Индекс качества городской среды во Владивостоке вырос за счёт общественно-деловой инфраструктуры и городских пространств – Новости Владивостока на VL.ru

Урок 4. Городское пространство

За предыдущие три урока мы с вами разобрались, какие бывают города, как могут быть организованы застройка, расположение домов, улиц и дорог, каковы варианты транспортного сообщения внутри города и как должна выглядеть транспортная инфраструктура.

Таким образом, мы уже имеем базовое представление об основных элементах городского пространства. И уже поняли, что понятие городского пространства намного шире, чем жилые дома, рабочие места и транспортные коммуникации. В этом уроке мы более полно разберем, что же такое городского пространство.

Цель урока: разобраться, что представляет собой городское пространство, как происходит формирование комфортной городской среды, что такое «умный город» и какие составляющие для этого необходимы. Изучив урок, вы поймете, из чего складывается городское пространство и что нужно, чтобы городская среда стала комфортной.

  • Что такое городское пространство?
  • Городская среда и социология города
  • «Умный город»
  • Проверочный тест

Итак, перейдем к уроку, и для начала разберемся, что входит в понятие «городское пространство».

Городская среда и социология города

Итак, мы разобрались, что такое городское пространство. Тогда что же такое городская среда? В какой-то степени понятия «городское пространство» и «городская среда» пересекаются, но в то же время не являются тождественными. В самом общем виде, городская среда – это комплекс условий, созданных человеком и природой и предопределяющих уровень и качество жизни в городе.

Город за полярным кругом всегда не слишком комфортен примерно 7-8 месяцев в году из-за погоды, даже если там прекрасные здания и налаженная система городского транспорта. И даже если там, как в городе Рьюкан (Норвегия), установят большие зеркала, которые будут направлять лучики солнечного света («солнечных зайчиков») на центральную площадь погруженного в полярную ночь города:

А где-нибудь на Средиземном море чувствуешь себя комфортно почти всегда. Тем более что для самых жарких часов есть сиеста и кондиционер. Ученые различают несколько основных факторов формирования городской среды:

  • Антропогенные (созданные человеком).
  • Биотические (созданные живой природой).
  • Абиотические (созданные неживой природой).

Индекс качества городской среды во Владивостоке вырос за счёт общественно-деловой инфраструктуры и городских пространств – Новости Владивостока на VL.ru

В России такое понятие, как «городская среда обитания (проживания)» было разработано и введено в научный оборот «Российским союзом инженеров» и Министерством регионального развития и Федеральным агентством по строительству и ЖКХ. Это понятие ныне используется как базовое для оценки возможностей городской среды удовлетворить потребности горожан и оценки качества этой самой среды.

  • Доступность хорошего жилья.
  • Стоимость услуг ЖКХ относительно дохода.
  • Аварийность жилого фонда.
  • Качество водо- и энергоснабжения.
  • Пригодность улиц для прогулок.
  • Популярность пешеходной инфраструктуры.
  • Число камер видеонаблюдения.
  • Число уличных фонарей.
  • Уровень преступности.
  • Популярность ночной жизни.
  • Использование умных фонарей.
  • Использование технологии распознавания лиц.
  • Количество крупных фестивалей.
  • Разнообразие развлечений внутри города.

Конкретно в Москве реализуется собственная программа по созданию комфортной среды. Парки, дворы и скверы обновляются, а при возведении новых жилых комплексов принципы комфортной среды, в том числе для инвалидов, закладываются на уровне проекта. Как, например, в одном из ЖК, расположенных в бывшей промзоне:

Индекс качества городской среды во Владивостоке вырос за счёт общественно-деловой инфраструктуры и городских пространств – Новости Владивостока на VL.ru

В Европе традиции формирования комфортной городской среды намного более давние. Считается даже, что одним из величайших вкладов Европы в мир был ее особый способ понимания и восприятия городского общественного пространства и комфортной среды.

На протяжении тысячелетий Старый континент создавал города в человеческом масштабе, долгоживущие, но всегда динамичные, стремящиеся к культурному разнообразию и гражданскому сознанию своих жителей. Город – это физическая форма, наполненная нематериальными ценностями и мощным социальным, экономическим и историческим значением.

Учитывая проблемы, с которыми в настоящее время сталкивается все более урбанизированный мир, защита европейской модели города актуальна более чем когда-либо. Когда разрастание городов увеличивается с беспрецедентной скоростью, когда изменение климата в значительной степени является продуктом городской мобильности, а социальное расслоение в городах нарастает, общественное пространство обретает особую значимость.

  • Тротуары и дорожки в парках не должны раскаляться под воздействием жары, поэтому их делают из натурального камня, бетона, а в специально обустроенных зонах даже из дерева.
  • Деревья могут и должны защищать от солнца, ветра и дождя, поэтому высадка деревьев должна быть тщательно спланирована так, чтобы они «смыкались» кронами над пешеходными зонами.
  • Корни зеленых насаждений нужно защищать гравием либо оградой от стекающих с дорог и тротуаров химикатов, которыми дороги и тротуары обрабатывают зимой.
  • Массовые активности не должны нарушать покой жителей соседних домов. Для чего нужно предусматривать шумоизоляцию, в том числе с помощью зеленых насаждений.
  • Пространство должно быть универсальным и удобным для офисных служащих, родителей с детьми, студентов, пенсионеров, туристов, инвалидов. На улицах и в парках должны быть пандусы, а на городских пляжах – деревянные настилы для движения инвалидных колясок.
  • Для туристов и приезжих должны быть установлены указатели минимум на двух языках, государственном и английском, для удобства ориентирования.
  • Уличные фонари должны быть исправны и работать в течение темного времени суток.
  • Пространство должно быть приспособлено для различных активностей до самого позднего вечера, что автоматически уменьшает преступность и концентрацию асоциальных личностей в общественных местах (бомжей, алкоголиков).
  • Пространство должно быть удобно для работников, которые производят ремонт, уборку и поддерживают инфраструктуру в надлежащем состоянии. Поэтому нужно использовать материалы, которые легко отмываются от загрязнений.
  • В хорошем городе общественные пространства не похожи одно на другое.
  • При реконструкции нужно искать способы, как сохранить лучшее, что было у того или иного пространства, и как интегрировать традиции и современные технологии.

Разумеется, в рамках одного пространства реализовать сразу все вышеприведенные характеристики невозможно, да и незачем. По-настоящему комфортный город может предложить самые разные по виду и оформлению места общественного назначения. Тем не менее есть универсальные моменты. Например, использование экологичных материалов, которые не нагреваются слишком сильно под солнцем и легко отмываются от загрязнений.

Принципы комфортной среды:

  • Доступность.
  • Многофункциональность.
  • Безопасность.
  • Понятность и разборчивость.
  • Устойчивость (отсутствие ущерба экологии).
  • Идентичность.
  • Гибкость.
  • Адаптивность.
  • Интерактивность.

Под адаптивностью следует понимать способность быстро реагировать на меняющиеся потребности горожан, а гибкость – это способность возвращаться в исходное состояние после проведения какой-либо разовой активности (ярмарка, народное гуляние, концерт и прочее).

Интерактивность подразумевает вовлеченность горожан в общественную жизнь города. Другими словами, для них должны быть интересные события, у них должна быть возможность свободно туда попасть.

Разумеется, реализовать эту концепцию в уже состоявшихся городах с большой историей можно разве что в пределах отдельных районов. Однако существуют и города, построенные в полном соответствии с концепцией нового урбанизма «с нуля». Это, к примеру, Селебрейшн и Сисайд во Флориде (США):

Индекс качества городской среды во Владивостоке вырос за счёт общественно-деловой инфраструктуры и городских пространств – Новости Владивостока на VL.ru

В России примером нового урбанизма «с нуля» могут служить Город набережных, Опалиха-2 и Опалиха-3 в Подмосковье и Горки город в Сочи:

Индекс качества городской среды во Владивостоке вырос за счёт общественно-деловой инфраструктуры и городских пространств – Новости Владивостока на VL.ru

О чем еще стоит упомянуть, говоря о комфортной среде и социологии города? Это, конечно же, широко известная «теория разбитых окон». Суть в том, что, если социум терпимо относится к мелким правонарушениям и ничего не делает, чтобы быстро застеклить разбитое хулиганами окно, очень скоро в домах и общественных зданиях не останется целых стекол. А правонарушители, видя безнаказанность, как бы «получат добро» на более серьезные преступления, из-за чего городская среда станет совсем некомфортной.

Авторами теории разбитых окон являются американские социологи Джеймс Уилсон и Джордж Келлинг, впервые представившие ее в 1982 году. А в 1994 году эту теорию взял за основу своей деятельности мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани, начав беспощадную борьбу с мелкими нарушениями и незамедлительно устраняя последствия этих нарушений в виде разбитых окон и прочего. Нью-Йорк действительно стал комфортным и безопасным городом, хотя многие и сомневаются, что решающую роль сыграло именно применение этой теории, а не весь комплекс мер по благоустройству и борьбе с преступностью.

Однако, конечно, только полиция или только власть не сможет поддерживать порядок, если горожане будут равнодушны к тому, что их окружает. А чтобы вовлечь граждан в жизнь города, нужны удобное городское пространство, комфортная городская среда, которую захочется беречь всем и каждому, и научный учет потребностей горожан в рамках социологии города. Как видим, все процессы взаимосвязаны и взаимозависимы.

Но будем оптимистами, потому что сегодня все больше городов, где власть заботится об удобстве горожан, а «умный город» уже стал реальностью. Что это такое? Давайте посмотрим!

«Умный город»

Сегодня практически каждому знакомо словосочетание «умный дом». Это возможность управлять всей техникой и коммуникациями в доме дистанционно, установив специальное приложение на смартфон. Так, вы можете со смартфона отключить от электропитания розетку в комнате, если вдруг засомневались, что точно выключили утюг. Вы можете за час до прихода домой включить зимой отопление на полную мощность, чтобы вас встретило тепло домашнего уюта, но не в ущерб семейному бюджету, потому что система регулировки позволяет в свое отсутствие установить обогрев помещений на минимальную температуру в 14℃.

Как это все применимо в масштабах города? «Умный город» или smart city –
это тоже продукт интеграции информационных технологий и Интернета вещей. Первыми «ласточками» прогресса стали системы видеонаблюдения и распознания лиц, которые позволяют оперативно выявлять правонарушения, совершенные в городе.

Далее появилась автоматизация возможности обращения граждан через единый колл-центр, информирование о ходе ремонтных работ на объектах в режиме онлайн, функция обратной связи на официальных порталах городов, множество специальных приложений, позволяющих коммунальным службам контролировать и регулировать степень освещенности улиц города и многое другое.

Сегодня во многих больших городах не проблема в режиме онлайн выбрать подходящий по расположению детский садик для ребенка, узнать, к какой школе «приписан» ваш адрес и куда вести ребенка в первый класс. Для полноты понимания можно пояснить концепцию «умного города» примером Интернета вещей.

Конечно, пока сложно говорить о том, как скоро можно будет управлять через единое мобильное приложение всей инфраструктурой города по образу и подобию того, как можно управлять «умным домом». Однако множество интерактивных проектов в рамках идеи «умного города» тоже имеют свои плюсы, поскольку позволяют гражданам, заинтересованным в решении какой-то одной проблемы, сориентироваться быстрее, чем если бы пришлось разбираться со сложной структурой приложения, охватывающего все сферы жизни города.

И, разумеется, все это имеет смысл, когда реализованы принципы формирования комфортной городской среды, создание комфортных общественных пространств, когда социология города учитывает потребности горожан.

В интерактивном режиме контролируется заполняемость мусорных баков. Жителей стимулируют к раздельному выбрасыванию пластикового мусора собственной «валютой», точнее, «монетками», которыми можно реально рассчитаться в некоторых кафе. Из этого мусора потом по 3D-технологиям изготавливают скамейки и другие предметы городского экстерьера.

Индекс качества городской среды во Владивостоке вырос за счёт общественно-деловой инфраструктуры и городских пространств – Новости Владивостока на VL.ru

Топ-7 «умных городов» будущого:

  • Чэнду Великий город (Китай) – 80-тысячный город разместится всего на 1,3 квадратных километров, будет полностью пешеходным и снабжаться возобновляемыми источниками энергии.
  • Масдар-Сити (ОАЭ) – тоже на основе возобновляемых источников энергии, от пыльных пустынных бурь будут защищать специальные стены, а от зноя специальные «зонты»-накопители солнечной энергии.
  • Плавучий город-государство (Французская Полинезия) – проект свободной экономической зоны, не привязанной к территории и имеющей свою криптовалюту.
  • Умка (Россия) – город-электростанция в Северном Ледовитом океане с полностью самообеспечивающей инфраструктурой.
  • Хазарские острова (Азербайджан) – система из 41 острова в Каспийском море, где, помимо обычной инфраструктуры, будут трасса для «Формулы-1», аэропорт и бульвар на 150 километров.
  • Аэквория (Бразилия) – город, полностью сделанный на 3D-принтере. Строения посреди океана планируется стилизовать под медуз.
  • Океанская Спираль (Япония) – подводный город, безопасный во время цунами и землетрясений.

Разумеется, управлять всем этим великолепием будут при помощи цифровых технологий. Больше о концепции «умного города» можно узнать из интервью урбаниста Алексея Новикова:

Главные признаки «умного города»:

  • Человекоцентричность.
  • Управляемость по современным технологиям.
  • Доступность и открытость для людей и идей.
  • Прозрачность для желающих узнать нюансы городских решений.
  • Гарантия защиты персональных данных.
  • Основа на интегрированных службах и инфраструктуре.
  • Проактивность в обучении и развитии горожан.

Тест на усвоение материала урока

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

В следующем уроке речь пойдет о городском дизайне.

Представление о городской среде

Городская среда сегодня — это сложная система, включающая различные градостроительные и инфраструктурные объекты. В нее входят самые разные жилые, инженерные и транспортные сооружения: улицы, проспекты, площади, конструкты прикладного и монументального искусства, здания, различные точки благоустройства и т.

Все они должны быть связаны между собой и подчинены единому замыслу, рассчитанному на обеспечение комфортной жизни в условиях жилой среды.

Индекс качества городской среды во Владивостоке вырос за счёт общественно-деловой инфраструктуры и городских пространств – Новости Владивостока на VL.ru

С течением времени сложился образ современного города, в котором старинные тихие улочки и просторные благоустроенные парки с прудами и тенистыми дорожками соседствуют с шумными трассами и высотными кварталами. У каждого полиса свое лицо. Но все они развиваются так, чтобы части каждого гармонично сосуществовали и не мешали друг другу.

Поэтому, если раньше городские поселения формировались хаотично, просто как совокупность новых сооружений, то сегодня каждая постройка анализируется с точки зрения инфраструктуры, удобства и влияния на внешний облик общей среды.

Современные места жизни, работы и отдыха людей стремятся к тому, чтобы каждый элемент системы был продуман с точки зрения логистики, дизайна и взаимодействия с природой.

Особенности архитектурного проектирования городской среды

Если мы говорим не о реконструкции и модернизации, а о создании новой городской среды, то ее разработкой занимаются архитекторы и инженеры.

Это сложнейшая задача, при реализации которой важно учитывать комплекс различных факторов: логистика, оптимальное размещение жилых и нежилых объектов, их взаимодействие, коммуникации, безопасность, совместимость проекта с климатическими и ландшафтными особенностями местности и, конечно, удобство для жителей.

Индекс качества городской среды во Владивостоке вырос за счёт общественно-деловой инфраструктуры и городских пространств – Новости Владивостока на VL.ru

Чтобы реализовать все эти требования, разработчикам проектов этой среды необходимо учитывать множество деталей. Размещение каждого объекта должно быть оптимальным с самых разных точек зрения.

Например, детский сад не только должен быть расположен вблизи жилых домов, но и дорога к нему должна быть безопасной для движения с маленькими детьми и колясками; размещение школы надо соотносить с количеством жителей в каждом квартале, чтобы не создавать в одном месте концентрацию учебных заведений, а в других — их нехватку.

Или, например, промышленное предприятие недопустимо проектировать вблизи от кварталов, на обитателях которых может сказаться выброс загрязняющих атмосферу веществ, шум и т.

Каждый из этих примеров говорит о том, что планирование комфортной среды требует опыта и специальных знаний, чтобы предотвратить недочеты и проблемы, сказывающиеся на благополучии людей.

Город можно сравнить с огромным домом для тысяч и миллионов людей. Его районы, кварталы — как отдельные квартиры. Поэтому и проектирование городской среды в некотором смысле походит на разработку модели дома от дизайна до внутренней планировки и коммуникаций.

Если говорить о других масштабах, можно это сопоставить с планированием крупного жилого комплекса или фабрики.

Проектирование городской среды, конечно, имеет ряд своих особенностей, которых нет у других подобных задач. Так, план разработчика должен включать не только схему всех объектов, жилых и нежилых, архитектурных и декоративных, но и проведение всех коммуникаций, а также их бесперебойное и надежное функционирование.

Бюджет такого уровня проектирования, конечно, не соотносим с разработкой строительства нового дома. Здесь на сумму влияют множество факторов: от объема работ и их сложности, а также количества различного рода задач, до внешних условий, в которых предстоит воплотить задуманное.

Сложности проектирования городской среды

В настоящее время вопросы, связанные с решением проблем городской среды, выходят на первый план в политике органов власти различного уровня. Об этом говорят следующие факты:

  • Определены критерии оценки деятельности по благоустройству. Министерство регионального развития РФ 9.09.2013 г. приказом № 371 утвердило методику оценки качества городской среды проживания.
  • 04.02.2021 г. вступил в силу Указ Президента РФ об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно этому документу, эффективность деятельности этих учреждений будет оцениваться по результатам улучшения условий среды жизнедеятельности. Среди критериев оценки эффективности – качество городской среды и ряд других измеримых показателей.

Индекс качества городской среды во Владивостоке вырос за счёт общественно-деловой инфраструктуры и городских пространств – Новости Владивостока на VL.ru

Открытым остается вопрос о том, как повлиять на изменение некоторых из этих показателей в сторону положительной динамики.

Наиболее сложными для прямого влияния можно считать следующие составляющие социального и финансового развития городов: численность населения, темп роста реальной среднемесячной заработной платы и реального среднедушевого денежного дохода, динамика физического объема инвестиций в основной капитал, количество занятых в сфере малого и среднего предпринимательства.

Это связано с тем, что невозможно принудить людей к повышению уровня благосостояния, например, через создание бизнеса.

Индекс качества городской среды во Владивостоке вырос за счёт общественно-деловой инфраструктуры и городских пространств – Новости Владивостока на VL.ru

Если говорить о проекте по улучшению городской среды, отвечающем всем требованиям, то его создание было бы связано с рядом противоречий:

  • Он, по сути, неуправляем, так как невозможно влиять на инициативу интересантов (горожан, предпринимателей-инвесторов и пр.).
  • На стадии разработки практически невозможно определить критерии создания проекта, так как представляется крайне сложным узнать обо всех идеях и инициативах целевых групп населения и привлекаемых контрагентов.

По измеримым показателям оценки качества городской среды и эффективности деятельности органов власти можно судить лишь о текущем состоянии города как целостной эмерджентной социотерриториальной системы.

Если решать отдельные проблемы благоустройства городской среды без их взаимосвязи со всей системой, это не приведет к эффективному и долгосрочному результату. Подобно как в организме человека недостаточно лечить болячку как симптом, необходимо найти системное нарушение в работе всего организма, приводящее к сбою.

Кроме того, такой подход к изолированному решению отдельных проблем, может не только не помочь в перспективе, но и навредить. Об этом хорошо сказано в первом правиле системной инженерии: «Если оптимизировать компоненты, то, вероятнее всего, производительность системы будет испорчена».

В жизни этот принцип давно доказал свою правильность. Как пример, можно привести один из вариантов городского развития, когда привлекаются инвесторы для строительства крупного предприятия, от которого ожидается экономический рост территории.

На деле все происходит с точностью до наоборот. Новое производство стягивает на себя все ресурсы региона, не обеспечивая рабочих мест для местных, а привлекая дешевую силу приезжих. При этом о развитии инфраструктуры и социальной сферы речи не заходит.

Индекс качества городской среды во Владивостоке вырос за счёт общественно-деловой инфраструктуры и городских пространств – Новости Владивостока на VL.ru

Другой пример: развитие города через точечную застройку, без учета общего плана района и его благоустройства, а также других факторов: логистических, культурно-исторических, эстетических и т.

Таким образом, проектирование и развитие городской среды и пространства, измеримое, в частности, показателями оценки качества, может быть осуществлено лишь при постановке задачи на уровне целостной системы.

То есть любой вопрос развития города (от повышения уровня доходов жителей до положительного сальдо миграции) можно решить, только если менять всю систему с фундамента, включая все ее составляющие. Бесполезно закрашивать трещины на стене разрушающегося дома. Ее надо демонтировать и возводить заново, а, может, и всё строение с самого фундамента.

Урок 3. Развитие транспортной инфраструктуры

В предыдущих двух уроках мы рассмотрели закономерности возникновения и развития городов в историческом контексте, изучили наиболее яркие урбанистические идеи прошлого и основные виды застройки, которые практикуются в городах сегодня. И самые внимательные читатели уже обратили внимание, насколько серьезное место в концепциях развития городов занимает тема транспорта.

Развитие транспортной инфраструктуры обрело особую актуальность с момента, когда начало развиваться автомобилестроение. Каждый, кто брал на себя труд разработать свою модель «идеального города», был вынужден решать транспортную проблему тем или иным способом. Кто-то взял за основу всеобщую «автомобилизацию» общества, кто-то предлагал усилить значение общественного транспорта, но, так или иначе, без транспортной инфраструктуры город сегодня невозможен как явление.

Цель урока: изучить варианты построения и развития транспортной инфраструктуры города, типы городских улиц и дорог, использование разных видов общественного и арендованного транспорта, а также методы борьбы с пробками и нехваткой стояночных мест для личного транспорта и перспективные варианты организации пешеходного движения. Изучив урок, вы получите представление о вариантах решения различных транспортных проблем в современном мире.

  • Что такое транспортная инфраструктура?
  • Типы городских улиц и дорог
  • Виды общественного транспорта
  • Система арендованного транспорта
  • Личный транспорт
  • Проверочный тест

Итак, приступим, и начнем с определения того, что такое транспортная инфраструктура.

Типы городских улиц и дорог

Этот документ объемом 57 страниц содержит весьма подробную детализацию улично-дорожной сети в местах жилой застройки, производственных, деловых и рекреационных зонах, регламентирует условия видимости препятствий, сопряжение проезжей части с боковыми проездами и множество других важных для транспорта нюансов.

Изучением этих и прочих подобных регламентирующих застройку документов в полном объеме занимаются в инженерно-строительных вузах, мы же ограничимся типологией улиц, которая применяется при транспортном планировании в городах.

Категории улиц и дорог:

  • Магистральные городские дороги 1-го класса скоростного непрерывного движения – для транспортной связки жилых и промышленных районов в больших городах, выезда на загородные дороги, к аэропортам, местам массового отдыха и т.д. Выезд на магистраль через развязки в разных уровнях, пешеходные переходы за пределами проезжей части.
  • Магистральные городские дороги 2-го класса регулируемого движения – для транспортной связки разных районов города с выездами на магистраль через примыкающие дороги не чаще 300 метров. Пешеходные переходы обустраиваются как в уровне проезжей части, так и за ее пределами.
  • Магистральные улицы общегородского значения 1-го класса непрерывного движения – связь между районами города и магистральными дорогами. Пешеходные переходы вне проезжей части.
  • Магистральные улицы общегородского значения 2-го класса регулируемого движения – транспортно-планировочные оси города, соединение районов города с центром. Возможно обустройство выделенной полосы для общественного транспорта. Пешеходные переходы обустраиваются как в уровне проезжей части, так и за ее пределами.
  • Магистральные улицы общегородского значения 3-го класса регулируемого и саморегулируемого движения – связь между районами, возможно обустройство полосы для общественного транспорта. Пешеходные переходы обустраиваются как в уровне проезжей части, так и за ее пределами.
  • Магистральные улицы районного значения – транспортные связки внутри района, выезд на дороги общегородского значения. Пешеходные переходы обустраиваются как в уровне проезжей части, так и за ее пределами.
  • Улицы и дороги местного значения – для обеспечения подъезда к жилым, общественным, административным, торговым, производственным зданиям.
  • Пешеходные улицы и площади – для пешеходов и специального транспорта (полиция, пожарные, скорая помощь).

Это официальные названия категорий улиц и дорог, применяемые при планировании транспортной инфраструктуры. В повседневной жизни мы сталкиваемся с другими более привычными слуху названиями, однако и для них есть определения:

✔Бульвар – широкая улица с преимущественно пешеходным движением. ✔Набережная – улица вдоль берега реки, моря, любого другого водоема. ✔Переулок – небольшая улица между двумя более крупными улицами. ✔Тупик – улица без сквозного проезда. ✔Шоссе – магистральная дорога на выезд из города. ✔Площадь – открытое пространство, обрамленное строениями и/или деревьями. ✔Аллея – пешеходная улица, обсаженная деревьями в ряд. ✔Спуск или съезд – улица, имеющая наклонный рельеф.

Итак, мы рассмотрели термины, обозначающие различные типы улиц и дорог в России и на постсоветском пространстве. За рубежом часто используются другие наименования. Например, во французском и английском языках можно встретить термин avenue (авеню). Так называется любая широкая улица, в том числе с высаженными вдоль нее деревьями.

Наиболее известной для нас является 5-я авеню в Нью-Йорке на Манхеттене. Во-первых, туда устремился огромный поток мигрантов из стран бывшего СССР. Во-вторых, популяризатором 5-й авеню в свое время выступила группа «Рондо» с одноименной песней «Пятая Авеню».

Самые близкие по значению термины в русском языке – это аллея, если вдоль по всей протяженности высажены деревья, или проспект, если деревья не являются ведущим элементом ландшафтного дизайна. Глядя на 5-ю авеню, мы видим, что деревья там есть, однако они не являются предопределяющим элементом ландшафта:

Индекс качества городской среды во Владивостоке вырос за счёт общественно-деловой инфраструктуры и городских пространств – Новости Владивостока на VL.ru

Часто в англоговорящих странах для обозначения улицы используется слово street, что, собственно, и переводится как «улица». Слово «стрит» уже стало нарицательным, и, обсуждая, к примеру, топографический кретинизм и запутанность улиц Лондона, многие так и говорят: «Пикадилли стрит».

И лишь благодаря известной песне Раймонда Паулса и Виктора Пеленягрэ «Я вышла на Пикадилли» в исполнении замечательной певицы Лаймы Вайкуле русскоязычная публика начала пользоваться словосочетанием «улица Пикадилли»:

Индекс качества городской среды во Владивостоке вырос за счёт общественно-деловой инфраструктуры и городских пространств – Новости Владивостока на VL.ru

А во Франции улица вполне может называться «поля». Вы наверняка догадались, что речь идет об одной из главных улиц Парижа Елисейских полях. С одной стороны, это название улицы, а с другой, название Les Champs Elysees («Елисейские поля») практически везде используется без слова avenue.

Популяризатором этой улицы в свое время стал известный французский певец Джо Дассен, который и не скрывал, что песня Les Champs Elysees появилась потому, что ему и его музыкантам пришла в голову мысль восполнить существовавший на то время «пробел» во французском шансоне. Ведь до 1969 года никому не пришло спеть песню про Елисейские поля:

Индекс качества городской среды во Владивостоке вырос за счёт общественно-деловой инфраструктуры и городских пространств – Новости Владивостока на VL.ru

Теперь, когда мы разобрались с типологией улиц и дорог в России и получили некоторое представление о названиях, применяемых за рубежом, можно перейти непосредственно к теме городского транспорта.

Виды общественного транспорта

Уточним, что транспортный спрос предопределяется показателем транспортной подвижности населения. В свою очередь, транспортная подвижность представляет собой среднее количество поездок на транспорте, приходящееся в год на одного жителя.

Нормы времени на дорогу с/на работу (в один конец):

  • Не более 45 минут в городах с населением до 2 миллионов человек.
  • Не более 40 минут в городах с населением до 1 миллиона человек.
  • Не более 37 минут в городах с населением до полумиллиона человек.
  • Не более 35 минут в городах с населением до 250 тысяч человек.
  • Не более 30 минут в городах с населением до 100 тысяч человек.

Разумеется, исключения могут быть. Нормой считается ситуация, когда в утвержденные временные рамки «вписываются» 90% работающих жителей города. Сюда входят и те, кто пользуется общественным транспортом, и те, кто ездит на работу личным автомобилем.

Транспортная сеть должна быть спланирована таким образом, чтобы общественный транспорт вместил всех желающих, а дороги вместили весь общественный транспорт и частные автомобили. Причем так, чтобы пробки на дорогах не увеличивали время в пути сверх утвержденных нормативов.

В больших городах это пока что проблематично. В целом, для планирования транспортной сети города учитываются следующие показатели:

1Население (общее и трудящееся). 2Количество рабочих мест. 3Количество студентов и учебных мест. 4Интенсивность транспортного потока. 5Интенсивность пассажирского потока. 6Пассажирооборот на остановочных пунктах. 7Транспортная подвижность населения.

Это упрощает моделирование, потому что позволяет сосредоточиться на главной цели: обеспечение транспортной доступности различных объектов, соблюдение нормы расхода времени на дорогу из дома на работу и с работы домой. Исходя из этого, планируются маршруты городского транспорта, пересадочные пункты в метро, разрабатывается график движения. В данном контексте не суть важно, будут ли эти задачи решены с помощью автобусов, трамваев, троллейбусов или метро.

Поэтому бытующее на обывательском уровне представление, будто тот или иной вид общественного транспорта «положен» только городам с определенной численностью населения, не совсем верно. Так, считается, что в России метро должно быть во всех городах-миллионниках, и это представление уходит корнями во времена СССР.

Помимо социально-экономических показателей, в любой стране мира строительство метро очень зависит от природно-географических факторов. В частности, таких, как состояние грунта, уровень подземных вод, сейсмоопасность региона и т.

Точно так можно считать неактуальными связки между численностью населения города и наличием трамвая. В частности, в России нет трамвайного сообщения в Тольятти с населением почти 700 тысяч человек, нет своего трамвая в Тюмени с населением порядка 800 тысяч человек. В 2009 году ликвидировано трамвайное сообщение в городе-миллионнике Воронеже. В то же время, трамвайная линия функционирует в городе Волчанск, что в Свердловской области, хотя население Волчанска по ситуации на 2021 год составляет 8 458 человек, т. не дотягивает даже до 10 тысяч.

Отдельной темой является троллейбусное сообщение. В советское время троллейбусы зачастую старались «заполучить» из соображений престижа, а не из какой-то особо острой транспортной необходимости. В целом, наиболее распространенным видом городского транспорта является автобус или маршрутное такси, а право работать на том или ином маршруте получают частные перевозчики в ходе тендера.

Понятие «доступность транспорта для инвалидов» подразумевает наличие в городе специализированного общественного транспорта, низкопольных автобусов, трамваев и троллейбусов с подъемной площадкой для инвалидных колясок, пандусов и съездов для колясок на тротуарах и возле остановочных комплексов.

Расстояние между остановками:

Индекс качества городской среды во Владивостоке вырос за счёт общественно-деловой инфраструктуры и городских пространств – Новости Владивостока на VL.ru

Удаленность пешеодных переходов:

Индекс качества городской среды во Владивостоке вырос за счёт общественно-деловой инфраструктуры и городских пространств – Новости Владивостока на VL.ru

Заметим, кстати, что помимо своей основной функции, остановка транспорта может стать местной достопримечательностью, способом пропаганды здорового образа жизни или рекламой бренда. Ниже приведем несколько примеров.

Индекс качества городской среды во Владивостоке вырос за счёт общественно-деловой инфраструктуры и городских пространств – Новости Владивостока на VL.ru

Индекс качества городской среды во Владивостоке вырос за счёт общественно-деловой инфраструктуры и городских пространств – Новости Владивостока на VL.ru

Индекс качества городской среды во Владивостоке вырос за счёт общественно-деловой инфраструктуры и городских пространств – Новости Владивостока на VL.ru

А это остановка-комната:

Индекс качества городской среды во Владивостоке вырос за счёт общественно-деловой инфраструктуры и городских пространств – Новости Владивостока на VL.ru

Помимо физической доступности, важным аспектом является и финансовая доступность общественного транспорта. По этой причине городской транспорт общего пользования всегда является дотационным. Если бы каждый из нас в полном объеме возмещал все затраты перевозчиков, тогда людям, работающим за минимальную зарплату, было бы попросту невыгодно ездить на работу, особенно с пересадками. В этом случае 22-23 поездки по количеству рабочих дней в месяце полностью бы «съедали» минимальную зарплату.

В качестве стимула выступают комфортность поездки, частота движения и незначительное время ожидания транспорта. К тому же это дешевле, чем заправляться бензином, а добраться в другой конец города, например, на метро всегда быстрее, чем на машине.

Наиболее часто в качестве примера приводят Швецию. Там города отличаются так называемой «вытянутой» застройкой, поэтому расстояние от дома до работы у среднестатистического шведа больше, чем у среднестатистического россиянина. Однако это не значит, что шведы часами стоят в пробках или «давятся», как сельди в бочке, в метро.

Помимо общественного транспорта, в крупных городах мира можно воспользоваться арендованным. И это не только автомобили.

Система арендованного транспорта

Отдельной темой является аренда транспорта. Это, конечно, не совсем общественный транспорт в привычном для нас понимании, но и уж точно не личный. Что же касается привычек, окружающий мир меняется так быстро, что только успевай привыкать к новому.

Модный ныне термин «микромобильность» в течение 2020-2021 года обрел новую актуальность. Если ранее средства микромобильности, такие как электросамокат, велосипед, скутер, моноколесо, сигвей, гироскутер были преимущественно в личном пользовании либо их можно было одолжить у друзей, ныне во всех крупных городах Европы, Америки, Азии и России есть возможность взять это все в аренду.

Это благое дело как для туристов, желающих осмотреть достопримечательности и увидеть самые потаенные уголки нового для себя города, так и для самих горожан, которые могут в хорошую погоду короткие расстояния, в том числе на работу недалеко от дома, преодолевать на двух колесах. Конечно, это лучше, чем стоять в пробках и толкаться в переполненных салонах.

Это хорошо и для города, потому что позволяет снять часть нагрузки с общественного транспорта. Кроме того, это хорошо для экологии, потому что электротранспорт не создает выбросов вредных веществ в атмосферу. Не зря велосипеды и электросамокаты относят, на первый взгляд, не вполне логично в категорию «устойчивый транспорт». Тут не идет речь о физической устойчивости. Понятно, что четыре колеса всегда устойчивее, чем два.

Термин «устойчивый транспорт» в своем аутентичном значении синонимичен термину «зеленый транспорт». В эту категорию входят электромобили, велосипеды, электровелосипеды, электросамокаты и все прочее, что не вредит атмосфере и позволяет сохранить окружающую среду. На Западе темой экологии озаботились достаточно давно, поэтому обустройство велосипедных дорожек и прокат велосипедов сами собой разумеются.

В этом контексте вполне логично, что европейские и американские города оказались в большей степени готовы к массовому «нашествию» электросамокатов, чем российские. Хотя и там пришлось принять дополнительные меры, чтобы обезопасить от автомобилей желающих «рассекать» на двух колесах, а пешеходов – от таких вот «рассекающих».

А вот в Санта-Монике (США) план по развитию велосипедного движения принят еще в 2011 году. С тех пор там появилось около сотни миль велодорожек, но и этого оказалось недостаточно, чтобы выдержать наплыв новых видов одно- и двухколесного транспорта. Однако в Санта-Монике не унывают, а корректируют планы, причем с учетом данных по фактическому использованию микромобильного транспорта: количество, маршруты, длительность поездок, точки аварий и т.

Все, что сдается в аренду, обязательно оснащено маячками GPS для контроля местонахождения, защиты от угона и несанкционированного (читайте – неоплаченного) использования. Конечно, разблокировать и уехать на таком самокате без оплаты затруднительно, однако просто унести сей транспорт в руках можно запросто.

Хотя, занимайся чиновники повсеместно своими прямыми обязанностями по благоустройству города в интересах горожан, так и не пришлось бы изобретать ограничения для горожан вместо того, чтобы радоваться разгрузке общественного транспорта и снижению углеродного следа.

Аренда машин в большей степени услуга для туристов, а для большинства жителей города в любой стране мира личный автотранспорт является более предпочтительным.

Личный автотранспорт

1

Отношение общей площади улично-дорожной сети к количеству машин. 2

Отношение среднего значения жилищной обеспеченности горожан к так называемой «гаражной норме» или площади, достаточной для стоянки авто.

Судя по пробкам и загруженности дворов машинами, в России оба этих показателя далеки от идеала. Как решают эту проблему за рубежом, мы уже, в общем и целом, знаем. Это собственно строительство дорог и транспортных развязок, в том числе в нескольких уровнях, что позволяет рационально использовать площадь городских территорий. Это меры по развитию общественного транспорта до уровня, когда общественный транспорт удобнее личного. Это строительство подземных паркингов, что тоже экономит пространство города, задействуя его в глубину.

Отметим, что различают такие основные типы парковки, как наземные, подземные, наземно-подземные. Подземный тип парковки является наиболее экономичным в плане использования территории города, но более затратным в плане обустройства. Для организации наземных парковок в крупных городах уже нет территориальных ресурсов, поэтому обустройство подземных паркингов может стать единственным достойным выходом.

В Западной Европе в больших городах ограничивают или делают платным въезд в историческую часть. В Германии синхронизируют светофоры со скоростью автомобильного потока так, чтобы соблюдался принцип «зеленой волны» и у каждого автомобиля было минимум остановок на «красный», что тоже уменьшает количество заторов. А еще немцы практикуют порайонное перераспределение времени начала и окончания рабочего дня в расположенных там организациях, чтобы «час пик» перестал быть таковым повсеместно.

В Финляндии и, опять же, в Германии заторы принято отслеживать по сигналам мобильных телефонов и их избыточной концентрации в том или ином месте. При возникновении затора сведения передают в информационные системы онлайн- и офлайн-оповещения. В России тоже есть сервисы оповещения, например, «Яндекс. Пробки».

Но, конечно же, наименьшую нагрузку на транспортную сеть создают пешеходы. В идеале они могут вообще не мешать транспорту, если везде будут подземные либо расположенные выше уровня дороги пешеходные переходы. Чтобы ими могли комфортно пользоваться инвалиды, нужны подъемники, лифты и эскалаторы возле переходов, расположенных выше или ниже уровня дороги. Обычный съезд для коляски не решает проблему в полной мере, потому что воспользоваться им можно лишь с посторонней помощью.

Настоящее чудо индустриального пейзажа сотворили в Шанхае (Китай). По сути, это круглый пешеходный мост, а на переднем плане можно увидеть эскалатор:

Индекс качества городской среды во Владивостоке вырос за счёт общественно-деловой инфраструктуры и городских пространств – Новости Владивостока на VL.ru

А самым известным в мире можно считать Сибуйский диагональный пешеходный переход, именуемый так по названию железнодорожной станции, возле которой он расположен. Там можно переходить перекресток по диагонали, а не только по периметру:

Индекс качества городской среды во Владивостоке вырос за счёт общественно-деловой инфраструктуры и городских пространств – Новости Владивостока на VL.ru

Кроме того, в контексте развития транспортной инфраструктуры можно затронуть тему освещенности дорог, тротуаров и пешеходных переходов в темное время суток. Однако тема городского освещения сама по себе намного шире, чем освещение дорог и тротуаров, поэтому мы ее затронем в следующих уроках.

Далее побеседуем на тему городского пространства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.