Литературный город ЮНЕСКО» приглашает присоединиться к новому этно-проекту

В кафедральном соборе в честь Преображения Господня идет подготовка к началу работ по росписи стен храма.

– Белые стены быстро коптятся, роспись тоже, но на ней копоть не так видно и очищается все гораздо легче. Это если смотреть с практической стороны. Самое главное и важное, что роспись в храме очень символична и подчинена определенным канонам. Собор – украшение нашего города. Он стоит на очень красивом возвышенном месте. Расписанный храм гораздо красивее, будет служить благоукрашением города и частью горожан, – объясняет настоятель Преображенского собора иерей Симеон Шестаков. Расписывать храм будет Макси Кудрин, который ранее украсил входные группы собора. – Идеальный вариант, когда роспись в храме и иконы написаны одной рукой мастера. Потому что вроде приемы, техника, каноны все одно и то же, но если разные люди пишут, то отличия видны. Стиль, мировоззрение у каждого мастера свое, – говорит отец Симеон.

Батюшка отметил, что это первый этап росписи храма. Сам процесс очень длительный и затратный. – В дальнейшем планируется расписать весь собор, чтобы стены были расписаны до самого купола, как это сделано в различных старинных храмах других городов. Роспись начнется с того уровня, который называю “регистр”, где висят иконы. Там будет орнамент, а немного выше – лики святых. Расписана будет западная, северная и южная стены. Первый этап продлится около месяца, – объясняет настоятель собора. Жители города и прихожане могут по собственному желанию жертвовать средства на роспись стен собора. – Роспись храма, если говорить откровенно, это недешевый и долгий процесс. Потихоньку-помаленьку будем собирать с миру по нитке. В храме стоит кружка для сбора пожертвований на роспись храма. Желающие вносят пожертвования. Есть кружка для помощи нуждающимся. Те средства идут на помощь нуждающимся, – отметил отец Симеон.

Орнамент — один из главных помощников дизайнера. Он привносит в интерьер живость, поддерживает пластику окружающих предметов и создает настроение. Интересный рисунок всегда хочется рассматривать поближе, разгадывать как ребус, всматриваясь в детали. И конечно, всегда интересно, почему из всего многообразия декоративных орнаментов дизайнер выбрал именно этот, а не какой-то другой? По каким принципам узор сочетается с другими цветами и текстурами в интерьере?

Баланс орнамента и фонаРисунку нужна нейтральная, спокойная поддержка. Только тогда он, как бриллиант в достойной оправе, проявит все свои декоративные качества. Цвет фона можно взять как из самого орнамента, так и близкий, родственный. Или построить решение на контрасте.

Доминанта + компаньоныВ сочетаниях используйте разные по характеру рисунка орнаменты. Отдайте явное первенство самому выразительному орнаменту и поддержите его нейтральными, возможно, с более мелкими узорами.

Активный орнамент на стенах используйте фрагментарноДаже если орнамент вам очень нравится, и его хочется применить на всех стенах, подумайте, везде ли он будет хорошо «работать»? Какие предметы мебели будут размещены на этом фоне? Не станет ли рисунок со временем утомлять? Порой хочется разнообразия и более сложных сочетаний. Также примите во внимание окна, двери и текстиль, закрывающие красивую стену.

Акцентный орнамент на потолкеДа-да, именно на потолке! Когда мы заходим в комнату, орнамент виден фрагментарно, c определенного ракурса. В наше поле зрения попадает акцентный фрагмент потолка, а спокойные стены позволят глазу отдохнуть.

Спокойный орнамент можно применять по всей поверхности стенОсобенно, если декоративный мотив не слишком выделяется на общем фоне, и масштаб рисунка соответствует пропорциям помещения.

Крупный орнамент — исходим из пропорций помещенияВ тренде — крупные орнаменты. Яркая геометрия, растительные и тропические мотивы. Помните о балансе между пропорциями комнаты и размером рисунка. Мелкий рисунок издалека будет едва различим. А излишне крупный может подавлять. Проанализируйте, можно ли охватить взглядом орнамент целиком при входе в комнату, понять его логику, исходя из пропорций помещения. Рассчитайте, сколько повторяющихся мотивов уместятся в одном помещении.

При сочетании нескольких орнаментов выбираем общий цветЕсли вы приняли решение скомбинировать в одном интерьере несколько разных орнаментов, лучше выбрать такой вариант, при котором в узорах будет присутствовать какой-то один цвет. Он поможет создать цельную композицию.

В Лениногорске реализуется первая очередь реконструкции парка «Мэхэббэт». На реновацию общественного пространства направлено более 61 млн рублей. Об этом ИА «Татар-информ» сообщили в Фонде «Институт развития городов РТ».

Разработчиками выступили представители «Архитектурного десанта» из Казани. Перед обновлением парка архитекторы провели две встречи с лениногорцами и выслушали их замечания и предложения.

Литературный город ЮНЕСКО» приглашает присоединиться к новому этно-проекту

Школьники просили создать место для общения с друзьями, прогулок, велодорожки, современные и недорогие кафе, скейтпарк и памптрек; родители с детьми хотели бы видеть больше зелени, безопасные детские площадки и игровые зоны, зоны для тихого семейного отдыха, зоны пикника, естественный ландшафт для катания на санках зимой; пожилые люди попросили организовать зоны для прогулок и тихого отдыха, зоны для скандинавской ходьбы, мероприятия и концерты, театральные постановки, фестивали классической и джазовой музыки; молодожены запросили зону для выездных регистраций, места для фотосессий, прогулок, место-символ начала новой семьи (арт-объект/зона).

Исторически на территории парка по руслу реки находился овраг. В пределах одного квартала с парком находится и городской водоем, а через территорию протекает река Камышла. Сам парк «Мэхэббэт», несмотря на свое расположение, был основан сравнительно недавно, в 2005 году, в честь пятидесятилетия города. Парк украшен декоративными мостиками и фонарными столбами, центром экспозиции является фонтан Акбарс. В будущем планируется оборудовать его подсветкой.

Литературный город ЮНЕСКО» приглашает присоединиться к новому этно-проекту

В своем проектном решении архитекторы подчеркнули, что Лениногорск очень зеленый город и горожане любят его за это. Поэтому стало необходимым сделать парк сосредоточением этой любви, разнообразить зеленые насаждения, а маршруты парка построить по принципу меняющегося восприятия.

Главные компоненты айдентики парка — круг как символ бесконечности, растения и плавные линии прогулочных дорожек. В основе идеи — модернизированная версия растительного орнамента, выполненного в виде геометрического паттерна-трансформера.

Литературный город ЮНЕСКО» приглашает присоединиться к новому этно-проекту

Сегодня в парке «Мэхэббэт» кипят строительные работы. «На данном этапе работ ведется укладка пешеходных дорожек, производится завоз щебня, брусчатки, деревянного настила, подготовка инженерных сетей и инфраструктурная планировка», — пишет «Лениногорский журнал».

В будущем году планируется реализация второй очереди проекта.

Благоустройство лениногорского парка «Мэхэббэт» стало возможным благодаря всероссийскому конкурсу лучших проектов создания комфортной городской среды, входящего в состав национального проекта «Жилье и городская среда» и республиканской программе развития общественных пространств.

Литературный город ЮНЕСКО» приглашает присоединиться к новому этно-проекту

Эскизы предоставлены Фондом «Институт развития городов РТ».

Извечное чередование взлета полихромии и ее упадка, постоянная борьба цветового хаоса с монохромией — такова многовековая история цветовой жизни городов. Вскрыть суть и причины этих превращений и перемен — значит создать предпосылки для обоснованного управления цветовой средой города, целенаправленного формирования его колористики. Каковы же принципы этой деятельности и тенденции художественного поиска?

На основе отечественного и зарубежного опыта анализируется проблема формирования колористики современного города — крупномасштабной цветовой системы, мощного средства эстетического и функционального совершенствования городской среды. Определены факторы, влияющие на цветовой образ города; природа, климат, объемно-планировочные особенности, колористическая культура, технология. Предложена комплексная методика по проектным разработкам колористики различных городов. Для архитекторов, специалистов, работающих в области градостроительства, дизайнеров, художников и искусствоведов, кроме того, книга может быть полезна студентам архитектурных вузов.

Рецензент: канд. архитектуры Н. Кострикин (МАрхИ); Редактор — И. Городецкая

Андрей Владимирович Ефимов — кандидат архитектуры, ведущий специалист по цвету в архитектуре, градостроительстве и вопросам его изучения в архитектурной школе, заведующий лабораторией архитектурной колористики ВНИИ теории архитектуры и градостроительства, профессор Московского архитектурного института. Ефимов — руководитель проектных разработок по колористике для Москвы и ряда городов страны, автор 80 печатных работ, представитель СССР в Международной ассоциации по цвету.

Цветовая среда городов в прошлом

Монохромия строительного материала и зарождение красочности древних городов
Города из земли
Камень и кирпич в строительстве городов
Деревянные города

Дальнейшее развитие цветовой среды городов
Цветовые доминанты готических храмов
Контрастные цветовые массы города эпохи Ренессанса
Расцвет полихромии в эпоху барокко и цветовое оживление русской архитектуры XVIII в. Цветовой резонанс в градостроительстве эпохи классицизма

Периоды спада и расцвета полихромии европейских городов
Деградация цветовой выразительности городов во второй половине XIX в. Оживление архитектурной полихромии в первой трети XX в. Ахроматика городов тоталитарных режимов
Возрождение красочности городов в послевоенный период

Развитие цветовой среды исторически сложившегося города на примере Москвы
Палитра естественных материалов и возникновение активной полихромии (XI — XVII вв. )
Дифференциация цветовой среды города и регламентации архитектурной полихромии (XVIII— начало XIX вв. )
Попытки построения целостной цветовой среды города (20—30-е гг. XX в. )
Изменения цветовой среды города в последние десятилетия

Факторы, формирующие цветовую среду городов

Природно-климатические характеристики
Цветовой бассейн природного ландшафта
Природно-климатическая обусловленность архитектурной полихромии

Градостроительная форма и ее содержание
Структура градостроительной формы
Функциональная наполненность градостроительной формы
Цвет и строение формы города
Восприятие градостроительной формы

Цветовая культура
Проявления и границы цветовой культуры
Эволюция цветовых предпочтений
Цветовая символика и язык архитектурной полихромии
Цветовая гармонизация пространственных структур

Материалы, технология и средства проектирования
Влияние материалов и строительной технологии на полихромию массовой архитектуры
Средства цветового проектирования

Пути формирования колористики городов

Взаимодействие цветовой среды города с природным цветовым контекстом
Интеграция с природным окружением
Противопоставление природному окружению

Историческая архитектурная полихромия как основа построения цветовой среды города
Трансформация исторической архитектурной полихромии в реконструкции старых районов города
Воплощение исторической архитектурной полихромии в новых районах города
Влияние цветового потенциала исторических городов на их современную полихромию

Эволюция цветовой среды города как выражение цветовой культуры
Отражение цветовых предпочтений жителей в создаваемом окружении
Влияние цветовой культуры на профессиональную деятельность
Активизация полихромии древнего города

Комплексный подход к формированию колористики города
Колористика города — звено эволюции цветовой среды
Концепция колористики города

Колористика в системе художественных средств градостроительства
Методика проектирования колористики города
Экспериментальные предложения по колористике городов

Орнамент – неотъемлемая часть культуры коренных народов Приамурья. Если верить трудам этнографов (Окладников А. ), его истоки уходят в далёкое прошлое эпохи неолита (12-1,5 тыс. лет до н. орнамент народов приамурья

Литературный город ЮНЕСКО» приглашает присоединиться к новому этно-проекту

Фрагмент петроглифа в с. Сикачи-Алян (рис

Столь длительное существование данного феномена обуславливает его развитие и разветвление на отдельные разновидности у разных народностей в зависимости от их места обитания и межэтнических связей. Многочисленные приёмы и принципы создания разных элементов узора могли закрепляться за определёнными родами и передаваться из поколения в поколение. Всё это обеспечило некий единый принцип в орнаментальном рисунке.

Основу приамурского орнамента составляют лента и спираль, отчего он и называется «спирально-ленточным». Линия орнамента может быть непрерывной, может делиться на элементы, вырисовывая то растительные, то зооморфные мотивы. Она (линия) то монохромна, то переливается множеством цветов, оканчиваясь спиралью или трилистником. Вышеперечисленные изобразительные средства в определённых комбинациях могут принадлежать народному искусству определённого этноса.

Как известно, на территории Приамурья проживают нанайцы, ульчи, негидальцы, нивхи, эвенки, а также орочи и удэгейцы. У каждой из этих народностей свой неповторимый стиль орнаментации изделий декоративно-прикладного искусства. орнамент народов приамурья

Дальневосточный художественный музей, храня в себе около 3000 экспонатов народного приамурского искусства, предоставляет возможность сравнивать образцы орнамента разных дальневосточных этносов, определяя характерные особенности построения узора для определённого народа. Следует отметить, что в рамках данной статьи мы рассмотрим оформление только текстильных предметов (элементы костюмов, ковры и т. ) нанайцев, ульчей, негидальцев, нивхов и удэгейцев.

Литературный город ЮНЕСКО» приглашает присоединиться к новому этно-проекту

Неизвестный мастер. Заготовка для ворота халата. Удэгейцы. (рис

Начать сравнение стоит с самого архаичного(по мнению этнографов) удэгейского орнамента. Его мотивы – это тонкие полихромные спирали и ленты, вьющиеся, заплетающиеся в замысловатые узоры симметрично повторяющихся элементов. В этих самобытных узорах нет зооморфных мотивов, только лента, меняющая цвет по всей своей длине (рис.

Техника вышивки, характерная для всех текстильных удэгейских изделий, – это узкий шов, выполненный гладью, которым зашивается спиралевидно изогнутый орнамент, вырезанный из кожи рыбы и подклеенный на ткань (рис. Полихромия цвета и блеск шелковых ниток на контрастном фоне придают костюма мудэгейцев праздничность и декоративность.

Литературный город ЮНЕСКО» приглашает присоединиться к новому этно-проекту

Неизвестный мастер. Образец орнамента для украшения праздничного халата. Удэгейцы. (рис

В собрании ДПИ народов Приамурья Дальневосточного художественного музея больше всего предметов искусства снанайским орнаментом. Его отличие от удэгейского орнамента заключается как в изображаемых мотивах, так и в превалирующих техниках исполнения. Орнаменты имеют свою ширину, заполненную одним (чаще тёмным) цветом, по силуэту эта одноцветная вырезка часто обшивается узорными швами из разноцветных ниток (рис. 4, 4.

Литературный город ЮНЕСКО» приглашает присоединиться к новому этно-проекту

Бельды — фрагмент Халата женский. (рис

Литературный город ЮНЕСКО» приглашает присоединиться к новому этно-проекту

Бельды — Халат женский. (рис

Зооморфные образы – то, что не присутствует в удэгейских и негидальских узорах. Изображения зверей, птиц, рыб вплетены в спирально-ленточные узоры так лаконично, что становятся неотъемлемой частью композиции. Почти всегда они стилизованы, но при этом сохраняют характерные узнаваемые черты. Следует отметить одну важную художественную особенность изображения животных в нанайском орнаменте. В большинстве случаев мастер изображает их профильный силуэт. Это относится к изображению птиц (кроме орла), лесных животных (оленя, изюбря, зайца, соболя и т. ), рыб. Мелкие представители фауны: пресмыкающиеся, рептилии и насекомые (ящерицы, лягушки, пауки, черепахи, стрекозы, бабочки и др. ) – изображаются сверху, как бы распластанными (рис.

Литературный город ЮНЕСКО» приглашает присоединиться к новому этно-проекту

рис. 5 Актанка М. фрагмент Ковра 1941

Третьим элементом, выполняющим функцию объединения, является узкая лента или линия. Благодаря ленте обеспечивается непрерывность – одна из характерных качеств нанайского орнамента. орнамент народов приамурья

Ульчский орнамент мотивами схож с нанайским. Отличает его отсутствие непрерывности узора и некоторые различия в технике (рис. К примеру отдельные элементы не заполняются цветом и выделяются от фона только окантовкой из узорного шва или очень тонкой гладью по настилу (рис. Ульчи немного больше тяготеют к зооморфным мотивам, на их костюмах чаще можно различить рыбок, на коврах – птиц.

Литературный город ЮНЕСКО» приглашает присоединиться к новому этно-проекту

Росугбу — Ковер из атласа (рис

Литературный город ЮНЕСКО» приглашает присоединиться к новому этно-проекту

Еюка — Халат женский свадебный. (рис

Нивхские и айнские узоры родственны и довольно схожи с нанайским и ульчскими как в перекликающихся мотивах, так и идентичных техниках исполнения. Разница состоит в том, что мастера нивхов и айнов предпочитали укрупнённые элементы, из-за чего в спирально-ленточных композициях довольно ограниченное число дополнительных элементов (рис. 8, рис. Следует также отметить: айнская и нивхская спираль может примыкать своими границами к самой себе, не оставляя под собой место для фона.

Литературный город ЮНЕСКО» приглашает присоединиться к новому этно-проекту

Неизвестный нивхский мастер. Наушники нач. XXв. (рис

Литературный город ЮНЕСКО» приглашает присоединиться к новому этно-проекту

Неизвестный мастер. Пояс с наконечниками из конопли кон. XIX в. (рис

Негидальский орнамент стоит особняком от предыдущей группы (нанайцев, ульчей, нивхов) ипримечателен как материалом, на который он наносится, так и воспроизводимым «мономотивом». В основном негидальские мастерицы нашивают цветными нитками узоры на ровдугу (оленью замшу). Также характерным отличительным свойством негидальского узора является декорирование линии ритмично повторяющимися клеточками контрастных оттенков. Сами линии оканчиваются не спиралями, а трилистниками. Узор непрерывен и многоцветен, зооморфные мотивы отсутствуют (рис. 10).

Литературный город ЮНЕСКО» приглашает присоединиться к новому этно-проекту

Надеина — Кисет. (рис. 10)

Такие характеристики особенностей орнаментов приамурских аборигенов хотя и выявляют основные отличительные признаки узоров по этнической принадлежности, не являются строгим каноном в их идентификации. Причина тому – сильные межэтнические связи, в данном контексте выполняющие функцию по смешению стилей и техник мастеров единой, но такой многообразной культуры народов Приамурья. А познакомиться с образцами творчества представителей этой культуры вы можете в стенах Дальневосточного художественного музея на тематических временных выставках.

Ковальчук А. , специалист ДВХМ

  • Миф о трёх солнцах на нанайских коврах из коллекции Дальневосточного художественного музея — читайте по ссылке
  • Читайте нас в соцсетях: ,  и .

Редакция РИА «ТОП68» начинает проект «Тамбовский левша 2. 0», посвящённый развитию народных промыслов в регионе.

Редакция РИА «ТОП68» начинает проект «Тамбовский левша 2. 0», посвящённый развитию народных промыслов в регионе. Он поведает как о традиционных ремёслах Тамбовской области, так и об умельцах, продолжающих и возрождающих достижения предков — современных версиях знаменитого «Левши». Сегодня об уровне художественного развития и распространении тамбовской вышивки расскажет этнокультуролог, филолог, фольклорист, диалектолог и сотрудник научно-методического Центра народного творчества и досуга в Тамбове Людмила Евтихиева.

— Всё, что касается материальной культуры, мне близко и родно, потому что я смотрю на предметы как на знаки культурной традиции моей малой родины, а ещё потому что это одна из тем моих научных исследований, — признаётся Людмила. — Когда мы говорим про ремёсла, следует помнить, что они зависят от природной среды, ремесленных ориентаций полиэтнического населения, степени сложности социально-экономических взаимоотношений.

Одним из наиболее важных домашних ремёсел, обретших художественную ценность, стало изготовление кружева, в особенности — уникального михайловского кружева. Наследие Михайлова относится к другому региону — Рязанской области. Однако именно тамбовской творческой мысли принадлежит единственное в мире коклюшечное кружево — не белое и не серое, а включающее в себя цветные вкрапления красной или синей ниткой. При этом «тамбовский след» встречается и в других местах, удалённых от Тамбовской губернии по итогам Антоновского восстания:

— На территориях, принадлежащих сегодня Липецкой области, также существовал промысел елецкого коклюшечного кружева. Его знает весь мир — благодаря выставкам в Париже, Вене, Брюсселе, Монреале, где оно получило самые высокие оценки. Это кружево широко бытовало по всей России, и это — тоже тамбовская традиция.

Одним из наиболее древних домашних ремёсел, обретших художественную ценность, стала вышивка, не только украшавшая одежду и предметы быта, но и служившая оберегом и знаком рода. По словам Людмилы, тайны тамбовской вышивки — неспетая песня русской народной культуры:

— Нет нигде на свете ничего интереснее нашего тамбовского орнамента. Изначально вышивка была исключительно домашним делом, которым занимались женщины. В условиях натурального хозяйства всё делалось своими руками: изготавливались бумажные и шерстяные ткани, кроилась и шилась одежда — на всём лежала печать строгих канонов традиции, а вышивка делала вещи «говорящими», а также сообщала им свойства народного идеала красоты. От того, какая женщина «ткаха и пряха», зависело благополучие семьи, вот почему без этих навыков девицу было не сбыть замуж.

Традиции вышивальщиц из среды крестьянской, купеческой, дворянской, монастырской заметно различались. Если в народе вышивали чаще всего «гарусом» (шерстяными крашеными нитями), то в других кругах заметны шёлковые нити, золотая и серебряная канитель. Подлинными школами шитья золотом и серебром были монастыри, откуда мастерство распространялось и в мирскую среду. Тамбовский Вознесенский, Сухотинский Знаменский, Сезеновский Иоанно-Казанский и другие женские монастыри Тамбовской епархии имели ремесленные мастерские, где на заказ и на продажу изготавливались пелены, воздухи, убрусы. Делали монастыри и предметы для мирян под заказ, для продажи в лавках и на ярмарках. Шитые золотом эполеты, кушаки, вышитые «белым по белому» крестильные рубашки, свадебное и погребальное приданое. Самое широкое распространение получили вышитые налобники, которые украшали тамбовские кички-сороки.

Особая тема тамбовской вышивки — шитьё бисером. Этим художественным промыслом занимались в дворянских усадьбах, где чувствительными пальцами крепостных девушек создавались уникальные орнаменты на бальных сумочках, туфельках, кошельках и многое другое:

— Эта техника была чрезвычайно трудоёмкой, требующей многих ресурсов. На самом деле, сейчас даже такого бисера, как в дореволюционную эпоху, не делают — настолько мелкого. Вы можете себе представить отверстие в бисере, и то, какой иголочкой нужно было в него входить, и какое при этом надо было иметь зрение? Такие вещи стоили невероятно дорого — и они шли на продажу в столицы, в аристократический быт, даже за рубеж.

По рассказу Людмилы, крепостным мастерицам изготовление бисерных вещей стоило здоровья — пять лет работы в мастерской с бисером приводили к гарантированному падению зрения, иногда женщины слепли полностью. Они оставались незамужними, но хозяева в благодарность за труд заботились о них до старости в богадельнях — бисерный промысел давал право на пожизненное обеспечение.

Тамбовские традиции ткачества представлены и удивительными коврами, которые изготавливали в имении Быкова Гора аристократического семейства Нарышкиных. С тем же родом связано ковроткачество в селе Соломенка (Моршанский уезд), где родственница Нарышкиных баронесса Фитингоф-Шель организовала специальный цех. Высочайшего уровня ковроткачество достигло в Сезеновском мнастыре, где на коврах изображали не только геометрические и растительные орнаменты, но сложные евангельские сюжеты. По экспедиционным данным известно, что в начале ХХ века здесь выткали ковёр «Утро в сосновом бору».

Именно слава мастеров и высокое качество, уверена Людмила, делают тамбовские народные промыслы по-настоящему великими. И, несмотря на то, что часть их оказалась забыта, часть теперь относится к другим регионам — последние инициативы новых молодых талантов говорят нам о том, что ремесло Тамбовской области способно пережить ещё несколько золотых веков.

Литературный город ЮНЕСКО» приглашает присоединиться к новому этно-проекту

Классический архитектурный орнамент.

Архитектурный орнамент берет свое начало в культуре глубокой древности в 15-10 тыс. лет до н. Ранние декоративные элементы, украшающие здания, носили сакраментальный смысл, либо использовались для того, чтобы подчеркнуть симметричность фасадов сооружений. Древний архитектурный узор основывался преимущественно на простых геометрических фигурах: круге, квадрате, зигзаге, треугольники. Однако, уже тогда встречались спиралевидные рисунки, полоски, веревочный, елочный узор. Треугольники символизировали горы, круги – солнце, спираль – движение и жизнь. Эти фигуры, повторяясь, сливались в архитектурный узор. В некоторых этносах архитектурный орнамент из знаков-пиктограмм являлся начальным этапом возникновения письменности. Встречались в архитектурных орнаментах у разных народов и фигуры живого мира, однако, обычно они стилизованы под геометрический узор. Архитектурный орнамент участвовал в формировании тектоники здания и его пространственном восприятии. Среди древнейших узоров – свастика, означающая для некоторых древних народов круговорот в природе, радость, солнце (использованная в фашистской символике свастика отличалась тем, что она являлась зеркальным отображением древнего символа).

Литературный город ЮНЕСКО» приглашает присоединиться к новому этно-проекту

Архитектурный орнамент античного греческого ордера (по Виньоле).

В египетском архитектурном узоре нередко используется лотос – цветок или лепестки – это символ богини Исиды, означающий силу природу, чистоты, здоровья, магию. Лотос также олицетворял солнце. Растение алоэ в архитектурном орнаменте также несло магический смысл. Использовались в египетском орнаменте папирусы, тростники, цветы лилии, листья пальмы, акации, терновника и тутового дерева, которые означали Древо жизни. Из растительных изображений использовались венки из веток, гроздьев винограда, фиников, рисунок древесной коры. Египтяне также включали в архитектурные орнаменты изображения гуся, сокола, фигуру антилопы, обезьяны, цапли, рыбы, жука-скарабея, свернувшейся в кольцо змеи. Архитектурный орнамент Древнего Египта нередко включал иероглифы, благодаря чему мог быть прочитан, как текст, а также прямые, ломаные, волнистые линии, сетку.

Литературный город ЮНЕСКО» приглашает присоединиться к новому этно-проекту

Архитектурный орнамент Древнего Египта.

Мотив плетенки встречался еще в орнаментах палеолита. Некоторые исследователи считают, что этот узор получили вдавливанием веревки в пластичный материал, например, глину. Сложный плетеный узор использовался сарматами, у которых его переняли германские племена, распространив орнамент в Европе. У кельтских народов плетенка в архитектурном узоре была заимствована у народов северной Европы. Считается, что плетенка в этой культуре имела в своей основе переплетения кожаных ремешков на одежде и обуви. В более поздние периоды в архитектурном орнаменте плетенки появились изображения частей тела животных: хвосты, лапы, головы. Также в узор мог входить растительный рисунок. В скандинавской культуре в плетеный узор включается изображение дракона или змеи. Подобные архитектурные орнаменты входили, в основном, в украшения соборов и храмов.

Литературный город ЮНЕСКО» приглашает присоединиться к новому этно-проекту

Кельтский архитектурный орнамент.

Архитектурный орнамент Востока основан на ассирийском, шумерском, вавилонском искусстве, в котором одном из основных компонентов был орнитологический рисунок. В узоры вплетались элементы геральдлики, эмблемы, грифоны, головы вепрей, быков, крылатые человеческие фигуры, кентавры, изображение Древа жизни. Розетки в виде распустившегося цветка ромашки, маргаритки являлись символами солнца, круговорота в природе. Ассирийцы нередко использовали в архитектурном декоре кедровую шишку, гранат, ананас, финики, колосья. На территориях, завоеванных маврами, архитектурный орнамент включал письмена в виде куфического написания (прямые угловатые буквы) и “насха” – с круглыми буквами. В декоративном украшении зданий присутствуют изречения из религиозных книг, стихи, афоризмы. Основные виды орнаментов: ис-лими (узор из вьющихся растений), гирих (соединенные сетки и узлы). Существует множество вариантов реализации этих узоров. В некоторых странах популярными были арабески (рисунок из завитков), морески (геометрический орнамент), тюльпаны, розы, гвоздики, гранаты, капельники-сталактиты. Архитектурный орнамент в мавританском стиле полностью заполняет пространство, предназначенное для декора. Примером может служить архитектурный узор, украшающий здания Андалусии. В него включены виноградные листья, зубчатые листья и цветы вьющейся бионии. Во дворце Альгамбры встречаются изображения фигур людей и животных.

Литературный город ЮНЕСКО» приглашает присоединиться к новому этно-проекту

Архитектурный орнамент Альгамбры: 1- украшение треугольных пространств около арок, 2 – орнамент арки, 3 – капитель колонны, 4 – Орнамент на дверях, 5 – Рисунок на цокольной части стены, 6- Мозаичный орнамент, 7- Украшение на стене.

Литературный город ЮНЕСКО» приглашает присоединиться к новому этно-проекту

Рисунок орнаментов, в которых встречаются восточные элементы.

Персы, захватившие огромные ближневосточные территории в 4 в. до н. , внесли в архитектурные узоры натуралистичные растительные мотивы: цветы гвоздики, нарцисса, шиповника. Популярны были изображения львов, леопардов, верблюдов, быков, антилоп, слонов, птиц, всадников на конях, а также часто встречался рисунок языков пламени. Архитектурные орнаменты античной Греции имели особенность, выраженную в ритмичности, повторяемости одинаковых элементов. Среди объемных изображений: акантовый лист, яйцеобразные элементы – ионики, овы, наложенные друг на друга листья – кимы, морская раковина, гирлянды из плодов и листьев, завитые стебельки растений, фигуры людей и зверей. Архитектурные узоры Древней Греции заимствовали римляне, добавив к ним “взаимодействие” между собой, создав сюжеты и превратив орнамент в замершие сценки. Среди архитектурного узора Древнего Рима встречают листья дуба, лавра, аканта, колосья, фрукты, фигуры, головы, черепа зверей, людей, маски, грифоны, сфинксы. Имперская тематика поддержана военными трофеями, вазами, лентами с реалистичной формой. В более поздние периоды архитектурные орнаменты стали включать восточные узоры, перевоплощаясь в византийский декор. Архитектурный узор меандр использовался в украшении храмов Древней Греции. Считается, что происхождением этот рисунок обязан реке Меандр, которая имеет извилистое русло. Этот же узор встречается в строениях Древней Мексики, Перу. Появление меандра в этих культурах объясняется копированием рисунка переплетения нитей на тканях или вариантом зигзагообразного орнамента.

Литературный город ЮНЕСКО» приглашает присоединиться к новому этно-проекту

Архитектурный орнамент Древней Греции.

Литературный город ЮНЕСКО» приглашает присоединиться к новому этно-проекту

Архитектурный орнамент на современном доме в античном стиле.

Византийский архитектурный узор включил элементы греческого, римского, арабского и персидского, кельтского декора. Орнамент состоял из драконов, грифонов, мифических животных, аллегории, львов, волков, леопардов, орлов, павлинов. Растительные мотивы архитектурного орнамента в сооружениях Византии включают пальметты из нескольких лепестков, завитые стебли, колоски. Появились также изображения цветов, креста, символы христианства и Библии: голубь, оливковая ветвь, рыба, барашек. Византийский стиль использовался и в архитектурных узорах русских зодчих и резчиков по дереву. Динамичны архитектурные узоры дворцов Древнего Китая, среди которых встречались символические знаки: инь-янь, цикады (предвестники урожая), бамбук (стойкость), сливу, персик, пион – символы бессмертия, гранат. Обильные архитектурные орнаменты, украшающие дворцы, включали мистические маски с чертами тигра, дракона, барана, фигуры чудищ. Среди узоров: спирали, волны, восьмиконечные звезды, меандр.

Автор текста: М. Сергеева

Архитектурный орнамент

Орнамент, украшающий архитектурные памятники, является одним из важнейших средств художественной выразительности. Величайшие архитекторы возводили прекрасно декорированные храмы, дворцы, общественные здания. Орнамент различных эпох находил воплощение в декоративно-скульптурных фризах, монументальных росписях, мозаичных панно.

Орнамент, рожденный рукой искусного мастера, никогда не существует отдельно от объекта, который он призван украсить. Архитектурный орнамент должен отвечать общему художественному решению здания. Как никакой другой, архитектурный орнамент учитывает материал, место, время создания и стилевые тенденции эпохи. В Индонезии, где широко развито искусство резьбы и есть широкие возможности для использования дерева и камня, орнамент представляет собой сложные рельефные композиции. В Средней Азии, где яркое солнце и сильные ветра нещадно разрушают камень, зодчие отдавали предпочтение майоликовым изразцам — ярким, нарядным и праздничным. В эпоху средневековья архитектурный орнамент нашел свое воплощение в каменной скульптуре и т.

Украшение архитектуры орнаментом требует от художника предельного внимания и такта. Орнамент, расположенный на фасаде архитектурного объекта, не должен препятствовать восприятию формы сооружения, его объемов и поверхностей. Архитектурный орнамент выделяет значимые фрагменты: арки и своды, дверные и оконные проемы, плоскость стены (если речь идет о ковровом орнаменте, покрывающим всю стену) или архитектурные конструкции.

Разделение декоративных поверхностей может осуществляться с помощью прямых линий и их производных (квадрата, прямоугольника, круга). Как правило, оформляя фасад здания, художники прибегают к традиционной композиции: линейный фриз идет вдоль всего здания или определенного архитектурного объема.

В большинстве случаев архитектурный орнамент — это резной деревянный, каменный или керамический рельеф или скульптура, однако не следует забывать и о монументальной живописи, мозаике, инкрустации.

В архитектурном оформлении рельеф играет доминирующую роль, т. он в наибольшей мере способствует «обогащению» поверхности стены. К тому же, выпуклые или углубленные изображения являются основным видом декоративной обработки камня. В качестве доминирующих техник можно назвать декоративную лепку и резьбу по камню. Это наиболее распространенный способ украшения храмов, жилых зданий, общественных построек.

История архитектурного орнамента

Культура Древнего мира основывалась на представлениях о законе пропорционального соотношения и на понятии взаимодействия человека с природой. Важными элементами архитектурного орнамента того времени были по преимуществу природные мотивы — стилизованные листья, веточки и цветы. В Древнем Египте особую популярность приобретали цветы лотоса и папируса, которые являлись не только основным декоративным мотивом, но и одновременно образовывали капители колонн, подразделявшихся на несколько видов — лотосовидную, папирусовидную, пальмовидную. Иногда зодчие сочетали различные элементы, например растительные мотивы и изображения богов или фараонов.

Орнамент размещался и на стенах зданий. Египетские мастера отдавали предпочтение сюжетным композициям, повествующим о подвигах фараонов и дворцовой жизни. На плоскости стены сцены были распределены по регистрам, а по периметру украшались растительным декором. Особое внимание уделялось иероглифическому письму и знакам пожелания благополучия: двум сфинксам, сидящим лицом друг к другу, птице — символу бога Гора, змее — богу Урею и скарабею — символу удачи. Эти элементы наиболее часто встречались в оформлении дверных порталов.

В силу того, что камень — твердый материал, характерной чертой египетского орнамента был низкий врезанный рельеф и преобладание графики над объемом.

Искусство Передней Азии отличала та же схематичность и иератичность образов, что и в Древнем Египте. Наиболее часто изображали геометрические фигуры — линии, квадраты, ромбы, а также стилизованные цветы — розетки и деревья кипарисов. В культуре древних племен Шумера и Аккада активно использовалась в украшении фасадов зданий поливная облицовочная керамика. Преимущественно художники использовали сине-зеленый цвет (в качестве фона); золотая краска применялась для контура. Декор стены, как правило, состоял из расположенных друг над другом фризов с изображением людей и животных. Примечательно, что в Вавилоне стены одного храма украшены изображениями бога Мардука в виде дракона и Шеду — быка с туловищем льва и лапами хищной птицы. В Ассирии активно использовались стилизованные изображения цветов в виде розеток и остроконечных кипарисов, олицетворяющих долголетие и благополучие.

В архитектуре Древней Греции и Рима орнамент приобрел несколько иное звучание. Если в Древнем Египте или Месопотамии орнамент украшал здание, то в Античном мире он был неотъемлемой частью архитектурного сооружения. Особое значение для греков приобрели колонны, ставшие основой храмового строительства. Вначале колонны были деревянными, затем каменными. В разных областях Греции развивался свой тип колонн. Наибольшей красотой декора отличались колонны коринфского ордера. Они представляли собой стройные столбы с капителью, украшенной скульптурными акантовыми листьями. Конструктивные детали архитектуры подчеркивались ритмически повторяющимися рядами простейшего орнамента — криволинейные мотивы, спирали, бусинки, ромбы, треугольники, меандр.

Орнаментальные мотивы в архитектуре были весьма разнообразны. Чаще всего встречались изображения пальметты — растения, изогнутого к центру: лавра, плюща, оливкового дерева и т. В отличие от зодчих восточных деспотий, греческие мастера прибегали к активной пластике, стремясь приблизить архитектурный орнамент к круглой скульптуре.

Римская архитектурная пластика не отличалась особой оригинальностью. Воины по натуре, римляне сочли удобным для себя воспроизводить греческие достижения. При этом тот же самый орнамент, что и в эллинской культуре, стал сухим, четким и маловыразительным.

Отношение к архитектурному орнаменту кардинально изменилось в VII—VIII вв. Христианская культура активно пропагандировала украшение храмов растительным или геометрическим орнаментом, объясняя это тем, что «природа есть творение рук Господних и потому угодно Ему». Архитектурный орнамент византийского мира проявился в основном в интерьере — в украшении балюстрад, колонн, порталов, стен. Памятники византийского искусства отличает необычайная пластика, мягкость и выразительность линий, активная светотеневая моделировка, реализм изображений.

Византийские каменотесы воспроизводили мельчайшие элементы аканта, виноградной лозы, плетенки, цветочные розетки и пальмовые листья, обогащая их ромбовидными или спиралевидными лентами. Наибольшую декоративность приобрели изображения павлинов, грифонов, рыб, тельцов. Все эти образы были тесно связаны с христианской идеологией. Павлины олицетворяли небесную жизнь, грифоны или просто птицы — Святого Духа, рыбы — Христа, Тельцы или агнцы — жертвенного Агнца. Не обошли восточные теологи своим вниманием и растительный декор. Виноградная лоза символизировала тайну причастия — принятия крови и тела Христова.

В XII—XIV вв. в оформлении храмов также встречались подобные аллегории, хотя в романской и готической архитектуре все чаще изображались фантастические персонажи. Однако главенствующую роль по-прежнему играл растительный орнамент. Мотивы растительной вязи, изогнутой по спирали или плавными линиями, тянулись по всей длине архитектурных фрагментов.

В первую очередь украшались порталы дверей, главный и боковые входы, колонны, оконные проемы, башни, балконы, своды арок. Декор подчинялся архитектуре, но вместе с тем стремился приобрести самостоятельность — превратиться в круглую скульптуру. В готический период это «желание объема» стало настолько сильным, что некоторые образы фактически «оторвались» от плоскости стены.

Вариации украшения романской и готической архитектуры были настолько разнообразны, что их практически невозможно классифицировать. Следует заметить, что благодаря обилию архитектурных орнаментов в средневековой культуре этот период особенно ценился знатоками, пытавшимися разгадать язык аллегорий.

Дальнейшее развитие пластических и изобразительных искусств дало миру новые варианты архитектурного узора. С XIV в. культурным центром становится Италия. Мастера эпохи Возрождения воплощали в своих произведениях античные мотивы, обогащенные новыми декоративными элементами. В противовес готической скульптурной пластике, ренессансный декор отличался изяществом, тонкими светотеневыми нюансами и невысоким рельефом.

Изменившееся отношение к природе и к месту человека в мире вызвало появление новых декоративных элементов. Церковь больше не являлась главным заказчиком зодчих. Все чаще возводятся дома богатых купцов и знати. В связи с этим обстоятельством система образов упрощается. В то же время возникают образы ангелочков-путти — медальоны с погрудными изображениями в фас или повернутыми в три четверти, которые занимают ведущее место в архитектурном декоре. Среди растительных мотивов популярность приобретают гирлянды цветов и плодов, гербы в венке из цветов, розетки и т. Излюбленным мотивом становится повторяющаяся череда бусинок, а также стилизованные ветки тернового куста или аканта, букрании (с бычьими головами и цветочными гирляндами), химеры и рыбы.

Заключительный этап развития ренессансной культуры воплотился в стиле барокко. Это мощное художественное направление, охватившее всю Европу, оставило огромное количество вариаций декоративного орнамента. Свобода художественной мысли породила немыслимые ранее виды и способы украшения экстерьера и интерьера. В первую очередь орнамент украсил колонны, портики, своды арок, балюстрады, ниши и т.

Хотя мастера продолжают использовать элементы античного декора (растительные побеги, акантовые листья, жемчужины, атлантов, кариатиды), появляются новые мотивы: рог изобилия, львиные головы, единороги, дельфины, цветочные вазоны. В орнаменте прямые линии постепенно сменяются изогнутыми, но построенным по принципу симметрии.

Отличительной чертой этих архитектурных орнаментов является торжественность, театрализованность и пышность. Орнамент прекращает свое подчинение архитектуре, он вырывается из плоскости и превращается в свободную скульптурную композицию.

Основанный на других культурных принципах, орнамент рококо — «успокоенного барокко», использовал мотив раковины. Полюбившиеся элементы барочной орнаментики настолько захватили мастеров, что они не торопились вводить новую стилистику в архитектуру. Фасады замков и частных домов — отелей они оставляли нетронутым, и только в интерьере, где требовалось ощущение интимности, вносили мотив раковины. Орнамент стал вычурным, изогнутым и причудливым.

Второе обращение к Античности пришлось на вторую половину XIX в. В отличие от художников Возрождения, которые творчески перерабатывали исходный материал, приверженцы классицизма стремились воплотить главную идею стиля — порядок и строгость. Как следствие, в украшении фасадов и внутренних покоев использовалось минимальное количество декоративных элементов. В моде остались уже известные мотивы меандров, цветочных гирлянд, акантовых листьев, побегов. И только во время правления Наполеона появились новые персонажи.

Стиль ампир, т. имперский стиль, был введен двумя знаменитыми художниками начала XIX в. — Персье и Фонтеном. Конструкции зданий остались прежними, изменился характер декора. Все чаще и украшении интерьера встречаются изображения мифических животных — грифонов, сфинксов, львов. Не обошли своим вниманием художники и военную эмблематику. Ампир отличался сухостью и лаконичностью образов и определенной системой украшения. Все должно было подчеркивать архитектурный элемент, плоскость стены, обозначать вертикали и горизонтали.

Самым ярким и удивительным событием в искусстве XIX столетия стало повсеместное применение исторических орнаментов. Фантазия мастеров не была ограничена: в архитектуре одновременно существовали готические чудовища, пышные барочные фризы и ассирийские мотивы. Применяя метод эклектики, художники перерабатывали разные стилевые направления.

Конец столетия ознаменовался появлением нового стиля — модерна, который ввел в художественный «обиход» понятие пластики орнамента. Декор был строго подчинен архитектуре, он украшал только то, на чем следовало сделать акцент. Внимание архитектора-декоратора к конструктивным деталям практически свели на нет декоративные украшения. Все чаще встречались монотонные фасады с небольшим количеством декоративных элементов. Напряженная пластика образов, их естественность и реалистичность удачно сочетались со строгостью архитектурных форм. В оформлении фасадов широко использовались образы женских и мужских масок, мотивы причудливо изогнутых веточек и изящных цветов.

В современном мире искусство украшать орнаментами архитектуру практически отсутствует. Исключение составляют отдельные фрагменты или памятники, выполненные по заказам частных лиц.

Мастер-класс «Национальные татарские орнаменты в экодизайне»

4 декабря в 16. 00 в Библиотеке национальных литератур (Садовая ул. , 33) пройдет мастер-класс по росписи сумок «Национальные татарские орнаменты в экодизайне».

Литературный город ЮНЕСКО» приглашает присоединиться к новому этно-проекту

Орнамент – прекрасный рассказчик. Вглядитесь в него, и он расскажет о своём крае и времени, когда родился, о своём народе и событиях, которые пережил вместе с ним.

Татарский орнамент складывался тысячелетиями, начиная с эпохи древнетюркских каганатов и даже раньше – с первобытной эпохи. Он прошел очень долгий путь развития. В нем всегда отражались природа и символически значимые для человека предметы, образы.

На мастер-классе каждый из присутствующих под руководством мастера Альбины Ахмадуллиной узнает главное об истории татарского орнамента, методах его нанесения, использования в декоре и сможет создать собственный уникальный шоппер с национальным татарским акцентом.

Мастер-класс рассчитан на взрослую аудиторию. Количество участников ограничено. Участие по предварительной записи.

Записаться можно по тел. 310-05-64, 310-94-39 или в группе библиотеки ВКонтакте. 12+

Время проведения: 16:00–18:00

Орнамент как наследие культуры. «Ульяновск — литературный город ЮНЕСКО» приглашает присоединиться к новому этно-проекту

Литературный город ЮНЕСКО» приглашает присоединиться к новому этно-проекту

Дирекция программы «Ульяновск — литературный город ЮНЕСКО» приглашает подключиться к реализации нового этно-проекта.

Речь идет о международной и междисциплинарной программе «Decoding орнамент», которая будет проходить в формате творческой мастерской. Ее участники смогут  провести авторские исследования визуальных и орнаментальных традиций народов Поволжья. А кроме того, на основе результатов этого анализа создать собственный арт-проект. Получившиеся авторские работы представят на международной выставке.

Обещают встречи с международными экспертами и три сессии интенсивов.

— Представители различных направлений творческих индустрий (художники, фотографы, поэты и писатели, web-дизайнеры, графические дизайнеры, дизайнеры одежды и аксессуаров) смогут создать коллаборации в едином направлении «орнамент как наследие культуры и искусства народов Мира», — сообщают в Дирекции программы «Ульяновск — литературный город ЮНЕСКО».

Регистрироваться можно до 20 февраля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.