Компоненты проекта и что это такое, из чего состоит, этапы реализации, примеры

Понятие творческого проекта нам уже знакомо. Но студентам, прежде чем взяться за его написание, придется хорошенько продумать, из каких элементов состоит этот вид работы.

На нашем телеграм-канале можно узнать о структурах написания многих работ. Сегодня же давайте поговорим и о том, какая должна быть структура творческой деятельности (труда).

Что это и из каких этапов состоит

Творческий проект – комплексный труд, в состав которого входят:

Выполнение творческого проекта происходит по следующим этапам:

Обоснование творческого проекта

В содержании творческого проекта обязательно объясняют, почему был выбран именно этот объект, материалы, инструменты для его изготовления. Во введении обосновывают экономическую ценность.

Указывают во введении и другую важную информацию. Например, описывают актуальность проекта, то есть степень его важности на сегодняшний день и в данной ситуации для решения какой-то определенной задачи/вопроса. Она показывает, насколько востребовано изучение этой проблемы, практическое и творческое решение задачи.

Обосновать актуальность творческого труда – значит объяснить важность и необходимость этого проекта, его пользу. То есть учащийся должен выбрать творческий проект, который будет актуален и полезен сегодня, иначе в нем нет никакого смысла.

Если получится обосновать выбор проекта, это сильно повысит его значимость и ценность предполагаемых результатов, а также даст шанс использовать его на практике.

В структуре творческого процесса обобснованию отводится большое место, и без него не будут соблюдены требования ко всей творческой структуре.

Вот пример обоснования выбора творческого проекта учащегося:

«К семидесятилетию Победы над фашизмом, я принял решение изготовить модель-копию истребителя времен Великой Отечественной войны.
   Новую модель самолёта, я решил изготовить с применением современной технологической машины – автоматизированного фрезерного ЧПУ станка. Будущая модель-копия самолёта будет создана на базе трёхмерного чертежа 
(3D Auto Cad)
В связи с этим у меня возникла проблема: мне необходимо создать оригинальную конструкцию модели самолета, и при этом сохранить посильность его изготовления. Таким образом, у меня возник проект «Модель-копия самолета ЯК-3».

Компоненты проекта и что это такое, из чего состоит, этапы реализации, примеры

Цель творческой работы

Тут же, во введении учащийся должен привести грамотно и четко сформулированную цель своей работы.

Цель – это модель желаемого результата, которого учащийся должен в итоге достигнуть в ходе проведения всей творческой работы по технологии с соблюдением структуры.

Ее пишут простыми и понятными словами в 1-2 предложениях.

Цель творческой работы можно выстроить по следующей простой схеме:

Вот пример четко сформулированной цели творческого проекта:

«Цель: Разработать и изготовить радиоуправляемую модель-копию самолета с применением современной технологии, материала и имеющихся навыков обработки материалов».

Задачи творческого проекта

В структуру коллективного творческого дела входит и перечисление задач. Их перечисляют сразу после цели и решают в соответствии с ней.

Задачи творческого проекта – последовательно выполняемые этапы организации и создания изделия до самого конца.

Для выявления всех задач достаточно задаться вопросом: что же мне придется сделать для достижения цели проекта?

Задачи перечисляются стандартными фразами типа:

Вот хороший пример задач творческого проекта:

Технологическая карта творческого проекта

Учащийся разрабатывает технологическую карту творческого проекта на этапе его создания, то есть в процессе выполнения действий и технологий, которые предусмотрены требованиями.

Этот раздел чаще всего представляют в виде таблицы.

Во время его прохождения нужно строго соблюдать последовательность действий, которые перечислены в технологической карте, и соблюдать правила охраны труда и безопасности.

Обычно в технологических картах есть следующие разделы:

А вот и образец хорошо составленной технологической карты:

Заключение творческого проекта

Здесь подводится итог проделанной работы. Писать эту часть нужно так, чтобы ее суть была ясна без прочтения основной.

В заключении делают краткие выводы, рассказывают, к каким результатам удалось прийти, удалось ли достигнуть решения поставленных задач.

Тут же учащийся дает оценку своей же проделанной работе.

В заключении могут быть рекомендации по применению результатов работы, е научная, социальная или экономическая значимость.

Эта часть работы представляет собой своеобразное обобщение самых внушительных результатов и выводов.

Писать заключительную часть нужно четко, лаконично, ясно. Выводы в этой графе должны соответствовать задачам, описанным во введении проекта.

Вот пример грамотно составленной самооценки творческого проекта:

«Я считаю, что в целом с проектом справился. И теперь я понял, человек, увлекшийся изготовлением моделей-копий, постепенно готовит себя к серьезной инженерной, творческой работе на современном производстве. Особое развитие творческая мысль получает в занятиях по изготовлению летающих моделей-копий.  Для того чтобы модель полетела, надо знать законы, по которым летает самолет и модель. Нужно знать элементарные положения сопротивления материалов, прочностные расчеты и основы радиоэлектроники. Также необходимо умение пользоваться программой для проектирования Auto CAD.

Защита творческого проекта

Учащийся узнает о дате проведения защиты творческого проекта заранее. Ему расскажут о критериях выставления оценки и о том, как будет проходить защита.

Читайте также:  Пресс-центр

Сам процесс проводит специальная комиссия экспертов, в которую входят учителя по выбранной дисциплине и представители школьной администрации.

Каждый учащийся получает на выступление строго отведенное время – 5-7 минут. Выступление проходит по следующему плану:

Выполнение проекта учебно-творческой деятельности согласно строгой структуре и всем процессам будет нелегким испытанием для всех. Впрочем, это всего лишь документация. В то время как учащийся может заниматься выполнением непосредственного изделия, ему на помощь может прийти студенческий сервис, чем сэкономит массу времени и сил.

Учащимся в школе часто предлагают сделать индивидуальный итоговый проект. Однако, большинство школьников не знают, как делать ИИП.

В статье рассказываем, как надо делать и оформлять итоговый индивидуальный проект.

Еще больше полезных материалов из мира образования ищите на нашем Telegram-канале. И не забывайте следить за акциями и скидками от компании — с ними еще выгоднее учиться на отлично.

Доверь свою работу кандидату наук!

Что такое индивидуальный итоговый проект

Индивидуальный итоговый проект — это учебный проект по одному из предметов, который делает отдельный ученик.

Такой проект — это необязательный элемент школьной программы. Его делают по желанию и в первую очередь для собственного развития.

Результатом работы над проектом может стать:

Что дает работа над проектом учащимся?

Типы итоговых проектов

Итоговый индивидуальный проект может быть нескольких типов:

Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Компоненты проекта и что это такое, из чего состоит, этапы реализации, примеры

Структура итогового проекта

Вне зависимости от типа проекта, он должен подчиняться определенной структуре:

Как оформлять итоговый индивидуальный проект

Требования к оформлению проекта содержатся в специальном положении. Проект должен быть оформлен на листах формата А4. Параметры страницы должны быть такие:

Все заголовки и подзаголовки должны быть выделены. Помните, что каждая глава оформляется с нового листа. Объем проекта должен быть в пределах 25-30 листов печатного текста.

Как защитить итоговый индивидуальный проект

Для удачного проекта важна не только информация, которая в нем содержится, но и его защита. Чтобы защитить проект, надо:

Как написать итоговый индивидуальный проект

Если вы не знаете, как сделать ИИП, воспользуйтесь нашими советами:

Темы

Посмотрите список примерных тем для итоговых индивидуальных проектов по разным предметам:

Примеры и образцы

Для наглядности посмотрите примеры проектов учащихся по разным предметам:

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Теперь вы знаете, как писать индивидуальный итоговый проект. Если появятся затруднения, обращайтесь в студенческий сервис. Наши специалисты помогут подготовить любую работу быстро и качественно.

«Ты — хозяин своих слов, пока не высказал их. Когда высказал, то уже они — твои хозяева.» Думаю, что пишу, и пишу, о чем думаю.

Проектная работа состоит из различных разделов, часть из них является обязательными при выполнении работы и без их включения проект не будет принят (например, Содержание, Введение, Теоретическая и Практическая главы, Заключение, Список литературы), часть разделов является необязательными (например, Глоссарий, Аннотация, Приложения и т.д.), но они способствуют раскрытию темы, а также облегчают восприятие информации, при этом часть разделов проектной работы не могут быть использованы при написании проекта совместно (Аннотация, Паспорт, Пояснительная записка), рассмотрим подробно структуру проектной работы и что должен включать каждый из разделов.

Обязательные разделы проектной работы

Рассмотрим, из каких разделов должна состоять стандартная проектная работа для школ и колледжей.

Первым листом любой проектной работы является «Титульный лист», на котором указываются школа, название работы, данные ученика, учителя, населенный пункт и год написания (подробнее можно прочитать здесь). Правильно оформить титульный лист важно, как его оформить, можно прочитать на странице «Правила оформления титульного листа для проектной работы».

Компоненты проекта и что это такое, из чего состоит, этапы реализации, примеры

Титульный лист

Компоненты проекта и что это такое, из чего состоит, этапы реализации, примеры

После «Содержания» следует «Введение». Введение является одни из важнейших структурных элементов проектной работы, ведь именно в нем отражается актуальность работы, ставится цель и задачи работы, выдвигается гипотеза, которая в ходе выполнения работы должна быть подтверждена, либо опровергнута.

Компоненты проекта и что это такое, из чего состоит, этапы реализации, примеры

Введение

Стандартная структура введения включает следующие блоки:

Кроме вышеперечисленных блоков, во введении может быть указана проблема исследования, теоретическая значимость.

Подробно ознакомится с требованиями к введению и каждому элементу который входит в его состав, какие из них обязательные, а какие можно не указывать, посмотреть примеры можно на странице «Введение проектной работы».

За «Введением» следует основная часть проектной работы, состоящая из 2 глав. Если в проектной работе есть исследовательская часть, то она располагается во 2 главе (1 глава является теоретической). Каждая глава состоит из 2-3 параграфов.

Компоненты проекта и что это такое, из чего состоит, этапы реализации, примеры

Основная часть

После основного текста работы располагается «Заключение», в котором кратко (1-2 страницы) даются выводы по всем параграфам (именно параграфам) проекта, если во введении была выдвинута гипотеза, то в заключении необходимо указать – была она подтверждена или опровергнута.

Компоненты проекта и что это такое, из чего состоит, этапы реализации, примеры

Следующим за «Заключением» разделом проектной работы является «Список использованных источников», в который необходимо включить всю литературу, которая была использована в ходе написания проекта.

Читайте также:  Вход в личный кабинет по номеру телефона или по СНИЛС

Компоненты проекта и что это такое, из чего состоит, этапы реализации, примеры

Список использованной литературы

Заключительным разделом любой проектной работы выступает «Приложение(я)», в данном разделе помещается вся дополнительная информация, которая помогает детально раскрыть тему работы, так, например, в приложения можно вынести картинки и фотографии, анкету, методики и прочее.

Дополнительные разделы проектной работы

Кроме вышеперечисленных разделов, в некоторых проектных работах требуется включение дополнительных разделов:

Дополнительные материалы к проектной работе

Помимо подготовки самой проектной работы для её защиты могут потребоваться следующие документы:

Лабораторная работа по дисциплине Правоведение (1).docxПрактическое занятие по дисциплине Управление проектами.docxПрактическая работа по дисциплине «Математика».docxПрактическое задание по дисциплине Иностранный язык. Второй семеПрактическое задание по дисциплине УПБ-п.docxКурс лекций по дисциплине Основы научных исследований.docxСДД Вопросы к экзамену по дисциплине.pdfПрензтация по дисциплине Волонтёрство.pptxЛабораторная работ по дисциплине БНГМС (1).docxпрактическая работа № 1 по дисциплине ОСНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВ

Информация о дисциплине

Цель изучения дисциплины «Основы проектной деятельности» – сформировать у студентов базовую систему знаний и практических навыков в области основ теории и практики проектной деятельности.

В ходе обучения реализуется подготовка студентов, способных на практике реализовать проектную деятельность. Обучение проектно-ориентировано, главным принципом курса является обучение через практику. Дисциплина обеспечивает формирование необходимых универсальных компетенций в области разработки и реализации проектов различного типа, командной работы и коммуникаций, системного мышления, самоорганизации и саморазвития.

В результате изучения дисциплины «Основы проектной деятельности» студент должен получить

Ключевых  понятий и определений в области проектного управления. Этапов жизненного цикла проекта. Роль команды и руководителя проекта. Структуры решения (образ результата, перечень задач, план проекта). Структура и способы проведения презентации. Методы организации работы команды проекта. Уровни ответственности каждого члена команды за результат проекта. Способы взаимодействия участников команды. Культуры организации и принципов коммуникаций в команде.

Формулировать цели и задачи проекта. Определять основные этапы. Распределять роли участников команды. Выполнить анализ альтернатив. Выявить трудности и риски проекта. Разработать план реализации проекта, разработать бюджет проекта. Подготовить и провести презентацию проекта. Работать в команде и организовать работу команды. Представлять результаты совместной работы над проектом. Участвовать в обмене информацией между членами команды. Формировать список последовательности  задач проекта. Организовывать коммуникации между членами команды. Планировать индивидуальную работу над проектом с учетом взаимодействий в команде. Адекватно оценивать личный вклад в работу команды. Активное участие в командной работе над проектом.

Методами генерации идей. Способом представления образа результата проекта. Методами формирование перечня задач проекта. Приемами составления плана проекта. Техниками и способами организации коммуникаций при работе в команде. Инструментами совместной работы и навыками организации  коммуникаций между членами команды. Методами и инструментами подготовки и приемами проведения презентаций. Методами анализа рисков.

Конспект лекции 1.

Общее представление о проектной деятельности

Проектная деятельность: общее представление. Понятие проекта. Классификация проектов. Особенности проектов различных типов. Важные элементы успешных проектов

Презентация к лекции 1

С проектной деятельностью мы сталкиваемся в своей жизни постоянно. К ней можно отнести многое из того, что мы делаем. От небольших проектов, занимающих дни или недели (например, организации дня рождения или встречи друзей) до крупных проектов, продолжающихся месяцы (например, подготовка выпускной работы или книги) или даже годы (например, строительство стадиона).

Для начала проясним, что же такое проект и проектная деятельность, чем она отличается от  операционной деятельности.

Формулировка понятий, особенно многосложных (каковым является понятие проекта и проектной деятельности), как правило, не претендует на единственность и полноту охвата всех признаков вводимого понятия. Поэтому существует достаточно много различных определений проекта и проектной деятельности.

Проект – это временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата надлежащего качества, в ограниченные сроки с использованием ограниченных ресурсов.

Еще несколько известных формулировок:

В отличие от нее, операционная деятельность – это постоянный вид деятельности с мало меняющимся составом исполнителей, результат ее повторяется, т.е. не является уникальным. Ключевое отличие проектной деятельности – это уникальность результата, ограниченность по срокам и большее число рисков. Состав исполнителей, как правило, формируется под конкретный проект.

Примерами проектной деятельности являются:

Этапы проектной деятельности

(1) Первый этап работы – проблематизация. Идентификация проблемы, которую нужно решить, или задачи, которую нужно выполнить – вот, что является началом работы..

Например, проблемой может быть низкое качество или отсутствие определенных услуг или товаров, несоответствие поведения людей или функционирования некоторой технической или иной системы определенным требованиям.

Возможна иная ситуация, когда заказчиком формулируется не проблема, а ставится конкретная задача. В этом случае обязательно необходимо определить, какую именно проблему заказчика решает эта задача. Этот момент в дальнейшем может привести к другим способам решения поставленной задачи.

Например, перед вами ставится задача организации научной конференции. Постарайтесь понять, что именно хотел бы получить заказчик в результате ее проведения:

Читайте также:  Госуслуги — личный кабинет

(2) Следующий этап – целеполагание.

На этом этапе определяется: к чему все-таки должен прийти проект и каких достичь целей. Для этого важно провести шаг генерации идей, вариантов решений по достижению целей.

Существуют разные критерии, по которым можно оценить, хорошо ли сформулирована цель. Один из распространенных подходов – использование методики SMART. Здесь SMART – мнемоническая аббревиатура, используемая для определения целей и постановки задач в различных областях. Вообще, в разных источниках происхождение термина присваивают различным авторам, да и впоследствии появились дополнительные критерии. Поэтому отметим суть.

Хорошо сформулированная цель проекта должна быть:

Желательно представить себе как можно больше способов достижения цели и выбрать из них самый оптимальный. Естественно, при выборе пути решения не забудьте оценить свои возможности.

Здесь же стоит определиться с продуктом проекта. По сути, под продуктом проекта понимается то, что должно быть реализовано (создано) для завершения проекта, для достижения цели. Продуктом проекта могут быть товары, услуги, разработанные методологии, определенные информационные материалы, результаты исследований и т.д.

Например, если цель проведения конференции – наладить взаимодействие с определенными лицами и компаниями для проведения совместных работ, то продукт проекта – это конкретные соглашения с определенными временными рамками, составом участников и тематикой работ.

(3) Третий этап – планирование. Здесь происходит планирование деятельности, которую необходимо осуществить для достижения цели проекта. Определяются требования к продукту проекта, выбираются способы выполнения проекта, устанавливаются сроки выполнения и т.д.

(4) Четвертый этап – реализация проекта. Для успешной реализации важно научиться отслеживать прогресс выполнения, чтобы вовремя выявить отклонения и предпринять управленческие действия. Определяйте контрольные точки (вехи), проводите оценивание каждого этапа работы с точки зрения сроков и достигнутых результатов.

(5) Последний этап – сдача проекта. Для данного курса «Основы проектной деятельности» непременным условием является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации команда не только показывают полученные результаты, но и демонстрируют полученный опыт в приобретенные компетенции. Также подготовка финальной презентации позволяет команде осмыслить проделанную работу, дает возможность перевести полученный опыт в знания.

В следующих лекциях данные этапы раскрыты более подробно.

Проекты могут значительно отличаться по сфере приложения, составу, предметной области, масштабам, составу участников, степени сложности и т.д. Одна из самых распространенных классификаций проектов приведена на рисунке.

Компоненты проекта и что это такое, из чего состоит, этапы реализации, примеры

По составу и структуре проекта (класс проекта): монопроект (отдельный проект), мультипроект (комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления), мегапроект (целевые программы развития регионов, отраслей и др., включающий в свой состав ряд моно и мультипроектов).

По основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект (тип проекта): технический, организационный, социальный, смешанный.

По продолжительности периода осуществления проекта: краткосрочные (до 2-х лет), среднесрочные (до 5-ти лет), долгосрочные (свыше 5-ти лет).

По масштабу проекта (размер бюджета, количество участников) различают мелкие, малые, средние, крупные проекты.

По характеру предметной области проекта (вид проекта): инвестиционный (создание или реновация основных фондов, требующих вложения инвестиций), инновационный (разработка и применение новых технологий, ноу-хау и других нововведений, обеспечивающих развитие систем), научно-исследовательский, образовательный, смешанный.

Понятие успешности проекта

Успешность проекта состоит из двух слагаемых: успех управления проектом + успех продукта. Каждое из слагаемых влияет на оценку успешности всего проекта.

Успешность управления проектом – тот показатель, который оценивает процесс выполнения проекта. Успех управления проектом обычно легко поддается измерению после завершения проекта. Критерии приведены выше на рисунке.

Успешность продукта показывает, решил ли полученный продукт поставленную в проекте проблему или нет. Есть нюанс, что успешность продукта не всегда можно измерить по завершению проекта, например, если проблема связана со структурой организации, поведением социальных групп, образовательной политикой и т.д. В таких системах изменения происходят очень медленно.

Можно привести хрестоматийный пример сочетания неуспешности процесса управления проектом и успешности продукта проекта: здание Оперы в Сиднее — проект, создавший своего рода «национальный символ» Австралии, при этом окончившийся с перерасходом сроков и бюджета в несколько раз. Можно привести аналогичные примеры проектов по строительству “зданий – символов города” и в Санкт-Петербурге.

Литература для самостоятельной работы

2. Туккель И.Л., Сурина А.В., Культин Н.Б. Управление инновационными проектами: Учебник. – 2 изд., доп. СПб.:  БХВ-Петербург, 2017. 416 с.

3. Словарь терминов Английской Ассоциации менеджеров проектов (APM): https://www.apm.org.uk/body-of-knowledge/glossary/

4. Словарь терминов Института управления проектами (PMI): https://www.pmi.org/pmbok-guide-standards/lexicon

Вопросы для самоконтроля по лекции 1

2. Каковы основные этапы проектной деятельности и их краткая характеристика?

3. Основные определения понятия «Проект»

4. Каковы основные признаки классификации проектов?

5. Каковы отличительные особенности инновационных проектов?

6. Как можно определить понятие «Успешность проекта»?

7. Какие показатели используются при оценке успешности проекта?

Практическое задание 1. Разбор кейса. Элементы успешного проекта: составляющие, характеристики успешных и проблемных проектов

Цели и задачи выполнения практического задания

На примере кейса понять необходимость учета всех факторов, которые определяют успешность  проекта.

Для выполнения задания необходимо ознакомиться с теоретическим материалом (видео-лекция, конспект и презентации), в которых определяется понятие успешность проекта и какие факторы определяют успех проекта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *