Что такое качество городской среды

Индекс качества среды для всех 1114 городов России был впервые представлен в начале ноября 2019 года. Вместе с директором проектов КБ Стрелка Анастасией Щербаковой разбираемся, почему индекс нельзя называть рейтингом, как его правильно читать, какую работу в городах предстоит провести в ближайший год и почему не стоит сравнивать значения индекса во всех городах друг с другом.

Кто и зачем измеряет качество городской среды

Индекс — это инструмент мониторинга состояния городской среды. Он был разработан Минстроем, ДОМ.РФ и КБ Стрелка, чтобы оценивать динамику изменений в городах. К 2024 году президент поручил повысить индекс качества городской среды на 30 % и сократить количество городов с неблагоприятной городской средой в два раза. Чтобы оценить достижимость этих показателей, был разработан инструмент, который оценивает качество городской среды.

Продолжение истории после рекламы

ДОМ.РФ и КБ Стрелка отвечали за данные, собранные для расчёта 18 из 36 индикаторов качества городской среды. Для подсчёта этих индикаторов были использованы открытые большие данные: данные пространственного анализа, геоинформационных систем, дистанционного зондирования Земли, а также данные из соцсетей.

Почему индекс нельзя воспринимать как рейтинг

Индекс — это не рейтинг. Индекс — это показатель, важный только для объекта исследования. Например, есть индекс массы тела. Человеку важен собственный индекс массы тела, чтобы выявить какие-то нарушения; для понимания этих проблем не важен индекс массы тела других людей. Рейтинг, в свою очередь, — это инструмент, который показывает соотношение между объектами исследования. Например, рейтинг цен на «ЦИАНе» показывает, сколько стоят самые дорогие квартиры, как они распределены по районам города. Индекс не должен показывать такого распределения. Это инструмент для работы каждого города над собственными проблемами, а не для сравнения городов между собой.

Как читать индекс

Индекс качества городской среды — это первый индекс, который оценивает не только статистические показатели, но и реальную морфологию города, то есть то, как город пространственно расположен на территории.

В индексе оцениваются шесть типов городских пространств: жильё, озеленённые пространства, общественно-деловая инфраструктура, социальная инфраструктура, дорожная сеть и общегородское пространство. Каждый из них оценивается по шести критериям: безопасность, комфорт, экологичность, идентичность, современность и эффективность управления. На пересечении каждого типа пространства и критерия появляется индикатор. Например, безопасность дорожной сети оценивается через индикатор «количество ДТП» и так далее.

При разработке методологии изначально ставилась цель сделать её максимально прозрачной. В индексе нет исходного целевого показателя: зачастую его просто невозможно установить. Не существует точной цифры, насколько город должен быть озеленён. Мы не можем сказать, что норма озеленения городов составляет 75% или 25%. Но при этом понимаем, что ноль ДТП или полное отсутствие аварийного жилья — это хорошо и это тот идеал, к которому нужно стремиться.

Суть методики в том, чтобы перевести восприятие городской среды в измеряемую метрику. Это позволяет уйти от субъективности. Человек, который родился и вырос в одном городе, априори считает, что его город лучше города-конкурента, с компаниями из которого они соревновались в школьные годы. Представления о городе у тех, кто туда просто приезжает и проводит там небольшое количество времени, отличаются от представлений местных жителей. Туристы формируют свой образ города на основании центральных улиц, ключевых достопримечательностей, гостиниц — всё это не относится к обычной жизни.

Слишком разные города — как их сравнивать?

Все 1114 городов разделены на 10 размерно-климатических групп исходя из размера, численности населения и схожих климатических условий. Здесь важно подчеркнуть, не то, в каких климатических зонах находятся эти города, а то, как климатические факторы влияют на состояние и формирование городской среды. В городах с полярной ночью общественные пространства не имеют в жизни людей такого же значения, как в городах с более благоприятными климатическими условиями.

Сайт индекс-городов.рф — упрощённая форма сложной методики. На странице каждого города есть отметка о том, к какой размерной и климатической группе относится город. Климатических групп всего две: с условно комфортными и с тяжёлыми климатическими условиями. Если мы зайдём в раздел «Результаты» и откроем, например, Мурманск, то увидим, что это город с тяжёлыми климатическими условиями.

Все города с тяжёлыми условиями не выделяются в отдельную группу, потому что климат не влияет на такие индикаторы, как количество ДТП или доля детей, стоящих на очереди в детский сад. Поэтому по климатическим группам считаются только индикаторы, касающиеся озеленения города или популярности общественных пространств. Остальные индикаторы, например доля аварийного жилья, считаются уже по размерным группам.

Города из разных размерных групп сравнивать нельзя, а в пределах одной группы — можно. У каждой размерно-климатической группы есть своя шкала значений. К примеру, 80 % освещённости улиц в Магадане (средний город) — это не то же самое, что 80 % освещённости улиц в Суздале (малый город). Если для малого города освещённость в 80 % — это достаточно большой показатель, который оценивается в 8–10 баллов, то средний город или миллионер за тот же процент освещённости улиц получит уже 2–4 балла.

Зачем нужны баллы

От баллов уйти невозможно, потому что оцениваются параметры в разных единицах измерения. Они могут быть выражены в процентах, в численности людей, количестве инфраструктурных объектов или безразмерным коэффициентом. Чисто математически логично сравнивать разные показатели друг с другом, используя баллы.

Да, существуют индексы, основанные на качественных показателях, например на социологических опросах или на экспертной оценке. Но такая методика не подходит для масштаба задачи в России. 1114 городов — это очень много, в них живут 75 % населения страны. Если ежегодно проводить соцопросы или выезжать в каждый город, то оценка городской среды превратится в перепись населения. Чтобы охватить такое количество городов, потребуется огромное число людей, и пропорционально будет расти количество ошибок. Единственная возможность уйти от субъективности и манипуляции данными — переход на количественную оценку.

Читайте также:  Продолжающееся развитие огромного логистического центра в окрестностях Хабаровска свидетельствует о значительном развитии инфраструктуры региона

На что реально влияет индекс?

Если мы представим обычный день муниципального чиновника или главы города, то поймём, что он существует в огромном количестве задач, которые формируются двенадцатью национальными проектами. В каждом из них есть федеральные подпроекты, региональные проекты и набор муниципальных программ, работа с запросами горожан и с частными проектами.

Индекс — это не панацея и не единственный инструмент, который спасёт всю Россию. Это инструмент, который оценивает качество городской среды, а не измеряет качество жизни во всей стране.

Индекс решает только одну задачу: она связана с формированием качественной городской среды. Он не претендует на то, чтобы решать все проблемы города, это просто инструмент оценки, а не методичка «как всем жить в следующем году».

Что делать чиновникам, когда индекс опубликован

Индекс будет публиковаться каждый год осенью до 1 ноября. Затем региональные чиновники и главы муниципалитетов должны будут разработать комплексные муниципальные программы повышения качества городской среды.

Диаграммы с баллами на странице каждого города показывают приоритетные направления работы. Если у города низкий балл по «Озеленённым пространствам», то нужно в первую очередь разобраться с парками и зеленью в городе. Если меньше всего баллов в диаграмме «Жильё», то нужно комплексно решить эту проблему.

Здесь важно понимать: оценка устроена таким образом, что, улучшая только один индикатор, невозможно добиться каких-то значимых результатов. Например, если в городе выявлены большое количество ДТП, недостаток улиц с развитой пешеходной инфраструктурой и низкий процент озеленения, то становится очевидно, что улично-дорожная сеть в таком городе ориентирована на машины, а не на людей, как должно быть по международным принципам и стандартам развития городской среды.

Что нужно сделать в таком случае: создать комплексную программу развития улиц в городе. Уже в рамках этой программы, работая со многими индикаторами, попутно можно решить проблему луж в городе, сделать ливневую канализацию, повысить освещённость улиц — так можно повлиять на количество ДТП в тёмное время суток на отдельных участках дороги.

Библиографическое описание

Соловьёва, Ж. К. Качественный подход к пониманию комфортной и современной городской среды / Ж. К. Соловьёва, Н. К. Джафаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 17 (464). — С. 445-447. — URL: https://moluch.ru/archive/464/102149/ (дата обращения: 25.05.2023).

В статье представлены

подходы

к современному пониманию терминов «комфортная

городская среда

» и «современная городская среда», включая научную и нормативно-правовую точки зрения. Показано, почему целесообразно проводить единую политику в области современной комфортной городской среды на федеральном, региональном и муниципальном уровне.

Ключевые слова:

современная городская среда, комфортная городская среда, городская среда, федеральный проект, Ставропольский край, Пятигорск.

Сопоставим цели федерального проекта, государственной программы субъекта и программы муниципального образования.

Основная задача федерального проекта — дать новый импульс развитию муниципалитетов на всей территории нашей страны. Мероприятия, проводимые по его реализации, позволяют улучшить качество городской среды к 2030 году в полтора раза. В рамках федерального проекта благоустраиваются общественные территории, парки, набережные. Существенной частью проекта является проведение Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды.

Проект направлен на поэтапное благоустройство дворовых территорий и мест массового отдыха в центрах субъектов Российской Федерации (далее — РФ) и муниципалитетах на основании обращений и инициатив жителей, обеспечение общественного контроля на каждом этапе реализации программ благоустройства.

При сопоставлении вышеперечисленных правовых актов видим дисбаланс в понятийном аппарате. Название федерального проекта — «Формирование комфортной городской среды», а на региональном и муниципальном уровнях — «Формирование современной городской среды», при этом в некоторых субъектах и муниципальных образованиях программа включает создание и комфортной, и современной городской среды одновременно.

В качестве примера на уровне субъекта, рассмотрим цели государственной программы Ставропольского края, а на муниципальном уровне — программу города-курорта Пятигорск:

— повышение качества и комфорта современной городской среды на территории Ставропольского края;

Однако возникают следующие вопросы:

  • Характеризуют ли цели региональной программы современную среду?
  • Чем обосновано деление городской среды на комфортную и современную?
  • Можно ли объединить указанные понятия?

Подведя итог рассуждениям, на первый наш поставленный вопрос можно ответить, что цели вовсе не направлены на создание современной городской среды. Главенствующим здесь все ещё остаётся комфорт. Следуя данной логике ответ на второй вопрос — деление на комфортную городскую среду и современную ничем не обоснованно.

Таким образом, необходимо в государственных и муниципальных программах формирование комфортной городской среды и формирование современной городской среды выделить в два самостоятельных направления и по каждому разработать отдельные проекты, на реализацию которых предусмотреть раздельное финансирование. Такое разделение потребует отличных друг от друга подходов по развитию городской среды со стороны как федеральных органов исполнительной власти, так и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Включение данных проектов в одну программу позволит объединить данные направления и развивать их в совокупности. К примеру, если название федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» преобразовать в «Формирование современной и комфортной городской среды», то в одном проекте будут реализованы одновременно две программы и при этом статьи расходов будут предусмотрены раздельно.

Таким образом, такое объединение послужит достижению высоких и эффективных результатов в области создания как комфортной, так и современной городской среды, что в свою очередь отразится на повышение качества жизни граждан посредством благоустройства населённых пунктов, соответствующие современным вызовам времени.

  • Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020), ст. 7, Глава 1.
  • Паспорт национального проекта «Жилье и городская среда».
  • Паспорт приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды».
  • Постановление Правительства Ставропольского края от 23.08.2017 года N 332-П «Об утверждении государственной программы Ставропольского края «Формирование современной городской среды»».
  • Постановление администрации города Пятигорска от 08.12.2017 № 5518 «Об утверждении муниципальной программы города-курорта Пятигорска «Формирование современной городской среды» на 2018–2024 годы».
  • Постановление Правительства Московской области от 11.10.2022 № 1091/35 «Об утверждение государственной программы «Формирование современной комфортной городской среды» на 2023–2027 годы».
  • Постановление Администрации городского округа Красногорск Московской области от 14.10.2022 года N 2259/10 «Об утверждении муниципальной программы городского округа Красногорск Московской области «Формирование современной комфортной городской среды»» на 2023–2027 годы.
  • О. В Любова. Формирование современной городской среды, имитация или реальность // Вестник Евразийской науки, 2019 № 2, https://esj.today/PDF/32ECVN219.pdf. (Электронный ресурс) дата обращения 20.03.2023.
  • Д. Н. Ганченко, Ю. А. Тарзанова Комфортная городская среда: инновация или трансформация термина // Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами. 2019. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komfortnaya-gorodskaya-sreda-innovatsiya-ili-transformatsiya-termina (дата обращения: 20.03.2023).
  • Приказ Минстроя России от 18.03.2019 N 162/пр «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды».
  • Карпова Надежда Викторовна Основы формирования природохозяйственных систем в городских условиях // ИВД. 2011. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-formirovaniya-prirodohozyaystvennyh-sistem-v-gorodskih-usloviyah (дата обращения: 21.03.2023).
  • Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003.
  • Словарь русского языка: в 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.
Читайте также:  Краснодарский регион

Основные термины (генерируются автоматически): современная городская среда, комфортная городская среда, федеральный проект, городская среда, Российская Федерация, Ставропольский край, Формирование, муниципальный уровень, программа, государственная программа.

Степанова, Е. М. Необходимость формирования комфортной городской среды и факторы, препятствующие этому процессу в России / Е. М. Степанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 542-545. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64825/ (дата обращения: 25.05.2023).

В настоящее время особое значение для развития города приобретает формирование комфортной городской среды. Необходимость модернизации и благоустройства городского пространства обусловлена множеством причин. Сегодня комфортная городская среда предопределяет темп развития региона. Однако, существует ряд факторов, которые встают на пути формирования комфортного пространства в регионах России. В статье представлены причины, стимулирующие к формированию комфортной городской среды и факторы, препятствующие этому процессу в регионах России.

Ключевые слова: социология города, комфортная городская среда, городское пространство, урбанизация, благоустройство, общественное пространство.

Решение проблемы формирования комфортной городской среды было и остается важнейшей и наиболее приоритетной целью развития общества. Особенно актуальной эта проблема стала с ростом урбанизации. Еще не так давно оптимизация городского пространства заключалась в ослаблении их всестороннего роста, то сегодня приоритет отдается решению проблем социального и экономического характера. Исходя из этого, возрастает необходимость в исследованиях городского пространства. Особенно интересным направлением для изучения является комфортность городской среды, это обусловлено тем, что природные, экономические и социальные особенности города целесообразно изучать на масштабном примере.

Настоящие реалии экономического развития и условия рынка подразумевают конкурентные отношения во всех сферах экономики и общества. Конкуренция возникает и между городами. Сегодня можно наблюдать борьбу городов за инвестиции и туристов, однако, как отмечают эксперты, в ближайшее время объектом соперничества станут жители города. В высокоразвитом городе концентрируются профессиональные кадры, внебюджетные инвестиции, поставщики, ресурсы, информация, развивается туризм, все это положительно сказывается на экономике.

Состояние города и степень его развития зависят от жителей. Творческие, образованные, профессиональные, высококвалифицированные, талантливые люди стремятся жить в благоустроенном пространстве, поэтому важнейшим критерием привлекательности и престижности города является комфортная городская среда. Разработка программ улучшения комфорта городского пространства и их реализация дают возможность выработать наиболее подходящие потребностям населения городской ландшафт и среду, что соответствует главным тенденциям, согласно которым проводится поиск направлений оптимизации среды и хозяйственной деятельности.

Вышеперечисленные факторы препятствуют формированию комфортной городской среды в регионах России и оказывают значительное влияние на ее состояние.

Правительство РФ разработало комплексные меры, нацеленные на осуществление проекта:

  • Обязательным условием является коммуникация с гражданами. Привлечение населения к обсуждению, воплощению и контролю выполнения программ;
  • Пересмотр существующих и принятие новых стандартов улучшения городских территорий;
  • Создание системы оценки качества городского пространства;
  • Подготовка и обучение кадров по направлению «формирование комфортной городской среды» во всех регионах РФ;

Помимо приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» в РФ существует проект «Индекс качества городской среды». Проводится конкурс «Лучшая муниципальная практика» (с 2017 года), «Всероссийский конкурс по отбору лучших проектов в сфере создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях» (прошел в 2018 году), а также реализованы программы по комплексной реконструкции и благоустройству ряда крупных городов, таких как Екатеринбург, Йошкар-Ола.

Таким образом, в настоящее время тема комфортной городской среды приобретает все большую актуальность под влиянием процессов урбанизации и глобализации. Комфортное городское пространство привлекает туристов, инвестиции, высококвалифицированные кадры. Существует мнение, что качество городской среды отражает качество жизни.

Однако, во многих городах РФ возникают трудности с организацией комфортного городского пространства. Причинами этих трудностей можно считать ограниченность региональных бюджетов, отсутствие диалога между населением и властью, исторические и культурные особенности. Для выхода из сложившейся ситуации в РФ создан приоритетный федеральный проект «Формирование комфортной городской среды», направленный на обеспечение комплексного развития современной городской инфраструктуры на основе коммуникаций с горожанами, совершенствовании норм и стандартов, подготовки квалифицированных кадров, оценки качества и распространении успешного опыта.

  • Ганченко Д. Н. Комфортная городская среда: инновация или трансформация термина / Д. Н. Ганченко Ю. А. Тарзанова // Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами. — 2019. — С. 81–84.
  • Алешина Е. И. Анализ особенностей использования урбанизированной территории Рязани в целях оптимизации характеристик комфортности среды. Дис. канд. геогр. наук. / Алешина Елена Ивановна. — Рязань, 1999. — 155 с.
  • Разомасова Е. А. Комфорт как условие аттрактивности городской среды / Е. А. Разомасова // Идеи и идеалы. — 2018. — № 2 (36). — С. 16–27.
  • Лагодина Е. В. Комфортная городская средп глазами простого горожанина / Е. В. Лагодина // Северо-кавказский психологический вестник. — 2013. — № 2. — С. 9–12.
  • Петрина О. А. Комфортная городская среда: тенденции и проблемы организации / О. А. Петрина, Стадолин М. Е. //Вестник университета. — 2018. — № 6. — С. 34–38.
  • Солдатова Е. С., Созданиекомфортной городской среды — основа будущих городов / Е. С. Солдатова // Форум молодых ученых. — 2018. — № 5. — С. 279–283.
  • Гюлджян А. Г. Формирование доступной и комфортной городской среды как условие социальной адаптации людей с ограниченными возможностями передвижения // Молодой ученый. — 2019. — № 33. — С. 128–131. — URL https://moluch.ru/archive/271/62014/ (дата обращения: 23.10.2019).
  • Ежегодное послание президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию от 01.12.2016 г. // Российская газета. − Столичный выпуск № 7 142 (274).
  • Романенко И. И. Комфортная городская среда и ее влияние на социально-экономическое развитие региона / И. И. Романенко, М. И. Романенко //Инженерный вестник Дона. — 2018. № 3. — URL https://cyberleninka.ru/article/n/komfortnaya-gorodskaya-sreda-i-ee-vliyanie-na-sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie-regiona/viewer (дата обращения: 23.10.2019).
Читайте также:  3D-max в интерьере. Первые шаги

Основные термины (генерируются автоматически): комфортная городская среда, городское пространство, городская среда, исторический центр, регион России, РФ, Формирование, комфортное городское пространство, неэффективное использование, общественное пространство.

Курамшина, Н. Г. К вопросу учета экологической составляющей при определении индекса качества городской среды / Н. Г. Курамшина, К. Р. Гаянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 403-405. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97536/ (дата обращения: 25.05.2023).

В статье рассмотрена нормативно-правовая база Российской Федерации по оценке качества городской среды, а также подходы к определению уровня благополучия городской среды в мировой практике. Выявлены основные аспекты учета экологической составляющей в индексации качества городской среды, определены проблемы и предложены пути решения.

Ключевые слова:

качество городской среды, экологические индикаторы, озеленение, рейтинг городов.

Общепринятые методики расчета комплексной оценки уровня экологического благополучия городской среды

Под руководством Минприроды России с 2017 г. ежегодно составляется экологический рейтинг городов, охватывающий все субъекты РФ.

В противовес экологическому рейтингу городов в период 2017–2020 гг. Минстрой России определил в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда» инициативу, отражающую уровень качества городской среды, которая, в отличие от экологического рейтинга городов, получила нормативное правовое оформление.

По итогам 2021 года индекс качества городской среды города Уфа составил 204 бала, ввиду чего среда города считается благоприятной. Наименьшим показателем стала «социально-досуговая инфраструктура и прилегающие пространства» (27 баллов), наибольшим — «озелененные пространства» (42 балла).

Например, расчет индикатора «Доля озелененных территорий общего пользования в общей площади зеленых насаждений» проводится в соответствии с п. 13 Методики. Согласно статистическим данным «Горзеленхоза», общая площадь зеленых насаждений (Sv) города Уфа составляет 48302 гектара. Исходя из перечня озелененных территорий общего пользования (садов, парков, лесопарков, скверов), расположенных на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ориентировочная их площадь (So) составляет 2833,4 га. Тогда по формуле расчета доля озелененных территорий общего пользования в общей площади зеленых насаждений:

Доля озелененных территорий общего пользования в общей площади зеленых насаждений по городу Уфа составляет всего 5,9 %, что соответствует 1 баллу.

Еще одним путем решения проблемы является придание экологическому рейтинга городов юридической силы с целью последующей корректировки экологических и социально-экономических программ развития и оценки эффективности осуществления мер в области охраны окружающей среды.

— состояние атмосферного воздуха;

— обращение с отходами производства и потребления;

— состояние земель и почв, использование территорий городов;

— состояние городских лесов и зеленых насаждений, организация особо охраняемых, рекреационных и иных «зеленых» территорий;

— состояние водных объектов, водоснабжения в городе;

— организация и состояние городской транспортной системы;

— шумовое воздействие;

— энерго- и теплопотребление;

— экологическое просвещение, информирование и вовлечение общественности в решение экологических проблем города;

— управление в области охраны окружающей среды в городах и т. д.

  • «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС Консультант.
  • Курамшина, Н. Г. Оценка состояния воздушной среды в жилой и транспортно-магистральной зонах города Уфы (советский район) / Н. Г. Курамшина, Э. С. Аминева, С. М. Измайлов // Научный электронный журнал Меридиан. — 2020. — № 12(46). — С. 210–212. — EDN HMDARI.
  • Лисина, Н. Л. Экологический рейтинг городов и правовая охрана окружающей среды в них / Н. Л. Лисина // Аграрное и земельное право. — 2021. — № 12(204). — С. 30–32. — DOI 10.47643/1815–1329_2021_12_30. — EDN VDJQNP.
  • Распоряжение Правительства РФ от 23.03.2019 № 510-р (ред. от 30.12.2020) «Об утверждении Методики формирования индекса качества городской среды» // СПС Консультант.
  • Энгельгардт Анна Эдуардовна, Липовка Алексей Юрьевич, Федченко Ирина Геннадьевна Международный опыт индексирования качества городской среды // Урбанистика. 2018. № 4, с. 77–87. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnyy-opyt-indeksirovaniya-kachestva-gorodskoy-sredy (дата обращения: 25.11.2022).
  • Суворов, Д. М. Проблемы урбоэкологии при построении индекса качества городской среды и его использовании для оценки устойчивого развития городов / Д. М. Суворов, Л. А. Суворова, Т. В. Байбакова // Экология и промышленность России. — 2019. — Т. 23. — № 5. — С. 67–71. — DOI 10.18412/1816–0395–2019–5-67–71. — EDN GKYZQH.
  • Подходы к оценке качества городской среды / Е. А. Белякова, Р. Н. Москвин, В. С. Юрова, Е. С. Утюгова // Вестник ПГУАС: строительство, наука и образование. — 2019. — № 2(9). — С. 3–9. — EDN ERWINQ.
  • Королева, Е. Н. Некоторые подходы к расчету индекса качества городской среды / Е. Н. Королева, В. В. Мищенко // Экономика. Профессия. Бизнес. — 2020. — № 4. — С. 61–66. — DOI 10.14258/epb2019101. — EDN ZYPPVV.

Основные термины (генерируются автоматически): городская среда, Российская Федерация, окружающая среда, общая площадь, общее пользование, экологическое благополучие, город, индекс города, балльный показатель, комплексная оценка уровня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *