Кафедра «Дизайн-текстиль»

Ананасовые листья, пластик, кофе, дерево, стекло, водоросли, бумага, даже лотос, все это — текстиль!

Текстильная индустрия сейчас — одна из самых быстроразвивающихся, творческих и инновационных. Над тканью можно экспериментировать бесконечно: принт, вышивка, вязание, наслоение, узоры, ткачество, и каждая техника — это отдельная индустрия сама по себе.

Интенсив «Дизайн текстиля» построен на практических занятиях. Студенты попробуют множество экспериментальных техник: ткачество, ручную печать, монопринт, термотрансфер, разные способы embellishment и другие смешанные текстильные методики. Под руководством Нины Вересовой за 5 дней участники полностью пройдут путь от генерации идеи до ее воплощения, осознанно подходя к процессу дизайна и прототипирования.

По итогам обучения каждый выпускник программы соберет собственный sample book: альбом с образцами тканей, которые он создаст сам. Такое портфолио презентует специалиста как дизайнера текстиля и отлично отражает структуру дизайн-процесса.

К программе допускаются участники без предварительной подготовки и специальных навыков старше 18 лет.

​Компания VENTSA TEKSTIL была основана в 1990 году в городе Бурсе. Изначально, деятельность компании заключалась в производстве тканых текстильных изделий одного вида. Но с течением времени, изменением модных тенденций, VENTSA TEKSTIL расширяет коллекцию и добавляет ряд новых дизайнов, количество которых ежегодно увеличивается. На сегодняшний день, компания производит ткани для женской одежды из различных нитей: хлопок, полиэстер, вискоза, купр, нейлон, эластан, метанить и др. Компания имеет сертификат Global Recycle Standard, так как заботится об экологии, использует нити, которые разлагаются естественным образом в окружающей среде.

В ассортимент выпускаемых изделий входят: ткани костюмные, курточные, ткани для школьной формы и ряд других. Объем производства составляет 1 млн. метров в год на производственной площади в 2 тыс. Сырье для производства тканей закупают в Турции, Китае, Испании и Кореи. Возможно изготовление образцов тканей с дополнительной наценкой по запросу.

Минимальный заказ: 500-1000 метров на цвет/артикул. Ценовой диапазон: 2-10 евро за метр. Срок производства: 30-45 дней. Срок доставки в Россию: 14 дней.

Образовательное направление «Современное искусство» в НИУ ВШЭ создано для подготовки художников и кураторов, фотографов и видеоартистов, теоретиков и практиков во всех областях современного искусства. В рамках направления открыты программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В бакалавриате можно выбрать из образовательных профилей: Художник и куратор, Медиа-арт, Экранные искусства, Саунд-арт и саунд-дизайн. Со II курса бакалавры могут выбрать специализацию Фигуративное искусство и развиваться в современном переосмыслении и работе со станковыми жанрами: картина, рисунок, графическая серия, скульптура и др.

Абитуриентам магистратуры, которые четко определились с направлением своего развития, мы предлагаем профили «Современная живопись» (куратор — Владимир Дубосарский), «Театр и перформанс» (куратор — Ольга Рогинская), Sound Art & Sound Studies (куратор — Евгений Былина). Также мы разработали трек мастерских — для тех, кто хочет совмещать занятия в узкоспециализированных мастерских с работой над комплексными арт-проектами. Абитуриенты магистратуры могут выбрать одну из авторских мастерских: «Видеоарт», «Фотография», «Печатная графика», «Керамика и текстиль», Art & Science и параллельно заниматься в общих группах, создавая произведения выставочного уровня, объединяя свои скиллы с компетенциями студентов из других мастерских.

1 февраля в 19:00, в один из последних дней работы выставки «Ткани Москвы», пройдет дискуссия, посвященная развитию современного текстильного дизайна. Встреча организована совместно с Школой дизайна НИУ ВШЭ и Solstudio Textile Group.

На дискуссии будут обсуждаться история развития текстильного дизайна, новые стилевые направления в искусстве текстиля и его связь с современной культурой.

Проект «Ткани Москвы» представляет все этапы развития московского текстильного производства и демонстрирует, почему тканевая индустрия так важна для понимания культуры XX века.

Рисунок ткани как отражение действительности; дизайн текстиля и запросы общества; новые тренды и влияние них современных технологий, экологической повестки, растущих информационных потоков; стилистика рисунка и ее связь с ритмом городской жизни; текстильный дизайн прошлого и его актуальность сегодня; личное прошлое, прошлое страны, наше настоящее и представления о будущем как источники вдохновения в текстильном дизайне, — обо всем этом мы поговорим на встрече в пространстве выставки «Ткани Москвы».

  • Александра Калошина, основатель Solstudio Textile Group
  • Екатерина Павелко, академический руководитель бакалавриата «Мода» Школы дизайна НИУ ВШЭ
  • Мария Смирнова, основатель, главный дизайнер и владелица бренда INSHADE, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ
  • Ксения Гусева, искусствовед, куратор выставки «Ткани Москвы»Модератор — Катя Федорова, журналист, автор Telegram-канала о моде «Good morning, Karl».

Вход бесплатный по регистрации.

Декоративные ткани для интерьера – Арт-текстиль – Аксессуары для одежды

Кафедра «Дизайн-текстиль» создана в 1959 году. Наша концепция: опираясь на традиции, заложенные на текстильном отделении Школы рисования в отношении к искусствам и ремеслам, развивая и совершенствуя достижения ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа, отвечать требованиям современного дизайна.

Весь комплекс преподаваемых на кафедре практических и теоретических профилирующих дисциплин вместе с программами учебных и производственных практик решает задачи, которые направлены на всестороннюю подготовку высококвалифицированных художников-дизайнеров, обладающих фундаментальными знаниями, умениями и навыками в области создания текстильной среды как совокупности тканей и текстильных изделий, используемых человеком:

– Разработка дизайна декоративных тканей, серийных и малосерийных текстильных изделий по технологическим условиям текстильных производств, с последующим их внедрением;

– Разработка дизайна элементов одежды и аксессуаров (комплектов платков, палантинов, сумок и т. ) с учетом требований модной индустрии;

– Проектирование монументального текстиля (панно, гобеленов, объемно-пространственных композиций, занавесов) для внутреннего пространства общественных и жилых архитектурных объектов;

– Проектирование и создание арт-текстиля для оформления жилых и общественных интерьеров различного назначения.

Кафедра «Дизайн-текстиль»

Занятия проводятся по учебным программам, разработанным профессорско-преподавательским составом кафедры, имеющим большой опыт научно-педагогической и профессионально-творческой деятельности, в соответствии с требованиями ФГОС ВО. Обучение осуществляется в аудиториях, проектных и производственных мастерских. Выполнение дизайн-проектов художественного текстиля строится как на основе освоения канонических форм проектирования, традиционных исполнительских техник, так и с применением компьютерно-графических программ и современных технологий. Учебные и производственные практики проходят в мастерских кафедры, на текстильных предприятиях города Москвы, в Комбинате прикладного искусства.

Кафедра «Дизайн-текстиль»

Студенческие учебные и творческие работы участвуют в выставках МГХПА им. Строганова в выставочных залах города Москвы, в конкурсной программе ежегодной выставки «Текстильлегпром» на ВВЦ, в Гостином дворе, в ЦДХ. По итогам работы кафедра неоднократно награждалась дипломами, свидетельствами, благодарностями.

Выпускники кафедры постоянно востребованы в сфере текстильного дизайна, в индустрии моды, в дизайне общественных и жилых интерьеров, в сфере создания уникальных текстильных изделий, продолжают обучение в магистратуре и аспирантуре, работают в сфере профильного образования.

Несмотря на непредсказуемую погоду, загородный сезон наконец открыт. В теплые солнечные дни как никогда хочется провести время в компании друзей на свежем воздухе и устроить для себя праздник. Мы составили краткий гид, который поможет превратить встречу с друзьями в настоящий стильный праздник.

Хочется выбраться за город куда-то, кроме дачи? Рекомендуем устроить небольшое путешествие и отправиться в одну из подмосковных усадеб на машине или электричке, наблюдая за живописными пейзажами между станциями — например, в Быково, Абрамцево или Вяземы. Не хочется тратить на поездку весь день? Провести выходные на природе можно и не выезжая из города. Наши фавориты — парк у Новодевичьего Монастыря, Мещерский парк и яблоневые сады в Коломенском. Эти места отлично подойдут для пикника — живописные пейзажи, возможность уединиться от толп гуляющих и прохладная тень.

Плетеная сумка не только красивый, но и очень функциональный летний атрибут. «Плетенка» уже давно вышла из категории исключительно пляжного аксессуара и элегантно смотрится в городской среде. Она станет незаменимой вещью при организации любого пикника или чаепития на веранде. Найти такую можно у Loewe и Sensi Studio, а более демократичные, но не менее стильные варианты представлены у Kayu, Hat Attack и Zara.

В организации летнего чаепития на веранде большое значение имеет сервировка стола: именно благодаря сервизу и подходящему текстилю можно создать нужную атмосферу. В выборе текстиля мы полностью доверяем Truffle Bee: среди коллекций марки можно найти варианты для любого настроения.

Букет любимых цветов на столе станет идеальным завершением для украшения дачной веранды. В теплое время года отлично будут смотреться букеты с сезонными цветами — ромашками, подсолнухами, гортензиями и пионами. Полевые цветы можно найти как и за городом на природе, так и в цветочных салонах в Москве. Наши любимые — Home de fleur, Trava и Flowers Lovers.

Вечернее чаепитие с друзьями идеально дополнят свечи ручной работы, которые создадут магическую обстановку и настроят на теплые душевные разговоры. Рекомендуем присмотреться к свечам из соевого воска: они горят дольше, а их аромат насыщенный и стойкий. Найти такие можно у небольших локальных брендов — как Banka Home, Chandelle и Soul Hygge.

Читайте также:  Скрины голосов

Вечерняя встреча с друзьями плавно перетекает в ночь, а уходить с улицы совсем не хочется? Вас согреют уютные пледы — и заканчивать прекрасный вечер не придется. В The Dar Store, DesignBoom и Veter Shop можно найти тот, с которым не захочется расставаться.

Классический плед в клетку Sixty, Marzotto.

Участники конференции «Вторичное использование, переработка отходов – российские технологии»:

Анна Вискова, специалист по натуральным волокнам и рециклингу (Andritz Laroche);

Мази Тьерри (Andritz pulp & paper);

Евгения Кузнецова, представитель НКО «Экологический союз»;

Олег Кащеев, профессор, помощник ректора РГУ им. Косыгина;

Галина Ельчанинова, основатель компании Smart-A Consult, официальный представитель европейских компаний: Andriz Laroche, Graute, Schott and Meissner;

Светлана Романова, вице-президент Международной ассоциации экомоды;

Надежда Корнилова, руководитель инжинирингового центра текстильной и легкой промышленности Ивановского государственного политехнического университета.

Надежда Корнилова обозначила две основных задачи комплексного устойчивого развития – обеспечение стабильного экономического роста и минимизация ущерба окружающей среде. А в этот ущерб вносит свою долю и легкая промышленность.

«Полиэстер, загрязняющий среду микропластиком, не может быть подвергнут биоразложению, – отметила Надежда Корнилова. – Для возделывания хлопка активно используются инсектициды. В свою очередь, органический хлопок, выращиваемый без «химии», – это не более 1% общемирового урожая хлопка. И лишь 1% материалов для производства одежды, могут быть подвергнуты повторной переработке. В то же время, химические красители загрязняют, в том числе, источники подземных вод. Это лишь некоторые примеры негативного отраслевого воздействия на биосферу».

Сейчас ведётся немало споров: что же считать экологичными материалами, волокнами для текстиль и легпрома. По мнению Надежды Корниловой, правильнее оценивать сам процесс изготовления волокон на конкретном предприятии и производстве – от сырьевого сегмента до конечного готового продукта. Поэтому лёгкая промышленность нуждается в соответствующей, высокоэкологичной базе конкретных производителей. С жизненным циклом текстильного изделия (или любого другого продукта лёгкой промышленности) неразрывно связан в последнее время такой неологизм, как «гринвошинг» – своего рода, умышленное мошенничество, объявляющее, по словам Надежды, производство «экологичным» при отсутствии признаков такового. Данный «способ экологичности» весьма распространён.

Российская Федерация уделяет больше внимания экологичности производства, что отражается в стимулировании низкоуглеродного производства и мерах для снижения выбросов парниковых газов. Сейчас действует экологический сбор (для легкой промышленности – с 2021 года), распространяемый и на упаковку продукции. Лёгкая промышленность по официальным данным участвует в выработке парниковых газов не более 0,5% от общего объема этих выбросов в стране.

Самая большая и значимая экологическая проблема в России, – как подчеркнула Надежда Корнилова, – это утилизация отходов. По данным Минприроды РФ, удельный показатель образования отходов в расчете на ВВП в 2020-м составил 78,4 тонн на 1 млрд. рублей. С ежегодным увеличением на 0,4 млн. гектар площади свалок.

По оценке руководителя НКО сертификации «Экологического союза», Евгении Кузнецовой – российского стандарта экологического текстиля до недавнего времени не было. В прошлом году «Экологический союз» занялся разработкой такого стандарта в рамках проекта «Листок жизни: экомарикровка». Полностью экологически «чистого» продукта быть не может – тем более, с учетом многоступенчатого жизненного цикла продукции. Затруднительно с максимальной точностью квалифицированно «разделить» ткани на экологичные и неэкологичные. Нужно знать, их каких волокон и по какой технологии ткани изготовлены. Евгения Кузнецова советует пользоваться категорией «экологически предпочтительный продукт».

Для максимально возможного сокращения объема отходов в легпроме, Евгения предлагает использовать концепцию замкнутого производственного цикла, позволяющего сократить до минимума отходы всех отраслей и производств. Такой цикл включает в себя: экономию первичных ресурсов, вовлечение в производство вторичного сырья и продление сроков службы готовой продукции.

Многое в данной сфере, по оценке Евгении Кузнецовой, зависит и от потребительского поведения: потребители должны понять, что целесообразны покупки того объема и ассортимента вещей, которые нужны в первую очередь. А уже использованные вещи «нужно передавать туда, где они остаются востребованными и будут использованы»: Slow fashion. Критерием экологической предпочтительности продукции является экомаркировка и экосертификация, всё более широко используемая в мире. Это специальный знак, который можно поставить на упаковку продукта в том случае, если продукт соответствует строгим экологическим критериям с подтверждением экологичности независимой организацией.

Евгения рассказала о разработанном в НКО «Экологический союз» сертификационном стандарте «Листок жизни» – для текстиля, одежды и изделий из них по всему жизненному циклу продукции. Стандарт разработан с учетом российской производственно-экологической практики и зарубежных решений по отраслевой и общеэкономической экологизации.

В выступлении Олега Кащеева тема экологизации отрасли была увязана с глобальными вопросами комплексного устойчивого развития. Спикер подчеркнул, что движение для ответственного производства и потребления становится одним из ключевых в XXI веке. Как отметил Олег Вячеславович, цели ООН (2016 г. ) в области устойчивого развития уже одобрили чти 200 стран. Задачи ответственного производства и ответственного потребления в этих целях – доминирующие.

Кащеев отметил: уже ни в одной европейской стране не используются ни одноразовые пакеты, ни одноразовая посуда из полиэтилена. В России это планируется с 2024 года. При этом, государства, включая Россию, используют всё больше стимулирующих мер в сфере промышленной экологии, с акцентом на преимущественное использование вторсырья практически во всех отраслях. По данным исследований РГУ им. Косыгина, уже сформировался обширный «блок» потребителей, использующих именно высокоэкологичную продукцию. Особенно это проявляется в молодёжной среде, в том числе в Российской Федерации.

Анна Вискова познакомила посетителей выставки «Интерткань» с характеристиками инновационного оборудования компании Andritz Laroche для переработки текстильных отходов в высококачественную пряжу для тканей и трикотажных полотен.

По европейским нормам, после 2025 года будет запрещено выбрасывать текстильные отходы и непереработанные остатки. как отметила Анна. Будет также запрещено их сжигать. Соответственно, данная компания десятилетиями работала над поиском оптимальных технологий для комплексной переработки волокна из текстильных отходов в высококачественную пряжу. В результате, Andritz Laroche с 1980 г. стала одним из мировых лидеров по проектированию, производству и установке линий по переработке отходов практически всех секторов текстильной отрасли. Подробные характеристики соответствующего оборудования данной компании и используемых ею схем переработки отходов и использования вторсырья были представлены в ходе презентации.

Текст работы размещён без изображений и формул. Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Современный текстиль это интереснейшая многоплановая отрасль, непрерывно развивающаяся во времени, которую можно рассматривать как результат народного творчества, как предмет декоративно-прикладного искусства, как предмет массового производства, как промышленный продукт и как современный многофункциональный продукт дизайна. Вопрос о связи текстиля с предметно-пространственной средой рассматривается в диссертации В. Савицкой и ее многочисленных публикациях, в исследованиях Л. Крамаренко, Н. Вещевой, в статьях ведущего периодического издания «Декоративное искусство СССР» (Н. Соловьев, Л. Монакова, О. Кабанова, М. Изотова и др. Исследование искусства текстиля как одного из древнейших видов художественной деятельности, представляет большое значение в постижении культурного наследия разных периодов и неизменно является темой имеющей как научный, так и практический интерес для искусствоведения.

Текстильное искусство имеет многовековые традиции и своими корнями уходит в древний Египет. В Европе ткачество появилось на рубеже XI-XII веков и, обращаясь к средневековой шпалере, следует обратить внимание на то, что она являлась так называемой «шерстяной фреской», выполняя фактически ту же функцию, что и настенная живопись, доносящая до зрителя основные идеи Священного Писания. С этого времени , постепенно заменяя настенную живопись, плохо выдерживавшую условия влажного и холодного климата, шпалера стала неотъемлемой частью европейской художественной культуры. Глобальные изменения произошли в начале XX века, текстильное искусство значительно обогатилось новыми средствами выражения, нетрадиционными приемами формообразования, новаторским художественно-образным, философским содержанием.

Наиболее интересные тенденции развития текстильного искусства можно проследить при исследовании пространственной среды современного жилища, где текстиль представлен во всем многообразии своего функционального назначения. В результате изменений в мировом художественном процессе произошло постепенное формирование текстиля как современного самостоятельного направления, отражающего проблематику человеческого бытия в художественных образах и структурах, а также представляющее собой экспериментальную форму творчества, основанную на смешении разных видов декоративного искусства, использовании различных материалов и техник, включающие приемы всех существующих видов пластического искусства. Плоскостная сюжетно-образная шпалера трансформировалась в сложное синтетическое произведение, сумевшее выйти из узких рамок “прикладничества и декоративности”. Все эти изменения поставили вопрос о правдивости убеждения о том, что сам текстильный материал не “пригоден” для создания произведений, подвластных универсальным законам художественного воздействия. Текстиль мобилен, функционален и эстетичен ( будь то шторы, обивка массового производства, или уникальный дизайнерский продукт) это дает возможность использовать его в каждом интерьере, который становится площадкой для художественных экспериментов с ним. Эстетическое и функциональное преобразование текстиля происходит так же в результате изменения типологических, композиционных и пространственных характеристик современных жилых интерьеров. Существует несколько способов взаимодействия художественного текстиля с пространством жилища. Самым традиционным и распространенным способом считается использование текстиля как декоративного настенного элемента – “картины”. Самым масштабным подтверждением является настенный ковер ” украшавший” стены каждого советского дома, хотя этот пример сложно назвать высокохудожественным. В результате того, что стали появляться более свободные планировочные решения , тяготение к конструктивному увеличению пространства , появилась возможность всевозможных вариаций в использовании текстиля. Известный исследователь ручного ткачества Андре Кензи, выделил три вида новых текстильных форм:

Читайте также:  Решаем вместе рязань

• висящие на стене

• пространственные, которые можно обойти вокруг

• среда (энвайронмент), позволяющая не только обойти вокруг объемной формы, но и проникнуть внутрь неё. Такие перемены произошли в результате, так называемого “пластического взрыва” 60-70х годов. На первый план выходит пластически-пространственный эксперимент, рождается новое направление- объемно-пространственный художественный текстиль. Наиболее точно определил преобразования в области художественного текстиля И. Страутманис: «В конце 1960-х и в начале 1970-х годов все более явно намечается другой характер взаимодействия между пространством и гобеленом, который условно можно обозначить как структурно-композиционный. На этом уровне пространство буквально входит в веками сохраняемую плоскостность гобелена, деформируя его во всех направлениях. Более того – “пространственность” становится одним из элементов текстильной композиции, и весьма существенным». Таким образом, текстиль перестал был двухмерным , вышел в пространство и в результате этого расширились возможности его использования. Он теперь выступает не только в роли декоративного панно, но и в роли декоратиных перегородок, разнообразных предметов интерьера( светильники, шторы, скатерти и т. ) , арт-объектов, гармонично включенных в пространство, или выступающих в роли основополагающих декоративных компонентов интерьера. При рассмотрении различных способов взаимодействия новых текстильных форм и предметно-пространственной среды можно выделить две основные функции: утилитарная и художественно-образная. Одной из основных функций таже является функция пространственной организации (разграничение пространства для различных видов деятельности). Данное зонирование возможно с помощью разнообразия текстильных драпировок, трансформирующихся элементов( ширмы, панели, экраны, балдахины и т. В этом смысле текстиль является синтетическим направлением в области смежных дисциплин: архитектуры , декоративно-прикладного искусства и дизайна, и в результате этого существуют различные вариации взаимодействия с пространством. Жоголь в своей работе «Художественное решение декоративных тканей для интерьера», выделил три способа взаимодействия текстиля и предметно-пространственной среды: доминирующий, паритетный и нейтральный. При доминирующем способе, текстильное панно, арт-объект или любой другой предмет будет композиционным центром интерьера или его «фокусной точкой».

При этом он должен гармонично сочетаться по размеру, стилю, цвету и сюжету с другими элементами. В зависимости от задумки дизайнера текстиль также способен осуществлять второстепенные функции, дополняя или создавая фон или быть элементом, гармонизирующим среду. Еще одним способом взаимодействия с пространством является выявление тектонической структуры интерьера (выявление и разграничение поверхностей, объединение разнохарактерных частей интерьера), соответствуя ей по масштабу, колориту, размеру, подчеркивая гармоничность интерьерного решения. Второй способ заключается в трансформации архитектурной среды посредством изменения ритмики и масштабности, изменения динамики и структуры интерьера, изменения очертания пространства и степени замкнутости. Трансформация пространственной структуры жилого интерьера возможна при помощи вариативности текстильных драпировок, сглаживающих основные тектонические формы, а при помощи подвижных текстильных элементов способных изменять пространственные взаимосвязи интерьера (ширмы, перегородкии и т. ) возможно изменение степени замкнутостии и динамики.

Все больше и больше стираются границы, определяющие традиционное текстильное искусство, разрушаются барьеры двухмерности, формообразования, взаимодействия с пространством и способов взаимодействия с человеком.

Современный текстиль – это прежде всего “интеллектуальный текстиль” , который вышел на принципиально новый технологический уровень. Это материалы, свойства которых могут быть изменены до неузнаваемости в творческом процессе. Это использование нанотехнологий, прикладных наук, новых материалов с различными свойствами. Текстиль перестал быть только декоративно-отделочным средством, а начал выполнять сложные утилитарно-бытовые функции, защищая от пожаров, влаги и т. Это, естественно, позволило более активно применять текстиль в общественных интерьерах, чрезвычайно разнообразных по своей специфике и назначению.

Все это вызывает интенсивное творческое соприкосновение отдельных видов и направлений искусства, и выводит текстиль на принципиально новый уровень его взаимоотношения с архитектурой. При помощи различных приемов в формообразовании ткани создаются выставочные павильоны, различные масштабные инсталляции, как в интерьерной так и в экстерьерной среде, но художественная ценность в данных примерах заключается, скорее в их форме, а не в художественных приемах, техниках, особенностях тканей, фактурах и текстурах. Из чисто декоративного и отделочного средства, текстиль превращается в инновационную строительную технологию, которая предоставляет большой потенциал выделения объекта оригинальным и нестандартным видом, с целью формирования интересных и величественных сооружений, форма которых никак не ограничена не какими рамками. С помощью новейших тканей стало допустимым использование необычных строительных решений: от временных модульных конструкций вплоть до больших арен, от наиболее значительного в мире крытого предмета — Купола Тысячелетия (O2 ARENA) в Лондоне, до различных фасадных инсталляций.

На основании данных модификаций появились несвойственные для художественного текстиля синтезы и симбиозы, имеющие значительную культурную ценность и представляющие значительный потенциал для эстетического моделирования предметно-пространственной среды. Текстиль послужил в некотором смысле идейной ступенькой для создания новых конструктивно-практических связей между искусством, дизайном и архитектурой, а также имеет значительные перспективы в этом развитии. Возможно, когда реальность окончательно сольется с киберпространством, начнут появляться и небоскребы из текстиля, какие придумали в своем проекте Nested Skyscraper американские архитекторы Ryohei Koike и Jarod Poenisch.

В результате постоянного симбиоза научно-теоретических и практических знаний люди формируют новые способы и формы создания и организации вещественного мира. Текстиль в рамках нашего исследования имеет все шансы быть одним из немаловажных компонентов архитектурно-пространственной среды. Нарастающее многообразие феноменов современного общества глубоко изменяет сущность, природу дизайна, архитектуры и искусства в целом качественно расширяя, раскрывая их возможности во всем – и в формировании единичных предметов, и в воздействии предметного мира на человека, и в формировании предметно-пространственной среды и т. Появление таких модификаций и трансформаций заставляет современных художников, архитекторов и дизайнеров заниматься поисками новых форм, и текстиль предоставляет для этого большие возможности, он мобилен, функционален, эстетичен и имеет огромные технологические перспективы.

СПИСОК ТСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Барышева В. Мобильные элементы и динамические формы в пространстве жилого интерьера: дис. канд. техн. наук: 17. 06 / В. Барышева. ,1992.

Гассанова Н. Художественные и функциональные особенности декоративных тканей в интерьерах общественных зданий: дис. канд. искусствоведения: 17. 04 /Н. Гассанова. – Киев,1985.

Жоголь Л. Декоративное искусство в современном интерьере / Л. Жоголь. -Киев: Буд1вельник, 1986.

Савицкая В. Основные тенденции развития современного гобелена (на материале современного и зарубежного искусства 1960-1970 гг. ): дис. канд. искусствоведения: 17. 04 / В. Савицкая. , 1982.

Уваров В. Авторская таписерия в контексте мирового художественного процесса: 1960-1990-гг. : дис. д-ра искусствоведения: 17. 04 / В. Уваров. , 2000.

Краевед Александр Послыхалин рассказывает об истории текстильных предприятий Подмосковья

PROfashion запускает раздел «PROfashion ТЕКСТИЛЬ», где будут собраны рассказы об истории текстильных мануфактур в России и СССР, информация о современных локальных фабриках, а также примеры из личного опыта дизайнеров одежды, сотрудничающих с отечественными производителями тканей и трикотажа.

Кафедра «Дизайн-текстиль»

Эту серию материалов открывает интервью с Александром Послыхалиным, создателем проекта «Подмосковный краевед», автором книг по истории Московской области, в частности, «Текстильная слава Щелковского края. Путешествие к истокам», а также владельцем большой коллекции каталогов с образцами советских тканей.

Читайте также:  Исследование радиационной обстановки, экологического состояния объектов городской среды, экологического состояния водных объектов, судебно-экологическая экспертиза, судебно-экспертные учреждения, загрязнение объектов, несанкционированная свалка

В своей исследовательской работе вы уделяете большое внимание теме истории текстиля и текстильных мануфактур. Как возник этот интерес, с чего все началось?

Во времена поздней перестройки в 7-8-м классах, по крайней мере в Подмосковье, были уроки профориентации — на них детям рассказывали о предприятиях местной промышленности, ненавязчиво намекая, какие специалисты здесь наиболее востребованы. Урок предваряло краткое историческое введение, из которого я впервые узнал о том, что Щелковский край к северо-востоку от Москвы исстари специализировался на текстильном производстве. Я захотел больше узнать об истории местных текстильных фабрик, и преподаватель порекомендовал мне обратиться к краеведческой литературе. Но те издания, что я смог найти у друзей и в библиотеках города, не смогли удовлетворить мой интерес. И уже в 2008 году, получив высшее гуманитарное образование, я «вернулся» в краеведение не как читатель, а как исследователь. Как говорится: «Если не можешь найти ответа на свои вопросы даже в книгах, — напиши эту книгу сам!»

История текстильных предприятий края началась задолго до революции?

Специализация на текстильном производстве востока и северо-востока Подмосковья, а за ним и Владимирщины, зародилась еще при жизни Петра I и складывалась по мере распада созданной его указом в 1717 году «Штофной и прочих шелковых парчей мануфактуры». Отдельные части производства выводились за пределы Москвы, во Фряново и Купавну (ныне Старая Купавна). Прочие, известные с первой половины XIX столетия, появились позднее. Именно поэтому я и продолжаю исследовать этот вопрос, а также готовлю публикацию, посвященную истории становления и распада славной «Штофной мануфактуры». Времена зарождения мануфактур — один из наиболее захватывающих периодов местной краевой истории.

Кафедра «Дизайн-текстиль»

Старая камвольно-прядильная фабрика

Рост и успехи текстильных производств края всегда были связаны с развитием инфраструктуры. Прокладка путей железнодорожного сообщения, шоссирование дорог, электрификация, устройство первых водопроводов, жилищное строительство начались задолго до 1917 года. В советское время они были продолжены. Я не ошибусь, если скажу, что и современная среда городского округа Щелково была предопределена интересами текстильных производств, многие из которых уже завершили свой исторический путь.

Какие из подмосковных фабрик и под какими названиями были хорошо известны во времена СССР?

В СССР историческая преемственность текстильных производств не афишировалась. На фабриках были музеи, предприятия праздновали круглые даты, из которых становилось ясно, что они были образованы задолго до установления советской власти. Однако написанные в это время истории предприятий были довольно скупы на события XIX века, да и сам этот период описывался преимущественно в негативном ключе. Успехи фабрик в том столетии на международных выставках зачастую умалчивались.

Кафедра «Дизайн-текстиль»

Если ограничиться Щелковским кустом промышленных селений, наиболее крупным и известным как до, так и после революции была основанная в 1833 году группа хлопчатобумажных фабрик товарищества «Людвиг Рабенек». В 1884 году она превосходила по прибыли и количеству рабочих широко известную Богородско-Глуховскую мануфактуру династии Морозовых. До революции предприятие имело свои представительства в Коканде, Самарканде, Ширазе и столице Персии Тегеране, обеспечивая своими пунцовыми ситцами всю Среднюю Азию. В советское время предприятию удалось восстановить лидирующие позиции в отрасли под названием ХБК имени М. Калинина. Например, в 1980 году комбинат успешно выполнил огромный заказ на производство сатина с символикой московских Олимпийских игр.

Кафедра «Дизайн-текстиль»

Основанная в 1769 году известными на всю Россию фабрикантами Кондрашевыми щелковская шелкоткацкая фабрика снабжала обойными и плательными шелками императорский двор. Супруга императора Николая I при личной встрече с фабрикантом И. Кондрашевым указывала, что платье на ней сшито из его материи. Впоследствии производство перешло с шелкоткачества на крашение и аппретуру. Во времена СССР фабрика была переведена на производство технических тканей. В 1930-х годах на ней производился коленкор для обложек первых советских паспортов, позднее — переплетные ткани для большой советской серии книг «Библиотека всемирной литературы».

Получившая начало в 1846 году щелковская суконная фабрика купцов Четвериковых во времена Первой мировой и Гражданской войн снабжала войска офицерским и армейским сукном. После национализации она получила название «Свободный пролетарий» и затем, став «Щелковской фетровой фабрикой», снабжала всю страну головными уборами, имевшими большой спрос и за рубежом. По спецзаказам она поставляла специальные модели шляп для членов Политбюро ЦК КПСС.

Кафедра «Дизайн-текстиль»

Возникшая в 1835 году шелковая фабрика купца Николая Лаптева, получившая одобрение на первой промышленной выставке в Лондоне, действует и в наши дни под названием Щелковская шелкоткацкая фабрика. Во времена Великой Отечественной войны она обеспечивала советскую авиацию шелком для парашютов. В 1960-е годы перешла на производство тканей технического назначения из искусственного шелка.

Нельзя обойти вниманием старейшее в крае производство во Фрянове. В конце 1720-х из Москвы армянским купцом католиком Шариманом была переведена часть петровской «Штофной мануфактуры». В 1742 году на этой фабрике была изготовлена парча для коронационной мантии императрицы Елизаветы Петровны. Следующие владельцы предприятия, тоже армяне, дворяне Лазаревы, в 1785 году поставляли узорные обойные ткани для декорирования интерьеров дворцов Екатерины II. Перейдя во владение старообрядцев, купцов Рогожиных, дорогие шелковые ткани фряновского производства использовались для праздничных нарядов дочерей императора Николая I, Марии и Ольги. При следующих владельцах предприятие перешло на изготовление шерстяных нитей. Такая специализация сохранилась и в советские годы. К 1965 году открытие нового отделения фабрики выдвинуло фабрику в ряд крупнейших камвольно-прядильных предприятий СССР.

Я упомянул лишь пять фабрик Щелковского края, сравнительно небольшой территории. Тяжелые военные времена, революцию и национализацию пережили не больше двадцати.

Образцы тканей Щёлковского хлопчатобумажного комбината

Известна ли вам история архивов этих предприятий?

Исходя из собственного опыта и оценки потерь, говорить о сохранности архивов текстильных фабрик советского периода бессмысленно. Они уничтожены, сданы в макулатуру, сожжены за ненадобностью. Однажды мой зять, случайно обнаруживавший ценнейшие фотодокументы 1950–1960-х годов на свалке закрытого для посторонних бывшего текстильного предприятия, пополнил ими мою коллекцию. Уничтожение этих материалов ни в коем случае не стоит считать результатом «теории заговора» — некоторые из них на протяжении многих лет поступали в местные архивы. Кое-что, по остаточному принципу, доставалось музеям, которые, впрочем, не имеют технической возможности принять на хранение огромный корпус документации крупного производства. Но в 1990-е годы передача даже важнейших документов в архивы утратила систематичность. Работа по изучению истории текстильных производств, действовавших в советское время, для будущих исследователей окажется куда более затруднительной, чем для нас, едва открывших положение вещей на период уже совсем далекого XIX столетия.

Какие существуют музейные собрания советского текстиля?

Богатейшее собрание текстильных образцов различных фабрик, преимущественно XVIII — XIX веков, хранится в Музее художественных тканей Московского государственного текстильного университета имени А. Косыгина. Богатыми коллекциями обладает Государственный исторический музей. Интереснейшие материалы, в том числе и по агитационному текстилю 1920–1930-х годов, хранятся в Музее ивановского ситца. Прекрасная коллекция экспонируется в уникальном Музее истории русского платка и шали в подмосковном Павловском Посаде. Отрадно, что благодаря оцифровке музейных фондов, представленных ресурсом госкаталог. рф, исследователи имеют возможность обнаружить образцы продукции интересующих их текстильных предприятий прошлого.

Интерес к позднесоветским тканям и «крокáм», то есть художественным рисункам, разрабатывавшимся художественными мастерскими при крупных фабриках, пока проявляется лишь на уровне небольших краеведческих музеев. Бывшим работникам остановившихся местных предприятий приятно посмотреть на сбереженные результаты своего труда, показать их своим детям и внукам. Уверен, что рано или поздно интерес к советским тканям 1950–1980-х годов вспыхнет столь же ярко, как наблюдаемая в наши дни увлеченность агитационным текстилем довоенного времени.

Кроки Щёлковского хлопчатобумажного комбината (архив Щёлковского историко-краеведческого музея)

Как можно атрибутировать образцы исторического текстиля?

Еще в 1783 году Екатерина II своим указом, во избежание воровства рисунков, повелела «иметь содержателям фабрик и мануфактур свой собственный штемпель», образец которого хранился в Коммерц-коллегии в Санкт-Петербурге. Особая подпись, часто в виде аббревиатуры, ткалась или штемпельно проставлялась на кромке рулонных изделий. Эта практика маркировки продукции, особенно в случае специализации производств на выпуске не тканей, а готовых изделий, скажем, головных платков, сохранялась вплоть до национализации фабрик в 1918–1919 годах. Рулоны тканей и до революции, и во времена нэпа имели особые маркировки принадлежности той или иной фабрике или тресту в виде наклеиваемых на внешнюю сторону рулонов бумажных ярлыков и защиты целостности рулонов при транспортировке при помощи пломбирования.

Что касается советского текстиля, то я не коллекционирую его рулонами и даже отрезами. Мне интересны выставочные буклеты с наборами образцов тканей, которые всегда имеют на обложке наименование производителя, а внутри — спецификацию и номерную маркировку.

Кафедра «Дизайн-текстиль»

Бумажный товарный ярлык Товарищества мануфактур «Людвиг Рабенек»

Расскажите, пожалуйста, о вашей коллекции. Где вам удалось отыскать каталоги, какие экземпляры особенно ценные?

Благодарю за вопрос. Любому коллекционеру всегда приятно похвастаться своими собраниями. Большинство текстильных образцов было приобретено на интернет-аукционе «Мешок», а до него — на прекратившем свое существование «Молотке». Наиболее ценные с исторической точки зрения предметы я приобретал для коллекций местных музеев. Особенная находка — поздравительный конверт из шелка с вышитой датой «1817 г. », адресованный известному фабриканту Кондрашеву. Сейчас он украшает витрину Фряновского историко-краеведческого музея

Кафедра «Дизайн-текстиль»

Пломба Городищенской суконной фабрики Четвериковых

Текстильная часть коллекции, помимо образцов советских послевоенных тканей, включает ярлыки и вышеупомянутые свинцовые пломбы с указанием фабрик. Большой материальной ценности они не представляют. К примеру, я редко покупаю пломбы дороже 100 рублей. Тут вопрос не в стоимости, а в ценности коллекции для истории края.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *