Kommersant.ru

Стратегическая сессия «Современный мегаполис. Этапы модернизации городской среды и инфраструктуры»

Вступительная часть окончилась, и слово поочередно стали брать отраслевые эксперты, более предметно рассказывая о стратегиях внедрения элементов «Умного города».

Первым выступил председатель комиссии по вопросам экономики и бизнеса Общественной палаты Краснодарского края, доктор экономических наук, Александр Полиди. Именно экономическое развитие Полиди назвал основополагающим условием для развития города. Цифровые решения в этом смысле из технического инструмента превращаются в экономический, позволяя компенсировать наблюдающуюся в российских городах нехватку материальных ресурсов.

О существующих предпосылках реализации программы Smart City в российских городах рассказал старший менеджер компании Ernst & Young Евгений Панасенко. По словам эксперта, цифровизация уже основательно укоренилась не только в жизнедеятельности людей, но и в общественном сознании. Задача государства, в этом случае, заключается в грамотном управлении сложившейся технологической тенденцией.

Начальник отдела информационных ресурсов городского Управления информационно-коммуникационных технологий и связи Михаил Мартыненко поднял вопрос о важности сбора информации, для реализации технических решений программы «Умный город».

Затем слово перешло Сергею Мысак, начальнику отдела энергосбережения департамента городского хозяйства и ТЭК города Краснодара, который рассказал о роли ЖКХ в системе модернизации города, и о том, какие изменения в области коммунальных служб происходят уже сейчас.

Руководитель комитета «Экономика города» Совета по вопросам стратегического развития и приоритетным проектам Краснодара Евгений Горобец рассказал о перспективах монетизации сервисов «Умного города». Эксперт отметил важность партнерства администрации и бизнеса в разработки цифровых продуктов, а также привел обнадеживающие показатели проделанной работы: по количеству проектов программы Smart City Краснодар занимает 4-е место в России, по объему инвестиций – 2-е.

По окончанию выступления последнего спикера, модератор конференции Александр Полиди известил о завершении первой половины встречи, предварительно подведя ее итоги. Прозрачность информации, экономическая целесообразность, вовлечение частных инвестиций и наличие проектного офиса – вот главные тезисы, которыми экономист сформулировал факторы успешной реализации программы «Умный город». Но магистральным фактором, очертившим общий вектор идеи, был назван менталитет горожан и тех, кем данная программа будет реализована.

Дискуссию открыл менеджер по развитию бизнеса компании Cisco Олег Саенко. Эксперт заявил о необходимости централизованного управления проектами Smart City. Тогда как отраслевые задачи должны решаться локально, их интеграцией должно заниматься отдельное ведомство.

Директор разработки цифровых продуктов КБ Стрелка Максим Исаев поведал о возможных экономических и социальных последствиях техногенных изменений городской инфраструктуры.

Следующим слово взял эксперт в области городских стратегий и больших данных в КБ Стрелка Кристофер Бёрман и рассказал о перспективе внедрения системы Smart City в городах России и о том, как не навредить при этом интересам горожан.

Урбанист, социальный инженер, основатель Центра прикладной урбанистики Святослав Мурунов предоставил развернутый анализ о социальных факторах развития технологического города. Человек – по мнению эксперта – является ключевым элементом городской среды. И главная трудность при строительстве городов будущего заключается в отсутствии городского менталитета среди российских граждан.

Управляющий делами администрации Новороссийска Евгений Азизов поделился опытом местных властей по реализации программы «Умный город». Представитель ведомства рассказал о том, какие проекты в Новороссийске находятся уже на стадии реализации, и к каким положительным изменениям они могут привести.

От лица девелоперов выступила руководитель представительства ГК «Маркетинг-Консультант» в ЮФО Анастасия Дюкова. В своей речи эксперт рассказала о потребительских привычках граждан, которые закладывают соответствующий уровень развития инфраструктуры.

Последним выступившим экспертом стал руководитель отдела продаж компании «ВЫБОР» Роман Дубяга. Он рассказал о необходимых решениях для «умного» благоустройства города, и как в этом смысле важно высокое качество застройки.

Под занавес встречи модератор Александр Полиди поблагодарил всех присутствующих за участие и обозначил пользу подобных мероприятий для слаженной и продуктивной реализации всех общественных инициатив.


Генеральный партнер:

Kommersant.ru

Стратегические партнеры:

Kommersant.ru

Kommersant.ru

Kommersant.ru

Партнеры:

Kommersant.ru





<!–Категория: –>

window.yaContextCb.push(()=>{
Ya.adfoxCode.createAdaptive({
ownerId: 310695,
containerId: ‘adfox_162965123157383460’,
params: {
p1: ‘cpmxh’,
p2: ‘hfwz’
}
}, [‘desktop’, ‘tablet’, ‘phone’], {
tabletWidth: 830,
phoneWidth: 480,
isAutoReloads: false
})
})





<!–Категория: –>

window.yaContextCb.push(()=>{
Ya.adfoxCode.createAdaptive({
ownerId: 310695,
containerId: ‘adfox_162969803659625690’,
params: {
p1: ‘cqlan’,
p2: ‘hfxc’
}
}, [‘desktop’, ‘tablet’, ‘phone’], {
tabletWidth: 830,
phoneWidth: 480,
isAutoReloads: false
})
})

Какие технологии получат развитие в умных городах?

Мир быстро урбанизируется. По мере роста населения и развития технологий, концентрирующихся преимущественно в густонаселенных городах все больше людей, становятся городскими жителями. Только в одном Китае в течение следующих пяти лет будет примерно 221 город с населением более миллиона человек.

С ростом значения городов стоит задуматься о том, как перенаселенность, автоматизация предприятий и цифровая трансформация повлияют на развитие современного феномена, обычно называемого «умным городом». Так же актуальным становится вопрос поиска перспективных технологий и направлений, которые выйдут на первый план и повлияют на будущее.

Kommersant.ru

Что такое умный город?

Умный город — это структура, состоящая преимущественно из взаимоинтегрированных информационных и коммуникационных технологий, используемых для эффективного управления инфраструктурой, а также разработкой, внедрением и продвижением методов устойчивого развития для решения растущих проблем урбанизации.

Граждане взаимодействуют с системами умного города различными способами, используя смартфоны, устройства интернета вещей (IoT) и умные дома. Сопряжение устройств и данных с физической инфраструктурой и услугами города может сократить расходы и повысить его устойчивость.

Почему умные города – в основном столицы?

Исторически сложилось так, что города долгое время служили центрами, откуда происходило большинство человеческих достижений. Римская республика завоевала древний мир из единого городского центра. Москва, первоначально столица Московского княжества, в конечном итоге консолидировала вокруг себя огромные территории.

Города играли (и играют) важную роль на протяжении всей человеческой истории, так как они часто служили для концентрации политической и промышленной силы. Греческие полисы были первопроходцами в науке и философии, которые формировали облик будущего. Таким образом совокупная сила человеческих умов и коллективный труд стимулировали открытия и развитие технологий. Поскольку большинство столиц – старые и крупные города неудивительно, что именно они первыми стали «умными». Что же ждет их дальше?

В современную эпоху с огромным скачком технологий концепция «умного города» видится все более размытой. Тем не менее, есть несколько направлений, двигаясь в которых «умные города» смогут построить лучшее будущее человечества.

Фудтех – перспективное направление для умных городов

В то время как концепция «умного города» обычно подразумевает футуристичный городской пейзаж с летающими автомобилями и множеством солнечных батарей, фактически «умный» город в воображении большинства людей выглядит как фантастические архитектурные формы.

Наряду с блестящими, передовыми технологиями, «умные» города будущего должны стремиться к целостному, устойчивому подходу, учитывающему все аспекты жизни, включая продукты питания.

Традиционно продукты питания производятся в сельских районах. Еду собирают и доставляют в города, чтобы прокормить городское население, которое в первую очередь ориентировано на промышленность. Хотя в прошлом это работало, вряд ли это была идеальная система, поскольку для транспортировки и продажи продуктов питания требуется бесчисленное количество ресурсов и человеческой силы. Кроме того, это естественным образом создает чрезмерную зависимость городов от спутников.

Умные города будущего должны стремиться преодолеть это препятствие, увеличивая собственное производство продуктов питания. На помощь приходят технологии foodtech начиная технологиями вертикального выращивания растений, заканчивая производством искусственного мяса и автоматизацией доставки и обслуживания.

Городское сельское хозяйство – древний, но не устаревший подход, уже широко практикуется многими людьми и может включать в себя различные подходы:

  • Садоводство на крышах.

  • Озеленение окон и балконов.

  • Зеленые стены и вертикальное озеленение.

Несмотря на то, что городское сельское хозяйство, несомненно, разнообразно и может быть достаточно эффективным, в настоящее время большая часть существующих городских садов состоит из небольших любительских участков, созданных отдельными людьми или небольшими сообществами.

Учитывая этот неиспользованный потенциал, власти умных городов должны научиться использовать силу городского сельского хозяйства и масштабировать его для повышения устойчивости целых городских центров.

Эта концепция выращивания «умной пищи» прямо в сердце «умных городов» также может быть экстраполирована на всю экосистему городского центра. Охраняя зеленые насаждения, поддерживая парки, а также оказывая правовую и финансовую поддержку городскому сельскому хозяйству, «умные» города будущего могут успешно создавать то, что, по сути, приравнивается к здоровым, самоподдерживающимся биомам.

Kommersant.ru

Зеленый транспорт

Несколько лет назад соглашение о сокращении выбросов углекислого газа, известное как Парижская конференция COP21, поставило города на путь к достижению экологически безопасных целей. В качестве KPI (ключевых показателей эффективности) в их усилиях по улучшению в ближайшем будущем особое внимание было уделено изменению климата, устойчивости и развитию.

Подобные инициативы имеют четкую и очевидную цель в транспортной отрасли. Транспортные средства, работающие на ископаемом топливе, с момента своего появления являются угрозой для окружающей среды в целом. Однако в городах концентрация бензиновых автомобилей, грузовиков, самолетов, поездов, кораблей и т.д. оказывает разрушительное воздействие как на местную, так и на глобальную окружающую среду.

К счастью, развитие таких технологий, как электромобили, эффективный общественный транспорт и даже услуги по совместному пользованию автотранспортом уже помогли резко сократить число транспортных средств, используемых для регулярных поездок на работу и обратно.

В будущем «умные» города, вероятно, смогут воспользоваться этой тенденцией — в сочетании с самоуправляемыми автомобилями — для того, чтобы направить свои мегаполисы в сторону эффективных транспортных решений, требующих минимального или нулевого владения транспортными средствами и минимальных выбросов за счет сверхэффективного использования.

Революция в области энергоэффективности

Умные города уже почти стали синонимом эффективности. На самом деле, уже существует множество передовых методов энергосбережения, например:

  • Использование энергосберегающих приборов.

  • Стирка одежды в холодной воде и отказ от активной сушки.

  • Установка интеллектуальных термостатов.

  • Принятие более холодного, более короткого душа.

  • Снижение температуры на водонагревателях.

  • Установка датчиков, контролирующих расход энергии.

Один из способов, с помощью которого города в будущем, скорее всего, выведут концепцию энергоэффективности на новый уровень, — применение тепловизоров, установленных на дронах. По мере того, как стоимость оборудования, необходимого для его использования, снижается, тепловидение становится все более доступным для небольших предприятий и даже для домовладельцев.

Эта удивительно простая, но эффективная практика использует термографическую камеру для сканирования здания и поиска именно тех мест, где теряется наибольшая часть энергии. Растущее использование этой технологии позволит «умным» городам в будущем продолжать повышать энергоэффективность и, следовательно, как свою устойчивость, так и свою экологичность.

Сознательный капитализм

Городское сельское хозяйство и устойчивый транспорт — это довольно специфические способы, с помощью которых «умные» города могут развиваться в будущем. Однако одним из менее осязаемых, но, возможно, более важных событий, предвещающих умный город будущего, является концепция сознательного капитализма.

Современные тенденции в бизнесе, такие как корпоративная социальная ответственность, в последние годы способствовали осознанию многих безответственных и вредных видов деятельности. Однако сознательный капитализм выводит эту концепцию бизнеса «за рамки итоговых показателей» на шаг дальше.

В то время как они могут и должны ценить прибыльность — в конце концов, именно поэтому они занимаются бизнесом — компании, которые практикуют сознательный капитализм, принимают ценности и этику, которые отражают прогресс и потребности человечества в целом. Сознательные капиталисты учитывают молчаливых партнеров, таких как окружающая среда, которые не могут говорить за себя, и работают на основе четырех руководящих принципов:

  1. Имеют цели, выходящее за рамки простого получения прибыли.

  2. Учитывают свое влияние на все элементы бизнеса, а не просто соблюдают интересы инвесторов и владельцев.

  3. Ведут себя с менталитетом «мы».

  4. Целенаправленно культивируют культуру доверия, заботы и сотрудничества.

Какое отношение вся эта философия имеет к будущему умных городов? В городских центрах доминируют бизнесы, многие из которых исторически мало внимания уделяли своему окружению. Однако, поскольку все больше компаний видят как краткосрочную, так и долгосрочную ценность принятия сознательного капиталистического мышления, они, скорее всего, станут более открытыми для активного улучшения городов, в которых они сосуществуют.

Читайте также:  Россиянам дали шанс изменить свой город. Как это сделать быстро?

Это может привести к тому, что большее внимание будет уделяться развитию, благотворительной деятельности и инвестициям в устойчивые методы, такие как справедливая торговля, которые могут иметь решающее значение для дальнейшего развития «умных» городов во всем мире.

Kommersant.ru

Умные города, которые вы (возможно) сможете посетить, когда привьетесь от COVID-19

Сингапур

Сингапур хочет быть лидером в инициативах умного города, желая стать первой в мире умной нацией. Они прилагают самые большие усилия в мире для сбора данных о повседневной жизни.

Они доводят его до крайности с помощью таких инициатив, как:

  • Развертывание систем, которые могут определить, когда люди курят в запрещенных местах.

  • Системы, которые могут определить, когда люди мусорят из высотных зданий

  • Датчики, которые могут отслеживать плотность скопления людей и движение зарегистрированных автомобилей.

Программа Singapores Smart Nation Program была запущена в 2014 году. Все собранные данные поступают на информационную панель «Виртуальный Сингапур», платформу, которая дает правительству доступ к информации о том, как город функционирует в реальном времени. Но на этой платформе они также могут моделировать ситуации, которые вообще не происходят, но могут произойти в будущем.

Дубай

Еще одним лидером инициатив умного города является Дубай. Они развернули 50 интеллектуальных услуг от 220 государственных организаций в рамках правительственной инициативы Smart Dubai.

Дубай упрощает жизнь своим гражданам, выпустив приложение, которое предоставляет множество услуг, например:

  • Оплата счетов за коммунальные услуги.

  • Возможность сообщить о нарушении.

  • Отслеживание статуса визы.

Барселона

Барселона экономит миллиарды долларов в год, устанавливая интеллектуальные энергетические системы, такие как:

  • Умные уличные фонари, освещение, которыми адаптируется к активности на улице.

  • Датчики парковки предоставляют в приложении информацию в режиме реального времени, где можно найти свободные парковочные места.

  • Датчики мусора и автоматизированный сбор мусора.

По оценкам, к 2021 году умные города сэкономили примерно 19 миллиардов долларов. С другой стороны, необходимо вкладывать значительные средства в инициативы умных городов. Предполагается, что в 2021 году спрос умных городов только на программное обеспечение составит примерно 15 миллиардов долларов. Вот почему такие компании, как Microsoft и Cisco, стремятся получить свою долю от пирога.

Какими будут умные города будущего?

Невозможно точно предсказать, как будет развиваться будущее, особенно в деталях. Однако наблюдение за такими современными тенденциями, как озеленение, энергосберегающие технологии и устойчивый транспорт, может помочь спроецировать приблизительное представление о том, что может быть в будущем.

Кроме того, принимая во внимание растущую тенденцию сознательного капитализма, трудно не сделать вывод о том, что в ближайшие годы в городах, в частности, произойдет беспрецедентный прорыв в области устойчивого развития и эффективности.

Концентрация лидеров бизнеса и дальновидных умов, которая происходит в городских центрах, приводит к естественной конвергенции прогрессивных мыслителей. Это создает эффект синергии, который создает передовые модели развития, что в свою очередь приведет к созданию сложных, эффективных, экологически чистых городов уже в недалеком будущем.

Эффективное управление развитием

Kommersant.ru

В нашем первом материале на ГТ мы решили рассказать об «умных городах» по всему миру: о том, что они из себя представляют, как развиваются и каково их будущее

Последние два десятилетия термин «умный город» применяется к семейству технологий, способных ускорить развитие города и повысить качество жизни в нем, – это подразумевает, например, отсутствие пробок и грамотное распределение электроэнергии и правительственных ресурсов.

Такие инновации, несомненно, полезны – они как бы смазывают шестерни огромной городской машины, заставляя их вращаться с новой силой. Нет никаких сомнений, что постоянно растущие объемы данных и увеличивающееся количество коммуникаций вскоре изменят привычное для городского жителя положение вещей.

Но все-таки, что значит «умный город»? Этот термин имеет множество определений, но чаще всего используется в значении высокотехнологичного города, в основе которого лежат следующие элементы:

Эффективное управление – специальная городская телеметрическая сеть дает управленцам доступ к единой базе знаний, обновляющейся в режиме реального времени и содержащей актуальную информацию о действиях городских служб, состоянии инфраструктуры и распределении потоков электроэнергии. Благодаря этим знаниям можно контролировать, оптимизировать и улучшать способы использования ресурсов. Интеллектуальное программное обеспечение на основании полученных данных также предсказывает появление возможных проблем.

Экономическое развитие – местные компании, имея за плечами продвинутую городскую инфраструктуру, становятся лидерами в сфере передовых технологий и делятся опытом со всеми городами мира.

Престиж – политические лидеры хотят, чтобы их город попал в список лучших – «умные города» становятся привлекательным местом для ведения бизнеса.

Однако некоторые проекты «умных городов» ушли не в том направлении: их создатели акцентируют внимание только на дорогостоящем аппаратном обеспечении, забывая о возможности использовать доступные Интернет-ресурсы. Очень часто в таком случае демонстрируются интересные технологии, которые не имеют ничего общего с реальными нуждами жителей города, или высказываются пустые обещания безо всяких доказательств и подтверждений.

Известны несколько неудачных попыток создания настоящего «умного города». Например, эко-город Масдар в Абу-Даби благодаря передовым технологиям должен был минимизировать выбросы углекислого газа в атмосферу. Еще есть город Сонгдо (Южная Корея) с огромным количеством сенсоров, призванных упростить управление инфраструктурой, и долина PlanIT в Португалии, имеющая собственную «городскую операционную систему». В ходе этих проектов планировалось построить новый город с нуля, однако ни один из них не пошел по плану.

Kommersant.ru

Сонгдо, Южная Корея. Строительство началось в 2000 году, а его стоимость оценивается в $33 млрд
Фото с сайта: www.metro.co.uk

Инициативы о создании подобных городов часто исходят от IT-компаний, которые много знают о продвинутых сетевых технологиях и анализе данных, но мало о том, как устроены города, – именно по этой причине их целью часто становится создание нового «мира», а не борьба с реальными проблемами уже существующих городов.

Вот почему сейчас концепции «умных городов» разворачиваются в несколько ином направлении. Они объединяют в себе лучшие современные технологии, использующие данные, чтобы выявлять городские проблемы, анализировать их и решать совместно с жителями. Как и во многих других областях, технологические инновации объединяются с социальными инновациями – вместе они способны достичь намного большего.

Технологии на службе эффективности

Успешно развивающиеся «умные города» будущего будут объединять в себе все аспекты технологической инфраструктуры и использовать возможности «общественных технологий». Новый набор методов, использующий смартфоны, растущую популярность онлайн-транзакций, низкую стоимость оборудования и P2P-технологии, дает муниципальным органам возможность работать совместно с горожанами, чтобы наилучшим образом использовать ресурсы, собирать данные и принимать эффективные решения.

Эффективность – это сердце всех «умных городов». Чтобы ее повысить, можно установить огромное количество сенсоров по всему городу и мониторить инфраструктуру, например, следить за состоянием труб водоснабжения для уменьшения количества протечек или за положением дел на дороге, чтобы не возникало заторов.

Например, в Барселоне сейчас тестируется пилотный проект по оснащению городских урн и мусорных баков сенсорами, отслеживающими уровень мусора. Благодаря этой информации, мусоровозы в режиме реального времени оптимизируют свои маршруты, посещая только те районы, в которых есть наполненные урны.

Другой пример энергоэффективности – пилотный проект в Глазго, где уличные фонари снабжают сенсорами, реагирующими на движение, благодаря чему фонари загораются, только когда на улице появляются люди. В Лондоне задумались над еще более масштабными проектами по сбережению электроэнергии – акселератор Cognicity Challenge, специализирующийся на технологиях для «умных городов», тестирует проект Demand Logic, целью которого является помощь компаниям в сокращении расходов на электричество за счет всестороннего мониторинга расходования энергии.

Kommersant.ru

«Умные» мусорные баки в Барселоне фиксируют уровень мусора и оптимизируют маршруты мусоровозов
Фото с сайта: bloomberg.com

Что касается России, то у нас также существуют центры, в которых разрабатываются и тестируются технологии для «умных городов». Интересный пример – инновационный кластер «Технополис GS», «умный город для умных городов», который создается усилиями холдинга GS Group в г. Гусеве Калининградской области. Одна из его задач – создание технологий, которые могут быть использованы в российских «умных городах», в том числе и в самом кластере. При этом «умный город» «Технополис GS» развивается на базе малого города России, население которого – 28,5 тыс. человек. Таким образом, этот центр не имеет целью создание города с нуля, а является попыткой решить реальные проблемы жителей существующего населенного пункта.

«Технополис GS» – успешная модель инновационного развития города за счет создания современных производств, которая может быть использована и в других регионах нашей страны. В подобных «умных городах» будут успешно работать высокотехнологичные производства, проектироваться и строиться удобная и инфраструктура, а также формироваться благоприятная среда для непрерывного развития профессионалов технических областей и людей творческих профессий.

Еще одним примером «умного города для умных городов» является Иннополис – новый город в России, расположенный в Республике Татарстан. Экономика города основана на высокотехнологичных индустриях. В Иннополисе создана уникальная городская среда с современной жилой инфраструктурой, экологией, безопасной средой, широкими возможностями для образования и профессионального развития.

Коллективный разум

Для сбора данных городские власти могут использовать мобильные приложения, чтобы напрямую взаимодействовать с жителями, работать с компаниями, уже собирающими данные, исследовать социальные сети или привлекать разработчиков распределенных сенсорных систем. Такие методы сбора данных являются относительно дешевыми и эффективными.

Какими бы ни были инновации, основанные на привлечении горожан к решению проблем, в их основе неизменно лежат технологии: сенсоры, датчики или, как минимум, те разработки, которые уже используются в современных цифровых устройствах, таких как смартфоны или планшеты.

В Бостоне проводился эксперимент по сбору данных с помощью приложения Boston Street Bump, разработанного New Urban Mechanics совместно с исследователями из Бостонского университета. Созданное ими программное обеспечение использует акселерометр мобильного телефона и фиксирует момент, когда водитель транспортного средства наезжает на кочку на дороге, а затем отправляет полученные данные органам местного управления.

Приложение было разработано для обнаружения неровностей дорожного покрытия, однако полученные данные показали, что чаще всего этими неровностями оказывались «утопленные» крышки люков. Это помогло городу исправить 1250 самых серьезных случаев.

Kommersant.ru

Создатели приложения Boston Street Bump: Найджел Джейкоб (Nigel Jacob), слева, и Крис Осгуд (Chris Osgood)
Фото с сайта: govtech.com

Чтобы принимать умные решения, правительству нужно привлечь коллективный разум. Цифровые технологии дают муниципальным органам власти возможность грамотно распределять городские ресурсы, собирать данные и принимать решения, а жителям –сообщать о существующих проблемах. Например, с помощью сенсорных систем горожане могут оценивать состояние жилых районов и просить правительство принять необходимые меры. Важно то, что и власти, и обычные люди готовы вкладывать свои собственные силы и средства в осуществление значимых для города проектов.

Таким образом, для создания «умного города» необходимы следующие составляющие:

1. Необходима городская инновационная лаборатория, исследующая цифровые технологии, которые помогли бы координировать действия правительства с жителями города. Одной из основных целей этой лаборатории должен стать сбор информации о том, какие из общественных технологий наиболее эффективны. Пока что этим мало кто занимается.

2. Проекты «умных городов» должны быть открытыми, необходимо задействовать общественный разум всех жителей города и маленьких компаний.

3. Не стоит недооценивать поведение людей. Видение «умного города» часто неверно трактует роль культуры и поведения людей в его функционировании. Новые технологии и потоки данных окажутся выгодными только в том случае, если будут сопровождаться изменениями в культуре.

4. Необходимо инвестировать не только в «умные» технологии, но и в умных людей. Власти города должны инвестировать в обучение, чтобы дать всему персоналу правительственных учреждений понимание того, как работать с новыми данными, а также нанимать профильных специалистов.

5. Тем не менее, «умные» технологии также необходимы: без них невозможно развитие «умного города». Это могут быть проекты, направленные как на улучшение качества жизни конкретных людей (технологии «умного дома», охранные системы), так и на общественно значимые инициативы («умные» технологии в энергетике, ЖКХ).

Читайте также:  Благоустройство и содержание тольятти официальный сайт

6. Необходимо донести возможности общественных технологий до всех частей общества. Чтобы общественные технологии работали, общество должно быть виртуально объединено, но сегодня не все имеют смартфоны, доступ в Интернет или время для общения с правительством.

Технологии способны сделать города «умнее» и улучшить жизнь в них. Однако на данный момент многие из описанных примеров находятся на ранних этапах развития и используются на небольших территориях, находясь на периферии. Чтобы помочь городам решать свои проблемы, необходима дальнейшая поддержка и инвестиции: нужно изучить, какие технологии работают и какие из них наиболее эффективны.

Нужно делиться находками с другими городами – от этого все только выиграют. И в этом процессе не обойтись без содействия крупных компаний с развитой технологической базой – только они могут предоставить необходимое оборудование и разработки в масштабе целого города.

Целевые показатели

Модернизация жилищно-коммунального хозяйства, комфортная городская среда, привлечение инвестиций в развитие городов – вот важные направления работы Правительства Российской Федерации и Минстроя России в частности. В соответствии с паспортами национальных проектов у проектов Минстроя заявлены конкретные целевые показатели, достижение которых запланировано на 2024 г.:

  • повышение индекса качества городской среды на 30%;
  • повышение индекса IQ городов (цифровой трансформации городского хозяйства) на 30%;
  • снижение количества городов с неблагоприятной городской средой на 50%;
  • доля граждан, вовлеченных в процесс управления, должна составить не менее 30%. 

Дорожная карта реализации концепции “Умный город”

Ведомственный проект Минстроя России по цифровизации городского хозяйства “Умный город” создан как основной инструмент поддержки развития умных городов в России. Он представляет собой постоянно действующую экспертно-методическую площадку для работы с субъектами РФ, муниципалитетами и иными заинтересованными лицами, в том числе на международном уровне.

Ключевые направления ведомственного проекта “Умный город” – это:

  1. Контроль реализации мероприятий (стандарт “Умный город”, индекс IQ городов, фиксация базового уровня, оценка динамики изменений, поиск точек роста).
  2. Поддержка участников проекта (проведение конкурсов, методологические основы, акселерационные программы, развитие ГЧП).
  3. Создание единого информационного поля (портала “Умный город”, привлечение всех заинтересованных участников, функционирование в субъектах РФ центров компетенций).
  4. Синхронизация мероприятий (национальные проекты, региональные и муниципальные программы, налаживание взаимодействия между ведомствами).
  5. Образовательные мероприятия (повышение квалификации, работа с образовательными площадками, проведение форумов и обмен опытом).
  6. Совершенствование законодательства (анализ достаточности и качества правового регулирования, разработка и принятие нормативных правовых актов, создание условий для привлечения инвестиций). 

Стандарт развития умных городов

Стандарт умного города представляет собой набор базовых и дополнительных мероприятий, которые предстоит выполнять всем городам – участникам ведомственного проекта цифровизации городского хозяйства “Умный город” в срок до 2024 г. Мероприятия стандарта реализовываются в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, имеющих статус города с численностью свыше 100 тыс. человек, административных центрах регионов России и пилотных городах проекта “Умный город”.

Срок внедрения мероприятий, предусмотренных стандартом, за исключением внедрения цифровой платформы вовлечения граждан в решение вопросов городского развития, определяется в паспорте регионального проекта и государственной программе субъекта Российской Федерации на основании проведенного анализа ключевых проблем городского хозяйства, решение которых возможно путем реализации указанных мероприятий.

Стандарт “Умного города”

Индекс оценки и цифровой трансформации IQ городов

Для оценки эффективности мероприятий, реализуемых в рамках проекта и всего проекта целиком, совместно с МГУ был разработан интегральный индекс оценки хода и эффективности цифровой трансформации городского хозяйства – IQ городов.

Основной показатель эффективности цифровизации городского хозяйства – динамика изменения IQ. Города сравнивают себя с похожими городами: почему при более или менее одинаковом старте кому-то удается достичь больших результатов, а кому-то нет. Это возможность для анализа, поиска и внедрения уже доказавших эффективность решений. Индекс IQ городов также может указать на эффективность работы местных властей – обратить внимание глав субъектов на еще не проработанные направления и найти точки роста.

В марте 2020 г. Минстрой России представил первый индекс IQ городов за 2018 г., который отразил результаты цифровизации городского хозяйства 191 города (города свыше 100 тыс., административные центры, города-пилоты по желанию).

В декабре 2020 г. Минстрой России озвучил данные второго индекса IQ городов за 2019 г., при этом количество участников расчета увеличилось до 203 городов.

Среднее значение индекса уже превысило 40 баллов из 120 возможных при положительной динамике более чем в 18% (из 30%, необходимых к 2024 г.). Это соответствует первой фазе реализации проекта “Умный город” – структурирование, появление центров компетенций, начало выполнения дорожных карт региональных и муниципальных проектов.

умный город-2-1

Лучшая муниципальная практика

В 2020 г. была введена номинация “Модернизация городского хозяйства посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений (“Умный город”)”.

В числе требований, которые предъявляются к конкурсным проектам, – соответствие одному из направлений Базовых и дополнительных требований к умным городам, утвержденных Минстроем России. Поданная на конкурс практика должна:

  • соотноситься с национальными проектами и стратегией развития муниципального образования;
  • способствовать решению конкретных острых проблем горожан;
  • быть масштабируемой, иметь высокую технологическую готовность решения;
  • интегрироваться с другими информационно-коммуникационными системами.

Было подано 59 заявок с описанием практик по цифровизации городского хозяйства, 42 города разыгрывали призовой фонд в 150 млн рублей, семь сельских поселений – призовой фонд в 50 млн рублей.

По итогам заседания федеральной конкурсной комиссии в 2020 г. по номинации были определены шесть победителей:

  • I категория (городские округа и гор поселения).

Первое место – городской округ город-курорт Железноводск Ставропольского края. За пять месяцев здесь была запущена система умного города с 35 модулями, единый ситуационный центр главы города, сервисы для туристов. Началась масштабная цифровизация городской инфраструктуры, которая позволит сократить потребление энергоресурсов. Муниципалитет получил дотацию в размере 75 млн рублей.

Второе место – городской округ город Саров Нижегородской области.

Третье место – Гусевский городской округ Калининградской области.

  • II категория (сельские поселения).

Первое место – Кременкульское сельское поселение Сосновского муниципального района Челябинской области. Запущена модернизация системы освещения с использованием механизма энергосервисного контракта. В будущем это позволит экономить до 84% на оплате электроэнергии. Призовой фонд составил 25 млн рублей.

Второе место – муниципальное образование Центральное Веневского района Тульской области.

Третье место – Верхнерусский сельсовет Шпаковского муниципального района Ставропольского края.

Онлайн-платформа для голосования за благоустройство

Минстрой России и АНО “Диалог Регионы” заключили соглашение о сотрудничестве для проведения голосования по отбору общественных территорий, подлежащих благоустройству в рамках реализации муниципальных программ. В результате была создана единая федеральная платформа для онлайн-голосования граждан по выбору общественных территорий, планируемых для благоустройства в 2022 г., — za.gorodsreda.ru. Проект находится на стыке двух программ — “Умного города” и федерального проекта “Формирование комфортной городской среды” нацпроекта “Жилье и городская среда”. За пять недель голосования в отборе территорий приняли участие 9,7 млн россиян. Они определили, какие территории будут благоустраиваться и какие дизайн-проекты реализовываться именно в их городе. Платформа показала свою эффективность, помогла принять участие в жизни городов большому числу граждан, поэтому будет использоваться и развиваться и в дальнейшем.

Банк решений

В рамках проекта “Умный город” с целью централизованного анализа технических решений, консолидации и обмена лучшими практиками был создан банк решений умного города. Это информационное пространство, участники которого – власть, научное сообщество и бизнес. В банк попадают лучшие проекты, которые предварительно проходят отбор и оцениваются профильными экспертами.

Количество проектов в банке решений “Умного города”

Драйверы цифровой трансформации городской среды

В основе цифровой трансформации городской среды лежит
изменение парадигмы и коллаборация всех основных стейкхолдеров, готовых к
принимать новые социально-экономические правила и нормы, а также использовать
принципиально новые подходы к управлению городскими системами [1,
3, 7] (Zavyalov, 2021; Elmqvist, Andersson, Frantzeskaki, McPhearson, Olsson,
Gaffney, Takeuchi, Folke, 2019; Hess, Matt, Benlian, Wiesboeck, 2016)
.
Только в этом случает выработка направлений устойчивого развития городской среды будет учитывать главные аспекты и особенности
запросов горожан, ограничения системы управления и инфраструктуры.

В последнее десятилетие многие позитивные изменения
городской среды происходят под влиянием развития информационных и
телекоммуникационных технологий (ИКТ), которые являются драйвером в реализации
целей устойчивого развития. Многие авторы отмечают, что именно развитие ИКТ
позволит оптимальным образом решить проблемы транспортной загруженности, личной
мобильности горожан, загрязнения окружающей среды и управления отходами [13–17] (Delgosha, Hajiheydari, Saheb, 2020; Angelidou, 2014; Caragliu, Del Bo,
Nijkamp, 2011; Zanella, et al., 2014; Ahvenniemi, et al., 2017)
. В этом
смысле ИКТ становятся ядром умного города, объединяющим данные из различных источников
для дальнейшего анализа и принятия обоснованных управленческих решений. Стимулом
цифровой трансформации городской среды становится необходимость быстрой
адаптации к изменениям в социальной и деловой среде, что требует корректировки
программ развития городов [18] (Hämäläinen, 2020), а также совместных
действий со стороны всех заинтересованных стейкхолдеров.

Однако потенциальные выгоды и риски внедрения ИКТ не всегда
очевидны. С одной стороны, наблюдается положительный эффект с точки зрения рациональности
используемых ресурсов, улучшения экологической ситуации, повышения уровня
мобильности и качества транспортных услуг. С другой стороны, действующее
законодательство, определяющее правила работы с данными, безопасность и границы
применения технологий, а также разрыв в компетенциях, наблюдаемый как на уровне
простых, так и профессиональных пользователей, создают разрыв между темпами
развития и внедрением инноваций в систему управления городским развитием.

Существенную роль в процессах цифровой трансформации сыграли
доступность широкополосного интернета и значительное удешевление датчиков,
сенсоров, устройств хранения и передачи данных. Это расширило возможности
использования Интернета вещей и увеличило охват сети «подключенных» устройств,
включая моторизованные транспортные средства и средства микромобильности,
личные носимые устройства, объекты инфраструктуры, жилые и офисные помещения,
приборы учета, светофоры и т.д. В результате возник мощный поток информации,
собираемой с подключенных устройств. Необходимость анализа и обработки этих
массивов данных формирует новые требования к архитектуре ИКТ.

Еще одним глобальным фактором цифровой трансформации стало
развитие платформенных решений. Именно платформенные решения позволили
реализовать множество новых бизнес-моделей, в том числе в сфере городской
мобильности. Цифровые платформы помогают сбалансировать спрос и предложения,
повышая эффективность использования имеющихся ресурсов, а также на основе
собираемых данных позволяют оптимизировать работу городских услуг. Так, к
положительным результатам использования шеринговых платформ можно отнести
снижение количества владельцев автомобилей в густонаселенных городских районах
[20, 19] (Clewlow, 2016; De Luca, Di Pace, 2015); уменьшение среднего
пробега автомобилей и выбросов парниковых газов [21] (Shaheen, Cohen, Chung, 2009), снижение спроса на парковочные места.

Технологии цифровой трансформации городской среды

Спектр направлений и технологий цифровой трансформации
достаточно велик (табл. 1).

Таблица 1

Технологии цифровой трансформации
городской среды

Сфера применения
Список технологических инструментов
Безопасность

Системы умного видеонаблюдения с
распознаванием лиц


Распознавание звуков выстрела


Системы безопасности в
многоквартирных домах и придомовых территориях


Системы раннего предупреждения о
чрезвычайных ситуациях


Носимые камеры


Оптимизация работы экстренных
служб


Системы управления большим
скоплением людей
Здравоохранение

Телемедицина


Носимые устройства мониторинга
состояния организма


Мониторинг качества воздуха в
режиме реального времени


Прогнозирование распространения
вирусных заболеваний в местах большого скопления людей


Электронная записи к врачу и
системы мониторинга состояния пациентов
Мобильность

Транспортная информация в режиме
реального времени


Системы электронных платежей за
транспортные услуги, включая единый билет за мультимодальные поездки


Автономные (беспилотные)
транспортные средства


Системы тарификации платных дорог/паркингов,
в зависимости от уровня загруженности


Планово-предупредительный ремонт
элементов дорожной инфраструктуры на основе прогнозной аналитики


Мобильность как услуга. MaaS
приложения


«Умный» паркинг


Шеринговые сервисы


Постаматы
Энергетика

Динамические системы
тарификации, в зависимости от нагрузки на сеть


Системы удаленного сбора
показаний электроприборов


«Умное» уличное освещение


Системы мониторинга потребления
электроэнергии в разрезе приборов-потребителей


Управления электроприборами в
рамках систем «Умный дом»
Водоснабжение

Системы удаленного сбора
показаний потребления воды


Удаленный контроль утечек


Системы автоматического полива


Системы удаленного мониторинга
качества воды
Отходы

Электронное отслеживание отходов


Системы электронных платежей за
сбор и утилизацию отходов


Маршрутизация движения
автотранспорта по сбору отходов
Экономика и бизнес

Развитие платформенных решений в
различных сферах


Цифровые услуги для бизнеса
(регистрация, оплата налогов, получение лицензий и разрешений и т.п.)


Цифровые образовательные
платформы


Электронные биржи занятости


Порталы открытых данных
Социальная сфера

Цифровые услуг для граждан


Платформы для гражданской
активности
Читайте также:  Новости 47 регион ленинградская область гатчинский

Источник:
составлено автором на основе «Enhancing the contribution of
digitalization to the smart cities of the future». [Электронный ресурс] URL: https://www.oecd.org/cfe/regionaldevelopment/Smart-Cities-FINAL.pdf (дата обращения: 06.01.2022 г.)

Рассмотрим лишь некоторые наиболее значимые события цифровой
трансформации применительно к транспортной системе мегаполиса, выделив как
позитивные, так и негативные аспекты.

Электромобили

Одним из направлений технологических инноваций является
активное развитие электрического транспорта. Современные промышленные
технологии, позволившие увеличить емкость батарей и снизить их себестоимости за
последние 10 лет на 80%, превратили электромобили из экзотики в полноценного
конкурента традиционных бензиновых и дизельных двигателей. Доля мирового рынка
электромобилей неуклонно возрастает и в 2020 году составила 12% [1].

Основными преимуществами электромобилей в городской среде
являются более низкие по сравнению с традиционными двигателями затраты на
содержание и обслуживание, а также более высокая эффективность в режиме работы
старт-стоп. Эти факты, а также стремление развитых государств к реализации
программ зеленой экономики стимулировали автопроизводителей к переходу на
производство двигателей с нулевыми выбросами. Так, решение автомобильного
гиганта GM перейти к 2035 году стало первым решением
такого рода среди Детройтских автокорпораций [2].
Несмотря на то, что объявить о полном переходе на электромобили не все
автогиганты пока готовы, расширение линейки и увеличение их доли в общем объеме
выпуска в ближайшие 5–7 лет стало частью стратегических целей большинства
автомобильных концернов. Многие автопроизводители признают перспективность
рынка в сегменте автомобилей с электрическими или гибридными двигателями. Динамика
продаж электромобилей по странам неравномерна ‒ в Европе отмечается на конец 2021 г.
рост продаж на 50% против 20% за ее пределами. В США отмечается прирост продаж
на 166%, что несколько меньше, чем в Китае, где этот показатель достиг значения
197% [3]

Несмотря на поддержку многими странами производства и продаж
электромобилей, существуют некоторые ограничения, тормозящие этот процесс.
Несмотря на тот факт, что совокупная стоимость владения электроавтомобилем
ниже, чем авто с бензиновым или дизельным мотором, многих покупателей останавливает
высокая начальная цена. Еще более актуальной проблемой является недостаточное
количество зарядных станций, притом что их создание возможно практически в
любом месте. Следует отметить, что владельцам электроавтомобилей недостаточно
зарядных станций на начальной и конечных точках маршрута – нужна промежуточная
инфраструктура, которой в большинстве городов России и на автомагистралях
сейчас не хватает или она отсутствует полностью.

Еще одна проблема, связанная с эксплуатацией электромобилей,
‒ утилизация литий-ионных батарей. Без разработки эффективных мер по их переработке
возможно возникновение существенных экологических рисков. Законодательная база
по управлению жизненным циклом аккумуляторных батарей хорошо развита в странах ЕС,
контроль за переработкой батарей осуществляется США, Китае, Японии. Однако
отсутствие стандартов, слабо сформированная производственная цепочка по
утилизации батарей, низкий уровень развития промышленных мощностей по
переработке отходов и утилизации сохраняют экологические риски на очень высоком
уровне.

Мобильность как услуга

Необходимость интеграции различных транспортных услуг
привела к развитию концепции, получившей в научном мире название «Мобильность
как услуга» (MaaS). Возможность объединить различные виды транспортных услуг в
единую мобильную услугу на базе цифровых платформ и приложений сформировала
дополнительную ценность для пользователей, помогая им удовлетворить свои
потребности в мобильности и решить проблемы маршрутизации индивидуальных
поездок. Наиболее значимым для общества последствием внедрения концепции MaaS является
снижение воздействия на окружающую среду, увеличение доли пассажиров, использующих
общественный транспорт и сокращение числа поездок на личном транспорте.

Интеллектуальные транспортные системы

Развитие современных телекоммуникационных технологий и
компьютерных систем в значительной мере расширило использование
интеллектуальных технологий в транспортной сфере и привело к созданию
интеллектуальных транспортных систем (ИТС).

В научной литературе ИТС обычно рассматривают как набор
технологий, инструментов, приложений и операционных методов, используемых для
эффективного и скоординированного управления транспортными сетями и
транспортными средствами [23–26] (Deva Priya, Srihari, Kalimuthu, 2021; Shkonda,
2018)
. В национальном стандарте Российской Федерации дается следующее
определение ИТС: «Система управления, интегрирующая современные информационные
и телематические технологии и предназначенная для автоматизированного поиска и
принятия к реализации максимально эффективных сценариев управления транспортно-дорожным
комплексом региона, конкретным транспортным средством или группой транспортных
средств с целью обеспечения заданной мобильности населения, максимизации
показателей использования дорожной сети, повышения безопасности и эффективности
транспортного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспорта» [27].

По данным агентства
Grand View Research, объем глобального рынка интеллектуальных транспортных систем
оценивается в 25,378 миллиарда долларов США в 2020 году [23], и прогнозируются совокупные
годовые темпы роста на 7,0% с 2021 по 2028 год (рис. 1).
Рост данного сегмента рынка подстегивает растущий спрос на различные
интеллектуальные решения управления дорожной ситуацией, системы безопасности и
видеонаблюдения на дорогах, автомобили, подключенные к телекоммуникационным
системам.

Kommersant.ru

Примечания: ATIS – служба автоматической передачи информации (Automatic Terminal Information Service),
ATMS – усовершенствованные системы управления движением (Advanced Traffic
Management Systems), APTS – развитые системы общественного транспорта (Advanced
Public Transportation Systems), EMS – системы управления внештатными ситуациями
(Emergency Management Systems).

Рисунок
1. Прогноз рынка технологий интеллектуальных транспортных систем в США

Источник: [23].

Внедрение ИТС позволяет решить ряд актуальных проблем
мегаполисов. Так, технологии «интеллектуальной магистрали» обеспечивают
сбалансированное и безопасное передвижение по автодорогам, снижая время в пути
и негативное влияние на окружающую среду. Этот эффект достигается за счет
оптимального управления дорожным движением, своевременным информированием
водителей, дистанционным контролем за поведение водителей на автотрассах,
экстренным реагированием на непредвиденные аварийные ситуации, формированием
оптимальных маршрутов для такси, грузового транспорта и личных автомобилей и
др.

Москва, где ИТС в полном объеме заработали в 2016 году, по
результатам исследований консалтинговой компании McKinsey [4] вошла в тройку городов с лучшей транспортной системой,
уступив первенство Сингапуру и Пекину. Реализованные проекты по развитию систем
управления дорожным движением в настоящее время тиражируются по всей стране.
Так, в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» [29] в 2020 году Росавтодор отобрал 22 региона для пилотного внедрения ИТС, которые
будут реализованы в городах с населением более 300 тысяч человек. В этом
направлении уже работают компании «Ростелеком» и НТС, которые реализуют планы
развития умной дорожной инфраструктуры.

Особое место в процессе внедрения интеллектуальных
технологий отводится автоматизации транспортных средств, позволяющей повысить
безопасность движения автомобиля и его техническую надежность. Последние модели
автомобилей подключены посредством облачных технологий к информационной системе
производителей, оснащены специальным программным обеспечением и системой
датчиков, позволяющих осуществлять поездки в условиях, близких к автономному
транспорту (активный круиз-контроль, система удержания в полосе, экстренное
торможение). Фактически на этих моделях были отработаны элементы автономных
(беспилотных) автомобилей [31, 32, 36] (Duarte, 2019; Clements, Kockelman,
2017; Hussain, Zeadally, 2019)
. Однако применение в городской среде
автономного транспорта требует (1) существенных затрат на развитие городской
инфраструктуры; (2) юридических проработок, определяющих зоны ответственности в
нештатных ситуациях; (3) гарантий безопасности пассажиров и других участников
движения; (4) прогноза роста безработицы водителей. Препятствием для
масштабного применения электромобилей могут стать отсутствие индустриальных
стандартов транспортной инфраструктуры и риски возникновения кибератак.

Таким образом, основные направления технических разработок включают
(1) совершенствование систем управления автомобилем и дорожной обстановкой
(бортовые компьютеры, система навигации, системы контроля трафика); (2) разработку
автономных автомобилей, соответствующих требованиям безопасности и
экологичности; (3) модернизацию транспортной инфраструктуры, способствующей
повышению эффективности дорожно-транспортной сети.

Big Data в повышении мобильности городского населения

Современный мегаполис является источником большого объема
данных, поступающих из различных источников, таких как системы видеонаблюдения,
геоинформационные и телекоммуникационные системы, данные городских приложений и
датчики городского общественного транспорта, системы оплаты проезда или аренды
транспортных средств микромобильности и др. Технологии интеллектуальной
обработки полученной информации требуют создания архитектуры хранения и
обработки большого объема данных различного формата, соответствующей следующим
требованиям:


высокая скорость обработки данных в режиме реального времени;


масштабируемость;


интеграция данных из различных источников;


адаптивность;


визуализация результатов анализа и прогноза через пользовательский
интерфейс.

В совокупности архитектура ИТС, программное обеспечение,
методологии сбора и обработки данных, алгоритмы и модели анализа должны создать
цифровую базу для управления городской средой на базе единой платформы. Это
позволит обеспечить интеграцию и кооперацию между различными стейкхолдерами,
обеспечивая в целом развитие городской среды, вовлеченность стейкхолдеров в
процессы управления развитием города, возможность формирования партнерских
программ и привлечения средств частных инвесторов (табл. 2).

Каждый уровень взаимодействия между стейкхолдерами должен
обеспечиваться соответствующими цифровыми инструментами и законодательной
базой, позволяющей вовлекать в процесс принятия решений, помимо органов
городского управления, также и частный бизнес, и горожан. Вовлечение жителей
особенно важно, поскольку они являются основным выгодоприобретателем создания
комфортной городской среды и должны принимать непосредственной участие в
процессах ее формирования. Развивая цифровую систему взаимодействия со стейкхолдерами,
необходимо обеспечить основные принципы, изложенные в стандартах AccountAbility
AA1000.

Таблица 2

Уровни
взаимодействия между стейкхолдерами

Уровни
взаимодействия
Действия
Возможный результат
Коммуникация
Информация открыты и доступна для
всех участников
Выявление заинтересованных сторон
(стейкхолдеров) и их интересов
Консультации
Сбор, анализ и обработка
собираемой информации, отзывов, мнений без обязательств участников принимать
участие в финальном решении, принимаемом на основе полученной информации
Понимание опасений стейкхолдеров,
их взглядов, потребностей ожиданий
Участие в обсуждении решений
Стейкхолдеры принимают участие в
процессе обсуждения принимаемых решений, без права голоса в принятии итоговых
решений
Реагирование на существенные
вопросы, сформулированные стейкхолдерами
Представительство в городских
органах управления
Стейкхолдеры принимают участие в
процессе обсуждения принимаемых решений, с правом голоса в принятии итоговых
решений
Реагирование на существенные
вопросы, сформулированные стейкхолдерами
Партнерство
Коллаборация между стейкхолдерами
на основе формальных соглашений
Заключение договоров. Открытость
результатов их выполнения
Совместный дизайн и совместное
производство
Распределение зон ответственности
между различными стейкхолдерами в сфере принятия решений по различным
вопросам формирований и обустройства городской среды
Оценка потребностей и
ресурсных возможностей для развития взаимоотношений.

Формирование
эффективных схем взаимодействия

Оценка
результативности взаимодействия стейкхолдеров

Источник:
разработано автором на основе [33].

Шеринговые платформы

Отдельный сегмент в экономике мегаполисов составляют шеринговые
платформы (велошеринг, кикшеринг и каршеринг), реализующие модель совместного
потребления. Сервисы по прокату велосипедов существуют во всем мире: компания
BCycle (США) охватывает 47 городов, Velib (Париж) имеет парк из более чем 20
тыс. велосипедов на 1450 станциях, в Белоруссии существует KoloBike, а в
Восточной Европе и Украине работает сеть Nextbike. В России во многих городах
(Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Казань) также реализуются шеринговые проекты,
например «Велобайк». Цифровые платформы помогают сбалансировать спрос и
предложение, повышая эффективность использования имеющихся ресурсов, а также на
основе собираемых данных позволяют оптимизировать работу городских услуг.

К положительным результатам использования шеринговых
платформ можно отнести снижение количества владельцев автомобилей в
густонаселенных городских районах [19] (De Luca, Di Pace, 2015);
уменьшение среднего пробега автомобилей и выбросов парниковых газов [22] (Baptista, Melo, Rolim, 2014), снижение спроса на парковочные места. При
этом остаются неразрешенными ряд проблем. К ним относятся вопросы безопасности
движения при использовании средств микромобильности (электросамокатов) на
дорогах общего пользования, юридические проблемы рассмотрения каршеринга как
аренды автомобиля, недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры,
адаптированной к использованию средств микромобильности [1] (Zavyalov, 2021).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *