7 главных вопросов про Индекс качества городской среды
Разбираемся, зачем нужен Индекс и как он будет работать.
Индекс предназначен для мониторинга состояния городской среды всех 1114 городов России, вне зависимости от их размера, количества жителей, климата и других факторов. Индекс — это способ узнать, какие изменения городам нужны в первую очередь, соотнести оценку с другими городами и разработать программу развития качества городской среды.
Индекс качества городской среды — это оценка города в баллах, которая складывается из анализа разных типов городских пространств, в том числе жилья, уличной инфраструктуры, зеленых территорий.
Каждый из них оценивается по шести критериям — безопасность, комфорт, экологичность, идентичность и разнообразие, современность среды, эффективность управления. Всего получается 36 индикаторов.
Каждый из индикаторов оценивается по десятибалльной шкале, значения суммируются и составляют итоговый Индекс качества среды. Городская среда может быть признана благоприятной, если город наберет 50% и больше от максимально возможной оценки, которая составляет 360 баллов.
Я вижу оценку своего города от 2017 года. Что поменялось?
С учетом предложений и замечаний региональных властей, профильных министерств, экспертов и общественных организаций индикаторы были скорректированы и дополнены. Например, уделено большее внимание приспособленности среды для маломобильных горожан и внешнему облику города.
Почему оценка моего города такая низкая?
В соответствии с тестовой методикой были проиндексированы 1112 городов РФ и опубликованы на сайте индекс.дом.рф. Там можно узнать оценки качества городской среды в городах и понять, из чего они сложились.
Что можно улучшить в каждом конкретном городе?
Чтобы действительно повышать Индекс качества городской среды, недостаточно точечных улучшений одного или нескольких индикаторов.
Важно развивать качество городской среды в целом. Сделать это можно будет с помощью применения Стандартов комплексного развития территорий. В Стандарте принципиальные решения и рекомендации представлены комплексно. Так, развивая пешеходную инфраструктуру, можно развивать и остальные элементы городской среды — например, коммерческую инфраструктуру, которая эволюционирует вслед за пешеходным потоком. Положения Стандарта протестированы на уже реализованных пилотных проектах в ряде городов России, в частности, на улице Баранова в Калининграде, Михайловской набережной в Новосибирске, а также в ходе архитектурных конкурсов на создание стандартной жилой застройки и альтернативных планировок.
На что влияет оценка Индекса?
Этот инструмент позволяет не только оценивать реальное положение дел, но и при помощи прозрачной и эффективной процедуры претендовать на федеральные субсидии. Индекс является одним из критериев, на основании которого города получают финансирование в рамках приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды».
Когда будет оценка 2018 года?
Оценка по новой методике будет проведена к ноябрю 2019 года. Актуальный Индекс качества городской среды появится в конце 2019 года.
Бюллетень городов России№ 8 / 2017
Какими должны быть города XXI века
К 2050 году около 70% населения мира будет жить в городах. Они служат основными двигателями экономики своей страны. При этом сегодня в России мы наблюдаем дефицит городской среды —то есть тех типов застройки, которые отвечают современным представлениям о городе.
Каким критериям должен соответствовать современный город, чтобы обеспечить благополучие своих граждан? Специалисты вывели новую формулу успеха: устойчивость к кризисам и способность подстраиваться под меняющиеся условия.
рост урбанизации и уровня ВВП на душу населения в мире, %
нажмите на график чтобы увеличить его
Благополучие городского населения России, то есть большинства наших граждан, и успешность развития национальной экономики зависят от устойчивости городов к экономическим, финансовым и демографическим кризисам, угрозе терроризма, стихийным бедствиям и политическим противостояниям.
На международном уровне темой устойчивости и стабильного развития городов, описанной термином «resilient» (дословный перевод — «упругий, эластичный, неунывающий»), занимаются ООН-Хабитат (так называется программа ООН по населенным пунктам) и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). ООН-Хабитат основана в 1978 году с целью обеспечения жителей городов надлежащим жильем и стабильного городского развития. ОЭСР была создана в 1948 году для стимулирования экономического прогресса и мировой торговли.
Понятие «resilient», согласно ОЭСР, определяется способностью города смягчать последствия кризисов и предвосхищать новые, сохраняя способность функционировать и адаптироваться к меняющимся социальным, экономическим и экологическим условиям.
Исполнительное бюро ООН-Хабитат в Москве было открыто в 1989 году. Организация сотрудничает с Россией по сей день. Новая стратегия планирования устойчивых жилых пространств ООН-Хабитат была разработана в 2014 году на основе уже существующих подходов к развитию городов. Основные цели стратегии — улучшение городской средыи повышение ценности городских территорий.
5 принципов стратегии ООН-Хабитат
Улицы должны занимать не меньше 30% городской земли и иметь минимум 18 км длины на 1 км² города
Минимум — 15 000 жителей на 1 км²
Не меньше 40% площади зданий в любом районе должно быть отведено для экономических учреждений
Широкий диапазон цен и типов жилья, учитывающий разные уровни доходов. 20–50% квартир — доступны для среднего класса, ни один из типов жилья не занимает больше половины города.
Монофункциональные кварталы не должны занимать больше 10% площади любого района
Четыре направления развития
Для стабильного развития города важно разнообразие индустрий и трудовых ресурсов, наличие инфраструктуры для разработки и внедрения инноваций. В кризисных ситуациях нагрузка перераспределяется между разными отраслями экономики, идет обмен знаниями и технологиями. Это повышает эффективность производств, стимулирует инновационную деятельность и увеличивает добавленную стоимость продукта.
Высокий уровень социального разнообразия, развитие местных сообществ и широкий спектр услуг для населения делают город более устой- чивым к кризисам. Чем комфортнее горожане с разным уровнем дохода соседствуют друг с другом, чем активнее объединяются для совместного управления и содержания территорий коллективного пользования, тем выше безопасность и лучше состояние городской среды.
Эффективное управление подразумевает наличие четко связанных между собой стратегий социально-экономического и пространственного развития (мастер-план). При этом в процесс принятия решений вовлекаются все заинтересованные стороны: жители, представители властных и бизнес-структур.
Необходимо интенсивно эксплуатировать земельные ресурсы, ограничивать расползание городской застройки и обеспечивать гибкость функционального использования территорий. Тогда при демографических и экономических колебаниях нагрузки на транспортную и инженерную инфраструктуру перераспределятся.
Глобальная устойчивость городов зависит от принципов их развития в экономике, общественной жизни, управлении и городской среде. Основополагающий из них — разнообразие
Нельзя забывать про человеческий фактор
Один из основных факторов успешного развития города в XXI веке — человеческий капитал. Привлекательная среда для профессиональных кадров опять же отличается разнообразием: пространственным, функциональным, социальным, видов перемещений. Чтобы быть гибкой и подстраиваться под быстро меняющиеся потребности пользователей, такая среда формируется с помощью иных подходов к регулированию. Уровень комфорта городской среды для горожан оценивается качественно другими критериями.
Качественная смена критериев качества среды
Архитекторы и градостроители возвращаются к ценностям эволюционно развивающегося исторического города: открытые пространства заполнены людьми, а смешанная застройка позволяет добираться до многих нужных мест пешком.
Американская исследовательница Джейн Джекобс выдвигает идею, что города с многофункциональной застройкой и высокой плотностью — это оптимальный тип развития территорий.
В России формируется «средовой подход»: новая застройка должна продолжать сложившийся градостроительный и социальный контекст.
В США и западной Европе распространяется «новый урбанизм» — течение, подразумевающее возрождение компактного города как альтернативы крупным многоэтажным кварталам и «автомобильным» пригородам.
Великобритания утверждает принципы компактного развития как основу государственной градостроительной политики.
Важность концепции компактных городов признается множеством международных организаций: ОЭСР и ООН-Хабитат, Всемирным банком, ВОЗ и другими.
Комфортный город — компактный город
Приток населения в мегаполисы, интерес к качеству жизни, фокус на экологию и устойчивое развитие привели к появлению концепции компактного города. Стало ясно, что города не могут разрастаться бесконечно — из-за этого падает уровень жизни, растут заторы на дорогах, ухудшается экология.
Существовал и альтернативный подход, основанный на принципах Афинской хартии, составленной Ле Корбюзье в 1933 году. Он предполагал свободную планировку кварталов, функциональное зонирование, строительство жилья поодаль от транспортных путей. Районы, созданные по этим принципам, возникли во многих городах Европы и США после войны. Но выяснилось, что такая застройка способствовала росту автомобильных перемещений и пробок, разгулу криминала в просторных внутриквартальных пространствах, а типовой вид самих строений не позволял по-настоящему привязаться к жилищам. В результате состоятельные граждане покидали такие кварталы, и те превращались в гетто.
КОМПАКТНАЯ ГОРОДСКАЯ СРЕДА ИМЕЕТ ЧЕТЫРЕ КЛЮЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
1. ВЫСОКАЯ ПЛОТНОСТЬ2. СРЕДНЯЯ ЭТАЖНОСТЬ3. СМЕШАННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДАНИЙ И ТЕРРИТОРИЙ4. ПРИОРИТЕТ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ ПЕШКОМ И НА ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ
Согласно принципам ООН-Хабитат, чтобы избежать расползания городов, плотность городского населения должна составлять не менее 15 тысяч чел./км². Высокая концентрация жителей предполагает и высокую плотность застройки: тогда мы имеем дело с эффективным размещением жилья, объектов коммерческой инфраструктуры и других объектов на городских территориях. Большее уплотнение позволяет четко разграничить природные и урбанизированные территории. При этом зоны с одинаковыми показателями плотности застройки могут иметь совершенно различные объемно-пространственные характеристики, которые и определяют комфортность городской среды для пользователей.
Высокая концентрация пользователей и застройки на небольшой территории
Участки с одинаковой плотностью жилых единиц (4,8 тыс. м2/га), имеющие разную типологию зданий
Екатеринбург — самый компактный город-миллионник в России
Компактная городская среда обеспечивается плотностью застройки в сочетании с плотностью улично-дорожной сети и отсутствием разрывов между зданиями. Компактность описывается соотношением нескольких взаимосвязанных параметров: — размером квартала — соотношением длины и ширины квартала — площадью пятна застройки — шириной улиц — общей площадью зданий
Значительное отклонение от каждого из этих значений приводит к нарушению качественных характеристик городской среды в целом.
В условиях плотной застройки наиболее комфортную для человека среду удается создать при высоте зданий от 4 до 7 этажей. Приемлемое соотношение высоты застройки к ширине улицы — 1:1, 1:3 или 1:6. Среднеэтажные здания позволяют жителям быть в визуальном контакте с открытыми городскими пространствами, создают ощущение безопасности и способствуют развитию взаимодействия между соседями. Оптимальное расстояние до улицы — около 25 метров. Поэтому уже на уровне 6-го этажа, который соответствует отметке в 20 метров, этот контакт с окружающим пространством начинает пропадать.
Застройка высотой не более 7 этажей
Плотность при среднеэтажной застройке может быть такой же или даже выше, чем при многоэтажной. Но именно первая, согласно исследованию ОЭСР, способствует формированию уникального характера жилого района.
3. Cмешанное использование зданий и территорий
Речь идет о сочетании нескольких функций в пределах группы кварталов, отдельного земельного участка или здания, а также о близком соседстве жилья и коммерческих предприятий. При таких условиях большинство жителей компактного города могут добираться до работы не больше 40 минут, а до магазинов пешком. По мнению ООН-Хабитат, такой тип застройки способствует развитию местной экономики и созданию рабочих мест, повышению доступности городских услуг и поддержке местных сообществ.
Совмещение жилых и коммерческих функций в одном здании или квартале
4. Приоритет перемещений пешком и на общественном транспорте
Высокая плотность населения увеличивает нагрузку на транспортную инфраструктуру. В этих условиях общественный транспорт наиболее эффективен. Но чем больше пользователей, тем разнообразнее должен быть транспорт. В компактном городе создаются полноценные условия для каждого вида передвижения, включая пешеходный и велосипедный.
Снижение зависимости от личного автомобиля
ПРЕИМУЩЕСТВА РАЗНООБРАЗНОГО И КОМПАКТНОГО ГОРОДА
Комфорт и безопасность жизни в городе
- В 2 раза выше доля жителей, имеющих доступ к местам досуга и отдыха в радиусе пятиминутной пешеходной доступности
- На 4,1% увеличиваются возможности продвижения по социальной лестнице для детей, родившихся в неблагополучных семьях, при повышении индекса компактности на 10%
- В домах выше 7 этажей жители реже, чем в компактном городе со среднеэтажной застройкой, отпускают детей гулять во дворе одних
- В 2 раза сокращается преступность в городе со смешанной застройкой, в котором и в светлое, и в темное время суток на улицах есть люди
- На 20% увеличиваются пешие и велосипедные перемещения, физическая активность жителей повышается
- На 1,5% снижается смертность от автопроисшествий при увеличении доли общественного транспорта на 10% (ему и пешим прогулкам отдается предпочтение в компактных городах)
Развитие бизнеса и рост производительности труда
- На 6% растет оборот местных предприятий при увеличении пешеходной связанности района на 10%
- На 10% выше доходы бюджета с гектара компактно застроенной территории по сравнению с рыхлыми и/или низкоплотными районами
- На 2−4% растет производительность труда при увеличении концентрации населения в 2 раза
Интенсивное использование городской инфраструктуры
Снижение негативного воздействия на окружающую среду
- В 2,5 раза сокращается энергопотребление
- На 30% снижаются выбросы CO2 в атмосферу (за счет пешеходной доступности функций повседневного спроса)
Инна Смирнова
Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»
преподавательский стаж — 15 лет
Задать вопрос автору статьи
Факторы качества городской среды в международных рейтингах городов – это совокупность индикаторов, характеризующих качество городской среды в различных сферах человеческой жизнедеятельности с целью определения максимально удобных мест для проживания.
Понятие и сущность качества городской среды
В условиях современного общества люди выступают в качестве наиболее значимого фактора глобальной конкурентоспособности любых социально-экономических систем, усиливая свое влияние на социальную инфраструктуру, формирующую качество человеческого потенциала. Это предъявляет высокие требования к качеству среды проживания каждого человека, являющейся основой для обеспечения притока и закрепления населения в конкретном населенном пункте.
Сдай на права покаучишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Получить скидку 3 000 ₽
Современный город представляет собой центр развития, аккумулирующий инновации, финансы, инфраструктуру, квалифицированные и образованные кадры. Городское население наиболее активно, имеет высокую профессиональную подготовку, выступает в качестве инновационной движущей силы экономики. Наибольшими конкурентными преимуществами в условиях современного общества обладают те города, которые предоставляют населению высокое качество городской среды. Комфортность и качество городской среды выступают в качестве значимого фактора формирования конкурентоспособности населенных пунктов, регионов и государства в целом.
Городская среда представляет собой совокупность определенных основополагающих условий, которые созданы природой и человеком на территории городского населенного пункта, влияют на качество и уровень жизни и деятельности населения этого населенного пункта.
Для российской городской среды характерно наличие значимых проблем, большая часть из которых обусловлена советской моделью урбанизации. В этой модели человек не выступал основополагающим фактором, он был лишь приложением к индустриализации. В задачу властей не входило создание комфортной городской среды, что существенно снижает качество жизни населения многих городов даже в настоящее время.
«Факторы качества городской среды в международных рейтингах городов» 👇
На качество городской среды негативно влияют следующие факторы:
- во-первых, перегрузка транспортных систем населенного пункта;
- во-вторых, загрязнение воды и воздуха в городах;
- в-третьих, высокий уровень шума и вибрации;
- в-четвертых, деградация озеленения и низкие затраты на поддержку зеленых зон;
- в-пятых, низкий уровень развития инфраструктуры, вызывающий рост затрат на ее обслуживание;
- в-шестых, высокий уровень преступности;
- в-седьмых, повышенные риски возникновения чрезвычайных ситуаций.
Положительными факторами городской среды выступают:
- во-первых, высокий уровень развития торговли, обусловленный наличием торговых центров, магазинов, крупных торговых сетей;
- во-вторых, обеспеченность инфраструктуры связи, выражающаяся в наличии доступной и качественной телефонии, мобильной связи и интернета;
- в-третьих, развитая структура общественного питания, представленная ресторанами, кафе, фастфудами;
- в-четвертых, доступность и регулярность коммунальных услуг.
Международный подход к оценке качества городской среды
Международные рейтинги городов в обязательном порядке включают в себя индексирование качества городской среды. Рейтинги, основанные на индексировании качества городской среды, широко применяются в международной практике оценивания качества городской среды.
Существует различные подходы к оценке качества городской среды в международной системе оценки городов. Рассмотрим основные из них.
Наиболее известным методом оценки качества городской среды выступает рейтинг фирмы Arcadis Improving «Quality Of Life». В основе этого рейтинга успешность города и развития его городской среды формируется социологическими, экологическими и экономическими факторами. Данный рейтинг включает в себя 32 индикатора. Оценка города осуществляется в разрезе трех факторов:
- во-первых, социальной мобильности;
- во-вторых, воздействия на окружающую среду;
- в-третьих, эффективности содействия экономическому росту.
Общий балл города в рейтинге определяется средним показателем указанных индикаторов.
Следующим подходом к оценке качества городской среды выступает рейтинг международной консалтинговой компании в сфере человеческих ресурсов Mercer’s «Qualityoflivingsurvey». Компания на ежегодной основе проводит исследования и оценку 250 городов мира. В основе оценки находятся 39 критериев, к числу которых можно отнести политико-социальную среду, ряд экономических показателей, наличие ограничений, качество здравоохранения, качество образования, стоимость и доступность жилья, содержание культурной жизни, особенности климата, риск природных катаклизмов. Сравнительную основу качества городской среды со 100 баллами составляет город Нью-Йорк.
Следующим способом оценки качества городской среды выступает рейтинг журнала Economist Intelligence Unit «World’s Most Liveable Cities». Исследование данного журнала носит частично вторичный характер, поскольку опирается на многочисленные источники, в том числе исследования Mercer. При подсчете рейтинга городской среды во внимание принимаются следующие факторы:
- во-первых, безопасность жизни;
- во-вторых, доступность товаров и услуг;
- в-третьих, уровень здравоохранения и образования;
- в-четвертых, привлекательность города с экологической культурной точки зрения;
- в-пятых, эффективность городской инфраструктуры.
При этом журнал не принимает во внимание такие факторы как стоимость жизни и климатические условия.
Рейтинг городской жизни, предлагаемый сайтом Livability «Top 100 best place to live», основан на анализе около 2000 городов, население которых находится в пределах от 20000 человек до 350000 человек. Данный рейтинг учитывает до 40 критериев, в разрезе таких категорий как жилье, экономика, удобство, инфраструктура, гражданский и социальный капитал, демография, здравоохранение и образование.
В целом системы оценки качества городской среды включает в себя множество показателей, число которых варьируется в пределах 30-40 единиц. Рейтинг качества городской среды подразумевает ежегодное обновление и исследование этой среды в комплексе.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Критерии благоприятной городской среды. В городе существует два типа мест: приятные места, в которых хочется проводить время, сидеть в задумчивости, читать книгу и возвращаться к ним снова и снова и такие, которые хочется побыстрее пройти мимо. Люди посещают их только по какой-то надобности или если больше идти некуда.
На восприятие человеком окружающей среды влияют различные факторы.
1. Безопасность и защита:
жителей от неблагоприятных погодных условий (от дождя, ветра, солнца);
населения от преступлений (хорошее освещение территории, количество жителей, активность общественной жизни);
территории от автомобильного движения.
пешеходного движения (отсутствие препятствий на пути, качественное
покрытие, активные или глухие фасады застройки);
мест отдыха и общения (наличие городской мебели, уличных кафе,
тихого или шумного места, устройств от солнца, ветра, дождя, вечернего освещения);
мест активной деятельности (занятия спортивной пробежкой, на тренажерах, в развлекательных играх).
3. Эмоциональное удовольствие от созерцания места:
хорошего природного пейзажа;
художественно-эстетической градостроительно-архитектурной среды (сомаштабность человеку пространства и архитектуры, стилистические особенности застройки);
элементов ландшафтного дизайна;
уникальных объектов городского дизайна.
На основе этих критериев можно разработать шкалу, по которой люди будут оценивать качества городской среды того или иного района. После этого можно будет с уверенностью сказать, будет ли данное место пользоваться популярностью.
Социальный портрет жителей городов. Современная российская городская среда мало приспособлена для того, чтобы взрослый человек проводил много времени на улице. Исключение составляют детские площадки, которые повсеместно расставляют во дворах городских кварталов. Но эти пространства предназначены только для отдыха и игр детей, но не всего остального населения города.
Если рассматривать статистику, то городское население в среднем состоит на 12% из детей младше 15 лет, на 11 % из подростков от 15 до 25 лет, на 50% из людей от 25 до 55 лет и на 27 % из пенсионеров от 55 и старше. Таким образом, можно сделать выводы, что только 12 % населения в наших городах обеспечено благоустроенной территорией для проведения времени вне дома. Еще небольшой процент взрослых, присматривающих за детьми, может также пользоваться детскими площадками. Все остальные слои население не имеют во дворах практически никаких прав, а следовательно и мест проведения свободного времени.
Другой аспект восприятия городской среды жителем – это ее эстетическое качество и функциональное наполнение. Если качественно городская среда будет оставаться в таком же состоянии как сейчас, то человек предпочтет проводить время в любом другом месте (кафе, городском центре, дома, в офисе), нежели у себя во дворе на лавочке или в сквере в своем районе. Наши малоблагоустроенные дворы будут заполняться асоциальными элементами, такими как бомжи и пьяницы, которые не имеют высоких требований к уровню благоустройства городской среды. А если на улицах и в наших дворах мы видим асоциальных элементов общества, то и дворы сразу кажутся нам опасными и малопривлекательными для проведения там свободного времени.
Устройство общественных городских пространств. Как определить хорошее и плохое городское пространство нас окружает, и как сделать существующее пространство лучше? Поскольку город является средой обитания людей, возьмем человека, как инструмент измерения. Датский архитектор Ян Гейл, более 40 лет занимающийся изучением и проектированием общественных пространств, утверждает, что предметом наивысшего интереса для человека являются, в конечном счете, другие люди. Если показать группе людей фотографии пустынных улиц и улиц, где есть пешеходы, попросив выбрать более привлекательные, – большинство выберет фотографии улиц с пешеходами.
Этот принцип лежит в основе успеха уличных кафе. В Париже люди сидят за маленькими столиками на узком тротуаре не потому, что им нравится шум машин и выхлопные газы, а потому что оттуда они могут наблюдать жизнь города, бурлящую вокруг, имея при этом индульгенцию своей праздности в виде чашечки кофе.
Но является ли наличие большого количества людей на улице признаком того, что это хорошее пространство? Не обязательно. Каждый день множество людей выходит на улицу по необходимости: дойти до трамвайной остановки, чтобы поехать на работу; отвести ребенка в школу или детский сад; сходить за продуктами или оплатить коммунальные затраты. Этих передвижений горожане не могут избежать, а потому они будут происходить в пространстве даже самого плохого качества. Хорошее общественное пространство – это пространство, которое располагает к тому, чтобы остаться в нем, провести какое-то время, чем-то заняться: передохнуть на скамейке, встретиться с друзьями, прогуляться с девушкой, послушать уличного музыканта, посидеть за чашечкой кофе и т.п.
Чтобы правильно сформировать привлекательную городскую среду нужно учитывать множество факторов, начиная с планировки городов и удобства перемещения по городу с помощью общественного, личного транспорта и даже пешком, и заканчивая урнами и покрытием тротуаров и улиц.
Отдельно хотелось бы поговорить о роли архитектуры в формировании городской среды. Архитектура отличается своим качеством в различных районах города. В центре мы видим ухоженные исторические здания небольшой высоты, на периферии – огромные многоэтажные панельные дома, мало отличимые один от другого. Это проблема не только русских городов, и решить ее под силу только городским властям. Но если рассматривать человека на улице города, то какими бы уродливыми не были здания вокруг, мы видим со своего небольшого человеческого роста только 2-3 этажа, а чаще всего только первый этаж ближайшего здания. Поэтому на облик улиц в большей степени оказывает влияние состояние и эстетические достоинства именно первого этажа, а не все здание целиком. Особенно это заметно на узких улицах центра города, где, чтобы охватить весь фасад целиком, зачастую нужно перейти на другую сторону улицы.
Выводы из этого можно сделать следующие: из всех элементов здания, влияющих на общественное пространство, первый этаж наиболее важен. Можно с уверенностью утверждать, что если первый этаж решен неудачно, оживить пространство будет почти невозможно. Хороший первый этаж должен быть активным, разнообразным и проницаемым. Помещения первого этажа должны иметь входы с улицы. Они должны быть достаточно частыми, чтобы на улицу выходило множество разных заведений. Перемещение между общественным пространством и помещениями первого этажа должно быть максимально облегчено.
Что может находиться на первом этаже? Это могут (и должны) быть рестораны и кафе, выставляющие столики на улицу в хорошую погоду. Это может быть книжный магазин, выставляющий на улицу книги, когда есть возможность. Это может быть фермерский рынок, который будет по определенным дням расширяться на улицу. Наполнение первого этажа должно быть такое, чтобы оно могло расширяться в сторону общественного пространства и становиться неотъемлемой его частью.
Очень важен уровень пола первого этажа. В развитых странах считается нормой делать пол в коммерческих помещениях на одном уровне с тротуаром, с которого в это помещение входят посетители. Это делает перемещение между общественным и частным пространством бесшовным, увеличивает спонтанность в поведении пешеходов, а также позволяет избавиться от громоздких перил и пандусов. В хороший день двери могут быть полностью открыты, стирая границу между улицей и помещением. Кроме того, близкие отметки уровней пола и тротуара делают возможным появление такого элемента торговли, как витрина. Никакая витрина не будет выполнять свою функцию, если она поднята на 1-1,5 метра выше естественного уровня восприятия или отделена от пешехода пандусом для инвалидов.
Городская среда — это совокупность множества природных, архитектурно-планировочных, экологических, социально-культурных и других факторов, в которых обитает городской житель и которые определяют комфортность его проживания на этой территории.
Улучшение состояния городской среды затрагивает все подсистемы города, поэтому пространственная организация территории города должна рассматриваться как важнейший компонент муниципального управления. Здесь особо недопустимо принятие управленческих решений, ориентированных на краткосрочный результат. Должны учитываться все факторы: природные, исторические, социальные, экономические, экологические, культурные.
Основные факторы формирования городской среды: природный комплекс и созданная человеком планировка и застройка.
Территорию города характеризуют две основные составляющие: природный комплекс и созданная человеком планировка и застройка. Сочетание этих факторов формирует городскую среду.
Важнейшим элементом территории города является природный комплекс. Основу природного комплекса образует его физико-географическое положение. Оно определяется границами природных зон, климатическими условиями, количеством осадков, особенностями ландшафта, рельефом местности, ветровым и солнечным режимом территории, типом и строительными характеристиками грунтов, наличием водоемов (реки, озера), наличием памятников природы и т.п.
Подходы к организации планировки и застройки территории города.
В научной литературе имеется несколько подходов к организации планировки и застройки территории городи и ее зонированию.
Концепция опорного экологического каркаса
В основе концепции лежит разделение территории на отдельные пространственные зоны: наивысшей хозяйственной активности, экологического равновесия и буферной зоны. Каждая из зон выполняет свою функцию. И если зона наивысшей хозяйственной активности включает в себя жилые массивы, участки производственных и торговых предприятий, кое-где разделенные зелеными насаждениями, то зона экологического равновесия предназначена для воспроизводства природных ресурсов, формирования зеленого пояса вокруг крупных урбанизированных территорий. Зона экологического равновесия может охватывать и пригородные районы. Буферные зоны образуются на стыке систем расселения и призваны снизить экологический дефицит территорий с насыщенной промышленной инфраструктурой.
Другой подход предполагает разделение территории города на ядро, центральный район, специализированный район и периферию.
Ядром города является исторический центр, включающий в cебя как правило, главные административные здания, культурные учреждения и торговые центры. Наличие ядра характерно для исторических городов, в некоторых в качестве такого ядра выступает кремль (Москва, Нижний Новгород, Великий Новгород, Псков, Казань и др.).
Центральный район по сравнению с ядром является более открытым и ориентирован на обслуживание основных функций города обеспечивая реализацию преимущественно деловых и торговый функций города.
Специализированный район предполагает образование на территории города отдельных, достаточно обособленных жилых комплексов микрорайонов или даже целых городских районов. Строительство таких «соцгородов» со своей развитой инфраструктурой было характерно для СССР периода индустриализации. Как правило, соцгорода возникали при крупных промышленных предприятиях, ихстроительство финансировалось по титулам соответствующий министерств и ведомств. В таких городах, как Тольятти, при строительстве АвтоВАЗа был создан, по сути, новый город, значительно переросший по своим масштабам старый центр.
Периферия — район внешней границы городской территории характеризующийся низкой степенью временной доступности (высокими средними временными затратами), недостаточным развитием социально-бытовой сферы. В этих частях города преобладает одноэтажная жилая застройка частного сектора. Но близость к рекреационным участкам пригородной зоны делает этот сегмент городской территории коммерчески привлекательным. Перечисленные выше подходы формируют научную основу организации городского пространства.
Критерии зонирования территории города по трем основным факторам (критериям): функциональному, правовому и экономическому, или ценовому.
Критерии зонирования территории города. Правовую основу Зонирования территории города составляют нормы Земельного и Градостроительного кодексов. В указанных документах и в реальной практике муниципального управления используется зонирование территории города по трем основным факторам (критериям): функциональному, правовому и экономическому, или ценовому.
Функциональное зонирование территории предполагает использование разных участков (зон) городской территории для различных целей (функций). Перечень этих функциональных зон определен Земельным кодексом.
Правовое зонирование устанавливает систему разрешений и ограничений по использованию отдельных участков территории юрода. Градостроительный кодекс характеризует правовое и жирование как деятельность органов местного самоуправления в Области разработки и реализации правил застройки территорий юродских и сельских поселений, других муниципальных образований.
Муниципальная власть имеет возможность правового регулирования и принятия управленческих решений по вопросам Определения:
– в интенсивности использования отдельных участков территории города (плотности застройки);
– территориальных границ зон с ограничениями по этажности застройки;
– территориальных границ зон различных видов собственности (государственной, муниципальной, частной);
– территориальных границ зон, в пределах которых предполагается отчуждение (принудительный выкуп) недвижимости;
– территориальных границ зон с различными условиями подключения к транспортным и инженерным коммуникациям
– территориальных границ зон с различными геологическими условиями, режимами инженерной защиты и благоустройства;
– границ земельных участков, обремененных публичным сервитутом, т.е. правом пользования чужим земельным участком в общественных целях.
Правовое регулирование использования территории города определяется специальным документом — правилами землепользовании и застройки, устанавливающим так называемые градостроительные регламенты.
Ценовое зонирование территории города осуществляется органами местного самоуправления на основании установленных земельным кадастром базовых цен на отдельные земельные участки. Органы местного самоуправления при установлении ставок земельном, налога, размеров арендной платы за земельные участки, нежилые помещения и другие объекты недвижимости на различных участка городской территории могут дифференцировать их с учетом транспортной доступности, инженерной обеспеченности и престижности. Такое зонирование позволяет через систему повышающих и понижающих коэффициентов экономически стимулировать освоение территорий, в которых заинтересован горя и взимать повышенную плату в бюджет города с престижных участков.