современноеискусствона улицах города
АРТ-ОБЪЕКТМОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ МЕДИАИСКУССТВО
«ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС» — ежегодный смотр современного искусства Москвы. В 2021 году проект впервые выходит из выставочного пространства на улицы и в парки, демонстрируя актуальные произведения московских художников в городской среде. Арт-объекты, монументальная живопись и медиаискусство представлены на многих площадках города в различных районах Москвы.
Участники фольклорного праздника в национальных костюмах
Подготовка к бурению новой скважины
Праздничные гулянья в честь 20-летия города
Участники почетной вахты в честь добычи 100 млн. тонн тюменской нефти
Участники первой первомайской демонстрации
Вышкомонтажная бригада Н. Литовченко
Именно в этих домиках жили в 1964 году геологи
Танкер с первой шаимской нефтью отплыл от берегов Конды
Строительство нефтепровода Шаим-Тюмень
Аэропорт г. Урая, вертолетная площадка
Исторический музей
Сегодня мы работаем до 21:00
Первый вторник месяца — санитарный день. Касса и вход в музей закрываются за 1 час до окончания работы музея
Храм Василия Блаженного
Сегодня мы работаем до 18:00
Касса и территория закрываются за 45 минут до окончания работы музея.
Музей Отечественной войны 1812 г. Сегодня мы работаем до 21:00
Палаты бояр Романовых
Сегодня мы работаем до 18:00
Касса закрывается за 1 час до окончания работы музея. Первый понедельник месяца — выходной день
Не забудьте распечатать билетили сохраните его на смартфоне
Уважаемые посетители, просим вас приобретать входные билеты на сайте нашего музея (Распоряжение Департамента культуры № ДК-01-10-1116/21 от 21 января 2021 года).
МОСКОВСКАЯ МУЗЕЙНАЯ НЕДЕЛЯ:
Обращение директора музея
Дорогие наши посетители и друзья!
И в жару, и в холод Вы прекрасно проведете время у нас в музее, где в залах всегда постоянная температура. Музей одно из лучших мест для семейного отдыха, где можно интересно провести свободное время.
Даже если Вы уже побывали в нашем музее, Вы всегда увидите что-то новое. Обратите внимание, сколько разных интерактивных программ работает в музее. Для
самых маленьких есть интересные
Адрес и часы работы музея
117292, Москва, ул. Вавилова, 57сегодня с 10:00 до 18:00Тел. : 8 (499) 783-22-53Экскурс-бюро: 8 (499) 134-61-24
Подробная информация
Услуги и цены
Дарвиновский музейдень за днем
5 августа 2014
Сергей Владимирович Наугольных, профессор, д. , главный научный сотрудник Геологического института РАН передал в дар музею раковину ископаемого наутилуса Cymatoceras sp. из нижнемеловых отложений Крыма.
5 августа 1967
Председатель Исполкома Моссовета В. Промыслов направил в Совет Министров РСФСР проект Постановления о строительстве здания Дарвиновского музея с сопроводительным письмом, где просил разрешить строительство по индивидуальному проекту.
5 августа 1933
В этот день известный российский писатель А. Горький написал Н. Ладыгиной-Котс: «Сердечно благодарю Вас за присланные книги. Переведены ли они на английский язык и вообще, знают ли учёные Европы об интереснейших Ваших работах?» (Научно-исторический архив ГДМ. Фонд Н. Ладыгиной-Котс).
Узнавай первым о событиях и специальных акциях музея!
Новое видео в блоге
Почему у змеи раздвоенный язык?
Ответы на вопросы
У многих людей змеи вызывают необъяснимый страх. Способность двигаться бесшумно, немигающий взгляд и этот ужасный раздвоенный язык! Что это? Может ли змея ужалить язы. подробнее
В последнее время музеи становятся многофункциональными организмами, имеющими сложную пространственную структуру. Это видно при формировании музейных комплексов, кварталов, кластеров. Часто при этом музеи кардинально преобразуют городскую среду и дают импульс для ее развития.
Профессор МАрхИ, академик Международной академии архитектуры, Национальной академии дизайна и Российской академии художеств Ирина Коробьина давно изучает способность современного музея преобразовывать городскую среду. Год назад Ирина Михайловна опубликовала в журнале «Вестник государственной экспертизы» статью на эту тему. «Активно действующие музеи не только притягивают посетителей, но и выносят свою деятельность за пределы собственных стен в городское пространство – внешними выставками, акциями, организацией разных событий и мероприятий. Пространство вокруг них вынуждено обустраиваться все новыми функциями», – писала она.
В России есть два основных вида взаимодействия музеев с городской средой. Первый – развитие и встраивание музеев в городское пространство, которое окрашивается их спецификой. Второй – приспособление старых сооружений под музейно-выставочную деятельность, что тоже меняет окружающее пространство.
К первому случаю относится проект Музейного городка ГМИИ им. Пушкина, поглотившего фрагмент городской территории и все постройки на ней. В отличие от Музейного городка, запланированного как единый комплекс с очерченными границами, новая Третьяковская галерея на Крымском валу выстраивается пошагово и делает все возможное для усиления своего влияния в городском пространстве. Например, фасады здания, построенного в стиле советского модернизма, используются для проецирования гигантских световых изображений хитов коллекции и для анонсов выставочных проектов. Это вовлекает в музей пешеходов, водителей и пассажиров бесконечного потока машин на Крымском мосту. Внутренний двор и парк, окружающий здание, превратились в выставку скульптуры под открытым небом.
Такой же стратегии придерживается Музей современного искусства «Гараж», который размещается в здании советского модернизма – бывшем кафе «Времена года». Музей давно вышел за пределы своих стен: презентации крупных произведений современного искусства, фестивали и масштабные акции проводятся на площади перед главным фасадом. Это общедоступное пространство парка и одновременно продолжение «Гаража» под открытым небом.
Пример масштабного приспособления объекта наследия с проникновением в городскую среду – реконструкция Политехнического музея. Он оказался приоткрыт в город – и амфитеатром, выходящим на Лубянскую площадь, и общественным пассажем в бывшей подвальной части.
Многофункциональный культурный комплекс ГЭС-2, расположенный в здании бывшей электростанции на Болотной набережной, – очень интересный пример. Проектное решение, раскрывающее комплекс ГЭС-2 к набережной через ступенчатую эспланаду и зеленый бульвар – это мощнейшее влияние объекта на городскую среду. Одно задает территории культурный код.
Полностью статью Ирины Коробьиной можно почитать, подписавшись на «Вестник государственной экспертизы» или получив электронную копию конкретного выпуска журнала. Как это сделать, узнавайте здесь.
А если вы хотите познакомиться с мнением Ирины Михайловны о других аспектах архитектуры, то сегодня вечером на телеканале «Россия. Культура» в 23. 30 начинается цикл ее авторских передач под названием «Дом архитектора». Этот проект рассказывает о том, как выдающиеся архитекторы пытаются создать идеальные пространства.
Cобытия
Расписание на сегодня
< Назад Вперед >
«Путешествие в Великий Новгород». Музейная программа с мастер-классом
«Наша древняя столица». Интерактивная программа
Музейное занятие «Драгоценные ордена и их история»
Музей Отечественной войны 1812 г.
«Путешествие во времени и пространстве». Интерактивная программа на выставке
150 лет. Празднование юбилея ГИМ
Праздничные мероприятия, спецпроекты, поздравления и публикации в честь Дня рождения Исторического музея
Официальный telegram-канал Исторического музея
Вся актуальная информация о работе музея, а также новые рубрики, которых нет в других социальных сетях музея.
Информационный портал. Объясняем
Программа лояльности «Клуб друзей Исторического музея»
Участникам программы Пушкинская карта
Входные билеты и экскурсии по Историческому музею.
Подкаст Обыкновенная история
Подкаст Исторического музея об истории и не только. Любопытные факты об известных людях, которые творили историю и сами стали её частью.
Аудиогид Исторического музея на izi. TRAVEL
Аудиогид IZI. travel познакомит вас с экспозициями и выставками Исторического музея. Составляйте свой маршрут путешествия по музею вместе c IZI. travel
#Город | Среда обитания. ИКИ в Дарвиновском музее
С 30 апреля по 11 сентября 2022 года в арт-пространстве «Крыша» Государственного Дарвиновского Музея состоится выставочно-исследовательский проект Творческая лаборатория «Москва. Среда обитания».
Проект предполагает изучение и переосмысление городской среды, как необходимого условия и важного обстоятельства жизни всех живых существ в Мегаполисе. Место действия — Москва. В «Среде обитания”6лп примут участие московские художники, среди которых — художник, иллюстратор, преподаватель Департамента изобразительного, декоративного искусств и дизайна Алевтина Хабибова.
Место проведения
Государственный Дарвиновский музей
Как добраться
Профсоюзная, Университет, Ленинский проспект
Cовременное искусство на улицах города
Мурал — разновидность монументального искусства, которое украшает жилые здания, промышленные предприятия и другие архитектурные сооружения. Эффектные изображения ярко и необычно смотрятся на фоне городской застройки, привлекая внимание местных жителей и туристов.
Городская скульптура является важной частью общегородских художественных программ в мегаполисах мира. Она формирует среду, взаимодействует с ландшафтом, социально-историческим и архитектурным контекстами, трансформирует привычные пространства и маршруты, расширяя ежедневный опыт горожан и туристов. Этот вид искусства ориентирован на максимально широкую публику.
Произведения медиаискусства создаются и демонстрируются при помощи современных технологий. В своей работе медиахудожники используют множество форматов и технологических решений: компьютерную графику, работу со светом, интерактивные системы, видеоигры, кинетическую скульптуру, робототехнику, виртуальную, а также дополненную реальность и другие.
В 2021 году проект впервые вышел из выставочного пространства на улицы и в парки, демонстрируя актуальные произведения московских художников в городской среде. Арт-объекты, монументальная живопись и медиаискусство с 1 сентября по 31 октября 2021 года были представлены на многих площадках города в различных районах Москвы. В рамках каждого направления было показано по пять работ известных современных художников.
Работы, впервые продемонстрированные москвичам осенью 2021 года, по-прежнему можно увидеть в городе и виртуальном пространстве – ряд арт-объектов поменяли локации, монументальная живопись останется в городе до 2024 года, а работы направления медиаискусство можно найти в
инстаграм-аккаунте Музея Москвы.
современное искусствона улицах города
Больше десяти лет Роман Ермаков создает паблик-арт-объекты и кинетические костюмы. Мировую известность художнику принесла авангардная коллекция «Живые скульптуры», увидевшая свет в 2009 году. Первая персональная выставка «Танцующая ось пятого измерения» открылась в галерее «Здесь на Таганке» в 2019 году и была посвящена городской скульптуре. В 2020 году вместе с группой студентов Ермаков разработал шестиметровую инсталляцию «Юла» для арт-парка «Таврида», а в 2021 году его «Стабильная композиция» стала частью выставки паблик-арта «Красный сад» на Красной площади.
Работа из серии «Танцующая ось пятого измерения»
Объекты Романа Ермакова часто контрастируют с окружающей средой благодаря яркой расцветке и экспрессивной форме. В своих работах автор пытается зафиксировать энергию разных пластичных форм, создать иллюзию движения и внутреннего напряжения композиции. Скульптура, представленная во дворе Музея Москвы, изображает фантазийное существо из другого измерения. Попадая в наш трёхмерный мир, под влиянием законов физики оно превращается в замысловатый арт-объект. Зрителю предлагается поверить в существование неизвестного мира и самостоятельно интерпретировать работу художника.
Скульптор, художник, важная фигура русского нонконформизма, издатель выходившего во Франции с 1979 по 1986 год легендарного журнала «А-Я», в который о советском андеграунде писали Борис Гройс, Лев Рубинштейн, Дмитрий Пригов и другие. Как художник Шелковский прошёл долгий путь от реставрации фресок и икон в Новгороде и Московском Кремле в 1960-х до международного художественного признания. В 2017-2018 годах ретроспектива его работ была показана в Государ- ственной Третьяковской галерее, а ранее — в Мультимедиа Арт Музее. В 2020 году получил Московскую Арт Премию за скульптурную серию «Люди», над которой он работает с начала 2000-х. Работы Шелковского находятся в коллекциях Центра Жоржа Помпиду в Париже, Музея Фонда Людвига в Вене, Третьяковской галереи, Русского музея.
Стиль Игоря Шелковского сформировался в 1970-е годы, когда он начал создавать деревянные скульптуры и трёхмерные композиции, напоминающие о конструктивистских экспериментах. В сравнении с ними «Ваза с цветами» более лаконична и выразительна. Этот тонкий, линейный образ — схематичное изображение цветов, выполненное из стали. Яркая и контрастная композиция Шелковского заставляет вспомнить об архитектонах Казимира Малевича — объёмных супрематических моделях, которые также строились из простейших геометрических элементов. При этом художник вдохновлялся природными формами, позволяющими придать изображению лёгкость и гармоничность. Такого рода «букеты» — визитная карточка Шелковского. Его произведения стали первыми паблик-арт-экспонатами в собрании Третьяковской галереи. В 2020 году за скульптурную серию «Люди» Игорь Шелковский получил награду первой Московской Арт Премии.
ГАУК г. Москвы «Парк «Зарядье»
Сергей Шеховцов называет себя «абсолютно классическим художником», но, в отличие от великих скульпторов прошлого, в своих работах использует лёгкие и недолговечные современные материалы: поролон, пенопласт, пластик. В 2004 году Шеховцов представлял Россию на биеннале в Сан-Паулу, в 2009 стал одним из экспонентов Русского павильона на Венецианской биеннале, персональные выставки художника прошли в Пермском музее современного искусства PERMM (2011) и в Третьяковской галерее (2014).
ГБУК г. Москвы «Музей-усадьба «Кусково» (вход в музей-усадьбу платный)
Российский художник и график. С 1967 по 1972 год входил в состав группы «Движение». Григорьев известен как автор абстрактных живописных полотен и пространственных кинетических объектов, кроме этого, он занимается театральной пластикой, а также экспериментирует с фотографическими техниками. В 2017 году его объект из оргстекла «Взаимопроникновение» был представлен на выставке «Увлечения. Личная коллекция Владимира Спивакова» в Музее русского импрессионизма. В 2018 году Григорьев принял участие в проекте «Трансатлантическая альтернатива. Кинетическое искусство и оп-арт в Восточной Европе и Латинской Америке в 1950—1970-е» Музея современного искусства «Гараж». В 2020 году произведение художника «Квадрат в кубе» было показано на выставке «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России» в санкт-петербургском выставочном зале «Манеж»
«Размышление куба о круге»
Известный российский художник Александр Григорьев более сорока лет работает в области геометрической абстракции, создает кинетические объекты и занимается театральной пластикой. Объект «Размышление куба о круге» представляет собой конструктивный куб с вписанными в него шестью окружностями и сложной паутиной шнуров-нитей. Проект выполнен в духе масштабных кинетических работ художника прошлых лет. Он выявляет пространственные особенности исторической застройки, позволяя по-новому ощутить ландшафт Хитровской площади.
Российская художница, участница основного проекта 53-й Венецианской биеннале (2009), номинант и лауреат Государственной премии в области современного искусства «Инновация». Сегодня Анна Жёлудь работает как в прославившем её жанре инсталляции, так и в графике. Художницу также интересует организация пространства, изменение среды вокруг него или его влияние на среду. Работы Жёлудь находятся в собраниях Московского музея современного искусства, Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи и других музеев.
Аня Жёлудь «избавляет предметы от обманчивых поверхностей». Основной материал, с которым она работает, — каркасные металлические конструкции, позволяющие добиться эффекта графической линии. Созданные художницей объекты воспроизводят различные бытовые ситуации, повторяя силуэты предметов мебели и быта. Так, рояль, сведённый к металлическому контуру, выглядит как рисунок в трёхмерном пространстве. Минималистичность этой скульптуры заставляет задуматься о сути вещей, которые нас окружают.
Художник и архитектор Алексей Лука с 2006 года занимается паблик-артом. Он создает масштабные уличные работы, беспредметные коллажи, ассамбляжи из дерева и найденных объектов. Его произведения отличает узнаваемая цветовая гамма в тёплых тонах и характерные формы. Работы Луки экспонировались на выставках в России, Голландии, Франции, Испании и США.
Узнаваемая геометрическая композиция Алексея Луки на административных зданиях Музея Москвы дополняется элементами городской архитектуры и декора — это слои старой плитки, окна, двери, ограды парков. Вдохновением для цветовой палитры, от бледно-серого до тёмно-коричневого, стала расцветка московских зданий разных стилей и эпох. Слои городской культуры и истории гармонично сочетаются с динамичной графикой художника и создают органичный и созвучный окружающим постройкам паттерн.
ГБУК г. Москвы «Музейное объединение «Музей Москвы»
С 2002 года художник Кирилл Ашастин занимается стрит-артом. Он разработал собственный узнаваемый стиль — шрифтовые композиции «золотой» кириллицей, дополненные визуальными образами «цифровой ностальгии». Затем художник перешёл к созданию абстрактных композиций как на полотнах, так и на стенах. Сейчас Кирилл Ашастин экспериментирует, интегрируя в своё творчество различные стили и образы. Его визуальный язык сложился под влиянием цифровой культуры, технологий, субкультур и эстетики уличного искусства.
Кирилл Ашастин начинал свой творческий путь с граффити. Опыт уличных практик художника проявляется в абстрактных работах, которые Ашастин создает с помощью аэрозольных красок и других традиционных граффити-инструментов. Бескрайний и безжизненный космический ландшафт его новой работы, словно придуманный для ретрофутуристической компьютерной игры, напоминает зрителю об уязвимости и неповторимости живой природы, а также отсылает к реальным пейзажам, которые были переосмыслены автором в категориях цифровой эстетики.
ГБУК г. Москвы «Культурный центр «Салют»
Муралист, графический дизайнер и куратор из Москвы. С 2006 по 2015 год был участником арт-группы ZUKCLUB. Сегодня Артём Стефанов — автор большого количества монументальных уличных работ, в которых присутствуют геометрические мотивы и оптические эффекты. Он всегда учитывает контекст и ландшафт среды, для которой создается мурал. Произведения художника можно встретить в городах России, а также в Армении, Грузии, Эстонии, Австрии, Швейцарии, Марокко и Индии.
Полихромная динамическая композиция Артёма Стефанова работает на контрасте с монохромом стен московской школы. С одной стороны, калейдоскопический паттерн напоминает преломление света в гранях драгоценных камней, метафорически отражая образ школы как места огранки юных умов, а с другой — множество оттенков цвета и форм говорят о неповторимой индивидуальности каждого ученика.
Школа в Капотне, Капотня, 3-й квартал, дом 24
Художник и коллажист из подмосковного города Протвино. В 2007 году начал свой творческий путь с классического граффити и параллельного увлечения плёночной фотографией. Для своих коллажей Иван Найнти обычно выбирает сдержанные оттенки. Произведения художника находятся в частных коллекциях России, Польши, Чехии, Германии, Англии, Израиля, Бразилии и Австралии.
В своей новой работе художник Иван Найнти создаёт собирательный образ советской Москвы. В правой части изображения — переработанный кадр советского фотографа и журналиста Семёна Фридлянда «Тверская после дождя». Велосипедист, автомобиль, прохожие и их отражения в лужах на асфальте смешиваются с лоскутками бумаги и узорами советских ковров. В левой части мурала — абстрактная композиция из фрагментов коллажей автора.
Московский художник-график и иллюстратор. Дебютировав в конце 1990-х, сегодня Вова Нутк является одним из самых узнаваемых художников «уличной волны». В его творчестве иллюстрация сочетается с эстетикой мультипликации. Отличительная черта его работ — забавные персонажи. Художник не только рисует на зданиях и холстах, но и сотрудничает с известными брендами. В разное время Нутк участвовал в биеннале и выставках современного искусства в России, Англии, Германии и Испании.
В новой работе московского художника-графика Вовы Нутка можно увидеть процесс создания ткани. На рубеже XIX-XX веков именно Москва была текстильной столицей России, а Товарищество Даниловской мануфактуры — одним из самых известных городских производств. Из восьми катушек в левой части тянутся нити, которые превращаются в ткань с авторским узором. Абстрактный мурал одновременно отсылает к истории текстильной фабрики, а также подчеркивает её трансформацию в современный лофт-квартал.
Даниловская Мануфактура, Варшавское шоссе 9 с 1
«Сила света» — международная студия интерактивных медиа. С 2007 года команда студии создаёт инсталляции и мультимедийные шоу для главных мировых событий аудиовизуального искусства. Среди проектов «Силы света»: показ «Лебединого озера» на фасаде Большого театра, анимированный оммаж Малевичу на стенах Третьяковской галереи, визуальное оформление сцены для североамериканского турне Дрейка,25-минутное мультимедийное шоу на открытии парка развлечений Trans studio Cibubur в Джакарте, инсталляции на фестивалях Coachella, Signal, Outline, Luma и многое другое.
Студия «Сила света» «Летающий город / точка зрения»
Проект реализован на основе дипломного проекта Г. Крутикова «Город будущего» (эволюция архитектурных принципов в планировке городов и организации жилища. Развитый жилой комплекс «Трудовая коммуна», 1928 г. ) из фондов Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. Щусева».
Аристарх Чернышев одним из первых в России начал работать с медиаискусством. В начале 1990-х выступил сокуратором художественного проекта «Искусство принадлежит народу» на городских рекламных щитах. С 1994 по 2004 год работал совместно с Владиславом Ефимовым, создавая мультимедийные и интерактивные инсталляции. В 2005 году вместе с Алексеем Шульгиным открыл галерею-воркшоп «Электробутик», а в 2014 — «Электромузей». Аристарх Чернышев создает медиаскульптуры, видео, интерактивные объекты, объекты в смешанной технике, совмещающие в себе3D-печать и другие новые технологии. В своих проектах он анализирует информационные потоки и переосмысляет зависимость человека от них, создает концепции гаджетов и новых сервисов, связанных с развитием соцсетей, генной инженерии и других технологий.
Аристарх Чернышев «Жук-электропряд»
Аристарх Чернышев — пионер мультимедийного искусства в России. Большую часть времени он посвящает творческому переосмыслению чрезмерного потребления, зависимости человека от цифровых технологий и проблемам экологии. В новой работе Чернышев заглядывает в будущее и создаёт жука-электропряда — замысловатый синтетический организм, главная функция которого заключается в получении «зелёной» энергии без сжигания ископаемого топлива и других природных ресурсов. Электричество внутри него вырабатывается из отходов сельскохозяйственного производства и аккумулируется в специальном хранилище, откуда потом поступает конечному потребителю.
ГАУК г. Москвы «Московский зоопарк» (вход в зоопарк платный)
Московская студия Stain создаёт аудиовизуальные проекты, пространственные и световые инсталляции в эстетике абстрактного с 2009 года. Авторы студии — Александра Гаврилова и Сергей Титов исследуют свойства медиа и человеческого восприятия, используя алгоритмические и интерактивные методы. В 2010 году для фестиваля электронной музыки и медиаискусства MIGZ (Москва) художники разработали архитектурную проекцию на стены внутреннего двора фабрики «Красный октябрь». Через четыре года проект Gradient занял первое место в конкурсе видеомэппинга фестиваля «Круг света» (Москва). В 2018 году работа студии «Дискретизация» в формате короткого фильма стала частью программы международного фестиваля Punto y Raya, а также была включена в экспозицию выставки «Инновация как художественный приём» в Эрмитаже. Три работы Stain были представлены на выставке «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России» в 2020 в санкт-петербургском выставочном зале «Манеж», а в 2021 году в Третьяковской галерее.
Cтудия Stain «Интеграл ветра»
«Интеграл ветра» — фантазийный объект, который выводит изучение свойств природы на новый уровень, неподвластный логике современной науки. Идея понять и просчитать ветер с помощью этого необычного устройства стала для его создателей аллегорией бесконечности человеческого познания. «Интеграл ветра» со множеством подвижных частей создан не только для высчитывания известных характеристик ветра, но и для изучения необнаруженных и несвойственных ему параметров, например: гиперсвязности, полиформности, сверхрезистентности или имманентности. Предположение о возможном существовании этих свойств расширяет наши представления о ветре как о сложной сущности, а также даёт возможность увидеть ранее незамеченные в природе взаимосвязи.
ГАУК г. Москвы ЦПКиО им. Горького, Нескучный Сад
Основанная в 2011 году студия цифрового искусства специализируется на создании иммерсивных интерактивных пространств. Первым клиентом Kuflex стала компания Microsoft — для презентации Windows 8 в России было разработано интерактивное шоу. В 2017 году в «Галерее света Абрау» в Абрау-Дюрсо открылась постоянная выставка студии. В 2018 году четыре проекта Kuflex попали в сборник лучших работ цифрового искусства New Media Installation, который был издан в Гонконге. Работы студии экспонировались в России, США, Китае, Европе, на Филиппинах и в других странах.
Студия Kuflex «Квантовый овощ»
Современный мир — мир генной инженерии, где учёные могут преобразовывать живые организмы: убирать лишнее и добавлять новое. Вероятно, через несколько десятилетий в парках и лесах будут расти усовершенствованные деревья и цветы — растения, способные светиться в темноте или менять окрас в реальном времени. Российская студия интерактивного цифрового искусства Kuflex решила не ждать, а своими силами визуализировать флору будущего. Созданный ими «Квантовый овощ», временно пустивший виртуальные корни в саду «Эрмитаж», способен в реальном времени менять цветовую палитру, а также преобразовывать внешние шумы и человеческий голос. Каждая встреча с этим растением будет уникальной.
ГАУК г. Москвы Московский городской сад «Эрмитаж»
«Мастерская 15» основана в 2018 году медиахудожницей Натальей Алфутовой и разработчиком игр Ярославом Кравцовым. Принцип работы студии основан на коллаборации современного искусства и видеоигр. С помощью виртуальной реальности, дополненной реальности, создания цифровых двойников, нейросетей и техношаманизма «Мастерская 15» создает медиа-арт-проекты. Работы Натальи Алфутовой и Ярослава Кравцова в разное время были представлены на ключевых арт-площадках Москвы, Нью-Йорка, Венеции, Парижа, Гааги, Линца, Кракова и в других городах по всему миру.
Студия «Мастерская 15» «Облачный узел»
Для «Мастерской 15» территория Музея космонавтики — повод вступить в диалог с пространством, напрямую связанным с освоением космоса. В официальной космической программе главной фигурой советской мифологии был Юрий Гагарин. В мультимедийной работе на первом месте персонажи вымышленные — виртуальные деревья-облака, которые в огромном количестве разрослись вокруг монумента «Покорителям космоса». Их существование превращает территорию музея в поднебесье — пересадочный узел, где от ракет отделяются ступени и формируются облака. В любую минуту деревья могут оторваться от поверхности и воспарить ввысь.
ГБУК г. Москвы «Мемориальный музей космонавтики»
Работа из серии «Танцующая ось пятого измерения»Объекты Романа Ермакова часто контрастируют с окружающей средой благодаря яркой расцветке и экспрессивной форме. В своих работах автор пытается зафиксировать энергию разных пластичных форм, создать иллюзию движения и внутреннего напряжения композиции. Скульптура, представленная на Манежной площади, изображает фантазийное существо из другого измерения. Попадая в наш трёхмерный мир, под влиянием законов физики оно превращается в замысловатый арт-объект. Зрителю предлагается поверить в существование неизвестного мира и самостоятельно интерпретировать работу художника.
Место размещения: Манежная площадь
«Любовь и голуби»Сергей Шеховцов называет себя «абсолютно классическим художником», но, в отличие от великих скульпторов прошлого, в своих работах использует лёгкие и недолговечные современные материалы: поролон, пенопласт, пластик. В 2004 году Шеховцов представлял Россию на биеннале в Сан-Паулу, в 2009 стал одним из экспонентов Русского павильона на Венецианской биеннале, персональные выставки художника прошли в Пермском музее современного искусства PERMM (2011) и в Третьяковской галерее (2014).
Место размещения: ГБУК г. Москвы «Музей-усадьба «Кусково» (вход платный)
«Размышление куба о круге»Известный российский художник Александр Григорьев более сорока лет работает в области геометрической абстракции, создает кинетические объекты и занимается театральной пластикой. Объект «Размышление куба о круге» представляет собой конструктивный куб с вписанными в него шестью окружностями и сложной паутиной шнуров-нитей. Проект выполнен в духе масштабных кинетических работ художника прошлых лет. Он выявляет пространственные особенности исторической застройки, позволяя по-новому ощутить ландшафт Хитровской площади.
Место размещения: Хитровская площадь
Российский художник и график. С 1967 по 1972 год входил в состав группы «Движение». Григорьев известен как автор абстрактных живописных полотен и пространственных кинетических объектов, кроме этого, он занимается театральной пластикой, а также экспериментирует с фотографическими техниками. В 2017 году его объект из оргстекла «Взаимопроникновение» был представлен на выставке «Увлечения. Личная коллекция Владимира Спивакова» в Музее русского импрессионизма. В 2018 году Григорьев принял участие в проекте «Трансатлантическая альтернатива. Кинетическое искусство и оп-арт в Восточной Европе и Латинской Америке в 1950—1970-е» Музея современного искусства «Гараж». В 2020 году произведение художника «Квадрат в кубе» было показано на выставке «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России» в санкт-петербургском выставочном зале «Манеж».
Стиль Игоря Шелковского сформировался в 1970-е годы, когда он начал создавать деревянные скульптуры и трёхмерные композиции, напоминающие о конструктивистских экспериментах. В сравнении с ними «Ваза с цветами» более лаконична и выразительна. Этот тонкий, линейный образ — схематичное изображение цветов, выполненное из стали. Яркая и контрастная композиция Шелковского заставляет вспомнить об архитектонах Казимира Малевича — объёмных супрематических моделях, которые также строились из простейших геометрических элементов. При этом художник вдохновлялся природными формами, позволяющими придать изображению лёгкость и гармоничность. Такого рода «букеты» — визитная карточка Шелковского. Его произведения стали первыми паблик-арт-экспонатами в собрании Третьяковской галереи. В 2020 году за скульптурную серию «Люди» Игорь Шелковский получил награду первой Московской Арт Премии.
Скульптор, художник, важная фигура русского нонконформизма, издатель выходившего во Франции с 1979 по 1986 год легендарного журнала «А-Я», в который о советском андеграунде писали Борис Гройс, Лев Рубинштейн, Дмитрий Пригов и другие. Как художник Шелковский прошёл долгий путь от реставрации фресок и икон в Новгороде и Московском Кремле в 1960-х до международного художественного признания. В 2017-2018 годах ретроспектива его работ была показана в Государственной Третьяковской галерее, а ранее — в Мультимедиа Арт Музее. В 2020 году получил Московскую Арт Премию за скульптурную серию «Люди», над которой он работает с начала 2000-х. Работы Шелковского находятся в коллекциях Центра Жоржа Помпиду в Париже, Музея Фонда Людвига в Вене, Третьяковской галереи, Русского музея.
Место размещения: ГАУК г. Москвы «Парк «Зарядье»
Российская художница, участница основного проекта 53-й Венецианской биеннале (2009), номинант и лауреат Государственной премии в области современного искусства «Инновация». Сегодня Анна Жёлудь работает как в прославившем её жанре инсталляции, так и в графике. Художницу также интересует организация пространства, изменение среды вокруг него или его влияние на среду. Работы Жёлудь находятся в собраниях Московского музея современного искусства, Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи и других музеев.
«Рояль»Аня Жёлудь «избавляет предметы от обманчивых поверхностей». Основной материал, с которым она работает, — каркасные металлические конструкции, позволяющие добиться эффекта графической линии. Созданные художницей объекты воспроизводят различные бытовые ситуации, повторяя силуэты предметов мебели и быта. Так, рояль, сведённый к металлическому контуру, выглядит как рисунок в трёхмерном пространстве. Минималистичность этой скульптуры заставляет задуматься о сути вещей, которые нас окружают.
Место размещения: Музей-заповедник «Коломенское»
Место размещения: ГБУК г. Москвы «Музейное объединение «Музей Москвы»
С 2002 года художник Кирилл Ашастин занимается стрит-артом. Он разработал собственный узнаваемый стиль — шрифтовые композиции «золотой» кириллицей, дополненные визуальными образами «цифровой ностальгии». Затем художник перешёл к созданию абстрактных композиций как на полотнах, так и на стенах. Сейчас Кирилл Ашастин экспериментирует, интегрируя в своё творчество различные стили и образы. Его визуальный язык сложился под влиянием цифровой культуры, технологий, субкультур и эстетики уличного искусства.
Место размещения: ГБУК г. Москвы «Культурный центр «Салют»
«Сила света» — международная студия интерактивных медиа. С 2007 года команда студии создаёт инсталляции и мультимедийные шоу для главных мировых событий аудиовизуального искусства. Среди проектов «Силы света»: показ «Лебединого озера» на фасаде Большого театра, анимированный оммаж Малевичу на стенах Третьяковской галереи, визуальное оформление сцены для североамериканского турне Дрейка, 25-минутное мультимедийное шоу на открытии парка развлечений Trans studio Cibubur в Джакарте, инсталляции на фестивалях Coachella, Signal, Outline, Luma и многое другое.
Московская студия Stain создаёт аудиовизуальные проекты, пространственные и световые инсталляции в эстетике абстрактного с 2009 года. Авторы студии — Александра Гаврилова и Сергей Титов исследуют свойства медиа и человеческого восприятия, используя алгоритмические и интерактивные методы. В 2010 году для фестиваля электронной музыки и медиаискусства MIGZ (Москва) художники разработали архитектурную проекцию на стены внутреннего двора фабрики «Красный октябрь». Через четыре года проект Gradient занял первое место в конкурсе видеомэппинга фестиваля «Круг света» (Москва). В 2018 году работа студии «Дискретизация» в формате короткого фильма стала частью программы международного фестиваля Punto y Raya, а также была включена в экспозицию выставки «Инновация как художественный приём» в Эрмитаже. Три работы Stain («Дискретизация» и два светозвуковых объекта — Timeline и Pattern) были представлены на выставке «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России», которая в 2020 году прошла в санкт-петербургском выставочном зале «Манеж», а в 2021 году в Третьяковской галерее.
Cтудия Stain (www. stain. ws) «Интеграл ветра»«Интеграл ветра» — фантазийный объект, который выводит изучение свойств природы на новый уровень, неподвластный логике современной науки. Идея понять и просчитать ветер с помощью этого необычного устройства стала для его создателей аллегорией бесконечности человеческого познания. «Интеграл ветра» со множеством подвижных частей создан не только для высчитывания известных характеристик ветра, но и для изучения необнаруженных и несвойственных ему параметров, например: гиперсвязности, полиформности, сверхрезистентности или имманентности. Предположение о возможном существовании этих свойств расширяет наши представления о ветре как о сложной сущности, а также даёт возможность увидеть ранее незамеченные в природе взаимосвязи.
Место размещения: ГАУК г. Москвы ЦПКиО им. Горького, Нескучный Сад
Основанная в 2011 году студия цифрового искусства специализируется на создании иммерсивных интерактивных пространств. Первым клиентом Kuflex стала компания Microsoft — для презентации Windows 8 в России было разработано интерактивное шоу. В 2017 году в «Галерее света Абрау» в Абрау-Дюрсо открылась постоянная выставка студии. В 2018 году четыре проекта Kuflex попали в сборник лучших работ цифрового искусства New Media Installation, который был издан в Гонконге. Работы студии экспонировались в России, США, Китае, Европе, на Филиппинах и в других странах.
Photos by Daniel Kellenberger
Cтудия Kuflex (www. kuflex. com) «Квантовый овощ»Современный мир — мир генной инженерии, где учёные могут преобразовывать живые организмы: убирать лишнее и добавлять новое. Вероятно, через несколько десятилетий в парках и лесах будут расти усовершенствованные деревья и цветы — растения, способные светиться в темноте или менять окрас в реальном времени. Российская студия интерактивного цифрового искусства Kuflex решила не ждать, а своими силами визуализировать флору будущего. Созданный ими «Квантовый овощ», временно пустивший виртуальные корни в саду «Эрмитаж», способен в реальном времени менять цветовую палитру, а также преобразовывать внешние шумы и человеческий голос. Каждая встреча с этим растением будет уникальной.
Место размещения: ГАУК г. Москвы Московский городской сад «Эрмитаж»
«Мастерская 15» основана в 2018 году медиахудожницей Натальей Алфутовой и разработчиком игр Ярославом Кравцовым. Принцип работы студии основан на коллаборации современного искусства и видеоигр. С помощью виртуальной реальности, дополненной реальности, создания цифровых двойников, нейросетей и техношаманизма «Мастерская 15» создает медиа-арт-проекты. Работы Натальи Алфутовой и Ярослава Кравцова в разное время были представлены на ключевых арт-площадках Москвы, Нью-Йорка, Венеции, Парижа, Гааги, Линца, Кракова и в других городах по всему миру.
Cтудия «Мастерская 15» (www. natalialfutova. com) «Облачный узел»Для «Мастерской 15» территория Музея космонавтики — повод вступить в диалог с пространством, напрямую связанным с освоением космоса. В официальной космической программе главной фигурой советской мифологии был Юрий Гагарин. В мультимедийной работе на первом месте персонажи вымышленные — виртуальные деревья-облака, которые в огромном количестве разрослись вокруг монумента «Покорителям космоса». Их существование превращает территорию музея в поднебесье — пересадочный узел, где от ракет отделяются ступени и формируются облака. В любую минуту деревья могут оторваться от поверхности и воспарить ввысь.
Место размещения: ГБУК г. Москвы «Мемориальный музей космонавтики»
Аристарх Чернышев одним из первых в России начал работать с медиаискусством. В начале 1990-х выступил сокуратором художественного проекта «Искусство принадлежит народу» на городских рекламных щитах. С 1994 по 2004 год работал совместно с Владиславом Ефимовым, создавая мультимедийные и интерактивные инсталляции. В 2005 году вместе с Алексеем Шульгиным открыл галерею-воркшоп «Электробутик», а в 2014 — «Электромузей». Аристарх Чернышев создает медиаскульптуры, видео, интерактивные объекты, объекты в смешанной технике, совмещающие в себе3D-печать и другие новые технологии. В своих проектах он анализирует информационные потоки и переосмысляет зависимость человека от них, создает концепции гаджетов и новых сервисов, связанных с развитием соцсетей, генной инженерии и других технологий.
Аристарх Чернышев (www. shining-tv. com) «Жук-электропряд»Аристарх Чернышев — пионер мультимедийного искусства в России. Большую часть времени он посвящает творческому переосмыслению чрезмерного потребления, зависимости человека от цифровых технологий и проблемам экологии. В новой работе Чернышев заглядывает в будущее и создаёт жука-электропряда — замысловатый синтетический организм, главная функция которого заключается в получении «зелёной» энергии без сжигания ископаемого топлива и других природных ресурсов. Электричество внутри него вырабатывается из отходов сельскохозяйственного производства и аккумулируется в специальном хранилище, откуда потом поступает конечному потребителю.
Место размещения: ГАУК г. Москвы «Московский зоопарк» (вход в зоопарк платный)
ГАУК г. Москвы «Московский зоопарк» (вход платный)
Музей Вадима Сидура и Московский музей современного искусства представляют художественно-исследовательский проект «Люди и полимеры» в рамках общегородского смотра уличного современного искусства «Здесь и сейчас». Проект посвящён истории Кусковского химического завода — одного из старейших предприятий в России, до 2012 года располагавшегося на территории современного ЖК «Большое Кусково» в районе Новогиреево в Москве. Название «Люди и полимеры» отсылает к книге директора завода Мартына Варданяна, вышедшей в связи со столетием предприятия. Сегодня, когда заводские постройки перестали быть частью районного ландшафта, архивные материалы и воспоминания его бывших сотрудников, собранные по принципу так называемой газеты-«многотиражки», помогают сохранить и реактуализировать историю этого места. Заводская газета — обычное явление советской жизни, так же как и практика размещения бумажных газет на уличных стендах. Подобные информационные конструкции способны менять статус окружающего пространства, делать его публичным, вызывать обсуждения прямо на месте. Художественным редактором газеты «Люди и полимеры» стал Кирилл Глущенко — основатель и единственный сотрудник издательства «Глущенкоиздат», деятельность которого посвящена изучению и переосмыслению наследия советского полиграфического дизайна.
Куратор проекта: Надя Дегтярёва
Кусковский химический завод. 1960—1970 гг. Фото из архива Ирины Процько
◆ вовлечение жителей города в изучение истории, а также в культурную жизнь районов посредством образовательных программ: экскурсий, лекций, мастер-классов, встреч с художниками
◆ демонстрация органичного взаимодействия искусства с городским пространством и популяризация современного искусства как неотъемлемой части городского ландшафта
◆ децентрализация и активация культурной карты районов Москвы, создание новых знаковых городских достопримечательностей
◆ поддержка московских и российских художников от 25 до 85 лет
Куратор направления ПАБЛИК-АРТ-ОБЪЕКТЫ
Куратор направления МЕДИАИСКУССТВО
Куратор направления МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ
Российский куратор, продюсер, арт-директор Центра современного искусства «Винзавод» (2005—2007), член совета фонда «Винзавод» (с 2007), куратор факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» бизнес-школы RMA, официальный представитель крупнейшей международной художественной ярмарки ART BASEL в России.
Продюсер, куратор. Занимался организацией и продвижением ключевых городских культурных событий: «Ночи в музее» и «Ночи искусств» (2013—2018), первой выставки проекта «Здесь и сейчас» (2018), курировал проект партисипаторного искусства «Выставка Клавдии Семёновны» в парке «Зарядье» (2019), продюсировал выставку фотографа Сергея Пономарёва «Великая пустота» в Музее Москвы (2020), в качестве продюсера и куратора принял участие в создании ряда произведений паблик-арта в Москве.
Продюсер и куратор междисциплинарных проектов на стыке искусства, науки и технологий, куратор образовательной программы о современных мультимедиа и световых технологиях Московского международного фестиваля «Круг света» (2013—2021), куратор рос-сийской программы выставочного проекта «Лаборатория Земля» (2016) центра Ars Electronica (Австрия) и Политехнического музея (Россия), основатель культурного центра MIGZ и одноимённого фестиваля о медиаискусстве и современной музыке.
Издатель, куратор, галерист. Основатель галереи и издательства «Формат Один», организатор крупнейшего в России фестиваля тиражной графики «Вкус бумаги». С 2014 года продюсирует культурные и образовательные инициативы, связанные с совре-менной городской культурой и тиражной графикой. Курировал создание ряда муралов в Москве.
ИНИЦИАТОР:Департамент культуры города Москвы
Музей МосквыОбъединение «Выставочные залы Москвы»
АНО «Агентство по организациии проведению мероприятий в сфере культуры «Артпроект»