Что такое инклюзивность — простыми словами

Ограждения из колючей проволоки можно разделить на 3 типа на два типа:

  • Плоские барьеры безопасности, так называемые ПББ;
  • Дорожный (лесной) ДЛФ;
  • Спиральные барьеры безопасности, так называемые СББ;

Плоские барьеры безопасности представляют из себя плоскую конструкцию, которая изготовлена из соединенных между собой витков колючей проволоки.

Что такое инклюзивность и почему она важна?

Инклюзивность — это включение кого-либо или чего-либо в общественный процесс. Слово «инклюзия» происходит от латинского «Includo», что означает «включаю».

Чаще всего инклюзивность предполагает включение в жизнь общества людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): имеющих особенности физического развития, инвалидность или ментальные отличия.

В современном мире популяризируются дискуссии о расширении понятия инклюзивности. Так, инклюзивность может быть гендерной, то есть равно включающей женщин в социальные процессы, этнической, когда речь идет о расовом или этническом разнообразии и так далее. Главный принцип инклюзивной культуры — создание равного доступа к социальному процессу для всех инклюзивных классов, то есть групп людей, которые исторически оказались исключены из общественной жизни: по признакам пола, расы, состояния здоровья и так далее.

К примеру, инклюзивность предполагает социальный подход к инвалидности. При таком подходе человек с особенностями не маркируется как «проблема», а наоборот — общество несовершенно и создает барьеры для человека с ограниченными возможностями. Это делает понятие инклюзивности очень широким: оно касается и городской среды, к примеру, создания комфортного передвижения на инвалидной коляске; и образования, в случае обучения детей с особенностями в обычных школах; и рабочего пространства, и бизнеса, и многих других областей.

Стоит отметить, что инклюзивность и разнообразие — похожие, но не идентичные понятия. Если разнообразие чаще фокусируется на репрезентации, то инклюзивность помогает людям интегрироваться в социум и чувствовать свою принадлежность.

Что такое инклюзивность — простыми словами

Перефразируем писательницу Харпер Ли: «Проблемы человека по-настоящему узнаёшь только тогда, когда влезешь в его шкуру и походишь в ней». Типичная Москва постаралась взглянуть на город, как на безбарьерную среду, и узнала, какие в столице есть успехи и неудачи.

Каждый из нас в повседневной жизни рано или поздно становится маломобильным. Коляска с ребенком, тяжелый чемодан, велосипед при транспортировке – с этим сталкивается практически каждый. Что уж говорить о пожилых и людях с ограниченными возможностями. Для этой проблемы нет определенной категории горожан. Безбарьерная среда нужна всем.

Однако, проблема в том, что для создания такой среды нужно встать на место тех, для кого она предназначена. Давайте сделаем это прямо сейчас. Всем известна схема Московского метро.

Что такое инклюзивность — простыми словами

Зададимся вопросом: какими станциями метро и пересадками может воспользоваться человек на коляске без посторонней помощи? Установить это достаточно легко. На основе списка станций, оборудованных лифтами, составим все возможные маршруты, исключая неосуществимые пересадки. Именно так видят схему инвалиды-колясочники, многие пожилые люди и мамы с колясками.

Что такое инклюзивность — простыми словами

Каждый из нас, закрывая за собой дверь квартиры, строит некий маршрут. Типичный маршрут горожанина заключается в перемещении из точки А в точку Б с возвращением в исходный пункт. Почти наверняка на этом пути человек столкнется с переходом через улицу и воспользуется общественным транспортом.

Иными словами, в городской среде есть четыре основных барьера:

  • Выход из дома на улицу,
  • Переход через улицу,
  • Использование транспорта,
  • Доступность общественных зданий.
  • 1 Адаптация жилых домов
  • 2 Подземные и надземные переходы
  • 3
    Транспорт
  • 4 Доступ в здания
  • 5 В качестве заключения

Современные мегаполисы – это своеобразный хаос, который требует порядка и безопасности. Мы в CAME с большим интересом изобретаем самые разнообразные автоматические системы, которые помогают организовывать движение автомобилей и пешеходов в городских пространствах.

Например, для ограждения пешеходной зоны от проезжей части можно установить болларды (выдвижные столбы) или автоматические цепи CAME. При необходимости эти устройства открывают проезд для спецтранспорта или пешеходного потока по нажатию одной кнопки, что значительно упрощает управление ими. Кроме того, автоматические цепи могут использоваться в качестве устройства для резервирования парковочных мест. Данные автоматические системы эффективно применяются при любых погодных условиях и отлично вписываются в дизайн любого объекта.

Что такое инклюзивность — простыми словами

Однако, главный атрибут технологичного и современного городского пространства – это автоматизированная парковочная система. Парковки от CAME универсальны и могут быть установлены в самых разных местах. Благодаря мощным двигателям в шлагбаумах нового поколения, парковочные системы рассчитаны на любую интенсивность движения и любые сценарии использования.

Проезд может осуществляться по номерному знаку, пропуску, установленному тарифу или одноразовым карточкам. Также проезд автомобилей на территорию может быть разрешен только по определенным часам рабочего дня: например, парковка открыта с 7 до 10 утра для свободного въезда, далее въезд на территорию производится только по пропускам. Затем, по окончанию рабочего дня, шлагбаум снова открывается для свободного выезда автомобилей, проезд становится сквозным и позволяет избежать заторов.

Что такое инклюзивность — простыми словами

Парковочные системы CAME – это комплексные решения, включающие:

  • установку современных шлагбаумов, стоек въезда и выезда, парковочных терминалов с возможностью оплаты разными способами;
  • подбор подходящей системы для допуска посетителей;
  • подключение программного обеспечения и дополнительного оборудования.

В ассортименте компании представлены автоматические системы для парковок со средней и небольшой загрузкой, а также высокоинтенсивное парковочное оборудование для крупных парковок. Более подробную информацию можно прочитать в статье об устройстве и преимуществах парковочных систем CAME, которую мы публиковали ранее.

Заботясь о комфорте и безопасности своих клиентов, CAME предлагает надежные и стильные решения для эффективного управления городским пространством. На нашем сайте можно ознакомиться с ассортиментом и характеристиками автоматических систем для города, купить по доступным ценам светодиодные светофоры, парковочные барьеры, ограничители и ограждения для парковки, автоматические цепи, болларды и иную автоматику для города.

Что такое инклюзивность — простыми словами

Журналистка Евгения Воскобойникова более 10 лет назад попала в автомобильную аварию, после которой утратила способность ходить. Сегодня она работает в кадре на телеканале «Дождь», занимается общественной деятельностью, участвует в модных показах и растит дочь. В прошлом году Евгения написала книгу «На моем месте», в которой честно рассказала, через что ей пришлось пройти: от сложной медицинской реабилитации до принятия себя в новом статусе.

В интервью и во время встреч с читателями она говорит, что барьеры люди с инвалидностью встречают не только в городской среде, но и в головах тех, кто их окружает. Многим все еще кажется, что с получением серьезной травмы жизнь человека фактически заканчивается или меняется до неузнаваемости, но это не так. Профессиональной, творческой, личностной реализации все равно хочется каждому — как и хорошо выглядеть, ходить на свидания и ощущать свою привлекательность. А тела — они у всех разные.

Что такое инклюзивность — простыми словами

Если картины какого-то художника выставляются в Лувре, значит он или она совершенно точно заслужили международное признание. Марьям Алекберли из Баку удостаивалась этой чести неоднократно. Ее работы — яркие, сочные, словно пронизанные солнечным светом — также демонстрировались в Берлине, Стамбуле, Москве и были высоко оценены Римской академией художеств. В числе поклонниц таланта Марьям — директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова и актриса Жюльет Бинош. Даже лишним кажется упоминать, что у Марьям при этом синдром Дауна. Да и тот факт, что крупнейшие музеи мира открыты для особенных художников, доказывает: искусство — безгранично.

С другой стороны, важно помнить, что ждать от человека с особенностями развития, что он обязательно будет талантливым живописцем, певцом или, например, программистом, не совсем корректно, поскольку это одна из форм позитивной дискриминации. О ней в своей лекции для Ted Talk рассказывала Стелла Янг. Люди с особенностями развития и физическими ограничениями бывают разными — как и люди без них.

Что такое инклюзивность — простыми словами

Американка Тэмпл Грандин стала одной из первых, кто не просто вынес дискуссию об аутизме в общественное пространство, а еще и смог поделиться личным опытом. В детстве врачи поставили ей диагноз «повреждение головного мозга» и предположили, что она никогда не сможет адаптироваться в обществе. Но родители Грандин сделали все, чтобы дать ей образование. Выяснилось, что Тэмпл обладает не только высоким интеллектом, но и выдающимся пространственным мышлением. О том, как видят мир люди с расстройствами аутистического спектра, она сама спустя много лет рассказала в лекции для TED-Talk, продемонстрировав, помимо прочего, отличное чувство юмора.

Грандин окончила бакалавриат по специальности «психология человека», а потом получила магистерскую и докторскую степени в сфере животноводства. Она известна как защитник прав не только людей с особенностями развития, но и домашнего скота. Грандин считает этичным употребление в пищу мяса, но уверена, что задача человека — обеспечить корове или свинье высокое качество жизни и отсутствие боли. Разработанные ею гуманные системы организации скотобоен используются едва ли не на половине американских предприятий, а в ее активе — более дюжины научно-популярных и автобиографических книг.

Что такое инклюзивность — простыми словами

История Ксении Безугловой — доказательство того, что женщина, вынужденная передвигаться на инвалидной коляске, может не только построить карьеру и завоевать титул «Мисс мира», но даже стать многодетной матерью. На момент, когда Ксения попала в автомобильную аварию, она была беременна, но, несмотря на пессимистичные прогнозы врачей, выносила ребенка, а впоследствии родила еще двоих.

Свой профессиональный путь Ксения начинала в глянцевой журналистике, но потом решила, что ее призвание — помогать повышать уровень жизни тех, кто столкнулся с похожими проблемами. Она входит в комиссию по делам инвалидов при президенте РФ, работает над облегчением планирования семьи для людей с ограниченными возможностями здоровья и принимает участие в проектах по созданию безбарьерной среды. Но и о своих интересах тоже не забывает: прыгает с парашютом, занимается фитнесом, летает в жаркие страны и признается, что график дел у нее расписан на месяцы вперед.

Актриса, писательница, активистка

Что такое инклюзивность — простыми словами

В 1986 году на экраны вышел фильм Рэнды Хейнс «Дети меньшего бога», в котором, наряду с прославленным актером Уильямом Хертом, блистала молодая дебютантка Марли Мэтлин. Она играла Сару — своенравную красотку, в детстве потерявшую слух и воспитывавшуюся в специализированной школе. За свою работу Мэтлин впоследствии получила «Оскар» и стала первой и пока единственной слабослышащей актрисой, удостоившейся этой награды за лучшую женскую роль.

Сама Марли потеряла 80% слуха, когда ей было всего 18 месяцев, но уже в семь лет она выступала на сцене, а после успеха на «Оскаре» ее фильмография пополнилась множеством ролей — главным образом в популярных сериалах: от «Меня зовут Эрл» до недавних хитов «Волшебники» и «Куантико». Сегодня Мэтлин пишет книги, занимается благотворительностью и борется за права людей с ограниченными возможностями. Ее девиз: «Успеха добивается тот, у кого есть мечты и отвага».

Что такое инклюзивность — простыми словами

О том, что среди людей с ограниченными возможностями есть масса выдающихся спортсменов и спортсменок, известно многим. Лейсан Зарипова из Татарстана не только эффективно, с удовольствием занимается спортом, но и учит других это правильно делать. Лейсан стала первым в России сертифицированным инструктором с синдромом Дауна по программе Zumba Fitness. Она преподает в Казани как детям, так и взрослым, а ее квалификация позволяет ей проводить занятия и в международных группах.

Лейсан ходит в школу танцев, вяжет, понемногу учит английский, принимает участие в концертах и конкурсах талантов — например, в фестивале Inclusive Dance. Для того чтобы заниматься любимым делом, она похудела на 25 килограммов. Конечно, как часто бывает в таких случаях, большой вклад в ее успех внесли родители: они самостоятельно развивали дочь, когда не нашли поддержки ни у воспитателей в детском саду, ни у школьных учителей. Но Лейсан и без того — исключительный пример трудолюбия, целеустремленности и готовности менять мир.

Пловчиха, паралимпийская чемпионка

Что такое инклюзивность — простыми словами

В истории спорта не так много женщин, чьи успехи сопоставимы с достижениями пловчихи Джессики Лонг. Ее блистательная карьера началась в 2004 году в Афинах: будучи самой молодой участницей сборной США, она выиграла сразу три золота. На сегодняшний день в ее активе более 20 олимпийских медалей, несколько мировых рекордов, многократные победы на чемпионатах мира.

Читайте также:  Как улучшить жизнь людей на районе. Часть 1 — humex на vc.ru

Родилась Джессика не в Америке, а в российском городе Иркутске, где попала в приют. Оттуда ее, девочку с врожденной аномалией обеих ног, забрала семья Лонг. Там же они взяли в семью еще одного ребенка — мальчика, у которого тоже были проблемы со здоровьем. Спустя годы Джессика получила возможность встретиться со своей биологической матерью и призналась, что не держит на нее обиды. Впрочем, живет она по-прежнему в США, активно тренируется перед паралимпиадой в Токио и сотрудничает с Arena — известным брендом одежды для плавания, а ее «инстаграм» изобилует как мотивационными постами о принятии себя, так и фотографиями из жизни самой обычной девушки, которая любит отдыхать на пляже со своим бойфрендом, встречаться с друзьями и красиво одеваться.

Что такое инклюзивность — простыми словами

Марина не оставляет надежды восстановиться и снова встать на ноги: она упорно тренируется, не скрывая, что иногда ей бывает очень тяжело — и физически, и морально. Несмотря на это, она все равно идет к своей цели, показывая подписчикам, что девушки с ограниченными возможностями обладают большой силой духа, но вместе с тем умеют и хотят получать удовольствие от простых радостей жизни вроде поездки на море, нового платья или красивой фотосессии.

Инклюзивное образование

В России обучение детей с особенностями здоровья имеет более чем 200-летнюю историю. В 1806 году в городе Павловске было открыто первое училище для 12-и глухонемых детей, а в 1807 году — образовательное учреждение для слепых детей. Однако только в 1990-х годах стали появляться экспериментальные программы по интеграции детей с ограниченными возможностями в учебный процесс обычных школ.

В 1994 году произошло важное событие — под эгидой ЮНЕСКО в Испании прошла Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, на которой был введен в международный обиход термин «инклюзия» и провозглашен принцип инклюзивного образования.

Инклюзивное образование предусматривает активное включение детей с особенностями в учебный процесс обычной школы. Важно отметить, что инклюзия также предполагает пересмотр системы образования в сторону создания комфортной обучающей среды для всех.

Международный опыт показывает, что обучение вместе со сверстниками помогает особенным детям улучшить показатели родной речи и математики, а на успеваемость учеников без инвалидности инклюзия влияет нейтрально или положительно.

Вместе со специалистами Центра лечебной педагогики «Особое детство» расскажем о том, почему инклюзивное образование важно и в каком положении оно находится в России.

Почему это важно

В 2022 году в России проживает более 700 тыс. детей с инвалидностью. По закону, все они имеют право доступа к образованию с учетом их индивидуальных возможностей и образовательных потребностей. Многие из этих ребят обучаются вместе со сверстниками благодаря развитию инклюзивного образования.

Инклюзия помогает детям интегрироваться в школьный социум, борется со стигматизацией, и в числе прочего учит нормотипичных детей коммуницировать и жить вместе с особенными детьми.

Что такое инклюзивность — простыми словами

Има Захарова, учитель-дефектолог, психолог, эксперт Центра лечебной педагогики «Особое детство»:

«Для нас важнее другой термин — интеграция. Интеграция предполагает систему, которая действует как единое целое, и каждая часть системы важна. Идея интеграции подразумевает равноценность каждого и ценность жизни каждого. Если мы это декларируем, мы должны создавать равные условия для того, чтобы эта ценность процветала и жила. Какую пользу получают все участники? Мы все уникальны, и видя уникального человека и наделяя его достоинством, мы можем относиться к нему с большим уважением».

Помимо социальных плюсов, инклюзивное образование зачастую дарит детям с ОВЗ возможность учиться, не расставаясь с семьей. Педагог центра «Особое детство» Ольга Бояршинова рассказывает, что в большинстве регионов специальное образование можно получить, только отдав ребёнка в интернат. Дело в том, что подходящая коррекционная школа может находиться в 100, 400 или более километров от дома, а детям важно расти в семье.

Альтернативы и сложности

Альтернатива инклюзии — специальное или коррекционное образование. Такой метод имеет свои плюсы и минусы, однако он основан на медицинской модели инвалидности, которая концентрируется на диагнозе ребенка, часто приводя к стереотипам и предрассудкам. Бояршинова призывает выстраивать помощь ребенку в зависимости от его особенностей. В случае выбора специального образования важно, чтобы коррекционная школа была не единственным местом, в котором ребенок соприкасается с миром.

«Психолог Лев Выготский говорил, что все специальные школы антисоциальны, потому что настроены на выведение ребенка из социума. Вроде бы там хорошо: все предусмотрено и продумано. Но идя по этому пути, человек не попадает в реальную жизнь. Наше общество очень многообразно, а опыт обучения в обычной школе — это опыт многообразия, опыт реальной жизни».

Как строится инклюзия в школе

Есть ряд важных факторов, соблюдение которых необходимо для построения инклюзивного образования. Школа должна быть адаптирована под нужды особенных учеников и речь идет не только о пандусах, но и о материально-технической базе, к примеру, для слабовидящих и слабослышащих детей.

Также важнейшую роль играет квалификация персонала. К детям с ОВЗ особенно важно применять индивидуальный педагогический подход, а также обращать внимание на интеграцию ребенка в коллектив. Среди родителей распространено беспокойство насчет того, как обычный класс примет особенного ребенка.

Ольга Бояршинова, педагог Центра лечебной педагогики «Особое детство»:

«Наличие буллинга и неприятия в школе — это ответственность взрослых. Если у ребенка выраженная инвалидность, то как правило, дети сами не травят такого ребёнка. Они могут не понимать, как с ним общаться и в таком случае для объединения детей нужны специальные усилия взрослых. Если их прикладывать с умом, заинтересовывать, а не заставлять, то даже в случае очень тяжелой инвалидности у одного из детей, может получиться интересное общение и важный социальный опыт для всех участников».

Инклюзивность в бизнесе

Разнообразие и инклюзия — важные тренды в бизнесе, помогающие компаниям увеличивать рост и покорять новые рынки.

Эти термины не стоит путать. Когда в компании присутствуют и имеют голос работники разных гендеров, рас, обладающие разным социальным опытом — это разнообразие.

Инклюзивность — системный и широкий подход к организации рабочей жизни, который нельзя определить только количеством сотрудников с инвалидностью или другими представителями инклюзивных классов. Здесь важнее наличие инклюзивного климата, который создает равные условия для всех и исключает бытовую дискриминацию.

Что такое инклюзивность — простыми словами

Об инклюзии в бизнесе и рабочих возможностях соискателей с ограничениями здоровья мы поговорили с Еленой Мартыновой — соосновательницей проекта Everland, инклюзивного пространства, помогающего людям с инвалидностью достичь профессионального роста.

Плюсы инклюзии для бизнеса

Инклюзия несет за собой не только социальные, но и экономические плюсы для бизнеса. К примеру, компании, в которых достигнуто этническое разнообразие, показывают на 35% более высокий результат, а гендерное равенство приносит компании успех на 15% больше, чем у конкурентов, не соблюдающих эти принципы.

Также доказана связь разнообразия и инклюзии с корпоративными инновациями и привлечением новой рыночной аудитории.

Елена Мартынова, соосновательница проекта Everland:

«Самый основной и очевидный плюс — это устойчивость команды, снятие общей тревожности. Если мы понимаем, что рядом есть человек с ограничениями здоровья или приобретенной инвалидностью, но компания дала ему возможность продолжать свою профессиональную деятельность, для нас это сигнал защищенности.

Сотрудники видят, что если с ними что-то случится, они не потеряют работу.

Также люди с инвалидностью привносят с собой очень важную экспертизу для развития клиентского сервиса. Он позволяет учитывать разные аспекты доступности услуг для всех категорий клиентов, в том числе и для людей с разными ограничениями здоровья».

Согласно отчету Accenture Getting to Equal 2020: Disability Inclusion в компаниях, которые возглавляются руководителями, сосредоточенными на работе с людьми с инвалидностью, в сравнении с их коллегами, продажи выше в 2,9 раз, а прибыль — в 4,1 раз. В 2019 году возникло глобальное движение The Valuable 500, объединившее крупнейшие компании со всего мира, которые включили инклюзию в свою стратегическую повестку.

Сложности инклюзии в России

В России немаловажную роль в построении инклюзивного бизнеса играют государственные инициативы и система квотирования. По данным Росстата в 2022 году в России проживает 3,5 миллиона людей с инвалидностью трудоспособного возраста, из них трудоустроены только 1,5 миллиона. Среди этих людей удовлетворены своей работой оказались 36%, когда как 51% оценили свою работу как «не вполне удовлетворительную».

Мартынова из Everland считает, что к этому приводит комплекс проблем как со стороны соискателей с инвалидностью, так и со стороны работодателей. У соискателей с инвалидностью, даже при наличии одного или нескольких высших образований, чаще всего ниже коммуникативные навыки, меньше опыта.

Со стороны работодателей есть запрос на специалистов с инвалидностью и сегодня спрос превышает предложение. Но пока в компаниях нет понимания, как качественно отстроить интеграцию людей с ограничениями здоровья в рабочую среду.

Также соискатель может столкнуться с дискриминацией в зарплате и «стеклянным потолком», при наличии которого сотрудник теряет возможность развиваться внутри компании. Специфической проблемой является страх потери части выплат при трудоустройстве людей с инвалидностью.

Что такое инклюзивность — простыми словами

Как построить инклюзивный бизнес

В современной бизнес культуре активно внедряется идея инклюзивности: выходят исследования и специальные гайды, а от показателей разнообразия во многом зависит репутация. Около 60% компаний из списка Fortune 500 имеют в штате специального сотрудника, отвечающего за инклюзивный климат рабочей среды.

В России также есть компании, которые специализируются на построении культуры разнообразия и инклюзивности.

Ключевые рекомендации по внедрению инклюзии в бизнес:

  • Провести онбординг сотрудника внутри коллектива, чтобы предупредить возникновение стереотипов, дискриминации, страхов в коммуникации.
  • Отобрать подходящие вакансии с учетом специфики аудитории и правильно их описать.
  • Сделать доступным собеседование и адаптировать этап обучения, если он есть.
  • Учесть особенности оформления документов.
  • Грамотно соотнести нагрузку и возможности соискателя.

Во многих компаниях организуются специальные тренинги для HR-менеджеров, а также создаются советы по инклюзивной среде.

Не стоит думать, что внедрение инклюзии очень дорого, и поэтому доступно только крупным компаниям. Эксперт проекта Everland сообщила, что среди партнеров проекта есть много небольших организаций, которые работают с контент-специалистами, переводчиками, клиентскими менеджерами или дизайнерами с инвалидностью.

«Развитие digital и дистанционной работы сильно облегчило взаимодействие всем сторонам. По нашим внутренним исследованиям более 70% соискателей с инвалидностью хотят и могут работать только удаленно. Есть плюс и для работодателей. Дистанционная работа — это возможность обойтись без дорогостоящей адаптации офлайн-инфраструктуры».

Кейсы компаний

В России действует множество организаций, помогающих в трудоустройстве людям с ограничениями здоровья. Крупные компании в основном нанимают сотрудников с инвалидностью через них, но есть и прямые пути, например, на сайте Сбербанка можно фильтровать вакансии, подходящие для людей с инвалидностью. По словам представителей компании, сейчас в Сбербанке работает единственный незрячий сотрудник на всю банковскую отрасль России.

В 2019 году компания «Билайн» присоединилась к движению The Valuable 500, а в 2020-м запустила программу BeeInclusion — экосистему инклюзивных проектов, повышающих качество жизни людей с инвалидностью.

В сети гипермаркетов «Ашан» по всей России работают около 1 тыс. сотрудников с нарушениями слуха, программа работает с 2008-го года. Собеседование в компании адаптировано, при нем присутствует сурдопереводчик, а чтобы избежать недопонимания со стороны покупателей — на кассе стоит табличка «вас обслуживает слабослышащий сотрудник».

Инклюзивность в обществе

Инклюзивная культура не ограничивается доступом к образованию и рабочим местам. Ведь так же, как и люди без ограничений здоровья, представители инклюзивных классов живут в обществе.

К примеру, активно развивается инклюзивный туризм — возможность пользоваться туристическими услугами всем путешественникам без исключения. Основной инструмент инклюзивного туризма — универсальный дизайн, который учитывает особые потребности путешественников, но при этом подходит всем категориям людей.

Читайте также:  Градостроительная типология форм городской среды — презентация на Slide-Share.ru 🎓

Инклюзивность также развивается в модной индустрии и кинематографе. В Голливуде все чаще уделяется внимание репрезентации, актеры с особенностями здоровья получают роли, популяризируется инклюзивный райдер.

На 94-й церемонии «Оскар» в 2022 году награду за лучший фильм получила картина «CODA: ребенок глухих родителей», главная героиня фильма — слышащая девушка, которая живет с глухонемыми родителями и братом. Также актер Трой Коцур, сыгравший отца семейства был награжден статуэткой за лучшую мужскую роль второго плана, став первым слабослышащим актером, удостоенным «Оскара».

Иду на голос!

Эксперты обсудили доступность общественного городского транспорта для инвалидов по зрению

Во Всемирном докладе об инвалидности ВОЗ указывается, что в мире более миллиарда человек живут с какой–либо формой инвалидности (порядка 15% населения Земли).

В России по состоянию на 1 августа 2021 года насчитывается 11,5 млн граждан с инвалидностью, или около 7,9% общей численности населения страны, из них 721,8 тыс. (2,3% общей численности детского населения) – дети.

Важнейшим показателем социальной адаптации инвалидов является их трудоустройство и занятость. В общей численности совершеннолетних инвалидов в Российской Федерации (3,8 млн человек) 35,8% – это граждане трудоспособного возраста. Доля работающих инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста составляет всего 26,3% (1 млн человек), в то время как в странах Западной Европы этот показатель варьируется в диапазоне от 40% (Норвегия) до 48% (Франция).

Очевидно, что люди с ограниченными возможностями здоровья не могут быть вычеркнуты из жизни, им также нужно передвигаться, чтобы доехать до поликлиники, магазина, реабилитационного центра, кинотеатра или музея, не говоря уже о работающих инвалидах, которым необходимо ежедневно ездить на работу.

Какие барьеры затрудняют обычную жизнь человека при наличии у него стойких нарушений здоровья и функций организма? Насколько общественный городской транспорт доступен для маломобильных групп населения, в частности для инвалидов по зрению? Что нужно сделать для обеспечения инвалидам по зрению удобства и общей безопасности использования общественного транспорта, остановочных павильонов и в целом объектов городской инфраструктуры? Эти вопросы стали предметом обсуждения на «круглом столе» в Общественной палате РФ, организатором которого стала Комиссия ОП РФ по доступной среде и развитию инклюзивных практик.

Член Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Илья Зотов обратил внимание на то, что во многих регионах страны проблемы с доступностью общественного транспорта и транспортной инфраструктуры сохраняются. Например, в Архангельске большое количество светофоров на перекрестках работают неэффективно, звуковые сигналы дезориентируют инвалидов, и они могут начать переходить дорогу на красный свет. В Нижнем Новгороде автобусы останавливаются за пределами территории остановочного павильона, что также затрудняет посадку в салон автобуса инвалидов по зрению.

Многие перевозчики не устанавливают в салонах автобусов звуковые информаторы и табло с бегущей строкой, в общественном транспорте отсутствуют кондукторы, и незрячему пассажиру трудно ориентироваться в салоне, оплачивать проезд.

Директор ООО «Институт прикладных транспортных исследований», руководитель научного центра безбарьерной среды на транспорте МАДИ Дмитрий Енин провел анализ нормативных документов, направленных на обеспечение доступности городского наземного пассажирского транспорта для людей с инвалидностью: Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, ФЗ № 220 – об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации, ФЗ № 181 – о социальной защите инвалидов, постановление Правительства РФ от 01. 2020 № 1586 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», приказ Минтранса России от 20. 2021 № 321 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и услуг автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а также оказания им при этом необходимой помощи» (вступил в силу с 1 марта 2022 года и действует до 1 марта 2028 года).

К положительным моментам эксперт отнес:

– наличие законодательно установленных возможностей для органов власти субъектов РФ и местного самоуправления по установлению, уточнению и расширению перечня требований по обеспечению условий доступности транспортного обслуживания инвалидов;

– положительную динамику по реализации мероприятий по повышению условий доступности (более 30% транспортных средств доступны для инвалидов);

– привлечение представителей общественных организаций инвалидов для решения проблем доступности транспортных услуг, формирование для этих целей официально действующих комиссий, советов, рабочих групп;

– внедрение автоматизированных и цифровых систем, способствующих наравне с транспортной составляющей повышению доступности транспортных услуг инвалидам.

Вместе с тем, по мнению Дмитрия Енина, в нормативных документах почти не учитываются технологические требования и способы организации транспортного обслуживания инвалидов; требования к документам планирования регулярных перевозок и их состав не содержат положений по обеспечению условий доступности для инвалидов и маломобильных групп населения; отмечается низкий уровень подготовки кадров, в том числе линейного персонала на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте; доступность транспортных услуг реализуется без учета комплексного подхода к описанию процессов транспортного обслуживания населения как системы, выходящей за пределы процесса перевозки.

По словам эксперта, наибольший объем работ по обеспечению доступности городского наземного пассажирского транспорта для людей с инвалидностью в настоящее время выполнен в городах – участниках Олимпийских игр – 2014, чемпионата мира – 2018, универсиад 2014 и 2019 годов.

Доступность городской инфраструктуры, широкое распространение безбарьерной среды по территории нашей страны – главная цель проекта «Говорящий город», и для ее достижения требуется максимальный охват государственных и коммерческих организаций, транспорта и общественных пространств, заявила генеральный директор системы «Говорящий город» Мария Ромашова.

Для самостоятельного передвижения по городу был разработан ГОСТ 54391–2021 «Система радиоинформирования и звукового ориентирования для инвалидов по зрению и других маломобильных групп населения. Технические требования. Методы испытаний», утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 апреля 2021 года № 226–ст и введен 1 октября 2021 года.

Система «Говорящий город» способствует реализации государственной программы «Доступная среда» и призвана помочь инвалидам по зрению переходить улицу, самостоятельно садиться в наземный транспорт, спускаться в метро, заходить в учреждения культуры, магазины, вокзалы, аптеки, банки, торговые центры – другими словами, обеспечить максимальную доступность транспортной и городской инфраструктуры для незрячих.

Эта система появилась 10 лет назад, и все большее число городов – Москва, Краснодар, Сочи, Севастополь, Омск, Волгоград, Ростов–на–Дону, Пермь, Ижевск, Улан–Удэ и др. – начинают ее внедрять.

Лидером по числу социальных учреждений, объектов инфраструктуры, здравоохранения, культуры, оборудованных системой радиоинформирования и звукового ориентирования слепых и слабовидящих людей «Говорящий город», является Санкт–Петербург.

Благодаря системе «Говорящий город» на регулируемых пешеходных переходах Северной столицы обеспечивается звуковое и речевое дублирование сигналов светофора. Громкость меняется по времени суток вплоть до отключения. При отключенном сигнале незрячий человек, имеющий носимое устройство, может включить сигнал на короткое время. Более трех тысяч пешеходных светофоров оборудованы такой системой. Только в 2019 году на светофорах установлены 928 устройств голосовой сигнализации по 115 адресам Санкт–Петербурга.

За сравнительно небольшой срок системой «Говорящий город» удалось оснастить все станции метрополитена, для маломобильных пассажиров стали доступными практически все троллейбусы и трамваи. Началось оснащение остановочных павильонов наземного транспорта. Параллельно ведется работа по улучшению доступности различных учреждений и других объектов городской инфраструктуры Санкт–Петербурга, что позволяет незрячему быстро найти вход в здание и сориентироваться внутри помещений.

Как устроена работа системы «Говорящий город» на общественном транспорте? Она состоит из двух блоков: инфраструктурного оборудования, которое устанавливается на общественном транспорте, остановках общественного транспорта, регулируемых пешеходных переходах, а также внутри и снаружи общественных зданий, и носимых устройств пользователя (смартфоны с бесплатным приложением или небольшие специальные абонентские устройства). Обмен информацией между носимым устройством и инфраструктурным оборудованием идет по радиоканалам незаметно для окружающих.

Носимое устройство получает и воспроизводит для пассажира сообщение о том, какой тип транспорта прибывает, номер маршрута, направление движения. Оборудование, установленное в транспортном средстве, например в автобусе, информирует водителя о желании пассажира сесть в этот автобус. Над дверью транспортного средства установлен звуковой маяк, помогающий инвалиду по зрению определить точное место нахождения двери.

Зрячий человек никогда не сможет полностью погрузиться в мир слепого и понять его проблемы. Уникальность системы «Говорящий город» в том, что она разрабатывалась при непосредственном участии Всероссийского общества слепых, максимально адаптирована под их нужды, позволяет обеспечить необходимую им доступность общественного транспорта, подчеркнула Мария Ромашова.

Федеральный ресурсный центр универсального дизайна и реабилитационных технологий по поручению Минпромторга России провел исследование доступности объектов инфраструктуры для людей с инвалидностью. Анализ показал, что уровень доступности объектов инфраструктуры в стране за последние два года вырос на 4,36%.

Больше всего объекты адаптированы для людей с нарушениями слуха – рост на 4,72%, для людей с ментальными нарушениями – рост на 4,82%.

Лидером по доступности стал Северо–Кавказский федеральный округ. Доля объектов сферы торговли, общественного питания и бытового обслуживания, доступных для людей с инвалидностью всех нозологий, составила почти 52%, а доля предприятий и учреждений, доступных для людей на кресле–коляске, – 22,24%.

Второй в рейтинге – Дальневосточный федеральный округ, третий – Южный федеральный округ.

К слову, за время работы системы «Говорящий город» стало понятно, что данные технологии могут быть полезны не только для слабовидящих и инвалидов по зрению, но и для других групп населения: инвалидов–колясочников, пожилых людей, детей–инвалидов и других маломобильных групп, в том числе для гостей и туристов с ограниченными возможностями. По словам Марии Ромашовой, в 32 российских регионах данной системой оборудованы:

– более 4000 транспортных средств и остановочных павильонов;

– более 4200 пешеходных светофоров;

– более 1500 различных стационарных объектов.

В Красноярск в рамках федеральной программы «Чистый воздух» национального проекта «Экология» недавно поступила партия из 25 современных трамваев «Львенок» компании «ПК Транспортные системы», оборудованных современной системой информирования и ориентирования «Говорящий город». Первым протестировал систему житель города, инвалид по зрению Степан Кузнецов.

В Красноярском крае проживают около 6 тыс. инвалидов по зрению, 9 тыс. инвалидов–колясочников, 37 тыс. людей с другими проблемами опорно–двигательного аппарата и около 110 тыс. пожилых людей с проблемами зрения. Таким образом, благодаря закупке современного подвижного состава, доступного для всех категорий населения, почти 200 тыс. маломобильных граждан смогут комфортно и безопасно передвигаться по Красноярску.

В Москве с 2008 года приобретается подвижной состав автобусов и троллейбусов только с низким уровнем пола и со специальными аппарелями, предназначенными для посадки/высадки колясочников. Сегодня 98% автобусов ГУП «Мосгортранс», выходящих на линии, приспособлены для перевозки маломобильных граждан.

Ежегодно около 650 тыс. маломобильных граждан пользуются услугами Центра обеспечения мобильности пассажиров Московского метрополитена, его сотрудники оказывают помощь в передвижении по станциям и переходам всем, кто в этом нуждается.

В столице продолжается работа по совершенствованию всей транспортной инфраструктуры, чтобы сделать ее более доступной, удобной и комфортной для людей с инвалидностью.

Советник министра строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан Ирина Просвирякова рассказала о более чем 10–летнем опыте сотрудничества с Обществом слепых по вопросам повышения доступности инфраструктуры, в том числе и транспортной, для людей с нарушением зрения. Так, в рамках реализации программы «Доступная среда» на 30 городских автобусах одного маршрута были установлены специальные аудиоинформаторы, подающие звуковые сигналы для людей с нарушением зрения. Этот маршрут был выбран не случайно, является социально значимым для инвалидов по зрению, так как по ходу следования маршрута расположены спортивно–культурные организации для инвалидов, предприятие «Электроконтакт», где работают инвалиды по зрению, республиканская специальная библиотека для слепых и слабовидящих людей и республиканский центр реабилитации для слепых и слабовидящих.

С одной стороны, людям с нарушением зрения стало легче ориентироваться на остановках, с другой – использование таких аудиоинформаторов в крупных мегаполисах малоэффективно ввиду сильного шума, пояснила Ирина Просвирякова: «Стали увеличивать громкость динамиков на максимальный уровень – начали поступать жалобы от обычных людей, проживающих недалеко от остановок, на шум в ранние утренние часы и поздним вечером. Еще одна проблема связана с тем, что водители зачастую либо не доезжают до остановочного павильона, либо проезжают его, в этом случае посадка в автобус инвалида по зрению, идущего на звук динамика, становится небезопасной. Если динамики установлены на нескольких транспортных средствах, которые одновременно подходят к остановке, возникает какофония, что затрудняет ориентацию пассажиров с нарушением зрения».

Читайте также:  "1042 Связи с общественностью и связи с общественностью

В Татарстане пришли к выводу, что более целесообразным является использование системы «Говорящий город», и внесли предложение сделать эту программу федеральной, чтобы частично финансировать ее внедрение за счет средств федерального бюджета.

Эту мысль продолжил главный редактор журнала «Доступная среда», член отраслевого методического совета Минтранса России по вопросам формирования на транспорте доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп Сергей Сохранский: «Создание доступной среды – это комплексная задача, которая не может решаться по–своему в различных регионах. Инвалид по зрению должен иметь возможность перемещаться по всей территории страны. Попытки регионов придумать свое уникальное решение не увенчались успехом, пока ничего лучше системы радиоинформирования и ориентирования инвалидов по зрению «Говорящий город» не придумано. Национальный стандарт появился после того, как был представлен на одном из обсуждений в Минтрансе, где были выбраны пилотные регионы для апробирования этой системы».

Мелочь, а неприятно

Ведущий эксперт национального объединения «Доступная городская среда» (НО ДГС) Сергей Чистый еще раз привлек внимание экспертного сообщества к тому, что при решении проблемы обеспечения доступности общественного транспорта для инвалидов не должно быть мелочей. Казалось бы, приобретение низкопольного пассажирского общественного транспорта – хорошее дело, но если высота посадочной платформы не соответствует уровню пола в низкопольном автобусе, то инвалид–колясочник или слепой человек не сможет самостоятельно сесть в автобус или выйти из него. Аналогичная проблема существует и на современной МЦК, где платформы ниже уровня пола вагона, и инвалид–колясочник не в состоянии заехать в вагон без посторонней помощи.

«Практика формирования карманов на остановке показала, что автобус не может ровно подъехать к платформе, поэтому необходимо делать антикарманы – выступ на проезжую часть, чтобы автобус встал ровно к посадочной платформе, – сказал Сергей Чистый. – Для удобства пешеходов нужно конструировать специальные перекрестки, на котором проезжая часть и тротуары находятся на одном уровне за счет того, что машины поднимаются на это возвышение и спускаются на проезжую часть при проезде перекрестка».

Чтобы не привлекать большое количество персонала для помощи инвалидам для посадки в городской общественный транспорт, в первую очередь нужно создавать базовые архитектурные элементы, обеспечивающие плоский вход/выход пассажиров в общественный транспорт с посадочных платформ наземной инфраструктуры общественного транспорта в городах РФ и позволяющие инвалидам самостоятельно осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта, убежден эксперт, а покупка низкопольного общественного транспорта должна быть финальным актом создания безбарьерного транспортного каркаса города.

Нередки ситуации, когда водители намеренно отключают в салонах звуковые информаторы и бегущую строку с информацией об остановках и маршруте, игнорируют маломобильных пассажиров, уезжают, не убедившись, что все, кто хотел, попали в салон.

«Необходимо включить в практику работ региональной и местной исполнительной власти заключение договоров с перевозчиками на выполнение регулярных и нерегулярных перево-

зок общественным транспортом и легковым такси обязательные требования к обеспечению качества доступности транспортных услуг для пассажиров–инвалидов, а также осуществлять надзор за выполнением данных требований. Транспортные организации должны обеспечить информирование населения в доступной форме о принятых обязательствах по обеспечению доступности транспортных услуг», – заявил генеральный директор Ассоциации производителей сервисных услуг для пассажиров Александр Авдеев. По его мнению, главным результатом работы по обеспечению доступной среды для людей с инвалидностью должно стать обеспечение условий шаговой доступности от места проживания до места оказания пассажирских перевозок. В настоящее время ни в одном городе РФ задача обеспечения шаговой доступности не решена.

По итогам обсуждения в ОП РФ будут выработаны рекомендации с целью информирования полномочных структур о проблемах, с которыми сталкиваются люди с полной или частичной потерей зрения на объектах городской инфраструктуры и на общественном транспорте, и возможных путях их решения.

Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»

Преимущества ПББ

Основным преимуществом ПББ перед спиральным ограждением является его внешний вид, который выглядит менее агрессивно. Благодаря этому свойству, такие ограждения часто применяются в местах, которые посещают люди, например, при ограждении периметра складов или производственных объектов, расположенных внутри городской застройки.

Вместе с тем, такие ограждения полностью выполняют основную свою функцию — недопущение посторонних на охраняемую территорию или объект.

Еще одним важным преимуществом является то, что плоский барьер безопасности не выпирает за основной забор, в случае его использования в качестве дополнительной защиты сверху основного ограждения. Это свойство важно при использовании такого типа ограждения в плотной застройке или местах, где проходит большое количество людей, например, таможенных переходах либо контрольно-пропускных пунктах.

ПББ часто применяются при ограждении садовых участков и огородов, не отнимая много полезного пространства и не предотвращая попадания солнечного света и свежего воздуха.

Технические характеристики

Торговый дом «Кровельный» предлагает плоские барьеры безопасности, произведенные из армированной, высокопрочной колючей проволоки. Срок эксплуатации такого ограждения достигает 25 лет благодаря тому, что используется оцинковка и проволока не подвергается воздействию коррозийных явлений.

Витки скреплены между собой прочной вязальной проволокой, которая также защищена от воздействия внешней среды. Применение такого вида ограждений возможно в любой климатической среде.

При изготовлении барьера применяется проволока, которая соответствует всем нормативным требованиям и техническим характеристикам. Перед продажей все материалы проверяются на наличие производственных дефектов.

Монтаж

Монтаж ПББ осуществляется при помощи дополнительных комплектующих, таких как струна, кронштейны, крепления. Установка осуществляется на заранее подготовленные опоры либо сверху существующих ограждений.

Струны, на которых производится растягивание плоского барьера безопасности должны быть прочно закреплены и иметь натяжение, достаточное для того, чтобы не возникло провисание и барьер выполнял свои непосредственные функции — предотвращение проникновения на огороженный участок.

При монтаже важно соблюдать технику безопасности, использовать защитные рукавицы.

Как заказать

ТД «Кровельный» реализует плоские барьеры безопасности в Санкт-Петербурге. Продукция сертифицирована и имеет длительный гарантийный срок эксплуатации.

Наши менеджеры помогут рассчитать необходимый объем материала, исходя из заявленных покупателем требований.

Адаптация жилых домов

Стоит признать, что большинство жилых домов, возводившихся ещё 15-20 лет назад, не было приспособлено для маломобильных горожан. В новых домах уже есть и бетонный пандус у подъезда, и полозья на лестницах, ведущих к лифту (район Фили-Давыдково):

Куда хуже жителям домов со старой планировкой, например, тем, кто живет в пятиэтажных домах без лифта (район Фили-Давыдково):

Как видно, здесь совсем мало места для полозьев. В Москве эту проблему решают установкой такого мобильного варианта (район Орехово-Борисово):

Подобную конструкцию крепят к перилам или стене, если она не нужна в данный момент.

Подземные и надземные переходы

Главный же барьер в городе – это улицы с потоком машин. Если обычную «зебру» достаточно легко оборудовать спусками и тактильной плиткой, то с подземными переходами всё куда сложнее. Кстати, сама идея подземных переходов относительна нова. С развитием метростроя, а именно с 1930-х годов, подземные переходы стали рыть для выхода со станций метро. В 1960-х годах строительство переходов под проезжей частью приобретает массовый характер, по примеру Москвы их начинают строить даже в тех городах, где метро нет. В итоге часто мы имеет ситуацию, когда подземный переход – единственный способ перебраться с одной стороны улицы на другую, например, на улицах Новый Арбат, Воздвиженка, на Кутузовском проспекте.

Самый распространенный пример адаптации подземных переходов – это монтаж таких вот полозьев с одной расширенной частью (улица Новый Арбат):

Что такое инклюзивность — простыми словами

Там, где место позволяет, от перехода отводят отдельный пологий пандус, которым с удовольствием пользуются все, так действительно удобнее (улица Большая Якиманка ):

Стоит сказать, что адаптация подземных переходов в Москве не может не радовать. При подготовке этого репортажа нам не удалось найти ни одного перехода, где не было бы металлических или бетонных полозьев.

Что касается «зебры», то самая распространенная «недоделка» — это переход, ведущий в бордюр (Большой Афанасьевский переулок):
Бывает и так, что адаптированное новое сталкивается с неадаптированным старым. Досадный тому пример – один из подземных переходов под Лубянской площадью. Новый вход в «Детском мире» оборудован пандусами, спусками и даже лифтом (правда, на момент подготовки этого материала он не работал), но воспользовавшись им, маломобильный человек упрется в тупик, ведь с другой стороны два марша крутой лестницы.

Транспорт

Быстрее всего в Москве меняется автобусный парк. К новым синим автобусам на улицах столицы мы уже привыкли. Они не только низкопольные, т. зайти в них можно без ступенек, но и внутри оборудованы грамотно.

Что такое инклюзивность — простыми словами

Обратите внимание на широкую площадку перед дверями и на места с высоким поручнем, чтобы удобнее было вставать и садиться.

Синий цвет транспорта в столице вообще стал означать всё новое и удобное. Вот и городские маршрутки, появившиеся совсем недавно, адаптированы для маломобильных людей.

Несколько отстают троллейбусы. Оно и понятно, их будущее в столице туманно, так что новые модели поступают редко, а те, что служат жителям сейчас, достаточно высоки.

Хуже всех с безбарьерностью справляются трамваи, хотя и здесь есть свои лидеры и аутсайдеры. От метро «Сокол» ходят, пожалуй, самые красивые и современные в городе трамваи. Они не только бесшумные, но и не имеют ступенек.

Обратите внимание, что зазор между входом и перроном минимален.

К тому же, они красиво смотрятся в городе. На соседней «Войковской» тоже есть трамвайный круг, только здесь люди штурмуют подъем и две ступеньки.

Городской транспорт точно соответствует названию нашей статьи, есть как успехи, так и неудачи.

Доступ в здания

К примеру, на Кузнецком мосту из 34-х входов в здания мы насчитали лишь 10, оборудованных пандусами или имеющих низкий порог. На улице Рождественка, из 16 только 3, на Никольской, из 51 – 16.

За примером удачной адаптации здания для маломобильных людей отправляемся на Тверскую улицу, в центр «Преодоление». Здесь находится музей-квартира Н. Островского, автора культового романа «Как закалялась сталь». Известно, что Островский писал это произведение, будучи прикованным к постели. Последствия ранения лишили его не только способности двигаться, но и возможности видеть. Поэтому центр «Преодоление» рассказывает о людях, которые занимаются творчеством и общественной деятельностью, несмотря на врожденные недуги, особенности развития, последствия травм.

Три этажа этого когда-то жилого дома сталинской планировки полностью оборудованы под нужды маломобильных людей:

Что такое инклюзивность — простыми словами

Что такое инклюзивность — простыми словами

В качестве заключения

В Европе существует премия «Access City Award», ежегодно присуждаемая самому адаптированному для нужд маломобильных людей городу. Последние несколько лет победителями становились Милан, шведские Бурос и Гётеборг, а также Берлин и Зальцбург. Что касается России, то Министерство труда и социальной защиты называет Казань и Сочи самыми «удобными» городами нашей страны. Как видно, Москве есть куда стремиться.

Кое-что сделано, но многое ещё предстоит. Ремонт более 60-ти улиц этим летом, который у всех на устах, сделает город не только красивее, но и удобнее. Удобнее для всех нас.

Важно помнить, что одно грамотное решение по созданию безбарьерной среды в буквальном смысле расширит чьи-то горизонты, поможет выйти из дома и участвовать в общественной жизни наравне со всеми. Ну а  пока мы стремимся к городу без барьеров, не проходите мимо тех, кому можете помочь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *