У этого термина существуют и другие значения, см. Автономный округ.
Российская Федерация состоит из 83 равноправных субъектов, 4 из которых имеют статус автономных округов:
АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ — национально-территориальное образование, форма национально-политической автономии в СССР (до 1977 г. — национальный округ), а в настоящее время в Российской Федерации. Введен постановлением ВЦИКСССР от 19 декабря 1930 г.; до этого в качестве эксперимента были образованы Коми-Пермяцкий (25 февраля 1925) и Ненецкий (15 июля 1929) автономные округа.
Автономный округ отличаются особенностями быта и этнического состава населения и находятся в составе области и края. Эта форма автономии используется для создания благоприятных условий развития прежде всего малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В составе РФ находятся десять автономных округов — субъектов Российской Федерации. Это: Агинский Бурятский в составе Читинской области (образован 26 сентября 1937); Коми-Пермяцкий в составе Пермской области; Корякский в составе Камчатской области (образован 10 декабря 1930); Ненецкий в составе Архангельской области; Таймырский (Долгано-Ненецкий и Эвенкийский в составе Красноярского края (образованы 10 декабря 1930); Усть-Ордынский Бурятский в составе Иркутской области (образован 26 сентября 1937); Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий в составе Тюменской области (образованы 10 декабря 1930); Чукотский А. о., который в соответствии с Законом Российской Федерации от 17 июня 1992 входит непосредственно в состав РФ.
В действующей Конституции РФ указывается (ст. 66), что отношения автономных округов, находящихся в составе края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономных округов и соответственно органами государственной власти края или области.
Автономные округа обладают огромной территорией при небольшой численности населения. В каждом А. о. проживает, как правило, несколько этносов. Например, в Ханты-Мансийском А. о. проживают ханты, манси, коми и ненцы, в Корякском — коряки, чукчи, ительмены и ламуты; в Чукотском — чукчи, эскимосы, эвены, коряки и юкагиры. Автономные округа обладает элементами учредительной власти. Это проявляется в их праве принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты. Являясь субъектом РФ, автономный округ располагает своей территорией, которая не может быть изменена без его согласия. Статус автономного округа может быть изменен по взаимному согласию РФ и автономного округа в соответствии с федеральным конституционным законом. Автономный округ образует органы представительной, исполнительной и судебной власти, которые функционируют на основе Конституции РФ, устава автономного округа. Устав в соответствии с Конституцией РФ закрепляет за автономным округом право решать все вопросы их компетенции, издавать нормативные правовые акты, иметь символику.
Взаимоотношения между автономными округами, находящимися в составе края или области, определяются уставами этих краев, областей и уставами соответствующих автономных округов, являющихся самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с краями, областями, республиками в составе РФ, автономной областью. Автономный округ в соответствии с Конституцией и законами РФ имеет свой административный центр.
Автономные округа, хотя и равноправны в соответствии с Конституцией с другими субъектами Федерации, имеют значительные отличия в конституционно-правовом статусе.
См.: Автономия, Автономия национально-территориальная, Автономная область, Автономная республика.
Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 17-19.
АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
АВТОНО́МНЫЙ О́КРУГ, национально-территориальное образование, субъект Российской Федерации (см. РОССИЯ (государство)); одновременно входит в состав другого субъекта Российской Федерации — края или области. Согласно Конституции Российской Федерации автономные округа являются субъектами федерации наряду с республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, автономной областью, городами федерального значения. Статус автономной области определяется Конституцией Российской Федерации, уставом или иными актами, которые принимает представительный орган автономной области. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области может быть принят федеральный закон о конкретном автономном округе.
.
.
Смотреть что такое “АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ” в других словарях
разновидность государственной (областной, административной, национально-территориальной) автономии. Первоначально эти автономные единицы назывались национальными округами. Создание данного вида автономии предусматривалось Постановлением Президиума ВЦИК “Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера” от 10 декабря 1930 г. До 1977 г. среди ученых были споры о том, являются национальные округа формой автономии или же это скорее один из видов административно-территориальных единиц. Конституция СССР 1977 г. решила этот вопрос путем переименования их в А. о. А. о. созданы на Севере и Северо-востоке РФ. Для них свойственны большая территория и относительно малый удельный вес коренных народов в общей численности населения А. о. Об А. о. в Конституции СССР говорилось, что он находится в составе края или области, причем названия округов в ней не давались. В Конституции РСФСР 1978 г. А. о. перечислялись при определении ее национально-государственного устройства. Отдельная гл. 9 “Автономная область и автономный округ” Конституции РСФСР указывает, как и Конституция СССР, что А. о. находится в составе края или области (ст. 84). В ходе конституционной реформы 15 декабря 1990 г. было записано: А. о. находится в составе РСФСР и может входить в край или область. При конституционной реформе 21 апреля 1992 г. более четко была обозначена природа А. о. как одного из видов субъектов РФ. По Конституции 199о г. в Российской Федерации имеется 10 А. о. – субъектов РФ: Агинский Бурятский; Коми-Пермяцкий; Корякский; Ненецкий; Таймырский (Долгано-Ненецкий); Усть-Ордынский Бурятский; Ханты-Мансийский; Чукотский; Эвенкийский; Ямало-Ненецкий. Один из них – Чукотский – согласно Закону РФ от 17 июня 1992 г. входит непосредственно в Российскую Федерацию и не состоит в области (до этого он относился к Магаданской области). Остальные А- о. входят в состав краев и областей РФ. Статус А. о. определяется Конституцией РФ и уставом округа, принимаемым законодательным (представительным) органом власти округа. По представлению законодательных и исполнительных органов А. о. может быть принят федеральный закон о соответствующем А. о. (таких актов пока нет). Статус А. о., как и автономной области, может быть изменен только по взаимному согласию РФ и А. о. в соответствии с федеральным конституционным законом. Наименование А. о. может быть изменено по его решению, новое наименование вносится в Конституцию РФ указом Президента РФ. А- о. имеет право на принятие своих законов и других нормативных правовых актов. Он самостоятельно образует свои органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, определяет систему местного самоуправления на территории А. о. Как и у других субъектов, у А. о. есть своя собственность (это часть государственной собственности), он самостоятельно принимает свой бюджет, может устанавливать определенные виды налогов и сборов в соответствии с федеральным законом. Отношения между А. о. и соответствующими краями, областями недостаточно ясны. Согласно Конституции 1993 г. (ст. 66), отношения А. о., входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти А. о. и, соответственно, органами государственной. власти края или области. Основные спорные вопросы, возникающие в отношениях, в том числе при заключении договоров: является ли собственность А. о. частью собственности края, области; может ли А. о. свободно распоряжаться находящимися в его ведении природными ресурсами или обязан согласовывать свои шаги с краем, областью; самостоятелен ли округ в составлении своего бюджета; обязан ли округ руководствоваться нормативными правовыми актами края, области или только законодательством РФ, а законодательство края, области применять настолько, насколько он его признает. А. о. представлен в Совете Федерации главами законодательного и исполнительного органов власти округа. От каждого из девяти А. о. избрано по одному (в Ханты-Мансийском – два) депутату Государственной Думы. А. о. имеет право законодательной инициативы в Государственной Думе. Орган законодательной власти А. о. может вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ (ст. 134 Конституции РФ), одобряет поправки к главам 3-8 Конституции (ст. 136). А. о. вправе вносить вопросы на рассмотрение Президента и Правительства РФ, обращаться с запросами в Конституционный Суд РФ. Президент РФ назначает своего представителя в А. о. В А. о. федеральные органы государственной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. А. о. вправе иметь свое представительство при Правительстве РФ. К ведению А. о. относятся две группы вопросов. Первая включает сферу совместного ведения РФ и А. о. как субъекта РФ, определяется в ст. 72 Конституции РФ,. может также фиксироваться в уставе А- о. Вторая – полномочия А. о., принадлежащие ему за пределами сферы совместного ведения, отражаются в уставе А. о. Возможно заключение двусторонних договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и А. о. и о взаимном делегировании полномочий (ст. 11 и 78 Конституции РФ). (С. А.)
Конституционное право. Энциклопедический словарь. — М.: Норма.
.
.
Один из шести видов субъектов Российской Федерации, сформированный по национально-территориальному признаку.
Статус автономного округа определяется Конституцией РФ, Федеративным договором, уставом автономного округа, а также договорами между Федерацией и субъектом или особым федеральным законом об автономном округе, принятым по представлению его законодательных и исполнительных органов.
Автономный округ является равноправным субъектом Российской Федерации:
- обладает собственным законодательством (устав и прочие нормативно-правовые акты);
- обладает собственной территорией (не может быть изменена без согласия субъекта) и населением;
- самостоятелен в решении вопросов, отнесённых к ведению субъектов Российской Федерации (в пределах полномочий автономного округа);
- самостоятельно участвует в международных и внешнеэкономических связях, вправе заключать соглашения как на международном, так и на федеральном уровне.
Автономный округ, при неурегулированности взаимоотношений с краем или областью, в состав которого он входит, вправе заключить с ним соответствующее соглашение.
Укрупнение регионов и упразднение автономных округов
Ранее существовали также:
Национальный состав Российских автономных округов (в процентах)
Ненецкий (коми)
▼12,8
▼ 11,9
▲ 18,6
▬18,6
▲66
▼ 65,8
▼ 62,4
▼ 66,1
▼11,1
▼ 9,5
▲ 10,8
▼ 9
Ханты-Мансийский
▼1,9
▼ 0,9
▲ 1,2
▲ 1,3
▼74,3
▼ 66,3
▼ 66
▲ 68,1
▼1,1
▼ 0,5
▲ 0,7
▲ 0,8
Чукотский (все коренные)
▼8,1
▼ 7,3
▲ 23,4
▲ 26,7
▼68,6
▼ 66,1
▼ 51,8
▲ 52,5
9,6
▲ 30,8
▲ 35,3
Ямало-Ненецкий (ханты)
▼10,7
▼ 4,2
▲ 5,2
▲ 5,9
▲59,1
▲ 59,2
▼ 58,8
▲ 61,7
▼1,5
▲ 1,7
▲ 1,9