Формирование современной городской среды. Опыт Тульской области

Давно хотели обновить детские качели? Мы рассказываем, как это сделать

За минувший год в Прикамье по проекту формирования комфортной городской среды отремонтированы 440 дворов, пять скверов и 104 общественные территории. Рассказываем, как будет устроена работа в следующем году.

Всего в 103 городах, селах и деревнях Пермского края были проведены работы по проекту. Всего на эти цели потратили 955 миллионов рублей. Так, например, были благоустроены Аллея Химиков в Губахе и сквер «Белый Медведь» в Красновишерске.

— В 2019 году при краевом Министерстве ЖКХ будет создана рабочая группа по контролю качества выполнения работ по благоустройству, в состав которой войдут представители самого министерства, а также общественного контроля, — рассказал заместитель председателя правительства Пермского края Антон Удальев. — Группа будет регулярно проводить выездные проверки и следить за ходом работ по приоритетному проекту «Формирование комфортной городской среды». Проверки позволят оперативно реагировать и оказывать помощь муниципалитетам в случае возникновения каких-то трудностей.

Жители многоквартирных домов могут принять участие в программе. Для этого необходимо на общем собрании решить, что же надо ремонтировать во дворе: освещение, асфальтовое покрытие, лавочки, урны или детскую площадку. Если двор принадлежит нескольким домам, то заручиться согласием всех представителей. После этого отправьте заявку в местную администрацию. Если она будет одобрена, то либо муниципалитет выделит средства УК или ТСЖ, чтобы те нанимали подрядчика, либо же сам определит, кто выполнит работы. Чтобы уточнить пакет необходимых документов, обращайтесь в местную администрацию.

Стандарт вовлечения граждан в решение вопросов развития городской среды утвердили в Минстрое России

Минстрой России утвердил Стандарт вовлечения граждан в решение вопросов развития городской среды. Документ призван облегчить процесс сбора мнений и отзывов и поспособствовать вовлечению граждан в отбор проектов изменения городов.

Стандарт был разработан совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ) и опубликован весной 2020 года. С июля по декабрь 2020 года Стандарт вовлечения работал в 20 российских регионах в тестовом режиме, а 25 января 2021 года документ утвердили для применения во всех городах России.

Стандарт позволит региональным органам исполнительной власти и местного самоуправления повысить качество городской среды с учетом особенностей территорий и на основе мнения жителей. В документе представлены более 20 форматов работы с жителями по четырём направлениям. Среди них фокус-группы и глубинные интервью, лекции и экскурсии, воркшопы, инициативное бюджетирование, государственно-частное партнерство. Тестирование Стандарта в период пандемии позволило адаптировать все форматы работы под удалённое вовлечение, что упростит работу по сбору мнений в будущем.

«Представители АСИ и проектной дирекции министерства готовы консультировать по практическому применению инструментов стандарта и реализации методических рекомендаций на территории муниципалитетов», — отмечает руководитель Центра городских компетенций АСИ Татьяна Журавлева.

«Стандарт вовлечения показал в пилотных городах отличные результаты. Число граждан, которые захотели быть причастными к позитивным изменениям в своем городе, при использовании Стандарта выросло почти в полтора раза. Это наглядно демонстрирует, что и жители, и местные власти готовы слышать друг друга и вместе делать общественные пространства лучше. Такая «шпаргалка» с пошаговым алгоритмом действий позволит значительно повысить комфортность городской среды по всей стране», — считает заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Максим Егоров.

Полная версия стандарта доступна на портале , в сокращенном варианте — в методических рекомендациях Минстроя России.

Минстрой утвердил разработанный совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ) Стандарт вовлечения граждан в решение вопросов развития городской среды. Как считают в министерстве, документ позволит региональным органам исполнительной власти и местного самоуправления повысить качество городской среды с учетом особенностей территорий и на основе мнения жителей.

Новый стандарт был опубликован прошлой весной, а затем с июля по декабрь проходил «обкатку» в 20 пилотных регионах, в число которых вошли Астраханская, Иркутская, Калининградская, Ленинградская, Московская, Мурманская, Липецкая, Ярославская, Томская, Ростовская, Новгородская, Сахалинская, Тульская и Кемеровская области, республики Башкортостан и Бурятия, Камчатский, Краснодарский, Приморский и Хабаровский края. Также в пилотировании участвовали города Владимир, Сысерть, Тюмень и Республика Крым.

Продолжение истории после рекламы

Даже несмотря на ограничения, вызванные пандемией, показатели вовлеченности жителей в формирование городской среды увеличились в среднем на 43%. «Это наглядно демонстрирует, что жители и местные власти готовы слышать друг друга и вместе делать общественные пространства лучше. Такая «шпаргалка» с пошаговым алгоритмом действий позволит значительно повысить комфортность городской среды по всей стране», — отмечает замглавы Минстроя Максим Егоров.

Разработка стандарта для работы с «инициативами снизу» — подход, вообще-то напоминающий практику времен демократического централизма. Но на самом деле новый стандарт действительно больше всего напоминает шпаргалку, описывающую более 20 форматов работы с жителями по четырем уровням вовлечения. Это могут быть фокус-группы и глубинные интервью, лекции и экскурсии, воркшопы, инициативное бюджетирование, государственно-частное партнерство и так далее. Важно, что почти все форматы доступны онлайн, что, как показывает опыт пилотных регионов, значительно упрощает сбор мнений.

«Стандарт — это набор рекомендаций, как горожане могут участвовать в принятии решений по вопросам городской среды. Разработанные правила пока касаются только общественных пространств, но описывают механизмы работы для всех этапов проекта — от инициирования до его эксплуатации. Эти методические рекомендации максимально полезны для всех заинтересованных: местных администраций, жителей, предпринимателей, проектных организаций, архитекторов, урбанистов, общественных объединений», — считает руководитель Центра городских компетенций АСИ Татьяна Журавлева. По ее словам, стандарт способствует формированию сообществ активистов, заинтересованных в развитии своих населенных пунктов. Это в свою очередь позволит повысить качество разрабатываемых городских проектов, архитектурных и планировочных решений. Как подчеркивает Татьяна Журавлева, представители АСИ и проектной дирекции министерства готовы консультировать по практическому применению инструментов стандарта и реализации методических рекомендаций на территории муниципалитетов.

Кстати, недавно глава «Дом.РФ» Виталий Мутко высказал мнение о том, что для повышения эффективности программы по формированию комфортной среды в российских городах и развитию внутреннего туризма должны разрабатываться и реализовываться синхронно. «Сегодня «Дом.РФ» активно занимается развитием российских городов, в том числе путем создания проектов на основе Стандарта комплексного развития территорий — стратегий пространственного развития. Уже подготовлены мастер-планы для Кисловодска, Суздаля и других городов, обладающих значительным туристическим потенциалом. Для того чтобы территории успешно развивались, такие направления, как туризм, обновление жилого фонда и создание комфортной городской среды, должны быть объединены», — считает Виталий Мутко.

Мэр Перми Алексей Дёмкин презентовал депутатам и общественникам свое видение комфортной городской среды. По словам градоначальника, это не только благоустроенный центр, но и другие городские районы. Общественные места и центры притяжения жителей можно организовать в каждом районе Перми. Это позволит сделать жизнь в городе более комфортной и интересной. Алексей Дёмкин также поставил задачи по улучшению системы общественного транспорта, расселению ветхого и аварийного жилья.

Глава города назвал создание комфортной городской среды одним из приоритетов в работе мэрии. Об этом господин Дёмкин заявил в своем программном выступлении перед депутатами городской думы.

По словам главы Перми, комфортная городская среда во многом определяет темпы развития региона, а также победу или поражение в конкурентной борьбе городов за инвестиции и туристов.

«Если раньше при выборе жилья человек в основном интересовался площадью и качеством ремонта, то сейчас люди все больше обращают внимание на уют, спокойствие и безопасность окружающей территории. Город начинает восприниматься жителями как часть окружающего пространства. Таким образом, формируется запрос на одомашнивание городской среды. Если Пермь будет комфортной, а люди будут получать удовольствие от городской жизни, то в город неизбежно придут инвестиции, а также перспективные и талантливые кадры», – пояснил Алексей Дёмкин.

Читайте также:  Архитектурно- художественная среда как актуальная история человека

Руководитель города обозначил две тенденции при создании комфортной городской среды: развитие единого городского центра и улучшение локальных инфраструктур. «Одна из главных задач администрации – найти золотую середину. Развитие социальной и коммунальной инфраструктуры, строительство парков и скверов, экологическое развитие – все это в равной мере должно относиться ко всем районам города», – заявил Алексей Дёмкин.

По его словам, свой сквер должен находиться в каждом районе или даже микрорайоне. «И это не только зеленые насаждения, но и безопасные детские площадки, лавочки, места для занятий физкультурой и спортом. В таком случае эти скверы станут местом притяжения для жителей близлежащих домов, что позволит сделать эти пространства местом не только для отдыха, но и для общения, установления добрососедских связей», – подчеркнул глава города.

Алексей Дёмкин обратил внимание и на необходимость модернизации остановок общественного транспорта. Глава Перми предложил упорядочить нестационарную торговлю и размещение объявлений на остановках. По его мнению, это не только позволит привести объекты в порядок, но и «получить дополнительные средства в бюджет».

Говоря о развитии городского центра, глава Перми назвал среди амбициозных задач для мэрии завершение благоустройства городской эспланады и формирования культурного пространства на месте бывшего завода им. Шпагина. «Тем самым мы сформируем единый городской центр», – отметил Алексей Дёмкин. Как пример удачной организации общественного пространства он привел отремонтированную набережную в центре Перми.

Вместе с тем глава города отметил, что «в каждом районе можно найти общественное пространство, способное стать центром притяжения». «Возможно, сейчас на их месте расположены пустыри или заброшенные здания. Таких точек много, и надо стараться негатив превращать в позитив – заброшенное в притягательное», – предложил Алексей Дёмкин.

«Перми не хватает проектов маршруто-ориентированного благоустройства, обустройства популярых у горожан маршрутов: от школы до жилого массива, вдоль дороги к водоему или парку отдыха», – добавил глава Перми.

Также он предложил использовать при благоустройстве современные и технологичные материалы. «Конструкции из композитных материалов проще устанавливать, они более безопасны и долговечны, их не нужно красить и дешевле обслуживать. К тому же высокотехнологичные материалы позволяют воплощать проекты, которые были нереализуемы», – отметил Алексей Дёмкин.

Отдельно мэр остановился на содержании общественных пространств. «Везде должно быть чисто. Для поддержания территории города в порядке создается муниципальное предприятие в центральном планировочном районе», – заявил Алексей Дёмкин. Он уточнил, что предприятие будет работать в формате эксперимента. «Если дело пойдет хорошо, то эту практику можно распространить на весь город», – предложил глава города.

Алексей Дёмкин подчеркнул, что все ключевые решения, касающиеся развития города, должны приниматься «в тесном взаимодействии с жителями». «Необходимо использовать различные каналы связи: газеты, социальные сети, телевидение, интернет-сайты, вести разъяснительную работу через общественные центры, проводить общественные слушания», – отметил глава города.

«Современная, комфортная городская среда должна предоставлять людям возможность управлять городом и процессами в нем. Для этого есть онлайн-контроль за стройками, сайт «Управляем вместе», инстаграм губернатора и мэра. Так, на портале «Управляем вместе» жители города сами выбрали концепцию и элементы благоустройства скверов на улице Яблочкова и в 66-м квартале эспланады. Эту успешную практику я предлагаю продолжать и расширять», – предложил Алексей Дёмкин.

Кроме заседания думы, глава Перми поделился своим видением комфортной городской среды на круглом столе, посвященном городской инфраструктуре. По словам Алексея Дёмкина, комфортная городская среда – «это безопасные дороги, удобный транспорт, наличие мест отдыха».

«Город работает в каждом направлении, но все равно есть проблемы, которые необходимо решать. Так, серьезные изменения произошли в транспортной сфере, и теперь мы дорабатываем транспортную модель, исходя из пожеланий жителей. Несмотря на масштабный ремонт и строительство дорог, состояние отдельных участков, а также перегрузка дорог выступают сдерживающими факторами развития краевой столицы», – отметил ­господин Дёмкин.

Начальник департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин поделился планами по улучшению работы общественного транспорта. По словам чиновника, планируется проработать несколько направлений: развитие маршрутной сети, строительство новых и обу­стройство существующих остановочных пунктов, а также создание единого центра развития транспортных сервисов.

Одним из приоритетных направлений в развитии городской среды Алексей Дёмкин назвал обеспечение комфортных условий проживания и переселение людей из аварийного жилья. Начальник управления жилищных отношений Наталья Киселева сообщила, что общая площадь аварийного жилищного фонда в Перми ежегодно растет. Однако для сокращения этого показателя реализуется две программы по расселению граждан.

Начальник управления жилищной политики министерства строительства Пермского края Фаина Минх заметила, что к решению проблемы можно привлечь инвесторов, заинтересованных в вовлечении в оборот земельных участков, которые сегодня заняты аварийным жильем.

Госпожа Минх добавила, что в городе уже есть успешный опыт такого партнерства. «Это так называемые договоры о развитии застроенных территорий. Ранее в Перми было заключено и реализовано 17 соглашений с инвесторами. Это позволило вовлечь в решение проблемы внебюджетные источники и увеличить темпы ликвидации аварийного жилья», – пояснила Фаина Минх и уточнила, что в федеральное законодательство внесены изменения, расширяющие возможности для комплексного развития территории.

В конце мероприятия Алексей Дёмкин предложил продолжить диалог. «Уверен, что это не последний круглый стол, на котором мы обсудим проблемы городского хозяйства. Вскрывая проблемы, обсуждая их, разбирая по частям, будем находить пути решения», – предложил глава города. Поступающие от экспертного сообщества предложения лягут в основу скорректированной стратегии социально-экономического развития Перми.

Региональный координатор федерального проекта «Единой России» «Городская среда» Михаил Борисов отметил, что глава Перми уделяет инфраструктуре особое внимание. «Ближайший крупный проект – строительство нового участка улицы Крисанова и расширение улицы Плеханова. Это позволит связать три района города, уменьшить пробки. Жители уверены, что новый глава города, как опытный хозяйственник, уделит большое внимание содержанию районных территорий. Впереди большой объем работы, и команда главы должна оказать полное содействие в решении всех вопросов», – считает Михаил Борисов.

Политический консультант Людмила Ознобишина отмечает, что Алексей Дёмкин стремится максимально вовлекать в принятие решений городскую общественность. «Этот привычный тезис глава города уже подтвердил, собрав ТОСы города в максимально широком представительном составе. На мероприятии проблемы не только обсуждались, но и уже фактически обозначались их решения», – сказала госпожа Ознобишина.

Эксперт подчеркнула также, что Алексей Дёмкин обращает внимание не только на развитие центра Перми. «Пермь – это 70 километров вдоль Камы, разделена на право- и левобережную части, имеет большое количество обособленных микрорайонов. То, что эта «правда жизни» прозвучала в докладе, вместо привычной «консолидаций усилий», заслуживает положительной оценки», – резюмировала Людмила Ознобишина.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Современные города стали местом жизнедеятельности большей части человечества. Так численность городского населения в мире на составляет около 50 %, а городское население России более 70%. Городская территория резко отличается от естественных экосистем. Она характеризуется высокой плотностью населения, сильным загрязнением: химическим, бактериальным, шумовым, электромагнитным, информационным. В настоящее время формирование благоприятной городской среды является одной из но приоритетных задач: во-первых, среда – это то, что вокруг; в этом значении среда предполагает некий центр, который она окружает, в частности это может быть субъект, вокруг которого и усилиями которого она организуется; во-вторых, среда – это то, что между, посреди, внутри; здесь “среда” подразумевает целую совокупность субъектов, между которыми возникает своего рода совместное поле, объединяющее их в определенную систему, которая имеет свои особые свойства, которыми не обладают субъекты в отдельности.

Читайте также:  Двор татар ру набережные челны

Современная городская среда – это среда обитания и производственной деятельности людей, природный и созданный людьми материальный мир – совокупность природных, техногенных, социальных и экономических условий жизни, существующих в городе на занимаемой им территории. Ее можно рассматривать как совокупность физического (материального) и духовного (нематериального) пространств, включающую сам город и обладающую природными и социально-экономическими особенностями внутренней структуры, динамики, эволюции. Медведков Ю. В. в своей книге “Человек и городская среда” отождествляет городскую среду с особо сложной геосистемой, обладающей антропоцентрической организацией и функционирующей на территориях с устойчиво высокой концентрацией населения, с долговременной застройкой и с определенным распределением материально-вещественных элементов, которые в совокупности создают пространство для цикла повседневных занятий населения и для своего дальнейшего развития, направляемого социальным механизмом. Рассмотренная формулировка определяет городскую среду как экосистему, затем устанавливаются границы рассматриваемого понятия (антропоцентрическая организация) и определение конкретизируется указанием особенностей городской среды (высокая концентрация населения, наличие долговременной жилой застройки). В современных городах большое внимание уделяется благоустройству и созданию комфортных условия для горожан.

Комплексное благоустройство городских территорий понимается как совокупность мероприятий, направленных на создание и поддержание функционально, экологически, информативно и эстетически организованной городской среды. Благоустройство городов включает ряд мероприятий по улучшению санитарно-гигиенических условий жилой застройки, транспортному и инженерному обслуживанию населения, искусственному освещению городских территорий и оснащению их необходимым оборудованием, оздоровлению городской среды при помощи озеленения, а также средствами санитарной очистки.

Задачи благоустройства городов сводятся к созданию здоровых целесообразных и благоприятных условий жизни городского населения. В решении этих задач все большее значение приобретают внешнее благоустройство, функционально-пространственная структура и пред­метное оборудование открытых территорий, ландшафтный дизайн. Благоустройство городов неразрывно связано с градостроительством и является одной из важнейших его составных частей.

Вопросы организации внешнего благоустройства городских территорий как отрасли городского хозяйства находятся в компетенции органов местного самоуправления. Задачи органов городской власти в сфере благоустройства приведены на рисунке.

В сфере городского благоустройства перед органами самоуправления стоят следующие задачи.

1. Содержание в надлежащем техническом состоянии улиц, площадей, придомовых территорий в соответствии с требованиями к организации движения транспорта и пешеходов.

2. Регулярный сбор, вывоз и утилизация бытовых и производственных отходов.

3. Размещение на территории малых архитектурных форм (огра­ды, скамейки, фонтаны, средства рекламы, урны и др.).

4. Инженерная защита территорий от паводков, подземных вод и т.п.

5. Качественная и своевременная уборка, санитарная очистка территории.

6. Озеленение территории по установленным нормативам.

7. Содержание объектов рекреации (парки, пляжи, скверы, иные места отдыха), их дизайн.

8. Организация уличного и внутридворового освещения, согласно нормативам, в зависимости от объекта.

9. Содержание мест захоронения.

К основным принципам функциональной и территориальной организации объектов комплексного благоустройства относятся:

– достаточность территории для обеспечения функциональных процессов потребности населения в передвижении, отдыхе, решении бытовых вопросов;

– рациональность использования;

– безопасность среды обитания по нормированным экологиче­ским, санитарно-гигиеническим и противопожарным требо­ваниям;

– доступность объектов первичного и повседневного пользо­вания.

Комплексное благоустройство городских территорий включает следующие основные мероприятия:

– архитектурно-планировочную организацию территории, в част­ности упорядочение пешеходных связей — виутридворовых и к объектам притяжения (школам, детским садам, магазинам, остановкам общественного транспорта); организацию вело­дорожек, автостоянок, детских площадок, зон отдыха, спорта, мест выгула собак;

– озеленение городских территорий (посадки деревьев и кустар­ников с организацией ландшафтных групп, устройство газонов и цветников, применение вертикального озеленения, вырубка сухостоя и прореживание загушенных посадок) и содержание рекреационных объектов;

– уборку и санитарную очистку городских улиц и проездов, зон жилой застройки и других городских объектов;

– освещение территорий, зданий, сооружений, зеленых насаж­дений;

– размещение малых архитектурных форм и объектов городского дизайна (скамьи, урны, оборудование детских площадок, площадок отдыха, ограждений и др.), устройство водных соору­жений;

– приведение в порядок дворовых фасадов зданий (в том числе ступенек к подъездам, козырьков, входных дверей, водосточных труб и проч.);

— размещение рекламы, элементов визуальной коммуникации и информации (доски объявлений, указатели и др.).

Городская среда должна быть комфортной и привлекательной. Благоустройство города – это не только его украшение, в первую очередь это – создание удобного для жизни пространства. Большое внимание в Красноярске уделяется развитию условий для комфортного проживания и отдыха людей.

С преображением Красноярска меняется сознание его жителей. Бережное отношение к родному городу они доказывают своими делами. Два раза в год проводятся двухмесячники по благоустройству и озеленению «За чистый город – чистую Сибирь». Красноярцы активно участвуют в конкурсе «Самый благоустроенный район города», преображая свои дворы, подъезды, балконы. Это позволяет людям чувствовать себя полноправными хозяевами города, пробуждает в них желание сделать его еще лучше. В городе Красноярске 5 179 многоквартирных домов общей площадью – 24 млн. кв. м. С 2011 по 2016 год были выполнены работы по капитальному ремонту и ремонту 902 дворовых территорий 1047 многоквартирных домов. Доля благоустроенных дворовых территорий составляет 24,7%.

На сегодняшний необходимо выполнить капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий 2 670 многоквартирных домов. В 2017 году поступило более 1000 заявок на проведение комплексного выполнения работ по благоустройству дворовых территорий.

В городе интенсивно ведутся работы по благоустройству и озеленению. В 2016 году за счет средств бюджета выполнено благоустройство на 8 объектах внешнего благоустройства; за счет средств Гранта Губернатора выполнены работы по благоустройству территории на 5 объектах в 5 районах города.

Тем не менее остаются проблемы с обустройством территорий общего пользования – это парки, скверы и набережные. Площадь территорий общего пользования, составляет более 2 800,0 тыс.кв.м. Доля территорий общего пользования, нуждающихся в благоустройстве, от общего количества таких территорий составляет 88,3%.

В рамках реализации мероприятий по благоустройству наиболее посещаемой муниципальной территории общего пользования рассматривается ряд проектов по обустройству зон отдыха и активного времяпрепровождения жителей и гостей нашего города.

Важной задачей в концепции развития наиболее посещаемой муниципальной территории общего пользования является увеличение доступности к объектам благоустройства, создание безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также для молодых семей с колясками.

В 2017 году городу Красноярску выделяются значительные средства федерального и краевого бюджетов на реализацию мероприятий по формированию современной городской среды, из которых:

2/3 подлежит направлению на благоустройство дворовых территорий;

1/3 подлежит направлению на благоустройство наиболее посещаемых территорий общего пользования.

В рамках реализации мероприятий по благоустройству дворовых территорий средства направляются на выполнение минимального перечня работ, который включает в себя ремонт дворовых проездов, обеспечение освещения дворовых территорий, установку скамеек, урн.

Планируется привлечение жителей к софинансированию, что позволит более бережно содержать в порядке свою дворовую территорию, установленные малые архитектурные формы, активнее принимать участие в приёмке выполненных работ от подрядной организации. Важно вовлечь жителей в процесс улучшения облика дворовых территорий, а это в свою очередь улучшит и эстетическое состояние всего города.Кроме того, к выполнению работ по благоустройству дворовых территорий планируется привлечение студенческих отрядов.

Читайте также:  Госуслуги личный кабинет новороссийск

В рамках реализации мероприятий по благоустройству наиболее посещаемых территорий общего пользования рассматривается ряд проектов по обустройству зон отдыха и активного времяпрепровождения жителей и гостей нашего города. Возможны следующие направления благоустройства наиболее посещаемой муниципальной территории общего пользования:

размещение малых архитектурных форм (элементы монументально-декоративного оформления, устройства для оформления мобильного и вертикального озеленения, водные устройства, городская мебель, игровое, спортивное, осветительное оборудование);

установка (ремонт) объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), благоустройство прилегающей к ним территории;

приведение в надлежащее состояние тротуаров, скверов, парков, уличного освещения;

высадка деревьев и кустарников (озеленение).

Администрации г.Красноярска при формировании и развитии благоприятной городской среды следует обратить внимание на реализацию следующих целей:

Повышение активности населения в решении вопросов местного значения.

Формирование и поддержание высокого качества городской среды.

Поставленные цели могут быть достигнуты при выполнении следующих задач:

– улучшение условий комфортного проживания жителей;

– обустройство и озеленение общественных пространств;

-создание комфортной городской среды для маломобильных групп.

Совместные усилия власти и местного населения привели к значимым результатам. По итогам 2015 года Красноярск занимает 3 место во Всероссийском конкурсе на звание самого благоустроенного поселения России. После проведения Универсиады в 2019 город Красноярск займет достойное положение среди городов мира.

1. соответствие используемой городской территории современным требованиям; 2.показателями биологических, экономических, социальных и технологических процессов, происходящих в городской среде.

К первой группе показателей, оценивающих качество городской среды, относятся: требования строительных норм и правил, архитектурно-художественная ценность застройки, ее этажность и другие параметры зданий, а также наличие некоторых видов объектов обслуживающей сферы. Показатели качества использования и оценки городских территорий, относящиеся ко второй группе, описывают динамические процессы, такие как экологическое состояние городской среды, интенсивность освоения городской территории и движение транспорта, и определяются посредством проведения анкетирования, исследований, соответствующих замеров. Все они нацелены на качественную оценку процесса формирования благоприятной окружающей среды.

Для 40-80 гг. XIX в. характерно возведение зданий функционально необходимых курорту и, в первую очередь, галерей. Курортной функции были подчинены и все работы по озеленению. Конец XIX в. (80-е годы) – начало XX в. отмечены подъем градостроения и инженерных сооружений, чему содействовало окончание периода арендного содержания Вод и пуск Минераловодской ветки железной дороги. Здания бальнеологического назначения были наиболее значительны в архитектурном пространстве КМВ и определяли облик курортов. Период 1900-1914 гг. отличался от предыдущих десятилетий необычайной интенсивностью и своеобразием градостроения, что позволило значительно поднять архитектурный уровень городов – курортов, пространственная среда обрела специфический курортный облик, благотворного влиявший на эффективность восстановительной функции региона. В городах общегосударственного значения, к которым относились группы Вод, интенсивное градостроительство не привело к нарушению эстетической целостности, более того, в них, возникших в уникальной природной среде, эта уникальность была органически использована в планировочной и объемно-пространственной структуре. Опираясь на утверждение, что композиция городского плана есть планиметрическое отражение его функциональной структуры, на примере формирования масштабности и структурных уровнях, рассмотрим это на примере города Минеральные Воды (Ставропольский край).

1. Природный масштаб. Карта на которой мы видим рельеф местности, включая горы, равнины и реки, города Минеральные Воды и близ лежащих городов.

2. Пространственный масштаб. Масштаб, показывает нам расположение города Минеральные Воды и ближних городов КМВ, соединённых меж собой ветками транспортного узла.

Северо -Кавказская ветка железной дороги в наше время:

Дальнейшая история поселка тесно связана с развитием железнодорожного транспорта. Его работники стали переселяться сюда из полосы отчуждения. На развитие посёлка повлиял также стекольный завод, строительство которого завершилось в

1898 году. Позднее в честь кавказского наместника графа Иллариона Воронцова – Дашкова посёлок был переименован в Илларионовский.

Фото № 1. Стекольный завод 1898 год посёлок Илларионовский

Фото № 2. Стекольный завод в городе Минеральные Воды в наше время. Действует и по сей день.

К 1922 году отпала необходимость административного разделения поселка и станции. Они были объединены в город Минеральные Воды. В 1929-1930 г.г. появились предприятия по добыче и переработке нерудных материалов -камнедробильный завод «Змейка» и рудник «Бештаунит» . В наше время продолжают свою деятельность. Со строительством аэропорта в 1925 г. Город оказался важнейшим пунктом на главных воздушных магистралях России. В 1924 году Декретом ВЦИК был образован Минераловодский район.

Фото № 3 Аэрапорт в городе Минеральные Воды 1927 г.

Фото № 4. Аэропорт в городе Минеральные Воды в наши дни

Мирный труд советских людей был прерван вероломным нападением фашистской Германии на нашу страну. Впервые дни войны 18 тысяч минераловодцев ушли на фронт. Их рабочие места заняли жены, матери, сестры, дети подростки. Отдельные предприятия перешли на выпуск военной продукции. После изгнания оккупантов трудящиеся в короткий срок восстановили разрушенное хозяйство. Последующие годы неузнаваемо преобразили город. Он превратился в один из крупных городов Ставрополья.

3. Исторический масштаб. На данной карте мы видим Северо – Кавказскую ветку железной дороги, в которую включен город Минеральные Воды.

На данный момент Минеральные Воды – город, административный центр Минераловодского района Ставропольского края. Образует муниципальное образование городское поселение Город Минеральные Воды. Входит в состав эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды.

На данном этапе развития, мы видим и можем проанализировать, как изменился посёлок «Султановский» основанный в 1878 г., в город Минеральные Воды нашего времени.

Фото 5. Посёлок «Султановский»

Фото 6. Ст. Минеральные Воды и посёлок Султановский

Фото 7. Ст. Минеральные Воды и посёлок «Султановский». Река Кума

Фото 8. Ст. Минеральные Воды. Железнодорожный Вокзал.19010г.

Фото 9. Гора Кинжал

4.Функциональный масштаб. Данный масштаб указывает на расположение дорог, улиц и кварталов в городе Минеральные Воды.

Фото 10. Гора Кинжал в наше время

Фото 11. Железнодорожный вокзал г. Минеральные Воды

Фото 12. Администрация города Минеральные Воды

Фото 13-14. Центральная улица 50 Лет Октября в городе Минеральные воды

Оценка качества среды населенных мест относится к числу наиболее сложных и комплексных проблем, стоящих перед исследователями различного профиля. Необходимость углубленного анализа проблем, связанных с качеством среды, определяется ее значительной ролью в формировании соответствующего уклада и стиля жизни человека, его удовлетворительностью жизнью. Качество среды во многом обуславливает возможности человека активно включаться в современные социальные и культурные процессы развития городов. Таким образом, рассмотрев социокультурные факторы формирования масштабности города Минеральные Воды, в период с конца XVIII до начала XXI вв., можно констатировать, что поселения и города КМВ, возникшие благодаря природной уникальности региона, как единое курортное образование, выполняли доминирующую рекреационную функцию. Работа, в течение всего исследуемого периода по адаптации территории этой функции, несмотря на трудности и проблемы, благодаря государственному участию, велась целенаправленно и планомерно, постоянно усложняясь. Уникальная местность превратилась в единое курортное образование – группы Вод, которые стремились соответствовать западноевропейскому уровню.

1. Электронный научный журнал «Инженерный вестник », 2007–2015

2. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/105674 Академик ру.

3. История развития города Минеральные Воды http://mvschool.ru/article_6.php?id_article=88

5. Фаворская Е.А. Моделирование масштабности в процессе формирования основ архитектурной композиции». http://dislib.net (онлайн библиотека диссертаций)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *