«Городские инициативы в Санкт-Петербурге и Длинном ящике претерпели трансформацию. Какие значимые проекты в Санкт-Петербурге задерживаются по вине инвесторов?

Хорошие новости, “Городские проекты” открыли филиал в Санкт-Петербурге! Теперь будем изучать городскую среду, предлагать качественные идеи для улучшения общественных пространств, писать гневные письма в администрации и комитеты, и всячески делать город действительно удобным для жизни людей.

Вторая хорошая новость. Филиал мы открываем совместно с движением «Красивый Петербург». Теперь исследовательское подразделение Красивого Петербурга становится представителем Городских Проектов в Санкт-Петербурге. Это движение инициативных граждан за улучшение качества городской среды. Они уже больше года пропагандируют идеи города, удобного для людей, автоматизировали процесс отправки обращений и жалоб чиновникам через сайт КрасивыйПетербург.рф, регулярно проводят образовательные мероприятия и организуют исследования. К слову, автоматизированная система формирования и отправки обращений распространилась уже больше, чем на десяток регионов, включая и Москву, где недавно совместно с Городскими проектами открылся сайт КрасиваяСтолица.рф.

Уже подготовлен план исследований до конца этого года, каждый месяц мы будем проводить по меньшей мере два исследования, и готовить по их результатам отчёты и предложения. С актуальным планом можно ознакомиться здесь. На сегодняшний день уже проводятся или запланированы следующие исследования:

Петербургский филиал Городских Проектов отмечает, что план исследований основан на пожеланиях инициативных жителей города, поэтому любой неравнодушный гражданин может предложить свои идеи и принять участие в исследованиях. Волонтёры, желающие присоединиться к команде, приглашаются в специальную группу ВКонтакте, где публикуется вся свежая и актуальная информация об исследованиях.

Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга подготовил проект, которым перераспределяет деньги на строительство конкретных объектов. В пояснительной записке видно, как по ним идут дела и почему некоторым в 2023 году деньги не пригодятся.

По большей части документ касается объектов метрополитена. Стоимость работы по ним формально растет, так как затраты на проектирование исключены из отдельной категории и включены в состав работ по строительству вместе с проектированием.

В частности, после корректировки полная стоимость участка фиолетовой линии от «Комендантского проспекта» до «Шуваловского проспекта» составит 36 миллиардов рублей. Однако необходимо откорректировать проектную документацию, для чего нужно заключить дополнительное соглашение к мегаконтракту города и «Метростроя Северной столицы». Это должно произойти только в

2023 года. В связи с этим предложено снять 270 миллионов с объекта, запланированные в этом году, оставив только 30 миллионов.

Противоположная ситуация с участком зеленой линии до станции «Каменка». Там ожидают получения положительных заключений от госэкспертизы в

. После этого запущенный в тестовом режиме проходческий щит «Надежда» должен заработать полноценно, так что вместо 2 миллиардов рублей в текущем году планируется выделить

. При этом сокращают расходы в 2024 году, чтобы изыскать средства для реконструкции станции «Парк Победы».

На III же квартал запланировано, судя по пояснительной записке, еще одно допсоглашение — на выход со станции оранжевой линии «Театральная», но расходы на проектирование предложено увеличить в

только до 50 миллионов с 10 миллионов рублей в бюджете. Общая стоимость строительства составит 15 миллиардов.

Допсоглашение на проектирование и строительство оранжевой линии до «Кудрово» как раз подписано, говорится в пояснительной записке. Его общая стоимость — 32 миллиарда рублей.

На участок коричневой линии от «Путиловской» до «Каретной» допсоглашение тоже есть, и МССС уже нашел подрядчика на проект (о странных событиях вокруг этих торгов «Фонтанка» писала). На

запланированы подготовительные работы, в частности, восстановление горнопроходческого комплекса и демонтаж аварийных временных сооружений. В связи с этим на объект предлагают дополнительно направить 640 миллионов, всего до конца года финансирование составит почти 900 миллионов. Общая стоимость по объекту приблизится к 128 миллиардам.

О проблемах второго участка этой же линии «Казаковская» — «Сосновая поляна» «Фонтанка» тоже писала, на пути проектирования встал плывун. На данный момент проектная документация на инженерную подготовку территории дорабатывается после отрицательного заключения госэкспертизы. В

квартале ее планируют всё же пройти, но в итоге в

предложено оставить лишь номинальные 10 миллионов рублей вместо 300 миллионов, заложенных в бюджете. На следующий вписывают 150 миллионов, на

— почти 5 миллиардов.

Планируется заключение допсоглашения и на участок оранжевой линии от «Горного института» до «Морского фасада. Общая стоимость проектирования оценивается в 490 миллионов.

Отдельно говорится о строительстве двух вестибюлей для существующих станций. Один из них — это второй выход с «Василеостровской». На него закладывали 150 миллионов уже в 2023 году, однако теперь город судится с проектировщиком «Ленметрогипротрансом». Только после вступления в силу решения о расторжении контракта сможет подключиться МССС, так что 150 миллионов явно не будут освоены в текущем году, оставят опять же номинальные 10 миллионов. Общая стоимость строительства — 14 миллиардов.

Другой вестибюль — это новый выход с «Балтийской». Там идентичная ситуация и предложение оставить те же 10 миллионов в АИП 2023 года при общей стоимости в 13 миллиардов.

В проекте говорится также о сокращении федеральной доли финансирования наземного объекта — а именно Московско-Дунайской развязки. В тексте ссылаются на поручение председателя правительства РФ Михаила Мишустина, в итоге вместо 1,3 миллиарда в 2023 году на объект из центра придет 770 миллионов.

О том, какие станции метро собираются закрывать на реконструкцию и строить в Петербурге, — читайте на «Фонтанке».

Петербург – уникальный для России город. Более того, на мой взгляд, это самый красивый и самый европейский город страны, который мог бы стать локомотивом для развития других российских городов. Но, к сожалению, ему постоянно не везет с чиновниками, они совершенно не понимают, что им делать с этим потрясающим местом. Иногда у меня даже складывается впечатление, что чиновники соревнуются меду собой, кто больше городу нагадит, причем диверсия идет по всем фронтам, начиная с уничтожения памятников архитектуры, и заканчивая новыми ужасными жилыми районами на окраинах.

При этом деньги у Петербурга есть. Это другие российские города еще могут говорить, что у них нет таких возможностей, которые есть у той же Москвы. Но Петербург – это далеко не один из многих провинциальных городов, Питер всегда был на особом положении, только вот своими возможностями город почему-то не пользуется. Здесь до сих пор не могут навести порядок с парковками, в городе нет и намека на нормальную велоинфраструктуру, а хорошие общественные пространства можно пересчитать по пальцам половины руки.

Пусть медленно, но ситуация все же начинает меняться: за последние несколько лет в городе появились качественные общественные пространства, пусть их пока и немного. Сегодня хочу их вам показать. Давайте посмотрим, что сделали хорошо, а что не очень, и обсудим, какими общественные пространства должны быть.

1. Набережная реки Карповки

Набережную открыли осенью прошлого года, раньше подойти к этой части Карповки было вообще невозможно – территория у реки была закрыта из-за расположенного здесь яхт-клуба «Петроградец». Зато сегодня некоторые петербуржцы считают набережную лучшим общественным пространством в городе из тех, что были построены за последние годы. Проект благоустройства разработало агентство «Нескучный сад».

1. Сразу стоит заметить, что здесь много людей даже сейчас, когда городские власти не рекомендуют посещать людные места из-за распространения коронавируса.

По атмосфере место напоминает Крымскую набережную в Москве:

2. На набережной Карповки сделали пешеходные и велосипедные дорожки, здесь появились небольшие холмы, скамейки, освещение.

3. Симпатичные фонари. Не знаю, типовые они или нет, но раньше подобных не видел.

4. Плитка достаточно обычная, бетонная, но, в то же время, здесь с ее помощью сделали разный рисунок, из-за чего дорожки не выглядят скучно. Опять же, есть определенное зонирование территории.

5. Единственное, на набережной не помешал бы какой-нибудь киоск с напитками, также почему-то в Петербурге в парках редко можно встретить туалеты.

6. Есть несколько детских площадок для детей разных возрастов.

7. Оборудование достаточно простое, но зато все в спокойных цветах.

8. Крутые широкие качели, где могут кататься сразу несколько человек.

9. Здесь нужно было, конечно, заранее подумать и сделать навес под уклоном, чтобы сверху не образовывались лужи и не собиралась грязь.

10. Есть качели на канате.

11. Еще один объект для детей. Поставили скульптуру с доской для рисования мелом. Правда, дети не ограничились доской, и рядом разрисовали еще и лавку.

Читайте также:  23 городская среда краснодар голосование

12. Небольшие холмы со взрослыми деревьями, где можно приятно посидеть или полежать в тени. Красота!

Немного дальше, справа, есть отдельная асфальтная дорожка для велосипедов, самокатов, скутеров и так далее. Причем сделали ее достаточно грамотно, четко разделены потоки: велосипедисты никак не мешают гулять пешеходам, а и у самих пешеходов не возникает желания идти по велодорожке.

13. Качество газона в некоторых местах могло быть и выше.

14. Обратите внимание, когда появляется действительно качественное общественное пространство, на нем не собираются маргиналы. Они просто не чувствуют себя здесь комфортно. Где есть хорошее общественное пространство, нет пьяных, не сидят под деревьями наркоманы. Народ культурно отдыхает.

15. Много разных лавочек со спинками и без.

16. Сделали нормальное озеленение, посадили взрослые деревья. И никто не говорит, что нужно подождать лет десять, пока все вырастет. Причем видно, что за общественным пространством ухаживают, и выглядит оно вполне обжитым и аккуратным несмотря на то, что с открытия не прошло и года.

18. Очень круто, что на набережной есть объекты, которые подчеркивают локальную идентичность места.

19. Например, поставили вот такие тумбы для швартовки и канаты, что сразу вызывает ассоциации с чем-то морским.

2. Севкабель Порт

Еще одно общественное пространство появилось в Петербурге на Васильевском острове в 2017 году на месте завода «Севкабель» (до революции — Siemens & Halske). На заводе решили провести модернизацию: заменили старые производственные машины на современные, а часть освободившегося пространства отдали под общественное и деловое пространство. Над проектом работала компания Miles & Yards, а также архитектурное бюро «Хвоя».

20. Здесь можно полюбоваться классным стрит-артом.

21. Очень круто, что при благоустройстве попытались максимально сохранить локальную идентичность. Здесь не уничтожили объекты и элементы бывшего завода, а постарались их использовать в благоустройстве, переделать в арт-объекты, из-за чего общественное место теперь имеет свое лицо. И это действительно круто.

22. Оказываясь здесь, ты понимаешь, что раньше тут был завод. Важно, чтобы у места сохранялась своя история, даже если меняется назначение.

Заводское здание из обычного бетона, которое привели в порядок с помощью стрит-арта, искусства.

Здесь можно вспомнить аналогичный пример благоустройства набережной в Нью-Йорке, которая также появилась на месте бывшего предприятия:

23. Если вы не хотите, чтобы у вас катались на самокатах, роликах и велосипедах вдоль береговой линии, можно положить подобные бетонные блоки, и никто не поедет. Можно с помощью покрытия, с помощью архитектуры направлять людей, и в таком случае не нужно будет ставить запрещающие знаки.

Рядом идеальный газончик. А на нем так называемые «прислонялки», на которых можно загорать стоя – это чисто питерская тема. Получилось классно.

Можно вспомнить Петропавловскую крепость с наклонными крепостными стенами, вдоль которых можно встретить аналогично загорающих людей.

24. А еще здесь сделали детскую площадку. Редкий для России случай, когда поставили не типовую, а по индивидуальному проекту. Площадка сделана по эскизу архитектурного бюро «Хвоя». Не нужно бояться приглашать архитекторов для проектирования объектов для детей.

25. Детская площадка хоть и достаточно простая, она сделана она из простых материалов, но все же выглядит интересно.

26. Еще на территории поставили уже неиспользуемое экспериментальное оборудование с завода Севкабель. Смотрится просто отлично.

27. Даже строительные ограничительные ленты все фирменные – на них указаны координаты общественного пространства.

28. Крутая стойка из бетонной балки, которую отполировали.

29. Двери сделали из профлиста, в котором прорубили иллюминаторы, сделали ручки.

На мой взгляд, Севкабель – это удачный пример реконструкции промзоны. Здесь достаточно простыми средствами смогли встроить промышленные в прошлом здания в новое общественное пространство.

3. Новая Голландия

Про Новую Голландию я уже выпускал отдельный пост, но с того времени многое поменялось. Это невероятно крутой пример благоустройства в Петербурге, где смогли сделать хороший газон, идеальное мощение, правильную детскую площадку и много разных точек притяжения.

Напомню, что Новая Голландия – это два искусственных острова в центре Питера, между рекой Мойкой, Адмиралтейским и Крюковым каналами. Начиная с петровских времён здесь хранили древесину для строительства кораблей. Каменные здания на островах начали строить в 1760-х годах. В советские времена Новая Голландия была закрытым объектом, а в 90-х острова фактически оказались заброшены.

В 2010 конкурс на реконструкцию Новой Голландии выиграла компания Абрамовича (того самого), и уже спустя год остров впервые в истории открыли для посетителей. Но полностью реконструкция острова должна завершиться только к 2025 году

30. Вся площадь нового парка грамотно поделена, и везде есть чем заняться. Тут нет пустырей, мёртвых зон.

31. Посмотрите, даже на небольшой дорожке видно сразу несколько типов покрытия. Качество работ изумительное.

32. Помимо всего прочего здесь просто невероятная концентрация точек притяжения: есть и магазины, и рестораны, и мастерские, и хорошие детские площадки, здесь проводятся разные мероприятия, скоро откроется филиал Московского музея современного искусства «Гараж».

Пока не совсем понятно, что будет в этом году из-за коронавируса, но обычно на острове проходит еще и большое количество разных мероприятий – больше 400 за сезон. Причем это и образовательные мероприятия, и большие концерты.

33. При реконструкции никому даже в голову не пришло поставить белые пластиковые окна.

34. Как вообще отличить хорошее пространство от плохого? Просто представьте, что у вас есть несколько часов свободного времени, и есть выбор: посидеть дома, в общественном месте или в кафе.

35. Так вот, общественное пространство должно выигрывать и у кафе, и у дома. И Новая Голландия отлично справляется со своей задачей. Сюда можно с удовольствием приезжать в любое время, и всегда будет интересно.

36. Посмотрите, как сделаны туалеты. Они подземные, причем даже здесь внимательно подошли к деталям.

38. Специально для парка были разработаны павильоны.

39. Все они разные, но в одном стиле.

40. Шикарнейший ровный и густой газон, на котором можно валяться, играть, спать. А еще есть стульчики для тех, кто не хочет сидеть на траве.

41. Говорят, у нас для хорошего газона климат неправильный. А здесь все получилось! Теперь скажите, почему нельзя такие газоны делать в других парках? Часто вы такой крутой газон видите?

42. Разное покрытие. Где-то аккуратное мощение.

43. А где-то и дорожки из дерева.

44. Что очень круто, в парке сделали грамотный выход к воде.

45. Ну и главное – шикарная детская площадка! Причем есть отсылка к корабельному прошлому острова. Оказывается, можно сделать крутую детскую площадку без пестрых цветов?! Невероятно!

46. Необязательно использовать яркий цветной пластик, чтобы детям было интерено. Причем в целом решения достаточно простые, но что-то похожее мы редко видим на других российских детских площадках.

47. Слева есть зона для родителей, про которую у нас часто забывают. Есть навес, камера хранения, туалеты, комната для пеленания.

48. Для малышей отдельная игровая зона: качели, горка, песочница. Да, с яркими акцентами, но в меру и сами цвета подобраны неплохо.

49. На строительном заборе есть разные развивающие головоломки для детей.

50. Здесь тоже везде разное покрытие. Где-то встречается галька. Здесь, например, щепа:

51. А тут песок:

52. Красивые лавочки. Обратите внимание, насколько сильно отличается подход к общению с посетителями от того, что мы привыкли видеть в городских парках. Вместо обычных наклеек с запретом садиться ближе, чем на 1,5 метра друг к другу, здесь пригласили дизайнера, нарисовали такого человечка, на котором написано «Пожалуйста, садитесь рядом со мной».

53. Вот этот сад только появился – здесь лишь недавно высадили новые деревья, новые кусты, но уже сейчас все смотрится просто здорово.

54. Получилась густая аллея с высокими деревьями. Сразу появилась тень, много уютных мест.

Подобное благоустройство обычно можно встретить лишь в каких-нибудь достаточно дорогих жилых комплексах. Например, вот благоустройство во дворах в Сеуле (Южная Корея):

55. Что удивляет больше всего в Новой Голландии, так это внимание к деталям. Все идеально ровно. Такое редко встретишь в России. Газон, щепа у деревьев.

56. Уникальный дизайн люков.

Читайте также:  Город как арт-пространство привлечет туристов и инвесторов, закрепит молодежь, уверен Иван Карпушкин

57. Даже газон идеально подходит к дорожкам.

58. Поскольку Новая Голландия больше похожа на реальную Голландию, чем на Россию, здесь организовали раздельный сбор мусора, причем мусор хранится под землей. Вокруг очень чисто. Почему нельзя делать так во дворах? Если грамотно организовать мусорную площадку, то она не будет зоной отчуждения.

Совет всем компаниям, мэрам и губернаторам: если вы грамотно вкладываете деньги, если вы делаете хорошие общественные пространства, если вы следите за ними, то вам не надо будет никому платить за рекламу – будут приходить журналисты, блогеры, архитекторы, да и просто жители, чтобы фотографировать крутое место, все будут ставить его в пример. Вас будут хвалить и любить.

Да, подобное благоустройство стоит денег, и требовать подобного в каждом дворе невозможно, но хотя бы несколько качественных общественных пространств должно быть в каждом крупном городе.

Долгий ящик. Какие крупные проекты в Петербурге поставлены инвесторами на паузу

«Фонтанка» провела ревизию наиболее значимых и ярких инвестиционных проектов Петербурга. Жизнь складывается так, что про большинство из них авторам сказать пока особо нечего.

Самые крупные и заметные (в полном смысле этого слова) проекты из заявленных за последнее время — два новых небоскреба в Лахте от «Газпрома». Газовый монополист, прописанный в Петербурге, еще не заселив свою первую башню, в мае 2021 года заявил о планах по строительству второго, а полгода спустя — и третьего небоскреба.

Самым масштабным будет второй. Его заявленная высота — 703 метра — символически намекает на год основания города. Никаких данных о стоимости и о сроках не называлось. Рассказали только такое:

«703-метровое здание — это 150 этажей и 220 тыс. кв. м площади. Высота самого верхнего — 590 м, и это «самый высокий в мире обитаемый этаж». Здание будет разделено на 8 секций по 16 этажей с трехэтажными атриумами и общественными зонами c зелеными насаждениями».

Про третий известно также немного. Он будет выше первого, но на архитектурные рекорды не претендует.

Третий небоскреб «Газпрома» будет иметь высоту 555 м (108 уровней), площадь порядка 179 тыс. кв. м. В трехуровневом стилобате будут размещены служебные помещения и автостоянка. Высота самого верхнего уровня составит 453 м, на нем разместится обзорная галерея.

За минувший год стала понятнее только локация этих небоскребов. Тут без сюрпризов, это тоже Лахта, и причем на время строительства планируется отсрочить ввод в эксплуатацию уже почти достроенного яхтенного комплекса «Геркулес», чтобы избежать его работы вплотную к масштабной стройплощадке.

О том, как идет подготовка к реализации этих проектов, сколько денег они потребуют и насколько это все вообще актуально в нынешней ситуации, известий не было. Зато было объявлено, что «Газпром» в минувшем году выплатил рекордный объем налогов — более 5 трлн рублей. Повлияет ли это как-то на его градостроительные планы — не комментировалось.

Параллельно «Газпром» без лишней помпы ведет подготовку к двум амбициозным проектам, приближающим превращение Петербурга в яхтенную столицу если не всей Балтики, то уж точно — России.

Летом 2022 года было объявлено о намерениях «Газпрома» построить крупный туристический кластер в Горской на месте бывшей базы предприятий, строящих Комплекс защитных сооружений Петербурга от наводнений. Сейчас там уже начата разработка мастер-плана и проекта планировки. Идет проектирование, рассказывают причастные к проекту специалисты.

Эти места откровенно простаивали после достройки дамбы и, вообще-то, уже имели инвестора — корпорацию «Мегалайн», связанную с видным городским предпринимателем Евгением Пригожиным. Подписанное годом ранее на ПМЭФ соглашение с ним было разорвано, что дало повод инвестору заявить о не очень высоком доверии к обещаниям Смольного.

Именно «Мегалайн» планировал и всерьез готовил, возможно, один из самых полезных для города транспортных проектов — 61 транспортно-пересадочный узел, которые бы объединяли на периферии метро, электрички и автотранспорт в единую систему — так, как это уже реализовано в Москве.

Идея о том, как использовать многочисленные железнодорожные рельсы, мало используемые сегодня, витает в воздухе давно. Еще больше напрашивается мысль об удобной пересадке с метро на электричку — ну хотя бы на уже действующих вокзалах, не говоря уже о находящихся вплотную друг к другу ж/д и метростанциях вроде «Удельной». А уж разговоры о едином билете на поезд и подземку — это уже просто какая-то научная фантастика.

Нетрудно догадаться, что обострение разногласий между чиновниками Смольного и владельцами «Мегалайна» поставило его проекты на такую глубокую паузу, что даже спрашивать о них неудобно. Из всего хорошего, что структуры Евгения Пригожина задумывали для реализации в Петербурге, удалось лишь воплотить в жизнь превращение долгостроя на Зольной улице в «Вагнер Центр». Впрочем, он получил такой резонанс в российских и международных медиа, что никакие ТПУ и туристические кластеры не могли бы затмить.

В Петербурге давно стало общим местом подшучивать над невысоким темпом развития метро. Программа строительства новых водных переправ имеет много общих черт: громадные планы на десятки крайне нужных городу объектов, до зубной боли долгое их проектирование и перепроектирование, перетекание проектов из одной долгосрочной программы в другую и мучительный поиск денег — то у частных инвесторов, то у Москвы. Разве что красочные футуристические карты будущих десятков мостов и тоннелей не публикуются по два раза в год, в отличие от метро.

Программа под условным названием «Шесть мостов» (по количеству крупных переправ через Неву) стартовала в городе еще при Валентине Матвиенко и предполагала возведение 34 новых переправ по всему городу через реки и каналы. Хотя, конечно, специалисты без труда находят в советских архивах чертежи почти всех из заявляемых сейчас как новые проектов. Почему с этим все так грустно, «Фонтанка» подробно разбиралась.

Наиболее перспективным в последнее время казался Большой Смоленский мост. Он запланирован примерно в 3 км ниже по течению от Володарского моста и в полутора — от перспективного моста в створе Фаянсовой улицы, задуманного в рамках проекта ВСД.

Большой Смоленский мост соединит берега Невы, которые в этих местах по обе стороны осваиваются крупнейшим городским девелопером — «Сэтл групп». Именно он занимается проектированием переправы в качестве помощи городу. Срок окончания «бумажных» работ запланирован на 2023 год.

Предварительно планировалось, что город достроит Большой Смоленский мост к 2028 году, однако недавно Александр Беглов признал сдвиг сроков — теперь это 2030 год. К слову, финансирование этого проекта сейчас увязывают с налоговыми отчислениями в казну города от «Газпрома».

Еще один крупный инфраструктурный проект времен Валентины Матвиенко — Орловский тоннель. Речь о нем зашла при ней как об альтернативе запроектированному еще с советских времен мосту в створе Феодосийской улицы. Семь километров Малоохтинской, Свердловской и Арсенальной набережных между Малоохтинским и Литейный мостом — это, конечно, непростительно много для огромного европейского мегаполиса. Положа руку на сердце, даже построенные неподалеку Феодосийский мост (ну или Арсенальный, или Ватутинский, по названиям выходящих к Неве улиц) и Орловский тоннель — оба получили бы вполне ощутимую загрузку. Но пришлось выбирать, и остановились на многократно более дорогом проекте, на который, впрочем, был инвестор.

Однако Валентина Матвиенко ушла, а с ней поникли и многие крупные городские проекты. И реинкарнация Орловского тоннеля оказалась редким и приятным исключением. Новый инвестор — корпорация ВЭБ.РФ в партнерстве с крупными московскими мосто- и тоннелестроителями.

Известно, что тоннель планируют вместо одиночного двухэтажного сделать менее грандиозным (два более узких хода по две полосы в каждую сторону). Сейчас в этом проекте мяч, что называется, на стороне Смольного. Глава ВЭБ.РФ Игорь Шувалов еще в конце лета 2022 года попросил чиновников также поучаствовать в подготовке документации.

А вот не очень грандиозный, но тоже нужный городу и его новым предместьям трамвай от Купчино, похоже, рискует быть самым быстрым по исполнению в сегодняшнем списке «Фонтанки».

Подготовка к проектированию этой линии началась еще в 2016 году. Концессионеры — АБЗ-1 и Газпромбанк — были обозначены в 2018 году. Разговоры о том, кто сколько дает денег, похоже, завершились этой осенью — в бюджете города заложено 23 миллиарда.

Читайте также:  Благоустройство Чебоксар и В Чебоксарах полным ходом идет благоустройство объектов приоритетной федеральной программы «Формирование комфортной городской среды»

Зато строительство (реальное, а не на бумаге) уже началось. Более того, рассматривается — всерьез — вопрос о продлении линии до аэропорта Пулково. Если это удастся сделать, можно будет подвести черту под сразу несколькими громкими проектами соединения города с воздушными воротами в обход пробок — от электричек до метро.

В 2022 год корейский автоконцерн Hyundai въехал с грандиозными планами. Осенью 2021 года в Каменке заработал завод по выпуску двигателей Hyundai Wia («Хёндэ ВИА Рус»), где собирались выпускать 233 тысячи двигателей в год, а затем локализовать такие компоненты, как блоки цилиндров и их головки, коленвал, поршни и т. д.

На выкупленном заводе GM Hyundai намеревалась начать выпуск моделей Hyundai Tucson, Hyundai Palisade, Kia Sportage в 2023 году. А дочка поставщика корейского концерна ООО «СВ Рус» была готова дать новую жизнь еще одному остановленному производству — заводу Ford во Всеволожске. Другой поставщик — ООО «Питерформ» планировал в 2023 году запустить вторую очередь предприятия в Каменке. Общая сумма инвестиций превысила 60 млрд рублей.

С началом событий на Украине предприятие Hyundai, завод двигателей Hyundai Wia и поставщики концерна ушли в простой. С заказчиком строительства завода двигателей судятся подрядчики, с которыми он не рассчитался. Проект реконструкции площадки General Motors был заморожен. Сам автозавод Hyundai с начала 2023 года приступит к консервации завода и сокращению штата, однако на предприятии возобновился выпуск деталей для предприятий в Казахстане. На вопрос о планах сокращения штата на Hyundai Wia в пресс-службе на момент публикации не ответили.

Парк на Ватном острове, территория которого изначально предназначалась для судебного квартала, пообещал петербуржцам во время предвыборной кампании Александр Беглов. За прошедшее время с размахом провели конкурс концепций, определили победителя, но потом проект встал на паузу. Власти Петербурга утверждают, что об отказе от идеи парка в этом месте речи не идет. Но пока на участке идут работы по строительству Дворца танца и комплекса зданий Верховного суда: контракт на корректировку проекта в конце декабря 2021 года заключило управделами президента.

В пояснительной записке к корректировке адресной инвестпрограммы от ноября 2022 года объект назван как «Строительство комплекса административных зданий Верховного Суда Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, инженерно-технического блока, современного общественного пространства Арт-квартала». Пока работы, которые ведет управделами президента, не завершены, город не может приступить к прокладке улицы Сперанского, которая должна пройти вдоль парка к набережной, следует из документа. Что само по себе красноречиво говорит о сроках.

К зданию Пеньковых складов вблизи арт-квартала проявляет интерес «Газпром».

Эпопея с реконструкцией бывших императорских конюшен началась весной 2010 года, когда губернатор Валентина Матвиенко подписала постановление о передаче Конюшенного ведомства структуре «Плаза Лотос групп» (PLG) братьев Зингаревичей. Против выступили градозащитники, добившиеся изгнания инвестора.

После нескольких перипетий в мае 2022 года конкурс на право аренды здания Конюшенного ведомства по программе «рубль за метр» выиграло московское ООО «Бахчасарай», которое связывают с бизнесменом Годом Нисановым. В июне был заключен договор. Компании предстояло в ближайшие два года подготовить и согласовать проект сохранения объекта, в течение семи лет — провести все работы.

Однако отсеянные претенденты АО «Альфа», ООО «Бимс» и АО «Футуро» пожаловались в УФАС, а после того как антимонопольщики встали на сторону города, пошли в суд. В ноябре арбитражный суд признал итоги аукциона и заключенный договор недействительными. Город в лице Фонда имущества пытается обжаловать решение.

О том, что все реставрационные и строительные работы в Новой Голландии «временно приостановлены», «стало известно в июне 2022 года. На момент публикации в пресс-службе не прокомментировали, изменилась ли ситуация на данный момент.

Третий и завершающий этап реставрации должен был затронуть здания вокруг арки Валлен-Деламота, построенной в XVIII веке. На сайте проекта отмечается, что он должен завершиться к 2025 году. На инвестиционном портале Санкт-Петербурга еще в июне сообщалось, что работы на острове закончат в 2028 году. Теперь финальный срок указан как 2031 год. Объем инвестиций — более 14 млрд рублей.

Причины остановки работ не сообщались, но не исключено, что это может быть связано с заморозкой активов Романа Абрамовича после того, как он попал под санкции ЕС.

На ПМЭФ-2021 группа компаний «Севкабель» договорилась со Смольным, что совместно с сетью отелей «Азимут» займется обновлением «Морского вокзала» на Васильевском острове. За 3,1 млрд рублей планировалось переделать терминал под отель, вокруг создать общественное пространство с набережной. Однако город так и не передал недвижимость инвесторам. По информации «Фонтанки», городские власти пока решили отказаться от передачи самого здания терминала, поскольку его сдача в аренду под офисы и общежитие сейчас является единственным источником дохода «Пассажирского порта «Морской фасад», который остался без иностранных туристов. Однако проект по созданию променада все же будет реализован. В пресс-службе «Севкабель Порта» «Фонтанке» сообщили, что в 2023 году компания рассчитывает приступить к благоустройству земельного участка «Морского вокзала» для «его интеграции в общественно-деловое пространство «Севкабель Порт». «В данный момент мы плотно работаем в рамках заключенного с городом соглашения на ПМЭФ-21 и надеемся, что в случае активного включения города наш процесс будет более плодотворным», — прокомментировали в «Севкабель Порту».

О запуске региональной судоходной компании Смольный заговорил еще в мае 2017 года — под эгидой возрождения отечественного судоходства на Балтике. В 2019 году была создана компания ООО «Балтийские пассажирские линии», на 100 % принадлежащая городу. Судно хотели получить уже к 2024 году. Потенциальным подрядчиком готова была выступить Объединенная судостроительная корпорация (ОСК).

Сейчас в ООО «БПЛ» один сотрудник. «Пока такие обстоятельства, что развивать не получается», — признал в беседе с «Фонтанкой» глава АО «Пассажирский порт «Морской фасад» Вадим Каширин. Но говорить, что проект поставлен на паузу, некорректно, считает он. «ОСК работает в рамках совместной рабочей группы: выделили средства на разработку проекта и определение стоимости судна», — пояснил глава «Морского фасада». Сам «Морской фасад», который в последний раз принимал круизные лайнеры осенью 2019 года, приносит городу убытки. Однако в Смольном считают необходимым сохранить инфраструктуру, несмотря на то, что в ближайшие годы гостей в порту не предвидится. В этом году АО получило льготы по имущественным налогам на 300 млн рублей, в будущем году меру поддержки планируют сохранить.

После пожара 2021 года на «Невской мануфактуре» идут противоаварийные работы. Воссоздать планируют все, что составляет предмет охраны, — это стены, дореволюционные анкерные металлические конструкции на фасаде, которые теперь будут выполнять скорее декоративную функцию, конфигурацию кровли и другие элементы.

Но в историческую канву будут вписывать современность — жилые квадратные метры. Общая площадь жилого квартала составит около 30 га. Его будут строить и проектировать за счет инвесторов. Примерно половина этой территории в собственности «Невской мануфактуры». Вторая часть принадлежит ООО «Невское наследие», связанному с застройщиком «БФА-Девелопмент».

Комплекс бывшего завода «Красный треугольник» в последние годы постоянно становится фигурантом сводок о пожарах и обрушениях.

На ПМЭФ-2021 город заключил инвестсоглашение с УК «БИО», которую называют крупнейшим частным собственником на территории бывшего завода. По данным «Фонтанки», за проектом редевелопмента, который оценивается в 60 млрд рублей, стоит группа собственников, которую связывают со структурами петербургского миллиардера Игоря Минакова, скончавшегося в 2018 году.

Реконструкцию тормозило в том числе отсутствие утвержденных предметов охраны. Но осенью 2022 года дело наконец сдвинулось с мертвой точки. В октябре КГИОП опубликовал историко-культурную экспертизу «Красного треугольника», подготовленную специалистом по промышленной архитектуре Маргаритой Штиглиц. Она заключила, что объект имеет все основания для включения в реестр региональных памятников, но часть корпусов историко-культурной ценностью не обладают и должны быть исключены. В декабре члены рабочей группы Совета по сохранению культурного наследия при правительстве города согласились с необходимостью включения комплекса в реестр объектов культурного наследия с предложенным экспертом планом границ и предметом охраны.

Галина Бояркова, Денис Лебедев, «Фонтанка.ру»

Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *