Урбанизм захватил Россию. Чтобы быть в тренде, попробуйте посетить самые интересные с точки зрения урбанистики локации. Стартуйте немедля, мы как раз составили мини-путеводитель.
Мне всегда нравилось наблюдать и изучать качество пространств и то, как эти пространства объединяются в одно целое: город. Есть высказывание одного писателя Дэвида Харви, он говорит: «Создавая город, человек делает себя» и «то, каким городом мы хотим быть это неотъемлемая часть вопроса какими людьми мы хотим стать». Поэтому вместо того, чтобы ставить вопрос о том, какие они, лучшие городские проекты в мире, я спрашиваю, какими городами в этой статье вы бы хотели быть? В городских проектах интересно отметить, что всегда следует учитывать несколько обстоятельств. Во второй части к каждому пункту я попытался поразмышлять над тем, как те или иные решения представленных проектов могли бы были использованы в Харькове. Далее на ikharkovchanin.
Лучшие примеры урбанистических проектов, как уже осуществленных так и тех, которые в процессе строительства
Дизайн, построенный на прошлом
Оффенбахер Хафен, реконструированный из загрязненного промышленного порта, этот экологически чувствительный берег реки во Франкфурте является примером для подражания. Бывшие промышленные площадки часто считаются черными дырами наших городов – мест, куда никто не ездит. Этот проект включает в себя историю города и привносит характер в новую область. Он представляет собой возобновление утраченной связи с городом.
При просмотре изображения или прочтении описания локации сразу приходят на ум берега рек Лопань и Харьков, которые простираются по всему городу с севера на юг. Так, в центре они более или менее ухоженные, но если отойти немного вниз или вверх по течению, то сразу видишь камышовые заросли, трубы канализации и пустое, никак не использованное пространство. Только представьте, как хорошо могут выглядеть серые и время засорены набережные, если сделать там что-то вроде того как сделали во Франкфурте.
Прочная связь с природным ландшафтом и городская ферма.
Landgrab City. Различные городские проекты включают ландшафт как часть их проектов, но этот случай в Шэньчжэне, Гонконге, использует ландшафт на совершенно ином уровне. Городское хозяйство общины среди мегаполиса бросает вызов тому, как мы воспринимаем наши города. Тот факт, что хозяйство также пропорционально количеству жителей города, выступает напоминанием о количестве земель, необходимых для их кормления, а также способствует возрождению сельского хозяйства.
Ничего не напоминает?) Да да, подобную картину можно увидеть много где в спальных районах, перемешанные с частным сектором, например на Холодной горе. Однако посмотрите внимательнее на фото, это не какие-то заброшенные окрестности, а оживленная главная улица какого-то района. Представьте что нечто подобное будет среди дворов вдоль Пушкинской или Чернышевского. Вопрос только в том насколько велика в этом потребность именно у харьковчан, ведь в этом пункте речь идет о Китае, где необходимо обеспечивать едой сотни миллионов людей.
Экономически выгодный – порт Тель-Авив.
Мы всегда должны помнить, что стоимость является весьма важной. Проекты должны соответствовать экономическим возможностям, чтобы существовать. Израильский порт в Тель-Авиве, будучи чрезвычайно простым, отвечает не только требованиям пользователей, но и экономичным. Брусчатка из дерева, сочетание с другими частями города, элементы освещения для ночного пользования и ощущение бесконечного пространства создают простое место для каждого.
Портов очевидно в нашем городе нету, но использование возобновляемых источников энергии и экологически чистых материалов становится все более актуальным. Вы могли подумать, а как переживут снега и морозы деревянные тротуары, ведь рядом с Тель-Авивом пустыня и всегда почти одинаковый климат? Действительно так, по суровой зимы покрытие будет портиться, хотя вспоминая зиму нынешнюю такое решение кажется уже менее необдуманным.
Где космос становится местом – Парк Клайда Уоррена.
Великий философ Хайдеггер однажды сказал, что “места позволяют существовать пространства, а выдающийся характер этих мест собирается и существует вместе”. Парк Клайда Уоррена в Далласе, штат Техас, является прекрасным примером. Городской парк, построенный над действующей автострадой, его сразу же радостно одобрили люди, поскольку он предлагает разнообразные мероприятия и удобства, такие как детский парк с водоемами, читальным залом, рестораном и зеленой зоной.
Очень интересное решение о том, как скрыть от человеческого глаза суетливую дорогу. Принимая во внимание то, как наша власть любит постоянно врзводить и реконструировать парки, можно осознанно пофантазировать на счет того, что в ближайшие, скажем, 15 лет таким образом переоборудуют какую-то часть Московского проспекта или проспекта Льва Ландау. Или же им придет в голову очередное переоборудование Ботанического сада, но теперь уже в районе проспекта Науки, где проходит метро.
Проект “Элемент сюрприза” – проект “Мадридский Рио”
Городские проекты, которые имеют силу меня удивлять каждый раз, когда я смотрю на них, они особенно привлекательны. Великолепный дизайн имеет силу удивить вас снова и снова. Это дело с дизайном Мадридского Рио, огромным проектом по масштабу, но очень контекстуальным в каждой незначительной части. Пешеходные мосты, парки, сосны, иерархия пространств и разнообразие высот – только некоторые из разнообразных впечатлений, которые предлагает этот дизайн. И хотя масштаб достаточно большой, дизайнеры продумали отдельные детали, которые делают эти пространства замечательными независимо от того, сколько раз вы их посещали.
Выглядит помпезно, согласитесь, даже чем-то напоминает сквер «Стрелка» и его продолжение вдоль набережной в сторону центра. Напоминает по расположению также у воды, но не более, ведь то, что строят в Мадриде это действительно произведение паркового искусства. Подобный проект в Харькове можно было бы реализовать например где-то возле Гидропарка, это стало бы еще одним местом, куда бы водили гостей города, ведь часто можно услышать, что кроме центра и Парка Горького у нас ничего нет.
Mix and Match – A’beckett Urban Square
Великие мыслители, такие как Джейн Джейкобс, всегда заявляли, что для того, чтобы иметь большие кварталы, должна быть смесь пространств, атмосферы и культур. Городская площадь района Abeckett в Мельбурне, Австралия. Превратив вакантный участок в яркое место, этот городской дизайн принес устойчивость в микрорайон. Разнообразие средств и мероприятий объединяет разнообразие людей, которые взаимодействуют друг с другом. Тот факт, что большинство городской мебели является съемной, создает возможности для гибкости и делает пространство еще более удобным.
И действительно, такой вариант занять неиспользованное пространство в значительной степени повысит настроение людямм, которые там работают или живут. В районах, где в Харькове капитально строят новостройки действительно не хватает подобных мест, два-три простых варианта детских площадок и столько же тренажеров. Самым ярким примером можно назвать новостройки вдоль улицы Клочковской, если спуститься туда от Госпрома или метро «Научная». Спортивные площадки оказали бы местной молодежи и не только полезный вариант для проведения своего свободного времени.
Сосредоточьтесь на людях, а не на автомобилях – Place La République.
Париж в последнее время становится ведущим городом в продвижении удобных для пользователей пространств. В этом проекте мы посмотрим, как одно из важнейших и особых мест в городе превратилось в замечательное пространство. Имея очень мало вмешательств и уделяя большое внимание деталям, это пространство сейчас является местом людей – прекрасная площадь, предлагает парижанам и туристам увеличены возможности для активной жизни и наслаждения жизни.
Вспомните только долгое время уже ведутся разговоры о том, чтобы сделать Сумскую пешеходной. И настоящим аналогом парижского решение могло бы стать освобождение площади Свободы от автомобилей и любого транспортного движения. Да, звучит сложно, ведь могут образоваться пробки на прилегающих улицах, и если воплощать эту идею, то придется искать компромисс. С другой стороны, если так же как в Париже засадить площадь деревьями, то останется меньше места для проведения массовых мероприятий, для которых очень часто используют именно площадь Свободы.
Экологически чистые – городские автострады
ChonGae были признаны неудачным экспериментом градостроительства. Размещение этих структур в наших городах не помогло уменьшить транспортное движение и создало деградацию окружающей среды и угрозу для жителей. Итак, что можно сделать? На помощь приходит пейзаж. Канал ChonGae в центральном Сеуле, Корея – прекрасный пример. Один из лучших городских проектов, он вполне превратил городское шоссе в яркую пешеходную зону. Он не только создал пространство для людей, но вернул красоту и ценности существующего водного канала.
Это уже второй за сегодня вариант, как превратить автостраду на полезное пространство именно для жителей города. Но стоит также опасаться критики во время утверждения подобных проектов. Опять же, речь идет об Азии, где каждый квадратный метр улицы на вес золота, и поэтому такие пространства для людей, а не для машин является глотком свежего воздуха. Актуальность такой идеи для Харькова, как мне кажется, обсуждать еще довольно рано. Несмотря на то, какими темпами будет расти население города можно будет заниматься планированием подобных проектов.
Справедливый и всеобъемлющий – Mariahilferstrasse
Вена Мариахильферштрассе показано одним из лучших примеров того, как городской дизайн может быть всеобъемлющим. С места, которое не оставило места для пешеходов, оно стало местом, которое включает как транспортные средства, так и людей в общей зоне общего пространства. Пользователи района внесли свой вклад в процесс дизайна, давая и обмениваясь идеями. Дополнив всеобъемлющий характер этого дизайна, было создано сайт по разработке. И жители Вены, и туристы, которых там можно встретить, называют это духом Вены – прекрасным местом для жизни, полным живучести и людей, происходят из смеси культур.
В урбанистике очень важный компромисс между противоположными элементами, такими как небоскребы и низькоповерхови здания, пешеходы и машины и тд. Поэтому, общая улица для многих видов транспорта сможет заставить обе стороны сосуществовать вместе и больше считаться с требованиями других. Конечно, центральную улицу на такой пространство не превратишь, однако смежные с ней точно могут стать местом нового для Украины градостроительного решения.
Умные города – Брайтон, Соединенное Королевство.
Понятие “Умный город” стало модным сегодня, но Gehl Archite показывают нам, как самое главное – это создание счастливых городов. Какие они, счастливые города, вам наверное очень интересно как может быть счастливым сам город, и рассказываем. Это города, где люди хотят жить, города, которые предлагают возможности для счастья каждому из них жителю. Этот проект в Брайтоне создал общее пространство, которое удовлетворяет потребности и желания всех людей, которые живут в этом пространстве и пользуются им. Результаты исследований, которые проводили социологи показали, что «86 процентов граждан Брайтона хотели бы видеть больше таких районов в городе».
«Харьков лучший» или его противоположный вариант «Харьков луДший» можно часто услышать от горожан как и на улице так и в социальных сетях. Такой фразой обычно описывают или реальный пример совершенствования города, или смеются с какого-нибудь фейла или нецелесообразного расходования средств. Наш город очень часто подвергается критике от нас самих, прежде всего из-за приоритета благоустройства зеленых зон и центра над простыми потребностями по типу горячей воды, не сходящих с рельс трамваев или взрывающимися каждую зиму трубами теплосетей. Поэтому, по моему мнению, прежде всего надо думать о простых вещах, которые на западе уже стали обычным делом, и уже потом повышать уровень счастья отдельными проектами.
Грозный-сити
Как бы там не критиковали реконструкцию Грозного, невиданные вливания в отдельно взятую республику дали неожиданный результат. В пределах нескольких кварталов здесь вырос настоящий Дубай. И хотя небоскребы, в том числе и пятизвездочный отель, по высоте уступают арабским, мечеть «Сердце Чечни» считается одной из самых больших и красивых в мире. Если не раскачивать лодку и не задаваться вопросом, сколько и кому всё это стоило, то прогулка по городу, не так давно лежавшему в руинах, впечатляет.
Приморский океанариум во Владивостоке
Казалось, что океанариумы — это совсем не наш жанр. Крутые могут быть в Сингапуре, Австралии, США, в Испании, на худой конец. Но два года назад во Владивостоке построили океанариум, который тут же занял третью строчку в рейтинге самых больших в мире. Общая площадь — пять или шесть футбольных полей, а под самым большим аквариумом — ещё и тоннель почти в сто метров длинной. И всё это не в каком-то курортном Сочи, а в далеком и довольно суровом Владивостоке.
«Гранд Макет Россия» (Санкт-Петербург)
Это вся Россия в миниатюре — на 800 квадратных метрах расположены макеты всех самых важных (по мнению создателей музея) достопримечательностей страны. Причём здесь не только масштабированные с скрупулезной точностью строения, но и природные достопримечательности. Есть уральский хребет и даже что-то похожее на тайгу. За час похода по музею вы, конечно, не сможете составить представление о всей стране. Зато можно наделать сотни крутых фото — а что ещё нужно туристу?
Нижний центр Улан-Удэ
Возможно, один из немногих муниципальных проектов в стране, который вылился в нечто действительно интересное. Несколько лет назад здесь снесли все сгнившие и не представляющие исторической ценности избушки, а те, что остались, отреставрировали, придав им игрушечное очарование. Из-за сочетания бревенчатых изб, разноцветных ставней и новой мостовой на фоне новой старой столицы Бурятии можно делать более русские фотографии, чем где-нибудь в Пскове или Новгороде.
Парк Галицкого в Краснодаре
Когда бывший владелец крупнейшей сети супермаркетов начал строить в Краснодаре свою версию Зарядья, многие ухмылялись — провинциал-миллиардер, ну что за колхоз. Получился не только один из крутейших частных парков Европы, но и очень необычный арт-объект, разительно отличающийся от квадратно-прямоугольных парков страны. Дошло до того, что парк Галицкого стал местом номер один must see в Краснодаре.
Крымский мост
Достопримечательность, прямо скажем, временная. Просто поначалу никто не верил, что его построят, потом не верилось, что по нему можно ездить. Потом — что за двадцать минут можно перенестись из Краснодарского края в Крым. Немало людей в этом году так и объяснили поездку на полуостров — да, сервис ужасный, да, цены завышены, да, банкоматов нет, но ведь интересно же прокатиться по новому мосту! Скоро вроде бы обещают ещё один, железнодорожный, можно будет повторить.
Зарядье
Уже бы и забыли про этот парк, если бы московские власти не подкинули недавно угля — по данным видеонаблюдения, посетителям так нравится парк, что они постоянно занимаются в нем сексом. Ну вы поняли, как теперь нужно туда ходить.
Выводы
Хотя эти 10 проектов – замечательные примеры городской ландшафтной архитектуры, мы должны помнить тот факт, что ни одно решение не подходит всем, это мы неоднократно подчеркивали на протяжении всей статьи. Контекст очень важен и его всегда следует учитывать. Городские проекты разрабатываются для конкретного места; таким образом, они должны отвечать требованиям, вытекающим из их конкретного происхождения. Новым словом должен стать дизайн, ориентированный на человека и его потребности. Ознакомившись со всеми 10-ю проектами вы наверняка уже почувствовали симпатию к какому-то из них, что бы именно ВЫ хотели видеть в Харькове и за счет каких проектов, по вашему мнению, жизнь в городе бы улучшилась?