Мастер-план освещения и его роль в формировании световой среды города

Разработка концепции освещения

Мастер-план освещения и его роль в формировании световой среды города

Разработка технического задания

В соответствии с пожеланиями Заказчика и требованиями, предъявляемыми нормативами СНиП, ПУЭ и международными стандартами.

Мастер-план освещения и его роль в формировании световой среды города

Определение оптимального типа, способа расстановки, ориентации и количества светильников, а также типа и мощности источника света для правильного распределения нормируемых светотехнических параметров (освещенность, яркость, коэффициент ослеплённости и др).

  • СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение»
  • МГСН 2.06-99 «Естественное, искусственное и совмещенное
    освещение»
  • ГОСТ 26824-86 «Здания и сооружения. Методы измерения яркости»

Мастер-план освещения и его роль в формировании световой среды города

Разработка рабочей документации

  • Характеристика объекта, оценка состояния и качества существующих систем освещения, сведения о принятом проектом решении (средства и приемы освещения, проектные светокомпозиционные параметры).
  • Визуализация (в том числе 3D моделирование) освещенных фрагментов территории и фасадов зданий, световой генплан с решением задач светоцветового зонирования, размещение осветительных приборов с указанием типов источников света.
  • Светотехнический расчет осветительных установок с распределением освещенности на объекте.
  • Характеристики применяемых осветительных приборов.
  • Общие положения по проектированию и данные по объекту, мероприятия по охране труда и технике безопасности, план производства работ (организации строительства).
  • Принципиальные электрические схемы, схемы подключения светильников, расчеты контура заземления.
  • Планы электрических сетей и схемы расположения осветительных приборов, выполненные на геоподоснове.
  • Чертежи и указания по монтажу оборудования.
  • Спецификация оборудования и материалов.

Мастер-план освещения и его роль в формировании световой среды города

Согласование проектной документации в соответствующих инстанциях, а также защиту проектно-сметной документации в органах государственной и ведомственной экспертизы.

Мастер-план освещения и его роль в формировании световой среды города

  • Контроль за соблюдением требований проектной документации
  • Необходимое корректирование и дополнение рабочей документации
  • Консультация заказчика
  • Ведение журнала авторского надзора

Мастер-план освещения и его роль в формировании световой среды города

Правильное световое планирование современных городов является необходимым условием создания комфортной городской среды. Очень часто освещение городских объектов происходит хаотично, действия различных организаций, принимающих в этом участие не согласованы, а выбор объектов для архитектурно-художественного освещение не обоснован. Создание единой методики подхода к планированию городского освещения и включение светового дизайна в систему градостроительного проектирования могло бы существенно повлиять на улучшение ситуации. Смена дневного образа города на ночной может происходить по различным сценариям, каждый из которых успешно применяется в тех или иных условиях городской среды, в зависимости от цели и задачи искусственного освещения. Например, светодизайнер, проектируя освещение может постараться сохранить дневной образ объекта или даже усилить его дополнительными акцентами. В некоторых случаях художнику удается удачно трансформировать объект путем создания контробраза, а иногда, и вовсе уничтожить привычный и создать абсолютно новый образ. Однако при проектировании городского освещения нельзя руководствоваться интересами или особенностями отдельного объекта или городской зоны. Необходимо использовать системный подход, который позволит сохранить единое городское пространство, обеспечивая безопасность и комфорт жителей. В современном световом урбанизме существует несколько подходов, позволяющих с успехом решать задачи освещения ночного города. Каждый из них имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Маркетинговый подход связан с изучением целевой аудитории, сегментированием ее состава и определением предпочтений в освещении. Отдельным направлением городского светодизайна является световой брендинг, который влияет на формирование положительного ночного образа города у трех главных целевых групп: жителей города, туристов и инвесторов. Другой подход, разработанный доктором  архитектуры, профессором МАРХИ Щепетковым Н. , основан на выявлении структуры города и его функциональном зонировании с помощью всех видов городского освещения. Выделяется городской каркас, состоящий из улично-дорожной сети, системы общественных центров и природного каркаса, и ткань, состоящая из зон различного функционального использования. Эта методика уже стала определенным стандартом в световом урбанизме России, на ней основана концепция единой световой среды Москвы и ряда российских городов. Еще один подход в световом урбанизме основан на методах архитектурно-ландшафтного анализа и изучения объемно-планировочной композиции города с учетом его исторического развития. Ландшафтный подход к формированию ночного образа города развит в работах известного светодизайнера урбаниста Роже Нарбони. В последнее время очень перспективным в световом урбанизме становится использование ментальных карт города, основанных на теории Кевина Линча, специалиста по городскому планированию. Он предложил в образе города выделять пять элементов: пути, районы, границы, узлы и ориентиры (достопримечательности). Этот подход может быть очень полезен на стадии концепции, до детального проектирования отдельных функциональных зон и элементов города. В освещении городских пространств важнейшим вопросом является не то, как и чем освещать, а какие объекты выбрать и какие задачи решать с помощью света. В процессе создания концепции необходимо рассматривать город как сложный объект в котором нужно выделить и подчеркнуть доминанты и акценты ночного образа, в качестве опорных точек использовать высокие здания, формирующие силуэт. Планируя освещение улиц и набережных учитывать фокусы замыкания перспектив и здания, формирующие «речной фасад» города. Здания, находящиеся в составе архитектурных ансамблей и памятники архитектуры, должны быть освещены в соответствии с их назначением и месторасположением. относительно основных доминант города и туристических достопримечательностей на основных маршрутах экскурсий. Ментальные карты, элементы ночного образа и приемы светодизайна могут применяться на разных уровнях световой планировки: на макроуровне – город и районы, мезоуровне – объекты или микроуровне – зоны и участки объектов. В световом урбанизме необходимо применять мультидисциплинарный подход, в том числе и с использованием ментальных карт города с целью обеспечения взаимодействия между специалистами разных областей: маркетологов, урбанистов, архитекторов, ландшафтников, социологов, светотехников под творческим руководством светодизайнера. Назрела необходимость включения светового дизайна города в обязательную часть градостроительных проектов. Особенности каждого подхода, трудности и ключевые преимущества различных приемов светового зонирования городских пространств  мы подробно рассмотрим на конкретных примерах на нашем интенсивном курсе “Городское освещение”.

Синонимы: светопланировочная схема, световая генсхема, схема светового благоустройства города, мастер-план освещения (МПО), световой мастер-планМастер-план освещения города – это стратегическое, графическое описание концепции единой световой среды города. Он играет важную роль в определении общей концепции освещения города – это базовый документ, который регламентирует городское освещение для различных городских зон, иерархию световых доминант и показывает основные световые оси и узлы, туристические маршруты, увязывает все виды городского освещения вместе. Мастер-план освещения г. Кинешма, Ивановская область, студия светодизайна LiDЭто важный помощник при проектировании освещения отдельных городских зон в будущем-чтобы городская среда воспринималась гармонично, не было хаоса световых и цветовых решений, были правильно проработаны панорамы города с основных видовых точек. Обычно городу достаточно одного достойно проработанного мастер-плана. И если есть чёткое разграничение на исторический центр, современную застройку, промышленную территорию, на мастер-плане удобно иллюстрируется световое зонирование городских пространств и каждая зона выделяется своим освещением. Подобная логика применена в концепции единой световой среды для города Кинешмы. Считается, что автороми идеи светового мастер-планирования являются светодизайнеры Франции, в частности Роже Нарбони — светодизайнер и урбанист, руководитель студии Concepto. Под его руководством студия «CONCEPTO» разработало более 130 световых генпланов для городов разных стран мира (Франция, Израиль, Италия, Бразилия, КНР, Греция и др. )Мастер-план освещения Shanghai Pudong, China, Eastern Banks of the Huangpu river, студия Concepto/ Мастер-план освещения Changli, Jeishi National Park, China, студия ConceptoТеме светового мастер-планирования и светового урбанизма также уделяется большое внимание в книге «Световой дизайн города» Н. Щепеткова , Лауреата Государственной Премии РФ, доктора архитектуры, профессора, заведующего кафедрой «Архитектурная физика» МАРХИ. В книге разбирается методология проектирования комфортной световой среды города, рассмотрен исторический и современный опыт светового урбанизма. Также Н. Щепетковым приводятся и анализируются примеры световых мастер-планов г. Тольятти (Н. Гусев, В. Ф Колейчук 1969 г. ), г. Астаны (Н. Щепетков 2001 г. ), г. Москвы (Н. Щепетков 1999 г. )Световой генплан г. Москвы, Н. ЩепетковПроектирование любого городского участка начинается с того, что проводится подробный анализ объекта и той территории к которой он относится. Изучается, что окружает объект, какие климатические особенности данной территории, особенности расположения. Анализируются менталитет жителей и потребности пользователей. И конечно, анализируется текущая ситуация с освещением. На основе проведённого анализа формируются основные идеи и подходы к освещению данного пространства. Мастер-план освещения – это часть большой работы над концепцией единой световой среды города. Мастер-план освещения по сценариям освещения г. Полярные Зори, Мурманская область, студия светодизайна LiDSЕсли необходимо, то мастер-план освещения прорабатывается в нескольких сценариях. Так, например, для города Полярные Зори (рис. 1) студия светодизайна LiDS разработала концепцию единой световой среды, которая подразумевает изменение городского освещения в течение суток на основе биодинамической концепции, которая имеет 4 сценария освещения и световю схему для каждого из них. Данный город находится за Полярным кругом, в Мурманской области. И в условиях полярной ночи людям особенно необходима помощь искусственного освещения, чтобы не так остро чувствовать нехватку естественного света и смены времени суток. Благодаря разработанной концепции, городское освещение дополняет недостаток естественного освещения, делая городское освещение более близким к биоритмам людей. В условиях полярной ночи помимо нехватки света есть ещё и вторая проблема – белоснежная долгая зима. Когда всё белым бело и монотонно, большую часть времени суток темно – потребность в цветном освещении особенно актуальна. Поэтому помимо динамического изменения утилитарного освещения, предусмотрены различные варианты ландшафтного освещения с использованием цветов, подходящих для каждой из пород местных деревьев. Еще один пример мастер-плана для концепции единой световой среды северного города Ковдор, разработанной студией светодизайна LiDS. Световой мастер-план по некоторым сценариям освещения из концепции единой световой среды г. Ковдор, Мурманская область, студия светодизайна LiDSДанный город также находится в Мурманской области, расположен рядом с железнорудным карьером и горно-обогатительным комбинатом. Город успешно продвигает бренд «Ковдор – столица Гипербореи» и световой брендинг в данном случае объединяет мифы о Гиперборее, понимание местными жителями – саамами природы и сезонов года, а также современную промышленную специализацию города. Концепция разработана в 8 сценариях – освещение города меняется в соответствии с месяцами саамского календаря в течение тёмного времени года. Также выделены светом различной цветности жилая часть города, промышленная зона и транспортное полотно. Полную версию статьи о световом мастер-планировании читайте в профессиональном журнале об освещении ДЛИНА ВОЛНЫ.

Три столетия назад Петр I предписал освещать главные улицы Петербурга. Именно так новая столица стала первым городом в России, в котором появилось уличное освещение. Сегодня Петербург остается одним из лучших примеров формирования световой среды в стране. Но с каждым годом в мире появляются все новые подходы в области светового дизайна, архитектуры и инженерии для развития смарт-городов и общественных пространств. А сама сфера становится площадкой для работы не только световых дизайнеров, архитекторов и художников, но и ученых, исследователей и IT-специалистов. Что будет дальше, почему для развития современных городов уже недостаточно одной лишь безопасности световой среды и как изменить подход к уличному освещению с помощью новых технологий — эти вопросы обсудили участники круглого стола «Свет в городе: проектирование или программирование. Новые технологические разработки и инструменты анализа современного города».

Мероприятие прошло в рамках тематической недели «Градостроительство, архитектура и дизайн» при участии Высшей школы светового дизайна Университета ИТМО. Организаторами встречи выступили Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга. Дискуссия объединила представителей органов государственной власти Петербурга и индустрии, исследователей, а также ведущих специалистов в области светового дизайна, IT-технологий, архитектуры и градостроительства.

Как подчеркнула Наталья Быстрянцева, руководитель Высшей школы светового дизайна, международной лаборатории светового дизайна городской среды и Института Art & Science Университета ИТМО, которая выступила модератором встречи, сегодня именно на Петербург, который исторически явился флагманом всего уличного освещения в России, ложится задача формирования нового подхода к созданию световой среды города.

«На нас лежит важная миссия работать с областью светового дизайна и делать это сообща с помощью современных методов. Ведь то, что происходит сейчас в науке и на рынке, должно развиваться параллельно, но зачастую, к сожалению, эти области не соответствуют друг другу. В науке говорят о нанотехнологиях, а муниципальные службы города до сих пор вынуждены решать рутинные проблемы, слабо связанные с высокотехнологичными разработками. Мы видим, что это фактически совершенно разные миры. Поэтому наша общая задача — решить, как мы можем органично совместить эти области и развивать световую среду. Ведь световые технологии, сам подход к формированию городской среды меняется с каждым годом. И нам всем прежде всего важно понять, каким свет будет завтра», — сказала она, открывая дискуссию.

На первый план выходит информативность

Если раньше при формировании световой среды города доминирующими факторами оставались безопасность и комфорт, с развитием технологий к ним добавляется информативность среды. Свет становится новым средством коммуникации среды и человека, подчеркивает Наталья Быстрянцева. К примеру, уже в прошлом году Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина вызвался быть первым учреждением культуры в России, который сможет использовать Light ID — технологию интеллектуального света от Panasonic, которая позволяет считывать информацию с любого предмета, освещенного светодиодным источником света. Для этого достаточно загрузить на смартфон специальное приложение и навести камеру на объект, чтобы получить данные о нем практически на любом языке мира. При этом световой код можно считать с достаточно большого расстояния (до 10 метров) и даже толпа людей не станет помехой для этого. На телефон сам световой код поступает менее, чем за секунду, отмечают производители.

https://youtube.com/watch?v=UKI-Tw8sAvM

Последние несколько лет ученые по всему миру продолжают эксперименты и с новой технологией передачи данных через светодиоды в лампах дневного света. В паре с фотоприемником лампа превращается в нормальный модем. По аналогии с Wi-Fi такой вид связи называется Li-Fi. В нем вместо радиочастотного используется оптический сигнал. Уже сегодня разработки постепенно выходят из лабораторий. Например, осенью 2016 года стало известно, что в Париже откроется первый в мире офис, оснащенный технологией Li-Fi. А первая в России локальная сеть передачи данных с помощью света была запущена на кафедре световых технологий и оптоэлектроники Университета ИТМО. И хотя технология не вытеснит привычный Wi-Fi, аналитики видят за передачей информации с помощью света блестящие перспективы: так, американская исследовательская компания Grand View Research предсказывает, что к 2024 году рынок технологий по передаче данных с помощью света, включая Li-Fi, достигнет $100 млрд.

Те возможности, которые предоставляет технология Li-Fi, способны модифицировать не только работу отдельных организаций, но и городское пространство в целом, считает Игорь Середин, генеральный директор компании «О2 Световые Системы».

«Технология предоставляет человеку возможности, которых у него раньше не было, она позволяет использовать пространство иначе. Теперь у человека появляются и новые возможности навигации по городу, и новые источники информации об объектах, например, он может легко и быстро узнать о состоянии дорог. Раньше жители города могли делать это дома, сидя за компьютером, а сейчас такая возможность может появиться в любой точке городской среды», — отмечает он.

А как понять, какой хотят видеть среду сами пользователи и можно ли предугадать заранее выигрышные или провальные решения? Область светового дизайна постепенно становится площадкой взаимодействия художников, архитекторов, ученых и IT-специалистов. Новые инструменты, уже позволяющие анализировать предпочтения людей, оказывают большое влияние и на развитие световой среды. С одной стороны, это анализ огромных массивов данных, полученных из разных источников, который позволяет узнать, чего ждут от вашего пространства ваши будущие посетители, с другой — способность с помощью различных технологий, в том числе виртуальной реальности, моделировать такие пространства и избегать возможных ошибок.

Свет становится искусством

Но не только технологии определяют развитие световой среды в новых пространствах развивающихся городов. Интерактивность световых объектов, их ориентированность на каждого конкретного человека, а также их новое эстетическое прочтение — именно этого хотят современные пользователи, говорит Дмитрий Буров, генеральный директор компании ILDC &light, работающей не только в России, но и в Аргентине, на Филиппинах и в других странах. Как отмечает эксперт, только за последние пять лет на международном рынке значительно возросли требования к проектам: теперь заказчиков привлекает комплексность решений. Бюро или компании, специализирующейся на решениях в области светового дизайна, уже недостаточно просто создать проект освещения, теперь необходимо продумать его интеграцию в городскую среду, а также сценарий создаваемого пространства.

«Наша практика показывает, что теперь пользователи ориентированы на восприятие комплексной среды, их уже не устраивают какие-то локальные, усеченные решения. Возрастают требования и к самому дизайну элементов, приборов. Если раньше прослеживался своего рода утилитарный подход — элементы воспринимались как просто источники света, теперь они должны выглядеть эстетично в любое время, выступать отдельным предметом искусства», — комментирует Дмитрий Буров.

Как подчеркивает эксперт, среда перестала восприниматься так, словно вы смотрите на нее мельком, из окна автомобиля, фокус светодизайнеров постепенно смещается на пешехода, каждого конкретного человека, который в любой момент времени может начать взаимодействовать с пространством и любым его объектом. В связи с этим возникает и новое прочтение городских скульптур, добавляет Тарас Машталир, медиахудожник, композитор и продюсер, идеолог проекта SONICOLOGY (Экология Звука). Они перестают быть застывшими объектами, а, напротив, вступают в полноценное взаимодействие со зрителем. Что только стоят проекты знаменитого датского медиахудожника Даана Рузегаарде (Daan Roosegaarde), которые подобно живым объектам с помощью света, звука и движений реагируют на действия пользователя.

Например, Lotus от Studio Roosegaarde — это фактически живой купол, сделанный из сотен ультралегких алюминиевых цветов, которые открываются, реагируя на человеческое поведение. Когда зритель подходит к объекту, серебряный купол загорается и открывает свои лепестки. В зависимости от движений пользователя Lotus меняет свое поведение — от едва различимого движения лепестков до динамичного взаимодействия со зрителями. Комплексное взаимодействие с объектом строится на игре света и тени, а также на звуковых эффектах, которые меняются вслед за движением пользователя.

Но такие объекты подходят не только для музейных и выставочных пространств, органичное применение они находят и в повседневности. Например, проект Marbles — еще одна разработка студии Рузегаарде — превратился в интерактивную детскую площадку.

Точно так же звуковая скульптура «Стелла» – результат сотрудничества Тараса Машталира с дизайнерами и архитекторами Петербурга Павлом Панкратовым, Владимиром Антощенко и Университетом ИТМО — может стать частью городского пространства. Скульптура чутко реагирует на малейшее движение человека, создавая гармоничный звуковой ряд и цветовую палитру и уже экспонировалась, в частности, в рамках фестиваля MediaIN в Александринском театре. Как отмечает медиахудожник, «Стелла» может приобретать различные формы, что позволит ей органично вписаться в среду Петербурга.

Комплексная световая среда в Петербурге: акцент на классику или новые технологии?

Но как, учитывая последние тенденции, создавать комплексную среду в пространстве, которое представляет собой уникальный город-музей? В любом проекте к архитектуре и богатому культурному наследию, которое ежегодно привлекает в Петербург миллионы туристов со всего мира, необходимо подходить очень аккуратно, сходятся во мнении представители органов государственной власти и индустрии. Однако остается и в культурной столице России много мест, которые требуют нового подхода к организации световой среды. Многочисленные спальные районы, сады и парки — именно здесь можно и необходимо создавать индивидуальные пространства, которые позволят объединить человека и среду, создавая новый уровень взаимодействия, говорит Сергей Мителев, директор СПб ГУП «Ленсвет».

Созданию таких интерактивных пространств не помешают даже погодные условия, соглашается Юрий Карпенко, руководитель светотехнического направления компании «Сарос». Успешные проекты можно реализовать и в северных районах — например, пару лет назад на площади Фестивалей (Place des Festivals) в Монреале была установлена инсталляция Prismatica – яркое скопление из вращающихся призм, каждая из которых достигала двух метров в высоту.

Для того, чтобы такие проекты стали основой для создания комплексной световой среды, необходимо выстроить цепочку взаимодействия всех участников рынка, органов государственной власти и исследовательских институтов, а также разработать все необходимые нормы и регламенты реализации инициатив, подчеркивает Наталья Быстрянцева. Одним из первых шагов в создании системы станет формирование общей терминологии для всех ее участников, а также дальнейшее укрепление взаимодействия с государственными структурами, в частности, с министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства, считает Елена Белова, директор по развитию компании IntiLED.

Диалог продолжится в рамках четвертой научно-практической конференции «Световой дизайн — 2017», которая пройдет с 12 по 13 октября на Новой сцене Александринского театра. Мероприятие является открытой международной дискуссионной платформой для представителей науки, бизнеса, искусства и инновационных технологий и соберет свыше 500 ведущих российских и иностранных экспертов в области светового дизайна, архитектуры, искусства, урбанистики, инженерии, IT и мультимедиа-технологий.

Здесь же состоится презентация итогов совместного проекта Высшей школы светового дизайна Университета ИТМО и санкт-петербургского государственного унитарного предприятия «Ленсвет» по разработке комплексной программы развития Петербурга. Это первый в России проект городского масштаба, предполагающий анализ структуры световой среды, прогнозирование ее развития с учетом повышения качества жизни горожан и перспектив развития энергетического комплекса на примере Петербурга. Результаты проекта станут основой для разработки адресной программы развития освещения северной столицы на период 2018–2030 годов с перспективой до 2050 года.

Для чего и для кого мы проектируем свет в городе

Юлия Жаркова, Бюро дизайна «Культура Света»

Бюро светодизайна «Культура Света» специализируется на проектах архитектурного освещения и освещения городских общественных пространств. За четыре года работы мы выпустили больше 60 проектов, успешно реализованных в Москве, Севастополе, Туле и других регионах России. В своей работе мы активно продвигаем идею о том, что городское освещение должно быть не только функциональным и энергоэффективным, но и комфортным для людей, формировать у них позитивное восприятие города и его архитектуры и благоприятное отношение к своему городу.

Сегодня я предлагаю поговорить с вами не только о том, КАК мы проектируем городское освещение, но и о том, ДЛЯ ЧЕГО и ДЛЯ КОГО мы это делаем. Конечно, глобально мы проектируем свет для людей, и для того, чтобы люди комфортно чувствовали себя на улицах города.

На каждом новом объекте на наши проектные решения влияют:

  • исторический и архитектурный контекст места;
  • человеческий контекст – люди, которые формируют это место (не туристы, которые сказали «WOW» и уехали, а жители и постоянные посетители). Вот для чего и для кого мы проектируем – архитектура и люди внутри этой архитектуры.

Всеобщий глобальный тренд во всем мире – возвращение городской планировочной структуры к масштабу пешехода. Повышение внимания к человеческому масштабу – это выражение общей потребности в более высоком качестве городской жизни.

Я сейчас читаю и под большим впечатлением нахожусь от книги «Города для людей» Яна Гейла. Это датский архитектор, который мыслит одновременно и как социолог, и как психолог. Гейл ввел термин «копенгагенизация», который появился у него во время его работы в качестве консультанта по вопросам улучшения его родного города. В том числе благодаря архитектору в Копенгагене возник Strøget — один из главных туристических районов, полностью свободный от машин и какого-либо транспорта. В последние годы Гейл сконцентрирован на работе в разных городах мира. Вместе с другими экспертами он изучает проблемы каждого конкретного мегаполиса, проводит исследование и по его итогам составляет большой отчет, в котором дает рекомендации по улучшению территорий. Например, для Москвы Гейл выполнил такое исследование в 2012 году, и многие изменения, которые мы видим сегодня, появились именно благодаря ему. Ян Гейл является главным идеологом теории о живом, безопасном, устойчивом и здоровом городе. «Сначала мы формируем города – затем они нас», – считает Ян Гейл.

Что для нас, светодизайнеров, означает современное переосмысление качества городской среды? Новый современный город должен быть живой, безопасный, устойчивый и здоровый. Что это такое с точки зрения освещения?

Живой город – город оживает, когда больше людей передвигаются пешком и активно проводят время в общественных зонах. Для нас это означает, что нужна разнообразная и привлекательная световая среда, световое зонирование, световая навигация.

Безопасный город. Город тем безопасней, чем больше людей выходит на улицы и проводит время в общественных зонах с разнообразными городскими функциями. А мы знаем, что освещение напрямую отвечает за безопасность в вечернее время.

Устойчивый город – город, в котором транспортная система «зеленеет», где преобладает общественный транспорт, велосипедное и пешеходное движение. С точки зрения освещения это энергоэффективные источники света, многоканальная система управления городским освещением, разнообразие световых сценариев, отсутствие ослепления и светового загрязнения.

Здоровый город – предполагает, что естественной частью ежедневного передвижения людей становится передвижение пешком или на велосипеде (да-да, пора прощаться с сидячим образом жизни). То есть в городе должны быть разнообразные пешеходные и веломаршруты, с хорошим освещением в вечернее время. Плюс красивая картинка освещенного города (skyline) вдоль пешеходных маршрутов для созерцания.

Собираем все задачи, которые должно выполнять освещение в городском пространстве в один список:

  • функциональность – свет нужен, чтобы видеть. В темное время суток на улицах города должно быть достаточно светло, чтобы видеть происходящее вокруг;
  • безопасность – свет для контроля происходящего вокруг тебя и внутреннего спокойствия;
  • навигация – свет обеспечивает логистика движения в пространстве в вечернее время;
  • зонирование – освещение помогает в организации пространства;
  • эстетика – красивая картина города или природы для созерцания;
  • эмоции – свет для создания приятной атмосферы и положительных эмоций;
  • коммуникация – люди хотят общаться и смотреть на других людей. Исследования показывают, что мы все любим наблюдать за другими людьми, будь то рабочий процесс на стройке или игра детей на детской площадке.

Вот какой внушительный список задач для освещения в городе у нас получился. Не забываем еще об устойчивости и «зеленых» решениях для современного города.

Как все эти задачи решаются в реальной жизни, на реальных проектах? Весь 2020 год мы в бюро «Культура Света» были заняты проектом освещения Большой Морской улицы в Севастополе в рамках крупного проекта по ее благоустройству.

Справа моя фотография на телефон, сделанная во время поездки для знакомства с Севастополем в мае 2018 (мы для него разрабатывали световой дизайн-код). Справа – фотография, сделанная прошлым летом, после реализации нашего проекта (рис.

Мастер-план освещения и его роль в формировании световой среды города

Мастер-план освещения и его роль в формировании световой среды города

Рис. Фото объекта, сделанное автором статьи до и после реализации проекта

На фото, выполненном до реализации проекта, на улице практически нет людей (я действительно чувствовала себя не очень безопасно в Севастополе по вечерам, когда изучала ситуацию с освещением в 2018 году) – половина светильников разбита или не работает, редкий и таинственный натриевый свет кое-как освещает дорогу, но практически не освещает тротуар. После реконструкции и благоустройства Большую Морскую не узнать. Вечером там гуляют жители и туристы, отрылись новые кафе и ресторанчики – улица ожила, стала безопасной, здоровой и живой. «Сначала мы формируем города – затем они нас».

Этот проект в Севастополе я считаю нашим большим успехом, потому что бóльшая часть наших идей реализовалась. Нашей главной идеей было восстановить потрясающие городские опоры освещения, которые появились в Севастополе в 6—70-е годы, но сейчас пришли в полную негодность. Мы подняли архивы и нашли чертежи тех самых опор, подобрали современные светильники, которые максимально соответствовали форме и дизайну прежних. Мало того, нужно было оставить принцип расстановки: Севастополь планировали и строили военные, система центральных улиц имеет очень четкий организованный порядок, высокие стройные опоры, попарно выстроенные вдоль улицы, выглядят как корабельные мачты на морском военном параде. Дело осложнялось тем, что на эти опоры теперь легла и силовая нагрузка троллейбуса (раньше сеть крепилась к зданиям), поэтому опоры пришлось сделать менее изящным, и поставить их с нужным для распределения нагрузки частым шагом (рис.

Мастер-план освещения и его роль в формировании световой среды города

Рис. Фотография Большой Морской улицы для иллюстрации

Единственная ложка дегтя в этом проекте – по непонятным нам причинам заказчик закупил (или производитель продал) светильники мощностью 80 Вт вместо заложенных нами 30 Вт. Поэтому об энергоэффективности проекта и борьбе со световым загрязнением тут говорить не приходится. Рассказываю об этом сейчас, потому что знаю – за успех проекта отвечаем не только мы, светодизайнеры. Это всегда ответственность команды: архитекторы, заказчик, руководство города, инженеры, генподрядчик, а также производитель опор и светильников.

Вернемся к нашей главной теме. Мы проектируем для людей. А знаем ли мы, чего хотят от света люди? Вообще-то, обычный человек редко задумывается о свете.

Помню полтора года назад я сидела на конференции по светодизайну в Лондоне и восхищалась рассказом социолога, который делился опытом проведения социологических исследований для проекта освещения площади в Париже. Это был очень подробный взгляд социолога на освещение в общественных местах. Так вот, его главный посыл был такой: чтобы грамотно спроектировать и обустроить городское пространство, нужно знать, КТО создает это конкретное место, делает его особенным, кто в этом месте главные stakeholder’ы.

Действительно, мы проектируем не для абстрактного среднестатистического человека с усредненными требованиями к комфорту. Это всегда разные люди – это женщины и мужчины, работники офисов или мамы с колясками, дети, подростки, пенсионеры – словом, люди с совершенно разными запросами и критериями оценки пространства.

Привлекая на начальном этапе к проектированию социологов, мы получаем два отличных бонуса:

  • Социолог проводит исследования, чтобы почувствовать «дух места» – это и интервью, дневные и вечерние наблюдения, фотофиксация и видеозапись в разное время суток, воркшопы и общественные слушания, изучение истории этого места, публикаций и исследований о нем.
  • Социолог рассматривает не индивидуальности, а выявляет социальные группы, свойственные именно этому месту, тех людей, кто будет пользоваться нашим проектом.

Главный посыл социолога на лондонской конференции был следующим: мы ничего не узнаем о пространстве по плану благоустройства, надо изучать КАК люди используют это место. Призыв лектора был такой: «Хватит проектировать свет на бумаге! Выходите на улицу и проектируйте прямо на месте»! И мне очень захотелось получить опыт такого соучастного проектирования.

Удивительно, но не прошло и года, как мой запрос был услышан! Совместно с архитекторами бюро «Ваухаус» мы включились в программу благоустройства улиц и жилых дворов вокруг Патриарших прудов и Брюсова переулка. С активным вовлечением жителей, с опросами, с социологами. Из-за пандемии и ограничений мы не все успели, сейчас продолжаем, но у меня есть наблюдения и выводы, которыми хочу сегодня с вами поделиться.

Работа с жителями оказалась непростой, потому что:

Эволюция использовала эмоции, чтобы помочь человеку выжить. Из-за этого вообще большинство эмоций у человека негативные: злость, страх, отвращение, удивление и грусть противопоставлены одной только радости. Мы думаем так: «Мы такие же жители Москвы, которые видят проблемы города изнутри и имеют возможность профессионально их решить, сделать городу и людям хорошо». Мы хотим подарить людям радость – классно и уютно благоустроить их дворы и сделать комфортное освещение. Но когда мы показываем жителям эскизы и предложения для их двора, они видят там только плохое. Почему? Потому что п.

  • Люди не верят в технологии. «Сделайте нам как было» – такова любимая фраза жителей. От старых светильников во дворах света мало, при этом они слепят в окна, сами светильники огромные и страшные. Но люди не хотят их менять, они боятся изменений и усовершенствований.
  • Люди не верят в профессионалов. Скажем так, не доверяют. Поскольку наблюдают то, что происходит на соседних благоустроенных улицах. На Патриках это Малая Бронная улица и Ермолаевский переулок. Там, к примеру, светильники стоят с малым интервалом, посреди тротуара, близко к домам и светят прямо в окна. В Ермолаевском переулке мы намерили освещенность, которая лишь 50–60 лкс! Так что жители во многом правы.

Все эти моменты не очень нас испугали, потому что такие вызовы развивают и заставляют нас думать и объяснять световые приемы и эффекты доступно и наглядно.

Для каждого двора мы рисовали подробный световой генплан с комментариями, как светильники выглядят, как светят, где установлены. На встречах с жителями мы подробно объясняли свои предложения и решения (рис.

Мастер-план освещения и его роль в формировании световой среды города

Рис. Пример светового генплана жилого двора для обсуждения с жителями

А чтобы убедить жителей одного из дворов не ставить светильники для освещения территории на фасад дома, мы подготовили сравнительный расчет спорного места во дворе для трех вариантов: консольный светильник на опоре 4 м со специальной оптикой, настенный светильник и низкие столбики с направленным светом (рис.

Мастер-план освещения и его роль в формировании световой среды города

Рис. Визуальное представление различных вариантов освещения

Так мы потихоньку учимся работать над проектами с вовлечением жителей. Но есть большой мировой опыт, который, конечно, может нам пригодиться. Высшим пилотажем в соучастном проектировании освещения я считаю проект, который недавно был реализован в Финляндии. В городе Виронтерме проект освещения территории микрорайна, построенного в 60-х и 70-х годах, реализовали с активным вовлечением жителей.

Авторы рассказывают, что их главная цель состояла в том, чтобы сосредоточиться на освещении дворов и улучшении комфорта и чувства безопасности в этом районе. Изучив исходную ситуацию, светодизайнеры решили, что свет может стать объединяющей идеей для всего района, формирующей его идентичность. Дизайнеры собрали жителей вместе, чтобы те приняли участие в процессе проектирования. После предварительных встреч и опросов люди решили сами нарисовать элементы, которые будут проецироваться на стены их собственных домов. Дети в местном детском саду тоже участвовали в создании красочных деталей для проекций (рис.

Мастер-план освещения и его роль в формировании световой среды города

Рис. Результат совместного творчества дизайнеров и жителей

В итоге красочное освещение стен жилых домов каждый вечер делает жителей и гостей района чуточку счастливей. Мультяшные персонажи и яркие цвета напоминают о том, что не всегда нужно быть серьезным и практичным, иногда можно улыбнуться и поиграть. Всего было спроектировано 70 гобо, по пять на каждые 15 стен, чтобы изображения и декорации могли меняться. И когда вы идете или едете по одной из улиц района, ваш взгляд фокусируется на сияющих изображениях, которые захватывают ваше внимание. Раньше это был просто еще один обычный жилой район, а теперь у него есть своя собственная идентичность – это самая большая световая проекция в Скандинавии.

В проекте, который мы разрабатываем для района Патриарших прудов, не менее интересной, чем во дворах, оказалась работа с улицами. Именно там мы столкнулись с жестким нежеланием жителей ставить опоры на тротуарах. Стали искать варианты, и пришли к выводу, что старая, сложившаяся в 20-х годах прошлого века система освещения улиц светильниками на растяжках – самая оптимальная для исторического центра Москвы с его узкими тротуарами и разношерстными стилями архитектуры на одной улице:

  • Светильники нейтральны по дизайну, воспринимаются отдельно от фасадов и потому, в отличие от современных приборов на опорах и исторических стилизаций, подходят к разной архитектуре.
  • Подвесные светильники не занимают места на земле, расположены вне поля зрения пешеходов и водителей, освобождая место для автомобильного движения, парковок, пешеходов (особенно для МГН и слабовидящих).
  • Подвесные светильники и сохранение геометрии дороги (как два взаимосвязанных момента) являются важнейшим требованием местных жителей, прописанных в протоколах встреч и письмах от инициативных групп.
  • Подвесные светильники можно расположить над центром проезжей части с сохранением существующего шага крепления к фасадам, и обеспечить высокую равномерность распределения освещенности как в поперечном, так и в продольном направлении.

Система из подвесных маломощных светильников обеспечивает мягкий и равномерный свет, который не засвечивает фасады. Достоинствами такого освещения авторы проекта называют такие параметры, как отличная равномерность освещенности, контроль слепимости и нежелательной засветки в окна. Кроме того, данный прием полностью освобождает проезд и тротуар, не ограничивая доступ для а спецтехники.

Вторая задача этого проекта – воссоздать на улицах района звездное небо, созвездие «Нить Ариадны», ведущее современных путешественников по лабиринтам городских улиц (рис.

Мастер-план освещения и его роль в формировании световой среды города

Рис. «Нить Ариадны», освещение исторического центра в городе Les Mans

Сегодня я попробовала на примере наших проектов рассказать, какие вопросы мы задаем себе в процессе работы.

Зачем? Для кого мы работаем? Какие проблемы мы решаем?

Работа всегда начинается с формулировки проблем, которые должен решить проект освещения, отсюда рождается смысл проекта. И только потом появляется следующий вопрос: КАК? И вот тогда мы предлагаем решения, приемы освещения, выбираем оптимальные приборы, режимы и сценарии работы, систему управления и технологии. И здесь мы уже работаем в команде с производителями, инженерами проекта, подрядчиками, смежниками. Очень хочется призвать коллег действовать заодно – чаще общаться друг с другом, задавать нам вопросы, требовать объяснить наши решения, ведь по чертежам и спецификациям вы никогда не узнаете смыслы и идеи, которые мы закладываем в проект. Чтобы в итоге вместе разрабатывать и реализовывать проекты ДЛЯ ЛЮДЕЙ и их комфортной жизни в городе, которыми мы будем гордиться, вставлять в портфолио, демонстрировать на конкурсах и показывать своим детям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.