Урок 4. Городское пространство
За предыдущие три урока мы с вами разобрались, какие бывают города, как могут быть организованы застройка, расположение домов, улиц и дорог, каковы варианты транспортного сообщения внутри города и как должна выглядеть транспортная инфраструктура.
Таким образом, мы уже имеем базовое представление об основных элементах городского пространства. И уже поняли, что понятие городского пространства намного шире, чем жилые дома, рабочие места и транспортные коммуникации. В этом уроке мы более полно разберем, что же такое городского пространство.
Цель урока: разобраться, что представляет собой городское пространство, как происходит формирование комфортной городской среды, что такое «умный город» и какие составляющие для этого необходимы. Изучив урок, вы поймете, из чего складывается городское пространство и что нужно, чтобы городская среда стала комфортной.
Итак, перейдем к уроку, и для начала разберемся, что входит в понятие «городское пространство».
Что такое городское пространство?
На сегодняшний день существует немало определений, что такое городское пространство. Все они разнообразны и предполагают множество нюансов, как и само городское пространство. Если попытаться обобщить все имеющие сегодня представления, городское пространство – это единство городских объектов и их социальных функций. На его формирование влияют разные факторы.
Факторы, влияющие на формирование городского пространства
Итак, какие же факторы формируют городское пространство? Давайте рассуждать логически.
Природно-географические факторы – это рельеф, погода, климат. Рельеф местности во многом предопределяет застройку и возможность либо невозможность использовать тот или иной транспорт, например, метро. Погода и климат определяют превалирующие типы построек. Например, в северных регионах России все «хрущевки» имеют верхний технический этаж или чердак, а на Юге потолок 5-го этажа – это и есть крыша дома.
Кроме того, погода и климат определяют необходимую для города коммунальную инфраструктуру. Так, в России и прочих странах, расположенных в «высоких широтах», обязательно нужно отопление и все необходимое для его организации: котельные, ТЭЦ, трубопроводы и прочее. В южных странах централизованное отопление отсутствует как таковое, а в прохладные дни жители просто включают кондиционер на обогрев.
Социально-экономические и административно-политические факторы – это статус и основная «специализация» города. Так, столичный статус предполагает наличие административных зданий для многочисленных управляющих структур: от парламента до различных министерств и ведомств, что во многом предопределяет пространство центральной части города.
Наличие промышленных объектов требует организации подъездных путей для вывода продукции и подвоза сырья; транспортные хабы требуют складских помещений, контейнерных площадок и стоянок для грузового транспорта. И все это непосредственным образом влияет на облик города, потому что находится в его пределах.
Культурно-исторические традиции – чем старше город, тем больше многообразие его застройки и исторической части, потому что каждая эпоха оставляет свой след в виде памятников и старинных зданий. Здания в странах Востока оформлены иначе, чем в странах Западной Европы, и это тоже следствие влияния культурных традиций народа.
Выше мы уже сказали о том, что городское пространство – это единство городских объектов и их социальных функций. Город как таковой представляет собой структуру, имеющую физический и социальный аспект. К примеру, здание театра – не просто здание, а место, где люди приобщаются к театральному искусству.
Бизнес-центр – не просто очередная многоэтажка, а место размещения офисов множества компаний со своей специфической офисной культурой. И, конечно, есть просто многоэтажки, где живут люди. В этом контексте принято разделять городское пространство на частное, общественное и смешанное.
Виды городского пространства
Тут все просто. В основе подразделения пространства на частное, общественное или смешанное лежит право пользования пространством, которое может принадлежать либо конкретному лицу (физическому, юридическому), либо группе лиц, либо всем желающим:
К слову, пространство можно не просто обустроить, а создать, что называется, «с нуля», причем не только на городской земле. Например, в городе Брюгге (Бельгия) соорудили «Плавучий остров» с разными зонами отдыха на любой вкус:
Так или иначе, любое пространство – частное, смешанное или общественное – несет некую функцию.
Функции городского пространства
Понятие «функция» достаточно широкое. Оно поддается как обобщению, так и конкретизации по самым разным характеристикам. Мы остановимся на самых главных функциях городского пространства.
Коммуникативная функция – в пределах любого пространства мы коммуницируем с кем-либо. Дома мы общаемся с семьей, на работе – с коллегами, а общественные пространства позволяют осуществлять коммуникации с людьми, с которыми мы никак не связаны семейными или рабочими узами, однако потенциально имеем общие интересы.
На детских площадках общаются мамы и бабушки малышей, живущих в разных домах неподалеку. На спортплощадки и в фитнес-центры приходят люди, увлеченные спортом и/или следящие за своим здоровьем. Театры становятся центром притяжения для театралов, концертные залы – для фанатов той или иной музыки в зависимости от концерта.
Такие «центры притяжения» становятся центрами общения для самых разных людей. Так, просьба к сидящим в очереди в поликлинике «не обмениваться симптомами, потому что это затрудняет диагностику», уже давно перекочевала в разряд анекдотов.
Транзитная функция – этой функцией обладает любое открытое пространство, будь то дорога, тротуар, парк, сквер. Разница в том, что дороги предусмотрены для транспорта, тротуары, парки и скверы – для пешеходов, велодорожки – для велосипедов и прочего микромобильного транспорта.
Чем лучше дороги, тем лучше справляется город с транзитом транспорта. Чем лучше обустроены тротуары, парки и скверы, тем в большей степени городскую среду можно считать комфортной для всех жителей. Чем больше пандусов, съездов и подъемников для инвалидных колясок, тем комфортнее город для передвижения людей с ограниченными физическими возможностями.
Функция осуществления деятельности – на заводах и в офисах люди работают, в больницах лечатся, в школах учатся, в парке отдыхают, катаются на велосипеде, читают книгу на лавочке, фотографируются на фоне цветущей клумбы и т.д. На последнем примере четко видно, что одно и то же пространство может выполнять множество функций.
Так, полянку в скверике могут облюбовать и хозяева домашних животных для выгула питомцев, и группа любителей йоги для занятий на свежем воздухе, и даже бомжи, чтобы просто полежать на солнышке. Для торговцев мороженным парк будет не местом отдыха, а местом работы, равно как и для наряда патрульной полиции или сотрудников дежурного медпункта.
Функция удовлетворения потребностей – в ресторан мы ходим, чтобы отметить торжественное событие или просто пообедать, в магазин – за покупками, в кинотеатр – посмотреть фильм. И при этом ресторан для поваров и официантов является местом работы, а не удовлетворения потребностей, как и магазин для продавцов, кассиров в кассе кинотеатра и т.д.
Эстетическая функция – города бывают красивые и обычные. К примеру, красота Парижа стала именем нарицательным: «увидеть Париж и умереть»:
А есть тысячи городов, больших и малых, которые даже не отличишь друг от друга. Не говоря о том, что об их существовании часто знают лишь жители самого города и его окрестностей.
Репрезентативная функция – это то, что называется «на других посмотреть и себя показать». Женщины традиционно «выгуливают» вечерние наряды в театры и рестораны, молодежь со скейтами тусуется в парках или на специальных площадках-скейтодромах. А на День города в центр «подтягивается» действительно почти весь город, а еще приезжают туристы. Во всяком случае, когда нет ограничений по эпидемиологической ситуации.
Что подразумевается под нарративной функцией? На основании той деятельности, что ведется человеком в том или другом пространстве, и исходя из существующих негласных убеждений, пространство обретает некий нарратив или повествование, которое формирует идентичность человека в данный момент или же в целом.
Так, если человек попадает в больницу в качестве пациента, формируется его образ как нездорового и нуждающегося в постоянной помощи медиков, а не просто в приеме лекарств или диетическом питании. Если человек постоянно ходит на футбольные матчи, формируется его образ как футбольного фаната, если на концерты любимой рок-группы, его начинают воспринимать, как заядлого рокера.
Столь же интересна для более глубокого изучения темпоральная или временная функция города. В уроке №3 мы рассказывали о нормах времени на дорогу на работу и с работы для городов разной численности населения в Российской Федерации. Чем лучше организовано городское пространство, тем меньше у горожан непродуктивных расходов времени на пробки, поиск места для парковки, очереди к эскалатору в метро и т.д.
Именно для этого синхронизируются светофоры, чтобы сгенерировать «зеленую волну» для потока автомобилей и уменьшить количество заторов. Именно для этого в часы пик выпускают на линию дополнительные единицы подвижного состава, чтобы быстрее увезти всех желающих. Именно для этого в новых торговых центрах делают подземные паркинги.
С другой стороны, есть города, где в исторической части время будто остановилось и не хочется никуда спешить. И это не только столицы европейских государств, Москва или Санкт-Петербург. Это, например, город Кропивницкий (Украина), имеющий статус областного центра. До 2016 года это был Кировоград, до 1939 года – Кирово, до 1934 – Зиновьевск, до 1924 – Елисаветград. Здесь можно найти здания в стиле модерн, дворцы в стиле барокко, примеры сочетания готики, рококо и ренессанса в архитектуре, мавританские дворцы:
Примерно такие же ощущения, что время остановилось, возникают, когда посещаешь достопримечательности, построенные в прошлых столетиях: замки, дворцы, усадьбы. Так или иначе, количество и качество наполнения времени – это две тесно связанные характеристики.
Городская среда и социология города
Итак, мы разобрались, что такое городское пространство. Тогда что же такое городская среда? В какой-то степени понятия «городское пространство» и «городская среда» пересекаются, но в то же время не являются тождественными. В самом общем виде, городская среда – это комплекс условий, созданных человеком и природой и предопределяющих уровень и качество жизни в городе.
Город за полярным кругом всегда не слишком комфортен примерно 7-8 месяцев в году из-за погоды, даже если там прекрасные здания и налаженная система городского транспорта. И даже если там, как в городе Рьюкан (Норвегия), установят большие зеркала, которые будут направлять лучики солнечного света («солнечных зайчиков») на центральную площадь погруженного в полярную ночь города:
А где-нибудь на Средиземном море чувствуешь себя комфортно почти всегда. Тем более что для самых жарких часов есть сиеста и кондиционер. Ученые различают несколько основных факторов формирования городской среды:
В России такое понятие, как «городская среда обитания (проживания)» было разработано и введено в научный оборот «Российским союзом инженеров» и Министерством регионального развития и Федеральным агентством по строительству и ЖКХ. Это понятие ныне используется как базовое для оценки возможностей городской среды удовлетворить потребности горожан и оценки качества этой самой среды.
Конкретно в Москве реализуется собственная программа по созданию комфортной среды. Парки, дворы и скверы обновляются, а при возведении новых жилых комплексов принципы комфортной среды, в том числе для инвалидов, закладываются на уровне проекта. Как, например, в одном из ЖК, расположенных в бывшей промзоне:
В Европе традиции формирования комфортной городской среды намного более давние. Считается даже, что одним из величайших вкладов Европы в мир был ее особый способ понимания и восприятия городского общественного пространства и комфортной среды.
На протяжении тысячелетий Старый континент создавал города в человеческом масштабе, долгоживущие, но всегда динамичные, стремящиеся к культурному разнообразию и гражданскому сознанию своих жителей. Город – это физическая форма, наполненная нематериальными ценностями и мощным социальным, экономическим и историческим значением.
Учитывая проблемы, с которыми в настоящее время сталкивается все более урбанизированный мир, защита европейской модели города актуальна более чем когда-либо. Когда разрастание городов увеличивается с беспрецедентной скоростью, когда изменение климата в значительной степени является продуктом городской мобильности, а социальное расслоение в городах нарастает, общественное пространство обретает особую значимость.
Разумеется, в рамках одного пространства реализовать сразу все вышеприведенные характеристики невозможно, да и незачем. По-настоящему комфортный город может предложить самые разные по виду и оформлению места общественного назначения. Тем не менее есть универсальные моменты. Например, использование экологичных материалов, которые не нагреваются слишком сильно под солнцем и легко отмываются от загрязнений.
Принципы комфортной среды:
Под адаптивностью следует понимать способность быстро реагировать на меняющиеся потребности горожан, а гибкость – это способность возвращаться в исходное состояние после проведения какой-либо разовой активности (ярмарка, народное гуляние, концерт и прочее).
Интерактивность подразумевает вовлеченность горожан в общественную жизнь города. Другими словами, для них должны быть интересные события, у них должна быть возможность свободно туда попасть.
Разумеется, реализовать эту концепцию в уже состоявшихся городах с большой историей можно разве что в пределах отдельных районов. Однако существуют и города, построенные в полном соответствии с концепцией нового урбанизма «с нуля». Это, к примеру, Селебрейшн и Сисайд во Флориде (США):
В России примером нового урбанизма «с нуля» могут служить Город набережных, Опалиха-2 и Опалиха-3 в Подмосковье и Горки город в Сочи:
О чем еще стоит упомянуть, говоря о комфортной среде и социологии города? Это, конечно же, широко известная «теория разбитых окон». Суть в том, что, если социум терпимо относится к мелким правонарушениям и ничего не делает, чтобы быстро застеклить разбитое хулиганами окно, очень скоро в домах и общественных зданиях не останется целых стекол. А правонарушители, видя безнаказанность, как бы «получат добро» на более серьезные преступления, из-за чего городская среда станет совсем некомфортной.
Авторами теории разбитых окон являются американские социологи Джеймс Уилсон и Джордж Келлинг, впервые представившие ее в 1982 году. А в 1994 году эту теорию взял за основу своей деятельности мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани, начав беспощадную борьбу с мелкими нарушениями и незамедлительно устраняя последствия этих нарушений в виде разбитых окон и прочего. Нью-Йорк действительно стал комфортным и безопасным городом, хотя многие и сомневаются, что решающую роль сыграло именно применение этой теории, а не весь комплекс мер по благоустройству и борьбе с преступностью.
Однако, конечно, только полиция или только власть не сможет поддерживать порядок, если горожане будут равнодушны к тому, что их окружает. А чтобы вовлечь граждан в жизнь города, нужны удобное городское пространство, комфортная городская среда, которую захочется беречь всем и каждому, и научный учет потребностей горожан в рамках социологии города. Как видим, все процессы взаимосвязаны и взаимозависимы.
Но будем оптимистами, потому что сегодня все больше городов, где власть заботится об удобстве горожан, а «умный город» уже стал реальностью. Что это такое? Давайте посмотрим!
«Умный город»
Сегодня практически каждому знакомо словосочетание «умный дом». Это возможность управлять всей техникой и коммуникациями в доме дистанционно, установив специальное приложение на смартфон. Так, вы можете со смартфона отключить от электропитания розетку в комнате, если вдруг засомневались, что точно выключили утюг. Вы можете за час до прихода домой включить зимой отопление на полную мощность, чтобы вас встретило тепло домашнего уюта, но не в ущерб семейному бюджету, потому что система регулировки позволяет в свое отсутствие установить обогрев помещений на минимальную температуру в 14℃.
Как это все применимо в масштабах города? «Умный город» или smart city –
это тоже продукт интеграции информационных технологий и Интернета вещей. Первыми «ласточками» прогресса стали системы видеонаблюдения и распознания лиц, которые позволяют оперативно выявлять правонарушения, совершенные в городе.
Далее появилась автоматизация возможности обращения граждан через единый колл-центр, информирование о ходе ремонтных работ на объектах в режиме онлайн, функция обратной связи на официальных порталах городов, множество специальных приложений, позволяющих коммунальным службам контролировать и регулировать степень освещенности улиц города и многое другое.
Сегодня во многих больших городах не проблема в режиме онлайн выбрать подходящий по расположению детский садик для ребенка, узнать, к какой школе «приписан» ваш адрес и куда вести ребенка в первый класс. Для полноты понимания можно пояснить концепцию «умного города» примером Интернета вещей.
Конечно, пока сложно говорить о том, как скоро можно будет управлять через единое мобильное приложение всей инфраструктурой города по образу и подобию того, как можно управлять «умным домом». Однако множество интерактивных проектов в рамках идеи «умного города» тоже имеют свои плюсы, поскольку позволяют гражданам, заинтересованным в решении какой-то одной проблемы, сориентироваться быстрее, чем если бы пришлось разбираться со сложной структурой приложения, охватывающего все сферы жизни города.
И, разумеется, все это имеет смысл, когда реализованы принципы формирования комфортной городской среды, создание комфортных общественных пространств, когда социология города учитывает потребности горожан.
В интерактивном режиме контролируется заполняемость мусорных баков. Жителей стимулируют к раздельному выбрасыванию пластикового мусора собственной «валютой», точнее, «монетками», которыми можно реально рассчитаться в некоторых кафе. Из этого мусора потом по 3D-технологиям изготавливают скамейки и другие предметы городского экстерьера.
Топ-7 «умных городов» будущого:
Разумеется, управлять всем этим великолепием будут при помощи цифровых технологий. Больше о концепции «умного города» можно узнать из интервью урбаниста Алексея Новикова:
Главные признаки «умного города»:
Тест на усвоение материала урока
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
В следующем уроке речь пойдет о городском дизайне.
04-05-2022 08
Городская среда – это то, что окружает нас в повседневной жизни: парки, улицы, аллеи, набережные, красивые и удобные пространства. Формирование комфортной городской среды – приоритет для современного управляющего городом.
Основные задачи обустройства комфортной среды: озеленение, санитарная очистка, организация освещения, защита воздушного и водного бассейнов округа, мероприятия, направленные на минимизирование шума, придание эстетичности и функциональности каждому метру той или иной территории.
Что входит в понятие «комфортная городская среда»?
В понятие «комфортная городская среда» входит всё городское естественно-природное пространство в определённых административных границах, а также совокупность застройки этого пространства зданиями и сооружениями. Цель формирования комфортной городской среды – в полной мере удовлетворить индивидуальные и социальные потребности населения (с учётом потребностей маломобильных категорий населения).
В понятие «комфортная городская среда» входит:
Комплексное развитие территории
Комплексное развитие территории – деятельность, которая в первую очередь направлена на создание благоприятных условий жизни населения. Цель проекта заключается не только в создании запланированных объектов, но и в расширении инфраструктуры. Например, в крупных городах под этим понятием прежде всего понимают застройку промзон, а также возведение больших жилых комплексов.
Комфортные дворы и общественные пространства
Создание комфортных дворов и общественных пространств – это некий тренд, который не сбавляет обороты на протяжении нескольких лет. Типичные когда-то «кошмары» новосёла – заставленные транспортными средствами дворы, тесные проезды, плохое освещение, отсутствие безопасных детских и спортивных площадок – постепенно уходят в прошлое, а на смену им приходят модернизированные дворы, которые укомплектованы всем необходимым, если не для «лакшери», то для комфортной жизни.
Комфортная среда для маломобильных категорий граждан
Маломобильная категория граждан – люди, которым особенно нужно внимание. Комфортная среда предполагает создание таких условий, в которых люди не будут чувствовать свою ограниченность. Простыми словами – это безбарьерный доступ к любым учреждениям, а также объектам городской инфраструктуры. Внедрение пандусов, подъемников, адаптированных спортивных площадок, а также специальное освещение – это лишь малая часть того, что можно собрать в это понятие.
Современные технологии и материалы
Реализацию комфортной городской среды невозможно представить без использования современных технологий и материалов. На этапе застройки специалисты используют:
Какие элементы благоустройства и МАФ повышают качество жизни и комфорт проживания?
Существует множество элементов благоустройства, но к основным, а вернее к тем, которые входят в понятие «базовые», следует отнести: декоративные, технические, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, некапитальные нестационарные сооружения, МАФ, наружную рекламу, которая применяется как составная часть благоустройства города.
Что касается МАФ, то они считаются составной частью озеленения и благоустройства городской территории. Малые архитектурные формы можно разделить на
Обратите внимание, что малые архитектурные формы – постоянно находятся в поле зрения человека, поэтому на этапе формирования комфортной городской среды им уделяют не последнее место.
Таким образом приходим к выводу, что городское пространство не будет выглядеть эстетично без МАФ благоустройства. Реализация проектов направлена в том числе на повышение функциональности территории.
Pillars – компания с 20-летней историей. Фирма занимается производством световых и несветовых изделий для городского благоустройства, интерьеров и открытых площадок. К сильным сторонам Pillars следует отнести наличие собственного производства в Екатеринбурге и понимание особенностей технологии ротационного формования.
Специалисты готовы изготовить любое количество необходимой продукции на заказ (товары представлены на сайте компании). Кроме того, компания поможет реализовать план заказчика и изготовить необходимый продукт по эксклюзивному заказу клиента.
Каждая единица товара проходит контроль качества на всех этапах производства, что гарантирует прочность и долговечность изделий. Перед продажей все изделия тестируются. Компания Pillars осуществит поставку товара с целью обеспечения комфорта и безопасности жителей современных городов, а также придания территории эстетичного и неповторимого вида.
Современные города позволяют проводить свободное время с максимальным комфортом именно благодаря деятельности таких фирм как Pillars. Компания регулярно принимает участие в различных выставках и мероприятиях, которые позволяют оценить все достоинства выпускаемой продукции.
Таким образом приходим к выводу, что формирование комфортной городской среды имеет широкий спектр задач. Каждая из них без исключения – важный элемент, который имеет большое значение в создании безопасного и комфортного городского пространства.
МГУТУ им. К.Г. Разумовского
Факультет: Управление
персоналом
Тема: «Городская
среда»
Выполнил студент
I курса: Данилов С.М.
Проверил: Зачерных
Б.А.
Понятия «окружающая среда»,
«городская среда» в разных их модификациях
стали очень распространенными
и приобрели значение ключевых.
Исследованием проблем среды
занимаются многие науки, в том числе
и география, разные ее ветви —
социальная, медицинская, физическая,
рекреационная и др. Сложности
явления соответствует и многоаспектность
исследований. Возрастающее внимание
к изучению проблем среды —
характерное проявление экологизации
и гуманизации современной науки.
Экологическое неблагополучие
городов стало острейшей глобальной
проблемой, требующей скорейшего решения.
«Городская среда» — фундаментальное
понятие, выражающее глубинную сущность
города и как места сосредоточения
больших масс людей, и как функционального
образования, играющего столь важную
роль в жизни и развитии общества,
в его территориальной организации.
Помимо этого, городская
среда — важная составляющая часть
потенциала города, благодаря которой
он выполняет свою историческую миссию
двигателя прогресса. Многообразная
и многоконтактная городская среда
благоприятствует возникновению и развитию
нового в разных сферах человеческой деятельности.
Благодаря свойствам своей среды города
становятся творческой Ораторией человечества:
«Качество городской среды в конечном
счете определяется способностью городов,
с одной стороны, быть фокусами творческих
сил общества, реализовывать, концентрировать
в себе творческий потенциал и, с другой
– создать необходимые условия для приобщения
каждой личности к различным формам жизни
города».
Понятие «городская
среда» и экологические проблемы
городов
Городская среда — совокупность
многочисленных и разнообразных
каналов массовых коммуникаций, форм
и способов общения людей, их подключения
к источникам разнообразной информации.
Фундаментальным признаком городской
среды называют ее нарастающее разнообразие,
которое позволяет человеку приобщаться
к миру культуры.
Можно говорить о двух взаимосвязанных
сторонах городской среды. Она выступает
как комплекс условий жизни людей, «потребляющих»
среду, удовлетворяющих свои потребности,
что находится в прямой зависимости от
качества среды. Одновременно городская
среда является совокупностью условий
для творческой деятельности, формирующей
новые направления в науке, искусстве,
культуре и т.д.
Понятие городской среды
может трактоваться очень широко.
И сам город при этом рассматривается
как «особая материально производственная
среда, в которой с высшей степенью концентрации
протекает производственная, бытовая
и общественная деятельность людей» .
Соответственно и градостроительство
– это область, комплексно решающая функционально-практические,
эстетические и экологические задачи
формирования окружающей среды.
Мировое градостроительство
на протяжении длительного времени
стремилось к созданию городов с
полноценной городской средой. Кардинальное
решение проблемы справедливо виделось
на пути преобразования существующего
расселения, отказа от тех форм расселения
– крупнейших городов и гигантских
агломераций, в которых урбанистический
пресс на природу и человека оказался
невыносимым. Но запроектированные
в начале XX века уютные, человеческие
по масштабам, живущие в гармонии
с природой города-сады Эбенезера Говарда
не заменили городов-гигантов, не стали
основным типом городского расселения.
Прогрессивная идея групповых
систем населенных мест (ГСНМ), выдвинутая
отечественными градостроителями в
1970-х гг., предусматривала целенаправленное
формирование экологически благополучных
агломераций, «очищенных» от нынешних
их недостатков. Однако она практически
не была реализована.
Городская среда — интегральное
явление. Она создается благодаря
действию многих факторов и сама многокомпонентна,
имея несколько составляющих. Материальная
составляющая городской среды – это,
с одной стороны, природа, видоизмененная
самим городом, а также окружающая
его. А с другой – здания и сооружения
разного назначения, распределённые
в нем в соответствии с планировочной
структурой и архитектурной композицией.
Эта материальная составляющая имеет
зримый образ, вызывает определенное восприятие
и оценки.
Состояние компонентов природы
– важный индикатор состояния и
качества городской среды. Находясь
под антропогенным прессом, подвергаясь
многообразным нагрузкам, природа
способна восстанавливаться, спасая тем
самым себя и защищая человека.
Город — ареал глубоко измененной
природы, особая экосистема. Степень
ее изменения завис от географического
положения, конкретной географической
ситуации, ответственности властей
и активности жителей. Гидрографическая
сеть, формы рельефа, распределение
естественной растительности создают
основу для формирования в городе
природного экологического каркаса
и функционального зонирования.
Природа в городе и его
ближайшем окружении подвергается
тяжкому испытанию. Будучи местами
концентрации разнообразной промышленности,
строительства, энергетики, автомобильного
парка, населения, города являются источниками
антропогенных загрязнений воздуха,
поверхностных и подземных вод,
почвы, Их можно уподобить вулканам,
извергающим на собственную и
окружающую территории огромное количество
газообразных, жидких и твердых веществ.
Приведем данные характеризующие объемы
этих выбросов и стоков в условно городе
с миллионным населением.
Город активно обменивается
веществом и энергией с окружающим
его пространством. Он использует разные
виды топлива и электроэнергии, сырье
и полуфабрикаты, вспомогательные
материалы для своих предприятий,
продовольствие и товары народного
потребления для населения, оборудование
для промышленности, транспорта, жилищно-коммунального
хозяйства. Используя и перерабатывая
все это, город выпускает продукцию,
оказывает услуги и выбрасывает
в окружающую среду огромную массу
отходов в твердом, газообразном
и жидком виде.
В городе с миллионным населением
– крупном промышленном центре – ежегодно
потребляются (млн. т): вода – 470, кислород
– 50, минерально-строительное сырье
– 10, уголь – 4, нефть – 4, природный газ
– 2
В канализационную сеть и
помимо нее миллионный город сбрасывает
ежегодно до 350 млн. т загрязненных сточных
вод, включая ливневые и талые
воды с промышленных площадок, городских
свалок, стоянок автотранспорта. В этих
стоках содержится около 36 тыс. т взвешенных
веществ, в том числе фосфатов – 24 тыс. т,
азота – 5 тыс. т, нефтепродуктов – до ,5 тыс.
т.
Городские атмосферные выбросы
образуют вокруг городов ореолы загрязнений,
простирающиеся на расстояния до 60 км
от центра города (данные, полученные с
помощью искусственных спутников
Земли «Метеор-Природа» для городов
РФ. Ореолы вокруг Москвы и других городов
Центрального экономического района слились
в единое пятно площадью около 180 тыс. км2.
Площадь такого пятна, образованного Екатеринбургом,
превышает 32,5 тыс. км2.
Шлейф водных загрязнений
от больших городов распространяется
по рекам на десятки и даже сотни
километров.
На основе регулярно публикуемых
в последние годы данных о выбросах
загрязняющих веществ в атмосферу
и сбросах загрязненных сточных
вод в водоемы составлены карта
РФ и список наиболее опасных в
экологическом отношении, чей исходный,
данный природой климат уже не подвержен
восстановлению, 140 городов (13,2% от общего
их числа в России).
Таким образом, каждый седьмой
российский город находится в особо тяжелой
ситуации. Первенство по валовому выбросу
в атмосферу принадлежит Норильску, крупнейшему
центру медно-никелевой промышленности.
По валовому выбросу Норильск превосходит
следующий за ним Новокузнецк в 3,7 раза,
а в расчете на душу населения — в 12,7 раза
Объем сброса загрязненных
вод примерно пропорционален численности
населения города. На первом месте
по этому показателю стоит Москва
– 2394 млн. тонн в год, или 10% общего объема
сброса, на втором – Санкт-Петербург – 1591
млн ток (6,6%), замыкает список Чапаевск
– центр химической промышленности
в Среднем Поволжье – 44 млн тонн. Но в пересчете
на душу населения Чапаевск существенно
опережает Москву (соответственно 449 и
276 тонн на жителя города в год).
В списке особо неблагополучных
в экологическом отношении российских
городов все 13 городов-миллионеров, все
22 крупнейших города (от 500 до 1000 тыс. жителей),
подавляющее большинство областных, краевых
и республиканских центров (63 из 72), почти
3/4 общего числа больших городов (113 из
165). Среди 13 средних и 14 малых городов преобладают
центры черной и цветной металлургии,
химической и целлюлозно-бумажной промышленности.
В их число входит и Байкальск всего лишь
с 16 тыс. жителей, но его целлюлозно-бумажный
комбинат наносит огромный вред уникальному
озеру Байкал.
Среди крупных экономических
районов России наиболышое число городов,
негативно воздействующих на окружающую
среду находится на Урале. Их здесь 27, т.е.
почти каждый пятый уральский город в
числе экологически весьма неблагополучных.
В Центральном экономическом районе имеется
18 городов такой категории.
Удручает то, что в числе
активных загрязнителей оказались
крупнейшие курорты – Сочи и Пятигорск.
Заслуживав внимания и тот факт,
что из 140 находящихся в списке 32 города-новостройки:
Ангарск, Братск, Байкальск, Амурск, Усть-Илимск,
Шелехов, Набережные Челны, Невинномысск
и др. Следовательно, даже когда стали,
казалось бы, утверждаться экологические
приоритеты, настоящей заботы об охране
окружающей среды, сохранении хотя бы
того что осталось, не говоря уж о средствах
на улучшение ситуации проявлено не было.
Экологическое неблагополучие
российских городов объясняется
несколькими причинами.
Бурная индустриализация
вызвала чрезмерную концентрацию промышленности
в городах, создав в их функциональной
структуре характерный «промышленный
флюс». Распространенность устаревших,
«грязных» технологий, высокая доля
разной рода потерь, техническое несовершенство
средств очистки усилили антропогенный
пресс, коренным образом изменили климат
городов. Промышленность городов соз¬дала
нагрузку, намного превышающую восстановительные
силы природы.
И хотя в больших городах
главным загрязнителем атмосфер¬ного
воздуха выступает автомобильный транспорт,
размещение крупной промышленности в
значительной мере определяет достаточно
четко выраженную дифференциацию состояния
городской окружающей среды.
Ведомственный принцип управления
народным хозяйством, сделал отрасль
всесильной, а город бесправным.
Интересы городов и территорий отодвигались
на задний план, предпочтение отдавалось
узко понимаемым отраслевым интересам.
Мощность предприятий размещаемых в городе,
не увязывалась с локальной емкостью городского
ареала. Экологическая часть программы
строительства до конца не выполнялась,
а производство тем не менее вводилось
в строй. При господствовавшем в промышленности
государственном монополизме отрасль
не стремилась обновлению технологий,
повышению технического уровня.
В результате экологического
неблагополучия в городах ухудшается
здоровье населения, повышается уровень
заболеваемости и смертности, сокращается
продолжительность жизни.
Некоторые пути решения
экологических проблем города
С одной стороны, нам необходимо
защищать среду обитания и природу
от натиска техногенных загрязнений
во избежание полного уничтожения.
С другой, – сам человек нуждается
в защите, так как самая совершенная
в мире человеческая природа тоже
уже не выдерживает нагрузок. Социально-экологическая
защита городского населения должна
состоять из комплекса мер правового,
экономического, технологического характера,
а также механизма реализации
этих мер на всех уровнях. Сегодня
глобальная экологическая задача безопасного
и устойчивого развития вынуждает
городские власти решать проблемы очистки
питьевой и сточной воды, утилизации
бытового мусора и промышленных отходов,
защиты воздушной среды от автомобильных
выхлопов и сотни других, казалось
бы, мелких, частных задач. Однако все
вместе они складываются в общую
систему борьбы за выживание, без
которой наша цивилизация просто
погибнет.