КОНЦЕПЦИЯ 15-МИНУТНОГО ГОРОДА КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ МЕГАПОЛИСА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ РИСКОВ

Общее понятие комфортной городской среды

С понятием комфортной городской среды связаны многие аспекты городской жизни и развития человеческого капитала. Кроме того, здесь имеет место быть упомянутым понятие устойчивого развития, которое имеет отношение к современному городу. Изучение данного материала поможет овладеть способами определения и комментирования основных критериев и факторов формирования комфортной городской среды. Данная статья поможет освоить параметры обоснования ключевых факторов, которые могут обеспечить привлекательность общественных городских пространств для удовлетворения различных потребностей человека.

Освоение принципов городского развития современного города позволит понять навыки оценки критериев уровня комфортности городской среды, а также навыки оценки экономических, социальных и экологических критериев устойчивого городского развития и навыки критического анализа стратегий развития городов и регионов в отношении положений, которые сконцентрированы на становлении комфортной городской среды и соблюдении принципов устойчивого развития.

Формирование комфортной городской среды

У функционально градостроительной деятельности всего две цели, они заключаются в следующем:

  • Эффективное использование городских земель.
  • Обеспечение городов объектами инфраструктуры.

Достигнув эти цели можно обеспечить более высокий уровень качества жизни населения, для которого ключевой показатель – комфортная городская среда. Данная цель целиком сконцентрирована на удовлетворении потребностей человека, иначе говоря, её суть заключается в экономической составляющей.

Среди авторов научных источников, которые посвящены теме комфортной городской среды, бытует следующее мнение: “Общественные пространства города зачастую рассматриваются как отражение социального статуса сообществ. Кроме этого, надо отметить, что сами по себе они могут снижать социальную напряжённость и оказывают серьёзное воздействие на качество жизни людей.

В ХХ в. комфорт и градостроительное проектирование тесно переплетаются между собой, а для исследователей появляется новое направление по причине того, что проектирование, ориентированное на комфорт, определяет качество жизни”.

Комфорт в традиционном представлении являет собой набор удобств, уют, некое состояние человека, которое позволяет ему испытывать состояние удовлетворения. В экономической позиции комфорт представляет собой состояние равновесия, в котором потребности и ресурсы, имеющиеся в распоряжении человека, находятся в полном балансе.

Множество исследователей погружалось в вопрос изучения понятия комфорта и приходили к выводу, что комфорт имеет всеобъемлющий характер и многогранный вид. Более того, признавая разнообразие типов комфорта и бесконечность разновидностей состояния человека, при котором человек находится в ощущении комфорта, можно сделать вывод о том, что комфорт – это состояние индивидуальное.

Экономист. Преподаватель экономической теории

Комфортная городская среда

В проекте Минстроя «ЖКХ и комфортная городская среда» можно выделить два аспекта. Первый – касающийся благоустройства и внешнего облика городов. И второй – затрагивающий принципы планировки и застройки городских кварталов. Предполагается, что идеи, заложенные в проекте, станут обязательными для исполнения местными властями. На первом этапе планируется разработать подробные стандарты, а потом на их основе внести соответствующие изменения в законодательство. Логично было бы поступить наоборот – в законодательстве рамочно определить новые требования к городской среде, благоустройству и планировке, а на этой основе разработать стандарты, в противном случае часть стандартов будет разработана впустую.

Новый подход к благоустройству, по замыслу Минстроя, будет включать в себя дизайн-код городов различного типа, методические рекомендации по реализации мероприятий благоустройства, отдельные рекомендации для каждого региона страны. По мнению премьер-министра Д. Медведева, необходимо привлекать жителей муниципальных образований к обсуждению проектов благоустройства, однако эффективность вовлечения горожан в процесс принятия решений в условиях профанации проведения публичных слушаний и отмены выборов глав муниципальных образований в некоторых регионах под вопросом. К примеру, в Московской области более не избираются главы городских округов и муниципальных районов. В той же Московской области полномочия по разработке местных нормативов по благоустройству переданы на региональный уровень. Несогласованность государственной политики проявляется в том, что еще упраздненным Министерством регионального развития были разработаны методические рекомендации по благоустройству для муниципалитетов, на основе которых должны были быть разработаны уже местные нормативы. Таким образом, наличие федерального стандарта не гарантирует его исполнение, особенно в условиях экономического кризиса. В Московской области за разработку колористических паспортов и выбор типов ограждений вокруг газонов уже отвечают региональные ведомства.

В то же время можно приветствовать идею включить в стандарты требования по созданию и развитию доступной среды для инвалидов и маломобильных групп. Это именно то направление, которое должно курироваться на федеральном уровне.

Еще одно и важное изменение, которое привнесет федеральный стандарт – это разработка новых требований к планировке кварталов, как уже существующих (здесь ожидается преобразование застроенных территорий), так и планируемых. Преобразование застроенных территорий включает два варианта. Первый – «обычное» благоустройство по новым стандартам – условные косметические изменения, которые включают в себя требования к вывескам, рекламе, дворам, детским площадкам и т. Второй – комплексное развитие территорий, которое предполагает реконструкцию застроенных территорий, то есть внесение новых планировочных решений в сложившуюся застройку. Нужно понимать, что новые планировочные решения включают в себя снос капитальных сооружений, хотя такие изменения могут болезненно восприниматься горожанами, они необходимы, так как способны ограничить неэффективное использование земель и разрастание. Это миф, что в России много земель и потому их необходимо застраивать – издержки на строительство и содержание растянутых коммунальных и инженерных коммуникаций будут включаться в стоимость нового жилья и в расходные статьи скудных муниципальных бюджетов.

Еще одним невнятным пунктом стандартов является неопределенность относительно того, какие изменения коснутся градостроительного зонирования и проектов планировок. Стоит напомнить, что с помощью зонирования в городах формируются зоны, для которых устанавливаются регламенты использования и функционирования земельных участков и соответственно зданий, расположенных внутри этих зон. Роль зонирования (в российской практике – правил землепользования и застройки) в развитии городов ключевая, правовой статус зонирования выше, чем у генерального плана, хотя о последнем говорят намного больше и чаще.

К примеру, генеральным планом города установлено, что на какой-то городской территории планируется жилищное строительство – новый микрорайон. В генеральном плане определяются границы нового микрорайона, сетка дорог, параметры будущей застройки (ИЖС или многоэтажное строительство, плотность застройки), примерное расположение социальных объектов и т. На следующем этапе в правилах землепользования и застройки устанавливается правовой режим использования земельных участков, которые, может быть, на данный момент еще и не сформированы. Всё будущее строительство с этого момента должно подчиняться установленному зонированию. На заключительном этапе, если принято решение о развитии территории, разрабатывается проект планировки с проектом межевания, в которых формируются земельные участки, определяются красные линии, разграничивающие территории общего пользования – те же дороги, детально указываются регламенты использования уже конкретных земельных участков, определяются места для объектов социального значения. Нормативы по расположению, пространственной конфигурации, количеству объектов социального значения устанавливается местными нормативами градостроительного проектирования. Проект планировки должен соответствовать данным нормативам.

Адаптивный город

Можно выделить ключевые проблемы российского градостроительства, которые новый стандарт или не в состоянии решить, или не должен решать. Во-первых, качество городской среды, если ее (для простоты понимания) свести к обеспеченности социальными объектами или транспортной доступности, является ответственностью местных властей – это они должны планировать развитие города и осознавать свои возможности по реализации своих полномочий. В противном случае, если нет ресурсов на выполнение своих социальных обязательств, городским администрациям не нужно выдавать разрешение на строительство новых кварталов, Качественная городская среда – это реализация горожанами своего права на город, то есть достижение цели создания такой среды – политическое явление и зависит от развития гражданского самоуправления. Одними административными мерами поставленной цели достичь нельзя.

Во-вторых, сообщается, что в стандарт будут включены рекомендации по площади и планировке квартир, что является признаком возрастающего государственного регулирования жилищного строительства. Хотя в данный момент конкретное содержание стандартов и требований к планировке территорий неизвестны, скорее всего, кардинальных изменений по сравнению в текущей ситуацией не будет – советский подход к планированию и застройке, воспроизводившийся несколько десятилетий, пересматриваться и отменяться не будет. Необходим рамочный подход, который определял бы основные требования к застройке и планировке, давал свободу застройщикам и девелоперам при планировании территорий – формат проектов должен ориентироваться на рыночные механизмы спроса со стороны покупателей жилья или собственников, если речь об уже застроенных территориях. Современная государственная градостроительная политика должна быть ориентирована на развитие гибких инструментов и механизмов планирования и управления.

Последствием развития информационных технологий становится накопление больших объемов данных и создание сервисов по аккумулированию этих данных: порталы открытых данных постепенное улучшение качества сбора статистических сведений, появление специализированных отраслевых сайтов и информационных систем. Их роль будет постоянно повышаться. В перспективе данные электронных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (в Москве уже функционирует, в Московской области создана единая система для региона вместо разрозненных муниципальных) позволят качественно изменить систему планирования.

Таким образом, основой государственной политики в области градоустройства должен стать подход «адаптивного города», который рассматривает город как производителя услуг для горожан. При таком подходе управление городом не может быть зажато бюрократическими ограничениями, иначе город не сможет адекватно и быстро реагировать на вызовы, возникающие перед ним. Если город – это «сервис», то, как любой сервис, он оценивается с помощью специализированной системы показателей на основе реакции потребителей, которая включает в себя, естественно, и право на самоуправление. Нужно смотреть на городскую среду как на товар, имеющий рыночную цену, а не как на элемент патерналистской системы распределения благ, в очередной раз воспроизводимой в России.

Индекс качества городской среды

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 декабря 2021 года; проверки требуют 4 правки.

Система оценкиПравить

Формирование комфортной городской среды — это обо всём, что окружает нас. Дворы и подъезды, лифты, водопровод, газ и электричество. Чистая вода и водоёмы, зелёные парки и безопасные детские площадки. Красивые и удобные пространства: набережные, скверы, дворы. IT-инфраструктура, дистанционные услуги. Всё это меняется для нас!

КОНЦЕПЦИЯ 15-МИНУТНОГО ГОРОДА КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ МЕГАПОЛИСА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ РИСКОВ

Нацпроект «Цифровая экономика»

Проект направлен на повышение конкурентоспособности российских городов, формирование эффективной системы управления городским хозяйством, создание безопасных и комфортных условий для жизни горожан.

Основная цель — сделать города более комфортными для жителей, повысить индекс качества городской среды. Вдвое сократить количество городов с неблагоприятной средой. Вовлечь граждан в процесс благоустройства городов, чтобы доля активного населения составляла не менее 30%.

Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда

Этот федеральный проект отвечает за создание и применение механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда по всей стране.

Нацпроект «Жильё и городская среда»

Ключевая задача — повышение качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения и водоподготовки с использованием перспективных технологий, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса.

Цель федерального проекта — сокращение сброса неочищенных сточных вод, расчистка участков и экологическая реабилитация водных объектов в 16 регионах, входящих в бассейн реки Волга, включая Москву и Московскую область. Всего до 2024 года будут построены или модернизированы 229 объектов очистных сооружений централизованных систем водоотведения.

Развитие городов

Уровень комфорта от проживания в городе зависит не только от наличия парков и скверов. Удобным в городе должно быть всё — от дворов и набережных до системы управления городским хозяйством. Вот инструменты и программы, которые работают на рост и развитие городов России.

Мы используем файлы Cookie, чтобы пользоваться сайтом было удобно

Городское развитие

Вторая половина ХХ века стала знаковой для сферы городского развития, в особенности после того, как свет увидел доклад Римского клуба “Пределы роста” в 1972 г. В нём достаточно подробно были описаны проблемы и обеспокоенность тем, как человечество использует ресурсы с целью экономического роста. В этой связи всё чаще исследователи и научные работники стали особое внимание уделять понятию “устойчивое развитие”, обратив внимание общественности на данный вопрос, в том числе государственных органов, органов управления наднациональных организаций и пр.

Эволюция концепции устойчивого развития

Принято считать, что системное внедрение понятия устойчивого развития началось м Конференции ООН в 1972 г. , которая касалась проблем окружающей среды. Там и были выработаны принципы сохранения окружающей среды, которые основывались на заботе о будущих поколениях. Именно с того момента стали уделять особое внимание политике развития стран третьего мира, для которых перспективы экономического роста и естественное стремление к улучшению качества жизни людей с низким доходом могли стать губительными в плане нерационального экстенсивного использования природных ресурсов, а в некоторых случаях даже к уничтожению целых экосистем.

Следующим витком развития можно считать принятие в 1980 г. в рамках программы защиты окружающей среды ООН Всемирной стратегии сохранения (World Conservation Strategy). Её ключевые цели состояли в следующем:

  • Обеспечение развития через регулярное применение экосистем и природных ресурсов.
  • Охрана биологического разнообразия в ходе достижения правительствами задач, которые связаны с повышением благосостояния людей.

Основная цель данной стратегии такова: невозможно обеспечить качество жизни без защиты и воспроизводства используемых экосистем.

Далее среди значимых событий стоит опубликованные в 1987 г. результаты выборов комиссии по защите окружающей среды и развитию (World Commission Environment and Development), который был представлен отчётом “Наше общее будущее”. Его текст по факту провозглашал принцип устойчивого развития. Который звучал следующим образом: “Ответственность ныне живущего поколения перед будущими, в то числе и то, что развитие подразумевает экономический рост наравне с социокультурным развитием”.

Несмотря на то, что в русском языке данный термин официально признан, перевод с английского sustainable development только как устойчивое развитие не отражает в полной мере всей многогранности этого понятия.

Надо отметить, что в русском языке “устойчивый” означает прежде всего “стабильный или непрерывный”. Тем не менее, понятие устойчивого развития является собой термин, который базируется на сути учёта интересов будущих поколений, иными словами, развитие, которое априори имеет сбалансированный вид, поддерживающий эффект, который способствует воспроизводству природных и других систем, использующихся в процессе человеческой деятельности.

Устойчивое развитие и общественная, экономическая и экологическая системы

Суть устойчивого развития заключается в гармонии трёх систем: общественной, экономической и экологической. Согласно классическому экономическому подходу, деятельность человека представляет собой удовлетворение потребностей в условиях наличия ограниченных ресурсов, одновременно с тем человек в процессе удовлетворения потребностей действует разумно и соблюдает все ограничения. Впрочем, реальность не всегда совпадает с теорией и истории известны случаи, когда удовлетворение текущих потребностей стало полезным только тем, кто пользуется его плодами в настоящее время, тем самым привело к исчерпанию данного ресурса для следующих поколений. Со временем люди стали осознавать, что только экономический принцип не должен становится основой развития, он должен находится в балансе с социальными и экологическими показателями.

В этой связи принцип устойчивого развития стал проникать в самые различные сферы деятельности человека: использование источников энергообеспечения и продовольствия, строительство промышленных и других объектов, а также вопросы энергосбережения и пр.

В градостроительной деятельности, которая основывается на удовлетворении потребностей людей в комфортной городской среде, очень важно соблюдать данный принцип. Здесь имеется в виду использование ресурсов в ходе освоения городских земель, а также строительство объектов городской инфраструктуры, что прямым влиянием может навредить будущим поколениям. В этой связи в земельное и градостроительное законодательство постепенно внедряется принцип устойчивого развития. Не является исключением в этом процессе и Градостроительный кодекс РФ. В ст. 1 Градостроительного кодекса РФ говорится: “Устойчивое развитие территорий – это обеспечение при реализации градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, предотвращение негативного влияния хозяйственной и другой деятельности на окружающий мир, а также обеспечение охраны и адекватного применения природных ресурсов, учитывая интересы будущих поколений”.

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ выделяются основные принципы градостроительной деятельности, они заключаются в следующем:

  • Основой территориального планирования, градостроительного зонирования и планирования территорий является обеспечение комплексного устойчивого развития.
  • Осуществление градостроительной деятельности происходит посредством обеспечения сбалансированного учёта экологических, экономических, социальных и других факторов.

2022

В начале июня 2022 года стало известно о решении Министерства строительства и жилищно-коммунальногохозяйства РФ увеличить объем финансирования своего проекта «Умный город». Изначально на него планировалось потратить около 13 млрд рублей в период с 2018 по 2024 гг. , выделяя более 2 млрд рублей в год.

Как пишут «Ведомости», намерения Минстрой привлечь дополнительные средства в ведомственный проект связаны с обновлением стандарта «Умного города» в мае 2022 года. Расширение перечня обязательных технологий потребует роста финансирования не менее чем на 50%, считает источник газеты.

КОНЦЕПЦИЯ 15-МИНУТНОГО ГОРОДА КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ МЕГАПОЛИСА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ РИСКОВ

КОНЦЕПЦИЯ 15-МИНУТНОГО ГОРОДА КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ МЕГАПОЛИСА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ РИСКОВ

13 млрд рублей мало. Минстрой увеличит финансирование умных городов

Согласно публикации издания, стандарт «Умного города» – это рамочный документ, который определяет реализацию мероприятий, направленных на цифровую трансформацию городского хозяйства и системы управления. Первая версия данного стандарта появилась еще в 2018 году и включала всего восемь направлений. В новом стандарте, утвержденном в мае 2022 года, количество направлений было расширено.

Утвержденный стандарт актуализирован «с учетом современных технологических и цифровых решений», говорит президент Sitronics Group Николай Пожидаев. Новые показатели напрямую влияют на комфорт городской среды и появление нескольких уровней оценки ее качества – муниципального и регионального, отметил он.

Документ насчитывает несколько десятков тематических блоков по различным отраслям городского хозяйства – от городской среды до образования и здравоохранения. Также он затрагивает и некоторые аспекты, связанные с транспортом, – сообщил Пожидаев.

Утвержден стандарт умного города

18 мая 2022 года Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ сообщило об утверждении стандарта умного города. В него вошли 18 тематических блоков – помимо уже существующих разделов по цифровизации городских услуг, появились блоки, связанные с инновациями в социальной сфере, в том числе в образовании и здравоохранении. Подробнее здесь.

Включение в состав рабочей группы Sitronics Group

Sitronics Group 12 января 2022 года сообщила о включении в состав рабочей группы «Умный город» Минстроя России. Подробнее здесь.

2020

В конце декабря 2020 года Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ утвердило концепцию умных городов. Как отметили в ведомстве, документ способствует формированию единого понятийного пространства через закрепление ключевых терминов, объясняет основные преимущества умного города для жителей, бизнеса и государства, а также помогает определить последовательность этапов цифровизации.

Проект «Умный город» к концу декабря 2020 года реализуется в 209 городах России. Концепция должна стать общим документом, с которым можно сверяться при развитии программ цифровизации и внедрении технологий в различные сферы городского хозяйства. Среди основных принципов концепции выделяется ориентация города на потребности человека, повышение доступности сервисов и услуг и приоритет долгосрочных решений при выборе стратегии.

КОНЦЕПЦИЯ 15-МИНУТНОГО ГОРОДА КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ МЕГАПОЛИСА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ РИСКОВ

Минстрой РФ утвердил концепцию умных городов

Документ обращает внимание на необходимость взаимосвязи мероприятий нацпроектов и федеральных программ. Он подготовлен с учетом международного опыта, текущих вызовов и актуальных трендов, говорится в сообщении Минстроя.

По словам замглавы Минстроя России Максима Егорова, органам местного самоуправления необходима помощь с приоритизацией этапов внедрения технологий. Документ как раз решает эти задачи, объясняет архитектуру умных городов и наглядно показывает, какие проблемы жителей и бизнеса могут быть решены.

Минстрой представил правила предоставления регионам субсидии на «Умный город»

В конце апреля 2020 года Минстрой РФ представил правила предоставления регионам субсидии на «Умный город». Соответствующий проект постановления правительства РФ — «Об утверждении правил предоставления средств государственной поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для поощрения победителей конкурса лучших проектов по преобразованию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы на основе внедрения в городское хозяйство отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе цифровых технологий» — опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

В Минстрое сообщили о необходимости оказания адресной финансовой поддержки лучшим проектам умных городов на конкурсной основе. Победители получат господдержку в целях реализации проектов по преобразованию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы на основе внедрения в городское хозяйство отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе цифровых технологий.

КОНЦЕПЦИЯ 15-МИНУТНОГО ГОРОДА КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ МЕГАПОЛИСА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ РИСКОВ

В Минстрое отмечают, что внедрение решений умного города требует от региональных и муниципальных органов власти значительных организационных и финансовых затрат при высоком уровне технологических рисков

Предполагается, что деньги будут выделяться на будущие проекты, которые ещё не реализованы, либо будут компенсироваться проекты, которые уже реализованы с 1 января того года, когда проходит конкурс.

Федеральную комиссию, которая будет определять лучшие проекты, предлагается сформировать с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, отдельных экспертов по вопросам цифровизации городского хозяйства.

На Минстрой будет возложен контроль целевого использования средств и принятие мер ответственности при выявлении нарушений, вплоть до возврата полученных средств.

2019

В апреле 2019 года появились методические указания по финансированию проектов «Умный город», стандарт которых был утвержден Минстроем в марте 2019 г. Таким образом, часть средств, предназначенных на реализацию нацпроекта «Жилье и городская среда», может быть направлена на цифровизацию городов.

В рамках проектов «Умный город» планируется внедрить несколько базовых направлений, среди которых создание единого интеллектуального центра городского управления, внедрение цифровых платформ вовлечения жителей в создание удобного мегаполиса, внедрение систем интеллектуального учета коммунальных ресурсов, общественной безопасности и др. Большинство из этих составляющих планируется реализовать к 2024 году на всей территории РФ.

Определены 19 российских городов-пилотов проекта “Умный город”

19 марта 2019 года стало известно о подписании трехстороннего соглашения между Минстроем России, субъектами и городами о реализации проекта «Умный город». Соглашение подписали 19 городов из 11 регионов страны. Об этом сообщил Владимир Якушев, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

В число пилотов проекта вошли Калуга, Великий Новгород, Пермь, Рязань, Ставрополь, Ульяновск, Челябинск, Чебоксары и другие. Города-пилоты берут на себя обязательства не только досрочно выполнить стандарт «умного города», утвержденный Минстроем России, но и реализовать комплекс дополнительных мер в соответствии с дорожными картами, разработанными и утвержденными с участием независимых экспертов и специалистов министерства.

Мы долго работали над стандартом, прежде чем утвердить этот документ, и в результате остановились на самых главных мероприятиях в области цифровизации городов, выполнение которых считаем необходимым для всех участников проекта. Стандарт позволит городам систематизировать процессы цифровизации, а «Банк решений умного города» – не тратить время на разработку уже существующих сервисов. При этом уже на март 2019 года есть города-пилоты, готовые взять на себя дополнительные обязательства. Мы поддерживаем такие инициативы, но будем внимательно контролировать их реализацию. Владимир Якушев, министер Минстроя РФ

Ведомственный проект «Умный город» начиная с 2019 года стал обязательным в рамках сразу двух нацпроектов – «Жилье и городская среда» и «Цифровая экономика» Конкретные эффекты, которых планируется достичь в результате реализации проекта:

  • Повышение эффективности управления городской инфраструктурой, снижение аварийности и уровня потерь на коммунальных сетях
  • Повышение эффективности сбора муниципальных налогов, увеличение объема начислений и сборов
  • Повышение эффективности городских транспортных систем, внедрение единого проездного на все виды общественного транспорта
  • Повышение удовлетворённости качеством жизни в городе
  • Снижение числа инцидентов нарушений общественной безопасности
  • Прогнозируемость и управляемость городской инфраструктуры – снижение числа ЧС
  • Обеспечение прозрачности и открытости данных городского хозяйства, актуальности, релевантности, анализируемости и управлении информации в разрезах городов, регионов

Глава Минстроя пообещал российским городам зоны без Wi-Fi и сотовой связи

Уже через несколько лет в российских городах появятся особые общественные пространства без Wi-Fi и сотовой связи, куда люди смогут приходить и просто общаться. Такой прогноз на форуме «Умный город» в Калуге в марте 2019 года озвучил глава Минстроя Владимир Якушев, пишет «Интерфакс».

«Скоро должны появиться зоны, где не будет ни вай-фая, ни чего-то другого, и люди смогут просто приходить и общаться. Года через три-четыре, через пять — точно. Думаю, такие зоны будут пользоваться большой популярностью, потому что общение начинает исчезать», — отметил Якушев. По словам министра, глобальная цифровизация «имеет обратную сторону». «Цифровые системы постоянно с нами. Нужен баланс», — убежден глава Минстроя.

Включение проекта внедрения АСУДД Softline в Новосибирске в банк решений проекта «Умный город»

Проект по внедрению автоматизированной системы управления дорожным движением Traffic SL в Новосибирске вошел в Банк решений проекта цифровизации городского хозяйства «Умный город», который реализуется Минстроем России. Об этом 20 марта 2019 года сообщили в компании Softline, разработчике АСУДД. Подробнее здесь.

Одобрение заявок 7 городов на включение в пилоты по “Умному городу”

7 марта 2019 года стало известно, что заявки Калуги, Обнинска, Нижнего Новгорода, Сарова, Перми, Березников и Сатки о включении в перечень пилотных городов по ведомственному проекту «Умный город» одобрены Минстроем России. Соглашения о реализации проекта будут подписаны до конца марта. Об этом сообщил заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Чибис Андрей.

Города-пилоты станут площадками по тестированию передовых цифровых и инженерных решений, организационно-методических подходов и правовых моделей, применяемых для цифрового преобразования в сфере городского хозяйства.

Для участия в проекте в качестве пилотов заявки подал 41 город из 27 регионов.

После того, как мы оценили первую волну заявок, стало очевидно, что далеко не все претенденты способны выполнить те задачи, которые поставлены, поэтому принято решение о необходимости заключить соглашения с регионами и муниципалитетами, на территории которых будут реализовываться пилотные проекты. 7 марта 2019 года мы одобрили семь заявок из четырёх регионов. Андрей Чибис, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Минстрой утвердил стандарт федерального проекта «умного города»

4 февраля 2019 года Минстрой России утвердил стандарт федерального проекта «Умный город», большинство мероприятий которого планируется реализовать в 2024-м. Об этом говорится в документе, представленном на сайте ведомстве.

Мероприятия, указанные в стандарте “Умного города”, предусмотрены для реализации в населенных пунктах с численностью населения свыше 100 тыс. человек и населенных пунктах, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, и могут быть также реализованы в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек, — сообщается на сайте Минстроя.

КОНЦЕПЦИЯ 15-МИНУТНОГО ГОРОДА КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ МЕГАПОЛИСА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ РИСКОВ

В марте 2019 года Минстрой России утвердил базовый стандарт проекта “Умный город”

В перечень обязательных требований к «умным городам» вошли задачи по созданию интеллектуального центра управления городом, цифровой платформы для горожан по решению градостроительных вопросов по аналогии с платформой «Активный гражданин», «умное» ЖКХ, включающее интеллектуальный учет ресурсов и установку «умных» счетчиков, внедрение энергоэффективного городского освещения, а также системы распознавания лиц и системы автоматизированного контроля за работой дорожных служб и коммунальной техники.

Первым шагом станет внедрение цифровых платформ и сервисов для вовлечения горожан в управление городскими процессами, которые должны заработать в каждом регионе страны уже в 2020 году.

2018

КОНЦЕПЦИЯ 15-МИНУТНОГО ГОРОДА КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ МЕГАПОЛИСА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ РИСКОВ

На проект Минстроя «Умный город» планируется потратить 13 млрд руб.

Основная часть этих средств (12 млрд руб. , по 2 млрд руб. каждый год начиная с 2019 года) пойдёт на реализацию наиболее перспективных тиражируемых проектов цифровизации городского хозяйства.

100 млн руб. планируется выделить в 2019 году на создание методологической и организационной основы для формирования экосистемы «Умного города», включая проведение оценки IQ для городов.

Начиная с 2020 года из федерального бюджета также будут выделяться средства (всего 900 млн руб. ) на реализацию тиражируемых цифровых и инженерных решений повышения эффективности городского хозяйства («Умного города») с использованием ресурса «Банк решений умного города».

Сообщалось, что проект «Умный город» будет реализовываться в рамках двух нацпроектов – «Цифровая экономика» и «Жилье и городская среда».

В числе целевых показателей проекта – перевод информации в сферах ЖКХ, благоустройства, градостроительства и архитектуры в машиночитаемый вид, создание цифровых инструментов участия жителей в принятии решений по вопросам городского развития, рост доли УК и ресурсоснабжающих предприятий, применяющих автоматизированные системы диспетчеризации, увеличение числа многоквартирных домов, подключенных к автоматизированным системам учета коммунальных ресурсов.

В проекте зафиксирована и стратегическая цель перехода на интеллектуальное управление городскими ресурсами и услугами, и конкретные решения, позволяющие ее добиться. В дополнение к паспорту ведомственного проекта разработана методология запуска проекта в регионах и муниципалитетах, в ближайшее время мы проведем несколько обучающих мероприятий для наших коллег. Напомню, уже действует «Банк решений Умного города» – это открытая база данных лучших технологий и решений в сфере городского хозяйства, – отметил заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрей Чибис.

Минстрой планирует создать рейтинг IQ городов на базе инновационных критериев

Минстрой планирует разработать и утвердить новый рейтинг IQ («индекса интеллекта») городов к середине 2019 года. Об этом заявил замглавы ведомства Андрей Чибис, писал в июле 2018 года ТАСС Информационное агентство России. Методику будущего рейтинга планируют опубликовать для общественного обсуждения уже в конце 2018-го, добавил Чибис.

Минстрой планирует сделать будущий «топ IQ городов» международным, сказал чиновник. «Это позволит нашим коллегам из других стран видеть болевые точки, которые есть», — пояснил замглавы Минстроя.

Также в основу рейтинга добавят ряд инновационных критериев. «Подход, который избран, не технологический. Все подходы, которые есть сегодня в мире, — это доступ к широкополосному интернету, это количество датчиков, счетчиков и т. Но подождите! Давайте мерить эффект от всех этих вещей. И, приоткрою завесу, мы пытаемся докрутить такие индикаторы, как процент старшеклассников или детей, добирающихся до учебных заведений самостоятельно», — пояснил Андрей Чибис.

Ранее сообщалось, что под «IQ городов» в Минстрое понимают степень применения цифровых решений в сфере ЖКХ и городской инфраструктуры. Администрациям муниципальных образований с более высоким «IQ» планировалось выделять больше средств из федерального бюджета на развитие городской среды.

Минстрой и Ростелеком стремятся включить направление “Умных городов” в программу “Цифровая экономика”

Минстрой России и «Ростелеком» в июне 2018 года заключили Соглашение о сотрудничестве. Подписи под документом поставили заместитель министра строительства и ЖКХ России Андрей Чибис и вице-президент по стратегическим инициативам «Ростелекома» Глазков Борис. Церемония подписания состоялась на конференции «Цифровая индустрия промышленной России-2018» (ЦИПР) в Иннополисе.

Предметом Соглашения является взаимодействие сторон в сферах развития и внедрения цифровых технологий при организации городского пространства и управления городской инженерной инфраструктурой, роста эффективности предоставления коммунальных услуг, модернизации объектов городской среды и реализации мероприятий по благоустройству для целей повышения уровня комфорта проживания и качества обслуживания граждан.

Минстрой России и «Ростелеком» совместно являются инициаторами включения направления «Умный город» в национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации». «Ростелеком» разрабатывает проект «дорожной карты» направления при участии Минстроя России и его экспертных органов. Документ планируется представить в июле 2018 года.

Министерство строительства и ЖКХ РФ и «Ростелеком» разрабатывают открытую интернет-платформу «База знаний «Умных городов». В ней будет аккумулироваться лучший российский опыт, практические – технические, финансовые, нормативные и организационные решения, которые уже реализованы муниципалитетами. Ресурс также позволит анализировать опыт зарубежных проектов «Умных городов» и адаптировать его для российских условий.

«Цифровизация городского хозяйства и повышение эффективности бытовой инфраструктуры за счет внедрения современных технологий – важнейшие задачи стратегии развития ЖКХ. Проект «Умный город» уже стал платформой для сотрудничества всех заинтересованных органов власти, компетентных представителей бизнеса и экспертов – на базе нашей рабочей группы разработан конкретный план цифровизации городского хозяйства, который прошел широкое обсуждение и был поддержан профессионалами. Благодаря нашему сотрудничеству с «Ростелекомом» заработал Банк умных технологий, отобрано 24 муниципалитета-пилота, на территории которых будут тестироваться новые решения, и я уверен, что скоро в нашей стране появится целый ряд «Умных городов», – отметил заместитель министра строительства и ЖКХ России Андрей Чибис.

Определены 18 пилотных городов для реализации проекта “Умный город”

В окончательный список пилотных городов для реализации приоритетного проекта «Умный город» попали 18 городов из 15 регионов. Об этом в апреле 2018 года рассказал глава Минстроя Михаил Мень. В перечень вошли как «миллионники», так и города с населением менее 100 тыс. человек:

Объем финансирования проекта из бюджета оценивался в 100 млрд руб. до 2024 года. Впрочем, Михаил Мень затруднился назвать общую сумму, отметив лишь, что источники финансирования для ее реализации «абсолютно разные». «Не знаю, откуда эта цифра взялась. Наверное, это сборные данные со всех ведомств. Если все сложить, может быть, и получится», – предположил он.

Ранее сообщалось, что приоритетный проект «Умный город» включен в госпрограмму «Цифровая экономика». Планируемые к внедрению технологические решения в пилотных городах будут относиться к шести ключевым блокам. В их числе:

  • внедрение «умного» ЖКХ,
  • формирование доступной, комфортной и безопасной для здоровья граждан среды,
  • создание инновационной городской инфраструктуры,
  • цифровизация строительства,
  • цифровизация территориального планирования,
  • развитие городских транспортных систем.

Михаил Мень отметил, что в рамках этой программы к 2024 году, например, будет установлено индивидуальных приборов учета в 70% квартир, а, в целом, около 50 млн человек будут к этому времени проживать в «умных» городах».

Минстрой планирует внести направление “Умный город” в приоритетный проект “ЖКХ и городская среда”

В начале 2018 года года Минстрой России внёс в правительство России заявку об изменении приоритетного проекта “ЖКХ и городская среда” — согласно предложению ведомства, проект необходимо расширить новым направлением – “Умный город”, сообщалось на сайте Минстроя.

По словам министра, в число показателей “умных городов”, принятых Европейской экономической комиссией, входят качество и доступность коммунальных ресурсов, инновационная инфраструктура, безопасная и комфортная среда. Модернизация коммунальной инфраструктуры, благоустройство и повышение эффективности всего городского хозяйства должны быть синхронизированы, поэтому рабочая группа рекомендовала включить в приоритетный вопрос и направление умного города, полагает Мень.

Проект изменений в паспорт приоритетного проекта был подготовлен на основании рекомендаций рабочей группы “Умный город” Минстроя России. Предложение должно было быть вынесено на ближайшее заседание проектного комитета. Возглавляет рабочую группу в это время заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Андрей Чибис.

На сайте Минстроя отмечается, что в состав рабочей группы входят эксперты по “повышению интеллекта городов, пространственному развитию и увеличению эффективности городской инфраструктуры и разработчики самых современных технологий в области городского развития”.

К ним относятся жилые, общественные и промышленные здания, улицы, магистрали, площади, подземные переходы, стадионы, телебашни и другие сооружения. Антропогенные объекты делятся на градостроительные, производственные и объекты городских инфраструктур: транспортной, инженерной и социальной

Индекс города рассчитывается как сумма баллов по всем 36 индикаторам, оцениваемым по шкале от 0 до 10. Совокупный индекс города измеряется по шкале от 0 до 360 баллов. В зависимости от итогового балла определяется качество городской среды. Таким образом, города могут набрать максимум 360 баллов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *