Попова Л. М. Городская среда как объект муниципального управления // ЭГО: Экономика. Государство. Общество. 2016. № 2. . EDN OCVEKV.
Разные компоненты городской среды тесно связаны друг с другом. Взаимодействуя, они усиливают противоречия между собою. Из-за активной преобразующей деятельности людей в городах возникла новая экологическая среда, где высока концентрация антропогенных факторов. Ряд из них, включая загрязнение атмосферного воздуха, высокий уровень шума, электромагнитные излучения – непосредственные продукты индустриализации, а другие, включая сосредоточение предприятий на ограниченной территории, высокую плотность населения, наличие миграционных процессов, например, – следствие урбанизации как формы расселения.
Как видно, управление городской средой – комплексная проблема для муниципального самоуправления крупным городом, возложенная на муниципальные органы власти, на разные подразделения.
Дизайн городской среды, который является элементом городской среды – это лишь одно из направлений управления городской средой, однако, его значение в современном городе всё возрастает. «Дизайн городской среды» как понятие с культурологической точки зрения рассматривается как способ гармонизации человека в урбанистическом мире повседневности. Отсюда, миссией дизайна городской среды можно назвать формирование социокультурной среды города, формирование модели «креативного города», чтобы реализовать развитие такой социокультурной среды, которая станет как бы гарантией качества жизни человека в современном городе.
Дизайн городской среды тесно связан с благоустройством города. Муниципальные власти в настоящее время должны уметь управлять всей цепочкой процессов, связанных с созданием благоустроенной городской среды: от проектирования до эксплуатации. А эффективная система управления благоустройством городской среды должно основываться на созданных реальных методиках и рекомендациях, которые бы помогали правильно организовывать такую работу. В благоустройстве участвуют разные подразделения муниципальных органов управления: это и архитектурные подразделения, и подразделения, занимающиеся непосредственно вопросами благоустройства и озеленения, и вопросами ЖКХ, транспорта, рекламы, туристического развития города. У каждого такого подразделения имеется собственная роль в таком многофункциональном процессе. Однако, для современного крупного города главным являются не только полномочия органов местного самоуправления, заключающиеся лишь в контрольных и согласующих функциях, но и те полномочия, которые бы помогали повысить качество благоустройства города, как с помощью формирования комплексной стратегии, так и с помощью создания методик и практических рекомендаций, разработкой типовых приемов, популяризацией новейших технологий, анализом. Зачастую такие функции могут быть возложены, в первую очередь, на «художников», которые видят эстетику города, чувствуют ее, и, при этом, имеют научно обоснованные методы развития городской среды и наделены полномочиями для реализации собственного видения.
Поэтому в современных крупных мегаполисах к дизайну городской среды подход не рассматривается только с позиции архитектуры и градостроительства. Сейчас неотъемлемой частью концепции развития имиджа города является ландшафтная архитектура и комплексное благоустройство. Опыт формирования отделов и управлений по ландшафтной архитектуре существует в нескольких крупных городах России, таких как: Москва (Управление ландшафтной архитектуры, комплексного благоустройства и дизайна городской среды – 78 чел.), Санкт-Петербург (Управление ландшафтной архитектуры – 36 чел). На примере Санкт-Петербурга (города, отчасти сопоставимого с Екатеринбургом) можно привести структуру Управления ландшафтной архитектуры в структуре Комитета градостроительства и архитектуры:
То есть, как видно из рисунка 5, два подразделения в структуре комитета градостроительства и архитектуры Санкт-Петербурга занимаются, соответственно, ландшафтной архитектурой (два отдела – колористики и ландшафтной архитектуры) и эстетикой (куда включаются и работа с рекламой, и с информационными носителями, и с монументальными сооружениями. Понятно, что Санкт-Петербург – это даже не муниципальное образование, а субъект Российской Федерации, обладающий более полными финансовыми возможностями, нежели иные крупные города в регионах (даже Екатеринбург), которые являются именно муниципальными образованиями. Однако, реализация такого комплексного подхода на уровне муниципального образования (то есть, организации специализированных служб и отделов, занятых дизайном и развитием городской среды, благоустройства, имиджа города) также вполне возможна. Это предложено и уже начало реализоваться относительно недавно в Екатеринбурге.
В целом, управление городской средой – сложный, многосторонний процесс, который реализуется разными городскими службами (органами местного самоуправления и подведомственными им организациями). При этом, для современного крупного города важно разработать стратегию, применять те или иные научно обоснованные методики, проводить регулярный мониторинг за исполнением пунктов принятой стратегии развития городской среды, что возможно в условиях создания службы, отвечающей за дизайн городской среды.
Под общественной территорией понимается территория общего пользования соответствующего функционального назначения, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц:
Под парком понимается озелененная территория, представляющая собой часть территории природного комплекса, на которой располагаются природные и искусственно созданные садово-парковые комплексы и объекты (парк, сад, сквер, бульвар);
Под заинтересованными лицами понимаются собственники помещений в многоквартирных домах, собственники иных зданий
и сооружений, расположенных в границах дворовой территории, подлежащей благоустройству;
Под трудовым (неденежным) участием понимается, в том числе выполнение заинтересованными лицами неоплачиваемых работ, не требующих специальной квалификации, как например, подготовка объекта (дворовой территории) к началу работ (земляные работы, демонтаж старого оборудования, уборка мусора), покраска оборудования, озеленение территории, посадка деревьев, охрана объекта (дворовой территории);
Под дворовой территорией понимается совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды
к территориям, прилегающим к многоквартирным домам;
Под минимальным перечнем видов работ по благоустройству дворовых территорий понимается ремонт дворовых проездов, обеспечение освещения дворовых территорий, установка скамеек, урн для мусора;
Под перечнем дополнительных видов работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов понимается оборудование детских и спортивных площадок, автомобильных парковок, озеленение дворовой территории, обустройство места выгула собак, устройство ограждений, устройство контейнерных площадок, ремонт имеющейся или устройство новой дождевой канализации, дренажной системы, организация вертикальной планировки территории, снос строений и сооружений вспомогательного использования, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, устройство пандуса).
Библиографическое описание
Почтовая, А. В. Современное состояние городской среды: основные понятия, проблемы и особенности управления / А. В. Почтовая. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2017. — № 4 (11). — С. 3-7. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/73/2782/ (дата обращения: 22.07.2023).
В статье раскрывается термин «городская среда» и современные индикаторы оценки ее состояния. Анализируется зарубежный и отечественный опыт в сфере развития благоустройства городских территорий, выявляются основные проблемы, предложен вариант изменения структуры субъекта управления городской средой, характерной для большинства российских городов.
Ключевые слова: городская среда, общественные пространства, развитие городских территорий, благоустройство
Современные города выступают в роли «центров развития», аккумулируя финансы, инновационные технологии, разнообразную инфраструктуру, наиболее образованные и квалифицированные кадры. Для привлечения данных ресурсов становится актуальной организация качественной городской среды. Комфортность проживания и ориентированность на различные социальные группы выступают в роли одних из самых значимых факторов обеспечения конкурентоспособности муниципальных образований, регионов и страны в целом. Термин «городская среда» в настоящей статье рассматривается в контексте различных подходов.
Исходя из рассмотренных выше определений, можно сделать вывод о том, что формирование городской среды — это первоочередная задача городского управления в части не только создания набора обязательных элементов благоустройства (фактического наличия малых архитектурных форм, утилитарных элементов, дорожно-тропиночной сети), но и формирования многозадачной функциональной среды пребывания различных типов социальных групп.
Данный подход к пониманию городской среды подводит к необходимости выявления критериев качества городской среды. Существуют различные рейтинги, например, критерии оценки Министерства регионального развития Российской Федерации — генеральный индекс привлекательности городов, зарубежные индикаторы City Blueprint, European Green Capital Award, European Green City Index, Global City Indicators Programme. Разные системы индикации отличаются, прежде всего, степенью дифференциации показателей, но в целом ориентируются на ключевые группы свойств: экологические, социальные и экономические. Следовательно, исходя из сформированных систем оценки, можно предположить, что и целостная городская среда, и общественные пространства являются объектами социально-экономического развития и управления. Двойственная природа оценки качества городской среды связана с пониманием ее как совокупность материальных благ, предоставляемых населению, но также как системы взаимодействий и взаимоотношений жителей города, своего рода гармоничность существования городского социума, определяющая уровень и возможности человеческого потенциала, формируемого в пределах городского пространства сообщества людей. Таким образом, оценка качества городской среды способствует повышению эффективности использования ресурсов города и задает направления долгосрочных стратегий развития.
Рассмотрим опыт институционального управления городской средой. Отметим, что изучением общественных пространств занялись философы и социологи в середине 90-х годов 20 века. Зарубежный опыт управления более развит, поэтому приведем несколько примеров их опыта городов Канады, Австралии, Америки и Японии.
Далее рассмотрим современный опыт российских городов. Основные задачи управления территорией можно разделить по субъектам: в интересах жителей- повышение качества городской среды; девелопера — рост капитализации недвижимости; властей — привлечение частных инвестиций в решение задач благоустройства территории, строительство отдельных элементов инфраструктуры, исполнение государственных и муниципальных программ, снижение общего уровня социальной напряженности, рост инвестиционной привлекательности территорий.
На данный момент в Российской Федерации в большинстве случаев городские органы управления исполняют обязанности по содержанию территории и сталкиваются с затруднениями при исполнении этой задачи. Дефицит местных бюджетных средств на содержание и развитие благоустройства является первоочередной проблемой. В связи с высокой социальной значимостью и бесплатным режимом предоставления данных услуг населению основным источником дохода предприятий данной сферы является местный бюджет. Необходимо отметить, что в вопросе формирования благоприятной городской среды нет разделения функций управления и хозяйствования. При традиционно-ведомственном подходе решение конкретных задач текущего и капитального ремонта, уборки, сбора и удаления отходов и выполнения требований по озеленению, освещению и комплексному благоустройству территории возлагается на различные ведомственные службы города, отвечающие лишь за свой узкий участок работы, при этом весь комплекс задач координирует один департамент. Например, задачами благоустройства занимаются следующими департаменты: в Нижнем Новгороде — Департамент благоустройства и дорожного хозяйства; в Самаре — Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара; в Новосибирске — Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии, Красноярске — Департамент городского хозяйства. Следовательно, комплексным благоустройством и распределением бюджетных средств занимаются департаменты, обслуживающие городское хозяйство и не имеющие в штате специалистов, способных формировать городскую среду с точки зрения социально-экономического развития, а не только со стороны утилитарной обеспеченности. Так же опыт формирования комфортной городской среды указывает на недостаточность привлечения внебюджетных средств, отсутствие в цепочке осуществления развития среды девелоперов, недостаточность вовлечения бизнес-структур. Факт необходимости изменения структуры управления демонстрируют преобразования в данной сфере в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург.
Эффективному управленческому субъекту в данной сфере следует обладать возможностью определения направлений и приоритетов социально-экономической политики города, выбора форм и методов эффективного использования производственного, научного потенциала города, природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов в целях обеспечения нормального функционирования систем жизнедеятельности города и его развития, представлять интересы малого и среднего бизнеса, заинтересованного во вложении средств в городскую среду. В такой структуре необходимо предусматривать:
– финансово-аналитический отдел, предполагающий формирование планов по доходности, субсидированию, расчету стоимости содержания, а также работу с юридическими лицами по привлечению дополнительных средств и реализации политики частно-государственного партнерства на вверенной территории, социальными группами и определению их потребностей в части благоустройства;
– отдел развития городской среды, необходимый для формирования проектной концепции общественных пространств, создания проектов планировки, формирования мест притяжения граждан, осуществления авторского надзора;
– производственно-технический отдел, организующий и контролирующий содержание территорий, находящихся в управлении ведомства.
Таким образом, по итогам изучения проблем в сфере благоустройства городских территорий было дано определение городской среды в разрезе понимания как материальной, функциональной структуры, так и объекта управления.
Рассмотренный зарубежный опыт позволил акцентировать внимание на жителях города как главных потребителях услуг в сфере благоустройства, выявить существование действующей цепочки: власть-бизнес-девелопер-общество, раскрыть многообразие форм осуществления проектов благоустройства и заинтересованность в их реализации различных институтов в части финансирования проектов за счет консолидированного или местного бюджета в зависимости от масштаба проекта, ГЧП, либо частных инвестиций.
Осмысление отечественного опыта выявило проблему сосредоточения функций управления и хозяйствования в одном ведомстве, что негативно сказывается на ситуации в целом, однако в настоящий момент имеются показательные примеры управления общественными пространствами.
Предложен вариант управленческого субъекта и его структуры, способен привести к улучшению имиджевой составляющей городской власти, созданию новых рекреационных мест для жителей города; повышению доходной части бюджета города; созданию качественной долгосрочной программы по улучшению городской среды; формированию комфортной городской среды с учетом потребностей адресных групп; выявлению бюджетных потребностей на создание и содержание общественных пространств, а следовательно, более рациональному расходованию средств, установлению контакта между бизнес-сообществом в части улучшения городской среды и привлечению внебюджетных средств к комплексному благоустройству города и снижению нагрузки на местный бюджет.
Основные термины (генерируются автоматически): городская среда, комфортная городская среда, городское развитие, городское хозяйство, местный бюджет, Российская Федерация, средство, Торонто, благоприятная городская среда, городское управление.
Соловьёва, Ж. К. Качественный подход к пониманию комфортной и современной городской среды / Ж. К. Соловьёва, Н. К. Джафаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 17 (464). — С. 445-447. — URL: https://moluch.ru/archive/464/102149/ (дата обращения: 22.07.2023).
В статье представлены
подходы
к современному пониманию терминов «комфортная
городская среда
» и «современная городская среда», включая научную и нормативно-правовую точки зрения. Показано, почему целесообразно проводить единую политику в области современной комфортной городской среды на федеральном, региональном и муниципальном уровне.
Ключевые слова:
современная городская среда, комфортная городская среда, городская среда, федеральный проект, Ставропольский край, Пятигорск.
Сопоставим цели федерального проекта, государственной программы субъекта и программы муниципального образования.
Основная задача федерального проекта — дать новый импульс развитию муниципалитетов на всей территории нашей страны. Мероприятия, проводимые по его реализации, позволяют улучшить качество городской среды к 2030 году в полтора раза. В рамках федерального проекта благоустраиваются общественные территории, парки, набережные. Существенной частью проекта является проведение Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды.
Проект направлен на поэтапное благоустройство дворовых территорий и мест массового отдыха в центрах субъектов Российской Федерации (далее — РФ) и муниципалитетах на основании обращений и инициатив жителей, обеспечение общественного контроля на каждом этапе реализации программ благоустройства.
При сопоставлении вышеперечисленных правовых актов видим дисбаланс в понятийном аппарате. Название федерального проекта — «Формирование комфортной городской среды», а на региональном и муниципальном уровнях — «Формирование современной городской среды», при этом в некоторых субъектах и муниципальных образованиях программа включает создание и комфортной, и современной городской среды одновременно.
В качестве примера на уровне субъекта, рассмотрим цели государственной программы Ставропольского края, а на муниципальном уровне — программу города-курорта Пятигорск:
— повышение качества и комфорта современной городской среды на территории Ставропольского края;
Однако возникают следующие вопросы:
Подведя итог рассуждениям, на первый наш поставленный вопрос можно ответить, что цели вовсе не направлены на создание современной городской среды. Главенствующим здесь все ещё остаётся комфорт. Следуя данной логике ответ на второй вопрос — деление на комфортную городскую среду и современную ничем не обоснованно.
Таким образом, необходимо в государственных и муниципальных программах формирование комфортной городской среды и формирование современной городской среды выделить в два самостоятельных направления и по каждому разработать отдельные проекты, на реализацию которых предусмотреть раздельное финансирование. Такое разделение потребует отличных друг от друга подходов по развитию городской среды со стороны как федеральных органов исполнительной власти, так и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Включение данных проектов в одну программу позволит объединить данные направления и развивать их в совокупности. К примеру, если название федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» преобразовать в «Формирование современной и комфортной городской среды», то в одном проекте будут реализованы одновременно две программы и при этом статьи расходов будут предусмотрены раздельно.
Таким образом, такое объединение послужит достижению высоких и эффективных результатов в области создания как комфортной, так и современной городской среды, что в свою очередь отразится на повышение качества жизни граждан посредством благоустройства населённых пунктов, соответствующие современным вызовам времени.
Основные термины (генерируются автоматически): современная городская среда, комфортная городская среда, федеральный проект, городская среда, Российская Федерация, Ставропольский край, Формирование, муниципальный уровень, программа, государственная программа.
Ануфриев, А. А. Социология городской среды как целостная концепция жизнедеятельности человека / А. А. Ануфриев. — Текст : непосредственный // Технические науки: проблемы и перспективы : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 103-108. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/166/10800/ (дата обращения: 22.07.2023).
Сегодня во многих городах России, и других стран можно наблюдать пренебрежительное отношение к интересам городского населения. Такое отношение трактуется как «выживание граждан», обусловленное бесконечным территориальным делением «перекройкой» и реконструкцией, сопровождаемое отселением граждан, что, в сущности, является депортацией местных жителей в чуждую им среду. Конечно, прежде чем вносить изменения в освоение новых территорий, либо реабилитацию старых необходимы глубокие социально-диагностические исследования.
Среда жизнедеятельности человека. Отношения человека со средой обитания изначально формируются как многомерные, пространственно-временные, прямые и обратные связи. Родившись в определенной среде, индивид вынужден приспосабливаться к новым условиям. Жизненная среда человека включает в себя четыре основных аспекта измерения:
Каждый человек живет в своей собственной многомерной и социально-практической системе координат. С одной стороны, эта система проявляется во множестве временныхритмов, соответствующих астрофизическим, историко-культурным, психологическим и биологическим аспектам времени. С другой, в системе координат, отвечающих основным видам человеческой деятельности и направленности человеческой активности на три компонента:
1) социально-экологический (воспроизводство жизни);
2) социально-экономический (воспроизводство ресурсов для жизни);
Осваивая среду жизнедеятельности человек привносит в нее собственное сознание, индивидуальную направленность и своеобразие, что впоследствии целенаправленно влияет на архитектурно-градостроительные решения. Формирование материально-пространственных систем/моделей есть социальное содержание архитектурно-градостроительных процессов, которые соответствуют требованиям пространственной организации жизнедеятельности человека. Необходим учет социальных структур их иерархий, особенностей и норм, которые реализуются через организацию конкретных процессов жизни и деятельности человека, происходящие в пространственном измерении городских структур. Стоит заметить, что ключевым моментом в пространственной организации общества является деятельность в сфере производства и трудовая деятельность в целом. Так, формы и характер деятельности человека в сферах производства, потребления и обмена, есть важнейшие факторы, которые определяют будущую структуру градостроительных решений, систем расселения и поселений, типологию зданий и множество составляющих архитектурно-пространственной среды.
Производственная сфера деятельности. Разные периоды истории отражаются в типах зданий и сооружений, в формах поселений и расселений жителей, что последовательно демонстрирует развитие способов общественногопроизводства, реальных форм трудовой деятельности человека и ее пространственной организации. Важно отметить, что изменения в производственной сфере влияют на «оценки» человека как субъекта производства, обусловливая требования к его квалификации, общей культуре, социальным установкам, что в итоге отражается в пространственной организации всей сферы потребления.
Пути развития архитектуры и градостроительства непосредственно зависят от того, каким путем пойдет развитие современного производства. Так, например, в результате модернизации сельскохозяйственного производства сформировался новый тип сельского расселения и аграрного ландшафта, который характеризуется многоструктурностью, масштабностью составных элементов и концентрацией сельского расселения. Отсюда выявляются три позиции, отражающие эти тенденции: а) урбанизация сельского расселения; б) укрупнение населенных мест; в) городской тип застройки.
Таким образом, выбор направления развития производственнойдеятельности непосредственно отражается на всех сторонах пространственной организации расселения, начиная от типа поселения, заканчивая типом домов.
1) нарастающие темпы разделения и формирование новых видов труда;
2) новые технологии производства определяют рост многообразия пространственной организации среды;
3) постоянный пересмотр сложившихся стереотипов архитектурно-градостроительных решений;
4) определение нарастающих изменений в оценке территориальных ресурсов производства и ресурсов природы;
5) необходимость экологического подхода к регулированию процессов производственного землепользования и расселения.
Фактор социальной мобильности. Социальная мобильность имеет большое значение для проектирования пространственных систем. Проблема разнообразия среды, в ряде ее аспектов, неразрывно связана с прогнозами характера и количественных параметров социальной мобильности. Речь идет о задачах средствами пространственной организации обеспечить возможность выбора и изменения форм деятельности для отдельной категории индивидов, коллективов и групп. Средства реализации для этого многообразны:
1) обеспечение внутренних резервов в формируемых структурах (создание различного типа гибких структур);
2) обеспечение возможности роста, пространственного развития градостроительных систем (создание «открытых» систем);
Изменение характера труда неизбежно меняет требования к социальному воспроизводству человека и всю структуру человеческой деятельности в целом. Повышение требований к воспроизводству человека как творческой и активной личности, определяет изменениявструктуреиспользованиясвободноговремени, в содержании и характере обслуживания, в формах развития сфер образования, воспитания, культуры, т. е. изменения во всей сфере потребления.
Говоря о повышении требований человеческого фактора в развитии и социализации экономики всех сфер народного хозяйства, необходима взаимосвязь двух ключевых процессов:
1) процесс достижения общественногопроизводства такого уровня, при котором человек становится решающим фактором его дальнейшего развития, что обуславливает производственную необходимость роста квалификации, культуры, творческого начала труда;
1) охрана природных основ жизнедеятельности человека;
2) сохранение и преемственное развитие культурной программы;
3) сохранение и социальное воспроизводство духовного мира человека.
Такая позиция ставит производственную деятельность человека в прямую зависимость от социальных, общеэкологических и культурных ценностей. Такая позиция приобретает общественное признание, но в большинстве случаев пока не воздействует на принимаемые архитектурно-градостроительные решения. Однако, на дальнейшую перспективу, рассмотренные приоритетные направления, их учет в профессиональной практике, будет являться ростом значимости области социальных интересов архитектуры и градостроительства.
В свою очередь, уровень жизни человека определяется не только характером и степенью собственного потребления, а также и условиями занятости, характером труда, показателями социальной мобильности, экологическими условиями жизни и среды обитания. Все перечисленные факторы являются элементами потребления.
Возрастающая степень значимости социального потребления в экономическом развитии общества, расширяет границы социальных аспектов народнохозяйственной области, при этом определяя эффективность деятельности человека в производственных и потребительских сферах. Реальные формы деятельности, действующие в сфере потребления, в значительной степени диктуются изменениями в характере труда и общественной оценке значимости различных сфер потребления. В целом такая политика взаимосвязи определяет следующие положительные черты:
Таким образом, реальные формы деятельности человека непосредственно влияют на всю систему, структуру и функциональное устройство архитектурно-градостроительной сферы.
Социальный обмен ворганизации пространственной среды. Обмен (общение) — является особым видом деятельности, который формирует и развивает всю систему расселений, поселений и формирования зданий и сооружений. Социальный обмен (общение) — чрезвычайно важный аспект пространственно-средового устройства, обеспечивающий процесс взаимосвязи и взаимодействия, как отдельного человека, так и различных групп и классов населения. Главным образом, обмен — реализуется в процессе обмена деятельностью, результатами деятельности, информацией и т. д.
Пространственно-территориальное разделение видов деятельности, определяет обмен (общение), как системообразующий фактор, который направлен на обеспечение территориальной целостности социальных систем.
Отсюда возникает задача социологии как науки — определить закономерности и параметры обмена, с целью определения требований, которые с одной стороны кооперируют и сближают разные виды деятельности, а с другой, напротив, изолируют друг от друга. Это поможет выявить завершенные процессы производства и жизнедеятельности в целом, что в свою очередь послужит основой для формирования территориальных общностей и соответствующих архитектурно-градостроительных объектов: городов, поселений, жилых районов, микрорайонов, кварталов, а также локальных и региональных систем расселений.
Распределение видов деятельности. Вразличных формах деятельности человека, отмечается особая специфика и требования для каждого вида деятельности, выражаемая в размерах и характере используемой территории. С привязкой к различным ресурсам (торговле, образованию, медицине, обслуживающим центрам и т. п.), деятельность определенным образом распределяется по территории. Требования человека в рациональной организации обменных процессов корректируют распределение «точек» деятельности в интересах экономии как общественных затрат, так и совместной деятельности. Важно заметить, что анализ пропорции и пространственно-территориального распределения «точек» деятельности/активности человека, есть основа социального анализа, который позволяет комплексно решать вопросы архитектурно-градостроительной организации городской среды. Социальное пространство является ключевым понятием в архитектуре и градостроительстве, определяется как форма общественной жизни (бытия), в которой локализуется многообразие сфер жизнедеятельности человека. То есть, в пространственной среде, например города, реализуется все многообразие и расчлененность человеческой деятельности и обменных процессов между людьми.
Стоит заметить, что в разной организации пространственных структур специфически реализуются потребности разных видов деятельности человека. Кроме этого, ресурсы деятельности также «привязаны» пространством и закреплены в зданиях, сооружениях, т. е. городских структурах. Это открывает возможности проведения качественного и количественного анализа процессов жизнедеятельности человека в их пространственной форме, в соотнесении с реально существующим природным и созданным человеком окружением (средой).
Заключение. Для организации полноценной и здоровой пространственной среды жизнедеятельности человека, необходимо учитывать комплекс мер, главным образом, построенный на взаимодействии социально-пространственных структур. Интерес представляют параметрические взаимосвязи социально-функционального и пространственно-геометрического характера — с одной стороны, человека, являющегося ключевым элементом социальной составляющей, с другой, пространственно-геометрические характеристики, выраженные в архитектурно-градостроительных структурах.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная мобильность, главный образ, городская среда, окружающая среда, структура, сфера потребления, изменение, освоение территории, пространственная организация, пространственная среда, процесс, сельское расселение, система, сооружение, сфера производства, человеческая деятельность.