — Оккервиль и Лубья — служили дачным местом. Охтинские молочницы были хорошо известны многим горожанам.
В Петербурге завершили благоустройство набережных Охты и Оккервиль. На берегах этих рек появилось общественное пространство, созданное по принципу соучаствующего проектирования — в разработке проекта благоустройства учитывались пожелания жителей района и активистов общественных организаций.
Пространство от Заневского проспекта до Уткина моста разделили на зоны. Левый берег обновили с учётом потребностей любителей активного отдыха — здесь есть велосипедная дорожка, комфортные подходы к воде, детская и спортивная площадки. На правом берегу обустроили экотропу и площадку для выгула собак. Площадь благоустроенной территории составила более двух гектаров. Об этом сообщает пресс-служба Красногвардейского района.
Проект развития береговой линии Охты и Оккервиль разработали при поддержке администрации Красногвардейского района, комитета по благоустройству и комитета финансов. В ходе первого этапа работ в 2021 году обновили набережные от Уткина моста до моста Шаумяна — там появились велодорожки, оригинальные площадки и малые архитектурные формы.
«Благодаря соучаствующему проектированию и активному обсуждению территорий с жителями, мы завершили комплексное благоустройство набережных рек Охта и Оккервиль, общей площадью более 4,2 гектара. На этом развитие береговой линии не заканчивается: в этом году мы подготовим проект продолжения благоустройства — от Комаровского моста до моста Шаумяна.», — сказал глава районной администрации Евгений Разумишкин.