Градостроительная типология форм городской среды — презентация на Slide-Share.ru 🎓

1Градостроительная типология форм городской среды

Формирование
городской среды – явление разноаспектное,
многосту­пенчатое, в котором
архитектурное творчество составляет
лишь часть взаи­модействующих в общем
процессе факторов. Поэтому в архитектурной
тео­рии нет даже устоявшегося термина
для того материально-пространственно-“э
объекта, с которым в данном случае
оперирует зодчий. Его называют

фрагмент
городской среды», «урбанистическое
пространство», «внешнее -эродское
пространство», «городской ландшафт»,
«интерьер улицы», даже

-радостроительный
ансамбль», подразумевая архитектурную
среду, пред–азначенную для городской
деятельности, не требующей закрытых
помеще–ий, активно связанной с
природно-климатическими воздействиями
или до­текающей их в широких пределах.

Наибольшее
распространение получили в последнее
время два опре­деления: «открытые
городские пространства» и «городской
интерьер», точ–ее других определяющие
архитектурную сущность объекта.

1 Городская среда как особый объект архитектурного творчества

Гинзбург (1892-1946) писал, что «организация
изолируемого про­странства, та
кристаллическая форма, которой
охватывается по существу своему
аморфное пространство, есть отличительный
признак архитектуры от других искусств. То, что составляет особенность, так
сказать, пространст­венных переживаний,
ощущений, испытываемых от interiur’oB
архитектурно­го
произведения. Основное отличие
архитектуры, не повторяемое в воспри­ятиях
какого-либо иного искусства».

Но
«чувство интерьера» возникает не
только внутри зданий. Бруно Дзе-ви
(1918-2000) указывает, что «архитектурное
пространство мы продолжаем ощущать в
городе, на улицах и площадях, в переулках
и парках, на стадионах и скверах –
повсюду, где творчество человека
ограничило «пустоты», т. со­здало
замкнутое пространство. Если внутри
здания пространство ограничено шестью
плоскостями (полом, потолком, четырьмя
стенами), это не означает, что пространством
не является равным образом и пустота,
ограниченная пя­тью, а не шестью
плоскостями, как это имеет место во
дворе или на площа­ди. все то, что
зрительно ограничено какими-либо
завесами, будь то стены зданий, или
ряды деревьев, или синь моря,
характеризуется теми же самыми
элементами, которые отмечают архитектурное
пространство».

На
рис. 1 показан теоретический перебор
подобных моделей: от «классического»
городского интерьера, прототипом
которого могут служить замкнутая
средневековая площадь, двор-колодец,
до гипотетической обзор­ной площадки,
где реально проектируется только одна
формирующая наше отношение к пространству
плоскость, а остальные условны,
недосягаемы для архитектурных
преобразований и принимаются как
окружающая это со­оружение данность.

В
сочетании таких элементов, которые
поддаются авторской обработке в
процессе «конструирования изолирующей
среды», и элементов, включающих­ся
в архитектурное произведение только
зрительно, – небосклона, фрагментов
пейзажа, перспектив улицы, – и состоит
отличие городского интерьера от
обыч­ного. Естественно, что при этом
основная (по М. Гинзбургу) задача
архитек­туры – «изолировать, отграничить
какими-либо вещественными материальны­ми
формами известную часть пространства»
– существенно усложняется: «пунктир»
материальных форм, вычленяющих открытое
городское пространст­во, должен быть
достаточно выразительным, чтобы
выполнить свое предназна­чение,
должен гармонировать с изображениями,
возникающими в разрывах, а размещение
и конфигурация этих разрывов должны
согласовываться с зако­нами
градостроительной организации среды,
лежащими вне закономерностей формирования
материальных объектов, образующих
«пунктир».

Создание
городского интерьера – особая область
архитектурного творчест­ва, стоящая
на грани между градостроительным и
объемным проектированием и соединяющая
возможности и трудности и того, и
другого. Оперируя
одновре­менно и с «дальними», и с
«ближними» градостроительными
пространства­ми, архитектор должен
свободно ориентироваться в комплексе
функцио­нальных и художественных
факторов их планировочной организации;
заду­мывая формы и конструкции
ограждений «своего» пространства,
должен об­ладать знаниями, необходимыми
для проектирования различных зданий
и сооружений, объектов городского
дизайна и оборудования, элементов
ланд­шафтной архитектуры.

Понятия
«открытое городское пространство»,
«городской интерьер» не­сколько
отличаются от близких им терминов
«архитектурная среда», «город­ская
среда», «архитектурное пространство»,
описывающих явления более об­щего
порядка (рис. По принятой много лет
назад ЦНИИП градостроитель­ства
классификации к открытым
пространствам в
городах и групповых си­стемах
населенных мест относятся незастроенные
территории вообще, в том числе
водно-зеленые системы, главные проспекты,
набережные, эспланады,

а
– помещение; б – двор-колодец; в – курдонер,
лоджия; г,д- балкон, терраса; е – обзорная
площадка

Термин
«городской
интерьер», вновь
напоминая об архитектурном содержании
городской среды, подчеркивает локальность
объекта, его мест­ный характер. Сказанное позволяет уточнить сущность
этого понятия в рам­ках настоящей
работы. Городской
интерьер – это целостно воспринимаемый
конкретный фрагмент архитектурно
освоенного городского пространства,
в кото­ром часть реальных ограждений
(плафон, стены) заменены условными
(небосвод, панорама). На
базе этого исходного понятия в дальнейшем
рассматриваются особенности строения
и формирования более сложных
пространственных систем, в том числе
те, в становлении облика которых
участвуют лежащие вне архитектуры
факторы жизни и деятельности города. А поскольку трудно описывать строение,
свойства, потенциальные возможности
формирования и развития таких объектов
с какой-либо одной позиции, в учебнике
исполь­зуются все вышеперечисленные
термины.

В
приведенном определении слова «изнутри
воспринимаемый кон­кретный фрагмент»
имеют принципиальное методологическое
значение. При проектировании зданий и
сооружений архитекторы, отталкиваясь
от объем­но-планировочных схем,
переключают внимание на объемно-пластические
характеристики, комбинируя для получения
максимума архитектурной выра­зительности
соотношения масс, членения фасадов,
цвет, фактурность и т. Другими словами,
в двуединстве архитектурных задач,
указанных М. Гинз­бургом, «создать
оболочку, конструкцию», которая должна
«обнять прост­ранство. организовать
его по определенным законам», первая
как бы пере­вешивает вторую. Тогда
как проектирование городских пространств
уже по смыслу своему отдает предпочтение
взгляду «изнутри», акцентирует работу
с собственно пространственными, а не
объемными комбинациями.

Восприятие
особенностей городского интерьера во
многом зависит от нацеленного внимания
зрителя. Находясь рядом с сооружением,
наблюда­тель воспринимает его внешний
вид, объем или фасад фактически
незави­симо от окружения. Но стоит
изменить психологическую установку,
взгля­нуть на здание как на часть
единого бассейна восприятия, в котором
нахо-

а
– фактическое пространство:

б
– городское пространство:

г
– городская среда

дится
и наблюдатель, и объект наблюдения, –
окружающая их среда стано­вится
пространством, интерьером.

Чередование
установок на восприятие части или
целого – единичного экстерьера или
интерьерной среды – порождает специфическую
задачу ар­хитектурного творчества
– обеспечить цельность
эмоционально-художест­венного ряда
впечатлений, соединенных открытым
городским пространст­вом. Задачу тем
более трудную, что сегодня главным
предметом внимания проектировщика
оказались здания, сооружения, составляющие
лишь часть архитектурной среды.

Диалектика
связей части и целого усугубляется
многоплановостью са­мого понятия
«городской интерьер». Его в равной
степени можно отнести и к отдельному
пространству, и к их связке, и к
совокупности впечатлений от всех
открытых пространств города.

«Ярусная»
структура восприятия архитектуры
города (отдельный фраг­мент – композиция
группы пространств – облик города в
целом) – весьма су­щественная черта
его архитектурно-художественной
организации. Она поз­воляет понять,
что при всей сложности проектного
прогноза ее высшей фор­мы – образа
города, – суммируется он из вполне
поддающихся проектирова­нию
самостоятельных объектов градостроительного
формообразования, ох­ватываемых
двумя «нижними» уровнями.

Городской
интерьер в общем ряду архитектурных
пространств пред­ставляет своеобразное
звено. Можно указать много отличий его
от интерье­ров зданий:

  • формирование
    городских интерьеров еще подчиняется
    закономерно­стям прямого зрительного
    освоения, как это имеет место внутри
    зданий, од­нако их размеры, формы,
    особенности развития гораздо ближе к
    аналогич­ным параметрам градостроительных
    образований – районов, зон, – цельное и
    единовременное восприятие которых
    невозможно;
  • превосходство
    в физических размерах обуславливает
    многофункцио­нальное, а не
    узкоспециализированное использование
    городских пространств, что вызывает
    особые трудности соединения в цельной
    среде разноплановых, иногда почти
    несовместимых процессов; порождает
    специфические проблемы
    архитектурно-художественной организации
    городских ансамблей;
  • принципиально
    иначе осуществляется связь с
    природно-климатиче­скими условиями,
    которые напрямую – через погоду, смену
    сезонов, включе­ние зелени и т.д. –
    участвуют в формировании облика
    городских интерьеров; это обстоятельство
    учитывается проектировщиками далеко
    не полностью.

Но
гораздо существеннее названных различий
городских интерьеров и интерьеров в
зданиях сходство, идентичность вызываемых
ими архитектур­но-художественных
ощущений. Зритель воспринимает
пространственный объект целостно, как
определенную эмоционально-эстетическую
согласован­ность его компонентов, и
только потом начинает рассматривать
достоинства или недостатки этих
компонентов. Это обстоятельство может
в известной ме­ре стать действенным
инструментом гармонизации городского
пространства, инструментом объективного
проектного включения, «вписывания»
архитек­турных сооружений в городскую
среду.

Площадь

По всей видимости, именно площадь была первым открытием человека в использовании городского пространства. Она состоит из группы домов вокруг открытого пространства. Эта конфигурация позволила усилить контроль за внутренними пространствами, а также обеспечить возможность сопротивления внешней агрессии за счет минимизации поверхностей, соединяющих данное место с внешним пространством и таящих угрозу атаки. Такой своеобразный внутренний дворик быстро получил символическую ценность и был выбран в качестве модели для бесчисленного количества святых мест (Агора, Форум, монастырь, внутренний двор мечети). С изобретением домов, выстроенных вокруг центрального внутреннего дворика или атриума, этот пространственный паттерн стал моделью будущего. Комнаты располагались вокруг дворика в центре как отдельные дома вокруг площади.

Улица

Улица — продукт расширения поселений после застройки свободного места вокруг центральной площади. Она задает границы распределения земли и предоставляет доступ к отдельным земельным участкам. Улица имеет более выраженный функциональный характер, чем площадь. В силу своего размера площадь является более привлекательным местом для того, чтобы проводить свободное время, в отличие от улицы, на которой человек оказывается захвачен суматохой трафика. Уличные архитектурные декорации воспринимаются только в движении. Уличные разметки, которые мы получили в наследство от прошлых лет, задумывались для других функциональных задач. Планировались все они, исходя из масштаба человека, лошади и повозки. Улицы не подходят для потоков моторизованного транспорта, но в то же время остаются подходящими для циркуляции людей и деятельности. Они редко работают как изолированные пространства (например, в случае деревень, построенных вдоль одной улицы). В большей степени они предполагают восприятие их в качестве частей сети. Наши исторические города позволили нам понять бесконечность возможных пространственных отношений, производимых такой комплексной разметкой.

Типичные функции городских пространств

Городская жизнь протекает в публичной и частной сферах. Поведенческие паттерны людей одинаковы в обеих. Из-за этого способ организации публичного пространства в каждый из периодов истории оказывал мощное влияние на дизайн частных домов.

Читайте также:  Город как арт-пространство привлечет туристов и инвесторов, закрепит молодежь, уверен Иван Карпушкин

Можно было бы даже вообразить некий социальный обычай, в котором равно проявлены индивидуальное и коллективное. Пусть это будет городская активность на открытом воздухе, действия людей вне знакомой территории своего дома, в публичном пространстве, в пути на работу, при покупках и продаже товаров, при отдыхе, досуге, в спортивных мероприятиях, при доставке грузов и т. Сегодня улицей именуют асфальт, поверхность для движения машин, но асфальт не имеет отношения к оригинальному значению термина. Естественно, транспортировка людей и товаров — одна из основных функций города, но на обычных скоростях движения ей не нужны аксессуары.

Но когда мы переходим к движению жителей или общественного транспорта с умеренной скоростью, условия меняются. Сегодня не редкость — загруженный бульвар, где дорога запружена безвкусными машинами, а пешеходная часть забита уличными кафе (несмотря на загрязненный выхлопами авто воздух). Стоит взглянуть на планировочные проекты рубежа веков, как можно заметить, что в городах-космополитах (Париже, Риме или Берлине) воздух загрязнялся испарениями конского навоза, канализационной вони и мусорных отходов. Старая проблема городской гигиены, актуальная со времен первых городских поселений, но с одним отличием: люди травятся чаще угарным газом, чем конским навозом. С медицинской точки зрения мы больше не можем позволить себе подобную бульварную романтику. Пока автомобили в их нынешнем виде продолжают оккупировать улицы, они исключают другие способы использования этих локаций. Давайте же обратимся к краткому описанию основных функций пространства площадей и улиц.

Эта пространственная модель прекрасно подходит для жилищных нужд. В частной сфере она подобна внутреннему дворику или атриуму. Это — старейшие типы городских зданий. Несмотря на неоспоримые преимущества, сегодня они потеряли свое былое значение. Они легко поддаются некорректной идеологической интерпретации, и люди боятся, что такой дизайн внесет нарочитый конформизм в их коллективный образ жизни или его философию.

Понятно, что к этому привело определенное недовольство соседством. В то же время в ближайшем будущем концепция соседства и соответствующие типы зданий, скорее всего, будут внедряться снова — в связи с тем, что после исчезновения больших семей совместное проживание стало популярным среди небольшого количества молодых людей.

В публичной сфере площадь ждала та же участь. Рынки, парадные площадки, церемониальные площади, площади перед церквями и ратушами и другие, оставшиеся от Средних веков, утратили свои изначальные функции и в большинстве мест сохраняются только посредством консервации.

Потеря символизма в архитектуре описана в книге Зигфрида Гидиона «Пространство, время, архитектура». Этот труд подтолкнул мысль Ле Корбюзье в 1930-е и Йорна Утзона в 1960-е, и в нем выражалась надежда, что утрата символизма архитектурой может компенсироваться мощным импульсом художественного выражения. Именно этого автор ожидал и от новых строительных технологий. Я уже отмечал важность поэтического содержания и эстетических качеств пространств и зданий. Я не хотел бы обращаться к проблематике символизма со всеми ее этическими и религиозными обертонами. Также я хотел бы предупредить об опасности необоснованной путаницы в эстетических и символических категориях. Позвольте прояснить: когда я утверждаю, что Лувру вместо музея пошло бы стать жилым домом, замком или офисной постройкой, я говорю о пространстве или типе здания, а не о внешней детализации исторических и социополитических факторов, которые привели к такому структурному решению. Эстетическая ценность разных типов пространства независима ни от краткосрочных функциональных нужд, ни от символических интерпретаций, которые могут разниться из века в век.

Вот еще один пример, который позволит прояснить этот аргумент. Многоэтажные дома с атриумами, существующие со Средних веков по сей день, были моделью для замков и дворцов в периоды Возрождения и барокко. Берлинские многоквартирные дома XIX века — это тоже дома с атриумами, хотя они ничем не напоминают дворцы. Каждый, кто знаком с архитектурой Палладио, должен сделать верное заключение из этих фактов. Свободное использование материалов не играет решающей роли в нашем случае. Если бы играло — Палладио давно уже был бы предан забвению. Так, я могу даже в XX веке построить здание с внутренним двориком без всякого стремления имитировать дворцовую архитектуру XVI века и не выступлю в роли социального класса, который ее произвел. Нет никаких причин не использовать в качестве модели для современной жилой застройки типы зданий, использованные ушедшими в прошлое династиями для дизайна их резиденций и демонстрации благосостояния (здесь необходимо добавить, что моя критика взгляда на эти архитектурные формы относится в основном к немецкой культурной сцене — в Германии доминирует ужасно зыбкое представление об истории). Ранние христиане не боялись адаптировать типы римских юридических и коммерческих построек (таких, как базилики) в качестве прототипов для своих религиозных строений. Ле Корбюзье заимствовал свои «зубцы» из архитектуры барочных замков.

Не найдется ни одной современной публичной площади, которая сравнилась бы с такими городскими площадями, как Гран-Плас в Брюсселе, площадь Станислава в Нанси, Пьяцца-дель-Кампо в Сиене, Вандомская площадь и площадь Вогезов в Париже, Пласа-Майор в Мадриде, Королевская площадь в Барселоне и т. Этот тип пространства ждет, когда его откроют заново. Это может произойти, только если, во‑первых, наделить площадь значимыми функциями, а во‑вторых — спланировать площадь в правильном месте, грамотно связав ее с общегородским планом.

Какие функции подходят площадям? Конечно же, коммерческая деятельность, например — рыночная торговля, но в первую очередь —  деятельность культурная. Размещение общественных административных офисов, домов культуры и быта, молодежных центров, библиотек, театров и концертных залов, кафе, баров и т. В случае центральных площадей, если это возможно, стоит обеспечивать круглосуточную функциональную нагрузку. Ни в коем случае нельзя исключать использование в жилищных целях.

В жилых районах улицы служат зонами прогулок, движения и отдыха жителей в публичном пространстве. Расстояния, на которые дома должны отступать от улицы (как, например, указанные в действующих сегодня нормативах в Германии), настолько завышенные, что создать приятную пространственную ситуацию становится возможным только посредством различных ухищрений. В большинстве случаев для создания парков используются широкие пространства, которые должны прилегать к запасным выходам из общественных организаций. Уличное пространство будет функциональным, только если оно — часть системы, в основе которой лежит доступность для пешеходов. Эту систему легко разрушить следующими ошибками при планировании.

  • Если в некоторые дома или отдельные квартиры нельзя попасть прямо с улицы, а только с черного входа. В этом случае улица лишается жизнедеятельности. В результате внешнее и внутреннее городские пространства постоянно соревнуются. Характер пространства соотносится с уровнем публичной активности в обеих этих сферах.
  • Если гаражи и парковки устроены таким образом, что поток людей между машиной и домом не включен в уличное пространство.
  • Если игровые площадки расположены в изолированных зонах, чтобы сохранить интимность жилого пространства. Похожее невротичное отношение к соседям можно заметить в квартирах — если шум машин извне допустим, внутри детям не разрешено вести себя шумно.
  • Если в публичные пространства под открытым небом не разрешены инвестиции (на устройство аллей с деревьями, мостовых, малых архитектурных форм), потому что основной акцент приходится на внешний вид пространства.
  • Если не принимаются в расчет эстетические качества прилегающих зданий, фасады негармоничны, участки улицы бессистемно разграничены или масштаб границ не сбалансирован. Эти факторы играют формообразующую роль в поддержании функциональной связности улицы и площади. Необходимость согласовывать решения с городской «поэтикой пространства» должна быть так же очевидна, как и необходимость соблюдения технических нормативов. Это основа городской жизни, если быть объективным.

Можете ли вы представить себе, что люди больше не занимаются музыкой, живописью, фотографией, танцами? Каждый ответит на это решительным отказом. Роль архитектуры, как правило, принижается. Ее видят как что-то осязаемое, полезное, практическое. Сегодня функцию архитектуры все чаще сводят к созданию уюта внутри домов и построению статусных символов на улицах. Остальное воспринимается в качестве глазури на торте, без которой можно с легкостью обойтись. Я настаиваю, что историческая эпоха, в которую архитектура утрачивает свое подлинное значение, переживает культурный кризис в обществе. Состояние современной музыки — типичный тому пример.

Проблемы, связанные с улицами в жилых кварталах, о которых идет речь в этой статье, легко считываются и у торговых улиц. Разделение пешеходов и транспорта должно привести к изоляции пешеходных зон. Необходимо искать решения, позволяющие удерживать шум автомобилей и выхлопные газы вдалеке от пешеходов, не разделяя при этом сферы транспорта и движения людей полностью. На практике это означает появление многофункциональной зоны, создать которую можно с помощью технологий. Проблема устройства подобного пространства останется даже после исправления технических недостатков и дизайнерских провалов в разработке отдельных машин (шум, выхлопы и т. Количество машин и их скорость остаются источником беспокойства. Сегодня вряд ли можно надеяться на быструю корректировку какоголибо из этих факторов. С другой стороны, очевидны катастрофические последствия этих проблем и те шаги, которые нужны будут для их решения.

Не думаю, что правы те, кто думает, что процесс бесконечного обновления автопарка и перепроизводства транспортных средств захламит пригороды огромными свалками устаревших машин. Нужно отдавать себе отчет в том, что сегодняшняя стоимость машины и комплектующих доказывает, что не стоит ожидать фундаментальных перемен в долгосрочной перспективе. Мы видим серьезный конфликт интересов между инвестициями в машины и в жизнь людей, последствия этого противоречия выливаются в цену реставрации городского пространства (если общество вообще заинтересовано в проблеме ценности городской жизни).

Вернемся к торговым улицам. Они должны планироваться иначе, чем улицы жилых кварталов. Они должны быть относительно узкими. Прохожий должен иметь возможность рассмотреть товары в витринах магазинов на другой стороне улицы, не пересекая ее. Это именно то, чего хотят и покупатели, и продавцы. Другой тип пространственной конфигурации торговой улицы воплощен в жизнь в старом городском центре Берна, где прохожие могут рассматривать товары в витринах магазинов, будучи защищенными от погодных условий аркадами. Этот тип коммерческой улицы до сих пор сохраняет свой шарм и функциональную эффективность. Пешеход почти не замечает дороги, которая расположена на нижнем уровне. Такое уличное пространство — хороший пример для нас.

Вышесказанное справедливо по отношению к аркадам и проходам с застекленными крышами XIX века. Отчего-то сегодня они вышли из моды. С точки зрения систем проветривания помещать улицу в закрытый переход — нерационально. С другой стороны, современные автономные системы кондиционирования в коммерческих и офисных зданиях способствуют возвращению такой формы в моду. Защита от внешних факторов в наших широтах — это финансово обоснованное решение для торговых улиц. Сегодня почти не осталось улиц с аркадами, которые римляне заимствовали у греков (колоннады окружали греческую Агору), но руины можно встретить в Пальмире, Перге, Апамейе, Эфесе, Лептис-Магне, Тимгаде и т.

Читайте также:  Решения на РБК+ Санкт-Петербург и область

Появление торговых улиц — выдающееся событие в истории городского планирования. Процветание римского правления привело к созданию универсальных и схематичных планов модификации колонизированных греческих городов. Главным было появление магистралей внутри однородной сети улиц — этого добивались за счет внедрения выдающихся архитектурных форм с важными функциональными характеристиками. Архитектурное убранство магистралей явным образом связано с торговой деятельностью и исполнено символизма, отличного от сооружений типа Агоры или Форума с их политическим или религиозным целепользованием.

Идею торговых улиц пытался воскресить Вейнбреннер, предложивший схему усовершенствования Кайзерштрассе в Карлсруэ. Кенигсбау в Штуттгарте, над проектом которой работал Лейнс, выглядит частью улицы с аркадами в Эфесе. Римляне проявили поразительную работу воображения в совершенствовании этого типа уличного пространства. Так, изменения направлений магистральных улиц, обусловленные существующей конфигурацией города, маркировались воротами по образцу четырех частей света. По такому же принципу проектировались галереи Святого Юбера в Брюсселе. Этот прием позволяет разграничивать уличное пространство, уходить от бесконечности системы улиц в границы той или иной зоны. Необходимо отметить, что в редких случаях улицы могут расширяться до площадей без архитектурных изменений.

Приемы, которые использовали планировщики римских и греческих городов для пространственных отношений, были преданы забвению после исчезновения Римской империи с карты Европы. Отдельные типы зданий (форум или базилика) сохранились в неизменном виде в Средние века, в монастырях например. Форум перестал использоваться в качестве публичного пространства. Совсем иначе дело обстоит в Северной Африке или на Ближнем Востоке, а также на территории Испании, где эти древние типы городского пространства сохранились почти без изменений вплоть до рубежа веков и возводились они традиционными методами.

Типология городского пространства

Чтобы описать типологию городского пространства, пространственные формы и их составляющие можно разделить на три основных группы, исходя из геометрической формы вида сверху: производные квадрата, круга или треугольника.

Без сомнения, масштаб тоже относится к геометрическим характеристикам городского пространства. В этой типологии масштаб упоминается только мельком — значение пропорций внешнего пространства я собираюсь более подробно рассмотреть в другой статье.

Модуляция отдельных пространственных типов

Базовый элемент 2. Модуляция базового элемента за счет увеличения или уменьшения его внутренних углов с сохранением внешних габаритов 3. Углы остаются неизменными, но длина двух сторон изменяется пропорционально 4. Углы и внешние габариты меняются произвольно

Угловатое пространство. В нем совмещаются две части базового элемента c изгибом двух параллельных сторон

Колонка показывает только сегмент базового элемента

Добавление базового элемента

Базовые элементы перекрывают друг друга или накладываются друг на друга

Термин «искажение» вмещает в себя пространственные формы, которые сложно или невозможно описать

Как секции зданий влияют на городское пространство

Стандартная традиционная секция с двускатной крышей

С плоской крышей

С отступающим верхним этажом. Такой прием визуально снижает высоту здания

С выступом в форме аркады или цельной структуры на пешеходном уровне. Такой прием «дистанцирует» пешехода от реального тела здания и вносит приятный человеческий масштаб. Такой тип секции, в частности, виртуозно применил Джон Нэш для своего проекта парка Кресчент в Лондоне

На среднем уровне глубина секции здания уменьшается вдвое — это позволяет на нижнем уровне сделать расширенные этажи, а на верхнем — квартиры с выходами на балконы

Произвольное разделение на террасы

Скошенный фасад с вертикальными нижним и верхним этажами

Скошенный фасад с выступающим первым этажом

Скошенная секция со рвом или отдельностоящим первым этажом

Стандартная секция со рвом

Здание с аркадой на первом этаже

Здание «на ножках»

Здание «на ножках» с промежуточным этажом с такими же опорами

Скошенная площадка перед зданием

Отдельно стоящее здание меньшего размера перед большим

Сооружения с очень неглубоким уклоном, например — арены

Здания с аркадами на уровне первого этажа и доступом к пешеходной зоне

Здание с выходом на балкон

Здание со скошенными выступами

Здание с выступами

Здание с отдельностоящими башнями

Упражнения в дизайне можно «исполнить» на «клавиатуре», которую я только что описал. Помимо «формальных» процедур, на пространство влияют другие немаловажные факторы. Они связаны с правилами строительства, которые делают возможным архитектурный дизайн вообще, а еще более важно, каким образом здание будет функционально использоваться (именно это является существенной предпосылкой архитектурного дизайна). Таким образом, логика процедуры предполагает следующую последовательность: функциональный аспект, конструктивный аспект и итоговый дизайн.

Морфологические серии городских пространств

Пройдя Старый Форум, который был окружен большим количеством изолированных зданий, сначала вы попадаете прямо на Форум Цезаря, прилегающий к Курии. Разделялись они колоннадой. Храм, достаточно просторный по сравнению с площадью, занимает добрую его четверть. Затем вы попадаете на Форум Августа. Он был примерно в два раза больше, чем предыдущий, и его внутреннее пространство организовано совсем иначе. Здесь храм уже не стоит обособленно, он задвинут вглубь и лишен тем самым заднего фасада. Чтобы расширить перспективу площади, напротив храма воздвигнута отдельная колоннада. Там, где заканчиваются колоннады, сделаны полукруглые боковые ниши, подчеркивающие проницаемость площади.

Императорский форум в Риме был завершен во время правления императора Траяна архитектором Аполлодором Дамаскским. Пространственный разбор форумного комплекса практически невозможен: я нашел столько различных попыток реконструировать этот комплекс, что осознал, насколько сложно для кого-то, кто не является архитектурным историком, придумать убедительную версию. На самом деле не важно, корректна ли моя личная версия во всех деталях. Я хочу всего лишь кратко описать архитектурные и пространственные приемы, характеризующие подобную разметку. Сразу стоит отметить важный момент — церемониальной разметке не отведено никакого места, нет никаких отмеченных дорожек, хотя, казалось бы, — тут им самое место.

Если продолжить движение от Форума Августа и пересечь атриум, вы попадете в Форум Траяна, размеры которого — примерно 90 × 110 метров. Вход был украшен триумфальной аркой. С этой точки оставшиеся элементы комплекса располагаются на одной оси. Отдельно стóит отметить, насколько различаются колоннады, окружающие каждый из форумов. В последнем — по бокам триумфальной арки стоял одиночный ряд колонн, затем — слева и справа от основной оси — двойные колоннады, которые добавляли пространственной глубины посредством полукруглых апсид. Лицевая стена площади — почти без декора, кроме мест, прилегающих к Базилике Ульпии (они были украшены колоннами). Согласно реконструкции Пола Бижо, центральная зона и две боковые колоннады закрыты. Полукруглые аспиды в верхней части были оставлены открытыми. В результате мы имеем два ряда колонн на продольной оси базилики и три — на поперечной.

В конце концов, пройдя очень узкий атриум, в котором стоит колонна Траяна, вы попадаете в Храм Траяна, расположенный в удивительно тесном месте — с каждой стороны храма все, что мы имеем, — пространство шириной с улицу. Контекст последовательной композиционной логики Императорского форума позволяет обнаружить определенный замысел в таком пространственно стянутом финале.

Эпилог

Я надеюсь, мне удалось показать с помощью богатого материала, что к своему определению концепции городского пространства я пришел после длительного поиска. Все факты исторического наследия свидетельствуют, что знание, накопленное веками, содержит множество истин, которые грех не использовать. Я собирал этот материал для студентов, надеясь вдохновить их углубиться в наше архитектурное наследие. Почти никакие открытия в архитектуре сегодня невозможны. В наше время проблема в другом. К сожалению, мы мало критикуем непродуманные, сиюминутные решения. Нам нужен критический подход. У человека есть пара рук и пара ног, и пропорции его тела должны быть мерой всех зданий. Это относится не только к лестничным маршам или высоте потолков, но и к дизайну публичного пространства в городском контексте. В этом отношении на сегодняшний день городское планирование терпит крах.

Этот материал является частью сборника к онлайн-курсу «Общественные пространства».

Статьи по теме

  • Основные технико-экономические показатели генеральных планов промышленных узлов, комплексов и предприятий
  • Архитектурно-художественная выразительность застройки промышленных комплексов
  • Благоустройство и озеленение промышленных территорий
  • Транспорт на промышленных предприятиях и промышленных узлах
  • Система общественного и социально-бытового обслуживания

Шевелёв В. , канд. архитектуры, профессор кафедры основ проектирования и архитектурной графики, ВГТУ, Россия, Воронеж Кузина Ю. , магистр по специальности градостроительство, направления «Архитектурно-градостроительные

Постановка проблемы. В работе определен путь решения проблемы планировки и застройки городов в условиях сложного рельефа. В статье приводятся факторы, влияющие на преобразование рельефа. Также указаны особенности размещения застройки на рельефе. Приведены примеры объемнопланировочных решений жилых зданий для территорий со сложным рельефом.

Результаты. Учитывая тот факт, что большую часть городской застройки составляют жилые дома, в данной работе предложена типология объемно-планировочных решений жилища в зависимости от способа компоновки относительно склона для территорий со сложным рельефом. Приведенная классификация позволяет упорядочить мировой опыт в данной области и дает возможность проектировщикам выбирать наиболее подходящий тип дома для принятия оптимального решения при проектировании жилища в условиях сложного рельефа. В статье акцентируется внимание на том, что при строительстве неизбежно приходится вносить изменения в существующий рельеф. Вопросы его приспособления для целей застройки неразрывно связаны с вопросами охраны окружающей среды и природных ресурсов. Изменение рельефа не должно способствовать активизации нежелательных эрозионных, гидрогеологических и гидрологических процессов не только на спланированной, но и на смежных с ней территориях.

Ключевые слова: Сложный рельеф, застройка городов, проблемы планировки.

Продолжать композицию естественной природной среды. Проектируя, архитектор должен заботиться об органичном включении объекта в природное окружение.

Архитекторами ведется творческий поиск, направленный на обеспечение индивидуальности и эстетической выразительности жилой застройки с использованием уникальных свойств рельефа. Особенности сложного рельефа заставляют искать каждый раз новое, наиболее соответствующее конкретной ситуации решение.

Развитие существующих населенных мест и возникновение новых происходит в районах, кардинально отличающихся по условиям рельефа – от равнинных до горных.

Крутизна склонов оказывает непосредственное влияние на характер застройки. Если ровным участкам свойственна правильная, или регулярная, планировка; то наклонному рельефу характерна в основном свободная застройка. Прежде всего это касается трассирования улиц, принимающих криволинейные формы в соответствии с изменениями рельефа. При этом застройка до определенных величин уклонов может сохранить регулярность построения с применением традиционных конструктивных решений самих зданий. Однако при значительных уклонах застройка территорий типовыми зданиями становится затруднительной. Главную трудность представляет преодоление перепада высот по сторонам здания в направлении ската, величина которого возрастает с увеличением уклона и протяженности здания.

Читайте также:  Сделано у нас точка ру

Застройка территорий со сложным рельефом при их рациональном использовании обладает большими художественными достоинствами по сравнению с равнинной поверхностью. Но следует учитывать и отрицательные стороны размещения застройки на крутых склонах. К ним относятся: повышение стоимости строительства как за счет применения специальных типов зданий и увеличения земляных работ, так и за счет усложнения технологии их возведения; увеличение строительно-эксплуатационных затрат на транспортное обслуживание территорий (снижение скорости движения, удлинение расстояний поездки из-за развития трассы улит, затраты на вертикальный транспорт и др. ); вынужденная децентрализация учреждений обслуживания в связи с сокращением радиусов пешеходной доступности при больших уклонах; усложнение прокладки подземных инженерных сетей (особенно самотечных).

В большинстве случаев территория для размещения или развития города неравнозначна по уклонам и степени расчлененности она может состоять из участков различной крутизны и линейных размеров, разделенных по вертикали на различную высоту. Сочетание этих показателей позволяет выделить три разновидности рельефа по степени сложности для городской планировки:

1)рельеф малой сложности – слабохолмистый, со средними уклонами до 50‰ и глубиной вертикального расчленения 20-100 м, оказывающий в основном влияние на структурное членение функциональных зон города и выбор трасс отдельных улиц и дорог, связывающих расчлененные структурные элементы города;

2)рельеф средней сложности – сильнохолмистый, со средними уклонами более 50‰ и глубиной расчленения до 200 м, влияющий как на структурное членение функциональных зон города, так и на построение системы транспортных и пешеходных коммуникаций и системы общественных центров;

3)рельеф большой сложности – гористый, со средними уклонами более 50‰ и глубиной расчленения свыше 200 м, имеющий определяющее влияние на функциональное зонирование территорий города, выбор направления его территориального развития и структурную организацию селитебной территории.

Во многих случаях необходимость размещения застройки на неудобных в отношении рельефа территориях обусловлена развитием города в течение длительного исторического

периода. Так, при заложении города стратегические соображения предопределяли размещение его ядра на плоской возвышенности, доминирующей над окружающим пространством. По мере развития города осваивались определенные, благоприятные для застройки участки вокруг центров (монастырей, дворцов), располагавшихся тоже на возвышенных местах. Далее заселялись прибрежные террасы, территории вдоль подходящих к городу дорог. Конфигурация города в плане, как правило, определялась удобством размещения застройки и близостью участков к транспортным коммуникациям. Исключение застройки неудобных территорий приводило к нарушению компактности города, его расчлененности на отдельные, удаленные один от другого районы.

Ограниченность резервов территориального развития, с одной стороны, и стремление упорядочения планировочной структуры города – с другой приводят к освоению под застройку территорий, ранее рассматриваемых как непригодные или ограниченно пригодные из-за высокой стоимости работ по их инженерной подготовке.

Типология объемно-планировочных решений жилых зданий для территорий со сложным рельефом

Типология жилья по способу компоновки относительно склона в наибольшей степени отражает влияние рельефа на тип жилого дома, дает возможность упорядочить большое разнообразие жилья в данной области. Для использования предлагаемой типологии на практике необходимо выделить характерные для каждого типа дома особенности, которые в наибольшей степени влияют на объемно-планировочное решение здания в зависимости от способа компоновки относительно склона.

Типы домов в табличной форме рассмотрены относительно следующих критериев оценки

•Гармоничность сочетания с природным рельефом. Целостность восприятия объема здания в контексте естественного рельефа; подчинение объема формам рельефа; органичное включение архитектурного объекта в окружающую среду.

•Сохранение природной территории. Минимальное использование природной территории, которую занимает дом.

•Устойчивость к воздействию окружающей среды. Способность противостоять воздействию окружающей среды.

•Универсальность размещения на сложном рельефе. Возможность использования одного типа дома при разных формах сложного рельефа

•Обзорность. Возможность созерцать окружающее наружное пространство внутри здания, а также воспринимать его с уровня земли. Влияет на естественное освещение и инсоляцию.

Для каждого типа дома условно обозначено цветом проявление того или иного параметра оценки

•зеленый цвет – высокая оценка;

•желтый цвет – средняя оценка;

•красный цвет – низкая оценка.

Градостроительная типология форм городской среды — презентация на Slide-Share.ru 🎓

Равнинный дом, параметры и рекомендации

Вывод: равнинный дом малоэффективен на склонах, требуется приспособление дома под рельеф, экономичность строительства достигается благодаря массовому строительству и множеству типовых решений (включен в типологию для наглядного сравнения).

Градостроительная типология форм городской среды — презентация на Slide-Share.ru 🎓

Таблица 2 Заглубленный дом, параметры и рекомендации

Вывод: заглубленный дом лучше всего располагать на южных склонах с уклоном от 30 градусов. В этом случае на поверхность земли выходит только фасад, остальной объем располагается под землей. Таким образом, мы получаем 100% свободной территории на участке. Позволяет использовать под застройку не пригодные для размещения надземных зданий территории. При использовании такого типа жилья достигается минимальное вмешательство в пейзаж. Обеспечивается хорошая теплоизоляция, экологичность и экономичность, часть функций ограждающей конструкции берет на себя земля, необходимо только обеспечить несущую способность конструкции дома.

Градостроительная типология форм городской среды — презентация на Slide-Share.ru 🎓

Пять жилых блоков с западной, восточной и северной стороны заглублены в землю так, что поверхность склона постепенно переходит в кровлю. Это делает дом почти незаметным издалека. С точки зрения экономики «хокертонские землянки» показали превосходные результаты – в них использовано только 10 % энергии, расходуемой в обычных домах и при этом без всякого ущерба для комфортной жизни.

Таблица 3 «Дом на курьих ножках», параметры и рекомендации

Вывод: «Дом на курьих ножках» – воплощения бережного отношения к природе. Он минимально соприкасается с землей, может успешно использоваться на северных склонах, на территориях с густой и высокой растительностью. Размещение возможно на любой территории, в том числе на не благоприятной для строительства. Сложные и нестандартные конструктивные решения; требуется утепление всей ограждающей конструкции дома, что ведет к значительному удорожанию данного типа дома

Градостроительная типология форм городской среды — презентация на Slide-Share.ru 🎓

Комплекс построен в Мехико на крутом склоне рядом с автомобильным мостом. Он состоит из четырех домов, скомпонованных в две башни по два дома. Каждая башня стоит на четырёх мощных металлических колоннах. Нулевая отметка, на которой расположены подъезды и входы в дома, выполнена на уровне существующей автодороги и делит каждый

блок горизонтально. Выше и ниже этой отметки располагаются дома площадью более 500 м2 каждый.

Таблица 4 Консольный дом, параметры и рекомендации

Вывод: консольный дом рекомендуется размещать в месте резкого перепада рельефа либо на верхней границе рельефа. В объеме дома формируются три пространства: над зданием, внутри здания, под зданием. Каждое из них можно использовать в качестве мест отдыха или стоянку для автомобиля и т. Также раскрывается эффектный вид из основной части дома. В экономическом плане сложные и нестандартные конструктивные решения ведут к значительному удорожанию данного типа дома

Градостроительная типология форм городской среды — презентация на Slide-Share.ru 🎓

Дом расположен на крутом склоне холма, уклон которого составляет 30 градусов. Консольная конструкция была выбрана не только из эстетических соображений, но прежде всего с целью уменьшить вмешательство объема здания в естественный природный ландшафт. Кроме того, оставив консольную часть дома на той же высоте, что и основную, архитекторы обеспечили обитателям виллы прекрасный панорамный вид на зеленый лес и горизонт.

Таблица 5 Дом фантом, параметры и рекомендации

Вывод: «Дом фантом» рекомендуется использовать на верхних границах сложного рельефа либо в буферных, переходных зонах для создания связи с городом, а также для формирования «второго плана», расширения природного рельефа. Позволяет компоновать крупные жилые комплексы, усиливать, выявлять рельеф, а также искусственно продолжать его.

Градостроительная типология форм городской среды — презентация на Slide-Share.ru 🎓

Дома комплекса спроектированы в виде каскадов разных форм и объемов. Жилой комплекс хорошо вписывается в природный пейзаж на берегу океана, имитируя окружающие его горы, благодаря «зеленым кровлям». Эта проектная концепция предполагает сочетание объёмов, создающих композиционную сеть, которая имитирует существующую в естественных условиях.

Таблица 6 Террасный дом, параметры и рекомендации

Вывод: Строительство террасных домов обеспечивает высокую плотность застройки с сохранением высокого уровня комфортности. Также при строительстве дома возможно компенсировать часть застраиваемой территории за счет террас.

Градостроительная типология форм городской среды — презентация на Slide-Share.ru 🎓

Жилой комплекс представляет собой сложный лабиринт террас, атриумов и балконов. Он иллюстрирует применение традиционных архитектурных приемов – твердых и мягких материалов, контраста света и тени, противостояния открытого и закрытого пространств. Тадао Андо ориентируется на национальные эстетические ценности в архитектуре современных зданий. В своем проекте жилого комплекса он смело следует естественному рельефу, а не меняет его.

Таблица 7 Подвесной дом, параметры и рекомендации

Вывод: данный тип дома может использоваться на отвесных склонах, в местности с деревьями, которые можно использовать в качестве несущей конструкции постройки. Сложные и нестандартные конструктивные решения; требуется утепление всей ограждающей конструкции дома, что ведет к значительному удорожанию данного типа дома

Градостроительная типология форм городской среды — презентация на Slide-Share.ru 🎓

Сферы сделаны из деревянного каркаса и обтянуты оболочкой, выполненной из стекловолокна, которая покрыта эпоксидной смолой, что придает дому особенный блеск. Такие дома также могут быть подвешены к деревьям, мостам, скалам или другим объектам. Чтобы избежать покачиваний, шар фиксируется якорной конструкцией на земле. Жители подобного дома спускаются на землю по мостику или лестнице.

Таблица 8 Дом-мост, параметры и рекомендации

Вывод: дом-мост позволяет соединить несколько пространств, например, два берега, лог, овраг или два холма. Требует поиска соответствующего места. Проектирование подобных зданий лучше всего начинать с поиска места для строительства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *