Экзамен по рисунку в Политехе(дизайн и дизайн архитектурной среды)
Задание:Поступающим предлагается выполнить с натуры рисунок натюрморта, составленный из трёх – четырёх предметов несложной формы.
Рисунок может быть, как линейным, со сквозной прорисовкой контуров и включением небольшого количества тона и условной передачей объема, так и более тональным, с проработкой светотени, глубины пространства и объема.
Формат экзамена: Очный/онлайн экзаменФормат листа: А2Материалы: простые карандаши
Примеры работ взяты с официального сайта приемной комиссии ВУЗа
Экзамен по композиции в СПбПУ(дизайн архитектурной среды)
Задание:Поступающим предлагается выполнить по представлению объемно-пространственную композицию из четырех-пяти заданных геометрических тел, врезанных друг в друга, в соответствии с законами расположения объектов в пространстве и правилами построения перспективного изображения.
Разрешается использовать геометрические тела, только указанные в задании. Увеличивать или сокращать количество заданных тел не допускается.
Экзамен по живописи в СПбПУ(дизайн)
Задание:Поступающим предлагается выполнить натюрморт, составленный из нескольких предметов, простых по форме и различных по фактуре, материалу и цвету и дополненных драпировками.
Формат экзамена: Очный/онлайн экзаменФормат листа: А2Материалы: кисти, краски (темпера, акрил, гуашь, акварель)
Экзамен по композиции в Политехническом университете(дизайн)
Задание:Поступающим предлагается выполнить композицию на заданную тему с использованием заданных геометрических объектов и букв. Композицию необходимо представить в двух решениях – чёрно-белом и колористическом (количество цветов – не более пяти).
Чёрно-белое решение должно быть выполнено исключительно в технике традиционной графики. Колористическое решение может выполняться как в технике традиционной графики, так и в технике компьютерной графики.
Формат экзамена: Очный/онлайн экзаменФормат листа: А3Материалы: карандаши, фломастеры
Полезности для абитуриентов России и СНГ
До 10 августа бесплатно делимся лекциями и видеоуроками с теми, кто из России и СНГ! Зарегистрируйтесь, чтобы просмотреть!
Отправляя форму, вы соглашаетесь на обработку
Подготовка
Более 9 лет успешно готовим к поступлению в Политехнический университет Петра Великого. Предлагаем Вам присоединиться к ученикам нашей школы.
Для кого этот курс?Курс для тех, кто:учится в средней и старшей школе;думает о поступлении на дизайн в России;выбирает факультет: дизайн / промышленный дизайн / средовой дизайн и т. ;имеет или не имеет художественное образование;серьезно и ответственно подходит к выбору будущей профессии.
Просторные интерьеры комфортны для занятий в любое время. Дистанционные же занятия ведутся в спец. оборудованных классах
Мы ответим на все Ваши вопросы!
Вас будут обучать преподаватели с опытом работы в лучших ВУЗах и колледжах России
Кельх В.
Основатель студии Kelkh Architects
Стоимость подготовки в Политех
Интенсивы для поступающих
Интенсивы – это занятия во время школьных каникул. Для тех, кто заканчивает 9 и 11 классы, это отличная возможность подготовиться за короткое время к творческим вступительным испытаниям!
Мы понимаем, что не у всех есть финансовая возможность оплачивать дорогостоящую подготовку в творческие ВУЗы и колледжи, а связать свою жизнь с творческой профессией хочется. Поэтому разработали программу обучения, которая позволит при должной самодисциплине подготовиться к творческим экзаменам, но при этом будет дешевле, чем стандартные занятия с педагогами.
Вот как строится подготовка по этой программе:
- Мы высылаем Вам записи занятий, на которых преподаватель разбирает работы абитуриентов, дает новый материал и отвечает на вопросы. То есть Вы получаете полноценную запись урока, которую можно просматривать и делать те же задания, что и ученики с занятия.
- На регулярных вебинарах, которые проходят не реже 1 раза в месяц, преподаватель сможет ответить на все Ваши вопросы и проконсультировать по работам, которые Вы сделали.
- Еженедельно Мы будем присылать по 1 лекции от наших преподавателей (история архитектуры, дизайн, проектирование и т.д.), чтобы Вы смогли получать еще и теоретическую информацию, которая позволит вдохновиться на творчество, а также дать основы, необходимые для успешной сдачи вступительных испытаний.
Данный вариант подготовки является наиболее подходящим для абитуриентов. Этот подход позволяет полноценно подготовиться к вступительным испытаниям и не волноваться, что какая-то часть материала недостаточно изучена. Тариф “Стандарт” рекомендуем использовать в большинстве случаев.
Основные преимущества перед “Базовым” тарифом и то, как строится подготовка:
- Вы занимаетесь с преподавателем (очно/онлайн). Есть возможность в режиме реального времени спросить что-то у преподавателя или попросить объяснить непонятную для Вас тему
- Проверка домашних работ каждое занятие
- Вы можете в любой момент написать нашим администраторам и задать вопросы касательно поступления, экзаменов и т.д.
- Еженедельно мы будем присылать Вам лекции от наших преподавателей. Помимо теоретической информации (архитектура, дизайн и т.д.) мы будем присылать доступ к дополнительным материалам (видеоуроки по сложным темам, профориентационные лекции и т.д.)
- Доступ к закрытым пробным экзаменам с подробным разбором каждой работы преподавателями университетов
Данный тариф подойдет тем, кто хочет подготовиться к творческим экзаменам и поступить в ВУЗ с минимальной затратой времени и нервных клеток.
Основные отличия от тарифа “Стандарт”:
- Полный цикл профориентации, где Вы сможете окончательно выбрать направление, по которому будете учиться. (Во многих ВУЗах есть похожие друг на друга направления, между которыми абитуриенты совсем не видят отличий. Например, архитектура, градостроительство и строительство).
- Вы получаете доступ ко всем видеокурсам школы, что позволит просматривать любые материалы, которые помогут в подготовке к экзаменам!
- Наши специалисты помогут Вам собрать документы в ВУЗы и колледжи, а также будут консультировать во время приемной кампании, чтобы увеличить шансы на поступление.
Сначала ходил целый год на официальные курсы от университета. Сейчас за 3 занятия в школе мне объяснили больше, чем на курсах в ВУЗе за весь год. Как я понял, в универах подготовка поставлена на поток. Качество их не интересует!!!
Абитуриент, прошедший курс в 2020 г.
Сначала попала к преподавателю мужчине. Он является преподавателем из университета. Для меня слишком сложно было у него заниматься. Попросилась в другую группу. Преподаватель Наталья Валерьевна мне нравится))
Абитуриентка, прошедшая курс в 2021 г.
Очень удобно, что есть возможность ежемесячной оплаты!! И налоговый вычет есть возможность сделать. Мелочь, а приятно)
Мама абитуриентки, прошедшей курс в 2020 г.
Сдал рисунок на 90, композицию на 95. Занимался 1. 5 года
Если Вы живете в Санкт-Петербурге, то можете приезжать на занятия в нашу школу очно. Мы находимся в самом центре города в 1-ой минуте от ст. Технологический институт прямо напротив главного входа в СПбГАСУ. Для тех, кто живет в других городах, мы предлагаем обучаться дистанционно через Zoom.
Занятия проходят в группе до 12 человек. Длительность каждого занятия 3 часа. Если говорить о стандартной подготовке, то ребята занимаются 1-2 раза в неделю.
Все ВУЗы различаются по уровню образования, поэтому чаще всего в сильных университетах сложные вступительные испытания, а в слабых простые. Если говорить про учебные заведения, которые находятся в небольших регионах России, требующие на вступительном испытании нарисовать натюрморт карандашом, то подготовиться самостоятельно можно. Но нужно понимать, что это смогут сделать только те, кто обучался в художественной школе.
Если же Вы рассматриваете к поступлению сильные ВУЗы (МАРХИ, СПбГАСУ, КГАСУ, УрГАХУ, Репина и т. ), то подготовиться самостоятельно невозможно.
Нужно понимать, что сложность подготовки в ВУЗы – это разные вступительные испытания, у которых свои тонкости. Поэтому преподаватели из художественной школы или обычные репетиторы по рисунку смогут дать только базу. Подготовить на высокий балл способны только узкоспециализированные преподаватели. Например, в нашей школе каждый преподаватель ведет только 1-2 предмета максимум. Это связано как раз с той самой спецификой того или иного вступительного испытания. Поэтому рекомендуем заниматься только у тех специалистов, которые знают все нюансы подготовки в конкретный ВУЗ.
Да, очень многие ребята, которые к нам обращаются, не имеют художественное образование. Но все зависит от того, сколько времени у Вас осталось до поступления. Если это 5 лет, то Вы успеваете подготовиться фактически в любой архитектурный ВУЗ. Если остался 1 год, а Вы еще не начинали подготовку, то тогда придется сильно постараться. И выбирать ВУЗ нужно тщательно, так как список сильно сужается из-за того, что в сильные университеты уже не успеете подготовиться. Не забывайте, что наши специалисты всегда помогут подобрать учебное заведение, которое максимально будет соответствовать Вашим ожиданиям.
Да, определенно. Когда началась пандемия, то все наши преподаватели скептически отнеслись к дистанционному формату ведения занятий. Первые 1. 5-2 месяца такое обучение, действительно, было менее эффективным, чем очное. Но после адаптации педагогов и самих абитуриентов результаты превзошли наши ожидания. Оказалось, что дистанционный формат обучения сильно уступает очному в плане социализации (общение между детьми и преподавателем), но превосходит в плане получаемых знаний.
- Это связано с тем, что дети находятся в комфортной обстановке (у себя дома)
- Не требуется после школы ехать на другой конец города на курсы
- Преподаватель разбирает работы всех учеников по очереди, что позволяет каждому увидеть ошибки своих одногруппников и послушать полезную информацию много раз подряд. Поэтому благодаря такой коллективной работе ребята в конечном итоге имеют знания не хуже, чем те, кто занимается очно.
Дистанционные курсы проходят в нашей школе следующим образом:Преподаватель перед началом занятия присылает ссылку на видеоконференцию (Скайп, zoom и т. )Все ученики подключаются к конференции, после чего педагог объясняет материал, дает задание на урок, а также делает разбор домашних заданий. Если у студента курса возник вопрос, то он фотографирует свою работу, после чего отправляет в общий чат. Далее преподаватель открывает фотографию и рисует поверх работы, исправляя ошибки и объясняя материал. (У каждого преподавателя сенсорный монитор)
Интенсивы – это занятия во время школьных каникул. Многие ребята, которые хотят выжать максимум из подготовки за то время, что у них осталось, ходят на подготовительные курсы и в каникулы. Это позволяет им “разрисоваться”, что в положительную сторону влияет на уровень подготовки.
Но требуется понимать, что интенсивы – это дополнение к подготовке в течение года, а не замена ее. Если нет возможности заниматься на годовых курсах и интенсивах одновременно, то стоит выбирать подготовку в течение года, так как она более эффективна при всех равных.
Россия, Санкт-Петербург,Московский пр. , д. 25/1
10:00–20:00 (без выходных)
Сайт не является публичной офертойПолитика конфиденциальности
Телефон: 8 (800) 550-32-31
Представление о городской среде
Городская среда сегодня — это сложная система, включающая различные градостроительные и инфраструктурные объекты. В нее входят самые разные жилые, инженерные и транспортные сооружения: улицы, проспекты, площади, конструкты прикладного и монументального искусства, здания, различные точки благоустройства и т.
Все они должны быть связаны между собой и подчинены единому замыслу, рассчитанному на обеспечение комфортной жизни в условиях жилой среды.
С течением времени сложился образ современного города, в котором старинные тихие улочки и просторные благоустроенные парки с прудами и тенистыми дорожками соседствуют с шумными трассами и высотными кварталами. У каждого полиса свое лицо. Но все они развиваются так, чтобы части каждого гармонично сосуществовали и не мешали друг другу.
Поэтому, если раньше городские поселения формировались хаотично, просто как совокупность новых сооружений, то сегодня каждая постройка анализируется с точки зрения инфраструктуры, удобства и влияния на внешний облик общей среды.
Современные места жизни, работы и отдыха людей стремятся к тому, чтобы каждый элемент системы был продуман с точки зрения логистики, дизайна и взаимодействия с природой.
Особенности архитектурного проектирования городской среды
Если мы говорим не о реконструкции и модернизации, а о создании новой городской среды, то ее разработкой занимаются архитекторы и инженеры.
Это сложнейшая задача, при реализации которой важно учитывать комплекс различных факторов: логистика, оптимальное размещение жилых и нежилых объектов, их взаимодействие, коммуникации, безопасность, совместимость проекта с климатическими и ландшафтными особенностями местности и, конечно, удобство для жителей.
Чтобы реализовать все эти требования, разработчикам проектов этой среды необходимо учитывать множество деталей. Размещение каждого объекта должно быть оптимальным с самых разных точек зрения.
Например, детский сад не только должен быть расположен вблизи жилых домов, но и дорога к нему должна быть безопасной для движения с маленькими детьми и колясками; размещение школы надо соотносить с количеством жителей в каждом квартале, чтобы не создавать в одном месте концентрацию учебных заведений, а в других — их нехватку.
Или, например, промышленное предприятие недопустимо проектировать вблизи от кварталов, на обитателях которых может сказаться выброс загрязняющих атмосферу веществ, шум и т.
Каждый из этих примеров говорит о том, что планирование комфортной среды требует опыта и специальных знаний, чтобы предотвратить недочеты и проблемы, сказывающиеся на благополучии людей.
Город можно сравнить с огромным домом для тысяч и миллионов людей. Его районы, кварталы — как отдельные квартиры. Поэтому и проектирование городской среды в некотором смысле походит на разработку модели дома от дизайна до внутренней планировки и коммуникаций.
Если говорить о других масштабах, можно это сопоставить с планированием крупного жилого комплекса или фабрики.
Проектирование городской среды, конечно, имеет ряд своих особенностей, которых нет у других подобных задач. Так, план разработчика должен включать не только схему всех объектов, жилых и нежилых, архитектурных и декоративных, но и проведение всех коммуникаций, а также их бесперебойное и надежное функционирование.
Бюджет такого уровня проектирования, конечно, не соотносим с разработкой строительства нового дома. Здесь на сумму влияют множество факторов: от объема работ и их сложности, а также количества различного рода задач, до внешних условий, в которых предстоит воплотить задуманное.
Сложности проектирования городской среды
В настоящее время вопросы, связанные с решением проблем городской среды, выходят на первый план в политике органов власти различного уровня. Об этом говорят следующие факты:
- Определены критерии оценки деятельности по благоустройству. Министерство регионального развития РФ 9.09.2013 г. приказом № 371 утвердило методику оценки качества городской среды проживания.
- 04.02.2021 г. вступил в силу Указ Президента РФ об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно этому документу, эффективность деятельности этих учреждений будет оцениваться по результатам улучшения условий среды жизнедеятельности. Среди критериев оценки эффективности – качество городской среды и ряд других измеримых показателей.
Открытым остается вопрос о том, как повлиять на изменение некоторых из этих показателей в сторону положительной динамики.
Наиболее сложными для прямого влияния можно считать следующие составляющие социального и финансового развития городов: численность населения, темп роста реальной среднемесячной заработной платы и реального среднедушевого денежного дохода, динамика физического объема инвестиций в основной капитал, количество занятых в сфере малого и среднего предпринимательства.
Это связано с тем, что невозможно принудить людей к повышению уровня благосостояния, например, через создание бизнеса.
Если говорить о проекте по улучшению городской среды, отвечающем всем требованиям, то его создание было бы связано с рядом противоречий:
- Он, по сути, неуправляем, так как невозможно влиять на инициативу интересантов (горожан, предпринимателей-инвесторов и пр.).
- На стадии разработки практически невозможно определить критерии создания проекта, так как представляется крайне сложным узнать обо всех идеях и инициативах целевых групп населения и привлекаемых контрагентов.
По измеримым показателям оценки качества городской среды и эффективности деятельности органов власти можно судить лишь о текущем состоянии города как целостной эмерджентной социотерриториальной системы.
Если решать отдельные проблемы благоустройства городской среды без их взаимосвязи со всей системой, это не приведет к эффективному и долгосрочному результату. Подобно как в организме человека недостаточно лечить болячку как симптом, необходимо найти системное нарушение в работе всего организма, приводящее к сбою.
Кроме того, такой подход к изолированному решению отдельных проблем, может не только не помочь в перспективе, но и навредить. Об этом хорошо сказано в первом правиле системной инженерии: «Если оптимизировать компоненты, то, вероятнее всего, производительность системы будет испорчена».
В жизни этот принцип давно доказал свою правильность. Как пример, можно привести один из вариантов городского развития, когда привлекаются инвесторы для строительства крупного предприятия, от которого ожидается экономический рост территории.
На деле все происходит с точностью до наоборот. Новое производство стягивает на себя все ресурсы региона, не обеспечивая рабочих мест для местных, а привлекая дешевую силу приезжих. При этом о развитии инфраструктуры и социальной сферы речи не заходит.
Другой пример: развитие города через точечную застройку, без учета общего плана района и его благоустройства, а также других факторов: логистических, культурно-исторических, эстетических и т.
Таким образом, проектирование и развитие городской среды и пространства, измеримое, в частности, показателями оценки качества, может быть осуществлено лишь при постановке задачи на уровне целостной системы.
То есть любой вопрос развития города (от повышения уровня доходов жителей до положительного сальдо миграции) можно решить, только если менять всю систему с фундамента, включая все ее составляющие. Бесполезно закрашивать трещины на стене разрушающегося дома. Ее надо демонтировать и возводить заново, а, может, и всё строение с самого фундамента.
Индекс качества городской среды
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 декабря 2021 года; проверки требуют 4 правки.
Система оценкиПравить
На сегодняшний день их несколько, от бытовых до научных. Что не удивительно, ведь городская среда – это целый комплекс элементов. И в отличие от природных систем, она имеет ряд специфических особенностей. Городская среда – это все то, что создает образ населенного пункта и принципиально влияет на стиль жизни его обитателей. Именно от нее во многом зависит, насколько человеку понравится жить конкретно здесь.
Если взять научное определение, то под городской средой понимается сочетание в границах конкретного населенного пункта соответствующих условий, созданных природой и человеком и оказывающих влияние на качество жизнедеятельности его жителей. Можно также сказать, что это совокупность экономических, природных, техногенных, информационных, социальных условий, сложившихся на территории города.
Комфортная среда обитания
Далеко не каждый город удобен для проживания. Многие моменты индивидуальны, кому-то в первую очередь важно наличие зелени и деревьев, другим – хорошие дороги. Но в целом, правила, по которым происходит формирование комфортной городской среды, схожи:
- достойный уровень бытового обслуживания (водоснабжение, отопление, электрификация, вывоз мусора);
- сбалансированная инфраструктура (сочетание различных видов наземного и подземного транспорта, адекватный уровень трафика, наличие крупных пересадочных узлов, удовлетворение нужд как автомобилистов, так и пешеходов, хорошее состояние автомобильных дорог, наличие тротуаров и велодорожек);
- возможности для беспрепятственного перемещения различных категорий граждан, в том числе маломобильных групп;
- грамотное районирование (такое, которое избегать ежедневной «маятниковой миграции» пассажиров, предусматривающее продуманную организацию жизненного пространства, не слишком высокий уровень плотности заселения);
- адекватный уровень шумового и информационного «загрязнения»;
- возможность удовлетворения социальных, культурных, образовательных, рекреационных потребностей горожан (достаточное количество парков, зон отдыха, объектов архитектуры и искусства, учебных заведений, торговых заведений и т. д.).
Специфика окружающего пространства
«Лицо» населенного пункта может быть как типовым, так и носить признаки индивидуальности. Поэтому значимым направлением развития современной городской среды является грамотная модификация ландшафта. Точкой отсчета при этом выступает сформированный территориальный облик. Можно, к примеру, выделить следующие типы городов:
- со сложившимся историческим центром;
- базирующиеся на градостроительных комплексах советского времени;
- состоящие преимущественно из типовых застроек;
- целенаправленно формирующие и развивающие центр города и жилые районы.
Несмотря на имеющийся богатый опыт западных урбанистов, процесс модернизации российских городов далеко не всегда проходит гладко. В большинстве населенных пунктов сохраняются: жесткое зонирование (жилые, деловые районы), типовое квартальное проектирование, несоблюдение современных стандартов строительства жилья и прилежащих территорий, разрастание «вширь» за счет спальных районов на окраинах.
Город и экология
В ходе формирования городской среды насущной проблемой остается поддержание необходимого экологического баланса. Непродуманные модели развития приводят к угрозам для здоровья жителей. К сожалению, более 15% российских городов относятся к территориям с неблагоприятной экологической обстановкой. Поэтому сегодня процесс развития городской среды должен базироваться на:
- контроле над использованием природных ресурсов;
- применении современных промышленных технологий и систем очистки;
- запрете размещения токсичных отходов рядом с населенными пунктами, лесопарковыми зонами;
- рациональном и функциональном зонировании;
- налаженной системе вывоза, складирования, утилизации или переработки бытовых и коммунальных отходов;
- создании дополнительных зеленых насаждений, в том числе, с ограниченным режимом использования;
- экологическом воспитании и просвещении населения.
Негативное воздействие на окружающую среду давно перестало восприниматься как неизбежный спутник развития цивилизации. Современный уровень развития технологий позволяет эффективно сочетать фундаментальное городское строительство и производство с минимальным влиянием на экологическую обстановку.
Нематериальная среда
Образ места проживания формируется не только из архитектурных ансамблей или транспортных веток. Городская среда – это еще и эмоциональное восприятие жителей. По мнению специалистов, окружающая обстановка оказывает заметное влияние на психологическое состояние человека. Неграмотное проектирование городской среды приводит к стрессам, апатии, снижению эмоционального тонуса. В последние десятилетия даже появилась специальная дисциплина, изучающая данные явления, – психогеография. Чтобы быть психологически комфортной, городская среда должна отвечать нескольким требованиям:
- эстетичность;
- внешнее разнообразие;
- сочетание новизны и традиций;
- наличие знаковых ориентиров;
- сбалансированность свето-шумового фона;
- безопасность;
- предсказуемость;
- гармоничность архитектурных масштабов.
Услуги и досуг
Сохранение и увеличение численности населения конкретного города во многом зависит от тех продуктов и возможностей, которые он может предложить своим жителям. Предоставление качественного и широкого спектра услуг и вариантов досуга способствует формированию высокого рейтинга населенного пункта. Сюда относятся:
- информационная инфраструктура;
- торговые площади;
- культурные объекты;
- гостиничные комплексы;
- заведения общественного питания;
- учреждения, предоставляющие социальные услуги;
- рекреационные зоны;
- развлекательные объекты.
Программы формирования городской среды
Для успешности процессов урбанизации необходим системно-целевой подход. Поэтому программам формирования современной городской среды сейчас уделяется особое внимание. На сегодняшний день запущен ряд проектов.
В самом конце 2016 года началась реализация федеральной программы «Формирование комфортной городской среды». Ее основная задача – благоустройство населенных пунктов с учетом мнения жителей. К 2020 году планируется осуществить 400 масштабных проектов по повышению комфорта городской среды, обучить не менее 2 тысяч специалистов. Программа предусматривает:
- привлечение общественности к обсуждению основных мероприятий;
- принятие новых правил благоустройства;
- оптимизацию системы озеленения, освещения, уборки;
- оборудование спортивных и детских площадок;
- благоустройство общественных пространств и объектов (по результатам опросов жителей);
- формирование реестра лучших практик.
Недавно был запущен проект «Умный город», направленный на оптимизацию управления инфраструктурой путем внедрения современных цифровых технологий. Среди приоритетных целей – поддержка устойчивого развития городской среды и повышение качества жизни с помощью цифровой трансформации хозяйственной отрасли (smart-технологии в учете коммунальных ресурсов).
История пейзажа
Изображение природы встречаются еще в работах древних художников. Такие элементы, как земная поверхность, небосвод, небесные светила присутствуют в картинах, созданных в эпоху неолита. Отдельные элементы пейзажа можно встретить в наскальной живописи. Изображения элементов природы было весьма условным. Огромное влияние на изобразительное искусство оказала культура Древнего Востока.
На рельефных фресках и расписных вазах изображались повествовательные картины о ведении быта, об охоте, ловле рыбы или сцены милитаристического характера. Искусство Древнего Египта эпохи Нового царства, приходящейся на период 1550 – 1069 гг. до н. , изобилует пейзажами. Лейтмотивом всех зарисовок является идея о единении человека и природы.
Искусство античного Средиземноморья богато примерами использования пейзажных мотивов в росписи патрицианских домов.
В пейзажах, которые пришли к нам из Древней Греции, можно отметить, что присутствие людей является обязательным фактом.
Древнеримский пейзаж считается более совершенным, так как в нем присутствует перспектива. Природа же выступает в качестве повседневной среды обитания человека и богов.
В Европе пейзаж – способ указания места, где разворачиваются те или иные события. По картинам художников можно судить о мировоззрении и миропонимании того времени.
Культура мусульманского Востока периода средневековья до нас дошла в «усеченном» виде. Сказалось влияние на нее греческих и эллинистических культур. Но уже из имеющихся материалов можно сделать вывод о том, что пейзажи в восточных картинах встречались крайне редко.
Жанр в Индонезии и Индокитае в то время уже процветал, так как неописуемую эмоциональную силу ему придавали изображения тропических рельефов.
В живописи средневекового Китая пейзаж выступает, как не зависящий от человека жанр. Способствовало обособлению то, что обновляющаяся природа наглядно показывает выполнение основного философского закона Дао.
Основной его посыл о предпочтительных вариантах развития событий прослеживается в каждой картине.
Важное отличие китайского пейзажа состоит в том, что он может служить иллюстрацией к стихам, говорящим о возвышенности духовности.
Благодаря тому, что такие пейзажи содержат огромное количество горных видов, они кажутся бесконечными. Особую глубину картинам придает водная гладь и дымка.
В истории пейзажа есть один любопытный период. В эпоху средневековья сменяются идеалы, воодушевляющие художников. На место радости бытия, правдивости и телесности пришли религиозные нотки.
Живопись должна была воздействовать на человека, как некая проповедь. Из нее на достаточно продолжительное время исчезает пейзаж полностью. Даже иконописцы отображают природу схематично, и то только тогда, когда в этом возникает острая необходимость.
Но все меняется с эпохи раннего Возрождения. Гармония человека и природы – основное стремление живописцев.
В искусстве Западной Европы с XII по XV вв. пейзажные фоны были неотъемлемой частью любого произведения. Отдельные фрагменты незамысловатых фонов образовывали задний план. Отдельный интерес пейзаж стал вызывать у художников эпохи Возрождения. Привлекала внимание сама натура, запечатленная быстрыми набросками и этюдами.
Приверженцы эпохи итальянского кватроченто разработали основные принципы построения пейзажа в перспективе. Постепенно природа играет доминирующую роль в картине, становясь, таким образом, главенствующим персонажем и выходя на первый план. Итальянские художники старались подчеркнуть единое начало природы и человека, вписывая в пейзажи изображение Святых. Отдельно стал развиваться и городской пейзаж, подчеркивая самобытность архитектурной среды.
Важность пейзажных мотивов усилилась в эпоху чинквеченто, которая начинается примерно с XVI века. В этот период идет активный поиск новых возможностей, видов, перспективы для подачи зрителю красоты окружающего мира. Теперь пейзаж предстает не второстепенным, а ключевым элементом картины.
Ярким тому примером служит портрет Моны Лизы, которые написал знаменитый Леонардо.
Фоновый пейзаж на этой картине по своей значимости не уступает главному персонажу. Благодаря всемирно известному шедевру, диаметрально изменился социальный статус художника. Если изначально он относился к низшему сословию, то впоследствии превратился в социокультурный идеал, так как реализовал в своих картинах основные культурные ценности и идеи.
Мастера Венецианской школы внесли огромный вклад в становление пейзажного жанра. В картинах Джорджоне природа выступает в роли главного персонажа. В картине «Буря» она однозначно передает чувства и настроения. А в работе Тициана «Бегство в Египет» природа, изображенная на заднем плане, доминирует над сценами переднего плана.
Эти тенденции были воплощены в работах ученика Тициана, испанского мастера Эль Греко, автора картины «Вид Толедо».
В странах северной Европы с 16 века пейзаж также начинает обосабливаться, как жанр. Многие художники голландской школы выделяют образ природы в качестве ключевого элемента своих картин.
Голландские пейзажи характерны приглушенным колоритом, который формируется из светло-серебристых, коричневых и оливково-ох-ристых оттенков. Именно эти цвета считаются максимально приближенными к естественным тонам природы. В Германии пейзаж встречается с начала 16 века в работах мастеров Дунайской школы.
Последующее развитие пейзажной живописи происходило под влиянием реалистического искусства Италии, Франции и Испании. Картины Диего Веласкеса представляли собой пленэрные пейзажи. Художник в точности передает сочную свежесть зелени, игру света и тени, прочие оттенки.
XVII век вошел в историю искусства, как эра классицизма. Природа получает рациональное толкование с позиции разума. Она представляется в виде гармонии. В лексиконе художников появляется новый термин «идиллический пейзаж». Мастера эпохи барокко старались передать природу, как нечто, ведущее «бурную жизнь», и пребывающее в постоянной динамике. Для них характерны пейзажи, в которых утверждается радость бытия (пример – картина Питера Пауля Рубенса «Пейзаж с радугой»).
В начале XVIII века начинает развиваться архитектурный пейзаж, хотя его элементы достаточно широко применялись в искусстве Средневековья.
Огромный вклад в развитие нового поджанра внесли представители венецианской школы.
Во второй половине столетия акцент пейзажной живописи делается на эстетику естественной натуры. Многие картины эпохи Просвещения наполнены яркими зрительными эффектами. Особенный восторг вызывают морские пейзажи.
Так, к примеру, живопись Жозефа Верне оказала непосредственное влияние на течение романтического направления, которое стало развиваться в начале XIX века в Европе и Америке.
Французские пейзажисты уделяли внимание красоте сельской природы. К знаменитым представителям барбизонской школы относятся такие мастера, как Теодор Руссо, Жюль Дюпре, Камиль Коро. Работы Камиля Коро были выполнены в духе импрессионизма. Именно его считали своим предшественником Клод Моне, Огюст Ренуар, Камиль Писсаро и другие импрессионисты. Когда же наступила эпоха импрессионизма, традиции пейзажной живописи продолжили Поль Сезанн, Винсент ван Гог, Поль Синьяк.
К началу XX века элементы пейзажной живописи были востребованы в самых различных художественных направлениях. Интересовал пейзажный жанр даже кубистов и сюрреалистов. Если первые рисовали пейзажи в характерном для них стиле – при помощи простейших геометрических фигур, то вторые наполняли картины абстракцией и аллюзией.
Ярким представителем кубистов считается французский и испанский художник Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис-и-Пикассо. Течение сюрреалистов представлял Сальвадор Дали.
Пейзаж в русском искусстве переживает этап своего становления в конце XVIII века. Основоположником пейзажного жанра по праву принято считать Семена Щедрина. Его работы оставались преданными стилистическим канонам классицизма, включающим в себя трехплановое распределение цвета, использование кулис и заглаженной фактуре письма в композициях. Его картины уже существенно отличались от тех зарисовок природы, которые существовали в более раннюю эпоху.
Пейзаж стал более разнообразным. Он содержит контрастные яркие оттенки. Гармонично сочетаются предметы на заднем и переднем плане. Зелено-голубые просторы придают картине некую воздушность.
Русская пейзажная живопись конца 19 века характерна многообразием направлений. В творчестве Ивана Шишкина и Виктора Васнецова были реализованы повествовательно-художественные замыслы.
Ряд русских живописцев направили свою деятельность на поиски обобщенного образа пейзажа. К ним относят Виктора Борисова-Мусатова и Михаила Врубеля. Примерно в это же время становится популярной пленэрная живопись.
Появление лирического пейзажа, как особой эстетической концепции восприятия природы, произошло, благодаря особенностям импрессионизма. Традиционно считается, что пика популярности пейзажная живопись достигла в работах Исаака Левитана. Его картины называют щемящими «пейзажами настроения». На большинстве его картин изображен Плес на Волге и его виды.
Разновидности пейзажей
Многообразие искусства объясняется многоликостью самой природы. Основными объектами пейзажной живописи становятся реки, горы, леса, водопады, небо, луга, улицы городов.
Начиная с XX века, в пейзаже появляется даже космическая тематика. Такое многообразие тем подтолкнуло искусствоведов на то, чтобы определить поджанры пейзажа, то есть, выделить его виды.
- Городской пейзаж. На картине запечатлены архитектура, урбанистка и ландшафты различных городов. Работы уносят зрителя в разные временные эпохи. Наряду с новыми высотными домами можно увидеть развалины и руины древних городов. В конце XIX века стало популярным рисовать различные индустриальные сооружения.
- Природный пейзаж. Его особенности понятны без дополнительных разъяснений. В центр внимания художников попадают природные ландшафты, к которым не притрагивался человек. Они показывают красоту смены времен года, а также других природных явлений. Особенно излюбленными считаются летний дождь, снег и извержение вулкана.
- Парковый пейзаж. Его еще часто называют усадебным пейзажем. В отличие от предыдущего поджанра, здесь отмечено все, что создано или облагорожено человеком. Сочетание натуральной природы и урбанизации дает художнику интересные идеи для реализации.
- Морской пейзаж. Несмотря на то, что водный мир тоже считается природой, морская тематика выделена обособленным поджанром. Жанр еще называют «Марина» (от латинского marinus – морской). Соответственно, художников, работающих в данном направлении, принято называть маринистами. Первые пейзажи морской тематики содержали обязательный стаффаж. Дополнительным элементом были корабли. Но позднее живописцы сконцентрировались на естественной красоте морских волн, особенно во время шторма.
- Сельский пейзаж. Возникновение данного поджанра тесно связано с таким направлением, как пастораль. В то время, когда музыканты и поэты воспевали сельскую жизнь на лоне природы, художники старались представить себе эдакий мирок без печали и забот. Но отрешенность от мирской суеты длилось недолго и уже через несколько лет в сельский пейзаж добавляются элементы реализма.
- Космический пейзаж. Поджанр, в котором реализуются порой фантастические представления о космосе, появился задолго до первого полета человека. Но с развитием космонавтики художники получили более естественное представление о космосе, поэтому картины постепенно стали более реалистичными. Тем не менее, астрально-эзотерическое направление не угасло, а наоборот, дало почву для вдохновения русским космистам.
Стоит вернуться к городскому пейзажу, так как его разнообразие привело к тому, что он подвергается более четкому делению.
Как ни странно, но между приведенными ниже подвидами городского пейзажа есть вполне ощутимая разница, поэтому зрителю не составит труда определить направление поджанра.
- Ведута или архитектурный пейзаж. Вид городского пейзажа, полюбившийся итальянским художникам. В своих произведениях они практически с фотографической точностью рисовали самые неприметные детали зданий и архитектурных сооружений.
- Индустриальный пейзаж. Пришел из Европы, благодаря научно-технической революции. На картинах можно увидеть современные конструкции мостов, заводы, фабрики, железную дорогу.
- Урбанистический пейзаж. В принципе, можно считать его современной моделью индустриального пейзажа. Отличается тем, что на полотно перенесены высокие небоскребы, стеклянные здания, эстакады и прочие элементы современного города. Отдельной ветвью развивается футуристическая урбанистика. Она описывает представления современного человека о видах мегаполиса в недалеком будущем.
- Стиль «Каприччио». Это жанр, в котором работали исключительно итальянские художники. Название вида произошло от слова «причуда», «каприз». На картинах изображаются полуразрушенные античные здания. Большинство из них является плодом воображения художника.
Отдельным поджанром выступают картины, на которых изображено небо. Сформировалось целое течение художников-пейзажистов, специализировавшихся на таких пейзажах.
Основоположником этого течения считается Уильям Тернер. Его также называют художником «воздуха и света». Анималист Ив Кляйн считал, что синий цвет отражает ассоциацию с безграничным небом. Его картина «IKB» представляет собой синий монохромный прямоугольник.
Классификация видов пейзажей может основываться и на делении сюжетов по временам года. В такой интерпретации отличают зимние, весенние, летние и осенние пейзажи. В делении по времени суток бывают утренние, вечерние, дневные и ночные пейзажи. Отдельной категорией выступают картины, в которых природные явления украшены метафорически: жаркий полдень, освежающий ливень, таинственная ночь.
Следует понимать, что приведенные выше примеры классификации не являются официальными.
Разделение работ по направлениям носит исключительно условный характер.
Характер пейзажа
Виды пейзажа, основанные на характере его жанра, позволяют в большей степени прочувствовать общий посыл художника, определить его взгляды и «поймать» настроение.
Выделяют следующие характеры пейзажа:
- Эпические – отличаются масштабностью и размахом или пафосом;
- Героические – воспевают величие природы и заставляют преклоняться перед могуществом ее стихий;
- Исторические – пейзажи, которые относятся к тому или иному временному периоду (нередко такие картины дополняются мифологическими или историческими персонажами);
- Лирические – картины, передающие общее настроение и являющиеся своеобразным «зеркалом души» художника;
- Идиллические – отображающие единство человека и природы;
- Реалистические – сюда относятся пейзажи, в которых художник запечатлел действительность реального мира;
- Фантастические – достаточно обширная категория, к которой относятся картины со сказочными, фэнтезийными или абстрактными сюжетами.
Инструменты, материалы и техники
Приобретать особые инструменты при работе над пейзажем не придется. Чаще всего используется бумага, карандаш, пастель, уголь, акварель, чернила, фломастеры и перо. Но при этом каждый из перечисленных инструментов способен создать тот или иной оттенок на рисунке, если его использовать в конкретной технике, а так же на конкретной основе.
В зависимости от того, будет ли рисунок формироваться на гладкой или шероховатой бумаге, на льняной или обычной цветной бумаге, результат будет различным.
Одна из техник выполняется простым карандашом твердостью Н, В, 2В на зернистой бумаге. Карандаш – достаточно распространенный инструмент в рисовании, использующийся в любом жанре изобразительного искусства. В создании пейзажа при помощи карандаша можно добиться повышенной экспрессивности, дать картине жизненность.
В то же время, техника рисования остается тривиальной. Карандашом создаются детализированные объекты или целые этюды. Для создания черновых эскизов желательно выбирать карандаши с тонким грифелем.
Естественно, начинающий художник должен сначала познакомиться с маркировкой грифелей по твердости.
Следующая техника подразумевает использование пера и туши на бумаге средней плотности. В некоторых случаях вместо туши задействуют обычную шариковую ручку. Этому не стоит удивляться, так как художники часто прибегают к использованию чернил вместо красок. Бамбуковыми или птичьими перьями создают интересные визуальные эффекты.
Если необходимо создать плавный переход тонов, то сделать его можно с помощью небольшой губки или кусочка поролона.
Насыщенность тонов меняется методом перекрещивания линий, расположенных близко друг к другу.
Важно выбрать гладкую бумагу или картон, который плохо впитывает влагу. Только в этом случае чернила можно будет перемещать целыми слоями.
Использование прессованного угля по зернистой бумаге составляет основу еще одной техники рисования пейзажа. Углем очень удобно создавать пейзажные этюды, так как при умелом обращении художник получает гамму оттенков, от светло-серого до черного.
Детали при этом получаются четкими и хорошо прорисованными. Дозировка угля зависит от фрагмента пейзажа. Именно в этом жанре изобразительного искусства уголь, как универсальный инструмент, полностью раскрывает себя, создавая не только четкие очертания, но и легкие размытости.
Для работы в помещении берут древесный уголь. Для пленэрного пейзажа больше подойдет прессованный уголь. Затемнение или осветление линий, сделанных углем, производится элементарным затиранием пальцем, ластиком или хлебным мякишем.
Наибольшей популярностью пользуется техника с применением акварели и чернил. Рисунок формируется на бумаге средней плотности.
Художник должен уметь работать с кистью, а также знать теорию восприятия и передачи цвета. При создании легких этюдов на пленэре пользуются цветными карандашами с водорастворимыми грифелями. Они легко размываются, если провести по ним увлажненной кистью.
При этом желательно отдавать предпочтение бумаге с картонной основой, чтобы от влажности не деформировалась поверхность рисунка.