Как устроено электронное голосование простым языком и в рисунках
Время на прочтение
В этой статье я хочу рассказать вам, как устроено электронное голосование в Москве, и показать, почему оно абсолютно не защищено от корректировки итогов выборов. Моя задача — не рассказать о том, как конкретно корректировали результаты выборов, а продемонстрировать порочность архитектуры, которая, несмотря на все заявления Департамента информационных технологии (ДИТ) г. Москвы, допускает вмешательство и возможность изменения итоговых результатов электронного голосования.
Но проблема в том, что система достаточно сложна и имеет свои нюансы. Если рассказывать далекому от IT человеку про все тонкости блокчейна и шифрования, то он послушает вас минуту, а потом развернётся и уйдет по своим делам, ничего не поняв. Это одна из главных проблем электронного голосования — 99% избирателей не понимают, как оно работает и где оно может нас обмануть.
Как говорил Стивен Хокинг, любая формула снижает количество читателей вдвое. Мне кажется, что любой IT-термин снижает аудиторию минимум втрое, поэтому я попытался не использовать профильные термины, а объяснил все “на пальцах” и в комиксе! Надеюсь, у меня это получилось.
Если Вы хотите узнать поглубже о проблемах электронного голосования, рекомендую статью Петра Жижина:
Сундук — Зашифрованная информацияЗамки и ключи — Ключи шифрованияБлокчейн — Витрина
Шаг 1. Формирование списка кандидатов
Демонстрация кандидатов и их номеров наблюдателям
ДИТ до выборов подготавливает список из кандидатов и каждому из них присваивает уникальный номер. И этот список выкладывают на всеобщее обозрение в витрину, где на него могут посмотреть независимые наблюдатели.
Шаг 2. Формирование ключей и замков
Также до выборов ДИТ формирует часть замка и один из двух ключей. Этот ключ нужен для получения итоговых результатов выборов и до конца голосования он остается у организаторов выборов. Другую часть замка и второй ключ формирует браузер избирателя непосредственно во время голосования.
Ключи и замки
На самом деле, там чуть сложнее, но суть одна — этот ключ формируется и находится у представителей власти.В 2022 году ключ разделили на пять частей. Перед подведением итогов голосования его соединяют обратно.Хранителями пяти частей ключа стали: • Руководитель Общественного штаба по наблюдению Вадим Ковалев• Секретарь Мосгоризбиркома Владимир Попов• Председатель Мосгордумы Алексей Шапошников• Член ЦИК РФ Антон Лопатин• Глава городского округа Троицк Владимир Дудочкин.Почему именно они? Потому что
Шаг 3. Голосование
Подмена номеров кандидатов
Избирателю в браузер от ДИТа приходит список кандидатов с их номером и половина замка. Но номера кандидатов не те, что были заявлены публично и лежат в витрине. Они заменены по какому-то внутреннему алгоритму, какому именно — никто не знает, так как открытого кода нигде нет. Видимо, у них внутри есть секретная табличка связей реального номера кандидата и подставного.
Избиратель запирает бюллетень и прикладывает к сундуку ключ
После того, как избиратель выберет, за кого он хочет проголосовать, браузер кладет его бюллетень в сундук и запирает его соединенным из двух частей замком. И этот запертый сундук с ключом избирателя отправляется на сервер.
Браузер избирателя закрывает сундук на двойной замок, состоящий из половинок Избирателя и половинки ДИТа
Шаг 4. Секретное шифрование
ДИТ тайно засовывает настоящий сундук с бюллетенем в свой фальшивый
ДИТ получает этот сундук с ключом и зачем-то вместо того, чтобы сразу положить его на витрину, как это должно быть, он запихивает сундук избирателя и его ключ в свой сундук и вешает на него секретный замок, а ключ от него хранит у себя и никому не показывает. И вот уже этот фальш-сундук ДИТ относит на витрину к наблюдателям вместо настоящего. Получается, что на витрине вроде бы тот же самый сундук, но его не может открыть никто кроме ДИТ даже после конца голосования.
Фальшивый сундук невозможно проверить независимым наблюдателям даже имея ключи от настоящего сундука
Шаг 5. Расшифровка
ДИТ достает бюллетень из сундуков
Итак, голосование заканчивается, надо подводить итоги выборов.
ДИТ берет фальш-сундук из витрины и открывает его секретным ключом, достает из него настоящий сундук и ключ избирателя. Далее он берет свой ключ из пункта 2 и одновременно с ключом избирателя открывает ими двойной замок. И достает из сундука бюллетень с поддельными номерами кандидатов.
Шаг 6. Демонстрация итоговых результатов
Замена фальшивых номеров кандидатов на реальные
Теперь для того, чтобы скрыть подмену, ДИТ меняет номера кандидатов по своей секретной табличке на реальные. Ему ничего не мешает изменить одно число так, чтобы голоса за одного кандидата ушли другому. И уже этот бюллетень с обратно переписанными номерами кандидатов относит на витрину к наблюдателям.
Демонстрация итоговых результатов выборов. Нужно верить ДИТ на слово 🤷♂️
Вывод
Итого: Архитектура электронного голосования не позволяет независимым наблюдателям проверить правдивость результатов голосования. Вся информация о результатах выборов приходит от ДИТ, который никак не ограничен от корректировки итоговых цифр.
- Первая проблема: У нас нет открытого кода. Мы не знаем, как он работает на самом деле, все, что вы видите на картинках, получено опытным путем через метод наружного исследования системы электронного голосования.
- Вторая проблема: Мы не можем независимо понять, за кого проголосовал избиратель! Технически есть возможность подменить голоса за другого кандидата. Просто в табличке, где есть связка реальных и фальшивых номеров, можно поменять одно число, и голоса уйдут другому кандидату.
- Третья проблема: Происходит секретное шифрование тех вещей, которые должны быть доступны для наблюдателей. То есть представьте: Вы приходите на избирательный участок, а Вам на голову надевают черный пакет, чтобы вам ничего не было видно.
Поэтому мы считаем, что чтобы доказать, что ДИТ не подделывал результаты выборов, имея при этом все возможности для этого, должен:
- Опубликовать исходный код системы электронного голосования для независимого аудита.
- Опубликовать ключ шифрования, которым шифруют транзакцию перед попаданием в блокчейн.
- Опубликовать логи системы за время голосования и подсчета результатов.
- Опубликовать алгоритм или таблицу связей подставного и реального номеров кандидатов.
Если ДИТ не хочет этого делать, то это говорит только об одном — невозможно исключить вариант непубличной корректировки итоговых результатов голосования, и все заявления о блокчейне и шифровании — лишь пиар-ход.
P.S. Я попытался дать выжимку информации, и некоторые нюансы остались за кадром, если у вас остались вопросы, то смело задавайте их в комментариях — я отвечу на все.
Ни одна политическая партия, кроме “Единой России” не готова показать процедуру отбора своих кандидатов на выборы, поскольку не может продемонстрировать гражданам чистоту этой процедуры, считает учредитель АНО “Центр международного взаимодействия и сотрудничества”, член экспертного клуба “Дигория” Алексей Малинин. В четверг он принял участие в “круглом столе”, организованном Экспертным институтом социальных исследований (ЭИСИ) на тему “Выборы-2023: предварительное голосование “Единой России”.
Напомним, участие в “праймериз” – обязательное условие для выдвижения кандидатов-единороссов на выборы разных уровней. С 22 по 28 мая партия проводит электронного голосование, на которое зарегистрировались более 2,8 избирателей. Как рассказал замглавы Генсовета “ЕР” сенатор Сергей Перминов, средний конкурс на участие в выборах в законодательные собрания составляет 7,5 человек на место, а среди потенциальных участников довыборов в Госдуму – 20 человек на место. Он также отметил, что предварительное голосование не только помогает выбрать лучших кандидатов, но и является своего рода “нулевым забегом”, репетицией перед стартом избирательной кампании.
Однако другие российские партии не решаются проводить такие голосования.
“Если говорить о том, почему другие партии не используют этот формат, то – первое – у них нет желания, второе – нет возможности продемонстрировать избирателям чистоту своей системы отбора”, – считает Алексей Малинин. “Видимо, не все так уж гладко в других партиях, и они не могут обеспечить себе ту систему, когда кандидаты будут избираться открыто, а не по согласованному списку непонятным образом”, – добавил эксперт.
“Я думаю, что они просто боятся”, – заявил директор Института новейших государств Алексей Мартынов. “Это страх посмотреться в зеркало. Потому что вы не всегда в зеркале увидите то, что хочется. А зеркало не врет, вот и все”, – отметил он. Мартынов считает, что открытая система сразу показывает, чем кандидат занят на самом деле – политической борьбой или политическим бизнесом.
Напомним, система предварительного внутрипартийного голосования существует в “Единой России” с 2007 года. Как рассказал Сергей Перминов, в этом году на “праймериз” зарегистрировались более 16 тысяч кандидатов и почти 2,7 млн избирателей. Голосование проходит на портале pg.er.ru до 28 мая. Имена победителей станут известны на следующей неделе. Отобранные кандидаты будут представлять “Единую Россию” на выборах разных уровнях 10 сентября.
В период с 22 по 28 мая проходит предварительное голосование по кандидатурам для выдвижения от партии “Единая Россия”. Кандидаты, отобранные по предварительному голосованию, смогут принять участие в федеральных и региональных выборах в сентябре 2023 года. Голосование организовано на онлайн-платформе “Единой России”. Там же есть возможность стать кандидатом на участие в предварительном голосовании.
Электронное предварительное голосование через Госуслуги
Предварительное голосование с 22 по 28 мая проводится строго в рамках кандидатов от “Единой России”. Принять участие в качестве кандидатов смогут члены партии “Единая Россия”, ее сторонники, а также беспартийные граждане.
Заявку кандидатам необходимо подавать по ссылке. В форме нужно указать все свои личные и персональные данные, загрузить фотографию и сканы документов. Если заявка успешно пройдет проверку в организационном комитете, вы будете допущены к предварительному голосованию.
Само голосование пройдет с 22 по 28 мая только на электронной площадке Единой России. Всего на голосование от кандидатов было подано 13 тысяч заявок, за место боролись по пять человек. При этом только 14% заявок поступило от действующих народных избранников, остальные 86% заявок подавали новички. Треть участников – общественники и волонтеры, более половины – беспартийные, каждый третий – моложе 35 лет, лишь каждый четвертый – действующий депутат различного уровня.
Отметим, что результаты предварительного голосования не гарантируют, что их победитель попадет в основной список на выборы в сентябре 2023 года. Итоговые списки будут утверждаться Советом партии “Единая Россия”.
Новости
(фото – ikhmao.ru)
Дистанционное голосование
Принять участие в дистанционном электронном голосовании мог любой гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом, зарегистрированный по месту жительства на территории одного из семи субъектов, для которых был организован такой вариант голосования: Курской, Мурманской, Нижегородской, Ростовской и Ярославской областей, а также Москвы и Севастополя.
При этом избирателю предоставили право отозвать заявление не позднее 24:00 мск 13 сентября. После формирования списков участников ДЭГ решение изменить уже нельзя. Когда избиратель оказывался зарегистрирован в системе ДЭГ, его фамилию исключали из списка на участке, и он уже не мог голосовать с использованием бумажного бюллетеня.
Федеральная платформа
Федеральную платформу для онлайн-голосования – ПТК ДЭГ – разработал «Ростелеком». Детальное ее описание доступно по ссылке.
В 2020 году ЦИК сообщала, что «Ростелеком» разрабатывает систему по ее заданию. В ЦИК пояснили TAdviser, что «Ростелеком» с 2019 года в соответствии с поручением президента определен правительством единственным исполнителем заказываемых ЦИК работ по цифровизации избирательного процесса, предоставлению цифровых сервисов для участников избирательного процесса и созданию цифровой платформы реализации основных гарантий избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ.
В ЦИК говорят, что в декабре 2019 года с «Ростелекомом» был заключен контракт на выполнение научно-исследовательских работ в области поиска, обоснования и апробирования организационно-технических решений по дистанционному электронному голосованию, в феврале 2021 года — контракт на выполнение работ по созданию программно-технического комплекса дистанционного электронного голосования (ПТК ДЭГ), в том числе по технической эксплуатации и сопровождению при проведении тренировок и публичного тестирования, а также на выборах 17-19 сентября.
Финансирование работ по указанным контрактам осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, выделенных ЦИК России на реализацию результатов федерального проекта «Цифровое государственное управление» нацпрограммы «Цифровая экономика РФ» по предоставлению цифровых сервисов для участников избирательного процесса.
Итоговые суммы контрактов с «Ростелекомом» в ЦИК не раскрыли, и на портале госзакупок эта информация отсутствует. В плане закупок ЦИК на 2019-2021 гг., однако, указано, что совокупно на цифровизацию избирательного процесса в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика РФ» изначально предусматривалось финансирование порядка 433,6 млн рублей, из них около 110 млн рублей – на разработку и апробирование комплекса организационно-технических решений.
Инфраструктура федеральной системы ДЭГ на выборах в сентябре 2021 года включала 4 ЦОДа: площадки «Ростелекома» и два дополнительных дата-центра. Система построена с возможностью масштабирования: первые три ЦОДа разворачивались на период голосования, а 4-й ЦОД остался в ведении ЦИК и сохранился и после завершения голосования. При этом у ЦИК остаются и все данные голосования.
Также в состав инфраструктуры входят магистральные сети связи «Ростелекома», ИТ-оборудование, в котором в общем случае выделяется несколько слоев: сети передачи данных, хранения, виртуализации, контейнеризации, информационной безопасности и операционных систем. Дальше начинается сфера прикладного ПО.
В «Ростелекоме» говорят, что значительная часть инфраструктуры ДЭГ построена на оборудовании, которое находится в реестре отечественной продукции. По сравнению с пилотным проектом ДЭГ, который был реализован в 2020 году, доля такого оборудования и ПО заметно выросла, утверждают в компании. Это и средства информационной безопасности, и сетевое оборудование, а также вычислительная аппаратура и СХД.
В мае 2021 г. проводилась всероссийская тренировка по использованию ДЭГ (в преддверии единого дня голосования 19 сентября). Основной ее целью было нагрузочное тестирование ДЭГ – проверка системы на прочность, а также безопасность, удобство и функционал. На участие в тренировке было подано 2,5 млн заявлений, проголосовали 1,2 млн избирателей, система ДЭГ обработала более 5 млн транзакций. После сборки ключей итоги голосования были подведены менее чем за 15 минут. Разработчик системы заявляет, что время проведения голосования сбои не были зафиксированы, в пиковые нагрузки система работала устойчиво.
А затем по итогам общероссийской тренировки на заседании ЦИК России 25 мая 2021 года были определены семь регионов, где система ДЭГ будет применяться в единый день голосования 19 сентября 2021.
Безопасность федеральной платформы
В «Ростелекоме» и ЦИК уверяют, что система надежно защищена от кибератак, надежна и обеспечивает тайну голосования. Федеральная система ДЭГ использует отечественную блокчейн-платформу Waves Enterprise с применением российских криптографических алгоритмов и средств защиты. Блокчейн позволяет хранить зашифрованные голоса избирателей в неизменном виде.
Шифрование информации производится с помощью специального ключа, загруженного в блокчейн в ходе специальной процедуры, которая проходит в ТИК ДЭГ до начала голосования. Для расшифровки нужен другой специальный ключ, который создается и разделяется на несколько частей в ходе той же процедуры, а собирается только при подведении итогов. Части ключа расшифрования записываются на защищенные носители и передаются на хранение независимым «держателям» до окончания голосования. Одна из частей ключа также хранится в модуле информационной безопасности (Hardware Security Module, HSM) и оттуда не извлекается. Криптографический алгоритм позволяет проводить математические операции с зашифрованными данными, поэтому для подведения итогов расшифровывается суммарный зашифрованный бюллетень. Сами непосредственно бюллетени избирателей не расшифровывается ни во время, ни после установления итогов.
Пытливый и хотя бы немного технически подкованный избиратель сможет проверить, что его голос в блокчейне есть, и что итоговая сумма голосов получена именно на этих данных — тоже. Для этого разработчики предусмотрели ряд технических инструментов для наблюдения за голосованием. При этом расшифровать конкретный бюллетень и посмотреть, за кого он отдан, избиратель не сможет.
Это своего рода компромисс между предоставлением избирателю возможности проверить, что его голос учтён, и опасением, что это будет использоваться на местах для подтверждения голосования под давлением или продажи голосов.
В ЦИК заявили TAdviser, что доверие к ПТК ДЭГ и реализуемым им алгоритмам обработки информации о результатах волеизъявления участников голосования обеспечивается следующими основными мерами:
- раскрытием информации о реализуемом ПТК ДЭГ протоколе дистанционного электронного голосования, используемых в нем криптографических алгоритмах и их параметрах;
- контролем участника голосования над ПО, выполняющемся на его устройстве, а также раскрытием его исходного кода (образцов исходного кода) и интерфейсов его взаимодействия с ПТК ДЭГ;
- контролем избирательной комиссии дистанционного электронного голосования над техническими средствами и выполняющимся на них программным обеспечением формирования, деления и сборки ключей шифрования, контролем над носителями частей ключей шифрования;
- предоставлению неограниченному кругу лиц в ходе голосования, при и после подведения итогов голосования информации о поступивших в ПТК ДЭГ зашифрованных результатах волеизъявления участников голосования, а также программного обеспечения с исходными кодами для проверки полноты, целостности и неизменности результатов волеизъявления и корректности подсчета голосов.
Юрий Сатиров, главный архитектор платформы ДЭГ «Ростелекома», утверждает, что в последнее время было принято очень много дополнительных мер, направленных на повышение безопасности учетных записей на портале госуслуг. И многое зависит непосредственно от самого пользователя.
А в ЦИК считают некорректным допущение, что кто-то может изменить номер телефона для получения СМС-кода, который используется для подтверждения личности избирателя. Внесение таких изменений требует обладания мобильным телефоном, ранее указанным в учетной записи, либо внесение таких изменений подтверждается способом, аналогичным подтверждению учетной записи, говорят в ЦИК.
Тайна голосования
В ЦИК заявили TAdviser, что не разделяют утверждения о наличии проблемы в данном случае.
А утверждения и допущения, что у «Ростелекома» есть голоса, поданные в последовательности, и есть возможность понять, какой выбор был сделан конкретным пользователем, в ЦИК считают некорректными. Реализация приведенных допущений теоретически возможна в случае:
- Получения избыточной идентифицирующей информации от устройств участника голосования — однако, в системе ДЭГ устройство и передаваемая с него информация находится под контролем самого участника голосования; кроме того, участник голосования на произвольном шаге процедуры ДЭГ может воспользоваться дополнительными средствами анонимизации, в том числе сервисами прокси, виртуальных частных сетей и др.;
- Обладания и свободного использования ключей расшифрования некими заинтересованными лицами — но в системе ДЭГ ключи расшифрования, носители их частей и технические средства их формирования, деления и сборки находятся под контролем избирательной комиссии дистанционного электронного голосования и определенных ей лиц, а зависимые от них ключи узлов ПТК ДЭГ — в неизвлекаемой форме в аппаратных средствах шифрования;
- Создания вместо ПТК ДЭГ иной системы, задачей которой являлся бы контроль над волеизъявлением участников голосования – запись и обработка избыточной идентифицирующей информации об участниках голосования, произвольный подсчету и расшифрование промежуточных итогов голосования или отдельных бюллетеней. При этом в отношении такой системы было бы невозможно выполнение уже реализованных мер доверия.
Также в качестве мер доверия к ПТК ДЭГ доступ к одному из узлов системы предоставлен группе технического наблюдения Общественной палаты РФ, что позволяет ей контролировать процесс поступления и записи зашифрованных результатов волеизъявления, подведения и расшифрования итогов голосования во всем ПТК ДЭГ. Одновременно в отношении ПТК ДЭГ проведены аттестационные и контрольные испытания, предусматривающие проверку соответствия комплекса рабочей документации и направление отчетной документации по результатам испытаний в уполномоченные госорганы.
Зампред территориальной избирательной комиссии дистанционного электронного голосования (ТИК ДЭГ) Олег Артамонов утверждает, что система технически выстроена таким образом, чтобы никто не имел доступа к информации, кто именно какой бюллетень заполнял. За этим стоит сложная математика и криптография. Электронный бюллетень формируется на устройстве пользователя, а не на каких-то серверах, и в неизменном виде поступает в систему. При голосовании в браузер пользователя загружается приложение – протокол «слепой подписи», которое обрабатывает бюллетень таким образом, что система, знающая, кому она выдала бюллетень, не знает, как он заполнен. А система, которая получила заполненный бюллетень, не знает, кому этот бюллетень был выдан. У бюллетеня есть признак, никак с конкретным пользователем не идентифицируемый, не сопоставляемый, поясняет Артамонов.
А сравнивать все по логам, на серверах – это технически крайне сложная задача, хотя не сказать, что нереализуемая, добавил Олег Артамонов.
Он также указал, что в 2020 году на голосовании по поправкам в конституцию дистанционного голосовали более 1 млн человек, и не было ни одного свидетельства того, что кого-то потом вызвал начальник за «неправильное» голосование при том, что подобные случаи обычно быстро становятся достоянием общественности.
Московская платформа
А в мае 2021 года «Лаборатории Касперского» достался подряд на развитие системы столичного дистанционного электронного голосования через интернет. За 160 календарных дней, на которые рассчитан срок работ, компания получит около 270 млн рублей.
Основными задачами работ, как следует из ТЗ, стали обеспечение процесса подачи гражданами заявлений на участие в ДЭГ, автоматизация рассмотрения заявлений на участие в ДЭГ и уведомление заявителей о его ходе, обеспечение формирования списков граждан, допущенных к ДЭГ, обеспечение тайны и анонимность волеизъявления, автоматизация взаимодействия между пользователями системы.
Также целями заявлены автоматизация предоставления информации о ходе ДЭГ для общественных наблюдателей, процесса получения информации об обращениях и жалобах граждан, процесса формирования статистики о ходе ДЭГ.
«Лаборатория Касперского» располагает собственной блокчейн-платформой на Ethereum для голосований под названием Polys. Кроме того, компания разрабатывает новый продукт для голосований — «Polys.ГОСТ». Но в мае 2021-го в «Лаборатории Касперского» говорили, что в рамках исполнения нового договора с ДИТ для развития системы ни Polys, ни «Polys.ГОСТ» применяться не будут.
Отличия федеральной платформы от московской
Функционально московская система голосования на платформе mos.ru, пожалуй, в первую отличается от голосования на портале госуслуг тем, что московский избиратель может несколько раз переголосовать. В других регионах этой опции пока не предусмотрено. Переголосование означает, что избиратель имеет возможность снова получить электронные бюллетени и поменять свой выбор (или повторить его) через три часа после предыдущего голосования. В итоге будет засчитан последний выбор. Официально это называется «отложенным голосованием».
Обе системы используют блокчейн и смарт-контракты. Но одно из технических ключевых отличий – в московской системе при подсчете голосов сначала предполагается расшифровка бюллетеней, после чего их в расшифрованном виде сгруппируют и определят результаты. А в федеральном ПТК ДЭГ отдельные бюллетени не расшифровываются. Они сначала сгруппировываются в зашифрованном виде, а потом происходит расшифровка суммарного бюллетеня. Это возможно благодаря использованию технологии гомоморфного шифрования.
Также в федеральной системе используется специальный криптографический алгоритм для анонимизации избирателей, который называется «слепая подпись». Этот алгоритм в системе ДЭГ, позволяющий отделить персональные данные избирателя, по которым он получает бюллетень, от идентификатора с которым бюллетень будет записан в систему, достаточно хорошо исследован мировым криптографическим сообществом. В Московской системе используется механизм анонимизации собственной разработки.
Примечательно, что после окончания процедуры голосования ЦИК 17-19 сентября опубликовал результаты ДЭГ из всех регионов, кроме московского – они появились с существенной задержкой днем 20 сентября. При том что ранее после голосования по поправкам к конституции итоги электронного голосования стали известны уже через час.
Кто за что отвечает в ДЭГ
Минцифры и ЦИК России выступают заказчиками проекта, в рамках которого «Ростелеком» отвечает за инфраструктуру и прикладной слой федеральной системы ДЭГ. А избиратели Москвы, как уже упоминалось выше, используют платформу, предоставляемую правительством Москвы. Ниже разберем подробно роли участников в федеральной системе ДЭГ.
Первым звеном для доступа к ДЭГ является портал госуслуг. Он реализует функцию информирования и подачи заявлений для участия в ДЭГ, а также идентификацию и аутентификацию граждан. Оператором портала госуслуг является Минцифры.
За ДЭГ отвечает ЦИК России – независимый федеральный государственный орган с исключительными полномочиями в сфере подготовки и проведения выборов. Все основные функции – от проверки наличия избирателя в списках участников ДЭГ, предоставления ему возможности проголосовать по конкретным бюллетеням, до учета волеизъявлений, подсчета голосов и подведения итогов голосования, реализуются с использованием программно-технического комплекса ДЭГ.
Программно-технический комплекс ДЭГ отделен от портала госуслуг и инфраструктуры электронного правительства.
Распределение ролей
Оператор единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) – Минцифры России. В процессе ДЭГ ЕСИА используется в качестве внешней по отношению к ПТК ДЭГ системы идентификации и аутенфикации участника ДЭГ. Администраторы ЕСИА не имеют доступа к ПТК ДЭГ и не совмещают функции администраторов ПТК ДЭГ.
Оператор ЕПГУ – Минцифры России. На ЕПГУ гражданин РФ в электронной форме подает заявление для участия в ДЭГ, отправка которого подтверждается вводом СМС-кода, направленного на номер мобильного телефона, указанный в профиле пользователя ЕПГУ. Заявление в виде xml-файла подписывается электронной подписью ЕПГУ и средствами СМЭВ направляется в ЦИК. Результат обработки заявления отображается в личном кабинете пользователя ЕПГУ. Администраторы ЕПГУ не имеют доступа к ПТК ДЭГ и не совмещают функции администраторов ПТК ДЭГ.
Регистратор – ЦИК России. Регистратор осуществляет обработку поступивших заявлений ДЭГ, а также формирование данных для составления списков участников ДЭГ. Кроме того, он является держателем ключей регистратора по каждому голосованию и сервиса подписи вслепую открытого ключа участника ДЭГ, обеспечивающего доступ к бюллетеню.
Организатор ДЭГ – территориальная избирательная комиссия ДЭГ (ТИК ДЭГ). Функции организатора реализуются с помощью компонента ПТК ДЭГ «Организация и проведение ДЭГ», имеющего разграничение прав доступа с помощью сертифицированных средств защиты информации. К основным функциям организатора ДЭГ относятся:
- генерация ключевой пары и разделение первого ключа шифрования бюллетеня между держателями частей ключа;
- загрузка исходных данных о голосованиях, полученных от организующих выборы избирательных комиссий;
- загрузка данных о поданных и учтенных заявлениях от регистратора для формирования списка участников ДЭГ;
- формирование запроса на создание ключей регистратора по каждому голосованию;
- генерация ключевой пары для формирования итогового ключа шифрования бюллетеней для каждого голосования;
- запуск и остановка голосования;
- сборка ключа из частей, полученных от держателей части ключа;
- загрузка собранного ключа расшифрования в блокчейн (ключа комиссии);
- запуск подсчета голосов: формирование итогового бюллетеня и его расшифровка;
- получение данных об итогах голосования и протокола об итогах голосования;
- подписание протокола об итогах голосования с помощью электронной подписи.
Внутренний наблюдатель. Участник, осуществляющий наблюдение за процессом голосования из специализированного помещения, оснащенного средствами доступа к отдельным узлам компонента «Распределенное хранение и учет голосов». Может осуществлять действия по поиску данных в распределенной БД, просмотр этих данных, просмотр списков избирателей, исходных данных. Имеет доступ к расширенным метрикам мониторинга работы системы. С помощью специализированного инструмента с открытым кодом, может выгружать и проверять корректность расшифровки итогового бюллетеня. Не имеет доступа к другим компонентам ПТК ДЭГ.
Внешний наблюдатель. Любой пользователь, осуществляющий наблюдение за процессом голосования с портала наблюдения, публикующего статистические данные о голосовании в интернете. Имеет возможность получить выгрузку транзакций из сети блокчейн в виде файлов, публикуемых на портале наблюдения. Используя программный инструментарий с открытым кодом, внешний наблюдатель может:
- проверить целостность транзакции;
- проверить криптографические доказательства корректности бюллетеня;
- проверить корректность суммарного шифротекста;
- проверить криптографические доказательства корректности расшифровки;
- проверить корректность суммирования частичных расшифровок суммарного бюллетеня.
Организующие избирательные комиссии. Избирательные комиссии, организующие выборы и определяющие результаты выборов на территории: ЦИК России, ИКСРФ, ТИК, осуществляют подготовку в ГАС «Выборы» исходных данных (текст бюллетеня, форма протокола) для передачи организатору ДЭГ через «воздушный зазор». После завершения голосования получают от организатора ДЭГ данные об итогах голосования для загрузки в ГАС «Выборы».
Предыстория и перспективы дистанционного электронного голосования в России
Платформа для удаленного голосования, разработанная в Москве, также использовалась во время голосования по поправкам к конституции, которое проходило с 25 июня до 1 июля 2020 года: система применялась в Москве и в Нижегородской области. Остальные регионы ЦИК тогда сочла недостаточно подготовленными. Кроме того, московскую платформу применяли на довыборах муниципальных депутатов в сентябре 2020 года.
В сентябре формат онлайн-голосования испытали также на довыборах в Госдуму в Курской и Ярославской областях. А в декабре 2020 года председатель ЦИК Элла Памфилова заявила, что к 2024 году электронное голосование на выборах могут внедрить по всей стране.
Вместе с тем, перед выборами в сентябре 2021 года Элла Памфилова дала большое интервью «Ведомостям», в котором заявляла, что ЦИК пока не спешит с дополнительным расширением дистанционного голосования.
Зарубежный опыт
Ряд стран уже более 10 лет ведут разработки в области систем ДЭГ, однако к масштабному их использованию пока практически никто не перешел. Это связано и с технической сложностью реализации необходимых для голосования требований, в числе которых конфиденциальность волеизъявления, открытость и прозрачность голосования, защита от вмешательства извне, и с особенностями местных выборных законодательств.
Толчок к развитию таких систем дало появление технологии распределенного реестра – блокчейна. Она позволяет закрыть ряд проблемных участков, имеющих отношение к безопасности и прозрачности. Теперь блокчейн используется в качестве основного элемента ДЭГ.
Первой страной в мире, использовавшей систему электронного голосования на республиканских выборах, является Эстония. Собственно, она на данный момент – единственная страна, где полномасштабно применяется дистанционное электронное голосование. Эта опция доступна для всех избирателей в стране.
В Норвегии, к примеру, система ДЭГ разрабатывается с 2008 года. Впервые она использовалась на парламентских выборах в 2011 году. А в 2013 году отдельной группе избирателей в качестве эксперимента разрешили голосовать через интернет в период досрочного голосования. Но в полном масштабе система пока не используется на выборах, так как остались нерешенными до конца вопросы, связанные с обеспечением тайны голосования, а также с защитой от внешних и внутренних угроз.