Дизайн городской среды

Ошибка загрузки данных, повторите попытку чуть позже. Попробуйте еще разОшибка загрузки данных, повторите попытку чуть позже. Попробуйте еще раз

Например: +7 909 123-45-67Если вы хотите дополнительно получать рассылку по интересующим вас регионам, выберите их из списка

Подписка успешно прошла

Санкции, по прогнозам экспертов, тяжело отразятся на экономике страны. Однако они не должны помешать реализации нацпроектов. Так, в Московской области уверены, что программа «Жилье и городская среда» будет выполнена.

Национальный проект «Жилье и городская среда» был запущен в 2018 году. Среди его целей — обеспечить жильем семьи со средним достатком в течение шести лет, сократить аварийный фонд, а также повысить комфортность городской среды и создать механизм прямого участия граждан в ее формировании. Благодаря этому нацпроекту за ближайшие восемь лет доля российских городов с благоприятной городской средой должна повыситься до 80%, а индекс качества городской среды — вырасти в полтора раза.

«В пространстве сложившегося города даже минимальные благоустроительные мероприятия способны существенно повысить качество среды, перевести каждый существующий пространственный морфотип на новую ступень градостроительной эволюции», — считает директор Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ Ирина Ильина. По ее мнению, люди часто забывают о том, что благоустройство создает пространства, где можно встречаться и общаться друг с другом, — от дворов до различных скверов и парков. «Как говорил датский архитектор Ян Гейл: «Не спрашивайте меня, сколько людей живет в этом городе — спросите, сколько получают от этого удовольствие, — отмечает Ильина. — До недавнего времени городские парки рассматривались только как зеленые территории. Сейчас стало важнее, сколько людей их посещают, сколько здесь проводится мероприятий. Зеленые территории стали важнейшей составляющей современной жизни».

Для оценки качества материальной городской среды и условий ее формирования был разработан индекс качества городской среды. Рассчитанный более чем для 1,1 тыс. городов, индекс не является рейтингом, это инструмент мониторинга состояния города, подсказывающий, какими территориями и проблемами следует заниматься.

И, как отмечают в фонде «Институт экономики города», за несколько лет уже появились видимые результаты: почти 90% российских городов в той или иной степени улучшили состояние качества городской среды. И в первую очередь произошли изменения в малых городах.

Создание комфортной среды обитания в современном городе — глобальная проблема, которой до недавнего времени не уделялось должного внимания, а сегодня решению этой задачи посвящен один из приоритетных национальных проектов.

Большинство населения России живет в крупных городах и потому актуален запрос на организацию пространства, в котором появятся современные парки, арт-кластеры, пешеходные зоны и другие центры активного отдыха и творчества горожан.

Современным дизайнерам, в том числе и нашим выпускникам, придется решить совершенно новые творческие задачи: необходимо актуализировать городские пространства, наполнить их объектами искусства, культурными событиями и новыми смыслами.

Вариатив дает возможность студенту изучить методологию проектирования средовых объектов, малых архитектурных форм, получить навыки практической работы с городским пространством, соединяя исторический ландшафт c самыми современными мировыми тенденциями дизайна среды.

В задачу входит формирование концепции мероприятия, подбор локации, создание объемно-пространственного решения фестиваля, зонирования, создание предварительной сметы проекта.

В задачу входит исследование пространства, анализ исторической и градостроительной ситуации, проектирование активностей, создание элементов айдентики и навигации.

Студент сам подбирает интересную локацию (это может быть заброшенная усадьба, промышленное здание и т. п) и создает концепцию арт-резиденции, ее архитектурного решения и зонирования пространства.

Проект должен включать в себя изучение локации, сформулированную оригинальную концепцию пространства, МАФ и элементы благоустройства городской среды.

Старший преподаватель НИУ ВШЭ. Является участником более 40 выставок и выставочных проектов, творческие работы находятся в музеях Санкт-Петербурга и частных собраниях России, Германии, Франции, Финляндии. Автор уличного фестиваля FocusFest на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге (2016), куратор фестиваля «Soundart — пространство звука» ЦВЗ «Манеж» (с 2017 г. ), автор выставки-инсталляции «Эрмитаж в Галерее» (Государственный Эрмитаж) (2018). С 2017 года является главным художником ежегодного фестиваля «ПроТоАрт», крупнейшего фестиваля современного искусства, проходящего в Центральном Выставочном зале «Манеж».

На фоне разразившейся в больших городах России градостроительной катастрофы может показаться, что маленькие небогатые городки имеют шанс сохранить свой уникальные исторический облик. Там нет массовых сносов,  чудовищных человейников и ТРЦ, старые улочки не превращают в автомагистрали,  однако, увы, угроза нависла даже над самыми тихими уголками, сохранявшими вплоть до начала 2000-х свою относительную аутентичность. Даже несмотря на позитивную тенденцию восстановления храмов, последние 20 лет их вид деградирует на глазах. Так что же убивает облик наших исторических городов помимо строительного бума?

ЗарастаниеЗарастание русских городов началось ещё в конце советского периода, но приобрело дикий и бесконтрольный характер именно в последние 3 десятилетия, став одним из проявлений общего кризиса и разрухи. Сейчас можно качественно улучшить облик многих исторических городов за считанные дни с помощью бригады, вооруженной бензопилами. За сущие копейки. Только сначала надо внести ясность в сознание людей: именно дикое зарастание является антиэкологичным, а не пилка этих зарослей.

Например, в Вологде сохранилась старинная застройка набережных, но кто её теперь увидит летом:

Дизайн городской среды

Кстати, пару лет назад началась дорогостоящая и скандальная реконструкция вологодских набережных, но вместо вырубки зарослей додумались бетонировать зеленые откосы берега!!! Бетонирование речных берегов – это ещё одна новейшая болезнь русских городов, но о ней мы поговорим отдельно.

АвтомобилизацияСтатус города-памятника, исторического центра или отдельного исторического квартала категорически несовместим с парковками на улицах. Только максимальная деавтомобилизация делает такие места комфортными для туристов и самих местных жителей. Исторические улицы как правило должны быть пешеходными, а все парковки вынесены за пределы исторического центра или убраны под землю.

Вот как отвратительно выглядит, например, парковка посреди Суздаля (сейчас её, к счастью, подсократили):

Дизайн городской среды

Сколько не восстанавливай храмов в Арзамасе, этот город всё равно будет оставаться отстоем, пока на его Соборной площади творится такое:

Дизайн городской среды

Аляповатые вывески и рекламные конструкцииЭто просто ад, от которого спасёт только строгий дизайн-код. Но примеры выздоровления от это “детской болезни дикого капитализма” в России пока единичны (однако есть на кого равняться: Рыбинск).

Дизайн городской среды

А вот как нужно делать (Рыбинск):

Дизайн городской среды

Фальшак и новоделДля русских городов нет ничего более отвратительного и разрушительного для аутентичности архитектурной среды, чем новоделы “под старину”. Где на Западе, может, и умеют в стилизацию, а у нас всегда получается пошлость и китч. Вот вам,  например, современный Суздаль, “город, в котором остановилось время” (ага-ага):

Дизайн городской среды

Но здесь хоть новодельность вполне очевидна даже для обывателя, хуже, когда фальшак начинает восприниматься туристами как подлинная историческая застройка. Вот, например, “вставная челюсть” из фантазийных новоделов начала 2000-х на набережной в Торжке ввела в заблуждение какого-то путешественника:

Дизайн городской среды

Металлочерепица (особенно синяя) и мансардыКрыши являются важнейшей частью образа любого исторического города и у нас с этим сейчас жутка беда. Вообще, любая черепица в русском историческом городе (если это не Выборг и не причерноморье) выглядит дико, абсолютно антиисторично!Зачем, например, мешать Кострому со “старым Таллином”?

Дизайн городской среды

Безобразная уличная инфраструктура (столбы и провода)Уродовать красоту русских городов деревянными телеграфными столбами начали ещё в 19 веке, потому что тогда не было технологии подземной прокладки кабеля или это решение казалось слишком сложным и дорогим. В советское время деревянные столбы заменили на бетонные, и даже в маленьких исторических городках мачты уличного освещения ставили такие огромные и брутальные, словно как на загородном автобане. Бетонные столбы и паутина проводов уродуют даже самые красивые туристические виды, такие как улица Луначарского в Торжке:

Дизайн городской среды

Заборы из профлиста и сайдингЗаборы из профлиста способны изуродовать любой самый живописный уголок городской среды, превращая исторический квартал в третьесортный дачный посёлок. Вот вам самое сердце Смоленска, которое сейчас выглядят как какая-то трущёба:

Дизайн городской среды

На этом снимке видно сразу несколько бед: помимо заборов это уродливый покосившийся столб с паутиной проводов, нелепые для исторического Смоленска крыши и дикое зарастание.

В отличие от заборов из профлиста, сайдинг, как и черепица, вещь сама по себе не плохая, но только не в русском историческом городе!Уделанный сайдингом дом в Торжке рядом с аутентичной постройкой:

Дизайн городской среды

СтеклопакетыСтеклопакеты – это вообще чума 21 века, их в исторических городах надо запрещать в принципе. А нас умудряются вставлять даже в самые красивые старинные храмы (а что? Дёшево и сердито!). В Боровске пластиковые окна умудрились засунуть даже в палаты 16 века (!!!):

Дизайн городской среды

Нитрид титана (“золочение” куполов)Это “чумное поветрие” охватило уже все российские города и идёт по нарастающей. Наверное, не самое страшное зло на фоне всего остального, но ещё один, “точечный” удар по подлинности и тихому обоянию старого русского города. Ещё один ушат аляповатости и дурновкусия. Зачем надо было менять привычный облик Благовещенского собора в Гороховце и сотен других русских храмов?

Дизайн городской среды

Всего один штрих, и уже нарушена прежняя умиротворённая панорама этого городка:

Дизайн городской среды

Модное благоустройствоПоследний пункт кажется парадоксальным, поскольку любое благоустройство является благом по определению. Но нет, не любое. Те решения, которые хороши для окраины мегаполиса, могут быть пагубы для среды исторического города, особенно малого.

Вот, например, недавно в подмосковном Зарайске благоустроили одну из исторических улиц по лучшим московским лекалам: плиточка, гранит, скамеечки, стильные фонарики, всё строго по ГОСТу, комфортная городская среда, но. “душа старого города” умерла!

Дизайн городской среды

Возможно, местным понравится это благоустройство, но зачем ехать в такие города туристам? Уж явно не за “неповторимой атмосферой русской провинции”.

Увы, историческая архитектурная среда русского города оказалась такой же хрупкой, как крылья бабочки. Она долго деградировала, а в последние пару десятилетий просто гибнет на глазах. Скоро не останется ничего, кроме сайдинга, металлочерепицы, стеклопакетов, профлиста, аляповатых новоделов и навязчивого блеска нитрид-титановой позолоты. Так что спешите увидеть то, что ещё живо и запечатлеть на память потомкам.

Надеюсь, у меня найдутся силы и время на большую серию постов по проблемам сохранения и возрождения исторической городской  среды. Но сейчас назрела необходимость “определиться с понятиями”. На мой взгляд, можно выделить четыре основных категории исторических пространств города. Наверняка, каждая из этих категорий имеет своё определение (и не одно) в профильной литературе, но я постараюсь дать своё, “авторское”.

Исторический центр”Исторический центр” является самой сложной категорией, порой едва уловимой. Это особый район в городе (причём не обязательно в его центре), в котором сконцентрированы наиболее важные архитектурные памятники (достопримечательности) данного города, а также сохранилась до какой-то степени старая (“историческая”) застройка. В отличие от “Старого города”, “исторический центр” может не иметь видимых границ и воспринимается скорее интуитивно. В России понятие “исторического центра” связано, как правило, с сохранившейся дореволюционной застройкой, однако в ряде случаев это может быть преимущественно “сталинская” архитектура и планировка (для относительно молодых или полностью разрушенных в ВОВ городов). Какой бы “пёстрой” не была застройка, исторический центр в любом случае должен восприниматься как цельный организм, а также как индивидуальное и неповторимое “лицо города”, в силу чего он требует особого режима правовой охраны от посягательств застройщиков. Степень сохранности исторических центров в России различается от более-менее хорошей (Санкт-Петербург, Ярославль, Выборг)  до очень плохой (длинный список). Существует грань, за которой можно говорить, что исторический центр в городе не сохранился, фактически отсутствует, даже несмотря на наличие значительных архитектурных памятников и исторических доминант: Калининград, Белгород, Великие Луки, Липецк, Петрозаводск, Ржев, Саранск, Сочи, Сыктывкар, Челябинск, Южно-Сахалинск. Для этих городов понятие “исторического центра” является скорее топографическим. Отсутствие исторического центра вовсе не означает, что данный город является “безликим”: у него может быть при этом достаточно яркий образ, формирующийся за счёт природно-географических, стилистических и градостроительных особенностей, а также за счет новых архитектурных символов. В городах без исторического центра, как ни парадоксально это звучит, может быть немало архитектурно-исторических памятников и различных достопримечательностей, представляющих интерес для туристов.

Старый городКак архитектурно-исторический феномен “Старый город” представляет собой реликт средневековой городской застройки, сформировавшейся в пределах крепостных стен, с лабиринтом узких извилистых улочек и небольших площадей. Даже если от крепостных стен и рвов не осталось и следа, Старый город всегда имеет четко очерченные границы, резко выделяясь на картах и спутниковых снимках из всей окружающей городской застройки. При этом в восточных (мусульманских) странах “Старый город” представляет также социокультурный феномен, являясь хранителем старого духа и образа жизни, в той или иной степени противостоящий новым “европеизированным” кварталам. Важно отметить, что в современном “Старом городе” сохранность средневековой застройки редко достигает 10%, а остальная её часть состоит из более поздних построек, включая ультрасовременные, однако обычно они не ломают структуру “Старого города”, а вынуждены вписываться в его ритмы и габариты, образуя причудливую смесь эпох. В настоящее время почти все сохранившиеся в мире пространства “Старого города” получили особый защитный (“заповедный”) статус, допускающий минимальную строительную активность. К сожалению, в русских городах отсутствует феномен “Старого города”, потому что почти вся средневековая застройка была деревянной, а старая сетка улица уничтожена регулярными планами екатериниских времён. Исключение составляет Китай-город в Москве, а также некоторые русские города с “инокультурными” корнями, такие как Выборг, Евпатория и даже Симферополь. Гораздо чаще можно говорить об “историко-топографических” аналогиях “Старого города” в России, к которым можно отнести компактные исторические районы внутри старинных крепостных стен или валов (Коломна, Ростов, Юрьев-Польский, Переславль-Залесский).

Исторический кварталИсторический квартал – это небольшое компактное пространство из 2-3 улиц, которое создаётся там, где от исторического центра уже почти ничего не осталось. Это настоящая “резервация” для последнего относительно цельно сохранившегося кусочка исторической застройки, при чём не обязательно в центре, а может и где-то на периферии (в бывшем предместье). Как правило, создание “исторического квартала” оформляется в виде масштабного реставрационного проекта в пределах его территории, нередко включающего в себя полную реконструкцию зданий, их перенос или даже воссоздание (по старым чертежам или в фантазийном духе). В большинстве случаев “на выходе” исторический квартал утрачивает прежнюю аутентичность и превращается в отлакированный аттракцион с полуфантазийной архитектурной для туристов и местных горожан, место прогулок и развлечений. Примеры “исторических кварталов” с датой создания:Троицкое предместье в Минске (начало 1980-х);Николаифиртель в Берлине (построен почти с нуля к юбилею города 1987 г. );”Квартал исторической застройки” в Петрозаводске (решение о создании резервата принято 1977 г. );”130-й квартал в Иркутске” (создан в 2011 г. );”Исторический  квартал” в Красноярске (создается с 2017 г. );”Музейный квартал” в Туле (создается с 2018 г. );С начала 2000-х также неоднократно предлагались различные проекты создания (с нуля) исторического квартала в Калининграде, но поддержки пока не получили (чисто фантазийная “Рыбная деревня” к данной теме отношения не имеет).

Историческая улица Историческая улица по своей концепции почти не отличается от “исторического квартала” и может являться его частью или устраиваться там, где уцелевшей старой застройки даже на один квартал не набрать. Как правило, внешне она похожа на типичную пешеходную улицу исторического центра (т. “Арбат”). Однако создание “исторической улицы” в городах с утраченным историческим центром (также как и в случае с “историческим кварталом”) требует больших работ по реконструкции и воссозданию, результатом которого становится появление особого архитектурного феномена (порой довольно нелепого), существенно расходящегося с реальной исторической улицей, когда-то существовавшей на том месте. В отличие от обычной пешеходной улицы “историческая улица”, как правило, существует в чужеродном и враждебном градостроительном окружении, не имеет с последним логической и визуальной связи. Примеры: Чумбаровка в Архангельске (куда переносили уцелевшие деревянные дома из разных частей города), ул. Кирова в Челябинске, Школьная улица в Москве, ул. Немига в Минске.

По каждой категории планирую сделать отдельные обзорные посты с иллюстрациями. Буду благодарен читателям за любые мысли по поводу высказанного выше.

Урок 4. Городское пространство

За предыдущие три урока мы с вами разобрались, какие бывают города, как могут быть организованы застройка, расположение домов, улиц и дорог, каковы варианты транспортного сообщения внутри города и как должна выглядеть транспортная инфраструктура.

Таким образом, мы уже имеем базовое представление об основных элементах городского пространства. И уже поняли, что понятие городского пространства намного шире, чем жилые дома, рабочие места и транспортные коммуникации. В этом уроке мы более полно разберем, что же такое городского пространство.

Цель урока: разобраться, что представляет собой городское пространство, как происходит формирование комфортной городской среды, что такое «умный город» и какие составляющие для этого необходимы. Изучив урок, вы поймете, из чего складывается городское пространство и что нужно, чтобы городская среда стала комфортной.

  • Что такое городское пространство?
  • Городская среда и социология города
  • «Умный город»
  • Проверочный тест

Итак, перейдем к уроку, и для начала разберемся, что входит в понятие «городское пространство».

Городская среда и социология города

Итак, мы разобрались, что такое городское пространство. Тогда что же такое городская среда? В какой-то степени понятия «городское пространство» и «городская среда» пересекаются, но в то же время не являются тождественными. В самом общем виде, городская среда – это комплекс условий, созданных человеком и природой и предопределяющих уровень и качество жизни в городе.

Город за полярным кругом всегда не слишком комфортен примерно 7-8 месяцев в году из-за погоды, даже если там прекрасные здания и налаженная система городского транспорта. И даже если там, как в городе Рьюкан (Норвегия), установят большие зеркала, которые будут направлять лучики солнечного света («солнечных зайчиков») на центральную площадь погруженного в полярную ночь города:

А где-нибудь на Средиземном море чувствуешь себя комфортно почти всегда. Тем более что для самых жарких часов есть сиеста и кондиционер. Ученые различают несколько основных факторов формирования городской среды:

  • Антропогенные (созданные человеком).
  • Биотические (созданные живой природой).
  • Абиотические (созданные неживой природой).

Дизайн городской среды

В России такое понятие, как «городская среда обитания (проживания)» было разработано и введено в научный оборот «Российским союзом инженеров» и Министерством регионального развития и Федеральным агентством по строительству и ЖКХ. Это понятие ныне используется как базовое для оценки возможностей городской среды удовлетворить потребности горожан и оценки качества этой самой среды.

  • Доступность хорошего жилья.
  • Стоимость услуг ЖКХ относительно дохода.
  • Аварийность жилого фонда.
  • Качество водо- и энергоснабжения.
  • Пригодность улиц для прогулок.
  • Популярность пешеходной инфраструктуры.
  • Число камер видеонаблюдения.
  • Число уличных фонарей.
  • Уровень преступности.
  • Популярность ночной жизни.
  • Использование умных фонарей.
  • Использование технологии распознавания лиц.
  • Количество крупных фестивалей.
  • Разнообразие развлечений внутри города.

Конкретно в Москве реализуется собственная программа по созданию комфортной среды. Парки, дворы и скверы обновляются, а при возведении новых жилых комплексов принципы комфортной среды, в том числе для инвалидов, закладываются на уровне проекта. Как, например, в одном из ЖК, расположенных в бывшей промзоне:

Дизайн городской среды

В Европе традиции формирования комфортной городской среды намного более давние. Считается даже, что одним из величайших вкладов Европы в мир был ее особый способ понимания и восприятия городского общественного пространства и комфортной среды.

На протяжении тысячелетий Старый континент создавал города в человеческом масштабе, долгоживущие, но всегда динамичные, стремящиеся к культурному разнообразию и гражданскому сознанию своих жителей. Город – это физическая форма, наполненная нематериальными ценностями и мощным социальным, экономическим и историческим значением.

Учитывая проблемы, с которыми в настоящее время сталкивается все более урбанизированный мир, защита европейской модели города актуальна более чем когда-либо. Когда разрастание городов увеличивается с беспрецедентной скоростью, когда изменение климата в значительной степени является продуктом городской мобильности, а социальное расслоение в городах нарастает, общественное пространство обретает особую значимость.

  • Тротуары и дорожки в парках не должны раскаляться под воздействием жары, поэтому их делают из натурального камня, бетона, а в специально обустроенных зонах даже из дерева.
  • Деревья могут и должны защищать от солнца, ветра и дождя, поэтому высадка деревьев должна быть тщательно спланирована так, чтобы они «смыкались» кронами над пешеходными зонами.
  • Корни зеленых насаждений нужно защищать гравием либо оградой от стекающих с дорог и тротуаров химикатов, которыми дороги и тротуары обрабатывают зимой.
  • Массовые активности не должны нарушать покой жителей соседних домов. Для чего нужно предусматривать шумоизоляцию, в том числе с помощью зеленых насаждений.
  • Пространство должно быть универсальным и удобным для офисных служащих, родителей с детьми, студентов, пенсионеров, туристов, инвалидов. На улицах и в парках должны быть пандусы, а на городских пляжах – деревянные настилы для движения инвалидных колясок.
  • Для туристов и приезжих должны быть установлены указатели минимум на двух языках, государственном и английском, для удобства ориентирования.
  • Уличные фонари должны быть исправны и работать в течение темного времени суток.
  • Пространство должно быть приспособлено для различных активностей до самого позднего вечера, что автоматически уменьшает преступность и концентрацию асоциальных личностей в общественных местах (бомжей, алкоголиков).
  • Пространство должно быть удобно для работников, которые производят ремонт, уборку и поддерживают инфраструктуру в надлежащем состоянии. Поэтому нужно использовать материалы, которые легко отмываются от загрязнений.
  • В хорошем городе общественные пространства не похожи одно на другое.
  • При реконструкции нужно искать способы, как сохранить лучшее, что было у того или иного пространства, и как интегрировать традиции и современные технологии.

Разумеется, в рамках одного пространства реализовать сразу все вышеприведенные характеристики невозможно, да и незачем. По-настоящему комфортный город может предложить самые разные по виду и оформлению места общественного назначения. Тем не менее есть универсальные моменты. Например, использование экологичных материалов, которые не нагреваются слишком сильно под солнцем и легко отмываются от загрязнений.

Принципы комфортной среды:

  • Доступность.
  • Многофункциональность.
  • Безопасность.
  • Понятность и разборчивость.
  • Устойчивость (отсутствие ущерба экологии).
  • Идентичность.
  • Гибкость.
  • Адаптивность.
  • Интерактивность.

Под адаптивностью следует понимать способность быстро реагировать на меняющиеся потребности горожан, а гибкость – это способность возвращаться в исходное состояние после проведения какой-либо разовой активности (ярмарка, народное гуляние, концерт и прочее).

Интерактивность подразумевает вовлеченность горожан в общественную жизнь города. Другими словами, для них должны быть интересные события, у них должна быть возможность свободно туда попасть.

Разумеется, реализовать эту концепцию в уже состоявшихся городах с большой историей можно разве что в пределах отдельных районов. Однако существуют и города, построенные в полном соответствии с концепцией нового урбанизма «с нуля». Это, к примеру, Селебрейшн и Сисайд во Флориде (США):

Дизайн городской среды

В России примером нового урбанизма «с нуля» могут служить Город набережных, Опалиха-2 и Опалиха-3 в Подмосковье и Горки город в Сочи:

Дизайн городской среды

О чем еще стоит упомянуть, говоря о комфортной среде и социологии города? Это, конечно же, широко известная «теория разбитых окон». Суть в том, что, если социум терпимо относится к мелким правонарушениям и ничего не делает, чтобы быстро застеклить разбитое хулиганами окно, очень скоро в домах и общественных зданиях не останется целых стекол. А правонарушители, видя безнаказанность, как бы «получат добро» на более серьезные преступления, из-за чего городская среда станет совсем некомфортной.

Авторами теории разбитых окон являются американские социологи Джеймс Уилсон и Джордж Келлинг, впервые представившие ее в 1982 году. А в 1994 году эту теорию взял за основу своей деятельности мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани, начав беспощадную борьбу с мелкими нарушениями и незамедлительно устраняя последствия этих нарушений в виде разбитых окон и прочего. Нью-Йорк действительно стал комфортным и безопасным городом, хотя многие и сомневаются, что решающую роль сыграло именно применение этой теории, а не весь комплекс мер по благоустройству и борьбе с преступностью.

Однако, конечно, только полиция или только власть не сможет поддерживать порядок, если горожане будут равнодушны к тому, что их окружает. А чтобы вовлечь граждан в жизнь города, нужны удобное городское пространство, комфортная городская среда, которую захочется беречь всем и каждому, и научный учет потребностей горожан в рамках социологии города. Как видим, все процессы взаимосвязаны и взаимозависимы.

Но будем оптимистами, потому что сегодня все больше городов, где власть заботится об удобстве горожан, а «умный город» уже стал реальностью. Что это такое? Давайте посмотрим!

«Умный город»

Сегодня практически каждому знакомо словосочетание «умный дом». Это возможность управлять всей техникой и коммуникациями в доме дистанционно, установив специальное приложение на смартфон. Так, вы можете со смартфона отключить от электропитания розетку в комнате, если вдруг засомневались, что точно выключили утюг. Вы можете за час до прихода домой включить зимой отопление на полную мощность, чтобы вас встретило тепло домашнего уюта, но не в ущерб семейному бюджету, потому что система регулировки позволяет в свое отсутствие установить обогрев помещений на минимальную температуру в 14℃.

Как это все применимо в масштабах города? «Умный город» или smart city –
это тоже продукт интеграции информационных технологий и Интернета вещей. Первыми «ласточками» прогресса стали системы видеонаблюдения и распознания лиц, которые позволяют оперативно выявлять правонарушения, совершенные в городе.

Далее появилась автоматизация возможности обращения граждан через единый колл-центр, информирование о ходе ремонтных работ на объектах в режиме онлайн, функция обратной связи на официальных порталах городов, множество специальных приложений, позволяющих коммунальным службам контролировать и регулировать степень освещенности улиц города и многое другое.

Сегодня во многих больших городах не проблема в режиме онлайн выбрать подходящий по расположению детский садик для ребенка, узнать, к какой школе «приписан» ваш адрес и куда вести ребенка в первый класс. Для полноты понимания можно пояснить концепцию «умного города» примером Интернета вещей.

Конечно, пока сложно говорить о том, как скоро можно будет управлять через единое мобильное приложение всей инфраструктурой города по образу и подобию того, как можно управлять «умным домом». Однако множество интерактивных проектов в рамках идеи «умного города» тоже имеют свои плюсы, поскольку позволяют гражданам, заинтересованным в решении какой-то одной проблемы, сориентироваться быстрее, чем если бы пришлось разбираться со сложной структурой приложения, охватывающего все сферы жизни города.

И, разумеется, все это имеет смысл, когда реализованы принципы формирования комфортной городской среды, создание комфортных общественных пространств, когда социология города учитывает потребности горожан.

В интерактивном режиме контролируется заполняемость мусорных баков. Жителей стимулируют к раздельному выбрасыванию пластикового мусора собственной «валютой», точнее, «монетками», которыми можно реально рассчитаться в некоторых кафе. Из этого мусора потом по 3D-технологиям изготавливают скамейки и другие предметы городского экстерьера.

Дизайн городской среды

Топ-7 «умных городов» будущого:

  • Чэнду Великий город (Китай) – 80-тысячный город разместится всего на 1,3 квадратных километров, будет полностью пешеходным и снабжаться возобновляемыми источниками энергии.
  • Масдар-Сити (ОАЭ) – тоже на основе возобновляемых источников энергии, от пыльных пустынных бурь будут защищать специальные стены, а от зноя специальные «зонты»-накопители солнечной энергии.
  • Плавучий город-государство (Французская Полинезия) – проект свободной экономической зоны, не привязанной к территории и имеющей свою криптовалюту.
  • Умка (Россия) – город-электростанция в Северном Ледовитом океане с полностью самообеспечивающей инфраструктурой.
  • Хазарские острова (Азербайджан) – система из 41 острова в Каспийском море, где, помимо обычной инфраструктуры, будут трасса для «Формулы-1», аэропорт и бульвар на 150 километров.
  • Аэквория (Бразилия) – город, полностью сделанный на 3D-принтере. Строения посреди океана планируется стилизовать под медуз.
  • Океанская Спираль (Япония) – подводный город, безопасный во время цунами и землетрясений.

Разумеется, управлять всем этим великолепием будут при помощи цифровых технологий. Больше о концепции «умного города» можно узнать из интервью урбаниста Алексея Новикова:

Главные признаки «умного города»:

  • Человекоцентричность.
  • Управляемость по современным технологиям.
  • Доступность и открытость для людей и идей.
  • Прозрачность для желающих узнать нюансы городских решений.
  • Гарантия защиты персональных данных.
  • Основа на интегрированных службах и инфраструктуре.
  • Проактивность в обучении и развитии горожан.

Тест на усвоение материала урока

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

В следующем уроке речь пойдет о городском дизайне.

Центры притяжения

Московская область, состоящая по большей части из малых городов, по итогам последних лет занимает третье место по индексу качества городской среды после Москвы и Санкт-Петербурга. В 2022 году, по словам министра благоустройства Московской области Михаила Хайкина, в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» благоустроят более 60 общественных территорий. Речь идет об общественных пространствах — существующих набережных и парках, скверах, аллеях и площадях, пешеходных зонах. Кроме того, будут созданы новые центры притяжения горожан. (Подробнее о планах по благоустройству на 2022 год — на с

Отдельная задача — обеспечить жителей региона рекреационной зоной в пешей доступности от дома. Новое направление запускается с нынешнего года, в котором планируется благоустроить 19 таких объектов, рассказал Михаил Хайкин.

«С этого года мы запускаем новое направление в нашей работе — благоустройство небольших зеленых территорий, скверов в шаговой доступности. Скверы ежедневно используются жителями близлежащих домов и служат удобной рекреационной зоной», — говорит Михаил Хайкин. Среди попавших в первую очередь городов — Белоозерский, Клин, Кубинка, Котельники, Сергиев Посад. В целях безопасности в скверах оборудуют современное уличное освещение, установят камеры видеонаблюдения.

Так, новый сквер будет создан в городе Белоозерский Воскресенского округа. «Уже в этом году у жителей Белоозерского появится новая зона отдыха на месте пустыря на улице Молодежная. Работы здесь будут проведены с минимальным вмешательством в пространство березовой рощи и сохранением природности места. Новый сквер, уверен, станет любимым местом отдыха жителей разных поколений», — говорит министр благоустройства Московской области. Территория сквера визуально делится на две части — березовая роща и поле. В лесной части появятся беседки, элементы детской игровой площадки, выполненные в экостиле, удобные скамьи. В активной секции обустроят workout-зону, появятся модульный амфитеатр, игровое поле, площадка с настольным теннисом и навесом, для проведения мероприятий оборудуют сцену с местами для зрителей. Внизу с юго-восточной стороны расположится зона для выгула собак. Также в сквере выполнят обустройство новой тропиночной сети на основе существующих грунтовых троп, а еще появится новая дорожка по периметру рощи с зоной для бега. Со стороны Российской улицы будут организованы два основных входа в сквер. На всей территории нового общественного пространства установят парковые светильники, камеры видеонаблюдения, а также проведут озеленение.

Еще один приоритет — уличное освещение, на территории региона с 2017 года реализуется проект «Светлый город». За это время энергоэффективное наружное освещение установили более чем на 3,4 тыс. объектах — 2379 улицах, 86 скверах, 807 дворовых территориях, кроме того, было создано 169 объектов архитектурно-художественной подсветки.

Парковые зоны

Особый акцент в благоустройстве подмосковных городов сделан на создании парковых зон. Это обязательный элемент современной городской среды. Еще восемь лет назад в Подмосковье было 25 парков культуры и отдыха, сегодня их 183. По данным министерства благоустройства региона, с 2017 года их общая площадь увеличилась вдвое — с 1800 до 3700 га, а посещаемость повысилась более чем в три раза — с 7 млн до 24 млн человек. Так, в этом году в 14 парках культуры и отдыха появятся функциональные зоны. В восьми из них создадут центры отдыха с детьми с большими игровыми комплексами на 3 тыс. м, теневыми навесами и площадками для мастер-классов. В других шести парках появятся экстрим-центры. В них будут скейт-парки, памп-треки, теневые навесы, площадки для мастер-классов и стритбол.

«Губернатор ставит перед нами задачу, чтобы в каждом городе появился красивый благоустроенный парк. Но важно не только благоустроить парк, но и насытить сервисами, чтобы жителям было интересно и хотелось возвращаться в него вновь и вновь», — говорит Михаил Хайкин. Подмосковные парки насыщены не только сервисами, но и предлагают различные событийные программы для посетителей разных возрастов и интересов.

С 2021 года в области запущена новая программа «Парки в лесу». За пять лет в регионе планируют сделать более комфортными и безопасными 50 лесных территорий. Среди первых девяти: «Липовая роща», Парк им. Лазутиной, парк «Виражи», Парк Малевича в Одинцово, Кузьминский лесопарк в Котельниках, Городской лес в Домодедово, парк «Можайская ривьера», Видновский лесопарк в Ленинском округе, Пестовский парк в Балашихе.

Был учтен и рост интереса жителей к занятиям спортом. Во многих парках можно покататься на велосипедах, лыжах, доступен прокат спортивного инвентаря, появляются специальные оборудованные спортивные площадки. Так, в лесной части Пестовского парка построили лыжероллерную трассу. Новая многофункциональная хоккейная площадка появилась в Кузьминском лесопарке в Котельниках.

За два ближайших года (2022–2023) благоустроят 19 лесных участков в парках.

Детские площадки и дворовые территории

Большая часть жилого фонда страны строилась в те времена, когда у людей практически не было личного транспорта и проблем с его парковкой, детские игровые площадки не входили в число приоритетов городских властей и граждан. Обычно жители обходились деревянной песочницей и металлической каруселью. «Сейчас люди при выборе жилья имеют требования и к качеству городской среды, и к месту проживания, — говорит директор Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО Сергей Митягин. — Сегодня повышаются запросы к обустройству дворовой территории, организации дворов без машин, созданию больших качественных игровых детских площадок. Важно, чтобы это было такое смешанное пространство».

Благоустройство дворов — это приоритетный вопрос, решением которого правительство региона по поручению губернатора занимается с 2015 года. За это время в Подмосковье было благоустроено 8870 дворов — более 60%. В рамках программы обновляются детские игровые площадки, наружное освещение, контейнерные площадки, информационные стенды, асфальтовое покрытие, скамейки и урны, проводится озеленение.

Уже сегодня детские площадки в Подмосковье — это большие комплексы площадью 300–450 кв. м с безопасными резиновыми покрытиями. Помимо игровых элементов здесь устанавливаются скамьи, урны, информационные стенды. По словам Михаила Хайкина, в 2022 году в регионе планируется установить 229 таких площадок в 56 городских округах. Места для новых площадок были определены органами местного самоуправления на основании решений муниципальных общественных комиссий по результатам интернет-голосования самих горожан. Голосование проходило на портале «Добродел» с 30 августа по 9 сентября 2021 года. Всего по программе губернатора с 2013 по 2021 год установлено более 1,2 тыс. современных игровых площадок.

Также необходимо обеспечить дворовые территории светом. «Важна организация дорожного освещения, которое равномерно заливает светом весь двор, где нет темных углов. Это воспринимается людьми как более безопасное пространство», — говорит Сергей Митягин.

Федеральные программы

Помимо региональных затрат на благоустройство существуют и другие источники финансирования. В частности, гранты Всероссийского конкурса Минстроя РФ для лучших проектов по созданию комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Одно из основных условий отбора победителей — сохранение объектов природного и культурно-исторического наследия, включая средовую застройку и уникальность ландшафтов.

В Подмосковье всего 53 малых города и 22 исторических поселения: два федерального (Зарайск и Коломна) и 20 областного значения. С момента проведения первого конкурса его победителями уже стали 27 проектов Подмосковья, полностью завершены 18.

В рамках этого проекта в этом году планируется благоустроить набережную реки Нара в Серпухове, создав первый в городе благоустроенный рекреационный маршрут. В Верее переходят ко второй очереди благоустройства города: сделают спуск по улице Кузнецкая Гора и набережной реки Протва. А также будет благоустроена набережная Оки в Кашире. «Наша основная задача — вернуть реку людям. Новая набережная, я уверен, станет точкой притяжения для всех жителей города», — отметил Михаил Хайкин. Преобразится и берег Стахановского озера в Электрогорске. По словам министра, этот проект глубоко проникся историей города и «транслирует артефакты, паттерны и смыслы на всех уровнях архитектурных решений». А доминантой территории станет смотровая вышка в виде труб ГРЭС.

Голосование пройдет с 15 апреля по 30 мая. На него будет вынесено 269 территорий в 56 городских округах. Набравшая наибольшее количество голосов территория в каждом муниципалитете будет включена в план по благоустройству на следующий год.

Прямая речьРазвитие исторических городов. Проблемы идентификации городской среды

Автор колонки – кандидат архитектуры Фёдор Перов, заведующий кафедрой архитектурного проектирования

Мы, жители Санкт-Петербурга, живём в историческом городе и хотим сохранить его для себя и для будущих поколений. При этом наша жизнь и потребности постоянно меняются, и это отражается на городской среде, в которой мы живём. Город должен развиваться, меняться, значит, возникает много противоречий между задачей сохранения городской среды и её модернизацией.

Санкт-Петербург – уникальный город, и он всем нравится, большинству людей. Он нравится самим горожанам, он нравится тем, кто сюда приезжает, и мы понимаем, что это какой-то идеальный для нас город. Но почему он для нас идеальный, и что значит «идеал»? Почему исторические города кажутся такими совершенными? Мало кто задумывается, что современный город радикально отличается от того, что было здесь сто или двести лет назад.

Если взять, к примеру, Санкт-Петербург XVIII века и переселить туда людей нашего времени, то большинство из них там жить просто бы не смогли. Слишком разные условия жизни и качество городской среды. Современные исторические города – это города, которые прошли определённую историческую эволюцию, их планировочная структура и архитектура зданий подверглись селекции. В них много что происходило. Строили, меняли, разрушали, добавляли, а что-то оставалось. Ясно, что эта селекция была неслучайной. Жизнь есть жизнь, и она оставляет только то, что является принципиально важным для города, характерным для него, и именно оно требует охраны.

Происходящие в городе перемены всегда воспринимались горожанами настороженно, а иногда враждебно.

Нужно понять, что городская среда, в которой мы живём, в любом случае становится для нас привычной, пусть даже это будут какие-то новостройки. Для любого человека удобно, когда он находится в знакомой среде, легко в ней ориентируется, а если в эту среду вносят изменения, это всегда выводит человека из равновесия, он сразу начинает настораживаться и не очень чётко понимать, хорошо или плохо что-то менять.

Возможно, это происходит на биологическом уровне. Если вносятся какие-то изменения в городскую среду, то сразу психологически возникает чувство нестабильности, неудобства.

Поэтому люди принимают любую модернизацию как вынужденный процесс. Как при ремонте квартиры – вы сомневаетесь в принятом решении, начинаете вносить только те изменения, которые вам необходимы, никогда не начинаете что-то реконструировать или менять просто так, а только когда назрели новые потребности, которые требуют изменений. Это разумно: всё, что хорошо и удобно – оставить, а менять то, что уже непригодно. Поэтому исторические города прошли селекцию, в них что-то менялось по необходимости. Объективные причины заставляли это делать. И в конце концов мы получили то, что всем нравится. А что, собственно, всем нравится?

✔ Этот вопрос упирается в понятие «идентификационные признаки городской среды». И в то, что это за признаки, зачем эти признаки вообще нужны.

Понятие идентификации городской среды – понятие значительно более широкое, чем просто человек и город. Любой человек всегда идентифицирует себя с какой-то культурой. Он идентифицирует себя с местом рождения и проживания. Он идентифицирует себя с каким-то народом. Он идентифицирует себя со своей семьёй, и так далее, и так далее. Без собственной идентификации люди жить не могут.

Вот произошёл развал Советского Союза, образовались новые государства – чем они занялись? Они начали срочно создавать новую идентификацию. Потому что страна как общность, как народ без идентификационных признаков жить не может. Это справедливо на любом уровне. И человек, живущий в том или ином городе, стремится сохранять исторический центр города, потому что тот уже прошёл селекцию, обладает характерными особенностями, обеспечивает идентификационные связи «человек – город». Человек чувствует свою принадлежность к среде конкретного родного города.

Таким образом, архитектура является той вехой, которая позволяет людям сохранять свою личную, групповую или национальную идентификацию. Это понятие идентификации важно для человека, но сильно влияет на то, что происходит в городе.

Проблемы идентификации часто бывают очень острыми. В Петербурге происходило много реконструктивных мероприятий, вызвавших споры, например, башня «Газпрома», которую хотели построить на Охте, или проект новой сцены Мариинского театра. Сами проекты были новыми и неплохо сделанными. Но эти новые здания меняли идентификационные характеристики конкретных мест города, что вызывало общественный резонанс.

Консерватизм людей по отношению к изменениям городской среды носит двоякий характер. С одной стороны, хорошо, когда люди консервативны, то есть не позволяют легко менять городскую среду. Если вносятся какие-то изменения, то консерватизм людей тормозит этот процесс, требуется селекция и выбор решений, которые эту среду улучшат, а не ухудшат.

Поэтому на любом этапе развития города любые разрушения и изменения всегда встречали отрицательную реакцию определённой группы людей, которые делали этот процесс более сложным.

Относительно внесения изменений в сложившуюся городскую среду люди делятся на несколько групп, которые по-разному относятся к процессам изменения города.

Первая группа – это взрослые жители, прожившие в городе много лет. Самая консервативная часть. Они привыкли к городской среде и, в общем-то, не любят, когда что-то меняется.

Вторая группа – молодёжь. Они прожили в городе меньше времени, у них идентификационные оценки качества среды не укоренились, соответственно, молодёжь более свободно относится к изменениям. Для молодежи важно получить новые объекты идентификации, отражающие её время и мировоззрение. В противном случае город может стать архаичным, отстать от динамики времени.

Особая категория – бизнесмены: это люди рационально мыслящие, для них эстетика может играть второстепенную роль. Их больше заботит эффективность использования недвижимости, девелоперские проекты и т.

Есть ещё туристы, для которых историческая среда является той целью, ради которой они приезжают, поэтому любые изменения в исторической части города, меняющие качество городской среды, наносят вред развитию туризма. В то же время удовлетворение потребностей туристов может превратить части исторического города в театральные декорации (как, например, реконструкция Летнего сада).

Поэтому принятие решений о внесении изменений в среду исторического города – вопрос комплексный и должен учитывать все обстоятельства, интересы всех групп, но вопрос осмысления идентификации города является основным, приоритетным.

Идентификационные характеристики городу абсолютно нужны, потому что это наша прямая потребность: людям необходима самоидентификация в том обществе, в той среде, где они живут, и архитектура служит ключевым инструментом этой идентификации. С другой стороны, город будет меняться, и нам никуда от этого не деться, потому что меняется жизнь, и, соответственно, будут меняться какие-то элементы этой идентификации, появляться новые городские символы. Они будут естественными для новых поколений горожан. Но этот процесс должен быть постепенным, учитывать интересы всех вышеупомянутых групп. При реконструкциях необходимо минимизировать противоречия с сохранением исторического облика города, а в тех случаях, когда нарушения исторической среды оправданны, целью изменений должно быть то, без чего обойтись уже невозможно. Селекция оптимальных решений развития города должна продолжаться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.