Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

Чем вызвано стремление к минимализму

Несмотря на интуитивное понимание «простого», объяснить это затруднительно. Под «простым» мы зачастую понимаем нечто ясное, бесхитростное, незамысловатое и несложное. При этом определение простоты как эстетической ценности литературовед, культуролог и семиотик Юрий Лотман связывает с «отказом от украшенности»: «Ощущение простоты искусства возможно лишь на фоне искусства «украшенного», память о котором присутствует в сознании зрителя-слушателя». Иными словами, заметить и оценить простоту возможно лишь в сравнении с чем-то намеренно усложненным и детализированным.

Примечательно, что в этом сравнении простота обычно выигрывает, на что обратил внимание российский архитектор и художник Евгений Асс. Он пишет: «За простотой кроются преимущественно положительные коннотации, в то время как за сложностью отрицательные. Простота — скромность — ясность — цельность — бесхитростность — естественность — искренность. Сложность — непонятность — запутанность — неопределенность — неразрешимость».

Подобный ассоциативный ряд применим к совершенно разным сферам жизни. Ясность приобретает принципиальное значение в построении рабочего или образовательного процесса. Искренность выступает одним из важнейших элементов фундамента здоровых и доверительных отношений.

Культ бытовой и духовной оптимизации нашел отражение в минимализме как философии жизни, последователи которой стремятся к отказу от избыточного потребления. Как поясняет ритейл-аналитик Дебора Вайнсвиг в заметке Forbes, посвященной популярности минимализма как образа мыслей у миллениалов, движение вдохновляет людей кардинально менять свою жизнь, ограничивая размер гардероба и отказываясь от лишнего имущества.

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

Согласно результатам исследования компании The Harris Poll, 78% миллениалов предпочтут «заплатить за опыт, нежели чем за материальные блага» — наши современники в возрасте от 18 до 34 лет ценят впечатления значительно выше, чем возможность обладания большим количеством вещей.

Авторы статьи научного журнала Journal of Positive Psychology приходят к выводу, что минимализм как альтернатива образу жизни с высоким потреблением помогает людям уделять внимание своим истинным ценностям. Большинство исследований на эту тему выявили  связь между «добровольной простотой» и психологическим благополучием.

Простота в прошлом и настоящем

Минимализм можно встретить практически в любой сфере. Например, в дизайне бытовых предметов: он особенно заметен в лаконичных белых смартфонах, умных весах и строгих смарт-часах. Никаких украшательств, только функционал и ничего лишнего.

В изобразительном искусстве одним из первопроходцев минимализма стал французский художник-новатор Ив Кляйн. Он получил широкую известность благодаря своим монохромным полотнам, а также выставке Le Vide в парижской Iris Clert Gallery в 1958 году. Посетители были крайне удивлены, когда поняли, что выставка представляет собой пустое пространство — художник вынес из помещения все предметы за исключением одного шкафа и окрасил все поверхности белым.

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

Ив Кляйн во время своей выставки «Proposte monocrome, Epoca Blu», 1957. Yves Klein Archives

Примерно в это же время в Нью-Йорке возникло художественное течение минимал-арт. Его представители посвятили свое творчество отказу от всякого символизма и метафоричности, восхвалению упрощенной сути и формы предметов.

Десятилетием позже интеллектуальная простота появилась в музыке: несколько немецких композиторов придерживались стилистической тенденции к упрощению. Именно в стиле минимализма написано одно из самых знаменитых музыкальных произведений в истории человечества — «4’33”» Джона Кейджа. В течение всех 4 минут и 33 секунд музыканты на сцене не извлекают ни одного звука из своих инструментов.

Яркие примеры минимализма в архитектуре появились еще раньше, в первой половине ХХ века. Одним из людей, предопределивших облик домов и городов на годы вперед, стал немецкий архитектор-модернист Людвиг Мис ван дер Роэ. Приверженец рациональности, он создавал универсальные пространства из бетона и стекла, наполненные естественным светом. В поисках простоты Мис ван дер Роэ сформулировал известный манифест минимализма в дизайне в короткой фразе «Less is more», то есть «меньше значит больше».

В работах мастера свободная планировка, функциональная значимость каждого элемента и акцент на технологичность не вступали в противоречие с эстетической составляющей. Пример тому — знаменитый павильон Германии на Всемирной выставке в Барселоне 1929 года, в котором простые прямые линии и геометрические формы сочетались с роскошной отделкой из мрамора и оникса.

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

Павильон Веймарской республики на Всемирной выставке в Барселоне по проекту Людвига Мис ван дер Роэ

Основы, заложенные мастерами ХХ века, находят отклик в современных представлениях о простоте и минимализме. Гармония, точные пропорции, акцент на функциональности и содержании — призыв к такой архитектурной «искренности» встречается в зданиях по всему миру.

При этом создавать простое — сложная задача, требующая высочайшего уровня мастерства. Минимализм не допускает неточностей, не позволяет скрыть недочеты за орнаментами и узорами. Этот закон точно пояснил культовый модельер Валентино Гаравани на показе монохромной белой коллекции Valentino haute couture в Нью-Йорке в 2014 году (и вспоминая свою легендарную белую коллекцию 1968 года): «Белый — если сделать что-то не так, если он не идеален, это станет катастрофой».

Сегодня простая архитектура часто ассоциируется с философией японского и скандинавского стилей. В них смыслообразующее значение имеют пустота, естественность и связь с природой. Смысловое сходство двух стилей отмечает автор блога дизайнерского маркетплейса Creative Market Марк Шенкер. Среди основных черт минималистичной архитектуры и дизайна он выделяет использование необходимого минимума элементов, увеличение открытых и свободных пространств, нейтральные цвета и поиск вдохновения в природе.

Примеры востребованности интеллектуальной простоты можно найти в Москве. Например, все перечисленные элементы нашли отражение в архитектуре жилого комплекса Først, растущего на Симоновской набережной в непосредственной близости к Москве-реке. Спокойная цветовая гамма, лаконичность фасада, вдохновленного сдержанными северными пейзажами, простота и функциональность помещений — монументальный проект создает атмосферу уединенного острова, сохраняя при этом доступ к самому эпицентру активной жизни столицы.

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

Нордическая внешность, навеянная красотой утесов норвежских фьордов, дополняется скандинавской рациональностью: планировками квартир без лишних деталей, с большими лоджиями и террасами, а также развитой инфраструктурой комплекса с собственными кафе, супермаркетом и фитнес-центром. Оставаться в ритме городской жизни, но, возвращаясь домой, находить место силы для замедления — именно такие ценности проповедуют авторы проекта ЖК Først.

Как интеллектуальная простота влияет на счастье

Современный человек проводит внутри зданий около 90% своего времени. Из-за этого особое значение приобретает вопрос, влияют ли архитектурные и дизайнерские решения на настроение и поведение людей. Профессор психологии окружающей среды Ирвинг Вайнер нашел ответ.

«Некоторые элементы окружения мы можем увидеть или потрогать — например, наблюдать эстетику пространства или прикоснуться к мягкому эргономичному креслу, — считает Вайнер. — Некоторые элементы невозможно увидеть или потрогать, однако они напрямую влияют на наше поведение и настроение».

Неочевидные на первый взгляд принципы интеллектуальной простоты, отраженные в архитектуре жилого комплекса Først, могут оказать позитивное влияние на психику и поведение людей. Так, пребывание в свободных пространствах, где отсутствует захламленность, могут сократить тревогу, стресс и чувство подавленности, которые часто вызваны окружающим беспорядком. Об этом пишет доктор психологии и автор книг Шерри Бург Картер. Неудивительно, что создатели ЖК Først уделили особое внимание функциональной простоте помещений, где каждая вещь находит свое место.

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

Еще одна позитивная особенность стиля интеллектуальной простоты — близость к природе. Согласно исследованию британских ученых, даже 120 минут в неделю, проведенные на природе, могут оказать позитивное влияние на физическое здоровье и эмоциональное благополучие. Именно поэтому «зеленому миру» в комплексе Først отводится 6 000 квадратных метров. Территория придомового сада разбита на восемь флористических зон с лужайками и красочными цветочными островками. На одной из них создадут парк с редким северным ландшафтом. Для воссоздания природы севера и атмосферы арктической флоры дизайнеры использовали не только растения, но и фактурные материалы. Канадскую иргу, горную сосну и приречный клен дополнят необработанные каменные поверхности, природные валуны и тропы оттенят шапками гортензий и резными листьями папоротников. Словно зеленые островки прорастают во дворе жилого квартала сквозь сеть пешеходных дорожек.

Не подвергается спорам, что представления о счастье сугубо индивидуальны. Для одних оно кроется в великих свершениях, для других — в самых простых человеческих ценностях, таких как защищенность и близость родных людей. Но и для тех, и для других очевидно: существовать в безумном темпе и переизбытке информации современного мира и оставаться здоровым сложно. В этой связи отказ от ненужных деталей помогает освободить место для важного — внутренней гармонии и осознанности.

Насладиться созерцанием совсем скоро смогут обладатели квартир в жилом комплексе Først, который не подчиняется привычному ускоренному течению времени столицы. Жизнь здесь замедляется, наполняется содержанием и спокойной самодостаточностью.

ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ ПОЭТИКИ МИНИМАЛИЗМА В ТВОРЧЕСТВЕ А. САМОЙЛОВА

Минимализм — это современное направление, которое применяется во всех видах искусства. В широком смысле под минимализмом подразумевается экономия художественных средств, преобладание идеи над материалом, с помощью которого данная идея выражается. Минимализм прочно вошел в нашу жизнь, и сегодня мы можем встретить его в музыке, литературе, живописи, дизайне, театре, модной индустрии и других видах искусства. К примеру, минимализм в живописи характеризуется преимущественно одноцветными полотнами, одинаковыми и повторяющимися элементами, четкостью и сдержанностью рисунка. Произведения отличаются симметрией и ярко выраженной контрастностью. Одной из самых влиятельных фигур в минималистской живописи является американский художник Ал Хелд (Al Held), прославившийся огромными геометрическими картинами, написанными в яркой палитре. Также среди современных художников-минималистов можно выделить Фрэнка Стеллу и Эльсуорта Кляйна.

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

В скульптуре это, в первую очередь, упрощенные формы и геометризм. Например, работы американского скульптора Тони Смита представляют собой фигуры, составленные из кубических коробок.

Минималистами в музыке считаются Терренс Райли, Стив Райх, Филип Гласс и другие. Спорным, но интересным музыкальным произведением с точки зрения минимализма является композиция «4′33″» Джона Кейджа, в которой полностью отсутствуют звуки.

Можно с уверенностью утверждать, что в наши дни минимализм оказывает значительное влияние практически на все сферы человеческой деятельности, в том числе и на литературу.

Основные черты минимализма в любом виде искусства — это ясность, простота, лаконичность, строгость, единообразие форм, а также повторение элементов и создание серий объектов.

Таким образом, произведение, созданное в стиле «минимализм», отличается разнообразием и нестандартностью идей, максимальным эффектом при минимуме используемых средств.

МИНИМАЛИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЭЗИИ

По своей природе любой поэтический текст тяготеет к минимализму. В лирических произведениях минимализм играет роль средства компрессии. Переживание лирического героя сжимается, а стихотворение в целом приобретает взрывной характер за счет концентрации мыслей, чувств и эмоций.

В минималистских стихотворениях эта концентрация мысли и чувства достигает наивысшего предела. «Минималистское стихотворение — это в первую очередь концентрация — мыслительная, эмоциональная, интонационная».

Признаки минимализма в поэзии — это, прежде всего, небольшой объем текстов, а также повторы отдельных слов или целых фраз, короткие строки и фрагментарность. В современной поэзии минимализм также может проявляться в формах моностиха или раёшного стиха.

Минимализм в поэзии можно рассматривать как своеобразную игру между автором и реципиентом, у которой, как и всякой игры, есть свои правила. Кроме того, сам по себе малый размер текста — условие необходимое, но не достаточное. Минимализм в поэзии, как и любой другой прием, стремится к исследованию и познанию языка и коммуникативного акта.

Черты минимализма присутствуют в стихах таких поэтов, как Иван Ахметьев, Андрей Воркунов, Сергей Лейбград и др.

К минималистам относятся поэты Лианозовской школы, творческого объединения поставангардистов конца 1950-х — середины 1970-х годов. Среди лианозовцев широко известно творчество Яна Сатуновского, Генриха Сапгира (сборник «Голоса»), Евгения Кропивницкого, Игоря Холина.

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

Для творчества лианозовцев характерен подчёркнуто непоэтический язык, которым говорили обычные люди с окраин Москвы. В своих стихах они описывали мрачную жизнь рабочих, жителей бараков. Поэты, прошедшие войну (как, например, Игорь Холин) натуралистически изображали все ужасы войны. Кроме того, лианозовцы предельно конкретизировали детали в своих стихах и использовали фрагменты разговоров, как бы случайно услышанных на улице. Многие такие приемы мы можем увидеть и в творчестве А. Самойлова.

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

Для сравнения ниже представлены примеры стихов лианозовцев Яна Сатуновского и Игоря Холина. В этих стихах можно увидеть обилие повторов, цикличность событий, а также схожесть тематик и образов с теми, которые использует в своих произведений А. Самойлов.

Просматриваю девушек на свет;

на свет, на свет, но если света нет;

но если света нет, а есть — темно;

а естество меняет существо;

и я зову — откликнись, отзовись;

я не садист, но и не мазохист;

труба зовет кого-то, но того,

чье существо меняет естество (Ян Сатуновский).

Знаю, что люди — звери,

только не знаю, все ли.

Может быть, эти — не звери?

Может быть, дети — не звери?

Знаю, не знаю,

Читайте также:  Usine Zarya Vladivostok et Vladivostok, Zarya

верю, не верю (Ян Сатуновский).

Пролетело лето.

Наступила осень.

Нет в бараке света.

Спать ложимся в восемь.

Пролетела осень.

Наступило лето.

Нет в бараке света (Игорь Холин).

МАРКЕРЫ ПОЭТИКИ МИНИМАЛИЗМА В ТВОРЧЕСТВЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ПОЭТА А. САМОЙЛОВА

Поэтика стихов А. Самойлова тяготеет к минимализму. В его творчестве преобладают короткие тексты с минимальным использованием тропов, неразвернутым синтаксисом. Действие в стихах часто статично, в них нет движения. В стихотворениях А. Самойлова нередко встречаются повторы фраз, пропуск малозначимых лексических единиц, используются максимально короткие строки, отсутствуют знаки препинания.

ПОВТОРЫ

Повторы — одна из основных характеристик любого произведения искусства в стиле минимализм. Для творчества А. Самойлова характерны повторы слов или даже целых фраз:

никто вино не пьет

никто тебя не ждет

и скоро снег пойдет

В данном стихотворении четырехкратный повтор строки «в челябинских дворах» акцентирует внимание на городском пространстве, и таким образом само это пространство, многочисленные дворы Челябинска становятся главным действующим лицом в поэзии А. Самойлова.

Когда говорят об Урале,

я вижу большую трубу.

я слышу бу-бу-бу-бу.

Когда говорят о России,

А я говорю — Саня,

в Н. завтра концерт.

давай приходи на концерт.

Но никто никуда не приходит,

никто никуда не придет.

Дайте, пожалуйста, водки и бутерброд

В начале описывается Урал, затем с использованием тех же самых лексических средств описывается вся Россия. Жизнь в провинции, как и во всей стране, статична. И Урал, и Россия в целом представлены через образ большой трубы. Само по себе слово «труба» на жаргоне означает безнадежность, безвыходность, а просторечное выражение «дело — труба» обозначает крайне тяжелое положение. Здесь также можно проследить связь с фразеологизмом «вылететь в трубу». Дополнительные ассоциации о разорившейся стране, бедности, в которой живет большинство населения, а также безвыходность такого положения усиливают эмоциональное воздействие на читателя. Жизнь людей тоже описана через многократные повторы однообразных действий и событий. Однако все представляется бессмысленным и безнадежным, ведь «никто никуда не приходит, никто никуда не придет». Время как будто остановилось — и все замерло в своем движении и развитии.

В стихотворениях А. Самойлова лексика повторяется также и при описании какого-либо промежутка времени («А я мерзну в трамвае, мерзну и еду из среды в четверг, из четверга в среду» (стихотворение «Стих покаянный» из сборника «Киргородок»)) или пространства («Выехал с вокзала на вокзал» (стихотворение «Сыч» из сборника «Киргородок»)). Таким образом, пространство и время в поэзии А. Самойлова образуют замкнутый круг. Повторяющиеся, однообразные события изо дня в день и то же самое городское пространство подчеркивают монотонность жизни героев.

они думали это любовь а это была причина

потери памяти от получки и до получки

дедушка эм я была ведь нормальной внучкой.

Повторы используются и при описании жизни горожан, их повседневных действий, мыслей, чувств, душевного состояния:

Сижу в одиннадцатом раю.

Не ем, не пью, не ем, не пью.

А мимо едут и идут:

зачем я тут, зачем я тут?

Вчера угрюмый, а теперь печальный

стоишь и смотришь в даль путей трамвайных.

Немало лет в одно и то же время

ты здесь, ты здесь, ты здесь, ты вместе с теми,

кто точно так же смотрит в ту же даль,

печаль на злобу, злобу на печаль

меняя, этим постоянством

соединяя время и пространство.

В стихотворении «Ворошилова» из сборника «Маршрут 91» последнее предложение полностью повторяет первое, что создаёт иллюзию замкнутого пространства.

Где-то между Сельмашем и «Теоремой»

начинаемся все мы и кончаемся все мы.

Передайте родителям, что это значит:

ничего не могло получиться иначе.

Передайте родителям, мы тоже можем

ошибаться, и вот на что это похоже:

как две точки расплющены скомканной схемой

где-то между Сельмашем и «Теоремой».

При описании людей А. Самойлов не детализирует их, большинство героев его стихотворений представлены как нечто абстрактное — мужчина, женщина, дети, бабушка. На месте этих героев мы можем представить кого угодно. В некоторых стихотворениях встречаются конкретные имена (Саня, Оксана, Коля, Вера), но, собственно, кроме этих имен, нам ничего не известно об этих людях, они обезличены и представляют собой крохотные частички городской среды, которые сливаются в одну серую массу и являются лишь частью, мелким штрихом в описании главного объекта творчества А. Самойлова — города. Описывая нескольких людей, А. Самойлов также использует минимум лексики и повторы, поэтому люди в его стихах предстают перед нами как двойники, которые практически неотличимы друг от друга.

И мы смотрим на пыль и гарь

и с царем соглашается царь.

Здесь русского русский не бросит,

здесь третий назвался судьбой

и хобот смертельный «иосиф»

как крылья простёр над тобой.

КОРОТКАЯ СТРОКА И ТАВТОЛОГИЧЕСКАЯ РИФМА

Прекрасный дождь идет

А я не сплю

Похоже будто сплю

Но я не сплю

Не вижу сон

Который так похож

На этот дождь

разве я ругался

я ж его просил

матом не ругался

кто же виноват

слов не понимают

я ж не виноват

Это стихотворение также можно рассматривать как яркий пример того, как А. Самойлов экономит средства даже на уровне рифмы. Использование тавтологической рифмы — частое явление в творчестве А. Самойлова, такие примеры можно найти практически в каждом его произведении.

пусть этой ночью дождь пойдет

и пусть всю ночь идет идет

в своем движении похож

на жизнь которую живешь

пусть так же прекратится он

когда не нужен станет он

и ты на черном этаже

Повтор ключевых образов при описании разных явлений также говорит об экономии художественных средств. В приведенном ниже стихотворении, помимо уже знакомых нам повторов («ну не спится и не спи / уснешь / приснится / сон», «потупи», «странствие / странствуешь») и тавтологической рифмы, два раза повторяется образ «англицкой вши». Сначала этот образ используется в обращении к читателю, а затем переносится на описание «странствия души» во время сна.

в телевизор потупи

или в книжку потупи

чаю выпей и тупи

все равно потом уснешь

ну не в три так в пять уснешь

ты ж не англицкая вошь

поелозишь и уснешь

что приснится запиши

сон есть странствие души

где ж ты странствуешь душа

словно англицкая вша

МИНИМАЛИЗМ НА УРОВНЕ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ

Еще одним маркером поэтики минимализма является вынесение какой-либо части текста за скобки. Использование скобок как бы выводит часть текста за рамки произносимого вслух. Данный прием также встречается у А. Самойлова:

сумасшедший на свидании с природой

ходит и в ладошку ухмыляется

на пути между мужским и средним родом

между все труднее проявляется

это (дерево) похоже на жонглера

это (гриб) как ангелочек голенький

эти (белки) настоящие уморы

это (что?) прости-прощай николенька

Обратив внимание на синтаксис стихотворений, представленных в сборниках «Дворы» и «Водолаз провел под водой четырнадцать лет», мы сразу замечаем, что практически нигде, ни в одной строке нет запятых, точек и других знаков препинания. Однако это не затрудняет понимание смысла, ведь мы интуитивно понимаем, где идет перечисление предметов, где обращение, где вопрос и т. и, следовательно, можем прочитать стихотворение с нужной интонацией. Отсутствие знаков препинания — еще один важный маркер поэтики минимализма и отличительная черта поэзии А. Самойлова. Знаки препинания присутствуют только в том случае, если без них сложно понять смысл фразы (обычно это вопросительный знак). Иногда можно встретить восклицательный знак или тире, которые делают акцент на определенной фразе, выделяя её среди остальных.

ФРАГМЕНТАРНОСТЬ

Нередко в стихотворениях можно увидеть пропуск слов и даже целых фраз, однако они легко угадываются из контекста:

она говорила — погода

а он говорил — похмелье

каждый причину может

определить без врачей

в жизнь превращались годы

без никакой цели

если польет — галоши

если нальют — пей

Здесь подразумеваются слова дождь (если польет), надеть (галоши), также слова «польет» и «галоши» во втором четверостишии дают нам понять, о какой именно погоде шла речь в первой строке (дождь).

Иногда может использоваться один предлог без существительного, которое все же угадывается из контекста, благодаря упоминанию слова (в данном случае — лес) в предыдущей строке:

С удивленьем идет горожанин в лес,

со смущеньем стремится выбраться из,

только кружит и кружит по лесу бес,

из кустов скача как из-за кулис.

Не для того один горбат,

не для того на брата брат,

и принимает всех земля,

не для.

Возвращаясь к мысли о концентрации — мыслительной, эмоциональной, интонационной, мы можем сказать, что в стихотворениях А. Самойлова при минимальном использовании художественных и лексических средств достаточно полно и ярко формируются основные образы городского пространства.

Многое в творчестве Александра Самойлова было унаследовано от лианозовцев. Концептуализм и конкретизм, начало которым положили поэты Лианозовской школы, можно проследить и в стихах уральского поэта.

Опасность минимализма

и смерть деталей

Это не атака на минимализм с большой буквы М, который является сознательным дизайнерским движением. Как минималистская музыка композитора Филипа Гласса, которая откровенно прекрасна.

Я говорю о бессознательном, маленьком минимализме. Он стал социальным стандартом для, казалось бы, любого выбора дизайна, будь то архитектурный, корпоративный или любой другой.

Это тревожное явление, из-за того, что представляет собой минимализм: отсутствие деталей.

Почему важны детали? Думайте об этом как об идентичности. Что придает телефонной будке слева ее отличительные черты? Детали: цвет, молдинги (moulding — декоративная деталь в виде накладной выпуклой планки) вокруг двери, орнамент сверху. Телефонная будка справа не имеет реальных деталей и характера.

Я здесь не обязательно говорю о красоте. Я просто говорю о вещах, обладающих некоторыми различимыми качествами и характеристиками. Столбик слева вряд ли можно назвать красивым, но у него есть характер. Тот, что справа. просто существует. И все.

Даже скамейки были минимизированы!

И дверные звонки тоже!Вы бы запомнили тот, что слева. Он добавляет очарование и характер своему месту. Тот, что справа. вы его даже не заметите.

Сколько крупных корпораций провели ребрендинг в пользу гораздо более упрощенных логотипов?Это печально известный недавний пример.

Дело в деталях (как следствие, в индивидуальности) и в том, что у людей разные вкусы. Они, в какой-то степени, что-то навязывают человеку. Минималистский дизайн по умолчанию лишает вещи всякой индивидуальности. Он представляет собой нейтральный, чистый лист, который ничего не навязывает.

Поэтому, когда минимализм с маленькой буквы стал социальным стандартом для всего, от скамеек и столбов до небоскребов и национальных ассамблей. мы видим доведение культуры эстетики до абсурда:кому-то может не понравиться деталь, поэтому деталей быть не может.

Это мир книжных шкафов ИКЕА. (В книжных шкафах ИКЕА нет ничего плохого, но когда все выглядит как один, что ж

Пожалуйста, помните, что я не говорю здесь о сознательном минимализме. Если вы хотите оформить свою комнату в минималистском стиле, это не проблема. Это не касается ни меня, ни кого-то другого. Проблема в социальном дрейфе в сторону абсолютного упрощения.

Худшее преступление минималистского дизайна заключается в том, что он лишил вещи всех цветов.

Возможно, минималистский дизайн так распространен, потому что нам больше нечего сказать. Вам не нужно, чтобы я объяснял, например, что говорит готический собор. Но небоскреб? Он ничего не говорит, правда. Это просто. *там*.

И вдруг все, везде начинает выглядеть одинаково. Абсолютный нейтралитет. Никаких подробностей. Никакой личности. Что это говорит о нас?

История стиля минимализм в архитектуре

Стиль минимализм в архитектуре зародился давно. Впервые о нём услышали в 20-х годах прошлого века. В городе Лейдене (Нидерланды) группа художников объединилась в сообщество, идейным направлением которых было стремление к меньшему.

Объединение называлось «Стиль». Его участники стремились отсечь лишнее в своих работах. Они предпочитали качество количеству. Их идеи и взгляды на минималистичное творчество стали основой стиля минимализм – его первой ступенью в архитектуре.

Современникам того времени импонировало и отзывалось новое направление. Его основы и базовые принципы постепенно стали внедряться при строительстве недвижимых объектов.

Своего расцвета и широкого применения стиль минимализм в архитектуре достиг после Второй мировой войны. После разрушительных событий того времени понадобилось немало ресурсов для восстановления зданий и сооружений.

Принципы минимализма позволили возвести простые, но надёжные здания без излишеств. Это позволило сэкономить на материалах и времени. Минималистичные здания строились быстрее и проще, чем сложные с многоуровневыми фасадами и лепниной.

Своё логическое завершение становления основ стиль получил, когда Западный мир познакомился с японской культурой.

Новым девизом архитекторов стало выражение Людвига Мис ванн дер Роэ о своём творчестве: «Меньше – значит больше». Отныне и посей день кредо строителей – делать больше, проще и с минимальными затратами.

Читайте также:  Формирование комфортной городской среды лого вектор

Черты и особенности минимализма

Основная особенность минимализма – меньше, но лучше. На этом фундаментальном правиле строится весь стиль.

  • строгая геометрия. В основе архитектуры – простые, угловатые формы. Чаще всего применяют прямоугольники, квадраты и прямые линии. Их симбиоз создаёт чёткую геометрию форм, строгую и лаконичную. Круглые формы тоже допустимы. Но специалисты рекомендуют заменить их на прямые. А вот от витиеватых и волнообразных элементов следует отказаться.
  • простые мотивы. Отсутствие излишеств и простота. Это то, что характеризует минимализм в архитектуре лучше всего;
  • аккуратность в декоре. Это направление не исключает наличие декора полностью. Он допустим, но в умеренном количестве.

Общая концентрация декора в общем облике здания не должна превышать 20-30 %. Иначе это уже нельзя будет назвать минимализмом.

Строительные материалы в архитектуре минимализм

В основе строительных материалов для архитектуры в стиле минимализм – древесина, бетон и пеноблоки.

Помимо указанных материалов рекомендуется добавить стекло. Для этого, кроме панорамных окон, можно добавить стекло для оформления фасадов. Это выглядит стильно и современно.

Многие дизайнеры рекомендуют использовать натуральные материалы. Их комбинация с искусственными – это выигрышное сочетание для архитектуры в стиле минимализм.

Декор

Когда речь заходит о минималистичном декоре дома, первое, что приходит на ум — это простота. Чтобы реализовать эту философию необходимо сначала избавиться от избыточности.

При выборе декора очень важно сосредоточиться на простых предметах, в которых преобладают прямые линии. Необходимо минимизировать плотность размещения декоративных элементов. А можно обойтись и вовсе без них.

Часто дома в стиле минимализм представляют собой простые «геометричные коробки» без декора и излишеств. Это выглядит просто, но стильно.

Знаменитые архитектурные сооружения минимализма

В истории архитектуры минимализма немало впечатляющих примеров. Вот лишь некоторые из них.

Концертный зал Финляндия в Хельсинки

Интересное архитектурное произведение, которое необходимо увидеть. Это яркий пример минимализма в архитектуре. Он был возведён в 1971 году.

В его основе необычные геометричные формы. Само здание выглядит довольно футуристично.

Концертный зал — это культурное здание со сценой, которая служит местом выступления, и аудиторией, заполненной сидячими местами. В то время ранние залы, построенные в XVIII-XIX веках, были предназначены для классического оркестра, концерта, оперы и балетных представлений.

Концертный зал существуют как один из нескольких залов или площадок для выступлений в рамках более крупного центра исполнительских искусств. Он также используется для проведения других мероприятий, от театральных представлений до академических презентаций и выпускных церемоний в университетах.

Музей современного искусства MoMA на Манхеттене в Нью-Йорке

Для любителей живописи и искусства в Нью-Йорке есть Музей современного искусства (MoMA). Это второй по посещаемости музей в Америке после музея Метрополитен. В этом музее, который является одним из ведущих художественных музеев мира, можно найти работы ведущих художников Европы и мира.

А ещё – это здание в стиле минимализм. Оно современное и необычное. В его основе строгие геометричные формы. Особенность: обилие стекла. Фасады оформлены светоотражающим стеклом.

В начале 20-го века американцы имели свою долю в художественном движении. Хотя они открыли новый континент и искусство поздно, они продемонстрировали большое единство и сначала открыли Национальный музей США, Метрополитен, а затем 7 ноября 1929 года Музей современного искусства (МоМА).

MoMA был основан под руководством женщин из семьи Рокфеллеров. Музей, который поначалу располагал небольшим зданием и ограниченной коллекцией, принял свой нынешний вид, меняя места и со временем разрастаясь.

В 6-этажном здании, выставочная площадь которого составляет 59 тысяч квадратных метров, собраны не только коллекции живописи. Он также взял на себя роль образовательного центра с его временными выставками, программами курсов и образовательными мероприятиями. Кроме того, создана сложная атмосфера с ресторанами, кафе, торговым центром, кинотеатром и террасой.

Фонд Ланген в комплексе музейного острова Хомбройх, Германия

Выставочное здание Langen состоит из двух разных частей: продольного бетонного здания, окружённого стеклянной оболочкой под углом 45 градусов к двум параллельным бетонным блокам.

Между флигелями есть лестница, ведущая в парк. Выставочный зал внутри застеклённого бетонного здания вмещает коллекцию японского искусства и при длине 43 м и ширине 5 является одновременно массивным и чётко структурированным.

Дневной свет проникает через центральные щели в потолке. В других зданиях расположены временные выставочные площади «Модерн» I и II.

Оба зала площадью 436 кв. м каждый производят совершенно разное впечатление: для зданий Тадао Андо использовал открытый бетон, стекло и сталь. Это его фирменные материалы. Здания, опираясь на историю ракетной станции, окружены курганами. Только в зоне входа они отступают и освобождают место для зеркального пруда.

Выставочный павильон веймарской республики в Барселоне

Этот павильон – яркий представитель скандинавского минимализма в архитектуре.

Павильон Барселоны, символическое произведение современного движения, был тщательно разработан и интерпретирован, а также вдохновил на творчество несколько поколений архитекторов.

Он был выбран Людвигом Мис ван дер Роэ и Лилли Райх как национальный павильон Германии для международной выставки в Барселоне 1929 года. Построенный из стекла, стали, и различных видов мрамора, павильон был назначен для официального управления приёмом под председательством Испании Альфонсо XIII и представителей Германии.

После закрытия выставки в 1930 году павильон был разобран. Со временем он стал важным ориентиром не только в карьере самого Миса ван дер Роэ, но и в архитектуре ХХ века в целом.

В 1980 году Ориол Боигас, глава отдела городского планирования городского совета Барселоны, запустил проект, поручив архитекторам Игнаси де Сола-Моралес, Кристиану Чиричи и Фернандо Рамосу спроектировать и контролировать реконструкцию павильона. Работы продолжались в 1983 году, а новое здание было открыто на прежнем месте в 1986 году.

Стекло, сталь и четыре различных вида камня (римский травертин, зелёный альпийский мрамор, древний зелёный мрамор из Греции и золотой оникс из Атласских гор) были использованы для реконструкции.

Оригинальность Миса ван дер Роэ в структуре материалов заключалась не столько в новизне, сколько в идеале современности, которая выражалась через строгость их геометрии, точность деталей и чёткость их сборки.

Дома в стиле минимализм (фото)

Одна из деталей, которая выходит на первый план в минимализме — это цвета, используемые в фасадах. В философии минимализма, основанной на ощущении неповторимой ауры простоты, необходимо акцентировать внимание на монохромных цветах вдали от сложных оттенков.

В этом контексте видно, что ведущие роли играют такие цвета, как белый, антрацитовый и бежевый, которые перекликаются с естественным светом. В минималистичном оформлении дома предпочтение отдаётся предметам без узоров.

В основе минималистических архитектурных принципов лежит естественное освещение. Большие окна, просторные балконы, садовые конструкции, привлекающие солнечный свет. Всё это является одним из обязательных элементов минимализма в здании.

Если нужно подчеркнуть минималистичные черты планировки дома, необходимо отрегулировать архитектуру пространства таким образом, чтобы максимально увеличить уровень естественного освещения.

Открытые пространства также имеют большое значение в минималистичном оформлении дома. В садах, на балконах и террасах, которые сочетают в себе природную энергию, удобные и доставляющие удовольствие установки спроектированы с небольшим количеством деталей.

Города, которые день ото дня становятся переполненными, растущий трафик и уровень шума, заставляют нас жить проще и искать творческие впечатления. Возрастающая потребность в очищении, тяга к естественному и стремление к простоте выдвинули на первый план стили декорирования, питающие внутренний мир.

Минимализм — один из самых предпочтительных стилей для этих целей. Основываясь на принципе «Меньше, да лучше», можно спроектировать проекты домов, которые призваны наполнить жизнь более чистой энергией.

Minimalism. Modern architecture. Минимализм

Подвиды и категории

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

Впрочем, идеологию минимализма питает не только японский аскетизм. Сегодня существуют:

Минимализм скандинавский.

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

Его особенности – натуральная древесина как основа и обшивка здания, панорамные окна, нейтральная гамма с доминантой белого цвета.

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

Его также называют мягким или новым минимализмом, поскольку софт, сохраняя принципы и форму, оперирует широким набором облицовочных материалов, красок и фактур.

Эко-минимализм – вид, который обращается к природному сырью и проповедует единство с окружающей средой.

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

Минимализм также разделяют на:

  • семейный, ориентированный на комфорт для людей ближнего круга.
  • Профессиональный, который создается вокруг рабочего места.
  • Практичный – наиболее просторный и незахламленный предметами.

Концептуальные черты дома в стиле минимализм

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

Цель архитектурного минимализма – добиться, чтобы каждый компонент постройки выполнял утилитарную, рациональную функцию. Для этого придерживаются следующих правил:

  • геометризм. «Действующие лица» минимализма – куб, параллелепипед, круг.
    Параллели и горизонтали всегда четкие, к диагоналям прибегают редко, однако допускаются изгибы, закругления.
  • Аккуратность, чистота, отказ от «лишних» хозпостроек, пестрых клумб и садовой скульптуры.
  • Базовые краски, созвучные натуральным строительным материалам; углы и линии, подчеркнутые черным или графитовым цветом.
  • Свободная планировка, оставляющая как можно больше внутреннего пространства.
  • Применение естественного света как инструмента, создающего объем и динамизм.
  • Табу на декор ради декора: украшения минималистического здания – выразительность, текстурность и цвет.
  • Стремление к гладким фактурам: стены внутри и снаружи тщательно выравнивают.
  • Погружение в ландшафт: дом в стиле минимализм не переделывает участок под себя, а приспосабливается к нему.
  • Минимум перегородок, минимум красок и минимум деталей – вот кредо минимализма.

В отличие от лофта и хай-тека, этот стиль не склонен к гигантомании и не тянется ко всевозможным ноу-хау, он подходит любому участку и кошельку.

Ассортимент материалов

Геометризм и монолитность постройки подчеркиваются бетоном, газобетонными, пенобетонными блоками, рамами из металла и хромированной стали, ламелями и рейками или профнастилом.

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

В меньшей степени, но с полным правом используются кирпич и камень, керамическая, керамогранитная плитка, композитные панели.

Особенности конструкции

Может показаться, что дома в стиле минимализм однообразны, но несмотря на строгость формы и аскетичность отделки, вариантов оформления достаточно много.

Фундамент у таких коттеджей, как правило, низкий; но если проектируется цоколь, то его не выделяют, а гармонично, неброско объединяют с жилой частью дома.

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

Кровля может быть двускатной, оригинально-асимметричной или плоской, как в Японии. В общем, без широких свесов и удобной для установки солнечных батарей.

Терраса открытого типа – частый спутник минималистического особняка; опоясывающая или односторонняя, она делает постройку не столь монотонной.

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

Этажность не принципиальна, однако самые распространенные, типичные для стиля – одно и двухуровневые дома.

Постройки с большей этажностью смотрятся современно и респектабельно, но рассчитаны на обширный участок, включающий гаражи, бассейн, зимний сад и зону для барбекю.

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

Проемы оконные и дверные всегда крупнее стандарта. Их форма не должна противоречить дому: это квадрат, прямоугольник или круг.

К признакам минимализма следует добавить также модульность (большой дом слагается из отдельных «объёмов»), выступы и ниши в стенах, подиумы, настилы.

Технологии строительства

Каркасный метод применяют, когда выбор сделан в пользу одно- и двухэтажного коттеджа в духе европейского минимализма. Эта технология обеспечивает отличную энергоэффективность жилища, длительный срок эксплуатации, удобство в ремонте. Плюс – она относительно недорогая и быстрая.

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

Блочный метод лучше подойдет большой усадьбе, модульной постройке, таунхаусу, особняку в два этажа. Его преимущества – монументальность, бюджетность, высокая теплоизоляция. Блоки подчеркивают контуры здания, что так же «на руку» минимализму. Такая технология, однако, требует прочного фундамента, а выстроенный дом – искусственной вентиляции.

Монолитно-кирпичный способ тоже практикуется: эти дома долговечны, имеют статусный вид и обходятся без внешней отделки. Но осуществлять строительство дольше, и дороже.

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

Несъемная опалубка – сравнительно новый технологический прием. В подготовленный фундамент в шахматном порядке внедряют блоки из пенополистирола и заливают их бетоном, получая мощную и прочную конструкцию.

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

Как видите, дом в стиле минимализм выгоден тем, что построить его можно любым приемлемым, финансово доступным способом.

Цветовое оформление

Цвет фасада минималистического коттеджа коррелирует с подвидом стиля.

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

Загородный дом в стиле минимализм — фото

Дом в японском духе – это оттенки «деревянного» либо «каменного» цвета, акцентированные темно-серым или черным.

Скандинавское жилище тяготеет к светлым тонам древесины, к белому, песочному, пепельному, голубому колеру, их сочетаниям.

Эко-минимализм обходится естественными красками кирпича, земли, дерева.

А софт допускает «вольности» в виде оттенков зеленого цвета, молочной, синей, фиолетовой краски. Софт не против даже пастельных оттенков с условием, что они приглушенные.

Степень остекления

Панорамные окна – не обязательный, но характерный атрибут минимализма. Вместо него могут быть просто крупноформатные окна без перемычек, арок, решеток, карнизов и со скрытой фурнитурой.

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

Часто окна врезают в крышу; делают галереи, прозрачный фронтон. Холодный блеск стекла смягчают посредством тонировки: это улучшает колористику дома, добавляет экстерьеру выразительности.

Читайте также:  74 ру и новости Челябинска Telegram

Оформление фасада в стиле минимализм

Если это софт, то лицевой стороне подойдут штукатурка, подчеркнутая кирпичом, плиткой или вагонкой; если сканди-минимализм, то различные модификации дерева. В любом случае можно использовать как натуральные материалы (эко-минимализм), так и современную их имитацию.

Применение одного, определенного вида отделки возможно, но не желательно: фасад будет «плоским» и скучным. Лучше сочетать несколько отделочных материалов:

  • бетонная штукатурка и фасадный планкен;
  • камень/клинкерная плитка/бетон и алюмокомпозиты;
  • кирпич/керамогранит и доски.

Разные облицовочные покрытия помогают зонировать дом, выделять модули и этажи.

Минимализм в ландшафтном дизайне, варианты оформления с фото

Схема освещения

Без светодизайна минималистический коттедж смотрится безжизненно, неинтересно. Архитектурный свет, разработанный под конкретный проект, заострит внимание на стилистике дома, соединит его с пейзажем. Чтобы этого достичь, используют многоуровневые светильники с теплым, не слишком резким светом. В частности, минимализму подойдут контурная и закарнизная подсветка, профильные LED-системы и компактные подвесные лампы.

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

Ко всем светильникам стиль выдвигает такие условия:

  • лаконичность модели;
  • простота материала;
  • естественность света, создающая спокойную, невозмутимую ауру.

Нельзя также забывать об элементарной безопасности. Уличные приборы должны в достаточной степени высвечивать дорожку, ведущую к дому, газон или лужайку (достаточно пары светодиодных шаров или многогранников), террасу, бассейн, остальные важные объекты. По счастью, светильников, соответствующих минимализму, на рынке более, чем достаточно.

История, концептуальные черты

Стиль минимализм – логический этап развития культуры. Он не мог не появиться, ведь столетия подряд люди только и делали, что усложняли архитектуру, вносили в нее новое, наполняли, обогащали интерьеры. В итоге изобилие перестало восприниматься как нечто необычное, а человек осознал: аскетизм удивляет и помогает выделиться сильнее, чем роскошь.

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

К тому же прогресс объединил функционал многих бытовых предметов, упростил их, сделал компактнее. Зачем громоздкие гардеробы и комоды, если и то, и другое вмещает шкаф-купе? Зачем пуфы и кушетки, если можно поставить кресло-мешок?.

Под влиянием таких идей в 60-ые годы XX века начала формироваться философия минимализма, а вместе с ней и стиль архитектуры, интерьера.

Современные дома в стиле минимализм: дизайн, материалы, технологии

Вдохновителями нового дизайна стали японская традиция строительства и оформления жилья, скандинавский опыт, немецкий модернизм в лице архитектора Людвига Мис ван дер Роэ и неопластицизм – концепция, провозглашавшая господство «первичных элементов», то есть прямых линий, примитивных фигур и базовых красок.

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

Принципами минимализма стали:

  • упрощение, тяготение к тривиальной геометрии;
  • ясная, выразительная композиция;
  • максимальное высвобождение пространства;
  • ограниченная, не будоражащая нервы цветовая палитра;
  • применение стали, стекла, древесины, бетона и более современных материалов;
  • большое количество естественного света;
  • наличие лишь самых необходимых предметов быта;
  • небольшое число аксессуаров и умеренный декор.

Планировка и зонирование

Ориентир на пространство и свет означает, что минимализму свойственна свободная, открытая планировка, не терпящая лишних стен и преград. Поэтому для стиля отлично подходят квартиры-студии и небольшие коттеджи. Кухню в таком жилище объединяют со столовой, гостиную со спальней, на балконе, лоджии устраивают кабинет и т.

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

Минимализм в интерьере дома

Чтобы отделить одну функциональную зону от другой, прибегают к следующим приемам:

  • зонирование мебелью (обеденный стол, диван, открытый стеллаж) или вертикальными стойками, решетками с живой растительностью.
  • Зонирование с помощью подиумов и ступенек, что присуще японским домам.
  • Зонирование при помощи разного напольного покрытия (здесь керамические плиты, дальше доски и т. п.).
  • Размежевание цветом – одну функциональную зону делают светлее либо наоборот, затеняют.
  • Разделение при помощи японской ширмы – портативной перегородки из прочной бумаги-гампи или бамбуковых панелей.

Планируя минималистичное жилище, крайне важно продумать системы хранения. Этот стиль не терпит показухи, мельтешения предметов, неопрятности. Поэтому большинство вещей, от одежды до посуды, придется держать в нишах и шкафах с реечными или жалюзийными дверцами.

Минимализм в ландшафтном дизайне, варианты оформления, фото

Материалы, отделка, цвета

Минимализм удобен тем, что «уживается» с любыми материалами, как обработанными, так и грубой фактуры.

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

  • бетон,
  • кирпич,
  • доски и рейки,
  • камень,
  • металл,
  • стекло.

Для оформления стен подойдут:

  • штукатурка,
  • декоративный кирпич,
  • искусственный камень,
  • монохромные краски,
  • однотонные обои.
  • плитами из натурального камня или керамическими;
  • лакированными или белеными досками,
  • ламинатом,
  • винилом,
  • линолеумом.

Палитра минимализма – строгая, отрешенная от суеты. Шире всего применяются цвета, соответствующие природным краскам земли, песка, глины и дерева: белый, серый, коричневый, охристо-бежевый, черный. Но это основная гамма, требующая акцентов. Их «расставят» приглушенный синий, такой же вишневый, зеленый или бордовый тона.

Носителями акцентно-альтернативных красок могут быть часть какой-то стены, кресло или диван, столешница, ваза на подоконнике, картина или книжные корешки.

Собственно, минимализм не против яркого цвета, главное, его локальность и выверенная доза.

Все стили интерьера – полный список с примерами

Схемы освещения

Свет – важнейшее средство воплощения этого стиля. Минимализм уделяет большое, равное внимание естественному солнечному свету и искусственному. Ведь комбинированное освещение помогает зонировать, придает пространству многомерности, перспективы, уюта.

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

Чтобы заполучить максимум солнечных лучей, во-первых, устраивают панорамное остекление или делают большие окна. Во-вторых, не вешают портьеры и шторы, предпочитая жалюзи.

Увеличить количество света помогут также глянцевые поверхности: полированная мебель, стеклянные полки, наливные полы.

Сценарий искусственного освещения предполагает:

  • будничный, немного рассеянный свет, организованный посредством обычных подвесных светильников и встроенных люстр.
  • Праздничное освещение, которое включают по особенным поводам. Оно состоит из светодиодных лент, повторяющих линии окна или шкафа-купе, и окрашивающих комнату в голубоватый, мятный либо сиреневый тон.
  • Подробное служебное освещение – это лампы на регулируемых кронштейнах или шнурах над обеденным столом, подсветка кухонной рабочей поверхности, бра в прихожей и ванной, напольный торшер в месте для чтения.

Граненых, расписных, позолоченных плафонов минимализм не признает, как и тканевых абажуров. Светильники могут быть точечными, направленными, с любыми комфортными для зрения лампами, но непременно лаконичных, однако элегантных контуров.

Правила меблировки

Любой предмет, не несущий функциональной нагрузки, минимализм приравнивает к хламу, визуальному «мусору». Что остается?

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

Гостиной необходим диван, прямой, модульный или угловой, скрытая система хранения и, пожалуй, полка для книг (телевизор лучше подвесить).

Обивка дивана не имеет права быть ширпотребной, откровенно дешевой. Помните, минимализм экономит на количестве предметов, но не качестве.

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

В спальне целесообразно оборудовать гардеробную.

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

Кухню, как уже говорилось, объединить со столовой и обставить мебелью с глухими фасадами. С целью оптимизации для меблировки выбирают предметы-гибриды (выкатные шкафы-кровати и постели-подиумы, диваны-трансформеры), а на кухню – встраиваемую технику, не ломающую линии стен.

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

Разграничивая и обставляя жилье, не забывайте, что мебель в минималистичной среде составляет не больше 20% площади.

Текстиль и декор

Минимализм скуп на ткани и вообще аксессуары. Вместо многослойных портьер и тюля – вертикальные или горизонтальные жалюзи либо очень простые, без бантов и драпировки шторы. Они могут быть и нейтрального, и насыщенного, акцентного цвета. Скатерти, кружевные салфетки отменяются. Стеклянная столешница декоративна сама по себе, как и хромированные, алюминиевые детали мебели.

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

Заглавная роль достается обивке мягкой мебели – презентабельной и высококачественной. Наиболее подходящие материалы:

  • гладкий флок,
  • шенилл,
  • микрофибра,
  • кожа и экокожа,
  • замша,
  • вельвет.

Эти ткани устойчивы к истиранию и долго сохраняют первоначальный облик.

Конечно, обивочный материал не должен выделяться пестротой, густым, красочным орнаментом. Выбирайте ткани однотонные или в полоску, с нерезким геометрическим, абстрактным принтом.

Как и в случае со шторами, обивка может продолжать основную палитру или контрастировать с ней, создавая умеренно яркие акцентные пятна. Буклированных тканей, гобеленовых, жаккардовых, переливающегося велюра желательно избегать, поскольку их фактура не соответствует духу минимализма.

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

Пышные ковры с витиеватыми узорами тоже не впишутся в идеологию этого стиля. Лучшие решения –

  • однотонный палас,
  • коврик из вискозы,
  • рогожа,
  • циновка,
  • ковролин.

Напольный текстиль, когда мы говорим о минимализме, обязан быть практичным, немарким и отчетливых форм.

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

К декоративным аксессуарам минимализм выдвигает всего три, однако жестких требования. Их не может быть много, и они не должны быть мелкими, аляповатыми, «копеечными». То есть – никаких резных шкатулочек, пластиковых статуэток, фигурных рамочек, дешевых сувениров и вазочек для незабудок.

Концептуально подходящие для стиля аксессуары:

  • живая зелень (вазоны, кашпо, кокебана, настенное панно из суккулентов или стабилизированного мха);
  • аквариум или флорариум;
  • абстрактная живопись, графика, гравюра в японском духе;
  • черно-белые фотографии, постеры;
  • интерьерная дизайнерская скульптура из металла, стекла, керамики;
  • биокамин, если комната просторная;
  • оригинальные настенные часы;
  • напольная ваза простого силуэта;
  • несколько подушек в акцентного цвета чехлах на диване.

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

Как видите, выбор не такой уж узкий.

Если у вас не квартира, а дом с аккуратным участком или вам просто повезло с пейзажем, то лучшим украшением для интерьера станет вид за окном. По сути вы получите живую картину, которую останется оправить в правильную, лаконичную «раму».

Дизайн интерьера в стиле минимализм — фото

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

Минимализм в интерьере гостиной

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

Минимализм в интерьере кухни

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

Минимализм в интерьере спальни

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

Ванная / Санузел в стиле минимализм

Минимализм можно сравнить с прозрачным драгоценным камнем. Он бесцветный, водянистый и, как считает дилетант, уступает янтарю, бирюзе, другим самоцветам. Но знаток понимает, в чем ценность алмаза.

Особенности минимализма в ландшафтном дизайне

Философия минимализма, используемая при работе с ландшафтным дизайном, представляет собой гармоничную смесь из концепций западного функционализма и идей древне-японского сада камней Карэсансуй. В основе стиля лежат три базовых принципа: геометрическая чёткость, максимальная простота и визуальный простор. Само название направления ясно обозначает его основное правило – всего по минимуму: минимальное количество деталей, минимальное количество линий, минимальное количество цветовых пятен. Единственное, чего должно быть много, так это света, обеспечивающего визуальный простор.

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

Отличительные черты ландшафтного дизайна в стиле минимализм:

  • ощущение свободы пространства;
  • геометрическая чёткость и лаконичность планировки;
  • отсутствие симметрии;
  • тщательная продуманность композиции и взаимная согласованность каждого элемента;
  • отсутствие вычурного декора и пышной растительности;
  • сдержанность и уравновешенность цветовой палитры;
  • минимальное видовое разнообразие растений;
  • использование условного зонирования без выраженных барьеров;
  • лаконичная садовая мебель из современных материалов;
  • прямые дорожки с выразительным контуром;
  • безупречно ухоженный газон;
  • наличие искусственного водоёма со строгими геометрическими формами и чётко обозначенными границами.

Планировка и зонирование участка

При проектировании ландшафтного дизайна в стиле минимализм важно понимать, что на выходе требуется получить не просто комплект элементов с чёткими геометрическими очертаниями, собранный в одном месте. Гораздо больший смысл имеет их объединение в общую, логически завершённую композицию с сохранением самодостаточности каждого фрагмента. Не последнюю роль при этом играет и чувство меры. Необходимо без сожаления устранить всё лишнее, оставив лишь самое нужное, явно находящееся на своём месте и не перегружающее композицию.

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

Пример планировки участка в стиле минимализм

В отличие от многих других ландшафтных направлений, для минимализма свойственно преимущественно условное зонирование пространства с помощью перепадов высоты. Для этих целей обычно используют настилы. Участок, оформленный в стиле минимализм, в некоторой степени напоминает квартиру-студию. Оптимальными для такого дизайна являются небольшие придомовые территории. Именно на них этот элегантно-лаконичный стиль способен полностью раскрыться.

Оформление в духе минимализма владений значительных размеров встречается намного реже. В этом случае для зонирования применяются невысокие габионы, играющие роль подпорных стен, или тщательно подстриженные бордюры из кустарников.

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

При создании минималистических композиций на участке важно добиться впечатления предельной простоты и функциональности. Используя минимум составляющих, необходимо расположить их так, чтобы участок «зазвучал».

Садовая мебель и декор

Стильная садовая мебель всегда проста и лаконична. Под навесом уместен лёгкий современный гарнитур из стола и стульев, либо парочка аскетичных на вид, но удобных в использовании диванов. Насладиться красотой облаков или звёздного неба позволят аккуратные шезлонги или скромная скамейка традиционной формы из материала, гармонирующего с остальными элементами дизайна.

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

Роль декоративных элементов в минималистическом саду отводится отсыпке, бордюрам и дорожкам. Они всегда прямые и отчётливые, привлекающие внимание. На них возложена особая миссия – зонирование и, одновременно, объединение пространства. Дорожки обычно выполняются из бетона, дерева или крупной плитки в соответствии с общим фоном.

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

И также в качестве украшений участка допустимы:

  • флористические композиции в контейнерах геометрически правильной формы из керамики или бетона;
  • высокие моноклумбы с растениями одного вида;
  • вертикальное озеленение, маскирующее неприглядную стену или хозяйственные постройки.

Освещение участка в стиле минимализм

Задаваясь вопросом декоративного оформления, не стоит забывать и об освещении.

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

Ещё на стадии проектирования важно предусмотреть значительное количество света на участке. В вечернее время не обойтись без подсветки. Для этой цели в минималистическом дизайне используют миниатюрные встроенные светильники, эффектные сияющие шары и зеркальные панели, помогающие визуально расширить и осветить участок за счёт отражения.

Квартира в стиле «ваби-саби» в Пекине

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *