DDOS-GUARD

МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЯ “ИНДЕКС КАЧЕСТВА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ”

Список изменяющих документов

(введена Приказом Минстроя России от 18. 2021 N 157/пр)

Настоящая Методика определяет порядок расчета и установления целевых значений Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – Министерство) показателя “Индекс качества городской среды” (далее – Показатель), предусмотренного паспортом федерального проекта “Формирование комфортной городской среды”, утвержденного протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту “Жилье и городская среда” от 21 декабря 2018 г. N 3 (с учетом внесенных в него изменений), национального проекта “Жилье и городская среда”, утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. N 16 (с учетом внесенных в него изменений), и разработана в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ “Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации”.

Формирование официальной статистической информации по Показателю осуществляется на федеральном уровне с годовой периодичностью в целом по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации.

Срок предоставления (распространения) официальной статистической информации – 1 апреля года, следующего за отчетным.

Субъектом официального статистического учета, формирующим официальную статистическую информацию по Показателю, является Министерство.

Для целей настоящей Методики используются понятия и значения переменных формулы расчета Показателя, предусмотренной пунктом 5 настоящей Методики, рассчитанные в соответствии с Методикой формирования индекса качества городской среды, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2019 г. N 510-р (далее – Методика формирования индекса качества городской среды).

Город – населенный пункт, имеющий статус города в соответствии с нормативным правовым актом, принятым субъектом Российской Федерации.

Индекс города представляет собой цифровое значение (в баллах) состояния городской среды, полученное в результате комплексной оценки количественных и поддающихся измерению индикаторов, характеризующих уровень комфорта проживания в соответствующем городе.

Индекс субъекта Российской Федерации представляет собой цифровое значение (в баллах) интегрированного индекса, основанного на индексах городов, присвоенных городам, находящимся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и рассчитывается путем определения среднего значения индексов городов субъекта Российской Федерации.

Индекс качества городской среды по Российской Федерации представляет собой цифровое значение (в баллах) интегрированного индекса, основанного на индексах городов Российской Федерации, и рассчитывается путем определения среднего значения индексов городов Российской Федерации.

Для расчета Показателя используются данные листов оценки субъектов Российской Федерации, ежегодно формируемых Министерством в соответствии с пунктом 20 Методики формирования индекса качества городской среды.

Целевые значения Показателя для субъектов Российской Федерации устанавливаются на уровне, определенном для показателя “Индекс качества городской среды” в приложении “Показатели федерального проекта по субъектам Российской Федерации” к паспорту федерального проекта “Формирование комфортной городской среды”, утвержденного протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту “Жилье и городская среда” от 21 декабря 2018 г. N 3 (с учетом внесенных в него изменений).

Расчет Показателя осуществляется по формуле:

DDOS-GUARD

Nk – индекс качества городской среды по Российской Федерации (субъекту Российской Федерации) за отчетный год k, в баллах (округляется до целого значения);

Nki – индекс i-го города за отчетный год k, в баллах;

n – количество городов, в отношении которых формируется индекс качества городской среды в отчетном году в целом по Российской Федерации, субъекту Российской Федерации.

Как рассчитывался индекс

При разработке методики оценки качества городской среды составители индекса руководствовались международным опытом, обращались к многочисленным исследования в области оценки городских территорий и попытках приведения систем к единой структуре.

При отборе индикаторов учитывались действующие общепризнанные международные документы в вопросах формирования комфортной городской среды, в том числе новая программа развития городов ООН-Хабитат 2030 (UN Habitat agenda 2030), Resilient City Policies, сформулированные специалистами ОЭСР.

Представленный в ноябре индекс качества городской среды — это мониторинг, в который были включены 36 индикаторов. «Каждый из них оценивался по десятибалльной шкале, — говорит глава Минстроя РФ Владимир Якушев. — Значения суммировались и составили итоговый индекс качества городской среды. Таким образом, города могли набрать максимум 360 баллов. Соответственно, в городах, набравших более 180 баллов, городская среда считается благоприятной».

О масштабности проделанной работы рассказывает заместитель генерального директора ДОМ. РФ, генеральный директор Фонда ДОМ. РФ Денис Филиппов: «При разработке методики оценки качества городской среды учитывался международный опыт мониторинга состояния городов. В частности, было проанализировано более 150 различных рейтингов, индексов и других систем оценки, рассмотренных в контексте актуальных проблем российских городов. Было выделено более 200 показателей, которые могут быть применимы в нашей стране и проанализированы на предмет возможности сбора данных. В работе с данными нам есть к чему стремиться, и следует перенимать опыт стран-членов ОЭСР, которые на регулярной основе выпускают статистический сборник, где представляется самая полная информация о странах и городах».

Матрица из 36 индикаторов сложилась из анализа шести разных типов городских пространств: жилья, уличной, общественно-деловой и социально-досуговой инфраструктуры, озелененных и водных пространств, а также общегородского пространства. Каждый из них оценивается по шести критериям: безопасность, комфорт, экологичность, идентичность и разнообразие, современность и актуальность среды, эффективность управления.

Для корректного составления шкал оценки индекса и их корректного сравнения все российские города разделены на десять климатических и размерных групп. Полученные значения индикаторов сравниваются только для городов, находящихся в одной группе. В каждой группе появляется свой лидер, показывающий лучшие значения для схожих с ним городов.

При отнесении города к соответствующей группе учитываются два показателя – географическое расположение города (неизменный фактор) и численность населения города (обновляется ежегодно по данным Росстата на 1 января года, предшествующего году проведения оценки).

По словам министра строительства и ЖКХ, к 2024 году количество городов с благоприятной средой должно стать не менее 676. А среднее значение самого индекса – составлять не менее 212 баллов. «Это та задача, которую мы должны совместно с регионами решить в ближайшие пять лет», — добавляет Владимир Якушев.

Зачем улучшать городскую среду в мире

Еще 200 лет назад население Земли составляло около 1 млрд человек. Сегодня эта цифра в семь раз больше. Вместе с ростом экономики, промышленности и науки росли и развивались города. К настоящему моменту в мире более половины всего населения планеты проживает в городах, и, по прогнозам экспертов, к концу века доля будет более 90%.

Резкий рост населения привел к необходимости расширения городов и способствовал появлению новых. Климатические условия, миграции, хаотичная застройка – все эти факторы привели к неоднородной картине пространств и необходимости их упорядочивать. В мировой практике неоднократно предпринимались попытки систематизировать городскую среду, прийти к ее осмыслению, чтобы найти оптимальные векторы для развития. И если на рубеже XIX-XX веков создавались теории развития городских пространств, основанные на существующем опыте, собственных наработках архитекторов и городских властей и порой футуристическом подходе, то технологическая база дала возможность использовать принципиально новую систему, базирующуюся на огромном массиве информации, статистике, больших данных и математических расчетах.

В 1977 году на конференции в канадском Ванкувере Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о создании Комиссии по населенным пунктам. Ее главной задачей стало содействие развитию международного сотрудничества в области населенных пунктов, жилищно-гражданского строительства и строительных материалов. В октябре 1978 года образовался Секретариат и исполнительный орган Комиссии ООН по населенным пунктам (Центр ООН по населенным пунктам — Хабитат). В 1996 году появилась так называемая «Повестка дня Хабитат», которая обозначила всемирный план действий по устойчивому развитию.

Эксперты предупреждали, что при отсутствии надлежащего планирования рост городов может привести к усилению социально-экономического неравенства, а также крайне негативно повлиять на окружающую среду, а мегаполисы являются локомотивом экономического роста и поэтому могут сыграть лидирующую роль в достижении Целей устойчивого развития. В связи с этим в ООН призвали государства разрабатывать и внедрять современные и эффективные подходы к развитию городов.

Зачем это надо России

В нашей стране ситуация с неоднородной городской средой стала следствием массовой индустриальной застройки ХХ века. И даже сегодня новые районы, которые составляют 28% жилого фонда страны, до сих пор строятся по советским нормам и воспроизводят с незначительными изменениями советский типовой микрорайон, хотя потребности жителей страны уже давно и значительно изменились.

Назрел вопрос о комплексном подходе в решении проблем на территории всей страны, результатом которого стал проект «Жилье и городская среда», где одним из пунктов значится повышение качества последней на 30%. Но чтобы понять исходную точку, необходимо было определиться с системой координат, которая позволяла бы показать реальную ситуацию состояния среды во всех 1,117 городах России. Поэтому в 2017 году Минстрой России, ДОМ. РФ и КБ «Стрелка» приступили к реализации проекта по составлению индекса качества городской среды и презентовали пилотный проект. В первоначальной версии было 90 городов, на примере которых авторы индекса апробировали механизмы масштабного мониторинга.

Идеи для города

Датский урбанист Ян Гейл, известный своей исследовательской работой во многих городах мира, сформулировал ряд универсальных идей, используя которые можно добиться высоких результатов в области развития городской среды и повышения комфорта жизни в городе.

Потребность в пространстве

Один из индикаторов качества городской среды по Гейлу – желание людей проводить время на улице и в общественных пространствах. Если среда некомфортная – все сводится к обязательным действиям (путь от дома до работы/школы/магазина). Но хорошая окружающая обстановка стимулирует людей к активности и способствует улучшению коммуникации.

Стимул к взаимодействию

Побочным продуктом индустриализации стала монотонность городов, их однотипность, что привело к низкой частоте контактов между людьми. В городе человек или один, или в толпе, но не «вместе с другими» – а это один из важнейших факторов, которые стимулируют социальное взаимодействие, творческую активность и многое другое. Это важнейший показатель «живого» города, который необходимо поддерживать на высоком уровне.

Комплексные решения

Гейл отмечает: если предложить человеку выбрать между прогулкой на пустынной или на оживленной улице, большинство людей в большинстве ситуаций выберет оживленную улицу. Если выбор будет между сидением на частном заднем дворе или во дворе с видом на улицу, то люди будут чаще выбирать двор с видом на улицу. При этом если для жизни вне зданий создать благоприятные условия путем грамотного проектирования городов и жилых районов, то может отпасть необходимость в дорогостоящих и часто неестественных попытках сделать здания интереснее и богаче, используя сильные архитектурные эффекты. В долгосрочной перспективе жизнь среди зданий намного важнее и интереснее, чем разбросанные в шахматном порядке строения из цветного бетона.

Пешеход важнее автомобиля

Сильная урбанизация городского пространства и большое количество высотных зданий имеют свои последствия. В таких городах каждый видит здания и автомобили и почти не видит людей, потому что пешеходное движение практически невозможно, а условия для пребывания в общественных местах около зданий крайне плохи. При наличии больших, но безличных пространств между зданиями существует не так много вариантов внешних видов деятельности. В таких условиях большинство жителей предпочитает проводить время дома перед телевизором. Но на первом месте должен быть пешеход – в таком случае развиваются пешие маршруты и общественные пространства, так как именно они становятся наиболее востребованными.

Удовольствие от жизни в городе

Обычные ситуации и места, в которых живут повседневной жизнью, должны стать центром внимания и усилий. Возможность легко перемещаться или находиться в городах и жилых районах, возможность получать удовольствие от мест, зданий и городской жизни, возможность встречаться и собираться с другими людьми – фундамент для хороших городов и проектов сейчас, как и в прошлом. Важность этих требований не может быть переоценена. Их цель – стремление к лучшей и более полезной структуре ежедневной деятельности.

Адаптация решений

Развитие городов неотделимо от тенденций развития общества. Дважды, начиная со Средневековья, радикально менялись основы городского проектирования. Первое произошло во время Ренессанса. Специальная группа профессиональных проектировщиков принимала работу по строительству городов и развивала теории и идеи о том, какими города должны быть. Город больше не был просто инструментом, он стал произведением искусства, задуманным и выполненным как единое целое. Пространственные эффекты, здания и художники, которые сформировали их, взяли верх.

Второй важный шаг в развитии основ проектирования произошел примерно в 1930 г. – это функционализм. В течение этого периода физическо-функциональные аспекты городов и зданий были развиты как измерение проектирования, независимо от эстетики и в дополнение к ней.

Каждый из подходов имел как плюсы, так и минусы. С тех пор поменялись составы семей, внутригородская логистика и многое другое, и эти изменения необходимо учитывать. Сегодня важно соблюдать баланс и помнить о том, что города должны объединять людей, способствовать их развитию и комфорту.

Большие планы для ИЖС

Ежегодно в России, по данным Минстроя, строится 250–270 тыс. индивидуальных жилых домов, или 40–45% всей вводимой площади жилья. К 2024 году ежегодный объем ввода индивидуального жилья должен превысить 40 млн кв. Согласно нацпроекту «Жилье и городская среда», с 2020 до 2024 года в России должно быть построено 180 млн кв. м частных жилых домов. Чтобы достичь этих объемов, на поддержку отрасли из федерального бюджета предлагается выделить 137,7 млрд руб.

Однако отсутствие стандартов индивидуального домостроения, высокая стоимость инфраструктуры и слабое развитие механизмов финансирования (ипотека, проектное финансирование) превратились в системные ограничения развития ИЖС. Без мер поддержки ИЖС и конкретно деревянного домостроения план нацпроекта по вводу жилья не может быть выполнен, предупреждал замглавы Минстроя России Никита Стасишин.

Российские власти активно взялись за развитие рынка строительства индивидуальных жилых домов и внедрение различных ипотечных программ для частного жилья, что должно увеличить спрос и доступность домов для покупателей. Уже разработана дорожная карта для развития рынка ИЖС и внедрения ипотеки для частных домов.

Среди мер поддержки, которые предлагает Минстрой:

  • создание стандарта ипотечного кредитования ИЖС, применение которого будет рекомендовано всем банкам; стандарт будет учитывать параметры земельного участка и дома, которые выступят залогом по кредиту;
  • увеличение площади земельных участков для ИЖС, в том числе за счет федеральных земель и земель лесного фонда;
  • более эффективное выделение участков для ИЖС гражданам и застройщикам, в том числе без торгов;
  • обеспечение инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой участков для ИЖС, на эти цели могут быть выделены субсидии из федерального бюджета;
  • создание бесплатного каталога типовых проектов индивидуальных жилых домов и регулирование внешнего вида домов с помощью дизайн-кода.

DDOS-GUARD

Типовые проекты и стандартизация частных домов

Среди главных направлений развития рынка ИЖС — стандартизация и общее повышение качества строительства, проектное финансирование, создание комфортной городской среды, комплексное развитие территорий («всероссийская реновация») и повышение доступности жилья за счет льготных ипотечных программ.

Минстрой и «Дом. РФ» запустили совместный конкурс на разработку типовых проектов индивидуальных и многоквартирных малоэтажных жилых домов, а также социально-культурных объектов. Себестоимость 1 кв. м конкурсных домов должна быть 30–50 тыс. руб. плюс 10 тыс. руб. на чистовую отделку. По результатам конкурса будет сформирован общедоступный реестр лучших проектов, прошедших государственную экспертизу и готовых к реализации. Граждане, власти регионов и муниципалитетов, а также застройщики смогут бесплатно выбрать подходящие проекты из нескольких десятков вариантов индивидуальных домов уже в начале 2022 года.

Конкурс типовых проектов — одно из ключевых мероприятий в части стандартизации рынка жилья. В «Дом. РФ» поясняют, что под стандартизацией подразумеваются расширение практики применения типовых проектных решений, необходимость вовлечения специализированных строительных компаний, наличие требований по обеспеченности инфраструктурой.

Сейчас большая часть индивидуальных домов в России строится хозяйственным способом, то есть граждане ведут строительство собственными силами или с привлечением низкоквалифицированных рабочих без соблюдения требований к качеству и срокам работ. В результате такое жилье гораздо менее ликвидно, чем квартиры, и часто не соответствует всем современным стандартам комфорта и безопасности.

«Вывести рынок частного домостроения на новый уровень»

Олег Комлик, заместитель управляющего директора «Дом. РФ» по развитию ипотечного рынка:

— Чтобы вывести рынок частного домостроения на новый уровень, сделать его доступным для граждан и понятным для бизнеса, нужен комплексный подход. «Дом. РФ» проводит конкурс типовых проектов ИЖС, по итогам которого будет создана открытая база готовых проектов индивидуальных домов, разработанных с учетом Стандарта комплексного развития территории. Граждане и застройщики смогут строить дома по готовой проектно-сметной документации, они будут соответствовать современным стандартам комфорта и безопасности.

Стандартизация ИЖС даст банкам понятный предмет залога по ипотечным кредитам. Банки, уже работающие в этом сегменте, смогут наращивать свое присутствие, на рынок придут и новые игроки. База типовых проектов позволит запустить федеральную ипотечную программу для покупки и строительства частных домов.

DDOS-GUARD

Ипотека на частные дома

Банки неохотно кредитуют покупку и строительство частных домов, но ситуация меняется. У некоторых из них уже есть пилотные программы по кредитованию загородной недвижимости. В августе президент России Владимир Путин поручил распространить льготную ипотеку на частные дома, построенные по типовым проектам. Банк ВТБ запускает ипотечную программу на строящиеся частные дома по ставке от 8,9% годовых, а в Сбербанке назвали приоритетом перевод строительства частных домов на счета эскроу.

Банки охотнее пойдут в кредитование сегмента, поскольку благодаря стандартизации будет сформирован понятный для них залог, считают в «Дом. РФ». Запуск ипотечных программ на частные дома в России повысит спрос на такое жилье, полагают банкиры. К 2025 году доля вводимого жилья из дерева в России может вырасти в полтора-два раза. В результате до 20% жилфонда страны составит деревянное жилье, отмечают в Центре макроэкономического и регионального анализа и прогнозирования Россельхозбанка.

Качество и безопасность частных домов

Стандартизация строительства повысит качество и безопасность возводимых зданий — ведь все стандарты по технологиям и используемым строительным материалам будут прописаны и отступать от них нельзя.

Главная проблема на рынке частного домостроения — отсутствие на нем крупных застройщиков. Они предпочитают многоквартирное строительство, где проекты окупаются гораздо быстрее. Привлечь крупных девелоперов в этот сегмент можно за счет проникновения в ИЖС счетов эскроу и проектного финансирования, считают в «Дом. РФ». Интерес крупных девелоперов сформирует качественное предложение комплексной застройки ИЖС.

В этом году о планах выйти на рынок загородного малоэтажного жилья заявили несколько крупных девелоперских компаний, работающих в столичном регионе. Планы построить коттеджные поселки в Подмосковье есть у ПИК, «Инград» и «Крост». ГК «Самолет» заявила сразу о пяти мультиформатных проектах, где будут коттеджи и малоэтажные многоквартирные дома. Под поселки сформирован земельный банк в 3 тыс. га, где планируется построить около 100 тыс. м ИЖС и 100 тыс. м малоэтажных домов.

— Активизировать девелоперов в сегменте загородного жилья можно за счет проникновения в ИЖС счетов эскроу и проектного финансирования. Развитию рынка ИЖС поможет и распространение льготных ипотечных программ на индивидуальное домостроение. На ИЖС уже распространяется «Семейная ипотека» и планируется расширить действие программы льготной ипотеки. «Дом. РФ» реализует пилотные проекты — с начала года выдано ипотечных кредитов на индивидуальное строительство на сумму около 3 млрд руб.

Инфраструктура для частных домов

Для комфортного проживания в загородном жилье, как и в городском, важно наличие полноценной инфраструктуры. Пока коттеджные поселки, СНТ и небольшие поселения с частным сектором не обеспечены достаточной инфраструктурой для комфортной жизни.

Проект комплексного развития территорий поможет решить эту проблему, убеждены в «Дом. РФ». При КРТ изначально продумываются вопросы размещения социальной, транспортной, торговой инфраструктуры, наличия мест отдыха. Для начала строительства поселков нужны инженерные сети, решению этой задачи будет способствовать распространение нового механизма привлечения средств — инфраструктурные облигации «Дом. РФ».

В результате стандартизации поселки, стоящие посреди чистого поля и не обеспеченные необходимой инфраструктурой и состоящие из хаотично разбросанных домов, без просторных благоустроенных улиц, должны уйти в прошлое.

Что такое инфраструктурные облигации

Правительство России разработало механизм финансирования инфраструктурных проектов с помощью облигаций «Дом. РФ». Средства от их размещения будут выдаваться на строительство инфраструктуры на срок до 15 лет под льготную ставку, которая обеспечивается субсидией из федерального бюджета. «Дом. РФ» выступает поручителем по облигациям, займы застройщикам выдаются под гарантию субъекта России.

DDOS-GUARD

Стандартизация поможет рынку

Сегодня без стандартизации проектов строительства и наполнения инфраструктуры обойтись невозможно, считает директор департамента маркетинга семейства компаний KASKAD Family (специализируется на загородном жилье) Екатерина Коган. По ее мнению, стандартизация сократит себестоимость строительства за счет оптимизации строительства и ускорит подготовку исходно-разрешительной документации.

«При многообразии вариантов совершить выбор и взять ответственность за него человеку сложно, только 10% клиентов с легкостью принимают решения. Поэтому предложение готовых типовых стандартизированных форматов позволит покупателю быстрее принять решение», — говорит Екатерина Коган.

По словам руководителя направления загородной недвижимости девелоперской группы «Самолет» Ивана Виноградова, стандарт комплексного развития территорий призван решить проблемы с инфраструктурой. А стандартизация проектов поможет снизить затраты на проектирование.

«Сейчас качество строительства стандартизировано различными документами (СНиПы, СП), также существуют требования к использованию материалов определенного класса и производству работ на рынке. Переход отрасли на счета эскроу позволил повысить защищенность сделок. Но с другой стороны, возникают сложности с выходом на рынок у небольших застройщиков, могут возникнуть проблемы с банковскими кредитами», — говорит генеральный директор Optima Development Давид Худоян.

В KASKAD Family отмечают, что все современные технологии строительства рассчитаны на стандартное типовое загородное жилье. Например, индустриальное домостроение или возведение частного дома с помощью 3D-принтера.

Подробнее о проекте

Реализация мероприятий регионального проекта позволяет улучшить качество городской среды путем создание современных общественных территорий (парки, скверы, бульвары, набережные, пляжи и др. ) с обязательным участием граждан. Региональный проект «Формирование комфортной городской среды (город федерального значения Санкт‑Петербург)» обеспечивает достижение целей, показателей и результатов соответствующего федерального проекта, входящего в состав национального проекта «Жильё и городская среда».

  • Повышение комфортности городской среды, в том числе общественных пространств
  • Создание механизмов развития комфортной городской среды, комплексного развития городов и других населенных пунктов с учетом индекса качества городской среды

Целевые показатели проекта (на 17. 2022)

В рамках регионального проекта ««Формирование комфортной городской среды (город федерального значения Санкт‑Петербург)» в 2021 году были реализованы следующие мероприятия:

Паспортом регионального проекта установлены 7 показателей.

«Индекс качества городской среды (балл)». Плановое значение показателя по Санкт‑Петербургу на 2021 год, установленное паспортом федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», составляет 256 баллов. В соответствии с Методикой формирования индекса качества городской среды, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23. 2019 № 510-р, индекс формируется Минстроем России ежегодно до 1 апреля года следующего за отчетным.

«Прирост среднего индекса качества городской среды по отношению к 2019 году (%)». Плановое значение показателя по Санкт‑Петербургу на 2021 год, установленное паспортом федерального проекта, составляет 5 %. В соответствии с Методикой формирования индекса качества городской среды, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23. 2019 № 510-р, индекс формируется Минстроем России ежегодно до 1 апреля года следующего за отчетным.

«Количество городов с благоприятной городской средой (ед. Плановое значение показателя по Санкт‑Петербургу на 2021 год составляет 1. В соответствии с Методикой формирования индекса качества городской среды, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23. 2019 № 510-р, индекс формируется Минстроем России ежегодно до 1 апреля года следующего за отчетным.

«Доля городов с благоприятной средой от общего количества городов (индекс качества городской среды – выше 50%) (%)». Плановое значение показателя по Санкт‑Петербургу на 2021 год составляет 100 %. В соответствии с Методикой формирования индекса качества городской среды, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23. 2019 № 510-р, индекс формируется Минстроем России ежегодно до 1 апреля года следующего за отчетным.

«Количество благоустроенных общественных территорий (ед. Плановое значение показателя на 2021 год составляет 11 общественных пространств. Фактически в 2021 году было выполнено благоустройство 43 общественных пространства. Значение целевого показателя превышает планируемое более чем в 3 раза.

Наиболее значимыми объектами, благоустроенными в 2021 году являются: пос. Металлострой, территория за д. 24 по ул. Богайчука (Зима-лето парк); Фермский сад на пересечении Дворцовой ул. и Фермской дор. ; набережная реки Карповки (3 очередь); сквер «Осенний марафон»и сквер б/н на Новосмоленской наб. в Василеостровском районе; территория Среднего и Нижнего Суздальских озер в Выборгском районе; сквер б/н на Шуваловском пр. от Мебельной ул. до Богатырского пр. ; территория перед Российской национальной библиотекой по адресу: Московский пр. , д. 165 корп. 2 и др.

В рамках Российской национальной премии по ландшафтной архитектуре в 2021 году, имеющей статус высшей российской профессиональной награды национального значения в области ландшафтной архитектуры, садово-паркового искусства, ландшафтного строительства, благоустройства и озеленения, в номинации «Лучший реализованный проект реставрации и приспособления объекта культурного наследия, воссоздания памятника садово-паркового искусства» награжден золотым дипломом (1 место) Сад б/н на пересечении Дворцовой ул. и Фермской дор. ; в номинации «Лучший реализованный объект общественного пространства» почетным серебряным дипломом (2 место) отмечены преобразования сквера б/н на Шуваловском пр. от Мебельной ул. до Богатырского пр.

Все мероприятия по благоустройству объектов, проводимые в рамках регионального проекта включают в себя работы по созданию доступных объектов для маломобильных групп населения. Указанное направление уже несколько лет реализуется в Санкт‑Петербурге. Так в 2019 году были выполнены работы по благоустройству территорий школы-интерната № 1 имени К. Грота (пр. Шаумяна, д. 44, лит. А) и школы № 4 в Василеостровском районе Санкт‑Петербурга. В 2020 году выполнен 1 этап благоустройства Бестужевского сада. В саду при взаимодействии архитекторов и специалистов научного центра реабилитации инвалидов им. Альбрехта создана уникальная городская инклюзивная площадка, построен «Сад возможностей» под открытым небом. Благоустройство указанной территории было продолжено в 2021 году.

«Доля объема закупок оборудования, имеющего российское происхождение, в том числе оборудования,закупаемого при выполнении работ, в общем объеме оборудования, закупленного в рамках реализации мероприятий государственных (муниципальных) программ современной городской среды (%)».

Плановое значение показателя на 2021 год, установленное паспортом федерального проекта, составляет 90%. Значение целевого показателя достигнуто и составляет 90%.

«Доля граждан, принявших участие в решении вопросов развития городской среды от общего количества граждан в возрасте от 14 лет, проживающих в муниципальных образованиях, на территории которых реализуются проекты по созданию комфортной городской среды (%)».

Плановое значение показателя по Санкт‑Петербургу на 2021 год, установленное паспортом федерального проекта, составляет (15%).

В Санкт‑Петербурге в решении вопросов развития городской среды приняло участие 687 801 человек, что составило 15% от общего количества граждан в возрасте от 14 лет.

В 2022 году запланировано следующее мероприятие:

В 2022 году планируется благоустроить более 40 общественных пространств, наиболее значимыми из которых являются: парк Героев-Пожарных (2-я очередь); парк Авиаторов; сад Смольного собора; Любашинский сад; наб. реки Смоленки на участке от Наличного моста в сторону кладбища по ул. Одоевского. Кроме того, продолжится благоустройство территорий, прилегающих к Верхнему Суздальскому озеру и Среднему Суздальскому озеру в Выборгском районе Санкт‑Петербурга. В рамках проекта «Твой бюджет» планируется благоустройство территорий, прилегающих к берегам реки Оккервиль от Уткина моста до Заневского моста (2 этап).

Дата обновления: 3 марта 2022

Контроль и управление качеством городской среды

Заказать ✍️ написание работы

ПОНЯТИЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

1 Город как экосистема;

2 Контроль и управление качеством городской среды;

Основные состояния устойчивого развития

качества городской среды;

4 Зонирование городской территории;

Факторы благополучия (неблагополучия) городской среды.

Экологической системойназывают любое сообщество живых организмов и среду их обитания, объединенных в единое функциональное целое, возникающее на основе взаимозависимости и причинно-следственных связей, существующих между отдельными экологическими компонентами.

В городах живут люди, животные, птицы, насекомые, существует автотрофная растительность. Все это между собой связано. Следовательно, город (городскую агломерацию, систему расселения) можно считать, безусловно, экосистемой.

Город, особенно промышленный, является экосистемой гетеротрофной, т. экосистемой, не вырабатывающей самостоятельно, а получающей энергию, пищу, воду и другие вещества с площадей, находящихся за его пределами.

Существование города поддерживается колоссальным притоком энергии, при этом возникает и огромный отток ее в виде теплопродукции, промышленных и бытовых отходов. Однако потребности 1 города в энергии примерно в 70 раз превышают потребности такой же площади устричной банки и составляют около 4000 ккал/сут, а в год – около 1,5 млн ккал.

Большинство городов имеет «зеленый пояс», т. автотрофный (преобразующий энергию Солнца) компонент: газоны, кустарники, деревья, пруды, озера и др. Городские леса и парки представляют в основном лишь эстетическую и рекреационную ценность, смягчают колебания температуры, уменьшают загрязнения и шумовое воздействие, являются местом обитания птиц и мелких животных. Но труд и горючее, затрачиваемые на их содержание, увеличивают расходы на жизнь города. Ежегодные энергетические дотации для газона (труд, бензин, удобрения и т. ) оцениваются приблизительно в 530 ккал/м. Без огромных поступлений извне пищи, горючего, электричества и воды люди погибли бы или покинули город.

Гектар города потребляет в тысячи раз больше энергии, чем такая же площадь сельской местности. Образующиеся в результате функционирования города тепло, пыль и другие вещества, загрязняющие воздух, заметно изменяют климат городов. В городах теплее, меньше солнечных дней, больше облачности, тумана,чем в прилегающей сельской местности. Строительство городов стало основной причиной эрозии почвы.

Город практически не производит пишу, только перерабатывает ее, не очищает воздух, почти не возвращает в круговорот воду и органические вещества и находится в симбиотических (а иногда в паразитических) отношениях с окружающей местностью. Он производит и вывозит товары и услуги, деньги и культурные ценности, обогащая этим сельское окружение, также получая взамен услуги и пищу.

Контроль и управление качеством городской среды являются важнейшим инструментом обеспечения постоянного анализа состояния городской среды в целях своевременного принятия решений по сохранению высокого качества среды жизни или по её восстановлению. Задачами органов эколого-экономического контроля являются:

наблюдение за состоянием среды и её изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности;

проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;

проверка соблюдения природоохранного законодательства и нормативов качества природной среды, а в итоге – качества среды жизни города.

Экономический контроль может быть государственным, производственным и общественным.

Важнейшей частью контроля является мониторинг – система наблюдений за изменением состояния окружающей среды, вызванного антропогенными воздействиями.

В целях получения и анализа полной и достоверной информации экологические измерения необходимо выполнять синхронно. Для этого применяются аэрокосмическая и аэрокосмовизуальная съёмка в целях обзорно – регионального анализа и регионально-комплексных работ.

Для создания высококачественной экологической инфраструктуры, сохраняющей городскую среду жизни, для экологизации городов могут быть использованы следующие данные мониторинга:

распределение земель по видам хозяйственного использования;

характер антропогенной деградации ландшафтов;

выделение устойчивых природных сообществ и комплексов;

распределение различных видов растительности по территории;

состояние гидрографической сети, выделение пойм и долин рек;

степень увлажненности территорий поверхностными водами, влияние города на снежный покров, таяние снегов, наводнение;

рекреационный потенциал территорий;

инсоляция и ориентация склонов;

динамика и тенденции урбанизации территории;

потенциальные резервы развития зон различного назначения;

степень загрязнения среды (в том числе влияние городов на тепловое и промышленное загрязнения);

потенциальные направления развития планировочной структуры территории и изменений в среде.

Система управления качеством городской среды жизни предусматривает:

получение постоянной информации о характере и концентрации загрязнений в окружающей среде, состоянии биосферы, литосферы, гидросферы, атмосферы, пользовании наиболее важными элементами окружающей среды (например, водой), функционировании очистных сооружений;

накопление указанной выше информации в банке данных;

периодическое направление полученных данных местной администрации, руководителям организаций и предприятий;

быстрое информирование упомянутых организаций в случае превышения допустимых загрязнений;

проведение природоохранных мероприятий юридического, экономического, технического или организационного характера.

Составной частью органов современного контроля являются геоинформационные или геоэкоинформационные системы (ГИС).

ГИС служат для разработки градостроительных кадастров различного уровня, территориальных схем охраны природы, зонирования территорий и проектов планировки зон, развития схемы транспорта, проектирования туристического комплекса и др.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 декабря 2021 года; проверки требуют 4 правки.

Система оценкиПравить

Понятие качество городской среды обитания состоит из двух других понятий:

Данные определения являются базовыми при раскрытии смысла понятия качество городской среды обитания. В соответствии с определением вышеуказанных параметров, качество городской среды обитания (проживания) определяется как совокупность конкретных основополагающих условий, созданных человеком и природой в границах населенного пункта (города), способных оказывать влияние на уровень и качество жизнедеятельности его населения.

Практическое значениеПравить

Качество городской среды обитания описывается, изучается и оценивается с помощью количественных показателей в целях проведения комплексной оценки городского строительства, развития и управления. Исполнительные органы власти с помощью оценки качества городской среды обитания (проживания) осуществляют регулярный мониторинг состояния городской среды и через СМИ доводят результаты этой оценки до широкой общественности.

Теоретическое значениеПравить

Изучение и оценка качества городской среды обитания (проживания) имеет значение для экономической науки, с точки зрения развития системы комплексных исследований и оценок качества российских городов. Построению планов развития направленных на всесторонне удовлетворение потребностей населения и улучшение отдельных элементов городского хозяйства.

ПрименениеПравить

В практическом аспекте термин впервые был применен в работе по оценке качества городской среды проживания (обитания), выполненной Министерством регионального развития РФ, Российским союзом инженеров, Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также Московским государственным университетом им. Ломоносова. До этого он активно использовался в теоретических трудах, научной и публицистической литературе.

СсылкиПравить

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

ПНВТСРЧТПТСБВС

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Календарь документов работает только для информации об избранных документах. Для системного поиска перейдите в раздел “Поиск по всем документам”.

Подписка

  • Ежедневная
  • Еженедельная

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.